Что такое мораль это: что это такое, понятие, нормы и функции морали

Содержание

МОРАЛЬ — это… Что такое МОРАЛЬ?

(лат. moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. ч. mores-обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. понятием этики: от слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своём поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с др. людьми. В 4 в. из этого прилагательного сформировалось существительное moralitas, к-рое, как и греч. слово «этика», содержало два смысла — определённая совокупность человеческих добродетелей и изучающая их наука. Впоследствии этикой стали называть по преимуществу науку, а понятие М. закрепилось за самим феноменом, являющимся предметом науки этики. В ряде европ. языков наряду с лат. термином «М.» появились собств. обозначения, напр. в рус. яз. — «нравственность» (в разговорной речи понятия этики, М. и нравственности употребляются как частично взаимозаменяемые).

М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совм. жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания — их обществ. форма.

Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и её самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.

Т. о., М. — это сознание обязанности человека перед др. людьми (имеется в виду не просто совокупность каких-то конкретных обязанностей, а именно изначальное понимание обязанности в широком смысле, делающее возможным выполнение человеком отд. определённых обязательств). В М. человек, по выражению И. Канта, «подчинён только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (Кант И., Соч. т. 4, ч. 1, с. 274).

Сущность М., связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отноше нию к тебе».

М. не является последней высш. духовной реальностью в жизни человека. Высш. цель человеческой деятельности, названная в древней философии высш. благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высш. благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но её, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высш. цели, т. к. М. непосредственно входит в содержание высш. блага. Так, напр., принято считать, что М. приближает человека к богу, вмеде с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведёт человека к счастью, но и само счастье немыслимо без неё. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.

По отношению к человеческому индивиду М. является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок, к-рые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, междунар. отношениях и т. п.). Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни, М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет Значит. отличия от них. Напр., в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь спец. учреждениями, нравств. требования складываются в практич. жизни, в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок обществ. мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая её нормы и вынося моральные оценки, человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, — объект М. является в то же время её субъектом. Моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравств. поступка, сила личного примера и т. д.). Исторически сложились специфич. системы М. (напр., конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская, пролетарская и др.), имеющие мировоззренч. определённость. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта мн. поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистич. перспективу развития человечества. М. определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.

Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в разл. ситуациях. Наряду с «золотым правилом» нравственности сложились общегуманистич. принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен прежде всего обращать их к себе и только через собств. опыт предъявлять другим. В М. оцениваются не только практич. действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внеш. контроля, опираясь на такие этич. категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и т. п.

М. задаёт личностный образ гармоничных обществ. отношений. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, моральной оценки — самооценка, морального воспитания — самовоспитание. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг — её императивный характер, а совесть — интимно-личностную природу.

Проблема сущности и специфики М. — одна из центральных в этич. науке. Она не имеет единственного и бесспорного решения. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собств. моральной позиции. Теоретич. споры в отеч. этич. науке стимулированы необходимостью преодоления вульгар-но-социологич. схем и идеологич. штампов в этике, осознанием того факта, что М. с её ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Опыт тоталитарных социальных систем свидетельствует, что отрицание общечеловеческой М. ведёт к кризису общества и личности. В условиях развития совр. цивилизации, с увеличением потенц. опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы. Борьба и конфронтация между людьми, обусловленные различиями интересов, мировоззренч. пристрастиями и обществ.-полит. целями, допустимы и могут быть исторически целесообразны и продуктивны только в границах и формах, определённых в их элементарном и всеми признаваемом содержании.

Лит.: Аристотель, Никомахова этика, Соч. в 4 тт. т. 4, М., 1983; Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; мур ДжПринципы этики, пер. с англ., М., 1984; Дробниц-кий О. Г., Понятие морали, М. 1974; Гусейнов А. А., Мораль, в кн.: Общественное сознание и его формы, М. 1986. А. А. Гусейнов.

 

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

что такое в Философской энциклопедии

(от лат. moralis – нравственный) – форма обществ. сознания, совокупность принципов, правил, норм, к-рыми люди руководствуются в своем поведении. Эти нормы являются выражением определ. реальных отношений людей друг к другу и к различным формам человеч. общности: к семье, трудовому коллективу, классу, нации, обществу в целом. Важнейшую специфич. черту М. составляет нравств. оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе, в среде данного класса представления о добре и зле, о долге, справедливости и несправедливости, о чести и бесчестье, в к-рых находят выражение требования к индивиду со стороны общества или класса, обществ. или классовые интересы. В отличие от права, принципы и нормы М. не зафиксированы в гос. законодательстве; их выполнение основано не на законе, а на совести и обществ. мнении. М. воплощается в нравах и обычаях. Устойчивые, прочно закрепившиеся нормы нравств. поведения, переходящие от поколения к поколению, составляют нравств. традицию. В содержание М. входят также нравств. убеждения, чувства и привычки, образующие в совокупности нравств. сознание личности. М. проявляется в поступках людей. Нравств. поведение характеризуется единством сознания и действия.

Согласно историч. материализму, М. является одним из элементов идеологич. надстройки общества. Социальная функция М. состоит в том, чтобы способствовать сохранению и укреплению существующих обществ. отношений или содействовать их уничтожению – путем нравств. одобрения или осуждения определ. поступков и обществ. порядков. Основой формирования норм М. является социальная практика, те отношения, к-рыми люди связаны друг с другом в обществе. Среди них определяющее значение принадлежит производств. отношениям. Люди вырабатывают те или иные моральные нормы прежде всего в соответствии со своим положением в системе материального произ-ва. Именно поэтому в классовом обществе М. носит классовый характер; каждый класс вырабатывает свои моральные принципы. Кроме производств. отношений, на М. воздействуют также исторически сложившиеся нац. традиции, семья и быт. М. взаимодействует с другими составными частями надстройки: гос-вом, правом, религией, иск-вом.

Моральные воззрения людей изменялись вслед за изменениями их социальной жизни. В каждую эпоху общество в целом или составляющие его антагонистич. классы вырабатывали такой критерий М., к-рый с объективной необходимостью вытекал из их материальных интересов. Ни один из этих критериев не мог претендовать на общезначимость, поскольку в классовом обществе не существовало и не могло существовать единства материальных интересов всех людей. Однако в М. передовых обществ. сил содержались элементы общечеловеч. М. будущего. Их наследует и развивает рабочий класс, призванный навсегда покончить с эксплуатацией человека человеком и создать общество без классов. «Мораль истинно человеческая, – писал Энгельс, – стоящая выше классовых противоречий и всяких воспоминаний о них, станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда не только будет уничтожена противоположность классов, но изгладится и след ее в практической жизни» («Анти-Дюринг», 1957, с. 89).

Прогресс в развитии общества закономерно приводил к прогрессу и в развитии М. «…В морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем наблюдается прогресс» (там же). В каждую историч. эпоху прогрессивный характер носили те моральные нормы, к-рые отвечали потребностям обществ. развития, способствовали уничтожению старого, отжившего обществ. строя и замене его новым. Носителями нравств. прогресса в истории всегда были революц. классы. Прогресс в развитии М. состоит в том, что с развитием общества зарождались и получали все большее распространение такие нормы М., к-рые поднимали достоинство личности, ценность общественно-полезного труда, воспитывали в людях потребность служить обществу, солидарность между борцами за справедливое дело.

M. – древнейшая форма обществ. сознания. Она зародилась в первобытном обществе под непосредств. воздействием процесса произ-ва, к-рый требовал согласования действий членов общины и подчинения воли индивида общим интересам. Практика взаимоотношений, складывавшаяся под влиянием жестокой борьбы за существование, постепенно закреплялась в обычаях, традициях, к-рые строго выполнялись. Основой морали были первобытное равенство и свойственный родовому обществу первобытный коллективизм. Человек чувствовал свою неразрывную связь с коллективом, вне к-рого он не мог добывать пищу и бороться с многочисленными врагами. «Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элементом взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род» (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 67). Беззаветная преданность и верность своему роду и племени, самоотверженная защита сородичей, взаимопомощь, сострадание по отношению к ним были непререкаемыми нормами М. того времени, и во имя рода его члены проявляли трудолюбие, выдержку, мужество, храбрость, презрение к смерти. В совместном труде закладывалось чувство долга, на основе первобытного равенства рождалось чувство справедливости. Отсутствие частной собственности на средства произ-ва делало М. единой для всех членов рода, для всего племени. Каждый, даже самый слабый член рода чувствовал за собой его коллективную силу; в этом состоял источник чувства собственного достоинства, свойственного людям того времени.

Классики марксизма-ленинизма указывали на высокий уровень М. в родовом обществе, где, по словам Ленина, общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда держались «…силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода или женщины, в то время часто занимавшие не только равноправное положение с мужчинами, но даже нередко и более высокое, и когда особого разряда людей – специалистов, чтобы управлять, не было» (Соч., т. 29, с. 438).

Вместе с тем было бы неправильно идеализировать М. первобытнообщинного строя и не видеть ее исторически обусловленной ограниченности. Суровые условия жизни, крайне низкий уровень развития произ-ва, бессилие человека перед еще непознанными силами природы порождали суеверия и крайне жестокие обычаи. В роде получил свое начало древний обычай кровной мести. Лишь постепенно исчезал дикий обычай людоедства, долго еще сохранявшийся во время военных столкновений. Маркс в конспекте книги «Древнее общество» указывал, что в родовом обществе развивались как положительные, так и нек-рые отри-цат. нравств. качества. «На низшей ступени варварства начали развиваться высшие свойства человека.

Личное достоинство, красноречие, религиозное чувство, прямота, мужество, храбрость стали теперь общими чертами характера, но вместе с ними появились жестокость, предательство и ф а н а т и з м» (Архив Маркса и Энгельса, т. 9, с. 45).

М. первобытнообщинного строя – гл. обр. М. слепого подчинения непререкаемым требованиям обычая. Индивид еще слит с коллективом, он не сознает себя личностью; отсутствует различие «личного» и «общественного». Коллективизм носит огранич. характер. «Все, что было вне племени, – говорит Энгельс, – было вне закона» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 99). Дальнейшее развитие общества потребовало расширения общения людей и должно было закономерно повести за собой расширение тех рамок, в к-рых действуют моральные нормы.

С возникновением рабовладельч. общества наступил период существования классовой М. Частная собственность подорвала, а затем и разрушила коллективизм родового общества. Энгельс писал, что власть первобытной общности «… была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются воспреемниками нового, цивилизованного, классового общества; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят к его гибели» (там же). Частная собственность освободила рабовладельцев от необходимости трудиться; производит. труд стал считаться недостойным свободного человека. В противоположность обычаям и нравам родового общества, М. рабовладельцев рассматривала социальное неравенство как естественную и справедливую форму человеч. отношений и защищала частную собственность на средства произ-ва. Рабы по существу стояли вне М., они рассматривались как имущество рабовладельца, «говорящее орудие».

Тем не менее новая М. являлась отражением более высокого уровня развития общества и, хотя она и не распространялась на рабов, охватывала гораздо более широкую общность людей, чем род или племя, а именно – все свободное население гос-ва. Нравы оставались крайне жестокими, однако пленных уже, как правило, не убивали. Подверглось нравств. осуждению и исчезло людоедство. Индивидуализм и связанный с ним эгоизм, к-рый пришел на смену первобытному коллективизму и со времен рабовладельч. М. лежит в основе нравственности всех эксплуататорских классов, были на первых порах необходимой формой самоутверждения личности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). Вместе с тем то лучшее, что было создано в нравств. сознании родового строя, не умерло совсем, а получило в новых условиях новую жизнь. Многие из простых норм нравственности и справедливости, зародившихся в родовом обществе, продолжали жить в среде свободных ремесленников и крестьян эпохи рабовладения. Наряду с М. рабовладельцев и ее разновидностью для угнетенных – рабской М. смирения и покорности – возникала и развивалась в массах рабов М. протеста угнетенных против угнетения. Эта М., будившая возмущение бесчеловечными порядками рабовладельческого строя и развившаяся особенно в эпоху его упадка, отражала противоречия, которые вели к крушению рабовладельческого общества, и ускоряла его крах.

В эпоху феодализма характерной чертой духовной жизни было господство религии, церкви, к-рая выступала «…в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Догматы церкви оказывали большое влияние на нравственность и сами имели, как правило, силу нравств. нормы. М., проповедовавшаяся христ. церковью, имела целью защиту феод. отношений и примирение угнетенных классов с их положением в обществе. Эта М. с ее проповедью религ. нетерпимости и фанатизма, ханжеского отказа от мирских благ, христ. равенства людей перед богом и смирения перед власть имущими внешне выступала как единая М. всего общества, но в действительности служила лицемерным прикрытием аморальной практики и дикого произвола духовных и светских феодалов. Для М. господствующих эксплуататорских классов характерно все возрастающее расхождение между официальной М. и практич. М. или реальными нравств. отношениями (нравами). Общей чертой практич. М. духовных и светских феодалов было презрение к физич. труду и трудящимся массам, жестокость по отношению к инакомыслящим и всем тем, кто покушался на феод. порядки, ярко проявившаяся в деятельности «святой инквизиции» и в подавлении крест. восстаний. С крестьянином «…всюду обращались как с вещью или вьючным животным, или же еще того хуже» (там же, с. 356). Реальные нравств. отношения были очень далеки и от нек-рых норм христ. М. (любви к ближнему, милосердия и т.п.) и от рыцарского кодекса того времени, предписывавшего феодалу проявлять верность сюзерену и «даме сердца», честность, справедливость, бескорыстие и т.д. Предписания этого кодекса играли, однако, определ. положит. роль в развитии нравств. отношений.

М. господствующих классов и сословий феод. общества противостояла прежде всего М. крепостных крестьян, отличавшаяся крайней противоречивостью. С одной стороны, века феод. эксплуатации, политич. бесправия и религ. одурманивания в условиях феод. замкнутости вырабатывали у крестьян смирение и покорность, привычку к подчинению, холопский взгляд на духовного и светского феодала как на отца, определенного богом. Энгельс писал, что «…крестьян, хотя и озлобленных страшным гнетом, все же трудно было поднять на восстание.

Их разобщенность чрезвычайно затрудняла достижение какого-либо общего соглашения. Действовала долгая, переходившая от поколения к поколению привычка к подчинению» (там же, с. 357). С др. стороны, жестокая эксплуатация пробуждала в крестьянах чувства стихийного возмущения и протеста, к-рые, хотя и облекались вплоть до 18 в. в религ. форму, давали толчок крест. войнам и восстаниям. Эти последние, в свою очередь, способствовали нравств. развитию крестьянства, пробуждению его классового сознания, выдвижению из крест. среды новых и новых бесстрашных борцов за справедливость. Сама эта справедливость обычно понималась крест. революционерами в духе спартанского равенства. Энгельс указывал, что крест. восстаниям зап.-европ. средневековья, носившим религ. окраску, свойствен плебейский и пролет. аскетизм, к-рый был необходим для того, чтобы низшие слои феод. общества пришли в движение. В недрах феод. общества зарождается и развивается бурж. М. как отражение возникающих и развивающихся бурж. отношений. Эта М., в особенности в ее первоначальных формах, противостоит М. феодалов. Моральные нормы ср.-век. бюргерства и буржуазии эпохи революций 17–18 вв. осуждают паразитич. образ жизни аристократии и в качестве положит. требований выдвигают труд (как средство создания и увеличения богатства), бережливость, скромность, воздержание (как условие накопления собственности), честность (как условие успешной коммерч. деятельности). Эти моральные требования получили религ, освящение в протестантской М. (см. Протестантизм). Нравств. идеал буржуазии воплощался в образе энергичного, деятельного человека, любыми средствами добивающегося успеха, богатства и уважения сограждан. M. поднимающейся буржуазии оправдывала и освящала борьбу против феод. строя. Маркс писал: «…как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» (там же, т. 8, с. 120).

Внутр. противоречивость и эксплуататорская сущность бурж. М. проявилась тогда, когда пришедшая к власти буржуазия оказалась лицом к лицу с поднимавшимся на борьбу пролетариатом. Обещанное бурж. просветителями царство разума и справедливости оказалось на деле царством денежного мешка, усилившим нищету рабочего класса, породившим новые социальные бедствия и пороки (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 241). Бурж. М. с ее претензией на всеобщность и вечность оказалась узкой, ограниченной и своекорыстной М. буржуа.

Осн. принципом бурж. М., определяемым характером бурж. обществ. отношений, является принцип святости и неприкосновенности частной собственности как «вечной» и «незыблемой» основы всей обществ. жизни. Из этого принципа вытекает моральное оправдание эксплуатации человека человеком и всей практики бурж. отношений. Ради богатства, денег, прибыли буржуа готов нарушить любые нравственные идеалы и гуманистич. принципы. Буржуазия, достигнув господства, «…не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426).

В бурж. М. получил свое законченное выражение свойственный в той или иной мере M. всех эксплуататорских классов индивидуализм и эгоизм. Частная собственность и конкуренция разъединяют людей и ставят их во враждебные отношения друг к другу. Если в борьбе против феодализма бурж. индивидуализм еще способствовал в известной мере становлению личности, освобождению ее от феод. и религ. пут, то в период господства буржуазии он стал источником лицемерно маскируемого или открытого аморализма. Индивидуализм и эгоизм ведут к подавлению подлинно человеч. чувств и отношений, к пренебрежению обществ. долгом, подавляют и уродуют развитие личности.

Неотъемлемой чертой бурж. М. является лицемерие, ханжество, двуличие. Источник этих пороков коренится в самой сущности капиталистич. отношений, делающих каждого буржуа лично заинтересованным в нарушении официально провозглашаемых моральных норм и в том, чтобы эти нормы соблюдались остальными членами общества. По образному замечанию Энгельса, буржуа верит в свои нравств. идеалы только с похмелья или когда он обанкротился.

Чем ближе капиталистич. строй к своей гибели, тем антинароднее и лицемернее становится М. буржуазии. Особенно реакц. характер она приняла в совр. эпоху – эпоху крушения капитализма и утверждения коммунизма. Глубокий моральный распад охватил в наибольшей степени верхушку капиталистич. общества – монополистич. буржуазию. Она превратилась в класс излишний и в процессе произ-ва и в обществ. жизни. Для совр. буржуазии характерно отсутствие подлинно нравств. идеалов, неверие в будущее, пессимизм и цинизм. Бурж. общество переживает глубокий идейный и нравств. кризис. Моральная деградация буржуазии особенно пагубно сказывается на молодежи, в среде к-рой растут преступность и аморализм. Историч. обреченность буржуазии воспринимается бурж. сознанием как грядущая гибель всего общества, является источником деградации всех моральных ценностей бурж. общества. Чтобы отсрочить свою гибель, буржуазия прибегает к проповеди антикоммунизма, в к-ром значит. место занимает клевета на героич. М. передовых борцов за мир и прогресс.

Уже на ранних этапах развития бурж. общества в рабочем классе зарождается пролет. М. Она возникает и развивается в борьбе, к-рую рабочий класс ведет против буржуазии, против бесправия и гнета, и формируется затем под воздействием научного, диалектико-материалистич. мировоззрения. Марксистско-ленинская теория впервые дала науч. обоснование цели, к к-рой стремились все угнетенные классы – уничтожению эксплуатации – и открыла пути и средства к достижению этой цели. Осн. черты пролет. М, вытекают из особенностей и историч. роли пролетариата.

Революц. пролетариат сознательно кладет в основу нравств. оценки классовый интерес. «Для нас, – говорил Ленин, – нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (Соч., т. 31, с. 267, 268). Эта борьба, по словам Ленина, налагает на пролетариат великие обязанности и требует от него героизма, самоотверженности и сплоченности не только в национальном, но и в интернацион. масштабе. Вместе с тем борьба за великие цели освобождения нар. масс служит для пролет. борцов источником морального удовлетворения, чувства достоинства, веры в свои силы. Образцом несгибаемого мужества, героизма, непоколебимой веры в нар. массы является самоотверженная борьба пролет. революционеров-коммунистов.

Для М. рабочего класса характерен последоват. коллективизм, к-рый вытекает из экономич. условий жизни рабочего класса, из особенностей его борьбы за освобождение от капиталистич. эксплуатации. Солидарность рабочего класса становится могучей моральной силой в их борьбе за уничтожение капитализма. Победа социалистич. революции, социалистич. преобразования в СССР, а затем и в странах нар. демократии открыли широкую дорогу нравств. прогрессу и сопровождались коренными изменениями в нравств. сознании масс. На основе ликвидации эксплуататорских классов был преодолен нравств. раскол в жизни общества, уничтожены экономич. корни, питавшие бурж. М. Господствующей стала коммунистич. М., являющаяся дальнейшим развитием пролет. М.

К о м м у н и с т ич. М. развивается на базе новых, социалистич. обществ. отношений и в то же время является закономерным результатом нравств. прогресса общества. Она органически включает в себя подлинные этич. ценности, созданные нар. массами в предшествующие эпохи. «Простые нормы нравственности и справедливости, которые при господстве эксплуататоров уродовались или бесстыдно попирались, коммунизм делает нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами. Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками» (Материалы XXII съезда КПСС, 1961, с. 410).

Вместе с тем коммунистич. М. качественно отличается от тех нравств. идей, к-рыми руководствовались в своей борьбе угнетенные классы в обществе, основанном на эксплуатации. Коммунистич. М. – это обобщение нравств. отношений нар. масс, борющихся за коммунистич. переустройство общества под руководством марксистско-ленинской партии. Объективным критерием коммунистич. М. является борьба за укрепление и завершение коммунизма. Коммунистич. М. имеет своей социальной основой обществ. отношения, обеспечивающие единство личных и обществ. интересов людей. Это М. освобожденного труда, перед к-рым открылись необозримые горизонты развития подлинно человеческих качеств и способностей.

Этим определяются характерные черты коммунистич. М. и содержание ее осн. принципов. Коммунистической М. свойствен глубокий оптимизм, жизнеутверждающая сила, вера в победу сил прогресса и торжества светлых нравств. идеалов. Коммунистич. М. высоко поднимает достоинство человека, веру в его возможности и разум. Не менее характерной чертой коммунистич. М. является пронизывающий все ее нормы и принципы последоват. гуманизм.

В коммунистич. М. получает дальнейшее развитие социалистич. коллективизм, взаимопомощь членов социалистич. общества в труде, в обществ. начинаниях, в учебе и быту. Этот моральный принцип, всесторонне развивающийся в период развернутого строительства коммунизма, опирается на подлинный коллективизм обществ. отношений. Благодаря господству социалистич. собственности на средства произ-ва достоянием нравств. сознания членов общества становится та простая истина, что «… интерес, благо, счастье каждого в отдельности неразрывно связаны с благом остальных людей» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 535).

Вопреки клеветнич. утверждениям бурж. идеологов, коммунистич. М. не требует растворения личности в коллективе, подавления личности. Наоборот, принципы коммунистич. М. открывают широкий простор для всестороннего развития и расцвета личности каждого трудящегося человека, потому что только при социализме «…самобытное и свободное развитие индивидов перестаёт быть фразой…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 441). Одним из условий развития высоких нравств. качеств личности (чувства достоинства, мужества, принципиальности в убеждениях и поступках, честности, правдивости, скромности и т.п.) является деятельность индивида в социалистич. коллективе. В сов. обществе, строящем коммунизм, мн. миллионы трудящихся участвуют в управлении гос. делами, проявляют творч, инициативу в развитии социалистич. произ-ва, в борьбе за новую жизнь.

Для нравств. отношений социалистич. общества характерно новое отношение к обществ.-полезному труду, к-рый оценивается обществ. мнением как высоконравств. дело (см. Коммунистический труд). Нравств. качеством сов. людей стала забота об обществ. благе, высокое сознание обществ. долга. Сов. людям свойственны любовь к социалистич. Родине и социалистич. интернационализм.

Победа социализма утвердила новые нравств. отношения в быту людей, в их семейной жизни, положила конец угнетенному положению женщины.

Семейные отношения в социалистич. обществе освобождаются от материального расчета, основой семьи становятся любовь, взаимное уважение, воспитание детей.

Коммунистич. М. социалистич. общества, строящего коммунизм, представляет собой стройную систему принципов и норм, нашедших обобщенное выражение в моральном кодексе строителя коммунизма. Эти принципы и нормы утверждаются в жизни сов. общества в борьбе с пережитками капитализма в сознании людей, с чуждыми сов. обществ. строю моральными нормами старого общества, к-рые держатся силой привычки, традиции и под влиянием бурж. идеологии. Коммунистич. партия рассматривает борьбу с проявлениями бурж. морали как важную задачу коммунистич. воспитания и считает необходимым добиться, чтобы новые нравств. нормы стали внутр. потребностью всех сов. людей. Новые моральные нормы порождаются самой жизнью социалистич. общества и являются отражением новых общественных отношений. Но для того чтобы они стали достоянием всего народа, необходима настойчивая, целеустремленная идеологическая и организаторская работа партии.

Свое полное развитие коммунистич. М. получит в коммунистич. обществе, где нравств. отношения будут играть роль гл. регулятора человеч. поведения. Вместе с совершенствованием коммунистич. обществ. отношений будет постоянно совершенствоваться и коммунистич. М., будет все больше раскрываться красота подлинно человеческих нравственных отношений.

В. Морозов. Москва.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Φ., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; В. И. Ленин о морали, М.–Л., 1926; В. И Ленин о коммунистической нравственности, 2 изд., М., 1963; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи, [М. ], 1954; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Мораль как ее понимают коммунисты, [Документы, письма, высказывания ], 2 изд., М., 1963; Шопенгауэр Α., Свобода воли и основы М., 3 изд., СПБ, 1896; Бертело М., Наука и нравственность, М., 1898; Летурно Ш., Эволюция М., 1899; Брюнетьер Ф., Иск-во и нравственность, СПБ, 1900; Ηицше Ф. В., Происхождение морали, Собр. соч., т. 9, М., [1902 ]; Каутский К., Происхождение Μ., Μ., 1906; Крживицкий Л. И., Происхождение и развитие нравственности, Гомель, 1924; Луначарский А. В., М. с марксистской точки зрения, X., 1925; Марксизм и этика. [Сб. ст. ], 2 изд., [К. ], 1925; Ярославский Ε., Μ. и быт пролетариата в переходный период, «Молодая Гвардия», 1926, кн. 5, с. 138–53; Лафарг П., Исследования о происхождении и развитии идей: справедливости, добра, души и бога, в кн.: Лафарг П., Экономич. детерминизм Карла Маркса, 2 изд., М.–Л., [1928 ]; Морган Л. Г., Древнее общество, 2 изд., Л., 1935; Калинин М. И., О моральном облике нашего народа, 2 изд., М., 1947; Карева М. П., Право и нравственность в социалистич. обществе, М., 1951; Волгин В. П., Гуманизм и социализм, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы коммунистич. Μ., Μ., 1955; его же, Основы марксистской этики, М., 1961; Буслов К., В. И. Ленин о классовой сущности морали, «Коммунист Белоруссии», 1957, No 6; Колоницкий П. Ф., М. и религия, М., 1958; Мухортов H. M., Некоторые вопросы коммунистической М. в связи с проблемой необходимости и свободы, «Тр. Воронеж. ун-та», 1958, т. 69, с. 187–201; Кон И. С., М. коммунистич. и М. буржуазная, М., 1960; Бакшутов В. К., Моральные стимулы в жизни человека, [Свердл. ], 1961; Εфимов Б. Т., Коммунизм и М., К., 1961; Прокофьев В. И., Две M. (M. религиозная и М. коммунистич.), М., 1961; Штаерман Ε. Μ., М. и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961; Марксистская этика. Хрестоматия, сост. В. Т. Ефимов и И. Г. Петров, М., 1961; Баскин М. П., Кризис бурж. сознания, М., 1962; Бёк Г., О марксистской этике и социалистич. М., пер. с нем., Μ., 1962; В человеке все должно быть прекрасно. [Сб. ст. ], Л., 1962; Курочкин П. К., Православие и гуманизм, М., 1962; О коммунистич. этике. [Сб. ст. ], Л., 1962; Селзам Г., Марксизм и М., пер. с англ., М., 1962; Уткин С., Очерки по марксистско-ленинской эстетике, М., 1962; Xайкин Я. З., Нормы права и М. и их связь при переходе к коммунизму, «Уч. зап. Тартуского ун-та», 1962, вып. 124, Тр. по философии, вып. 6, с. 94–123; Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, М., 1963; Журавков М. Г., Важнейший принцип коммунистической морали, «Вопр. философии», 1963, No 5; Иванов В. Г. и Рыбакова Н. В., Очерки марксистско-ленинской этики, [Л. ], 1963; Садыков Ф. Б., Коммунистич. нравственность, [Новосиб. ], 1963; Шварцман К. Α., «Психоанализ» и вопросы М., М., 1963; Златаров Α., Морал и наука, в кн.: Златаров Α., Очерки по философия на биологията, София, 1911, стр. 46–105; Schweitzer Α., Civilization and ethics, 3 ed., L., 1946; Oakley H. D., Greek ethical thought from Homer to the stoics, Bost., 1950; Draz Μ. Α., La morale du Koran, P., 1951; Lоttin D. O., Psychologie et morale aux XII et XIII siècles, t. 2–4, Louvain–Gembloux, 1948–54; Сarritt E. F., Morals and politics. Theories of their relation from Hobbes and Spinoza to Marx and Bosanquet, Oxf., [1952 ].

Л. Азарх. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Константинова.1960—1970.

Мораль 🐲 СПАДИЛО.РУ

Мораль – это особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им.

Символически муки морального выбора часто изображают в виде ангела и демона, призывающих человека стать на путь добра или зла.

Отличия норм морали от обычаев и норм права:

  1. Следование моральным нормам – это свободный, осмысленный выбор каждого человека. В отличие от морали, обычаи и нормы права требуют беспрекословного подчинения.
  2. Мораль универсальна, в то время как законы и обычаи различны для разных стран, эпох, народов.
  3. Мораль основана на чувстве долга и справедливости, в то время как обычаи часто соблюдаются по привычке, а предписания закона выполняются из страха перед наказанием.

Наукой до сих пор не решен вопрос о происхождении морали, но существует несколько обоснованных теорий:

  1. Натуралистическая. Сторонники этой теории считают, что мораль – это лишь осознанное дополнение, усложнение животных инстинктов, такой же инструмент в борьбе за выживание. Социальное в данной теории является только логическим продолжением биологического.
  2. Религиозно-идеалистическая. Предполагается, что мораль дана человеку высшими силами, Богом. Например, христиане следуют десяти заповедям, данным Богом Моисею, буддисты — восьмеричному пути, положения которого сформулированы Буддой.
  3. Социологическая теория предполагает, что мораль возникла как феномен, свойственный только обществу, в процессе развития трудовых и межличностных отношений, и целью морали было их регулирование. Параллельно с усложнением общества появилась необходимость распределять прибавочный продукт, происходило разделение труда, вычленение родов внутри племен. Все это сопровождалось созданием правил, регулирующих новые общественные отношения.

Мораль составляют отдельные моральные нормы – то есть единичные предписания, скорее рекомендательного характера, например, «не укради» или «почитай отца и мать». Формулировки моральных норм коротки и просты, легко доступны для понимания любому человеку, однако следовать им на практике может оказаться нелегко, жизнь в соответствии с моральными нормами требует значительных нравственных и иногда физических усилий.

Моральные нормы и ценности получают выражение в моральных принципах. К таким принципам относятся:

Гуманизм, то есть человеколюбие, которое проявляется в доброжелательности, учтивости по отношению к окружающим, готовности прийти на помощь, защитить чужие права.

Коллективизм проявляется в умении человека соотносить собственные потребности и интересы с потребностями и интересами общества.

Принцип трудолюбия реализуется через признание социальной ценности труда, самореализацию через труд.

Следовать принципу патриотизма – значит с уважением относиться к своей родине, гордиться достижениями своего народа.

Как и любой другой социальный институт, мораль выполняет в обществе ряд важных функций:

  1. Оценочная. В первую очередь, именно благодаря морали мы положительно или отрицательно оцениваем то или иное событие. К примеру, с точки зрения морали мы негативно оцениваем Вторую Мировую войну.
  2. Мировоззренческая. Мораль создает систему ценностных ориентиров (норм, идеалов, оценок), которые позволяют соотнести с ними события, происходившие и происходящие в мире.
  3. Познавательная. Мораль помогает человеку ориентироваться в окружающих его многообразных культурных ценностях. Особенно эта функция важна в современном мире, когда каждый самостоятельно должен определить свое отношение ко множеству разных явлений и процессов, например, к фашизму, феминизму, гуманизму.
  4. Регулятивная. Хотя за нарушение норм морали не предусмотрено наказание, они все же оказывают значительное влияние на поступки людей, регулируют многие процессы, происходящие в обществе, и те общественные отношения, которые не регулируются законодательно. Например, нет официального наказания за плохое обращение с животными, и только моральные принципы помогают человеку выбрать способ общения с «братьями меньшими».
  5. Воспитательная. Мораль – это еще и весь опыт человечества, концентрированный в простых формулировках. Именно с позиций норм морали воспитывается большинство людей. Еще в детстве нам всем объясняли и на примерах показывали, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

моральный — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.мора́льныймора́льноемора́льнаямора́льные
Рд.мора́льногомора́льногомора́льноймора́льных
Дт.мора́льномумора́льномумора́льноймора́льным
Вн.   одуш.мора́льногомора́льноемора́льнуюмора́льных
неод.мора́льныймора́льные
Тв.мора́льныммора́льныммора́льной мора́льноюмора́льными
Пр.мора́льноммора́льноммора́льноймора́льных
Кратк. формамора́ленмора́льномора́льнамора́льны

мо-ра́ль-ный

Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — мора́льнее, мора́льней, помора́льнее, помора́льней.

Производное: мораль ➔ мораль + н + ый (суффиксальный).

Корень: -мораль-; суффикс: ; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [mɐˈralʲnɨɪ̯] 

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. только полные формы; связанный, соотносящийся по значению с существительным мораль ◆ В результате длительных наблюдений за жизнью людей с этой точки зрения я пришёл к выводу, что сексуальная свобода явилась проявлением и в то же время одной из причин моральной деградации людей. А. А. Зиновьев, «Русская судьба, исповедь отщепенца», 1988–1998 гг. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он считал, что лучше самому испытать несправедливость, чем причинить её другим, что «заботясь о счастье других, мы находим своё собственное» и что «человек любящий божественнее человека любимого», — эти моральные принципы Платона подготовили античный мир к восприятию христианства. Александр Маркович, «На пути к абсолютной морали» // «Вестник США», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. cвойственный морали, характерный для неё ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. соответствующий требованиям морали; высоконравственный ◆ В одних случаях индивид, совершая моральный поступок, может подчинять своё поведение нормам общественной морали и права как некоей силе, которая как долг противостоит его личному влечению; долг осуществляется вопреки личным влечениям и мотивам. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии», Части 4–5, 1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  4. содержащий в себе нравоучение, поучение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. этический, нравственный
  2. ?
  3. высоконравственный, этичный
  4. ?
Антонимы[править]
  1. ?
  2. ?
  3. аморальный, неэтичный, безнравственный
  4. ?
Гиперонимы[править]
  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. нравоучительный, поучительный
Гипонимы[править]
  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. ?

Родственные слова[править]

Список всех слов с корнем «морал⁽ʲ⁾-»[править]
  • существительные: мораль; морализатор, морализаторство, морализация, морализирование, морализированье, морализм, моралист, моралистка, моральность; аморализм, аморалка, аморальность, деморализация; моралфаг, моралфажество
  • прилагательные: моральный; морализаторский, моралистический; аморальный, антиморальный, деморализованный, неморальный
  • глаголы: морализировать, морализовать; деморализовать, деморализоваться, деморализовывать, деморализовываться
  • наречия: морально; моралистически, моралистично; аморально, антиморально, неморально

Этимология[править]

Суффиксное производное от существительного мораль, далее из лат. moralis «моральный, нравственный», из mos (род. п. moris) «нрав, обыкновение, обычай», далее из неустановленной формы. Термин moralis введен Цицероном как калька с др.-греч. ἠθικός «нравственный, этический».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

связанный, соотносящийся по значению с существительным «мораль»
cвойственный морали, характерный для неё
соответствующий требованиям морали; высоконравственный
содержащий в себе нравоучение, поучение

Метаграммы[править]

Библиография[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.мора́льныймора́льноемора́льнаямора́льные
Рд.мора́льногомора́льногомора́льноймора́льных
Дт.мора́льномумора́льномумора́льноймора́льным
Вн.   одуш.мора́льногомора́льноемора́льнуюмора́льных
неод.мора́льныймора́льные
Тв.мора́льныммора́льныммора́льной мора́льноюмора́льными
Пр.мора́льноммора́льноммора́льноймора́льных
Кратк. формамора́ленмора́льномора́льнамора́льны

мо-ра́ль-ный

Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — мора́льнее, мора́льней, помора́льнее, помора́льней.

Корень: -мораль-; суффикс: ; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [mɐˈralʲnɨɪ̯] 

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. связанный с духовной жизнью человека; внутренний, душевный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. духовный, психологический
Антонимы[править]
  1. материальный
Гиперонимы[править]
  1. внутренний, душевный
Гипонимы[править]
  1. ?

Родственные слова[править]

Список всех слов с корнем «морал⁽ʲ⁾-»[править]
  • существительные: мораль; морализатор, морализаторство, морализация, морализирование, морализированье, морализм, моралист, моралистка, моральность; аморализм, аморалка, аморальность, деморализация; моралфаг, моралфажество
  • прилагательные: моральный; морализаторский, моралистический; аморальный, антиморальный, деморализованный, неморальный
  • глаголы: морализировать, морализовать; деморализовать, деморализоваться, деморализовывать, деморализовываться
  • наречия: морально; моралистически, моралистично; аморально, антиморально, неморально

Этимология[править]

Суффиксное производное от существительного мораль, далее из лат. moralis «моральный, нравственный», из mos (род. п. moris) «нрав, обыкновение, обычай», далее из неустановленной формы. Термин moralis введен Цицероном как калька с др.-греч. ἠθικός «нравственный, этический».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Что такое объективная мораль и чему она может нас научить?

Обновлено 18 марта 2020 г.

Медицинское освидетельствование: Венди Боринг-Брей, DBH, LPC

Содержание / Trigger Предупреждение: пожалуйста быть рекомендуется, ниже статья мощь упоминание травмы, связанные с темы который включают половой нападение & насилие который мог потенциально быть запуск.

мораль является один из много причины Зачем люди являются уникальный.Мы иметь убеждения и принципы мы пытаться в поддержать, и этот жестяная банка сказать много около нас. наш нравы может варьировать из человек в человек, но большинство из нас все Поделиться аналогичный нравственности. Мы не хотеть в убийство, украсть, ложь, и так на. Там может быть много причины для Зачем мы следовать наш морали, из наш вера в Бог в золотой править, который говорит который мы не хотеть в обращаться кто то как мы не будет хотеть в быть обрабатывали.

Источник: pixabay.com

Там имеет было обсуждение так как в как мораль пришел в быть.В этот Почта, мы воля обсуждать задача нравственности, аргументы для Это, и аргументы против Это.

какой является Мораль?

Там являются много философский интерпретации из нравственности, но Давайте держать Это просто. мораль является наш убеждения над какие является неправильно и какие является право когда Это выходит в наш поведение. мораль жестяная банка приходить из наш религии, философии, или законы. Иногда, мораль является черный и белый, смысл поведение является либо в полной мере хорошо или в полной мере плохой. религиозный мораль как правило, в считать этот путь.Другой раз, мораль может быть Больше серый. лежащий не хорошо моральный действие, но там может быть некоторые экземпляры где лежащий воля причина наименее вред, и следовательно быть Больше просто.

какой является Задача Мораль?

Задача нравственности, в самый простой условия, является вера который мораль является универсальная, смысл который Это не вверх для интерпретация. Некоторые люди может считать из задача мораль так как заповеди из Бог, пока Другой люди может считать вселенная имеет некоторые задача правила мы может следовать.Там являются безусловно некоторые аргументы для задача мораль в быть было. Апологеты для религия воля определять задача мораль согласно в заповеди из их Бог. Другой люди может смотрю в некоторые универсальный законы, такие так как убийство существо плохой.

Задача мораль говорит который мораль существуют в природа, и его как мы мы запрограммировано.

какой является субъективный Мораль?

напротив из задача мораль является субъективный нравственности. субъективный мораль говорит который наш нравы являются все антропогенные, и жестяная банка варьировать из человек в человек.Пока там являются сильный нравы общий по большинство из человечество, такие так как убийство, много нравы являются субъективный так как в будь то или не Oни являются верный или не.

религия довольно часто дает рождение в субъективный нравственности. вера который гомосексуализм является аморальный как правило, в стебель из люди ВОЗ являются очень религиозных, и Oни верить так должное в Это существо по-видимому неестественный и против слово из Бог. Тем не мение, те ВОЗ являются Меньше религиозная может видеть нет моральный проблема так как два соглашаясь взрослые люди из тем же секс в отношения делает не причинить боль кто угодно.

аргументы для Задача Нравственность

Вот являются некоторые аргументы для задача нравственности.

Источник: pixabay.com

религиозный Аргумент

Один ВОЗ считает в Бог считает который наш нравы приходить из Бог, и так как Бог не может изменение или быть сомнение, этот средства который его нравы являются задача. Пока там являются много интерпретации из религиозная тексты, так как хорошо так как много религии, апологеты иметь тенденцию в точка вне универсальный законы Бог имеет сделали, такие так как Десять Заповеди

действие и Следствие

Там являются светский аргументы для задача мораль так как хорошо.Приверженцы верить который там являются много универсальный законы который делать некоторые нравы задача, такие так как убийство. Убийство кто то в холодный кровь, и не так как из самооборона, является не морально оправданный. Это концы человек-х жизнь, болит их семья, и марки ты монстр. Приверженцы из задача мораль верить этот в быть кейс.

ВОЗ постановляет какой моральный является Правильно?

Если кто то имеет моральный код который говорит убийство и кража являются Ладно, кто в сказать Oни являются неправильно? вера является который там имеет в быть что-то в править какие является право или неправильно.

Там Являются Некоторые действия Который Являются аморальный нет Иметь значение Что

Некоторые может верить который там являются некоторые нравы который являются субъективны, но мы иметь нравы который являются Больше задача так как хорошо. Давайте смотрю в концепция из изнасилование. Там не любой аргументы который жестяная банка спорить для Это. С участием убийство, ты мог сказать который Это жестяная банка быть оправданный если человек является больно Другой люди. Тем не мение, там являются не очень много случаи где изнасилование является оправдано, в сказать очень наименее.

аргументы против Задача Нравственность

Там являются довольно несколько аргументы против задача нравственности, и эти включают следующий.

наш мораль Всегда Развивается

Один аргумент против задача мораль предложения с участием факт который какие мы рассматривать в быть моральный и аморальный кажется в изменение с участием время и Это смотря как на где ты жить. Разные страны и вер воля иметь разные нравственности. Там может быть некоторые сходство, такие так как убийство и воровство, но эти приходить из обычно Ручной вера из золотой Правило. Также, эти нравы иметь тенденцию в приходить из сопереживание, который является черта мы в усовершенствованным с участием.

Там являются много убеждения который иметь изменено над время. Однажды, Это был Считается, который рабство был нравственная. Сейчас, рабство является видели так как предосудительным. нравы жестяная банка четный изменение быстро. Просто десять лет тому назад, У.С. вера в гей брак был довольно разные чем какие Это является сейчас.

Также, наш законы изменение в зависимости на нравственности. несколько дней тому назад, много бы сказать Это был аморальный в дым марихуана. Сейчас, наш законы являются изменения в делать марихуана Больше законны. это является должное в переключение отношения и вопрошающий из убеждений.Там являются безусловно законы который не казаться в быть под управлением в мораль так как хорошо, так ты не может Запрос который законы являются задача мораль источник когда Oни жестяная банка изменение, и когда много законы иметь нет моральный основа. Является собирается маленький немного над скорость предел аморально? Несколько бы считать так.

Так как мораль всегда изменения, этот марки люди верить который мораль является субъективны.

Источник: rawpixel.com

Задача мораль Только Крышки Человек Убеждения

В конец, люди являются один виды.Пока много религии верить который мы являются только умный виды, и который наш создатель был сосредоточены на нас и наш действия, кто то ВОЗ является Больше светский может точка в факт который там может быть Другой умный жизнь вне там. какой мы верить в быть объективно правда может не быть в некоторые Другой галактики, если ты верить там является умный жизнь вне там.

Четный без пришельцы, животные иметь разные нравы так как хорошо. Некоторые животные есть их своя так как часть из их жизнь цикл. Почти все из нас являются отвращение над идея из каннибализм.это является моральный несогласованность нашел на этот земной шар.

какой является моральный Жестяная банка Отвод

Давайте смотрю в убийство очередной раз. В наш общество, убийство является плохой. Тем не мение, там являются случаи где общество говорит убийство является Ладно. Для пример, в военное время. Сейчас, ты может считать который стрельба враг является не убийство, так как Вы защиты сами. Тем не мение, много из войны иметь участвует невинный мирное население получение пойманный в перекрестный огонь, и там имеет редко было наказание для который. Это кажется который убийство является Ладно так как длинный так как его для большая хорошо из человечество.

Давайте разговаривать около воровство. это является универсально видели так как плохой вещь в делать. Тем не мение, там являются разные ситуации где кража может быть Количество просмотров Меньше критически. цифровой пиратство имеет довольно с подогревом обсуждение так как в будь то или не его неправильно. Является бездомный человек кража питание из супермаркет который плохой из аморальный действие? Иногда, четный моральный абсолюты может изменение в зависимости на ситуация.

мнение Из Бог Жестяная банка Быть Субъективно

Те ВОЗ сказать который мораль является задача воля перемена в их Бог.Давайте предполагать для момент который Бог из их религия является реальный. какой марки его мораль задача? Так как он является Бог? это появляется в быть аргумент из власть, и Это повышения несколько вопросы. Является Данный богом закон моральный так как его из Бог, или так как Бог марки нас делать Это?

Давайте не забывать который там являются много интерпретации из Бог и его нравственности. Четный в Библия, некоторые может игнорировать некоторые нравы и обеспечивать соблюдение другие. Это все смотря как на ВОЗ является практикующий религия и какие Oни верить.

какой Мы Жестяная банка Учиться из Это

концепция из задача мораль является довольно интересный. Является Это ограниченное в только религиозным? Являются там определенный нравы который являются задача? Так как ты учиться задача мораль и субъективный нравственности, Это делает делать ты считать довольно немного. Мы принимать много из наш нравы и законы для предоставляется, и мы не именно считать около их происхождение, или который иногда, моральный жестяная банка быть обсуждается. возможно правда вранье где-то в средний, где там являются нравы который не изменение, и некоторые который жестяная банка.

это является какие марки Это так очаровательный в быть человек. какой мы найти моральный и аморальный жестяная банка различаются, и его интересный в читать около много разные интерпретации один жестяная банка иметь над какие является моральный и какие является аморально.

Источник: pexels.com

Если ты иметь моральный код который ты хотеть в поддержать, говорящий в Терапевт жестяная банка Помогите ты держать ваш действия в чек. Терапевт жестяная банка выгода ваш мораль в довольно несколько пути. По Ищу терапия, ты жестяная банка делать конечно ваш своя идеалы не будет изменение.

,

Что такое мораль? Факт или мнение?

Что значит быть нравственным? Тему морали можно легко разделить с разных точек зрения среди сострадательных людей схожего социального происхождения. Как только переменные различных культур, религий и личных обстоятельств будут включены в уравнение, анализ моральных прав и несправедливостей даст бесконечный список возможных ценностей. Любая моральная ценность будет верна в глазах смотрящего, но может быть полностью несовместима с ценностью следующего участника.

Так кто же прав? Все они. Ни один из них. Ключ в том, чтобы понять, что не существует универсально правильной системы моральных ценностей . В разбивке по самым основным конструкциям мораль — это просто система, по которой живые существа относятся друг к другу. Нравственные существа обладают чувством сочувствия и внимания к другим, таким образом формируя более успешные и устойчивые общества с высокими темпами воспроизводства и роста.

Любое более сложное объяснение, чем это, обычно основывается на идеях универсальной морали, содержащих смелые суждения об абсолютных моральных правах и заблуждениях.Эти так называемые универсальные моральные стандарты обычно включают в себя многочисленные необоснованные заявления, которые часто используются организованными социальными кругами в качестве оправдания любой программы, которую они поддерживают в то время. Помимо общего сострадания к коллегам, моральные ценности полностью основаны на мнении .

Конечно … это всего лишь мое мнение, и это факт. 😉

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *