Человек это часть природы: Ошибка 403 — доступ запрещён

Содержание

«Живой мир. Человек – часть природы». 4-й класс

Цель: дать представление о влиянии человека на окружающую среду, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи: дать понятие о человеке, как части природы; выявить представление детей о влиянии человека на природу, способах защиты природы и закрепить у них имеющиеся знания.
Корригировать и развивать речь в беседе, в ответах на вопросы, при выполнении упражнения из учебника; обогатить словарный запас при работе над новыми словами; корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении упражнения на соотнесение; развивать аналитико-ситетическую деятельность при работе с таблицей.
Воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, презентация, таблица, учебники, Красная книга РФ, табличка с новым словом, глобус.

ХОД УРОКА

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – делимся хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

– Ребята, у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Потихоньку садимся.

2. Проверка первоначальных знаний. Подведение к теме урока

– Вы знаете, что природа это… (все нерукотворное, что нас окружает)
– Вспомним, на какие две группы делится природа? (Живая и неживая)
– Что является объектами неживой природы? (Камни, горы, моря, океаны, реки, небо…)
– Какие объекты относятся к живой природе?

(Растения, разные группы животных).
Человек живет в природе. Сам является частью природы и связан с окружающей средой: землей, водой. Воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Значит, человек – часть природы.
Тема нашего урока – «Человек – часть природы». Мы будем говорить о человеке в природе, о влиянии его на природу, об ответственности человека за состояние природы.

3. Выявление главного отличия человека от животных

– Чем человек похож на разных животных и чем отличается?

Рассмотрите таблицу. Отметьте признаки и умения животных, которыми обладает человек.

Отличительные признаки

Группы животных

Умения

Костный скелет. Чешуя. Плавники и хвост. Дышат жабрами. Рыбы Быстро плавают. Глубоко ныряют. Ловко прячутся.
Три части тела. Шесть ножек. Чувствительные усики. Насекомые Строят жилища. Летают, бегают, ползают по потолку.
Крылья. Оперение. Две ноги. Голова с клювом. Птицы. Высоко летают. Далеко видят. Строят гнезда. Обучают птенцов.
Шерсть. Дышат легкими. Кормят детей молоком. Млекопитающие. Хорошее зрение. Острый нюх. Воспитывают детенышей.

– Мы убедились, что человек во многом похож на животных. А чем он отличается от них? (Многое придумали)
– А что нам в этом помогло? (Интеллект, ум)
– Мы самые умные на планете. Ж-Ж Руссо говорил: «Человек – царь Земли, на которой живет»

4. Физминутка. Выполнение танцевальных движений под песню «Человек хороший»

5. Выявление влияния человека на природу. Работа с учебником

– С помощью своего ума мы научились многому: строить машины, самолеты, космические корабли, строить города, получать свет и тепло, но при этом влиять на природу.
– Откройте учебник на стр. 125, найдите задание № 1. Прочитайте, что нужно выполнить в этом задании?
– Расскажи о влиянии человека на природу, используя схему.

(Рассматривание схемы, обсуждение ее)

Вывод: Влиять на природу человек может по-разному: хорошо или плохо.

Любуемся цветами – губим их.
Сажаем дерево – рубим его.
Заботимся о птицах – убиваем их.
Строим заводы – нарушаем экологию.

6. Словарная работа

ЭКОЛОГИЯ – что это? ЭКО + ЛОГИЯ – дом, наука.
Экология – наука о доме, о порядке в нем. Она изучает связи между природными объектами. (Слово вывешивается на доске) Читаем его, произносим.
– А о каком доме идет речь? (О планете Земля).
– Посмотрите. Это глобус – модель Земли. Конечно, очень важно соблюдать порядок на нашей Земле.
– Как мы можем соблюсти этот порядок? (Заботится о природе)

7. Выявление того, что только человек является главным защитником природы

Внимательно посмотрите презентацию. Она называется «Забота о природе». Потом мне ответите на вопрос: как же надо заботиться о ней?
Демонстрация презентации.
Мы дышим воздухом, используем воду, нас кормит земля. Как хорошо, когда чисто в лесу! На полянке растут нетронутые человеком цветы. Если ты сам посадил деревце, как приятно наблюдать за его ростом! Или полил цветы на клумбе, и они не засохли в зной.

Вывод: именно от человека зависит, какой будет природа через десятки лет! Потому, что человек – хозяин и защитник природы.

8. Выявление правил поведения на природе


– Так как же надо заботиться о природе? (Надо беречь, защищать и охранять ее).


– Как беречь, защищать и охранять ее? (Соблюдать правила поведения на природе, бережно относиться к ней)
– Давайте составим эти правила вместе.

Презентация «Правила поведения на природе»

1. Не оставляй костер … непотушенным.
2. Мусор собери и… забери с собой.
3. Не ломай деревья и … кустарники.
4. Не трогай и не пугай диких животных и … их детенышей.
5. Не собирай дикорастущие растения … на букеты.
6. Не ешь и не трогай ягоды, … которые тебе не знакомы.
7. Не собирай незнакомые, несъедобные или … старые съедобные грибы.

Вывод: Соблюдая эти простые правила мы сбережем, сохраним многие виды растений и животных.

9. Выявление того, как Государство охраняет природу

– Это очень важное дело! Дело Государственной важности! Государство охраняет редкие, исчезающие виды животных и растений в заказниках, заповедниках, зоопарках.

А еще законом запрещено истребление растений и животных из Красной книги.
– Вот это и есть Красная книга РФ. Сюда занесены исчезающие виды животных и растений России.
– Почему она называется Красной вы, наверное, уже догадались.

Демонстрация слайдов с изображением исчезающих видов животных.

Исчезающие виды животных: сивуч, мандаринка, мнемозина, лошадь Пржевальского, дрофа, ягуар, черный аист, среднеазиатская черепаха, журавли, розовый фламинго, белый носорог.
Исчезающие виды растений: подснежник Боткевича, колокольчик Комарова, лотос орехоносный, кувшинка белая, ландыш майский, ятрышник обожженный, купальница, адонис.

Вывод: Именно от человека зависит, сколько растений и животных останется на земле!

10. Подведение итогов

– Ответьте мне на вопросы:

  • Является ли человек частью природы?
  • Назовите главное отличие человека от животных.
  • Влияет ли человек на окружающую среду?
  • Как может повлиять человек на природу?
  • Как защитить природу?
  • Кто несет ответственность за все живое и неживое на нашей планете?

11. Домашнее задание

В выходные наверняка будете на природе. Понаблюдайте вокруг за состоянием окружающей среды. Если увидите нарушения правил поведения на природе, сфотографируйте, или нарисуйте их. На следующий урок живого мира мы из ваших рисунков и фотографий соберем плакат «Природа в опасности».

12. Выставление отметок

Как доказать что человек является частью живой природы

Прочее › Чем отличается › Чем живая природа отличается от неживой

Существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается. существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается. Для жизни человеку нужны воздух, вода, пища, тепло, свет.

  • Человек является одним из живых организмов, который растёт, развивается, дышит, питается и размножается. Его выживание зависит от воздуха, воды, пищи, тепла и света — факторов природы.
  • Человек и природа — одно целое, он живет в природной среде и берет из нее необходимые для жизни ресурсы.
  • От других живых организмов человека отличает разум, благодаря которому он может познавать мир восприятием, памятью, мышлением и воображением.
  • Живая природа обладает признаками, такими как дыхание, движение, питание, рост и развитие, размножение и смерть.
  • Живая природа включает в себя человека, животных и растения, которые обладают способностью расти, дышать, питаться и развиваться.
  • Человек относится к классу млекопитающих, роду Люди из семейства гоминид в отряде приматов.
  • Человек является важной частью природы, так как он обитает на земле и зависит от нее для выживания.
  • Живое отличается от неживого наличием роста и развития, питания, размножения, дыхания и движения.
  1. Почему человек является частью живой природы
  2. Какие особенности человека доказывают что он является частью природы
  3. Какие признаки живой природы
  4. Кто относится к живой природе
  5. Какому классу живой природы относится человек
  6. Как вы понимаете выражение человек часть природы
  7. Как определить живое существо
  8. Как можно отличить живое от неживого
  9. Что является живым организмом
  10. Что относится к компонентам живой природы
  11. Что не является природой
  12. Что бывает в живой природе
  13. Почему человек это живой организм
  14. Что такое живой организм и чем он отличается от неживой природы
  15. Что человек взял у природы
  16. Что характеризует человека как биологическое существо
  17. Что такое природа в жизни человека
  18. В чем заключается сущность человека
  19. Какой метод позволяет выявить признаки общие для всех царств живой природы
  20. Что свидетельствует о единстве живой и неживой природы
  21. Как доказать что растение это живой организм
  22. Что такое классификация живой природы
  23. Что за наука о живой природе
  24. Как называется наука о живой природе
  25. Какие признаки или свойства имеют живые
  26. Какие признаки или свойства живых и неживых тел природы
  27. Что можно наблюдать в живой природе
  28. Какие признаки общие у всех клеток живой природы

Почему человек является частью живой природы

Без воздуха человек не проживёт и нескольких минут. Следовательно, человек является частью природы, и его существование зависит от влияния природных факторов. Человек — часть живой природы, он живёт в природной среде, берёт из неё необходимые для жизни пищу, воду, воздух. Человек и природа — одно целое.

Какие особенности человека доказывают что он является частью природы

Человек — часть живой природы. Он, как и любой организм нашей планеты, растёт и развивается, питается, дышит, размножается. От других живых существ человека отличает разум. Человек познаёт мир благодаря восприятию, памяти, мышлению и воображению.

Какие признаки живой природы

Признаки живой Природы:

  • Живые организмы дышат.
  • Все живое движется.
  • Живые организмы питаются.
  • Живые организмы растут и развиваются.
  • Живые организмы размножаются.
  • Живые организмы умирают.

Кто относится к живой природе

Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы. К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце.

Какому классу живой природы относится человек

В современной систематике биологический вид Человек разумный (лат. Homo sapiens) относится к роду Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов класса млекопитающих.

Как вы понимаете выражение человек часть природы

Ответы1. Человек, несомненно, является важной частью природы, потому что он был создан природой, как и все живое на земле, и живёт по её законам. Человек обитает на земле в окружении таких же важных частей природы, которые обеспечивают его пищей и комфортным проживанием на земле. Человек и природа — одно целое.

Как определить живое существо

2. Признаки и свойства живого:

  • Единство химического состава.
  • Клеточное строение (Единство структурной организации)
  • Обмен веществ (Открытость живых систем)
  • Самовоспроизведение (Репродукция)
  • Саморегуляция (Гомеостаз)
  • Развитие и рост
  • Раздражимость
  • Наследственность и изменчивость

Как можно отличить живое от неживого

Все живое обладает одинаковыми признаками, по которым его можно отличить от неживого:

  • Рост и развитие. Все живые организмы могут расти и развиваться.
  • Питание. Все живые организмы должны питаться, чтобы получать из пищи энергию и необходимые вещества.
  • Размножение.
  • Дыхание.
  • Движение.

Что является живым организмом

Живой организм — это тело, которое обладает совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи, в том числе обменом веществ, поддержанием своего строения, способностью самовоспроизводиться при размножении, сохраняя наследственные признаки. Биология.

Что относится к компонентам живой природы

Огонь, Воздух, Вода, Свет и Земля — основа происхождения всего живого на планете. Все пять элементов оказывают огромное влияние друг на друга, тесно связаны между собой и являются объектами неживой природы необходимыми для существования жизни на Земле.

Что не является природой

К неживой — вода, почва, воздух, ветер, снег, радуга. То есть то, что не может питаться, расти и размножаться. Солнце и луна тоже относятся к неживой природе.

Что бывает в живой природе

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек. В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Почему человек это живой организм

Человек такой же живой организм, как и все другие обитатели Земли. Это давно доказано наукой. Тело человека состоит из клеток и в нём происходят процессы обмена веществ. Человек растёт, развивается, оставляет потомство.

Что такое живой организм и чем он отличается от неживой природы

Живые организма от неживых тел отличаются тем, что они растут и развиваются, также видоизменяясь в процессе. Изменение неживых тел возможно только под внешним влиянием. Например, камень может сточить вода. Живым организмам необходимо питание, воздух, особые условия, а для тел неживых ничего не нужно.

Что человек взял у природы

16 изобретений, идеи которых люди позаимствовали у животных:

  • Светоотражающая разметка, выдвижные лезвия и кошки
  • Свет и биолюминесценция
  • Звукоизоляция и совы
  • Клонирование и морские звезды
  • Гидролокатор, киты и дельфины
  • Паутина, броня и клейкий бинт
  • Глаз омара и рентгеноскопия
  • Закрылки и птицы

Что характеризует человека как биологическое существо

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых).

Что такое природа в жизни человека

Человек получает от природы всё необходимое: пищу и место для жизни, воздух и воду, тепло и свет. Природа является источником здоровья. Природа обеспечивает людей материалами для хозяйственной деятельности. Природа является неиссякаемым источником красоты.

В чем заключается сущность человека

Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.

Какой метод позволяет выявить признаки общие для всех царств живой природы

1) Микроскопирование — изучение образцов при помощи микроскопа.

Что свидетельствует о единстве живой и неживой природы

Ответы1. На единство живой и неживой природы указывает элементарный химический состав клеток любого живого организма. В состав клетки входят те же химические элементы из которых состоит неживая природа.

Как доказать что растение это живой организм

Ответы1. Растение является живым организмом, потому как оно растет, ему нужна вода, солнце, воздух. Растение дышит, оно забирает углекислый газ который мы выдыхаем, и дает нам кислород. Растение размножается благодаря корневой системе., и точно так же если их корень нарушить они умирают.

Что такое классификация живой природы

Классификацией живых организмов занимается систематика. Систематика — наука о многообразии видов и родственных связях между ними. В современной систематике рассматриваются особенности происхождения и исторического развития, внутреннего и внешнего строения, размножения, эмбрионального развития и т. д.

Что за наука о живой природе

Наука, которая изучает живую природу — это биология. Биология считается фундаментальной наукой, так как она охватывает знания обо всех живых организмах нашей планеты.

Как называется наука о живой природе

Живую природу изучает биология и науки, входящие в ее состав ()ботаника, зоология, анатомия, микология, бактериология, эмбриология), сезонные явления в живой природе изучает фенология, процессы жизнедеятельности в живых организмах — физиология, поведение животных — теология.

Какие признаки или свойства имеют живые

Признаки (свойства) живого

Основными признаками живого являются способность к активному движению, обмен веществ с окружающей средой (питание, дыхание, выделение), раздражимость, рост, развитие, способность к размножению.

Какие признаки или свойства живых и неживых тел природы

К свойствам, отличающим живые организмы от неживых тел, относят их сходный химический состав, способность расти, размножаться, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой. Живые существа отвечают на изменения в окружающей среде и подстраиваются под эти изменения — это свойство называется раздражимость.

Что можно наблюдать в живой природе

В живой природе также происходят изменения. Летом расцветают цветы, появляются грибы и ягоды, созревают плодовые растения. Летом на лугу, в лесу, около водоёмов можно увидеть много разнообразных растений и встретить самых разных насекомых.

Какие признаки общие у всех клеток живой природы

Всех их объединяет ряд признаков: способность к самостоятельному существованию, росту, развитию и др. Несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Клетка — мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого.

Человек как часть природы



Человек как часть природы | Центр изучения природных систем и семьи

Уолтер Инглис Андерсон (29 сентября 1903 г. – 30 ноября 1965 г.)

На предыдущем семинаре один из участников ответил на вопрос: «Что склоняет людей к системному мышлению?» заявив: «Когда есть понимание того, что «человек» является частью природы; человек является частью других живых существ».

«Когда люди осознают, что они являются частью природы» — это не поразительное утверждение для любого, кто изучает теорию Боуэна, однако я думаю, что масштабность этого утверждения поразительна.

В течение месяца я размышлял над этим вопросом, в частности, в рамках этого семинара я работал над своим документом по убеждениям. Я особенно думал об уважительном использовании ресурсов земли. Я вырос в доме, где очень мало тратилось впустую; действительно, было «грехом» не доесть еду на тарелке. Компостирование было знакомо и просто предполагалось. Недавно я прочитал статью, в которой говорилось, что в Ванкувере, Канада, который позиционирует себя как один из самых зеленых городов мира, 190 000 тонн продуктов питания в год, 100 000 из которых идеально подходят для употребления в пищу.

Отходы вызывают интерес уже очень давно. Мой проект по биологии в 10 классе в 1970 году был посвящен производству метана в качестве топлива из куриного помета. Было много дискуссий о необходимости развития альтернативных источников энергии. На прошлой неделе, к моему удовольствию, я узнал, что город Бристоль в Англии заправляет свою систему общественного транспорта метановым топливом из переработанных и переработанных отходов жизнедеятельности человека.

Моя теологическая точка зрения также основывается на «управлении» земными ресурсами, не на том, что человек ставится вне или имеет над ним власть, а на том, что он глубоко связан со всем сущим. Анимистические традиции и аборигенная духовность более конгруэнтно говорят о человеке как о части природы, как об одном из многих, связанном со всем сущим.

Одним из привлекательных аспектов теории Боуэна является ее глубокая основа в представлении о человеке как о части природы. Человеческое поведение основано на биологии и эволюции. Я думаю, что чтение и изучение естественных наук были формирующей частью моего более глубокого понимания теории Боуэна.

Однако я не уверен, что полностью осознаю, что человек является частью природы. Я улавливаю взаимный характер человека как части природы. Человек воздействует на природу или вторгается в природу и извлекает из нее пользу. Точно так же природа воздействует на человека. Это можно рассматривать скорее как «человек против природы».

Чтобы прояснить свои мысли, я перечитал Джона Боннера. Он напомнил мне о параллельных процессах, происходящих в клетках, бактериях, приматах, человеке и культуре. Те же самые принципы, которые действуют в бактериях, также действуют в человеке и человеческой семье. Клетка приспосабливается к окружающей среде, и среда оказывает давление на генетический материал клетки. Эволюция будет продолжать оказывать давление, и природа будет продолжать находить свой путь, и благодаря этим вызовам человек придет к тому, чтобы полностью оценить и лучше ощутить «себя» как часть природы.

Архив Сообщений

Практика разлучения детей с родителями и вытекающие из этого последствия продолжают вызывать озабоченность. Несмотря на предыдущее постановление суда, семьи по-прежнему разделяют на границе.

Подробнее

Ана Уиллис 3 августа 2019 г.

Разлучение детей с родителями при попытке пересечь границу из Мексики в США без разрешения часто также означает разлучение с семьей. И то, и другое оказывает неблагоприятное воздействие на детей и родителей, семью и будущие поколения.

Подробнее

Виктория Харрисон 27 июня 2018 г.

Война не является частью человеческой природы

Есть ли у людей или только у мужчин развитая предрасположенность к убийству членов других групп? Не только способность убивать, но и врожденная склонность браться за оружие, склоняющая нас к коллективному насилию? Слово «коллектив» является ключевым. Люди дерутся и убивают по личным мотивам, но убийство — это не война. Война носит социальный характер, когда группы организованы, чтобы убивать людей из других групп. Сегодня споры об исторических корнях войн вращаются вокруг двух полярных позиций. В одном война — это развитая склонность к устранению любых потенциальных конкурентов. В этом сценарии люди, начиная с наших общих предков с шимпанзе, всегда вели войны. Другая позиция состоит в том, что вооруженный конфликт возник только в последние тысячелетия, поскольку меняющиеся социальные условия создали мотивацию и организацию для коллективного убийства. Две стороны разделяются на то, что покойный антрополог Кит Оттербейн назвал ястребами и голубями. (Эта дискуссия также связана с вопросом о том, можно ли обнаружить инстинктивные воинственные наклонности у шимпанзе [9].0039 см. врезку ниже ].)

Если война выражает врожденную тенденцию, то мы должны ожидать, что на протяжении всей доисторической летописи можно будет найти свидетельства войн в небольших обществах. Ястребы утверждают, что мы действительно нашли такие доказательства. «Когда есть хорошая археологическая картина любого общества на Земле, почти всегда есть свидетельства военных действий… Двадцать пять процентов смертей в результате военных действий могут быть консервативной оценкой», — писал археолог Стивен А. Леблан и его коллега. соавтор Кэтрин Э. Регистр. Психологи-эволюционисты утверждают, что с жертвами такого масштаба война послужила механизмом естественного отбора, в котором наиболее приспособленные побеждают, приобретая как партнеров, так и ресурсы.

Эта точка зрения получила широкое распространение. Политолог Фрэнсис Фукуяма писал, что корни недавних войн и геноцида уходят на десятки или сотни тысяч лет назад к нашим предкам-охотникам-собирателям, даже к нашему общему предку с шимпанзе. Брэдли Тайер, ведущий исследователь международных отношений, утверждает, что эволюционная теория объясняет, почему инстинктивная тенденция защищать свое племя со временем трансформировалась в групповую склонность к ксенофобии и этноцентризму в международных отношениях. Если войны — это естественные вспышки инстинктивной ненависти, зачем искать другие ответы? Если человеческая природа склонна к коллективному убийству чужаков, как долго мы сможем этого избегать?

Антропологи и археологи из лагеря голубей оспаривают эту точку зрения. Они утверждают, что у людей есть очевидная способность вести войну, но их мозг не запрограммирован выявлять и убивать чужаков, вовлеченных в коллективные конфликты. Групповые нападения со смертельным исходом, согласно этим аргументам, возникли только тогда, когда общества охотников-собирателей увеличились в размерах и усложнились, а затем с зарождением сельского хозяйства. Археология, дополненная наблюдениями за современными культурами охотников-собирателей, позволяет нам определить времена и, в некоторой степени, социальные обстоятельства, которые привели к возникновению и усилению войн.

Когда это началось?

В поисках причин войны археологи ищут четыре вида доказательств. Художественные работы на стенах пещеры являются экспонатом. Палеолитические наскальные рисунки из Гротов-де-Куньяк, Пеш-Мерль и Коскер во Франции, датируемые примерно 25 000 лет назад, показывают то, что некоторые ученые считают копьями, пронзающими людей, предполагая, что люди вели войны еще в период позднего палеолита. Но эта интерпретация оспаривается. Другие ученые указывают, что у некоторых незавершенных фигур на этих наскальных рисунках есть хвосты, и утверждают, что изогнутые или волнистые линии, которые их пересекают, скорее представляют силы шаманской силы, а не копья. (Напротив, настенные росписи на востоке Пиренейского полуострова, вероятно, сделанные оседлыми земледельцами тысячи лет спустя, ясно изображают сражения и казни. )

Оружие также является свидетельством войны, но эти артефакты могут быть не тем, чем кажутся. Раньше я считал булавы доказательством войны, пока не узнал больше о ближневосточных каменных булавах. У большинства из них отверстия для рукоятей настолько узкие, что они не выдержат одного удара в бою. Булавы также символизируют власть, а установленное правило может обеспечить способ разрешения конфликта, не прибегая к войне. С другой стороны, вполне возможно идти на войну без традиционного оружия: в южной Германии около 5000 г. до н.э. крестьян убивали теслами, которые также использовались для обработки дерева.

Помимо произведений искусства и оружия, археологи ищут подсказки в развалинах поселений. Люди, опасающиеся нападения, обычно принимают меры предосторожности. В археологических записях мы иногда видим, как люди, жившие в разрозненных домах на низменных равнинах, переселились в зародившиеся деревни, которые можно было защищать. Деревни по всей неолитической Европе были окружены насыпными ограждениями. Но не все эти корпуса предназначены для защиты. Некоторые могут выделять отдельные социальные группы.

Останки скелетов кажутся идеальными для определения начала войны, но даже они требуют тщательной оценки. Только одно из трех или четырех пулевых ранений оставляет след на кости. Фигурные острия из камня или кости, закопанные вместе с трупом, иногда являются обрядовыми, иногда причиной смерти. Незажившие раны на отдельно взятом закопанном трупе могли быть результатом несчастного случая, казни или убийства. Действительно, убийство могло быть довольно распространенным явлением в доисторическом мире, но убийство — это не война. И не все бои были смертельными. В некоторых захоронениях археологи часто находят черепа с зажившими черепными впадинами, но лишь немногие из них повлекли за собой смерть. Находки предполагают драки дубинками или другое несмертельное решение личных споров, как это часто встречается в этнографических записях. Когда черепа в основном принадлежат женщинам, переломы могут отражать насилие в семье.

Таким образом, глобальные археологические свидетельства часто неоднозначны и их трудно интерпретировать. Часто разные улики должны быть собраны вместе, чтобы вызвать подозрение или вероятность войны. Но специальная археологическая работа — многократные раскопки с хорошим извлечением материала — должна позволить сделать вывод, что война, по крайней мере, подозревается.

СЛЕДЫ войны, произошедшей более 5000 лет назад, появляются на увеличенном изображении каменных убежищ, найденных на Пиренейском полуострове. Предоставлено: «Идентификация растительных клеток в черных пигментах доисторического испанского левантийского наскального искусства с помощью мультианалитического подхода: новый метод материализации социальной идентичности с использованием 9».0039 Chaîne Opératoire », Эстер Лопес-Монтальво и др., в PLOS ONE , Vol. 1, № 2, артикул № E0172225; 16 февраля 2017 г.

В итоге, действительно ли существуют признаки того, что люди вели войны на протяжении всей истории своего вида? Если ваша выборка состоит из случаев, известных высокой частотой предсмертных ран (тех, которые произошли в момент смерти или незадолго до нее), ситуация выглядит довольно плохо. Вот как получаются такие цифры, как 25 процентов смертей от насилия. Однако ошибочные представления возникают из-за того, что популярные средства массовой информации придираются к истине. Любое открытие древних убийств захватывает заголовки. В новостях игнорируются бесчисленные раскопки, на которых нет признаков насилия. А всесторонняя проверка отчетов из определенного района и периода времени с выяснением того, сколько из них имеют хотя бы намеки на войну, рисует совершенно другую картину. Война вряд ли вездесуща и не бесконечно восходит к археологическим записям. Человеческая война действительно имела начало.

Первые боевые действия

Многие археологи предполагают, что война возникла в некоторых областях в период мезолита, который начался после окончания последнего ледникового периода около 9700 г. до н.э., когда европейские охотники-собиратели поселились и создали более сложные общества. Но на самом деле нет простого ответа. Война появилась в разное время в разных местах. В течение полувека археологи соглашались с тем, что многочисленные насильственные смерти в Джебель-Сахаба на берегу Нила в северном Судане произошли еще раньше, около 12 000 лет до н.э. Жесткая конкуренция между оседлыми группами охотников-собирателей в районе с некогда богатыми, но истощающимися источниками пищи могла привести к конфликту.

Чуть позже поселения, оружие и захоронения в северной части Тигра свидетельствуют о войне с участием оседлых деревень охотников-собирателей между 9750 и 8750 годами до н.э. Поблизости самые ранние известные деревенские укрепления возникли среди земледельцев в седьмом тысячелетии, а первое завоевание городского центра произошло между 3800 и 3500 годами до нашей эры. К тому времени война была обычным явлением в Анатолии, частично распространившись за счет завоевания мигрантов с северного Тигра.

В противоположность этому, археологи не нашли убедительных свидетельств в поселениях, оружии или останках скелетов в южном Леванте (от Синая до южного Ливана и Сирии), датируемых примерно до 3200 г. до н.э. В Японии насильственная смерть по любой причине среди групп охотников-собирателей с 13 000 до 800 г. до н.э. была редкостью.

С развитием влажного выращивания риса около 300 г. до н.э. более чем в каждом десятом останке стали очевидными насильственные смерти. В хорошо изученных поселениях в Северной Америке некоторые очень ранние скелетные травмы кажутся результатом личных, а не коллективных конфликтов. Место во Флориде содержало доказательства многочисленных убийств около 5400 г. до н.э. В некоторых частях тихоокеанского северо-запада то же самое произошло к 2200 г. до н.э., но на юге Великих равнин до 500 г. н.э. была зарегистрирована только одна насильственная смерть.0048 Почему это произошло?

Предпосылки, которые делают войну более вероятной, включают переход к более оседлому образу жизни, растущее население региона, концентрацию ценных ресурсов, таких как домашний скот, возрастающую социальную сложность и иерархию, торговлю дорогостоящими товарами и установление группового границ и коллективной идентичности. Эти условия иногда сочетаются с резкими изменениями окружающей среды. Война в Джебель-Сахабе, например, могла быть ответом на экологический кризис, поскольку Нил прорезал ущелье, уничтожившее продуктивные болота, что в конечном итоге привело к тому, что люди покинули этот район. Позже, спустя столетия после возникновения земледелия, неолитическая Европа — если взять один пример — продемонстрировала, что когда людям есть за что сражаться, их общества начинают самоорганизовываться таким образом, что делают их более подготовленными к войне.

Однако есть пределы тому, что может показать археология, и мы должны искать ответы в другом месте. Этнография — изучение различных культур, как живых, так и прошлых — иллюстрирует эти предпосылки. Основное различие проводится между «простыми» и «сложными» сообществами охотников-собирателей.

Простая охота и собирательство характеризовали человеческие общества на протяжении большей части существования человечества, насчитывающего более 200 000 лет. В целом эти группы сотрудничают друг с другом и живут небольшими, мобильными, эгалитарными группами, эксплуатируя большие территории с низкой плотностью населения и небольшим количеством имущества.

Сложные охотники-собиратели, напротив, живут стационарными поселениями с населением, исчисляемым сотнями. Они поддерживают социальный рейтинг родственных групп и отдельных лиц, ограничивают доступ к пищевым ресурсам по линии происхождения и имеют более развитое политическое лидерство. Знаки такой социальной сложности впервые появились в эпоху мезолита. Появление сложных охотников-собирателей может иногда, но не всегда, знаменовать собой переходную стадию к земледелию, основе развития политических государств. Эти группы, кроме того, часто вели войны.

Предпосылки для войны — это только часть истории, и сами по себе они могут быть недостаточными для предсказания вспышек коллективных конфликтов. В Южном Леванте, например, эти предпосылки существовали тысячи лет без признаков войны.

Почему же не было конфликта? Оказывается, что многие общества также имеют определенные предпосылки для мира. Войне препятствуют многие социальные механизмы, такие как межгрупповые узы родства и брака; сотрудничество в охоте, сельском хозяйстве или обмене едой; гибкость социальных механизмов, позволяющих людям переходить в другие группы; нормы, которые ценят мир и клеймят убийство; и признанные средства разрешения конфликтов. Эти механизмы не устраняют серьезные конфликты, но они направляют их таким образом, что либо предотвращают убийства, либо удерживают их среди ограниченного числа людей.

Если это так, то почему более поздние археологические находки, наряду с отчетами исследователей и антропологов, так полны смертоносной войны? На протяжении тысячелетий предпосылки войны становились все более распространенными во многих местах. Однажды установившись, война имеет тенденцию к распространению, и жестокие люди заменяют менее жестокие. Государства развивались по всему миру, и государства способны милитаризировать народы на своих перифериях и торговых путях. Экологические потрясения, такие как частые засухи, усугубляют и иногда создают условия, которые приводят к войне, и мир может не вернуться, когда условия улучшатся. Особенно заметным было усиление Средневекового потепления, примерно с 9 г. н.э.с 50 по 1250 год, и его быстрое превращение в Малый ледниковый период, начавшийся примерно в 1300 году нашей эры. В этот период войны усилились в районах Америки, Тихого океана и других мест. В большинстве стран мира давно уже шла война, но конфликты усугублялись, что приводило к растущим жертвам.

Затем последовала европейская глобальная экспансия, которая трансформировала, усилила, а иногда и порождала туземные войны по всему миру. Эти противостояния были вызваны не только завоеванием и сопротивлением. Местные народы начали воевать друг с другом, втянутые в новые боевые действия колониальными державами и доставляемыми ими товарами.

Взаимодействие между древними и недавними расширяющимися государствами и последующие конфликты способствовали формированию отличительных племенных идентичностей и разделений. Районы, которые все еще находились вне колониального контроля, претерпели изменения, вызванные отдаленными последствиями торговли, болезней и перемещения населения — все это привело к войнам. Государства также разжигали конфликты между местными народами, навязывая политические институты с четкими границами, а не аморфную местную идентичность и ограниченные полномочия, с которыми они часто сталкивались в своих колониальных набегах.

Ученые часто ищут поддержку идеи о том, что человеческая готовность участвовать в смертоносных групповых боевых действиях предшествовала возникновению государства, ища доказательства военных действий в «зонах племен», где «дикие» войны кажутся эндемичными и часто рассматриваются как выражение человеческой природы. Но тщательное изучение этнографически известного насилия среди местных народов в исторических записях дает альтернативную точку зрения.

Охотники-собиратели северо-западной Аляски с конца 18 по 19 вв.ХХ века демонстрируют ошибочность проецирования этнографии современных народов на далекое прошлое человечества. Интенсивная война, связанная с резней в деревнях, сохранилась в подробных устных преданиях. Это смертоносное насилие цитируется охотниками-собирателями как свидетельство войны перед разрушением расширяющимися государствами.

Однако археология в сочетании с историей региона дает совсем другую оценку. В ранних археологических находках простых культур охотников-собирателей Аляски нет намеков на войну. Первые признаки войны появляются между 400 и 700 годами нашей эры, и они, вероятно, являются результатом контакта с иммигрантами из Азии или южной Аляски, где война уже была установлена. Но эти конфликты были ограничены по размеру и, вероятно, интенсивности.

Благодаря благоприятным климатическим условиям к 1200 году нашей эры среди этих охотников на китов развилась растущая социальная сложность, с более плотным, более оседлым населением и расширением торговли на дальние расстояния. Через пару столетий война стала обычным явлением. Однако война в 19 веке была намного хуже, настолько жестокой, что вызвала убыль населения региона. Эти более поздние конфликты — те, что отражены в устных рассказах, — были связаны с расширением государства по мере развития крупной торговой сети из новых русских перевалочных пунктов в Сибири и привели к крайней территориальности и централизации сложных племенных групп по ту сторону Берингова пролива.

Неправда жизни

Споры о войне и человеческой природе разрешатся не скоро. Идея о том, что интенсивное насилие с большим количеством жертв было повсеместным на протяжении всей доисторической эпохи, имеет много сторонников. Это имеет культурный резонанс для тех, кто уверен, что мы как вид естественным образом склоняемся к войне. Как сказала бы моя мама: «Вы только посмотрите на историю!» Но голуби одерживают верх, когда учитываются все доказательства. В целом, ранние находки практически не содержат доказательств того, что война была фактом жизни.

Люди есть люди. Они дерутся и иногда убивают. У людей всегда была способность вести войну, если того диктовали условия и культура. Но эти условия и воинственные культуры, которые они порождают, стали обычным явлением только за последние 10 000 лет, а в большинстве мест гораздо раньше. Высокий уровень убийств, о котором часто сообщается в истории, этнографии или более поздней археологии, противоречит самым ранним археологическим находкам по всему миру. Самые древние кости и артефакты соответствуют названию Маргарет Мид 1940 статья: «Война — это всего лишь изобретение, а не биологическая необходимость».


А как насчет наших кузенов-шимпанзе?

Антропологи выясняют, проявляют ли близкородственные приматы инстинктивную склонность к групповым убийствам

При изучении вопроса о предрасположенности человека к войне часто необходимо заглянуть за пределы нашего вида, чтобы изучить опыт наших родственников-шимпанзе. Это тема, которую я изучаю много лет, и сейчас я заканчиваю писать книгу о ней, Шимпанзе, «Война» и история . Я беру слово «война» в кавычки, потому что межгрупповой конфликт между шимпанзе, пусть иногда коллективный и смертельный, лишен социальных и когнитивных аспектов, необходимых для человеческой войны.

В войне людей участвуют противники, которые часто включают в себя несколько местных групп, которые могут быть объединены самыми разными формами политической организации. Войне способствуют культурно-специфические системы знаний и ценностей, которые порождают мощные смыслы «мы против них». Эти социальные конструкции не имеют аналогов у приматов. Несмотря на эти различия, некоторые ученые утверждают, что шимпанзе демонстрируют врожденную склонность убивать чужаков, унаследованную от последнего общего предка шимпанзе и людей, — импульс, который до сих пор подсознательно толкает людей на смертельные конфликты с теми, кто не входит в их сообщества.

Моя работа оспаривает утверждение о том, что самцы шимпанзе имеют врожденную склонность убивать посторонних, утверждая вместо этого, что их крайняя жестокость может быть связана с конкретными обстоятельствами, которые возникают в результате нарушения их жизни контактом с людьми. Создание этого дела потребовало от меня изучения каждого сообщения об убийстве шимпанзе. Отсюда можно сделать простой вывод. Критическое изучение недавней подборки убийств в 18 местах исследований шимпанзе — что в совокупности составляет 426 лет полевых наблюдений — показывает, что из 27 наблюдаемых или предполагаемых межгрупповых убийств взрослых и подростков 15 произошли в результате всего лишь двух остроконфликтных ситуаций, которые произошли в два часа ночи. сайты в 1974–1977 и 2002–2006 годы соответственно.

Эти две ситуации составляют девять лет наблюдения, в результате чего уровень убийств за эти годы составляет 1,67 в год. Остальные 417 лет наблюдений в среднем всего 0,03 в год. Вопрос в том, лучше ли объяснить исключительные случаи эволюционным, адаптивным поведением или результатом вмешательства человека. И в то время как некоторые биологи-эволюционисты предполагают, что убийства объясняются попытками уменьшить количество самцов в соперничающих группах, те же данные показывают, что вычитание внутренних убийств самцов из внешних приводит к сокращению внешних самцов только на одного каждые 47 лет, то есть менее одного раза. в течение жизни шимпанзе.

Из сравнительных исследований я пришел к выводу, что «война» среди шимпанзе — это не эволюционная стратегия, а индуцированная реакция на вмешательство человека. Отдельный анализ покажет, что шимпанзе как вид не являются «приматами-убийцами». Это исследование также ставит под сомнение идею о том, что любая человеческая склонность к воинственности может быть обусловлена ​​древним генетическим наследием далекого предка шимпанзе и человека. — Р.Б.Ф.

Первоначально эта статья была опубликована под названием «Почему мы боремся» в журнале Scientific American 319., 3, 76-81 (сентябрь 2018 г.)

doi:10.1038/scientificamerican0918-76

БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ

Война в зоне племен: расширяющиеся государства и война с коренными народами. Под редакцией Р. Брайана Фергюсона и Нила Л. Уайтхеда. Школа американской исследовательской прессы, 1992.

.

После войны: человеческий потенциал для мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *