Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности
Содержание
Введение 2
- Понятие
стереотипа, виды, функции
3 - Значение
стереотипов в профессиональной
деятельности
4 - Профессиональная
деформация
5 - Причины
возникновения профессиональной
деформации личности и
их профилактика
8
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Мы все живем в мире
стереотипов. Чаще всего именно стереотипы
определяют моральные нормы, формируют
политические, религиозные и мировоззренческие
концепции. А также определяют наше поведение,
наши суждения и отношение к окружающему
миру. Благодаря сформировавшимся
стереотипам мы четко знаем, как себя вести
в том, или ином случае; что плохо и что
хорошо; кто прав, а кто не прав. Но зачастую
это не значит, что так и есть в действительности.
Стереотипы, на которых основаны наши
суждения, могут быть сформированы на
ошибочных предпосылках или условностях
принятых в обществе. Соответственно могут
быть как истинными, так и ложными.
Получение образования, выбор профессии
также основывается на формировании стереотипов
мышления – ряда привычных истин и методов,
создающих основу знаний. Многие хорошие
специалисты в своей профессиональной
деятельности оказываются не в состоянии
преодолеть сложившиеся стереотипы и
отвергают все, что не укладывается в их
мировоззренческую концепцию, сформированную
в период получения образования или опыта
работы. В результате это приводит к консерватизму
в деятельности и в мышлении. Разрушение
стереотипов очень болезненный процесс
и влечет за собой сопротивление, раздражение
и некую растерянность. Не принятие нового
определяется подсознательным инстинктом
самосохранения, который пытается защитить
нас от возможных потрясений, связанных
с разрушением устоявшихся стереотипов.
Стереотипы имеют объективную природу
и являются неотъемлемым свойством психики
человека делать обобщения. Если бы человек
не обладал способностью стереотипизировать,
обобщать, упрощать, схематизировать окружающую
действительность, он не смог бы быстро
ориентироваться в непрерывно растущем
потоке информации, которая к тому же постоянно
усложняется и все более дифференцируется.
Эту возможность обеспечивает способность
головного мозга человека вырабатывать
обобщенные представления о явлениях
и фактах, формирующиеся на основе предыдущих
знаний человека, а также поступающей
к нему новой информации.
Существование стереотипов носит двойственный,
противоречивый характер. С одной стороны
стереотипы значительно упрощают жизненные
процессы, позволяя широко использовать
имеющиеся знания и навыки, представляющие
собой сложный комплекс стереотипов, а
с другой ограничивают нашу возможность
познания нового, выходящего за рамки
привычных понятий или противоречащего
им.
- Понятие стереотипа, виды, функции
Стереотип (от др.-греч.
Большая часть стереотипов — это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности. Примеры широко известны и достаточно очевидны. Для межличностного взаимодействия существенны стереотипы внешности (поджатые губы — злой человек, очкарик — умный и пр.). Примером стереотипа внешности, действующего в основном на бессознательном уровне, служит стереотип «красивый — значит, хороший». Выражается он в том, что внешне более привлекательным людям приписываются положительные личностные качества, а менее привлекательным — пороки и недостатки. Действие этого стереотипа замечено у детей уже с четырехлетнего возраста.
Также следует отметить в числе стереотипов
феномен внутригрупповой пристрастности.
Выражается он в более высокой оценке
членов группы, к которой принадлежим
мы сами, и более низкой — членов других
групп. Понятие «группа» в данном
случае может использоваться в очень
широком смысле — от жильцов одного дома
до жителей одной страны.
В основе формирования того или иного стереотипа лежат реально существующие различия между женщинами и мужчинами, лицами разных профессий, возрастов, национальностей. Информацию о них мы получаем из собственного опыта, от своих знакомых и близких, из средств массовой информации. Однако как мы сами, так и другие источники информации, которыми мы пользуемся, подвержены действию различного рода искажающих феноменов, снижающих точность социальной перцепции (социального восприятия).
Формирование стереотипов — это прежде
всего функция экономии собственных усилий.
Попытка увидеть в привычном новое,
а не обобщать на основе житейского опыта,
утомительна, а для занятого человека
практически невозможна. Помимо этого,
стереотипы выполняют и ещё одну функцию:
системы стереотипов могут служить основой
нашей личной традиции, способом защиты
нашего положения в обществе.
Стереотипы могут действовать как на сознательном, так и на неосознаваемом уровне. Например, негативные суждения по отношению к национальным и расовым меньшинствам, как правило, являются социально неодобряемыми, и на сознательном уровне стереотипы превосходства рас и наций не выражены. Однако это не значит, что они исчезли вовсе.
Несмотря на то, что стереотипы подразумевают
«сопротивляемость изменениям», они
достаточно чувствительны к социальным
условиям той среды, в которой возникают.
Поэтому если меняется среда, то и стереотипы
меняются. Для примера достаточно вспомнить
стереотипы «коммуниста» и «демократа».
С помощью стереотипов
легко манипулировать сознанием человека,
поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью
общества в целом и конкретных групп людей.
Большинство исследователей указывают
на связь стереотипов с влиянием средств
массовой информации, формирующих отношение
к миру, на поведение, воспроизводящее
поступки «героев», созданных прессой,
радио или телевидением. Так, например,
в настоящее время неким стереотипом становится
человек, ориентированный на достижение,
целеустремленный, рассчитывающий на
свои собственные силы. Средства массовой
информации приучают человека мыслить
стереотипами и снижают интеллектуальный
уровень сообщений так, что превратились
в инструмент оглупления. Этому послужил
главный метод закрепления нужных стереотипов
в сознании — повторение. Через средства
массовой информации человек сегодня
не только получает необходимую ему информацию
(такую как новости), но и черпает из них
поведенческие стереотипы, ценности, идеалы
и многое другое.
- Значение стереотипов в профессиональной деятельности
Огромное значение в жизни человека имеют
профессиональные стереотипы. Выбор профессии,
или профессиональное самоопределение
— основа самоутверждения человека в обществе,
одно из главных решений в жизни. Выбор
профессии определяет очень многое, а
именно: кем быть, к какой социальной группе
принадлежать, где и с кем работать, какой
стиль жизни выбрать. Это связано, с одной
стороны, с задачами профессионального
развития, с другой, с уже имеющимся опытом
решения жизненных задач. Основные задачи
профессионального развития соответствуют
институтам общего и профессионального
образования и могут быть завершением
общего образования, профессиональным
самоопределением в ходе профессионального
обучения, достижением высокой производительности
при адаптации к профессиональной деятельности,
профессиональной самореализацией и овладением
мастерством.
Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности. Потом происходит принципиальное самоопределение на счет будущей жизни – человек выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом.
Ориентация людей на те, или иные виды
профессий во многом обусловлена системой
социокультурных стереотипов, которые
связываются с теми или иными профессиями. К примеру, подростки, не включенные в
реальную систему производственных отношений,
могут строить свои базовые представления
о той или иной профессии на доступном
им слое социальных стереотипов, которые
они воспринимают в кино, литературе, средствах
массовой информации, где определенным
образом закрепляются связи между профессиями
и социальным стереотипами.
Под влиянием определенных стереотипов возникает реальная опасность сделать ошибочный выбор. Формируя свое представление о профессии, важно помнить, что оно может неполно или искаженно отражать действительность. Поэтому надо по возможности учитывать и анализировать информацию из самых различных источников, в том числе полученную непосредственно от профессионалов.
Порой профессиональный
стереотип представляет собой часть более
обширного поло-ролевого стереотипа. Это
явление можно отследить, когда речь заходит
о «мужских и женских профессиях». Мужчинам
и женщинам приписывают некие наборы свойств,
которые определяют, какие профессии можно
им выбирать. Зачастую можно услышать
изречения типа: «Либо женщина, либо программист»;
«Если женщина водитель, это не женщина».
«Если психолог мужчина, это не мужчина».
Такие заключения говорят о сложившейся
системе представлений, которую можно
и нужно изменять. Конечно, есть профессиональные
сферы, где женщинам труднее, чем мужчинам.
Аналогично и мужчинам некоторые области
деятельности подходят меньше, чем женщинам.
Но на практике существует много исключений.
Есть и такой стереотип: психотерапевт так переживает за своих клиентов, что сам постепенно начинает страдать нервным расстройством и даже сходит с ума. В действительности умение провести границу между собой и пришедшим за помощью человеком является одним из основных, профессиональных качеств успешного психотерапевта. Взаимодействуя с клиентом, терапевт не «переживает», а концентрируется на сути проблемы. Такой профессионализм можно выработать без ущерба для собственной личности.
Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации
специалиста; образование автоматизированных
профессиональных умений и навыков, профессионального
поведения невозможны без накопления
бессознательного опыта и установок. Наступает
момент, когда профессиональное бессознательное
превращается в стереотипы мышления, поведения
и деятельности. Но профессиональная деятельность
изобилует нестандартными ситуациями,
и тогда возможны ошибочные действия и
неадекватные реакции.
- Профессиональная деформация
Несомненно, труд положительно влияет на психику человека. Но, относительно разных видов профессиональной деятельности существует перечень профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Также существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.).
Многолетнее выполнение одной
и той же профессиональной
деятельности приводит к
Динамический стереотип как приобретенная форма поведения
Сложные формы синтетической деятельности коры головного мозга выражены в явлениях, обозначаемых понятием динамического стереотипа.
В опытах отечественного физиолога Э. А. Асратяна у собак вырабатывали в определенной последовательности условные рефлексы на различные раздражители (например, звонок, стук метронома, шипение, свет, касалку). Затем после выработки и упрочения условных рефлексов на каждый из раздражителей применили один условный сигнал – свет, и при этом на данный сигнал получили различные условные рефлексы, как при последовательном действии всех перечисленных раздражителей.
Это свидетельствует
о том, что отдельные условные рефлексы
в определенной ситуации могут связываться
между собой в комплексы. Если осуществлять
ряд условных рефлексов в строго
определенном порядке с примерно
одинаковыми временными интервалами и
весь этот комплекс многократно повторять,
то в мозге сформируется единая система,
имеющая специфическую последовательность
рефлекторных реакций, т. е. ранее
разрозненные рефлексы связываются в
единый комплекс. Нейроны головного
мозга, обладая большой функциональной
подвижностью, тем не менее могут стойко
удерживать систему ответных реакций
на повторяющиеся условные раздражения.
Возникает динамический стереотип,
который выражается в том, что на систему
различных условных сигналов, действующих
всегда один за другим через определенное
время, вырабатывается постоянная и
прочная система ответных реакций. В
дальнейшем, если применять только первый
раздражитель, то в ответ будут развиваться
все остальные реакции.
Из множества условных рефлексов, образующихся в течение жизни, формируется целостная система условно-рефлекторной деятельности. Такая система взаимосвязанных условных рефлексов, где каждый занимает определенное место во времени и пространстве, образует динамический стереотип поведения.
Динамический
стереотип – зафиксированная система из условных
и безусловных рефлексов, объединенных
в единый функциональный комплекс,
который образуется под влиянием
стереотипно повторяющихся изменений
и воздействий внешней и внутренней
среды, т. е. под влиянием стереотипа
раздражителей.
Стереотип раздражителей – комплекс сигналов, которые расположены в строго определенном порядке в пространстве и времени, и неизменно повторяются в том же порядке. Стереотип раздражителей вызывает такую же стереотипную смену функциональных состояний в коре больших полушарий, смену реакций. При многократном повторении системы раздражителей такая последовательная смена состояний фиксируется, синтезируется в единое целое, в единую цепь рефлексов, которая легко воспроизводится не только данной системой раздражителей, но и одним из раздражителей этой системы. При воздействии других раздражителей стереотип может меняться, поэтому способность объединять в систему ряд отдельных рефлекторных актов названа динамической стереотипией.
Особенность
динамического стереотипа заключается
в том, что он вырабатывается с трудом,
так как при его выработке нервные центры
коры головного мозга проводят напряженную
аналитико-синтетическую работу, создавая
единую цепь условно-рефлекторных связей,
обусловливающую стереотипные двигательные
акты. В начале выработки динамического
стереотипа образуются связи между
отдельными двигательными рефлексами.
Эти связи совершенствуются до определенного
уровня, затем на какое-то время
совершенствование временных связей
прекращается, и поэтому временно
ухудшаются скорость и результаты
выполнения действий, так как организм
переходит на новый режим работы. Далее
результаты формирования условных
цепьевых рефлексов и выработки навыка
снова улучшаются. Таких «волн» может
быть несколько, после чего результаты
двигательных актов становятся более
стабильными, и сокращается число лишних
движений.
Явления динамического
стереотипа сопровождают человека на
протяжении всей его жизни. При этом для
каждого возрастного периода характерны
свои стереотипы, то есть привычки
бытового, социального плана. Так, у детей
до 3 лет, находящихся в домашних условиях,
вырабатываются детские стереотипы
-реакции на постоянное общение с матерью
к близкими, которые формируют у ребенка
определенные навыки гигиены, питания,
игры. Детские стереотипы отражают жизнь
ребенка в соответствии с конкретным
домашним укладом, где чередуются игры,
прогулки, чтение детских книг и т.д.
Поскольку образование ранних условных
рефлексов идет по механизму импринтинга,
детские стереотипы необыкновенно
прочны, чем и объясняется присущий
маленьким четям консерватизм и педантизм
в поведении. Небольшой сбой во внешних
условиях воспринимается ребенком
болезненно, то есть сопровождается
появлением отрицательных эмоций, которые
недвусмысленно проявляются в форме
плача, капризов, упрямства. Такое
состояние наблюдается у малыша, если
вместо матери другой человек начинает
кормить его, читать ему книжку и т.д.
Детские стереотипы, сменяясь взрослыми,
тем не менее, никогда не разрушаются и
могут всплыть при тяжелой болезни, в
старости, когда человек становится
раздражительным, капризным и эгоцентричным,
то есть проявляет черты раннего детского
возраста.
Первая серьезная
ломка детского домашнего стереотипа
происходит тогда, когда ребенка отдают
в детский садик. Ребенка окружает все
новое, к нему предъявляют новые требования,
приспособление к которым, как правило,
проходит у детей чрезвычайно болезненно.
Старый стереотип должен уступить место
новому, что приводит к возникновению
сильных отрицательных эмоций. Нот почему
психологи советуют родителям сначала
приводить ребенка в детский садик только
на несколько часов и постепенно
увеличивать продолжительность его
пребывания там. Тем самым снимается
острота переживаний, то есть уменьшается
психологическая нагрузка на ребенка,
которая может привести к развитию
неврозов, требующих уже специального
лечения.
У обычных детей
со здоровой психикой процесс перестройки,
то есть выработки нового «садикового»
стереотипа, заканчивается в среднем в
течение одного месяца, и вот уже ребенок
радостно идет в садик, где его ждут
друзья, игры, прогулки, музыкальные
занятия и прочие радости детской жизни.
Сформировался новый жизненный стереотип
на несколько лет, и жизнь по новому
распорядку, новым социальным правилам
сопровождается положительными эмоциями,
что проявляется в хорошем, ровном
настроении ребенка, его физической и
социальной активности, контактности.
Переход ребенка от «садикового» к школьному стереотипу тоже проходит очень болезненно, но устоявшийся стереотип привычной жизни и общения в школьном возрасте сопровождается положительными эмоциями, столь сильными, что подчас люди продолжают всю жизнь поддерживать дружбу со школьными друзьями.
Рассмотрение смены жизненных стереотипов у человека можно продолжить до наступления его старости, когда уход на пенсию становится чрезвычайно тяжелым для человека в психологическом плане, поскольку это связано с отказом от активной деятельности в привычном коллективе. Можно избежать тяжелых депрессивных состояний в пожилом возрасте, если заранее позаботится о выборе интересного дела – воспитания внуков, ухода за животными, цветами и т.д. Если же этого не сделать, то тяжелые психологические переживания могут привести к развитию депрессии и различных заболеваний.
Таким образом, в
жизни человека все время происходит
образование и смена стереотипов в
соответствии с возрастными периодами. Отсюда название динамический стереотип,
то есть стереотип, постоянно изменяющийся
в течение долгой жизни, что обеспечивает
адаптацию человека к новым требованиям
его физической и социальной среды
обитания.
Системность в
работе коры больших полушарий, ярко
проявляясь в динамическом стереотипе,
имеет принципиальное значение для
сохранения длительной работоспособности
человека, его здоровья и долголетия.
Павлов, отдавший науке 60 лет своей жизни,
утверждал, что его высокая работоспособность
поддерживалась за счет постоянного,
неизменного в течение многих десятилетий
распорядка дня, где разумно чередовались
периоды интенсивной умственной
деятельности и периоды активного отдыха.
Жизнь по стереотипу легка, утверждал
Павлов, поскольку каждая предыдущая
деятельность является стимулом для
последующей, создавая тем самым известный
автоматизм в действиях и поступках,
легкость переключения с одной формы
деятельности на другую. Именно эта
легкость, автоматизм при выполнении
привычного набора разнообразных дел в
течение дня и является основой тех
положительных эмоций, которые неизменно
сопутствуют устоявшемуся образу жизни,
то есть устойчивому динамическому
стереотипу.
Стереотипные действия характеризуются следующими чертами:
1. Стереотипные движения легче выполнять, так как они осуществляются с максимальной скоростью, при минимальных энергетических затратах, с переходом рефлексов из сферы сознания в сферу подсознания.
2. Сложившийся стереотип направляет образование новых навыков по своему руслу.
3. Стереотип позволяет адекватно реагировать на условия среды, несмотря на некоторые изменения в обстановке.
Переделка сложившегося стереотипа представляет значительную трудность для организма, так как стереотипная реакция не просто рефлекс, а сложный многоэтапный комплекс. У людей со слабой нервной системой «ломка» стереотипа может привести к нервным срывам. Процесс перестройки стереотипов зависит от характера раздражителей, особенностей нервной системы, возраста и функционального состояния организма.
Уже в лаборатории
И. П. Павлова было сделано предположение,
что процесс синтеза разнообразных
цепных рефлексов (когда конец одного
рефлекса запускает следующий рефлекс)
составляет основу человеческих навыков
(речевых, профессиональных, спортивных
и т.п.). Особенно важно образование
динамических стереотипов в первые годы
жизни человека, так как динамическая
стереотипия лежит в основе процессов
обучения и воспитания, выработки у
ребенка различных привычек, навыков и
определенной системы поведения. Именно
эти ранние динамические стереотипы
являются особенно прочными и в значительной
степени определяют весь образ жизни
взрослого человека. Благодаря динамическим
стереотипам возникают относительно
устойчивые формы поведения в обществе,
во взаимоотношениях с другими людьми,
в оценке текущих событий и реагирования
на них. Биологическое значение динамических
стереотипов сводится к тому, чтобы
освободить корковые центры от решения
стандартных задач для того, чтобы
обеспечить выполнение более сложных,
требующих эвристического мышления.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите условия, необходимые для выработки условных рефлексов.
2. Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.
3. В чем заключаются различия в представлениях И.П. Павлова и П.К. Анохина о механизме образования временной связи?
4. Каковы стадии образования условного рефлекса?
5. Дайте определение понятия «доминанта», перечислите характерные черты доминантного очага. Проследите взаимосвязь доминанты и условного рефлекса.
6. Рассмотрите различные классификации условных рефлексов.
7. Охарактеризуйте торможение условных рефлексов. Приведите примеры различных видов внешнего и внутреннего торможения из собственной жизненной практики, обоснуйте их физиологическое значение.
8. Чем характеризуется взаимодействие различных видов торможения условных рефлексов?
9. Дайте определение понятия «динамический
стереотип», рассмотрите его характерные
черты и значение в целенаправленном
поведении.
Как преодолеть стереотипы в вашей организации
По мере того, как инициативы по разнообразию и инклюзивности растут на рабочем месте, возникают опасения по поводу вреда, который стереотипы наносят моральному духу сотрудников. Негативные силы, такие как расизм, сексизм и эйджизм, привели к коллективным искам и негативным отзывам организаций.
Согласно недавнему отчету Good Jobs First, 99 процентов компаний из списка Fortune 500 выплатили компенсацию по крайней мере по одному судебному процессу о дискриминации или сексуальных домогательствах с 2000 года. Это можно объяснить самодовольством в архаичной динамике власти, но недавняя реакция движений… такие как Black Lives Matter и Me Too — побудили бизнес присоединиться к разговору о преодолении негативных стигм.
Вот обзор стереотипов на рабочем месте, их влияние на бизнес и способы их преодоления в качестве руководителя организации.
Бесплатная электронная книга: Как стать целеустремленным профессионалом глобального бизнеса
Получите доступ к бесплатной электронной книге уже сегодня.
СКАЧАТЬ СЕЙЧАСЧто такое стереотипы на рабочем месте?
Стереотипы — это распространенный способ мышления, который существует почти во всех аспектах повседневной жизни. Стереотипы — это чрезмерно обобщенные представления и убеждения о том, как должен или не должен действовать человек в определенной группе. На рабочем месте стереотипы могут привести к:
- Предубеждение: Отрицательное отношение к человеку
- Дискриминация: Поведение по отношению к отдельным лицам
Не все стереотипы негативны, но они влияют на динамику рабочего места. Группы, наиболее затронутые стереотипами, как правило, принадлежат к маргинализованным сообществам и подвергаются дискриминации по следующим признакам:
- Раса
- Пол
- Возраст
- Сексуальная ориентация
- Религиозная принадлежность
В то время как некоторые не видят вреда от этих пагубных представлений, профессор Гарвардской школы бизнеса Джули Баттилана, которая ведет онлайн-курс Power and Influence for Positive Impact, утверждает, что «обычное дело» — это «обычная политика». Руководители организаций должны решать эти проблемы на рабочем месте, чтобы эффективно руководить.
Влияние стереотипов на рабочем месте
Стереотипы, основанные на мифах и заблуждениях, не исчезают из коллективного сознания. Для этого есть много причин, но онлайн-курс «Власть и влияние для позитивного воздействия» утверждает, что стереотипы играют важную роль в бизнесе из-за их роли в поддержании дисбаланса власти. Бизнес-лидеры и менеджеры часто прибегают к этим убеждениям, потому что они позволили им сохранить власть и влияние в своих организациях.
Одним из примеров является разрыв между поколениями на современном рабочем месте. Многие возрастные стереотипы, составляющие почти пять поколений, помогают поддерживать статус-кво. Это явление называется эйджизмом или дискриминацией по возрасту человека.
В бизнесе молодое поколение часто критикует более опытных и авторитетных сотрудников за то, что они оторваны от мира или технически неопытны. И наоборот, молодое поколение часто критикуют за то, что оно снисходительно и неблагодарно. Когда эта динамика влияет на продвижение по службе и управленческие решения, стереотипы вызывают множество проблем.
Сотрудники, которые подвергаются постоянной критике или не получают заслуженного продвижения по службе из-за стереотипов, могут потерять мотивацию и интерес к выполнению своей работы. Это приводит к снижению морального духа, производительности и удержанию сотрудников.
Как преодолеть стереотипы на рабочем месте
Поскольку стереотипы часто укореняются в динамике рабочего места, руководство компании должно разработать способ их преодоления. В книге «Власть и влияние для позитивного воздействия» Баттилана описывает три метода борьбы с этой токсичной тенденцией: индивидуальные действия, культурное вмешательство и институциональное вмешательство.
Индивидуальные действия
В книге «Власть и влияние для положительного воздействия» доцент HBS Лакшми Рамараджан отмечает два метода преодоления стереотипов на индивидуальном уровне: использование установки на обучение и утверждение собственных ценностей.
Стремление к обучению — обычная тактика, используемая отделами кадров. Семинары по разнообразию и инклюзивности — отличная возможность узнать больше о вреде, который стереотипы могут нанести различным группам, и о том, что вы можете сделать, чтобы разорвать порочный круг. К сожалению, стереотипы — это обусловленная привычка, о которой люди часто не подозревают; однако при сотрудничестве и желании учиться вы можете уменьшить его силу.
Как только вы поймете динамику стереотипов, Баттилана предлагает использовать следующие стратегии для разрушения стереотипов и предрассудков:
- Примите разнообразие: Не загоняйте себя в мыльный пузырь. Узнайте о людях, которыми вы восхищаетесь, из других полов или рас. Читайте книги, написанные людьми, которые не разделяют те же убеждения. Слушайте музыку разных культур. Это может постепенно изменить ваше восприятие.
- Взаимодействие с людьми из других групп: Наем разнообразной рабочей силы не гарантирует, что сотрудники будут общаться.
Найдите время, чтобы поговорить с людьми из разных слоев общества.
- Противостоять стереотипам: Если вы что-то видите, скажите что-нибудь. Иногда самое действенное, что вы можете сделать, — это высказать предубеждения или стереотипы, когда это происходит.
Культурное вмешательство
Культура вашей организации необходима для ее идентичности. Многие бизнес-лидеры гордятся тем, что поощряют мышление роста, сотрудничество и инклюзивность. Но они также играют ключевую роль в борьбе со стереотипами.
Точно так же, как политики и правила влияют на поведение, общепринятые культурные нормы влияют на то, как сотрудники относятся друг к другу. Хотя эти правила неписаны, они могут указать, что уместно и неуместно на рабочем месте.
Например, в некоторых организациях может отсутствовать четкая политика в отношении того, как должны взаимодействовать сотрудники с разным опытом. Тем не менее, руководство должно активно избегать допущения расизма в корпоративной культуре. Это дает сотрудникам представление о том, за какое поведение их будут хвалить или презирать в обществе.
«Расизм и предрассудки в меньшей степени связаны с нашими сознательными намерениями, а в большей — с тем, насколько наши действия или бездействия способствуют структурной динамике, которая уже существует», — говорит Баттилана в книге «Сила и влияние для позитивного воздействия».
Институциональное вмешательство
В то время как культурное вмешательство существует вне политики компании, институциональное вмешательство включает в себя процедурные изменения, которые происходят на самых высоких уровнях организации и которые непосредственно влияют на то, как люди ведут себя по отношению друг к другу.
Институциональные вмешательства принимают различные формы и решают различные проблемы, которые стереотипы на рабочем месте налагают на организационную динамику. Лидеры бизнеса, надеющиеся на институциональное вмешательство, должны рассмотреть:
- Оценка внутренних процессов: Им следует рассмотреть возможность изменения внутренних процессов, которые более подвержены предубеждениям, проистекающим из стереотипов, таких как найм, процесс подачи заявлений о приеме на работу и решения о продвижении по службе.
- Принимая во внимание то, как выглядит «обычный бизнес»: Прежде чем руководители смогут изменить динамику рабочего места, они должны понять статус-кво. Это помогает выявить препятствия на пути позитивных организационных изменений, в том числе предубеждения, мешающие командному сотрудничеству.
- Прием на работу для разнообразия: Произошел серьезный сдвиг в сторону большего разнообразия при приеме на работу. Руководители должны продолжать серьезно относиться к этой инициативе, чтобы способствовать созданию инклюзивной рабочей среды.
По словам Баттиланы, эти корректировки могут привести к положительным организационным изменениям, потому что «критерии могут быть скорректированы таким образом, чтобы способствовать большей справедливости в оценке людей».
Не позволяйте стереотипам навредить вашему бизнесу
Преодоление стереотипов на рабочем месте требует коллективных усилий. Бизнес-лидеры должны понимать свою ответственность за использование власти и влияния в своих организациях для создания институциональных стратегий, устраняющих поляризующий дисбаланс власти.
С помощью правильных инструментов любой бизнес может преодолеть разрушительное воздействие стереотипов и обеспечить право голоса большего числа цветных людей, представителей молодого поколения и маргинализированных групп в осуществлении позитивных и долгосрочных изменений.
Хотите узнать больше о том, как руководство может преодолеть влияние стереотипов на рабочем месте? Изучите «Власть и влияние для позитивного воздействия» — один из наших онлайн-курсов «Бизнес в обществе» — и загрузите наше бесплатное руководство, как стать целеустремленным профессионалом.
Как стереотипы влияют на рабочую среду? | Малый бизнес
Автор: Кимберли Леонард Обновлено 5 ноября 2018 г.
Стереотипы на рабочем месте — это предположения о людях, основанные на их поле или культуре, а также на религиозных или физических признаках. Хотя некоторые стереотипы могут быть созданы невинно или в шутку, существует риск задеть чувства людей и создать рабочую среду, в которой люди чувствуют себя дискриминированными. Дискриминация открывает компаниям серьезные проблемы с производительностью, юридические проблемы и борьбу с общественностью компании.
Стереотипы на рабочем месте
Когда менеджеры по персоналу слышат термин «стереотипы», они начинают думать о проблемах дискриминации и домогательств. Есть много культурных различий и различий между поколениями, которые переносят стереотипы на грань дискриминации.
Например, молодой симпатичной помощнице руководителя, которая носит короткие юбки, могут делать комплименты, и мужчины могут даже заигрывать с ней в офисе. Они могут предположить, что из-за того, что у нее жизнерадостный характер, она не очень умна. Это стереотипы, основанные на гендерной дискриминации.
То же самое относится и к культурной дискриминации. Новый корейский бухгалтер Джон Ким, который ест культурно аутентичную пищу, может стать легкой мишенью для тех, кто хочет посмеяться над его наследием и его этническими предпочтениями в еде. В прозвище может не быть умышленного вреда, но если кто-то не спросит Джона, никто не узнает, считает он его оскорбительным или нет. Скорее всего, Джон действительно находит эти этнические шутки оскорбительными, как и многие люди.
, который многие могут счесть культурно оскорбительным, поскольку псевдоним использует стереотип и преувеличивает этот стереотип, тем самым игнорируя, кем является Джон как реальный человек. Это игнорирует то, кем он является на самом деле, и вместо этого применяет ложное представление о нем. Большинство людей сочли бы такие стереотипы очень оскорбительными.
Стереотипы могут существовать на каждом уровне деятельности компании. Можно предположить, что мужчины могут делать тяжелую работу, а женщины должны печатать. Если бы это были только белые мужчины, это могло бы показаться унизительным для рабочих из числа меньшинств или женщин, пытающихся получить повышение. Даже шутка с евреем о том, что не праздновать Рождество — это сумасшествие, привносит отличие и негатив в личность человека. Все эти примеры стереотипов отрицательно сказываются на рабочей силе.
Влияние стереотипов на людей
Когда люди с удовольствием приходят на работу, чувствуют, что их уважают и чувствуют себя в безопасности, они с большей вероятностью будут работать лучше. Существует более высокая удовлетворенность работой, улучшенное взаимодействие на работе, ведущее к творческим решениям, и меньше беспокойства, которое приводит к большему количеству больничных. Вот почему так много компаний делают все возможное для создания позитивной рабочей среды и корпоративной культуры.
Когда стереотипы приводят к домогательствам и дискриминации, рабочая среда становится негативной. Кто-то, чувствуя себя атакованным из-за стереотипа, может чувствовать себя небезопасно или как будто он не принадлежит ему. Это разделяет команды и тормозит творческие усилия. Люди более склонны к повышенной тревожности, чаще болеют и не сосредотачиваются на работе. Все это приводит к снижению производительности. Если оставить без внимания стереотипы, влияющие на культуру компании, это может привести к судебным искам о дискриминации со стороны существующих или бывших сотрудников, которые считают, что руководство не заботится об их благополучии, и, возможно, даже поощряют негативное и нежелательное поведение.
Формирование разнообразной рабочей силы
Обучение разнообразию — это то, как компании предотвращают превращение стереотипов в проблему. В ходе тренингов по вопросам разнообразия, семинаров и ролевых игр рассматриваются распространенные сценарии, которые могут привести к возникновению негативных стереотипных ситуаций. По мере прохождения обучения сотрудники часто понимают, что их собственные действия, даже невинные, неуместны. Это важная часть помощи в создании рабочей силы, которая принимает и понимает друг друга и ценит различия в людях.
Следующим шагом после семинаров и ролевых игр являются мероприятия по созданию команды, направленные на инклюзивность и изучение людей, отличающихся от вас.