Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника | Статья на тему:
Голикова Виктория Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №9
г. Енисейска Красноярского края
Эмоциональная комфортность как фактор психологического здоровья младшего школьника
Аннотация: эмоциональный дискомфорт ребенка при проблемах школьной адаптации снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний. В статье рассматриваются вопросы о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе, в частности, для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать эмоциональные состояния младшего школьника. Для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок в урочное и внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности.
Ключевые слова: психологическое состояние младшего школьника, эмоциональное состояние школьника, эмоциональный комфорт.
Поступление ребенка в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в его жизни, когда ведущей деятельностью становится учебная. В школу приходят дети разные по характеру, поведению, уровню развития и подготовленности. Одни схватывают все, как говорится, на лету, другим требуется приложить определенные усилия, и есть такие дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудных и для них самих, и для учителей. Плохие оценки, замечания учителя в адрес такого ученика влияют на отношение к нему одноклассников. Появляются проблемы школьной адаптации. Эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает желание учиться, тормозит усвоение знаний.
Здесь важен вопрос о создании условий, в которых бы наилучшим образом раскрывались не только познавательные возможности школьника, но и которые позволят сохранить здоровье ребенка за годы его обучения в школе. В наше время ни для кого ни секрет, как много значит психологическое состояние школьников. Опираясь на суждение известного психолога Н.П.Слободяник, понятие психологически здорового человека определяется так- это человек, принимающий себя и окружающих, подвижный и восприимчивый к внешним изменениям.
С этой целью в начальной школе большое внимание уделяю ролевой деятельности. Ребенок на уроке примеряет на себя новые роли, разные по статусу и по содержанию. На таких уроках обычно каждый ученик вовлечен в активную, сменяемую деятельность, то он артист, то художник, то эксперт, то исполнитель. В нашей школе через разнообразные спецкурсы ( «Юный исследователь», «Юный математик» и пр.) для учеников младших классов организовано пространство, где ребенок во внеурочное время может эмоционально раскрыться, выразить свое внутреннее состояние в разных видах деятельности- творческой, поисковой, исследовательской, проектной.
У детей младшего школьного возраста преобладает эмоциональное начало, они очень восприимчивы к оценкам окружающих и здесь очень важно создать ситуацию успеха на уроке. Надо отметить, что переживая позитивные эмоции от улучшения образовательных результатов, ученик стремится к тому, чтобы вновь оказаться в ситуации успеха. Как показывают наблюдения учителей, чтобы быть успешным в старших классах, в начальной школе ребенку нужно овладеть навыком быстрого осознанного чтения со скоростью не менее 120 слов в минуту. И с этой целью в учебной деятельности использую карточки использую карточки с индивидуальными заданиями, таблицы Шульте, карточки для периферийного чтения, разнообразные тексты с заранее пронумерованными словами для методики быстрого чтения. В частности, приведу такой пример. Дети для отработки техники чтения приносят тексты из дома. Приносят те тексты, которые их чем- то заинтересовали, запомнились. Поэтому при пересказе им интересно поведать собеседнику именно свой текст, свою историю, что позитивно отражается в работе над техникой чтения. Заметила значимую роль и дневников по замерам показателей чтения, письма и скорости вычислений. Мы в начальной школе называем их дневниками успешности, потому что они в динамике показывают рост, успехи ребенка в достижении лучших результатов.
Очень важно этот момент успеха ребенка заметить и оценить. И здесь пришла к такому наблюдению, что для ученика начальной школы наиболее значимой являются все же эмоциональные формы оценки: восхищение, сопереживание, оптимизм, огорчение, удивление.
Говоря о внутреннем комфорте каждого ребенка на уроке, нельзя не сказать об индивидуально- ориентированном способе обучения. Готовлю материал к урокам, учитывая разные способы восприятия учеников. Наблюдая за детьми, отметила, что у каждого есть доминирующий способ восприятия информации, таким образом выделила в классе группы: так называемые «слушатели», «зрители», «деятели». Материалы для уроков получаются разных видов: визуальные ( презентации, видео, фото, картины), разговорного характера ( диалоги, ролевые игры, озвучивание сюжетов), практические (коллажи, рисование, лепка). Такой подход в работе дал стабильную динамику в обучении. Поэтому, готовясь к урокам, учитываю все способы восприятия детьми информации, таким образом одновременно расширяя возможности детей и создавая положительное эмоциональное пространство.
В конце урока или занятия провожу рефлексию в виде вопросов, рисунков или цветовую- она для меня является одним из инструментов, с помощью которого можно оценить эмоциональное состояние учеников, увидеть плюсы и минусы своей деятельности. Таким образом, эмоциональное состояние и настроение ребенка являются, если не определяющим, то без сомнения очень важным фактором в учебной деятельности и процессе общения. Поэтому для организации продуктивного общения нужно научиться распознавать и регулировать как свои эмоциональные состояния, так и состояния и настроения ученика.
И в заключение, хочу привести слова М. Пришвина: «Самая суть чисто человеческого здоровья- это когда неудержимо тянет сказать что- то хорошее другому человеку…»
Список литературы
- Слободяник Н.П. Я учусь владеть собой: программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – Москва: Генезис. -2002.- 72с.
2. Бендас, Т.В. Нагаев, В.В. психология чувств и их воспитание / Т.В. Бендас, В.В. Нагаев. – М., 1982.
3. Крюкова, С.В. Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь, и радуюсь/: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – Москва: Генезис.- 2002.-165с.
4. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – Москва: Сфера.- 2011г.-123с.
Комфортность жилья, функциональная комфортность жилья
Функциональная комфортность — это удобство пребывания людей и их деятельности в искусственной среде квартиры, здания или придомового участка.
В этой среде возникают пространственные связи. Их изучают в двух аспектах: антропометрии и психологии поведения человека в пространстве (проксематики).
Пространство психологически оценивается человеком с точки зрения расстояний и ориентации. Так, большие личные пространства имеют свойство разобщать людей. С другой стороны, помещения небольших размеров вызывают ощущение тесноты.
Пользуясь антропометрическими характеристиками, получают среднестатистические данные о размерах человеческого тела и различных его позах.
Размеры элементов пространства, называемые вторичными антропометрическими данными, назначают, исходя из первичных.
Оптимизировать искусственную среду можно, если создать желаемую модель психологии поведения, свойственную людям в данной ситуации. Параметры этой среды можно задать, оценив функциональные процессы, протекающие в помещениях, наметив сценарий жизнедеятельности человека, семьи или другой группы лиц.
Разработка такого сценария позволяет: выявить важнейшие «узловые моменты» или «точки перехода» от одной функции пространства к другой; определить психологическое состояние субъекта: его эмоции, ориентацию, ощущение защищенности, возможности переключения с одного вида деятельности на другой. Важно установить разумную меру информационной нагру-женности среды, опираться на результаты исследований эргономистов. Средствами ориентации в пространстве могут служить не только визуальные изменения (отделка помещений и др. ), но и физические (уклон пола и др.).
Архитектурно-планировочную структуру здания подчиняют разработанному сценарию поведения людей. Характерным примером такого подчинения является планировка квартир жилого дома. Здесь структура ставится в зависимость от течения жизненных процессов семьи. Их делят на коллективную деятельность и пассивный отдых или индивидуальное времяпрепровождение.
Учитывая различный состав и социальное положение семьи, квартиру делят на зоны, разграничивая коллективные помещения от индивидуальных различного назначения. Иногда эти зоны называют зонами дневного и вечернего пребывания.
Строительные элементы и детали оборудования дома приспосабливают к физиологическим особенностям человека. Например, с учетом поведенческих реакций предпочтение отдают правой навеске дверей. На двухстворчатые двери ручки укрепляют справа. В смысле удобства не меньшее значение имеют габариты дверей, высота установки перил и санитарных приборов.
По веками установившейся традиции габариты функциональных элементов жилых зданий не были рассчитаны на передвижение престарелых и лиц с ограниченными функциями передвижения. В специальной литературе рекомендуют параметры лестничных маршей и площадок, которые не соответствуют возможностям этих лиц. Не предусмотрены мероприятия, облегчающие ориентацию слепых.
Для удобства передвижения людей с больными ногами лестницы делают с минимальными уклонами (20—25°). Высоту подступенка h принимают 0,14 м, а ширину проступи Ъ рассчитывают, исходя из размаха при подъеме и спуске, равного 0,6 м, т. е.
b = 0,6 -2h = 0,6 -0,28 = 0,32 м.
Конфигурацию ступеней принимают с учетом особенностей движения ноги инвалида: валик не делают, острые углы заваливают, ограждения лестниц не обрывают у края площадок, а выносят на 0,3—0,45 м. Это необходимо и для ориентации слепых. Для осязания ими опасности у края площадки укладывают рифленое покрытие шириной 0,3—0,6 м.
Здания оборудуют грузопассажирскими лифтами. Поэтажные площадки рассчитывают на возможность маневрирования инвалидной коляской. Для подъема на отметку пола первого этажа входы оборудуют пандусами с уклоном не более 14°.
Инженерные системы в жилом доме необходимы для нормального его Функционирования. Современное городское здание немыслимо без этих систем. С ростом возможностей общества наблюдается закономерное повышение технического оснащения жилья. Так, развивается кабельное телевидение, устанавливаются спутниковые антенны, вместо лифтов с традиционным управлением их монтируют с программным и запоминающими устройствами. Вместо центрального отопления все шире применяют кондиционирование и индивидуальные котельные. Местную коммутаторную связь заменяют комплексной диспетчерской, устанавливают автоматические системы охраны входов в лестничные клетки и квартиры.
В практике используют системы пневматического и гидравлического мусороудаления, связывающие приемный клапан в квартире с микрорайонной станцией сбора, автоматической первичной обработки и механизированной погрузки отходов на мусоровозы.
Следует предположить, что кибернетизация быта горожан будет продолжаться. ути ликвидации этого противоречия. С одной стороны, энергосбережение за счет создания экономичных систем, с другой — использование нетрадиционных источников.
Эстетическое восприятие здания и застройки через призму эргономики относят к функциональной комфортности, поскольку они вызывают определенные эмоции. Высокие эстетические свойства объекта, его красота создают условия, способствующие появлению чувства удовлетворения от пребывания в данной среде.
Художественное восприятие здания и его интерьеров во многом зависит от того, насколько внешний вид отражает их назначение.
Эстетической выразительности достигают различными архитектурно-художественными средствами. Используют закономерности построения пространственных форм, распределения масс, пропорциональности и ритма архитектурных объемов и деталей, соподчинения разнообразной фактуры и цвета применяемых материалов.
В современном обществе функция архитектуры усложнилась. С внедрением в строительство стандартизации и индустриализации возникла проблема монотонности и безликости застройки. Индустриальные методы вступают в противоречие с художественным восприятием зданий и ансамблей. Преодоление этих противоречий — основная задача зодчих на современном этапе. Особенно сложна эта задача при реконструкции.
Структура внешних связей входит в современное понятие комфортности жилья. Сейчас уже нельзя оценивать индивидуальное пространство семьи в трыве от его окружения. Это связано с трансформацией запросов населения, отребностью в общении как альтернативы замкнутой жизни семьи в отдельных квартирах. В мире наблюдается тенденция укрепления социальных связей каK по месту жительства, так и более дальних.
Рост подвижности — важный фактор, способствующий расширению потребностей горожан. Их удовлетворение связывают с транспортной доступностью объектов культуры, обслуживания и отдыха.
Комфорт | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Комфорт (или удобство , или удобство ) — это ощущение физической или психологической легкости, часто характеризуемое как отсутствие трудностей. Людей, которым не хватает комфорта,
Содержание
- 1 Психологический комфорт
- 2 Физический комфорт
- 3 См. также
- 4 Каталожные номера
Психологический комфорт[]
Степень психологического комфорта может быть достигнута путем воссоздания переживаний, связанных с приятными воспоминаниями, таких как участие в знакомых действиях, [1] поддержание присутствия знакомых объектов, [1] и потребление комфортных продуктов.
Физический комфорт[]
Физический комфорт представляет собой особую проблему в здравоохранении, поскольку обеспечение комфорта больных и раненых является одной из целей здравоохранения и может способствовать выздоровлению. [2] Людей, окруженных вещами, обеспечивающими психологический комфорт, можно охарактеризовать как находящихся в зоне комфорта.
Из-за личного характера положительных ассоциаций психологический комфорт весьма субъективен. [2]
Использование глагола «комфорт» обычно подразумевает, что субъект находится в состоянии боли, страдания или несчастья. Там, где этот термин используется для описания поддержки, оказанной кому-то, кто пережил трагедию, это слово является синонимом утешения или утешения. Однако комфорт используется гораздо шире, поскольку можно обеспечить физический комфорт тому, кто не в состоянии чувствовать себя некомфортно. Например, человек может сидеть на стуле без дискомфорта, но все же считает, что добавление подушки к креслу увеличивает его ощущение комфорта.
Как и некоторые другие термины, описывающие положительные чувства или абстракции (надежда, милосердие, целомудрие), комфорт также может использоваться как личное имя.
См. также[]
- Животное-компаньон
- Комфортное поведение
- Комфортное поведение животных
- Объект комфорта
- Комфорт для женщин
- Довольство
- Эмоциональная безопасность
Ссылки[]
- ↑ 1,0 1,1 Дэниел Миллер, 9 лет0093 Комфорт вещей (2009).
- ↑ 2.0 2.1 Кэтрин Колкаба, Теория и практика комфорта: концепция целостного медицинского обслуживания и исследований (2003).
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Психологический комфорт: недооцененная сверхспособность | Мари Жюнд
7 минут чтения·
22 июля 2020 г.Когда я был молод(а), я провел около 2 лет в дороге. Я носил с собой только один большой рюкзак, всегда поражая людей тем, как мало у меня было, всегда желая, чтобы у меня было меньше каждый раз, когда мне приходилось переезжать в следующее место. Я выполнял случайные мелкие работы и старался всегда иметь наготове следующего в очереди, чтобы меня регулярно увольняли, если я чувствовал себя слишком комфортно. Мне нужно было продолжать двигаться, чтобы все увидеть. Одна из вещей, к которой я не был готов в психологическом дискомфорте всего этого.
Конечно, есть физический дискомфорт. Год подряд ты носишь одни и те же старые джинсы. Твоя одежда никогда не бывает по-настоящему чистой, всегда мятой. Через какое-то время везде песок. Кровати неудобные, все чешется, твоя одежда слишком велика или мала, и у тебя всегда есть хотя бы одна открытая рана.
Чего я не предвидел, так это психологического дискомфорта бесконечных переездов. Это не так очевидно, как джинсы, которые не подходят, и крошечные порезы, вызывающие дискомфорт. И это не сразу, это как бы застает врасплох.
Я хорошо помню, как впервые понял, что мне этого не хватает. Я работал в маленьком городке недалеко от Мельбурна. У меня был выходной, и один из парней отвёз меня в город. Я встречался с друзьями, с которыми познакомился в городе, прежде чем начать новую работу. И когда он высадил меня в центре, а я направлялся к месту встречи, я ударил себя.
Как приятно было пройтись по городу, чтобы ВСТРЕЧАТЬ кого-то. Кто-то, кого вы уже знаете, даже если совсем недавно. Для разговора, в котором вам не нужно будет сначала объяснять, откуда вы пришли, куда вы направляетесь, как вас зовут. Просто прыгай прямо. Как давно я не ходил куда-нибудь, чтобы с кем-то познакомиться. Всегда новые люди. Прибытие в новую комнату общежития. Разговор с тем, кто там. Иду на кухню с пачкой пива, чтобы предложить там кому-нибудь. Стройте планы на эту ночь. Оставайтесь на 3 дня, снова уходите. И да, бесспорно, люди, которых вы встречаете в дороге, потрясающие. Дружба, которую вы создаете за 3 дня, удивительно сильна, рождена в необычном контексте. И иногда эти люди будут влиять на вас годы спустя, и вы никогда их больше не увидите. Они открывают ваш разум для горизонтов, о которых вы даже не подозревали. Они учат вас о мире и о себе, как вы реагируете на них, как вы реагируете на эту чужую среду.Но через какое-то время ты просто устаешь. Через некоторое время вам становится скучно. Такое ощущение, что вы встречали все «типы» людей, которых только могли встретить в общежитии. Люди начинают сливаться. Ты скучаешь по дому. Ты тоскую по дому так, как я никогда не думал. Я жаждал нормальности. Для удобства обсуждения с моими друзьями. Я хотел поговорить с кем-то, кто меня знал. Кому мне не пришлось бы доказывать свою правоту. Потому что, когда вы встречаете новых людей, вы должны все время быть включенным. Будь веселым, будь живым, рассказывай хорошие истории, будь крутым, будь симпатичным. С друзьями можно просто сидеть сложа руки. Они уже знают тебя, они уже любят тебя. Можно жаловаться, можно недоумевать, можно просто расслабиться в разговоре. Психологическая нечеткость разговора со старым другом недооценивается.
И по мере того, как мы становимся старше, эти люди, которые дают нам психологический комфорт, должны цениться больше всего на свете. Когда мы сталкиваемся с новыми проблемами и важными жизненными решениями, комфорт и легкость старых друзей бесценны. Это люди, которые могут остановить вас, которые могут остановить вас. Ваши самые старые друзья дают вам то, что никто другой не может, даже ваш партнер: безусловную любовь. Они любили и будут любить вас на всех ваших этапах, во всех ваших целях, во всех ваших местах. Они будут любить вас, когда вы меняете работу, когда вы меняете цели, когда вы меняете своего партнера. Они будут любить вас, когда вы захотите большой офис так же сильно, как когда вы захотите собаку и сад. Они знают, кто ты такой, за твоей работой, потому что у тебя было слишком много поздних ночных, нефильтрованных, пьяных разговоров. Они примут ваши изменения до тех пор, пока вы не измените свое ядро. И наличие таких людей вокруг вас, когда вам за тридцать, когда вы будете принимать решения, которые изменят вашу жизнь, когда вы откажетесь от того, что ваши родители хотели для вас, и пойдете к тому, чего вы хотели в первую очередь, бесценно. Они никогда не упустят из виду, кто вы, даже если вы это сделаете. Таких друзей для меня очень мало и это чистое золото.
Для меня это один из столпов «психологической безопасности» . Одна из тех сетей безопасности, которая заставляет меня чувствовать, что я могу попробовать что угодно, потому что у меня есть безопасность.
Точно так же, как работа, которую вы хорошо знаете и в которой хорошо разбираетесь, позволяет вам чувствовать себя в безопасности. Это заставляет вас чувствовать себя уверенно, уверенно. Это делает повседневную жизнь комфортной. Но на самом деле, это больше, чем просто работа в частности. Это больше, чем просто здание, в которое вы входите каждое утро, кофемашина, в которой вы увидите знакомые лица. Это даже больше, чем зарплата в конце дня и несколько хороших лет в резюме. Иногда люди упускают из виду это в своей повседневной жизни, в своей зоне комфорта. Потому что иногда то, что заставляет вас чувствовать себя комфортно, отличается от того, что заставляет вас чувствовать себя в безопасности. Психологический комфорт вашей работы выходит за рамки ежедневных упражнений.
Это знание набора навыков, которые вы приобрели в результате учебы или опыта и которыми сейчас овладеваете. И этот набор навыков делает вас в безопасности. Потому что никто не может его отнять. Неважно, если вы потеряете работу, смените отрасль, даже если переориентируетесь. Этот набор навыков принадлежит вам. Это делает вас ценным. Это делает вас знающими, и это дает вам ценность, уверенность в себе и цель.Многие люди думают о психологическом комфорте как о наборе внешних условий, объединенных для того, чтобы дать вам ощущение безопасности. Они думают об этом как о социальных и физических условиях. Иметь работу, где вы знаете, что делаете, в городе, который вы знаете, с людьми и друзьями, которые заставляют вас чувствовать себя в безопасности.
И иногда это правда. Иногда нужно вернуться домой, к этим удобствам. Но я думаю, что ошибочно думать об этих гарантиях как о психологическом комфорте. Это ваша зона комфорта. Зона комфорта это хорошо. Место, где можно укрыться. Место для перерыва. Но вы не можете оставаться там, если хотите расти, развиваться и достигать своих целей. Вам нужно выйти туда, чтобы добраться. А для меня это стало возможным благодаря тем вещам, которые дают мне психологический комфорт. Нематериальные вещи. Как мои самые старые друзья. Независимо от того, где я нахожусь, я знаю, что они там, в моем кармане, на расстоянии одного телефонного звонка. И конечно, через два года вам может понадобиться перерыв, встретиться с ними, подышать в зоне комфорта. Но это только для лучшего запуска.
Мои дипломы и опыт дают мне психологический комфорт. Достижения — это то, что никто и никогда не сможет у вас отнять. Это то, что вы сделали, что вы приобрели, что придает вам ценность. Что бы ни случилось дальше, я проведу два года, путешествуя по миру в одиночестве. Это дает мне безопасность и комфорт.
Сбережения, которые я с трудом накопил на своем счету, дают мне психологический комфорт. Я не буду их использовать (можно надеяться), они мне не нужны, но знание того, что они есть, на всякий случай, меня успокаивает.