К социальным условиям развития способностей относится обучение: Понятие способностей и задатков — Logoprofy.ru

Тест для учащихся 9-11 классов «Психология способностей»

Психология способностей

 

1.     Способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий — это:

  А.  Распределение

  Б.  Влечение

  В. Совместимость

  Г. Узнавание

  Д.  Объем

 

2. Мышление, непосредственно включенное в деятельность:

А. Наглядно-действенное мышление

Б.  Дедукция

В.  Индукция

Г.  Образное мышление

Д.  Отвлеченное мышление

 

3. Направленность личности — это:

  А. Совокупность устойчивых мотивов и потребностей, опосредующих цели личности

  Б. Мотив

  В.  Развитие, воспитание

  Г. Состояние готовности к деятельности

  Д. Потребность

 

4. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их

     решения характеризует человека как:

  А.

Самостоятельного

  Б. Практичного

  В. Настойчивого

  Г. Решительного

  Д. Целеустремлённого

 

5. Ученый, изучающий человека как субъекта деятельности:

  А. А.Н. Леонтьев

  Б. К.К. Платонов

  В. А.Г. Ковалев

  Г. С.Л. Рубинштейн

  Д. А.Ф. Лазурский

 

6. Какая особенность не характеризует человека как личность:

  А. Нейродинамические свойства

  Б. Самосознание

 

  В. Активность.

  Г. Саморегуляция.

  Д. Индивидуальность

 

7. Индивидуальными свойствами мышления являются:

  А. Гибкость, самостоятельность, критичность

  Б. Осмысленность, целостность, константность

  В. Объем, точность, скорость

  Г. Сензитивность, адаптация, сенсибилизация

  Д. Аккуратность, педантичность, прямолинейность

 

8. Внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия:

  А. Поведение человека

  Б. Деятельность человека

  В. Мышление человека

  Г. Психика человека

  Д. Сознание человека

 

9. Назовите природные предпосылки способностей:

  А. Задатки

  Б. Генотип

  В. Тип ВИД

  Г. Данных нет, так все зависит от сферы воспитания

  Д. Наследственность

 

10. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

  А. Л.С.Выготским

  Б. А.Н.Леонтьевым

  В. Ж.Пиаже

  Г. И.П.Павловым

  Д. Дж.Брунером

 

11. Личность — это:

  А. Субъект межличностных и социальных отношений и сознательной

     деятельности

  Б. Носитель общих генотипических наследственных свойств

     биологического вида

  В. Совокупность социальных ролей и установок человека

  Г. Совокупность индивидуально-типологических особенностей человека

  Д. Совокупность стержневых прижизненно формируемых динамичных

     свойств человека

 

12. Целью деятельности не является:

  А. Импульсивное поведение

  Б. Знание

  В. Физический предмет

  Г. Результат

  Д. Ее продукт

 

13. Способность сосредоточиваться на главном в его деятельности, не отвлекаясь от всего остального:

  А) Концентрация внимания

  В) Устойчивость внимания

  С) Интенсивность внимания

  D) Распределение внимания

  Е) Избирательность внимания

 

14. Высшая ступень развития творческих способностей, называется:

  А. Гениальностью

  Б. Наследственные способности

  В. Задатками

  Г. Одаренностью

  Д. Талантом

 

15. Деятельность определяется как-

  А. Регулируемая сознанием активность

  Б. Высший уровень психического отражения

  В. Врождённая форма поведения

  Г. Приобретённая реакция организма

  Д. Совокупность умственных способностей

 

16. Автор поэтапного формирования умственных действий:

  А. П.Я. Гальперин

  Б. А.Н.Леонтъев

  В. Д.Б. Эльконнн

  Г. Л.С.Выготский

  Д. П.П. Блонский

 

17. Кто из психологов основал первую в мире экспериментально-психологическую лабораторию:

  А. В.Вундт

  Б. М.Вертхаймер

  В. Дж.Уотсон

  Г. Ф.Скиннер

  Д. В.Келер

 

18. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности-    это:

  А. воля

  Б. способности

  В. сознание

  Г. чувства

  Д. характер

 

19. Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:

  А. Задатки

  Б. Талант

  В. Волевой характер

  Г. Способности

  Д. Гениальность

 

20. В современном понимании интеллекта основной упор делается на то, что он:

  А. Представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде

  Б. Неравномерно распределен в среди людей

  В. В основном приобретается

  Г. Трудно диагностируется

  Д. Наследуется

 

21. Основоположник первой научной психологической лаборатории в России:

  А. Бехтерев

  Б. Ушинский

  В. Ломоносов

  Г. Ланге

  Д. Выготский

 

22. Степень новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности

      продукта по отношению к знаниям субъекта отражена в паре:

  А. продуктивное и репродуктивное

  Б. реалистическое и аутистическое

  В. интуитивное и аналитическое

  Г. произвольное и непроизвольное

  Д. теоретическое и практическое

 

23. Человек как типичный представитель рода:

  А. Индивид

  Б. Субъект

  В. Универсум

  Г. Индивидуальность

  Д. Личность

 

24. Внутренняя интернальная локализация контроля заключается в том, что:

  А. Личность принимает ответственность за свои деяния, и причину

    происшедшего видит в себе

  Б. Личность старается регулировать свои чувства, эмоции, переживания

  В. Личность старается создать вокруг себя спокойную обстановку

  Г. Личность старается не выдавать своих эмоций,

  Д. Личность старается уйти от внешней деятельности

 

25. Что является высшей степенью способности личности в определенной

    деятельности?

  А. талант

  Б. привычки

  В. навык

  Г. характер

  Д. одаренность

 

26. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутреннему (идеальному) плану называется:

  А. Интериоризацией

  Б. Сенсибилизацией

  В. Экстериоризацисй

  Г. Интеракцией

  Д. Интерференцией

 

27. Деятельность, выполнение которой приводит к возникновению

      психологических новообразований, называется:

  А. Ведущей

  Б. Перцептивной

  В. Исполнительской

  Г. Внешней практической

  Д. Ориентировочной

 

28. Способность задерживаться на восприятии данного объекта длительное время

  А. Устойчивость внимания

  Б. Концентрация внимания

  В. Избирательность внимания

  Г. Распределение внимания

  Д. Интенсивность внимания

 

29. Способности подразделяются на:

  А. Потенциальные и актуальные

  Б. Произвольные и непроизвольные

  В. Внутренние и внешние

  Г. Активные и пассивные

  Д. Сильные и слабые

 

30. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и

саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов:

  А. Воля

  Б. Мышление

  В. Творчество

  Г. Воображение

  Д. Эмоции

 

31. Основной единицей анализа деятельности выступает:

  А. Действие

  Б. Моти

  В. Задача

  Г. Операция

  Д. Цель

 

32. Специфические человеческие способности  обусловливают:

  А. Жизнь и развитие в социальной сфере

  Б. Развитие двигательной активности

  В. Развитие эмоциональной сферы детей

  Г. Развитие интеллектуальной деятельности

  Д. Развитие мотивационной сферы

 

33. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей, при этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается:

А.

Исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности 

Б. Психофизиологическое

В. Нейродинамическое

Г. Философское

Д. Исследовательское

 

34. Рассматривали способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности

А. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская

Б. Э.А. Голубева, В.М. Русалов

В. Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес

Г. В.Н. Дружинин и В.Д. Шадриков

Д. Н.С. Лейтес, В.М. Русалов

 

35. А.В. Петровский образно сравнивал способности с …

А. зерном

Б. ключом

В. действием

Г. потребностями

Д. планетой

 

36. Возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения

А. Потенциальные способности

Б. Специальные способности

В. Задатки

Г. Общие способности

Д. Задатки

 

37. Способности, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности

А. Общие

Б. Специальные

В. Музыкальные

Г. Творческие

Д. Актуальные

 

38. Это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические

А. Специальные

Б. Общие

В. Теоретические

Г. Продуктивные

Д. Разноуровневые

 

39. Укажите правильную цепочку динамики и трансформации способностей

А. Задатки – общие способности – специальные способности – групповые способности – профессиональные способности

Б. Задатки – групповые способности – творческие способности – общие способности

В. Общие способности – специальные способности – задатки

Г. Задатки – специальные способности – общие способности – задатки

Д. Профессиональные способности – специальные способности – общие способности – задатки

 

40. Способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных

А. Групповые

Б. Творческие

В. Музыкальные

Г. Актуальные

Д. Профессиональные

 

41. Профессиональные способности проявляются в …..

А. 16-18 лет

Б. 15-17 лет

В. 12-14 лет

Г. 22-25 лет

Д. 25-30 лет

 

42. Наиболее тесно способности связаны с….

А. Умениями

Б. Знаниями

В. Психикой

Г. Мышлением

Д. Памятью

 

43. Трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность)

А. Общечеловеческие способности

Б. Актуальные способности

В. Умения

Г. Актуальные способности

Д. Творческие способности

 

44. Общие способности –

А. «родовые» разноуровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре

Б. в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность)

В. требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных

Г. это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения

Д. нет правильного ответа

 

45. В структуре способностей можно выделить две группы компонентов — по степени важности для деятельности

А. Ведущие и вспомогательные

Б. Продуктивные и репродуктивные

В. Простые и сложные

Г. Главные и второстепенные

Д. Продуктивные и вспомогательные

 

46. К врожденным особенностям нервной системы по И.П.Павлову можно отнести

А. сила нервной системы по отношению к возбуждению

Б. способность устанавливать целесообразные отношения с окружающими людьми

В. торможение нервной системы в процессе общения

Г. устойчивость в реализации своих потребностей

Д. распеределине внимания между различными видами деятельности

 

47. Павлов И.П. выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы (какие?):

А. «художественный тип», «мыслительный тип», «средний тип»

Б. «играющий тип», «творческий тип», «средний тип»

В. «высокий», «средний», «низкий»

Г. «устойчивый тип», «лабильный тип», «инетртный тип»

Д. «творческий тип», «средний тип», «художественный тип»

 

48. «Художники» (по И.П. Павлову) …..

А. имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле

Б. критически относятся к действительности

В. склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира

Г. воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности

Д. свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события

 

49. «Мыслители» (по И.П. Павлову) …..

А. воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности

Б. имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле

В. легко увлекаются ситуацией

Г. могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу

Д. отличаются повышенной эмоциональностью

 

50. В большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле, они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу — о каком типе людей идет речь (по И.П. Павлову)?

А. «Художники»

Б. «Мыслители»

В. «Авантюристы»

Г. «Лидеры»

Д. «Интроверты»

51. Критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности — о каком типе людей идет речь (по И.П. Павлову)?

А. «Мыслители»

Б. «Художники»

В. «Авантюристы»

Г. «Лидеры»

Д. «Интроверты»

 

52. Способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий — ….

А. Потенциальные способностями

Б. Актуальные способности

В. Общие способности

Г. Разноуровневые способности

Д. Частные способности

 

53. Потенциальные способности — ….

А. те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий

Б. те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности

В. которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности

Г. анатомо-физиологические особенности нервной системы

Д. определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей

 

54. Способности, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности — ….

А. Актуальные способности

Б. Потенциальные способностями

В. Общие способности

Г. Разноуровневые способности

Д. Частные способности

 

55. Актуальные способности….

А. те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности

Б. те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий

В. которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности

Г. анатомо-физиологические особенности нервной системы

Д. определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей

 

56. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности:

А. Одаренность

Б. Задатки

В. Умения

Г. Навыки

Д. Креативность

 

57. Одаренность почти всегда основывается на….

А. направленности интересов человека

Б. мнении окружающих

В. желаниях родителей

Г. психических процессах

Д. желании друзей

 

58. Высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.) — ….

А. Талант

Б. Одаренность

В. Задатки

Г. Умения

Д. Навык

 

59. Деятельность талантливого человека отличает

А. принципиальная новизна, оригинальность подхода

Б. высокая целеустремленность

В. направленность на себя

Г. проявление симпатии

Д. природосообразность

 

60. Высший уровень развития способностей

А. гениальность

Б. творчество

В. умения

Г. задатки

Д. навыки

 

61. Способность сохранять параметры эффективности управления при нарастании степени неопределенности условий

А. Устойчивость к неопределенности

Б. Мотивирование

В. Контроль

Г. Принятие решений

Д. Прогнозирование

 

62. С.Л. Рубинштейн фактически отождествляет

А. специальные способности и специальную одаренность

Б. общие способности и задатки

В. умения и специальную одаренность

Г. задатки и специальные способности

Д. навыки и общие способности

 

63. Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью — ….

А. специальные способности

Б. общие способности

В. специальная одаренность

Г. задатки

Д. навыки

 

64. Специальные способности —

А. Система свойств личности, которая обеспечивает высокие результаты не только в овладении знаниями, но и в творческом овладении какой-либо творческой деятельностью

Б. Высший уровень развития способностей

В. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности

Г. Способности, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности

Д. Принципиальная новизна, оригинальность подхода

 

65. … — это определенные психологические особенности личности, являющиеся условием для достижения руководителем высоких результатов в сотрудничестве с подчиненными

А. Способности руководителя 

Б. Общие способности

В. Творческие способности

Г. Задатки

Д. Навыки

 

66. Представляют собой сложную структуру, состоящую из перцептивных процессов, которые характеризуются высоким уровнем наблюдательности

А. Коммуникативные способности

Б. Организаторские способности

В. Творческие способности

Г. Терапевтические способности

Д. Навыки

 

67. Коммуникативные способности….

А. представляют собой сложную структуру, состоящую из перцептивных процессов, которые характеризуются высоким уровнем наблюдательности

Б. не конкретные умения, а базовые способности

В. дают возможность руководителю правильно строить планы работы, вести расчеты, строить графики имеющихся и будущих производственных процессов

Г. позволяют руководителю подходить к процессу производства с позиции рациональной целесообразности каждого движения мысли и действия

Д. выражаются в упорядочении, отлаженности, достижении единства производственного процесса

 

68. Дают возможность руководителю правильно строить планы работы, вести расчеты, строить графики имеющихся и будущих производственных процессов, создавать новые оригинальные проекты, мысленно забегать вперед и определенным образом прогнозировать психофизиологические состояния подчиненного — ….

А. Проектные способности

Б. Организаторские способности

В. Творческие способности

Г. Терапевтические способности

Д. Коммуникативные способности

 

69. Позволяют руководителю подходить к процессу производства с позиции рациональной целесообразности каждого движения мысли и действия, являющиеся частью его содержания, и экономичности всего процесса — ….

А. Конструкторские способности

Б. Организаторские способности

В. Творческие способности

Г. Проектные способности

Д. Коммуникативные способности

 

70. … — выражаются в упорядочении, отлаженности, достижении единства производственного процесса

А. Организаторские способности

Б. Конструкторские способности

В. Творческие способности

Г. Проектные способности

Д. Коммуникативные способности

 

71. Это способность к формулировке, генерированию целей управляемой системы как таковых, определению приоритетов целей, выделению наиболее существенных из них

А. Способность к целеполаганию

Б. Способность к прогнозированию

В. Способность к планированию

Г. Способность принятия управленческих решений

Д. Способность к эмпатии

 

72. Эта способность состоит в умении руководителя «заглянуть в будущее», предугадать развитие событий и в результате такого прогноза строить все управление не по типу реактивной (пассивной) стратегии, а на основе активно-прогностической («упреждающей») стратегии

А. Способность к прогнозированию

Б. Способность к целеполаганию

В. Способность к планированию

Г. Способность принятия управленческих решений

Д. Способность к эмпатии

 

73. Эта способность обозначается, как «способность разбираться в людях», способность подбирать кадры

А. Способность к реализации кадровых функций управления

Б. Способность к целеполаганию

В. Способность к планированию

Г. Способность принятия управленческих решений

Д. Способность к эмпатии

 

74. Рефлексивность –

А. способность к отражению субъектом содержания собственной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции

Б. одна из общих способностей личности, состоящая в восприимчивости к обучающим воздействиям в новых ситуациях и в способности к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков

В. основная общая способность личности, представляющая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных способностей субъекта

Г. одна из общих способностей личности, проявляющаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельности, обусловливающая ее эффективность

Д. способность, которая лежит в основе целого комплекса интеллектуальных и личностных свойств, влияющих на успешность управленческой деятельности

 

75. … — процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений

А. Принятие решения

Б. Прогнозирование

В. Устойчивость к неопределенности

Г. Мотивирование

Д. Контроль

 

 

 

Ключи

Правильные ответы:

Все варианты (А)

Способности человека

Способности человека — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.


Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления — социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.

Виды способностей. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные — составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. Предметные способности обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности. Социально-психологические способности необходимы для общения с людьми. Общение принципиально отличается от взаимодействия с объектами: оно диалогично по сущности и требует отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. Общение строится в расчете не только на свои собственные интересы и возможности, но и на интересы и возможности партнера. Поэтому его успешность будет определяться тем, способен ли субъект понять другого человека, мысленно стать на его место, спланировать и реализовать наиболее разумные способы психологического воздействия, произвести нужное впечатление и др. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям. Большинство социально-психологических способностей очень специфичны и не работают в контексте предметной деятельности. То же самое характерно и для предметных способностей. Иначе говоря, они почти не пересекаются между собой. Поэтому вполне объяснимы многочисленные факты, когда специалисты, имеющие высокий уровень профессионализма в какой-то предметной области, обнаруживали полную несостоятельность в работе с людьми, и наоборот.

В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести музыкальные, математические, литературные и другие способности. Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью. Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется характером требований, предъявляемых личности деятельностью. Гениальность -это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, И. Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. Именно поэтому они требуют самого бережного обращения. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков.

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.

Важное значение в формировании способностей человека имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей — ранний дошкольный возраст, артистических — старший дошкольный возраст.

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.

Передовая статья: Социальные и личные навыки, связанные с физическим воспитанием и физической активностью

  • Список журналов
  • Фронт Психол
  • PMC9733637

Передний психол. 2022 г.; 13: 1077005.

Опубликовано в сети 25 ноября 2022 г. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1077005

, 1 , * , 2 , 2 , * , 3 , 4 и 5

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

Ведение активного образа жизни является эффективным подходом к укреплению и поддержанию физического и психологического здоровья на протяжении всей жизни. Участие в занятиях физкультурой, спортом, физическими упражнениями и физической активностью в свободное время может играть важную роль в развитии компетентности, навыков, социальных и личных способностей человека. Однако в настоящее время дети и подростки погружены в малоподвижное общество, где на выбор здорового образа жизни могут влиять различные факторы, что приводит к уменьшению практики этих видов деятельности, связанных с активным и здоровым образом жизни. Например, индустриализация и стремительное технологическое развитие привели к тому, что дети и подростки стали вести все более малоподвижный образ жизни, а также подверглись ряду других психологических проблем и рисков. В этом случае хорошим примером могут быть изменения, связанные с изменением личности, которые усиливают определенные симптомы, такие как повышенная раздражительность, депрессия и/или нервозность, среди прочих. Каждый из этих симптомов вреден для психического здоровья этой группы населения. На самом деле, они также подвержены другим типам ситуаций или изменений, таких как связанные с расстройствами пищевого поведения или приобретением несоответствующих пищевых привычек, а также измененным режимом сна (Klavina et al.).

Этот специальный выпуск был предназначен для расширения знаний о преимуществах активного образа жизни и практики хорошо спланированного физического воспитания для улучшения физического и психологического здоровья. Кроме того, он также направлен на увеличение количества положительных доказательств запланированных вмешательств, особенно тех, которые оказывают более эффективное влияние на достижение некоторых из этих физических, образовательных или психосоциальных аспектов посредством физического воспитания или физкультурно-спортивной деятельности ().

Открыть в отдельном окне

Резюме материалов специального выпуска.

Предмет физического воспитания (PE), он может принести пользу в четырех связанных областях: когнитивной, аффективной, психомоторной и социальной. Вмешательства в области физкультуры предоставляют научные доказательства улучшений в этих четырех областях, подчеркивая потенциал физкультуры не только как простого инструмента для улучшения процесса преподавания и обучения в классе, но и как инструмента с большим потенциалом для развития более здоровых образа жизни у студентов. Это достигается за счет повышения осведомленности о соответствующих или нездоровых привычках, позволяя соответствующим образом контекстуализировать практику физической активности, создавая активные модели в этой группе населения (Dudley et al.). Будучи более конкретным, например, в когнитивной области, развитие совместного решения проблем с помощью определенных подходов и стилей в рамках физкультуры способствует повышению этой компетенции, когда задачи того же типа ставятся, но с точки зрения математики. Следовательно, это позволяет нам сделать такой вывод, как очевидное существование трансверсальности, когнитивного улучшения и переноса обучения при совместном решении проблем с физкультурой (Kano et al.).

Также можно предложить программы вмешательства для улучшения социально-эмоциональных навыков. Хорошим примером является исследование, проведенное Malinauskas et al. В этом исследовании 15-минутные вмешательства проводились в течение 48 сеансов. Все занятия были направлены на развитие социально-эмоциональных навыков: эмпатии, сотрудничества, уверенности в себе, самоконтроля, оптимизма, способности понимать и анализировать эмоции, оценивать и использовать эмоции. С этой целью использовались методы обучения, в том числе импульсный контроль (аутогенная тренировка), последующее обсуждение общего опыта, групповое обучение (кооперативное обучение), сценарии ролевых игр, просмотр видео и письменные рабочие листы учащихся (Малинаускас и др.). Точно так же при применении других образовательных мероприятий, как в исследовании Muñoz-Llerena et al. , факторы, также связанные с социально-эмоциональными навыками, такими как личная и социальная ответственность, были улучшены за счет разработки адаптированной методологии обучения (позитивное развитие молодежи). PYD) во внешкольном контексте. Эти типы исследований показывают, что не только в формальном образовании, но и в областях, связанных с внеклассной спортивной деятельностью и организованной физической активностью, более чем целесообразно предлагать инновационные и гибридные предложения, такие как PYD, чтобы получить максимально возможные преимущества в упражняться.

На основании всех вышеперечисленных фактов, активные преподаватели и студенты университетов физического воспитания должны быть обучены этим методикам и вмешательствам, способствующим обучению учащихся в социальных и личных аспектах. Наряду с этим мы могли бы также включить и внедрить методологии, которые в настоящее время используются во множестве образовательных и социальных проектов, такие как методология сервисного обучения (SL), которая способствует развитию личных и гражданских ценностей участников (Capella-Peris et al. .). Это можно считать хорошей стратегией и инструментом в педагогической, гуманитарной и социальной подготовке будущих учителей физкультуры.

Подводя итоги этого специального выпуска, предлагаются следующие рекомендации для тренеров при вмешательстве в соревновательный спорт: (а) постановка двух разных типов целей: спортивных целей и целей жизненных навыков; (b) включение стратегий PYD в задачи коучинга; (c) использование методологических стратегий, предлагаемых для содействия развитию PYD и обучению жизненным навыкам; (d) вовлечение всех игроков во все роли в течение сезона и предоставление им возможности принимать собственные решения; и (e) поддержание баланса между спортивными результатами и вмешательством PYD (Muñoz-Llerena et al.).

Таким образом, в этом специальном выпуске некоторые сообщения о пользе занятий физической активностью и физическим воспитанием были сделаны с формирующим намерением, основанным на доказательствах, полученных в результате вмешательств, разработанных с научной тщательностью. Это должно помочь учителям в их подходе к целям и разработке методов обучения.

Эта тема исследования, частью которой является данная редакционная статья, основана на материалах X Международной конференции по психологии и образованию «От нейронных сетей к социальным: благополучие и согласие», 14–18 июня 2021 г., Кордова, Испания.

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.


Здесь представлены статьи Frontiers in Psychology с разрешения Frontiers Media SA


Социальное развитие | HHS Управление по делам народонаселения

Другие темы на этой странице

  • Уникальные вопросы социального развития
  • Как родители и заботливые взрослые могут поддержать социальное развитие
  • Разговор с подростками

Общие социальные изменения Опыт подростков

 

В процессе социального развития подростки переходят от ограниченных ролей детства к более широким ролям взрослой жизни. Для молодежи этот переход включает:

 

Расширение круга общения. Маленькие дети в основном проводят время со своей семьей. Их круг общения немного расширяется, когда они поступают в школу. К тому времени, когда они достигают подросткового возраста, их сети также могут включать людей из командных видов спорта, студенческих организаций, рабочих мест и других видов деятельности. По мере расширения круга общения подростки проводят меньше времени со своими семьями и могут уделять больше внимания своим сверстникам. Молодые люди также развивают большую способность формировать более прочные отношения со взрослыми за пределами их семей, которые могут выступать в качестве наставников.

Расширение их социальных ролей. Изменения, которые подростки испытывают в своем мозгу, эмоциях и телах, побуждают их брать на себя более сложные социальные роли. Когнитивное и эмоциональное развитие работают вместе, чтобы помочь подросткам вести более глубокие разговоры и лучше выражать свои эмоции. Физическое развитие сигнализирует о том, что подростки становятся взрослыми и что на них может быть возложена большая ответственность. Подростки могут брать на себя новые роли, например, занимать руководящую должность в школе, в команде или в церкви; выступая в качестве доверенного лица; или быть романтическим партнером.

Установление новых связей и установление идентичности вне контекста семьи является нормальной частью здорового развития. Взаимодействие с людьми за пределами семейного круга может научить подростков поддерживать здоровые отношения в различных контекстах и ​​определять роли, которые они могут играть в более широком сообществе. Тем не менее, важно помнить, что подросткам потребуется поддержка, когда они осваивают эти новые роли. Участие в ролевых играх и отработках стратегий, смоделированных сверстниками и взрослыми наставниками, может помочь подросткам отработать навыки сотрудничества, общения, решения проблем и принятия решений, а также тактики сопротивления давлению сверстников. 1

Одним из аспектов социального развития, который способствует созданию широкой социальной сети, является тенденция подростков лучше понимать, что чувствуют другие люди. Способность сопереживать и ценить уникальные различия между людьми возрастает в подростковом возрасте. Подростки часто учатся принимать во внимание чувства других людей, сочувствовать их страданиям, активно слушать и интерпретировать невербальные сигналы. Хотя молодежь обычно рано начинает выражать некоторые сложные эмоции, 2 подростки начинают исследовать свои внутренние переживания и словесно выражать свои эмоции. Однако, поскольку префронтальная кора полностью не развита до раннего взросления, подросткам часто трудно интерпретировать язык тела и выражение лица. По мере развития префронтальной коры и роста способности к абстрактному мышлению подростки смогут более глубоко сопереживать другим.

Уникальные проблемы социального развития

Социальное развитие подростков во многом зависит от их окружения. Например, некоторые молодые люди живут по соседству и посещают школы, где относительно распространено насилие. Эти подростки должны выработать иные стратегии выживания, чем те, кто живет в районах с большей физической безопасностью. Некоторые подростки также переживают травму. Эти переживания могут вызывать стрессовые реакции во всех сферах развития. Некоторым пережившим травму трудно регулировать эмоции, спать, есть, действовать или принимать решения. 3 В любом случае всем подросткам в жизни нужны заботливые взрослые, которые предлагают им поддержку, предоставляют им возможность проверить свои новые навыки и дают советы о том, как добиться успеха. Ключевая роль, которую окружающая среда играет в развитии подростков, означает, что подростки одного возраста будут сильно различаться по своей способности справляться с различными социальными ситуациями.

Вот некоторые другие факторы, которые различаются у подростков и могут влиять на их социальное развитие:

Различные темпы физического развития. Тела подростков изменяются и развиваются с разной скоростью, и этот процесс не всегда происходит синхронно с другими областями развития. Например, тех, кто физически развивается в относительно молодом возрасте, можно рассматривать и относиться к ним больше как к взрослым, или они могут в конечном итоге проводить больше времени со старшей молодежью из-за того, как они выглядят, что увеличивает их потенциал для участия в сексуальных отношениях. Однако эти более зрелые подростки могут быть эмоционально и когнитивно не готовы к новым ролям. 4 С другой стороны, к подросткам, которые развиваются позже, можно относиться, как к маленьким детям.

Развивающиеся группы друзей. Принятие группой сверстников имеет решающее значение для подростков, особенно для тех, кто младше. Стремление к принятию может побудить их изменить то, как они думают, говорят, одеваются и ведут себя, чтобы они чувствовали себя принадлежащими к группе. В результате младшие подростки, как правило, общаются со сверстниками, которые похожи на них (например, той же расы, этнической принадлежности, семейного дохода, религии или расписания занятий). Подростки старшего возраста могут переходить в другие группы по мере того, как их социальные миры диверсифицируются и расширяются.

Различные виды давления со стороны сверстников. Давление со стороны сверстников иногда имеет плохую репутацию. Стереотип об этом давлении проистекает из восприятия делинквентного и рискованного поведения, включая сексуальную активность и злоупотребление психоактивными веществами, что, по мнению некоторых подростков, принесет им большее признание среди сверстников. Однако давление со стороны сверстников может быть полезным, и отношения со сверстниками могут быть в значительной степени положительными. Позитивные группы сверстников практикуют такое поведение, как сотрудничество, обмен, разрешение конфликтов и поддержка других. Принятые стандарты или нормы позитивных групп сверстников могут помочь подросткам выработать навыки взаимоотношений, иметь положительное мнение о себе и обрести уверенность в том, чтобы идти на позитивный риск.

Изменение способов взаимодействия. Как и все технологии, использование социальных сетей сопряжено как с потенциальными рисками, так и с потенциальными преимуществами для подростков. Обмен текстовыми сообщениями, платформы социальных сетей, блоги, электронная почта и обмен мгновенными сообщениями могут помочь подросткам оставаться на связи друг с другом и выражать миру то, кем они являются. Сегодняшние подростки имеют такие большие социальные сети, что нередки случаи виртуальной дружбы со сверстниками, которых они никогда не встречали лицом к лицу. Это цифровое взаимодействие может ограничивать невербальное общение и сигналы, которые возникают у человека и которые важны для развития социальных навыков; но эти взаимодействия по-прежнему являются социальными и значимыми для подростков, которые в них участвуют. 5 В то же время технологии и социальные сети также предоставили новый форум для преследования. В дополнение к 20 процентам старшеклассников, которые сообщили, что подвергались издевательствам в школе в предыдущем году (2015 г.), еще 16 процентов сообщили, что подвергались издевательствам в Интернете. 6

Как родители и заботящиеся взрослые могут поддержать социальное развитие

Хотя подростковый возраст — это время, когда молодые люди пытаются управлять своей жизнью самостоятельно, они по-прежнему зависят от своих семей и заботящихся взрослых в плане поддержки, привязанности и решений. -производство, а также за помощь в установлении их личности и изучении навыков и ценностей. Вот несколько способов, которыми родители и другие взрослые могут поддержать молодежь, стремящуюся к социальному развитию.

Покажите пример здоровых отношений. Отношения могут быть крепкими, когда вы осознаете свои собственные чувства, а также осознаете эмоции других. В здоровых отношениях оба партнера должны относиться друг к другу с уважением, давать друг другу пространство, обсуждать проблемы и общаться честно. Также важно моделировать позитивные дружеские отношения и отношения с коллегами и соседями.

Отслеживайте и знакомьтесь с друзьями и партнерами подростков. Узнайте, с кем они проводят время, чем занимаются и куда ходят. Спросите, как подросток выбирает себе друзей и что ему нравится в людях, с которыми он проводит время.

Поощряйте участие в мероприятиях, которые волнуют подростков. Помогите подросткам завести друзей, привлекая их к занятиям, которые соответствуют их интересам (например, к искусству, музыке, информатике, спорту).

Проявляйте чуткое поведение. Проявите сочувствие, проявляя заботу о других людях, используя утверждения, описывающие, что люди могут чувствовать, и говоря о сострадании к различным группам людей. Взрослые и подростки также могут вместе работать над проектами общественных работ.

Создавайте связи, рассказывая подросткам о своих интересах и узнавая об их интересах. Потратьте время, чтобы узнать об увлечениях и интересах вашего подростка и познакомить его с новыми видами деятельности, которые помогут вам найти общие интересы и наладить более значимое взаимодействие.

Научите подростков справляться с давлением со стороны сверстников. Помогите подросткам понять, какие риски позволят им проверить свои навыки, а какие могут иметь пагубные последствия, даже если их сверстники поощряют такое поведение.

Беседа с подростками

Родители и другие взрослые могут помочь ответить на вопросы молодых людей об изменении их социального мира и отношений. Проводите открытые и честные беседы с подростками, чтобы помочь им принимать здоровые решения относительно своего социального развития.

Признавайте то, что говорят подростки. Не каждое разногласие является конфликтом. Будьте готовы выслушать любые опасения подростков. Значимые разговоры могут происходить неформально и спонтанно.

Сообщите подросткам, когда важно поделиться с вами конфиденциальной информацией. Убедитесь, что подростки знают, что они могут обращаться к вам с информацией, которая влияет на их безопасность или безопасность их сверстников, не опасаясь осуждения или наказания.

Обсудите границы и ожидания в отношениях с друзьями и романтическими партнерами. Подчеркните важность наличия личного пространства, установления ограничений и соблюдения конфиденциальности в любых отношениях. Обсудите, что такое настоящая дружба и романтические отношения (уважение, поддержка, поощрение и забота), а также то, чем они не являются (неуважение, насилие, контроль и насилие). Признайте, что друзья и романтические партнеры могут оставаться близкими и близкими, даже если они говорят друг другу «нет».

Установить онлайн границы . Большая часть социального развития сейчас происходит, когда подростки находятся в сети. Будут ли социальные сети угрозой или инструментом для здоровья подростков, во многом зависит от того, как подростки используют СМИ и как родители говорят с подростками о безопасности в Интернете. Поговорите с подростками об ответственном поведении в Интернете, как о том, как они относятся к другим, так и о том, как они могут обезопасить себя.

Обучение и моделирование хороших коммуникативных навыков. Разговор, особенно на деликатные темы, может быть сложным. Уважительное общение — это приобретаемый навык. Если мы покажем подросткам, как слушать и уважительно делиться своими мыслями и чувствами даже в разгар конфликта, это может помочь им в социальном, романтическом и профессиональном плане.

Разъяснение развития подростков

Дополнительную информацию о развитии подростков можно найти в Разъяснении развития подростков, разработанном Управлением по делам народонаселения.

Социальные связи (серия вебинаров с объяснением развития подростков)

На этом вебинаре эксперты исследуют социальные роли, сети и отношения подростков. Посмотрите запись на YouTube или просмотрите слайды.

Сноски

1 Spence, SH (2003). Обучение социальным навыкам с детьми и молодежью: теория, доказательства и практика. Психическое здоровье детей и подростков, 8 (2), 84-96. http://www.cs.cmu.edu/~smrobert/indep_summer/cam.pdf наверх

2 Департамент образования штата Калифорния. (2016). Фонд: Выражение эмоций. http://www.cde.ca.gov/sp/cd/re/itf09socemofdeoe.asp наверх

3 Администрация службы по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрической помощи. (2014). Понимание последствий травмы. В TIP 57: Информированная о травмах помощь в службах поведенческого здоровья (3). https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK207191/ вернуться к началу

4 Mendle, J.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *