Методы психологии — Психологос
Когда студенты психологи изучают методы психологии, чтобы ответить их на экзамене, они изучают методы не всей, а только теоретической (академической) психологии. Методы практической психологии пока со студентов-психологов — не спрашивают. О них — в конце статьи, а в основной статье, когда пишется «методы психологии», следует читать «методы академической психологии». Итак,
Методы (академической) психологии — это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении.
Изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.
Методы психологического исследования изучают не только особенного самого человека, но и влияющие на него условия.
Нельзя, например, понять свойства личности ребенка, не учтя обстановку вокруг него в семье и в школе.
Методы психологии очень различны. Классифицируя их, в первую очередь различаются методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными, более и менее научными. В психологии, претендующей на научность, должны быть соответствующие научные методы.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными — самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.
При изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга.
Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
Если ощущение и мысль увидеть нельзя, то их наблюдают косвенно, не только через самонаблюдение, но и через практические дела и поступки.
Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе — и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.
Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод.
Методы практической психологии
Методы практической психологии включают в себя методы тех отраслей и разделов, которые ее образуют: педагогики, консультирования, психотерапии.
Это методы подкрепления, внушение, метод использования образца и другие, используемые в педагогике и обучающей практической психологии.
Методы консультативной и психотерапевтической работы достаточно сложны, специфичны и заслуживают отдельного рассмотрения.
1.5. Методы психологии
Существуют разные классификации методов психологии. Наиболее распространенной является деление методов психологии на две группы: основные и вспомогательные. Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
1.5.1. Основные методы
Наблюдение.
Наблюдение – научный метод исследования, переходящий от описания фактов к их объяснению.
Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения.
Требования к научному наблюдению:
Постановка цели, составление плана наблюдения.
Обязательное фиксирование результатов наблюдения.
Необходимо фиксировать только факты, а не умозаключения, мнения психолога.
Необходимо проанализировать факты и сделать выводы; сравнить их с целью.
Испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают.
Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, изучение психологии коллектива учебной группы. Следовательно, объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы. Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельного учащегося или всей группы в определенной ситуации.
Эксперимент.
Эксперимент – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Экспериментируя, исследователь создает условия, в которых психологический факт может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, а может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения. Различают лабораторный и естественный эксперименты.
Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях ( часто с помощью специальной аппаратуры) и что действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют (хотя, обычно, не знает в чем сущность эксперимента, что конкретно исследуют и с какой целью). С помощью лабораторного эксперимента исследуют не только свойства внимания, особенности восприятия, памяти и других психических процессов отдельных индивидов, но и психологические особенности групповой деятельности.
Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия (урок, игра, труд), в которые незаметно для исследуемого вносятся определенные изменения.
И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться с целью не только выявления каких-либо качеств личности, но и формирования их.
1.5.2. Вспомогательные методы психологии.
К вспомогательным методам относятся: беседа, анкета и различного вида тесты.
. Беседа.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.
Существует ряд требований к беседе как к методу. Первое — непринужденность. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми.
Предпочтительно получать в ходе беседы и интервью необходимые сведения косвенными приемами.
Важен не только ответ, но и поведение испытуемого: особенности его речи, жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям.Существенным в ходе проведения беседы является умение исследователя уточнить интересующие его факты во время непосредственной беседы, не прибегая к ее протоколированию.
Беседы целесообразно проводить не только с одним или несколькими учащимися, а со всей учебной группой. Такая форма исследования позволяет ответы одного человека сопоставить с совокупностью мнений группы. В ходе беседы возможно воздействие, внушение со стороны исследователя на испытуемых.
Анкета.
В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменном виде, имеет место анкетирование. Положительным качеством анкетного метода является то, что здесь имеется возможность (предъявить) большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел». Отрицательным же в этом методе является то, что обычно бывает затруднен качественный анализ данных анкет и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.
Обычно анкета представляет собой некоторую совокупность вопросов, которые рекомендуется располагать в определенном порядке: сначала, вопросы нейтральные, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации; затем, наиболее трудные вопросы, направленные на выяснение установок, мнений, оценок индивида; после этого идут вопросы, цель которых углубить и уточнить информацию, полученную в предыдущих вопросах; заключительную часть образуют вопросы, касающиеся объективного положения и статуса личности опрашиваемого. Такой порядок вопросов обусловлен необходимостью преодолеть психологический барьер, возникающий у опрашиваемого в процессе опроса.
Все вопросы анкеты в зависимости от их исследования можно условно разделить на две большие группы:
1) вопросы о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также продуктах деятельности;
2) вопросы о мотивах, оценках и мнениях индивидов.
По форме различают следующие типы вопросов: прямые, косвенные, открытые, закрытые. Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Если же в формулировке вопроса содержатся варианты возможных ответов (перечень определенных альтернатив) и опрашиваемый должен остановить свой выбор на каком-то одном или нескольких из них, то вопрос называется закрытым.
Тесты.
Тест — это краткий экспериментально-психологический метод, используемый для исследования того или иного психического процесса (восприятия, памяти, мышления, внимания и т.д. — функциональный тест) или личности в целом (проективный тест) с целью их оценки.
Различают следующие виды тестов:
Интеллектуальные — оценивают общее умственное развитие, степень развития памяти, внимания, мышления.
Личностные — мотивы поведения, интересы, черты характера, темперамента и др.
Проективные — испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал, неоднозначный вопрос и они выполняют задание исходя из опыта, особенностей воображения, мышления, эмоционального состояния.
Методы исследования в психологии: научный метод
Психологи используют научный метод для проведения своих исследований. Научный метод — это стандартизированный способ проведения наблюдений, сбора данных, построения теорий, проверки прогнозов и интерпретации результатов.
Исследователи проводят наблюдения, чтобы описать и измерить поведение. После неоднократно наблюдая за определенными событиями, исследователи выдвигают теорию, объясняющую эти наблюдения. А теория — это объяснение, организующее отдельные фрагменты информации связным образом. Исследователи обычно разрабатывают только теорию после того, как они собрали много доказательств и убедились, что результаты их исследований могут быть воспроизведены другими.
Пример: Психолог отмечает, что некоторые второкурсники колледжа встречаются с много, а у других нет. Он отмечает, что у некоторых второкурсников светлые волосы, а у других каштановые волосы. Он также замечает, что в у большинства пар второкурсников по крайней мере у одного человека каштановые волосы. В кроме того, он замечает, что большинство его шатенок регулярно, но его светловолосые друзья вообще редко встречаются. Он объясняет эти наблюдения, предположив, что каштановые второкурсники больше шансов на свидание, чем у тех, у кого светлые волосы. Основываясь на этом теории, он развивает гипотезу о том, что более шатенки-второкурсники чем светловолосые второкурсницы будут назначать свидания с людьми, которых они встречают в партия. Затем он проводит эксперимент, чтобы проверить свою гипотезу. В его эксперимент, у него двадцать человек идут на вечеринку, десять со светлыми волосами и десять с каштановыми волосами. Он проводит наблюдения и собирает данные наблюдая за тем, что происходит на вечеринке, и считая, сколько людей каждый цвет волос на самом деле делает свидания. Если, вопреки его предположению, светловолосые люди назначают больше свиданий, ему придется подумать о почему это произошло и пересмотреть свою теорию и гипотезу. Если данные он собирает из дальнейших экспериментов до сих пор не поддерживает гипотезу, ему придется отвергнуть свою теорию.
Создание научных исследований
Психологические исследования, как и исследования в других областях, должны соответствовать определенным критериям, чтобы считаться научным. Исследования должны быть:
- Воспроизводимый
- Фальсифицируемый
- Точный
- Скупой
Исследования должны быть воспроизводимыми
Исследования воспроизводимы когда другие могут повторить их и получить такие же результаты. Когда психологи сообщают о том, что они обнаружили через свои исследования, они также подробно описывают, как они сделали свои открытия. Таким образом, другие психологи могут повторить исследование, чтобы увидеть, они могут воспроизвести результаты.
После того, как психологи проведут исследование и удостоверятся, воспроизводимы, они развивают теорию и переводят теорию в точная гипотеза. Гипотеза — это проверяемый прогноз. того, что произойдет при определенном наборе условий. Психологи проверить гипотезу с помощью определенного метода исследования, такого как натуралистическое наблюдение , тематическое исследование , опрос или эксперимент . Если тест не подтверждают гипотезу, психолог пересматривает или отвергает исходную теория.
Исследовательская работа Должна быть фальсифицируемой
Хорошая теория или гипотеза также должна быть фальсифицируемой , это означает, что оно должно быть сформулировано таким образом, чтобы можно было отвергнуть Это. Другими словами, мы должны быть в состоянии доказать теорию или гипотезу. неправильный. Теории и гипотезы должны быть фальсифицируемыми, потому что все исследователи могут поддаться предвзятости подтверждения. Исследователи, демонстрирующие систематическую ошибку подтверждения , ищут и принимают доказательства того, что поддерживает то, во что они хотят верить, и игнорирует или отвергает доказательства того, что опровергает их убеждения.
Пример: Некоторые люди предполагают, что Лохнесское чудовище не только существует, но стал достаточно разумным, чтобы ускользнуть обнаружение путем сокрытия в необнаруженных, необнаруженных, подводные пещеры. Эта теория не является фальсифицируемой. Исследователи никогда не смогут найти эти неизведанные пещеры или чудовище, которое якобы в них прячется, и у них есть нет способа доказать, что эта теория ошибочна.
Исследования должны Будьте точны
Точно формулируя гипотезы, психологи гарантируют, что они могут повторять свои и чужие исследования. Чтобы сделать гипотезы более точными, психологи используют операциональные определения для определения переменных, которые они исследование. Операционные определения точно указывают, как переменная будет измеряться.
Пример: Психолог проводит эксперимент, чтобы выяснить счастливее ли малыши в теплую погоду или в прохладную погода. Ей нужно иметь рабочее определение счастье, чтобы она могла точно измерить, насколько счастливы малыши есть. Она могла бы операционально определить счастье как «количество улыбок в час».
Исследования должны быть экономными
принцип экономии , также называемый принципом Оккама бритва утверждает, что исследователи должны применять самые простые объяснение возможно любому набору наблюдений. Например, психологи попытаться объяснить результаты, используя общепринятые теории вместо сложных новые гипотезы. Экономия мешает психологам изобретать и исследовать диковинные теории.
Пример: Предположим, ученик постоянно засыпает в ней. класс статистики. Она предполагает, что перед каждым занятием ее профессор статистики тайно обрызгивает свое место нервным газ, вызывающий сильную сонливость. Если бы она применила принцип бережливости, она бы такое не придумала теория. Она может объяснить свою сонливость более простое и вероятное объяснение: она находит статистику скучный.
Методы исследования — Психология — Оксфордские библиографии
Введение
Психология — это эмпирическая наука, занимающаяся прогнозированием поведения людей и животных. Проведение эмпирических исследований, направленных на прогнозирование поведения, требует использования методов исследования. Методы исследования — это практические инструменты и приемы, которые психологи используют для научного исследования исследовательских вопросов. Как только гипотеза сформулирована, методология исследования позволяет исследователю провести исследование, предназначенное для ответа на такие проверяемые вопросы, путем манипулирования и измерения соответствующих переменных. Методы исследования в психологии широки и разнообразны, и их использование позволяет психологам должным образом проверять теории в поисках доказуемых причинно-следственных связей. Эти методы лежат в диапазоне от более пассивных подходов (например, наблюдения) до активных вмешательств (например, экспериментов), призванных объяснить, почему организмы ведут себя именно так. В целом, методы исследования помогают исследователям действовать этично, уменьшают источники предвзятости, которые могут повлиять на интерпретацию, исключают альтернативные объяснения результатов, демонстрируют достоверность и надежность результатов и способствуют развитию теории. Методы исследования различаются по подходу (качественному или количественному), способу отбора данных и типу оборудования, если таковое имеется, которое использовалось для сбора данных. Хотя все психологи, вероятно, обладают общим пониманием базовой методологии исследования (в частности, например, необходимости рандомизации), различные разделы психологии склонны полагаться на разные методы, разработанные для изучения разных уровней поведения. Традиционно методы исследования в психологии в максимально возможной степени полагались на объективные или количественные подходы, когда предпочтительная гипотеза противопоставляется какой-либо альтернативной версии. Соответствующие схемы включают контрольные группы для проверки предсказанных взаимосвязей путем сравнения их с конкурирующими возможными результатами. Однако все чаще психологи становятся открытыми для изучения более субъективных или качественных подходов, когда собственные точки зрения, убеждения и отчеты участников представляют собой приемлемые данные. В настоящее время многие психологи используют в своих исследованиях сочетание количественных и качественных методов. В первом разделе этой библиографии представлены общие обзоры, учебники и справочники с подробным описанием методов исследования, используемых в экспериментальной, психологии развития, социальной психологии и психологии личности. Внимание также уделяется работам, изучающим методы исследования преподавания, избранным журналам, в которых публикуются статьи, представляющие новые методы, а также методологическим разногласиям. Остальные разделы библиографии посвящены конкретным методологическим подходам, многие из которых включают исследования, иллюстрирующие инновационные или модифицированные методы. В этом выборочном обзоре освещаются вопросы, касающиеся данных (методы сбора, интерпретация и дизайн исследования). Библиография завершается освещением этических дебатов и вопросов, связанных с поведением людей и животных.
Общий обзор
На одном уровне все методы исследования в психологии, похоже, имеют схожие черты. На другом уровне, где появляются подобласти области, эти методы приобретают определенные черты, теоретические перспективы и дополнительную терминологию. Прежде чем исследовать широту методов, используемых психологами, включая, например, рассмотрение новых методов, продвинутых нейробиологией, читатель должен получить некоторое представление о том, как эволюционировали подходы к постановке, тестированию и оценке исследовательских вопросов. McGuire 2000 предлагает убедительный отчет о том, как методы исследования в психологии развивались на протяжении относительно короткой истории дисциплины. Признание того, что выбор метода также определяется темой исследования, обсуждается в Fiske 2000. Широкий и доступный обзор методов исследования представлен на веб-сайте Research Methods Knowledge Base.
Фиске, Д. В. 2000. Методы исследования: концепции и практика. В Энциклопедия психологии . Том. 7. Под редакцией А. Дж. Каздина, 84–87. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.