Человек и природа взгляд через века: Презентация по МХК «Человек и природа: взгляд через века» – §10. 1 Человек и Природа. Взгляд через века

Презентация по Мировой художественной культуре на тему»Человек и природа»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Мировой художественной культуре на тему»Человек и природа»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Человек и Природа. Взгляд через века. Описание слайда:

Человек и Природа. Взгляд через века.

2 слайд Цель урока: Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивили
Описание слайда:

Цель урока: Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации. Быть может, вся природа – мозаика цветов? Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа — лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желанье красоты? У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью: «Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт

3 слайд  Описание слайда:
4 слайд
Природа и Человек в глубокой древности. В глубокой древности природа казалась Описание слайда:

Природа и Человек в глубокой древности. В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией.

5 слайд  Описание слайда: 6 слайд Природа и Человек в эпоху античности. В эпоху античности все проявления приро
Описание слайда:

Природа и Человек в эпоху античности. В эпоху античности все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов. АИД

7 слайд АРЕС ГЕРА АРЕС ДИОНИС ДИОНИС Описание слайда:

АРЕС ГЕРА АРЕС ДИОНИС ДИОНИС

8 слайд Природа и Человек в эпоху античности. Природа – сфинкс. И тем она верней Свои
Описание слайда:

Природа и Человек в эпоху античности. Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что , может, статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Ф.И Тютчев

9 слайд Человек и Природа в эпоху Возрождения. Человек – венец творения Бога, центр и Описание слайда:

Человек и Природа в эпоху Возрождения. Человек – венец творения Бога, центр и средоточие мира. Человек — часть бесконечного мира.

10 слайд Человек и Природа в эпоху Просвещения. В эпоху Просвещения Природа и Разум ст Описание слайда:

Человек и Природа в эпоху Просвещения. В эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам

11 слайд «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Описание слайда:

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

12 слайд Гёте «Фауст» Описание слайда:

Гёте «Фауст»

13 слайд Человек и Природа в 20 веке. В 20 веке деятельность человека стала оказывать Описание слайда:

Человек и Природа в 20 веке. В 20 веке деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду. Человек взаимосвязь

14 слайд Человек и Природа в 20 веке. Полуотравленная газом, По нефтяным болотам - впл Описание слайда:

Человек и Природа в 20 веке. Полуотравленная газом, По нефтяным болотам — вплавь, Куда ты рвёшься? Где твой разум? Взгляни в себя разумным глазом, Нельзя же все богатства разом – Чуть –чуть грядущему оставь! М. Дудин.

15 слайд Анри Матисс Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человече
Описание слайда:

Анри Матисс Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.

16 слайд  Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-322358

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

«Человек и природа» — МХК

Просмотр содержимого документа
«»Человек и природа»»

Человек и Природа. Взгляд через века. Автор: учитель истории и МХК МБОУ СОШ №26 Шульгина С.В.

Человек и Природа. Взгляд через века.

Автор: учитель истории и МХК МБОУ СОШ №26 Шульгина С.В.

Цель урока: Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации. Быть может, вся природа – мозаика цветов?  Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа - лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желанье красоты? У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью: «Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт

Цель урока:

  • Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации.

Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа — лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

У мысли нет орудья измерить глубину,

Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.

Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью:

«Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт

Цель урока: Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации. Быть может, вся природа – мозаика цветов?  Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа - лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желанье красоты? У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью: «Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт Природа и Человек в глубокой древности. В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией.

Природа и Человек в глубокой древности.

  • В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией.
Природа и Человек в глубокой древности. В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией. Природа и Человек в эпоху античности. В эпоху античности все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов. АИД

Природа и Человек в эпоху античности.

  • В эпоху античности все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов.

АИД

ДИОНИС Символы богов:  Зевс – орел,  Афродита – дельфин,  Артемида – лань,  Гера – павлин,  Посейдон – конь. ГЕРА

ДИОНИС

Символы богов: Зевс – орел, Афродита – дельфин, Артемида – лань, Гера – павлин, Посейдон – конь.

ГЕРА

Природа и Человек в эпоху античности. Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что , может, статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.  Ф.И Тютчев

Природа и Человек в эпоху античности.

  • Природа – сфинкс. И тем она верней
  • Своим искусом губит человека,
  • Что , может, статься, никакой от века
  • Загадки нет и не было у ней.

Ф.И Тютчев

Человек и Природа в эпоху Возрождения.  Человек – венец творения Бога, центр и средоточие мира. Человек - часть бесконечного мира.

Человек и Природа в эпоху Возрождения.

Человек – венец творения Бога, центр и средоточие мира. Человек — часть бесконечного мира.

Человек и Природа в эпоху Просвещения. В эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам

Человек и Природа в эпоху Просвещения.

  • В эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Гёте «Фауст»

Гёте «Фауст»

взаимосвязь Человек Человек и Природа в 20 веке. В 20 веке деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду.

взаимосвязь

Человек

Человек и Природа в 20 веке.

  • В 20 веке деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду.
Человек и Природа в 20 веке. Полуотравленная газом, По нефтяным болотам - вплавь, Куда ты рвёшься? Где твой разум? Взгляни в себя разумным глазом, Нельзя же все богатства разом – Чуть –чуть грядущему оставь!  М. Дудин.

Человек и Природа в 20 веке.

  • Полуотравленная газом,
  • По нефтяным болотам — вплавь,
  • Куда ты рвёшься? Где твой разум?
  • Взгляни в себя разумным глазом,
  • Нельзя же все богатства разом –
  • Чуть –чуть грядущему оставь!
  • М. Дудин.
Анри Матисс Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.

Анри Матисс

  • Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.
Анри Матисс Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.

Презентация по МХК «Человек в мире природы»

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРИРОДЫ Г.И. Данилова Мировая художественная культура 7-9 классы 10.1 Человек и Природа. Взгляд через века Стр. 90-93

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРИРОДЫ

Г.И. Данилова

Мировая художественная культура

7-9 классы

10.1 Человек и Природа. Взгляд через века

Стр. 90-93

Альтами́ра — Испания. Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита 15-8 тыс. лет до н. э. Человек каменного века не считал, что в этом мире он занимает какое-то особенное место. Все, что его окружало: явления природы, неживую материю, животных – объединяла единая жизненная сила. Здесь нет изображений природных элементов, но какими-же сильными, чистыми и прекрасными видятся эти животные человеку каменного века!

Альтами́ра — Испания. Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита 15-8 тыс. лет до н. э.

Человек каменного века не считал, что в этом мире он занимает какое-то особенное место. Все, что его окружало: явления природы, неживую материю, животных – объединяла единая жизненная сила. Здесь нет изображений природных элементов, но какими-же сильными, чистыми и прекрасными видятся эти животные человеку каменного века!

В Древнем Египте природа уже неплохо освоена человеком. Сложную закономерность природных явлений египтяне постигли, ведя, (в течении сотен лет), наблюдения над звездами и уровнем воды в Ниле. Но все проявления природы связываются с Богами. Пейзаж рисовать еще не умеют. Какие художник находит средства, что-бы выразить свое восхищение богатством и щедростью природы?

В Древнем Египте

природа уже неплохо

освоена человеком.

Сложную закономерность природных явлений египтяне постигли, ведя, (в течении сотен лет), наблюдения над звездами и уровнем воды в Ниле. Но все проявления природы

связываются с Богами.

Пейзаж рисовать еще не умеют.

Какие художник находит средства, что-бы выразить свое восхищение богатством и щедростью природы?

Древняя Греция Пелика с ласточкой. Краснофигурная ваза. Эрмитаж. На древнегреческих вазах нет пейзажей. Чтобы выразить радость от прихода весны, художник применил остроумное решение. Радость выражена через жесты и текст: три фигуры образуют живую группу, связанную общим чувством, объединяющим этих людей. Юноша, первым увидевший ласточку, говорит: «Смотри, ласточка»; его старший собеседник подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом»; мальчик радостно восклицает, заключая беседу: «Вот она — уже весна!»

Древняя Греция Пелика с ласточкой.

Краснофигурная ваза. Эрмитаж.

На древнегреческих вазах нет пейзажей. Чтобы выразить радость от прихода весны, художник применил остроумное решение. Радость выражена через жесты и текст: три фигуры образуют живую группу, связанную общим чувством, объединяющим этих людей. Юноша, первым увидевший ласточку, говорит: «Смотри, ласточка»; его старший собеседник подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом»; мальчик радостно восклицает, заключая беседу: «Вот она — уже весна!»

Собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг. В средневековой Европе право на существование имели лишь религиозные композиции. Изображалось нечто священное: Божественная история. Пейзаж подчеркивал божественность происходящего. На картинке справа можно видеть, что те же задачи стоят и перед современными художниками, если они берутся передать Евангельский сюжет. Какие элементы пейзажа есть на мозаике? Какими способами передается священный характер происходящего?

Собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг.

В средневековой Европе право на существование имели лишь религиозные композиции. Изображалось нечто священное: Божественная история. Пейзаж подчеркивал божественность происходящего. На картинке справа можно видеть, что те же задачи стоят и перед современными художниками, если они берутся передать Евангельский сюжет.

Какие элементы пейзажа есть на мозаике?

Какими способами передается священный характер происходящего?

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы . В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург – создатели очаровательных миниатюр к великолепному  часослову герцога Беррийского .  Их изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года, показывают зрителю мастерски выполненные природные ландшафты. Можно сказать, что в художественный мир вернулось изображение природы.

Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы . В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург – создатели очаровательных миниатюр к великолепному часослову герцога Беррийского .

Их изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года, показывают зрителю мастерски выполненные природные ландшафты.

Можно сказать, что в художественный мир вернулось изображение природы.

По тематике иллюстрации делятся на две группы: сцены из жизни знати и традиционные сельскохозяйственные работы.  Сенокос. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите. Видны замок Консьержери, Сент-Шапель.

По тематике иллюстрации делятся на две группы: сцены из жизни знати и традиционные сельскохозяйственные работы.

Сенокос. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите. Видны замок Консьержери, Сент-Шапель.

Охота. Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога и место, где он родился. Как художник передает пространство?

Охота. Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога и место, где он родился.

Как художник передает пространство?

Февраль Как художник передает пространство? Как художник передает зимний день?

Февраль

Как художник передает пространство?

Как художник передает зимний день?

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи . Это позволило художникам получать изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины. Что такое линейная перспектива? Мазаччо. Троица. ц. Санта Мария Новелла Между 1426-7 1428 гг. Схема построения линейной перспективы

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи .

Это позволило художникам получать изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Что такое линейная перспектива?

Мазаччо. Троица. ц. Санта Мария Новелла

Между 1426-7 1428 гг.

Схема построения линейной перспективы «Троицы» Мазаччо.

Мона Лиза, 1503—1519 фрагмент Что такое световоздушная перспектива? Художники отказались от построения пространственных планов в виде нагромождения деталей, несогласованных в масштабе. Они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж становится важнейшим элементом. Леонардо да Винчи разработал теорию воздушной перспективы: линию на заднем плане мы видим размытой. Он осознал возникновение сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Живопись приобрела еще большую реалистичность..

Мона Лиза, 1503—1519

фрагмент

Что такое световоздушная перспектива?

Художники отказались от построения пространственных планов в виде нагромождения деталей, несогласованных в масштабе. Они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж становится важнейшим элементом.

Леонардо да Винчи разработал теорию воздушной перспективы: линию на заднем плане мы видим размытой. Он осознал возникновение сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Живопись приобрела еще большую реалистичность..

В традиционной китайской культуре человек в не ставится в центр мира, как на Западе: «человек – это только кончик волоска на гриве лошади». Согласно учению Дао мир огромен и прекрасен. Человеку предлагается слиться с Дао и так достигнуть счастья. Учение Дао зародилось в IV—III в. до н. э.. На фоне этого учения в VI веке в китайском искусстве появился пейзаж. Приписывается Лу Таньвэю. «Возвращение домой». На свитке изображён сюжет, посвящённый возвращению чиновника в родные края после ухода со службы.

В традиционной китайской культуре человек в не ставится в центр мира, как на Западе: «человек – это только кончик волоска на гриве лошади».

Согласно учению Дао мир огромен и прекрасен. Человеку предлагается слиться с Дао и так достигнуть счастья. Учение Дао зародилось в IV—III в. до н. э..

На фоне этого учения в VI веке в китайском искусстве появился пейзаж.

Приписывается Лу Таньвэю. «Возвращение домой». На свитке изображён сюжет, посвящённый возвращению чиновника в родные края после ухода со службы.

Го Си. Осень в долине реки. деталь. 11в . Галерея Фрир, Вашингтон Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Человек в ней не занимает главенствующего положения.

Го Си. Осень в долине реки. деталь. 11в . Галерея Фрир, Вашингтон

Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Человек в ней не занимает главенствующего положения.

хороший пейзаж передает нам те чувства, которые владели художником. Какое настроение создает этот пейзаж?

хороший пейзаж передает нам те чувства, которые владели художником.

Какое настроение создает этот пейзаж?

Что хотят сказать нам своими картинами эти художники?

Что хотят сказать нам своими картинами эти художники?

Айвазовский И. К. «Девятый вал» В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?

Айвазовский И. К. «Девятый вал»

В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?

Брюллов К. П. «Последний день Помпеи» 1830—1833 гг.

Брюллов К. П. «Последний день Помпеи» 1830—1833 гг.

В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?

В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии?

Каково ваше впечатление от этого произведения?

В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?

В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?

Контрольный тест по теме «Человек и Природа. Взгляд через века»

Контрольный тест по теме

«Человек и Природа. Взгляд через века»

А Б Г В ?1. Расположите фрагменты в последовательности, согласно которой развивался реалистический пейзаж.

А

Б

Г

В

?1.

Расположите фрагменты в последовательности, согласно которой развивался реалистический пейзаж.

?2. Какие элементы пейзажа есть на мозаике? Какими способами передается священный характер происходящего?

?2.

Какие элементы пейзажа есть на мозаике?

Какими способами передается священный характер происходящего?

?3. Что это: 1 Росписи стен замка? 2 Картины на тему природы? 3 Миниатюры рукописи? Как звали художников, создавших эти произведения?

?3.

Что это:

1 Росписи стен замка? 2 Картины на тему природы? 3 Миниатюры рукописи? Как звали художников, создавших эти произведения?

?4. Какой закон передачи пространства лежит в основе этой росписи?

?4.

Какой закон

передачи пространства

лежит в основе этой росписи?

?5. Какой закон передачи пространства лежит в основе этой росписи?  Как называется дымка между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает линии?

?5.

Какой закон

передачи пространства

лежит в основе этой росписи?

Как называется дымка между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает линии?

?6. Почему китайские художники начали рисовать пейзаж раньше европейских?

?6.

Почему китайские художники начали рисовать пейзаж раньше европейских?

Отношения «человек — природа» — лекции на ПостНауке

Меня особенно заинтересовал такой момент — охота и добыча ресурсов в период раннего Нового времени, поскольку я непосредственно занимаюсь этим периодом. Каким образом было возможно для людей религиозных, которые видят мир через призму творения, любви Господа к человеку, любви человека к тварному миру и к Богу через него, организовывать пушной промысел, в промышленных масштабах добывать мех? Каким образом можно было уничтожать сотнями тысяч диких зверей, пушных зверей? Из исторических источников мы знаем, что в XVII веке в европейской части России практически не осталось хорошего пушного зверя. А к концу XVII века многие ресурсы Сибири — не только Западной, но и Восточной — были во многом истощены. По крайней мере, в наиболее доступных местах пушной зверь хорошего качества был перебит. Как это возможно, что человек, любя природу, будучи религиозным, любя природу через Бога, может совершать такие действия?

На мой взгляд, это кроется именно в любви Бога к природе. Мы видим это в некоторых из источников, в первую очередь тех, что носят описательный и рефлективный характер. Самый, наверное, главный по XVII веку — это «Житие протопопа Аввакума», в котором он, путешествуя по Сибири, рассказывает о своем восхищении природой: озеро Байкал наполнено прекрасной рыбой, по его берегам живут великолепные звери, природа великолепна и наполнена всеми дарами Божьими. И он не просто восхищается, но воспринимает это как дар Божий себе, как дар людям. Он встречается с охотниками, промышленниками, людьми, ловящими рыбу и пушного зверя на продажу, и благословляет их улов. То есть он воспринимает это не как эксплуатацию природы, как насилие над ней. Он воспринимает это как обмен даром между Богом и человеком.

Также он рассказывает в своем «Житии…» о том, как Бог посылает ему диких зверей. Например, у него есть эпизод с охотой, когда он и его спутники были голодны, и Бог послал им зверя, чтобы они могли прокормиться. В другом эпизоде он описывает, каким образом лечил больную курицу с помощью молитв и святой воды. И впоследствии через эту курицу Бог давал ему на прокормление яйца, благодаря которым он и его дети могли выжить в голодную пору. Все это Аввакум воспринимает через призму Божьего дара. С одной стороны, мы видим эксплуатацию, но с другой — эта эксплуатация понимается совершенно иначе.

Человек и природа в «тихой» лирике Николая Рубцова

Конспект урока №

(6 класс)

Тема урока: Человек и природа в «тихой» лирике Николая Рубцова.

Цели урока:

— познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Рубцова;

— показать связь «тихой лирики» с литературной традицией;

— дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути,

— осветить роль его лирики в истории русской поэзии ХХ века;

— совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Рубцова;

— отработать навыки художественного чтения поэтического произведения;

— развивать навыки работы с литературой, составления краткого плана конспекта лекций учителя.;

— развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, своему краю, патриотизм.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: Формирование эмоционально-оценочного отношения к увиденному и прочитанному.

Метапредметные:

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Познавательные: выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Предметные: умение строить монологическое высказывание, отвечать на

поставленные вопросы, извлекать и структурировать информацию.

Оборудование: сборник стихотворений Николая Рубцова; портрет Н.М.Рубцова;

Ход урока

  1. Создание эмоционального настроения.

— 1962 год. Жаркий летний день.

В редакцию журнала «Знамя» зашёл молодой человек. Лицо его было худое, на нём выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешёвые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

— Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством.

– Я стихи хочу вам показать (поэт Станислав Куняев). Взял стихи и начал читать:

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

— Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…

С каждой избою и тучей,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

— Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

— Как вас зовут?

— Николай Михайлович Рубцов.

Так зажглась новая звезда на небосклоне русской поэзии.

— Откройте тетради, запишите дату и тему урока

2. Целеполагание.

А с чем у вас ассоциируется слово «звезда?»

Создание ассоциативного кластера

ИДЕАЛ

КРАСОТА

СЛАВА

ЗАЩИТА

ПУТЬ

МЕЧТА

Поставьте цели урока.

— к концу урока мы должны:

Знать: как через средства выразительности автор передаёт своё отношение к родине;

Определять средства выразительности в стихотворении; находить ключевые слова и образы в стихотворении; выразительно читать стихотворение.

3. Рассказ учителя. Изучение нового материала.

Во второй половине 60-х годов как противостояние «громкой» поэзии» «шестидесятников» возникает «тихая лирика». Нового движения придерживались Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие. Они сосредоточили свое внимание на душевных состояниях человека, на нюансах переживаний, на поисках «истоков» «корней», традиций.

Одна из ярких фигур «тихой лирики» — Николай Рубцов (1936—1971). За свою недолгую жизнь он успел издать только четыре сборника. Первый же сборник — «Звезда полей» (1967) явил читателю сложившегося поэта с самостоятельным, свежим голосом. Рубцов еще в войну потерял родителей, вырос сиротой, в детдоме.

Рубцов писал о своем творчестве: «Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений…».

Попробуем проникнуться настроениями, переживаниями, размышлениями поэта.

Необычен и подчас неожидан этот мир, созданный самобытным поэтом. Тот самый мир, где мы живем, но далеко не всегда так пристально вглядываемся в него, мир, о котором не всегда задумываемся.

В атмосфере рубцовской лирики свободно и вольно дышится. Она грустна по преимуществу, но грусть легка и возвышенна. Здесь господствует не тоска, с её утомительной удушливостью, а чувство, что приходит в минуты раздумий о большом, о главном, когда всё мелкое, суетное отступает, исчезает и остаются один на один человек и мир.

Около трех десятков песен на стихи Рубцова написал композитор А.Лобзов, который в стихах почувствовал «новую поэтическую стихию, выражающую духовные искания современного человека». «Сколько обнаружилось музыки, веры, надежды и света!». Поэт до сих пор потрясает «глубинным ощущением причастности к судьбам нашей Родины, мощью и искренностью чувства».

Пошли в народ песни Николая Рубцова, пошли… И чем полнее открывается перед нами поэтический мир поэта, тем острее с годами становится чувство утраты. Замечательные песни напеваем мы: «Букет» А.Барыкина, «Облетели листья с тополей» В.Салтыкова, «Молитва», «В горнице» А.Морозова и многие другие

(прослушивание песни «В горнице» в исполнении А.Морозова)

4. Подготовка к восприятию стихотворения. Обсуждение.

  • Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. («Звезда полей»)

  • Можно ли по названию узнать, о чем будет идти речь в этом стихотворении? (Да)

  • О чем? 

5. Первичное чтение. Анализ прочитанного.

Это стихотворение Рубцов написал в 1964 году. Рубцов родился в Архангельской области, поэтому в стихотворении видим северные пейзажи.

Словарная работа

  • А какие слова вам незнакомы?

  • Кто знает значение этих слов?

  • Где можно найти лексическое значение незнакомых слов? (В “Толковом словаре”)

Полынья — незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

7. Физкультминутка

8. Выразительное чтение стихотворения.

Обратите внимание на знаки препинания, расставить логические ударения, выделить паузы.

Тема стихотворения:

Идея стихотворения:

Николай Рубцов прожил короткую жизнь, не успев не только опубликовать, но даже записать все произведения, которые родились у него в голове. Но и то, что он оставил нам, со всей очевидностью позволяет утверждать: не забвению, а будущему принадлежит поэзия Рубцова, чем и объясняется значительный интерес читателей к личности поэта.

9. Анализ стихотворения.

— Некоторые произведения часто хочется перечитать ещё раз. Это стихотворение такое же. Почему возникает желание всмотреться в него? (Чтобы ещё раз пережить эти состояния, чтобы понять, как, какими средствами поэт рисует картины и вызывает у читателя чувства.

— Сейчас мы попробуем найти средства выразительности в этом стихотворении.

10. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Особенности поэзии Н. М. Рубцова:

1. Образ России раскрывается через образ малой родины.

2. Тесная связь человека и природы.

3. Лирика носит философский характер.

4. Лирический герой находится в постоянном поиске некоего мига гармонии с миром, родиной, людьми, живущими и жившими на земле.

5. В творчестве поэта прослеживаются традиции русской классической поэзии (Тютчев, Лермонтов, Блок, Есенин).

6. Музыкальность стиха.

— Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в

начале урока?

11. Комментированное выставление отметок. Заполнение листов самооценки.

12. Домашнее задание

Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.

  • Чтение наизусть стихотворения Н.Рубцова выразительно, передавая чувства и мысли поэта.

  • Творческая часть нарисовать иллюстрации к любому отрывку из этого стихотворения.

  • По желанию. В школьной библиотеке найдите и прочитайте другие стихи Рубцова.

Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.

В произведении раскрываются темы любви к Родине и красоты родного края. Главные его образы – звезда и лирический герой, оставшиеся наедине среди уснувшего мира. Лирический герой замечает звезду, которая рассматривает полынь сквозь заледеневшую мглу. Появляется небесная красавица, когда часы бьют полночь, а все вокруг спит.

Во второй строфе герой признается, что память о звезде полей помогла ему пережить потрясения. Как только ему было тяжело, он вспоминал небесное светило, которое тихо бросало свет из-за холма в любое время года. Эти стихи подталкивают к догадке, что для лирического героя звезда является символом родного края. Без понимания символического значения трудно правильно растолковать смысл стихотворения.

Лирический герой с гордостью заявляет, что звезда никогда не гаснет. Она приносит успокоение для всех «жителей земли», посылая лучи дальним городам. И еще больше он гордится тем, что звезда полей восходит только в его родном крае. В последних строках герой признается, что счастлив, пока видит ее свет. В этом признании выражается и главная мысль: «и счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей».

В произведении реализуется идея о том, что память о родном крае всегда живет в сердце человека, приходя на помощь в трудные минуты.

Композиция

Разбор произведения будет неполным без анализа композиции. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. Условно текст можно разделить на смысловые части: рассказ о сне родного края и описание звезды полей. Второй части посвящено гораздо больше строк. Формально произведение делится на четыре катрена.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в нем поднимается вечная тема, в некоторых строках ощущается грусть лирического героя за Родиной. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Рубцов использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте использованы мужские и женские рифмы.
Средства выразительности в произведении Н. Рубцова служат для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции лирического героя.

Преобладают в стихотворении метафоры: ««звезда смотрит в полынью», «двенадцать прозвенело», горит над золотом осенним», «горит над зимним серебром», «своим лучом приветливым касаясь». Некоторые нюансы уточняются при помощи эпитетов: «мгла заледенелая», «тревожные жители», «луч приветливый», «восходит ярче». В некоторых строках использована антитеза, созданная на основе контекстуальных синонимов: звезда-мгла; «тревожные жители» – «приветливый луч».

Эмоции лирического героя, его восхищение звездой подчеркиваются при помощи интонации. В строфах есть оборванные предложения и восклицательные. Оборванные синтаксические конструкции отображают не только задумчивость лирического героя, но и ночную тишину.

Урок литературы «Пред ликом священной природы…» (Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии XIX-XX веков)

Автор работы: Шефер Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: Айыртауская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Северо-Казахстанская область, Айыртауский район,

с. Саумалколь)

Урок литературы

«Пред ликом священной природы…»

(Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии XIXXX веков)

Цели урока:

— Показать учащимся, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19-20 веков.

— Объяснить понятие «экология», расширить представления ребят о загрязнении окружающей среды.

— Развивать навыки анализа лирического произведения.

— Воспитывать любовь к природе, учить детей мыслить и рассуждать.

Оборудование урока:

На центральной доске расположена надпись «Пред ликом священной природы…», на боковых досках – иллюстрации пейзажей; на интерактивной доске заранее подготовлены слайды с музыкальным сопровождением с изображением Аральского моря и озера Байкал, красивейших мест Казахстана; выставка книг о Казахстанских заповедниках.

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. Тютчев

Ход урока:

После вступительного слова (объявление темы, целей урока, прочтение эпиграфа)

Учитель обращается с вопросами к классу:

— Какому писателю принадлежат эти строки?

«… Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы скользили голубые, синие волосинки, жёлтый дрок выскакивал своею пирамидальною верхушкою, белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесённый бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Н.В. Гоголь)

— А из какого произведения эти строки?

«…Но вот опять хлынули играющие лучи, и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо… Они все насквозь проникнуты светом и теплотою…»

(И.С. Тургенев, «Бежин луг»)

Учитель:

— Замечательные картины природы встают перед глазами! Не правда ли? А сейчас мы послушаем несколько японских трёхстиший – хокку, и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно сказать об очень многом…

Дети читают хокку:

Срезал пион-

И себе настроение испортил

На целый вечер.

Бусон

Бушует осенний вихрь!

Едва народившийся месяц

Вот-вот он сметёт с небес.

Какэн

На руке у меня

Прохладный, зеленоватый

Огонёк светляка…

Сики

Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах.

Рансэцу

Бедные звёзды!

Им места нет в небесах-

Так сияет луна…

Дэйкин

Лошадка-мама-

Как она сторожит у ручья,

Пока жеребёнок пьёт…

Исса

Учитель:

— Тема «Природа и человек» всегда была одной из центральных тем в литературе. А каково её звучание в лирике поэтов 19-20 веков? Об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

Вам, ребята, конечно же, известна «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Старухе из этой сказки принадлежат слова:

Не хочу быть вольной царицей.

Хочу быть владычицей морской.

Чтобы жить мне в океане-море,

Чтобы служила мне рыбка золотая

И была у меня на посылках.

И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на земле. А сказки зазвучали по-иному.

Учитель читает «Атомную сказку» Ю.Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

-Пригодится на правое дело!-

Положил он лягушку в платок,

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Беседа с классом по вопросам:

— О чём эта сказка?

— Какую проблему поднимает Ю. Кузнецов в своём стихотворении?

— Какие можно сделать выводы?

Учитель:

— На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Много значимый поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура.

Учащимся предлагается прочитать значение слова экология из Словаря иностранных слов: «Экология – раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой».

Учитель:

— В природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку человек), то в природе возникают серьёзные проблемы.

Слово предоставляется учащимся в роли статистов-экспертов из Комитета по охране природы Казахстана.

Эксперт №1:

Проблема Аральского моря. Из-за неумелого использования водных ресурсов рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море, их воды перестали доходить до моря. Это вызвало обмеление и высыхание моря. В результате этого исчезло 800 га лесов.

Эксперт №2:

— Озеро Балхаш. Не исключена возможность, что к началу 21 века западная часть Балхаша может абсолютно высохнуть, а восточная превратится в заболоченную местность в результате бездушного и неумелого использования водных ресурсов.

Учитель:

Вернёмся к словам египетского фараона: «Я никогда не перегораживал текущей воды». А вот какие строки написал поэт Василий Фёдоров:

Да Винчи говорил:

«Когда вы захотите

Какой-нибудь реке

Дать новый,

Лучший путь,

Вы как бы

У самой реки спросите,

Куда б она сама

Хотела повернуть».

Мысль Леонардо!

Обновись и шествуй

И вечно торжествуй

На родине моей.

Природа и сама

Стремится к совершенству,

Не мучайте её,

А помогайте ей!

В исполнении учащихся звучат стихотворения:

С. Есенин

Видели ли вы,

Как бежит по степям

В туманах озёрных кроясь,

Железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Неужель он не знает, что в полях бессияных

Той поры не вернёт его бег,

Когда пару степных россиянок

Отдавал за коня печенег?

По-иному судьба на торгах перекрасила

Наш разбуженный скрепером плес,

И за тысячи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Е. Баратынский

Приметы

Пока человек естества не пытал

Аршином, весами и мерой,

Но детски вещаньям природы внимал,

Ловил её знаменья с верой:

Покуда природу любил он, она

Любовью ему отвечала,

О нём дружелюбной заботы полна

Язык для него обретала,

Почуя беду над его головой

Вран каркал ему в опасенье,

И замысла, в пору смирясь пред судьбой,

Воздерживал он дерзновенье.

На путь его выбежал из лесу волк,

Крутясь и подъемля щетину,

Победу пророчил, и смело свой полк

Бросал он на вражью дружину.

Чета голубиная, вея над ним,

Блаженство любви прорекала.

В пустыне безлюдной он не был одним,

Нечуждая жизнь в нём дышала.

Но, чувства презрев, он доверил уму:

Вдался в суету изысканий…

И сердце природы закрылось ему

И нет на земле прорицаний.

Учитель:

— Ребята, как вы поняли это стихотворение?

Ученик читает стихотворение Е. Баратынского:

Последний поэт

(отрывок)

Век шествует путём своим железным.

В сердцах корысть и общая мечта.

Час от часу насущным и полезным

Отчётливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,

Промышленным заботам преданы…

Учитель:

Да, это, к сожалению, так. Люди преданы промышленным заботам. Думают о том, где и как построить новую фабрику или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит.

Ф. Тютчев когда-то написал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

А где мы можем услышать голос природы? (Учащиеся рассуждают).

Ученики читают стихотворения:

А. Фет

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слёзы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель, и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый,

Они стоят, молчат, молчи и ты!

Но верь весне. Её примчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

В. Казанцев

Это никогда не надоест-

Листьев неумолчное плесканье,

Мреющих, бессмертных звёзд блистанье,

Иль, как раньше говорили, звёзд.

Это не наскучит никогда –

Плавная неправильность сугроба,

Ровная законченность плода,

По земле идущая дорога,

По песку бегущая вода.

А. Ширяевец

Тускнеет твой венец алмазный,

Не зыкнет с посвистом жених…

Всё больше пятен нефти грязной,

Плевки горынычей стальных..

Глядишь, старее и дряхлее,

Как пароходы с рёвом прут,

И голубую телогрею

Чернит без устали мазут…

А жениха всё нет в дороге…

Роняет известь едкий прах…

Плывёшь ты с жалобою к морю,

Но и оно – в плевках, в гудках…

Учитель:

— Какую проблему поднимает автор этого стихотворения? (Беседа)

Поэзия рождается на почве, которая называется прозой жизни. Так какова эта проза?

Выступление экспертов:

Нефтяное загрязнение океана – самое распространённое явление. От 2-х до 4-х % водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает более 6 млн тонн нефтяных углеводородов. Реки мира ежегодно выносят в морские и океанические воды более 1,8 млн. тонн нефтепродуктов.

К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса.

Только 10% загрязняющих веществ остаётся вблизи места сброса, остальные загрязняют весь морской бассейн.

В развивающихся странах от загрязнённой воды ежегодно умирают более 9 млн. человек!

Учитель:

Поэт Игорь Шиляревский сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостатоно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать…»

Вопрос классу:

-А как вы, ребята, думаете, как спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?

Ученик читает стихотворение А. Толстого:

Острою секирой ранена берёза,

По коре сребристой побежали слёзы;

Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй!

Рана не смертельна, вылечится к лету.

Будешь красоваться, листьями убрана…

Лишь больное сердце не залечит раны!

Вопрос классу:

— Ребята, а какую пользу приносит лес?

Выступление экспертов:

— Лес – одно из совершенных творений природы. Лесные плантации защищают от наводнений, эрозии почвы, создают промышленные запасы древесины.

В последнее время уменьшается площадь лесов и увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных рубках на участке 10 га (в сосновых лесах) и 25 га (в лиственных лесах) удаляются все деревья в течение 1 года или одного заготовительного периода.

В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти втрое. По данным 1975 года, во всех лесах мира ежегодно прирастает 5,5 млрд. кубических метров древесины, а вырубается более 2-х млрд. кубических метров.

Основной путь сохранения лесных ресурсов – это более полное использование древесины.

Гектар лесных насаждений за 1 час поглощает 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек.

Заключительное слово учителя:

— Сколько бы мы не говорили о любви к природе, сколько бы ни было написано литературы, призывающей к охране окружающей среды, пока каждый человек не осознает, что ответственен за её сохранность, что от каждого человека зависит то, в каком состоянии мы оставим планету своим детям и внукам, результатов не будет. И со временем от природы, которой мы восхищаемся, благодаря которой живём (ведь человек – дитя природы), ничего не останется. Так давайте «пред ликом священной природы» пообещаем беречь, любить и преумножать её.

Заповедь, которой должен руководствоваться каждый человек, живущий на земле, хорошо выражена в сказке С.-Экзюпери «Маленький принц»: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Под красивую музыку (например, «Ave Maria») учащиеся читают стихотворения собственного сочинения.

Исследовательская работа по литературе «Человек и мир живой природы: взгляд читателя»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

город Нижневартовск

Научно-исследовательская работа

на участие в Слете научных обществ учащихся образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска

Секция 12. Филология (литература)

Научно-исследовательская работа

Человек и мир живой природы: взгляд читателя

Автор: Осоргина Валерия Романовна,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34», 5 класс

Руководитель: Кудрявцева Ада Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

Нижневартовск 2017

Данное исследование было проведено на материале текстов художественных произведений. Подробно проанализированы рассказы «Каштанка» А.П. Чехова, «Кусака» Л.Н. Андреева, «Желтухин» А.Н. Толстого и малоизученный текст древнерусской повести «Авва Герасим и лев» Иоанна Мосха.

Проблема взаимоотношений человека и животных рассматривается с использованием классических произведений русской литературы.

В основу исследования положен метод анализа художественных образов. В работе показывается, как в произведениях доносится до читателей мысль о единении мира человека и мира живой природы.

Работа сопровождается аналитическими таблицами, материал исследования обобщен в сводной таблице «Взаимоотношения человека и мира живой природы на материале текстов».

Мы пришли к выводу, что в произведениях русской литературы человек и мир живой природы взаимодействуют, животные изображены как нравственные существа, которым присущи те же душевные качества, что и человеку, а иногда даже в большей степени.

План исследований

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап – подготовительный (выбор темы и проблемы, определение объекта и предмета исследования, разработка целей и задач, гипотезы исследования, выбор методов исследования).

Второй этап – создающий (непосредственно исследование – лингвистический анализ текстов)

Третий этап – заключительный (подведение итогов и оформление результатов).

Для исследования была выбрана тема «Человек и мир живой природ: взгляд читателя». Выбор темы обусловлен актуальностью проблемы защиты, сохранения животного мира. Человек и природа неразделимы. Все, что нас окружает: вода, земля, воздух, растения и животные – это все наша природа. Каждый человек – ее часть. Мы неразрывно связаны с животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Данное исследование было проведено на материале текстов художественных произведений. Подробно проанализированы рассказы «Каштанка» А.П. Чехова, «Кусака» Л.Н. Андреева, «Желтухин» А.Н. Толстого и малоизученный текст древнерусской повести «Авва Герасим и лев» Иоанна Мосха.

Проблема взаимоотношений человека и животных рассматривается с использованием классических произведений русской литературы.

В основу исследования положен метод анализа художественных образов. В работе показывается, как в произведениях доносится до читателей мысль о единении мира человека и мира живой природы.

В художественной литературе вопросу взаимоотношения человека и природы посвящено много произведений. Есть специальная критическая литература, в которой анализируется содержание, проблематика, персонажи произведений. Но мы рассматриваем тему «Человек и природа» в лингвистическом аспекте, анализируя одну из форм анимизма – прием антропоморфизма, который используют писатели.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку психических свойств на явление природы (на животных, на предметы). (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., «АЗЪ», 1995, с. 24).

Для приближения к читателю мира природы писатели нередко прибегают к очеловечиванию птиц и зверей, изображая их поступки и действия так, как поступил бы человек. Например, М.М. Пришвин тоже применяет прием антропоморфизма, но несколько иначе. «Животное надо изображать как животное», — писал он. В его произведениях часто разговаривают животные, но он всегда при этом дает понять, что разговаривают они не на самом деле, а что так кажется человеку, так понимает их сам писатель. Да, животные не могут говорить, но они могут чувствовать, переживать, как и мы, люди. Человек и мир живой природы взаимодействуют, все в мире неразрывно и взаимосвязано.

Гипотеза: Человек и мир живой природы – единое целое. Эта мысль прослеживается во многих произведениях русской литературы. Она раскрывает взаимосвязь человека и природы. Животные в исследуемых текстах изображены как нравственные существа, которым присущи те же душевные качества, что и человеку, а иногда даже в большей степени. Это помогает читателю понять мысль о единстве человека и мира живой природы.

Исследовательская работа

Содержание

Все живое имеет одну и ту же душу, все живое

страдает одними страданиями…

Л. Андреев

По словам археологов, на гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». В этой короткой фразе заключается глубокий философский смысл, подразумевается некий совет, как относиться к окружающему нас миру живой природы.

Проблема бережного отношения к природе сегодня особенно актуальна. Человек привык потреблять, пользоваться дарами природы, запасы которой, кажется, будут бесконечными. Но нельзя только брать, ничего не давая взамен. По мысли М.М. Пришвина, природа – общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. Это мнение разделяет В.Г. Распутин: «Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной ее может сделать лишь человек. И как знать, не она, не природа ли, и удерживает в немалой степени нас в тех более или менее разумных пока еще рамках, которыми определяется наше моральное состояние, не ею ли и крепится наше благоразумие и благодеяние?!»

Тема «Человек и мир живой природы» в русской литературе традиционна. Уже в летописях встречаются сюжеты, где героями становятся животные.

В произведениях древнерусской литературы звери и люди живут без вражды, их отношения показаны как равноправные. В древнерусской повести Иоанна Мосха «Авва Герасим и лев» прослеживается мысль о преданности животных, благодарности за добро.

Авва, т. е. отец, отче — иудейское слово, перешедшее к христианам частью как обычное обращение к Богу, частью для обозначения почетных титулов духовных особ. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907)

Старец Герасим увидел льва, который поранил ногу тростником. «Лев подошел к нему и казал ему ногу, уязвленную остью, на свой лад, плачась и прося у него помощи». Старец Герасим помог льву, извлек занозу, обработал рану. Благодарный лев не оставлял старца, всюду ходил за ним. В монастыре, где жил старец Герасим, был осел. Однажды он пропал. Старец подумал, что лев съел осла и приказал льву возить воду в монастырь, как это делал осел. Лев безропотно принял наказание, «словно человек, стоял молча и потупясь». Но вскоре осел нашелся. Оказалось, что «на льва возвели напраслину». Так и остался жить лев в монастыре. И были неразлучны они: старец и лев. А когда авва Герасим умер, лев «громко вопиял и не мог снести разлучения». Зверь страдал как человек, «являя гласами своими, и обличием, и очами ту скорбь, которую ощущал он». Старцы взяли льва на могилу аввы Герасима. Видя, как они кладут поклоны на могилу, лев тоже стал ударять головой о землю и «испустил дух». (Приложение № 1)

Таким образом, в древнерусской повести «Авва Герасим и лев» животное изображается отзывчивым, верным, помнящим доброту и заботу. Это подтверждают языковые средства: казал ему ногу, на свой лад плачась и прося у него помощи; не оставлял старца, как добрый ученик; пришел в лавру к авве Герасиму в великом унынии и смущении; словно человек; рыкая от радости, что нашел потерянного осла, пришел он к старцу; прожил лев в лавре со старцем пять годов, будучи с ним всегда неразлучен; громко вопиял и не мог снести разлучения; слова не могли утишить воплей его и стенаний; являя гласами своими, и обличием, и очами ту скорбь, которую ощущал он.

О проблеме отношений человека и животных продолжают говорить русские писатели XIX века. История Каштанки, рассказанная Антоном Павловичем Чеховым, уже более 100 лет волнует читателей. Обиженная хозяином, потерявшаяся собака, Каштанка испытывает такие же чувства, как и человек. Она думает, вспоминает, плачет, ощущает отчаяние и ужас. Ей больно и страшно. Но несмотря на то, что у нового хозяина она в тепле и в сытости, Каштанка не забывает Федюшку и его отца. Об удивительной преданности животного говорят последние строчки рассказа: «Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту. Вспомнила она комнатку с грязными обоями, гуся, Федора Тимофеича, вкусные обеды, учения, цирк, но все это представлялось ей теперь как длинный, перепутанный, тяжелый сон…»

Итак, внутренний мир Каштанки, ее чувства и переживания писатель изображает при помощи большого количества «человеческих» слов: плача, старалась дать себе отчет; отлично помнила; стала горько плакать; все человечество делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; овладели отчаяние и ужас), а также при помощи оценочной лексики (Помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.Стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!». (Приложение № 2)

Мир природы в произведениях русских писателей представлен не только персонажами животных. Это и птицы, и рыбы, и растения. Например, в рассказе Алексея Николаевича Толстого «Желтухин» главное действующее лицо – скворец. Так же, как в рассказе «Каштанка» окружающий мир представлен глазами собаки, ее чувствами, так и А.Н. Толстой повествует нам о событиях жизни скворца Желтухина через его ощущения. Но в этом рассказе еще ярче просматривается индивидуальность птицы, так как автор использует предложения с прямой речью. Желтухин говорит нам о своих чувствах, отношении к окружающему миру. Желтухин тоже испытывает страх, радость, удивление, восторг и т. д., то есть все эмоции, присущие человеку. Первое предложение рассказа уже говорит об этом: «Желтухин сидел на кустике травы, на припёке, в углу между крыльцом и стеной и с ужасом смотрел на подходившего Никиту». Любопытно, что рассказ начинается со слова Желтухин, которое напоминает обыкновенную фамилию человека, причем автор сразу так называет скворца.

Поведение Желтухина, его мысли и чувства говорят о том, что перед нами вполне сознательное существо. Мы попробовали составить таблицу, где показаны ситуации, в которые попадает скворец, и выбрали из текста те отрывки, в которых говорится о состоянии птицы и ее ощущениях. (Приложение № 3)

В рассказе «Желтухин» мы видим элементы юмора, читать этот рассказ легко и весело. Но есть в русской литературе произведение, которое читать очень тяжело и грустно. Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, говорит, что не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ «Кусака» именно об этом.

Главными героинями произведения являются собака Кусака и девочка Леля.

Если проследить по тексту, как меняется отношение Кусаки к миру и людям, то можно выделить несколько этапов. (Приложение № 4)

В первой части рассказа мы узнаем о том, что Кусака еще бездомная, ее никто не любит.

Собака, выросшая на улице и никогда не имевшая ни клички, ни своего угла, живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать с презрением. Постепенно Кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям. Такая жизнь делает ее недоверчивой и озлобленной. В людях она видит своих врагов, всегда готовых обидеть. Отдалившись подальше от них, собака оказывается в дачном поселке, который в зимнее время пустынный и безопасный. Но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета проявляются хозяева дачи.

Во второй части рассказа говорится о том, как собака знакомится с Лелей.

Кусака по опыту знает, что люди – это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на Лелю. Потом начинает происходить непривычное: дачники бросали ей хлеб, а не швыряли в нее камнями. Люди стали ласкать собаку и заботиться о ней. Они даже «наградили» собственной кличкой «Кусака». Постепенно ломается барьер, воздвигнутый Кусакой между нею и людьми. Доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, «она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу…»

Но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. С приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью Кусаку. Теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда, — а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям… Все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем выражает Кусака свое горе. «Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь… »

Леонид Андреев в письме К.И. Чуковскому подчеркивает: «Мне не важно, что «он» — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно, что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безразличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

Материал нашего исследования на тему «Человек и мир живой природы» обобщен в таблице, где обозначены автор, название произведения, главный герой-животное, элементы анализа и цитаты, характеризующие взаимоотношения человека и животного. (Приложение № 5)

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: в произведениях русской литературы мир живой природы представлен многогранно и многолико. Животные тоже могут чувствовать, страдать и радоваться. Изображение животных как нравственных существ иллюстрирует мысль о том, что человек и природа – единое целое.

«Мы всегда в ответе за тех, кого приручили», — сказал Маленький принц в сказке французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. И мы не должны забывать эти слова.

Многие писатели обращались к теме взаимоотношений человека и природы. Прежде всего, они старались через «братьев наших меньших» показать человека. Вероятно, по тому, как человек относится к животным, многое можно сказать о нем самом, о его нравственности, о его душе и разуме.

Мы пришли к выводу, что в произведениях русской литературы человек и мир живой природы взаимодействуют, животные изображены как нравственные существа, которым присущи те же душевные качества, что и человеку, а иногда даже в большей степени.

Мы все живем в одном большом доме. Этот дом — наша планета Земля. И все живущие здесь должны иметь равные права: и мы, и наши «меньшие братья».

  1. Андреев Л.Н. Рассказы. М., «Детская литература», 1991.

  2. Бегак Б.А. Классики в стране детства (об А.П. Чехове.), М., «Детская литература», 1983.

  3. Тихомирова И.И. Пришвин Михаил Михайлович. Очерки о детских писателях. М., «Баллас», 1999.

  4. Толстой А.Н. Детство Никиты: Повесть. М., «Современник», 1986.

  5. Хрестоматия по литературе для 6 класса. Под редакцией Б.А. Филиппова. М., Типография института национальных проблем образования, 1993.

  6. Чехов А.П. Избранное. Свердловск, 1984.

  7. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki

  9. https://books.google.ru/

Приложение 1

Иоанн Мосх. Авва Герасим и лев.

Лингвистический анализ текста: языковые средства, создающие образ животного

Когда же увидел лев старца, подошел к нему и казал ему ногу, уязвленную остью, на свой лад плачась и прося у него помощи.

Лев же, получив уврачевание, уже не оставлял старца, но, как добрый ученик, куда бы тот ни шел, следовал за ним, так что старец весьма дивился таковой признательности.

Лев же, потеряв осла, пришел в лавру к авве Герасиму в великом унынии и смущении.

А лев, словно человек, стоял молча и потупясь.

Рыкая от радости, что нашел потерянного осла, пришел он к старцу.

И прожил лев в лавре со старцем пять годов, будучи с ним всегда неразлучен.

Но спустя немного времени пришел лев и принялся искать старца, непрестанно обращал глаза то в одну, то в другую сторону, ища видеть старца своего, громко вопиял и не мог снести разлучения.

Слова не могли утишить воплей его и стенаний, но чем более силились они уврачевать и ободрить его речами, тем громче рыкал и вопиял он, умножая надгробие свое рыдание и являя гласами своими, и обличием, и очами ту скорбь, которую ощущал он, не видя более своего старца.

Стал и сам с рыканьем сильно ударять головою о землю и, вопия, испустил дух на могиле старца.

Старец Герасим

Видя льва в таковой беде, старец сел, взял его ногу, разрезал ее, извлек занозу с гноем обильным, со тщанием промыл рану, обвязал ее платом и так отпустил зверя.

И подумалось авве, будто съел лев осла, и говорит ему:

— Где осел-то?

Ведь старец-то так и думал, будто лев пожрал осла, а тут увидел, что на льва возвели напраслину. И с той поры старец начал кормить его, бросая ему хлеба и моченых бобов.

Авва Савватий и прочие отцы гладили льва по хребту и говорили ему:

— Отошел старец ко Господу, оставил нас!

Приложение 2

Лингвистический анализ текста рассказа «Каштанка» А.П.Чехова

Глава первая «Дурное поведение»

Нейтральные глаголы, описывающие действия собаки

Выразительные средства языка, характеризующие животное как человека

Бегала, оглядывалась, останавливалась, вышла, спала, сладко потянулась, побежала, прыгала, бросалась с лаем, забегала, гонялась, оглянулась, увидела, заметалась, завыла, бросилась, перебежала.

Бегала взад и вперед и не находила хозяина.

Она была ужасно голодна.

Плача, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Отлично помнила, как она провела день.

Помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично.

От радости, что ее взяли гулять, ….

Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она…

Опомнилась

Стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах.

Все человечество делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков.

Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас.

Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать.

Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»

Приложение 3

А. Н. Толстой. Желтухин.

Ситуация

Характеристика состояния птицы

1.Скворец увидел Никиту.

С ужасом глядел, отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь, сейчас слопают». Но Никита понес его в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.

2.Желтухин на подоконнике.

«Пропал, пропал», — думал Желтухин. Но Никита так и не съел его до вечера. «Откармливают, — думал Желтухин и косился на красного безглазого червяка. – Не стану его есть, червяк не настоящий, обман». «Сил нет – есть хочется, даже тошнит», — подумал Желтухин и увидел червяка,…проглотил: «Ничего себе, червяк был вкусный». «Поживем еще». «Значит, он меня не съел, а мог. Значит, он птиц не ест. Ну, тогда бояться нечего».

3.Опасность – кот Василий.

Увидел ужасное животное: оно шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу, а зеленые глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Господи!…во рту, длиннее Желтухиного клюва, торчали клыки…

4.Никита спас скворца.

Совсем вовремя появился Никита, схватил кота и швырнул к двери. «Сильнее Никиты нет зверя», — думал после этого случая Желтухин.

5.Занятия Желтухина.

Он был очень самостоятелен, умен и предприимчив. Ему нравилось слушать, как разговаривают люди, вслушивался, нагнув головку, и выговаривал певучим голоском: «Саша», — и кланялся.

Приложение 4

Л. Андреев. Кусака.

Этапы

Цитата из текста

1.Она никому не принадлежала

У нее не было собственного имени, гонимая голодом и инстинктивною потребностью в общении

2.Случай с мужиком

Собака завизжала больше от неожиданности и обиды, чем от боли; не доверяла людям.

3. Первая встреча с Лёлей.

Беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась.

4.Кусака наблюдает за людьми.

С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей.

5.Еще раз поверила человеку.

Закрыла глаза, не зная, наверное, ударят ее или приласкают. Но ее приласкали. Она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не силах будет впиться, в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. … она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара.

6. Всею своею собачьей душою расцвела Кусака

Она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, …и долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить.

7. Привыкла к тому, что о пище не надо заботиться…

И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях.

8. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.

Приложение 5

Материалы исследования художественных текстов на тему «Взаимоотношения человека и животного»

Отношение человека к животному

Иоанн Мосх. Авва Герасим и лев

Лев

Преданность,

доверие,

благодарность безропотность

«Как добрый ученик, куда бы тот ни шел, следовал за ним». «Громко вопиял и не мог снести разлучения».

Лечение и помощь, сначала несправедливое обвинение, потом признание ошибки, дружба с животным.

А.П. Чехов. Каштанка.

Собака

Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу.

Преданность хозяину, несмотря на жестокость, верность бывшему хозяину, умение быть благодарной за заботу.

Столяр сердито кричал, с выражением алчности трепал за ухо. Новый хозяин ни разу не ударил, не крикнул: «Пошла вон, треклятая!»

А.Н. Толстой. Желтухин

Скворец

Серенький скворец, неумелые крылья

Страх перед человеком, чувство беззащитности признание силы, признательность за помощь.

Забота о птице, способность защитить от опасности, создание комфортных условий для жизни.

Л.Н.Андреев.

Кусака

Собака

Длинная шерсть, прежде висевшая, рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела, стала лосниться.

Постоянный страх, недоверие, озлобленность. В людях видит врагов, всегда готовых обидеть. Стремление жить в уединении. С трудом принимает новое отношение, постепенно доверяет людям, благодарность, страшное отчаяние, горе.

Ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. «Добрые» дачники приласкали, подарили счастливую жизнь, но внезапно бросили, вернув к прежнему одиночеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *