ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? — Литературный салон
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
(эссе)
«Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается».
( Л. Толстой)
Итак, любовь… Что же это за чувство, которое испокон веков будоражит сердца людей?!
Сколько исписано страниц и поведано об этом великом всеобъемлющем чувстве и в прозе, и в стихах. Во скольких поэмах воспето оно – уникальное, неповторимое, ни на что не похожее состояние души!
А вопрос о том, что такое любовь как был, так и остаётся актуальным и по сей день. До сих пор человек ломает голову над тем, какая сила стоит за ним и почему совершает с людьми странные метаморфозы, бросая их от одного полюса к другому, изменяя в корне восприятие мира, себя, любимых людей, наделяя обладателя этого чувства великой созидательной силой. Либо наоборот разрушительной.
Кто или что является причиной этому явлению, стоит за данными событиями, можно сказать, дирижирует ими?
Как будто великий Маг наделил людей удивительным качеством ЛЮБИТЬ и сделал человека ответственным за то, как распорядиться этим драгоценным даром:
— один становится творцом, другой идёт на преступления,
— одного наделяет силой, мужеством, делает бескорыстным в своих побуждениях, другого – наоборот слабым, безвольным, зависимым от предмета своего вожделения, либо эгоистичным собственником и властолюбцем, готовым на любые действия ради удовлетворения собственного ЭГО,
— одного окрыляет, другого ввергает в уныние и даже депрессию,
— один становится жертвенным, другой же делает жертвой предмет своей любви.
А сколько раз любовь спасала и излечивала обречённых на медленное угасание и смерть больных людей! И это факты из жизни! И их немало.
И так далее… Перечень чудес, творимых этим божественным чувством, длинный. И нет ни одного, даже самого сильнодействующего лекарства, которое по своему эффекту могло бы сравниться с этим, врачующим душу и тело, чувством.
Для того, чтобы разобраться вопросе «Что такое любовь?» и понять, что же это за сила, которая кроется в великом всепоглощающем чувстве и которая приводит к таким абсолютно противоположным явлениям, нам придётся вспомнить, как ни странно, конструкцию человека.
Ведь, именно это понятие нам с детства объясняли неправильно, искажённо, сводя восприятие такого сложного существа, как Человек к упрощённй схеме, представляя его материальным двуногим созданием с головой, руками, телом и прилагаемыми к ним пятью органами чувств.
Поскольку понятие ЧЕЛОВЕК крайне заужено до такого шаблонного обозначения, именно поэтому мы и воспринимаем себя таковыми со всеми вытекающими последствиями. И мы в этом не виноваты.
Но в наших силах разобраться в себе и в этом потрясающем чувстве, подаренном нам Всевышним! Было бы желание! Попробуем?
Ни в одном учебном заведении, включая медицинский институт (а знаю я не понаслышке, так как сама закончила таковой) не изучали на кафедре анатомии и физиологии человека полную конструкцию, включающую как материальную, так и духовную составляющие. Знания ограничивались лишь топографией органов, нервов, мышц и сосудов в теле человека и протекающими в нём химическими реакциями. А напрасно. Поскольку духовная часть реально существует и даже объясняет нам ГДЕ же живёт в человеке это великое чувство, называемое Любовью! Я не буду сейчас вдаваться в подробности, да это и не нужно. Поскольку существует очень наглядный ролик на сайте ю-тюб. За 6 минут и 53 секунды просмотра вы получите об этом исчерпывающую информацию.
Вот ссылка для любопытных:
Мне же хотелось бы отметить, что ЛЮБОВЬ является ДУХОВНОЙ категорией. И поэтому ответить на вопрос «Что такое любовь?» с материальной точки зрения практически невозможно, несмотря на то, что её наличие подтверждается в материальной среде определёнными химическими реакциями, наличием эндорфинов, нейромедиаторов и прочих химических веществ, присутствующих в организме человека и сопутствующих этому уникальному чувству. На физическом уровне — то есть на уровне тела, когда человек испытывает Любовь, происходит прилив сил, идёт мощный всплеск эндорфинов и других гормонов «счастья». Визуально это состояние отражается на лице влюблённого в виде особого сияния глаз, всплеска положительных эмоций, направленных вовне, в частности на предмет обожания.
Но дело в том, что эти химические вещества являются не причиной, а следствием запущенных этим глубинным чувством химических процессов, не зависимо от воли человека.
Разгадка данного процесса кроется совсем в другом. И именно об этом мы сейчас и порассуждаем, если вы не против…
Итак, что же такое любовь?
Почему она воспламеняет сердца людей?
Почему «сводит их с ума»?
Как отличить настоящую любовь от подмены?
Должна ли любовь вызывать грусть, печаль?
Как правильно распорядиться этим чувством, не расплескав по пустякам его главный посыл?
Если рассматривать человека, вопреки расхожему мнению школьных учителей, именно как духовное существо, которое получило на временное пользование своё тело, то становится ясно, что в человеке находится два начала: Духовное и Материальное. Тело нужно душе, лишь, для своего развития, для приобретения необходимых душе навыков. Тело – это практически инструмент, который при умелом использовании даёт душе бесценный опыт и помогает достичь определённых вершин.
А Любовь, как чувство, играет в этом процессе самую главную роль.
Наш жизненный путь можно смело назвать «испытанием любовью».
Тот, кто хоть однажды испытал это чувство, приобрёл свой бесценный личный опыт.
Есть существенные различия между поверхностными чувствами, исходящими от материи и глубинными чувствами, исходящими от духовного, то есть истинным чувством проявления высшей Любви.
Настоящее духовное чувство безгранично, безусловно, безоговорочно, бескорыстно. И именно этим качествам нужно научиться здесь на Земле, пока мы находимся ещё в телесной оболочке. Это то, ради чего мы здесь! Потому что, ОПЫТ ПРИОБРЕТАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ, НА ЗЕМЛЕ.
А на Небесах мы лишь пользуемся уже тем, что приобрели, что воспитали в себе, находясь в теле. Это истинное чувство любви в конечном счёте мы принесём Творцу, который создал нас такими и вдохнул в нас это великое чувство, на котором практически держится наша Вселенная.
Но опыт Любви мы приобретаем именно на Земле, даря это чувство своим ближним: родителям, своим избранникам, детям, просто людям.
Что же происходит с нами, пока мы находимся в теле?
Поскольку материальное начало существует в нас на законном основании, (как управленец телесной оболочки), оно участвует в принятии решений. Материальному разуму свойственны такие черты как Эго, собственничество, властолюбие, себялюбие, ревность и другие. И именно эти черты, влияя на чувственную составляющую, искажают собой настоящее чувство, привнося в него страдания. А люди ошибочно принимают эти страдания за сильное чувство, путая его с Любовью и поддаются на его уловки. Они позволяют себя закабалить, либо наоборот закабаляют и шантажируют своим чувством других.
Человек не может разобраться в этих путаных чувствах, в которых смешаны в одну кучу и светлые и тёмные качества. Но многократно усиленные друг другом, они искажённо воспринимаются человеком, как настоящее чувство Любви – ведь, он так сильно страдает! В результате такого опыта, у человека складывается ложное представление о Любви, с которым он идёт по жизни дальше и на которое ориентируется в будущем.
Однако это чувство не имеет никакого отношения к настоящей Любви! И это поймёт только тот человек, который сможет распознать и обуздать в себе эгоистическую материальную составляющую со всеми вытекающими последствиями и позволит своей Любви существовать в чистом виде – то есть в таком, в каком она явилась нам из своего духовного мира.
Если любовь приобретает оттенок печали, страдания, трагедии и другие схожие с ними качества, то это признак того, что вмешалось материальное, которое хочет погрузить Любовь в ржавую, скрипучую телегу негатива, чтобы утянуть её в болото, что по сути и происходит с этим чувством у людей.
Вспомните какое большое и светлое чувство было в начале взаимоотношений, когда всё только начиналось! Сколько положительных эмоций было направлено вовне и гармонизировало мир вокруг влюблённого!
А какое чувство появлялось в конце несложившихся отношений? Утяжелённое взаимными упрёками, ревностью, желанием мести и прочими отрицательными эмоциями, несущими своим обладателям и внешнему миру в ближайшем окружении разрушение, печаль, страдания!
И здесь уже большое значение имеет то, КАК человек выходит из данной ситуации! С каками чувствами собирается жить дальше! Какой «багаж» повезёт с собой в будущее!
Поэтому нам, всем людям планеты, надо научиться воспринимать любой конец отношений, (если таковой наступает), с пониманием и благодарностью за приобретенный опыт любви. Ведь, по сути, как бы тяжело ни было на душе, по большому счёту важна не сама потеря объекта, а вернее, субъекта любви как таковая, а важно приобретение опыта возмужания, умения выходить с достоинством из любых ситуаций, не озлобившись, продолжая любить этот мир, Бога, своих близких. Это и есть положительный опыт Любви – путь, развивающий и закаляющий душу!
Нам важно помнить главное – единственная ценность в этой жизни, которая уйдёт вместе с душой в иной мир к Творцу Вселенной – это ЛЮБОВЬ!
Всё, что было до этого – упражнения в совершенствовании и развитии этого настоящего и глубинного чувства.
Отсюда становится понятным ответ на вопрос: Зачем нужно материальному (физическому) разуму вклиниваться в это святое чувство и разрушать его своими отрицательными эмоциями?
Ответ становится ясен:
Потому что оно никогда не уступит место Духовному. Оно смертно по определению и закончит своё существование вместе со смертью тела. А Душа вечная! Поэтому это противоборство будет всегда. Пока это позволяет сам человек. Пока это решает его ум, а не чистое сознание! Понимая это, нам нужно просто научиться подчинить материальный разум духовному. Потому что добровольно он свои позиции не сдаст.
Каким образом?
Существует только два пути:
Во-первых: держа под контролем свои мысли, ставя материальному разуму заслон. Как бы отфильтровывая эти мысли от духовных. Ведь, вначале рождается отрицательная мысль, которая подтачивает изнутри, (подозрительность, ревность, собственничество, да что угодно) и лишь затем, если дать ей развиться и укрепиться в сознании, возникает отрицательная эмоция, которая требует своего разрешения. То, как человек с этим справится, зависит только от него самого.
Во-вторых: с помощью духовных практик, медитаций, чтением мантр, дыхательных упражнений и т.д.
Справившись с отрицательными эмоциями, человек начинает подчинять себе свой ум, а это шаг на пути к совершенствовнию души.
От этого человек только выиграет, так как поднимется в духовном плане на ступеньку выше.
Итак, прихожу к выводу, что Настоящая Любовь и страдания – несовместимы!
А чувство любви, испытанное в теле на Земле – это не что иное, как приобретенный опыт, раскрытие таланта любить, чтобы прийти в положенный срок с этим чувством к Богу!
Но пока мы – люди живём на Земле, это чувство может сослужить нам большую службу – спасти цивилизацию от гибели.
Поскольку испуская положительные флюиды Любви, человек очищает ими пространство, улучшает энергетику Земли и тем самым спасает планету от негатива.
Кто сказал, что Красота спасёт мир? Нет! Мир спасёт Любовь!
Потому что красота – атрибут, хоть и эстетический, но из материального мира, а Любовь – из Духовного, куда мы все в своё время вернёмся держать ответ перед Творцом!
Сегодня, в наше непростое, но безумно интересное время, Небо подарило людям планеты Земля ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, открывающий двери в будущее, где вместо напророченной гибели цивилизации ожидает вход в Золотое тысячелетие.
Дело за малым – взять этот ключик и открыть им волшебную дверь!
Выбор за нами.
А что думаете об этом вы, дорогие друзья?
Любовь это… Определения понятия любовь для сочинения.
Определение понятия «ЛЮБОВЬ» для сочинения ОГЭ (9.3), ЕГЭ, итогового сочинения по русскому языку и литературе на тему: Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь?Значение слова «ЛЮБОВЬ»
Итак, что такое любовь? Любовь — это1) Чувство глубокого расположения, самоотверженной привязанности.
2) Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство.
Понятие «ЛЮБОВЬ», виды (проявления) любви.
Любовь в широком смысле есть стремление к чему-либо. Фольклор и древние авторы понимают любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется вселенная во всем обилии и различии ее форм и сил.
Возможны разные проявления любви: отношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, взаимная симпатия и дружба, любовь к Отечеству, природе и т. д. В любви человек идеализирует предмет, вызывающий данное чувство. Он, как правило, не замечает очевидные недостатки, бросающиеся в глаза другим людям, тогда как положительные качества получают для него преимущественное значение. Во имя любви человек, движимый этим чувством, оказывается способен на самоотверженность и даже самопожертвование. В том случае, когда объект любви ценят больше самого себя, цена за нее может быть предельно высока. История развития человечества, как и отечественная история, дают множество примеров, когда люди жертвовали жизнью во имя защиты своего Отечества или спасения людей, попавших в беду. Известна трагическая история любви Ромео и Джульетты, описанная в трагедии В. Шекспира, и др.
Любовь – одно из фундаментальных свойств человеческого существа, таких же, как совесть, ум, честь, свобода. Это способ человеческого существования.
ЛЮБОВЬ к людям
ЛЮБОВЬ — нравственное чувство, предполагающее такого рода отношения между людьми, когда один человек испытывает потребность в другом как уникальном и неповторимом существе;Нельзя объяснить возникновение любви с помощью какой-либо причины (красота, ум, сила и т.п.), ибо если такие причины действительно сыграли свою роль, то никакой любви нет, а есть только ее имитация. Всегда найдутся сотни, тысячи людей более красивых, умных и сильных, и непонятно, какой критерий выбора, почему я остановился именно на этом человеке, а не на другом. Любят не за что-то, любят, потому что любят, хотя психологически любовь всегда объясняют конкретными причинами, и любящий искренне верит в то, что его избранник самый достойный. Многие мыслители подчеркивали примат любви над теоретическим научным познанием. Любовь не только конституирует человека как личность, но и явл
20 попыток писателей ответить на вопрос «что такое любовь?» | Fresher
Казалось бы, каждый испытывал это, но никто так и не знает точного ответа. Литература веками изучает человеческую душу, возможно, именно в ней и скрыта разгадка. Приводим попытки писателей за последние 400 лет ответить на вопрос о том, что же такое любовь. «Что есть любовь, как не полное принятие другого человека, каким бы он ни был?» Анаис Нин в письмах к Генри Миллеру. «Любовь — это что-то вроде тумана утром, когда вы просыпаетесь задолго до рассвета. Он исчезает быстро, так и чувства проходят. Любовь — это просто туман, который рассеивается с первым же лучом реальности». Чарльз Буковски в одном интервью. «Любовь — временное помешательство, она извергается как вулкан, а потом стихает. И когда она утихнет, приходится принимать решение. Нужно решить, сплелись ли ваши корни настолько, что и представить невозможно, чтобы вы когда-нибудь разлучились. Потому что это — любовь. Не затаенное дыхание, не возбуждение, не обещания вечной страсти, не поминутное желание близости… Подлинная любовь — то что остается, когда перегорит влюбленность, это и искусство, и счастливый случай». Луи де Берньер, «Мандолина капитана Корнелли». «Любовь — это временное недомогание, которое излечивается свадьбой или удалением пациента от влияний, под действием которых он заболел. Иногда она воистину губительна, но по большей части для лекаря, а не для пациента». Амброз Бирс, «Словарь сатаны». «Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли. Можно радоваться качествам любимого существа только как счастливой случайности. Наконец, любовь свойственна всем возрастам». Cтендаль, «О любви». «Каждый, кто влюбляется, ищет то, чего ему недостает. Поэтому, когда думаешь о любимом человеке, всегда тяжело. Так или иначе. Будто входишь в до боли родную комнату, в которой очень давно не был». Харуки Мураками, «Кафка на пляже». «Ты можешь отказываться от любви, не замечать ее, спутать ее с чем-то, но ты не сможешь избавиться от нее. Я знаю на своем опыте, что поэты правы: любовь вечна». Эдвард Форстер, «Комната с видом». «Никогда не следует судить тех, кого любишь. Настоящая привязанность слепа». Оноре де Бальзак, «Физиология брака». «Застраховаться невозможно, любовь чревата горем. Полюби — и сердце твоё в опасности. Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями, запри в ларце себялюбия. В этом надёжном, тёмном, лишённом воздуха гробу оно не разобьётся. Его уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти. Альтернатива горю или хотя бы риску — гибель. Кроме рая, уберечься от опасностей любви можно только в аду». Клайв С. Люис, «Четыре любви». «Любовь смотрит не глазами, а сердцем; поэтому слепым и изображают крылатого Купидона». Уильям Шекспир, «Сон в летнюю ночь». «Что есть ад? Страдание о том, что нельзя более любить». Федор Достоевский в «Братьях Карамазовых». «Когда кто-то любит тебя, тому есть множество доказательств. Когда ты находишься с этим человеком, ты постоянно видишь и слышишь эти маленькие свидетельства любви, и их становится больше и больше. Это вовсе не одно только внутреннее ощущение, вроде тех, которые называются „откровением“. Есть множество внешних проявлений любви: особый взгляд, нежный голос, забота и различные знаки внимания. Вот это настоящие доказательства». Ричард Докинз в письме своей 10-летней дочери. «Это странная мысль. Но только в те моменты, когда вы видите людей смешными, вы понимаете, насколько сильно вы их любите.» Из автобиографии Агаты Кристи. «Подлинная любовь скачет во весь опор, летит птицей, она быстрее всякой мысли, быстрее даже ненависти и страха». Айрис Мердок, «Монахини и солдаты». «Любовь может повлиять на человека так же, как родители влияют на малыша: часто неуклюже и беспорядочно». Лемони Сникет, «Хрен: горькие истины, которых не избежать». «В человеческих отношениях нет тайны. Тайна есть только в любви». Сьюзен Зонтаг в «Заново рожденная. Дневники и записные книжки». «Любовь зарождается и заканчивается совсем не так, как мы себе это представляем. Любовь — это битва, это война; в любви человек взрослеет». Джеймс Болдуин, «Цена билета». «Из всех форм осмотрительности осторожность в любви наиболее губительна для настоящего счастья». Бертран Рассел, «Завоевание счастья». «Смысл человеческой жизни — кто бы человеком ни управлял, — только в том, чтобы любить тех, кто рядом с тобой, кто нуждается в твоей любви». Курт Воннегут, «Сирены Титана»Что такое любовь: ответы знаменитых психологов
Что такое любовь? Ответ на этот вопрос ищут на протяжении многих лет. Общепринятого трактования слова «любовь» не существует, так как каждый понимает его по-своему. Однако у психологов все же есть свое мнение и некоторые мысли по этому поводу. Какие? Узнаете из статьи.
Источник фото: samosoverhenstvovanie.ru
Любовь: психология, определение, этапы
На Земле едва ли найдется человек, который ни разу не испытывал чувство влюбленности. Даже откровенные циники и самые черствые люди хоть единожды ощущали глубокую симпатию и привязанность к другому человеку, порой не признаваясь в этом даже себе.
На вопрос, что такое любовь, никто не может дать четкого ответа. Одни считают, что это игра гормонов, другие же думают, что это чувство возникает в душе человека.
Как бы там ни было, ни психологи, ни ученые не могут добиться консенсуса и прийти к единому мнению. Большинство из них говорят приблизительно так: любовь — это сильное чувство привязанности к другому человеку, способность совершить ради него любой поступок, при этом не получая взамен никакого материального поощрения.
Источник фото: Sollys.ru
С точки зрения психологии, выделяют три основные версии понятия:
- Любовь — внутренний наркотик, который отравляет организм. Всему виной гормон окситоцин и его «коллеги»: из-за них человеку нужно любить и быть любимым.
- Любовь — это нервное заболевание, вследствие которого ухудшается память, а человек находится в прострации и может совершать бездумные поступки.
- Любовь — это привычка. Людям удобно быть вместе, и они считают себя счастливыми.
Верить этому или нет — решать только вам. Если думаете, что любовь возникает в сердце и живет там всегда, никто не разубедит вас в обратном.
Источник фото: BlogoBlog
Психологи считают, что настоящая любовь проходит такие этапы:
- Влюбленность. Это чувство эйфории от отношений с человеком. Влюбленные словно растворяются друг в друге, не замечая недостатков партнера. Однако этот этап длится недолго, как правило, до первой ссоры или до возникновения совместного быта.
- Пресыщение. Такое чувство наступает сразу же после первого этапа. Если раньше влюбленные не могли прожить друг без друга и дня, теперь у них словно открываются глаза. Партнеры все чаще хотят побыть отдельно и подумать, стоит ли им продолжать отношения.
- Отвращение. В какой-то момент в любимом человеке все начинает раздражать: поведение, манеры, стиль и даже запах. Если не преодолеть этот этап, отношения разрушатся.
- Смирение. В этот период влюбленные притираются друг к другу и мирятся с недостатками, пытаются сглаживать конфликты на ранней стадии.
- Угождение. Теперь люди готовы поддерживать партнера во всех начинаниях и быть вместе не только в радости, но и в горе.
- Дружба. Немного странно видеть этот этап в конце, не правда ли? Однако психологи утверждают, что настоящая любовь невозможна без дружбы. Партнеры должны стать хорошими приятелями и научиться доверять друг другу.
- Любовь. После предыдущих этапов наступает истинная любовь — глубокое, размеренное чувство. В большинстве случаев страсти уходят на второй план, а влюбленные чувствуют себя одним целым.
Стоит отметить, что не все люди проходят именно эти этапы и исключительно в таком порядке. Любовь —чувство сугубо индивидуальное, поэтому предсказать, как она развивается, можно лишь условно.
Источник фото: Google Sites
Известно, что любовь может быть разной. Чаще всего она возникает между мужчиной и женщиной, однако также проявляется по отношению к близким, особенно если это касается детей и родителей.
Во все времена во имя любви совершались бездумные поступки, развязывались войны, совершались убийства и самоубийства. Эта тема была и будет центральной в книгах и киносюжетах. Однако если человек от чувств теряет голову и становится неадекватным, то это скорее не любовь, а болезненная привязанность, так что избавляться от нее нужно как можно скорее.
Читайте также: Красивые слова о любви из книг
Известные психологи о любви
Влюбленный человек был загадкой и вызовом для науки во все времена, ведь порой его поступки и поведение не поддавались никакой логике. Любовь нельзя препарировать и изучить под микроскопом, поэтому ученым и философам оставалось только гадать, изучать и строить теории.
Ученые выяснили, что любовь — это важное чувство для нормального развития личности. Каждому человеку абсолютно точно нужно любить и быть любимым, иначе это негативно сказывается на психике и душевном состоянии.
Источник фото: alexandernikolaevichbiryukov.ru
Расскажем, что о любви думали известные психологи:
- Американский ученый Роберт Стернберг утверждает, что любовь состоит из трех компонентов: страсти, влечения и ответственности.
- Немецкий психолог Эрих Фромм трактует понятие любви как коммерческий союз. По его мнению, партнеры должны брать и отдавать, сопереживать любимому, посвятить его в свои тайны и отдаться чувству без остатка. Все эти действия обязательно взаимны, иначе трудно назвать отношения любовью. Постепенно бурные страсти отходят на второй план, уступая место прочным чувствам, благодаря которым любовь выдерживает все испытания.
- Психолог Артур Петровский считает, что любовь — это истинное увлечение друг другом. Чувства людей видны невооруженным взглядом и открыты для посторонних. Ученый думает, что любовь не терпит лжи и недоверия, а также должна строиться не только на чувствах, но и на поступках. Если человек любит, то это проявляется во всех жизненных ситуациях.
- Гарри Салливан утверждает, что любовь — это когда безопасность и интересы другого человека ставят на уровень выше собственных.
Источник фото: postila.ru
- Джон Готтман считает, что в любви не существует идеальных людей: это иллюзия. Поэтому если один из партнеров пытается слепить из другого совершенство, то ни о какой любви уже речи не идет.
- Генри Дикс говорит: «Любовь не терпит безразличия. Если оно появилось, то любовь исчезает навсегда».
- Эстер Перель утверждает, что в любви нельзя терять самого себя. Не стоит отрекаться от независимости и чувства собственного достоинства, иначе эти чувства обречены на провал. С любовью в жизнь человека приходят умиротворение и счастье.
- У Виктора Франкла свое мнение: «Любовь — это “переживание” другого человека во всем его своеобразии и неповторимости».
В отличие от психологов ученые считают, что любовь — это сугубо физиологический процесс. Поэтому, по их мнению, от этого чувства можно вылечиться, если снизить уровень серотонина в крови.
Исследователи уверяют, что в жизни встречаются люди, которые не способны никого любить. Но дело тут вовсе не в душевных отклонениях: виной всему болезнь гипопитуитаризм, которая блокирует чувства, связанные с влюбленностью.
Известный французский писатель Фредерик Бегбедер утверждает, что любовь живет всего три года. И это не выдумка автора: именно такой срок любви отвели ученые. Они считают, что через три года партнеры привыкают к феромонам друг друга и их привязанность на этом заканчивается.
Источник фото: Xcook Info
Не задумывались, почему во многих фильмах главные герои влюбляются друг в друга, оказавшись в опасной ситуации? Ученые утверждают, что у этого факта есть научное подтверждение: во время стресса мозг выбрасывает адреналин, который очень напоминает гормон любви. В результате человек готов броситься в объятия того, с кем раньше совершенно не представлял себя рядом.
Спорить о том, что такое истинная любовь, можно долго, причем каждый человек склонен верить определенной теории. Поэтому не стоит мучительно искать ответ на этот вопрос: главное, чтобы любовь все же присутствовала в жизни, потому что без нее не обойтись.
А как на вопрос, что такое любовь, ответите вы?
Читайте также: Что такое семья и семейное счастье
Любовь — это… Что такое любовь?
любовьЛюбовь Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.
любовьж.
1.Чувство глубокой привязанности к кому-либо или к чему-либо, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-либо или чего-либо.
2.Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении.
3.Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.
4. разг.Тот, кто внушает такое чувство.
5.Склонность, расположение или влечение к чему-либо.
6.Пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо.
любовьж.Женское имя.
любовьж.
1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте.
2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.
3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.
4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.
люб`овь, любв`и, тв. люб`овью
любовьчувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения Л. к родине. Материнская л. Горячая л. Взаимная л. Этот человек — ее первая л. (первый возлюбленный). Л. с первого взгляда (возникшая с первой встречи). любовь склонность, пристрастие к чему-нибудь Л. к музыке. Л. к искусству.
любовьинтимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии — космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь — эрос — побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь — любовь, свободная от чувственного влечения. Половая любовь в современной ее форме индивидуально-избирательного чувства — результат длительного исторического развития человеческой личности. — (Агапе) Римская (ум. ок.
137), 9-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана, одна из трех дочерей (вместе с Верой и Надеждой) святой Софии Римской. Память в Православной церкви 17 (
30) сентября, в Католической 1 августа и 30 сентября.
любовь ж.
1) а) Чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л. б) Такое чувство, основанное на инстинкте.
2) а) Такое чувство, основанное на взаимной симпатии и половом влечении. б) Отношения двух лиц, взаимно связанных таким чувством.
3) перен. разг. Тот, кто внушает такое чувство.
4) Склонность, расположение или влечение к чему-л.
любви, твор. любовью, ж.
1. только ед. чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости. Братская любовь. Любовь к людям. ||Такое же чувство, основанное на инстинкте. Материнская любовь.
2. только ед. Такое же чувство, основанное на половом влечении; отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством. Несчастная любовь. Счастливая любовь. Неразделенная любовь. Платоническая любовь. (см. платонический). Чувственная любовь. Пылать любовью. Страдать от любви.
3. перен. Человек, внушающий это чувство (разг.). Она была моей первой любовью.
4. только ед. Склонность, расположения или влечение к чему-н. Любовь к искусству. Любовь к работе.
любовьинтимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку ‘непредсказуемое’ выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л., которой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только ‘похоже’ на неё — от эгоистического ‘влечения’, или ‘предпочтения’, или ‘интереса’. ‘Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою’ (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с.
107). Разработанная терминология различных типов Л. существовала в древнегреческом языке. ‘Эрос’ — это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет ‘снизу вверх’ и не оставляющая места для жалости или снисхождения. ‘Филиа’ — это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. ‘Сторгэ’ — это Л.-нежность, особенно семейная, ‘агапэ’ — жертвенная и снисходящая Л. ‘к ближнему’. Осмысление Л. в мифе и древнейших системах философии берёт Л. как ‘эрос’, видя в ней космическую силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифологическом эпосе Гесиода как один из породителей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков . Для Эмпедокла вся история космоса — это противоборство Л. (‘филиа’) как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологически-философское учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греческой мысли в целом с её гилозоизмом . Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения — неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в средневековой философии и отразилось в заключительном стихе ‘Божественной комедии’ Данте : ‘Любовь, что движет солнце и светила’). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной ‘симпатии’ вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее многих мыслителей и поэтов Ренессанса и нового времени (вплоть до И. В. Гёте). Другая линия античной философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге ‘Пир’ чувственную влюблённость и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет которой — абсолютное Благо и абсолютная Красота (отсюда упрощённое житейское выражение ‘платоническая Л.’). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об ‘эротичном’ пути к абсолюту типологически сопоставима с индийской мистической доктриной о ‘бхакти’ — экстатичной Л., представляющей собой один из 4 возможных путей просветления. Но как в индийской традиции трансцендентные восторги ‘бхакти’ стоят рядом с рассудочным и прагматичным гедонизмом ‘Камасутры’ — необычного ‘учебника’ любовных наслаждений, пытающегося дотошно систематизировать и ‘рационализировать’ отношения мужчины и женщины, так и в культуре Древней Греции между плотским ‘эросом’ и абстрактно-духовным ‘эросом’ оставалось мало места для ‘души’, для Л. к конкретному, живому, страдающему человеку, нуждающемуся в помощи, сострадании, уважении. Эллинская любовная лирика, достигшая необычайной тонкости в пластических описаниях, как и в эгоцентрической фиксации аффектов влюблённости, бессильна понять Л. между мужчиной и женщиной как противостояние, спор или гармонию двух личностей. Женщина, отказывающаяся быть простым орудием мужчины в семье или его игрушкой вне семьи, может выступить лишь как персонаж трагедии, наделённый чертами преступницы (Клитемнестра у Эсхила) или иноземки-ведьмы (Медея у Еврипида). С этим коренным пренебрежением к духовному миру женщины связано характерное для античной Греции принципиальное предпочтение гомосексуальной Л., принимавшей самые различные формы (воинское товарищество, взаимоотношения духовного наставника и ученика и т.д.). По известному замечанию Ф. Энгельса, ‘… для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа’ (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 21, с.
79). В этом отношении с Анакреонтом вполне солидарен Платон. Шаг вперёд делает римская любовная поэзия ( Катулл , Тибулл , Проперций , эпизод Дидоны в ‘Энеиде’ Вергилия ), которая открыла в любимой женщине автономную личность, то пугающую своим загадочным своеволием, то вызывающая наряду с влюблённостью нежность и сострадание. Иронически задуманная попытка Овидия создать систематическую и кодифицированную ‘теорию’ Л. оказалась началом традиции, пережившей расцвет в средние века — эпоху схоластики и казуистики. Христианство усмотрело в Л. как сущность своего бога (который, в отличие от богов античной религии, не только любим, но и сам любит всех), так и главную заповедь человеку. Но это была совсем особая Л. (‘агапэ’), не похожая ни на чувственный ‘эрос’, ни на дружбу по выбору (‘филиа’), ни на патриотическую солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, ‘все покрывающей’ и безмотивной Л. к ‘ближнему’ — не к ‘близкому’ по роду или по личной склонности, не к ‘своему’, но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику. Предполагалось, что именно такая Л. сможет побудить любящих принять все социальные дисгармонии на себя и тем как бы отменить их. Но если по отношению к людям предписана снисходящая ‘агапэ’, то по отношению к богу христианская мистика вслед за языческой решается говорить о восторженном ‘эросе’ (такое словоупотребление особенно характерно для неизвестного христианского неоплатоника V века, написавшего так называемые Ареопагитики , и для всей созданной им традиции). Как христианская ‘агапэ’, так и христианский ‘эрос’ имели аскетический характер. Для внеаскетических сфер жизни в позднее средневековье была разработана ‘куртуазная’ теория Л. между мужчиной и женщиной из феодальной среды: такая Л. находит себе место исключительно вне брака (как реальная связь или обожание издали), но подчиняется собственным законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфический культ дамы прошёл через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки . Петрарка изъял традицию одухотворения Л. из сферы феодального быта, передав её образованным городским кругам и соединив её с веяниями Возрождения. ‘Петраркизм’ в Л. и любовной поэзии распространяется в Западной Европе, вульгаризуясь до поверхностной моды на идеализированное чувство. Ренессанс проявляет интенсивный интерес к платоновской теории ‘эроса’, восходящего от эстетики чувственного к эстетике духовного (‘Диалоги о Л.’ Леоне Эбрео, 1501-
02). Спиноза радикально переосмыслил схоластическое понятие ‘интеллектуальной Л. к богу’, выведя его из контекста традиционных представлений о личном боге как субъекте, а не только объекте Л.: это центральное понятие ‘Этики’ Спинозы означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной Л. из этих глубин. Философия энциклопедистов 18 века, полемизируя против аскетизма, подчёркивала радостную естественность чувства Л. и сопряжённый с ним ‘правильно понятый интерес’ индивида (в духе концепции ‘разумного эгоизма’). Недооценивая присущие Л. возможности трагического самоотвержения, она часто смешивала Л. со ‘склонностью’ и ‘благожелательностью’, а счастье с гедонистическим самоудовлетворением. Коррективы были внесены идущим от Ж. Ж. Руссо движением сентиментализма и ‘Бури и натиска’ , подготавливавшим романтизм ; благодаря этому движению накануне и в эпоху Великой Французской революции Л. была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей, воссоединяющий в стихийном единстве ‘то, что строго разделил обычай’ (Ф. Шиллер ). Представители немецкого романтизма ( Новалис , Ф. Шлегель , Ф. Баадер ) и немецкого классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг , молодой Гегель ), возрождая платоновскую философию ‘эроса’, толковали Л. как метафизический принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. С этой гносеологизацией проблемы Л. у романтиков соседствует вникание в ‘тёмную’, ‘ночную’, иррациональную психологию Л., порой предвосхищающее психоанализ , и подчёркнуто глубокомысленное, философски разработанное возвеличивание чувств, стихии (например, в ‘Люцинде’ Ф. Шлегеля). Так романтический идеал Л. колеблется между экзальтацией и аморализмом , сливая то и другое воедино; немецкая романтика и общеевропейский ‘байронизм’ предпринимают реабилитацию легендарного Дон Жуана как носителя тоскующей Л. к невоплощённому совершенству, во имя этой Л. разрешившего себе систематическую бесчеловечность к ‘несовершенным’ возлюбленным. Эта сторона идеала романтиков была к концу 19 века доведена до логического предела в доктрине Ф. Ницше о ‘Л. к дальнему’ (в противоположность ‘Л. к ближнему’): здесь на место конкретной Л. к человеку, который есть, ставится внутренне пустая Л. к сверхчеловеку, которого нет. Важнейшая линия осмысления Л. на протяжении 19 века связана с противопоставлением её ‘рациональному’ буржуазному делячеству. В предельно обобщённом (и отвлечённом) принципе Л. для Л. Фейербаха лежит родовая сущность человека, подвергающаяся отчуждению и извращению во всех религиях мира. Некоторые мыслители и поэты готовы искать ‘тепло’, недостающее ‘холодному’ и ‘бесполому’, лицемерно-расчётливому миру коммерсантов, в чувственной Л. (мотив ‘реабилитации плоти’, нашедший отголоски в движении Анфантена , у Г. Гейне и ‘Молодой Германии’, в творчестве Р. Вагнера и т.п.). Другие, как Ч. Диккенс и Ф. М. Достоевский, противопоставляют эгоизму принципиальной бесчеловечности Л. как жалость и совесть, Л.-самопожертвование, которая ‘не ищет своего’. Одновременно с этим в пессимистической философии 19 века ставится задача ‘разоблачить’ Л., что было спровоцировано экзальтацией романтиков и подготовлено их собственным ‘разоблачительством’. Для А. Шопенгауэра Л. между полами есть иллюзия, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода. На рубеже 19-20 веков З. Фрейд предпринял систематическое перевёртывание платоновской доктрины Л. Как и Платон в ‘Пире’, Фрейд постулирует принципиальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни; но если для Платона одухотворение ‘эроса’ означало его приход к собственным сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание ‘подавляемого’ полового влечения (‘либидо’). Единственно реальным аспектом Л. (притом всякой, не только половой Л.) объявлен биологический, к нему и предлагается сводить без остатка всё богатство проявлений Л. и творчества. После Фрейда западноевропейский идеализм предпринимает ряд попыток восстановить понимание Л. как пути к глубинной истине и одновременно самой этой истины. В ‘философии жизни’ Л. выступает в качестве одного из синонимов самой ‘жизни’, начала творческой свободы и динамики (так у А. Бергсона понятие ‘порыва Л.’ непосредственно соотнесено с ключевым понятием ‘жизненного порыва’). Поскольку, однако, Л. не сводится к своим стихийным аспектам и не может быть лишена личностного характера, метафизика Л. являлась для многих одним из способов перейти от ‘философии жизни’ к персонализму и экзистенциализму . В этом отношении показательна фигура М. Шелера , видевшего в Л. акт ‘восчувствования ценности’, благодаря которому личность входит в духовное пространство свободы, характеризующей ценностный мир, и впервые по-настоящему становится личностью. Л. есть для Шелера не только единственный модус отношения к ‘ценностям’, но единственный способ познания ‘ценностей’. Мотив абсолютной свободы Л. в смысле её недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер , Г. Марсель ) говорят о Л. как спонтанном прорыве из мира ‘оно’ в мир ‘ты’, от безличного ‘иметь’ к личностному ‘быть’. Вся эта философия Л. развёртывается на фоне острой и достаточно безнадёжной критики ‘отчуждённого’, безличного и безлюбого мира капиталистической цивилизации, стоящего под знаком ‘иметь’. Протест против этого ‘холодного’ мира во имя какого-то ‘тепла’, хотя бы и ‘звериного’, часто облекается на Западе в противоречивую форму так называемой сексуальной революции. Постоянно соседствуя с антиконформистскими, антивоенными и антирасистскими настроениями, она, однако, сама есть выражение отчуждения и стимулирующий фактор легального коммерческого эротизма. С. С. Аверинцев. В марксистской философии Л. трактуется в контексте диалектико-материалистического понимания личности, её духовного мира, соотношения с обществом. Само понятие личности нельзя мыслить вне её эмоциональной жизни, одним из важнейших компонентов которой является Л., проявляющаяся в форме переживания, душевного волнения, оценочного отношения и избирательной активности личности. Во всём многообразии своих форм Л. непосредственно и глубоко затрагивает существенные стороны жизни не только каждого человека, но и общества в целом, выражая собой социально-групповую и общечеловеческую солидарность и будучи источником преданности и даже героизма. Л. с её противоречиями, драматическими коллизиями является постоянной темой мирового искусства и литературы, народного творчества. Л. есть достояние общественно развитого человека. Она имеет свои биологические предпосылки у животных, выражающиеся в родительских и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. История общества, социально-трудовая деятельность, общение, искусство подняли эти биологические инстинкты до уровня высшего нравственно-эстетического чувства подлинно человеческой Л. Л. есть переживание, всегда детерминированное внешним воздействием, которое преломляется через внутренние условия духовной жизни человека, а также через инстинктивные потребности и влечения. Половая Л., по Марксу, есть своеобразное мерило того, в какой мере человек в своём индивидуальном бытии является общественным существом. В результате процесса социализации , приобщения к исторически сложившейся культуре, на основе выработанных в обществе норм и ценностей человек и любит и находит способы удовлетворения этого чувства. Вместе с тем Л. носит глубоко личностный характер. Люди различаются не только по тому, как они любят, но и как они проявляют это чувство. Л. индивидуальна и в каком-то смысле уникальна, отражая неповторимые черты жизненного пути каждого человека, быт и нравы народа, своеобразие определённой культуры, положение определённой социальной группы и т.п. ‘… Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви’ (Толстой Л. Н., Собрание сочинений, 1952, том 8, с.
148). Вместе с тем в этом чувстве у всех людей есть и нечто общее, что и даёт возможность говорить о Л. в предельно обобщённой форме. Известно, что структура эмоциональной жизни сменяется в соответствии со сменой исторических эпох. В связи с этим видоизменяется и чувство Л., которое несёт на себе и печать классовых отношений, и преобразование самой личности как носителя этого чувства, изменение ценностных ориентаций. К. Маркс отмечал, что не только обычные пять чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (любовь, воля и т.д.), одним словом, человеческие чувства, человечность органов чувств возникают только благодаря бытию их предмета, благодаря очеловеченной природе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, с. 593-
594). Ф. Энгельс характеризовал Л. в современной её форме индивидуально-избирательного чувства как сложный продукт длительной истории. ‘Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу… Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет-‘ (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 издание, том 21, с. 79-
80). Специфической характеристикой Л. является и избирательная активность личности, и относительное самозабвение, и бескорыстная самоотдача, и идеализация объекта Л. Духовная близость в Л. ощущается как постоянное мысленное взаимное общение, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в постоянном соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. Л. есть сложная динамическая интеллектуально-эмоционально-волевая система, состоящая из множества меняющихся элементов. Испытывая чувство Л., человек переживает нежность, страсть, желание верности, тревогу и страх, ревность, гнев, радость и пр. В противоположность мимолётному, быстро преходящему чувству увлечения истинная Л. предполагает глубину переживаний, отличается полнотой своего проявления и цельностью, нераздельностью, ‘недробимостью’. Л. не обязательно предполагает взаимность. ‘Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье’ (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с.
620). Л. выявляется в её устремлённости не просто на существо иного пола, а на личность с её уникальностью, которая выступает как нечто необычайно ценное благодаря своим эмоционально-волевым, интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам, как бы восполняющим то, чего ‘не хватает’ любящему человеку. Индивидуальности с их природными и духовными различиями, дополняя друг друга, образуют нечто целое. У Л. нет однозначной объективной ценности, непререкаемой для всех. Один и тот же человек может служить объектом и Л., и ненависти или даже презрения со стороны не только разных людей, но даже одного и того же человека в разное время и в разном состоянии. Ценность объекта Л. определяется его значением для данной личности, для её потребностей, интересов и идеалов, что и создаёт условия для актуализации механизмов Л. Л. общественно развитого человека носит в целом сознательный характер, вместе с тем подчиняясь и власти бессознательных побудительных сил, которые выражают себя и в самом факте рождения этого чувства, и в выборе объекта Л., и в формах своего проявления, хотя в последнем власть разума мощнее. Как избирательное, свободное и вместе с тем органически принудительное выражение природных и духовных глубин личности, Л. ни в своём возникновении, ни в угасании не ‘программируется’ разумом и волей, хотя и находится под их контролем. Л. включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения ‘живой плоти’ и даже немыслима без них ни в своём генезисе, ни по существу. Однако в своих высших проявлениях и плотское начало в Л. обретает черты подлинной красоты и связано с эстетическим наслаждением. Мать любуется своим младенцем, а любящая — возлюбленным. Л. к идее, к творчеству, к родине может также доставлять интеллектуальное, нравственное и эстетическое наслаждение. В СССР в 1920-е годы получила некоторое распространение концепция так называемой свободной Л., против которой резко выступил В. И. Ленин: ‘Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории Lстакана воды’ наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Эта теория стала злым роком многих юношей и девушек… Я считаю знаменитую теорию Lстакана воды’ совершенно не марксистской и сверх того противообщественной. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесённое культурой, будь оно возвышенно или низко… Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи- Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ- Но важнее всего общественная сторона. Питье воды дело действительно индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу’ (‘Воспоминания о В. И. Ленине’, том 2, 1957, с. 483-
484). Л. играет огромную воспитательную роль, оказывая облагораживающее влияние на формирование личности и в филогенезе, и в индивидуальном развитии человека. Это чувство способствует осознанию личностью самой себя, развитию её духовного мира, вызывает порывы к самосовершенствованию, делает личность более богатой, содержательной. Л. — великое украшение человеческой жизни. Она сыграла и играет огромную роль в становлении и развитии искусства, которое в свою очередь всеми своими средствами опоэтизировало Л., придало ей характер чего-то величественного, возвышенного, благородного. Л. составляет нравственную основу брачных отношений (см. Семья ). А. Г. Спиркин. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] И. Ф. Арманд 24 января 1915, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 49, с. 54-57; Бебель А., Женщина и социализм, перевод с немецкого, М., 1959; Стендаль, О любви. Собрание сочинений, перевод с французского, т. 4, М., 1959; Соловьев В. С., Смысл любви, Собрание сочинений, т. 7, СПБ, 1914; Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви, СПБ, 1912; Лосев А. Ф., Эрос у Платона, в сборнике: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891-1916, М., 1916; Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Фрейд З., Очерки по психологии сексуальности, М., 1923; Scheleг M., Das Wesen und die Formen der Sympathie, Bonn, 1931; Fromm E., The art of loving, N. Y., 1962; Maisonneuve J., Psycho-sociologie des affinites, P., 1966; Theories of attraction and love, ed. byB. J. Murstein, N. Y., 1972; Wienold H., Kontakt, Einfuhrungund Attraktion, Stuttg.,
1972.
любовьлюбовь, любви, тв. любовью
любовьчувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо чувство расположения, симпатии к кому-либо чувство горячей сердечной склонности, влечение к другому человеку о человеке, внушающем чувство любви (в предыдущем значении) любовные отношения внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо пристрастие к чему-либо, предпочтение чего-либо
любовьженское имя название ряда белорусских, российских и украинских малых населённых пунктов
ЛЮБОВЬ — это… Что такое ЛЮБОВЬ?
любовь — Любовь … Словарь синонимов русского языка
ЛЮБОВЬ — это эгоизм вдвоем. Перефразированная Жермена де Сталь Любовь это взаимное святотатство. Кароль Ижиковский Любовь это попытка мужчины удовлетвориться одной единственной женщиной. Поль Жеральди Любовь это краткий промежуток времени, когда лицо… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на др. личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку… … Философская энциклопедия
Любовь — Любовь ♦ Amour «Любить значит радоваться», – утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, 2). Но в чем различие между радостью и любовью? В том, что любовь, как учит Спиноза, «есть удовольствие, сопровождаемое идеей внешней [или, добавил бы … Философский словарь Спонвиля
любовь — (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо… … Словарь синонимов
любовь — 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (Л. к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). ; 2) и … Большая психологическая энциклопедия
ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, любви, твор. любовью, жен. 1. только ед. Чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. Любовь к родине. || Такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии,… … Толковый словарь Ушакова
Любовь — ови, жен. Слав.Производные: Люба; Любава; Любаня; Любаха; Любаша; Любуся; Люся; Буся; Любуша.Происхождение: (Заимств. из ст. сл. яз., где появилось как калька с греч. имени Charis. От charis любовь.)Именины: 30 сент. Словарь личных имён. Любовь… … Словарь личных имен
ЛЮБОВЬ — ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного… … Современная энциклопедия
ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме любовь эрос побудительная сила духовного восхождения; … Большой Энциклопедический словарь
ЛЮБОВЬ это что такое ЛЮБОВЬ: определение — Педагогика.НЭС
Любовь
высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего свой объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, матери, детям, музыке и т.д.). Л. между полами, между людьми различается оттенками переживаний: асексуальное влечение (агапэ) – сильный интерес к другому человеку с элементами самоотречения; любовь-дружба – нежность, которую мы чувствуем к тому человеку, жизнь которого тесно переплетена с нашей собственной;
Оцените определение:
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЛЮБОВЬ
интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода, с другой стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви», свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком, так же как и людей ме,жду собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей — и на друзей, и на врагов). В этике любовь — это добродетель личности в отношении другой личности. Личная любовь является для личности дополнением к ее ценности, приданием смысла ее бытию.
Оцените определение:
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
ЛЮБОВЬ
напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что Л. между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в Л. приводят к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить — одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем.
Оцените определение:
Источник: Педагогический словарь
ЛЮБОВЬ
По мысли В.С. Соловьева – «любовь с точки зрения нравственной философии есть сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в любви родительской; 2) благоговение, преобладающее в любви сыновней и вытекающей из нее религиозной; 3) исключительно присущее человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми элементами – жалостью и благоговением – образует человеческую форму половой или супружеской любви». В обыденном смысле любовь есть естественная привязанность одного лица к другому, с последующим желанием разделять все прелести, а также и возможные невзгоды совместного положения. Любовь есть готовность жертвовать всем, не исключая самой жизни, если это необходимо для блага близких человеку людей. От любви наступает зависимость достоинств и душевных сил человека, направляющих его действия и поступки в строгом соответствии с требованиями нравственного закона. Любовь к ближним служит для человека источником, нравственным началом всех благих и добрых начинаний. Любовь является нравственной основой человеческого общества. От силы любви зависит сила согласованности и сила действий, убеждений людей. Посредством любви происходит насаждение и поддержание в обществе мира, дружбы и согласия между его членами. И наоборот – чем м