8 простых способов сдать любой экзамен (и не забыть выученное после)
Экзамены приходится сдавать не только в школе или в вузе. При этом подготовка к ним, а потом и сам процесс сдачи всегда вызывают стресс. Готовиться начинают за сутки до экзамена, повторять уже некогда, а мозг вообще отказывается работать. Но если есть хотя бы немного времени, надо потратить его с пользой. А не за бесполезным и бесструктурным чтением учебников в надежде запомнить хоть что-то.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Перед сдачей любых экзаменов (вступительные испытания в вуз, выпускные школьные тестирования или, например, теоретическая часть обучения вождению) нам приходится учить большой объём материала. Не имеет значения, будет ли это текст из учебника или собственные конспекты. Легко потеряться в потоке информации. И это часто пугает. Хотя есть простые способы справиться и с объёмами текстов, и с собственными тревогами.
1. Читайте, перечитывайте и ещё раз перечитывайте
Так называемое «зазубривание» уместно разве что при изучении строгих формул, и даже в этом случае их стоит не только запомнить, но и понять. Что же касается остальных тем, смело перечитывайте нужный абзац по несколько раз: таким образом получится не только выделить основную мысль, но и чётко запомнить изложенный материал. Наш мозг с готовностью отзывается на повторения любого рода, поэтому такой подход он просто не в силах проигнорировать.
2. Найдите собственные «контрольные точки»
Если вы знаете, что такое квест или логические шарады, вы отлично понимаете, как одна найденная подсказка тянет за собой цепочку последующих, открывает доступ к новой информации, а в конце концов выстраивается в общую картину.
Запомнить всё прочитанное иногда просто невозможно. Если перед вами большой материал, то лучше разбить его на смысловые отрезки и выделить в каждом основную мысль. Именно она и станет той опорной точкой, зацепившись за которую, вы сможете легко вспомнить и чётко изложить последующий материал при сдаче экзаменационного билета.
3. Систематизируйте информацию
Вы прочитали внушительный параграф текста и, кажется, запомнили всё основное. Но впереди ещё несколько предметов, и каждый из них требует вдумчивого подхода. Один материал «наслаивается» на другой.
К сожалению, при попытке заучивания колоссального объёма сразу, такая путаница — не редкость. В этом случае, чтобы быстро отыскать и вспомнить нужный момент, поможет наглядность. Наш мозг активно воспринимает изображения и цветные элементы — так повелось в природе человека, что яркие сигналы прочнее оседают в памяти. Воспользуйтесь этим — используйте пометки, цветные обозначения (к примеру, при помощи маркеров и стикеров), чтобы выделить самое основное, что потом станет прочным фундаментом вашего ответа.
4. Найдите свои сильные стороны
Индивидуальный подход всегда работает лучше любых других. Если у вас ещё нет собственной интуитивной схемы, самое время придумать собственную схему работы с информацией. Ведь помимо чтения и стандартного заучивания, существует много других способов эффективно подготовиться к экзамену и облегчить этот процесс.
Начнём с того, что каждый человек обладает собственной спецификой памяти: одни люди лучше усваивают информацию на слух, другие отлично запоминают то, что видят, третьим необходимо ознакомиться с предметом «со всех сторон».
- Если вы легко запоминаете текст услышанной песни или вдумчиво прослушанную лекцию, то у вас хорошо развита слуховая память. Воспользуйтесь этим. Читайте текст вслух, пересказывайте и проговаривайте информацию. Начитывайте свои конспекты на диктофон — этот материал будет легко прослушать и вспомнить самое необходимое.
- Если вам достаточно пары взглядов на страницу с текстом, чтобы сказать, в какой части параграфа вы встречали то или иное определение, у вас зрительный (он же визуальный) тип памяти. Вам подойдут пометки, подчёркивания и маркировки основ изучаемого текста. Записывайте, конспектируйте и делайте собственные заметки — они помогут быстро восстановить в памяти материал.
- Если у вас тактильная память, то оригинальности в подходе к любому делу вам точно не занимать. А вот долгий процесс чтения способен показаться монотонным и скучным. Исследуйте предмет со всех сторон, при этом вам идеально подойдёт ассоциативный способ запоминания. Будет полезно делать визуальные карточки, на которых можно записать нужную информацию и потом объединять отрезки в единое целое. Такой подход особенно эффективен при запоминании слов иностранного языка, определений и математических формул.
5. Пишите от руки
В век новых технологий, которые предлагают нам удобно расположиться за клавиатурой и быстро набрать необходимый текст, идея вооружиться бумагой и ручкой может показаться не слишком практичной. Но всё не так просто. Учёными и психологами давно доказано, что процесс конспектирования от руки значительно улучшает функцию запоминания и способен сослужить хорошую службу при подготовке к экзаменам. Дело в том, что, самостоятельно выводя информацию на листе бумаге, мы как бы «пропускаем» её через себя.
6. Ассоциации
Действенность ассоциативного метода доказана не только психологами, но и самой жизнью. Представьте: вы знакомитесь с несколькими людьми, и имя одного из них совпадает с вашим собственным (или с именем близкого вам человека). Вы вряд ли испытаете неудобство, потому что забыли, как обратиться к человеку. Если новая информация способна напомнить то, что уже знакомо или вызывает интерес, то она непременно займёт место в памяти. Такие ассоциации можно назвать естественными — они возникают самостоятельно и не требуют вложения собственных усилий. Но все связи и аналогии можно создавать в процессе. При этом, чем больше творческого подхода вы вложите в ассоциацию, тем ярче она запомнится.
7. Делайте перерывы и много спите
Когда времени перед экзаменом мало, кажется, что прерваться на десять минут будет настоящим преступлением. И совершенно зря.
Наш мозг устроен таким образом, что большой поток информации на фоне отсутствия отдыха играет против нас, и новые знания не усваиваются.
Вы когда-нибудь перечитывали одно и то же предложение несколько раз, чтобы уловить смысл?
Этот первый «звоночек» сигнализирует, что пришла пора отложить учебник и немного расслабиться, переключившись на кратковременный отдых или прогулку. Тем самым вы дадите себе необходимую передышку и после перерыва обнаружите, что информация запоминается куда лучше.
Ночь перед экзаменом — самое напряжённое время в жизни школьников и студентов. Хочется прочитать, запомнить и повторить как можно больше. Однако полное пренебрежение сном может сказаться самым негативным образом: при взгляде на вытянутый билет можно не вспомнить добрую часть честно выученного материала. Здоровый сон перед экзаменом принесёт куда больше пользы и упорядочит все нужные мысли.
8. Повторяйте
Человеческий мозг отлично приспосабливается к повторяющимся действиям. Например, если вы не в первый раз идёте по одному и тому же маршруту, вы вряд ли заблудитесь. Это же правило активно работает в сфере усвоения информации: повторяющаяся песня по радио способна прочно засесть в голове даже против нашей воли.
Поэтому, выбрав самое главное, не пренебрегайте повторением и просмотром текста «ещё один раз». И здесь есть небольшая хитрость. Если перечитать пройденный материал на ночь, то во время сна полученная информация перейдёт в стадию долговременной памяти, и наутро в большинстве случаев вы сможете уверенно воспроизвести выученную рифму, вспомнить математическую формулу или дату рождения русского полководца.
Фото: Shutterstock (Cookie Studio)
7 советов, как подготовиться к сессии
Если вопрос, как подготовиться к сессии, заставляет вас нервничать, повышает уровень тревожности и лишает психического равновесия, вам обязательно нужно купить бензопилу. Зачем? Об этом вы узнаете из нашей статьи.
Перед вами – 7 действенных советов на тему подготовки к сессии. Если уж вам пришлось стать главным героем фильма ужасов под названием «Сессия грядёт», не выбирайте роль жертвы. Не бойтесь сессии, пусть сессия боится вас!
Совет 1. Не впадайте в панику
Честное слово, ну не так уж страшна сессия, как её малюют! Что страшит больше всего? Психологи утверждают: 1) неизвестность; 2) невозможность повлиять на ситуацию.
Неизвестность – это фактор, который заставляет ребёнка бояться темноты, а студента-первокурсника – трепетать перед сессией. Как справиться с этой проблемой? (Не с темнотой, а с сессией). Выяснить как можно больше о том, что вас ждёт:
- Узнать, что и когда нужно сдавать (зачёты, экзамены), составить график – это поможет распределить силы. Забить график в компьютер и смартфон, чтобы всегда был под рукой. Для наглядности его можно даже распечатать на листе А3 и повесить на стену.
- Выяснить условия допуска к каждому испытанию. Записать условия прямо в графике, под конкретным экзаменом или зачётом. Например: зачёту к белой магии надо сдать для допуска реферат, к зачёту чёрной – отработать все пропущенные лекции и семинары, к экзамену спецкурсу по метанию файерболов – сдать коллоквиум, к экзамену по приготовлению волшебных зелий – не забыть про три лабораторные, а то эта ведьма сожрёт с потрохами. Примерно так
- С помощью старшекурсников и других источников информации (см. 80 советов первокурсникам) собрать информацию о том, как проходит сдача того или иного зачёта, экзамена, составить психологические портреты преподов.
- Узнать у старших братьев по разуму, а также у самих преподавателей, какими источниками (лекциями, учебниками, статьями, монографиями) лучше пользоваться для подготовки к экзаменам.
- Точно узнать о том, как сдавать «хвосты», сколько можно «завалить» экзаменов и когда будет дополнительная сессия. Будем надеяться, что эта информация вам не понадобится, но обладание ею снизит чувство тревожности. Ведь если знаешь, как сдать «хвосты», ужасная неизвестность (что будет, если я не сдам?!!) превращается в запасной план действий (не сдал? Переходим от плана А к плану Б).
Второй фактор страха – ощущение, что ты не контролируешь ситуацию. Этот фактор, кстати, лежит в основе аэрофобии. Человеку трудно понять, как эта многотонная фиговина держится в воздухе, его мучает ощущение, что он полностью зависим от пилотов и вообще от воздушной стихии, а сам ничего сделать не может. Поэтому один из способов лечения аэрофобии – детальное разъяснение принципов работы самолёта и основ аэродинамики. А уж если человека пустить в кабину «порулить» или усадить рядом с пилотом в небольшом самолёте или вертолёте, он в большинстве случаев перестаёт бояться полёта, так как чувствует себя примерно так же, как рядом с водителем автомобиля.
Понимаете, в чём дело? Нужно обрести контроль над ситуацией. Понять, что и как. Именно отсутствие контроля над ситуацией вызывает страх перед сессией не только у первокурсников, но и у матёрых студиозусов, имевших негативный опыт «зачистки хвостов». Следовательно, для борьбы с растерянностью перед сессией после этапа сбора информации необходимо продумать свои дальнейшие действия:
- Что мне надо сделать, чтобы подготовиться к сессии?
- Где взять нужные учебные материалы?
- Как лучше готовиться к сессии, чтобы всё успеть, какие методы подготовки применять?
Ответы должны носить конкретный, конструктивный характер!
Совет 2. Кромсайте слона, он слишком большой
Итак, в целом с паникой справились. Есть готовность к конструктивному решению стоящих задач. Но как, как одолеть эту громаду конспектов, учебников, научных журналов, многотонных собраний сочинений?! Вы собрали информацию о сессии, преодолев неизвестность, но глыба кажется неподъёмной.
Что делать? Брать в руки бензопилу!
Один из основных принципов тайм-менеджмента гласит: чтобы съесть слона, надо приготовить из него груду бифштексов.
Во-первых, сразу приступать к поеданию такой громадины настолько страшно, что хочется отложить это занятие на потом. Задача кажется нереальной (ты же лопнешь, деточка).
- Во-вторых, откусывая то от хобота, то от левой ноги, то от правой, то от области в районе хвоста, вы теряете логику работы. Ешьте бифштексы один за другим, то есть делите работу на конкретные задачи и подзадачи.
- В-третьих, «кусочничая» и надгрызая слона с разных сторон, вы даже при плотно набитом животе будете видеть перед собой почти не уменьшившуюся громадину. Разделение туши на бифштексы позволяет оценить объём проделанной работы.
В общем, составляйте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии. И – приятного аппетита!
Совет 3. Расставляем приоритеты, делегируем задачи
А теперь представьте себя Президентом. Ну, или хотя бы директором крупного предприятия. Если сроки поджимают, гора бифштексов до сих пор нетронута, а преподаватели уже намекают на свободную жизнь вне вузовских стен – вообразите себя антикризисным менеджером.
- Выберите оптимальную стратегию подготовки к каждому из экзаменов и зачётов.
- Выявите приоритеты (самые сложные для вас предметы и темы; зачёты и экзамены самых строгих преподавателей; самые срочные и важные доклады-рефераты). Проведите ранжирование задач по значимости. Нет смысла посвящать львиную долю зачёту у препода, который всем поставит росписи в зачётке, не вслушиваясь в ответы, в ущерб подготовке к сложному экзамену.
- Наладьте поставки. Выясните, у кого можно взять конспекты, можно ли скачать нужные книги в интернете, сколько будет стоить заказ контрольной или шпаргалок у студлансеров (если потребуется).
- Делегируйте часть задач тем, кто может вам помочь. Например, студлансерам. Они с удовольствием помогут вам сгрызть не то что слона, а целого бронтозавра
- Велите переговоры, налаживайте связи. Выходите на контакт с преподавателями. Значительную часть проблем с недопусками можно решить путём переговоров.
- Заведите отчётность. Не только планируйте подготовку к сессии, но и отмечайте пройденные этапы пути.
Кстати, эти навыки пригодятся вам в профессиональной жизни!
Впрочем, многим студентам, готовящимся к сессии, нравится другая роль – роль полководца. Это уже вопрос вкуса и темперамента. Рассматривайте зачёты и экзамены как бои и военные кампании, разрабатывайте личную стратегию и тактику победоносной войны. Решайте, куда бросить основные силы, где наметить прорыв блокады, а где привлечь ресурсы союзников. Студлансеры по ленд-лизу тушёнку не высылают, зато снабжают шпаргалками, докладами, контрольными, лабораторными и рефератами.
Совет 4. Мотивация
Поработайте над мотивацией. Чем сильнее мотивация – тем проще подготовиться к сессии. Определите для себя цели этой подготовки. Напишите, нарисуйте, распечатайте мотиваторы. Развесьте по стенам, вложите в тетради и учебники.
Учтите, что такие цели, как «Не вылететь из вуза», «Не загреметь в армию», «Не получить нагоняй от предков» и даже «Получить стипендию» работают плохо. Выработайте мотивацию, затрагивающую аспекты самореализации, будущих профессиональных достижений. Ну, что-то вроде «Я готовлюсь к сессии, чтобы через десять лет стать классным спецом и купить виллу в Сорренто».
Да, кстати: не начинайте мотиваторы с отрицания. Забудьте о частице «не». Мотиваторы должны быть положительными, утвердительными. Даже примитивное «Остаться в вузе» мотивирует подсознание лучше чем «Не вылететь из вуза», а простое «Сдать сессию» – лучше, чем «Не завалить сессию».
Ещё одна фишка: установите награды. И промежуточные, и глобальную. Это усиливает мотивацию.
Чувствуете, что, несмотря на все мотиваторы, вас затягивает болото скуки? Относитесь к сессии, как к игре. Вас ведь не надо мотивировать на любимые танчики или космолёты, или во что вы там любите играть? Вот и сессия может стать увлекательным квестом – всё зависит от вашего отношения!
Совет 5. Не тяните волыну
Включайтесь в эту игру пораньше! Особенно если в вашем вузе действует балльно-рейтинговая система допусков или попросту преподы очень пристально следят за вашими успехами в течение семестра.
Даже если вы поклонник спринтерской стратегии подготовки к экзаменам (попросту говоря, готовы выучить китайский за ночь), план боёв надо составить заранее. Ведь, помимо подготовки к зачётам и экзаменам, сессия включает ещё множество других моментов. И порой получение допусков ко всем этим экзаменам и зачётам – задача более сложная, чем подготовка ответов.
Недооценка этих моментов нередко приводит к катастрофе очень умных ребят, которые с лёту могут ответить на любой вопрос экзаменатора… И самоуверенно являются на экзамен, не учтя того, что допуска у них нет. Особо опасны для таких студентов преподы-бюрократы, зарывшиеся в груды докладов-рефератов. Ещё опасней преподы-нарциссы, балдеющие от собственных лекций. И, само собой, считающие, что этот восторг должно разделять и всё остальное человечество, а кто прогуливает лекции – враг народа и кандидат на отчисление.
Совет 6. Приведите мозг в тонус
Чтобы успешно подготовиться к сессии и не загреметь к невропатологу, воспользуйтесь этими рекомендациями:
- Изучите методы мнемотехники, концентрации, познакомьтесь с методом ассоциаций и другими интеллектуальными фишками, которые помогут вам лучше усваивать информацию.
- Создайте для себя оптимальные условия работы. Оптимальная температура для занятий составляет 19 – 22 С, влажность – на уровне 50 – 60%. Лучший свет – дневной рассеянный. Сосредоточиться помогают ароматы лимона и эвкалипта. Порядок на столе улучшает концентрацию. Научитесь также говорить твёрдое «нет» гаджетам, соцсетям и иным отвлекающим факторам.
- Спорт – отличный метод восстановления организма после интеллектуальных нагрузок. Он обеспечивает идеальное переключение режимов деятельности.
- Не забывайте про отдых. Не грузите на своего верблюда больше, чем он может вынести, иначе в разгар сессии бедняга может рухнуть под весом соломинки. Но в то же время не забывайте, что отдых – это процесс восстановления сил после труда, а не вместо.
Совет 7. Не драматизируте
Вы справитесь! Как уже говорилось в начале статьи, не так страшна сессия, особенно если вы вооружены бензопилой, мотиваторами и хорошо работающим мозгом. Одна из проблем, мешающих подготовиться к сессии – драматизация ситуации. Помните, каким страшным казался зверушкам Тараканище из сказки Чуковского?
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали…
Не падайте оборок, не преувеличивайте масштабность стоящих перед вами задач. Это всего лишь сессия – одна из многих. Нормально всё будет. Прорвётесь!
14 способов заставить себя серьёзно взяться за учёбу
Мотивируйте себя
1. Составьте список причин, по которым вы учитесь
Запишите их на листке бумаги и держите перед глазами. Когда захочется пропустить учёбу, перечитайте их. Так вы напомните себе, для чего вам нужно стараться. Например, чтобы поступить в хороший университет, получить стипендию или сменить работу. Записывайте как можно больше причин — и весомых, и маленьких.
Иногда у вас совсем не будет мотивации, это естественно. В такие дни вам понадобится немного самодисциплины и этот список как раз придёт на помощь.
2. Находите что‑то интересное во всём
Подумайте, как изучаемый материал соотносится с вашей жизнью. Например, вам скучно читать книгу, которую задали по литературе, — попробуйте найти что‑то общее с героями. Не хочется учить биологию — представьте, сколько всего вы узнаете о самом себе и других живых существах.
Конечно, все предметы не могут интересовать одинаково. Но постарайтесь увидеть, как можно приложить полученные знания к собственной жизни. Это поможет не забросить занятия.
3. Ставьте таймер
Выделяйте по 30–50 минут на занятия, а потом делайте небольшой перерыв. Как только он закончится, возвращайтесь к учёбе. Или попробуйте интервальную технику Pomodoro: поставьте таймер на 25 минут и начните заниматься. Когда раздастся сигнал, отдохните 5 минут, а затем поработайте ещё 25. После того как повторите четыре интервала, сделайте более длинный перерыв.
Поставьте отдельный таймер на время завершения занятий. Например, если вы начали в обед, заканчивайте к ужину. Если позднее — как минимум за 30 минут до сна, чтобы было время расслабиться.
4. Регулярно поощряйте себя
После занятия достаточно чего‑то небольшого: съешьте любимую еду, поиграйте с домашним питомцем, посмотрите смешное видео или полежите в горячей ванне. А после экзамена радуйте себя чем‑нибудь более значительным. Например, выпейте кофе с друзьями или купите то, что давно хотели.
5. Учитесь вместе с кем‑то
Необязательно сидеть вместе в одной комнате. Но важно, чтобы был человек, с которым можно поделиться проблемами и рассказать о своём прогрессе. Договоритесь отчитываться друг другу о проделанной работе раз в несколько дней — так будет легче двигаться к цели и не терять время.
Попробуйте 📚
Составьте график занятий
1. Приступайте к учёбе каждый день в одно и то же время, чтобы это стало привычкой
Если вы жаворонок, попробуйте вставать пораньше и заниматься по утрам. Если сова — выделяйте несколько часов на учёбу вечером. Если вам нравится сразу расправиться с делами, чтобы потом отдыхать, выполняйте задания, как только придёте домой. Фиксируйте выбранное время в календаре, чтобы не было соблазна занять его чем‑то другим.
2. Распланируйте подготовку к экзаменам
Как только узнали дату теста или зачёта, внесите её в календарь. Поставьте напоминание за несколько дней или недель до этого, чтобы начать готовиться. Пусть у вас будет достаточно времени, чтобы всё выучить и повторить.
3. Разделите материал на части
Когда нужно усвоить большой объём информации, мы чувствуем себя подавленными и не знаем, с чего начать. Чтобы такого не было, разбивайте крупные задачи на более мелкие. Запишите каждый шаг на бумаге и постепенно выполняйте их один за другим, а рядом с выполненными ставьте галочку. Так вы будете видеть свой прогресс и чувствовать, что ситуация у вас под контролем.
Возьмите на заметку 📖
4. Запланируйте время на отдых и расслабление
Не занимайтесь несколько часов подряд — давайте мозгу отдых. Делайте короткие паузы каждые 30–50 минут. На перерыве встаньте и немного пройдитесь, подышите воздухом, перекусите или просто дайте отдохнуть глазам.
Не забывайте выделять время на расслабление, особенно в период подготовки к экзаменам. Когда неделями напряжённо учите что‑то, обязательно нужно устраивать дни полного отдыха — так вы защитите себя от перегрузки.
Устраните отвлекающие факторы
1. Перед занятиями перекусите чем‑то полезным и выпейте воды
Голод и жажда могут сильно отвлекать от умственных занятий, так что устраните их заранее. Не ешьте сладкое: от него вы только быстрее снова проголодаетесь. Перекусите чем‑то полезным, например овощами, фруктами, орехами, сыром, йогуртом или хумусом. Если захотелось напитка с кофеином, ограничьтесь одной‑двумя чашками или одной банкой газировки, чтобы не перевозбудить нервную систему.
2. Повысьте концентрацию с помощью физической активности
За 10–15 минут упражнений или ходьбы вы избавитесь от стресса и повысите уровень эндорфинов в организме. После этого легче будет сосредоточиться и запоминать информацию. Можете даже попробовать совместить тренировки и учёбу. Захватите свои записи в спортзал и читайте их, пока занимаетесь на беговой дорожке. И мозг, и тело будут вам благодарны.
Прочитайте 💪
3. Найдите место, где вас ничто не будет отвлекать
Если дома вы постоянно переключаетесь на другие дела, поищите новое место для занятий. Например, в библиотеке или кафе. Если вы готовитесь к экзаменам с друзьями, но они не дают сосредоточиться, договоритесь о правилах совместных занятий. В идеале нужно, чтобы не было отвлекающих звуковых и зрительных стимулов.
Также держите под рукой чистый листок бумаги. Когда в голову приходят мысли о каких‑то делах, не связанных с учёбой, записывайте их и возвращайтесь к заданию.
4. Отключите все электронные устройства, которые не нужны для учёбы
Не включайте телевизор как фон. Оставьте смартфон в другой комнате или в сумке. Если используете его в качестве таймера, установите режим полёта, чтобы не отвлекаться на уведомления. Или применяйте специальные приложения, которые ограничивают доступ в интернет. Например, Freedom, AppDetox. С их помощью можно на время заблокировать доступ к выбранным сайтам и приложениям.
5. Занимайтесь с музыкой
Особенно если вы в общественном месте. Музыка в наушниках поможет заглушить окружающие звуки и сосредоточиться. Для этого лучше всего подходят инструментальные композиции. Если музыка вас отвлекает, попробуйте включить звуки природы или белый шум.
Читайте также 🧐
Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации
Страшная штука лень. Особенно когда нападает в самые ответственные моменты. Например, перед экзаменами. Вот вроде собрался, разложил учебники, книги, тетради и ходишь-ходишь вокруг всего этого… То передача интересная начнётся по телевизору, то друг позвонит, да мало ли что ещё.
В общем, остаётся всё это лежать на столе нетронутым до следующего раза. И чем времени остаётся меньше, тем сильнее лень. Знакомо? Казалось бы, предэкзаменационный аврал — самое время собрать все силы и всё внимание… А тут такая напасть. Но готовиться-то всё равно надо. Давайте-ка разберёмся.
Самое интересное, что в науке психологии вообще нет такого понятия — «лень».
Психологи поясняют: так называемая лень — это отсутствие мотивации. Иначе говоря, очень просто: не делаешь — значит, не хочешь делать, нет достаточно сильного мотива.
Какой можно сделать из этого вывод? Важно найти свой, индивидуальный, мотив, который заставит делать то, что так необходимо.
Кстати, частенько учителя и родители любят говорить о силе воли. Понимая её как «сожми зубы и делай». Не зная о том, что воля тесно связана с ценностями человека. И лучший способ заставить себя что-то сделать — это найти ту ценность, ради которой стоит действовать.
Итак, мотив — это побудительная сила, заставляющая человека действовать.
Мы говорим о мотивах, когда отвечаем на вопросы «Почему?», «Ради чего?», «Какой смысл?». Как только появляется мотив, человек может сформулировать цель и начать поиск средств для её реализации. Очень тесно мотив связан с ценностями, только ради чего-то ценного для нас мы действуем.
Мотивы бывают разные. И, конечно, самый эффективный из них — интерес. Легче всего заставить себя учить предмет, который интересен, близок. Чтобы стимулировать себя, начните учить с самой интересной для вас темы. Может быть, с той, что описана наиболее увлекательно. Это поможет втянуться и постепенно пройти по всему необходимому материалу. Но даже в скучном, на первый взгляд, предмете можно найти что-то интересное. Попробуйте поговорить с человеком, увлечённым именно этим, его интерес может заразить и вас.
С детства одним из самых действенных мотивов для каждого является страх наказания. Запугивать самого себя ремнём, пожалуй, смысла не имеет, а вот в красках представить себе последствия несданных экзаменов можно. Этот способ эффективен далеко не для всех. Если вы в детстве в ответ на угрозы родителей назло делали всё ещё хуже — этот способ не для вас.
Противоположный мотив, как можно догадаться, мотив поощрения. Этот способ, наверное, известен каждому. Придумайте, чем себя порадовать за каждый выученный раздел или десяток решённых задач. Представьте, насколько свободно вы будете себя чувствовать, как только покончите с экзаменами.
Вы ведёте ежедневник, составляете список покупок перед походом в магазин и всегда по дням планируете каникулы? Порядок для вас важен во всём. Используйте эту значимую для вас ценность и при подготовке к экзаменам. Составьте план учёбы и вычёркивайте пункты по мере их выполнения. Каждый зачёркнутый пункт будет вдохновлять вас на новые подвиги. Практика показывает, что этот простенький, вроде, приём помогает многим.
Бывает так, что главный мотив для человека — общение. Вы из тех, кто любит всегда быть среди людей, что-то обсуждать, спорить, делиться информацией? В таком случае не запирайтесь при подготовке к экзаменам в четыре стены. Иначе это будет восприниматься как настоящая пытка. Например, этап закрепления материала вполне можно провести в форме коллективного обсуждения с такими же общительными одноклассниками.
Если для вас очень ценно мнение окружающих о вас, то имеет смысл использовать этот стимул при подготовке. Договоритесь с кем-то из близких, что вы будете «отчитываться» за каждый выученный раздел. Такая демонстрация ваших достижений поможет вам с гораздо большим воодушевлением готовиться к экзаменам.
Интересный человеческий мотив — мотив противоборства, преодоления. Бывает, что человеку важно преодолевать трудности, не идти по накатанной колее. Сложные, запутанные загадки обычно вызывают у вас азарт и желание докопаться до ответа? Значит, этот мотив выражен у вас. Тогда лень при подготовке к экзаменам может быть связана с тем, что это обычно довольно монотонное, однообразное занятие. Постройте программу своей подготовки так, чтобы самые сложные вопросы, разделы шли в самом начале.
Кстати, это достаточно эффективно еще и потому, что по одному из законов памяти лучше всего как раз запоминается первое и последнее из заученного материала. Вспоминайте о том, что ваша лень — это очередное препятствие, которое вам нужно преодолеть. Очень полезно бывает разозлиться на себя: «Неужели я решаю такие сложные задачки, а не смогу всего лишь зазубрить десяток теорем?!».
В целом, все человеческие мотивы можно свести к двум группам — внутренние и внешние мотивы.
Проще говоря, чтобы заставить себя взяться за какую-то работу, нужно либо найти какой-то внешний стимул (вознаграждение, похвала и т. д.), либо осознать, почему и каким образом эта работа важна для вас, найти интерес в самом процессе этой деятельности.
Рассмотрим ещё несколько общих рекомендаций.
В психологической теории мотивации есть один важный момент.
Все наши мотивы расположены в иерархии. Практически это означает, что пока не удовлетворены «базовые» потребности, пытаться заставить себя учиться — дело неблагодарное.
Лучше потратить время на то, чтобы поесть, поспать, организовать себе комфортную обстановку для учёбы, а уж потом приступать, толку будет больше. А иначе «борьба мотивов» вам обеспечена, и все силы уйдут на неё!
Если вы занимаетесь спортом, танцами, ходите в бассейн, не бросайте все эти дела на время подготовки к экзаменам, просто немного сократите время на них. Время лучше выиграть за счёт сокращения нагрузок на психику — таких как компьютерные игры и просмотр телевизора. А главное, составьте чёткий график всех этих занятий, распределите их в течение дня. Когда вы уже садитесь за учёбу, ничего вокруг не должно отвлекать вас.
Ходите кругами и не можете заставить себя работать? Скорее всего, это опять проявление борьбы мотивов. Стоит остановиться и задуматься, чего сейчас на самом деле хочется. Может, это не полёт в космос, а что-то вполне осуществимое? Тогда стоит потратить на это какое-то время, чтобы потом учить спокойно.
Есть ещё один закон мотивации. С психологического языка на русский его можно перевести так.
Желание что-то делать сразу пропадает, как только наш мозг воспринимает объём информации как слишком большой, непомерный.
Но что поделаешь, перелопатить учебного материала перед экзаменами и правда приходится очень и очень много! Попробуйте обмануть свой мозг: разделите весь объём на отдельные смысловые части. Берясь за первую, даже не думайте об остальных. Вплоть до того, что не выкладывайте на стол сразу всю гору учебников и тетрадей и не листайте вперёд страницы учебника, ужасаясь, сколько ещё осталось.
Аналогичный механизм может сработать, если вы накрутите себя, считая, что предстоящий экзамен — главное дело вашей жизни, от которого зависит всё на свете. От такой гиперответственности появляется страх и опускаются руки.
Если это про вас, попробуйте сделать следующее. Задайте себе вопрос: «Что самое страшное может случиться, если я не сдам этот экзамен?» Вы увидите, что даже самый страшный исход далеко не так критичен, чтобы из-за этого так сильно волноваться. Сразу продумайте альтернативы в ситуации, что экзамен не сдан, вы обнаружите, что мир не зациклен на экзамене.
В общем, ленью своей пренебрегать нельзя. Для начала надо разобраться, о чём она говорит, что за информацию несёт. Ответьте себе на вопрос: что такое ваша лень — желание отдохнуть или протест против каких-то условий? При правильном подходе эта информация заставит найти наиболее оптимальный способ деятельности и разобраться в собственных желаниях и потребностях.
А если раз от раза у вас возникают приступы лени при каком-то конкретном занятии, то вообще стоит задуматься о том, ваше ли это дело. Чтобы сдать один обязательный экзамен, ещё можно постараться замотивировать себя. А вот бороться с этим самым нежеланием всю жизнь будет проблематично.
Так что, каким бы странным ни казался этот совет, ещё не поздно чётко осознать этот важный момент. Например, если сейчас все предметы вступительных экзаменов вызывают при подготовке жуткую лень и скуку, то так же, скорее всего, будет не только ближайшие пять лет, но и всю жизнь.
Вспомните о том, что вы, наоборот, всегда делаете с желанием и энтузиазмом. Может, ещё не поздно подумать о том, чтобы приблизить будущую профессию к этим занятиям?
Автор: Евгения Лепешова, психолог
Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»
https://shkolazhizni.ru/school/articles/22106/
https://shkolazhizni.ru/school/articles/22107/
«Одолеем лень» // журнал «Абитуриент» № 5, 2008
Как заставить себя готовиться к ЕГЭ 🚩 Работа над собой
1. Включите свое внутреннее понимание того, что подготовка к ЕГЭ – это то, что действительно вам нужно. Четко определитесь с теми предметами, которые вы будете сдавать. Ведь вы должны ясно осознавать, что то, чем вы начинаете заниматься сейчас, непосредственно повлияет на вашу будущую судьбу. Конечно, достаточно сложно в 17-18 лет определиться с тем, чем вы хотите заниматься всю свою дальнейшую жизнь. Но, к сожалению, все современные старшеклассники поставлены в такую жесткую ситуацию выбора. Поэтому, несмотря на все негативные факторы, перед началом подготовки постарайтесь разобраться с самим собой, поняв собственные интересы и предпочтения и осознав, что подготовка к ЕГЭ – это путь к желаемому будущему.
2. Сделайте план подготовки по тем предметам, которые вы собираетесь сдавать. Для начала загрузите себе с официального сайта ФИПИ кодификаторы, в которых указана вся информация о заданиях и критериях их оценивания. Кроме того, в кодификаторе вы сможете отыскать все темы, которые будут затронуты на экзамене. И чтобы впоследствии не столкнутся с проблемой неосведомленности, включите в свой план все составные тематические блоки, которые пригодятся вам на том или ином экзамене.
3. Распределите время на практическую и теоретическую подготовку к экзаменам. Как правило, многие старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, обычно углубляются только в практическую часть, решая различные задания, а затем сверяя ответы. Но ведь для того, чтобы хорошо делать практику, необходимо опираться на широкие теоретические знания. Поэтому, распределяя время на свою подготовку, ни в коем случае не упускайте теорию. Так, например, если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по литературе, то уделяйте какое-то время разбору различных литературных течений, этапов развития творческой мысли, художественных приемов и фигур, а лишь потом переходите к практическим действиям.
4. Используйте технику «Pomodoro». Очень часто школьники, готовящиеся к ЕГЭ, сталкиваются с проблемой неправильного распределения времени. Вследствие этого быстро появляется усталость и нежелание работать дальше. С помощью метода «Pomodoro» можно не только распределить учебное время на правильные временные отрезки, но и заставить себя заниматься. Эта техника заключается в том, что вам необходимо упорно работать в течение 25 минут, а затем брать короткий перерыв на 5 минут. И так повторять 4-5 раз. Главное – между перерывами не прибегать к использованию гаджетов, так как это может вас дезорганизовать.
5. Поработайте над своей дисциплиной. После составления плана и распределения времени остается лишь заключить своеобразную сделку с самим собой. Поставьте себе условия. Возложите на себя ответственность за свое будущее. Возьмите лист бумаги и запишите, какие баллы хотите получить на том или ином экзамене, а затем повесьте этот лист на самом видном месте в своей комнате. И в будущем стремитесь делать все, чтобы приблизиться к желаемому результату.
Как заставить себя готовиться? | GrandExam
«…Работы ещё непочатый край…»
«Лучше я сделаю все завтра…»
«Вот прямо с утра и начну… с утра понедельника…»
Знакомо? 🙂 У меня есть хорошая новость: вы такие не одни. Многие люди время от времени испытывают определённые трудности в подготовке к любым важным экзаменам, тестам, зачётам, в том числе и к ЕГЭ. Но на этом все хорошие новости заканчиваются, ибо если хотите хорошо сдать экзамены, готовиться нужно начинать сейчас. Да-да, вот прямо сейчас. В эту минуту. Выключите телевизор, закройте любимую игру и все приложения, переведите телефон в беззвучный режим.
Главное и самое сложное — начать. Даже если не хочется, не начинается и вообще уже тошнит. Вспомните о своей цели. Подумайте о мотивации (только не слишком долго), может быть, есть что-то нужное и полезное, что вы сможете получить, только если хорошо сдадите предмет. А может быть, в этом самом предмете есть что-то приятное, если не сказать, любимое? Та тема, которая вам интересна? Тогда начните именно с неё, постепенно переходя к более сложному.
Иногда случается и так, что дел накапливается целая гора и просто теряешься, с чего же начать. Без паники! Не нужно тратить силы и время на бесполезные метания. Составьте список, отметьте сначала самые важные проблемы, требующие немедленного решения. Начинайте с них, и по мере выполнения не просто зачёркивайте сделанное — закрашивайте, заклеивайте полосками бумаги, ведь, перечитывая зачёркнутое, вы отвлекаетесь. Вы уже это сделали, не возвращайтесь.
Что же делать, если вы испробовали уже всё вышеперечисленное, но желания сесть и начать готовиться к Единому государственному экзамену так и не появилось? Здесь поможет только одно: волшебное слово «надо». В конце концов, хорошо сдать Единый госэкзамен в ваших же интересах. Но, если собственных душевных сил совсем уж не хватает, можно обратиться за помощью и поддержкой к родственникам или друзьям. У них-то точно и сил, и рвения вас заставить хватит с избытком 🙂
Начиная подготовку по любому предмету, помните: главное — именно начать. А дальше потихоньку втянетесь. Да и чем больше вы заняты делом, тем меньше переживаете (поддаваться панике или унынию вам просто некогда), а значит, бережёте свои нервы, которые пригодятся вам в будущем.
Успехов на экзаменах!
Дарья Маслова.
Фото: Pixabay
Другие статьи
Как заставить себя готовиться к экзамену. И за сколько дней до экзаменя лучше начинать готовиться?
Есть.<br>Начать готовиться ровно за один день. Через полчаса обречённо (обязательно — обречённо!) говоришь себе (только честно!), что все равно ничего не успеешь, плюхаешься на диван и просто читаешь учебник, пока светло и пока не затошнит. На следующее утро практически весь учебник почему-то оказывается в голове (от испуга, видимо).
Я готовлюсь к экзаменам за день до них
настоящий студент может выучить все за одну ночь (перед экзаменом), другие тактики все испробованы — непомогают…
никаких стратегий! надеюсь тока на шпоры и на то что запомнил за семестр
ну если не спешить то месяца за полтора!<br>
я обычно за месяц готовлюсь (но заставить раньше себя не могу) , а лучьше готовить материал в течении года, если что ты успеешь все все исправить.
Все зависит от памяти, я начинаю учить за 1-2 дня до экзамена, сдаю на хорошо или отлично и все забываю уже через день:)
Начинать готовится лучше за 3-4 дня. Разделить количество вопросов на 3 и каждый день писать шпаргалки на каждый вопрос. На это уйдет по несколько часов в день. За один день до экзамена, когда все шпаргалки уже написаны, нужно просто взять учебник и читать его. На экзамене потом шпаргалка поможет вспомнить основные моменты, а остальное ты будешь помнить из учебника. Поэтому шпаргалка должна быть для каждого вопроса отдельная, на очень маленьком листочеке и легко помещаться в руке. Обычно порядок вопросов в билетах не известен заранее, поэтому нужно пронумеровать каждый ответ-шпаргалку, сложить их в стопку в строго определенной последовательности и убрать в карман. Также нужно на отдельном листе составить список, по которому ты сможешь определить под какими номерами в твоем кармане лежат нужные ответы. <br>На экзамене: подходишь к столу препода, берешь там билет и идешь к своему месту. Пока идешь, пользуешься общей суматохой и тем, что к преподу ты сейчас спиной. Достаешь лист со списком вопросов, который можно особо и не прятать и смотришь, какими по счету в твоем кармане лежат нужные ответы. Садишься, отсчитываешь их в кармане и достаешь нужные. Сжимаешь их в ладони. И читаешь при благоприятном моменте. Переписываешь и дополняешь их тем, что смогла запомнить при чтении учебника накануне. Потом сдаешь работу и получаешь зачетку, в которой стоит «отлично» ;-)<br>Удачи!