Иерархия потребностей Маслоу: пять уровней | krok8.com
Содержание:Как знаменитая иерархия Маслоу объясняет человеческую мотивацию
Что мотивирует человеческое поведение? Иерархия потребностей Маслоу является одной из самых известных теорий мотивации. По словам психолога-гуманиста Абрахама Маслоу, наши действия мотивированы для достижения определенных потребностей.
Пристальный взгляд на иерархию потребностей Маслоу
Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в своей статье 1943 года “Теория человеческой мотивации” и в своей последующей книге “Мотивация и личность”. Эта иерархия предполагает, что люди мотивированы выполнять основные потребности, прежде чем перейти к другим, более продвинутым потребностям.
В то время как некоторые из существующих школ изучения человеческой личности (психоанализ и бихевиоризм), как правило, фокусировались на проблемном поведении, Маслоу был гораздо более заинтересован в изучении того, что делает людей счастливыми и что они делают для достижения этой цели.
Будучи гуманистом, Маслоу считал, что у людей есть врожденное желание быть самореализованными, то есть быть всеми, кем они могут быть. Однако для достижения этих конечных целей необходимо удовлетворить ряд более элементарных потребностей, таких, как потребность в пище, безопасность, любовь и чувство собственного достоинства.
Есть пять различных уровней иерархии потребностей Маслоу. Давайте более подробно рассмотрим потребности Маслоу, начиная с самого низкого уровня, которые известны как физиологические потребности.
От базовых до более сложных потребностей
Иерархия Маслоу чаще всего отображается в виде пирамиды. Самые низкие уровни пирамиды состоят из самых основных потребностей, в то время как самые сложные потребности находятся на вершине пирамиды.
Пирамида иерархии потребностей по МаслоуПотребности в нижней части пирамиды являются основными физическими требованиями, включая потребность в пище, воде, сне и тепле. Как только эти потребности более низкого уровня будут удовлетворены, люди смогут перейти на следующий уровень потребностей, связанных с безопасностью и охраной.
По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, потребности становятся все более психологическими и социальными. Вскоре потребность в любви, дружбе и близости становится важной. Далее вверх по пирамиде, необходимость личного достоинства и чувства выполненного долга приоритетны.
Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркнул важность самореализации, которая является процессом роста и развития как личности для достижения индивидуального потенциала.
Потребности дефицита и потребности роста
Маслоу считал, что эти потребности похожи на инстинкты и играют главную роль в мотивации поведения. Потребности в физиологии, безопасности, социальном обеспечении и уважении – это потребности в дефиците, которые возникают из-за депривацииДепривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.. Удовлетворение этих потребностей более низкого уровня важно для того, чтобы избежать неприятных ощущений или последствий.
Маслоу назвал самый высокий уровень пирамиды потребностями роста. Эти потребности вытекают не из недостатка чего-то, а скорее из желания расти как личность.
Хотя теория обычно изображается как довольно жесткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором эти потребности выполняются, не всегда соответствует этой стандартной прогрессии. Например, он отметил, что для некоторых людей потребность в самооценке важнее, чем потребность в любви. Для других потребность в творческом наполнении может вытеснить даже самые элементарные потребности.
Физиологические потребности
Основные физиологические потребности, вероятно, довольно очевидны — это вещи, которые жизненно важны для нашего выживания. Некоторые примеры физиологических потребностей включают:
- Пища
- Вода
- Дыхание
- Гомеостаз
В дополнение к основным требованиям питания, воздуха и регулирования температуры, физиологические потребности также включают такие вещи, как жилье и одежду. Маслоу также включил половое размножение в этот уровень иерархии потребностей, поскольку это имеет важное значение для выживания и распространения вида.
Потребности в области охраны и безопасности
По мере продвижения на второй уровень иерархии потребностей Маслоу требования начинают становиться немного сложнее. На этом уровне первоочередными становятся потребности в области безопасности и охраны. Люди хотят контроля и порядка в своей жизни, поэтому эта потребность в безопасности и охране в значительной степени способствует поведению на этом уровне.
Некоторые из основных потребностей в области безопасности включают:
- Финансовое обеспечение
- Здоровье и благополучие
- Безопасность от несчастных случаев и травм
Поиск работы, получение медицинского страхования и медицинской помощи, внесение денег на Сберегательный счет и переезд в более безопасный район – все это примеры действий, мотивированных потребностями в безопасности и охране.
Вместе, безопасность и физиологические уровни иерархии составляют то, что часто называют основными потребностями.
Социальные потребности
Социальные потребности в иерархии Маслоу включают такие вещи, как любовь, принятие и принадлежность. На этом уровне потребность в эмоциональных отношениях определяет поведение человека. Некоторые из вещей, которые удовлетворяют эту потребность включают:
- Дружеские контакты
- Романтические привязанности
- Семья
- Социальные группы
- Группы сообщества
- Церкви и религиозные организации
Чтобы избежать таких проблем, как одиночество, депрессия и беспокойство, важно, чтобы люди чувствовали себя любимыми и принятыми другими людьми. Личные отношения с друзьями, семьей и любовниками играют важную роль, как и участие в других группах, которые могут включать религиозные группы, спортивные команды, книжные клубы и другие групповые мероприятия.
Потребность в уважении
На четвертом уровне в иерархии Маслоу есть потребность в оценке и уважении. Когда потребности на трех нижних уровнях удовлетворены, уважение начинает играть более заметную роль в мотивации поведения.
На данном этапе становится все более важным завоевать уважение и признательность других. У людей есть потребность достичь чего-то, а затем получить признание их усилий.
В дополнение к потребности в чувстве выполненного долга и престижа, потребности уважения включают такие вещи, как самооценка и личная ценность. Люди должны чувствовать, что их ценят и другие, и чувствовать, что они вносят вклад в мир. Участие в профессиональной деятельности, академических достижениях, спортивном или командном участии и личных увлечениях может сыграть определенную роль в удовлетворении потребностей уважения.
Люди, которые способны удовлетворить потребности в уважении, добиваясь хорошей самооценки и признания других, как правило, чувствуют уверенность в своих силах. У тех, кому не хватает самоуважения и уважения к другим, может развиться чувство неполноценности.
Вместе, уважение и социальные уровни составляют то, что известно как психологические потребности иерархии.
Потребности в самореализации
На самом пике иерархии Маслоу находятся потребности в самореализации. “Каким может быть человек, он должен быть”, – объяснил Маслоу, ссылаясь на необходимость того, чтобы люди достигли своего полного потенциала как человеческие существа.
Согласно определению Маслоу о самореализации:
“Это можно примерно описать как полное использование талантов, способностей, возможностей и т. д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, что они способны делать… Это люди, которые развились или развиваются до того уровня, на который они способны.”
Самореализующиеся люди осознают себя, заботятся о личностном росте, меньше заботятся о мнениях других и заинтересованы в реализации своего потенциала.
Критика иерархии потребностей Маслоу
Теория Маслоу стала дико популярной как в психологии, так и вне ее. Теория была особенно затронута сферами образования и бизнеса. Несмотря на популярность, концепция Маслоу не была без критики.
Главные из них:
Потребности не обязательно следуют иерархии
Хотя некоторые исследования показали определенную поддержку теорий Маслоу, большинство исследований не смогли обосновать идею иерархии потребностей. Вахба и Бриджвелл сообщили, что было мало доказательств ранжирования потребностей Маслоу и еще меньше доказательств того, что эти потребности находятся в иерархическом порядке.
Теорию сложно проверить
Другие критики теории Маслоу отметили, что его определение самореализации трудно проверить научно. Его исследования по самореализации также основывались на очень ограниченной выборке людей, включая людей, которых он знал, а также на биографиях известных людей, которых Маслоу считал самореализованными.
Так почему же иерархия потребностей Маслоу была столь влиятельной?
Независимо от этих критических замечаний, иерархия потребностей Маслоу представляет собой часть важного сдвига в психологии. Вместо того, чтобы сосредоточиться на аномальном поведении и развитии, гуманистическая психология Маслоу была сосредоточена на развитии здоровых людей.
Хотя было относительно мало исследований, поддерживающих теорию, иерархия потребностей хорошо известна и популярна как в психологии, так и вне ее. В исследовании, опубликованном в 2011 году, исследователи из Университета Иллинойса намеревались проверить иерархию.
Они обнаружили, что, хотя удовлетворение потребностей тесно связано со счастьем, люди из различных культур во всем мире сообщили, что самореализация и социальные потребности имеют важное значение даже тогда, когда многие из самых основных потребностей не были удовлетворены.
Такие результаты показывают, что, хотя эти потребности могут быть мощными мотиваторами человеческого поведения, они не обязательно принимают иерархическую форму, описанную Маслоу.
Источники: ☰- The Five Levels of Maslow’s Hierarchy of Needs
⚠ [ Все материалы носят ознакомительный характер. Отказ от ответственности krok8.com ]
Иерархии потребностей Маслоу | Познание мира
Расскажите об этой статье в социальных сетях
Что мотивирует поведение человека? По словам гуманистического психолога Абрахам Маслоу, удовлетворение определенных потребностей — это то, что мотивирует наши действия. Чтобы объяснить мотивацию, Маслоу представил свою иерархию потребностей в 1943 году. Его теория предполагает, что люди мотивированы для удовлетворения основных потребностей, прежде чем перейти к более продвинутым.
В то время как некоторые современные школы мышления, такие как психоанализ или бихевиоризм, больше внимания уделяют неадаптивному поведению, Маслоу гораздо больше интересовалось раскрытием и пониманием мотивации действий людей и почему некоторые люди чувствовали себя более счастливыми в своем выборе, чем другие.
Важно! Будучи гуманистом, Маслоу верил, что у каждого человека есть врожденное желание самореализации: стать тем, кем он хочет быть. Однако для того, чтобы применить инструменты для достижения этой цели, они должны были заранее удовлетворить свои основные потребности, такие как еда, безопасность и любовь.
Пирамида потребностей Маслоу
Маслоу установил, что люди чувствуют мотивацию для удовлетворения определенных потребностей в иерархической форме. Нашей самой основной потребностью является физическое выживание, которое является первым, которое мотивирует наше поведение. Как только этот уровень будет достигнут, следующий будет иметь приоритет над следующим, и так далее.
В следующем разделе мы поговорим о пяти различных уровнях иерархии потребностей Маслоу. Первый уровень — основание пирамиды, а остальные накапливаются сверху.
Пять уровней иерархии потребностей Арахама Маслоу
- физиологические потребности: Базовые биологические требования для выживания человека: воздух, еда, вода, жилье, одежда, тепло, секс и сон. Человеческое тело не может работать должным образом, если человек не отвечает этим потребностям. Маслоу считает, что физиологические потребности являются наиболее важными.
- безопасность: защита от опасности, порядок, закон, стабильность, свобода и жизнь без страха.
- любовь и принадлежность: дружба, близость, доверие, принятие, получение любви, а также участие в группе.
Как только все физиологические потребности и потребности безопасности будут удовлетворены, мы переходим к третьему уровню потребностей человека. Этот уровень связан с нашим социальным аспектом и включает в себя чувство принадлежности. Необходимость установления межличностных отношений очень мотивирует наше поведение.
- уважение: Маслоу разделил эту потребность на две категории: чувство собственного достоинства (достоинство, достижения, независимость и контроль) и стремление к репутации или уважению со стороны других (статус, престиж).
Маслоу отметил, что потребность в уважении или репутации важнее для молодых людей и что она предшествует реальной самооценке и достоинству.
- самореализация и самовыражение: использование индивидуального потенциала, стремление к личностному росту и опыту.
Маслоу однажды сказал: «Чем может быть человек, тем и должен быть». При этом он сослался на необходимость того, чтобы люди развивали свой потенциал для достижения своих целей.
Важно! Реализованные люди осознают себя, беспокоятся о личностном росте, не смущаются мнением других людей и просто хотят воспользоваться своим потенциалом.
«Потребности в дефиците» по сравнению с «потребностями роста»
Теория Иерархии потребностей Маслоу делится на потребности дефицита и потребности роста. Первые четыре уровня называются дефицитными потребностями или d-потребностями, тогда как верхний уровень известен как потребность роста.
Первоначально Маслоу сказал, что люди должны удовлетворять потребности дефицита более низкого уровня, прежде чем прогрессировать, чтобы удовлетворить потребности роста более высокого уровня. Однако позже он пояснил, что удовлетворение потребности не является феноменом «все или ничего».
Когда потребность в дефиците более или менее удовлетворяется, она исчезает, и мы начинаем ориентировать свое поведение на следующий набор потребностей, которые мы должны удовлетворить. Затем они становятся нашими основными потребностями.
Важно! Потребности роста связаны не с дефицитом, а с желанием развиваться как личность. Как только мы разумно удовлетворим эти потребности роста, мы сможем достичь самого высокого уровня, называемого самореализацией.
Каждый человек способен и хочет достичь уровня самореализации иерархии. К сожалению, нам часто трудно достичь этого, потому что удовлетворение потребностей нижнего уровня требует большей части наших ресурсов. С другой стороны, различный опыт может заставить человека колебаться между уровнями иерархии.
Следовательно, иерархия не всегда будет работать однонаправленно. Человек может двигаться вперед и назад между различными типами потребностей. Фактически, Маслоу указал, что порядок, в котором удовлетворяются эти потребности, не всегда следует стандартному прогрессу. Например, он заявил, что некоторые люди больше заботятся о своей самооценке, чем о своей потребности в любви. Для других людей потребность в творческой реализации может заменить даже самые основные потребности.
Ограничения иерархии потребностей Маслоу
Наиболее существенным ограничением этой теории является ее методология. Маслоу просмотрел биографии и сочинения 18 человек, которые он считал самореализованными. Из этих источников он составил список качеств, общих для этой конкретной группы людей.С научной точки зрения, существуют различные проблемы с этой методологией. Во-первых, некоторые спорят о субъективности Маслоу в отношении его биографического анализа, поскольку он практически основан на его суждении. Личное мнение всегда склонно к предубеждениям, что делает данные менее достоверными. Следовательно, определение самореализации Маслоу не должно приниматься вслепую как научный факт.
Кроме того, биографический анализ Маслоу сфокусирован на предвзятой выборке самоосознанных людей, хорошо образованными мужчинами, такими как Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Олдос Хаксли и т. д. Хотя Маслоу изучал самореализованных женщин, таких как Элеонора Рузвельт и Мать Тереза, они составляли небольшой процент его выборки. Все это делает обобщение этой теории намного сложнее. Кроме того, определение самореализации Маслоу чрезвычайно сложно доказать эмпирически.
Важно! Иерархия потребностей Маслоу была также подвергнута критике, поскольку она предполагает, что человек должен удовлетворить свои потребности более низкого уровня, прежде чем он сможет полностью реализовать свой потенциал и самореализацию, что не всегда так.
В бедных странах мира были проведены различные исследования, которые показали, что люди действительно способны удовлетворить потребности более высокого уровня (такие как принадлежность и любовь) без удовлетворения всех своих основных потребностей. Тем не менее, Маслоу полностью не согласен с этим, поскольку он заявил, что те, кто испытывает трудности с удовлетворением самых основных физиологических потребностей (таких как еда, кров и т. д.), не могут удовлетворить потребности более высокого уровня
.Однако многие творческие люди, такие как Рембрандт и Ван Гог, жили в бедности на протяжении всей своей жизни, и, возможно, они просто посвятили значительную часть своих ресурсов для удовлетворения более высоких потребностей.
Важно! Психологи теперь определяют мотивацию как более сложную: разные потребности могут мотивировать человека одновременно. Таким образом, человек может найти свою наибольшую мотивацию сразу на разных уровнях.
Несмотря на то, как это критиковали, иерархия потребностей Маслоу является отправной точкой для многих исследований, которые стремятся понять, почему мы ведем себя так, или почему одни и те же стимулы могут вызывать очень разные реакции у разных людей.
Пирамида потребностей по Маслоу — это… Что такое Пирамида потребностей по Маслоу?
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)
Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.
Теория иерархии потребностей
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
- Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
- Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
- Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
- Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
- (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Критика теории иерархии потребностей
Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[3].
Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется к годам 50-ти у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[3].
Литература
- Maslow A.H Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
- Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ.- ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3
- Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ.- ООО «Питер Пресс»; научн.ред. проф. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3
Примечания
См. также
Ссылки
Теория иерархии потребностей Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1907—1970) был одним из основателей гуманистической психологии. Его работы для многих руководителей в разных отраслях деятельности дали знания о сложной структуре человеческих потребностей и их воздействие на мотивацию личности человека. Генерируя свою теорию мотивации, Маслоу использовал собственный метод познания — биографический: он исследовал истории жизни, биографии великих людей.
Так в 1954 г. впервые вышла книга «Мотивация и личность» и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 г. оду. В сегодняшнее время, самой распространенной главой этой книги является четвертая, «Теория человеческой мотивации». Из данной теории А. Маслоу следует простая мысль, которая заключается в том, что имеется возможность заставить людей работать, если давать им шанс больше зарабатывать денег, но так как иногда люди ощущают, что кроме денег должно быть что-то еще, возможно нечто большее, чем просто желание заработать как можно больше, то в теории потребностей предложена иерархия, или шкала, потребностей, которые люди испытывают как правило последовательно. Маслоу понимал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. С его точки зрения идеальное счастливое общество — это, во-первых, общество сытых людей, у которых отсутствует повод для страха или тревоги. Если к примеру, человек постоянно ощущает недостаток в еде, скорее всего он не будет сильно нуждаться в любви.
Однако несмотря на то что человек, живет любовными переживаниями, он все равно нуждается в пище, причем постоянно. А. Маслоу под сытостью имел ввиду не только отсутствие перебоев с питанием, но и необходимое количество воды, кислорода, сна и секса. Нет единого стандарта для форм проявления потребностей, они могут быть разными. У каждого из нас свои способности и мотивации, следовательно, например, потребность в уважении и признании у разных людей может быть разной: один человек хочет стать выдающимся политиком и получить одобрение большинства своих сограждан, а другой вполне будет удовлетворён, тем чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности). Значение данного факта для руководителей, очевидно. Поняв какую потребность в текущий момент пытается удовлетворить исполнитель, управляющий с помощью следующей потребности, расположенной выше, мотивирует его.
Представим данную пирамиду на рисунке 1.
Пирамида потребностей А. Маслоу
Рассмотрим данную пирамиду, в теории представлены пять базовых потребностей, где наиболее простые расположены в основании пирамиды, это следующие:
- Физиологические потребности (пища, воздух, жилище и т. д.)
- Потребности в безопасности и защиты (политические, географические, погодные факторы, производственная опасность). Люди могут пренебрегать ими, чтобы удовлетворить физиологические потребности в пище и жилище. После того как удовлетворены базовые потребности. Потребность более высокого уровня становить доминирующей и должна включаться в мотивационный план.
- Потребности в принадлежности и любви. Люди хотят, чтобы окружающие их любили и нуждались в них, они могут достаточно долго откладывать удовлетворение потребности в общении для удовлетворения первых двух потребностей.
- Потребность в уважении и самоуважении (признании). Чем ближе к вершине пирамиды, тем труднее удовлетворяются потребности, которые помогают ощутить и обеспечить сохранение самоуважения.
- Потребность в самоактуализации. Достигнуть этого уровня – значит развить внутреннюю сущность или потенциал, которые содержаться в каждом из нас.
Абрахам Маслоу считал, что эти потребности что-то вроде инстинктов и играют существенную роль в мотивации поведения. Физиологические нужды, потребность в безопасности, социальные потребности и т.д. он назвал потребностями дефицита, — это означает, что они появляются из-за лишений. Удовлетворение этих потребностей требуется для того, чтобы избавиться от неприятных ощущений или предотвратить негативные последствия. Потребности верхних уровней пирамиды Маслоу назвал потребностями роста. Они появляются не из-за отсутствия чего-либо, а, вероятнее всего, из-за желания расти как личность.
Особенности в теории иерархии потребностей
После появления теории иерархии потребностей А. Маслоу описание самоактуализации личности и понимания человеческого поведения стало ведущей деятельностью для многих философов и психологов. В наши дни существуют новые теории, которые являются более совершенными, но при этом данные теории более спорные с точки зрения психологической мысли. Теория иерархии потребностей, при наличии высокой популярности, не подтверждается и имеет низкую валидность. Так в процессе исследований Холла и Ноугейма (Hall и Nougaim), Маслоу написал им письмо, в котором говориться, что важно учитывать удовлетворение потребностей связав их с возрастной группой испытуемых. «Счастливчики» с позиции Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. при этом потребность же в самоактуализации удовлетворяется как правило только к пятидесяти годам у «счастливчиков» и как правило достигается только не более чем у 2 % людей, следовательно, требуется учитывать возрастную структуру.
Основная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Следующая проблема теории связана с последовательностью в иерархии, так А. Маслоу утверждал, что иерархичность может меняться. Также, с точки зрения теории нельзя объяснить факт существования инерции стереотипов т.е. некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после их удовлетворения. Так как А. Маслоу изучал биографии только тех творческих личностей, которые с его точки зрения, были успешными («счастливчиками»), то в исследуемые личности не был включен, например, Рихард Вагнер, великий композитор, который с позиции ценимых А. Маслоу качеств, личностных черт, не подходит для данного исследования. Учёный интересовался необычайно активными и здоровыми люди, такими как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, естественно, делает выводы А. Маслоу искаженными, так как не учитываются потребности большинства людей. Еще одним недостатком, является то что А. Маслоу не проводил эмпирических исследований.
Использование теории маслоу в управлении
Каждому руководителю требуется тщательно наблюдать за своими подчиненными, для выявления потребностей, которые движут ими. А так как со временем потребности меняются, то нельзя предполагать, что мотивация, которая сработала один раз, будет продолжать эффективно работать все время. Рассмотрим таблицу 1, где перечислены некоторые способы, с помощью которых управляющие могут удовлетворить потребности высших уровней в ходе трудового процесса у своих подчиненных.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Таблица 1
Менеджеры, работающие в международных компаниях, на ровне со своими коллегами, действующими внутри какой-либо страны, должны обеспечивать возможности для удовлетворения потребностей сотрудников. Так как в разных странах важность потребностей определяется по-своему, отличительно от других, то для руководителей организаций международного уровня важно знать данные различия. В одном достаточно полном исследовании, которое базировалось на иерархии потребностей Маслоу был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:
- Управляющие английских и американских фирм
- Японские руководители
- Менеджеры фирм северных и центрально-европейских стран (Дания, Швеция и Норвегия)
- Управляющие фирм южных и западных европейских стран (Испания, Франция; Бельгия, Италия)
- Руководители фирм развивающихся стран (Аргентина; Чили; Индия)
Результатом данного исследования стал один из полученных выводов о том, что управляющие из развивающихся и юго-западных европейских стран чаще пытаются удовлетворить социальные потребности. А, например, менеджеры развивающихся стран других регионов придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем управляющие других стран.
Увы, постоянных исследований мотивации на международном уровне не проводилось. Но, несмотря на это, можно сделать вывод, что менеджеры, действующие на международном уровне, должны перманентно понимать, учитывать и внимательно относиться к культурным различиям потребностей людей, с которыми они взаимодействуют. Часто встречается, что руководители явно предпочитают одну национальность другой, такого положения дел требуется избегать с целью более успешного управления организацией. Нельзя надеяться на то, что люди, управляемые за рубежом, обладают теми же потребностями, что и у вас в стране.
Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия
Пирами́да потре́бностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации»[2] (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality)[3].
Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента[4].
Теория иерархии потребностей
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, — стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убеждён, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, — разъяснял Маслоу. — Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причём регулярно (даже если любовные романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.
Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
- Физиологические: голод, жажда и т. д.
- Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
- Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
- Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
- Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация[5].
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
- (низший) Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).
Критика
Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972)[6].
Когда Холл и Ноугейм (Hall и Nougaim) проводили своё исследование, Маслоу написал им письмо, в котором отметил, что важно учитывать удовлетворение потребностей в зависимости от возрастной группы испытуемых. «Счастливчики» с точки зрения Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. Потребность же в самоактуализации удовлетворяется годам к 50 у «счастливчиков». Именно поэтому нужно учитывать возрастную структуру[6].
Главная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет надежного количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека. Вторая проблема теории связана с разбиением потребностей в иерархии, их последовательностью. Сам Маслоу указывал, что порядок в иерархии может меняться. Тем не менее, теория не может объяснить, почему некоторые потребности продолжают быть мотиваторами даже после того, как они были удовлетворены[7].
Поскольку Маслоу исследовал биографии только тех творческих личностей, которые, по его мнению, были успешными («счастливчиками»), то из исследуемых личностей выпал, например, Рихард Вагнер, великий композитор, лишенный практически всех личностных черт, ценимых Маслоу. Учёного интересовали необычайно активные и здоровые люди, такие как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, конечно, накладывает неизбежные искажения на выводы Маслоу, так как из его исследований не ясно было, как устроена «пирамида потребностей» большинства людей. Также Маслоу не проводил эмпирических исследований[8].
Любопытные факты
- Маслоу утверждал, что «стадии самоактуализации» достигает не более 2 % людей[4].
- В основополагающей статье Маслоу нет изображения пирамиды[4].
См. также
Примечания
- ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 111.
- ↑ «A Theory of Human Motivation», Originally Published in Psychological Review, 50, 370—396.
- ↑ Maslow A. H., 1954.
- ↑ 1 2 3 William Kremer, Claudia Hammond. Abraham Maslow and the pyramid that beguiled business (англ.). BBC News (31 August 2013). Проверено 4 марта 2015.
- ↑ Carol Taylor PhD MSN RN, Carol Lillis MSN RN, Pamela Lynn MSN RN. Fundamentals of Nursing. — Eighth, North American edition. — LWW, 2014-10-30. — 1816 с. — ISBN 9781451185614.
- ↑ 1 2 Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 119.
- ↑ Холлифорд С., Уиддет С., 2008, с. 120.
- ↑ Макклелланд Д., 2007, с. 66-67.
Литература
- Maslow A. H. Motivation and Personality. — New York: Harpaer & Row, 1954.
- Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация : Практическое руководство для менеджеров / Пер с англ. ООО «Пароль». — М.: ГИППО, 2008. — ISBN 978-5-98293-087-3.
- Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е. П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007. — ISBN 978-5-469-00449-3.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер с англ. ООО Изд. «Питер». — СПб.: Питер, 2011. — ISBN 978-5-88782-412-3. (c. 479—527)
Ссылки
11.2. Теория мотивации и управления А. Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, основоположник гуманистической психологии, лидер бихевиористского направления управленческой мысли.
А. Маслоу родился в Бруклине. Получив психологическое образование, первоначально занимался изучением социального поведения приматов. Докторская степень по психологии была присуждена А. Маслоу в университете штата Висконсин. Преподавательскую карьеру начал в Бруклинском колледже, впоследствии стал профессором социальной психологии и деканом факультета психологии в Университете Брандейса. В 1967–1968 гг. занимал пост президента Американской психологической ассоциации.
Основные работы: «Теория человеческой мотивации» (1943), «Мотивация и личность» (1954), «К психологии бытия» (1962), «Эупсихическое управление» (1965), «Психология науки» (1967).
Теории А. Маслоу сформировались под влиянием достижений различных научных дисциплин: антропологии, биологии, клинической психологии и психоанализа. По мнению многих ученых, главный вклад исследователя в управленческую науку связан с разработкой теории иерархии потребностей, известной как пирамида потребностей.
Теория мотивации. А. Маслоу сформулировал новую теорию мотивации, в которой изложил свой взгляд на понимание механизмов поведения человека. В отличие от сторонников школы научного управления, он утверждал, что мотивами поступков людей являются в основном не экономические факторы, а различные потребности, которые только частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
В своей теории А. Маслоу исходил из того, что мотивация непрерывна, бесконечна и изменчива, она является универсальной характеристикой практически любого организмического состояния. Единственным надежным основанием для построения теории мотивации является классификация неосязаемых целей и потребностей человека. По мнению А. Маслоу, человек имеет множество различных потребностей. Условно их можно разделить на базовые и метапотребности.
Базовые потребности постоянны и располагаются согласно принципу иерархии. Их можно разделить на пять основных категорий (уровней)[408]:
1. Физиологические потребности. Они необходимы для ежедневного существования человека (потребности в еде, питье, сне, одежде, жилище и т. п.). Их интенсивность превосходит стремление к насыщению любых других потребностей более высокого уровня, но только при условии их неудовлетворенности[409].
2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности). Она включает в себя потребности в защите от агрессии со стороны окружающей среды, стабильности, порядке, законе и уверенности в завтрашнем дне. Эта потребность более отчетливо проявляется у детей, а у взрослых носит, как правило, скрытый характер. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в критической ситуации.
3. Потребность в принадлежности и любви (социальные потребности). Для человека характерно стремление к принадлежности к определенной социальной группе и взаимодействию с другими людьми, входящими в нее. Этого уровня А. Маслоу первоначально определял только как потребность в любви, а позднее добавил и потребность в социализации.
4. Потребность в признании (престижные потребности). Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижения»: самоуважение, уверенность, компетентность. Во второй класс – потребность в уважении со стороны окружающих, признании личных достижений человека и их высокой оценке, завоевании высокого статуса, славы, служебном росте и лидерстве в коллективе.
5. Потребности в самоактулизации (духовные потребности). Духовные потребности предполагают самореализацию личности, наиболее полное использование знаний и способностей, стремление к самовыражению через творчество.
Если предшествовавшие перечни потребностей подразумевали, что человек, испытывающий одну из потребностей, не может в то же самое время испытывать другую, то А. Маслоу подчеркивал, что отношения между потребностями не подчинены принципу взаимоисключаемости. Напротив, они так тесно переплетены друг с другом, что отделить одну от другой практически невозможно. Схематично иерархия базовых потребностей представлена на рис. 11.1.
Рис. 11.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
Для удовлетворения базовых потребностей, по мнению А. Маслоу, необходимо несколько социальных условий: свобода слова, выбора деятельности, свобода самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком.
В отличие от базовых потребностей, ценность метапотребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. К метапотребностям относятся: потребность в справедливости, благополучии, единстве социальной жизни и т. д.
А. Маслоу указывал, что метапотребности составляют единство с фундаментальными, базисными потребностями. Отсутствие единства этих потребностей приводит к «метапатологии», проявляющейся в недостатке ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни.
Попытки классификации потребностей предпринимали многие ученые, однако только А. Маслоу рассматривал группы мотивов, которые упорядочены в ценностной иерархии согласно их роли в развитии личности, кроме того, он выявил законы построения потребностей и движущие силы мотивации. Не потребности сами по себе являются мотиваторами поведения, а степень их удовлетворения. Движущей силой мотивации является тот факт, что люди никогда не могут достичь поставленных целей в полной мере. Как только достигнута одна цель и удовлетворена какая-либо потребность, возникает новая цель, связанная с необходимостью удовлетворения вновь появившейся потребности, и т. д.
А. Маслоу сформулировал основные принципы, характеризующие природу человека:
1) потребности людей никогда не могут быть удовлетворены абсолютно;
2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждают человека к действию;
3) существует иерархия потребностей.
Согласно разработанному А. Маслоу принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида только после того, как удовлетворены предыдущие запросы. В отличие от предшествующих теорий мотивации, в которых физиологические потребности являлись отправной точкой мотивации, у А. Маслоу они представляются относительно изолированными и используются в качестве «каналов» для других, более высоких или сложных потребностей. Хотя неудовлетворенная потребность и играет первостепенную роль, но после ее удовлетворения она уже не может доминировать, а существует только потенциально, с акцентом на движение вперед – к более высоким потребностям[410]. При этом все потребности функционируют циклически: повторяются через определенный промежуток времени.
Потребности низших уровней присущи всем людям примерно в равной мере, а высших уровней – в неодинаковой степени. Высшие потребности помогают дифференцировать индивидов и имеют большое значение для формирования ценностных ориентаций личности человека.
Высшая потребность человека – самореализация. Потребности самоактуализации не имеют достаточно четкого определения и отражают широкий спектр культурных и индивидуальных различий. По подсчетам А. Маслоу, самоактуализирующиеся и самореализующиеся личности составляют около 1 % населения. Они представляют собой пример психологически здоровых личностей и служат эталоном для большинства людей. Именно самореализующимся личностям присущи метапотребности.
Изучая мотивацию развития личности, А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям[411]:
1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с реальностью. Для самоактуализированных людей характерно адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, отсутствие страха перед неизвестностью и неопределенностью.
2. Приятие (себя, других, природы). Самоактуализированные люди принимают человеческую природу такой, какая она есть, не приукрашивают реальность, для них свойственно отсутствие искусственных, защитных форм поведения (лицемерие, ханжество, фальшь и притворство), а также неприятие такого поведения со стороны других.
3. Спонтанность, простота и естественность. Самоактуализированные люди достаточно спонтанны в своем поведении и предельно спонтанны в своей внутренней жизни, мыслях, при этом соблюдают установившиеся ритуалы, традиции, церемонии, однако относятся к ним с добродушной усмешкой.
4. Служение. Это предполагает акцентирование внимания на проблемах внешнего порядка, решение фундаментальных вопросов (жизнь в глобальной системе координат). Такие люди заняты не самоанализом, а своей жизненной миссией или призванием. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента.
5. Отстраненность, потребность в уединении. Для таких людей характерна склонность к одиночеству, они занимают позицию отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям внешней среды.
6. Автономия, независимость от культуры и среды, воля и активность. Это означает высокую устойчивость под воздействием деструктивных сил, способность к самовосстановлению, независимость от мнения других. При этом автономность предполагает самоопределение, способность к принятию ответственности, активный поиск решений.
7. Свежий взгляд на вещи. Самоактуализированные люди просто радуются жизни, находят каждый раз новое в уже известном.
8. Мистические переживания и высшие переживания. Ощущение исчезновения собственного «я», предельная концентрация и погруженность в проблему.
9. Чувство идентификации с человечеством в целом.
10. Межличностные отношения. Самоактуализированный человек способен полностью сливаться с близким, становиться его частью. Характерно отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.
11. Демократичность. Это проявляется в уважении к любому человеку, готовности учиться у других.
12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Самоактуализирующиеся личности ведут себя высоконравственно, остро чувствуют добро и зло. Они ориентированы на цели и умеют получать удовольствие от процесса.
13. Философское чувство юмора. Такие люди относятся с юмором к жизни в целом, к своей профессиональной деятельности, к самим себе.
14. Креативность. Эта черта понимается как способ мировосприятия и взаимодействия с реальностью, она не зависит от того, чем занимается человек, и появляется во всех действиях самоактуализирующейся личности.
15. Сопротивление культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализированные люди не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.
Таким образом, по мнению А. Маслоу, самоактуализирующуюся личность отличает индивидуальная установка по отношению к окружающей действительности. А. Маслоу не идеализирует подобную личность, подчеркивая, что она также подвержена недостаткам, неправильным поступкам, упрямству, раздражительности, невниманию к окружающим.
Концепция иерархии потребностей А. Маслоу послужила основой многих моделей мотивации труда. В соответствии с его учением, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворенности будет возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать росту производительности труда. Управление должно выявлять потребности работника и использовать соответствующие именно этим потребностям методы мотивирования.
Концепция просвещенного менеджмента. На основе дневниковых записей А. Маслоу начала 1960-х гг. была выпущена книга, получившая в первом издании название «Эупсихическое управление». В России она была переиздана под названием «Маслоу о менеджменте». В этой работе представлены взгляды ученого на такие проблемы менеджмента, как: формирование новой просвещенной экономики и менеджмента, лидерство, различие стилей руководства на разных уровнях управленческой иерархии, психологические характеристики менеджеров и предпринимателей, социальное совершенствование и самоактуализация личности.
Автор отмечал, что по мере развития экономики и общества, роста уровня образования и психического здоровья людей происходит отказ от прежних авторитарных форм управления и увеличивается потребность в использовании методов просвещенного управления, которые становятся главным условием победы в конкурентной борьбе. Эупсихичный, или просвещенный менеджмент представлялся ему характерной приметой будущего.
А. Маслоу выделил 37 характерных черт и принципов просвещенной управленческой политики[412]. Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
• Доверие к людям, учет индивидуальных различий работников.
• Предоставление работникам наиболее полной и релевантной информации о ситуации в организации.
• Постоянное стремление работников к совершенствованию и самоактуализации. Учет того, что люди в организациях не ограничиваются удовлетворением только потребности в безопасности. Работники должны получать осмысленные задания, в результате чего даже самая рутинная работа будет рассматриваться как путь к достижению некой значимой цели.
• Отказ от доминантно-субординационной иерархии или авторитаризма.
• Замена поляризации и дихотомий любого рода на принцип иерархической интеграции. Учет того, что все сотрудники преследуют одни и те же управленческие цели и ассоциируют себя с ними, вне зависимости от места, занимаемого ими в организации или в иерархии.
• Формирование отношений между членами организации на основе доброжелательности, а не соперничества или зависти. Акцент на хорошей командной работе, дружбе, коллективном духе, общности интересов и любви.
• Наличие синергизма. Синергизм А. Маслоу определяет как культуру, в рамках которой то, что полезно для индивида, выгодно и обществу. Культура с высоким уровнем синергизма характеризуются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью, а основными чертами культур с низким уровнем синергизма являются конфликтность и низкая мораль, при которых успех одного оборачивается неудачей для всех остальных.
• Беспристрастность и объективность оценки способностей и умений не только работников, но и управленцев.
• Свобода в выражении несогласия, недовольства и раздражения.
• Отношение работников к своему начальнику с любовью (а не с ненавистью), с уважением (а не с презрением). Хотя большинство людей хотели бы не бояться других, они, однако, предпочитают боязнь презрительному отношению к своему начальнику.
• Рассмотрение работников как квалифицированных, сильных, способных справляться со сложными заданиями и предпочитающих ответственность зависимости и пассивности. Работники должны чувствовать себя уважаемыми и востребованными со стороны организации. В организациях, применяющих просвещенную систему управления, работник стремится быть не просто пассивным помощником, дополнением или «орудием», а движущей силой развития организации.
Однако, как замечает А. Маслоу, подобный тип людей не является универсальным, поэтому на предприятии необходимо совершенствовать систему подбора персонала.
По мнению А. Маслоу, его теория эупсихического управления соответствовало концепции «продвинутых человеческих существ Теории Y» Д. Макгрегора и современному уровню развития США. Использование принципов просвещенного управления должно было способствовать успеху в самых разных сферах, в том числе и в финансовой, и приведет к построению лучшего общества. При этом ценность методов просвещенного менеджмента определяется не только производственным поведением, количеством и качеством производимого продукта, но и «побочными» проявлениями. К последним А. Маслоу относил формирование более совершенных личностей, готовых к альтруизму, помощи другим и нетерпимых к несправедливости[413]. По сути, он стремился к трансформации своего подхода в религиозную концепцию в духе современной религии New Age («Новая эра»)[414].
В 1968 г. А. Маслоу предложил ввести в теорию менеджмента концепцию «Теории Z». Он исходил из того, что люди, достигшие определенного уровня экономической безопасности, стремятся к новым ценностям, они хотят, чтобы работа позволяла человеку раскрывать свои творческие потенции. А. Маслоу писал, что «по мере развития личности деньги постепенно теряют свое относительное значение, в то время как всё большую значимость начинают приобретать другие, развитые формы вознаграждения (метавознаграждение). Даже в тех случаях, когда денежное вознаграждение продолжает сохранять внешнюю значимость, она может быть связана не с собственным его значением, но с его символическим смыслом, который может являться отражением статуса, успеха, самооценки»[415].
А. Маслоу обратил внимание на то, что при найме на работу квалифицированных и административных работников важными для них являются не только деньги, но возможность удовлетворения потребностей более высокого порядка. Для таких работников особую значимость приобретают высокий статус компании, хорошие условия труда, дружественная атмосфера, независимость, автономность и возможность реализации собственных идей. По его мнению, США превращаются в управленческое сообщество, а в сфере производства происходит увеличение влияния гуманистических позиций.
А. Маслоу настаивал на создании таких организаций, в которых человек получает возможность для наиболее полной реализации своего истинного потенциала. Большую роль в этом должен сыграть руководитель. По мнению исследователя, власть нельзя доверять человеку, который ищет власть ради власти. В большинстве ситуаций лучшим руководителем и лидером будет тот, кто ближе к самоактуализации, кто сумел удовлетворить все
свои базовые потребности, добиться признания и уважения.
Теория лидерства. А. Маслоу предложил новый подход к оценке лидерства и его организующей роли[416]. Он выделял D-лидерство – стремление к власти над другими людьми – и В-лидерство (руководство второго уровня, или функциональное лидерство) – стремление к власти, которая может позволить решить задачу. В D-лидерстве индивид сам стремится к занятию командных постов. Как правило, D-руководитель недооценивает или игнорирует объективные потребности группы, ситуации или работы.
В В-лидерстве подчиненные предоставляют руководителю власть добровольно и осознано, поэтому между группой и лидером устанавливаются доверительные отношения. То, что человек не стремится к лидерству, говорит в его пользу. В производственной ситуации В-лидером является тот, кто лучше других может справиться с работой или организовать выполнение задания лучшим образом. В-лидер должен уметь отдавать приказы, быть сильным и властным.
С понятием В-лидерства связано понятие В-власти, т. е. власти, необходимой для реализации ценностей второго уровня (В-ценностей): истины, блага, красоты, справедливости, совершенства, порядка и т. д. В-власть позволяет построить лучший мир или сделать его совершеннее. По аналогии А. Маслоу вводит понятие В-последователя – работника, настолько отождествляющего себя с поставленной задачей, что ему хочется выполнить соответствующую работу наилучшим образом. В некоторых ситуациях В-последователь может превратиться в В-лидера.
Требования, предъявляемые к В-последователю и В-лидеру, примерно одинаковые. К ним относится: способность выполнять работу лучше других, возможность лучше отслеживать ситуацию и контролировать ход работы, наличие особой психологической предрасположенности, означающей умение радоваться успехам и самоактуализации других людей. Этим требованиям должен отвечать и хороший менеджер. Кроме того, А. Маслоу подчеркивает наличие связи между психологическим здоровьем и характеристиками лучших менеджеров, контролеров и т. д.
По мнению А. Маслоу, хороший менеджер должен уметь соответствовать «объективным требованиям объективной ситуации»[417]. Это предполагает выстраивание управленческой политики с учетом особенностей поведения различных социальных групп и типов личности. Такой подход распространяется на сферу экономики, политики, образования, семейные, дружеские отношения и т. д. Например, недопустимо в полной мере использовать американские политические ценности и принципы управления в странах с иной историей, культурой, с иными индивидами. Также по отношению к авторитарным личностям А. Маслоу считал, что целесообразнее использовать силовые методы воздействия, а когда характер работника будет действительно меняться и он сможет работать в условиях, предполагающих надежность и самостоятельность, тогда можно будет попытаться использовать более демократический стиль управления.
Идеи А. Маслоу уже более пятидесяти лет остаются популярными среди теоретиков и практиков управления. Однако его концепции мотивации, иерархии потребностей, принципов управленческой политики содержат ряд спорных и дискуссионных моментов.
Основные положения теории иерархии потребностей не получили подтверждения в научных исследованиях. Критики его теории мотивации указывают на следующие моменты:
• отсутствие эмпирических подтверждений;
• отсутствие четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей;
• недостаточный учет индивидуальных различий людей, того, что потребности по-разному проявляются в зависимости от пола, возраста работника, его положения в организации, содержания работы и т. д.;
• невозможность для рядового сотрудника точного определения своего собственного уровня потребностей;
• сложность разработки для менеджеров эффективных методов мотивации, основанной исключительно на теории иерархии
потребностей;
• недостаточный учет влияния организационных, социальных, экономических и политических факторов на поведение индивида;
• распространение на всё общество результатов клинических исследований невротиков.
Несмотря на это, с момента опубликования концепции мотивации в 1943 г. и примерно до 1970-х гг. А. Маслоу считался ведущим теоретиком в области мотивации, а большинство более поздних теорий мотивации в той или иной степени также основывались на его идеях.
_____________________________________________________________________________________________________________________
[408] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 77–101.
[409] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 510.
[410] Классики менеджмента : пер с англ. / под ред. М. Уорнера. Санкт-Петербург : Питер, 2001. С. 509.
[411] Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург : Евразия, 1999. С. 224–252.
[412] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 53–82.
[413] Там же. С. 164.
[414] Голубев К. И. История менеджмента: тенденция гуманизации. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2003. С. 66.
[415] Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер,2003. С. 121.
[416] Там же. С. 219–228.
[417] Там же. С. 145.
Выходные данные учебного пособия:
История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. — 606 с.
Вернуться к оглавлению «История менеджмента: учебное пособие»
Пирамида Маслоу: Иерархия потребностей человека
A Пирамида Маслоу широко используется в управление людскими ресурсами и продажи, чтобы понять потребности сотрудников и клиентов, соответственно, до разработки стратегии. человеческие потребности являются: физиологическийиз безопасность, социальныйиз почитать и выполнение само-.
См. В этой статье:
Кто был Авраам Маслоу?
Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970) был американским психологом, потомком русских и евреев, родившимся в Бруклине. Он изучал право в Городском колледже Нью-Йорка (CCNY), но влюбился в психологию, Университет Висконсина, Впоследствии он стал магистром, доктором и стал справочником в области гуманистической психологии.Маслоу изучал несколько течений психологии, таких как психоанализ, гештальт и гуманист. Но его самая известная теория такова: иерархия потребностей человека, широко используемый в управление людьми и управление клиентами, Абрахам Маслоу умер в Калифорнии, США, в июне 08 1970, жертвой сердечного приступа.
Теория Маслоу
Согласно Маслоу, у людей разные потребности, которые перекрывают друг друга. Таким образом, когда мы встречаем группу потребностей, наши мотивация перенаправляется в следующую группу.
— текст после рекламы —На протяжении своих исследований Маслоу иерархии потребностей человека через пирамиду. В этом случае самые основные потребности, связанные с жизнью, находятся в основе пирамиды. Хотя более абстрактные потребности, связанные с духом, находятся на вершине пирамиды.
Мы будем говорить более подробно о каждой группе нуждающихся, но, скорее, важно понять логику и основы пирамиды Маслоу. Послание, которое он передает, в основном состоит в том, что для мотивации людей лидер должен сначала понять, какую группу потребностей они в настоящее время имеют.
Бесполезно пытаться направить мотивацию людей к абстрактным потребностям, если у них все еще есть неудовлетворенные основные потребности.
Шаги иерархии потребностей Маслоу
Чтобы лучше проиллюстрировать пирамиду Маслоу, давайте теперь говорить о ее этапах, то есть о шагах эволюции человеческих потребностей. Вы также можете увидеть эти шаги в нашей Масловая таблица пирамид в Excel.
1) Физиологические потребности
В иерархии потребностей физиологические являются самыми основными, потому что они связаны с нашим выживанием. Когда у человека нет его физиологические потребности ваша мотивация будет полностью сосредоточена на этой группе. По словам Маслоу, они: дышать, оставаться в живых, есть, пить, отдыхать, заниматься сексом.
В профессиональной жизни такие потребности будут в основном связаны с графиками, которые позволяют отдыхать и пить, а не перегружать.
2) Требования безопасности
С того момента, как человек сталкивается с физиологическими потребностями, он сосредоточит свою мотивацию на своих потребности в безопасности, Они связаны с защитой от опасности. Они могут быть проиллюстрированы физической безопасностью, здоровьем, жильем, относительной стабильностью в занятости и отношениях, среди других факторов.
В профессиональном плане мы можем думать о превентивных мерах против неправомочности, прожиточного минимума, некоторой гарантии непрерывности (или, по крайней мере, прозрачности в отношении ситуации), плана медицинского страхования и т. Д.
3) Социальные потребности
Человек также обладает социальные нужды, чуть выше потребностей в безопасности. Здесь мы начинаем входить в более абстрактный объем человеческих потребностей. Они касаются поддержания гармоничных человеческих отношений, таких как семья, друзья, которые являются частью групп и отношений.
В профессиональном плане люди хотят быть частью команды более глубоко. Помимо возможности поддерживать добрые отношения с боссами и коллегами.
4) Необходимость оценки
As потребность в уважении, выше социальных потребностей, связаны с самооценкой наших способностей, а также с признанием других. Они связаны с необходимостью уважения, восхищения и престижа человека, создания чувства достоинства.
В профессиональном плане мы можем выделить ответственность за результаты, конструктивные отзывы и признание и престиж за позитивные достижения.
5) Потребности в самореализации
Наконец, по шкале человеческих потребностей, согласно Маслоу, потребности в самореализации, Это были бы потребности, связанные с ростом и достижением их собственных целей: преодоление проблем, независимости, реализации мечты и самоконтроля.
В профессиональной жизни эти потребности связаны с карьерным ростом, продвижением по службе, автономией в проблемах, собственными проектами и более широким участием в принятии решений.
Важность и использование пирамиды Маслоу
Как я упоминал ранее, пирамида Маслоу широко используется в управление бизнесом, Две области в значительной степени зависят от теории Маслоу в повседневной жизни: управление человеческими ресурсами и сбыт и коммерческое управление.
Использование пирамиды Маслоу в управлении людьми
Менеджеру не нужно украшать пирамиду Маслоу, чтобы использовать ее в управлении людьми. Просто знайте обоснование его использования: понимайте потребности своих сотрудников до того, как получите мотивацию и предложите награды.
Я часто слышал, что «моя команда немотивирована», и это происходит независимо от обещания толстого бонуса в конце года для достижения результатов. Менеджер должен понимать, что каждый сотрудник является индивидуумом, и каждый человек имеет разные потребности.
Достижение целей — это необходимость самореализации, и нет смысла получать мотивацию, если у человека есть еще одна невыполненная потребность. Бывают случаи, когда у соавтора есть еще одна основная неосуществленная потребность в профессиональной сфере. Лидер должен действовать по этому поводу.
Невозможно обвинить мотивацию сотрудника в самореализации, если он борется за выживание.
Даже в тех случаях, когда потребность строго личная, менеджеры могут проявлять сочувствие и пытаться каким-то образом помочь. Сотрудник вознаградит компанию в другое время.
Чтобы узнать потребности людей в команде, сделайте служебная аттестация и выяснить, что влияет на производительность. Используйте Рабочий лист пирамиды Маслоу в Excel.
Использование пирамиды Маслоу в управлении клиентами
Использование пирамиды Маслоу в коммерческой зоне тесно связано с компаниями в комплексные продажи, В этой схеме коммерческий цикл больше. Некоторые продажи занимают месяцы. Это система множественных утверждений, то есть покупателю потребуются утверждения от менеджеров, от финансовых, а иногда от внешних воздействий.
Большой переговорщик должен развивать способность интерпретировать потребности покупательские влияния действовать на них.
Пирамида Маслоу также широко используется в психологическом аспекте маркетинг, При попытке выяснить реальные мотивы определенных групп для покупки, прежде чем маркетинговый план.
Быстрый пример: человек, который покупает парфюм, хочет удовлетворить свою потребность в уважении или отношениях? Из этой реакции могут возникнуть две совершенно разные рекламы. 🙂
— текст после рекламы —