22 психологических эффекта, которые искажают восприятие реальности
1. Эффект прожектора
Человек склонен преувеличивать интерес других людей к своей персоне. Представьте: вы нелепо споткнулись на улице или заметили пятнышко на рубашке уже на полпути к работе. Кажется, это увидели все, будто вы освещены ярким лучом прожектора, а внимание окружающих целиком и полностью фокусируется только на вас.
На самом деле это не так. Кто-то и правда обратит внимание на пятнышко или вашу неуклюжесть, но отнюдь не все. И они не придадут этому такое значение, как вы думаете.
2. Вера в справедливость мира
Люди верят, что справедливость восторжествует: хорошие поступки будут вознаграждены, а негодяи — наказаны. И если с плохим человеком случается беда, мы думаем: «Так ему и надо, он это заслужил».
Человеку просто нужно знать, что жизнь справедлива и каждый получит по заслугам. Кто-то называет это божьей волей или кармой, однако суть не меняется.
3. Эффект плацебо
В основе эффекта — могучая сила внушения. Плацебо — лекарство-пустышка, не обладающее целебными свойствами, которое предлагают пациенту как действенный препарат от его проблемы. В итоге человек ждёт результата, а через некоторое время действительно чувствует себя лучше — это и есть эффект плацебо.
4. Эффект аудитории
Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.
Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.
5. Эффект Google, или цифровая амнезия
Люди перестали запоминать информацию, которую легко можно найти в Сети. Это больше не нужно. Интернет упрощает жизнь: всё, что раньше хранилось в библиотеке или памяти человека, теперь доступно по клику мышки. Информация воспринимается, но мозг думает, что сосредотачиваться и запоминать её необязательно, ведь есть Google.
6. Эффект Барнума, или эффект Форера
Мы считаем точными общие характеристики нашей личности, если думаем, что они созданы специально под нас.
Психолог Бертрам Форер предложил группе студентов пройти тест. Участники выполнили задание и передали бумаги на обработку, которую на самом деле не проводили. Форер просто составил одно общее описание личности, подходящее каждому, и представил его ученикам. Он вызывал студентов по одному и просил оценить точность характеристики по пятибалльной шкале. В результате получился средний балл 4,26. То есть, по мнению участников, точность была высокой.
7. Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя
Психологический феномен относится к разряду самосбывающихся пророчеств. Некоторые социологии описывают это как самогипноз: ожидания человека влияют на его действия и поступки.
Когда мы думаем, что симпатичны собеседнику (даже если это на самом деле не так), то строим разговор в особой манере и проникаемся взаимной симпатией. Или когда руководитель возлагает на сотрудника большие надежды, ставит сложные, но выполнимые цели, работник показывает большую продуктивность и лучшие результаты. Такое самопрограммирование работает и на успех, и на неудачу: ожидание провала непременно к нему и приведёт.
8. Парадокс выбора
Возможность выбора ставит в тупик. И хотя кажется, что большой выбор — хорошо, на деле получается иначе.
Бесчисленное множество альтернатив превращает процесс выбора в страдание.
Нужно разобраться, чем каждый из вариантов отличается от остальных и какой окажется лучше. Это не только долго, но и мучительно. В результате человек может не выбрать вообще ничего либо всё-таки остановится на одном варианте, но удовольствия от него уже не получит.
9. Эффект свидетеля
Чем больше людей оказались рядом с местом преступления или ДТП, тем меньше шанс, что кто-нибудь из них отреагирует и поможет пострадавшим. Каждый очевидец думает, что помочь должен не он, а другой.
Ответственность за поступок распределяется между несколькими людьми, и у каждого отдельного человека она будет ниже, чем есть на самом деле. Но если очевидец происшествия всего один, он понимает, что ответственность переложить не на кого, и с наибольшей вероятностью придёт на помощь.
10. Эффект фокусировки
Мы придаём большое значение одной детали, игнорируя общую картину. Это может привести к неверным суждениям о ситуации в целом или к негативным последствиям.
Например, некоторые считают, что деньги — залог счастья. Но это не так: высокий доход при отсутствии здоровья, времени или любви едва ли можно назвать пределом мечтаний.
11. Систематическая ошибка выжившего
Мы делаем неверные предположения, потому что учитываем не все аспекты.
Во времена Второй мировой войны статиста Абрахама Вальда попросили рассчитать, какие части самолётов-бомбардировщиков нужно укрепить, чтобы увеличить число вернувшихся на базу лётчиков. Вальд обнаружил, что до базы добирались самолёты с повреждениями фюзеляжа: на крыльях, хвосте и других деталях. Аппаратов с подбитыми двигателями или бензобаками было гораздо меньше. Кто-то предложил укреплять крылья и хвост — это казалось логичным. Но Вальд мыслил иначе: раз среди вернувшихся самолётов нет повреждений двигателя и бензобака, значит, они просто не добираются до базы. Он решил укреплять именно эти части и оказался прав.
Было бы ошибкой брать в расчёт только данные по вернувшимся, то есть «выжившим», в то время как общая картина может быть совсем иной.
12. Эффект первого впечатления
Нельзя произвести первое впечатление дважды. А оно важно! Мнение, сформировавшееся в первые минуты знакомства, влияет на дальнейшую оценку вашей персоны. И общение с вами будут строить, полагаясь на впечатление от первой встречи.
13. Эффект доктора Фокса
Яркая подача информации авторитетным оратором может завуалировать бесполезность сказанного. Слушатели выйдут из аудитории с мыслью, что получили новые ценные знания, даже если прослушали откровенную чушь.
14. Предвзятость подтверждения
Человек отдаёт предпочтение информации, которая подтверждает его точку зрения. Даже если данные недостоверны, он всё равно будет опираться на них. Распространённая ловушка, в которую не раз попадал каждый.
15. Иллюзорная корреляция
Люди верят в связь между вещами, которые на самом деле друг от друга не зависят. Эта ловушка создаёт предпосылки для развития стереотипов. «Все блондинки — глупые», «В крупных городах люди бездушные и озлобленные», «День не задался, потому что утром мне перебежала дорогу чёрная кошка» — типичные примеры иллюзорной корреляции.
Мы придаём значение одному яркому, запоминающемуся аспекту, но игнорируем остальные и из-за этого неверно устанавливаем причинно-следственную связь.
16. Эффект ореола
Общее впечатление о человеке влияет на его оценку в частных случаях. Думая, что человек хороший, мы считаем, что он также умный и привлекательный. Или наоборот: привлекательный человек кажется нам хорошим и умным. Мы проецируем общее мнение на конкретные качества, что на самом деле неправильно.
17. Эффект тамагочи
Многие помнят эту любопытную игрушку из конца 90-х: симпатичная пластиковая оболочка и монохромный экран с электронным любимцем. Строго по расписанию мы кормили подопечного, давали лекарства, если заболел, и очень горевали, когда в итоге он умирал от скуки. Дети привязывались к ненастоящему питомцу и испытывали тёплые искренние чувства.
Сейчас тамагочи утратил свою былую славу, но привязанность к гаджетам осталась. Мобильные телефоны, планшеты и даже отдельные приложения — все они вызывают эмоциональную зависимость. Она может проявляться в любом возрасте и оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
18. Эффект Веблена
Люди склонны демонстративно покупать товары по высокой цене, чтобы подчеркнуть социальный статус. Многим кажется неразумным осознано выбирать самую дорогую вещь в магазине только ради того, чтобы гордо нести её на кассу ценником вверх. Но это действительно работает: в сезон повышения цен спрос на товары также повышается.
19. Эффект несовершенства
Абсолютное совершенство отталкивает, а вот неуклюжесть и лёгкая растрёпанность вызывают симпатию. Особенно если человек самоироничен и любой конфуз превращается в шутку. Так что если хотите кому-то понравиться, не стремитесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Простота и естественность берут верх.
20. Эффект Зейгарник
Ещё один психологический феномен, связанный с памятью. Оказывается, мы лучше запоминаем прерванное действие, чем завершённое.
Так, если человеку не дают доделать то, что он начал, возникает некое напряжение, которое не отпускает до тех пор, пока задача не будет закончена. И поэтому он будет её помнить.
Например, сотрудник готовит отчёт, как вдруг его просят зайти в конференц-зал и провести совещание. Вернувшись на рабочее место через несколько часов, он не забудет о том, что именно делал. Но если бы он успел закончить, воспоминания не были бы столь ясными. Эти уловки также используют в рекламе: недосказанность в ролике заставляет смотрящего лучше его запомнить.
21. Эффект проекции
Люди приписывают другим те качества, эмоции и переживания, которые есть в них самих. Добряки думают, что все вокруг такие же. Пережившие болезненное расставание уверены, что другие пары тоже рано или поздно разойдутся.
22. Эффект страуса
Когда в нашей жизни случается что-то плохое, мы не желаем знать подробностей. Образно выражаясь, прячем голову в песок и стараемся не углубляться в проблему. Хотя страусы, как известно, так всё-таки не делают. А вот инвесторы стараются как можно реже мониторить состояние своих вкладов, когда на рынке начинается спад.
Читайте также
6 мощных психологических эффектов, которые меняют наше поведение
Понимание триггеров, которые меняют наше поведение, поможет нам дергать за них еще лучше. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.
Понимание триггеров, которые меняют наше поведение, поможет нам дергать за них еще лучше.
Чтобы узнать, что и как влияет на наше обычное поведение, проводится множество исследований. Их результаты иногда шокируют, иногда радуют. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
К счастью, знать — уже полдела. Когда вы осознаете, как именно наш мозг воспринимает окружающий мир, принимает решения и реагирует инстинктивно, вы поймет пользу от изучения этих психологических эффектов.
Это как проникнуть за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха. Эти шесть психологических фактов можно рассматривать как руководство по самосовершенствованию, основанное на базовых настройках мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг, чтобы избежать самых распространенных заблуждений.
6 психологических фактов, основанных на базовых настройках мозга
Эффект полного провала — вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.
Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше.
Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».
1.Эффект полного провала
Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.
Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.
Практическое применение:
Эффект провала напоминает нам, что ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих.
2.Эффект Пигмалиона: большие ожидания повышают производительность
Суть этого психологического феномена – концепция самоисполняющегося пророчества. Если вы верите во что-то – однажды это случится.
Первое изучение эффекта Пигмалиона провел психолог Роберт Розенталь в начальной школе со школьниками первого и второго класса. В начале года все они прошли тест на IQ. Розенталь показал учителям список тех, кто показал очень высокие результаты. Розенталь выбрал фамилии случайно, независимо от фактических результатов IQ.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
В конце года, при повторном тестировании, эти школьники показали заметное лучшие результаты по сравнению со сверстниками.
Почему?
Дополнительные тесты показали, что учителя подсознательно выделяли этих школьников, давали им больше шансов, внимания и обратной связи. Их ожидания для особой группы были выше, и эти ожидания создали новую реальность.
Розенталь так объяснил свое открытие: То, что один человек ожидает от другого – может стать самоисполняющимся пророчеством.
Эффект получил название «Пигмалиона», в честь рассказа Овидия о скульпторе, который влюбился в одну из своих статуй.
Помните поговорку «Если человека называть свиньёй, то рано или поздно он захрюкает»? Тоже эффект Пигмалиона, только его негативный вариант.
Практическое использование:
Эффект Пигмалиона будет полезен и для личного развития, и для лидера группы. Вы можете ставить себе более трудные цели и задачи, пытаясь затем соответствовать этому вызову, и расти над собой. Как лидер, если вы ждете своей команды больше — вы можете получить лучшую производительность.
3.Парадокс выбора – чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны
Знакомо ли вам раскаяние покупателя?
Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора».
Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.
Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель.
Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.
Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем.
В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.
В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором 24. Результаты показали:
при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
при большем — только 3%.
Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.
Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:
- лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
- избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
- процесс выбора становится слишком утомительным;
- плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?
Практическое следствие
Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей.
Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.
4.Эффект свидетеля
Эффект свидетеля — чем больше людей видят, что кому-то нужна помощь — тем ниже вероятность, что человеку помогут.
На самом деле, вероятность получить помощь находится в обратной зависимости от количества людей вокруг. Если вы нуждаетесь в помощи – не ищите ее в толпе.
Эффект свидетеля было описан в исследовании социальных психологов Бибб Латане и Джона Дарли. Они наблюдали, как студенты реагируют на избиение сокурсника в соседней комнате.
Когда испытуемый считал, что он единственный свидетель – на помощь бросились 85%. Когда рядом находился еще один человек – помогать кинулись 65%. Когда студент знал, что есть еще четыре свидетеля – на помощь пришли только 31%.
Часто свидетели аварии или преступления не пытаются помочь пострадавшему. Каждый считает, что кто-то другой вызовет полицию, и т.д. А вот единственный очевидец понимает, что помочь может только он, и действует гораздо решительнее.
Практическое применение
Когда вам нужна помощь – будьте конкретны. Обратитесь к конкретному человеку – лучше по имени, чтобы избежать перекладывания ответственности.
Попросите его сделать что-то одно (например, вызвать скорую). Затем, если необходимо, обратитесь к следующему — с просьбой сделать что-то еще.
Это кажется нелогичным, ведь чем больше людей – тем больше смогут вам помочь. Все наоборот. Все будут стоять, смотреть и ждать, что кто-то другой возьмет все на себя. Чтобы избежать разочарования, каждый раз выбирайте одного конкретного человека для просьбы.
5.Эффект прожектора — ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.
Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.
Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.
Практическое следствие:
Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете.
Психолог Кеннет Савицкий говорит так:
Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.
Эффект фокусировки — люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.
«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман
Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше?
Разница существует.
Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей.
6.Это иллюстрирует «эффект фокусировки».
В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.
Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее.
А на самом деле?
Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья.
Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья.
На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.
Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета. Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.
Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.
Практическое следствие:
Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно:
- помнить о перспективе,
- смотреть на проблемы с разных точек зрения,
- и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение.
Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.
А где вы сталкиваетесь с этими психологическими эффектами? И как справляетесь с ними? Предупрежден – значит вооружен. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Эффект первенства — Википедия
Под эффектом первенства принято понимать склонность оценивать изначально произошедшие события как более значимые на фоне всех событий, случившихся позднее. Иными словами, человеку свойственно помнить события и явления, происходившие в начале какого-либо условного процесса лучше, чем те, что случились в его середине или конце.[источник не указан 132 дня] Существует эффект последовательного расположения[en], характеризующийся тем, что первый и последний элементы серии запоминаются лучше, чем средние.[1]
На практике эффект первенства находит отражение в восприятии человеком окружающей действительности. Человек, сталкиваясь с объектом, который когда-то уже произвел на него впечатление, вспоминает самые первые ощущения и руководствуется ими, делая заключения и выводы.
С точки зрения социологии изучение данного феномена интересно тем, что ежедневно индивидуумы сталкиваются с его воздействием при взаимодействии с другими членами общества. Человеку свойственно оправдывать все дальнейшие действия окружающих его людей их первоначальными манерами, поступками и словами вне зависимости от давности первого контакта.
Задолго до того, как эффект первенства был официально закреплен в науке[какой?] и доказан[кем?] эмпирически, его упоминания встречались в научных работах теоретического характера, одним из авторов которых является М. Лундт. Он описал так называемый закон предшествования еще в 1925 году.[2] Первые попытки прикладного исследования данного феномена связывают с именем Соломона Аша, который в 1946 году выдвинул теорию о том, что первое сообщение оказывает на человека более сильное впечатление, чем все последующие, искажая процессы восприятия действительности.[3]
История глубинных эмпирических исследований эффекта первенства начинается со второй половины XIX века, когда он стал объектом изучения экспериментальной психологии. Первые фундаментальные прикладные исследования относятся к семидесятым-восьмидесятым годам XIX века. В то время основное внимание исследователей было направлено на изучение особенностей работы механической памяти, в первую очередь – позиционному эффекту.
По мере появления новых сведений о закономерностях функционирования памяти человека изучение эффекта первенства обрастает методологией. В течение всего XX века появляются новые, все более совершенные приемы установления связей и закономерностей между явлениями позиционного эффекта, например, метод «свободного ответа».
В XX веке большое количество исследований, основанных на уже проработанной методологической базе, имели своей главной целью выявить факторы, определяющие степень влияния эффекта первенства на качество воспроизведения запоминаемого ряда. Изучением феномена стали интересоваться не только представители психологической науки, но и социологи, политологи, педагоги, криминологи и т. д.
Сегодня[когда?] по-прежнему появляются научные труды, изучающие промежутки времени, необходимые для запоминания информации, роль первого впечатления, влияние первичного опыта на принятие последующих решений, методы третирования памяти и другие.
Критика и альтернативные точки зрения[править | править код]
Поскольку описание эффекта первенства А. Соломона, было недостаточно проработано, его точка зрения подверглась критике. Так, по мнению К. Ховланда, предложенная Соломоном теория упускает такие важные факторы, как мировоззрение, уровень образования и кругозор испытуемых.[4] Кроме того, теория Соломона критиковалась за отсутствие границ между эффектами первичности и новизны. Границу между этими явлениями удалось установить Н. Миллеру и Д. Кэмпбеллу, а более масштабные эмпирические исследования принадлежат Г.Эббингаузу.
Итак, немецкий психолог Г. Эббингауз, изучая закономерности функционирования механической памяти, смог экспериментально доказать и обосновать существование эффекта первичности.[5] Результатом его экспериментов стало обоснование существования, так называемого, позиционного эффекта памяти. Согласно Г. Эббингаузу, существует два позиционных эффекта: первичности (он же – эффект первенства) и недавности. Эффект первичности характеризуется более успешным воспроизведением элементов, расположенных в начале списка, а эффект недавности – более высоким уровнем запоминания последних позиций списка.
Эксперименты Г. Эббингауза привлекли широкое внимание научного сообщества, в первую очередь, психологов и социологов, продолживших исследования в данном направлении. Практически одновременно с ним ряд исследователей предпринимали попытки объяснить эффект первенства посредством приема, получившего название «свободного ответа». При помощи этой методики Д. Броди и Б. Мердоку[en] удалось установить взаимозависимость между эффектами «первенства» и «недавности».[6]
Подобные эксперименты стали особенно популярны в конце XX – начале XXI века. Е. Колуччия, Н. Гамбоз, М. Брандимонте как представители современного этапа исследований памяти объясняют феномен свободного ответа тем, что участникам эксперимента сложно запомнить информацию без каких-либо подсказок и предупреждений о предстоящем задании. [7]
Данной закономерности предшествовало открытие иной особенности устройства человеческой памяти — эксперименты конца XX века выявили, что участники, осведомленные о предстоящем тестировании по списку, стремятся повторять называемые предметы по мере их представления. То есть, повторяя предметы в заданной последовательности, испытуемые каждый раз добавляют к заученному ряду вновь услышанные предметы, тем самым постепенно удлиняя заученный ряд.
В ходе подобных экспериментов было установлено, что эффект первичности влияет на ответы сильнее в том случае, если между добавлением новых предметов проходит достаточно длинный отрезок времени, позволяющий чаще повторять последовательность предметов (Д. Риндус, А. Гленберг, M. Брэдли, Дж.Стивенсон, M. Ткачук, А. Гретц).[8][9]
Сегодня интерес исследователей направлен на изучение влияния эффекта первенства на принятие решений (в политической, педагогической, профессиональной, социальной и иных сферах жизнедеятельности). В 2013 году Ш. Ханан, Т. Нейман и И. Левенштейн установили влияние эффекта первичности на результаты обучения, используя принцип оперантной обусловленности (процесс обучения, посредством которого поведение обучаемого корректируется поощрением или наказанием). Кроме того, было выявлено влияние первого опыта, полученного в какой-либо деятельности, на принятие решений в последующих аналогичных ситуациях – полученный ранее опыт может стать причиной недооценки последующих событий. [10]
Последствия открытия феномена края, составляющей которого является эффект первенства, можно разграничить на несколько групп. К первой следует отнести развитие идей об особенностях памяти Г. Эббингауза как основателя феномена, ко второй – появление новых направлений научных исследований, базисом для которых послужили его открытия, изложенные в исследовании «О памяти».
Итак, сам Г. Эббингауз, опираясь на феномен края, проводя эксперименты на самом себе, показал существование кривой забывания, которая наряду с кривой заучивания стала классической детерминантой, часто используемой в качестве основы при отработке профессиональных навыков и решении ряда психологических проблем. В ходе изучения феномена края им были разработаны математические модели памяти и показан их нелинейный характер. Был обнаружен факт упражняемости памяти, а вместе с тем — предложены специальные методы для лучшего сохранения информации в памяти и несколько методик, с помощью которых можно исследовать эти процессы. Кроме того, в ходе изучения памяти был обнаружен «эффект затаптывания следов», заключающийся в том, что при контакте с новой информацией похожей на полученную ранее более старая информация искажается или в принципе стирается из памяти.
В дальнейшем данные, полученные Г. Эббингаузом, получили новое развитие, дополняясь в работах других исследователей. В частности неоднократно было доказано, что элементы материала, находящиеся в его начале и конце, запоминаются значительно лучше, а вероятность сохранения в памяти нескольких первых элементов ряда значительно больше вероятности сохранения средних элементов. Кроме того на основе феномена, выявленного Г. Эббингаузем, был обнаружен один из наиболее известных феноменов сохранения и забывания в памяти, получивший название эффекта Зейгарник, выведен «закон Йоста».
Широкое развитие получили медицинские исследования, в частности посвященные случаям амнезии и сопутствующим ей закономерностям, динамике забывания. Со временем добытая теоретико-экспериментальная база была существенно дополнена З. Фрейдом, который вывел закон мотивированного забывания, породив новый интерес к психологической составляющей памяти.
Самое массовое проявление использования эффекта первенства можно наблюдать в экономической сфере общественной жизнедеятельности, а именно — в маркетинге. Зная о достоинствах продаваемого продукта, которые качественно отличают его от продукции конкурентов, маркетолог помещает их в начало или конец материала, адресованного потребителю или покупателю.
В политике эффект первенства используется в пропаганде по принципу «политик, первым озвучивший свое слово, всегда прав»[11]. Кандидат, который первым убедил избирателей в неминуемости собственной победы, заведомо закрепляется в общественном сознании как победитель.
В СМИ эффект первенства имеет непосредственное отношение к термину «постправда». В условиях, когда «фейковые новости» уже взбудоражили общественность, эффект от последующих публикаций истинной информации является незначительным. [12]
Описание актов искажения памяти встречается и в искусстве. Так, например, И. Г. Гёте принадлежат строки: «Мы очень податливы на первое впечатление и готовы поверить всему самому неправдоподобному, оно сразу же прочно внедряется в нас…».[13]
Ежедневно эффект первичности проявляется в бытовых ситуациях, происходящих в социуме. Так, например, руководители компаний чаще всего воспринимают своих подчиненных на основе впечатлений, полученных еще на собеседовании.
Очень часто с данным феноменом сталкиваются учащиеся и представители профессий, связанных с необходимостью запоминания большого объема последовательной информации.
- ↑ Coleman, Andrew. Dictionary of Psychology (Second Edition) (англ.). — Oxford University Press, 2006. — P. 688.
- ↑ Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. — М., 2002. — С. 43.
- ↑ S. E. Asch. Forming impressions of personality // The Journal of Abnormal and Social Psychology. — 1946. — Т. 41, вып. 3. — С. 258—290. — ISSN 0096-851X. — doi:10.1037/h0055756.
- ↑ Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. — М., 2002. — С. 43 с..
- ↑ Г. Эббингауз. Основы психологии. — СПб.: Общественная польза, 1912. — С. 268.
- ↑ Delbert A. Brodie, Bennet B. Murdock. Effect of presentation time on nominal and functional serial-position curves of free recall // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. — 1977-04. — Т. 16, вып. 2. — С. 185—200. — ISSN 0022-5371. — doi:10.1016/s0022-5371(77)80046-7.
- ↑ Emanuele Coluccia, Nadia Gamboz, Maria A. Brandimonte. Normative data for a battery of free recall, cued recall and recognition tests in the elderly Italian population // Neurological Sciences. — 2011-09-15. — Т. 32, вып. 6. — С. 1103—1114. — ISSN 1590-3478 1590-1874, 1590-3478. — doi:10.1007/s10072-011-0747-5.
- ↑ Dewey Rundus. Analysis of rehearsal processes in free recall // Journal of Experimental Psychology. — 1971. — Т. 89, вып. 1. — С. 63—77. — ISSN 0022-1015. — doi:10.1037/h0031185.
- ↑ Arthur M Glenberg, et al. A two-process account of long-term serial position effects // Journal of Experimental Psychology: Human Learning & Memory. — 1980. — Т. 6, вып. 4. — С. 355—369. — ISSN 0096-1515. — doi:10.1037//0278-7393.6.4.355.
- ↑ Hanan Shteingart, Tal Neiman, Yonatan Loewenstein. The role of first impression in operant learning // Journal of Experimental Psychology: General. — 2013. — Т. 142, вып. 2. — С. 476—488. — ISSN 0096-3445 1939-2222, 0096-3445. — doi:10.1037/a0029550.
- ↑ Мельникова Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования // Власть. — 2010. — № 8. — С. 47—51.
- ↑ Мультимедийная журналистика / под ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. — М.: Высшая школа экономики, 2017. — С. 413.
- ↑ Гете И.В. Страдания юного Вертера. — М.: Правда, 1985. — С. 122.
10 психологических эффектов, которые управляют нашей жизнью
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Когда мы говорим, что наши действия — это результат только наших решений, мы немного лукавим. Ведь мозг постоянно ухитряется обманывать нас, искажая восприятие реальности.
AdMe.ru собрал 10 психологических эффектов, которые управляют нашим поведением, даже если мы об этом не догадываемся.
Этот синдром основывается на реальном эксперименте: если поместить лягушку в воду комфортной для нее температуры и включить постепенный нагрев, то лягушка потратит все силы на стабилизацию температуры тела и, когда вода закипит, не сможет выпрыгнуть и умрет. Если же поместить лягушку в емкость с кипящей водой, то она выпрыгнет сразу.
Так и люди, попадая в неприятную, но неопасную для жизни ситуацию, предпочитают терпеть постоянные мелкие неудобства, пока они не истощат их эмоционально. Болезненные отношения с близкими, ненавистная работа — все это ловушки, в которые мы сами себя загоняем из-за нежелания что-либо менять.
Зачастую наш мозг цепляется за старые представления, уже прочно укрепившиеся в массах, и отрицает новые, достоверные данные. Классический пример: долгое время люди не принимали тот факт, что Земля круглая (кстати, такие люди до сих пор существуют). Информация о том, что Земля плоская, была более «комфортной» для мозга, ведь все новое, как известно, пугает.
В повседневной жизни многие из нас бывают крайне консервативны: нам сложно расстаться с устаревшей информацией и даже чувствами, утратившими свою актуальность.
Когда дела идут совсем плохо, порой мы не хотим узнавать лишние подробности наших неприятностей — подобно страусу, зарывающему голову в песок. Мы игнорируем негативную информацию, предпочитая вовсе не думать о проблеме. Например, мы радуемся, что преподаватель еще не проверил наше экзаменационное задание, потому что не хотим знать результат. А вдруг он плохой?
Как ни парадоксально это звучит, но тот факт, что мы не можем распознать когнитивные искажения у самих себя, — это тоже искажение. Эффект слепого пятна — именно тот случай. Люди склонны замечать ошибки в поведении других, но игнорировать собственные (даже самые очевидные). Согласно исследованиям, каждый человек хоть раз испытывал на себе действие этого эффекта.
Часто мы переоцениваем значимость доступной нам информации, особенно когда принимаем решение. Например, человек, отстаивающий свою дурную привычку, будет говорить, что знает кого-то (совсем не обязательно лично), кто выкуривал по 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. Мозг исключает вероятность того, что этот пример если и не выдуман, то уж точно уникален. Человек автоматически распространяет удачный пример на свою ситуацию и считает, что ему волноваться не о чем.
10 самых увлекательных научных и психологических эффектов :: Инфониак
Невероятные фактыХуже или лучше выступают люди, когда за ними наблюдают?
Почему некоторые беременные мыши умышленно провоцируют выкидыш?
Изменит ли эволюция когда-либо свое направление?
Обо всем этом и о многом другом вы узнаете из данной статьи.
10. Эффект Олли
Эффект Олли – это биологическое явление, когда на душу населения рост численности того или иного вида (или целой популяции в пределах этого вида) падает, если общее число представителей популяции снижается.
Иными словами, каждая самка рожает больше потомства, если плотность популяции выше. Названный в честь американского зоолога Уолтера Клайда Олли (Walter Clyde Allee), данный эффект полностью изменил общее понимание процесса роста населения.
Эксперты: К 2050 году Землю будет не узнатьВо времена его исследований полагалось, что население начнет, по сути, процветать, если его численность будет меньшей, потому что в таком случае каждому человеку будет доступно больше ресурсов. Другими словами, прирост численности населения идет медленнее, если людей в популяции в ней меньше и наоборот.
Тем не менее, работы Олли и других специалистов показали, что чем больше людей в популяции, тем быстрее она увеличивается. Соответственно, чем меньше людей, тем медленнее происходит прирост.
Психологические эффекты
9. Теория о вытеснении и эффект аудитории
Эффект аудитории – это то влияние, которое оказывает на человека группа людей, следящая за ним во время попытки выполнения определенной задачи. Данный эффект впервые был изучен психологами в 1930 году.
Он проявляется в двух крайностях. Многие люди, выступающие на аудиторию (в частности, спортсмены) на самом деле увеличивают свою производительность, когда за ними наблюдает большая толпа людей, в то время как обычный человек сильно подвержен стрессу и покажет себя не с самой лучшей стороны, также как и свой талант.
Люди переоценивают свою готовность идти на рискВ 1965 году социальный психолог Риберт Зайонц (Ribert Zajonc) предположил, что теория вытеснения может служить объяснением эффекта аудитории. Зайонц выдвинул мнение о том, что реакция (положительная или отрицательная) аудитории на выступление человека зависит от относительной легкости выполняемой им задачи.
К примеру, если человек настроен на победу, то наличие аудитории будет мотивировать его на то, чтобы выложиться по максимуму. Если же он не уверен с самого начала, то и эффект аудитории будет способствовать значительному снижению самооценки.
8. Эффект Пигмалиона
Эффект Пигмалиона тесным образом связан с эффектом аудитории, и представляет собой совокупность положительных ожиданий и, как следствие, наилучший результат. Названный в честь классической пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», о нем иногда еще говорят как об эффекте Розенталя.
На другом конце спектра находится эффект голема, который, соответственно представляет совокупность низких надежд на победу, и, как следствие, проигрыш.
Эффект Пигмалиона тщательно изучался в мире легкой атлетики, бизнеса и в области образования. Что касается бизнеса, то если менеджер ожидает от своих сотрудников многого, то многое и получит. Более того, когда учитель верит в ребенка и ждет от него больших успехов, именно это в большинстве случаев и происходит.
Социально-психологические эффекты
Когда беременные самки грызунов обнаруживают запах неизвестного самца в своем ближнем кругу, они время от времени самостоятельно могут прерывать свою беременность. Этот эффект впервые был исследован британским зоологом Хильдой Брюс (Hilda Bruce).
Более того, его можно наблюдать не только среди грызунов, ему также подвержены полевки, лемминги, обезьяны гелады и, возможно, даже львы. В течение некоторого времени за проявлением данного эффекта наблюдали только у животных, обитающих в неволе.
Впервые его изучили в дикой природе ученые из университета Мичигана (University of Michigan) под руководством ведущего специалиста Эйлы Робертс (Eila Roberts). Однако, в обоих случаях оставался животрепещущим вопрос: почему мать решает избавиться от собственного ребенка?
Ученые cделали обезьян умнее с помощью имплантатаРобертс в течение пяти лет изучала в Эфиопии поведение обезьян-гелада. За этот срок она собрала данные о 110 самках, принадлежащих 21 разной группе.
После анализа образцов фекалий на гормоны, что давало ей точные данные относительно наличия беременности, исследователь обнаружила, что в тех группах, в которых самцы утверждали свое господство посредством «захвата» власти, значительное число самок досрочно прекращали свою беременность.
В группах же, где мужское «поглощение» не имело место быть, рождаемость была намного выше. Ответ заключается в том, что доминантные самцы склонны к убийству новорожденных обезьянок. Они делают это потому, что самки становятся снова способными к совокуплению только после того, как вырастят своих малышей. У самцов же не хватает терпения столько ждать.
Таким образом, можно предположить, что понимая тот факт, что малыш умрет, самка убивает его сама, еще неродившегося. Это позволяет сэкономить матери время, усилия и ресурсы.
Физические эффекты
6. Эффект Лейденфроста
Если вы когда-либо видели, как ведут себя капельки воды, попавшие на очень горячую сковороду, то вы наблюдали эффект Лейденфроста. Явление названо в честь немецкого врача Иоганна Готтлоба Лейденфроста (Johann Gottlob Leidenfrost) и датируется далеким 1796 годом.
Данный эффект – это физическое явление, которое происходит, когда жидкость попадает на поверхность, которая значительно горячее, чем температура кипения жидкости. В этих условиях жидкость создает защитный слой пара, который ее окружает и защищает от быстрого кипения.
В случае с каплей воды на горячей сковороде, вода действительно, в конечном счете, кипит и испаряется, но делает это медленнее, чем если бы температура поверхности сковороды была бы выше точки кипения, но ниже точки Лейденфроста.
Этот эффект позволяет воде, при конкретных условиях, «подвисать» над поверхностями. Это также объясняет тот факт, почему мокрым пальцем можно удержать жидкий азот и не пораниться, или даже удержать жидкий азот во рту.
Но на самом деле, не стоит экспериментировать, это очень опасно.
5. Эффект диорамы
Эффект диорамы также известен как «иллюзия диорамы» и «псевдо – микро». При создании данного эффекта фотограф использует обычные, в натуральную величину объекты, однако он их обрабатывает таким образом, что они становятся похожими на миниатюрную копию.
Эту иллюзию часто называют тилт-шифт эффектом или тилт-шифтингом. Можно использовать эту фотографическую технику и в цифровой фотографии, сделанной обычным образом, но при этом, создав впечатление, будто вы работали со специальным объективом тилт-шифт.
Есть много способов создания «псевдо-микро». Но, по сути, все они сводятся к нескольким основным:
— Объект снимается сверху;
— Края фото сильно размываются;
— Увеличивается насыщенность цветов.
Безусловно, об этом процессе можно рассказать очень много. В сети большое количество учебников с пошаговым руководством.
4. Эффект обзора
Из всех известных, наблюдаемых, изучаемых психологических эффектов, эффект обзора наименее «общий», потому как только 534 человека в мире находились в условиях, при которых доступно к видимости данное явление.
Космонавты, находящиеся на орбите или на поверхности Луны, и впервые видящие Землю во всей ее полноте, сообщают о глубоком масштабном чувстве, которое и получило название «эффект обзора».
Его придумал писатель Фрэнк Уайт (Frank White), при этом сам эффект может быть очень трогательным, странным, вдохновляющим, эмоционально сложным, потому как видение Земли во всей ее полноте меняет взгляды и отношение человека к действительности.
Астронавты возвращаются домой с новым чувством общности, связанности, относительной бессмысленности культурных границ, а также с желанием заботиться об окружающей среде.
Психологические эффекты восприятия
3. Эффект оплошности/несовершенства
Представьте себе, что вы в кого-то влюблены. Этот человек вам кажется добрым, талантливым, красивым. Затем представьте себе, что этот человек идет по тротуару и резко падает прямо лицом в грязь.
По различным причинам, вы сильнее в него влюбляетесь, и вам кажется, что вы стали ему еще больше нравиться в результате его неуклюжести.
В большей степени изучаемое в мире спорта, бизнеса и политики, это психологическое явление известно как «эффект оплошности». Первоначально описанный и названный исследователем Эллиотом Аронсоном (Elliot Aronson) в 1996 году, данный эффект несет в себе определенные последствия.
Исследования показывают, что людям, как правило, начинает нравиться тот человек, которые несовершенен, который делает ошибки и признает их.
Данный эффект анализировался в течение очень длительного периода времени, в итоге было обнаружено, что, к примеру, неуклюжие женщины привлекают мужчин больше, но не наоборот. Однако, основополагающий принцип, гласящий, что мы больше тянемся к несовершенным людям, остается неизменным.
2. Эффект спящего
Данный часто изучаемый спорный психологический эффект связан с тем, как мнения людей зависят от получаемой ими информации. В общем, когда человек видит рекламу, несущую положительное сообщение, то сразу с этим продуктом рождаются положительные ассоциации.
Но с течением времени эти положительные ощущения исчезают, тем самым не остается вообще никаких ассоциаций с данным продуктом.
Однако, при определенных условиях, когда в рекламе используется прием под названием «дисконтирование», положительные ассоциации фактически остаются с человеком на очень продолжительный период.
«Дисконтирование», как правило, сопровождается информацией из ненадежного, незаслуживающего доверия источника. То есть сообщение идет с оговоркой или из необычного источника.
К примеру, если вы видите отрицательную политическую рекламу, оплаченную оппонентом, вы может первоначально с подозрением отнестись к достоверности объявления, но с течением времени, вы, возможно, начнете верить написанному.
Исследования показали, что эффект спящего – это реальность, только в обычной жизни его крайне трудно «осуществить», и для того, чтобы он был по-настоящему эффективен, он должен следовать строгому набору руководящих принципов.
1. Эффект тамагочи
Если вы пережили 90-е годы, среди ваших знакомых наверняка найдется, как минимум, один человек, а может быть и вы сами, который был увлечен этими игрушками. К 2010 году во всем мире было продано более 76 миллионов этих маленьких «существ».
Тамагочи, для непросвещенных, — это небольшое ручное цифровое «животное», изобретенное в Японии в 1996 году. Владелец тамагочи несет полную ответственность за его жизнь. Среди прочего это и кормление, и купание, и уборка за ним, и дисциплинарные санкции, и многое другое.
10 психологических хитростей для манипулирования людьмиЭффект тамагочи – это психологический феномен, обозначающий человека, который становится эмоционально привязанным к роботу или другому цифровому объекту. Такие отношения у человека могут установиться с тамагочи, мобильным телефоном или даже с программным обеспечением.
Ученые подчеркивают, что эффект тамагочи может развиться в любом возрасте, и обладает как положительными, так и отрицательными последствиями для психического здоровья человека.
Эффект первичности — Википедия
Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — склонность индивида придавать наибольшую значимость той информации о человеке, предмете или явлении, которая получена раньше[1]. Таким образом, при противоречивости каких-либо фактов люди чаще отдают предпочтение старому сведению, а не новому. Эффект первичности является типичным проявлением неточности чувственного познания, так называемой ошибкой восприятия.
Эффект первичности работает не только с доверием к информации, но и с ее запоминанием. Например, прослушав ряд различных чисел или слов, человек с большей вероятностью произведет первые элементы последовательности, чем те, что стояли в конце или посередине[2].
Данное явление объясняется тем, что знание, полученное раньше, успевает перейти в долговременную память, в то время как новое знание, существующее пока только в кратковременной памяти, не воспринимается нашим сознанием как достоверный факт[3].
Второй вероятной причиной возникновения данного эффекта является бессознательная расстановка приоритетности между теми, кто сообщает информацию: принято считать, что первый источник удовлетворяет потребность индивида в получении тех или иных сведений, поэтому он становится более привлекательным, а значит получившим доверие[4].
Существует версия, что до того, как эффект первичности был сформулирован официально, в 1925 году малоизвестный американский психолог М. Лундт открыл закон предшествования, суть которого совпадает с эффектом первичности[4].
Однако в современной психологии, говоря о данной особенности восприятия, принято ссылаться на Соломона Аша, польско-американского психолога, который в 1946 году впервые упомянул эффект первичности в статье «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality). На основе результатов своего эксперимента, он выдвинул теорию о том, что первое сообщение о чем-либо оказывает на человека более сильное впечатление, чем любая последующая информация в независимости от объективности, адекватности и достоверности новых фактов[5].
Эксперимент Аша «Фактор направления»[править | править код]
Студентов городского колледжа Нью-Йорка разделили на две примерно равные группы А и В, каждой предоставили список личностных черт одного условного человека и предложили сформировать свое впечатление о нем.
- А. умный — трудолюбивый — импульсивный — критически настроенный — упрямый — завистливый
- B. завистливый — упрямый — критически настроенный — импульсивный -трудолюбивый — умный
Оказалось, последовательность одних и тех же характеристик повлияла на составление портрета. Участники эксперимента, прочитавшие список А, оценили описываемого человека довольно позитивно, в отличие от тех, кто вначале узнал о зависти и упрямости, а уже позже о трудолюбии и высоком уровне интеллекта. Человек группы А — это хороший человек, чьи недостатки не затмевают его заслуги. В свою очередь, человек группы В слаб, излишне эмоционален и зависим от собственных предрассудков, а его положительные качества не могут быть полностью раскрыты из-за значительных недостатков[5].
Основатель Йельской школы убеждающей коммуникации Карл Ховланд подверг сомнению эффект первичности Аша. По его мнению, теория о данном эффекте не рассматривает такие важные факторы, как образовательный уровень аудитории, ее мировоззрение и кругозор[4]. Вероятность того, что хорошо образованный человек, имеющий больший жизненный опыт, поверит абсурдному факту, а не объективному суждению, в независимости от последовательности их получения, мала.
Более того, существуют и другие ошибки восприятия, порой противоречащие друг другу. Эффекту первичности противопоставляется эффект новизны (эффект недавности), который определяется как склонность индивида придавать наибольшую значимость более новым данным о человеке, событии или явлении, отвергая прежнюю информацию[6].
Чтобы понять, как именно работают эти противоречащие на первый взгляд друг другу эффекты, в 1959 году Норман Миллер и Дональд Кэмпбелл провели эксперимент[7]. Студенты Северо-Западного университета получили стенограмму судебного процесса, причем аргументы обвинения и защиты были собраны в отдельные блоки. Наблюдая за тем, как студенты меняют свою точку зрения о виновности или невиновности обвиняемого, Миллер и Кэмпбелл сделали вывод, что эффект новизны побеждает эффект первичности только в том случае, если:
- между двумя сообщениями с противоречащей информацией проходит большое количество времени;
- аудитория должна формулировать свое мнение сразу после получения новой информации[8].
Эффект первичности нередко используют в процессе пропаганды, одним из основных принципов которой является утверждение о том, что человек, сказавший миру первое слово, всегда прав[9]. Считается, что формулирование данного принципа принадлежит Йозефу Геббельсу — рейхсминистру народного просвещения и пропаганды Германии (1933—1945)[4].
Во время предвыборных кампаний кандидаты могут прибегать к использованию эффекта первичности, чтобы воздействовать на общественное мнение. Исследования показывают, что кандидата, который успел первым убедить избирателей в неминуемости своей победы, и признает массовое сознание[9]. Данный эффект также берется во внимание при публикации компромата на соперника[4].
Эффект первичности можно связать с таким актуальным термином как постправда. «Фейковые новости» буквально атакуют общественность и делают ее неспособной противостоять им. Таким образом, люди начинают верить выдуманным фактам, не сомневаясь и не проверяя источники информации[10] . Политики из раза в раз возвращаются к своим лживым тезисам, несмотря на то, что независимые эксперты или СМИ признали их недостоверными[11]. Причиной этого является существование большого количества различных источников информации, что способствует распространению сомнительных фактов с высокой скоростью. Поэтому лживые заявления политиков часто подменяют правду, а любые попытки опровержения оказываются неудачными[12].
роман в письмах «Страдания юного Вертера»Иоганн Вольфганг Гёте, в романе в письмах «Страдания юного Вертера» пишет:
Мы очень податливы на первое впечатление и готовы поверить всему самому неправдоподобному, оно сразу же прочно внедряется в нас, и горе тому, кто сделает попытку вытравить или искоренить его! [13] |
Эффект первичности также показан в трагедийной пьесе Уильяма Шекспира «Отелло, венецианский мавр». Яго, соперник Отелло, обманывает главного героя, убеждая в неверности его жены Дездемоны.
трагедия «Отелло, венецианский мавр»Отелло Что он сказал? Яго Да что он с ней… А впрочем, я не знаю. Отелло Что он сказал? Что с ней он — что? Яго Лежал… Отелло С ней? Яго С ней, на ней. Рассказ был жив и ярок. Отелло Лежал с ней! Лежал на ней!.. Рассказ был жив… А может быть — рассказ был лжив? Лежал с ней! О дьявол, что за мерзость! Платок… сознался[14]… |
Позже Отелло не верит словам служанки жены. Он не сомневается в том, что Яго прав:
Отелло Тебе такого не случалось видеть? Эмилия Ни слышать, ни хотя бы заподозрить. Отелло Но ты не раз их видела вдвоем. Эмилия Но ничего не видела дурного <…> Отелло Чтоб ей подать перчатки, или веер, Иль маску, или что-нибудь? Эмилия Ни разу. Отелло Как странно![14] |
- ↑ Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013. Эффект первичности
- ↑ Робинсон Дейв: Психология
- ↑ Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- ↑ 1 2 3 4 5 Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. — М., 2002
- ↑ 1 2 Solomon Asch: Forming Impressions of Personality
- ↑ Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ. Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. 2006. Эффект новизны
- ↑ Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Бобнева М. И.. — М.: Прогресс, 1980.
- ↑ Майерс Д. Социальная психология / Маслова Е.. — Питер, 2019. — С. 306—307. — ISBN 978-5-4237-0138-3.
- ↑ 1 2 Мельникова Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования. — Власть, 2010.
- ↑ Мультимедийная журналистика / ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. — учебник для вузов. — М.: Высшая школа экономики, 2017. — С. 23. — 413 с. — ISBN 978-5-7598-1189-3.
- ↑ Peter Preston. Broadcast news is losing its balance in the post-truth era. TheGuardian.
- ↑ Dishonesty and Deception in Contemporary life.The new york life
- ↑ Гете.«Страдания юного Вертера».
- ↑ 1 2 Шекспир.«Отелло, венецианский мавр».
- Майерс Д. Социальная психология / Маслова Е.. — Питер, 2019. — С. 306-307. — ISBN 978-5-4237-0138-3.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Бобнева М.И.. — М.: Прогресс, 1980.
- Мультимедийная журналистика. / Качкаева А.Г., Шомова С.А.— учебник для вузов. — М.: Высшая школа экономики, 2017. — С. 23. — ISBN 978-5-7598-1189-3.
- Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. — М., 2002.
Эффект аудитории — Википедия
Эффе́кт аудито́рии (эффе́кт За́йонца, эффе́кт фасилита́ции) — влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.
Большинство видов человеческой деятельности имеет коллективный характер и осуществляется в различных группах. Социальными психологами был выявлен ряд условий, при которых издержки деятельности в группах могут быть минимальным или вовсе отсутствовать. Для более качественного понимания групповой регуляции нужно систематизировать знания о процессах и условиях групповой деятельности, что позволит более эффективно управлять процессами в группе, улучшать, интенсифицировать деятельность групп, увеличивать их производительность и т.д.
Люди по-разному реагируют на внимание к себе со стороны окружающих. Одних оно беспокоит, заставляет смущаться, краснеть, заикаться, путаться в словах и действиях, даже испытывать состояние удушья из-за того, что от волнения у них перехватывает горло. Другие наоборот радуются, ощущают прилив энергии и начинают чувствовать себя увереннее и спокойнее, если заметили, что вызывают интерес. [1]
Подобные различия могут быть объяснены какими то устойчивыми особенностями личности, например самооценкой, типом темперамента и т.д. Но диспозиционных причин для понимания этого феномена недостаточно.
Один и тот же человек в некоторых ситуациях при наличии стороннего внимания теряет самоконтроль, попадает в замешательство, а в других, напротив, испытывает уверенность в себе, радостное возбуждение. Встречаются люди, которые во всех ситуациях ведут себя одинаково, например, смущаются. Напротив, есть люди, которые не склонны смущаться при внимании аудитории, хотя тут самоуверенность может быть напускной, а не реальной.
Одно от другого отличить не сложно. Если субъект внимания аудитории занимается каким-то действием, например, читает лекцию, строит дом или занимается спортом, то при ощущении внимания аудитории у него появляется прилив сил, координация движений не нарушается, ощущается прилив бодрости и воодушевления, качество его деятельности или действия увеличивается.
Если за напускным спокойствием скрывается растерянность и неуверенность в себе, то фиксируются явные нарушение нормальных идеомоторных реакций, нарушение координации движений, на фоне неловкого желания скрыть проявления неуверенности. Одним из показателей неуверенности лектора является выступление «по бумажке», что говорит о профессиональной несостоятельности. [2]
Отсюда ясно, что иногда присутствие других людей улучшает деятельность, а иногда ухудшает. Флойд Оллпорт, анализируя эти явления в 1920 г., назвал их «эффектами аудитории». Им же были введены термины для обозначения этих двух терминов: улучшение деятельности при наличии стороннего внимания получило название социальная фасилитация(социальное способствование), ухудшение деятельности при условии наличия внимания было названо социальным торможением(социальным сдерживанием). На сегодняшний день оба эти понятия являются общепринятыми.
Несмотря на то, что Оллпорт дал название этим терминам, но он не смог ответить на вопрос — почему и при каких условиях возникает социальная фасилитация и социальное торможение?
В 1965 г. появилось первое теоретические обоснование эффекту аудитории, его предложил Роберт Зайонц [3]
Конфликт интерпретаций: Почему возникает «эффект аудитории»[править | править код]
Исходя из бихевиористской формулы поведения (П = С — Р), Р. Зайонц предположил, что факт присутствия других людей и их внимание являются для индивида сильным источником общего возбуждения. Ощущение неопределенности и, как следствие, возбуждения создают еще и тот факт, что реакция аудитории непредсказуема. Если человек знает, что и как ему делать или говорить, то общее возбуждение положительно сказывается на качестве его деятельности, причем увеличение числа зрителей (стимулов) интенсифицирует эффект фасилитации.
Если говорить в рамках теории стимульного научения Халла-Спенса, хорошо освоенная (доминирующая) реакция в присутствии особей своего вида выполняется автоматически, т.е. безукоризненно. Но когда реакция плохо усвоена, тогда наблюдается ухудшение деятельности индивида, потому что реализации нужной, но плохо заученной реакции мешает доминирующая, хотя и не нужная реакция. Наступает социальное торможение. Эта теория распространяется не только на людей, но и на большую часть животного мира.
У Р. Зайонца были основания сделать вывод о том, что повышение возбуждения улучшает выполнение простых задач и ухудшает — сложных. Подтверждением этой гипотезе являются почти 300 исследований с участием около 25 тыс. испытуемых.[4]
Но с альтернативным объяснением эффекта аудитории вышел Николас Коттрелл, утверждая, что данный феномен объясняется тем, что люди, занятые какой-то деятельностью на людях, ожидают оценки со стороны зрителей и обеспокоены грядущей оценкой. И действительно, в ходе исследований выяснилось, что в присутствии людей, у которых были завязаны глаза или которые по каким-то другим причинам не могли выступать экспертами-оценщиками мастерства и умений, деятельность сопровождалось меньшим возбуждением, чем деятельность на глазах зрителей, способных выносить оценку. Коттрелл привел много доказательств того, что существует разница между простым отношением индивида к зрителям и ожиданием с их стороны оценки. [5]
Но как же тогда быть с тараканами, муравьями и спаривающимися крысами, которые так же демонстрируют эффект аудитории? Неужели они тоже ожидают от зрителей-сородичей оценки своей деятельности? [6]
Спор Н. Коттрелла с Р. Зайонцем попытался разрешить в своей теории конфликта внимания Роберт Бэрон (Baron R., 1986). Он утверждает, что особи своего вида выступают раздражающим и отвлекающим фактором по многим причинам, включая и ту, которую называет Зайонц, присутствие других служит источником возбуждения. Но прежде, чем возбуждение начнется, присутствие других, будучи отвлекающим фактором, вызовет конфликт внимания у занятого своим делом индивида. И этот конфликт внимания уже приведет к возбуждению, и в зависимости от того, как индивиду удастся с ним справиться, возбуждение будет либо способствовать, либо препятствовать исполнению его деятельности.
Если индивид уделяет слишком много внимания присутствующим зрителям, то в результате социального торможения его деятельность вообще может прекратиться. Если же он вместо того основной фокус внимания переключит с аудитории, на собственно свою деятельность, то усиление возбуждения будет либо способствовать хорошо освоенной реакции, либо сдерживать реализацию плохо освоенной реакции.
Получается, что конфликт между вниманием к своей деятельности и вниманием к другим особям создает напряжение в когнитивном процессе, что вызывает возбуждение у индивида. Очевиден тот факт, что большинство людей хотят выглядеть наилучшим образом на глазах других. И при условии того, что человек делает простое действие, к которому он привык и хорошо освоил и делает его хорошо, вызванный в результате конфликта внимания процесс возбуждения, может способствовать улучшению деятельности.
Но при выполнении сложной задачи все обстоит иначе. Здесь Любая ошибка сопровождается фрустрацией, которая будет усиливаться из-за процесса возбуждения, вызванного присутствием наблюдателей. Это приводит к тревоге, панике, раздражению, и как следствие, к дезорганизации деятельности.
Важно отметить, что не только сторонние наблюдатели могут вызвать конфликт внимания, но и сам индивид способен быть для себя зрителем, оценщиком собственной деятельности и, таким образом, усилить конфликт, и следовательно возбуждение. Данное дополнение в развитие теории Р. Бэрона предложили Кэт Жимански и Стивен Харкинс [7]
Брианом Малленом Роем Баумейстром было сделано еще одно дополнение к этой теории. В этом дополнении отмечается, что анализ собственных действий в процессе деятельности чреват конфликтом между точностью и скоростью действий. Когда при выполнении того или иного действия у индивида возникает конфликт внимания при наблюдении зрителей, индивид может сосредоточиться или на точности, или на скорости. Но предпочтение одному будет идти в ущерб другому, и произойдет ухудшение деятельности.[8]
И все же теория конфликта внимания Р. Бэррона не может объяснить некоторые факты. Например, Александр Дюма мог писать свои романы в любом месте: дома, на палубе парохода, на прилавке магазина. При этом не было падения в продуктивности: не падала ни скорость, ни качество художественной деятельности. Он был столь увлечен работой, что его не отвлекали сторонние взгляды. Если учитывать тот факт, что написание романов — задача тяжелая, теория конфликта внимания все же не всеобъемлющая. Есть масса иных писателей, которые могли вести быструю и продуктивную работу лишь уединившись.[9]
Другие люди могут выступать не только в роли безучастных наблюдателей за деятельностью того или иного индивида, но и сами быть вовлеченными в деятельность. Торговцы на рынке, параллельно торгуя товарами, разумеется, не останутся равнодушными к делам друг друга. Между ними будет конкуренция. Но они так же будут являться зрителями для друг друга, соответственно, их со-деятельность будет оказывать такое же действие как и присутствие пассивного зрителя, правда с учетом того что это действие будет усилено состязательными отношениями между двумя индивидам.
Конкуренция является одним из мощных побудителей для улучшения качества, совершенствования товаров или услуг ради того, чтобы превзойти соперника. Именно благодаря конкуренции Запад достиг такого процветания в науке, экономике, промышленности и других областях. У конкуренции есть и свой минус: конкуренция способствует увеличению скорости деятельности взамен возможного падения качества и точности.[9]
Значит со-деятельность может стать еще одним источником конфликта внимания. Ведь соперники сравнивают свои достижения, и при отставании одного от другого, отставший пытается в ущерб качеству догнать того, кто впереди, например, количественно.
Таким образом, со-деятельность, воспринимаемая как конкуренция, может стать еще одним источником конфликта внимания. Ведь соперники, наблюдая за деятельностью друг друга, обоюдно сравнивают свои результаты. Если один преуспевает больше другого, то второй, стремясь достичь таких же или даже лучших результатов, утеряет иной параметр.
Если же деятельность соперника ничем не отличается или даже хуже, то она может вообще не восприниматься как конкурирующая. В этом случае со-деятели оказывают друг на друга такое же влияние, как простые зрители.[1]
Другие факторы, угрожающие внутренней валидности[править | править код]
- ↑ 1 2 2016 © НП ЦДО «Элитариум». Социальное влияние в группах | Элитариум (рус.). Элитариум (4 марта 2009). Дата обращения 26 мая 2016.
- ↑ Administrator. Социальная психология — Теория конфликта внимания (неопр.) (недоступная ссылка). fond-ids.ru. Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 11 июня 2016 года.
- ↑ (Kelley H. & Thibaut J., 1969)
- ↑ Эффект аудитории (или эффект Зайонца) (неопр.). psyfactor.org. Дата обращения 26 мая 2016.
- ↑ (Майерс Д., 1997).
- ↑ Образовательный портал ТГУ (неопр.). edu.tltsu.ru. Дата обращения 26 мая 2016.
- ↑ Szymanski K. & Harkins S., 1987
- ↑ (Mullen В., & Baumeister R., 1987)
- ↑ 1 2 2.3. Теория конфликта внимания: Как это обычно и бывает, разногласия между двумя теориями снимает (неопр.) (недоступная ссылка). sci.house. Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 25 июня 2016 года.
- Семечкин Н.И.. Социальная психология. Часть 2, 2003
- Уилк Х. и Книппенберг Э., 2001
- Kelley H. & Thibaut J., 1969
- Szymanski K. & Harkins S., 1987