Тесты на IQ. История вопроса, факты и мифы
Надо отметить, что профессор посвятил большую часть своей жизни изучению человеческого интеллекта и эволюции. Эти его исследования наводят на мысль, что на уровень IQ существенно в процессе эволюции влияет климат: северные народы были вынуждены часто преодолевать тяжелые климатические условия, чтобы выжить. Кроме того, расположение стран позволяет предположить, что северяне всегда ели больше животной пищи, которая сплошь состоит из белка – и это тоже существенно повлияло на развитие их интеллекта в процессе эволюции. Жители же Юго-Восточной Европы потребляют меньше протеинов, минералов и витаминов, которые необходимы для развития мозга.
Более ранние исследования Линна показали, что, например, столичные жители несколько умнее своих провинциальных сограждан. Связано это вовсе не с различиями в экологии или темпе жизни, а с тем, что набирающая с каждым годом урбанизация привлекает в столицы лучшие умы. Выходит, что количество гениев на квадратный метр там больше. Кроме того, профессор доказал, что уровень IQ у мужчин в среднем на 5 пунктов выше, чем у женщин. Такое заявление вызвало массу пересудов, ведь получается, мужчина пусть ненамного, но умнее женщины. Однако в Книге рекордов Гиннесса зафиксирован самый высокий уровень IQ, и принадлежит он женщине.
Истории известны несколько женщин, чей умственный интеллект во много раз превышал мужской. Например, один из самых высоких уровней IQ продемонстрировала Мэрлин Мач Вос Савант из штата Миссури, которая в возрасте десяти лет уже имела средний показатель IQ для 23-х летних. Ей удалось пройти сложнейший тест для вступления в привилегированное Общество Мега, куда входит лишь около трех десятков человек, имеющих такой высокий показатель IQ, который встречается лишь у 1 человека из миллиона! Ходят легенды об актрисе Шарон Стоун, чей показатель IQ считается один из самых высоких среди знаменитостей (по различным данным он колеблется от 140 до 160 баллов).
Топ-модели из Словении удалось развенчать миф о глупости прекрасных женщин. Местное телевидение пригласило Айрис Мулей, финалистку конкурса Словения-2002, участвовать в ток–шоу, которое должно было быть посвящено тупости моделей. Однако во время съемок выяснилось, что IQ девушки выше, чем у известного физика-ядерщика, научного консультанта программы, и составляет 156 пунктов.
Однако ученые продолжают настаивать на умственном превосходстве мужчин. Может быть, поэтому умным женщинам приходится во много раз труднее. Живущая в Великобритании болгарка Даниэла Симидчева (Daniela Simidchieva), мать троих детей и обладательница IQ почти в 200 баллов (равном IQ Мари Кюри), два года сидела без работы и получала скромное пособие. Несмотря на то, что она входит в число самых умных женщин планеты, а уровень ее интеллекта говорит сам за себя, сотни компаний и организации присылали Симидчевой вежливые отказы.
Тем временем ученые продолжают изучение человеческого мозга. Уже проведены исследования, показавшие зависимость уровня интеллекта и здоровья, а как следствие продолжительности жизни. Связь между IQ и старением выявили специалисты из Британского совета по медицинским исследованиям. Они проследили за состоянием здоровья более 1000 человек, принадлежащих к разным социальным группам и профессиям. Смертность людей, которые на протяжении всей жизни должны были постоянно работать головой, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал сильной нагрузки. Исследователи подчеркивают, что здесь играет роль именно постоянная интеллектуальная нагрузка, а не просто высокий IQ.
Тем не менее, уровень интеллекта напрямую зависит от размера головного мозга. Чем больше его масса и размеры, тем выше IQ и лучше пространственное мышление, утверждают канадские ученые. Мозг среднего взрослого мужчины весит 1424 г, к старости масса мозга уменьшается до 1395 г. Рекордный вес мужского мозга — 2049 г. Самый большой по весу женский мозг — 1565 г. Мозг И.С. Тургенева весил 2012 г.
Кто же все-таки изобрел и создал этот уникальный тест, разделяющий людей на группы по возможности воспринимать, запоминать, логически мыслить и быстро реагировать. Скандально известный немецкий ученый Ганс Юрген Айзенк первым придумал задачи для выявления умственных способностей людей и первым их применил.
Ганс Юрген Айзенк родился в Берлине 4 марта 1916 года в актерской семье — его отец снимался в комедийных фильмах, а мать играла в немых фильмах. В 1938 году он получил степень бакалавра, в 1940-м — доктора философии. Учился в Германии, работал в Лондоне, был дважды женат и оказался в итоге отцом четырех сыновей и дочери. Написал 84 книги и 1094 статьи.
Несмотря на то, что еще в школе Айзенк публично открестился от фашизма и даже ввязался из-за своих взглядов в драку, свои опыты и исследования он начал в помощь нацистскому поиску «сверхчеловека». Официальная идеология Германии тех лет как на ученого действовала на него как допинг. Разговоры о «сверхнации», состоящей из совершенных людей, подготовки к чисткам и селекции самых красивых-умных-здоровых сильно привлекали Айзенка. Биологи и химики нацистской Германии, Италии, Японии уже начали генетические опыты над людьми. В том числе на мозге. Айзенка потрясли эти эксперименты: он сам работал в нескольких анатомических лабораториях. Проводя опыты над человеческим мозгом, он пытался ответить на вопрос: влияет ли размер и вес мозга человека на его умственные способности?
Не только анатомию он называл первопричиной влияния на интеллект, также его привлекала астрология. Интересен тот факт, что в конце тридцатых он вел переписку со многими знаменитыми астрологами Европы и Америки. Он собственноручно составил гороскопы для верхушки Третьего рейха и перед самым началом войны отправил в рейхстаг письма Геббельсу и Гиммлеру — с их индивидуальными астрологическими картами.
Живя в Англии, Айзенк написал серию статей, глубоко фашистских по духу: о перенаселении планеты и грядущей жестокой борьбе за выживание; об избранных, которые должны стоять во главе человечества; об их аскетическом воспитании и, как следствие, железной воле и железном духе.
За упорные поиски «интеллектуального измерителя» коллеги прозвали Айзенка «человеком-термометром». Популярность он завоевал легко — подвергнув уничтожающей критике тогдашнего кумира Зигмунда Фрейда. Айзенк люто ненавидел его.
В разработке уникального теста Айзенк взял за основу идею Бине, что для каждого возраста существует своя норма, придумал, как это применить по отношению к взрослым и ввел термин коэффициент интеллекта. IQ тут же приобрел популярность. Он появился в офисах, конторах и домах в 50-е годы. Это была настоящая сенсация, в один день сделавшая Ганса Юргена Айзенка звездой первой величины. Он получил все мыслимые степени, разъезжал по миру с лекциями по методологии IQ, стал респектабельным состоятельным мужчиной.
Многие из лекций великого мэтра вызывали скандалы. В 1971 году, после публикации его статьи «Раса, интеллект и образование», на одном из публичных выступлений Айзенка закидали тухлыми яйцами. За то, что он черным по белому написал: у черных IQ на 15 пунктов ниже, чем у белых, и это объясняется особенностями генетического кода.
«Его расизм и жестокость — от непонятных отношений Айзенка с фашистами. С одной стороны, он бежал от них, с другой — всегда высказывал близкие им идеи». Айзенк прописывал пациентам электрошок и психотропные препараты, провоцировавшие удушье. От нежелания подвергаться пыткам больные сразу выздоравливали.
Ганс Юрген Айзенк умер — 4 сентября 1997 года в возрасте 81 года от рака мозга.
На вопрос, что такое интеллект, пытались ответить многие ученые.
«Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».
«Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракция, образование понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания».
Интеллект отождествляют также с системой умственных операций, со стилем решения проблем, с индивидуальным когнитивным стилем и т.д.
Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем этим проявлениям присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно: активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения всех тех психических функций, которые отвечают за познание окружающего мира.
Айзенк выделил три вида интеллекта: биологический интеллект, под которым всегда понимается физическое превосходство одного человека над другим; психометрический интеллект, который определяется стандартными тестами измерения коэффициента интеллекта (IQ), и социальный (или практический) интеллект как проявление социально полезной адаптации (рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде).
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников
Тест Айзенка — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2015; проверки требуют 24 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 мая 2015; проверки требуют 24 правки.Тест Айзенка — тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. Известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.
Первые пять тестов довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям. Эти тесты иногда называются сборными тестами. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач. Таким образом, можно надеяться на взаимную нейтрализацию достоинств и недостатков; к примеру, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну.
Разработаны также три специальных теста: словесный, числовой и зрительно-пространственный. Эти тесты направлены на выявление специфических способностей, которые невозможно определить с помощью общих тестов. Также в сборники тестов как правило включается несколько дополнительных развлекательных заданий под шутливым названием «головоломки для интеллектуалов» (или «разминка для интеллектуалов» в некоторых переводах). Ввиду повышенной сложности этих заданий, их результаты не подлежат количественной оценке, а сами задания прилагаются исключительно «ради удовольствия поискать решение».
Тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих образование не ниже среднего. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 обычно интерпретируется как умственная отсталость. Тест Айзенка предусматривает максимальный уровень IQ 160 баллов.
Критика[править | править код]
Академик В. А. Васильев исследовал логические и геометрические задачи оригинальных тестов Айзенка и обнаружил в них ряд грубых ошибок и некорректных формулировок (см. ниже в списке литературы). В частности, из шестнадцати исследованных логических задач для восьми были приведены неправильные ответы и для трёх правильные ответы имели неправильное обоснование.
Тем не менее, для объяснения некорректности вышеуказанных логических задач Васильев использовал математическую логику (с точки зрения топологии), в то время как с точки зрения среднего человека, использующего бытовую теорию вероятности, эти задания абсолютно корректны.
Упрощенная суть проблемы. Задачи в тесте сформулированы более сложно, но ошибка в ответе такая же. Пример упрощенной задачи. В школе учится 1000 учеников. В понедельник в школу пришли 998 учеников, 2 поехали на соревнования. Один из учеников в понедельник был болен. Следовательно, больной ученик пришел в школу. Эквивалентный ответ теста: «вывод верен». Эквивалентный ответ академика Васильева: «Это заключение неверно».
С точки зрения математической логики (а это предполагается задача на логику) вывод неверен, т.к. есть возможности, когда больной школьник не пришел в школу, а поэтому употребление слова «следовательно» неправомерно, т.е. утверждение ложно. С точки зрения обывателя, предположив, что распределение вероятности больного школьника пойти в школу или на соревнования одинаковы (или подобраны специальным образом), наиболее вероятный сценарий, что больной школьник пришел в школу. Тогда, неправильно истолковывая слово «следовательно», обыватель может предположить, что вывод правильный. К сожалению, в данном IQ тесте часто встречаются такие ложные ответы, что сильно уменьшает валидность теста или вообще делает его невалидным.
Кто придумал тест на IQ
Уже много лет считается, что самый достоверный показатель умственных возможностей человека — это IQ или коэффициент интеллекта. Действительно ли результаты тестов на IQ – это истина в последней инстанции или же это лишь способ потешить свое эго?
Для чего были придуманы тесты на IQ
В начале прошлого столетия французские чиновники всерьез озаботились проблемами образования и обратились к психологу Альфреду Бине с просьбой разработать систему, благодаря которой можно было бы еще до начала обучения выявлять слабых учеников, чтобы оказывать им специализированную помощь. Свое внимание Бине и его коллега Теодор Симон сосредоточили на тех качествах, над которыми в школах никогда целенаправленно не работали — это память, внимание и навыки решения нестандартных задач. Чтобы оценить возможности учеников по этим показателям, Бине и Симон создали первый в истории тест для определения уровня развития интеллекта, который до сих пор является основой большинства тестов на IQ.
Десять лет спустя, в преддверии Первой мировой войны, на разработку французов обратили внимание американцы и сразу увидели в ней военный потенциал. Тест Бине и Симона доработал профессор Стэнфордского университета Льюис Терман, после чего американские армейские чиновники стали повсеместно использовать его для проверки умственных возможностей призывников. Хороший результат теста мог дать солдату выгодную должность, а уникумы, которые умудрялись заметить «подводные камни» в вопросах и выделить сразу два или три правильных ответа (хотя требовалось дать только один), тут же вербовались в военную разведку.
В настоящее время вариаций теста на IQ существует великое множество. Самый распространенный вариант — тест Айзенка. Но он считается далеко не самым точным, гораздо более полное представление о возможностях вашего интеллекта дают тесты Векслера, Равена, Амтхауэра и Кеттелла.
Максимальный результат в любом из этих тестов составляет 200 баллов. При этом 50% людей имеют IQ в границах от 90 до 110 баллов. Лишь четверть населения Земли может похвастаться коэффициентом интеллекта выше среднего. Результат менее 70 баллов считается показателем умственной отсталости.
Почему нельзя слепо верить тестам
Тесты на IQ не раз подвергались критике со стороны отдельных ученых. Так, советский доктор физико-математических наук Виктор Васильев, проанализировав задания теста Айзенка, «пришел в ужас от их некорректности». По мнению нашего выдающегося математика, часть задач не поддается никакому логическому решению, а в некоторых вопросах ответы Айзенка и вовсе неверны.
На критику Васильева довольно быстро отреагировали психологи, заявив, что тест на IQ – это не математический тест. Как и многие ситуации в жизни, некоторые вопросы теста могут не иметь однозначного ответа, и задача человека состоит в том, чтобы выбрать наиболее разумный и простой из вариантов.

Тем не менее большинство ученых признают, что способа оценить возможности интеллекта надежнее, чем тест на IQ, на данный момент не существует. Однако и считать результат теста неоспоримой истиной также не стоит. Дело в том, что группа лондонских ученых под руководством Кэти Прайс доказала, что коэффициент интеллекта может корректироваться в течение всей жизни, причем довольно серьезно.
Исследователи предложили пройти тест на IQ группе добровольцев в возрасте от 12 до 16 лет, а через несколько лет те же подростки прошли тот же самый тест еще раз. За столь небольшой срок IQ некоторых участников эксперимента вырос аж на 20 пунктов. В то же время некоторые из подростков, наоборот, не смогли даже повторить своих былых результатов. Таким образом, ученые сделали вывод, что коэффициент интеллекта — величина отнюдь не постоянная.
Как поднять свой IQ
Если коэффициент интеллекта все же можно поднять, то как это сделать? Для этого нужно знать, какие факторы оказывают на него влияние. Среди них много неизменных факторов, которые даны нам природой — наследственность, объем мозга, пол (да, средние показатели у мужчин на 5-10 пунктов выше, чем у женщин). Но есть и те факторы, на которые мы можем воздействовать.
Правильное питание. Недостаток витаминов, минералов и других полезных веществ уменьшает способность мозга обрабатывать информацию, поэтому полноценное питание уже может повысить ваш IQ на несколько баллов. Большое исследование датских ученых 2008 года, в котором приняли участие более 25 тысяч человек, показало, что значение для IQ ребенка имеет даже питание его матери. Мозг ребенка будет работать лучше, если во время беременности есть рыбу, а первые месяцы после рождения кормить его грудью.
Общение с образованными людьми
. Как показывают исследования, коэффициент интеллекта человека и его окружения (друзей, родственников, коллег) чаще всего находится примерно на одном уровне. Таким образом, общаясь в кругу людей с высоким IQ, вы тоже постепенно приблизитесь к ним в этом показателе.Тренировки мозга. Американский физик-теоретик Стив Дентон дал пользователям сети несколько советов о том, как можно тренировать свой мозг для развития уровня IQ. Во-первых, он предлагает каждый месяц бросать себе новые вызовы, которые станут для мозга серьезным препятствием — научиться играть на новом музыкальном инструменте, начать учить новый язык и так далее. Во-вторых, каждую неделю читать книгу нового жанра — разнообразие не только расширит словарный запас и теоретические знания, но и научит мозг быстро перестраиваться и адаптироваться к новым условиям. Наконец, Дентон рекомендует компьютерные игры, но не шутеры и спортивные симуляторы, а игры, требующие принятия многочисленных решений.
13 неожиданных фактов о тесте на IQ и его создателе

Айзенк создал тест на IQ для нацистов
Немецкий профессор Айзенк всегда был личностью скандальной, и не только, кстати, благодаря своему тесту, созданному с целью проверки интеллектуальных способностей человека. Ему вменяли расизм, подробности его затянувшегося на многие годы конфликта с Зигмундом Фрейдом смаковали журналисты и представители научного мира, а за суровый нрав и безупречное спокойствие в купе с ошеломляющей прагматичностью Айзенка окрестили «анфан терриблем 70-х» (то есть, ужасным ребенком, хотя профессору на тот момент было за 60). Звание прочно прикрепилось к профессору и оставалось с ним вплоть до самой его смерти 4 сентября 1997 года. Тем не менее, Айзенк, без сомнения был выдающимся учёным своего времени. Да и не только своего – его тест, которым сегодня апеллирует каждый мало-мальски образованный человек, популярен и в наши дни. Правда, стоит признать, что со времён прошлого века он претерпел некоторые изменения, что и не удивительно.
Дело в том, что изначально Айзенк, несмотря на упорное отрицание своих связей с нацистами, создавал свой тест именно для них. Первые варианты «проверки на интеллект» были созданы профессором в рамках нацистского проекта по созданию расы сверхлюдей – самых красивых, самых умных и генетически безупречных. Так, согласно его исследованиям, Айзенку удалось доказать, что уровень IQ у цветного населения планеты, гораздо ниже, чем у белых. Кстати, отношения Айзенка с фашистской идеологией были достаточно запутанными. С одной стороны, он публично открещивался от фашистских взглядов и однажды ввязался из-за этих обвинений в драку. С другой стороны, одно время он находился в весьма тесных отношениях с верхушкой Третьего Рейха.
В США работы Айзенка об интеллекте были под негласным запретом

Такие разработки Айзенка не могли остаться незамеченными в самом демократическом участке нашей планеты – в Америке. Много позже появления первых тестов учёный выпустил в свет несколько статей и книг, все они были под негласным запретом в США. Даже несмотря на то, что профессора с удовольствием приглашали в «свободную» страну читать лекции в местных университетах, обзавестись его трудами практически не представлялось возможным. Владельцы книжных лавок просто не решались закупать печатные издания, где упоминалась фамилия Айзенка, боясь агрессивной реакции со стороны чёрного населения. Книготорговцам и издательствам поступали угрозы со всех сторон, что, увы, в некотором роде подтверждает научные выкладки немца.
Взаимная неприязнь с чернокожими — не единственная неприятность, обрушившаяся на умницу-профессора. Так, например, на одной из лекций в Европе Айзенка закидали тухлыми яйцами, а в культурной столице мира, то есть в Париже, во время выступления исследователя в Сорбонне двое студентов-радикалов даже попытались избить его. Айзенк остался, однако к этому факту равнодушен.
У красивых людей IQ выше
Высокий коэффициент интеллектуального развития и красота ходят рядом, вопреки огромному количеству анекдотов про светловолосых красоток. Привлекательные мужчины и женщины имеют более высокий уровень IQ. Таким выводам поспособствовали исследования в школе экономики Лондона. Свои выводы учёные объяснили и тем, что умные и привлекательные внешне люди, как правило, притягиваются друг к другу, что позволяет им произвести на свет «удачное потомство».
Если проходить тесты IQ в плохом настроении, то результат будет ниже

Прежде чем расстраиваться от полученного низкого результата и убеждаться в своей недееспособности, необходимо различать реальный интеллект и показатели IQ-теста. Доказанный учеными факт: оцениваемые тестом на интеллект способности могут варьировать в зависимости от настроения, самочувствия и даже самооценки.
Высокий балл не гарантирует успеха
На самом деле в предисловии к одному из популярных изданий IQ-теста Айзенк писал, что для достижения жизненного успеха к высоким показателям интеллекта в обязательном порядке должны прилагаться настойчивость и высокая мотивация. Человек, обладающий высоким интеллектом, но лишенный настойчивости, рискует всю жизнь провести в ожидании «своего часа». Настойчивый в познании, но немотивированный никакими целями человек рискует так и не встать с дивана.
Впрочем, думаем, вы и сами прекрасно это знаете. Многие из нас, успешные в карьере люди, наверняка ни разу не проходили вышеуказанного теста, а если бы и попробовали – имели все шансы потерпеть неудачу. Дело в том, что, невзирая на то, что тест якобы предназначен для людей как математического, так и гуманитарного склада ума, по факту «техникам» одержать победу над замысловатыми вопросами будет гораздо легче. Следовательно, у человека, имеющего выдающееся образное мышление и, допустим, очень неважное логическое, итоговый результат IQ-теста окажется так себе.
За последние 50 лет средний IQ жителей Земли вырос на 12 пунктов

Новозеландский учёный Джеймс Флинн, который в своё время продолжил благородное дело Айзенка, предложил общественности теорию, согласно которой каждое последующее поколение становится сообразительнее предыдущего. По крайней мере, быстрее и лучше выполняет задания, входящие в психологические тесты. Существует несколько теорий, пытающихся объяснить суть эффекта Флинна, но ни одна из них не является общепризнанной.
Любопытный факт: тому же Флинну удалось доказать, что уровень IQ каждого человека зависит не столько от его генов, сколько от окружения. То есть, проще говоря, если вас окружают не самые умные люди, у вас есть все шансы в скором времени деградировать.
Показатели IQ могут ухудшаться летом
Один из феноменов IQ можно обозначить так: «Поглупел за лето». Судя по последним исследованием, летом мозг человека находится в более расслабленном состоянии, нежели зимой. Хотя мы, благодаря зимнему перманентному недосыпу и усталости, привыкли считать иначе. А между тем, если в тёплое время года не подвергать свой мозг постоянным тренировкам можно забыть всё, что вам удалось усвоить за прошедший сезон, из головы выветрятся даже прочитанные книги.
IQ развивают спорт, музыка и медитации


Официальная наука во всём мире признаёт всего три способа развить свой интеллект. И как ни странно, это вовсе не чтение книг или изучение прикладной математики, а спорт, музыка и медитации. Ряд экспериментов доказывает, что физические упражнения напрямую влияют на умственную работоспособность. Во-вторых, развивает IQ занятие музыкой и обучение игре на музыкальных инструментах. А вот медитации (правда, только верные медитации, с полным отрешением от реальности и сосредоточением на собственной гармонии) считаются одним из лучших способов привести в идеальное состояние свои когнитивные способности, улучшить внимательность и концентрацию, расширить объем рабочей памяти.
Уровень IQ зависит от генов на 40-80%
Уже доказано, что окружающая среда влияет на IQ, но наследственность сказывается на общем уровне интеллекта человека намного сильнее. Да, безусловно, экология, окружающая среда, общество, в котором вы по той или иной причине вынуждены находиться, всё это не может не наложить свой отпечаток, и, тем не менее: больше, чем передадут вам по наследству ваши родители, вы получить не сможете ни из одного источника.
Высокий IQ помогает общаться
Мы привыкли считать, что слишком умные от природы люди тяжело идут на контакт с окружающими. Вспомните только тихонь отличниц из своего детства. А может быть, вы и сами были такими? Впрочем, это только период. Сформировавшаяся личность, которая обладает высоким уровнем IQ, имеет все шансы обзавестись большим количеством друзей и просто хороших приятелей. К умным, да ещё и хорошо образованным людям общество испытывает несомненную симпатию. Главное – не страдать звёздной болезнью.
Низкий IQ подталкивает к самоубийству

Связь между уровнем IQ и суицидальными наклонностями обнаружили шведские учёные, хотя, казалось бы — чем глупее человек, тем меньше у него должно быть психологических проблем, да и вообще — жизнь в отсутствие мозга представляется раем: никакой рефлексии, никакого ощущения тщетности бытия. Однако же, согласно исследованиям, люди с низким IQ плохо решают поставленные перед ними задачи, поэтому им сложнее справиться со стрессом в кризисных обстоятельствах, как следствие – единственным верным спасением от надвигающейся катастрофы может стать выход в окно.
Обладатели самых высоких коэффициентов
Сюрприз: согласно мировым исследованиям женский IQ превышает мужской. Например, один из самых высоких уровней IQ продемонстрировала Мэрлин Мач Вос Савант из штата Миссури, которая в возрасте десяти лет уже имела средний показатель IQ для 23-х летних. Ей удалось пройти сложнейший тест для вступления в привилегированное Общество Мега, куда входит лишь около трех десятков человек, имеющих такой высокий показатель IQ, который встречается лишь у 1 человека из миллиона! Ходят легенды об актрисе Шарон Стоун, чей показатель IQ считается один из самых высоких среди знаменитостей. Легенда, правда, пока так и остаётся легендой, лишённой всяких документальных подтверждений.
У кого самый низкий IQ


Насчёт самого низкого уровня IQ история тактично умалчивает, но зато достоверно известно, что например, среди американских президентов самый низкий уровень IQ принадлежит Джорджу Бушу — он составляет всего 91 балл (что, судя по его выступлениям, очевидно и без всякого тестирования, кстати). По выводам ученых, Буш уступает интеллектом среднему гражданину США: нормальный коэффициент IQ обычного американца составляет около ста баллов. До Джорджа Буша ниже этого уровня оказался только один президент Соединенных Штатов — отец бывшего главы правительства Джордж Буш-старший.
А вот среди звёзд мирового экрана меньше всего повезло Сильвестру Сталлоне. Его IQ составил 54 балла, что позволило ему переплюнуть даже главную блондинку планеты – Пэрис Хилтон. Она, кстати, среди голливудских звёзд на предпоследнем месте по уровню интеллекта.
Фото: Getty Images
Почему ум нельзя измерить — Wonderzine
Что влияет на наше
умственное развитие
Новозеландский политолог Джеймс Флинн первым заметил связь между уровнем жизни и показателем IQ. Развитие науки и образования, новые изобретения, улучшение жилищных условий, здравоохранения, питания, снижение уровня преступности — вот некоторые факторы, которые влияют на интеллектуальное развитие.
Так называемый эффект Флинна подтверждают и практически все локальные исследования. Например, в Дании тест на IQ должны пройти все люди, готовящиеся стать военными, — и так уже более 60 лет, причём тест, адаптированный в середине прошлого века, обновили лишь несколько лет назад. Средний результат при этом рос с каждым годом: с теми баллами, которые в 1950-х годах считались нормой, сегодня вас могут не принять на службу. Рост продолжался до конца 1990-х, в 2000-х цифры застыли, незначительно колеблясь то в одну, то в другую сторону, а теперь пошли вниз. И не только в Дании: о схожих результатах докладывают многие университеты и исследовательские центры по всему миру.
На первый взгляд этому нет никакого логического объяснения: согласно эффекту Флинна, рост должен только набирать обороты. Более того, учёные из Университета Отаго — именно того, в котором Флинн вёл свои исследования — добавляют к факторам роста ещё и информационный поток. Число газет и журналов в середине XX века выросло во много раз, тогда же появилось телевидение, и люди, постоянно пропуская через голову большие объёмы данных, научились проще усваивать любую новую информацию. Падение показателей совпало с массовым распространением интернета, что ещё сильнее запутывает.
Два объяснения этому явлению есть у самого Флинна. Первая версия — по статистике в развитых странах обеспеченные и добившиеся относительных успехов пары всё чаще заводят одного ребенка, в то время как многие многодетные семьи живут у черты бедности. Родители там не получили должного образования и не могут позволить оплатить колледж или университет детям, а плохие жилищные условия, согласно всё тому же эффекту Флинна, ведут к падению интеллекта. Эта гипотеза, во-первых, требует дополнительных исследований, во-вторых, состоятельна только в том случае, если гены действительно влияют на уровень IQ.
Гены и правда влияют на уровень IQ, причём значительно, говорится в результатах исследования американского психолога Роберта Пломина. Но у этого предположения есть множество противников: якобы Пломин и его коллеги не привели убедительных доказательств в пользу того, что из хороших семей умные дети выходят именно из-за генетических связей, а не из-за окружающей их комфортной среды.
Вторая версия Флинна: высокий уровень жизни давно уже стал нормой для большинства развитых стран, уровень этот сегодня растёт незначительно или не растёт вовсе, из-за чего и средний IQ больше не поднимается.
Выпуск 19. Что в реальности показывает IQ | Интеллектикс
Сегодня мы поговорим о том, что такое IQ.
Для интернетчиков iq – это домен верхнего уровня для Ирака, но для тех, кто интересуется интеллектом, число IQ – это чуть ли не главное число в жизни.
— Здравствуйте, как дела? – здороваются обычные люди.
— Привет, как IQ? – здороваются интеллектуалы.
И если нормальным давлением считается 120/80, то IQ должен быть более 120, чтобы давать повод свысока смотреть на окружающих.
Что такое IQ?
В популярной психологии очень широко используются различные тесты и самым популярным остается тест на развитие IQ.
Впервые методика тестирования была предложена Бине в 1903 году. Его метод состоял в выборе тех задач, которые уверенно решают дети определенного возраста. Набор подобных задач предлагался группе детей этого возраста. Если ребенок не решал всех задач, то он считался умственно отсталым. Если же ребенок мог решить задачи для более старшего возраста, то его считали более развитым.
В 1911 году Штерн предложил термин «Intelligence quotient (IQ)» для обозначения уровня развития интеллекта. В 1916 году американский психолог Л. Термен создал новый вариант тестов и предложил формулу расчета IQ. Средний уровень развития обозначается как 100, а более высокий IQ означает более развитый интеллект.
Проверка теста на IQ

С этого момента метод широко распространился по всему миру. И в 1921 году Л. Термен отобрал 1500 детей с IQ более 140. В течение пятидесяти лет за ними следили психологи. В 1971 году исследование закончилось. К этому времени сам Л. Термен уже умер. Но результаты исследования оказались обескураживающими. Ни один из них не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном. И никто из этих людей не оставил никакого заметного следа в истории своей страны.
С этого момента IQ потерял свое значение в научном мире. Ряд других исследований показал, что в тех странах, где приняты другие образовательные программы, тест на IQ дает существенно более низкие результаты. То есть тест на IQ явно зависит от того, что человек проходит в школе, а совсем не то, насколько он умный.
Что показывает IQ?
Чтобы окончательно разобраться с этим вопросом, возьмем самый примитивный пример. Каждый пианист при обучении игры на фортепиано играет гаммы. Это нужно для тренировки техники пальцев.
Чем больше пианист тренируется, тем лучше он владеет инструментом. Но гаммы не делают его музыкантом. Более того, если он попытается дать концерт и играть одни гаммы, то публика разбежится.
Футболисты перед матчем разминают мышцы и тренируются в обработке мяча. Но попытки сделать это на футбольном поле вызовут только свист болельщиков. На поле надо играть, а не разминаться.
Точно также с тестом на IQ. Задачи в тесте – это умственная разминка. А в жизни нужно добиваться результатов.
Тест на IQ показывает то же, что и разгадывание кроссворда – общую эрудицию.
К интеллекту это отношения не имеет. Уровень интеллекта можно определить только по реальной жизни и материальным результатам. Как-то в газетах много и с удовольствием писали, что женщина с самым высоким IQ в мире, болгарка Даниела Симидчева, не может найти работу. Вот реальная ценность IQ. Поэтому не тратье время на измерение IQ, а сделайте лучше что-нибудь полезное.
Хотите привести свои финансы в порядок? Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс Смотрите описание курса по ссылке: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=6381&lg=ru
Если вы хотите получить простую пошаговую методику увеличения денег в своём кошельке, то заказывайте курс «Азбука денег» по ссылке ниже: https://sheremetev.aoserver.ru/?r=ac&id=6381&lg=ru |
Читайте статьи на эту тему:
Коэффициент интеллекта и богатство народов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Коэффициент интеллекта и богатство народов» (англ. IQ and the Wealth of Nations) — книга, опубликованная на английском языке в Лондоне в 2002 году. Авторами книги являются доктор Ричард Линн, заслуженный профессор психологии в отставке Университета Ольстера, и доктор Тату Ванханен, заслуженный профессор политических наук в отставке Университета Тампере. Книга утверждает, что различия в национальном доходе (в виде ВВП на душу населения) коррелирует с различием в среднем национальном коэффициенте интеллекта (IQ). Авторы интерпретируют эту корреляцию, как показатель того, что коэффициент интеллекта является важным фактором, вносящим различие в национальное богатство и темп экономического роста, но IQ не является единственным определяющим фактором этих различий. Данные, методология и выводы книги подверглись обширной критике. В 2006 году вышла книга-продолжение: «Коэффициент интеллекта и глобальное неравенство».
В конце книги содержится таблица данных среднего показателя интеллекта для каждой из 81 страны, которая основывается на анализе собранных в книге и опубликованных отчётов исследований в этой области за последние почти 100 лет. В книге описываются различные методики тестов, даётся оценка их точности и причины расхождений. Наиболее обширные данные дали тесты интеллекта в армии США, массово проводившиеся среди новобранцев до 1950-х годов. Различия показателей интеллекта между нациями объясняются исследователями генетическими и социальными факторами. Причём генетические факторы определяют максимально возможный уровень IQ, а социальные факторы, такие как полноценное питание, лишь вносят небольшую коррекцию. На основе проведенного авторами анализа они приходят к выводам, что валовой национальный продукт страны напрямую коррелирует с национальным показателем интеллекта. Нации с более высоким IQ создают более сложные товары и технологии, продают их, и в результате получают более высокий доход, который позволяет вести более здоровый образ жизни, лучше питаться и учиться, что в свою очередь ещё немного повышает уровень интеллекта. Основной причиной существенного различия в интеллекте между народами называется естественный отбор в эпоху похолоданий. Это порождало потребность добывать пищу, создавать одежду, строить жильё, строить планы на год вперёд. В подтверждение этого авторы указывают на то, что максимумы IQ на планете приходятся на дальний Восток и Европу, куда приходились максимальные морозы, а минимальный интеллект наблюдается у бушменов и пигмеев Африки и аборигенов Австралии, где похожих изменений климата никогда не было.
Оценка среднего коэффициента интеллекта в странах мира[править | править код]

Ричард Линн предвидел атаку критиков ещё в работе «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ», где впервые рассмотрено интеллектуальное различие рас:
«Преимущественно в Соединенных Штатах существование рас стало отрицаться многими антропологами и некоторыми биологами и социологами, принесшими свою научную честность в жертву политической корректности.»
— Д. Линн. «Расовые различия в интеллекте. Эволюционный анализ»
Книга встретила неоднозначную реакцию у части академического сообщества. [источник?] В журнале Американской экономической ассоциации была опубликована негативная рецензия за авторством Томаса Нечибы, который пишет, что «огульные утверждения, к которым приходят авторы, основываются на довольно слабых статистических доказательствах и сомнительных допущениях и кажутся в лучшем случае заблуждениями; если же воспринять их всерьёз, они могут стать вполне опасными»[1]. Астрид Олив Эрвик, автор рецензии в журнале Королевского экономического общества, пишет, что, хотя отдельные положения книги могут быть интересными, экономистам «нечему из неё научиться», а аргументы авторов слишком расплывчаты и неубедительны[2]. Рецензент журнала Heredity, выходящего под эгидой Генетического общества Британии, критикует способ отбора данных и выводы, которые делаются на основе этого отбора: так, для определения «национального IQ» Линн и Ванханен используют результаты тестов для школьников, причём их возраст и количество разнится от случая к случаю: так, для Барбадоса были использованы результаты 108 детей в возрасте от 9 до 15 лет, для Колумбии — 50 подростков 13-16 лет, для Эквадора — 104 детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет и т.д[3]. Он замечает также, что авторы (сознательно или неосознанно) меняют местами причину и следствие: «средний IQ нации по сути совпадает с размером её среднего класса, а формирование среднего класса — это результат индустриализации»[3]. Другая рецензия, опубликованная в том же журнале, была несколько более благожелательной, хотя также критикует методы, использованные Линном и Ванханеном, и указывает на ряд фактических ошибок[4].
Книга получила одобрительные отзывы в консервативных журналах Social, Political, and Economic Studies[5] и The Occidental Quarterly[6].
- ↑ Thomas J. Nechyba, Journal of Economic Literature, Vol. 42, No. 1 (Mar., 2004), pp. 220—221
- ↑ Astrid Oline Ervik, The Economic Journal, Vol. 113, No. 488, Features (Jun., 2003), pp. F406-F408
- ↑ 1 2 K. Richardson. Book Review: IQ and the Wealth of Nations Heredity April 2004, Volume 92, Number 4, Pages 359—360
- ↑ Palairet, M. R. (2004). Book review, IQ and the Wealth of Nations. Heredity, 92, 361—362.
- ↑ Miller, E. (2002). Differential Intelligence and National Income. A review of IQ and the Wealth of Nations. Journal of Social, Political & Economic Studies, 27, 413—524. (p. 522)
- ↑ Edward M. Miller, IQ and the Wealth of Nations (book review), The Occidental Quarterly