Дежа вю (фильм, 1989) — Википедия
Эта статья — о советско-польском фильме 1989 года. О других фильмах под тем же названием см. Дежа вю (фильм); о психологическом феномене см. дежавю; о других значениях термина см. дежавю (значения).«Дежа вю» — советско-польский художественный фильм 1989 года режиссёра Юлиуша Махульского, гангстерская авантюрная комедия-фарс, действие которой происходит в Одессе.
1925 год[1]. В США — «сухой закон». Мафия чикагских бутлегеров разыскивает некоего Мика Нича — Микиту Ничипорука, который оказался стукачом. Выясняется, что он сбежал в советскую Одессу, где организовал «великий самогонный путь» по доставке самогона по побережью Северного Ледовитого океана из молодой страны Советов в Америку.
Для ликвидации предателя нанимается самый знаменитый нью-йоркский киллер — американский гангстер польского происхождения Джон Поллак по прозвищу «Профессор». Под видом профессора-энтомолога, следующего на Суматру ловить бабочек, Поллак прибывает в Одессу под легендой «навестить могилу отца», чтобы выполнить контракт на ликвидацию предателя.
В поисках своей жертвы Поллак попадает в самые невероятные ситуации, связанные со спецификой жизни советской Одессы в эпоху начала построения социализма и Новой экономической политики. Сначала, поскольку он оказывается первым пассажиром рейса Русфлота «Нью-Йорк — Константинополь — Одесса»: ему устраивают шумную и торжественную встречу в порту, навязывают культурную программу пребывания в СССР и приставляют гида — комсомолку Клару Глушко. К тому же его осаждают пионеры и журналисты. Всё это время Джон безуспешно пытается освободиться от совершенно не нужного ему сопровождения. Далее, в гостинице Поллаку вначале повреждают ручку от тележки кофра, которая на самом деле была стволом разобранной и спрятанной в багаже винтовки. Потом его поселяют в номере, который оказывается трёхместным, и Поллак вынужден делить его с харьковским кооператором Петром Мусийовичем Кривонощенко, а позже — ещё и с кооператором Ахмедом из Ташкента.
Обменивая нелегально доллары в булочной, Джон узнаёт в одном из её работников Микиту Ничипорука и передаёт ему посылку с дохлой рыбой. Ничипорук понимает, что на языке чикагской мафии это означает смертный приговор. Подручный Ничипорука Японец, не веря, что в Одессу действительно приехал мафиози, всё-таки советует Миките скрыться в Куяльнике, и пытается расправиться с американским киллером.
В попытке оторваться от гида Клары и в поисках оружия, Поллак натыкается на группу армян, которые принимают его за своего родственника-эмигранта, так как фамилия этой многочисленной армянской семьи — Полакян. Они обещают Джону достать оружие. Армяне спаивают его и приводят на кладбище, где похоронены члены семьи Полакян, в том числе женщина, чью могилу показывают Поллаку, говоря, что это могила его матери, и могилу недавно убитого мужчины, сообщая, что этот убитый — его брат, за смерть которого он должен отомстить.
Джон просыпается утром в поезде среди всё той же многочисленной армянской семьи. Те сообщают ему, что едут в Ереван, так как там скрывается убийца его «брата». Поллак на ходу прыгает из поезда. Ударившись головой и получив ретроградную амнезию, он забывает о своей первоначальной цели и теперь живёт согласно своей легенде — просто как профессор. Ничипорук, снова встретившись с киллером, пытается его убить. В результате Поллак переживает несколько покушений на себя и цепь потерь и возвращений памяти, периодически испытывая дежавю.
После очередной неудачной попытки убийства «Профессора» Японец встречает Поллака в нелегальном казино, расположенном в подвале той же булочной, связывает его и пытает. Освободившись, Поллак всё-таки выходит на след Ничипорука.
Однако, выследив свою жертву, Джон невольно помогает сотрудникам милиции, которые ведут активную борьбу с самогоноварением, арестовать самогонщика. В отделении Поллак узнаёт, что все, кто постоянно попадались ему на глаза, — кооператор Кривонощенко, работник кладбища, влюблённая пара Жорж и Дита — работники милиции, которые следили за ним по «ложному обвинению». Однако Джон заявляет, что обвинение — не ложное, и требует посадить его в одну тюрьму с Ничипоруком, так как в Америке его ждёт смертный приговор за невыполнение оплаченного контракта на убийство. В милиции ему не верят и насильно сажают на пароход, следующий до Суматры. Поллак, после нескольких неудачных попыток сбежать с судна, всё-таки остаётся в Одессе, но попадает в психиатрическую лечебницу с диагнозом паранойя.
Фильм заканчивается прибытием в Одессу другого киллера, который должен расправиться с самим Поллаком за невыполнение контракта. Однако новый убийца тоже оказался юбилейным — тысячным — пассажиром рейса Русфлота «Нью-Йорк — Константинополь — Одесса». История грозит повториться снова…
В ролях[править | править код]
- Ежи Штур — киллер Джон Поллак по прозвищу «Профессор»
- Владимир Головин — Мик Нич (Микита Ничипорук), американский гангстер одесского происхождения
- Николай Караченцов — «Японец», одесский подручный Мика Нича
- Галина Петрова — Аглая Ивановна Глушко, комсомолка, гид «Профессора»
- Олег Шкловский — лейтенант одесской милиции Жорж Переплётчиков
- Лиза Махульская (польск. Liza Machulska) — лейтенант одесской милиции Афродита Переплётчикова, его жена
- Виктор Степанов — начальник УГРО Петро Мусиевич Кривонощенко, якобы харьковский кооператор
- Василий Мищенко — Костя, сотрудник гостиницы
- Всеволод Сафонов — профессор Бабочкин
- Анатолий Котенёв — Владимир Маяковский
- Владимир Белоусов — человек из свиты Маяковского
- Татьяна Степанова — Лиля Брик
- Игорь Тильтиков — Осип Брик
- Марек Вудковский — кинорежиссёр
- Виталий Шаповалов — швейцар гостиницы (озвучивает Юрий Саранцев)
- Виктор Павловский — сержант одесской милиции Васин, якобы кладбищенский сторож
- Юрий Орлов — официант
- Алексей Верников — пионер
- Мурад Джанибекян[2] — Арам Полакян
- Войцех Высоцкий — Франко де Ниро, второй киллер
- Ян Махульский — Дон Биг Джим Чимино
- Валерий Барда-Скляренко — администратор гостиницы
- Владимир Миняйло — корреспондент газеты
- Эрнест Штейнберг — доктор
- Семён Крупник — профессор психиатрии
- Гжегож Хероминьский — немецкий тренер, похожий на Гитлера
- Цезары Пазура — немецкий велосипедист
- Войцех Маляйкат (в титрах указан как В. Малайко) — немецкий велосипедист
- Джафар Гафурбеков — Ахмед, кооператор из Ташкента
- Армен Хостикян — дядя Ашот
- Людмила Поргина — сотрудница гостиницы
- Валентин Козачков — Абрам Семёнович Шлём
- Никита Высоцкий — джазмен
- Геннадий Венгеров —
- Вадим Александров — бомбардир с Молдаванки
- Василий Кортуков — кларнетист
- Сергей Гавришкив
- Фауст Миндлин — фотограф газеты
- Здзислав Амброжек — Пачино
- Зыгмунт Хобот
- Рышард Котыс — Коппола, гангстер из Чикаго
- Сергей Зинченко — солдат
- Евгений Борисов — мафиози
- Олег Федулов — актёр, игравший роль поручика
- Стивен Аштон — американский турист
- Юрий Лопарёв — посетитель подпольного ресторана
- Франческа Переплётчикова — сотрудница гостиницы
Композитор и звуковая дорожка[править | править код]
Основная музыкальная тема кинофильма, песенка «Deja vu» (стилизованная под американскую музыку 1920-х годов, женский вокал), написана композитором фильма Кшесимиром Дембским (польск. Krzesimir Dębski) на слова Яцека Бромского (польск. Jacek Bromski). Исполняет Майка Ежовска (польск. Majka Jeżowska)[3]
.В «Дежа вю» Поллак невольно участвует в съёмке фильма «Броненосец „Потёмкин“»: в одной из сцен гангстер Поллак гонится за Ничипоруком по Одессе, и они попадают на Потёмкинскую лестницу, где именно в этот момент режиссёр Сергей Эйзенштейн снимает знаменитую сцену расстрела демонстрации на Потёмкинской лестнице.
В роли судна «Феодосия» снято учебное судно «Экватор», стоявшее на стоянке Одесского яхт-клуба Черноморского морского пароходства.[4]
На лицензионном DVD фильм выпустила фирма «CP Digital».
- Мафиози, появляющиеся в сценах в Чикаго, носят фамилии видных деятелей Голливуда итальянского происхождения — де Ниро, Чимино, Скорсезе, Пачино, Коппола, де Пальма, Сталлоне и т. д.[3]
- Согласно сюжету фильма, киллер из США, посланный убить Поллака, прибывает в Одессу на теплоходе «Феодосия» (на одном из кадров виден трап корабля с таким названием). Действие эпизода происходит через 18 месяцев после основного сюжета. Таким образом, киллер оказался не только тысячным пассажиром маршрута, но и одним из первых пассажиров «Феодосии» (его изображает корабль «Абхазия», который был спущен на воду 29 ноября 1927 года).
- Русфлот — реально существовавшая в 1925 году государственная организация, владевшая государственной монополией по продаже эмигрантских проездных билетов, по соглашению с которым морское агентство, которое подчинялось государственному Черноморско-Азовскому пароходству (сокращённо ГОСЧАП), занималось морскими перевозками и конкурировало с частновладельческими судами и иностранными компаниями[7].
- В фильме использован фрагмент оперы Джакомо Пуччини «То́ска». В финальной сцене оперы персонаж Каварадосси ожидает, что казнь будет ложной и готовится притвориться убитым, но заряды оказываются настоящими. В фильме киллер стреляет в оперного актёра одновременно с солдатами, и тот, ко всеобщему неведенью, падает убитым по-настоящему. Зрители внимательно наблюдают за сценой, То́ска продолжает свою партию: «Ну же! Умри!.. Ах! Какой актёр!.. О, Марио, не двигайся!..» Роль То́ски исполняет солистка Джоанна Кортес (Joanna Cortés). Играет Симфонический оркестр Лодзинской филармонии имени Артура Рубинштейна, аранжировка Здзислава Шостака (Zdzisław Szostak).
- Эпизод, где при случайном обстреле булочной Ничипорук выбивает чердачное окно пулемётом, представляет собой аллюзию на культовый фильм «Чапаев».
Дежавю – Уикипедия
Дежавю̀ (на френски: déjà-vu; изговор – буквално вече видяно) е преживяване, при което човек се чувства сигурен, че вече е виждал или преживявал някаква нова ситуация (човек усеща, все едно, че дадена случка вече се е състояла или се е случила неотдавна), въпреки че точните обстоятелства около предишната ситуация са неясни. Терминът е въведен от френския психолог Емил Боарак (1851 – 1917).
- Една от хипотезите гласи, че дежавю се дължи на химичен дисбаланс на мозъка. Това е официалната научна теория. По принцип дадена ситуация в настоящето се обработва в определена част от мозъка. Ако настояща случка неволно попадне в частта на мозъка, обработваща спомените, ние изживяваме дежавю. Случващото получава „привкус“ на спомен и ни изглежда, че идеално знаем какво ще се случи.
- Друга хипотеза твърди, че дежавю се дължи на по-бързо обработване на информацията с погледа, отколкото съзнанието. Проявленията на дежавю
- Извън научните схващания дежавю се асоциира с нашите предчувствия, спомени, изживявания от отминали животи и със способността за ясновидство, дълбоко заложена във всеки от нас. Някои го определят като нещо, което са сънували или усетили в състояние на сън. Съществува схващане, че докато спим, астралното ни тяло преживява различни неща, обикаля непознати места, среща лица и изпитва емоции, които ние не осъзнаваме, не приемаме, но така или иначе и не помним на сутринта.
- Déjà vécu (произн. „дежа̀ векю̀“) е нещо „вече преживяно“. Обикновено става дума за съвсем обикновена ситуация, в която чувстваме, че можем да предусетим всеки един малък детайл. Познати са ни гледката, действията на участниците в разговора и дори репликите ни звучат така, сякаш предварително знаем, че ще бъдат изречени.
- Déjà senti (произн. „дежа̀ сантѝ“) е състояние, което се превежда като нещо „вече почувствано“ – вътрешно усещане, което определяме като познато, но не обвързваме със ситуацията, в която се намираме в момента.
- Déjà visité (произн. „дежа̀ визитѐ“) съдържа в себе си подозрението за вече посетено място. Сигурно ви се е случвало понякога да се движите из непознат район, но да имате странното усещане, че сте били там и преди, и да сте в състояние да се ориентирате правилно.
- Deja rêvé (произн. „дежа̀ ревѐ“) е нещо „вече сънувано“, а déjà entendu (произн. „дежа̀ антандю̀“) се превежда като нещо „вече чувано“ – когато имаме усещането, че можем да предвидим какво ще каже събеседникът ни в разговор, който водим.
- Много често ни се случва да имаме ясната идея какво искаме да кажем, но да не можем точно да се сетим какво е. В такива ситуации от типа „на върха на езика ми е, но не се сещам“ ние изживяваме presque vu (произн. „преск вю“, букв. „почти видяно“) – още едно от проявленията на дежавю.
Jamais vu (произн. „жамѐ вю“) е точно противоположното на дежавю. Буквално се превежда като „никога преди виждано/срещано“, „невиждано“ или „несрещано“ и се характеризира с моментното неразпознаване на лица, места, ситуации, които човек в действителност познава, но в определен момент му се струват различни и чужди. Това явление обикновено настъпва внезапно. Например по време на разговор с ваш близък изведнъж той започва да ви се струва различен, или губите ориентация в даден район за момент и т.н.
Дежавю (альбом) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья — о музыкальном альбоме группы Телевизор. О психологическом феномене см. дежавю; о других значениях термина см. дежавю (значения).«Дежавю́» — десятый студийный альбом группы «Телевизор». Записан в 2007—2009 годах в домашней студии Михаила Борзыкина. Сведение завершено в феврале 2009 года. Звукорежиссёр — Михаил Борзыкин.
Альбом выпущен московской фирмой грамзаписи «Геометрия» 15 апреля 2009 года. В него вошли 11 песен, написанных Михаилом Борзыкиным в 2006—2008 годах как на свои собственные тексты (десять), так и — «Квадраты» — на стихи советского поэта-диссидента Владимира Лифшица.
Выходу альбома предшествовал демо-сингл «Заколотите подвал!» (песни «Заколотите подвал!», «Сиди дома» и «Очки»), вывешенный в марте 2008 года на сайте группы «Телевизор» для свободного скачивания.
В этом альбоме Михаил Борзыкин возвращается к политизированной тематике времён альбома «Отечество иллюзий», однако теперь, двадцать лет спустя, критике с его стороны подвергается уже не советский режим, а современное правительство во главе с «чекистами» (песни «Заколотите подвал!», «Сиди дома», «Пока мы сидим» и др.). В песне «Газпромбайтер» критикуется уничтожение администрацией Санкт-Петербурга исторического облика Петербурга. Так же Борзыкин критикует общество потребления, бытовой цинизм и равнодушие к проблемам страны и общества (песни «Очки», «Глупая»), а также коллег и друзей, изменивших своим прежним идеалам и превратившимся в «коллаборационистов» («Дежавю»). В альбом так же входят две лирические песни — «Пока ты со мной» и «Тишина», в которых Борзыкин обращается не к своим политическим противникам или сторонникам, а к любимой женщине, делящей с их автором горести и радости совместного существования.
На протяжении предшествующего выходу альбома периода (2007—2008) вошедшие в него песни исполнялись группой и лично Михаилом Борзыкиным не только на клубных концертах, но и на политических демонстрациях вроде Марша Несогласных и фестиваля «Рок за свободу», организованных коалицией «Другая Россия». Результатом такого «неправильного» поведения М. Борзыкина стал факт почти тотального запрета на появление его песен в эфире российских телеканалов и коммерческих радиостанций (исключая «Эхо Москвы»), что привело к новому всплеску интереса к творчеству группы «Телевизор».
Официальная презентация альбома состоялась 25 апреля 2009 года в петербургском ДК Ленсовета (где группа одновременно с этим отпраздновала 25-летний юбилей) и 30 апреля — в московском клубе «Б2». 5 Марта 2013 года альбом «Дежавю» вышел на виниле.
№ | Песня | Длительность |
---|---|---|
1 | Дежавю | 5:01 |
2 | Заколотите подвал! | 3:31 |
3 | Квадраты | 2:42 |
4 | Пока мы сидим | 3:59 |
5 | Сиди дома | 2:58 |
6 | Очки | 4:32 |
7 | Глупая | 4:18 |
8 | Пока ты со мной | 3:53 |
9 | Газпромбайтер | 5:06 |
10 | Околесица | 3:43 |
11 | Тишина | 4:15 |
Альбом записан в домашней студии в Санкт-Петербурге в 2007—2009 годах.
Дежавю — это… Что такое Дежавю?
Дежавю́ (фр. déjà vu, МФА (фр.): [deʒa vy] (i) — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком[ru] (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques).
- Аналогичные явления — фр. déjà vécu («уже пережитое»), фр. déjà entendu («уже слышанное»), фр. déjà baisée («уже от-пробованное»).
- Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
Проявления дежавю и причины феномена
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Вы не можете вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и этом месте.
Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удаётся восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.
Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.
Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще[2]. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.
Также существует мнение, что возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В этой связи ощущается отрыв от реальности.
Сегодня дежавю исследуют не только на западе, но и в России. В одной из немногих работ на эту тему «Феномен дежа вю» автор Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А.Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков.[3]
В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[4]. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей.
См. также
Примечания
Литература
- Курган А. А. Феномен «дежавю». — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-86007-653-2
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 марта 2012. |
Дежавю — это… Что такое Дежавю?
Дежавю́ (фр. déjà vu, МФА (фр.): [deʒa vy] (i) — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком[ru] (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques).
- Аналогичные явления — фр. déjà vécu («уже пережитое»), фр. déjà entendu («уже слышанное»), фр. déjà baisée («уже от-пробованное»).
- Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
Проявления дежавю и причины феномена
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Вы не можете вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и этом месте.
Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удаётся восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.
Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.
Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще[2]. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.
Также существует мнение, что возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В этой связи ощущается отрыв от реальности.
Сегодня дежавю исследуют не только на западе, но и в России. В одной из немногих работ на эту тему «Феномен дежа вю» автор Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А.Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков.[3]
В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[4]. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей.
См. также
Примечания
Литература
- Курган А. А. Феномен «дежавю». — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-86007-653-2
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 марта 2012. |
Дежавю — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дежавью (фр. déjà vu, МФА (фр.): [deʒa vy] (инф.) — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком (фр.)русск. (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques).
- Аналогичные явления — фр. déjà vécu («уже пережитое»), фр. déjà entendu («уже слышанное»), фр. déjà baisée («уже от-пробованное»).
- Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
Проявления дежавю и причины феномена
Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Человек, пребывающий в таком состоянии, не может вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимает, что в деталях видел эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, однако пребывающий в состоянии дежавю человек предпочел все предшествующие действия (правильные или неправильные для него), в результате которых ему было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и в этом месте.
Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удаётся восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.
Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.
Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще[2]. Однако его не удаётся вызвать искусственно. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.
Также существует мнение, что возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В связи с этим ощущается отрыв от реальности.
По мнению Зигмунда Фрейда, во время сна мозг человека моделирует сотни тысяч ситуаций, некоторые из которых оказываются максимально приближёнными к тем или иным событиям в реальной жизни. При этом Фрейд отмечал, что ощущение «уже пережитого» — это своего рода напоминание о тайных фантазиях человека.
Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю, приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А. Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков[3].
В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[4]. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей.
Эзотерики объясняют дежавю теорией реинкарнации. Слабой стороной такого подхода является то, что люди могут неожиданно «вспоминать» объекты, которые едва ли видели наши предки: лежащий на столе смартфон, планшет и др.
См. также
Напишите отзыв о статье «Дежавю»
Примечания
- ↑ [www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D1%8E&all=x Грамота.ру]
- ↑ [www.wissenschaft.de/wissenschaft/news/267611.html Wie ein Déjà vu entsteht]
- ↑ Курган А. А. Феномен дежа вю. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010.
- ↑ [www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/673/ Вокруг Света | Телеграф | Воспоминания из непрожитых жизней]
Литература
- Курган А. А. Феномен «дежавю». — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-86007-653-2
Ссылки
- [www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/673/ «Воспоминания из непрожитых жизней»] «Вокруг света»
- [www.calabaxa.narod.ru/Deja_vu.htm Т. Рили. ИСТОРИЯ С ДЕЖА ВЮ: Психоделическая исповедь]
Отрывок, характеризующий Дежавю
– Est ce que les dames francaises ne quitteraient pas Paris si les Russes y entraient? [Разве французские дамы не уехали бы из Парижа, если бы русские вошли в него?] – сказал Пьер.– Ah, ah, ah!.. – Француз весело, сангвинически расхохотался, трепля по плечу Пьера. – Ah! elle est forte celle la, – проговорил он. – Paris? Mais Paris Paris… [Ха, ха, ха!.. А вот сказал штуку. Париж?.. Но Париж… Париж…]
– Paris la capitale du monde… [Париж – столица мира…] – сказал Пьер, доканчивая его речь.
Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами.
– Eh bien, si vous ne m’aviez pas dit que vous etes Russe, j’aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел.
– J’ai ete a Paris, j’y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер.
– Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s’est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n’y a qu’un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.]
Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком.
– Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d’aller s’enterrer dans les steppes, quand l’armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c’est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l’Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его.
– L’Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l’Empereur?.. [Император… Что император?..]
– L’Empereur? C’est la generosite, la clemence, la justice, l’ordre, le genie, voila l’Empereur! C’est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j’etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m’a vaincu, cet homme. Il m’a empoigne. Je n’ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j’ai compris ce qu’il voulait, quand j’ai vu qu’il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c’est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.]
– Est il a Moscou? [Что, он в Москве?] – замявшись и с преступным лицом сказал Пьер.
Француз посмотрел на преступное лицо Пьера и усмехнулся.
– Non, il fera son entree demain, [Нет, он сделает свой въезд завтра,] – сказал он и продолжал свои рассказы.
Разговор их был прерван криком нескольких голосов у ворот и приходом Мореля, который пришел объявить капитану, что приехали виртембергские гусары и хотят ставить лошадей на тот же двор, на котором стояли лошади капитана. Затруднение происходило преимущественно оттого, что гусары не понимали того, что им говорили.
Капитан велел позвать к себе старшего унтер офицера в строгим голосом спросил у него, к какому полку он принадлежит, кто их начальник и на каком основании он позволяет себе занимать квартиру, которая уже занята. На первые два вопроса немец, плохо понимавший по французски, назвал свой полк и своего начальника; но на последний вопрос он, не поняв его, вставляя ломаные французские слова в немецкую речь, отвечал, что он квартиргер полка и что ему ведено от начальника занимать все дома подряд, Пьер, знавший по немецки, перевел капитану то, что говорил немец, и ответ капитана передал по немецки виртембергскому гусару. Поняв то, что ему говорили, немец сдался и увел своих людей. Капитан вышел на крыльцо, громким голосом отдавая какие то приказания.
Дежавю — это… Что такое Дежавю?
Дежавю́ (фр. déjà vu, МФА (фр.): [deʒa vy] (i) — «уже виденное») — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации[1], однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.
Термин впервые использован психологом Эмилем Буараком[ru] (1851—1917) в книге «Будущее психических наук» (фр. L’Avenir des sciences psychiques).
- Аналогичные явления — фр. déjà vécu («уже пережитое»), фр. déjà entendu («уже слышанное»), фр. déjà baisée («уже от-пробованное»).
- Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное. Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.
Проявления дежавю и причины феномена
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Состояние дежавю подобно повторному перечитыванию давно прочтённой книги или просмотру фильма, который вы раньше смотрели, но уже совершенно забыли, о чём они. Вы не можете вспомнить, что произойдёт в следующее мгновение, но по ходу событий понимаете, что в деталях видели эти несколько минут в качестве реакции на несколько последовательных событий. Вся сила переживания дежавю состоит в ощущении, словно были сотни вариантов, как мог пройти этот момент, но вы как будто предпочли все предшествующие действия (правильные или неправильные для вас), в результате которых вам было «предначертано» оказаться именно в этой ситуации и этом месте.
Впечатление от дежавю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы. Однако, как правило, человеку не удаётся восстановить в памяти никаких подробностей о тех событиях, о которых, как ему кажется, он помнил, когда испытывал дежавю.
Состояние дежавю сопровождается деперсонализацией: реальность становится расплывчатой и неясной. Пользуясь терминологией Фрейда, можно сказать, что наступает «дереализация» личности — как бы отрицание её реальности. Бергсон определял дежавю как «воспоминание о настоящем»: он считал, что восприятие реальности в этот момент внезапно раздваивается и отчасти как бы переносится в прошлое.
Дежавю достаточно распространённое явление; исследования показывают, что до 97 % здоровых людей испытывали это состояние по крайней мере один раз в жизни, а больные эпилепсией значительно чаще[2]. Однако его не удаётся вызвать искусственно и каждый конкретный человек его испытывает редко. По этой причине научные исследования дежавю затруднены.
Также существует мнение, что возможной причиной явления «дежавю» может быть изменение способа кодирования времени головным мозгом. При этом процесс проще всего представить как одновременное кодирование информации как «настоящее» и как «прошлое» с одновременным переживанием этих процессов. В этой связи ощущается отрыв от реальности.
Сегодня дежавю исследуют не только на западе, но и в России. В одной из немногих работ на эту тему «Феномен дежа вю» автор Андрей Курган, исследуя структуру времени в состоянии дежавю приходит к выводу, что фактической причиной переживания является наслаивание друг на друга двух ситуаций: некогда пережитой во сне и переживаемой в настоящем. Условием такого наслаивания является изменение структуры времени, когда будущее вторгается в настоящее, тем самым обнажая для человека его глубинный экзистенциальный проект, при этом само настоящее как таковое «растягивается», и умещает в себе одновременно как прошлое, так и будущее. Так же А.Курган на материале истории первобытных племен исследует возможность происхождения нашего современного состояния дежавю из сознания наших доисторических предков.[3]
В настоящее время разумным можно считать предположение, что эффект дежавю может быть вызван предварительной бессознательной обработкой информации, например, во сне. В тех случаях, когда человек встречает в реальности ситуацию, воспринятую на бессознательном уровне, и удачно смоделированную мозгом, достаточно близкую к реальному событию, и возникает дежавю[4]. Такое объяснение хорошо подтверждается высокой частотой появления дежавю у здоровых людей.
См. также
Примечания
Литература
- Курган А. А. Феномен «дежавю». — СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-86007-653-2
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 марта 2012. |