Что дала нам природа: что дала нам природа​ — Школьные Знания.com

1. Что нам дала Природа? . Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи

Попробуем ответить на вопрос, каким местом звучит человек? Ученики часто отвечают: «голосовыми связками», «диафрагмой», «лбом», «низом живота», «гортанью», иногда, с хохотом, – «желудком» и даже «промежностью…»

Голос – это звук. Звук – это механические колебания материальной среды, например, воздуха. Человеческий голос возникает в результате хитро организованного выдоха. Ведь на вдохе мы не можем произносить звуки. Так в каком месте возникают эти звуковые колебания? Очевидно, в связках? Потому их и называют «голосовыми связками». Впрочем, и до всего перечисленного ещё доберёмся.

Мысленно переместимся в прозекторскую, имеем возможность работать с препаратом, в данном случае, с трупом человека. Далеко не самая приятная процедура, но давайте придержим эмоции. Профессионал, тем более исследователь, обязан быть чуточку циничным. Великий Микеланджело для того, чтобы созидать живое из холодного камня, постоянно исследовал мёртвые тела. Автору не раз предлагали осуществить это в действительности. Но, если есть хорошие глаз и ухо, всё заметно и на живом теле.

Однако выяснилось, что такой эксперимент с другой целью был уже произведён Раулем Юссоном в Париже в середине XX века. Связки представляют собой два хряща, которые вибрируют, касаясь друг друга. Через них проходит воздух. Возникают механические колебания хрящиков, колебания воздуха, что и есть звук.

Представим себе, что вырезали гортань со связками и натянули на трубу, для создания «подсвязочного давления» воздуха присоединили аппарат искусственного дыхания. Подали в мышцы связок электрические колебания и стали прокачивать воздух. Услышим ли человеческий голос? Связки вибрируют, воздух нагнетается, проходит через них. Механические колебания будут, будет какой-то звук. Но человеческий голос мы не услышим. Почему?

Если сжать грудную клетку препарата, уменьшая её объём, то можно услышать знакомый человеческий выдох. Если легкие извлечь и покачать, сжать, разжать, то вы не услышите вдох и выдох человека.

И также голос. Вы не услышите голос конкретного человека и человеческий голос вообще. Вы услышите какой-то писк. А голос человека образуется всем его телом, – оно является акустической системой и работает как единое целое.

Прямая аналогия с музыкальным инструментом. Возьмём для примера всем знакомый струнный ударный инструмент – фортепиано. Представьте себе, что вынули из рояля струны, так же натянули и постучали по ним мягким молоточком, что и происходит во время игры внутри инструмента. Совершили то же самое, – но ведь никто не услышит звук фортепиано. Все услышат какой-то звук струны. Те же струны на гитаре звучат так, на лютне иначе, на скрипке (возьмём не смычковый способ звукоизвлечения, а щипковый – pizzicato) дают звук pizzicato[9] скрипки, а отнюдь не гитары, хотя высота тона может быть той же. Струна та же самая, так же натянута, а звук совсем другой…

Ещё одна аналогия – с духовым инструментом. Например, кларнет – деревянный духовой инструмент, дудка, в которую вставлена, так называемая, трость. Устройство этой трости очень похоже на устройство человеческих голосовых связок. Трость можно вынуть и в неё дунуть – тоже услышим некий звук. Некогда дети забавлялись с пионерским горном: вынимали из горна мундштук и дули в него. Получался такой – «п-п-п-п-п-п-п» – неприличный звук, очень смешной… Вставляется та же штуковина в горн и то же дутьё уже даёт звук трубы.

Трость кларнета вынули, – услышали писк. Вставили эту трость в кларнет и дунули, – услышали звук кларнета. Ту же самую трость (такую же, лишь с незначительными конструктивными отличиями) вставили в медный музыкальный инструмент, – в саксофон, – и услышали совершенно другой звук. Из одной и той же трости! Звук этих инструментов похож лишь в некоторых регистрах.

Таким образом, разные «тела» музыкальных инструментов, позвольте такую аналогию, – и разный звук.

Завершим аналогии обобщением: есть некое устройство, где возникают эти самые механические колебания, и есть система резонаторов, формирующая весь спектр звука, создающая обертоны, форманты, которые содержатся в человеческом голосе или в звуке музыкального инструмента.

Теперь разберёмся, почему нам с вами надо работать над голосом. Ведь собачки тявкают, и никто им голос не ставит. Папуасы в племени «Мумба-Юмба» не занимаются постановкой голоса, а голосят звучно, ярко, и громко, и тихо, и как угодно. Бабы да мужики в какой-нибудь деревне Косой Ухаб поют, и кричат, и разговаривают громко и звучно. Устный и музыкальный фольклор существует в звукозаписях ещё с XIX века (например, в Институте русской литературы РАН «Пушкинском доме»). Рассказчики замечательные, голоса замечательные, и никто не занимается постановкой голоса. Зачем это надо нам с вами? Почему у нас возникают проблемы, связанные с голосом?

Профессионал Евгений Киселёв всю жизнь вещает, сначала на крупнейших радиостанциях, потом на телеканале «НТВ». В прямом эфире в программе «Итоги» срывает голос и ведёт дальше передачу надтреснутым, сиплым голосом, травмируя, – медицински травмируя! – многомиллионную аудиторию. (Почему «травмируя медицински», уже объяснено в первом разделе PRELUDIA, стр. 14–15.) Он просто неверно откашлялся.

Часто корреспонденту, даже ведущему некоего ток-шоу, приходится вести передачу в зашумлённом пространстве или когда разгорается какая-то непредвиденная дискуссия (например, когда Жириновский начинает кричать, бросая микрофоны в пол). Ведущему надо быть слышимым ярче всего окружающего, удерживать внимание аудитории и не допускать в эфире пустоты, затяжной заминки в развитии сюжета. Значит, должен звучать, не срывая и даже, как говорят, не «сажая» голос! Но тут журналист бывает не столь совершенен, как папуас.

Разберёмся в происхождении наших бед. Будем говорить о речевом голосе (вокальный – особая штука), – тут проблема возникла где-то в XX веке, видимо, в его начале. Причём в городах, – не в деревнях. И связана она исключительно с образом жизни цивилизованного человека.

Условимся о системе координат, наметим отправную точку. Попробуем относиться к человеку, будь то собеседник, слушатель, зритель или будь то я сам, как к единому целому. Лишь условно можно выделять – тут дыхание, тут печёнка, тут селезёнка, тут мозги. Всё это функционирует соборно, как сбалансированный ансамбль. Малейшее изменение одного элемента влечёт за собой последствия во всех других.

Не только для тренинга, – для творчества вообще, необычайно важно следующее. Целостность, гармоничность – основополагающий методологический подход. Это закон органического единства. Именно «органическое единство» – термин, часто употребляемый Сергеем Михайловичем Эйзенштейном, к его имени мы не раз ещё будем обращаться (впрочем, об этом говорили и до него). Произведения искусства существуют по законам органического единства, поскольку они отражают природную действительность, действительность реальную, подчинённую этим законам. И человек – суть ансамбль: не простая сумма органов, функций и тому подобного, а ансамбль, что и есть – гармоничный живой организм.

Что произошло с человеком урбанизированным? Почему всё так хорошо у папуасов? Потому что они живут в природе, в единстве с ней, существуют органично, так же, как и обитатели деревень.

Живут, не задумываясь о том, как разговаривать или петь… Он или она не думает, какое место куда должно смотреть для того, чтобы взять нужную ноту. Поют, порой, более точно, чем певец с самым острым, абсолютным музыкальным слухом. Исполняют сложнейшие, немыслимые для европейской культуры и вообще для европейского слуха филигранные мелодические конструкции, берут тончайшие интервалы. Например, в клавиатуре фортепиано, органа, в устройстве большинства привычных для нас музыкальных инструментов выражена классическая система, где предусмотрено движение по звукоряду снизу вверх и обратно через полтона (исключение составляют струнносмычковые, тромбон и некоторые другие). А в фольклоре извлекают и четверть тона, и 1/8 тона. И множество других вариантов. Вообще – любые интервалы.

В каждой деревне своя, передаваемая из поколения в поколение, сложнейшая музыкальная система. Таким образом устроены не только песнопения «диких племён», но музыкальные жанры высших культур мира. Примеров масса – индийская рага, арабский макам или русская протяжная.

В глубинке, не то, что мы видим и слышим по телевидению – эдакий европеизированный псевдофольклорец. Подлинный фольклор – очень и очень тонкое в этом смысле явление. Школы, методики, каноны, ремесло здесь имеются, но совсем иного рода, нежели привычные в академических кругах.

Среди «народных умельцев» нет специальных, профессиональных мастеров. Никто не сочиняет для каждой деревни «Хорошо темперированный клавир»[10]. Тут музыкальное и литературное творчество является важнейшей частью жизни каждого, как еда и питьё. Все сочиняют и исполняют не на заказ, а естественно, подсознательно, как маленький ребёнок общается вольно, свободно.

Наша цивилизация на пороге XX века стала изрядно отрываться от законов природы по целому ряду параметров.

Урбанизированный человек больше времени проводит в замкнутых пространствах, искусственно организованных, причём созданных по метрической системе. Кое-как англичане обороняют свою систему мер и весов, противятся единице измерения – метру. А метр – единица, искусственно созданная. Всё, что окружает нас, – рукотворное, и не всегда пропорционально человеческому телу, в отличие от деревьев, гор, озёр и других природных объектов. Сегодня созданные человеком предметы резонируют и создают вокруг нас неестественную звуковую среду, в значительной мере формирующую нас самих. Наверное, все замечали, что в старинных зданиях, отнюдь даже не роскошных, люди чувствуют себя значительно более комфортно, чем в созданных высокоразвитыми современниками.

Прежде человек строил, меряя все конструкции, которые он возводил, частями своего тела – «локтями», «саженями», «вершками», то есть всё им созданное было человеческому телу соразмерно. Нынче уже не одно поколение вырастает в других условиях.

Есть ещё одна тонкость. Люди – общественные существа не только в философском смысле. В отличие от многих животных-индивидуалистов, мы живём в стае, привыкаем общаться друг с другом. Общественные ещё и в этом смысле, – то есть общающиеся, общительные существа.

Мы передаём друг другу не только информацию, мысли, чувства. Мы передаём и состояние, как, кстати, и любые высокоорганизованные живые создания. Все не раз замечали: где-либо в общественном месте находится очень нервозный человек, беда какая-то у человека. Он ничего не делает, не говорит, просто очень напряжён… И всем становится как-то не по себе… Его состояние передаётся окружающим, возникает общая нервозность.

В крупных городах люди накапливают все эти неприятности, обмениваются ими и передают их окружающим. Особенно хорошо тому способствуют средства массовой коммуникации, наши дорогие телевидение и радио. Как отмечалось, худой голос в эфире, неестественная напряжённость передаются аудитории.

Когда будете в театре, обратите внимание: если на сцене актёр безголосый (есть хорошие актёры с плохими голосами), в зале, по уже описанным причинам, обязательно начинается кашель. На сцене актёр с хорошим голосом, в зале – гробовая тишина. Телевидение и радио отличаются от театра тем, что ведущий не слышит кашель зрителей. И поэтому Е. Киселёв может позволить себе неряшливость сорванным голосом вести часовую передачу («неряшливость» – это очень мягко названо, хоть надо отдать должное его журналистскому мужеству). Он в телестудии, не слышит кашля, который раздаётся в каждом доме. И не обладает особыми исполнительскими навыками и школой, которую мы постараемся освоить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Человеческая природа — Психология человека

То, что есть в человеке, бессомненно, важнее того, что есть у человека.
Артур Шопенгауэр

Человеческая природа загадочна, интересна, величественна и как мне кажется до конца не постижима. Она говорит нам о том, кем мы, люди, являемся по задумке природы, и показывает нам, какими мы можем стать, если будем использовать весь свой потенциал. А потенциал развития у человека поистине огромный. Поэтому чем больше мы о себе узнаем, тем шире становится область наших возможностей. Зная природу человека, мы можем понять многие свои и чужие потребности, мотивы, желания, чувства, интересы, возможности и цели. А благодаря этому пониманию мы способны грамотно управлять своим и чужими поведением, с помощью продуманных действий. Что, согласитесь, для нашей жизни является очень полезным умением. Предлагаю вам, друзья, с помощью этой статьи ознакомиться с самыми, на мой взгляд, важными для нас проявлениями человеческой природы, понимание которых поможет вам разобраться в себе и других.

Для начала я хотел бы вам дать краткое определение того, что мы называем природой человека, или человеческой природой, как вам больше нравится. Так вот, человеческая природа – это сумма всех его генетически обусловленных способностей и предрасположенностей, которые составляют его личность, а точнее, характеризуют его, как вид. Проще говоря, природа человека – это все то, что мы все имеем с рождения и что делает нас такими, какими мы есть. Так что же дала нам природа, или, если хотите, Бог? Давайте посмотрим.

Инстинкты

А дала она нам в первую очередь инстинкты, которые нами движут. Надеюсь, уважаемые читатели, вы не относитесь к числу тех людей, которые отрицают наличие у человека врожденных инстинктов, поскольку даже с помощью невооруженного глаза и не отягощенного излишками знаний ума видно, что с рождения мы имеем генетически заданный набор стремлений и тенденций, которые выражаются в нашем, относительно сложном поведении, целью которого является удовлетворение ряда жизненно важных потребностей. Таким образом, о каком бы человеке ни шла речь, в какой бы части света он не родился и о чем бы не мечтал, он неизбежно будет стремиться в первую очередь к удовлетворению, сначала своих базовых, то есть, первичных потребностей, а затем, по мере их удовлетворения, к более возвышенным, вторичных потребностям, обусловленных его инстинктами. Мы все испытываем потребность в пище, воде, кислороде, тепле, безопасности, а также потребность спать и потребность в сексе и прочие потребности, которые мы начинаем испытывать по мере удовлетворения своих основных потребностей. Все эти потребности определяются нашими врожденными инстинктами, то есть, они заложены в нас природой и поэтому являются частью нашей человеческой природы. Таким образом, друзья, когда вы будете изучать, анализировать, оценивать поведение того или иного человека, обязательно задайтесь вопросом – стремлением удовлетворить какие из своих инстинктивных потребностей объясняется поведение этого человека? Это поможет вам понять мотивы его поведения.

Вообще, разум человека, который мы развиваем в течение всей своей жизни, когда учимся и получаем жизненный опыт, занимается ничем иным, как обслуживанием наших инстинктов, то есть, поиском возможностей удовлетворения наших потребностей. Поэтому изучение психологии человека я рекомендую начинать с изучения инстинктов человека, то есть, с его биологической сущности. Инстинкты необходимы, в первую очередь для выживания человека и продолжения им своего рода, это что касается основных инстинктов. А вот инстинкты высшего порядка позволяют нам, во-первых, достойно реализовать себя в этой жизни, пробуждая в нас желание что-то после себя оставить в этом мире [или как-то иначе себя проявить], а во-вторых, побуждают человека жертвовать своими интересами и при необходимости даже жизнью ради других людей и общего блага. Например, мать может пожертвовать собой ради своего ребенка. Или, человек может пожертвовать своими интересами или своей жизнью ради любимых и дорогих ему людей – ради своей семьи, своей общины, своего народа. На такое, согласитесь, не каждый человек способен. Вернее, мы все на это способны от природы, но не всем к такому состоянию души и разума удается прийти в своей жизни. Ведь для проявления инстинктов высшего порядка, человеку необходимо научиться удовлетворять свои основные инстинкты, или он должен научиться контролировать их с помощью своего разума. Впрочем, некоторые люди поступают так, как поступают, следуя зову сердца, под которым мы можем понимать интуитивное понимание ими того, что нужно делать и как следует поступить, ради всеобщего блага. Так что в этом смысле, человеческая природа не всегда предсказуема.

Обучаемость

Обучаемость, а правильнее будет сказать – стремление к познанию окружающего мира, а на еще более примитивном уровне любопытство – это тоже врожденное качество человека, присущее его человеческой природе. Именно любопытство, а в более сложной форме – рефлексия и осмысление, дают возможность человеку задаваться вопросом о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни, я считаю, говорит о разумности человека. Только разумное существо, делая что-то, может задуматься над тем, почему, зачем и для чего оно это делает. Поэтому вопрос о смысле жизни – это очень умный вопрос. Им задаются многие, но не многие, к сожалению, основательно задумываются над этим вопросом, поэтому и ответ на него находят не все. Мы с вами его как-нибудь обсудим. Но обучаемость человека, как вы понимаете – это не один и даже не тысяча, а миллионы вопросов, которые мы с вами начинаем задавать себе и другим [сначала другим, а потом себе] с момента своего рождения, когда, изучая окружающий нас мир, мы хотим узнать о том, как в нем все устроено и почему в нем устроено все именно так, а ни иначе. Склонность человека к обучению необходимо поддерживать и развивать, ибо природа, наделив нас стремлением к познанию окружающего мира, за нас ничего в этом направлении делать не собирается. Мы или пользуемся своими возможностями и развиваем их, или они нами будут просто не использованы, что равносильно тому, что у нас их вообще нет. Ведь законы человеческой природы таковы, что в нас развивается все то, что мы используем, а что мы не используем – атрофируется и перестает работать. Поэтому данные нам природой возможности нужно развивать, чтобы ими пользоваться. Мы с вами постоянно должны учиться, чтобы становиться умнее и лучше, этого хочет от нас природа [Бог], раз она наделила нас такой возможностью. Так что все, что нам нужно, природа нам дала, и наша задача заключается только в том, чтобы воспользоваться этим. Помните, друзья, что талант и гениальность – это не врожденные, а приобретенные качества. А вот наша врожденная склонность к обучению, вкупе с трудолюбием и упорством, помогают нам эти качества в себе развить.

Творчество

Творчество – это не просто часть человеческой природы, открывающая перед ним безграничные возможности, это, я бы сказал, частичка Бога, то есть, создателя, творца, в нас. Кто бы и как бы не создал этот мир, он частично, а может и полностью, наделил и нас возможностью создавать, возможностью преображать материю и энергию таким образом, чтобы создавать что-то принципиально новое, чего нет в природе. Вы только вдумайтесь в смысл этого качества – оно позволяет нам, сначала воображать, а потом, по возможности, и создавать то, чего никогда не было и нет в мире. То есть, мы с вами можем создать свой собственный мир, что мы и сделали, тем самым делая свою жизнь лучше, интереснее, качественнее. Мы с вами наделены способностью представлять то, чего нет, и это я считаю, просто сказочная возможность, благодаря которой мы можем изменять и преображать окружающую нас действительность в соответствии с нашими желаниями. При этом мы даже не знаем до конца, на что мы способны. По мере изучения нами законов этого мира, мы получаем все больше и больше возможностей для материализации своих творческих способностей. Мы с вами можем творить – достаточно лишь осознать эту мысль, чтобы понять и почувствовать, насколько нам повезло родиться и жить в этом удивительном мире.

Глупость

К сожалению, я вынужден признать тот факт, что глупость человеческая, которая, как говорил Альберт Эйнштейн – бесконечна, тоже является врожденным качеством человека. У этого, правда, есть свое объяснение, которое я сейчас развернуто давать не стану, чтобы потом более подробно вам его изложить, для лучшего понимания. Скажу лишь то, что глупость связана с ленью – с ленью думать, которая в свою очередь позволяет человеку, во-первых, сохранить энергию, а во-вторых сэкономить время при принятии решений. Ведь мозг человека, для более быстрой работы и экономии энергии, стремиться принимать готовые [шаблонные] решения, которые не всегда уместны, от того и выглядят глупыми. То есть, нежелание думать приводит к глупости и это нежелание напрягать свой мозг является у человека врожденным, которое потом приводит к приобретенной неспособности думать, когда это необходимо. Но в тоже время, учитывая вышеописанную врожденную способность человека к обучению, а значит и его желание напрягать свои мозги, мы можем смело сказать, что быть или не быть глупым – это не вопрос, это выбор, который дан каждому из нас.

Вера и доверчивость

Вера и доверчивость также являются частью нашей природы. Кто-то называет их разными проявлениями глупости, кто-то находит в вере спасение, а в доверчивости видит слабость. Я думаю, что и то, и другое, для некоторых людей в определенной ситуации является необходимостью. В детстве мы все доверчивы и верим практически во все, что нам говорят. Своего у нас ничего нет, мы учимся жизни у окружающего нас мира, поэтому вынуждены ему доверять. Но затем, по мере взросления, у нас развивается критическое мышление, и мы начинаем понимать, что далеко не все, что говорят другие люди, является правдой. Поскольку критическое мышление приобретается, а точнее говоря, развивается у нас по мере обретения нами опыта и знаний, то зрелый ум от незрелого отличается склонностью все ставить под сомнение, а не безрассудно верить всему и вся. Но в этом мире мы вынуждены доверять другим людям, даже если не хотим этого, потому что во многих вопросах мы сами не способны разобраться достаточно основательно и нам приходится полагаться на других людей, приходится им верить.

Что касается веры во что-то, чего нет, которая успокаивает нас и придает нам сил, позволяя также переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого, например, на высшие силы, то человеку сложно жить без такой веры, так как, во-первых, он не может всего знать, чтобы просто знать и понимать, а не верить во что-то, а во-вторых, не может все сам проверить, чтобы оправдать свое неверие или логически объяснить то или иное явление. А в-третьих, в тяжелых жизненных ситуациях, когда человеку больно и страшно, когда у него ничего не остается, кроме веры – она является для него единственным спасением. А это лучше, чем ничего. Вера спасла немало судеб. Хотя, как человек, который занимается наукой, я все же считаю, что слепо во что-то верить и полностью полагаться на эту веру не стоит, лучше постараться узнать об этом чем-то побольше, чтобы понять, как это устроено, и таким образом спасать себя силой разума, а не только и даже не столько силой веры. Впрочем, каждый человек сам для себя решает, как ему легче жить – веря в кого-то, кто поможет, оградит, направит, подскажет, спасет, убережет, вознаградит, придаст сил, или вместо этого – исследуя, изучая, открывая, познавая окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы, которые объяснят, что и как нужно делать. И то, и другое не лишено смысла, поэтому лично я сам, повзрослев и став мудрее, осознал, что в этой жизни нужно и верить, и изучать, чтобы быть полностью открытым этому миру и иметь больше возможностей для решения самых разных проблем и задач.

Духовность

Духовность, а правильнее будет сказано – склонность человека к духовным ценностям, также является частью, причем очень важной, его природы. Сама духовность, как состояние души человека, как большая ценность для него, является приобретенной чертой, или лучше сказать, силой [духовной силой], которую он обретает, посредством развития своего разума, поскольку духовные ценности осознаются человеком лишь на определенном уровне его развития и ценятся им тем выше, чем более удовлетворенными являются его первичные потребности. Но я, тем не менее, считаю, что врожденная склонность человека к созданию, защите и возвеличиванию таких ценностей, какими являются духовные ценности, заслуживает нашего внимания. Животное, как его не учи, не сможет понять духовных ценностей, как в силу менее развитого интеллекта, так и в силу отсутствия у него необходимости в таких ценностях. Человек же – это совсем другое дело, он может быть не только материалистом, он может подняться на более высшую ступень, на которой духовные ценности определяют всю его жизнь и при этом служат для него надежной опорой в борьбе за материальные блага. То есть духовные и материальные ценности – не должны друг другу противопоставляться, они должны друг друга дополнять и таким образом усиливать друг друга. Духовность и духовные ценности – это явления и ценности очень высокого порядка. До таких ценностей, что называется, нужно дорасти. И человеческая природа позволяет нам это сделать.

Любовь

Несмотря на то, что любовь является врожденным качеством нашей души, я все же считаю, что настоящая любовь приходит к человеку лишь после того, как он в полной мере осознает такие человеческие ценности как: свобода, жизнь, счастье – под которым я понимаю умение человека получать от жизни удовольствие, какой бы она не была, духовные ценности, которые делают человека человеком, и дети, которые являются смыслом нашей жизни. Только ради всего этого, а также ради того, кого человек любит, он может пожертвовать не только своими интересами, но и своей жизнью. Совершенно очевидно, что первое, ради кого мы должны быть готовы пожертвовать собой – это наши дети, которые являются нашим будущим, ради которого мы живем и выживаем. Без будущего наше настоящее бессмысленно. А для будущего мы можем воспитать достойных людей, как из своих, так и из чужих детей, а также сделать великие дела, которые улучшат жизнь всего человечества. И вот когда человек готов к таким жертвам, когда он начинает думать не только о себе и даже не столько о себе, но и о других людях, он обретает и способность любить по-настоящему. Ведь под настоящей любовью, помимо всего прочего, я понимаю готовность человека пожертвовать всем в своей жизни, включая саму эту жизнь, ради того, кого он любит. Никакого эгоизма, никакого чувства собственности в настоящей любви быть не должно, и даже сексуальное влечение к человеку не является для нее существенным моментом, ибо настоящая любовь – это жертвенность. Вот почему любить по-настоящему могут не многие, ведь до такой любви, опять-таки, нужно дорасти, как умственно, так и духовно. Но человеческой природе свойственно так любить, поэтому нам всегда нужно помнить об этом данном нам природой великом чувстве, чтобы стремиться в полной мере его испытать.

Вот, друзья, мы с вами рассмотрели наиболее важные особенности и способности человеческой природы, понимание которых поможет вам понять, почему люди ведут себя определенным образом в тех или иных ситуациях. Также, и это особенно важно, понимая человеческую природу, вы можете видеть, какие у человека с рождения имеются возможности для развития, пользуясь которыми мы можем постоянно делать свою жизнь лучше, в зависимости от наших потребностей и желаний. В будущем я еще вернусь к этой теме, так как она очень важна для нас, и ее нужно изучать самым тщательным образом. Чем больше мы будем знать о своей природе, тем лучше сможем понять свое и чужое поведение и тем больше уникальных способностей мы в себе откроем. Так что природу человека мы с вами обязательно еще обсудим в будущем, обещаю.

Вернем природе то, что природа дает нам

От Патагонии до Мезоамериканского биологического коридора Латинская Америка и Карибский бассейн (ЛАК) изобилуют жизнью и экосистемами.

Имея всего 16 % земной поверхности, регион ЛАК содержит 50 % известного в мире биоразнообразия, 25 % всех лесов и 30 % всей пресной воды. Только в биоме Амазонки находится половина тропических лесов мира и обитает не менее 10% известного биоразнообразия.

В среднем ЛАК является наиболее богатым водными ресурсами регионом, где на душу населения имеется в четыре раза больше воды, чем в среднем в мире. Это также культурно и социально-экономически разнообразный регион, где проживает 42 миллиона коренных жителей и говорят на 560 языках коренных народов.

Сегодня темпы утраты биоразнообразия увеличиваются угрожающими темпами. То, как мы используем природные ресурсы для производства продуктов питания и энергии, доводит биоразнообразие до критического состояния.  

Природа обеспечивает устойчивые средства к существованию для местного населения, а также жизненно важные экосистемные услуги для региона и земного шара, такие как снабжение кислородом, чистым воздухом и водой, продуктами питания , опыление растений и защита от экстремальных погодных явлений.

Бедные сообщества часто напрямую зависят от природных ресурсов как источника средств к существованию. В Колумбии, например, сельское хозяйство и рыболовство обеспечивают 14% рабочих мест. В Карибском бассейне в секторе рыболовства прямо или косвенно занято более 300 000 человек, и он вносит важный вклад в национальный доход.

В совокупности изменения в землепользовании, изменение климата, чрезмерная эксплуатация, загрязнение и инвазивные виды, вызванные в основном деятельностью человека, угрожают биоразнообразию региона. В тропиках, отличающихся самым высоким уровнем биоразнообразия на планете, пострадали самые большие потери нетронутых экосистем: 100 миллионов гектаров тропических лесов были потеряны с 19с 80 по 2000 год, при этом на Южную Америку приходится около 42 миллионов гектаров.

Утрата биоразнообразия имеет значительные экономические и социальные последствия во всем мире, но особенно в странах с низким и средним уровнем дохода. Если бизнес будет продолжаться в обычном режиме, в период с 2021 по 2030 год мир может потерять около 46 миллионов гектаров природных земель из-за перевода их из естественного состояния в продуктивные, главным образом за счет увеличения площади управляемых лесов, пастбищ и пахотных земель. По прогнозам, Латинская Америка потеряет 12 миллионов гектаров природных земель за тот же период времени. Это ускорит утрату биоразнообразия и создание экосистемных услуг, поддерживающих планетарные средства к существованию.

Достижение критических экологических точек может поставить под угрозу перспективы выхода развивающихся стран из бедности. В сценарии, при котором рухнет даже несколько жизненно важных экосистемных услуг, таких как опыление, рыболовство и обеспечение древесиной в естественных лесах, к 2030 году ЛАК может столкнуться с ежегодными потерями валового внутреннего продукта (ВВП) на 3,3% по сравнению со сценарием в переломный момент не достигнут, согласно отчету Всемирного банка.

Природные решения для решения проблемы утраты биоразнообразия 

Природные решения (NBS) — это подход, в котором природные системы используются для предоставления важнейших услуг и решения задач развития. NBS включает в себя различные виды вмешательства, такие как водно-болотные угодья для смягчения последствий наводнений или мангровые заросли для уменьшения воздействия волн, штормовых нагонов и прибрежной эрозии при восстановлении биоразнообразия и увеличении связывания углерода.

Всемирный банк продвигает NBS, поскольку они могут обеспечить 37 процентов экономически эффективного смягчения последствий изменения климата, необходимого до 2030 года, в то же время защищая и восстанавливая экосистемы.

Эффективные и устойчивые преобразовательные действия требуют, чтобы интересы коренных народов и местных сообществ (КНМО) находились в центре природных решений. Обладая знаниями и традиционной практикой, КНМО являются ключевыми игроками в решении проблемы утраты биоразнообразия.

-3e7f-44bf-a693-553a4ec0846e}{59}» paraid=»907412380″> Наши действия по поддержке региона в предотвращении дальнейшей утраты биоразнообразия 

  • .

  • -3e7f-44bf-a693-553a4ec0846e}{251}» paraid=»387150273″> Эти усилия способствовали сохранению и устойчивости к изменению климата более 870 000 гектаров уязвимых экосистем, таких как патагонские степи и побережье, а также лес Гран-Чако.

    Эти примеры показывают, как мы можем объединить природу и развитие, чтобы восстановить и защитить наши дома, наши страны и мир. Если мы выполним свою часть работы сейчас, природа вознаградит нас более чистым воздухом, большим количеством пресной воды и лучшим миром для будущих поколений. Пришло время отдать долг природе!

    Экосистемные услуги — природные блага

    Природа необходима для жизни человека. Природа обеспечивает нас водой, чистым воздухом и пищей, а также сырьем для лекарств, промышленности и строительства. Наши культуры зависят от опыления насекомыми и сложных биологических процессов, которые создают почву. Наслаждение парками, пейзажами и дикой природой улучшает наше здоровье и самочувствие.

    Все эти преимущества, известные как экосистемные услуги, зависят от здоровой окружающей среды.

    Экосистемные услуги — это прямой и косвенный вклад экосистем (известный как природный капитал), который обеспечивает благополучие и качество жизни людей.

    Это может быть в практическом смысле, обеспечение пищей и водой и регулирование климата, а также культурные аспекты, такие как снижение стресса и беспокойства. Фактически, огромное количество услуг, предоставляемых экосистемами, можно разделить на более управляемые группы: временные; регулирующий; культурный; и немного более двусмысленные вспомогательные службы.

    Эти услуги, предоставляемые экосистемами, приводят к выгодам, получаемым людьми в виде безопасности, товаров и материалов, здоровья и благополучия.

    Колесо Ecosystem Land Wheel

    Нажмите для получения полного описания

    Колесо «Преимущества природы» показывает экосистемные услуги, которые мы получаем от нашей земной среды. Загрузите PDF-версию колеса Ecosystem Land.

    Дары природы

    Обеспечение

    • Еда и напитки
    • Натуральные лекарства
    • Водоснабжение
    • Материалы
    • Возобновляемая и невозобновляемая энергия

    Регулирование

    • Чистый воздух
    • Хранение углерода
    • Борьба с наводнениями 
    • Защита от эрозии
    • Очистка воды 
    • Болезни и естественная борьба с вредителями
    • Опыление

    Поддерживающая

    • Здоровые почвы
    • Фотосинтез
    • Круговорот питательных веществ
    • Пространство для дикой природы

    Культура

    • Духовные и религиозные связи
    • Вдохновение
    • Чувство места
    • Отдых 
    • Знания и обучение
    • Туризм
    • Физическое здоровье и психическое благополучие

    Обеспечение  – это материальные блага, которые люди могут собирать из окружающей среды, такие как продукты питания, древесина и волокна, вода и топливо.

    Регулирование  – это услуги по регулированию, происходящие в экосистеме, которые приводят к таким преимуществам, как регулирование климата, управление наводнениями и фильтрация воды.

    Культура  – к ним относятся способы, которыми природа влияет на здоровье и благополучие людей посредством отдыха и образования, а также улучшения психического здоровья и установления духовных связей.

    Поддержка  – экосистемы не могли бы функционировать без вспомогательных услуг, таких как круговорот питательных веществ, формирование почвы и обеспечение среды обитания для биоразнообразия, формирующих основу для трех других типов услуг.

    В основе всех этих услуг лежит биоразнообразие.

    Следование экосистемному подходу означает понимание этих связей и учет экосистемных услуг в том, как мы управляем землей, пресной водой и морем.

    Колесо Ecosystem Seas

    Щелкните для получения полного описания

    «Преимущества морей» Колесо показывает экосистемные услуги, которые мы получаем от нашей морской среды. Загрузите PDF-версию колеса Ecosystem Seas.

    Выгоды моря 

    Обеспечение

    • Генетические ресурсы
    • Песок и гравий
    • Сбор морских водорослей
    • Энергия
    • Запасы рыбы и моллюсков

    Культура

    • Туризм
    • Отдых
    • Наблюдение за дикой природой
    • Наука и образование
    • Морские пейзажи
    • Здоровье и благополучие
    • Творчество и искусство

    Техническое обслуживание

    • Защита от урагана
    • Расщепление отходов и обезвреживание
    • Хранение углерода и регулирование климата
    • Стабилизация осадка

    Опорный

    • Пищевая сеть
    • Круговорот питательных веществ
    • Цикл воды
    • Поставка личинок/гамет
    • Места обитания видов
    • Водотоки и перенос наносов

    Оценка экосистемных услуг

    Мы все извлекаем выгоду из экосистемных услуг, признаем мы их или нет. Большинство из нас ценят экосистемные услуги, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, даже если мы не знаем их истинной ценности.

    Утрата природы влияет на нашу экономику, нашу культуру и нашу повседневную жизнь. Инвестиции в природу — биоразнообразие и экосистемы, георазнообразие и ландшафты над и под водой — помогут улучшить качество этих услуг, а также сохранить их для будущих поколений.

    Очень трудно оценить экономическую ценность природы и услуг, которые она предоставляет. Общая ценность природы для людей и ее экономическое значение были показаны двумя исследованиями:

    • Оценка национальной экосистемы Великобритании
    • Экономика экосистем и биоразнообразия

    Определение экономической ценности природы может помочь подчеркнуть важность природы и  основанных на природе решений для нашего общества и экономики и обеспечить их включение в процесс принятия решений.

    Например:

    • Природный капитал Шотландии оценивается не менее чем в 196 миллиардов фунтов стерлингов и поддерживает 240 000 рабочих мест.
    • Услуги по опылению насекомыми в Шотландии оцениваются примерно в 43 миллиона фунтов стерлингов в год.
    • Пляжи и солончаки Шотландии защищают прибрежные здания и инфраструктуру стоимостью 13 миллиардов фунтов стерлингов по сравнению с 5 миллиардами фунтов стерлингов, защищенными искусственными волнорезами.

     

    Что могут сделать для вас водно-болотные угодья?

    Нажмите для полного описания

    Продолжительность

    07:28

    В этом видеоролике рассказывается о преимуществах, которые водно-болотные угодья приносят обществу, и освещаются исторические и будущие виды использования водно-болотных угодий, которые также принесут пользу биоразнообразию водно-болотных угодий.
    Он охватывает очистку воды, борьбу с наводнениями, покрытие соломой, выпас скота и управление болотами. Произведено NatureScot совместно с RSPB Scotland.

    Национальная оценка экосистем показывает, что с 1950-х годов  изменения в природной среде Шотландии  привели к сокращению общих выгод от природы.

    Для природы произошли неблагоприятные изменения в:

    • землепользовании;
    • качество воздуха, воды и почвы;
    • популяция диких животных; и,
    • климат и погода

    Многие из этих изменений вызваны изменением климата и имеют как международные, так и локальные последствия для экосистемных услуг и того, как они приносят пользу людям. Чтобы заботиться о природе, мы должны работать с природой, а не против нее, и работать вместе во всех секторах, чтобы максимально использовать преимущества природы и строить устойчивое будущее для Шотландии.