История мизантропии. Откуда берется человеконенавистничество и что в нем может быть хорошего
Кто такой мизантроп? В словаре Ушакова это слово имеет три значения:
— человеконенавистник,
— нелюдим,
— тот, кто страдает мизантропией.
В первом из них внимание акцентируется на эмоциональной составляющей этого понятия — нужно искренне ненавидеть отдельных представителей вида Homo sapiens и всё человечество. Во втором подчеркивается маргинальное положение мизантропа — на периферии общества, вдали от людей. А в третьем содержится намек на то, что это состояние, сходное с болезнью, которой можно «страдать».
Мизантропия кажется очень современным типом мышления, особенно если вы еще продолжаете читать новости, но все три трактовки, зафиксированные в толковом словаре, сложились уже в античные времена.
Мизантропия по Лукиану — созидательная сила
Первого в истории мизантропа звали Тимон, и родом он был из Афин. Этот несомненно важный для европейской культуры персонаж появляется во многих произведениях не только античной письменности, но и литературы Нового и Новейшего времени.
Один из самых ранних текстов, в которых возникает фигура афинского человеконенавистника, — диалог Лукиана Самосатского «Тимон, или Мизантроп». Сюжет, положенный в основу этого произведения, широко известен.
Богач Тимон щедро одаривает своих друзей, убежденный в их искренности и преданности, а раздав все сокровища, обнаруживает, что льстецы, жадные до наживы, покинули его. Разочарованный предательством вероломных товарищей, Тимон начинает ненавидеть род людской и отправляется в добровольное изгнание.
В поисках кореньев для пропитания бывший вельможа обнаруживает клад, посланный ему Зевсом, и декларирует новую жизненную установку:
«Пусть будет у меня имя — приятнейшее из всех — Мизантроп — Человеконенавистник, а отличительными чертами поведения — мрачность, суровость, грубость, злость и нелюдимость».
Такое умонастроение Тимона сюжетно оправдано, и несправедливое отношение людей к нему вызывает сочувствие даже в сонме богов. Этот непримиримый человеконенавистник намерен направить свою злобу в разрушительное русло:
«Если я увижу погибающего в огне и умоляющего потушить пожар, смолой и маслом буду тушить. <…> Это он получил бы по заслугам».
Но интерпретировать диалог можно и в символическом ключе. В «Тимоне» Лукиана показана целая анфилада человеческих пороков, и месть мизантропа роду людскому происходит в двух планах — реальном и аллегорическом.
Литературный прием, используемый автором, известен современному читателю по басням: физическая расправа над предателями символизирует избавление, очищение человечества от зависти, лести, жадности и других низменных проявлений нашей натуры и дарит надежду на перерождение.
Так раскрывается созидательный потенциал, казалось бы, разрушительного явления. Мизантропия дает импульс к личной трансформации: ненавидя людские пороки, легче от них избавиться.
О конструктивной составляющей этого явления рассуждает автор книги «Чудовище: наброски философии бегства от человечества» Ульрих Хорстман, немецкий профессор, специалист по английской литературе. Он воспринимает мизантропию как определенный тип мышления:
«Вылазки в запретные, не подлежащие толерированию, закрытые участки сознания, — говорит Хорстман в одном интервью, — не вызывали бы осуждения, если бы не те, кто прагматизирует ситуацию, воспринимает ее как императив, призыв к действию».
Он отмечает «профилактический» эффект мизантропического образа мыслей, который может стать своеобразным предупреждением и заставить человека отказаться от деструктивных поступков.
Деструктивный потенциал мизантропии по Шекспиру
Разрушительное начало мизантропии показано, пожалуй, в самой известной обработке сюжета о человеконенавистнике — в пьесе Уильяма Шекспира «Тимон Афинский»:
Я мизантроп, людей я ненавижу.
Вот будь ты псом, я мог бы хоть немного
Тебя любить.
Даже когда бывший вельможа вновь обретает состояние, ненависть Тимона к людям не ослабевает.
Если протагонист Лукиана Самосатского ограничивается лишь размышлениями о злой людской природе и желании причинить вред себе подобным, то герой Шекспира активно содействует уничтожению человечества: он дает деньги Алкивиаду, чтобы тот стер с лица земли Афины, и подкупает куртизанку, подговаривая ее заражать всех сифилисом.
Такова и классическая супергероика нашего времени — типичный злодей, например Пингвин, противник Бэтмена, несомненно, продолжает эту традицию.
Ненависть мизантропа к самому себе
Восприятие мизантропа как нелюдима, избегающего человеческого общества, представлено уже в диалоге Лукиана:
«Пусть Тимон один богатеет… пусть будет сам себе сосед и смежник, отбросив от себя других людей».
Социальная изоляция — удел мизантропа, и даже собственными похоронами он будет заниматься сам. Этот мотив появляется и у Шекспира:
Я ненавижу этот лживый мир!
Итак, Тимон, готовь себе могилу,
Ты ляжешь там, где будет разлетаться
О камень гробовой морская пена.
Однако в пьесе английского драматурга он существенно усложняется: шекспировский Тимон — самоубийца. Причиной его добровольного ухода из жизни становится ненависть к самому себе:
Тимон себя и всех себе подобных
Возненавидел! Гибни род людской!
Об этой деструктивной черте человеконенавистничества, направленного на самого мизантропа, говорит и Ульрих Хорстман: «Если я презираю род людской, то должен отдавать себе отчет в том, что и сам к нему принадлежу».
Подтверждением слов исследователя можно считать реплику Апеманта — своеобразного двойника Тимона из шекспировской пьесы:
Ты сам себя отверг,
Еще когда ты был самим собою.
Мизантроп как маргинал
Профессор философии, преподаватель Берлинского университета имени Гумбольдта Михаэль Пауэн определяет таких людей как фриков, одиночек, которые не чувствуют себя принадлежащими к обществу, но лишь используют социум, чтобы от него отгородиться.
Этому можно найти по крайней мере два объяснения. С одной стороны, сама позиция мизантропа заставляет установить дистанцию между ним и теми, кто приносит ему страдание.
С другой, на периферию жизни человеконенавистников, наученных горьким опытом взаимодействия с людьми, выталкивает их сознательный отказ от участия в игре, которую на протяжении тысячелетий ведет большинство мыслителей — носителей оптимистического мировосприятия.
Мизантропы в наивно стремящемся к счастью обществе становятся аутсайдерами. Пессимистически настроенные мыслители, оспаривающие утверждение «бытие прекрасно», — маргинализированная группа.
В книге «Пессимизм. История философии и метафизика от Ницше до Шпенглера» Михаэль Пауэн утверждает, что восходящая к Лейбницу установка «мы живем в лучшем из возможных миров» превращается в легитимированную ложь, ведь в этом случае индивидуальное страдание неизбежно обесценивается и игнорируется.
Сама ситуация, когда от нас ждут любви к людям и добродетели, а оптимистический взгляд на вещи и вера в прогресс должны удовлетворять и успокаивать, может стать триггером для человеконенавистнических импульсов.
С подобными раздражителями мы постоянно сталкиваемся в повседневности: социальные сети создают иллюзию тотального счастья и благоденствия, которые сулит нам общество потребления. Созерцание культивируемых удовольствий зачастую приводит к депрессии и человеконенавистничеству — у одних не получается соответствовать негласным стандартам успешности, другие просто не желают участвовать в сеансе коллективного гипноза.
Читайте также:
Цифровая гигиена: как пользоваться соцсетями, не давая им использовать вас
Платон: ненависть к людям — психологическая проблема
Тенденция к стигматизированию мизантропии намечается еще в диалоге «Федон» Платона. Философ, знакомый с античными трагедиями, анализирует историю Тимона с поразительной психологической точностью:
«Ненависть к людям проникает в нашу душу тогда, когда мы слишком кому-нибудь доверяем без достаточных оснований и… спустя некоторое время находим его злым и вероломным, и точно также потом — другого. Если бы это испытал кто-нибудь много раз… такой человек… обманувшись, кончил бы тем, что возненавидел бы всех людей вообще…»
Но отдельные частные случаи не дают нам права заключить, что природа человека дурна и порочна. Потому мизантроп у Платона предстает ограниченным, чересчур наивным при выборе друзей:
«Не постыдно ли это… и не очевидно ли, что такой человек входит в общение с людьми, не обладая пониманием того, что относится к делам человеческим… что число людей вполне хороших или дурных, — то и другое невелико, а люди, занимающие середину между одними и другими, — многочисленны».
Обобщения, сделанные на основе негативного опыта, действительно страшный грех в философии и логике, но психологическая подоплека этой старой, как диалоги Платона, проблемы ясна: травма, полученная в результате сближения с другим, может лечь в основу ненависти к людям.
Цицерон: ненависть к людям — психическое расстройство
Точку зрения Платона, объяснявшего мизантропию не дурной природой человека, а его неспособностью разбираться в людях, развивает Марк Туллий Цицерон в философском трактате «Тускуланские беседы. Книга IV. О страстях». Римский мыслитель патологизирует эту черту, интерпретируя ее как своеобразный психический дефект:
«…болезни возникают от страха — таково женоненавистничество… таково и человеконенавистничество вообще, которое нам известно по Тимону-мизантропу, таково негостеприимство, — все эти болезни души рождаются из некоего страха перед вещами, которые человек ненавидит и которых избегает».
Называя мизантропию «болезнью души», в другом своем произведении, философском трактате «О дружбе (Лелий)», Цицерон утверждает, что только ненормальные, потерявшие внутреннее равновесие, ненавидят людей. Их поведение вызывает лишь негодование и оказывается, таким образом, за пределами категории социально приемлемого.
С легкой руки римского оратора мизантропия переходит из философской плоскости в психопатологическую — так возникает третья линия интерпретации этого феномена.
Мизантропия — дьявольское наваждение
Христианское Средневековье идет еще дальше по намеченному Цицероном пути, считая мизантропию дьявольским наваждением. Любовь — единственное чувство, допустимое по отношению к человеку, творению Божьему. А ненависть к людям — от лукавого.
Мир создан милосердным Богом, а значит, и чада Его добры по своей природе — эта установка лежит в основе оптимистического мировосприятия в целом. А все, кто думает иначе, пытаются оспорить фундаментальную религиозную предпосылку. И должны гореть на костре.
Интересно, что провозглашение любви к людям в качестве незыблемого идеологического постулата привело к селекции невиданного до тех пор размаха: верившие в прекрасную природу человека апологеты христианского учения с чувством выполненного долга жгли ведьм и еретиков.
Циник Макиавелли: как уничтожать простых людишек
Интерес к проблеме человеконенавистничества, волновавшей еще античных мыслителей, возродился в эпоху Ренессанса — неслучайно участники Тридентского собора в 1546 году утверждали, что крупнейший труд итальянского мыслителя, философа и политического деятеля Никколо Макиавелли «Государь» написан рукой сатаны.
Общепризнанный мизантроп, автор одиозного сочинения, действительно, был далеко не высокого мнения о человеческой природе:
«О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива».
Поэтому нет причин уважать человека — напротив, людскую глупость и злобу следует подавлять, а подчиненные достойны того, чтобы ими манипулировали власть имущие. Так, в 17-й главе «Государя» «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» Макиавелли хотя и призывает правителей казнить подданных только в случае «неизбежной необходимости», однако уточняет, что «еще важнее… не посягать на имущественные права подданных, потому что люди обыкновенно скорее прощают и забывают даже смерть своих родителей, нежели потерю состояния».
Цинизм итальянского политического деятеля был столь вопиющим по меркам той эпохи, когда добро абсолютизировалось, что не только некоторые современники, но и потомки предпринимали попытки интерпретировать трактат «Государь» как сатиру.
Так или иначе, в своих трудах Никколо Макиавелли с беспрецедентной откровенностью поднял проблему соотношения моральных норм и политической сообразности. Ярко выраженная человеконенавистническая установка как подоплека циничной позиции итальянского философа сказалась на репутации тех, кто недолюбливает род людской.
Идеи этого выдающегося мизантропа не теряют своей актуальности. Политтехнологи всего мира черпают из его главного труда «Государь» практические советы, а первое в России PR-агентство, с конца 1980-х занимающееся консультированием по политическим вопросам, даже не скрывает своей приверженности взглядам итальянского мыслителя. И называется гениально и просто: «Никколо М».
Любовь к человечеству: Кант и Гегель
Уже в эпоху Просвещения хорошее отношение к себе подобным простиралось так далеко, что любые проявления мизантропии или индивидуализма купировались.
«Практическая любовь — обязанность всех людей по отношению друг к другу», — морализировал в «Лекциях по этике» Иммануил Кант, считавший ненависть к человеку ужасной и достойной презрения.
Ведь каждый живущий на земле индивид должен позитивно идентифицировать себя с социумом (в широком понимании этого слова), а не отграничиваться от него.
По мнению Михаэля Пауэна, наиболее полно и последовательно такая позиция выражена в трудах одного из основателей классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. В основе мировоззрения мыслителя лежит оптимистический взгляд на мир, в целом присущий эпохе Просвещения. История человечества рассматривается как своего рода теодицея, оправдание Бога, и доказательство того, что мир прекрасен.
Ненависть к человечеству vs. любовь к человеку
В рамках оптимистической парадигмы мышления убийства, насилие и страдания, которые люди причиняют друг другу, воспринимаются как незначительный сопутствующий ущерб, и с ним человечество вынуждено мириться.
Пренебрежение индивидуальным, когда страдание и благополучие отдельно взятой личности, ее негативный опыт выносятся за скобки, в пользу общего приводит к тому, что некоторые мыслители и поэты выбывают из рядов человеколюбцев. Так, Фридрих Шиллер, в своей «Оде к радости» заявлявший: «Все мы братья меж собой», — в письме к другу писал: «Я с воодушевлением принял мир в распростертые объятия, в конце же я ощутил лишь холодную глыбу льда на своей груди».
Стремление к другому и открытость миру (которая оборачивается горьким разочарованием) — два разных импульса: любовь к отдельному индивидууму и ненависть ко всему человечеству не противоречат друг другу.
Джонатан Свифт: люди развратны, жадны, глупы и воняют
«Я люблю Джона, Джил и Джека, но я глубоко ненавижу человечество», — писал еще один общепризнанный мизантроп XVII века Джонатан Свифт.
Ирландский сатирик отправил протагониста своего романа «Путешествия Гулливера» не только в страну лилипутов и великанов, но и к благородным лошадям гуингнгмам, которые содержали отвратительных людишек еху в качестве домашних животных.
В сказочной стране Гулливер постигает истинную человеческую природу: люди развратны, жадны, глупы и воняют.
В «Сатирическом памфлете» озабоченный общественным благом прожектер, от чьего лица ведется повествование, и вовсе призывает к каннибализму. Он предлагает ирландским беднякам продавать детей на съедение представителям высших слоев английского общества:
«Из одного ребенка можно приготовить два блюда на обед, если приглашены гости; если же семья обедает одна, то передняя или задняя часть младенца будет вполне приемлемым блюдом, а если еще приправить его немного перцем или солью, то можно с успехом употреблять его в пищу даже на четвертый день, особенно зимою».
Из-за подобных текстов, которые современники подчас воспринимали слишком прямолинейно, Свифт и завоевал репутацию человеконенавистника.
Исторический контекст проливает свет на причины мизантропии сатирика: он был в ужасе от того, какие страдания люди причиняют друг другу. Так, после выхода парламентского акта 1652 года «Об устроении Ирландии» все жители этого края, участвовавшие в антианглийских восстаниях, были полностью лишены земли, в результате чего от голода умерли десятки тысяч людей.
Свифт, предлагая соотечественникам в свойственной ему гротескной мере просто скармливать детей англичанам, обнажает цинизм и жестокость новоиспеченных лендлордов.
Историко-литературный парадокс: человеконенавистником прослыл тот, кто привлек внимание общественности к реальным проявлениям мизантропии.
Филипп Майнлендер: человек хорош, только если его нет
В одном ряду с Джонатаном Свифтом и прочими врагами рода человеческого оказался и немецкий мыслитель XIX века Филипп Майнлендер, один из представителей пессимистического направления. В своей «Философии освобождения», датированной примерно 1870 годом, он пишет: «Я бы хотел разрушить все мимолетные побуждения, способные отвлечь человека от поиска тихой ночи смерти».
«Освобождение», вынесенное в заглавие трактата Майнлендера, может заключаться лишь в том, что мир, а вместе с ним и людские мучения прекратят свое существование.
Философ-пессимист мечтает об этом, ведь жизнь — страдание, Бог — мертв, а лучший исход — апокалипсис:
«Всё, что существует в мире, порождено злом: весь мир, состояние человечества, законы и естественный порядок вещей — всё это лишь зло».
Хорошо только то, чего нет. Сказанное относится и к «венцу творения». Майнлендер дистанцируется от человечества не в фантастических путешествиях, как Гулливер Свифта, а в собственном сознании, исходя из того, что его самого, мира и людей не существует.
Ненависть к человечеству — реальность XX века
Перформативы типа «я люблю тебя» или «я ненавижу тебя» играют важную роль в коммуникации отдельных людей, но как они связаны с чувствами ко всему виду Homo sapiens?
Если верить Майнлендеру (и буддистам), человечества вообще не существует. И даже если им не верить, всё равно именуемого этим собирательным существительным субъекта, с которым мы вступаем в коммуникацию, нет — есть лишь обобщение, абстракция, и ей абсолютно «безразлично», быть любимой или ненавидимой. А значит, тот, кто относится к такому коллективному квазисубъекту скептически или враждебно, не причиняет ему никакой боли.
При этом, если задуматься, ужасы XX столетия (например, колониализм, национал-социализм, сталинизм) учинили вовсе не ярко выраженные мизантропы.
Напротив, тираны, совершавшие чудовищные преступления против целых народов, преследовали вполне конкретные цели и были уверены в том, что искренне любят человечество, желают ему лучшего будущего и отдают свою жизнь ради него.
«Почему же они в таком случае резали людям глотки?» — писал в середине XIX столетия мыслитель-провокатор, основатель философии индивидуалистического анархизма Макс Штирнер.
Любовь к человечеству иногда оказывается смертельной для отдельных его представителей. Мизантропия же, напротив, может скорректировать эту установку и стать своеобразной философской терапией, создающей дистанцию между мыслителем и объектом его изучения — человеком.
Возможна ли мизантропия в цифровую эпоху?
Мизантропия существует в парадигме мышления, в которой всё еще важен вопрос об истинной природе человека: каков же он на самом деле, плох или хорош? В XXI веке, в мире больших данных, где на первый план выходят бихевиоризм и концепция постправды, такая постановка проблемы, кажется, просто невозможна.
Самоценное существование человека замещается самопрезентацией в интернете, он превращается в объект или (в лучшем случае!) в актант.
Медицинские страховые компании собирают данные о состоянии здоровья клиентов при помощи фитнес-браслетов без нашего на то согласия, чтобы разработать наиболее успешную маркетинговую стратегию. Дистопический сюжет из «Черного зеркала» 2015 года о новейших технологиях, исключающих из общества маргиналов-мизантропов, стал реальностью в Китае, где социальный рейтинг вот-вот будет сказываться на доступе индивида с «неприемлемым» поведением к жизненным благам.
Может быть интересно:
«Я — гражданин третьего сорта». Как смартфоны помогают строить новое классовое общество по принципу благонадежности
Сначала история серийного убийцы Фрица Хонки ложится в основу романа Хайнца Штрунка. Затем произведение экранизирует Фатих Акин, и фильм попадает в основной конкурс 69-го Берлинского кинофестиваля. И наконец страшные события становятся реальной новостной повесткой — петербургского профессора вылавливают из Мойки с рюкзаком, в котором находят отпиленные руки его возлюбленной.
Оглядываясь вокруг, приходишь к неутешительному выводу: чтобы сегодня позволить себе роскошь не быть мизантропом, нужно обладать почти религиозной верой в человека.
Мизантропия — Википедия
Мизантрóпия[1] (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[2]. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности и социальная «болезнь»[3].
Основные сведения
Мизантропия выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Связана с пессимизмом, недоверием, подозрительностью, нелюдимостью. Иногда мизантропия переходит в антропофобию (человекобоязнь)[4]. Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основной жизненной философией. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп».
Мизантропия и психические расстройства
Особенно к мизантропии склонны лица с расстройствами личности (конституциональными психопатиями), в характере которых преобладают замкнутость и чрезмерная обидчивость одновременно с подозрительностью, недоверчивостью и злобой[5]. Мизантропия может быть проявлением диссоциального (антисоциального) расстройства личности[6]. Она может наблюдаться и у паранойяльных больных с бредом преследования, которые мстят обществу за мнимые или действительные обиды, а также у лиц, перенёсших приступ(ы) шизофрении[5]. Шокирующие мизантропические идеи и высказывания встречаются также со стороны страдающих псевдопсихопатической (психопатоподобной) шизофренией[7] . При паранойяльном развитии личности мизантропия может возникать по типу гиперкомпенсации собственной неполноценности или чувства отверженности[6]. Значительно реже мизантропия встречается у дистимических психопатов и у больных депрессией[5].
Формы
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, правда количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Мизантропия нередко проявляется в форме упорного стремления причинять людям страдание и боль, мстить им всевозможными способами, вымещать на них злобу[6]. В повседневной жизни мизантропия может проявляться в форме неуважительного, циничного и унизительного отношения к окружающим людям, без учёта того, каковыми они являются на самом деле[6].
Часто мизантропия проявляется стремлением сочинять художественные, философские или психологические тексты, которые нацелены на дискредитацию образа человека и опорочивание самой его сущности[6]. При этом человечество описывается как роковая ошибка природы.
Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности.
В некоторых случаях мизантропия может быть избирательной: только в отношении мужчин (мизандрия), женщин (мизогиния) или детей (мизопедия)[5].
Мизантропия в философии и религии
В сатанизме (в том числе в сатанизме Ла-Вея) ядром идеологии является мизантропия[8].
В диалоге Платона «Федон» Сократ описывает, как может порождаться мизантропия:
Рассуждение-ненавидение и человеко-ненавидение происходят одним и тем же образом, а именно: последнее рождается в душе от сильного к кому-нибудь доверия, не основывающегося на искусной рассудительности, когда, то есть, мы почитали человека совершенно справедливым, искренним и верным, а потом, немного спустя, нашли его лукавым, неверным, и тому подобное. И кто испытывал это часто, особенно же от тех, которых считал самыми близкими и короткими друзьями, тот, многократно обманутый, наконец ненавидит всех и уверяется, что ни в ком нет искренности.
— «Федон». Из сборника «Сочинения Платона». Перевод В. Н. Карпова (1863)
Немецкий философ Артур Шопенгауэр имел репутацию мизантропа в том числе из-за его негативного отношения к воспроизведению потомства — антинатализма. Он считал человеческое существование «ошибкой», признавал горечь бытия и негативно оценивал опыт появления на свет.
В работах философа Фридриха Ницше присутствует множество мизантропических высказываний.
Мизантропия в музыке
Мизантропия часто воспевается в текстах такого экстремального направления музыки, как блэк-метал[9]. В нём часты призывы к убийствам, к уничтожению человечества.
Известные мизантропы
См. также
Примечания
- ↑ Мизантропия // Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение.
- ↑ Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т.. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.
- ↑ Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 109—111. — ISSN 2410-6070.
- ↑ Панфилов Е.Мизантропия Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
- ↑ 1 2 3 4 Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 536. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Жмуров В. А. Мизантропия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. — С. 474. — 832 с. — ISBN 5-9704-0197-8.
- ↑ James R. Lewis. Violence and New Religious Movements. — Oxford University Press, 2011. — P. 368. — ISBN 978-0-19-983021-3.
- ↑ Keith Kahn-Harris. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. — Berg, 2007. — P. 40. — ISBN 978-1-84520-399-3.
- ↑ «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным».
- ↑ Э. Ватсон. Артур Шопенгауэр. Его жизнь и научная деятельность. — ЛитРес. — P. 88. — ISBN 978-5-4250-8322-7.
- ↑ Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
- ↑ The piano-music of Charles-Valentin Alkan
- ↑ Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса (недоступная ссылка — история). Проверено 3 ноября 2009. Архивировано 6 октября 2009 года.
- ↑ Труд: Александр Гордон: «На семейном фронте у меня переменная облачность»
- ↑ Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
- ↑ Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
- ↑ Главный рок-крунер Британии споет в Москве
- ↑ Chris A. Masters Boyd Rice Interview from MISANTHROPE (англ.)
- ↑ Бойд Райс: «Я не фашист, я просто людей ненавижу»
Литература
- На русском
- Корепанова Е. М., Korepanova E. M. Социопатия как феномен современности: проблема определения //Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы.—Екатеринбург, 2016. — 2016. — С. 296—299.
- Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция //Инновационная наука. — 2016. — №. 4-5 (16).
- На немецком
- Friedrich-Karl Praetorius. Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg. Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)
Мизантропия — Википедия. Что такое Мизантропия
Мизантрóпия[1] (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[2]. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности и социальная «болезнь»[3].
Основные сведения
Мизантропия выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Связана с пессимизмом, недоверием, подозрительностью, нелюдимостью. Иногда мизантропия переходит в антропофобию (человекобоязнь)[4]. Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основной жизненной философией. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп».
Мизантропия и психические расстройства
Особенно к мизантропии склонны лица с расстройствами личности (конституциональными психопатиями), в характере которых преобладают замкнутость и чрезмерная обидчивость одновременно с подозрительностью, недоверчивостью и злобой[5]. Мизантропия может быть проявлением диссоциального (антисоциального) расстройства личности[6]. Она может наблюдаться и у паранойяльных больных с бредом преследования, которые мстят обществу за мнимые или действительные обиды, а также у лиц, перенёсших приступ(ы) шизофрении[5]. Шокирующие мизантропические идеи и высказывания встречаются также со стороны страдающих псевдопсихопатической (психопатоподобной) шизофренией[7] . При паранойяльном развитии личности мизантропия может возникать по типу гиперкомпенсации собственной неполноценности или чувства отверженности[6]. Значительно реже мизантропия встречается у дистимических психопатов и у больных депрессией[5].
Формы
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, правда количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Мизантропия нередко проявляется в форме упорного стремления причинять людям страдание и боль, мстить им всевозможными способами, вымещать на них злобу[6]. В повседневной жизни мизантропия может проявляться в форме неуважительного, циничного и унизительного отношения к окружающим людям, без учёта того, каковыми они являются на самом деле[6].
Часто мизантропия проявляется стремлением сочинять художественные, философские или психологические тексты, которые нацелены на дискредитацию образа человека и опорочивание самой его сущности[6]. При этом человечество описывается как роковая ошибка природы.
Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности.
В некоторых случаях мизантропия может быть избирательной: только в отношении мужчин (мизандрия), женщин (мизогиния) или детей (мизопедия)[5].
Мизантропия в философии и религии
В сатанизме (в том числе в сатанизме Ла-Вея) ядром идеологии является мизантропия[8].
В диалоге Платона «Федон» Сократ описывает, как может порождаться мизантропия:
Рассуждение-ненавидение и человеко-ненавидение происходят одним и тем же образом, а именно: последнее рождается в душе от сильного к кому-нибудь доверия, не основывающегося на искусной рассудительности, когда, то есть, мы почитали человека совершенно справедливым, искренним и верным, а потом, немного спустя, нашли его лукавым, неверным, и тому подобное. И кто испытывал это часто, особенно же от тех, которых считал самыми близкими и короткими друзьями, тот, многократно обманутый, наконец ненавидит всех и уверяется, что ни в ком нет искренности.
— «Федон». Из сборника «Сочинения Платона». Перевод В. Н. Карпова (1863)
Немецкий философ Артур Шопенгауэр имел репутацию мизантропа в том числе из-за его негативного отношения к воспроизведению потомства — антинатализма. Он считал человеческое существование «ошибкой», признавал горечь бытия и негативно оценивал опыт появления на свет.
В работах философа Фридриха Ницше присутствует множество мизантропических высказываний.
Мизантропия в музыке
Мизантропия часто воспевается в текстах такого экстремального направления музыки, как блэк-метал[9]. В нём часты призывы к убийствам, к уничтожению человечества.
Известные мизантропы
См. также
Примечания
- ↑ Мизантропия // Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение.
- ↑ Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, около 250000 семантических единиц : В 2 т.. — М.: Рус. яз., 2000. — (Библиотека словарей русского языка). — ISBN 5-200-02800-0.
- ↑ Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция // Инновационная наука. — 2016. — № 4. — С. 109—111. — ISSN 2410-6070.
- ↑ Панфилов Е.Мизантропия Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова.— М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
- ↑ 1 2 3 4 Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: МАУП, 2003. — С. 536. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Жмуров В. А. Мизантропия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ Н. Н. Иванец, Ю. Г. Тюльпин, В. В. Чирко, М. А. Кинкулькина. Психиатрия и наркология: учебник. — М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2006. — С. 474. — 832 с. — ISBN 5-9704-0197-8.
- ↑ James R. Lewis. Violence and New Religious Movements. — Oxford University Press, 2011. — P. 368. — ISBN 978-0-19-983021-3.
- ↑ Keith Kahn-Harris. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. — Berg, 2007. — P. 40. — ISBN 978-1-84520-399-3.
- ↑ «Вы и все мои друзья должны позаботиться о том, чтобы мою нелюбовь к миру не приписывали возрасту; в моём распоряжении есть надёжные свидетели, которые готовы подтвердить: с двадцати до пятидесяти восьми лет это чувство оставалось неизменным».
- ↑ Э. Ватсон. Артур Шопенгауэр. Его жизнь и научная деятельность. — ЛитРес. — P. 88. — ISBN 978-5-4250-8322-7.
- ↑ Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
- ↑ The piano-music of Charles-Valentin Alkan
- ↑ Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса
- ↑ Труд: Александр Гордон: «На семейном фронте у меня переменная облачность»
- ↑ Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
- ↑ Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
- ↑ Главный рок-крунер Британии споет в Москве
- ↑ Chris A. Masters Boyd Rice Interview from MISANTHROPE (англ.)
- ↑ Бойд Райс: «Я не фашист, я просто людей ненавижу»
Литература
- На русском
- Корепанова Е. М., Korepanova E. M. Социопатия как феномен современности: проблема определения //Философия в XXI веке: вызовы, ценности, перспективы.—Екатеринбург, 2016. — 2016. — С. 296—299.
- Мочалова А. С., Сафонова Т. Н. Подростковая мизантропия, её проявления и коррекция //Инновационная наука. — 2016. — №. 4-5 (16).
- На немецком
- Friedrich-Karl Praetorius. Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg. Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)
Мизантропия — это… Что такое Мизантропия?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 18 мая 2012. |
Мизантро́пия (греч. μίσος — «ненависть» и άνθρωπος — «человек») — неприятие, ненависть к человечеству, неприязнь, презрение к «правилам», «моральным ценностям», догматам.
Основные сведения
Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Противоположность — филантроп.
Формы
Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.
Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой — максимальная блокада социально-коммуникативных связей[источник не указан 219 дней].
Известные мизантропы
В массовой культуре
В кино и на телевидении
В литературе
Джонатан Свифт высмеивал человечество. Особенно ярко он сделал это в главной книге своей жизни — «Путешествия Гулливера». Свифт не ненавидел человечество (хотя за ним закрепилась такая слава), но считал, что если человеку дать полную свободу, то рано или поздно он скатится до скотского состояния йеху[14]. Похожие идеи были и у Маркиза де Сада, который показал всю животную сущность человека, не ограниченного законом и моралью[15][16].
В комиксах
Примечания
- ↑ Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
- ↑ The piano-music of Charles-Valentin Alkan
- ↑ Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса
- ↑ Труд: Александр Гордон: «На Семейном Фронте У Меня Переменная Облачность»
- ↑ Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
- ↑ Маргарита Кривченко. Искусство расширенного сознания
- ↑ Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
- ↑ Главный рок-крунер Британии споет в Москве
- ↑ Радио Текс
- ↑ Издательство Иностранка и Колибри — Рецензии: Пять главных переводных романов 2006 года Время новостей, № 239 (26.12.06)
- ↑ Газета. Ru — Кто такие Ктулху, Медвед и человекоподобные роботы
- ↑ Доктор Хаус уходит на пенсию
- ↑ Сериал «Доктор Хаус» «House M.D.» — Телепрограмма, синопсис, фотографии, трейлеры, рецензии — ТВ-Афиша
- ↑ Джонатан Свифт. Исторические личности
- ↑ Ерофеев В. Маркиз де Сад, садизм и XX век — электронная библиотека современной философии
- ↑ Философия маркиза де Сада
- ↑ Константин: повелитель тьмы — отзывы, видео, фото, когда смотреть по ТВ — Телегид АКАДО
- ↑ ЧАС — «Константин» (Constantine)
См. также
Литература
- Friedrich-Karl Praetorius: Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
- Bernhard Sorg: Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schmidt). (нем.)
Кто такой мизантроп — значение слова, причины и признаки мизантропии
Мизантропия определяется как недоверие или ненависть к своему собственному виду и относится к особенности человека сосредотачиваться на отрицательных характеристиках и качествах других людей. Некоторые считают это пережитком подростковой тоски. Но это понятие более широкое и имеет ряд особенностей. И чтобы понять, кто такой мизантроп, следует более подробно рассмотреть историю, научные исследования, а также отличительные признаки этого понятия.
Определение понятия
Слово «мизантроп» происходит от греческого слова, означающего «ненавидящий людей». Мизантропия в общих чертах определяется как неприязнь или недоверие к человечеству. Этот термин, существовавший со времён Древней Греции, был глубоко изучен Платоном, который считал это результатом того, что люди были крайними идеалистами.
Они изначально полагали, что все должны быть морально хорошими, и, видя, что это не так, они просто разжигали ненависть из-за собственных неоправданных ожиданий. Платон видел это именно так, но термин мизантропии широко анализировался и изучался на протяжении веков, и сегодня существует множество факторов, которые могут быть с ним связаны.
Понятие того, как называется человек, который не любит людей, многие рассматривают в контексте с вопросом личности. Некоторые психологи, например Чад Мортенсен (Университет штата Аризона), считают, что это не вызвано отсутствием дружелюбности, а на самом деле является реакцией эволюционного инстинкта выживания. Основываясь на нескольких исследованиях, психологи пришли к выводу, что мизантропия — это первичная человеческая черта, которую они сравнивают с системой защиты организма от болезни и микробов. По их словам, это похоже на древнюю «психологическую иммунную систему».
Мизантропию не следует путать с асоциальностью, при которой кто-то просто предпочитает сторониться окружающих и быть одиноким, или с антропофобией. Также люди, которые застенчивы или интроверты по своей натуре, необязательно являются мизантропами. Антонимом этого понятия является филантроп, или человеколюб.
Немного истории
Древний философ Сократ предполагал, что человек может стать мизантропом, узнав, что тот, кому он полностью доверяет, является ненадёжным. Вследствие чего формируется злоба и неприязнь к этой личности и ко всему обществу в целом.
Для того чтобы объяснить, кто такой мизантроп простыми словами, также использовалось понятие человеконенавистничество для обозначения убеждения, что никому вообще нельзя доверять, потому что все вокруг движимы эгоистичными мотивами, мало заботящимися о группе в целом.
Тема мизантропии может рассматриваться в связанных конструкциях, таких как аномия и отчуждение, в литературе по социологии, и это также отражено в исследованиях в области социальных наук, которые занимаются изучением отрицательных установок, таких как предрассудки по отношению к людям из разных культурных групп и разных национальностей. Тем не менее человеконенавистничество, являясь синонимом мизантропии, обычно используется для обозначения неприятия и неприязни ко всем людям, а не только к тем, кто является членом групп, к которым он не принадлежит.
Концепция мизантропии также отражена в трудах многих классиков в политической и социальной философии — например, Макиавелли (1469−1527) и Томаса Гоббса (1588−1679), а также и в литературе.
Широко признанным примером является персонаж Альцеста из комедийной пьесы французского писателя Мольера «Misanthrope» (1666). В этом произведении, события которого происходят в Париже XVII века, Альцеста не принимает коррумпированную и социально манипулирующую природу человеческой жизни. В пьесе рассказывается много подробностей о том, как главный герой пришёл к таким взглядам и убеждениям, и в чём причина его нелюбви.
В пьесе Мольера причина мизантропии Альцеста — результат его негативных жизненных обстоятельств. В дополнение к таким провоцирующим факторам обычно считается, что человеконенавистническое отношение является следствием неадекватности или неуверенности личности, а также её негативного настроения или мировоззрения.
«Мизантроп» Питера Брейгеля Старшего — это картина, которая хранится в Неаполе, в музее Каподимонте и входит в коллекцию Фарнезе. Художник написал её в 1568 году с использованием темперной техники на холсте.
На картине есть надпись на нидерландском языке, гласящая: «Так как мир коварен, я ношу траур». Она относится к мужчине с длинной белой бородой, полностью завёрнутому в длинный чёрный плащ, бродящему в одиночестве в деревне, а тем временем вор, вставленный в стеклянную сферу, чтобы символизировать грешный мир, отрезает его кошелёк с деньгами.
Другими словами, фигура в капюшоне и плаще оплакивает обман и неверность мира. Несмотря на то что пожилой человек уже осознал уродливую сторону мира, он не замечает вора, поскольку так погружен в свою печаль. Он также не замечает маленьких колючек или шипов, лежащих на его пути, которые также должны причинить ему боль.
Научные исследования
Основываясь на недавних научных исследованиях в области социального познания, можно сказать, что мизантропы не редкость в наши дни. В некотором смысле большинство имеет склонность к негативному восприятию других. И возникает вопрос: почему многин подвержены мизантропии?
Исследование социального познания даёт ответ на этот вопрос. В наше время большинство обществ и более мелких социальных систем в них относительно стабильны, так как поведение, которое люди проявляют, имеет тенденцию быть нейтральным. Учитывая, что существуют нормы поведения, которых придерживается группа или общество, многие, пытаясь понять окружающих, не могут предположить, что другие ведут себя просоциально естественным образом.
Другие же могут вести себя так как есть, потому что они соответствуют установленной просоциальной норме. Следовательно, это оставляет людей, как социальных воспринимающих, с чувством неуверенности относительно мотивов других, таким образом закладывая основу для бдительности и человеконенавистничества.
Мизантропия может восприниматься как отражение основных ментальных рамок, которые люди используют для осмысления других, с целью снижения межличностной розни (то есть, если предположить, что другие хороши, а они не такие на самом деле). Тем не менее невозможно изменить такие взгляды в отношении какой-либо одной личности.
Подозрения людей в отношении мотивов других могут быть смягчены благодаря более продолжительным и позитивным социальным контактам. Возможно, именно эта часть основы дружбы лежит в этом процессе, благодаря которому подозрения в итоге уступают место большему доверию к другим.
В истории существует множество примеров проявления мизантропии. Среди них можно выделить таких людей:
- Карл Панцрам, рассказавший о 21 убийстве и изнасиловании более 1000 человек, о которых он ни капельки не пожалел. На самом деле он хвастался своей ненавистью к человечеству, которая, возможно, возникла из-за того, что в возрасте 14 лет его жестоко избили. Несмотря на это, социопаты и психопаты необязательно являются мизантропами.
- Джонатану Свифту приписывались человеконенавистнические взгляды из-за его книги «Путешествия Гулливера».
- Оскар Уайлд, известный ирландский писатель и поэт. Он известен своим романом «Портрет Дориана Грея», а также тем, что был известным мизантропом. И его цитата доказывает это: «Люди чудовищны. Единственно верный путь — быть одиночкой в обществе».
- Патрисия Хайсмит — также известная мизантропка. Это американская писательница, которая писала главным образом психологические триллеры, которые не раз экранизировались. Она часто страдала от депрессии, была замкнутой и нелюдимой, а также пессимисткой.
Типы мизантропов
На самом деле существует по крайней мере два типа, относящиеся к человеку, который ненавидит людей. И существует разница между двумя понятиями, используемыми всеми:
- Тот, кто испытывает враждебность ко всему человечеству в целом. Этот тип проще понять, поскольку они обвиняют всех людей в проблемах общества и планеты. Эта ненависть может быть формой недоверия ко всем и каждому.
- Тот, кто ненавидит каждого отдельного члена общества. Интересная теория состоит в том, что вражда и ненависть к людям является естественной реакцией на неподобающее поведение со стороны других. Иными словами, человеконенавистники чрезвычайно честны в признании идиотизма и претенциозности других людей и не стесняются указывать на это — обычно прямо в лицо и не пытаясь «быть милыми». Они враждебны по отношению к людям, с которыми им приходится общаться, и их неблагоприятному поведению, потому что думают, что-то, что они сами делают или говорят, всегда идеально.
Отличительные признаки
Существует ряд различных признаков, которые могут быть своеобразным тестом на мизантропию. И крайне важно знать о них, прежде чем принять окончательное решение о себе:
- Склонность быть более разумными, чем другие. Верный признак того, что личность является мизантропом, — она более чувствительна, чем окружающие. Такие люди обычно не любят других, не потому что они интеллектуальные снобы, они просто не хотят иметь дело с пустыми разговорами в обществе в целом.
- Ненависть к драме. Такие личности делают всё возможное, чтобы избежать тех, кто вызывает проблемы, где бы они ни находились. В то время как многие утверждают, что ненавидят устраивать сцены, на самом деле сами ответственны за их возникновение. Истинные мизантропы презирают драму во всех её проявлениях и делают всё возможное, чтобы держаться от неё подальше.
- Предпочтение одиночества. Хотя верно, что не все люди, которые любят проводить время наедине с собой, являются мизантропами, это один из признаков, на которые стоит обратить внимание. При постоянном желании остаться дома и почитать книгу или заняться чем-то другим, нежели пойти на вечеринку, безразлично относясь к общественным событиям, мизантропия, безусловно, возможна.
- Избегание социальных сетей. Многие мизантропы не хотят регистрироваться в социальных сетях Инстаграм, ВКонтакте или Facebook, часто являясь единственными в своей среде, у кого нет учётной записи в этих и других пабликах.
- Нетерпимость к детям. Если человек не считает детей милыми или очаровательными, этот термин вполне может относиться к нему. У этих людей обычно нет терпения к детям, особенно к маленьким, которые кричат, плачут и бросают истерики. В то время как маленькие дети могут иногда действовать на нервы любого человека, человеконенавистники, как правило, не любят быть рядом с детьми, независимо от того, как они себя ведут.
- Возникновение дорожной ярости. Не все мизантропы — злые водители, но если человек во время управления автомобилем ругает других участников дорожного движения, вполне возможно, он является человеконенавистником.
- Трудно заводить новых друзей. Хотя многие мизантропы на самом деле не очень сильно этого хотят, однако, им очень трудно это делать, когда возникает такое желание. Склонность неправильно воспринимать людей создаёт трудности в общении с ними.
- Считать себя лучше, чем большинство людей. Мизантропы часто думают, что они умнее и разумнее, чем другие, и иногда это действительно так.
Последствия и важность
Сейчас стало модным делать ударение на ненавистничестве всего, даже людей, но это не значит, что все вокруг мизантропы. Но для тех, кто на самом деле является таковым, это невыгодная черта, напротив, во многих случаях это признак депрессии или даже следствие неразрешённой жизненной травмы, которая может возникнуть в любое время и вызвать ещё больше проблем в будущем.
Очень важно различать мизантропию и самый распространённый термин, называемый социальным дискомфортом. Последнее можно назвать застенчивостью, но это не означает, что люди с этой чертой не хотят устанавливать какие-либо социальные отношения с другими.
Мизантропы могут быть даже харизматичными и уверенными в себе и просто не любить находиться рядом с другими. Конечно, есть уровни и разные виды мизантропии, но в общих чертах им не очень нравится иметь дело с людьми, потому что они либо теряют терпение по отношению к ним, либо просто чувствуют, что теряют время с людьми, которых они считают недостойными их. По сути, к человеконенавистничеству присуще своего рода высокомерие, которое в итоге отличает их от интровертов.
Это может быть вызвано очень многими вещами, от теории идеалистических людей Платона до тех, кто испытал некоторую травму в детстве, такую как издевательства, и в результате реагирует на это, не желая устанавливать какие-либо отношения с людьми.
Это говорит о самых прямых негативных последствиях, но, возможно, другая сторона вопроса, является более очевидной: люди — социальные существа, которым нужно учиться ладить с другими. В противном случае это может привести к крайне негативным психическим последствиям.
Следует понимать, что общение важно для развития каждого члена общества. Для начала мизантропу необходимо попытаться изменить своё представление о людях и понять, что заставляет его избегать других. Эта последняя часть имеет решающее значение не только для предотвращения возможных будущих проблем, но и для восстановления нерешённых ситуаций прошлого.
В целом информации о мизантропии очень мало, поскольку любой может утверждать, что ненавидит человечество, и большинство людей, так или иначе большинство иногда чувствует ненависть к окружающим. Многие неправильно используют этот термин, чтобы описать свои чувства, не понимая в полной мере уровень своей ненависти, поскольку они всё ещё принимают необходимость вписаться в общество.
Загрузка…Мизантропия Википедия
Мизантрóпия[1] (от др.-греч. μῖσος «ненависть» + ἄνθρωπος «человек»; «человеконенавистничество») — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[2]. Некоторыми исследователями рассматривается как патологическое психофизиологическое свойство личности[3].
Основные сведения[ | ]
Мизантропия выступает как крайняя форма индивидуализма, противопоставления личности обществу. Связана с пессимизмом, недоверием, подозрительностью, нелюдимостью. Иногда мизантропия переходит в антропофобию (человекобоязнь)[4].
Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основной жизненной философией. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп».
Мизантропия и психические расстройства[ | ]
Особенно к мизантропии склонны лица с расстройствами личности (конституциональными психопатиями), в характере которых преобладают замкнутость и чрезмерная обидчивость одновременно с подозрительностью, недоверчивостью и злобой[5]. Мизантропия может быть проявлением диссоциального (антисоциального) расстройства личности[6]. Она может наблюдаться и у паранойяльных больных с бредом преследования, которые мстят обществу за мнимые или действительные обиды, а также у лиц, перенёсших приступ(ы) шизофрении[5]. Шокирующие мизантропические идеи и высказывания встречаются также со стороны страдающих псевдопсихопатической (психопатоподобной) шизофренией[7] . При паранойяльном развитии личности мизантропия может возникать по типу гиперкомпенсации собственной неполноценности или чувства отверженности[6]. Значительно реже мизантропия встречается у дистимических психопатов и у больных депрессией[5].
Формы[
Что такое МИЗАНТРОП (Мизантропия) — что это значит, слово, кто это?
Мизантропия – это склонность человека сосредотачиваться на негативных качествах и характеристиках других людей. Мизантроп – это человек, который сторонится общества, по своей сути не любит, и даже ненавидит людей и социум в целом.
Что такое МИЗАНТРОПИЯ — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Мизантропия — это постоянное чувство неприязни или призрения к людям и обществу. Данное состояние имеет довольно расплывчатое определение и массу теорий относительно его возникновения. Сама по себе мизантропия не является психическим заболеванием или расстройством, но может служить симптомом более серьезной проблемы психологического здоровья человека.
Данный термин не является клиническим диагнозом, так как сложно определить границы проблемы. С уверенностью можно сказать, что в свете мировых и социальных событий, множество людей по той или иной причине могут ненавидеть, презирать или сторонится общества. Причины для этого абсолютно индивидуальны. Кого-то раздражает всеобщая глупость, кого-то не устраивают моральные или другие принципы социума, в котором он живет. По большому счету, в каждом из нас живет маленькая частичка мизантропа.
Такие негативные мысли о человечестве, помогают мизантропам избежать нежелательного взаимодействия с другими людьми. Дают иллюзию безопасности и защищенности от совершения ошибок. Также стоит отметить, что отношение к людям может быть выборочным. К примеру, человек, который ненавидит весь мир и все его «ничтожное» человечество, может прекрасно ладить с несколькими друзьями или членами семьи.
По большому счету, для общества данные люди не представляют опасности. Они, как правило, предпочитают самостоятельно изолировать себя от общества, а не выказывать свою точку зрения на этот мир.
Общие черты мизантропа:
К самым основным и явным отличительным чертам можно отнести:
- Недоверие к людям;
- Сдержанность в общении и контактах;
- Одиночество;
- Сокрытие реальных чувств и эмоций;
- Нетерпимость в отношении детей.
А теперь об этом немного подробней:
Недоверие к людям.
В человеческом обществе может быть заложен огромный потенциал, но поскольку человечество изначально имеет недостатки, мизантропы, как правило, не видят в людях добра. К примеру, мизантроп, в любой, даже самой позитивной компании, будет склонен искать жуликов, аферистов, извращенцев и прочих негодяев. В силу того, что он априори уверен в том, что все люди плохие, он с подозрением относится к каждому.
Сдержанность в общении и контактах.
Взаимодействие с незнакомцами, может быть стрессовым и утомительным, поэтому мизантроп стремится держать их на расстоянии. Наушники — лучший друг мизантропа, так как отсутствие общения с людьми экономит его энергию и нервы.
Одиночество.
Мизантропы, хотя и являются частью человеческого общества, ходят на работу, ведут некую социальную активность, но все это не приносит им удовольствия. Настоящее наслаждение им приносит время, проведенное в собственной компании. Для мизантропов крайне важно проводить время в одиночестве.
Сокрытие реальных чувств и эмоций.
Несмотря на то, что мизантропы улыбаются, когда их приветствуют, как правило, они скрывают свои истинные чувства. По сути, они проявляют жесты дружелюбия только с целью соблюдения установленных норм приличий. Также мизантропы практически никогда не делятся своими чувствами и переживания с другими людьми. Они склонны замыкаться в себе и переваривать эмоции самостоятельно.
Нетерпимость в отношении детей.
У мизантропов нет терпения к чрезмерно возбужденным и шумным детям, потому что они представляют собой лишь уменьшенную версию людей без социальных ограничений. Именно поэтому мизантропы часто выбирают для себя путь чайлдфри.
Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:VK