Что такое методология в психологии: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ – Урок 2. Методы психологии

Методология психологических исследований | Диплом по психологии

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Шпаргалка по Методология психологии (стр. 1 из 5)

1.Методология как наука. Понятие метода, методологии и методики.

Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний.

Метод – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, определяющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Методология – как метод в широком значении и как путь познания.

Методология – особая форма рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ познания при данном способе его организации.

Методика – конкретная реализация метода, применяемая к целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию.

2.Структура и функции методологического знания.

Структура имеет 3 уровня:1.) Уровень общенаучных принципов и форм исследования – предполагает глобальные теории, которые характерны для всех наук. 2.) Уровень конкретно-научной методологии. 3.) Уровень методики (техники исследования)

Функции методологического знания: 1.) Дескриптивный пласт (дескрипт-описание) – идет работа над уже полученными данными. К дескриптивным функциям относится: — катализация или стимулирование процесса познания; — интеграция и синтез; — выработка стратегии развития науки; — мировоззренческая интерпретация результата. 2.) Нормативный пласт – рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

3.Типы знания. Понятие научного знания.

1. Духовно-практический способ освоения мира – мифология, соединение реального и идеального. Включает: 1.) Мифы – предание, рассказ, слово.Слово и объект в нем реальны. 2) Мудрость – область специфических знаний, которая основывается не только на рациональности, но и включает элементы нравственного, художественно-эстетического, эмоционального, практического отношения к реальности. 3) Мораль – система апробированных опытом норм, правил и оценок, общих требований, отражающих и конструирующих реальность.

2. Художественно-эстетическое освоение мира.

3. Донаучное (обыденное) знание – несистематичность и бездоказательность, принципиально бесписьменный характер, не требует специальной подготовки (пословицы и поговорки, личный опыт).

4. Вненаучное знание – знания, которые не согласуются с общепринятыми стандартами научного рассуждения (лженаука, паранаука). 4. Научное знание

5. Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленное на познание и преобразование объективной реальности и имеет своим результатом целенаправленное отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные законы.

Научные знания — это сведения, полученные в результате научных изысканий я характеризующиеся высокой степенью достоверности (доказанности и надежности), возможностью проверки, теоретической обоснованностью, включенностью в широкую систему научных знаний. Характерной особенностью научных данных, как и вообще научных знаний, является их от­носительная истинность, то есть возможность их опровержения в результате научной критики.

4.Особенности научного познания. Критерии и принципы научного знания.

Особенности научного познания. 1. Обнаружение объективных законов действительности. 2. Целью является объективная истина. 3. Основная цель прогностическая для дальнейшего практического освоения действительности. 4. Системность. 5. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов. 6. Знание, претендующее на научность нуждается в возможности эмпирической проверки. 7. Использование научного оборудования, специфических материальных средств, идеальных средств-логика, системный анализ, мат.методы. 8. Постоянная методологическая рефлексия. 9. Выработка специализированного научного языка. 10. Специфика научного сообщества и субъекта.

Принципы научного знания. 1. Верификация – (Шлик, Карнап) любые теоретические высказывания должны быть подвержены эмпирической проверке. 2. Принцип фальсификации– (Карл Поппер)

Критерии научного знания: 1. Объяснительная сила – теория, объясняющая много фактов обладает большей объяснительной силой. 2. Эвристическая ценность– чем больше фактов теория объясняет тем больше ее эвристическая ценность. 3. Прогностическая ценность.

5.Социокультурные предпосылки возникновения и основ­ные этапы исторической эволюции науки.

1. Пранаука (донаучный) – 7-4 века до нашей эры. Благодаря рабству. Демократия – свобода слова, и аргументации. Обучения нет, все на наглядном уровне. Письменность с целью сбора долгов. Выделение касты писцов и жрецов, которые обладали знанием. Формируется жилическая наука – знания получаемые эмпирическим путем. Начало выработки методов исследования. Истинность уже не принимается на веру, проверяется на практике.

2. Протонаука (развитие науки) – с 4 по 16 век. Рабская наука– слой рабов, который обладает знаниями – инженеры, школьная наука, элитарная наука– люди владели знаниями о философии.. Формирование исследовательской программы – Аристотель «Об уничтожении и возникновении» — описывает какими характеристиками должна обладать наука: 1) научно познать явление – раскрыть строение и причины; 2) познание начинается с анализа; 3) анализ подтверждается синтезом; 4) быть неистощимым на опровержения. Формируются первые теории – астрономия Птолемея и геометрия Евклида. Элитарная наука мало опиралась на эмпирику. Средневековье. Ряд открытий. Формирование книгопечатания. Главный принцип – теология есть высшая наука, поэтому наука существовала только в монастырях.

3. Преднаука. 16-17 века. Буржуазные революции. Уменьшение роли религии. Факт важнее авторитета. Формируется менталитет учёного. Складывается система приборов. Развитие наук – химия, алгебра, механика.

4. Наука. 1) Доклассический, 17-18 век – складывается понятий аппарат науки, возникают научные понятия, термины, формируется дедуктивная и индуктивная логика. Формируется цельная научная картина мира и мировоззрение. 2) Классический, 18-19 век. Окончательно завершается отделение науки от религии, происходит математизация наук, в частности физики. Особенности: механицизм, материализм, детерминизма, развиваются законы. Появляется история и философия науки. 3) Современный, с последняя четверть 19 века. – война фундаментальных открытий. Появление теории относительности. От наблюдателя зависят получаемые данные. Кризис в физике. Формируются сведения для нового скачка в познании.

6.Понятие оснований науки. Типы оснований науки.

Имеется некое единое научное основание, которое непрерывно – куммулятивизм.

Куммулятивизм – позиция, которая предполагает, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Имеется некое единое научное основание, в процессе развития науки некоторые знания к нему прибавляются.

Антикуммулятивизм (вторая позиция) – ломка и смена оснований науки в процессе ее развития. Процесс научного развития является дискретным.

Смена оснований может происходить на междисциплинарном уровне.

Виды оснований:

1.) Идеалы и нормы познания – выполняют регулятивную функцию, проявляются в общей направленности и оформлении научных работ. Необходимы в начале исследования, строится гипотеза; нормы указывает на типичное усреднённое правило, а идеал на высшую форму; норма претендует на повсеместную реализацию, идеал есть ориентир; норма задаёт пределы пространства для реализации цели; нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы относительно устойчивы.

2.) Философские основания науки образуют принципы, которые обосновывают идеалы и нормы науки и научной картины мира; обеспечивают включение научного знания в культуру. Функции: 1) эвристическая – выработка теоретических и методических правил для нахождения истины; 2) любая идея, чтобы стать частью картины мира должна пройти процедуру философского обоснования. Разновидности: 1) онтологические основания – положения о научной картине мира, законах её функционирования и развития; 2) гносеологические – основные принципы познания, соотношение чувственного и рационального; 3) логические – правила абстрагирования, образование понятий; 4) методологические – принципы построения исследований, методы открытия и получения знаний; 5) аксеологические – принятые представления о ценности научных идей, научно-практическая значимость.

3.) Научная картины мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная на системе обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Функции систематизации научных данных.

4* Личностное знание. М. Полани, против научного познания без научного субъекта. Науку делают люди, обладающие мастерством; искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику;

5* Научное сообщество. Т. Кун, при взаимодействии научное сообщество вырабатывает принципы.

7.Научная картина мира. Структура, формы, основные этапы исторического становления НКМ

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная на системе обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. Выполняет функцию упорядочивания и систематизации данных.

Структура картины мира: 1. Центральное теоретическое ядро, является относительно устойчивым. 2. Фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые. 3. Частные теоретические модели, постоянно достраиваемые.

1.4. Методология и методы психологии

Термин «методология» переводится как учение о методе. Методология определяет те принципы. приёмы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности. Её функция двояка: с одной стороны, методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой – в рамках методологии вырабатываются рекомендации, правила, т.е. нормы деятельности и познания.

Понятие «метод» в самом общем виде определяют как способ организации деятельности. В широком смысле к способам относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приёмы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии. Применительно к науке различают философскую, общенаучную и конкретно-научную методологию.

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработке практических рекомендаций. В психологии различают следующие основные методы психологических исследований:

Наблюдение— это один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение, например, обычно применяется там, где наблюдаемые признаки легко могут быть выведены и оценены извне.

Внутреннее наблюдение — это самонаблюдение. Применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления.

Свободное наблюдение — это наблюдение, не имеющее заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения от пожелания наблюдателя. Такое наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стандартизированное наблюдение — это, напротив, такое наблюдение, которое четко, заранее определено в плане того, что наблюдается. Его лучше проводить тогда, если у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение — это наблюдение, где исследователь выступает сам в роли непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Оно проводиться в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе.

Стороннее наблюдение — это способ сбора данных о явлении, не предполагающее непосредственного участия наблюдателя, что позволяет объективно оценить процесс.

Опрос— это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых,, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности экспериментатора и от индивидуальных особенностей испытуемого.

Письменный опрос — это разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Стандартизированный опрос — это опрос, при котором вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками. Такой опрос экономичен во времени и в материальных затратах.

Тестирование— это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Данный метод позволяет определить с известной вероятностью актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, умений, знаний, личностных характеристик.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Различают несколько видов тестов.

Тест-опросник.Он основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание.Предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа используется серия специальных заданий, по итогам которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемых качеств.

Эти два вида тестов применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт — это их положительная сторона. А недостаток в том, что при желании испытуемый может сознательно повлиять на получаемые результаты.

Проективный тестпредназначен для изучения психологических и поведенческих способностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны отрицательное отношение. В основе этих тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознаваемые человеком положительные или отрицательные характеристики он склонен приписывать другим людям, «проецировать» их на других.

Эксперимент— это один из основных методов научного познания. Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Этот метод позволяет сделать выводы о причинно-следственных связях исследуемых свойств личности. Однако организовать и провести такой эксперимент на практике нелегко, поэтому его используют реже, чем другие методы.

Имеются две разновидности эксперимента. Естественный эксперимент организуется и проводится в естественных для испытуемых условиях. При этом экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий. Например, естественный эксперимент может проводиться в привычных условиях — на уроке, дома и т.д. Такая организация исследования исключает напряженность испытуемых и, следовательно, позволяет получить объективные данные об изучаемом психическом свойстве. Лабораторный эксперимент — это исследование в искусственно созданной ситуации. Результаты такого исследования позволяют лучше изучить интересуемое свойство, выигрывают в точности, но зато уступают в естественности. Такой эксперимент проводят в лаборатории, поэтому испытуемые знают, что над ними экспериментируют.

Лекция №2. Проблема человека в психологии. Природа психического. Сознание

Проблема человека в психологии. Человек: индивид, личность, индивидуальность, субъект. Психика человека как предмет системного исследования. Проблема и природа психического.

Проблема сознания в психологии. Основные подходы к проблеме сознания в психологии. Самосознание.

Методология психологии

Здравствуйте, дорогие читатели!
Мы рады приветствовать Вас на образовательном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с целью выяснить, что принято понимать под термином

«МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ»? Жду вашего экспертного мнения.
 
В начале хочется отметить, что предмет психология очень сложный и для наиболее глубокого понимания его необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что лежит в фундаменте. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения, что изучает психология, можем переходить к рассмотрению следующих терминов: ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, МЕТОДОЛОГИЯ.
 
ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ОБЩЕСТВО – это такая форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. МЕТОДОЛОГИЯ
– это наука, которая изучает и определяет те принципы и приемы, которыми руководствуется человек в процессе какой-то деятельности.
 
Как же проявляется методология в психологии? Что входит в ее основные задачи и цели? Для начала давайте отметим, что функция методологии двойственна: с одной стороны, методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, то есть рассмотреть внутренний мир личности, а с другой – в рамках методологии вырабатываются рекомендации, правила, а именно нормы деятельности и познания.
 
Стоит отметить, что методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработке практических рекомендаций. В психологии различают следующие методы психологических исследований:
1.Наблюдение— это один из главных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений.
А) Бывает внешнее наблюдение (способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны) и внутреннее наблюдение (то есть самонаблюдение).
Б) Свободное наблюдение — это наблюдение, не имеющее заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения от пожелания наблюдателя. Такое наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда признаки изучаемого явления заранее не известны самому исследователю.
В) Стандартизированное наблюдение — это, напротив, такое наблюдение, которое четко, заранее определено в плане того, что наблюдается. Его лучше проводить тогда, если у исследователя имеется точный, то есть полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Г) Включенное наблюдение — это наблюдение, где исследователь выступает сам в роли непосредственного участника того процесса, за ходом которого он и ведет наблюдение.
2) Опрос- это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
3) Тестирование- это такой метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Данный метод позволяет определить с большой вероятностью актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, умений и знаний. На этом наше занятие подошло к концу. Рассчитываю, что Вы усвоили, какие существуют методы исследования личности (методология) в психологии. Если же что-то осталось непонятным из этой темы, Вы всегда можете задать интересующий Вас вопрос.  
Желаем удачи и успехов в работе, учебе!

Методология психологии Что делает психологию наукой?

Ученые, изучающие поведение, в том числе и психологи, используют в своей деятельности постулаты о природных закономерностях Вселенной, аналогичные тем, что использовал Галилей. Отличаются только предмет изучаемого вопроса и техническое оснащение исследований, но не научный метод.

Джорж К. Хоманс заметил, что «науку делает наукой ее цель, а не ее результаты: если исследование нацелено на выявление более или менее общих связей между явлениями природы, когда проверка истинности связи заключена, в конечном счете, в самих данных, тогда это наука».

Научное исследование в психологии основывается на том же самом постулате, что и в других научных областях: в основе поведения и мышления лежит некая базовая реальность, которую можно исследовать путем научного анализа. В основе психологического исследования лежит следующий постулат: человек по природе своей система очень сложная, но все же система, которая может быть понята и объяснена посредством научного экспериментирования и рационального анализа проведенных экспериментов.

В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца ХIХ – начала ХХ в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

Применение постулатов научного метода в психологии

Научный метод, применяемый в психологии, как и в других науках, основывается на нескольких допущениях о природе физического и психического мира.

Упорядоченность

Психологическая и физическая природа мира упорядочена, а не случайна или хаотична. Более того, принимается постулат, согласно которому отдельные феномены находятся между собой в системных отношениях и отдельные события следуют друг за другом в упорядоченной последовательности, которая может быть подвергнута наблюдению, описана и предсказана.

Детерминизм

Принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Все события имеют некую причину. Это значит, что психологический феномен имеет первопричину или предыдущие обстоятельства, которые вызвали к жизни какой-либо случай.

Но в отношении психологического детерминизма важно быть предельно внимательным и осторожным: то, что одно происшествие случается прежде другого, не обязательно означает, что первый случай является причиной второго.

Эмпиризм

Определяется, как практика полагаться на наблюдение и экспериментирование, особенно в естественных науках, в которые входит психология. Эмпирическое исследование строится на измерениях (часто выраженных в числовой форме), таких как оценка успехов в обучении, силы убеждения и т.д.

Не все данные, собранные эмпирическим путем валидны. Данные могут не обладать валидностью, если они избирательно подобраны для поддержки заранее составленного мнения или если они упускают важные аспекты проблемы.

Экономия доводов

Ученые предпочитают простые, или экономичные объяснения сложных природных феноменов. Постулат экономии доводов важен для проведения обобщений о более высоких уровнях человеческого поведения – он позволяет ученым экстраполировать от конкретных данных к общим положениям.

Закон экономии доводов важен для формулировки обобщений ряда наблюдений, проведенных на особях одного и того же биологического вида и даже для кросс- видовых исследований.

Методы психологии

Так как целью науки является постижение истины, а способом постижения истины является научное исследование, то психологическое исследование является важнейшей, неотложной частью методологии.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы.

Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.

Методологические основы психологии

Каждая наука для того, чтобы развиваться, должна опираться на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».

Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — наука, учение) —учение об идейных позициях науки, логике ее построения, научных подходах исследования.

Наука представляет собой систему, состоящую из знаний, фактов, законов и методов их исследования. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов.

Выделяют три уровня методологии психологии: общую, специальную и частную (схема 3).
уровни методологии психологии
В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.

Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

  1. Окружающий нас реальный мир материален.
  2. Материя первична, сознание вторично.
  3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.
  4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальную методологию психологии составляют принципы:

  • принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений, это значит, что психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием;
  • принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности, которая является формой активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности;
  • принцип развития позволяет рассматривать психику как продукт развития и в процессе развития;
  • принцип личностного подхода ориентирует исследователей на изучение индивидуально- и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки являются более конкретные психологические подходы, исходящие из общей методологии, отражающие специфику отраслей психологии.

Содержание

Содержание 1

Введение 2

О методологии науки 3

Методология психологии 6

Что делает психологию наукой? 6

Применение постулатов научного метода в психологии 7

Упорядоченность 7

Детерминизм 7

Эмпиризм 7

Экономия доводов 8

Методы психологии 8

Классификация методов психологического исследования 9

Библиография 13

Введение

Почему люди занимаются такой странной областью деятельности как наука? Возможно, на их выбор влияет постоянное переживание дефицита знаний о мире, которое ощущается как непонимание. В конечном счете, ученый – это человек, который может быть иногда, испытывает ощущение достаточности знания, но это переживание тут же сменяется ощущением недостаточности, неполноты, «нестыковки» и побуждает восполнять эту неполноту не только фантазиями, но и каким-либо действием, неважно каким: внутренним, мыслительным, либо внешним. Главное, что свое непонимание исследователь объясняет объективной нехваткой знания о мире.

Кроме того, современная наука – устойчивый социальный институт, гигантская система.

В середине ХХIвека О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: религиозное, философское, позитивное. Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, вырастая, как подросток, из одежды, которая стала тесной, а не как модница, меняющая платья старого фасона на последний крик моды. Старые формы человеческого знания должны неизбежно отмереть и стать предметом исследования историков культуры.

Однако, несмотря на торжество позитивного знания, ХХ век не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о смене доминирования той или иной формы знания в ходе развития цивилизации.

Различные формы знания существуют и развиваются параллельно, как одновременно существуют в живой природе, занимая разные экологические ниши, водоросли и млекопитающие, черви и насекомые.

«Психология» — термин, который может применяться к разным видам человеческой практики и знания.

Во-первых, психология как система обыденных знаний людей о «психике», поведении других людей. Эта «обыденная психология» сегодня стала предметом исследования одной из отраслей научной психологии.

Во-вторых, существует и «философская психология». Вопрос о природе психической реальности является ключевым. В рамках «философской психологии» по сей день, создаются модели психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.

Наконец, под термином психология понимают науку, возникшую в ХIХ веке, — науку о психике как некоторой самостоятельной реальности, которая имеет материальную основу, т.е. является механизмом отражения и регуляции человеческого поведения, и может быть исследована объективными методами.

Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей, что существует такая наука как психология. Она имеет свою методологию, свои методы и пути познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *