Мир природы и человека: МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА – Программа «Мир природы и Человека»

Рабочая программа «1 класс Мир-природы-и-человека «

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными СОГБОУ «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Утверждаю

Приказ №__

от «__» ______ .

М.М.Анисимова

Согласовано

Зам.директора по учебной работе

И.А.Евдокимова

Принята на педагогическом совете

Протокол №

от «__» _______

Рассмотрено на МО учителей

Протокол № __

от «__» __

Председатель МО

(Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)

(Ф.И.О.)

Рабочая учебная программа: «Мир природы и человека».

для обучающихся

__1__ класса

2017-2018 уч.год

Программу составила учитель __Литош Лариса Петровна

Пояснительная записка.

Количество часов -2 ч в неделю,66 ч в год.

Уровень программы – адаптированный.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе проекта Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, проекта примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и частично реализует авторскую программу под редакцией В.В. Воронковой.

Перечень нормативных документов:

1.Проект федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей. 2.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых детей.

3.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

4.Е. Д. Худенко, С.Н. Кремнева « Развитие речи» Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 1 класс. Е. Д. Худенко, С.Н. Кремнева « Развитие речи» М.: АРКТИ.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

―полисенсорности восприятия объектов;

―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

―постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условия

Описание места учебного предме

та в учебном плане

Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Учебный

предмет

Часов в

неделю

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Часов в год

Мир природы и человека

2

16

14

22

14

66

1 класс

66 часов/в год

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений)..

Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима — начало, середина, конец зимы. Весна – ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания

качественных изменений: температура воздуха (тепло –холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный –теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое –тусклое, большое –маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая -холодная вода), почвы (сухая -влажная –замороз-ки).

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.

Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,

наблюдения, Игры детей в разные сезоны года.

Неживая природа

Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным

параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение.

Живая природа Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты.Ягоды. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни

человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Животные

Животные домашние. Звери.Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами

животные Животные дикие. Звери. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы,уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод.

Человек

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.

Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации

приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Личностные результаты

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  1. )способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  2. )принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  3. )развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  1. )развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  2. )формирование готовности к самостоятельной жизни.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

-представления о назначении объектов изучения;

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

-представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

-знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

-знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

-ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

-составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

-адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

-представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

-знание отличительных существенных признаков групп объектов;

-знание правил гигиены органов чувств;

-знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

-проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;

-адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

-соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

Учебный предмет «Мир природы и человека» 1 класс 2 ч в неделю

    1. четверть

Наименование

разделов и тем

Цель, задачи

Оборудование

Кол-во

часов

Дата

плану

Дата факту

словарь

1

Школа.

Ознакомление со школьным зданием, школьными помещениями. Экскурсия по

школе.

-познакомить с

расположение школьных помещений,

-развитие связной речи, словарного запаса,

-развитие вопросно- ответной, диалогической

речи.

Предметные рисунки.

1

Сентябрь5

5

класс, столовая,

библиотека, актовый зал, спортивный зал

2

Классная комната.

Правила поведения на уроке и перемене. Парта. Учебные принадлежности.

-познакомить с

п

Внеклассное мероприятие по предмету мир природы и человека «Мы друзья природы» школа 8 вида

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Конкурсно-игровая программа «Мы – друзья природы» для 1-2 класса.

Классный руководитель 1 класса

Блинова Елена Николаевна

Сергиев Посад, 2018

Классы

1-2

Цель мероприятия

воспитание доброго, ответственного отношения к природе, формирование у детей убеждения, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Задачи мероприятия

Задачи, направленные на достижения личностных результатов:

  • воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки;

  • развивать представления о неразрывной связи человека с природой

  • раскрывать творческие способности обучающихся через различные виды деятельности;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • продолжать учить детей различать и называть представителей животного и растительного мира;

  • закрепить знания об особенностях жизни обитателей леса в разное время года

  • развивать устную связную речь, произвольное внимание, восприятие, сообразительность, логическое мышление.

Предполагаемый результат

Повышение познавательного интереса к изучению особенностей природы родного края.

Воспитание основы природоохранного поведения.

Форма проведения мероприятия

Конкурсно-игровая программа

Методы воспитания

методы организации деятельности (упражнения, игры), методы стимулирования (мотивация к деятельности, поощрение, соревновательные задания), методы формирования сознания (положительный и отрицательный пример)

Оборудование (средства воспитания)

игры, загадки, литературные произведения

Этапы воспитательного мероприятия

Деятельность ведущего мероприятия

Деятельность обучающихся

Методы воспитания

1. Организационный момент

(целевая установка)

Звучит спокойная музыка, звуки леса.

Чтецы

Пришла беда

Под высокою сосной,

Защищая лес родной,

Муравейник жил без бед

Двадцать зим и двадцать лет.

А потом пришла беда:

Ни потоп, ни холода,

Ни лесной пожар, ни свалка.

А пришёл… Кирюша с палкой.

А. Сметанин

Лесные правила

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки – не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам – не враги!

Муравейник не топчи,

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек –

Будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба –

Скажет: «Ты – мой друг!

Тебе – спасибо!»

Участники команд рассаживаются за столы, расставленные в форме прямоугольника

Читают наизусть стихотворения о бережном отношении к природе

Слушают стихотворения, запоминают правила поведения в лесу

Литературные произведения

2.

Вводная часть (целеполагание)

— Ребята, сегодня мы собрались, чтобы совершить увлекательное путешествие в лес, встретиться с его обитателями, поговорить о цветах и травах, птицах и насекомых! Проще сказать – о природе. В путешествие отправятся команды участницы конкурса «Мы – друзья природы»!

Команда

«Капелька», команда «Радуга»

— Если любите природу,

Если знаете о ней,

Вы идите в путь смелей!

Правильные ответы собирай и награду получай.

Команды представляют название и эмблему

Предварительная работа по изготовлению эмблемы

Мотивация на соревнование

3.

Основная часть (операционно-деятельностный этап)

Задание «Помоги выбрать одежду»

— Вы готовы отправиться в зимнее путешествие по лесу?

— Вы готовы отправиться в путешествие, помогите одеться мальчику Вите и девочке Маше в походящую одежду для прогулки по зимнему лесу.

Две детские фигуры из картона, одежда из бумаги

Молодцы, справились. За правильный ответ команда получает вот такую ёлочку.

Задание «Чьи это следы?»

Маша и Витя пришли на лесную поляну. Что они могут увидеть на снегу? Конечно, следы зверей. Вам сейчас предстоит узнать, чьи это следы. Каждая команда получает листок, на котором изображены следы животных, нарисуйте линию от животного к его следу. Листы с заданием

Задание «Весёлая пантомима»

Маша и Витя отправились гулять дальше и по дороге увидели некоторых животных. Каждая команда с помощью движений показывает другой команде животное. Команда отгадывает и говорит, могли ли Маша и Витя увидеть это животное зимой.

Карточки с изображением животных: заяц, медведь, лягушка, лиса.

Задание «Загадки»

У леса музыка своя,

Ее послушайте, друзья!

Вот белка скачет вверх и вниз,

Вот птичьи трели раздались!

Отгадайте загадки, не произнося вслух отгадку. Нужно найти картинку – отгадку с изображением нужной птицы и показать ее. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. Картинки с изображением птиц

1. Слепа днём бывает, а ночью прозревает. (Сова.)

2. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)

3. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

4. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь, и зовется птица. (Грач).

5. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет в воду наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля.)

6. Пусть я птичка-невеличка, у меня друзья привычка:

Как начнутся холода – из леса прямо к вам, сюда. (Синица.)

7. Красногрудый, черноклювый, любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь.)

— Каких птиц Маша и Витя не смогли видеть зимой?

Задание «Зимняя рыбалка»

Маша и Витя подошли к озеру. Что происходит зимой с озером? Правильно, оно замерзает, но под водой жизнь продолжается. Угадайте, что за рыбы.

  1. У этой рыбы фантастическая жадность. В ее желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще часы, монеты – видимо хищница принимает их за рыбку с яркой чешуей. Что это за рыба?

Подсказка: «Ухвачу-ка! Проглочу-ка! Щелкает зубами (щука)».

  1. Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У нее нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоема, где ее часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы.

Подсказка: «Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался (сом)»

— Ловят ли зимой рыбу? Конечно, и сейчас у нас с вами зимняя рыбалка. От каждой команды по одному человеку

Удочки и рыбки с магнитами.

Задание «Охрана природы»

Командам нужно объяснить, что означают экологические знаки.

Запрещающие и предупреждающие экологические знаки

Выполняют задания

Выбирают нужные предметы

Сопоставляют размеры животных и следы, которые они могут оставить

Изображают животных с помощью движений, жестов

Угадывают

Разгадывают загадки

Отыскивают на картинках правильный ответ

Угадывают рыб по описанию

Соревнуются в ловле рыбы

Объясняют правила поведения в лесу

Упражнения, игры

Пантомима

Загадки

Загадки- описания

Игра-соревнование-

4. Заключительный этап

(рефлексивно-оценочный этап)

Подведение итогов. Награждение команд.

Человек многое может, ведь он является частью природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить, поэтому всегда нужно помнить:

— В лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.

— Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.

— Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них нужен природе.

Команды благодарят друг друга за игру

Урок по предмету «Мир природы и человека»

Урок «Мир природы и человека»

Тема: Сезонные изменения в природе весной (2 класс)

Учитель: Шилоносова А.К.

Цели:

коррекционно-общеобразовательная: систематизировать и учить обобщать наблюдения за весенними изменениями в природе;

коррекционно-развивающая: развивать слуховое и зрительное восприятие, умения наблюдать, сравнивать,

коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Оборудование: презентация «Весна», карточки со словами, магнитные буквы, рефлексивные карточки

Ход занятия:

I.

ОРГ. МОМЕНТ.

  1. Рабочий и психологический настрой.

-Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!

— На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

— Тихонечко садитесь, и начинаем работать.

-Скажите, к какому уроку мы приготовились?

(Мир природы) Молодцы!

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью карточек с настроением. У вас они лежат на столах.

-Попробуйте определить какое у вас настроение?

— Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.

-Я тоже хочу показать вам свое настроение.

( показываю солнышко)

-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.

Карточки с улыбающимся солнышком и с солнышком с тучкой

II.

Сообщение темы и целей урока

— Давайте попробуем определить тему нашего урока.

В е с н а

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Тема нашего урока: «Сезонные изменения в природе весной».

Магнитные буквы

III.

Изучение нового материала

  1. Беседа.

Какое время года сейчас?

Какое время года было перед ней (после)?

Какой сейчас месяц?

  1. Назови месяцы весны.

  2. Отгадывание загадок с месяцами (Слайд с загадками, месяцами).

  3. Назовите приметы весны.

Нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки с приметами весны.

Начинать предложение нужно со слов — Весной.

Слова: солнышко, небо, снег, ручейки, лёд, почки, растения.

(Дети составляют предложения с опорой на слова)

Весной небо высокое, голубое. 

Весной солнце светит ярко

Весной птицы прилетают из тёплых стран. 

Весной закапали сосульки с крыш домов. 

Весной снег стал таять, и потекли ручьи. 

Весной появились проталины).

5. Беседа о приметах весны.

— Что происходит со снегом.

-Когда снег тает, что появляется на земле (проталины)?

Что означает это слово?

Какие цветы появляются (подснежники)? Какое настроение они несут?

— Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

— Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

6. Упражнение на составление предложений о весенних приметах.

Давайте сравним зимние и весенние изменения в природе.

Запись на доске.

Зимой небо……., а весной…..

Зимой дни…., а весной…..

Зимой осадки в виде…, а весной…

  1. Игра «Самый внимательный»

Ребята, а теперь будьте внимательны.

Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

Обобщение.

-Зимой небо пасмурное, лишь иногда появляется солнце: весной солнце поднимается выше, светит ярче, больше ясных дней. Зимой дни короткие, погода холодная, а весной дни длиннее, становится теплее. Зимой осадки в виде снега, а весной — в виде дождя, после потепления можно наблюдать грозы). Весной вся природа просыпается. Солнце поднимается всё выше, дни становится длиннее, температура повышается.

8. Игра «Так бывает или нет?».

(Учитель читает предложения, учащиеся хором отвечают «бывает» или «нет».)

Весной, когда ярко светило солнце, весело звенела капель и журчали ручьи, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет? Почему? (Ответы детей).

Снег в лесу ещё не совсем сошёл, а на открытых местах появились первые цветы- подснежники. Так бывает или нет? (ответы детей).

Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в тёплые края. Так бывает или нет?(Ответы детей).

9. Беседа о насекомых.

С потеплением появляются насекомые. Каких вы знаете насекомых? (ответы учащихся).

10. Беседа о птицах.

Поэтому возвращаются перелётные птицы.

Первыми в наш край прилетают грачи, за ними скворцы, утки, гуси, лебеди. В апреле- мае прилетают ласточки, жаворонки, кукушки, соловьи).

-Чем начинают заниматься птицы в родных местах?(В родных местах птицы начинают строить новые гнёзда или восстанавливать старые).

-Как нужно относиться к птицам, которые опустились в поисках пищи на поле или отдыхают на дороге, на деревьях? (Не надо пугать птиц, разгонять стаю. Перелётные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Многие птицы гибнут во время перелёта, попадая в бурю или ураган.

11. Игра «Четвёртый лишний»

Определение зимующих, не зимующих птиц

12. Беседа о животных.

Какие изменения происходят в эту пору у животных?

(Звери начинают выбираться из зимних нор. Заяц меняет белую шубку на серую. Другие животные тоже линяют, избавляясь от густой тёплой шерсти.)

слайды

Карточки со словами

Карточки со словарными словами

Картинки с насекомыми

Картинки с птицами

Картинки с животными

IV.

Итог.

Ребята понравился сегодняшний урок? О чём мы сегодня говорили на уроке?

Что нового вы узнали?

Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за урок.

Что узнали нового?

V.

Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Проверка психологического настроя. (солнышки)

А теперь давайте проверим ваше настроение.

А теперь передадим наше хорошее настроение гостям. Повернитесь и улыбнитесь им

Рефлексивные карточки

Урок по предмету «Мир природы и человека»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

«Мир природы и человека» на тему:

«ЗИМУЮЩИЕ И ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

4 КЛАСС

СОСТАВИТЕЛЬ: Сылка О.Н.

2018 год

Тема урока: Зимующие и перелётные птицы.

Тип урока: изучение новой темы.

Основная цель урока: формирование чётких обобщённых понятий.

Задачи:

Образовательные – учить дифференцировать птиц по существенным признакам;

Коррекционно-развивающие – корректировать и развивать мышление и речь на основе упражнений; развивать мыслительные процессы; расширять словарный запас учащихся; развивать устную речь.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к птицам; воспитывать интерес к урокам «Мир природы и человека»

Оборудование: презентация «Зимующие и перелётные птицы», карточки, дидактическая игры «Собери картинку», «Найди лишнее», «Дополни предложение», запись птичьих голосов, словарные слова.

Ход урока

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Все встали прямо, красиво, спинки выпрямили и тихо сели.

Психологический настрой

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

2. Дыхательная гимнастика

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним дыхательную гимнастику.

— Подуй на свечку — держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи (повторить 3—4 раза)

— Надуй шар — держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар (повторить 3—4 раза в медленном темпе)

-А теперь, давайте попробуем изобразить звуки леса.

Шелест листьев: ш – ш – ш – ш – ш – ш

Пение птиц: Кукушка: ку – ку – ку – ку – ку

Сова: У-у-у-у

Ворона: Кар-кар-кар-кар

Синичка: фью – фью – фью – фью – фью

— Разные птицы подают голос по-разному. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера птицы. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

“Синь-синь!” – посвистывает синица. 
“Чи-чи! Чи-чи!” – щебечет чиж.
“Гра-гра! – представляется грач. 
“Сквор-сквор!” – поют скворцы.

3. Введение в тему.

Давайте повторим скороговорку

Скороговорка: Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Слайд 2)

— Ребята, как вы думаете, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Сейчас я буду загадывать загадки, а вы их постараетесь отгадать.

1. Всех прилётных птиц черней, 
Чистит пашню от червей. 
Взад-вперёд по пашне вскачь. 
А зовётся птица … ( Грач) (Слайд 3)

  • Опишите грача. Какой он? (чёрный, крупный, размером с ворону, с большим крепким клювом)

  • Как вы понимаете слова «чистит пашню от червей»?

2. Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь) (Слайд4)

  • Какие слова в загадке помогли узнать снегиря?

  • Опишите снегиря, какой он? (маленький, грудка – красная, спинка – серая, крылья и хвостик – чёрные, на голове – чёрная шапочка)

  • Знаете ли вы, где живут снегири и чем они питаются?

3. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) (Слайд5)

  • Какие признаки внешнего вида синицы описаны в загадке? (на спинке пёрышки с зеленоватым отливом, грудка и животик – жёлтые с чёрной полосочкой посередине, на голове – чёрная шапочка)

  • Где живут синички и чем они питаются?

4. Кто в беретке ярко красной В чёрной курточке атласной На меня он не глядит Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел) (Слайд 6) У. Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Кого он там ищет? Д. Личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесин У. У дятла самый длинный язык: 10-12 см, на конце языка есть зазубринки или шипики. Мелкие насекомые прилипают, а крупные – нанизываются.

У дятлов есть кузницы. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.

5. Угадайте, что за птица- Темненькая невеличка. Беленькая с живота, Хвост раздвоен в два хвоста. (Ласточка) (Слайд 7)

7. На шесте весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец, Он и летчик, и певец. (Скворец) (Слайд 8)

  • О каком «дворце» говорится в загадке? (о скворечнике)

  • Что такое «скворечник»? (это специальный домик для птиц) Скворцы селятся в дуплах деревьев, а также любят жить в скворечниках.

  • Опишите скворца, какой он?

– Посмотрите, сколько разных птиц нас окружают. Какие птицы вам знакомы?

– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (перелетные и зимующие.) (Слайд 9,10)

Работа в тетради. Запись в тетрадь темы урока.

— Ребята давайте назовем зимующих птиц (дятел, снегирь, сорока, воробей, синица, ворона, голубь, свиристель, поползень).

— А к перелетным кто относится? (скворец, журавль, жаворонок, дикая утка, ласточка, зимородок).

4. Изучение нового материала.

— Зимующих птиц на территории России много. Есть птицы, которых мы можем наблюдать хоть каждый день, рядом с домом, со школой, около кормушек. Но есть птицы, которых увидеть в основном в лесах. Это, к примеру, глухарь, тетерев, черный ворон, поползень, некоторые виды синиц, клест, сойка и многие другие птицы лесов.

— При наступлении осени можно наблюдать, как некоторые виды птиц собираются в стаи и улетают в теплые края. Такие птицы, называются перелетными. Многие птицы в летний период размножаются там, где больше корма и меньше хищников, а на зиму улетают в места с более теплым климатом.

— Каких птиц называют зимующими?

(Зимующими называют птиц потому, что они постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы.)

— Каких птиц называют перелётными?

1)Работа в парах:

Задание «Собери птицу»

— У вас на партах есть конверты, а в них мозаика. Соберите каждый свою птицу, назови её и приготовьтесь ответить зимующая она или перелётная.

Учитель:

— Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей, культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок.

— С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

-В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.

-Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)

Словарная работа — Ребята, откройте учебники на стр.106, задание 1.

– В связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. А зимующие птицы с трудом пытаются найти себе корм.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна Будет им зима.

Иллюстрация кормушек (Слайд 11)

-Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.

— Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки т.д.
— Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимы. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место.

Именно в морозы птицам нужна пища каждый день, чтобы выжить.

6. Физминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья сложили назад.

— Кормушки мы делаем для зимующих птиц, а для перелётных мы делаем скворечники. 5. Работа с учебником (стр.

— Вспомним о бережном отношении к книге: откройте учебник аккуратно по закладке, перелистываем страницу за правый верхний угол.

1)Индивидуальная работа:

«Собери скворечник из геометрических фигур»

— Какие перед вами геометрические фигуры?

2)Работа с текстом: (Слайд 12,13)

— Составьте рассказ о птицах, используя слова для справок:

(перелётные, зимующие, тёплые края, корма, заботе, помощи, холод, голод)

— Птицы бывают ….. и …….  Перелетные птицы  улетают на зиму в ……потому, что нет…..  Зимующим    птицам  очень трудно зимовать. Они нуждаются в …. и ….. людей. Зимой птицам не так страшен …, как ….

7. Закрепление изученного материала

— Вам необходимо запомнить названия этих птиц: голубь, ворона, снегирь, ласточка, галка.

— В лесу встречаются сова, кукушка, соловьи.

— В поле можно увидеть жаворонков и грачей. Некоторые из этих птиц проводят зиму в наших краях. Как называются такие птицы?

— А другие улетают в теплые края, это?

— Перечислите названия перелетных птиц, которых вы знаете скворец, журавль, жаворонок, дикая утка, ласточка, зимородок.

— Перечислите названия зимующих птиц, которых вы знаете дятел, снегирь, сорока, воробей, синица, ворона, голубь, свиристель, поползень.

8. Индивидуальная и дифференцированная работа в тетрадях.

— Обведи зимующих птиц синим карандашом, перелётных красным.

9. Игра « Сравни птиц с людьми» (Слайд 14)

У человека дети, а у птицы-птенцы.

У человека нос, а у птицы-…

У человека руки, а у птицы —

У человека ноги, а у птицы –

У животных — шерсть, а у птиц-…

Дополнительный материал

 Игра «Скажи одним словом» (показываю птицу на картинке). 

У. Ребята, я вам говорю предложение, а вы замените его одним словом и постарайтесь его запомнить.
Если снегирь мало движется, то он какой? (малоподвижный)
Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
Если у сороки белый бок, то она какая? (белобокая)
Если у снегиря красная грудка, то он какой? (красногрудый)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая)
Если у дятла красная голова, то он какой? (красноголовый)
У. Составьте предложение с любым словом.

Викторина.

У. Мы много говорили о птицах, а сейчас задайте о них вопросы друг другу.
1. Кто зимой вьет гнездо?
2. У какой птицы снежное имя?
3. Чем страшна птицам зима?
4. Кого называют лесным доктором?
5. Пользу или вред приносят синицы?
6. У какой птицы самый длинный язык?

Игра « Найди лишнее»

Давайте поиграем:

-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно похлопать и потопать.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы, воробьи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, комары, кукушки

8. Домашнее задание

— Домашним заданием вам будет написать небольшой рассказ о любой зимующей птице и нарисовать эту птичку. (Показ учителем на доске, как с помощью двух овалов легко нарисовать птиц)

9. Подведение итогов

— Вам понравился сегодня урок?

— Что нового и интересного вы сегодня узнали?

—  Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы — наши друзья, младшие братья, и мы как старшие должны беречь, охранять и помощь выжить зимой.

Оценки (анализ оценок и поведения на уроке)

Рефлексия. «Сказочное дерево» (Звучит запись птичьих голосов).

Разноцветные птички прикрепляются на общем дереве.

Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

Красная – урок понравился.

Синяя – было много интересного.

Жёлтая — понравилось, но не всё.

Черная — не понравилось.

— Ребята, а тень какой птицы осталась у вас на парте?

— Она перелётная или зимующая?

Конспект урока по предмету Мир природы и человека «Домашние животные»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1 КЛАСС

Составитель:

учитель 1 класса

отделения №1

НОВИКОВА Е.Р.

2017 г.

Тема: Домашние животные. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносят человеку, как заботится о них человек. Сравнение по основным признакам.

Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи

Образовательные:

— накопление представлений учащихся об объектах окружающего мира (о домашних животных) через взаимодействие с устным и печатным словом, иллюстрациями, фотографиями;

— практическая деятельность учащихся в процессе решения учебно-познавательных задач на уроке;

―закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, повадках, питании, проживании с человеком;

— систематизации знаний о пользе домашних животных для человека

Коррекционные:

— дифференциация представлений о домашних и диких животных;

— формирование обобщающих понятий;

— коррекция памяти, внимания, мышления через взаимодействие с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности

Воспитательные:

— воспитывать желание узнавать и расширять знания о домашних животных через чтение художественной литературы, просмотр фильмов, рассматривание иллюстраций.

Оборудование:

— магнитный алфавит, демонстрационный материал (картинки с изображениями домашних животных), телевизор для просмотра мультфильма о ферме домашних животных, видеофильма, картинки для раскрашивания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

На доске магнитные буквы, которые являются первыми буквами названий домашних животных.

Детям предлагается взять на выбор по одной букве.

К – кошка, С – собака, О – овечка, Л – лошадь, К – корова, С – свинья, К – коза.

Ученики садятся на свои места.

  1. Сообщение темы урока.

А) Учитель развешивает на доске картинки с изображениями домашних животных.

— Вы знаете кто это? (дети называют животных).

— Верно. А как назвать их всех одним общим словом?

— Домашние животные.

Уч.: — Тема нашего урока и будет «Домашние животные».

Задание: каждый ученик выбирает себе картинку с тем названием животного, которое начинается с буквы ученика.

Б) – Ребята, давайте уточним, почему же эти животные называются домашними?

— Запомните, что главное отличие от других животных, что за ними ухаживает человек: кормит, моет, выгуливает, следит за здоровьем, строит и убирает для них жилище.

В) Задание: Каждый ученик выходит к доске и рассказывает о животном, которое изображено на картинке: название, внешний вид, чем питается, повадки (учитель помогает наводящими вопросами).

В) Просмотр мультфильма о ферме домашних животных. (6 мин.)

  1. Физкультминутка.

(дети изображают животных со звукоподражанием)

  1. Уч.: — Повторите ребята, какую же пользу приносят домашние животные человеку (ответы детей).

  1. Повторение названия детёнышей домашних животных (устно).

Просмотр видеофильма.

  1. Итог урока. Что узнали на уроке. Что запомнили.

  2. Раздаются картинки. Задание: дома раскрасить картинку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *