План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: 2 класс Значение воды для жмзни человека
Открытый урок
по познанию мира
тема: «Значение воды для жизни человека»
2 класс
Пузина Н.В. .
2006
Тема: Значение воды для жизни человека
Цель: углубление знаний детей о роли воды в жизни человека; развивать речь, мышление, познавательный интерес; формировать бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка дом. зад.
Тест
- Выбери 3 состояния воды: жидкое, легкое, мягкое, твердое, парообразное, текучее, газообразное.
- Подчеркни свойство воды: жидкость, бесцветная, белая, бесформенная, невидимая, прозрачная.
- Обобщение
Вода – это жидкость.
Сегодня на уроке мы присутствуем на научной конференции, на которой присутствуют люди разных профессий и зрители, которые могут вступить в диалог.
Задача нашей конференции доказать значимость воды для человека.
- Словарная работа: Конференция
Биолог
Инженер
Экономист
Эколог
- Обсуждение темы урока
— Первыми к обсуждению приглашаются БИОЛОГИ.
Биолог 1.
— Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Организм человека, в том числе кровь, мозг больше чем на половину состоит из воды.
А в некоторых растениях ее содержится еще больше.
Схема 1.
Вода – важное для организма вещество на 1 кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды.
Вывод – вода входит в состав любого организма.
Биолог 2.
Вода также является домом для множества растений и животных.
Схема 2.
— Как связана с водой их жизнь?
Вывод:
При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды быстро гибнут.
Например: собака – без пищи – 100 дней, а без воды – 10 дней, человек без пищи может прожить больше месяца, без воды – всего несколько дней.
Как животные и растения приспосабливаются обходиться малым количеством воды, например в пустыне?
Биолог 3.
Не умыться, не напиться
Без воды
Листику не распуститься
Без воды
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
Вывод:
Вода – это жизнь!
Своими мыслями с нами поделится ИНЖЕНЕР.
Инженер.
Вода друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Гидроэлектростанции – электричество. Вода – важный помощник для человека.
Картинки:
ГЭС на Бухтарме (г. Серебрянск)
Экономист.
Предлагаю решить задачи
- В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?
- При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? За месяц?
(дети приводят вычисления и отвечают на вопросы задач)
— Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где мы её можем встретить. Откуда в наш город поступает вода. (водозабор)
Часто бывает в жизни так, что люди забывают о цене воды.
Пословицы.
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
Слово экологам.
Эколог 1.
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Эколог 2.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести
Только чистого местечка не найти.
— Подумайте, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие.(рис.)
Работа с учебником с 43.
— Найти, что нового узнали из прочитанного, о чем мы не говорили на уроке? (у берегов рек хорошо растут деревья. Почему? Вода океанов, морей соленая)
Закрепление.
- Работа в четверках
- Давайте подведем итог нашей работы
- Какое значение имеет вода для жизни?
Докажи:
— Вода – это жизнь, красота и здоровье.
— Вода – помощник человек (питье, пища, умывание, купаемся, стираем и т.д.)
— Вода – удобная дорога.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.»
Актуан де Сент – Экзюпери.
Разработка классного часа во 2 классе на тему: «Вода»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопавловская средняя общеобразовательная школа № 33»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Вода- Здоровье»
«Чистая вода – долгая и здоровая жизнь»
Классный руководитель 2 КРО класса:
Аврамкина Юлия Александровна
Апрель 2018
«Чистая вода – долгая и здоровая жизнь»
Цели:
1.раскрыть значение воды в жизни человека и пользе, которую она приносит; прививать бережное отношение к ней; бороться за чистоту воды и охрану водоёмов;
2.развивать устную речь учащихся, воображение, память, мышление, познавательную активность;
3. прививать бережное отношение к воде; бороться за чистоту воды и охрану водоёмов;
Оборудование: выставка рисунков, загадки, ребусы, викторины, глобус, презентация о воде и её охране, стихи, фотографии и творческие работы ребят.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
2. Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы с вами поговорим об очень важной жидкости. Давайте быстро раскрутим глобус. Что вы увидели? Какого цвета больше всего? (голубого). Это потому, что синей краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. Голубой краской на глобусе обозначены все океаны и моря. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.
-А знаете ли вы, сколько океанов на нашей планете? (4)
-Какой океан самый большой? (Тихий)
-А какой самый маленький? (Северный Ледовитый)
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё –водные запасы земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на земле. Вода – важнейшее условие для существования жизни растений, животных и человека.
3. Сейчас мы с вами совершим путешествие по станциям.
1.Станция «Это интересно».
Собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не больше 10.
Человек без пищи может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. Растения без воды увядают и погибают. Вода есть даже в камнях, продуктах, во всех живых организмах.
Организм человека состоит в основном из воды: она содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу, с её помощью удаляются из организма вредные вещества.
Например: ель весит 100кг, из них 80 кг – вода; нарцисс -100г, из них – 85г – вода; лосось 2кг, из них 1,5кг – вода.
Вывод: всему живому нужна вода, и особенно, чистая.
Запасы пресной воды на земле невелики и поэтому мы должны расходовать воду экономно! Вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить напрасно!
2. Станция «Медицинская» (встреча с мед.работником):
— Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, можно ли пить сырую воду из-под крана? (нет). Верно, вода, которая течет из водопровода – хлорируется. Это нужно для того, чтобы в ней погибли болезнетворные микробы. Особо чувствуется привкус хлора в воде весной и осенью. Но, попадая в организм, хлор наносит человеку вред, разрушая внутренние ткани нашего организма.
Поэтому воду пить лучше отфильтрованной или отстоявшейся, или кипячёной.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
Всё возвратится снова!
3. Станция «Загадки»
1 уч–ся:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
(вода)
2 уч–ся:
На свете нет её сильнее.
На свете нет её буйнее.
В руках её не удержать
И на коне не обогнать.
(вода)
3 уч–ся:
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(сосулька)
4 уч–ся:
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывёт.
(облако)
5 уч–ся:
В белом бархате деревья, и заборы, и дома,
А как ветер нападёт – этот бархат опадёт. (иней)
6 уч–ся:
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(туча)
7 уч–ся:
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось.
(снег)
8 уч–ся:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(снежинки)
4. Станция «Использование воды»
Где же используется вода?
-для хозяйственных нужд
— для перевозки грузов
— для отдыха на воде и т.д.
Рассмотрим таблицу «Расход воды»
Вывод: Вот как много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно ли что – нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? (да)Нужно:
— не забывать закрывать кран
— на отдыхе – не засорять, не загрязнять водоёмы
— на предприятиях обязательно устанавливать очистные сооружения.
5. Станция «Состояния воды»
Где ещё в природе встречается вода, кроме рек, озёр, океанов, морей? (дождь)
В скольких состояния может находиться вода? (В трёх: твёрдом, жидком и газообразном)
Приведите примеры трёх состояний. (лёд, жидкость и пар)
Мы говорим «вода испарилась», т.е. превратилась в пар в виде крохотных капелек, которых даже не видно. Они поднимаются в воздух, встречаются высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки – это замёрзшие капельки воды.
(монтаж из 6 учащихся)
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
— Откуда ты?
Вода в ответ:
— Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
— Откуда ты? – спросил росу.
— Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок, из океана!
— Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
— Знай, малыш,
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Предлагаем вам ответить на вопросы:
Назовите 3 состояния воды. (пар, лёд, жидкость)
Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, т.к. шар имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объёме)
Сколько лучей у снежинки? (6)
Для чего нужен растениям снег? (уберегает от мороза)
Почему лёд плавает? (он легче воды)
Существует ли живая вода? (Да – это минеральная вода)
Текут ли реки под землёй? (да)
Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка или пара? (гейзер)
Сколько на нашей планете океанов? (4)
Назови самый большой и самый маленький океан (Тихий и Северный Ледовитый)
Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – это? (моря)
Самое солёное море? (Мёртвое)
Самое глубокое озеро и в нём пресная вода? (Байкал)
Самая длинная река? (Нил)
7. Станция «Творческая»
(выставка фотографий и сочинений о воде)
8. Станция «Берегите воду – долго проживёте»
Листику не распуститься без воды.
Не напиться, не умыться без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек!
И поэтому всегда всем везде нудна вода!
Чистой воды на земле становится все меньше.
Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.
Разные народы придумывали пословицы о воде. Хотя они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.
III Итог занятия: Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Без воды жизнь на земле невозможна!
Исполнение песни «По весенней, по воде».
Мелькнул бумажный парус
Над свежею волной.
Качается кораблик
Прощается со мной.
За дальним горизонтом
Ему уже видны
И мельницы, и башни
Неведомой страны.
Припев:
По весенней, по воде
Мелькнул бумажный парус
Над свежею волной
Прощается со мной.
По весенней, по воде
Мелькнул бумажный парус
Качается кораблик, прощается со мной.
Там пекари прохожим
Бросают калачи,
Под небом на канате
Танцуют циркачи.
Там целый день на пони
Катается народ,
И старый лев зевает
У городских ворот.
Припев: тот же.
Плывёт кораблик в гости,
Гремит салют в порту,
И каждый вслух читает
Названье на борту.
Качается кораблик
И все кричат: « Привет !»
Как будто бы знакомы
Мы с ними много лет.
Частушки про воду:
Шар земной – наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
До чего ж природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
То бросаем, то уроним
На дороге, на траве.
Мы все в мусоре утонем,
Если мусор в голове.
Мы не будем петь про кофе О воде мы спорим много, Мы не будем петь про квас, Как её для нас сберечь.
Ну а мы споём вам сходу, И без слов всем надо помнить,
Про вкусную нашу воду. Без неё и хлеб не спечь.
Ой, ты, реченька река,
Не поймаешь окунька.
Ловится лишь на крючок
То пакет, то башмачок.
Выпил воду я из крана, Кто послушал все частушки
Глядь — а я позеленел. Проживёт 120 лет,
Говорила же мне мама, А Кто воду сбережёт,
Пить из крана ты не смей! Проживёт и до двухсот.
Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме: Презентация «Почему воду называют источником жизни»
Слайд 1
Почему воду называют источником жизни? Работу выполняли ученики 2 класса (группа « Знайки »)Слайд 2
В ходе работы мы узнаем: Какое значение имеет вода в жизни человека? Зачем растениям нужна вода? Для кого вода является природным домом? Можно ли водой любоваться?
Слайд 3
У тебя нет ни цвета , ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.
Слайд 4
Вода повсюду: Мы наблюдали, что помяв в руке лист растения, можно обнаружить в нём влагу. Как много сока в арбузе, апельсине, лимоне.
Слайд 5
Значение воды: Вода в жизни человека Много воды в теле человека. Новорождённый ребёнок на 75 – 80% состоит из воды. У пожилых людей содержание воды составляет 57%.
Слайд 6
Практическая работа Мы решили посчитать, сколько воды содержится в теле человека нашего возраста. Для этого нужно массу тела человека разделить на 3, а полученное число умножить на 2. Таким образом получилось, что в нашем теле примерно 22 кг воды.
Слайд 7
В быту вода – это средство гигиены
Слайд 8
Вода нужна для питья. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Человеку в сутки нужно более двух литров воды.
Слайд 9
Без воды не постираешь, не приготовишь обед, не умоешься. Вода необходима человеку
Слайд 10
Вода нужна растениям В c е растения пьют воду и с ней получают питательные вещества и минеральные соли.
Слайд 11
Эксперимент Мы взяли цветок с поникшими листьями и пересохшей землёй в горшке. Полили цветок и обильно побрызгали его водой. Через некоторое время цветок ожил. Без воды растения погибают.
Слайд 12
Вода – природный дом для животных Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озёра, пруды.
Слайд 13
Всем животным для жизни необходима вода
Слайд 14
Вот она какая вода! Вода «добывает» электрический ток . Вода – это самая Большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут грузы и пассажиров.
Слайд 15
Вода – это красота Тихие пруды и озёра, заводи и речки ласкают взоры, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя синеву неба. Можно часами любоваться их красотой.
Слайд 16
Вывод: Благодаря широкой распространённости воды и её роли в жизни всего живого, вода является первоисточником жизни на Земле.
Слайд 17
Не умыться , не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем, везде нужна вода!
Слайд 18
Литература: 1.Детская энциклопедия. « Я познаю мир » 2010г. 2.Гальпернштейн Л. Я. « Моя первая энциклопедия » . Изд. « Госмэн » 2005 г. 3.Занимательная энциклопедия « О чём не знал Энштейн » Москва 2002 г. 4.Океаны. Мир книги. Москва 2006г. 5.Гумилевская М. « Почему так бывает » . Интернет – источники http://inforecept.ru/stati/sad-i-ogorod/voda-i-polivy.html http://picsdesktop.net/Ocean/1152x864_PicsDesktop.net_45.jpg.htm http://susanin.udm.ru/news/2009/09/11/179608 http://krasnodar.barahla.net/services/204/3966885.html http://www.wallpage.ru/kartinki_oboi_kapelki-77154.php
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Конспект урока «Свойства воды» 2 класс
Методическая разработка урока.
Педагогические целиЦели урока:
Образовательные:
— Определить в ходе опытов основные свойства воды, обобщить знания учащихся о воде, показать использование свойств воды в жизни человека.
Развивающие:
— Способствовать развитию наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;
— развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения;
— развивать умение работать в группе, формировать умения работать с книгой – источником информации.
Воспитательная:
-Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Технологии
Проблемно-диалогическая, ИКТ, технология здоровьесбережения
Планируемые результаты
Планируемые результаты:
Предметные:
— Определить в ходе опытов свойства воды;
-проводить исследование воды и определять её основные свойства;
-составлять правила бережного использования воды;
-понимать значение воды для всего живого на земле.
Метапредметные:
Регулятивные:- Следовать инструкциям при проведении наблюдений и опытов;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— предвидеть возможности получения конкретного результата (опыт)
Познавательные: — Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов;
— работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, результаты наблюдений, иллюстрации).
Коммуникативные: — Договариваться о распределении функций и ролей при работе в группе;
— коллективное обсуждение результатов, полученных в процессе проведения опытов;
— формулировать собственное мнение и позицию;
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Личностные:
Проявлять
-интерес к изучению темы;
-позитивное отношение к экономному расходованию воды;
-осознание собственных достижений при освоении темы.
Основные понятия
Вода, свойства воды.
Межпредметные связи
География.
Методы обучения
Объяснительно – иллюстративный, деятельностный, репродуктивный, словесный
Оборудование
Компьютер, проектор, экран, наборы химического лабораторного оборудования, «Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass», документ-камера, презентация
УМК
Учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир», 3 класс, 1 полугодие.
Методическое пособие. Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах
Пояснительная записка
Урок « Свойства воды » проводится из общей темы «Вода, воздух, горные породы и почва ». На тему «Вода, воздух, горные породы и почва» отводится 16 часов. Данный урок проводится по счёту – 1.
На протяжении всего урока создаются условия для поддержания познавательного интереса у учащихся.
Отдаётся приоритет развивающей функции обучения. Важно не только формирование знаний, понятий, представлений, но и формирование способов работы с учебным лабораторным оборудованием. Поэтому большое внимание уделяю формированию приёмов умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом усвоения знаний. Обучаю младших школьников навыкам основных мыслительных операций.
В процессе организуемых на уроке речемыслительных действий школьники учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, устанавливать закономерности, строить умозаключения, обосновывать выводы, к которым они приходят в процессе выполнения заданий. Учатся задавать вопросы, обнаруживая область своего знания и незнания. На протяжении всего урока создаются условия для активизации мыслительной деятельности.
Для активизации мыслительной деятельности включаются задания поискового характера, проблемные ситуации, где ученики рассуждают, предлагают свои версии, высказывают предположения.
Создаются условия для включения учащихся в учебное сотрудничество, через продуктивную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность , работу в группах.
Осуществляется рефлексивная деятельность: интеллектуальная (чему я научился, чего не знаю) и сенсорная (доволен или недоволен своей работой, удалось или не удалось).
Методическая обоснованность использования учебно-лабораторного оборудования.
В рамках ФГОС второго поколения предусматривается обязательное использование в учебном процессе начальной школы ряда технических и программных средств, именуемых комплектом учебно-лабораторного оборудования.
Использование современного учебного лабораторного оборудования очень важна, потому что позволяет продемонстрировать уже наработанный опыт использования современного учебного лабораторного оборудования,
Именно при такой форме работы возможна конструктивная беседа, обмен мнениями о том, что получилось или не получилось, в такой обстановке устанавливаются доверительные взаимоотношения.
На таких уроках ребенку гораздо легче воспринимать информацию. Использование учебно-лабораторного оборудования приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Взаимодействие становится более наглядным и интересным, в результате более эффективным.
Наибольший интерес у учащихся вызывают возможность использования химического лабораторного оборудования, как новизна изложения материала, опыты, демонстрация и эксперимент.
Используя современное учебно –лабораторное оборудование, соответствующее новым Стандартам, мой урок становится более ярким, насыщенным, интересным, разнообразным.
Деятельностьученика
Деятельность
учителя
Формируемые УУД
1.Организационный момент. (1мин)
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу
включайся, дружок!
Приветствуют учителя.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
Мотивирует учащихся
на работу.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
2. Актуализация знаний. (3 мин)
Цель:
актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
-Ребята, что случилось с цветком? — Как вы думаете, отчего он завял? — Цветку не хватает влаги. -Что нужно сделать, что бы он ожил? –Полить водой. — Полейте, пожалуйста, цветок. Через некоторое время посмотрим, что произойдет с ним. – Могут ли растения обойтись без воды? -Нет. -Может ли человек обойтись без воды? -Нет. -Для чего ещё нужна вода?
Отвечают на вопросы.
Поливают цветок.
Выставляет на стол комнатный цветок с поникшими листьями.
Задаёт вопросы.
Обобщает ответы детей.
Организует показ видеоролика.
Познавательные: общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего мнения.
3. Постановка учебной задачи. (3 мин.)
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Чтобы определить тему урока, просмотрите видеоролик «Великая тайна воды»
— О чём говорится в видеоролике?
— О тайне воды.
-В чём же тайна воды?
-Предлагаю, вам разгадать тайну воды.
— Определите тему урока.
— Тайна воды.
-Тайна воды кроется в её свойствах.
— Уточним тему нашего урока
-Тема урока: Свойства воды.
— Какова цель нашего урока?
— Узнать какими свойства обладает вода.
-Посмотрите в Толковом словаре, какое значение имеет слово «свойство» (Свойство – качество, признак, составляющий отличительную особенность чего-нибудь)
Изучать свойства вы будете в своих лабораториях. В каждой группе выбираете главного научного сотрудника, который будет руководить работой . На столах уже приготовлен весь необходимый для работы материал.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
Просматривают видеоролик.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока и цель урока.
Работают с толковыми словарями.
Организует показ видеоролика.
Задаёт вопросы.
Обобщает ответы детей.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
4. Организация исследовательской работы. (3 мин)
Цель: организовать исследовательскую работу.
-Изучать свойства вы будете в своих лабораториях. Класс делится на группы. В каждой группе выбираете главного научного сотрудника, который будет руководить работой . На столах уже приготовлен весь необходимый для работы материал.
-Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности. (Приложение 1)
— Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группе.
Организуют рабочее место для исследовательской деятельности.
Организует исследовательскую работу.
Знакомит с алгоритмом работы.
Организует повторение техники безопасности.
Регулятивные: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя.
Познавательные: знакомятся с техникой безопасности при лабораторных работах.
Коммуникативные: проявляют интерес к общению на уроке.
5. Физминутка (2 мин)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Звучит звон ручейка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Выполняют движения
Показывает движения
Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения.
6.Лабораторная работа (10 мин)
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств воды
Алгоритм работы
1. Озвучить цель исследования.
1. Пользуясь инструкцией проделать опыт. (Приложение2)
2. Занести результаты в лист исследования. ( Приложение 3)
3. Сформулировать вывод.
Опыты
Состояние.
Вкус.
Прозрачность.
Цвет.
Запах.
Растворимость веществ.
Очистка воды.
-Оформим вывод. (презентация на интерактивной доске SMART Board ) Вставьте в текст нужные слова.
Вода не имеет запаха, цвета, вкуса она прозрачна и текуча. Вода – растворитель многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра.
Пользуясь инструкцией проводят опыт, результаты фиксируют в листе исследования, формулируют вывод .
Вставляют в текст пропущенные слова. Формулируют общий вывод.
Координирует практическую работу, обеспечивает контроль над выполнением задания.
Регулятивные: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя. Познавательные: выделяют свойства воды в определённой последовательности. Коммуникативные: воспринимают мнение сверстников, проявляют интерес к общению на уроке.
7. Закрепление “Роль воды в жизни человека и охрана вод”.
(5 мин)
Цель:
Показать значение воды для живых организмов.
— Давайте соберём, очищенную воду в сосуд, чтобы поливать ею цветы в кабинете.
-Ребята, посмотрите, наш цветок ожил.
Воду пьют и растения, и животные и люди. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?
Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».
Видеоролик «Чистая вода»
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги-
Мы ведь на планете не одни!
В.А.Андреев
Собирают очищенную воду в один сосуд.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Уточняют свои знания по данному вопросу.
Просматривают видеоролик.
Организует беседу, помогает сделать вывод.
Регулятивные:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные:
Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.
8.Самостоятельная работа (5 мин.)
Цель:
выявить новые свойства воды путём исследования текста учебника.
-Откройте учебник с. 26-27, прочитайте текст и назовите свойство воды, о котором мы ещё не говорили.
(Вода плохо проводит тепло)
— Впишите это свойство воды в лист исследования.
Работают с учебником.
Вписывают результаты работы с текстом в лист исследования.
С помощью документ-камеры демонстрирует текст учебника.
Познавательные:
Воспроизводить по памяти
информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
9. Проверочная работа (3 мин.)
Цель:
проверить усвоение нового материала
— Просмотрите ещё раз все свойства воды в листе исследования, приготовьте пульты системы Proclass и ответьте на вопросы теста. (Приложение 4)
С помощью системы Proclass дети отвечают на вопросы теста.
Организует тестовую работу, связывая результаты урока с его задачами.
Регулятивные:
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
(2мин)
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.
1. Прочитать материал учебника.
2. Подобрать пословицы о воде.
Записывают домашнее задание в дневники.
Озвучивает домашнее задание. Объясняет его выполнение.
11. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
(3 мин)
Цель:
Зафиксировать новое содержание урока.
-Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости.
— Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?
-Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?
— Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?
Чтобы цветок не завял, соберём для полива воду.
-На ваших столах – капельки воды. Заполните, ту или иную леечку капельками, в зависимости от своего эмоционального настроения.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Собирают капельки воды в ту или иную леечку.
Организует фиксирование содержания.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.
Приложение 1
Правила по технике безопасности при проведении опытов:
1. Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
2.С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
3.Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
4.Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
5.Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
6.. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
7.Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником группы.
8.Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
9.Обмен мнениями по результатам проведённого опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.
10.Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
11.После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Приложение 2
Опыт 1.Цель: определить состояние воды.
1.Перелейте воду из одного стакана в другой.
— Течет вода?
2.Сформулируй вывод.
3.Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт 3.
Цель: проверить воду на прозрачность
1.Опустите в стакан с водой ложку.
— Видна ли ложка в стакане?
2.Сформулируйте вывод
3.Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт 2.
Цель: выяснить, имеет ли вода вкус?
1.Попробуйте воду на вкус: сок, воду
-Имеет ли вкус сок, а вода?
2. Сформулируй вывод.
3.Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт 5.
Цель: определить, имеет ли запах вода?
1.Возьмите пробирку с соком и стакан с водой и понюхайте.
— Имеет ли запах сок, а вода?
2.Сформулируйте вывод.
3.Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт 4.
Цель: определить цвет воды.
1.Около стакана с водой положите полоски цветной бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полосок.
-Имеет ли вода цвет?
2.Сформулируйте вывод.
3. Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт 7.
Цель: определить, можно ли воду очистить от примесей с помощью фильтра?
1. В чистый стакан вставьте воронку, положив в неё фильтр.
2.Вливайте в воронку мутную воду.
3.Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки в чистый стакан.
4. Сформулируйте вывод.
5.Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Опыт 6.
1. 2. 3. 4.
Цель: определить, растворяются ли вещества в воде?
1. Приготовьте два стакана воды одинаковой температуры и одинакового объёма. (измерить термометром и мерным стаканчиком.)
2.Добавьте в один стакан 1 ложку соли. Размешайте.
-Что произошло с солью?
2. Добавьте в другой стакан 1 ложку песка. Размешайте.
-Что произошло с песком?
3. Сформулируйте вывод.
4.Отметьте это свойство в «Листе исследований».
Приложение 3
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
Лист исследований
Цель: исследовать свойства воды.
Предмет исследования: свойства воды.
Объект исследования: вода.
опыта
Параметры
Свойства
1
Состояние
2
Вкус
3
Цвет
4
Прозрачность
5
Запах
6
Растворяет ли вещества?
7
Можно ли воду очистить?
Приложение 4
Вопросы для теста
1.Вода
а) имеет цвет; б) имеет запах; в) не имеет запаха и цвета.
2.Если опустить предмет в воду:
а) еле заметен; б) он хорошо виден; в) не заметен.
3. Если пропустить мутную воду через фильтр:
а) очищается; б) загрязняется; в) остается прежней.
4. Если в воде размешать соль:
а) растворится; б) растворится не до конца; в) с ней ничего не произойдет.
5. Если в воде размешать песок:
а) растворится; б) растворится не до конца; в) с ней ничего не произойдет
Вода. Свойства воды. Значение и охрана воды.
Познание мира
2 класс
Тема: Вода. Свойства воды. Значение и охрана воды.
Цели:
-Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о свойствах воды, попытаться удивить детей “очевидностью” ещё одного замечательного свойства воды, которое они не замечали: вода в природе одновременно может находиться в трёх состояниях- жидком, твёрдом и газообразном; на основе проведения опыта сделать вывод что вода является растворителем веществ.
-Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в природе и в жизни человека о необходимости бережного отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов;
-Способствовать развитию навыков наблюдения, умения выделять главное, делать выводы;
-Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и практическая работа, творческая работа
Эпиграф:
Безбрежная ширь океана.
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это — только вода… (А. А. Фет)
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
Ход урока
1. Актуализация знаний
1. Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке.
В морях и океанах обитаю, Меня пьют,
Часто по небу летаю. Меня льют.
Когда наскучит мне летать, Всем нужна я,
На землю падаю опять. (О воде) Кто я такая? (Вода.)
Прочитайте пословицу.
“Капля воды дороже золота”.
– Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)
3. Вступительная беседа о значении воды.
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.
Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.
– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)
– Зачем же вода нужна человеку?
Мы отправимся в путешествие по прекрасной стране, где правит необычная царица. Угадайте ее имя:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
— О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Верно, мы отправляемся в страну Царицы Водицы На доску внутрь круга с вопросами вывешиваю карточка с надписью Царица-Водица.
— Однажды в эту страну пришел Художник и решил нарисовать портрет Царицы Водицы. Давайте и мы попробуем это сделать и отправимся на первую станцию нашего путешествия.
Как называется первая станция?
— На этой станции мы будем наблюдать за свойствами воды и составлять ее словесный портрет.
4. Творческое задание в группах Причал № 1 «Повторяй-ка»
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?
Каждой группе предлагается свойство воды, о котором нужно рассказать, не называя его. Можно привести примеры опытов, которые проводились на прошлых уроках, свои примеры. Другие группы — называют свойство.
– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?
– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?
– Имеет ли вода вкус?
– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)
– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? (Прозрачность)
– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)
– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)
– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)
– Итак, какие свойства имеет вода?
Создание проблемной ситуации
— Посмотрите, какой портрет у нас получился. Вода без запаха, без цвета, без вкуса. Посмотрел на нее художник и сказал жителям водной страны: «Что же это за царица такая, ничего в ней особенного нет: ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Не достойна она носить звание Царицы. То ли дело, роза! И красивая, и ароматная, а какое вкусное варенье получается из ее лепестков».
— Ребята, а кто согласен с Художником?
Некоторые жители тоже согласились с ним, а другие ответили:
— Как ты можешь так говорить? Ведь вода является царицей не только нашей страны, но и всей планеты Земля!
Вот так и спорят они по сей день, достойна вода быть царицей или нет. Давайте поможем им в этом споре. Для этого нам нужно найти еще несколько достоинств воды,
Свойства воды:
– без вкуса – бесцветность
– без запаха – текучесть
– прозрачность – испаряемость
– Вода о себе говорит так:
Я и стужа и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
– Как это понять?
5. Инсценирование стихотворения.
Причал № 2 « Поиграй –ка»
Игра «Вода – не вода»
Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
Цвет, ветер, лужа, облако, камень водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д.
Спросил на днях малыш сосед – Ты, газировка, что шипишь?
У струйки, льющейся из крана: И из бурлящего стакана
– Откуда ты? – Донесся шепот:
Вода в ответ: – Знай, малыш,
– Издалека из океана. И я пришла из океана.
Потом малыш гулял в лесу, – Удивительно, не так ли?
Росой искрилась вся поляна. В супе, в чае, в каждой капле,
– Откуда ты? – спросил росу. В звонкой льдинке,
– Поверь и я из океана! И в снежинке,
На поле лег туман седой. И в дождинке,
Малыш спросил и у тумана: И в росинке
– Откуда ты? Ты кто такой? Нам откликнется всегда
– И я, дружок, из океана! Океанская вода.
Учитель: Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?
Вода — это вещество, выявляем основные свойства воды.
– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?
– Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии.
Жила – была прекрасная, белокурая ромашка. Рано утром вставала она, расправляла свои лепестки после долгого сна. Вдруг что-то задрожало на ее желтеньком личике. Это капелька росы щекотала ей нос. Ромашка засмеялась и капелька упала в ручеек. Веселый, быстрый ручеек понес ее вдаль, к бурной реке. Капелька плыла долго – долго и приплыла в море.
— Дети, а кто слышал шум моря? Вы знаете, что шум воды успокаивает человека.
— Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте. Понравилось?
— Вот так и капелька нежилась на солнышке и у нее на душе стало так легко – легко, что она оторвалась от воды и испарилась, полетела ввысь. А высоко в небе уже кружились миллионы других капелек, которые тоже превратились в пар. Их становилось все больше и больше. Затем они собрались в большие пушистые облака. Капелек было так много, что им стало тесно и они стали друг друга толкать. Разгневанная туча выгнала непослушных драчунов обратно на землю. И полетели капельки вниз. А в это время наступила зима. Наши капельки, падая на землю, превратились в белоснежные снежинки.
— Интересная сказка? В каком состоянии была капелька утром? В виде чего? Что произошло с ней потом? А на землю капелька вернулась в жидком или твердом состоянии?
— Мы убедились, что вода – жидкость. Это первое состояние воды. В нашем термосе кипяток (учитель открывает крышку). Что вы увидели?
Пар – одно из состояний воды – газообразное.
Лед – твердое состояние воды.
Состояния воды
Жидкое Твердое Газообразное
6.Новый материал. Причал № 3 « Исследуй-ка»
Выявление еще одного свойства воды: растворитель
Задание:Провести опыт,обсудить и сделать вывод
1гр. –стакан с водой,кусочек сахара
2 гр.-стакан с водой, кусочек мела
3 гр.-стакан с водой, соль
4гр.-стакан с водой,кофе
5гр.-стакан с водой,сода
6 гр.-стакан с водой,чай
Вывод:
7. Физкультминутка.
Наклонились и умылись. Вместе – раз, это брасс.
Раз, два, три, четыре! Одной, другой – это кроль.
Вот как славно освежились! Все как один плывем, как дельфин.
А теперь поплыли дружно. Вышли на берег крутой
Делать так руками нужно: И отправились домой.
Почему нельзя прожить без воды?
— Прочитайте тему урока. (на доске открывается запись «Значение воды в природе и в жизни человека. Охрана воды.»)
8. Постановка цели Хочу узнать.
Операционный этап
1. Информация о воде.
— Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На нём есть и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде. Это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.
— Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем.
2. Самостоятельная работа в группах Причал №4 «Защищай-ка»
1 группа. Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека?
Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем.
2 группа. Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни человека?
Вода — важный помощник для человека. Она — удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.
3 группа. Прочитайте текст. Какая вода нужна человеку? Почему?
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.
4 группа . Прочитайте текст. Кто виноват в загрязнении воды? Что из-за этого происходит в природе?
Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Все это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
5 группа. Прочитайте текст. Как беречь и экономить воду?
Воду надо беречь. На фабриках и заводах строят очистные сооружения. В них воду очищают и только потом сливают в реки и озёра. В сельской местности следят, чтобы в водоёмы не попадали отходы с животноводческих ферм. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не трать понапрасну воду!
3. Выступления учащихся. Вывод.
4. Выполнение задания на листочках с последующим фронтальным опросом (в группах)
— Что можете сделать вы для экономного расходования воды?
Поставьте стрелочки от проблемы к решению.
ПРОБЛЕМА
РЕШЕНИЕ
Через бесцельно открытый кран выливается до 1000 литров воды в сутки.
Наберите стакан воды и
закройте кран!
Если чистить зубы, не закрывая кран, расходуется до 5 литров воды.
Закрывайте кран, когда
намыливаетесь!
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды.
Закрывайте кран!
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды. Закрывайте кран!
Переходим на следующую станцию, которая называется Причал №5 «Запоминай—ка». Здесь вы должны поработать с учебником. Откройте учебник на стр.50 и прочитайте текст. Найдите и подчеркните ответ на вопрос:
Для кого еще необходима вода, кроме человека?
Почему водой морей и океанов нельзя поливать растения? Можно ли ее пить?
Почему многие птицы гнездятся вблизи водоемов?
Из книги рекордов Гиннеса
А знаете ли вы, что …
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, ее размер равен 9 см.
Самый сильный дождь шел целых 12 месяцев с 1 августа 1860 по 31 июля 1861 года.
Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1 км 940м.
Причал № 6 «Отгадай-ка»
(Разгадывание ребусов о воде)
Вот и закончилось наше путешествие, закрыты все вопросы И пока мы с вами путешествовали, а Художник спорил с жителями водной страны, роза завяла. Почему это произошло?
— Так достойна ли Вода звания Царицы нашей планеты? Почему?
Вот какие слова сказал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь»
— Согласны с этими строками? Поднимите руки.
— К сожалению, многие люди не понимают значение воды и наносят вред водоемам.
Причал №7 « Охраняй-ка»
Сценка «Разноцветная речка»
Страничка знатоков воды.
Эколог: промышленные предприятия потребляют много воды, и ее становится все меньше и меньше. Они загрязняют воду, в результате наступит момент, когда у нас не останется чистой воды. Во многих странах чистую воду продают в магазинах.
Врач: наше здоровье зависит от того, какую воду мы употребляем. Из-за употребления грязной воды может человек заболеть или даже умереть. Пейте только отфильтрованную воду. Лучше, если вы кипятите воду перед употреблением.
Поэт:
Если руки наши в ваксе,
Без чего не может мама
Если на нос сели кляксы,
Ни готовить, ни стирать,
Кто тогда нам первый друг,
Без чего, мы скажем прямо,
Снимет грязь с лица и рук?
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без …(воды).
Экономист: мы употребляем только чистую и пресную воду. Экономьте воду! Помните о том, как мало пресной воды на Земле!
Творческая работа. Дети в группах рисуют плакаты «Вода в опасности», затем защищают их.
— Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват?
Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
9.Окончание урока. Подведение итогов. Вода — это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать!
Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество — вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами. Изменяя природу, человек изменяет основу жизни — воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой. Вода — это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать! Сохранить воду чистой — значит сохранить свою жизнь.
Чистыми должны быть воды
Океанов, моря, рек.
И об этом должен помнить
Каждый умный человек.
Учитель начальных классов. Что ожидает тебя, будущий взрослый человек? Ты — житель планеты Земля! Ты радуешься лучику солнца и ветру, капле воды на цветке, снежинке на ладошке, дождику в окошке. Помни, что ты должен сделать много полезных дел, чтобы жизнь на твоей планете стала лучше. Учись, чтобы знать, учись, чтобы творить. Преодолевай трудности на твоем пути и сделай лучше каждое мгновение.
— Какой проблеме был посвящен наш урок?
— Что произойдет, если вода исчезнет?
— Что предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
— А как вы, ученики, можете сохранять и беречь воду?
— Над какими вопросами вы задумались? О чем расскажете своим близким?
10. Рефлексия
Мы сегодня отвечали,
Мы сегодня поиграли,
И ребусы решили,
Все сумели! Все смогли!
Мы сегодня Молодцы!
А сейчас, те, у кого было хорошее настроение, кто доволен своей работой, намочите капельки, лежащие у вас на столе и приклейте на одну половину доски, а кто не доволен своей работой — на другую. Спасибо за работу.
11.Домашнее задание
Прочитать текст «Значение воды в природе и жизни человека», ответить на вопросы. На выбор:
А) Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!»
Б) Подумайте и напишите мини-сочинение о том, как в вашей семье экономят воду
Конспект урока по курсу «человек и мир » во 2 классе «Вода. Влияние воды на жизнь и здоровье человека»
Тема Вода. Влияние воды на здоровье и жизнь человека.
Задача: сформировать представления у учащихся о значении и влиянии воды на жизнь и здоровье человека.
Цели: формировать у учащихся представления о значении воды в жизни человека, о том, что здоровье человека зависит и от качества воды, которую он употребляет; научить выбирать для питья чистую воду, минеральную воду; объяснить о влиянии человеческих эмоций на воду; воспитывать у учащихся бережное отношение к воде.
Оборудование: стаканы-22 шт., объёмные капли, бутылки с минеральной водой, иллюстрации и плакаты по теме урока, стакан с водой, мёд, листья рябины, рисунок «Водяши», рисунок улыбающегося ребёнка, солнца, тучи, костюм для врача.
Ход урока
Моделирующее начало урока
-Сегодня я хочу начать урок с ваших размышлений. Рисунки улыбающегося
-Чем похожи улыбающийся ребёнок и яркое солнце? ребёнка, солнца, тучи.
Вывод Человек, несущий хорошее настроение, улыбку,
как и солнце, освещает все вокруг своей добротой и
жизнерадостностью.
-А всегда ли в нашей жизни бывают солнечные дни?
(прикрываю солнышко тучкой)
Вывод Без трудностей и неудач невозможно прожить,
они всегда бывают в жизни, но их нужно решать,
преодолевать, и тогда обязательно засветит солнце
(убираю тучу).
— Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы обязательно
все вместе преодолеем все трудности. И в конце урока
засветит солнце.
Проверка домашнего задания
-Вам предлагается выполнить задание теста « Что мы Тесты- 22шт.
знаем о воде». Правильно ответив на вопросы, соединив
буквы – ответы, прочтете тему урока.
(Ответ- аква).
Подготовка к восприятию темы
-Прочтите хором слово –ответ. Вы удивлены? Может кто-нибудь Слова -Аква,-Аква-
знает, что означает это слово? Аква – в переводе с латыни – ланг,-Аквариум,
вода. Корень «аква» входит во многие слова, связанные с водой. Аквапарк,-Акватория
-Может кто — нибудь назовёт эти слова? Акведук,-Акварель.
Акваланг – устройство для плавания под водой Рисунки этих поня —
Аквариум, аквапарк, акватория – поверхность водоёма, тий.
акведук – мост для транспортировки воды, акварель –
краска на водной основе.
Тема урока
-Прочтём вместе тему урока. Сегодня на уроке мы узнаем, Запись темы урока,
какая вода принесёт пользу для здоровья, а также узнаем, рис. Водяши, 22
как эмоции человека влияют на воду. стакана, капельки
-Как вы думаете, кто из друзей Берегоши будет моим воды.
помощником на уроке? (Водяша).
-У каждого на столе лежат капельки воды и стоят стаканы.
Всю самую важную и интересную информацию о воде
мы будем капелька за капелькой наполнять в стаканы, делая
это бережно и аккуратно.
-Водяша сегодня раскроет некоторые секреты воды,
которые в жизни вам обязательно пригодятся.
— Посмотрите слайд – шоу «Вода вокруг нас» и подумайте,
для чего нужна в жизни вода.
После просмотра дети высказывают своё мнение.
-Что же такого особенного есть в воде? На этот вопрос нам
поможет ответить следующий сюжет.
Просмотр сюжета. Слово «Вода»
-В дополнение ко всему сказанному, добавлю, что вода на пресная, горько —
планете Земля составляет 70% поверхности. Некоторые учёные солёная, сладкая,
даже предлагали переименовать её в планету «Океан», что жидкость, бесцветная,
очень логично. прозрачная, не имеет
-Много интересного мы уже услышали о воде. Нальём запаха, текучая,
капельки в стаканы. пыльная, упругая,
жирная, растворитель,
-Водяша предлагает вам сыграть в игру «Вода – магнит». цветная, рассыпчатая,
У каждого на столе лежит полоска бумаги, где записано белая, с запахом, в
слово, характерное или нехарактерное для воды. К доске жидком, твёрдом,
выйдут те, чьи определения относятся к воде. газообразном.
-(хором в конце игры читаем слова о воде)
-Мы знаем слова, характеризующие воду. Нальём капельки в
стаканы.
Дыхательная гимнастика «Прыжок в воду»
(Сырая вода для здоровья беда.) Слова для дых. гимн.,
-Предложения из дых. гимнастики является 1 секретом воды, 3 секрета Водяши,
который раскроет для вас Водяша. (читаем хором ) 2 стакана с водой, мёд,
-Почему сырая вода – это беда для здоровья? Листья рябины.
-Серьёзные опасения медиков вызывают вредные
составляющие воды: хлор, радионуклиды, бактерии.
-Что же делать? Кипятить?
-При кипячении погибают не только вредные, но и полезные
компоненты воды.
-Вот какой совет даёт Водяша: 1. Никогда не пей воду из под
крана. 2.Пользуйся фильтром для очистки воды. 3.Если нет
фильтра, то воду очистить можно так: в стакан с водой добавь
немного мёда – все вирусы погибнут. В стакан воды можно
положить 2 – 3 листочка рябины. Через полтора – два часа вода
чистая.
-Скажите наоборот предложение из 1 секрета Водяши,
употребляя слово «чистая».
-Теперь мы знаем, как воду сделать чистой.
Нальём каплю воды в стакан.
-Много интересных и удивительных фактов существует о воде. Рисунки для
-Ребята нашего класса подготовили рубрику «Это интересно». рубрики «Это
(Последнее сообщение о мин. воде) интересно».
-Водяша пригласил к нам доктора , который сообщит вам Костюм доктора.
кое – что очень важное о воде. (Выступление доктора) Карточки для док-
-А теперь проведём практическую работу на определение тора.
вида минеральной воды.
-Водяша открывает 2 секрет воды: не всякую мин. воду можно
пить ежедневно. ( читаем хором). Нальём каплю воды в стакан.
Физ. пауза
-Водяша предлагает вам выполнить несколько заданий. Кроссворды,
1 ряд – разгадать кроссворд, прочесть ключевое слово. пословицы, капельки.
2 ряд – составить пословицы о воде
3 ряд — расположи слова в соответствии с возрастанием объёма
воды.
Проверяю работу рядов
2 ряд – читают пословицы, все уч – ся тоже называют пословицы.
1ряд – читают слово «Водяша».
3 ряд – переверните карточки, если всё верно – прочтёте слово (музыка)
-Водяша предлагает послушать музыку.
-Какие чувства она у вас вызвала?
-Кроме нас музыку слушала и вода. Оказывается она тоже любит слушать
музыку. Структура воды меняется от того, что она слышит. Этот сюжет
это доказывает. (Смотрим сюжет о музыке)
-Вода не только умеет слушать музыку, но и ещё умеет чувствовать
ваши мысли и слова. (Смотрим сюжет)
-Как вы думаете, какая структура будет у воды с хорошими мыслями?
(показываю структуру воды).
-А с плохими мыслями? ( Смотрим сюжет)
-Водяша открывает 3 секрет воды: Вода имеет память ( читаем хором)
-Нальём каплю воды в стакан.
-Помните, что, если в комнате, где стоит вода, слышится ругань,
звучит неприятная музыка, лучше эту воду не пить, она разрушающе
действует на здоровье человека. Выпивая стакан воды, думайте
о хорошем, и она пойдёт вам на благо.
5. Рефлексия
-Стаканы с водой уже наполнены. Наполните воду в стакане мыслями о
нашем уроке. Возьмите каплю воды, выйдите к доске и опустите её Рисунки 3 струк —
в тот стакан, какую форму приняла ваша вода. (Дети выходят к доске тур воды.
и остаются возле неё).
6. Итог урока
-Со всеми трудностями на уроке мы справились. Солнце подымается Солнце
над нашим классом. Водяша говорит вам спасибо за работу на уроке.
Он даёт такое дом. задание: напиши письмо Водяше и спроси у него,
чтобы ты ещё хотел узнать о воде.
-Берегите воду, т.к. она – основа жизни на земле.
(Ученица читает стихотворение о воде.)
План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Урок окружающего мира «Вода- источник жизни» 2 класс
Урок окружающего мира во 2 классе МОУ-СОШ с. Кистендей
Учитель – Кочанова Ирина Юрьевна
Тема: Вода – источник жизни.
Цели: Познакомить учащихся со свойствами воды, ; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение чистой воды для жизни всего живого на земле, сформировать понятие о круговороте воды в природе, воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование:
1.Полоски цветной бумаги.
2. Глобус
3. Презентация «Вода – это жизнь»
4.Лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр;
5.Толченый мел, кристаллы медного купороса и марганцовки;
Ход урока.
I.Орг. момент.
II. Работа по теме урока.
— Скажите, без чего трудно представить нашу жизнь?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
— Это вода. Вода тебе хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная! Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.
— А сейчас давайте проведём опыты с водой и узнаем, какими свойствами она обладает.
Опыт 1.Какова форма воды?
В один стакан нальём воды. В другой стакан кладём теннисный шарик.
-Изменилась ли форма шарика ? (Нет)
-А вода изменила свою форму ? ( В стакане вода имеет форму стакана, а в ведре – форму ведра)
-Какой делаем вывод?
-Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита. (Ключ 1)
Опыт 2.Что происходит с водой , если её вылить из посуды?
— Возьмём один стакан пустой, а другой с водой . Вода течёт из стакана в стакан.
— В этом случае проявляется ещё одно свойство воды. Какое?
— Вода течёт (свойство – текучесть) (Ключ 2) Именно это свойство мы используем, когда умываемся, пьём чай.
Опыт3. Какова прозрачность воды?
— Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
— В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она?
— О каком свойстве воды это говорит?
Вода прозрачна (Ключ 3)
Опыт 4. Какого цвета вода?
— На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды.
— Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски..
— Можно ли сказать, что вода синяя? Зелёная? Жёлтая? Красная? Белая?
— Как видите вода не окрашена ни в один из этих цветов.
-Каков же цвет воды?
Вода бесцветна (Ключ 4)
Опыт 5. Каков вкус и запах воды?
— Можно ли назвать воду солёной, сладкой, кислой, горькой?
— Имеет ли вода вкус? Вода безвкусна (Ключ 5)
— Когда мама печёт пирог, вы чувствуете аппетитный запах уже за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
— А чем пахнет вода? Понюхайте воду.
— Вода ничем ни пахнет.
Она не имеет запаха. (Ключ 6)
Опыт 6. Вода- растворитель.
-Насыпьте в один стакан с водой соли, а в другой столько же мела . Помешайте воду.
— Что можно заметить? О чём говорит этот опыт?
(Вода растворила кристаллы соли, а часть мела осела на дно.)
Вода-растворитель (Ключ 7)
— Подумайте, где в быту ,в жизни , человек использует это свойство воды?
(Учитель готовит растворы -1 стакан -раствор медного купороса, 2 стакан- раствор марганцовки,
3 стакан – кофе)
Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей-1 стакан, для дезинфекции ран -2 стакан, и для употребления в пищу – напиток.
— Когда мы умываемся, тоже используем свойство воды – растворять.
Опыт 7. Фильтрование.
— А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
-Для этого мы будем использовать фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды.. Наш фильтр сделан из бумаги.
— Понаблюдайте за водой ,которая вытекает из воронки. Проверьте её на прозрачность.
Не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Вывод
— Итак, давайте назовём ещё раз свойства воды.
Вода – это жидкость, которая не имеет своей формы, текуча, бесцветна, не имеет запаха, является растворителем. (Молодцы!)
III. Физминутка.
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
— О каких свойствах воды вы узнали из физминутки ? (Вода – растворитель, текучесть воды)
IV Значение воды для живых организмов.
-.Как вы думаете, много ли воды на земле?
Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный, голубой.. А всё потому, что этой краски на нём много больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря, реки, озёра нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Вода есть и под землёй, например, родники.
_ Как вы думаете, а есть ли вода в живых организмах?
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу.
_ В каких плодах много сока? Этот сок – вода с растворёнными в ней различными веществами.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека.. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Она необходима для удаления вредных веществ.
— Много ли воды в твоём теле? Мы можем сосчитать: массу тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
— Дома подсчитайте массу воды в вашем теле.
-Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть воды он выпивает, а часть содержится в пище.)
_Как вы думаете, долго ли человек может прожить без воды?
Без пищи человек может прожить до 50 суток, а без воды только трое суток.
— Вода даёт жизнь всему живому! Несколько дней назад мы начали эксперимент.(Фрагмент «Эксперимент»)
— Так в чём заключается смысл выражения «Вода – это жизнь»?(семена во влажной среде проросли)
Воду пьют леса и поля. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
V. Физминутка.
Рыбки
VI. Три состояния воды.
— Отгадай те загадку:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
— Как вы это понимаете? ( И туман , и лёд, и ручей — это всё вода)
— Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.
— Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?
Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Потёрли мокрой тряпкой классную доску, а через несколько минут доска стала сухой.
— Что произошло с водой? Она испарилась, т.е. превратилась в пар. Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
— Где в природе встречается вода в газообразном состоянии ? (Туман)
Вывод:
Вода в природе существует в трёх состояниях – жидком, твёрдом, газообразном.
VII. Вода – путешественница.
— Вода – это удивительное вещество. Переходя из одного состояния в другое, она постоянно путешествует.
_ Хотите узнать об этом побольше, тогда послушай те сказку. (видеофильм)
-Давайте ещё раз проследим путь капелек.
С поверхности океанов, морей, рек и суши вода под действием лучей солнца испаряется и поднимается вверх в виде невидимого пара. В воздухе водяной пар охлаждается, превращается в мельчайшие капельки воды или льдинки. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде снега и дождя выпадает на поверхность земли. На суше эта вода пополняет реки, а реки несут её в океан.
Так на земле происходит постоянный круговорот воды в природе. (Схема)
VIII. Бережное отношение к воде.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на земле – вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни.
— Почему нужно беречь воду, ведь на планете её так много? (большая часть её солёная)
Надо охранять от загрязнений и отравлений водоёмы, экономно расходовать воду и не оставлять открытыми краны.
В нашем селе мы столкнулись с проблемой нехватки воды. Пересыхают колодцы, обмелели пруды, поэтому мы как никто другой знаем, какое это богатство – вода..
IX. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что особенно запомнилось?