20 секретов развития красивой грамотной речи
Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.
Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?
Что такое «грамотная речь»?
Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.
Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.
В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.
Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.
Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».
Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.
Литературный язык как составляющая грамотной речи
Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.
Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.
Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.
И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.
Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].
К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].
Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.
Словарный запас для красивой грамотной речи
Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.
Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»
Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.
Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.
Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].
Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].
Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.
Техника речи
Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.
Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.
Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.
Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.
Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.
Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.
Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.
Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».
В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.
Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».
Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.
Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».
Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.
Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните
В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:
- Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
- Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
- Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
- Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
- Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
- Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.
Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.
Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».
Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».
Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.
Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.
Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].
Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е.
И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.
Как научиться красивой грамотной речи
Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.
Топ-20 секретов
красивой грамотной речи:- Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
- Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
- Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
- Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
- Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
- Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
- Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
- Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
- Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
- Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
- Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
- Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
- Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
- Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
- Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
- Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
- Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
- Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
- Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
- Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.
Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.
И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?
Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.
И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.
Для чего нужна грамотная речь:
- Для общения и взаимопонимания.
- Для передачи информации.
- Для обмена сведениями.
- Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
- Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
- Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
- Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
- Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.
Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.
Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:
Ключевые слова:1Риторика, 1Русский
Красивая и грамотная речь — залог успеха
Медицинские новости:
Разное
- Медицина
- Исследования
- Наука и технологии
- Офтальмология
- Стоматология
- Неврология и нейрохирургия
- Головной и спинной мозг
- Болезнь Альцгеймера
- Болезнь Паркинсона
- Сердце и сосуды
- Онкология
- Рак легких
- Рак молочной железы
- Рак простаты
- Рак кишечника
- Рак поджелудочной железы
- Рак головы и шеи
- Рак кожи
- Рак яичников
- Рак крови
- Рак мозга
- Рак желудка
- Рак печени
- Рак щитовидной железы
- Рак почки
- Рак матки и шейки матки
- Рак пищевода
- Рак мочевого пузыря
- Педиатрия
- Ортопедия и ревматология
- Аллергология и иммунитет
- Бесплодие
- Беременность и роды
- Урология и андрология
- Сахарный диабет
- ВИЧ / СПИД
- Питание и диеты при раке
- Реабилитация
- Интересное
- Экология и органика
- Разное
10535 0
Говорить ясно, четко, грамотно и красиво – едва ли не самое главное умение успешного современного человека.
Навык правильной речи необходим в любой сфере жизни.
Согласитесь, разве приятно общаться с собеседником, который не может выразить словами свои мысли. Зато, каким успехом пользуются те, кто этим даром обладает.
Ну, кстати говоря, дар этот дается нам не с рождения. Его можно развивать, и чем раньше, тем лучше…
Для начала усвойте тот факт, что грамотная речь, это вовсе не знание всяческих «заумных» фраз и выражений, а всего лишь умение излагать свою мысль доступно. Здесь стоит забыть о тех словах-паразитах, которые отравляют вашу речь. Для примера, приведу самые распространенные: «как бы», «это», «короче». Не нужно пытаться показаться умным – это дурной тон. Не нужно выражать свои незаконченные мысли устной речью. Запомните, что произносить нужно то, о чем вы уже подумали и думать, собственно, закончили.
Проще говоря, прежде чем сказать, думайте!
Читайте как можно больше книг. Ваша речь станет более живой, красивой, яркой и образной. Вашему собеседнику будет очень интересно и приятно вести с вами диалог. Не нужно болтать, что называется, «без конца и края». Пустые разговоры не заинтересуют никого. В то же время следите за тоном своей речи. Вы должны сами прекрасно понимать, что монотонные разговоры не только не навевают тоску, но и могут быть совсем неприятны тем, кто слушает вас. Научитесь правильно произносить слова и ставить ударения. Иначе, в лучшем случае, вас попросту будут постоянно поправлять, а в худшем – сочтут за необразованного человека.
Не можете выражать свои мысли вслух? Потренируйтесь делать это в письменном варианте. Излагайте то, о чем вы думаете на бумаге или, например, попробуйте завести дневник в сети Интернет. Не нужно увлекаться виртуальным общением, заводите новых знакомых в реальной жизни. Чем шире круг вашего общения, тем больше возможностей появится у вас, чтобы научится грамотно строить свою речь. В конце концов, все-таки можно обратиться за помощью к специалистам, достаточно лишь записаться на курсы ораторского мастерства.
Учитесь разговаривать грамотно и, уже совсем скоро, вы увидите, насколько качественней станет ваша жизнь.
Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик
Поделитесь с друзьями
Похожие статьи
12 февраля в 11:57 5707
Ведение личного дневника оказывает терапевтический эффект?
Ответ на этот вопрос у каждого свой. Кто-то ведет его с надеждой, что эти записи когда-то будут прочитаны, и прочитаны именно тем, для кого они предназначались. Кто-то…
Разное11 февраля в 12:49 4625
Почему миллионы американцев употребляют поливитамины?
Десятки миллионов американцев употребляют поливитамины и другие пищевые добавки, но научных доказательств их пользы для организма все еще недостаточно. В связи с …
Разное09 февраля в 12:35 4579
Хотите больше успевать на работе? Замедлите темп
Мы привыкли спешить всегда и во всем, на работе мы хаотично хватаемся за выполнение массы задач одновременно, чтобы успеть сделать больше, но, увы, эффективнее наша …
Разное07 февраля в 17:11 3521
Перепланировка помещений больниц может уменьшить усталость медперсонала и снизить расходы на лечение
Американские исследователи обнаружили, что в местных больницах плохой дизайн этажей, неудобное расположение раздевалок и переполненные коридоры сильно сказываю. ..
Разное04 февраля в 10:26 4817
Теория Уотсона
«Дайте мне дюжину здоровых младенцев в мой собственный специальный мир, чтобы я мог воспитать их. И я гарантирую, что возьму любого вслепую и обучу его любой проф…
Разное24 января в 11:54 2750
У двух процентов людей не бывает запаха под мышками
Британские ученые обнаружили, что у 2% населения имеется необычная форма гена ABCC11, благодаря чему их подмышки никогда не пахнут, как у большинства людей. Этот любо…
Разное23 января в 12:06 3648
Как победить старость? Факторы которые помогают не стареть
Старение – это процесс, который пугает большинство из нас. Наибольший страх вызывает ухудшающееся здоровье (как умственное, так и физическое), ведущее к хронич…
Разное
Список величайших выступлений всех времен
Недавно я наткнулся на малоизвестное выступление под названием «Вы и ваши исследования».
Речь была произнесена в 1986 году Ричардом Хэммингом, выдающимся математиком и инженером-компьютерщиком, в рамках серии внутренних докладов, прочитанных в Bell Labs. Я никогда не слышал ни о Хэмминге, ни о внутренних лекциях в Bell Labs, ни об этой конкретной речи. И все же, когда я читал расшифровку стенограммы, я натыкался на одну полезную информацию за другой.
Прочитав это выступление, я задумался… какие еще есть замечательные выступления и речи, которых я никогда не слышал?
Я медленно искал ответы на этот вопрос, и в результате получился этот список моих любимых интересных и проницательных выступлений, которые малоизвестны. Вы можете увидеть несколько известных речей в этом списке, но я предполагаю, что большинство людей не знают о многих из них, как и я, когда впервые начал осматриваться.
Насколько мне известно, это единственное место, где можно в одном месте прочитать стенограммы этих выступлений.
Этот список упорядочен по имени докладчика, а затем по теме выступления. Нажмите на ссылки ниже, чтобы перейти к конкретному выступлению. На каждой странице вы найдете полную стенограмму выступления, а также некоторую дополнительную справочную информацию.
- Чимаманда Нгози Адичи, «Опасность одной истории»
- Джефф Безос, «Заявление Джеффа Безоса в Комитете Палаты представителей США по судебной системе»
- Джефф Безос, «Что важнее ваших талантов»
- Джон К. Богл, «Хватит»
- Брене Браун, «Анатомия доверия»
- Джон Клиз, «Креативность в менеджменте»
- Уильям Дересевич, «Одиночество и лидерство»
- Ричард Фейнман, «В поисках новых законов»
- Нил Гейман, «Создавайте хорошее искусство»
- Джон В. Гарднер, «Личное обновление»
- Элизабет Гилберт, «Ваш неуловимый творческий гений»
- Альберт Э. Н. Грей, «Общий знаменатель успеха»
- Билл Герли, «Убежать за мечтой»
- Ричард Хэмминг, «Учимся учиться»
- Ричард Хэмминг, «Вы и ваши исследования»
- Стив Джобс, «Выступление в Стэнфорде, 2005 г.»
- Питер Кауфман, «Мультидисциплинарный подход к мышлению»
- Адмирал Уильям Х. Макрейвен, «Заправь свою постель»
- Арно Рафаэль Минккинен, «В поисках собственного видения»
- Чарли Мангер, «Выступление на церемонии вручения дипломов юридического факультета Университета Южной Калифорнии в 2007 г. »
- Чарли Мангер, «Урок элементарной житейской мудрости»
- Чарли Мангер, «Как обеспечить жизнь, полную страданий»
- Чарли Мангер, «Психология человеческих заблуждений»
- Натан Мирволд, «Столкновение на информационной магистрали»
- Рэнди Пауш, «Осуществление детской мечты»
- Рэнди Пауш, «Управление временем»
- Анна Квиндлен, «Речь на церемонии вручения дипломов на горе Холиок, 1999 г.»
- Джон Робертс, «Желаю тебе неудачи»
- Сэр Кен Робинсон, «Убивают ли школы творчество?»
- Дж.К. Роулинг, «Дополнительные преимущества неудачи» .
- Джордж Сондерс, «Неудачи доброты»
- Клод Шеннон, «Творческое мышление»
- Б. Ф. Скиннер, «Как понять, что вы хотите сказать»
- Джим Вальвано, «Не сдавайся»
- Брет Виктор, «Изобретение принципа»
- Дэвид Фостер Уоллес, «Это вода»
- Арт Уильямс, «Просто сделай это»
- Эван Уильямс, «Путешествие по информационной магистрали»
Это текущий проект. Если вы знаете о другом замечательном выступлении, пожалуйста, свяжитесь со мной.
Вдохновляющая речь: восстановление красоты
Во время утренних репортажей члены школьного сообщества Эммы Уиллард могут поделиться вдохновляющими мыслями из собственного жизненного опыта. В недавнем выступлении помощник директора по разнообразию, справедливости и инклюзивности Джемма Халфи поделилась важным посланием о красоте и позитивном отношении к телу в письме, которое она написала своей дочери.
Примерно в это же время три года назад я произнес вдохновляющую речь. Заядлые пенсионеры могли это помнить. Это было открытое письмо моей шестилетней дочери Аделине о красоте. Только что миновал ее девятый день рождения, и с каждым днем, пока она обретает собственную красоту, я знаю, что вероятность того, что она будет получать сообщения от мира, которые заставят ее усомниться в собственной красоте, возрастает в геометрической прогрессии. Чтобы отметить ее девятый день рождения, я хотел вернуться к своей речи, произнесенной несколько лет назад. По прошествии лет я внесла некоторые изменения, и я также хочу признать, что, хотя мой язык ориентирован в основном на женщин и девочек — в основном потому, что я пишу через призму того, что я цисгендерная женщина, и потому что Аделина — цисгендерная девушка — абсолютно верно и важно признать, что на все гендеры влияют вредные сообщения, которые наше общество посылает о красоте и стандартах тела.
Родители в зале, обратите внимание! Когда я читал эту речь три года назад, одна из самых частых и душераздирающих вещей, которые я впоследствии слышала от студентов, была: «Хотел бы я, чтобы моя мама это услышала». Я не планировал, что буду читать это в тот день, когда родители присоединятся к утренним отчетам, но мне почему-то интересно, так ли это было задумано.
Открытое письмо моей дочери, моей дорогой Аделине, которое должно быть доставлено через пять лет, когда ей исполнится четырнадцать, или в первый день, когда ее обманут, заставив поверить, что она некрасива. К сожалению, карты уже сложены таким образом, что я уже знаю, какой из этих двух дней наступит первым.
Дорогая Аделина,
Около девяти лет назад я взяла на себя личное обязательство говорить о своем теле и внешности только положительные слова. Примерно в то же время, около девяти лет назад, вы родились. Это не случайно. Это был очень осознанный выбор, который я сделала, чтобы заложить фундамент, чтобы подарить вам возможность, которую, к сожалению, лишают большинство женщин. Этот дар — способность определять красоту для себя.
У меня не было доступа к этому дару, когда я рос. Моя мама, твоя бабушка Энн, удивительная и сильная, какой она была до того, как ее схватил рак, все еще не имела навыков и сил, чтобы бороться с ядовитым социальным посылом о том, что она некрасива. В отношении воспитания моей матери есть много вещей, которым я пытаюсь подражать для вас; но это не один из них. Вот почему вы никогда не слышали, чтобы я ругал или унижал свою внешность.
Вы никогда не слышали, чтобы я говорил, что я «слишком____» или «недостаточно _____». Вы никогда не слышали, чтобы я говорил о концепции диеты или о необходимости похудеть, подсчитать калории или уменьшить потребление углеводов. Когда другие люди обсуждают эти темы в вашем присутствии, я всегда напоминаю вам, что существует столько же способов быть красивым, сколько звезд на небе. Вы слышали, как я говорил о том, какая я красивая, сильная, творческая, смелая и умная.
Несмотря на мои усилия воспитать вас в этих идеалах любви к себе, шансы по-прежнему против вас. Приближается время, когда вы получите много убедительных сообщений, говорящих вам, что вы некрасивы, и я в ужасе от этого дня. Мои мизерные попытки подарить вам этот дар расширения возможностей кажутся тщетными по сравнению с гигантской приливной волной капиталистического патриархального общества, пропитанного стандартами красоты белизны, которое процветает и получает прибыль, когда мы верим, что недостаточно красивы или некрасивы вообще. И когда общество посылает сообщение о том, что красота равна силе, имеет место значительное количество контроля, манипуляций и угнетения. Пока мы позволяем кому-то другому определять красоту для нас, мы будем считать себя бессильными. И как твоя мать, я знаю, что мое подтверждение твоей красоты будет приниматься только до тех пор, пока ты не отмахнешься от него, как «ты должна сказать это, потому что ты моя мама».
Таким образом, мои усилия будут направлены не столько на то, чтобы рассказать вам, насколько вы красивы (хотя вы прекрасны, и я говорю это все время), сколько на том, чтобы помочь вам развить силу, чтобы ухватиться за собственное определение красоты и заявить о себе. это как ваша правда.
Аделина, я обещаю вам, что я делаю все, что в моих силах, чтобы измениться, и я начал с себя. Вот почему я полностью исключил негативные высказывания о своей внешности. Я буквально не говорил ничего плохого о своей внешности более девяти лет. Я делаю акцент на красоте быть игривым, энергичным, творческим, радостным, добрым, сильным и смелым. Такую красоту нельзя купить и продать или использовать в качестве разменной монеты для получения власти. У вас уже есть эта красота, как и у 350 замечательных студентов, с которыми я работаю в Emma Willard.
Это подводит меня к следующему шагу к переменам — дать им возможность увидеть, насколько они прекрасны. Сейчас апрель 2021 года, и я читаю им это письмо, чтобы умолять их помочь мне осуществить культурный сдвиг с помощью мощного инструмента языка. Я прошу их присоединиться ко мне в борьбе за восстановление и переопределение того, что означает красота. Я прошу их подумать о тех частях своей внешности, о которых они получили негативные сообщения о недостойности. Это их форма тела или размер? Это их рост, или структура костей, или чистота кожи, текстура кожи или цвет кожи? Это волосы, зубы, руки, ноги или черты лица? Какие части нашего тела не были атакованы и не разобраны? Список предполагаемых недостатков можно продолжать и продолжать.
Каждая женщина, которую я знаю, может заполнить пробелы «мой _____ недостаточно _____». В этом глубина распространенности этой проблемы. Даже самые умные, сильные, более чем стойкие женщины, которых я знаю, могут легко заполнить эти ядовитые пробелы. Итак, я собираюсь совершить революцию, а язык может стать мощным инструментом революции. Итак, я привлекаю студентов Эммы к работе, и мы собираемся начать с языка. Слушайте внимательно, студенты, потому что мне нужно, чтобы вы услышали это громко и ясно, чтобы стать частью революции восстановления красоты.
- Исключите все негативные слова о собственной внешности. Если кому-то это покажется слишком большим преувеличением, то, по крайней мере, уберите подобные разговоры с детьми и особенно с маленькими девочками, такими как моя дочь Аделина, которые еще не поддались сообщениям общества, которое наживается на вашем неуверенность в себе.
- Что касается размера тела, я считаю, что нам нужно перестать использовать слово «толстый» в качестве прилагательного. Жир, поскольку он относится к человеческому телу, является существительным. Это то, что есть у вас на теле. Как веснушки. Или шрамы. Или волосы под мышками. Но с какой стати я должен говорить «я толстый», если я точно не говорю «у меня веснушки» или «у меня волосы под мышками»? Используя этот язык, мы допускаем узурпацию идентичности. И все мы намного больше этого.
- Прекратите относиться к диете как к чему-то, на чем вы «сидите». Диета – это буквально то, как вы едите. Ты можешь сидеть на диете из Skittles и сладкой ваты. Сказать, что вы «сидите» на диете, означает, что вы можете «сойти» с диеты. И подразумевать, что вы можете «отказаться» от диеты, создает бинарную систему успеха и неудачи — еще один способ, которым репрессивные системы создают иллюзию бессилия, особенно для женщин и маргинализированных полов. Мы постоянно слышим: я «изменил» диете или «мне сегодня было так плохо». Давайте использовать язык, который увековечивает здоровый выбор, который мы делаем. «Я делаю все возможное, чтобы делать здоровый выбор, и мне нравится, как это заставляет меня себя чувствовать. Иногда я делаю нездоровый выбор, и это тоже нормально. Я все еще красивая, человечная и цельная».
- Исключите игру сравнения. Нам нужно воспитывать мышление, согласно которому красота — это не то, чего один человек может иметь больше или меньше, чем вы сами. Как люди, мы все рождаемся с одинаковым количеством красоты — на самом деле, с тоннами красоты — и мы позволяем ей сиять по-разному. Вписываетесь ли вы в чье-то определение красоты или нет, это их борьба за то, чтобы увидеть красоту, а не ваша борьба за то, чтобы быть красивым. Позвольте мне повторить это еще раз, потому что это важно. Вписываетесь ли вы в чье-то определение красоты или нет, это их борьба за то, чтобы увидеть красоту, а не ваша борьба за то, чтобы быть красивым.
- Прекратите измерять все, что касается размера и формы тела. Размер, вес, дюймы, калории, граммы, ИМТ. Мы становимся одержимы уменьшением, потерей и уменьшением чисел. Вместо этого в центре внимания должны быть целостность и человечность. Репрессивные системы, такие как патриархат, гетеронормативность и расизм, процветают благодаря одержимости количественной оценкой и пребыванием в границах, бинарностях и границах. Мы должны перестать давать ему то, что он хочет. Перестаньте подсчитывать и начните сосредотачиваться на том, чем мы питаем себя — умственно, эмоционально, духовно и физически.
- Воздержитесь от использования микроагрессивных формулировок, увековечивающих представление о том, что «достичь» красоты, одновременно сохраняя социально маргинализированную идентичность или врожденный предполагаемый физический «недостаток», — это выдающееся достижение. Это прямое проявление системного угнетения на стыке сексизма, расизма, ксенофобии, трансфобии, эйблизма, эйджизма, гетеронормативности, фэтфобии и всех других систем, дегуманизирующих и унижающих человека по признаку идентичности. Это кто-то или что-то, кроме наших прекрасных разнообразных личностей, претендующих на власть диктовать, что красиво, а что нет. Что является и не является «стандартом». Вы слышите эти утверждения все время, и, возможно, вы даже говорили их. «Она такая хорошенькая для девушки больших размеров». «Она красивая, несмотря на то, что у нее родимые пятна по всему телу». И так много других вредных фраз, которые увековечивают представление о том, что вы должны, по крайней мере, достичь самой низкой планки «нормальности», прежде чем даже думать о том, чтобы считаться красивой. Эти фразы увековечивают представление о том, что кто-то должен был преодолеть какой-то предполагаемый врожденный недостаток своей личности или внешности, чтобы по-прежнему считаться красивым. Это комментарии, которые отражают репрессивные системы. Красота не условна. Ты прекрасна, и точка.
К сожалению, Аделина, я думаю, что многие студенты, с которыми я сегодня разговариваю, не поверят мне, когда я скажу им, какие они красивые. Лучшее, что я могу сделать, это дать им возможность бунтарски заявить о своих собственных определениях красоты.