КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ПРИРОДУ — ВСТУПЛЕНИЕ — ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 3 класс — по учебнику И. В. Грущинської — 2014 год
ВСТУПЛЕНИЕ
Встреча 1. КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ПРИРОДУ?
Цель: расширить представление учащихся о природе, методах познания природы; учить характеризовать разнообразие живой и неживой природы; развивать умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; воспитывать любовь к природе.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
— Мы продолжаем изучать природоведение. А что же изучает естествознание?
Естествознание — это знание о природе. Помните! Природа открывает свои тайны только тому, кто хорошо изучает ее. Знания о природе помогут вам охранять, приумножать природные богатства нашей прекрасной Родины — Украины.
— Прочитайте обращение авторов учебника к вам (с. 3). Какие пожелания в нем высказаны?
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
— Сегодня на уроке вы узнаете о разнообразии природы и методы познания природы человеком.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 5-7)
— Вспомните, как человек познает природу. Что помогает вам знакомиться с окружающим миром и познавать новое?
— Вам известно, что природа — это все, что нас окружает, кроме созданного человеком. Интерес к изучению природы возник очень давно. С давних времен людям были нужны пища, одежда, жилье и прочее. А все это дарит Матушка Природа.
— Вспомните! Что относится к неживой природе, а кто — к живой природе? Можно ли назвать природой то, что изготовлено руками человека?
— Мир живой и неживой природы Земли очень разнообразен. Представителей растительного и животного мира можно увидеть высоко в горах и на дне океана, далеко на севере и в знойной пустыне.
Растения отличаются между собой по многим признакам. Одни — великаны, иногда достигают десятков метров в высоту, другие — такие мелкие, что их можно едва разглядеть с помощью лупы. Одни растения цветут, их цветки разные по форме, размеру, цвету и тому подобное. А в других за всю жизнь не увидишь ни одного цветка.
Разнообразен и животный мир нашей планеты. Отдыхая у реки или на лугу, в лесу или на даче, прогуливаясь по скверам города или поднимаясь на колесе обозрения, мы постоянно находимся в окружении многочисленного мира животных. Животные обитают там, где есть воздух, пища и вода. Они отличаются друг от друга по размеру, форме, окраске, продолжительности жизни и местом обитания.
Живая природа не может существовать без воздуха, воды, солнца и его тепла. Из неживой природы она берет все необходимое для своей жизни. В свою очередь живая природа влияет на неживую. Следовательно, между живой и неживой природой существует тесная взаимосвязь.
Работа в группе
— Рассмотрите картину «Дерево жизни» (с. 5) и составьте по ней рассказ о разнообразии мира природы.
Запомните! Природа отличается огромным разнообразием.
— Для изучения природы ученые используют различные методы.
— Вспомните, какие методы изучения природы вы уже знаете.
— Что помогает человеку проводить наблюдения? (Органы чувств)
— Рассмотрите фотографии на с. 6 и расскажите, какие приборы помогают ученым изучать мельчайшие организмы и удаленные небесные тела?
— Что такое опыт? Что изучают с помощью опытов?
— Какие приборы для измерения вы знаете?
— Вспомните опыты с воздухом и водой. Какие измерения вы уже умеете проводить самостоятельно?
Работа в парах
— Расскажите, какие наблюдения за изменениями в природе в разные времена года вы проводили во втором классе? За какими природными явлениями наблюдали летом? Нравится ли вам наблюдать за природой?
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Работа в группах
Задание для 1-й группы. Подойти к аквариуму и изучить, как плавают рыбки, как они едят. Рассказать о их внешний вид.
Задание для 2-й группы. Перед вами — деревянные опилки, кнопки и магнит. С помощью магнита попробуйте очистить кнопки от опилок.
Что вы увидели и что получили? Какие свойства этих веществ вы изучили? Задание для 3-й группы. У вас есть измерительная линейка. Каждый ученик группы измеряет свой рост.
— Какие методы изучения природы вы использовали?
— Чем эти методы отличаются друг от друга?
2. Работа над загадками
• Стеклянная трубочка тоненькая,
Жидкость в ней красненькая.
Как тепло — вверх прыгает,
А как холод — вниз спадает.
Есть шкала и цифры малы…
Как же зовут, скажи, ее? (Термометр)
• Вышло солнышко на небе,
Лучика к нам послало.
И от колышка, что на улице,
Тень на землю упала.
Эта загадка для нас на урок.
Что это во дворе за кол? (Гномон)
3. Работа над пословицей
С природой живи в дружбе, то и будет она тебе в службе.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
— Прочитайте выводы на с. 7.
— Объясните, почему мир живой природы так разнообразен.
— Назовите признаки живых организмов.
— Назовите методы исследования природы. Каким методом вам приходилось пользоваться? Когда именно?
— Объясните, чем наблюдение отличается от эксперимента.
— Какие измерительные приборы есть у вас дома? Что ими измеряют?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 5-7.
§ 2. Как человек познает природу? » Народна Освіта
Существует два основных метода — способа познания, с помощью которых человек изучает природу Это наблюдение и опыт.
Что такое наблюдение? Наблюдение — это очень просто, скажете вы. Действительно, многое мы видим собственными глазами.
Однако видеть — не значит наблюдать! Вы, конечно, не раз видели звезды. Изменяется ли картина звездного неба в течение ночи? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно только смотреть в небо. Необходимо правильно вести наблюдение.
Но как это делать? Во-первых, нам понадобится прибор — трубка диаметром 2-3 см и длиной 15-20 см. Во-вторых, необходимо оборудовать место для наблюдения: установить трубку на штативе или прикрепить ее к поручням балкона так, чтобы трубка могла двигаться вверх-вниз и влево-вправо.
Теперь можно начинать наблюдение. Наведите трубку на какую-нибудь яркую звезду в южной части неба и зафиксируйте прибор в этом положении (рис. 2.1, а). Через 3-5 минут вы заметите, что звезда исчезла из поля зрения (рис. 2.1, б). Чтобы продолжить наблюдение, необходимо немного повернуть трубку в нужном направлении. Продолжайте наблюдение в течение 20 25 минут. Почему положение трубки приходится постоянно изменять? Потому что звезда движется. Следовательно, картина звездного неба в течение ночи меняется.
Теперь понятно, что наблюдение — дело непростое. Чтобы правильно его провести, необходимо определить, что наблюдать, и разработать способ наблюдения.
Наблюдение — основной метод изучения природы в случаях, когда человек не может оказать влияние на ход явлений. Это главный метод в изучении звезд и планет.
Чем опыт отличается от наблюдения? Используя метод наблюдения, не всегда можно установить, почему происходит то или иное явление природы. И тогда применяют другой метод — опыт, или, как его еще называют, эксперимент.
Все вы наблюдали, как весной, когда воздух становится теплым, тает лед. Маленькие сосульки тают быстрее, а глыбы льда долго лежат на обочинах дорог. Чем больше масса льда, тем медленнее он тает. Но только ли от массы зависит скорость таяния льда?
Мы часто наблюдаем, что замерзшая вода в большой неглубокой луже уже растаяла, в то время как маленькая, но глубокая ямка еще полна льда. Можно предположить, что условием, от которого зависит скорость таяния льда, является площадь поверхности льда, соприкасающаяся с теплым воздухом.
Проверим это на опыте.
Отмерим две одинаковые массы воды и перельем их в тарелку и стакан (рис. 2.2), которые поместим в морозильную камеру.
Когда вода замерзнет, поставим тарелку и стакан со льдом на подоконник. Через некоторое время мы увидим, что первым превратился в воду лед в тарелке, затем растаял лед в стакане (рис. 2.3).
Почему так произошло? Сравним условия, при которых происходило таяние льда.
И тарелку, и стакан окружал воздух одинаковой температуры. Массы льда в тарелке и в стакане тоже были одинаковыми. Единственное отличие — площадь поверхности льда, которая соприкасалась с воздухом. В тарелке она была большей, и лед растаял быстрее. Эксперимент подтвердил наше предположение: величина площади соприкосновения льда с воздухом влияет на скорость таяния льда.
Сегодня научное познание природы невозможно без эксперимента.
Необходимым условием опыта является измерение. Даже в нашем простом опыте понадобилось измерить массы. Для проведения измерений используют измерительные приборы. Некоторые из них вам хорошо знакомы: весы — прибор для определения массы; часы, которые отсчитывают время; линейка для измерения длины (рис. 2.4).
Приборы для наблюдений. Даже невооруженным глазом можно увидеть очень многое, особенно если это пытливый и внимательный взгляд. К примеру, древние ученые наблюдали ночное небо без каких-либо приборов. Первый звездный каталог был составлен еще 2400 лет тому назад. Изобретение телескопа — прибора, позволяющего рассматривать
Этап урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
Организационный момент | Приветствует класс Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя Демонстрируют готовность к уроку. Называют отсутствующих. | Личностные УУД: -формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности. |
Проверка домашнего задания | Проводит тестирование. 1.В каком сосуде возможно «зарождение» жизни в виде белых личинок? 1. 2. а) в сосуде 1; в) и в сосуде 1, и в сосуде 2; б) в сосуде 2; г) ни в сосуде 1, ни в сосуде 2. 2. Благодаря чему жизнь на Земле не прекращается? а) росту; в) делению клеток; б) размножению; г) вращению планеты. 3. Кто открыл один из важнейших законов биологии «Всё живое – от живого»? а) Ф.Реди; б) Л.Пастер; в) Я.Гельмонт; г) все эти учёные. 6. Что было доказано опытом Ф.Реди? А) самозарождение жизни в одних случаях возможно, в других невозможно Б) невозможность самозарождения жизни; В) возможность самозарождения жизни; Г) ни один ответ не верен 5. Что является величайшим чудом на планете а) жизнь б) солнце в) ветер г) дождь | Индивидуально работают Слушают, запоминают. Формулируют тему и задачи урок | Познавательные УУД: Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Коммуникативные УУД: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока |
2. Актуализация знаний. | Предлагает закрыть глаза и определить предмет. Интересуется почему они решили , что перед ними лимон. Делает вывод: вы получили знания об этом предмете и многих других и вам предстоит еще больше узнать. Человек обладает удивительной особенностью- способностью познавать окружающий его мир. Сегодня вы узнаете, каким образом это происходит. Обращается к слайду 1, на котором отражена тема и цели урока. Предлагает учащимся записать в рабочую тетрадь дату и тему урока. | Дети трогают предмет, нюхают, пробуют на вкус и называют его- лимон. Думают, отвечают, что видели лимон раньше, знают его форму , запах, вкус. Внимательно слушают, запоминают. Открывают тетради, делают соответствующие записи. | |
Совместное открытие знаний. | Демонстрирует слайд 2 «Понятие познание». Рассказывает о том, что еще величайший художник и ученый Леонардо да Винчи писал «Все наше познание начинается с ощущений». Отвечают за ощущения органы чувств. Предлагает назвать эти органы. Продолжает рассказ: органы чувств передают в центральную нервную систему (мозг) множество информации , где формируется восприятие. Демонстрирует слайд 3. «Схема формирования восприятия» Ставить проблемный вопрос: -Одинаково ли разные люди воспринимают окружающий мир? Предлагает сверить свои ответы с материалом учебника на с.14 Предлагает работу группах: раздает иллюстрации с изображением профессий людей. Дети должны выбрать те, которые связаны с познанием мир. Демонстрирует слайд 4 «Понятие гипотеза» | Записывают определение в тетради. Слушают, запоминают. Отвечают: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Записывают определение в тетради. Слушают, запоминают. Зарисовывают схему. Дети обсуждают а парах, отвечают. Самостоятельно читают, находят нужную информацию, сравнивают. Работают в микрогруппах, затем знакомят с результатами свой работы. Фиксируют определение в тетрадь. | |
Закрепление | Вопросы и задания для закрепления изученного материала 1. О чем в окружающем мире вам хочется узнать побольше? Что для этого надо делать? 2. Можем ли мы познавать мир без восприятия его объектов? Почему? 3. Что помогает познавать мир человеку, потерявшему слух? 4. Подберите к «окошкам» в окружающий мир (зрительным — 1, слуховым — 2, обонятельным — 3, осязательным — 4, вкусовым — 5) соответствующие органы чувств (нос — А, язык — Б, уши — В, глаза — Г, нервные клетки кожи — Д) и составьте пары из цифр и букв. 5. Выполните задание 1 рубрики «Работа с текстом и иллюстрациями» (с. 52). — Согласны ли вы с тем, что белый квадрат на черном фоне кажется крупнее черного на белом фоне? — Почему для получения точных данных необходимо «помогать» зрению различными приборами? | Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: -формирование памяти, устной речи, абстрактного и логического мышлении. |
Рефлексия | Предлагает поделиться мнениями о прошедшем уроке: — О чем говорили на уроке? — Что нового узнали? – С каким настроением уходите с урока? | ||
Итог урока | Просит самостоятельно оценить свою работу на уроке и прокомментировать. | Подносят дневник на оценку. | Личностные УУД: -формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности. |
Домашнее задание | Знакомит с домашним заданием 1. Изучите § 2. 2. Придумайте и запишите 2–3 вопроса о познании и изучении людьми окружающего мира. 3.Прочитайте пункт 2 рубрики «Хотите знать больше?» (с. 47) и составьте небольшой рассказ о том, как вы наблюдали за какими-либо животными (по желанию) | Записывают задание в дневник. |
Как человек познает окружающий мир. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс
Урок: Как человек познает окружающий мир
Давайте познакомимся с очень необычным человечком, у которого нет ни глаз, ни носа, ни ушей, ни рта.
Он считает, что они просто ему не нужны.
Рис. 1. (Источник)
На этом уроке мы попробуем доказать, что он ошибается. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие.
Рис. 2. (Источник)
Мы с вами в лесу. Это поет соловей.
Рис. 3. (Источник)
На рисунке 4 изображена малина. Она красная, круглая, сочная, так и хочется ее съесть.
Рис. 4. (Источник)
На рисунке 5 вы можете увидеть берег реки.
Рис. 5. (Источник)
Давайте опишем камни. Они большие и маленькие, мокрые.
Вот перед нами дерево. Оно большое и шершавое.
Рис. 6. (Источник)
Мы узнали, что малина красная и сочная, камни большие и мокрые, а дерево шершавое. Мы слышали, как поет соловей. Что же помогло нам это все узнать? Глаза, уши, нос, язык и кожа – это органы чувств, с помощью которых человек познает мир.
Давайте рассмотрим каждый из этих органов и узнаем, для чего они нужны.
Отгадайте загадку.
Живет мой братец за горой,
Не может видеться со мной.
На рисунке 7 изображены глаза.
Рис. 7. (Источник)
Глаза – орган зрения. Это парный орган, у человека два глаза. У животных тоже есть глаза. Давайте посмотрим глаза разных животных.
На рисунке 8 изображены глаза лошади.
Рис. 8. (Источник)
На рисунке 9 – глаза кошки.
Рис. 9. (Источник)
На рисунке 10 – глаза собаки.
Рис. 10. (Источник )
Встречаются люди и животные, у которых глаза разного цвета.
Рис. 11. (Источник)
Что можно определить с помощью зрения? Благодаря глазам мы можем читать, видеть красоту природы, различать цвет, размер и форму предмета.
Смог ли наш человечек все это увидеть? Конечно, нет. Давайте ему поможем и нарисуем орган зрения — глаза.
Наше путешествие продолжается. Прослушайте звуки и определите, к какой картинке принадлежит этот звук.
На рисунке 12 шумит море и кричат чайки.
Рис. 12. (Источник)
Услышать эти звуки помогли вам уши. Уши – орган слуха. Это парный орган, у людей два уха.
Рис. 13. (Источник)
У животных тоже есть уши. Посмотрите, какие уши каким животным принадлежат.
На рисунке 14 изображен кролик.
Рис. 14. (Источник)
На рисунке 15 вы можете увидеть зебру.
Рис. 15. (Источник)
Дорисуйте нашему человечку уши – орган слуха. Благодаря ушам человек различает речь, слышит музыку, шорох листьев и пение птиц.
Посмотрите на рисунок 16 и определите, какой орган поможет ощутить аромат цветка. Это нос.
Рис. 16. (Источник)
Нос – орган обоняния. Нос у человека один.
Рис. 17. (Источник)
У животных тоже есть носы. Определим, каким животным принадлежат какие носы.
На рисунке 18 изображен нос свиньи.
Рис. 18. (Источник)
На рисунке 19 – нос слона.
Рис. 19. (Источник)
На рисунке 20 – нос собаки.
Рис. 20. (Источник)
Через нос мы дышим, можем ощущать различные запахи: приятный и неприятный. Нос помогает также почувствовать запах гари.
Давайте нарисуем нашему человечку нос.
Отгадайте загадку. Всегда во рту, а не проглотишь. Это язык.
Рис. 21. (Источник)
Язык – орган вкуса. Он помогает человеку определить вкус пищи, а еще без языка человек не мог бы говорить.
Рассмотрите рисунки, о чем расскажет нам язык?
О том, что лимон кислый.
Рис. 22. (Источник)
Конфеты сладкие.
Рис. 23. (Источник)
Горчица горькая.
Рис. 24. (Источник)
Огурцы соленые.
Рис. 25
Мороженое холодное.
Рис. 26. (Источник)
Борщ – горячий.
Рис. 27. (Источник)
Разные участки языка воспринимают разные вкусы. Кончик языка – сладкое, корень – горькое, бока – кислое, края и кончик – соленое.
Рис. 28. (Источник)
Нарисуем нашему человечку ротик и язычок.
Посмотрите на мешочек и попробуйте узнать, что там лежит. Мы не видим этот предмет, не слышим его, он без запаха и вкуса. Тогда как же определить, что лежит в мешочке? Мы можем коснуться его рукой.
Рис. 29. (Источник)
Вы ощутите что-то круглое. Возможно, это мячик.
Рис. 30. (Источник)
Природа наделила нас еще одним помощником – органом осязания.
Рассмотрите рисунки. О чем расскажет наша кожа?
О том, что котенок пушистый.
Рис. 31. (Источник)
Ежик колючий.
Рис. 32. (Источник)
Вата мягкая.
Рис. 33. (Источник)
Доска твердая.
Рис. 34. (Источник)
Снег холодный.
Рис. 35. (Источник)
Чай горячий.
Рис. 36. (Источник)
Нарисуем нашему человечку кожу. Теперь наш человечек может тоже познавать окружающий мир с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, языка и кожи.
Эти органы и нам помогают узнать, что происходит в окружающем мире.
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Живая и неживая природа». Ученикам предстоит познакомиться с природой, которая окружает человечество буквально повсюду.
Список рекомендованной литературы
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
Рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Здоровье.net (Источник).
2. Официальный сайт МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36» (Источник).
3. Социальная сеть работников образования (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Расскажите, какие органы чувств человека мы рассмотрели на уроке.
2. Для чего они нужны человеку?
3. Нарисуйте все выученные органы чувств.
4. * Как нужно беречь органы чувств? Назовите правила, которые мы должны выполнять, чтобы они всегда были здоровы.
Как человек познает природу. Наблюдение и эксперимент
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 10 Класс
- Биология
- История
- География
Как познать природу человека | Познать себя
«Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих».
Добрый день, уважаемый читатель!
Продолжая постигать мир человеческих отношений, мы обратимся к его истокам и постараемся понять, как познать природу человека или как человеку относиться к самому себе. Ведь из всех наших отношений, которые происходят в нашей жизни, самые длительные – это взаимодействие с собой, своими мыслями, чувствами, желаниями. Пока человек существует, он ежедневно, ежесекундно общается с собой. Все остальные отношения является отражением той работы, которая происходит с нами, нашего внутреннего мира. И здесь возникает совсем не праздный вопрос: «Как познать природу человека?»
Гармония в жизни человека
Давайте попробуем разобраться в этом, поскольку мало кто задумывается над такими важными вопросами, и ещё реже задаёт их себе: «Как я отношусь к себе? Нравятся ли мне мои мысли? Хорошо ли мне быть наедине с самим собой?»
Ведь гармония в жизни человека начинается с хороших отношений с самим собой, умения радовать себя, в первую очередь. Это не эгоизм, это уважение к самому себе как человеку, личности, индивидуальности. Если я не ценю себя, если не нравлюсь себе, то как я могу устанавливать открытые, доброжелательные отношения с другими людьми? Если я не способен что-то сделать хорошее для других людей, то буду ждать и верить, что кто-то сделает мою жизнь наполненной счастьем и любовью. И вместо того, чтобы начать с себя и научиться любить так, как это делает гармоничный человек, мы начинаем испытывать страдания от любви.
Гармония в жизни человека возможна тогда, когда мы научимся ценить в себе все качества, которые имеем и принимать их с любовью. Важно честно признаться себе в своих недостатках и увидеть свои сильные стороны. Ведь мы часто оцениваем себя не только с позиции, кем мы являемся, но также и с позиции, кем мы не являемся.
Как только человек примет себя таким какой есть, увидит свои сильные стороны, начнёт улучшать несовершенные, то станет способным полюбить себя. Любовь даст спокойствие и уверенность в своих силах, возникнет гармония в жизни человека, гармония с окружающими. Понятно, что это очень длительный процесс, и длиться он может годами. Но как только Вы начнёте менять отношение к себе и себя самого, то поймёте, что по-другому начинаете реагировать на различные жизненные ситуации, на людей, с которыми взаимодействуете. Кто-то из прежних людей уходит, появляется новое окружение, улучшаются отношения с близкими людьми.
Как познать природу человека
Чтобы познать природу человека важно понять, что мы думаем о себе. Если мы обвиняем себя в чем-то недостойном, придираемся к себе, считаем себя жертвой обстоятельств, то будем бессознательно привлекать в свою жизнь таких людей, которые будут только укреплять данные убеждения. Если же мы верим в то, что каждый человек способен приносить в нашу жизнь свою особенность и неповторимость, дарить нам чувство радости от общения, то такие отношения и будут преобладать в нашей жизни.
Для всех нас существует лишь один способ, чтобы изменить что-то в других – это изменить что-то в себе: отношение, привычки, образ мысли. Определитесь со своими желаниями: какого рода отношения с другими людьми должны быть у Вас. Если Вы хотите строить свою жизнь с людьми, опираясь на уважение и симпатию, взаимную выгоду и успех в делах, то развивайте в себе уважение к людям, умение понять позицию другого человека, стремление к сотрудничеству и самосовершенствование. Тогда в Вашей жизни появятся такие люди, которые способны стать единомышленниками, понимающими и ценящими Вашу человеческую природу.
Выполните простое упражнение.
Наверняка среди Ваших знакомых есть человек, который Вас чем-то раздражает.
- Найдите три качества, которые Вам больше всего не нравятся в нём.
- Подумайте и скажите себе: «Чем я похож(а) на него, когда веду себя таким же образом?»
- Поверьте в свои силы, что Вы можете избавиться от этих качеств.
- Работайте над собой, становясь таким человеком, каким хотите себя видеть.
Когда Вы избавитесь от своих прежних мыслей, привычек и убеждений, такие люди изменят к Вам своё отношение или уйдут из Вашей жизни.
♦ Рубрика: Отношения.Как человек познает природу | Человек и мир
Природу изучают разными способами. Основные способы познания природы: наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Этими способами может воспользоваться каждый из нас для проведения собственного исследования. Познание природы начинается с простых наблюдений.
Наблюдение
Наблюдение в давние времена было основным источником получения знаний о природе. Например, наблюдения за повадками зверей, ростом растений всегда позволяли человеку изучать растительный и животный мир Земли.
В наши дни этот способ также важен. Наблюдение является одним из основных источников знаний о природе. Его часто применяют ученые. Например, астрономы наблюдают за небесными телами и их перемещением в космическом пространстве. Химики — за образованием одних веществ из других. За явлениями, которые происходят в оболочках Земли, наблюдают географы. Биологи наблюдают за сезонными изменениями в живой природе.
Изменения природы по сезонам года называют фенологическими. Люди давно заметили, что весной в наших краях солнечного света и тепла становится больше. Некоторые животные выходят из спячки, а растения растут и развиваются быстрее. Знания, полученные при наблюдении за сезонными изменениями в природе, помогают установить, например, сроки посева семян. По народным приметам, если зацвела сирень, можно сеять огурцы и тыкву.
Однако наблюдения недостаточно для проведения исследования. Некоторые явления в природе происходят очень быстро, и их особенности трудно заметить. Другие явления повторяются часто или, наоборот, очень редко. Поэтому наблюдение сопровождается другими способами познания природы.
Описание
Одним из самых древних способов познания природы является описание. Слово «география» означает «землеописание». Географическая наука начиналась с описания равнин и гор, стран и народов. При описании мы даем ответы на вопросы: как изменяются равнины и горы с течением времени? Где находятся разные страны? Какие народы их населяют? Описание делают на основе наблюдений. Например, биологи при наблюдении за ростом растения описывают особенности его развития в разных условиях.
Эксперимент
Если природное явление можно повторить в лаборатории — проводят эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе означает «опыт». Исследователь повторяет изучаемое явление в лабораторных условиях, а не ждет, когда оно произойдет в природе. Он может изменять условия эксперимента и проделывать его несколько раз. Например, проведя эксперимент, мы можем узнать, почему со временем разрушаются горы. Для этого несколько раз нагреем и охладим камень. Мы увидим, что он начнет трескаться. Биологи проводят эксперименты, например, для выяснения влияния тепла, воды и воздуха на прорастание семян.
Измерение
Познание становится более точным, если при наблюдении, описании или проведении эксперимента производят измерения. Измерение хорошо знакомо каждому из нас. Измеряют размеры тел, температуру, время, расстояние и скорость движения. Для проведения исследования используют различные приборы и инструменты.
Приборы и инструменты для измерения
Для того чтобы определить массу, мы можем воспользоваться весами. Температуру помогает измерить термометр. Чтобы определить время, мы пользуемся часами. В разные века устройство часов отличалось. Самыми первыми были солнечные часы, позже изобрели песочные. Важным достижением нашего времени является изобретение самых точных в мире атомных часов.
Точность измерительных приборов очень важна. Например, высокоточные приборы необходимы для взвешивания химических веществ или драгоценных металлов, при измерении давления или температуры.
Атомные часы настолько точны, что за 15 млрд лет они могут отстать всего на 1 с. Представьте себе, что если бы эти часы были запущены при образовании Земли, то сегодня они отстали бы всего на 1/3 с.
Увеличительные приборы и инструменты
Изучать тела, которые находятся очень далеко, и тела небольших размеров помогают увеличительные приборы и инструменты. К ним относятся: лупа, бинокль, микроскоп, телескоп. С помощью телескопа можно наблюдать за небесными телами, которые находятся в космическом пространстве на больших расстояниях от Земли. Микроскоп позволяет рассмотреть очень маленькие тела, например капельку воды, снежинку.
Современные приборы
С развитием естественных наук и техники человек создает более совершенные приборы для изучения природы. Астрономы с помощью современных лазерных приборов определили расстояние между Землей и Луной с точностью до нескольких сантиметров. Искусственные спутники Земли позволяют изучать нашу планету из космоса. Например, с помощью снимков, сделанных из космоса, предсказывают многие природные явления.
В настоящее время мы широко используем компьютеры, различные гаджеты, мобильные устройства. Например, в строительстве при измерении расстояний применяют лазерный дальномер. Он дает значительно более точные результаты, чем рулетка.
Подведем итог!
- Наблюдение, описание, измерение и эксперимент — основные способы познания природы. Этими способами может воспользоваться каждый из нас для проведения собственного исследования.
- В процессе познания природы можно использовать различные приборы и инструменты. Наряду с традиционными приборами применяются современные.