Идентификация это в психологии: Понятие идентификации личности в психологии

Понятие идентификации личности в психологии

Определение слова идентификация в психологии связано с психическим процессом, при котором человек прибегает к отождествлению себя с другими людьми. Идентифицировать себя личность может для психологической защиты или для того, чтобы быстро адаптироваться в обществе. Процесс идентификации активно используют в психотерапии при борьбе с комплексами.


Определение идентификации

Идентификационный процесс является вполне нормальным явлением, при котором индивид всячески пытается приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем двигаться по самостоятельному пути развития. Человек всегда будет следовать идеалам и преодолевать сложности. Социальной идентификацией являются способы социализации человека в обществе с помощью принятия общественных норм и ценностей.

Идентификация личности происходит в бессознательном, при просмотре художественного фильма или же при прочтении романа. При просмотре кинокартины или прочтении какой-либо истории индивид испытывает сильные ощущения, переживая за героя, поэтому на подсознательном уровне он старается перевоплотиться в самого героя. В связи с этим поведение личности может иметь характеристику поведения героев книги. Так, к примеру, некоторые дети перенимают доброту и храбрость персонажей из детских книг, а девочки-подростки являются очень женственными и начинают вести себя, будто они леди из подросткового романа.

Уподобление персонажу книги может произойти лишь в случае, когда литература, как и сам персонаж запали в душу читателю. Если же при прочтении книги подросток не испытывает никакой радости, а иногда чтение происходит по принуждению, то ожидать, что он переймет какие-то качества, глупо.

В повседневном общении идентификация происходит также на бессознательном уровне. Человек хочет быть похожим на своего знакомого, близкого или же более успешного коллегу по работе. Идентификация происходит, когда человек отнес себя к определенному обществу.

Структура и виды идентификации

Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:

  1. Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
  2. Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
  3. Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.

Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.

В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.

Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.

Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.

Положительные и негативные стороны идентификации

Когда человек предпринимает попытки быть на кого-то похожим, усваивая общепринятые правила, данное явление считается абсолютно нормальным. Этот процесс берет свое начало с раннего детства и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Идентификация дарит личности ощущение единения с другим человеком и эмпатии. Личность может перевоплотиться и перенести на себя его обстоятельства.

Идентификация может способствовать или препятствовать реализации личности, в зависимости от определенного периода. Самым простым примером может стать компания достаточно агрессивных парней. Если в подростковом возрасте принадлежность к такой компании делает индивида более популярным и бесстрашным, то в возрасте подобные компании могут принести массу неприятностей.

К негативным свойствам идентификации можно отнести представление о каком-то человеке, как о продолжении собственной личности. Подобное проявление часто встречается у влюбленных пар и мам с новорожденными детьми, когда они не могут понять факт, что они не являются единым целым. Так, например, если матери не удалось в свое время достичь хороших результатов в спорте, то на подсознательном уровне она будет делать что угодно, лишь бы дочь посвятила этому свою жизнь. В данном случае стоит помнить, что каждая личность является неповторимой и особенной.

Огромную роль в жизни человека играет его идентификация. Именно поэтому неправильно говорить о том, что общество и родительское воспитание являются основополагающими в формировании личности.

Саморазвитие способствует идентификации личности. Попробуйте пройти курсы Викиум, которые способствуют познанию себя и улучшению собственных способностей. Начать можно с курса «Развитие мышления».

Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

[1]

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Как защитный механизм
    • 1.2 Как адаптивный процесс
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

  • Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8

Примечания

  1. 1 2 3 Яндекс-словарь
  2. Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
  3. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.

Идентификация (психодинамическая) | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


Эта статья посвящена более широкой концепции использования термина в качестве защитного механизма, см. : Идентификация (защитный механизм)

Идентификация — это термин, который используется в психоанализе в различных значениях. Корни этой концепции можно найти в трудах Фрейда. Фрейд установил пять концепций идентификации, три наиболее важные из которых будут рассмотрены ниже. Мы завершаем нынешнюю концепцию идентификации, которая чаще всего встречается в психоаналитическом мышлении сегодня.

Содержание

  • 1 Фрейд, идентификация
    • 1.1 Первичная идентификация
    • 1.2 Нарциссическая (вторичная) идентификация
    • 1.3 Частичная (вторичная) идентификация
  • 2 Идентификация в психоаналитическом мышлении сегодня
  • 3 Текущее определение Идентификация
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера

Фрейд, Идентификация

Можно различать два способа определения идентификации. Один — «то, что есть», например: это дверь, окно, человек и т. д. Другой — «просто как бы»; не просто подражание, а уподобление себя предмету. Таким образом, человек отождествляет себя с (характеристикой) объекта. Например, я отождествляю себя с характеристикой моего отца и трансформирую себя, чтобы ассимилировать эту характеристику в своей личности. Я становлюсь немного похожим на него. Это последнее использовалось Фрейдом для определения формирования личности. Тремя наиболее известными концепциями идентификации, упомянутыми Фрейдом, являются: первичная идентификация, нарциссическая (вторичная) идентификация и частичная (вторичная) идентификация 9.0044 [1]

.

Первичная идентификация

Первичная идентификация – это первоначальная и примитивная форма эмоциональной привязанности к чему-либо или кому-либо, предшествующая любым отношениям с другими людьми или объектами [2] . Это означает, что когда ребенок рождается, он не способен провести различие между собой и важными другими. Ребенок имеет эмоциональную привязанность к своим родителям и воспринимает родителей как часть самого себя. «Грудь — это часть меня, я — это грудь».

Во время этого процесса идентификации дети бессознательно перенимают характеристики своих родителей и начинают ассоциировать себя с их поведением и копировать их поведение. Фрейд заметил, что идентификацию следует отличать от имитации, которая является произвольным и сознательным актом. Из-за этого процесса эмоциональной привязанности у ребенка разовьется (сверх)эго, имеющее сходство с моральными ценностями и принципами, которыми живут родители. Благодаря этому процессу дети становятся во многом похожими на своих родителей, и это облегчает обучение жизни в мире и культуре, в которой они родились.0044 [3] .

Нарциссическая (вторичная) идентификация

Нарциссическая идентификация – это форма идентификации после отказа или потери объекта. Этот опыт потери начинается в очень молодом возрасте [2] . Например: ребенок голоден, а грудь матери недоступна. Нарциссическая идентификация играет роль замены утраченного объекта интроекцией. Интроекция предполагает, что что-то берется из объекта.

Ребенок усваивает образ груди и фантазирует о ней. Этот тип идентификации эго с покинутым объектом можно рассматривать как формирование эго. Процесс нарциссической идентификации носит защитный характер, это попытка смягчить фрустрирующий опыт утраты. Пример: ношение одежды или украшений умершего близкого человека [4] .

Частичная (вторичная) идентификация

Частичная идентификация основана на восприятии особого качества другого человека [2] . Это качество или идеал часто представлен в образе «лидера», с которым себя отождествляют. Например: молодой мальчик идентифицирует себя с сильными мышцами старшего соседского мальчика. Наряду с идентификацией с лидером люди идентифицируют себя с другими, потому что чувствуют, что у них есть что-то общее. Например: группа людей, которым нравится одна и та же музыка. Этот механизм играет важную роль в формировании групп. Это способствует развитию характера, а эго формируется путем идентификации с группой (групповые нормы).

Частичная идентификация способствует социальной жизни людей, которые смогут идентифицироваться друг с другом через эту общую связь друг с другом, вместо того, чтобы рассматривать кого-то как соперника [3] .

Идентификация в современном психоаналитическом мышлении

Многое было написано об идентификации со времен Фрейда. Идентификация рассматривалась и как нормальный механизм развития, и как механизм защиты [5] . Многие типы идентификации были описаны другими психоаналитиками, наиболее известным из которых является концепция идентификации Анны Фрейд с агрессором (1936) [5] . Другие включают контридентификацию (Fliess, 1953) [5] , псевдоидентификация (Eidelberg, 1938) [5]

, конкордантная и дополнительная идентификации (Racker, 1957) [5] , и адгезивная идентификация (Bick, 1968) [5] . В настоящее время термин «идентификация» преимущественно используется психоаналитиками в смысле отождествления себя с [1] .

Текущее определение Идентификация

Психологический процесс, посредством которого субъект усваивает аспект, свойство или атрибут другого и трансформируется, полностью или частично, в соответствии с моделью, которую предоставляет другой. Личность конституируется и конкретизируется посредством ряда идентификаций.0044 [1] .

См. также

  • Кросс-родительская идентификация
  • Психоаналитические факторы личности. (1973), Язык психоанализа. Хогарт Пресс.
  • 2.0 2.1 2.2 В.В. Meissner, 1970. Notes on Identification I. Origens in Freud, Psychoanalytic Quarterly, 39, 563–589..
  • 3.0 3.1 http://www.answers.com/topic/identification (5 мая 2007 г.)
  • ↑ Hart, HH (1947), Проблемы идентификации. Psychiatric Quarterly, 21, 274–293.
  • 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Sandler, J. (1987). Проекция, Идентификация, Проективная идентификация. , International Universities Press, Inc., Мэдисон, Коннектикут .. ISBN 0823643700.
  • На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

    Понимание границ: что такое проективная идентификация?

    Неудобно? Не знаю, почему? Узнайте больше о проективной идентификации.

    Источник: Фото Comstock для фотографий через Canva

    Джон Бертон, доктор медицинских наук

    В неудобных ситуациях с другим человеком иногда трудно понять, откуда исходит дискомфорт — от нас или от них.

    У кого не было опыта общения с кем-то, кого он боится? Я не говорю о человеке, который открыто оскорбляет или расстраивает. Я имею в виду такое взаимодействие, при котором может не быть очевидной проблемы или конфликта, но остается чувство дискомфорта и беспокойства. Мы не можем указать причину, что еще больше нервирует. Мы можем перестать вести себя как обычно. Кажется трудным, если не невозможным, найти конструктивный выход из этих неловких ситуаций. В психоанализе есть несколько концепций для описания этой дилеммы. Одна из них называется «проективная идентификация».

    Проективная идентификация была впервые описана психоаналитиком Мелани Кляйн. Вот как это работает: у человека А есть чувство, которого он предпочел бы избежать, и поэтому он бессознательно проецирует его на человека Б. Часто проекция терпит неудачу, потому что другой человек отказывается «принять» проекцию. Однако в некоторых случаях Человек Б резонирует или каким-то образом идентифицирует себя с проекцией Человека А и заканчивает тем, что действует или чувствует таким образом, что объединяет как проекцию Человека А, так и чувства Человека Б. И затем у нас есть проективная идентификация.

    Пример

    Валери — успешный личный тренер, которая любит свою работу. Она помогла бесчисленному количеству клиентов достичь своих целей в фитнесе. Ее новый клиент, Том, хочет похудеть и укрепить мышцы кора.

    После их первой встречи Том отправил Валери несколько сообщений. Она ответила им, но чувствовала себя немного ошеломленной его нуждой. На втором сеансе Том выглядел угрюмым. Он также не внес ни одного из предложенных ею изменений.

    Валери расстроило отсутствие энтузиазма у Тома. У нее также была склонность винить себя, если клиенты не поправлялись, задаваясь вопросом, не делает ли она что-то не так. Во время их второго сеанса она испытала неприятное чувство: она хотела, чтобы сеанс закончился. Она пыталась игнорировать это чувство и поощряла Тома продолжать в том же духе.

    Позже она получила длинное сообщение от Тома, в котором говорилось, что он не чувствует, что сеансы помогают, что, по его мнению, Валери «относится ко мне просто как к зарплате» и что ему нужно работать с кем-то еще. Валери задалась вопросом, действительно ли она смотрела на своих клиентов как на зарплату — чувства и мысли, которых у нее обычно не было с другими клиентами. Она была сбита с толку — не знала, что с Томом пошло не так, и не была уверена в своем поведении.

    Может ли это быть случаем проективной идентификации? Давайте пройдемся по шагам.

    Шаг первый: назовите эмоцию

    Валери сказала своему терапевту: «Я чувствую, что ничего не могу сделать правильно». Это Шаг Первый. Однако часто мы не обращаем внимания на неприятные ощущения, когда они возникают. Вместо того, чтобы понять, что мы встревожены или разочарованы, мы можем выйти из себя со следующим клиентом или почувствовать комок в желудке или боль в шее «без всякой причины». Если вы чувствуете себя не в своей тарелке, остановитесь и задумайтесь.

    Шаг второй: примите чувства и не осуждайте себя

    Дайте себе свободу выражать свои чувства, какими бы они ни были. Это может быть сложно, особенно если чувство не соответствует тому, как вы хотите видеть себя. Например, люди, мотивированные помогать другим, гордятся своей полезностью.

    Если у такого человека есть негативный опыт при попытке помочь кому-то, он может откреститься или оттолкнуть эти плохие чувства. Валери жалела себя из-за того, что ей не нравилось проводить время со своим клиентом. «По-настоящему преданный своему делу тренер не должен так себя чувствовать», — подумала она. Ее терапевт сказал, что Валери не была плохим человеком, потому что чувствовала, что не хочет помогать Тому. Когда она перестала осуждать себя, она смогла понять свой собственный опыт и лучше понять, что Том проецирует на нее свое чувство неадекватности.

    Шаг третий: чувства — это данные

    Когда вы дали название своим чувствам и перестали осуждать себя, вы можете спросить: «Что мне говорит это чувство?» Проще говоря, чувство возникло в результате взаимодействия между вами и другим человеком. Он содержит информацию о вас, а также о другом человеке. Эти данные ценны.

    Валери отступила от ощущения, что она что-то делает не так, — и тут же осознала нечто мощное. То, что она чувствовала о себе, на самом деле отражало то, что клиент чувствовал о себе: нежелательный, безнадежный и сомневающийся в своих собственных мотивах. Случай проективной идентификации. Когда Валери определила и приняла свои чувства и обдумала данные, она перестала расстраиваться и защищаться. Тогда она смогла лучше понять Тома и помочь ему в том, в чем он нуждался, но не мог общаться или просить напрямую.

    Валери написала Тому, чтобы договориться о встрече. Она узнала о нем немного больше и поняла, что он не просто хочет сбросить 10 фунтов и увеличить силу своего кора. Он также чувствовал себя довольно подавленным из-за своей внешности. Чего Том действительно хотел, но не мог или не знал, как сказать, так это чувствовать себя привлекательным и уверенным в своей личной жизни. Как только Валери поняла это, а Том почувствовал, что его понимают, он смог последовать ее совету без дальнейшей необходимости бессознательно выражать свою негативную самооценку посредством проективной идентификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *