Мизантроп – значение слова, известные мизантропы
Люди бывают разные по своему складу характера и образу жизней. Интернет-журнал psytheater.com рассматривает все виды и типы людей, которых можно объединить в группы. Есть люди, которые любят общение, большое количество друзей и компании, а есть люди, которым все это чуждо. Их называют по-разному, что также зависит от особенностей их проявления. Вот почему следует рассмотреть таких личностей, как мизантропы. Будет рассмотрено значение данного слова, а также известные в истории мизантропы.
Мизантропы – это люди, которые противопоставляют себя обществу, ненавидят человеческий род, не желают следовать общественным правилам и традициям, жить так, как живут все, стремиться к неким благам, которые в обществе считаются важными и ценными, а также раздражаются из-за человеческих слабостей, промахов и ошибок, которых вполне можно было избежать.
Мизантроп именно ненавидит окружающих людей. Следует отличать это от эксцентричности, когда индивид просто желает выделиться на фоне остальных, социофобии, когда индивид боится окружающих, и индивидуальности, когда индивид доброжелательно относится к людям.
Мизантроп отличается тем, что людей ненавидеть. Несмотря на это, у него могут иметься друзья, но в малом количестве. Он общается и окружает себя малым количеством людей, в число которых входят родственники, друзья, которые уже проверены временем, любимый человек, с которым строятся отношения. Количество людей, к которым мизантроп относится положительно, малое. Это отличается от современной тенденции обзаводиться многочисленными друзьями, с которыми даже не общаешься, но зато всех знать и иметь контакты с ними.
Мизантроп – это человек, который противопоставляет себя обществу. Он не желает жить по правилам, религиям, традициям и догмам, которые бытуют в обществе. Он старается избегать и не следовать всему, что придумано обществом. Это может быть продиктовано как ненавистью, так и объективным пониманием того, насколько глупы, бессмысленны или ошибочны те убеждения, которые общество внедряет в каждого члена своей страны.
Кто такое мизантроп?
Кого можно назвать мизантропом? Так можно назвать человека, который ненавидит человеческий род, общество в целом, его правила и догмы. Мизантроп не ненавидит конкретных лиц, хотя и к ним он может испытывать неприязнь, если они начнут причинять ему боль, указывать, как нужно жить, и пр. Мизантроп ненавидит общество в целом. В переводе с греческого языка — «мизос» (ненависть) и «антропос» (человек) — мизантроп означает «человеконенавистник».
Мизантроп может дружить с отдельными личностями, находиться с ними в достаточно теплых, крепких и человечных отношениях. По отношению к остальным он остается холодным, подозрительным, неверующим и ненавистным. Обычно мизантроп старается окружить себя людьми, которые придерживаются такой же точки зрения, как и он, то есть мизантропом. Ему легче общаться с людьми, которые к нему не лезут, не навязывают своего мнения, думают и делают выводы сами, умеют отходить от общественного и принятого.
Таким образом, мизантроп ненавидит человечество по таким критериям:
- Ненависть к стадному инстинктивному поведению, которое часто наблюдается у масс, толпы, групп.
- Ненависть к навязанным и глупым правилам, поскольку мизантроп желает устанавливать собственные правила в той или иной среде, а не действовать так, как ему скажут.
- Ненависть к догматам, традициям, правилам и прочим установкам, которые регулируют, как человек себя должен вести или реагировать в той или иной ситуации.
- Раздражает необразованность, глупость, допущение ошибок, отказ от личного обдумывания и взятия на себя ответственности за решения, подчинение и стремление следовать морали.
Антонимом мизантропа является человеколюб. Социофоб является не синонимом мизантропа, а всего лишь некоторым отголоском качеств. Социофобия является диагнозом, который дается психически нездоровым людям, которые боятся окружающих и ничего с этим поделать не могут. Мизантропия – это свойство человека, который не боится людей, даже с некоторыми отдельными личностями вполне крепко поддерживает отношения. Он руководствуется не страхом, а внутренней необходимостью.
Мизантроп – это человек, который достаточно критично относится к окружающим людям, проявляет яркую индивидуальность, подальше держится от людей, которых он мало знает или которые ему не нравятся. Он обладает большим количеством человеконенавистнических мыслей:
- Он может восторгаться тем, что является более развитым, великим и непохожим на окружающих.
- Он может страдать от того, что окружающие люди совершают ошибки, недоразвитые, глупые и пр.
Мизантропия может быть как философской позицией человека, который постоянно живет в соответствии со своими взглядами, так и периодически проявляться в определенных ситуациях. Мизантропия развивается в человеке в зависимости от его психологических характеристик, акцентуации личности, а также воспитания и условий жизни.
Сама по себе мизантропия не является психическим отклонением. Она нормальна в здоровом теле. Однако если мизантропия становится сопутствующей другому психическому заболеванию, тогда она может сказываться на его проявлениях.
Кажется, что мизантроп абсолютно бесчувственный и холодный человек, что и становится причиной его отчужденности. На самом деле мизантропы абсолютно нормальны на уровне своей эмоциональности и чувствительности. Вполне возможно, что многие из мизантропов настолько эмоциональные и ранимые, что стали таковыми, чтобы оградить себя от боли, разочарований и предательства, которые исходят от других людей.
Мизантропы чувствуют и эмоционально реагируют на людей, как здоровые личности. С некоторыми индивидами они даже выстраивают отношения (любовные, дружеские и т. д.). Отличительным становится лишь то, что прежде чем впустить кого-либо в круг своей жизни, они тщательно подбирают и проверяют людей. Лишь отдельные личности проходят все проверки и удостаиваются чести стать друзьями или любимыми мизантропа.
Следует отличать мизантропа от:
- Филантропа. Мизантроп скорее отойдет и не будет помогать человеку, который в чем-то ошибся. Филантроп же кинется на помощь «нуждающемуся». Мизантроп скорее заранее не верит в людей, их человечность и доброту, в то время как филантроп всем дает шанс, верит в лучшее, спешит на помощь.
- Социопата. Социопат – это психическое заболевание, в то время как мизантроп – это состояние души. Социопаты не могут сопереживать и испытывать доброжелательные чувства к окружающим, в то время как мизантропы умеют переживать все спектры эмоций, испытывая доброжелательные чувства к тем, кто им интересен. Социопат может причинить боль окружающим, убить, в то время как мизантроп адекватно оценивает обстановку, свое поведение и не склонен к насилию. Социопаты любые свои поступки считают безупречными, в то время как мизантропы однозначно отрицательно относятся к ошибочным действиям, которые совершают они или другие люди (не дают права на ошибку).
Социопат и мизантроп все же имеют общую черту – эти люди считают себя исключительными личностями, которые высоко развиты, в то время как остальных они воспринимают как серую и безликую массу.
Филантроп и мизантроп – это две крайности, в которые личность может впадать поочередно. Сначала человек может быть филантропом, всем верить, помогать и быть доброжелательным. Но как только он столкнется с неблагодарностью, скупостью, глупостью и прочими негативными проявлениями со стороны окружающих, он может стать мизантропом, который никому не верит и всех ненавидит. Мизантроп может стать филантропом, если постарается дать обществу шанс, показать себя с лучшей стороны и немного стать более доброжелательным к окружающим.
Мизантропия влияет на человеческое поведение:
- В зависимости от степени проявления приводит к затворничеству или способности человека выходить в общество.
- В зависимости от уровня реагирования приводит мизантропа в бурное негодование или в молчаливое наблюдение за происходящим.
- В зависимости от направленности на определенных лиц (пол, возраст, образование и пр.).
- В зависимости от реагирования на проступок.
Мизантропа можно отличить по таким признакам:
- Он не стремится к общению с другими людьми в общественных местах. В парке он лучше побудет в одиночестве, нежели с кем-то пожелает познакомиться.
- Он не стремится говорить хоть на какие-то темы, лишь бы заполнить молчание. Другими словами, молчание мизантропа не напрягает.
- Он предпочитает скупляться в интернет-магазинах, нежели ходить по настоящим супермаркетам и бутикам.
- Он предпочитает переписываться сообщениями, нежели общаться по телефону.
Значение слова мизантроп
Трудно передать все значение слова мизантроп, поскольку на сегодняшний день он может проявляться достаточно многогранно. Мизантроп – это не только ярый противник всех правил и традиций, которые бытуют в обществе, и человеконенавистник, но еще и индивид, который как-то выживает в социальной среде.
Есть мизантропы дикари, отшельники, затворники. Есть мизантропы, которые считают себя высокоинтеллектуальными личностями, развитыми, уникальными. Есть мизантропы, которые могут проявлять качества филантропов, например, заниматься благотворительностью. Но делать они это будут из корыстных побуждений, для создания имиджа или поднятия самооценки, но не из любви к окружающим.
Мизантропия не предполагает, что человек полностью откажется от общения с другими людьми, просто его круг контактов будет очень ограниченным. Он не будет проявлять такие естественные реакции для других людей, как:
- Беспричинная симпатия.
- Некритичность.
- Уважение, почитание.
Мизантроп не ненавидит кого-то конкретно, его переживания не связаны с ненавистью к определенным лицам. Мизантроп ненавидит абсолютно все человечество. К окружающим людям он относится как к одному организму, который действует и реагирует однотипно, бездумно.
Мизантроп очень критично относится к человеческим качествам, проявлениям, склонности действовать инстинктивно (автоматически), допускать ошибки, не думать, а реагировать, и пр. Поскольку мизантроп повсеместно замечает, насколько люди слабы, несовершенны и неразвиты, то он все больше убеждается в своей ненависти к ним. Более того, так же критично он относится и к себе, заставляя себя постоянно отслеживать свои слабости, избавляться от них, быть совершенным и никогда не ошибаться.
перейти наверхИзвестные мизантропы
Каких известных истории личностей можно назвать мизантропами?
- Шопенгауэр.
- Ницше.
- Жан Жак Руссо.
- Адольф Гитлер.
- Чайковский.
- Доктор Хаус (герой одноименного сериала).
- Шерлок Холмс (герой произведения).
Итог
С одной стороны, мизантропы очень критичны и проявляют холодность в отношении окружающих людей. С другой стороны, мизантропы действительно очень хорошо развиты как интеллектуально, так и психологически, поэтому с них можно брать примеры. Нельзя сказать, мизантроп – это однозначно положительное или отрицательное явление, поскольку недостатки и достоинства можно рассмотреть.
7 типов людей, которых ненавидят все
Когда тебе что-то не нравится или ты делаешь то, что не устраивает некоторых окружающих тебя людей, это нормально. Кто мы такие, чтобы осуждать чьи-то предпочтения — разумеется, если они в рамках закона. Но есть определённые категории людей, которых ненавидят все или большинство за их отвратительное поведение, образ жизни и другие вещи.
Таких людей ненавидят даже точно такие же, как они, так как в их сознании плотно закрепились двойные стандарты, и если это делают они, то это норма, а если другие — то «ужас», «беспредел», «куда катится мир».
Вот несколько примеров людей, которых ненавидят если не все, то хотя бы большая часть адекватного населения мира.
1. Спойлерщики
«Сходил на новый фильм… Конечно, жалко, что главный герой в конце умирает». Скорее всего, ты хотя бы раз слышал подобное от друзей или коллег. Всегда найдётся тот, кто нещадно спойлерит и не видит в этом ничего плохого.
Среди таких людей есть два подвида: одни делают это неосознанно, просто у них так бурлят эмоции, что нужно вывалить их на ближайшего человека; вторые же спойлерят в целях троллинга.
Неважно, какой мотив был у спойлерщика, — он портит всё удовольствие, лишает человека удивления от неожиданного поворота, грустных эмоций при отсутствии счастливого конца или, наоборот, слёз радости от сентиментального финала. Узнав сюжет, ты уже понимаешь, что вот этот герой станет злодеем, и ему не стоит сопереживать.
Спойлер сравним с повторным просмотром хорошего фильма. Да, ты получишь удовольствие от сюжета, но для тебя не будут неожиданными его внезапные повороты, и ты уже не испытаешь того всплеска эмоций.
2. Сплетники
Сплетников ненавидят все, в том числе и те, кто состоит с ними в одной «группе по интересам». Обсуждение человека за спиной — это вообще недостойная черта, но когда вбрасывается заведомо ложная информация с целью очернить кого-то, она становится ещё более неприятной.
Нередко тот, кто создаёт сплетни, сам становится жертвой сплетничества и при этом сильно удивляется и негодует, как это его столь низко оклеветали и, главное, за что?
3. Шумные соседи
Массовое строительство преследует только одну цель: как можно меньше потратить, чтобы получить больше прибыли. Из-за этого качество звуко- и виброизоляции находится на уровне соломенной хижины, когда слышно, как зевает сосед в квартире через стену. Однако это не мешает адекватным людям соблюдать тишину в пределах возможного.
Но есть определённая категория людей, которые плевали на негласные общественные установки и даже на правила соблюдения допустимого уровня шума по закону и отрываются по полной. Кто-то это делает не специально, другие же граждане могут шуметь, чтобы просто насолить соседям, и при этом сами будут страдать от этого.
Сосед с дрелью, который в час ночи решает повесить шкафчик, соседка, которая громко кричит на свою собаку, меломан, включающий музыку на всю громкость, дети, топот которых слышен так, будто он раздаётся прямо над твоим ухом, — всё это лишь часть того шума, который засоряет и без того напряжённую после трудового дня голову и явно не действует на пользу твоим нервам.
И что неприятно — бороться с данными людьми бесполезно, так как на них в большинстве случаев ничто не может повлиять.
4. Стритрейсеры
«Форсажи», серии игр NFS и другие вещи повлияли на неокрепшие умы так сильно, что некоторые люди решили стать стритрейсерами — гонщиками на общественных дорогах. И дело не только в том, что они создают опасность для других водителей и пешеходов, но и в банальном производстве шума в промышленных масштабах.
Особенно доставляют дискомфорт дрифтеры — любители заносов. Они делают крайне небезопасные манёвры, и при этом визг шин создаёт такой уровень шума, что кажется, будто где-то рядом приземлился самолёт.
Нередко стритрейсеры занимаются тюнингом, устанавливая на свои автомобили прямотоки, продырявленные выхлопные трубы и другие модификации, при виде которых у мастеров West Coast Customs случился бы инфаркт.
Также стритрейсеры в большинстве своём любят громкую музыку. Если под твоим окном припаркуется группа таких «профессиональных» водителей, то запасайся терпением, ведь в ближайшее время тебе придётся наслаждаться звуками форсированных двигателей, турбин и, скорее всего, музыки, выходящей из 100-ваттных колонок.
5. «Яжродители»
Если раньше основой этого «движения» были только «яжматери», то теперь к ним добавилось и мужское население планеты. Полные двойных стандартов, гиперопеки и злобы, эти люди не знают жалости и проявляют агрессию к любому, кто хоть как-то задевает их ребёнка.
Думаем, ты не раз смотрел ролики, где очередной представитель этого вида набрасывается на каких-нибудь скейтеров на скейт-площадке за то, что они наехали на его ребёнка, который мирно себе играл на рампе.
Спустить с ребёнка штаны и посадить его на газон рядом с домом на глазах удивлённых прохожих? Почему бы и нет. Морально унижать более старших, по сравнению с их чадом, детей за то, что они не так пнули мяч? Дайте только повод.
То, что они мешают окружающим, их не волнует. Для них рождение ребёнка — это индульгенция, освобождение от обязанностей и расширение прав вплоть до полной безнаказанности.
6. «Ятолькоспросители»
Это, пожалуй, без преувеличения ненавидимые всеми люди, которые везде лезут без очереди. Думаем, ты сталкивался с такими индивидами, которые всё время куда-то спешат, будто они лично отвечают за безопасность на атомной станции, и без их присутствия всё сломается. Они вечно пытаются встать перед другими и, что печально, почти никогда не встречают отпора.
Согласись, когда видишь, что кто-то просит пройти без очереди «только спросить», почти всегда это оканчивается длительным зависанием этого человека у кассы или в кабинете. А после данный персонаж будет всем видом показывать остальным, что так и должно быть.
7. «Учителя» на дорогах
Отдельная каста водителей, видео про наказания которых набирают сотни тысяч лайков, а количество гневных комментариев в их адрес может поспорить с масштабами ненависти, генерируемой по отношению к известному немецкому политику времён 30–40 годов прошлого века.
«Педагоги» чаще всего пытаются проучить других водителей за агрессивные, по их мнению, действия к их машине. Ему показалось, что ты его подрезал? Он забудет, куда ехал и, подобно таксистам из «ГТА», которых ты случайно задел, начнет преследовать тебя несколько километров. Не пропустил по обочине или не дал играть в шашечки? Он догонит тебя и расскажет, что о тебе думает.
Нередко учителя на дорогах не прочь пустить в дело кулаки, а также вспомогательные инструменты. В Сети немало видео, как «педагоги» превращаются в бейсболистов, гольфистов или монтажников, выбирая подходящий инструмент, и идут наказывать за провинность другого участника движения, наплевав на все законы и логику.
Получая же резонный отпор, эти агрессоры мигом превращаются в невинных жертв и бегут писать заявление на обороняющегося, обвиняя его во всех грехах.
Бороться с такими людьми бесполезно — только потратишь время, нервы и деньги, а возможно, даже лишишься здоровья. Среди водителей есть правило трёх «д»: дай дураку дорогу. Видишь такого человека — пропусти. В этом плане, даже если ты проучишь «учителя», для тебя это ничем хорошим не кончится.
6 способов, как ненависть разрушает твою жизнь
«Как перестать ненавидеть людей?» – Яндекс.Кью
Вот, что следует сделать.
Устраните эмоциональный заряд из всех своих представлений о внешности. О том, почему вы урод, почему другие люди не уроды и пр.
Разрядить все эмоции, сопряженные с вашими представлениями о своей внешности — страх, обиду, гнев, ненависть к себе и другим, зависть, чувство собственной неадекватности, жалость к себе и пр.
Разотождествитесь с образом «урода». Вы не просто считаете себя уродом. Вы создали целый образ, и теперь самоопределяетесь посредством этого образа. Необходимо этот образ проработать и отбросить. Вы — это то, что есть в моменте, а не ваш образ.
Проработайте все эпизоды прошлого, которые сформировали у вас такое отношение к себе. Прежде всего, это клубок обид и эмоциональных травм, тянущихся с самого детства, с первой секунды, когда вы начали считать себя уродом.
Для того, чтобы всего этого добиться, рекомендую воспользоваться вот этой системой очистки ума от мусора. Она бьет по подсознательным корням ваших внутренних проблем и экологично их устраняет. Система предназначена для самостоятельной работы. Несколько месяцев, и вы уже почувствуете, как образ «урода» утрачивает над вами власть.
После того, как вы освободитесь от всех негативных эмоций и отбросите образ урода, вы окажетесь на развилке дорог.
Возможно, вы увидите, что ваше «урод в плане внешности» — это было на 98% надуманное. Есть масса абсолютно «нормальных в плане внешности» людей, которые считают себя уродами и позволяют своим представлениям о внешности держать себя в заложниках. Если это ваш случай, вы просто перестанете это делать, и проблема решится сама собой.
Но, возможно, у вас есть какой-то реальный физический недуг, вроде горба или очень непропорциональных черт лица.
В этом случае, опять же, свобода от негативных эмоций — это то, что вам нужно. Сейчас вы, наконец-то, можете принять взвешенное решение о том, что вам делать. Индустрия пластических операций творит чудеса. Если финансовое состояние не будет позволять оплатить операцию, составите план накоплений, и сделаете операцию через год. Поскольку страдать из-за внешности вы больше не будете в любом случае, для вас год подождать проблемой не будет.
Кстати, свобода от образа урода нужна еще и потому, что без нее, проделав операцию, вы так и останетесь уродом внутри себя. Увидев на себе, насколько внешность важна для нормального общения с людьми, внутренний уродец может очень сильно обижаться, когда вдруг люди начнут совершенно иначе к вам относиться. Поэтому, чтобы не морочить себе голову, вначале избавьтесь от уродства на уровне ума, а потом уже избавляйтесь от него на уровне тела.
Успехов и всех благ в жизни без обид!
Александр
Как прекратить ненавидеть всех людей? Как справиться с этой внутренней ненавистью?
Полагаю, что, если Вы ненавидите людей, то теплых, приятных, радостных встреч с другими людьми в Вашей жизни было гораздо меньше, чем встреч, приносящих боль и страдание. Чем больше боли доставляют человеку другие люди, тем сложнее ему любить их. В какой-то момент это может перерасти даже в депрессию.
Но, что очень важно, сама постановка вопроса говорит о том, что где-то внутри Вас еще есть Ваша любовь к людям, хоть и заваленная болью от ран, причиненных ими Вам, и эта любовь хочет стать сильнее и вырваться наружу, несмотря ни на что. Важно протянуть ей руку помощи.
Для начала перестаньте себя ругать (если Вы это делаете) за эту ненависть к людям. Это вполне естественно, если от людей Вы получаете мало хорошего. Ваша ненависть скорее всего возникает из-за того, что вы ранены. Это защитная реакция. Но, несмотря на эту ненависть, чрезвычайно важно найти человека, с которым бы Вы могли разделить это чувство, которому Вы могли бы довериться и который смог бы Вас увидеть в этом чувстве и понять Вашу боль. Именно боль, которую не видят другие люди заставляет Вас ненавидеть этих людей. Вам хочется их любить, но боль затмевает любовь. Увы, нет другого способа избавиться от ненависти к людям, кроме как разделить с ними Вашу боль. Расскажите кому-нибудь о том, как Вам больно. Напишите текст об этом или рассказ. Выложите его в Интернет, анонимно или от своего имени. Важен сам факт этой попытки донести Вашу боль до другого человека. Эту боль бывает сложно описать, тогда можно прибегнуть к метафорам и различным образам из литературы или кино. Могут возникнуть различные негативные чувства, как стыд, страх или вина. Про них тоже важно рассказать. Чем больше у Вас будет чувство, что Вашу боль видят, тем, меньше будет оставаться ненависти.
Важный этап в процессе обретения любви к людям — горевание о том, что люди в Вашем опыте приносили Вам больше страданий, чем тепла и радости. Зачастую мы отказываемся признавать то плохое, что произошло с нами. И это тормозит нас, потому что мы застреваем в прошлом и не можем быть в настоящем и двигаться в будущее. Очень важно двигаться вперед и уходить от тех людей, которые заставляли и заставляют Вас страдать (Вы не обязаны их любить) и строить отношения с теми людьми, которые делают Вас счастливее.
Почему ваш мозг ненавидит других людей / Хабр
И как заставить его думать по-другому
Ребёнком я увидел версию фильма «Планета обезьян» от 1968 года. Как будущий приматолог я был им заворожён. Много лет спустя я нашёл анекдот о съёмках этого фильма: в обед люди, игравшие шимпанзе, и люди, игравшие горилл, ели отдельными группами.
Говорят, что «В этом мире есть два типа людей: те, кто делят людей на два типа, и те, кто не делят». На самом деле первого вида людей гораздо больше. И последствия деления людей на «наших» и «не наших», членов нашей группы и остальных, людей и «других», могут быть очень тяжкими.
Все люди проводят разделительную черту «свой/чужой» по расам, этническим признакам, полу, языковой группе, религии, возрасту, социально-экономическому статусу, и так далее. И в этом нет ничего хорошего. Мы делаем это удивительно быстро и эффективно с нейробиологической точки зрения. У нас существует сложная систематика и классификация способов, которыми мы наговариваем на «них». Мы делаем это с изменчивостью, варьирующейся от мелкой минутной агрессии до дикарской резни. А также мы постоянно определяем, что плохого в «них», основываясь на чистых эмоциях, за которыми следует примитивная рационализация, которую мы путаем с рациональностью. Грустно.
Но, что главное, существует повод для оптимизма. По большей части потому, что у всех нас в голове существует множество различных определений мы/они. «Они» в одном случае могут оказаться принадлежащими к категории «мы» в другом, и переход оттуда сюда может занять мгновение. Так что есть надежда, что с помощью науки землячество и ксенофобия могут поутихнуть, возможно, даже до такой степени, что голливудские шимпанзе и гориллы смогут обедать вместе.
Сила идеи «своих» против «чужих»
Существенные данные свидетельствуют о том, что разделение мира на своих и чужих глубоко укоренилось в нашем мозге, и является древним эволюционным наследием. Для начала отметим, что мы определяем различия между своими и чужими с потрясающей скоростью. Засуньте человека в фМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) – сканер мозга, обнаруживающий активность в различных участках мозга при определённых обстоятельствах. Быстро показывайте ему фотографии так, чтобы каждая из них задерживалась всего на 50 миллисекунд – 1/20 секунды – это едва превышает уровень распознавания. Примечательно, что даже в такой ситуации мозг будет обрабатывать изображения чужих не так, как своих.
Этот эффект всесторонне исследовали по отношению к разным расам. Быстро показывайте человеку фотографии людей своей или другой расы, и, в среднем при просмотре изображений людей другой расы у человека возбуждалась мозжечковая миндалина, участок мозга, связанный со страхом, волнением и агрессией. Более того, лица людей других рас меньше активируют веретеновидную кору, специализирующуюся на распознавании лиц. Кроме этого, люди хуже запоминают лица других рас. Просмотр фильма, в котором руку человека кололи иглой, вызывает «изоморфный рефлекс», в котором активируется часть двигательной области коры, связанной с движениями руки, и рука смотрящего дёргается – если в фильме не показана рука человека другой расы, в случае чего такой эффект заметно слабее.
Ошибки мозга, связанные с делением на Нас и Них также демонстрирует гормон окситоцин. Он известен своим участием в социальной активности – он заставляет людей становиться более доверчивыми, отзывчивыми и щедрыми. Но так он влияет только на ваше поведение по отношению к людям вашей группы. По отношению к аутсайдерам он действует прямо противоположно.
Автоматическая, бессознательная сущность реакции свой/чужой свидетельствует о глубинной природе этого механизма. Это можно продемонстрировать при помощи чертовски хитроумного теста на скрытые ассоциации. Допустим, вы сильно настроены против троллей, и считаете, что в развитии они находятся ниже людей. Это можно обнаружить при помощи теста на скрытые ассоциации, где испытуемые смотрят на изображения людей или троллей, совмещённые со словами позитивного или негативного характера. Эти пары могут поддерживать вашу склонность (допустим, лицо человека и слово «честный», лицо тролля и слово «коварный»), или могут идти вразрез с нею. И у людей уходит немного больше времени, некая доля секунды, на обработку противоречивых пар. Это происходит автоматически – вы не приходите в ярость по поводу бизнес-практик тролльских кланов или тролльской жестокости в Битве при Гдетобурге в 1523 году. Вы обрабатываете изображения и слова, и ваша антитролльская склонность заставляет вас подсознательно останавливаться из-за диссонанса, связывающего тролля с «красивый» или человека с «вонючий».
Мы не одни, кто делит всех на своих/чужих. Не секрет, что другие приматы могут проводить жестокие разделения на свой/чужой. Шимпанзе собираются вместе и систематически истребляют самцов соседней группы. Недавние работы, адаптирующие теста на скрытые ассоциации к другим видам, свидетельствуют, что даже у других приматов есть скрытые отрицательные ассоциации с чужими. Макаки-резус смотрят либо на изображения членов своей группы, либо на изображения чужаков, спаренные с картинками вещей с позитивным или негативным подтекстом. Макаки дольше смотрят на пары, не соответствующие их склонности (к примеру, изображения членов их группы, спаренные с изображением пауков). Эти макаки не просто дерутся с соседями за ресурсы – они связывают с ними негативные ассоциации. «Те ребята похожи на гадких пауков, а мы, мы похожи на ароматные фрукты».
То, насколько сильно концепция свой/чужой укоренилась в мозге, проявляется через: скорость и минимальный набор стимулов, необходимый для обработки групповых различий мозгом; тенденцию к построению группы на основании произвольных критериев, и наделение этих критериев якобы рациональным смыслом; бессознательная автоматизация подобного процесса; его рудименты у других приматов. Как мы увидим, что обычно мы думаем о своих, но не о чужих, достаточно прямолинейно.
Природа своих
У разных культур и на протяжении всей истории людей, входящих в группу своих, рассматривают в превосходящем ключе – мы самые правильные, умные, высокоморальные и достойные. Также сюда входит раздувание преимуществ особенностей, присущих своим – рационализация того, почему наша еда вкуснее, музыка более вдохновляющая, язык более логичный или поэтический.
Принадлежность к своим подразумевает наличие обязательств по отношению к представителям группы – к примеру, во время исследования на спортивном стадионе учёный, притворявшийся фанатом и одетый в свитер одной из команд, с большей вероятностью получал помощь от другого фаната этой команды, чем от фанатов противника.
Внутригрупповой фаворитизм поднимает главный вопрос – нужно ли нам, чтобы у своих было всё хорошо путём максимизации уровня благосостояния, или просто лучше, чем у чужих, путём максимизации разницы между нами и ними?
Обычно мы заявляем о стремлении к первому варианту, но при этом можем тайно желать второго. Это может быть благом – в сложной гонке проигрыш ненавистного соперника третьему лицу будет таким же желанным, как победа своей команды, и у спортивных фанатов оба варианта одинаково активируют мозговые участки, отвечающие за вознаграждение и выработку нейротрансмиттера дофамина. Но иногда выбор «лучше чем» вместо «хорошо» может приводить к катастрофе. Вряд ли стоит радоваться выигрышу в Третьей Мировой войне, если у нас осталось две глиняные хижины и три факела, а у них – только по одному того и другого.
Одно из самых социально направленных наших действий по отношению к членам группы – готовность прощать им проступки. Когда чужие делают что-то не так, срабатывает эссенциализм – это потому, что они такие по сути, всегда были и всегда будут. Когда ошибаются свои, мы склоняемся к ситуационным интерпретациям – мы-то обычно не такие, и вот вам смягчающие обстоятельства, объясняющие, почему мы поступили так. Ситуационные объяснения проступков объясняют, почему адвокаты подыскивают присяжных, которые будут рассматривать подзащитного как одного из своих.
Нечто совсем другое и довольно интересное может произойти, когда чей-то проступок открывает грязное бельё своих, подтверждая отрицательный стереотип. Внутригрупповой стыд может привести к жестоким наказаниям, от которых выигрывают аутсайдеры. Взять Рудольфа Джулиани [американский политический деятель, мэр Нью-Йорка в 1994—2001 годах от Республиканской партии – прим. перев.], выросшего в Бруклине в итальяно-американском анклаве, где заправляла организованная преступность (отец Джулиани сидел за вооружённое ограбление, а потом работал на мафиозного ростовщика). Джулиани прославился в 1985 году в качестве прокурора, обвинявшего глав «пяти семей» на суде против мафии, что, в результате, уничтожило их. Ему очень хотелось опровергнуть стереотип, по которому «итальянский американец» был синонимом организованной преступности: «Если успешного обвинения будет недостаточно, чтобы устранить связанное с мафией предубеждение, то, вероятно, уже ничто не поможет его устранить». Если вы хотите, чтобы кто-нибудь свирепо судил члена мафии, найдите гордого итальянского американца, которого злят стереотипы, создаваемые мафией.
Таким образом принадлежность к своим несёт с собой целый список ожиданий и обязательств. Возможно ли переключаться из одной категории своих в другую? Это легко сделать в спорте – когда игрок переходит в другой клуб, он не служит пятой колонной, плохо играя специально для того, чтобы его старая команда получила преимущество. В центра контрактных взаимоотношений лежит равноценность нанимателя и нанимаемого.
На другом конце шкалы находится принадлежность к своим, не подлежащая обсуждению. Люди не переходят из шиитов к суннитам, из иракских курдов к саамским оленеводам. Редкая курдка захочет быть саамкой, а её предки, вероятно, перевернутся в гробах, когда она прикоснётся к своему первому оленю. Перебежчикам часто мстят те, от кого они откололись – Мериам Ибрагима приговорили в Судане к смерти в 2014 году за то, что она приняла христианство – и с подозрением встречают те, к кому они присоединились.
Природа чужих
Осознанно или эмоционально мы не любим чужих?
Когнитивное оправдание деления на своих/чужих легко формулируется. Правящие классы совершают удивительные кульбиты для оправдания своего status quo. Также приходится прилагать усилия к тому, чтобы оправдать хорошего чужого, помогшего нам в чём-либо: «А, этот чужой отличается от остальных».
Для представления чужих в угрожающем свете требуются когнитивные тонкости. Боязнь быть ограбленным чужим изобилует притворством и партикуляризмом. Но для того, чтобы бояться того, что чужие заберут наши рабочие места, будут манипулировать банками, разбавлять наш генофонд и т.п., требуется экономика, социология и псевдонаука.
Когда генерал Конфедерации был ранен во время гражданской войны в США, он подал секретный масонский знак, распознанный офицером Союза, защитившим его и отправившим его в Союзный госпиталь.
Несмотря на роль рассуждений, суть деления на своих/чужих эмоциональна и автоматическая, и это описывается заявлениями типа: «Не могу сказать точно, почему, но неправильно, когда чужие делают это». Джонатан Хаидт из Нью-Йоркского университета показал, что часто рассуждения оказываются оправданиями испытанных в прошлом чувств и интуиции, и нужны, чтобы убедить себя в рациональности нашего выбора.
Это можно продемонстрировать в исследованиях с использованием снимков мозга. Когда человек видит лицо чужого, его миндалина активизируется. И это происходит гораздо раньше (на временной шкале работы мозга) активизации коры, отвечающей за сознательные рассуждения. Эмоции срабатывают первыми.
Самым убедительным доказательством того, что отрицательное отношение к чужим появляется во время эмоциональной, автоматической обработки, служит то, что якобы рациональными рассуждениями о чужих можно подсознательно манипулировать. Вот вам примеры результатов проведённых экспериментов. Покажите испытуемым слайды с фотографиями малоизвестной страны; если между слайдами будут появляться лица людей, выражающие страх, причём на такие короткие промежутки, что их можно воспринять только подсознательно, то у испытуемых останется более негативное впечатление о стране в целом. Нахождение рядом с неприятно пахнущим мусором заставляет людей более консервативно относится к особенностям представителей чужих групп. Христиане хуже отзываются о тех, кто не принадлежит к этой религии, если они только что прошли мимо церкви. В другом исследовании люди, добирающиеся на работу на поезде, на остановках транспорта, находящихся в местах, где проживает преимущественно белое население, заполняли анкеты по поводу политических пристрастий. Затем на половине станций в течение двух недель ежедневно появлялись пары мексиканцев. Они были консервативно одеты и тихо разговаривали. Интересно, что наличие таких пар привело к тому, что люди стали больше поддерживать уменьшение легальной иммиграции из Мексики и закон, назначающий английский язык официальным, и меньше поддерживать амнистию нелегальных иммигрантов. При этом их отношение к азиатам, неграм или арабам не менялось. В другом исследовали выяснилось, что женщины во время овуляции более негативно относятся к мужчинам.
Иначе говоря, наши интуитивное и эмоциональное отношения к чужим обусловлено скрытыми силами, о существовании которых мы не подозревали. А затем наше сознание стремиться догнать эмоциональное «я», создавая набор фактов или достоверную фальшивку, объясняющую, почему мы ненавидим чужих. Это своего рода вриант такого когнитивного искажения, как склонность к подтверждению своей точки зрения: запоминать подтверждающие точку зрения факты лучше, чем опровергающие; проверять вещи так, чтобы результаты поддерживали, но не опровергали гипотезу; более скептически относиться к результатам, которые вам не нравятся, чем к тем, что вам нравятся.
Неоднородность чужих
Конечно, различные типы чужих вызывают различные чувства (и различные нейробиологические реакции). Чаще всего чужие видятся угрожающими, злыми и недостойными доверия. В экономических играх люди относятся к представителям других рас как к менее достойным доверия или взаимности. Белым людям кажется, что лица негров злее, чем лица белых, и чаще склонны относить злые лица неопределённой расы к расе, отличной от своей.
Но чужие вызывают не только чувство угрозы; иногда это отвращение. Тут вступает в игру часть мозга под названием островковая доля, или островок. У млекопитающих она реагирует на вкус или запах гнили, и вызывает спазмы желудка и рвотный рефлекс. Иначе говоря, она защищает животных от ядовитой еды. Однако у людей она управляет отвращением, связанным не только с ощущениями, но и с моралью – если испытуемые вспоминают какой-либо свой мерзкий поступок, или видят изображение отталкивающих с моральной точки зрения действий, у них активируется островок. Поэтому нет никакой метафоры в том, что нас тошнит от отвратительных с моральной точки зрения вещей. И чужие, вызывающие отвращение, активируют островок не меньше, чем миндалину.
Сложно испытывать неприятные чувства на интуитивном уровне по отношению к чужим; островку тяжело справляться с отвращением, связанным с абстрактными верованиями другой группы. Маркеры свой/чужой предоставляют основу для этого. Вот если мы говорим о том, что наше отвращение по отношению к чужим связано с тем, что они едят отвратительные, священные или очень милые вещи, обливают себя отвратительными ароматизаторами, вульгарно одеваются – такие характеристики островок проглотит с лёгкостью. Говоря словами психолога Пола Розина из Пенсильванского университета: «Отвращение служит этническим маркером или признаком принадлежности к группе». Решение о том, что чужие едят отвратительные вещи, облегчает решение, что у чужих есть отвратительные идеи, допустим, в области деонтологии.
А ещё бывают чужие, которых можно высмеивать – то есть, использовать юмор как оружие. Когда чужая группа высмеивает нашу группу – это оружие слабых чужих, пытающихся ослабить субординацию. Но когда наша группа высмеивает чужую – это укрепляет негативные стереотипы и иерархию.
Чужих также часто рассматривают как более однородную массу, чем свои, с упрощёнными эмоциями и уменьшенной чувствительностью к боли. К примеру, будь то Древний Рим, средневековая Европа, имперский Китай или довоенный Юг, у элиты есть оправдательные стереотипы для рабов – они тупы, похожи на детей, неспособны на независимость.
Таким образом, различные чужие бывают разных видов, но с одной сущностью – они угрожающие и злые, отвратительные и отталкивающие, примитивные и недифференцированные.
Холодные и/или некомпетентные
Важная работа Сюзан Фиск из Принстонского университета изучает систематику чужих, находящуюся в нашем сознании. Она обнаружила, что мы пытаемся делить чужих на категории по двум осям: теплота (принадлежит ли личность или группа к врагам или друзьям, желает блага или зла) и компетентность (насколько эффективно может личность или группа выполнять задуманное).
Эти оси независимы. Попросите испытуемого оценить кого-либо; если давать ему намёки на статус человека, это влияет на рейтинги по шкале компетентности, но не теплоты. Если давать ему намёки на конкурентоспособность, эффект получается обратный. Две этих оси образуют матрицу с четырьмя углами. Сами мы оцениваем себя высоко как по шкале теплоты, так и по шкале компетенции (В/В). Американцы так оценивают обычно добрых христиан, негров-профессионалов и средний класс.
Есть и другая крайность, низко оцениваемая по теплоте и компетентности (Н/Н). Такие рейтинги присваиваются бомжам и наркоманам.
Существует область высокой теплоты и низкой компетентности (В/Н) – люди с психическими проблемами, инвалиды, дряхлые старики. Низкая теплота и высокая компетентность (Н/В) – то, как люди из «развивающихся стран» оценивают колонизировавших их европейцев (здесь компетентность – не набор навыков или знаний, а эффективность, с которой люди, допустим, крадут землю ваших предков), и то, как многие меньшинства США относятся к белым. Это враждебный стереотип, с которым к азиатам относятся в США, к евреям в Европе, к индусам в Восточной Африке, к ливанцам в Западной Африке, к китайцам в Индонезии, к богатым бедные – они холодные, жадные, замкнутые в своём кругу, но если вы серьёзно заболели, идите к такому доктору.
Каждый крайний случай вызывает стойкие ощущения. В/В (к примеру, свои) – гордость. Н/В – зависть и возмущение. В/Н – жалость. Н/Н – отвращение. Просмотр людей категории Н/Н активирует миндалину и островок, но не веретенообразную извилину, отвечающую за распознавание лиц; то же самое получается, допустим, от просмотра фотографии раны, поражённой личинками. Наоборот, просмотр изображений людей категорий Н/В или В/Н активирует эмоциональную и познавательную часть лобной коры.
Места, расположенные между крайностями, вызывают свои характерные реакции. Люди, вызывающие чувства между жалостью и гордостью, вызывают стремление помочь. Между жалостью и отвращением живёт желание унизить и выгнать. Между гордостью и завистью находится желание привлечь и получить выгоду. Между завистью и отвращением – самое враждебное желание атаковать.
Больше всего мне нравится смена чьего-либо деления на категории. Самые понятные изменения – это смена статуса высокой теплоты и высокой компетентности (В/В)
- От В/В до В/Н: один из родителей, скатывающийся в деменцию, вызывает желание заботиться о нём.
- От В/В к Н/В: бизнес-партнёр, многолетнее воровство которого только что раскрылось. Предательство.
- От В/В к Н/Н: редкий случай, когда у успешного знакомого случилось страшное, и теперь он бездомный. Отвращение, смешанное с удивлением – что пошло не так?
Ещё бывает переход от Н/Н к Н/В. Когда в 60-х я был ребёнком, местническое отношение американцев к Японии относилось к первой категории. Тень Второй Мировой порождала неприязнь и презрение, а лейбл «Сделано в Японии» относился к дешёвому пластиковому барахлу. А затем внезапно «Сделано в Японии» стало означать преимущество над американскими автопроизводителями.
Когда бездомный человек тратит много усилий на то, чтобы вернуть чей-то кошелёк, и вы понимаете, что он честнее ваших друзей – это переход из Н/Н в В/Н.
Интереснее переход из Н/В в Н/Н, вызывающий злорадное ликование и помогающий объяснить, почему с гонением групп Н/В обычно связано унижение и низведение их до статуса Н/Н. Во времена Культурной революции в Китае представителей отвергнутых элит сначала обрядили в шутовские колпаки, а потом направили в трудовые лагеря. Нацисты избавлялись от психически больных людей, уже принадлежавших к категории Н/Н, просто убивая их; по контрасту, в обращение с евреями (Н/В) перед смертью входило ношение жёлтых нарукавных повязок, обрезание бород, оттирание тротуаров зубными щётками на виду у глумящихся толп. Когда Иди Амин выгнал десятки тысяч индо-пакистанских граждан (Н/В) из Уганды в 1970-х годах, сначала он предоставил своей армии возможность грабить, избивать и насиловать их. Самые варварские случаи поведения человека связаны с переводом чужих из категории Н/В в категорию Н/Н.
Сложностей с разделением чужих на категории полно. Существует феномен ворчливого уважения, даже чувства товарищества с врагом. Апокрифическим примером будут асы Первой Мировой, где между людьми, пытающимися убить друг друга, проскакивает «своя» искра. «О, месье, в другое время я бы с удовольствием обсудил с вами аэронавтику за бутылочкой хорошего вина». «Барон, для меня большая честь, что именно вы собьёте меня». А ещё есть сложности с разделением экономических и культурных врагов, новых и старых, далёких чужеземных и местных, живущих по соседству. Хо Ши Мин [первый президент Демократической Республики Вьетнам – прим. перев.] во время американских военных действий во Вьетнаме отверг помощь китайцев, утверждая: «Американцы уйдут через год или через десять, а китайцы, если их пустить, останутся на тысячу лет».
А ещё есть удивительный и странный феномен, когда член группы чужих приносит с собой негативные стереотипы, связанные с его группой, и предпочитает членов вашей группы. Его продемонстрировали психологи Кеннет и Мэми Кларк в своём «исследовании с куклами», проведённом в 1940-х годах. Тогда чернокожие дети, как и белые, предпочитали играть с белыми куклами, а не с чёрными, и давали белым более позитивные характеристики. В судебном разбирательстве Брауна против Министерства образования было упомянуто, что такой эффект сильнее всего проявляется у чернокожих детей в школах с сегрегацией. Или рассмотрите случай человека, резко протестующего против прав геев, который оказывается скрытым гомосексуалистом – лист Мёбиуса в мире патологий, обозначающий осознание того, что ты принадлежишь к клану страшных чужих. Мы далеко обгоняем даже такие сложные проявления психики обезьян, как связь чужих обезьян с пауками, когда потакаем своим психологическим капризам, связанным с делением мира на своих и чужих.
Многообразие своих
Также мы признаём, что другие люди принадлежат к различным категориям, и меняем представления о том, какие из них имеют наибольшее значение. Неудивительно, что большая часть таких раздумий связана с расой, и мы пытаемся понять, действительно ли такое разделение на категории превалирует над остальными.
У превосходства расы есть притягательность народной мудрости. Во-первых, раса – атрибут биологический, бросающаяся в глаза идентичность, вызывающая рассуждения в духе эссенциализма. Более того, люди эволюционировали в условиях, в которых отличающийся цвет кожи явно говорит о принадлежности к чужим. И далее, в большом проценте культур до контакта с Западной цивилизацией существовало статусное деление по цвету кожи.
Тем не менее, доказательства говорят об обратном. Во-первых, хотя в различиях рас есть и очевидные биологические моменты, раса – это биологический континуум, а не чёткая категория. К примеру, если только вы специально не подберёте свои данные, то генетические вариации внутри расы обычно будут такими же сильными, как различия между расами. И в этом нет ничего удивительного, если задуматься над многообразием внутри расовых категории – сравните, допустим, сицилийцев и шведов.
Кроме того, раса не справляется с ролью фиксированной классификации. В разное время истории США мексиканцев и армян считали расами; южных итальянцев и северных европейцев классифицировали по-разному; человек с одним чёрным прапрадедом и семью белыми считался белым в Орегоне, но не во Флориде. Такая раса – продукт культуры.
Неудивительно, что расовая дихотомия свой/чужой часто отступает перед другими классификациями. В одном исследовании испытуемые смотрели на изображения людей, белых или чёрных, связанные с утверждениями, а затем им нужно было вспомнить, какая раса была связана с каким утверждением. Расовая категоризация была автоматической – если испытуемый путался в принадлежности цитаты, то правильные и неправильные лица, скорее всего, принадлежали к одной расе. Затем половина чёрных и белых на изображениях были одеты в одну и ту же заметную жёлтую рубашку, другая половина – в серую. Теперь испытуемые чаще всего путали утверждения согласно цвету рубашки. Также половая переклассификация подавляет бессознательную расовую категоризацию. Ведь расы в истории гоминидов появились сравнительно недавно (возможно, всего несколько десятков тысяч лет назад), а все наши предки, почти вплоть до инфузорий-туфелек, по-разному относились к разным полам.
Важное исследование Мэри Уилер, изучавшей активацию миндалины изображениями людей другой расы, показало, как изменяется категоризация. Когда испытуемых просили смотреть на точку, которая видна на каждом изображении, лица других рас миндалину не активировали. Вторая группа должна была оценить, насколько лица на изображениях старше определённого возраста, и в этом эксперименте миндалина активировалась. Третьей группе перед фотографией лица показывали изображение овоща, и предлагали оценить, нравится ли человеку этот овощ. В результате миндалина оставалась в покое.
Почему? Вы смотрите на чужих и думаете о том, какая пища им нравится. Вы представляете, как они делают покупки или заказывают еду в ресторанах. В лучшем случае вы решите, что вы с ними разделяете пристрастия к овощам – произойдёт небольшое сближение своих и чужих. В худшем вы решите, что различаетесь с достаточно мирным чужим – в истории вряд ли найдутся примеры пролитой крови из-за вражды между приверженцами брокколи и цветной капусты. Самое важное, что вы, представляя чужого за обедом, наслаждающегося едой, думаете о нём, как о личности – это наилучший способ ослабить автоматическую категоризацию свой/чужой.
Быстрая категоризация может произойти в самых жестких, маловероятных и острых ситуациях:
- В Битве при Геттисберге, генерал конфедератов Льюис Армистед был смертельно ранен. Лёжа на поле брани, он подал секретный масонский сигнал, надеясь, что его распознает другой член этого общества. И его узнал офицер Союза Хирам Бингэм, защитивший его и доставивший в госпиталь Союза. Мгновенно категории свой/чужой по шкале Союз/Конфедерация померкли перед масон/не масон.
- Во Второй Мировой британские коммандос похитили немецкого генерала Генриха Крайпе на Крите, а затем последовал опасный 18-дневный переход к берегу для встречи с британским кораблём. Однажды отряд заметил снег на высочайшем пике Крита. Крайпе пробормотал про себя на латыни первую строку из оды Горация, посвящённой заснеженной горе. Британский командир Патрик Ли Фермор тут же продолжил цитату. Два человека осознали, что, по выражению самого Ли Фермора, «пили из одних и тех же фонтанов». Рекатегоризация. Ли Фермор проследил, чтобы Крайпе вылечили раны и обеспечил его безопасность. Они общались и после окончания войны, а несколько десятилетий спустя встретились на греческом телевидении. «Без обид», – сказал Крайпе, похвалив их «дерзкую операцию».
- Наконец, в рождественское перемирие в Первой Мировой воевавшие друг с другом солдаты в траншеях провели день в песнопениях, молитвах и развлечениях друг с другом, играли в футбол, обменивались подарками и всячески пытались продлить перемирие. Понадобился всего один день, чтобы противостояние британцев и немцев сменилось пониманием того, что это противостояние солдат и офицеров, находящихся в тылу, заставляющих нас убивать друг друга.
В нашем сознании живёт множество дихотомий, и те, что кажутся неизбежными и критичными, в нужных обстоятельствах могут мгновенно исчезнуть.
Уменьшая влияние деления на свой/чужой
Как же мы можем избавиться от этих дихотомий? Есть варианты.
Контакт. Длительный контакт с чужими может влиять на работу категоризации свой/чужой. В 1950-х психолог Гордон Олпорт предложил «теорию контакта». Её неправильный вариант: соберите своих и чужих вместе (допустим, подростков из двух враждующих наций в летнем лагере), и тогда враждебность будет исчезать, а сходство начнёт преобладать, и все превратятся в «своих». Более правильный вариант: соберите вместе своих и чужих в конкретных условиях и либо произойдет что-то подобное, либо ситуация взорвётся и станет только хуже.
Пример эффективных конкретных условий: стороны примерно совпадают по численности, ко всем относятся одинаково и однозначно, контакт длится долго и на нейтральной территории, существуют осмысленные задачи, над которыми все трудятся вместе (допустим, превращение луга в футбольное поле).
И даже тогда эффект обычно ограничен – свои и чужие быстро теряют связи, изменения бывают кратковременными и иногда получается, что «Я ненавижу этих чужих, но один из них, с кем я познакомился прошлым летом, в принципе нормальный парень». Фундаментальное изменение отношений происходит при действительно длительных контактах. Тогда происходит прогресс.
Подход к подсознательному. Если вы хотите уменьшить влияние неосознанной категоризации свой/чужой, один из способов – предоставить контрпример стереотипу (например, всеми любимая звезда из лагеря чужих). Другой подход – сделать скрытое явным; укажите людям на их когнитивные искажения. Ещё один мощный инструмент – разговор с другого ракурса. Представьте, что вы – это они, и расскажите, чем вы недовольны. Что вы чувствуете? Почувствуете ли вы обиду, некоторое время проведя на их месте?
Замена эссенциализма индивидуацией. В одном исследовании белых испытуемых спрашивали, как они относятся к расовым различиям. Половину изначально склонили к эссенциализму, объявив, что «учёные нашли генетические подтверждения различию рас». Другая половина узнала, что «учёные нашли, что у различия рас нет генетического базиса». И члены второй половины выразили меньшее согласие с неравенством рас.
Уменьшение иерархии. Слишком развитые иерархии усиливают различия свой/чужой, ибо те, кто наверху, оправдывают свой статус, наговаривая на нижних, а последние рассматривают правящий класс с отношением низкая теплота/высокая компетентность. К примеру, существует культурный троп говорит о том, что бедные люди более беспечны, они ближе к реальной жизни и способны наслаждаться её простыми удовольствиями, а богатые – несчастны, испытывают стресс и находятся под давлением ответственности. Точно также миф «они бедные, зато полны любви» относит бедных к классификации высокой теплоты/низкой компетентности. В одном исследовании 37 стран выяснилось, что чем больше разрыв между доходами богатых и бедных, тем сильнее богатые поддерживают такую точку зрения.
Заключение
От чрезмерного варварства к мелким неприятностям, доставляемым микроагрессией, деление на своих и чужих приводит к большому количеству неприятных последствий. Но я не думаю, что целью должно стать «излечение» от привычки делить людей на категории свой/чужой (не говоря уже о том, что при наличии миндалины это невозможно).
Я сам склонен к одиночеству – много времени я провёл, живя в палатке в Африке, изучая другой вид. Но самые мои счастливые моменты связаны с ощущением того, что я среди своих, что меня принимают, что я в безопасности и не один, что я – часть чего-то большего и окружающего меня, чувство, что я нахожусь на верной стороне и у меня всё хорошо. За некоторые разделения свой/чужой я – заумный, кроткий, аморфный пацифист – готов и убить, и умереть.
Если мы примем, как данность, что разные стороны будут всегда, очень трудно находиться на стороне «хороших». Не доверять эссенциализму. Помнить, что рациональность – часто лишь рационализация, попытка догнать подсознательные силы, о существовании которых мы не подозреваем. Сфокусироваться на общих целях. Практиковать взгляд со стороны. Заниматься индивидуацией. И вспоминать, как часто в истории реально злонамеренные чужие прятались и подставляли некую третью сторону.
А пока уступите дорогу людям, на чьих автомобилях красуется наклейка «грубияны – отстой» и напомните всем, что в этой борьбе мы по одну сторону баррикад, против лорда Волдеморта и факультета Слизерин.
Познакомьтесь с «мужчинами, идущими своим путем»
Вы не догадались бы, исходя из желания каждого объединиться на Острове Любви, но тысячи мужчин настолько устали от женщин, что полностью исключают их из своей жизни.
Эти рассерженные чуваки, объединенные ненавистью к противоположному полу, известны как MGTOW (Мужчины, идущие своим путем) — и их десятки тысяч со всего мира прячутся в самых одиноких уголках Интернета.
13
Известные пользователи MGTOW, такие как True Grit Productions, говорят, что свидания — это минное поле, которого лучше избегатьЧлены MGTOW (произносится как миг-тау) общаются почти полностью онлайн.
Секс запрещен, отношения запрещены, брак — это абсолютное запрещение-нет — и если вы достигнете верхнего уровня иерархии MGTOW, ожидается, что вы уволитесь с работы и уйдете из сети, так что у вас даже нет смотреть на женщин.
Спросите этих мужчин, почему, и они ответят вам, что женщинам нельзя доверять, они «манипулируют», они «высасывают радость из вашей жизни» и «промывают вас за каждую копейку, которая у вас есть» в обработать.
Просмотрите их форумы, предназначенные только для мужчин, и вы также прочтете аргумент о том, что общество склоняется в пользу женщин — с неравным разводом, более высоким уровнем самоубийств среди мужчин и ложными обвинениями в изнасиловании, которые приводятся в качестве доказательства того, что парни облажались.
13
Мужчины, идущие своим путем, такие как MGTOW YouTuber Big John, говорят, что с женщинами невозможно житьКредит: YouTubeПять уровней MGTOW
Сообщается, что внутри групп MGTOW существует неофициальная иерархия, основанная на том, насколько мужчины привержены делу изгнания всех женщин из своей жизни.
Уровень 0 : Примите идею о том, что гендерное равенство — это ложь и пропаганда.
уровень 1: Откажитесь от всех долгосрочных отношений.
Уровень 2: Откажитесь от всех краткосрочных отношений и прекратите заниматься сексом.
Уровень 3: Взаимодействуйте с более широким кругом общества только там, где это необходимо.
Уровень 4: Полностью отделитесь от общества.
Мужские монахи
Все это звучит как шутка, но 60 000 очень серьезных людей подписаны на анонимную доску сообщений MGTOW на Reddit, в то время как тысячи других принадлежат к аналогичным форумам в других местах сети, включая mgtow.com.
Девственность — обычная тема на Reddit, и многие говорят, что они с гордостью решили никогда не заниматься сексом, описывая свою преданность безбрачию как «монашество».«
Глубокий страх перед ложными обвинениями в изнасиловании является одной из движущих сил этого явления, в то время как другие мужчины опасаются того, что женщины используют секс как способ добраться до своих кошельков.
«Я хочу умереть девственницей», — пишет один неназванный плакат, говоря, что движение #MeToo сделало секс слишком рискованным, чтобы быть стоящим.
13
Многие из мужчин, которые согласны с движением MGTOW, например YouTuber LFA, говорят, что отказ от женщин сделает вас богаче и счастливееКредит: YouTube13
Мужчины на Reddit говорят о своем желании умереть, никогда не переспав с женщинамиКредит: REDDIT13
Секс опасен и вызывает привыкание, по мнению некоторых мужчин на RedditКредит: REDDIT«Нет ничего плохого в том, чтобы не заниматься сексом», — отвечает один мужчина.«Это вызывает привыкание и потенциально опасно».
«Я лучше буду девственницей всю свою жизнь, чем рабом», — соглашается другой, но, как ни странно, другие не видят проблем с оплатой секса.
«Большинство проституток — честные женщины, и большинство женщин — нечестные проститутки», как выразился один мужчина, и многие другие говорят, что сочетание проституции и секс-кукол позволило им прекратить все другие отношения с женщинами.
13
MGTOW говорят, что идея отстранения от всех женских отношений устарелаКредит: FACEBOOK13
Пренебрежительные комментарии в адрес женщин — обычное дело на форумах MGTOW, предназначенных только для мужчин Фото: REDDITРазличные этапы MGTOW
Эта философия процветает с начала нулевых, с веб-сайтом, группой в Facebook и популярной страницей Reddit, посвященной обсуждению пути MGTOW.
Сообщалось, что члены сообщества MGTOW могут достичь разных уровней в зависимости от того, насколько они привержены отказу от женщин.
Нулевой уровень внизу лестницы предполагает проглатывание «красной таблетки» — терминологии из классической научно-фантастической книги «Матрица», что означает понимание того, как обстоят дела на самом деле.
По мере того, как вы продвигаетесь вверх по уровням один, два и три, вы постепенно уменьшаете контакт с женщинами, пока не достигнете четвертого уровня: крайняя точка, когда вы поднимаете палки и покидаете матриархат, переезжая в хижину в лесу.
13
MGTOW делится мемами и советами на интернет-форумах и в Facebook Фото: FACEBOOKЭто не движение в общепринятом смысле, связанное официальным списком членов, но многие, которые подписываются на его школу мысли, используют логотип MGTOW.
«Движения MGTOW нет», — сказал Sun Online один неназванный пользователь форума.
«Есть люди, понимающие, что колода складывается против тех, кто хочет попытаться вступить в традиционные отношения, и отказываются от этого.«
Другой объясняет: «Мы просто группа людей, которые решили жить в одиночестве мирно, без внешнего вмешательства или одобрения».
13
Видео на YouTube о MGTOW включают клип человека по имени Просвещенный Киви, в котором он говорит о том, что брак — это пустая трата времени и ресурсовКредит: YouTube«Женщины запрограммированы разрушать жизни»
Хотя шумиха вокруг MGTOW в основном существует в Интернете, известно, что движение иногда проникает в реальный мир.
Несколько мужчин, идущих своим путем, в том числе мужчина в платье с защитной лентой и надписью MGTOW спереди, были сняты на митинге феминисток в Эдмонтоне, Канада, пару лет назад.
Один мужчина с табличкой «Феминизм — прибежище для женской сексуальной неудачи» сказал репортеру: «Мужчины решили больше не участвовать в отношениях с женщинами из-за проблем с семейными судами, ложных обвинений в изнасиловании и клеветы, исходящей от феминистки «.
YouTuber «Большой Джон» утверждает, что женщины — это «неудобство», которое мужчинам не нужноМежду тем, в клипе на YouTube, набравшем 150 000 просмотров, человек, называющий себя Большим Джоном, объясняет за стаканом виски, почему философия MGTOW оказалась такой популярной.
«Существует мнение, что мужчинам нужна женщина», — говорит он, допивая виски. «Но я считаю, что женщины доставляют неудобства.
«Я пытался иметь их в качестве подруг, и они были ужасны. Когда вы говорите о том, чтобы завести женщину, готовы ли вы заплатить цену?»
YouTuber по имени LFA говорит в видео с 35 000 просмотров: «Вы бежите назад, если преследуете женщину. Надеюсь, вы настолько сосредоточены на своих деньгах, что даже не обращаете внимания на женщин».
«Брак — пустая трата времени, денег, энергии и ресурсов», — соглашается человек по имени Просветленный Киви в другом видео, которое набрало более 160 000 просмотров.
Другой YouTube-блогер MGTOW, True Grit Productions, набрал 50 000 просмотров видео о том, какие ужасные женщины в Лос-Анджелесе.
13
Ютуберы, такие как LFA, говорят, что мужчинам следует сосредотачиваться на деньгах, а не гоняться за женщинамиКредит: YouTubeВ другом месте на досках анонимных сообщений темы посвящены обсуждению того, как сильно они все ненавидят «Белых рыцарей» — мужчин, которые безоговорочно встают на защиту женщин в надежде соединиться с ними.
Единственные люди, которых они ненавидят больше (кроме женщин, разумеется), — это «манжины» — феминистки-мужчины — и «чады» — привлекательные спортсмены.
В других сообщениях участники MGTOW делятся анекдотами о своих беспорядочных разводах, публикуют созданные мемы или рассказывают о том, как отрезать женщин-членов семьи, которые с ними не согласны.
«Большинство матерей — ужасные люди», — бурлит один пост. «Как здоровый человек может общаться с женщиной? Какая трата жизни».
Мужчины, утверждающие, что убирают женщин из своей жизни, любят говорить о них.
13
мемов MGTOW часто публикуются на всех страницах группы в Facebook и Reddit Фото: FacebookMGTOW против MRA против Incels
Баннер MGTOW широк и частично перекликается с онлайн-сообществами альтернативных правых в их отрицании феминизма и гендерного равенства.
Но хотя вы могли подумать, что MGTOW и Активисты за права мужчин (MRA) имеют много общего, эти две группы часто сталкиваются в сети.
Они оба презирают феминизм, но там, где MRA хотят изменить закон, чтобы избавиться от предполагаемого дисбаланса в отношении мужчин, MGTOW хотят полностью удалить себя из общества.
MGTOW также заметно отличается от «Incels» (невольного целомудрия) — группы, к которой принадлежал злоумышленник из Торонто.
Обе группы вращаются вокруг безбрачия, но якобы это сознательный выбор MGTOW, в то время как Incels хотят заниматься сексом.
‘Благодаря MGTOW я могу жить спокойно’
Школа мысли MGTOW — относительно новая школа, возникшая в сети в 2000-х годах, когда двое мужчин, называющих себя Солярис и Рагнар, опубликовали манифест MGTOW, в котором утверждалось, что феминизм направлен против мужчин и что мужчинам следует избегать его.
Тем не менее, идея о том, что мужчины собирают все это, чтобы бросить женщин, стара как горы, и на сайте MGTOW утверждается, что сам Иисус Христос был одним из первых мужчин, пошедших своим путем.
13
Мужчины, идущие своим путем, говорят, что они делают рациональный выбор, чтобы избежать женских недуговКредит: REDDIT13
MGTOW имеет собственный логотип — хотя многие последователи говорят, что это не «движение» в обычном смысле. Фото: FACEBOOKHORROR SMASH
Шокирующий момент мальчик-гонщик сбил беременную маму 17 лет и ее малыша на скорости 76 миль в часBABY TRAGEDY
Новорожденная девочка найдена мертвой, завернутой в пляжное полотенце в центре утилизацииHOLIDAY SNAPS
Борис Джонсон путешествует с Фото с праздника сына Уилфреда опубликованыПоследние
«ВЗРЫВ»
Двое раненых после того, как канистра с бензином «взорвалась» в бургер-фургоне рядом с железнодорожной станциейKILLER STORM
Семья «опустошена», когда 15-летняя школьница становится Шторм Эллен вторая жертваFURLOUGH FARCE
6 миллионов уволенных рабочих нарушили правила и работали из дома во время изоляцииНа веб-сайте MGTOW мужчины делятся свидетельствами о том, насколько улучшилась их жизнь после исключения женщин.
Один из них гласит: «Спасибо, MGTOW, за то, что научил меня молодому и предотвратил меня от лжи, которую приносят женщины и брак. Теперь я могу жить в мире».
«Был год помолвлен и просто сорвался», — пишет другой мужчина. «К черту смертный приговор! »
Вы не можете не представить, что женщины, которые раньше были в их жизни, тоже могут быть намного лучше.
.Генерал, который меня ненавидит — Contemporary Romance
Она влюбилась с первого взгляда и сделала все, чтобы победить мужчину своей мечты … Ее генерал …
—
Захария Лим был верным, прилежным и стойким солдатом. Несмотря на свое плохое прошлое, ему удалось неуклонно подняться с самого низкого ранга рядового до самого молодого и одного из самых уважаемых генералов в своей стране. Он был принципиальным человеком, всегда действовал по правилам и соблюдал все правила.Поскольку он вырос в нищете и ему пришлось очень много работать, чтобы добраться до того места, где он был сейчас, он ненавидел людей, которые не ценили жизнь только потому, что им посчастливилось родиться с серебряной ложкой в руках. их рот.
Так было, пока он не встретил Кейру Чан …
Кира Чан была красивой, яркой, озорной и уверенной в себе молодой женщиной, которая всегда знала, чего хотела. Родившись единственной дочерью в одной из самых богатых и выдающихся семей страны, где с золотом обращались как с песком, она всегда вела беззаботную жизнь и всегда могла получить то, что хотела, не прилагая особых усилий.
Так было, пока она не встретила Захариаса Лима …
Так уж случилось, что она влюбилась в молодого генерала с первого взгляда и была настроена завоевать его сердце. Так последовало ее трудное, но веселое путешествие, чтобы сделать его своим мужчиной …
======
Отрывок:
Его лоб сморщился, когда его лицо потемнело. Затем он прошептал: «Кира Чан! Что ты со мной делаешь ?! Как ты думаешь, я игрушка, с которой ты можешь играть в любое время, когда захочешь?»
«А?» Кира ахнула, когда ее губы слегка приоткрылись, она выглядела смущенной, глядя в глаза Заку.Ей казалось, что его глаза проникают глубоко в ее кости.
Она попыталась открыть рот, чтобы что-то сказать, но ничего не вышло. Зак опустил взгляд на ее приоткрытые губы. Эти губы преследовали его и вызывали бессонные ночи…
Кира бессознательно прикусила губу и услышала проклятие Зака. Прежде чем она осознала это, Зак резко притянул ее к себе и поцеловал в губы. Ее глаза расширились, и в то же время она увидела падающую звезду, ярко сияющую в небе.
[Предупреждение: роман — r-18]
===========
Примечание автора:
Надеюсь, вам понравится читать этот мой ОРИГИНАЛЬНЫЙ роман.Я люблю романтику со счастливым концом, так что это счастливый конец. Если вам нравится история и вы хотели бы лично поддержать автора, вы можете сделать пожертвование через:
Купи мне кофе —
https://ko-fi.com/eustoma
Учетная запись Paypal —
paypal.me/ eustoma
Заранее большое спасибо за вашу поддержку.
С любовью,
EUSTOMA_reyna
PS. Серия My Other Hate & Love (отдельная книга):
Генеральный директор, который меня ненавидит (завершено)
Генерал, который меня ненавидит (завершено)
Доктор, который любит меня (завершено)
Любящий бессердечный юрист (письменно)
, свяжитесь со мной по телефону:
Discord Ссылка:
https: // discord.gg / PNGkTUy
Страница в Facebook: @ eustoma.reyna
twitter: @EUSTOMA_reyna
instagram: eustoma_reyna
fyi, обложка моя (работа по заказу ShanArt)
.