Инфантильное расстройство личности что это такое: 💊 Инфантильное расстройство личности: симтомы, диагностика, 😷 лечение, профилактика 🏥

Содержание

Инфантильное расстройство личности: симптомы, признаки и терапия

Любое расстройство личности включает в себя систему характеристик, нарушающих общепринятые поведенческие стандарты общества. Больной при любом раскладе испытывает негативное отношение социума, следствием чего становятся проблемы с адаптацией. Лечению такие расстройства поддаются плохо, поскольку индивид переносит вину на свое окружение, которое его не воспринимает, и не испытывает необходимости в медицинской помощи. Существует несколько видов расстройств личности. В этой статье речь пойдет об инфантильном расстройстве.

Почему возникает ?

Инфантильное расстройство личности по МКБ-10 (Международная классификация болезней) относится к разделу «Другие специфические расстройства личности» (F60.8). Одним из наиболее распространенных факторов возникновения болезни принято считать наследственность. Кроме наличия предков с патологиями психики, к причинам можно отнести и родителей-алкоголиков: в такой семье чаще всего рождаются больные дети.

Неконтролируемую злость и агрессивность могут спровоцировать нарушения гормонального фона. Часто причиной склонности к депрессивным состояниям является недостаточная выработка гормона счастья – эндорфина.

Некоторые симптомы у детей можно объяснить неподходящими условиями развития. Например, гиперактивность – следствие недостатка пространства, скованности движения. Эмоционально неустойчивые родители или другие люди, постоянно находящиеся рядом с ребенком, вызывают обеспокоенность. А вот уравновешенная атмосфера в семье способствует снижению выраженности симптомов расстройств.

Признаки инфантильного расстройства личности

Сознание пациента с данным психическим заболеванием крайне незрело. Адаптация к стрессовым ситуациям у него не отмечается: подобно ребенку, человек с диагнозом «инфантильное расстройство личности» не способен планировать, растерян и пуглив.

Обнаружить болезнь можно уже в подростковом возрасте. Постоянные изменения гормонального фона у подростков часто провоцируют эмоциональные скачки. Возникают трудности при выявлении инфантильного расстройства у детей, имеющих некоторые психические расстройства, которые можно воспринимать как обоснование к постановке данного диагноза. Следует понимать, что оптимально ставить его тогда, когда человеку уже исполнилось 16 лет.

С возрастом симптомы становятся более выраженными. Расстройство проявляется в том, что больной не может владеть любыми эмоциями: радостью, страхом, злостью, беспокойством.

Живя в воображаемом мире, человек с инфантильным расстройством личности не может справиться с жестокими реалиями. Столкновение с трудностями вызывает у таких людей панику. Кроме того, они легко возбудимы, эмоциональны, панически боятся и избегают ответственности, у них часто случаются перепады настроения.

Такого рода патологические проявления не входят в допустимую норму, поэтому не стоит путать расстройство с ярко проявляющимися чертами характера (акцентуацией), которые находятся на границе нормы. Разница состоит в том, что человек с акцентуацией не испытывает проблем с адаптацией.

Типы инфантильных расстройств

В зависимости от симптомов и эмоционального состояния больного можно выделить 4 типа инфантильных расстройств:

  • Пограничное представляет собой резкие перепады настроения. Сохраняется заболевание чаще всего и после пубертатного периода.
  • Антисоциальное расстройство включает полное нежелание взаимодействовать с обществом, заводить партнерские и дружеские контакты.
  • Нарциссическое расстройство – нездоровая, неконтролируемая склонность к власти, авторитаризму.
  • Театральное расстройство выражается в зависти, стремлении манипулировать, привлечении внимания при помощи эксцентричного, чрезмерно эмоционального поведения.

Должен ли пациент с инфантильным расстройством проходить службу в армии?

По причине постоянного нервного напряжения пациентов с инфантильным расстройством личности в армию не допускают. То же касается любой службы в военных условиях, работы в силовых структурах.

Общие закономерности лечения

Лечение инфантильного расстройства личности обычно затруднительно. Сложность лечения можно объяснить тем, что психотерапевтам чаще всего приходится работать с людьми, имеющими запущенную стадию заболевания с ярко выраженными симптомами. Успешность терапии также во многом зависит от качественной диагностики.

Чаще всего специалисты осуществляют лечение психотерапевтическими методами. Когда к инфантильному расстройству личности прибавляются симптомы других отклонений, специалисты проводят лечение медикаментами.

Лечение инфантильного расстройства пограничного типа

Лечение данного типа отклонения часто предполагает гибкий план, сочетающий различные методики. Могут быть использованы следующие методы:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия (направлена на искоренение из сознания больного негативных моделей мышления).
  2. Диалектическая поведенческая терапия (развивает навыки преодоления нежелательных реакций).
  3. Когнитивная — основана на осознанности (профилактика рецидивов путем обращения к сознанию и мышлению пациента).
  4. Групповая терапия.
  5. Поиск точки в визуальном поле пациента, зрительный контакт с которой приведет к улучшению состояния (Brainspotting).

Лечение инфантильного расстройства театрального типа

Наиболее эффективный метод в борьбе с этой проблемой – групповая терапия. Общение с коллективом помогает выстроить необходимую для лечения атмосферу доверия и взаимопонимания. В комплексе с групповой терапией применяются и другие методы:

  1. Когнитивная терапия, основанная на осознанности.
  2. Йога и медитация.
  3. Психотерапия, основанная на социальном взаимодействии.
  4. Brainspotting.

Лечение инфантильного расстройства нарциссического типа

Терапия во многом зависит от того, осознает ли больной наличие проблемы и готов ли к борьбе с ней. Психотерапевты чаще всего используют:

  1. Когнитивно-поведенческую терапию;
  2. Диалектическую поведенческую.
  3. Групповую терапию.

Лечение инфантильного расстройства антисоциального типа

Антисоциальное расстройство с трудом поддается лечению. Часто доктора применяют психотерапию, однако этот метод редко оказывается эффективным. Он бессилен, если симптомы заболевания тяжелые или пациент не желает признавать, что у него серьезные проблемы. Часто диагностировать болезнь возможно только путем выяснения отношения пациента к близким людям.

Для лечения антисоциального расстройства не существует специальных лекарств. Психотерапевты назначают препараты только для снятия определенных симптомов, таких как агрессия, тревога или депрессия.

Антисоциальное расстройство личности в большинстве случаев приносит много страданий окружающим людям. Для преодоления агрессии и защиты от насилия и гнева существуют группы поддержки для семей и друзей людей с антисоциальным расстройством. Если у вас есть любимый человек с таким отклонением личности, очень важно, чтобы вы также получали психологическую помощь.

До сих пор диагностика инфантильных расстройств личности крайне сложна, поскольку невозможно подвести всех пациентов под одну схему развития болезни. Самое важное в лечении – найти квалифицированного врача, который сможет составить индивидуальный план лечения, учитывающий все особенности течения заболевания.

Основные причины и способы лечения инфантильного расстройства личности

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Если простыми словами, то инфантильное расстройство личности – это незрелость. Такой человек как бы «застрял» на предыдущих этапах своего развития и не в состоянии продвинуться дальше.

И сегодня мы рассмотрим подробнее, почему оно возникает и в чём заключается, раз уж даже входит в международную классификацию болезней МКБ 10.

Признаки

Инфантилизм сложно определить с первого взгляда, а у детей возможно диагностировать в основном когда они достигают подросткового возраста. Но существует ряд признаков, которые помогут вам понять, что за человек перед вами.

Безответственность

Они не способны принимать решения, прогнозировать вероятное развитие событий в зависимости от своих поступков и, конечно же, нести ответственность за то, что говорят.

Для этого процесса необходимо иметь силу воли, которая как раз и является проявлением автономности, способности либо ограничивать себя, либо делать свободный выбор.

Каждый из нас знает, что если хочется чего-то достигнуть, необходимо приложить усилия.

Но незрелая личность мобилизоваться и начать действовать не сможет. По одной простой причине – она не хочет, устала, или это сложно и долго, а желаемого хочется прямо сейчас.

Причём даже за собственную жизнь не может нести ответственность. Кто-то другой, более зрелый будет заботиться о её благополучии. Чаще всего этим занимаются родители, чем, в принципе и провоцируют возникновение этого расстройства в детстве. Но об этом позже.

Эгоцентризм

Вполне искренне считают, что весь мир создан именно для них. Проявляется в неспособности сочувствовать другим людям, понимать их и принимать такими, какие они есть.

Подобное поведение свойственно маленьким детям, они не замечают, что, например, мама устала и ей сейчас совсем не хочется играть. Или что папа очень расстроен, поэтому ему нужно дать немного времени побыть одному или обнять его.

И это вполне нормально, ребёнок только учится замечать других людей, их эмоции, но если подобное себе позволяет взрослый – это проявление эгоцентризма.

Игривость

Игровая деятельность является познавательным процессом, причём ведущим у маленьких детей и даже ещё младших школьников. С помощью игры они познают мир, узнают, как строить отношения и многое другое. Но постепенно игровую сменяет учебная, после которой наступает трудовая.

Инфантильные личности остаются на первом этапе. Пытаясь избежать скуки, они пытаются занять себя всевозможными развлечениями. Игры – единственный способ активного и весёлого времяпрепровождения.

Кстати, с ними действительно интересно проводить время, но, кроме дискотек, баров, компьютерных игр и бесконечного шопинга ни на что другое не способны.

Отсутствие планов

О будущем не задумываются, живут сегодняшним днём и стремятся удовлетворять ежеминутные желания. То есть, увидел мороженое – надо обязательно купить. А на самом деле хочется его или нет, не столь важно, купил, укусил раз и выбросил.

Так как такой человек не несёт ответственности за свои решения и поступки, он не боится последствий. Ему кажется, что наказание если и наступит, то когда-то потом, а сейчас не стоит об этом беспокоиться.

К примеру, могут взять кредит, совершенно не заботясь о том, каким образом собираются его выплачивать. Деньги растратят в один миг на вещи совершенно не первой необходимости, после чего, оставшись ни с чем, опять будут думать, где получить лёгкую прибыль, чтобы не работать.

Иждивенство

Существование и удовлетворение потребностей за счёт другого человека. Но не обязательно присутствует полная зависимость. Бывают случаи, когда иждивенство проявляется только в одной сфере.

Допустим мужчина, возвращаясь с работы, превращается в «инфантильного мальчишку», отказываясь выполнять любые домашние дела, заявив, что он зарабатывает деньги, соответственно, всем остальным пусть занимаются домочадцы. А он имеет полное право отдыхать, посвящая свободное время играм, прогулкам по магазинам и так далее.

Отсутствие рефлексии

Рефлексия – это способность поддавать анализу собственные переживания с целью самопознания и, соответственно, развития. То есть, они не задаются вопросами о своём предназначении, о мотивах совершенных поступков, не стремятся понять, где именно допустили ошибку, чтобы в дальнейшем избежать неприятных последствий.

Обычно человек с возрастом становится интереснее, опытнее, глубже. Их же мудрость обходит стороной.

Хочу заметить, что не всегда наблюдаются непосредственно все вышеперечисленные признаки. Случается, что человек достигает колоссальных успехов в науке, но совершенно не приспособлен к быту. Либо же вроде более или менее справляется со своей жизнью, но отказывается создавать семью.

Таких мужчин обычно называют «мамиными сынками». Они живут с родителями, с которыми безопасно, знакомо и налажено, не решаясь на отдельность. Или таки женятся, но потом уходят, потому что оказалось слишком много обязательств, с которыми совсем не хочется справляться.

Даже женщины покидают собственных детей и мужей в поисках спокойной, полной удовольствий жизни.

Частая смена работы также считается проявлением инфантилизма. Или надежды на то, что произойдёт что-то чудесное и проблемы решатся сами по себе. Партнёра больше рассматривают как вероятного родителя, который будет заботиться вместо настоящих папы и мамы.

Причины

Жертвенность

Когда родители, чаще это материнская фигура кладут на алтарь собственную жизнь ради жизни своей кровинки. В смысле жертвуют собой, когда надо и не надо.

Вполне естественно, что если близкие люди не ценят себя, а всё делают для своего чада – у того и мысли не возникнет об их значимости. Значит так и надо, чтобы ему прислуживали.

Наиболее часто встречаются подобные ситуации с одинокими матерями. Женщина стремится не только позаботиться о будущем своего малыша, но и в силу того, что по каким-то причинам он лишён отца, пытается дать ему самое лучшее, чтобы он наверняка ни в чём не нуждался. И неважно, какой ценой.

Она тогда трудится на трёх работах одновременно, не позволяет себе обновок и качественного отдыха. Зато у дитяти новый мобильный телефон и он счастлив. Мотивы понятны, но на самом деле такая мать оказывает «медвежью услугу».

Ещё будучи маленьким, он привыкает жить на всём готовом.  А также понимает, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо не стараться его достичь собственными усилиями, а просто потребовать у родных, или задействовать в ход манипуляцию.

Он не научится ценить заботу, он будет воспринимать её как должное. При этом, не пытаясь и малой капли дать взамен.

Лишение собственного опыта

Это когда родители из тех же благих намерений оградить чадо от сложностей, предпочитают делать вместо него его работу. Откуда же взяться ответственности, если привыкаешь к тому, что можно что угодно натворить, а кто-то другой с этим разберётся?

Изначально начинается с жалости. Малыша жаль нагружать заботами, в будущем их ещё масса будет, успеет наработаться. А заканчивается тем, что не научившись себя обслуживать в детстве, не получив необходимые навыки автономности, во взрослом возрасте такой человек оказывается неспособным вести самостоятельную жизнь.

И уже тут родные могут начать требовать, возмущаясь, что «вроде вырос, а никак не поумнеешь», но уже поздно.

Кстати, лишает возможности развиваться не только жалость, но и мнение, что сам не справится. Отчего проще быстро сделать что-то самому, зато правильно и без ошибок.

Чрезмерная патологическая любовь

Это когда ребёнка хвалят по поводу и без, восхищаясь качествами и умениями, которые чаще всего просто отсутствуют в реальности. Это формирует искаженную самооценку, она становится неоправданно завышенной. Отчего возникает идея, что буквально каждый знакомый просто обязан ему прислуживать. Он считает, что ему всё позволено.

Подобное обращение просто «ломает» психику. Происходит нарушение во взаимном обмене с окружающей средой, то есть процесс давать-брать становится однобоким. А это грозит невозможностью удовлетворять свои потребности, строить здоровые гармоничные отношения. Он привыкает только получать, соответственно, ему нужен тот, кто согласится просто так обеспечивать его.

Например, жена готовит, стирает, убирает, воспитывает детей и при этом зарабатывает деньги, выполняя по факту и мужские и женские обязанности. В обмен на то, что рядом с ней такой «прекрасный» мужчина, которым, кстати, теперь необходимо постоянно восхищаться.

Патологическая родительская любовь лишает возможности научиться искренне любить самому. Отдавать взамен, испытывать интерес к другим людям, сочувствие и целый спектр эмоций.

Подавление

Отсутствие свободы воли. Есть только чёткие установки, что делать, когда идти в туалет, что кушать, одевать, с кем общаться и прочее.

Единственное, чему научают взрослые таким способом обращения – подчиняться. Только вот вырастая, такой человек крайне нуждается в инструкциях со стороны, он не знает как это, самостоятельно решать, что делать.

Если описать метафорой, то он как «бездушный робот», который утратил чувствительность. Зато очень исполнительный и послушный.

Обесценивание

Когда к потребностям малыша относятся несерьёзно. Вроде «что он толкового может хотеть?». Папа или мама считают, что лучше знают, в чём нуждается их чадо. Несколько схоже с подавлением, но разница в том, что при обесценивании такой родитель пытается реализоваться за его счёт.

Например, если отцу не удалось построить спортивную карьеру, то сын наверняка добьётся успехов. И неважно, что ему не нравится бокс, а больше привлекает идея строить что-то из лего. Лего – это несерьёзно и бесполезно. Он пока маленький и не понимает, как важен спорт.

Любое желание расценивается как каприз, с которым необходимо бороться. Поэтому вполне естественно, что впоследствии утрачивается способность прислушиваться к своим потребностям и ставить цели, принимать решения.

Физиологические нарушения

Являются причиной психического инфантилизма. Что это такое? Это разновидность инфантильного расстройства.

Существует психологический, который возникает из-за грубейших ошибок в процессе воспитания, о которых говорилось выше. И психический – незрелость из-за поражений головного мозга, инфекций плода во внутриутробном развитии, асфиксии и прочих травм во время родов.

Также передаётся по наследству на базе социальной дезадаптации.

Виды инфантилизма

Истинный

Его ещё называют простым. Формируется из-за задержки развития лобных долей головного мозга наряду с неправильным воспитанием. Человек не может верно оценивать ситуацию, следовать правилам и нормам, принятым в обществе.

Он не понимает таких слов как «нельзя» или «надо», он знает только «хочу», «не хочу». Отличается от остальных людей чрезмерной наивностью и неприспособленностью к жизни. Нередко причиняет боль окружающим, но не со зла, а по неосторожности и непониманию.

Мыслит порой неординарно, отчего порой достигает успехов в творчестве. Кажется «вечным ребёнком», которому хочется только развлекаться и веселиться.

Подобное поведение грозит возникновением других психических расстройств, необходимость сталкиваться с ограничениями и сложностями приводят к неврозам, депрессиям, истерикам и прочее.

Гармонический

Незрелость проявляется не только психически, но уже и физически. То есть, человек не просто ведёт себя как маленький, но и значительно уступает своим сверстникам в плане телосложения.

Изначально рождаясь небольшим, в течение жизни особо ни в весе, ни в росте не прибавляет. Что служит причиной называть его ласкательно-уменьшительными именами, опекать и всячески баловать, ограждать от сложностей бытия. Ведь куда такому миниатюрному человечку справляться самостоятельно со взрослыми проблемами?

Отличается эмоциональностью и слабостью здоровья. В основном ласковый и милый. Чем вызывает неуёмное желание позаботиться о нём даже посторонних людей.

Требования у окружающих намного ниже, чем к его одногодкам или даже сослуживцам. Подобная забота достаточно приятна, но вызывает ощущение несостоятельности и некой недоразвитости.

Если взрослые будут воспитывать его наравне со всеми, приучая к автономности и прочему, то он вполне может стать зрелой и осознанной личностью. В крайнем случае, будет отставать в развитии, так и не познав, что такое мужественность или женственность, оставшись в позиции несмышлёного и неспособного «малыша», которому до конца жизни будет необходим опекун.

Дисгармонический

Отличается чрезмерной возбудимостью, упрямством и агрессивностью. Такой человек является лжецом, хвастуном, он создаёт конфликтные ситуации, стремится причинить боль окружающим его людям и склонен нарушать закон без зазрения совести. Дисгармоничного нарцисса вполне можно назвать девиантом.

На фоне вышеуказанного стиля поведения нередко начинает развиваться ещё и психопатия.

Органический

Один из признаков задержки психического развития, аутизма, шизофрении и прочее. Неполноценность центральной нервной системы приводит к неумению распознавать эмоции людей и верно оценивать обстановку, критично мыслить, проявлять настойчивость и усердие. Действия обычно лишены последовательности, самостоятельности.

Не способны выдерживать дисциплину, следовать правилам и законам. Легко поддаются чужому влиянию, которое не всегда бывает положительным.

Нередко назойливы, плаксивы, тревожны и медлительны. Пообещав что-то – сразу же забывают, мгновенно потеряв интерес к разговору.

Но, несмотря на это, проявляют активность, желая заслужить одобрение и похвалу.

Диагностика

Диагностировать это расстройство возможно в старшем школьном возрасте, иногда и в дошкольном. Обследование проводится в виде беседы со специалистом, то есть психиатром.

Он пытается выяснить, какие симптомы присутствуют у пациента, как он реагирует на различные раздражители, в состоянии ли соблюдать дистанцию или нарушает границы, не понимая, что делает. Может ли поддерживать конструктивный разговор. Насколько адаптирован к условиям, в которых учится или трудится, живёт и прочее.

Также в процессе диагностики задействуют тесты, опросники и рисунки. В основном используются методики «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», тест Розенцвейга, опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека и так далее.

Лечение

Когда наблюдаются органические нарушения, соматогенные – то в основном применяют медикаментозное лечение для того чтобы устранить основное заболевание. Только тогда возможно провести коррекцию поведения и личностных характеристик.

В случае если причиной являются недостатки воспитательного процесса – проводится психотерапевтическая работа, а также консультирование членов семьи, в которой находится пациент.

Чаще всего требуется комплексный подход. Потому что даже в случае с органическими поражениями лицам, которые заботятся о такой личности необходимо провести информативную беседу об её психических, социальных особенностях. В случае необходимости консультационный формат преобразовать в глубинную работу.

Завершение

Инфантильное расстройство является достаточно сложным заболеванием, с которым не так-то просто справиться.

Даже армия отказывается принимать в свои ряды таких людей. Как, в принципе и другие силовые структуры. Из-за неспособности соблюдать дисциплину, либо невозможности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои действия.

О том, какие ещё существуют синдромы, вы можете узнать, нажав на эту ссылку.

Берегите себя, будьте счастливы и здоровы!

Материал подготовила психолог гештальт-терапевт, Журавина Алина

Почему у взрослого может быть инфантильная личность

Стейси (личность скрыта) сидела напротив меня в своем обычном ярком наряде, ее характерный детский энтузиазм заполнял пространство между ними.

Когда я дал понять, что время сеанса истекает, ее охватила ребяческая надутость. Надутые губы превратились в импульсивное саркастическое обвинение: «Просто считаю до того момента, когда тебе больше не нужно ничего слышать, а?»

Я не проглотил наживку. «Стейси, сегодня ты сделала много хорошего, и я хочу убедиться, что у нас есть возможность подумать о нескольких вещах, которые можно взять с собой».

Стейси просияла от комплимента, как ребенок, получивший наклейку, потому что она собиралась помолвиться с кем-то, с кем она чувствовала связь.

Интересующиеся личностью читатели поймут, что Стейси демонстрировала смесь театральных и пограничных характеристик. Они свернулись в интересную упаковку — взрослая версия маленького ребенка, радостно хвастающегося только тем, что топает и дуется, когда установлен лимит, но быстро возвращается к дружелюбию, когда ему предлагают угощение.

Эта детская вспыльчивость побудила ее научного руководителя, на которого она равнялась, но к которому у нее также была почти зависимая привязанность, предложить лечение. Понимающий консультант видел потенциал Стейси, но знал, что ей будет трудно работать с таким стилем межличностного общения.

Объяснение инфантильной взрослой личности

Более ранние теоретики, особенно те, кто придерживался психоаналитических взглядов, называли межличностные стили, такие как стиль Стейси, инфантильной личностью. Хотя оно никогда не классифицировалось как расстройство личности, оно обычно считалось тесно связанным с истерическим (например, Ruesch, 1948; Кернберг, 1989; Million, 2011), и Миллон дошел до того, что признал его как истерический подтип.

Инфантильную личность, пожалуй, лучше всего описывает Хилл (1952):

…их называют инфантильными личностями… [потому что] они не проявляют регрессии, а скорее отсутствие прогрессии (курсив добавлен). … клиническая картина похожа на детскую … Поскольку он не ребенок, некоторые функции более развиты … но установки и цели остаются такими же, как у младенца …. Особенно впечатляет это постоянство зависимого отношения и боязни беспомощных потребностей — потребности, в конечном счете, быть любимым. Существует небольшая терпимость к разочарованию. Отказ от своих желаний представляется больному признаком отсутствия любви.

Миллон (Millon, 2011) разъяснил вышеизложенное, задокументировав это как театральную презентацию, приправленную пограничными характеристиками, которые он назвал «инфантильным типом личности, доставляющим удовольствие». Миллон резюмировал:

…лабильный, нервный и склонный к выражению изменчивых эмоций. Они демонстрируют детскую истеричность, для которой характерна надутая и требовательная привязанность к другим… Колебание между моментами детской уступчивости, действующей заманчиво и соблазнительно, и угрюмостью или надутостью характерны и часты.

В этом свете сходство с истерической (истерической) личностью становится более ясным, и Кернберг (1989) подробно остановился на нюансах: , цепляющее качество, а не эротическое. Инфантильные пациенты производят впечатление, что эротическая соблазнительность является средством удовлетворения цепляющихся и зависимых, а не сексуальных потребностей.

Хорошая аналогия для тех, кто не сталкивался с этим представлением, состоит в том, чтобы представить себе личность с одновременной задержкой развития в средней школе (истерическая) и ужасной двойкой (пограничная).

Соображения по поводу лечения

Любой, кто работал с истерическими пациентами, знает, что суть терапии состоит в том, чтобы помочь им вырасти. Технически у них соответствующие возрасту реакции на окружающую среду, если рассматривать их как заторможенное состояние развития. Поэтому работа терапевта состоит в том, чтобы заставить их снова развиваться и догонять.

Работа с инфантильной личностью не сильно отличается. Мы помогаем им научиться более эффективно общаться, культивируя конструктивные отношения. Большая часть этого заключается в изучении того, как их быстро меняющиеся аффективные переживания негативно влияют на их прогресс и помогают им проявлять эмоции более конструктивно.

Например, работая со Стейси, когда мы развивали терапевтические отношения, в ее более «взрослые» моменты я давал ей понять, что чувствую, что с ней легче общаться и что у нас более искренние отношения. Подобно классическому обусловливанию, эти небольшие моменты похвалы вызвали у нее тенденцию культивировать больше материала, за который ее вознаграждали.

Инфантильный характер может доставлять дополнительные трудности при управлении прилипчивостью. Учитывая сильные, проблематичные эмоциональные компоненты, легко упустить из виду то, что происходит на заднем плане. Хотя мы хотим, чтобы у пациента сложились с нами глубокие/значимые отношения, мы должны осознавать возможность зависимости. Поэтому не менее важно развивать чувство независимости на этом пути.

Одним из простых инструментов для этого является соблюдение четких границ и отказ от образа спасителя. Например, может быть склонность пациента пытаться поддерживать связь между сеансами в «случайном клиническом» смысле, например, просить совета, как справиться с некоторыми незначительными фрустрациями. Используя этот пример, мы могли бы увидеть большую клиническую выплату:

  1. Признание наличия проблемы и обеспечение отсутствия риска.
  2. Напоминая им, что сеансы связи по телефону не являются частью вашей практики, но вы были бы рады рассмотреть этот вопрос на их следующем сеансе.
  3. Применение повествования, основанного на сильных сторонах, на следующем занятии: «Ранее на этой неделе вы хотели поговорить о X и Y по телефону.
    Как вы с ними сталкивались?» Изучение того, что они сделали и как они к этому пришли, показывая, что они справились без вашего непосредственного участия, помогает укрепить чувство независимости.
  4. Скорее всего, возникнет дискуссия о разочаровании терапевта из-за того, что он не спас его в тот момент, когда он позвонил, и это льет воду на мельницу продолжающегося улучшения отношений.

Наконец, тем, кто заинтересован в двух подробных отчетах о работе с этой личностью, может быть интересна статья Отто Кернберга 1991 года «Регрессия переноса и психоаналитическая техника с инфантильными личностями».

Отказ от ответственности: материалы, представленные в этом посте, предназначены только для информационных целей и не предназначены для диагностики, лечения или предотвращения каких-либо заболеваний у читателей. Информация не должна заменять индивидуальное лечение от вашего поставщика медицинских услуг или официальное наблюдение, если вы являетесь практикующим врачом или студентом.

Чтобы найти терапевта, посетите Psychology Today Therapy Directory .

Изображение Facebook/LinkedIn: VanoVasaio/Shutterstock

Инфантильная личность: основная проблема психосоматической медицины

һҳ1 2 3һҳ

www.psychspace.comѧռ

Незрелая личность в клинической медицине

Зависимый пациент мужского или женского пола представляет собой расстройство личности, наиболее часто встречающееся в клинической медицине. При поверхностном осмотре можно подумать, что некоторые из этих пациенток подпадают под классификацию истерии. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что инфантильная личность пережила травматические события в более раннем возрасте, чем истерический пациент, что приводит к отсутствию интеграции всех последующих событий. Следовательно, сексуальность не может быть интегрирована в генитальность. Напротив, истерическая личность столкнулась со своими основными травматическими событиями во время эдипальной ситуации, в то время как истинное мастерство преобладает над предыдущими переживаниями.

Однако оба типа, инфантильная личность и истерическая личность, имеют общие черты. Эксгибиционизм, драматизация, диффузный эротизм, доминирование через страдание и стремление к контролю выдающиеся. Области основного удовлетворения у инфантильной личности связаны с функциями потребления, а манипулятивные подходы и социальные техники предназначены для жизни в симбиозе. Таким образом, предпочтительными методами являются враждебная идентификация, имитация и копирование. Ранее описанные внешние системы безопасности используются для компенсации внутренней незащищенности. В групповых ситуациях сохраняется первоначальная семейная роль ребенка или брата или сестры, что позволяет этим пациентам применять методы, усвоенные в детстве, для управления членами семьи, тем самым устраняя: необходимость обобщения и адаптации к социальным ситуациям, преобладающим во взрослой жизни.

Зависимость требует контроля враждебности. Поскольку инфантильные личности не могут выразить напряженность вербально и в межличностных отношениях, враждебность приходится вытеснять или выражать в действиях. В первом случае возникают состояния напряжения, а во втором случае действия становятся разрушительными для самого себя и людей, с которыми живет пациент. В свою очередь, детский анамнез таких больных характеризуется доминирующей матерью (35 лет), которая использовала изъятие привязанности как условное средство воспитания, концентрируя на себе функции авторитета, идеального образца и источника привязанности, или одним или двумя карающими родителями, которые проявляли любовь только в сочетании с наказаниями. Общие травмирующие факторы в этих детских сочетаниях могут быть идентифицированы как состоящие из неправильного выбора времени и дозировки фрустрации и вознаграждения, поскольку либо снисходительность и чрезмерное удовлетворение, либо депривация и фрустрация сделали интеграцию невозможной.

Психотерапия инфантильных личностей

Применяя традиционные методы взрослой психотерапии для лечения инфантильных характеров, обнаруживается, что эти методы неспособны способствовать взрослению. Инфантильный персонаж хронологически взрослый, но эмоционально ребенок, у которого почти никогда не было успешных личных отношений. Следовательно, отсутствуют необходимые основы для использования инсайт-терапии, поскольку переживания остаются изолированными и интеграции не происходит. Вербальные, жестовые или другие символы не связаны с аффектами и чувствами, и, следовательно, символы мало пригодны для самовыражения, хотя ими можно манипулировать так же, как с помощью устройств или предметов. Поскольку терапия инсайта работает только тогда, когда установлены межличностные отношения и символическое выражение ради коммуникации, терапия инсайта с инфантильными персонажами принимается только на номинальной основе. Слова, предложения и интерпретации запоминаются или забываются и, как и все другие переживания, остаются изолированными и не влияют на функционирование организма в целом.

При экспериментировании с терапевтическими методами, предназначенными для инфантильных личностей (33, 34, 35), критерии, используемые для оценки результатов, должны были основываться на признаках созревания.

Если после продолжительного периода лечения пациент начал интегрировать жизненный опыт и стал функционировать как более самостоятельная единица, метод можно было считать достигшим своей цели. Психотерапию можно определить как корректирующий опыт, который позволяет пациенту развить свои возможности роста. При применении этого принципа к инфантильным персонажам вопрос психотерапии становится вопросом перевоспитания, в котором абсолютно необходима доброжелательная твердость. Терапия инфантильных персонажей не короткая, а длительная, обычно требующая многих лет. Частота интервью зависит от внешних обстоятельств и потребностей конкретного случая. Одни больные, например, поначалу не выносят напряженных личных отношений, другие выживают только при немедленном установлении симбиоза. При необходимости лечение можно прервать на несколько месяцев, если определенные переживания кажутся жизненно важными для роста и противоречат времени и месту терапии. Невозможно установить никаких правил относительно внешних критериев терапевтического управления, поскольку они обычно представляют собой костыли, помогающие уменьшить тревогу терапевта, а не имеющие отношение к пациенту.

В первый раз, когда пациент приходит на терапию, его переживания неудач, срывов или болезненных симптомов используются как мотивация для сотрудничества. Он привнесет в терапевтическую ситуацию воспоминания и расскажет о переживаниях. Обычно они имеют характер экстенсивности, а не интенсивности, что означает, что они скорее абстрактны и характеризуются отсутствием соответствующих аффектов; после нескольких часов разговора энергия тратится, и больной спрашивает: «Что дальше?» Именно в этот момент терапевт переключает фокус внимания.

Вместо того, чтобы обсуждать номинальные переживания пациента за чистую монету, терапевт указывает на манипулятивное и имплицитное содержание материала. Пациенту дают понять, что между людьми что-то происходит, даже если вербальное содержание не выдает никаких эмоций. Указываются приемы манипулирования, а потому материал приобретает новое значение. Длинные сеансы вербального производства можно резюмировать такими предложениями, как «Что вы на самом деле имеете в виду?» или «Что происходит?» Эта процедура уводит больного от бессмысленного использования слов и постепенно отучает его от его внешней системы безопасности.

Экстернализация чувств и эмоций является постоянной чертой инфантильного характера, который, не доверяя всему, что происходит внутри него, склонен объективировать эти внутренние события внешними «объективными» мерками. Вместо того, чтобы полагаться на собственное суждение, он интересуется, что думают другие люди, и вместо того, чтобы принимать решения на основе желаний или сигналов вмешательства (гнева и беспокойства), он обращается к образцам, чтобы быть в состоянии последовать их примеру в случае чрезвычайных ситуаций; вместо того, чтобы воспринимать свои собственные реакции, он проецирует эти чувства на других людей и заключает, что они либо враждебны, либо аморальны, либо предвзяты. Пациент должен быть осведомлен обо всех этих внешних оборонительных системах безопасности, которые служат для компенсации внутреннего замешательства. Сначала, когда внимание привлекается к проприоцептивным сигналам и пациента просят выразить себя, он будет относиться к своим ощущениям как к смутным ощущениям, как к туману, иногда даже как к ощущению нереальности. Следует отметить, что для пациента каждое желание, каждое внешнее вмешательство и любое вмешательство со стороны совести и идеалов вызывают определенные проприоцептивные сигналы, которые ощущаются главным образом внутри самого индивидуума. Можно указать, что знание о внешнем объекте не может заменить эти проприоцептивные сигналы и что никакая информация о социальной инструментализации и работе гаджетов никогда не ответит на вопрос о симпатии, неприязни или усталости. Пациент должен научиться терпеть сигналы, возникающие в результате внешнего или внутреннего вмешательства (гнев, тревога, вина, стыд, страх, депрессия), а также сигналы, возникающие в рамках инстинктов, связанных с биологическими и социальными потребностями (36). Как только он научится чувствовать эти сигналы и переносить их присутствие, не переводя их непосредственно ни в действие, ни в органное выражение, закладывается основа для обучения символическому выражению.

Отсутствие символического выражения ограничивает инфантильную личность методами взаимодействия, сходными с методами взаимодействия ребенка или животного, и это больше, чем совпадение, что инфантильные люди предпочитают компанию детей и собак обществу взрослых. Социальное манипулирование и контроль без соответствующего символического выражения взрослые люди воспринимают с осторожностью. Манипулятивный подход апеллирует к интуитивному пониманию, и люди часто занимают оборонительную позицию, когда эти методы используются взрослыми. Часто эти подходы примитивны и неприкрыты, и тогда инфантильных людей можно сравнить с грозным быком, прожорливой горной львицей, льстивой кошкой или поющей птицей. Таким образом, в психотерапии терапевт должен осознавать, что невербальное выражение — единственное средство коммуникации, понятное пациенту. По мере развития терапии делается попытка связать вербальное содержание и манипулятивную процедуру. Пациент должен научиться использовать слова для выражения, а не для манипулирования, и отказаться от использования слов как звуков без соответствующего значения.

Эта первая фаза терапии направлена ​​исключительно на осознание пациентом себя как психологической и биологической сущности, отличной от терапевта; его действия вербализуются, его потребности демонстрируются, его реакция на вмешательство признается, и акцент делается на взаимосвязи этих различных явлений. Как только пациент принимает существование себя как отдельной единицы, можно начинать следующий шаг. Больной непременно рано или поздно начнет задаваться вопросом «Ну и что?» Он спросит, как можно выражать чувства и как их использовать. Он захочет знать, что делать с гневом и другими чувствами, как только осознает их. Теперь настал момент указать на связь между чувствами, аффектами, желаниями, потребностями и последующим действием. Подражание, копирование и соответствие должны быть заменены действием, мотивированным истинными потребностями и чувствами пациента. Цели человека должны быть проработаны и отделены от целей людей, которым он привык подражать. Косвенное вознаграждение в виде привязанности и удовольствия от других должно быть заменено вознаграждением за удовлетворение других потребностей. Наиболее эффективное инструментальное действие должно быть разработано для достижения индивидуальной цели вместо того, чтобы использовать подход, которому обучают другие. Со временем пациент установит новые межличностные подходы; постепенно он будет все больше и больше использовать экспериментирование и проверку реальности.

Этот процесс постнатального отделения от тела и души матери должен был завершиться в течение первого десятилетия жизни ребенка. Труднее и тяжелее пережить разлуку с опозданием, через двадцать-тридцать лет, но не невозможно. Однако до того, как разделение может произойти, пациент должен установить полное единство с терапевтом. Этот симбиоз дает пациенту временную силу и обычно достигается посредством эго-идентификации. Пациенту должно быть позволено копировать, подражать и действовать совместно с терапевтом, и только со временем и очень постепенно можно начинать самостоятельные действия. Только упорным трудом пациент обретает собственную идентичность, отказываясь от совместного с терапевтом функционирования. Больной должен научиться быть искренним в своем самовыражении и должен понять, что можно субъективно выражать то, что он чувствует, ничего не говоря о свойствах предметов и явлений окружающей среды. Пациент учится говорить «я ненавижу» вместо «Джон Доу противный», и он будет говорить «я чувствую тревогу», а не быть поглощенным рядом действий, уменьшающих тревогу. Больной избавится от боязни сообщать и выражать вербально все, что происходит внутри него, как только он узнает, что самовыражение и чувства не вызывают катастроф, упреков и изоляции. Больной приобретет способность высказывать что-то о себе, не мешая при этом другим. Со временем межличностные отношения станут менее напряженными, потому что пациент начнет понимать других людей, которые будут реагировать более приятно, потому что они не будут чувствовать себя атакованными, угрожаемыми и объединенными. Когда основы для этой интеграции заложены, пациенту либо дается отпуск на месяцы или годы для накопления жизненного опыта, либо терапевт переходит к смещению фокуса с самовыражения на биографическое исследование.

Только на этой стадии пациент начинает понимать связь своего прошлого опыта с настоящими ситуациями. Когда он отказывается от симбиоза и общности функционирования с терапевтом, он одновременно обретает свою собственную идентичность, переоценивая свою биографию в терапевтической ситуации. До сих пор внешний мир имел значение, и только когда он обретает уверенность в себе, самоуважение и независимость, возвращаются прошлые воспоминания и биографический материал может быть интегрирован. Таким образом, с запозданием пациент попытается использовать выводы из опыта раннего детства и вместо того, чтобы восставать против травмирующих событий, он научится принимать прошлые события как безвозвратные и неизменные.

Проблема переноса представляет особую проблему для этих инфантильных персонажей. На самом деле нельзя говорить о переносе, потому что концепция подразумевает предсуществующие, хотя и искаженные межличностные отношения, которые приводят в терапевтической ситуации к систематическому искажению, в котором терапевт и пациент в фантазии пациента отводятся определенным ролям. Однако при инфантильном характере искажение, вносимое в терапевтическую ситуацию, является результатом единообразных и стереотипных техник и манипуляций, используемых со всеми людьми. Это неспецифическое искажение (36), и поэтому его нельзя рассматривать как невроз переноса. При организованном неврозе либидинозная энергия, которая ранее шла на формирование симптомов, инвестируется в невроз переноса. Инфантильный больной не располагает необходимыми сигналами для переживания сложных ролей, и его главная забота направлена ​​на наблюдение за внешними сигналами, имеющими низкое организующее качество: больной не занимается своей ролью, зародившейся в семье, но все же задает основные вопросы, например, кто сильнее, кто близок или далек, кто похож или непохож. Иногда на еще более низком уровне организации его интересуют такие вопросы, как когда, где и в какой мере реагировать, кто инициирует действие и кто собирается его осуществить, какие организационные принципы должны были быть изучены в первого года жизни, но часто встречаются впервые в контакте с психотерапевтом. Как только необходимые сигналы получены и самовыражение переходит на символический уровень, может развиться невроз переноса с замещением органов или языка действия.

Отношение инфантильных пациентов к терапевту отличается от того, которое наблюдается при высокоорганизованных неврозах. Поскольку одна из причин незрелости пациента заключается в том, что в детстве обучение ролям было невозможно, то, очевидно, их нельзя повторить с терапевтом. Наоборот, как и в случае с ребенком, изучение роли и социальной функции у терапевта является первым опытом и, следовательно, имеет большую ценность в реальности, чем в случае с более зрелыми пациентами. Терапевт должен быть эксплицитным и даже примитивным в своей процедуре. Он должен выражать свои собственные эмоции, чтобы пациент мог учиться; он должен быть конкретной фигурой, доступной, видимой, понятной, понятной. Терапевтическая процедура больше связана с обучением, чем с повторением отдельных травмирующих событий, потому что травмирующие события накапливались ежедневно на протяжении всего детства пациента. Затем постепенно наступает искажение, основанное на проецировании и отыгрывании воображаемых ролей, выполнявших в детстве компенсаторную функцию.

Если истинный невроз переноса не разовьется, то какие средства эффективны в терапии инфантильных характеров? Последовательность со стороны терапевта, его безусловное принятие пациента и самовыражение со стороны терапевта создают необходимую атмосферу, характеризующуюся непрерывностью и последовательностью, так что социальное обучение становится возможным. Следовательно, инфантильный пациент способен установить свою первую устойчивую систему отсчета, в то время как более зрелый пациент склонен исправлять свою систему отсчета. Терапевта можно рассматривать как идеальную модель, которая в то же время имеет возможность использовать конформистское отношение пациента и стремление к привязанности в качестве средства вознаграждения. Постепенно от роли терапевта как идеального образца отказываются и пациента переводят в режим обучения методом проб и ошибок, что приведет к более самостоятельным действиям. Рассматривая долгосрочный прогресс, можно увидеть, что сначала происходит отказ от мнимой зрелости путем отказа от игры и притворства. После этого пациент работает в тесном единстве с терапевтом, а терапевт ведет ребенка вместе со взрослым. После этого индивидуум переходит к прогрессу и изучает значение ролей. Компенсаторный фантазийный материал может быть разыгран в терапевтической ситуации, и научается символическому самовыражению. Позже биографический анализ используется для того, чтобы связать детские переживания с современными переживаниями, тем самым побуждая пациента примириться со своим детством.

Резюме

Структура личности, межличностные отношения и реабилитация инфантильной личности описаны в клинической медицине при различных психосоматических состояниях.

Зрелые люди отличаются от инфантильных личностей тем, что имеют в своем распоряжении подходящие техники для межличностных отношений и овладели проблемами коммуникации в терминах самовыражения и саморасширения, таким образом, используя производные экспрессивные знаки из соматической сферы, из действия и из словесной символизации. Напротив, инфантильная личность не обладает необходимыми техниками социального взаимодействия и общения; следовательно, жизненный опыт не может быть интегрирован. При отсутствии удовлетворительных межличностных отношений общение ограничено; знаки, используемые для самовыражения, берут свое начало в соматической сфере или связаны с действием, а межличностные отношения на уровне словесной символизации рудиментарны или отсутствуют.

Дезорганизация личности и специфическая неспособность к межличностным отношениям являются факторами, которые имеют тенденцию неоднократно подвергать незрелую личность фрустрирующим ситуациям, управление которыми предпринимается посредством контроля, а не путем овладения и адаптации. Поскольку действие через контроль вряд ли будет успешным в долгосрочной перспективе, инфантильная личность часто сталкивается с чрезвычайными ситуациями. Хотя и зрелые, и незрелые люди склонны справляться с чрезвычайными ситуациями с помощью физических симптомов, зрелый человек лишь временно возвращается к соматическому выражению, в то время как у незрелой личности этот тип выражения сохраняется.

Поскольку инфантильная личность не способна устранить источники фрустрации целенаправленным поведением и, кроме того, не способна выразить избыточное напряжение в межличностных отношениях, напряжение должно выражаться либо действием, либо органами . Если с напряжением справляются действиями, направленными на его ослабление, патология может развиться случайно, как следствие переедания, при несчастных случаях из-за чрезмерного воздействия опасности или при венерических заболеваниях из-за беспорядочных половых связей. Если напряжение выражено в соматических терминах, оно связано с сосудистой, дыхательной, кишечной или скелетной патологией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *