Мораль — это в обществознании одна из ключевых характеристик человека, которая определяет не только его поведение, поступки, но и внутренние стремления, мотивы, выбор способов достижения жизненных целей.
Вокруг этого понятия постоянно стоят споры, ведутся горячие дискуссии и возникают недоразумения.
Стоит только случиться где-то какому-нибудь неоднозначному событию, как ту же его участники подвергаются тщательному анализу и обсуждению, и на первый план практически всегда выходят вопросы нравственной морали, человечности.
Ценности человека – это очень сложные вещи, в которых порой непросто разобраться. Приемлемые в обществе правила поведения, общения, способы заработка денег и тому подобное постоянно заставляют философов, социологов и представителей религии снова и снова возвращаться к вопросам морали.
Рассмотрим это понятие более подробно и попытаемся понять, что же это такое – мораль.
Мораль — понятие и происхождение
Сам термин мораль, который на латыни звучит, как moralitas, был введен в обиход великим философом Древнего Рима Цицероном.
В общих чертах под этим термином характеризуются принятые в данном обществе взгляды на то, что хорошо и что плохо, что стоит считать злом, а что относится к добру, какая разница между правильными и неправильными поступками и т. д.
В каждой отдельной социальной группе могут быть совершенно разные представления о морали, поэтому нередко этот термин используется в применении не ко всему обществу в целом, а к отдельным его частям: буржуазная мораль, христианская мораль и тому подобное.
Та часть морали, которая наиболее понятна и близка всем членам ее общества, считается общественной.
Характеристика данного понятия в русском языке тесно переплетается с нравственностью. Чаще всего данные слова считаются синонимами. Происхождение же упомянутого выше латинского слова moralitas обязано понятию mores, что с латыни обозначает общепринятые в обществе традиции.
Когда вопросы нравственности впервые пришли в головы людей – сказать невозможно. Скорее всего, что эта проблема существовала ровно столько, сколько существует человечество. Но постепенно она все более усложнялась и меняла свои формы.
Отличительные признаки
Так как в области психологии у людей существует масса сходных между собой терминов (моральность, религиозность, нравственность и т. д.), то возникает проблема как-то обособить и выделить именно рассматриваемое понятие.
Какой существует отличительный признак именно морали, по которому ее нельзя спутать с другими сходными терминами?
К примеру, если отличительной особенностью искусства является влияние на эмоциональное состояние человека, религии – на ее отношение к всевозможным сверхъестественным явлением, то мораль отличается тем, что поднимает вопросы разделения добра и зла, правильного и неправильного.
Функции морали
Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.
Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:
- Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
- Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми. Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.
- Контролирующая. Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
- Воспитательная, свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.
Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.
Морально-этические нормы
Под морально-этическими нормами понимается набор понятий, которые культивируются и приветствуются в данном обществе, так как именно они позволяют добиться мирной жизни, сплоченности, минимизации деструктивного поведения отдельных индивидов и т. д.
Примеры таких норм может видеть каждый: мы уступаем старикам и беременным в метро и трамвае, здороваемся со старшими, подаем руку выходящей из транспорта даме.
Во всем этом нет жизненной необходимости, но воспитанные люди, признающие действующие морально-этические нормы и воспитанные в их парадигме, делают это, чтобы выразить свою принадлежность к культурным людям.
Этика подразумевает, что человек уважает имеющиеся общественные устои и готов им подчиняться, часто даже против собственного желания и в не самых подходящих условиях (особенно актуально для детей).
Предел идеала в этом плане – если человек не отказывается от установленных правил даже в самых экстремальных ситуациях, таких как войны, нахождение в заключении и т. п.
Моральные принципы
Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.
Выглядят они следующим образом:
- Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.
- Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.
- Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.
- Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива. Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.
- Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке. Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.
Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.
Чем отличается мораль от нравственности
Понятия морали и нравственности очень близки и часто школьники, студенты и даже взрослые люди путаются в них.
Значение каждого термина уже упоминалось выше, пусть и кратко, а вот отличие здесь состоит в следующем: нравственность связана не с общественными устоями, как рассматриваемое понятие, а с внутренним настроем человека, его духовной сферой.
Мораль в обществе может изменяться прямо на глазах в зависимости от различных событий и обстоятельств, нравственность же составляет базовую характеристику личности, основные черты которой сохраняются в любых условиях, невзирая на пол, возраст и социальное положение.
Следует учесть: нередко нравственность воспринимается как синоним моральности, но это является ошибкой.
Соотношение понятий мораль и этика
Морализм и этика – также понятия достаточно разные и путать их нельзя.
Этика – это набор внешних правил поведения индивида в данном обществе.
Конечно, правила этики напрямую выходят из действующих в обществе моральных принципов и устоев, но это понятие более узкое и к нему выставляются существенно меньшие требования.
Некоторые исследователи даже считают, что главная функция рассматриваемого термина – именно генерация этических норм, но это довольно узкий взгляд.
В качестве заключения стоит отметить, что мораль, а также задачи, которые ставятся перед этим понятием – это сложные общественные и философские вопросы, которые занимают умы лучших людей в течение тысячелетий.
Разные виды сообществ, мировоззрений и психотипов людей могут смотреть на эти вещи по-разному, но все они стремятся к тому, чтобы объединиться в единую систему ценностей и дать человечеству более четкие ориентиры правильного поведения.
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Происхождение морали | |
Натуралистический подход | Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития |
Теологический подход | Мораль дарована человеку Богом |
Социологический подход | Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей |
Культурологический подход | Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей |
Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.
Категории морали:
- добро
- зло;
- справедливость;
- долг;
- честь;
- совесть;
- достоинство.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:
«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».
Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций- Регулятивная
- Воспитательная
- Ценностно-ориентационная
- Коммуникативная
- Координационная
- Мотивационная
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет.
Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) | Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение. Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). |
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Нормы морали | Нормы права |
Общее | |
| |
Различия | |
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении | Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах |
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений | Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей | Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы | Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок |
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) | Регулируют отношения, подконтрольные государству |
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого | Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
Мораль. Функции. |
Мораль. Функции.
Функции морали – это роли, которые мораль играет в обществе, обеспечивая его целостность, выживание и развитие. Функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Функции морали.
Регулятивная. Моральные нормы способны регулировать поведение отдельного человека, а также взаимодействия между собой групп людей.
Оценочная. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого, честного и бесчестного, выражается в похвале, критике, осуждении и т.д.
Воспитательная. Моральные принципы формируют сознание людей, способствует понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.
Контролирующая. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.
Интегрирующая. Следование нормам морали объединяет человечество. Мораль позволяет людям жить в одной системе ценностей, понимать друг друга, быт готовыми прийти на помощь и оказать поддержку.
Познавательная. Моральные принципы – информация, которую получает человек о характере взаимодействия общественных и личных интересов, о необходимом поведении в обществе. Эти знания ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяют предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам
Мотивационная. Эта функция выражается в мотивации, направлении, по которому человек идёт, совершая поступки, у человека появляется желание жить по законам добра и справедливости.
Коммуникативная. Моральные принципы, законы способствуют налаживанию добрых отношений между людьми, построенных на взаимопонимании и уважении.
Прогностическая. Мораль позволяет с помощью идеальных «моделей» справедливого устройства общества, путем нравственного предвосхищения угадывать, какими должны быть отношения в обществе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
.
1.15 Мораль
Видеоурок:👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»
«Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?».
(Маяковский В.В.)
Лекция:
Понятие морали
Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.
Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы.
Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.
Функции морали
- Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
- Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками.
- Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу.
- Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
- Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.
Связь морали с другими институтами духовной сферы
Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.
Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.
Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мораль в системе социальных норм»
Интеллект-карта по обществознанию №15
Лекция 15. Мораль
Лекция 15. Мораль
Мораль — форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей. Другими словами, это принятые в обществе представления людей о должном и неправильном поведении, о добре и зле. Религия как один из компонентов включает принципы морали. Моральные установки также характерны и для этических учений. Мораль сегодня регулирует отношения людей в любом обществе.
Ученые предполагают, что первичной формой морали стали табу. Табу — это жёсткие запреты на определённые действия. Например, уже в древних обществах были введены табу на половые отношения с родственниками и на совершение надругательских действий над умершими. Табу облекались мистикой, страхом наказания за нарушение.
С развитием общества возникали обычаи — исторически сложившиеся, многократно повторяемые формы действий, которые в глазах членов общества приобрели обязательное значение. Обычай — привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное. Обычаи могут меняться. Они охватывают широкие сферы социальных отношений — личные, семейные, профессиональные, образовательные и т.п. Например, обычай вставать, приветствуя преподавателя, входящего в аудиторию — многократно повторяемое действие в большинстве школ и вузов.
Глубоко укоренившиеся в общественном сознании, передаваемые неизменными из поколения в поколение обычаи, правила поведения, становятся традициями. Обычаи чаще всего выполняются только потому, что «так принято». Традиции же облекаются эмоциональной окраской — стремлениями и усилиями людей сохранить и воспроизвести традиции. Например, некоторые семьи из поколения в поколение передают традиции и свято хранят их.
Функций морали много, и вряд ли когда получится составить их полный перечень. Выделим основные:— регулятивная – мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;
— мотивационная – мораль мотивирует человека, стимулирует его делание что-то сделать или не сделать. Например, молодой человек уступил в общественном транспорте место бабушке. Мотивом этого поступка стали его моральные принципы;
— ценностно-ориентационная – мораль является жизненным ориентиром для человека, показывает ему, что является хорошим, а что плохим;
— конститутивная – мораль устанавливает высшие, главенствующие над всеми другими регуляторами формы поведения людей. Например, моралью установлено правило «не укради». Оно стало высшим регулятором в большинстве обществ;
— координационная — мораль координирует действия людей, обеспечивает согласованность их поведения;
— воспитательная — мораль влияет на воспитание человека.
Многие учёные смешивают понятие морали и нравственности. Тем не менее, можно проследить тонкости различий в их понимании. Мораль — это сфера общественного сознания, даже сфера культуры, обобщающая правила поведения людей. А нравственность — конкретные принципы реального поведения человека.
Мораль тесно взаимосвязана с правом. Общими признаками норм морали и права является то, что они универсальны, распространяют своё действие на всех людей, имеют общий объект регулирования — общественные отношения, опираются на понятия справедливости, выступают мерой свободы в социуме. Мораль и право имеют сходную структуру — включают правила поведения и санкции за их неисполнение. Только санкции эти разные.
Однако, можно выделить и различия норм морали и права:
— мораль сформировалась за счёт длительности развития общества и стала формой общественного сознания, право же санкционировано (принято) государством;
— нормы морали исполняются в силу привычки, в результате убеждения, воспитания, нормы права же обязательны для исполнения и поддерживаются силой государства;
— за неисполнение норм морали следуют угрызения совести, общественное порицание, другие неформальные санкции, нарушение норм права влечёт юридическую ответственность, накладываемую государством;
— нормы морали регулируют более широкую область общественных отношений, в отличие от правовых норм, регулирующих только отношения, подконтрольные государству. Например, отношения дружбы и любви прямо не подконтрольны праву, мораль же их регулирует;
— моральные нормы нигде официально не оформлены, правовые нормы же чаще всего представлены в нормативных актах, изданных официально.
Моральные принципы, — правила поведения, — являются составной часть нравственной культуры личности. Нравственная культура личности — степень усвоения и поддержки личностью морального и нравственного сознания, культуры общества. Это важнейший элемент воспитания.
Современная нравственная культура основывается на множестве моральных принципов. Среди них можно выделить «золотое правило нравственности», высказанное ещё Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Важнейшим моральным принципом является также гуманизм — человеколюбие, признание личности каждого, учёт её потребностей и интересов, запрет насилия и агрессии. Другой нравственный принцип — моральная автономия личности. Он означает возможность человека выбирать способы своих действий и нести за них ответственность. Ответственность личности возможна тогда, когда она вправе сама определять линию своего поведения. Немаловажным нравственным принципом также является гуманизм — человеколюбие, признание права каждого человека на счастье. Гуманизм требует отказа от любых форм насилия над человеком.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Мораль это в обществознании одна из ключевых характеристик человека, которая определяет не только его поведение, поступки, но и внутренние стремления, мотивы, выбор способов достижения жизненных целей.
Вокруг этого понятия постоянно стоят споры, ведутся горячие дискуссии и возникают недоразумения.
Стоит только случиться где-то какому-нибудь неоднозначному событию, как ту же его участники подвергаются тщательному анализу и обсуждению, и на первый план практически всегда выходят вопросы нравственной морали, человечности.
Ценности человека – это очень сложные вещи, в которых порой непросто разобраться. Приемлемые в обществе правила поведения, общения, способы заработка денег и тому подобное постоянно заставляют философов, социологов и представителей религии снова и снова возвращаться к вопросам морали.
Рассмотрим это понятие более подробно и попытаемся понять, что же это такое – мораль.
Мораль понятие и происхождение
Сам термин мораль, который на латыни звучит, как moralitas, был введен в обиход великим философом Древнего Рима Цицероном.
В общих чертах под этим термином характеризуются принятые в данном обществе взгляды на то, что хорошо и что плохо, что стоит считать злом, а что относится к добру, какая разница между правильными и неправильными поступками и т. д.
В каждой отдельной социальной группе могут быть совершенно разные представления о морали, поэтому нередко этот термин используется в применении не ко всему обществу в целом, а к отдельным его частям: буржуазная мораль, христианская мораль и тому подобное.
Та часть морали, которая наиболее понятна и близка всем членам ее общества, считается общественной.
Характеристика данного понятия в русском языке тесно переплетается с нравственностью. Чаще всего данные слова считаются синонимами. Происхождение же упомянутого выше латинского слова moralitas обязано понятию mores, что с латыни обозначает общепринятые в обществе традиции.
Когда вопросы нравственности впервые пришли в головы людей – сказать невозможно. Скорее всего, что эта проблема существовала ровно столько, сколько существует человечество. Но постепенно она все более усложнялась и меняла свои формы.
Отличительные признаки
Так как в области психологии у людей существует масса сходных между собой терминов (моральность, религиозность, нравственность и т. д.), то возникает проблема как-то обособить и выделить именно рассматриваемое понятие.
Какой существует отличительный признак именно морали, по которому ее нельзя спутать с другими сходными терминами?
Все философские категории часто сильно соприкасаются между собой, но разделить их все же можно.
К примеру, если отличительной особенностью искусства является влияние на эмоциональное состояние человека, религии – на ее отношение к всевозможным сверхъестественным явлением, то мораль отличается тем, что поднимает вопросы разделения добра и зла, правильного и неправильного.
Функции морали
Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.
Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:
- Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
- Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми. Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.
- Контролирующая. Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
- Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.
- Воспитательная, свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.
Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.
Морально-этические нормы
Под морально-этическими нормами понимается набор понятий, которые культивируются и приветствуются в данном обществе, так как именно они позволяют добиться мирной жизни, сплоченности, минимизации деструктивного поведения отдельных индивидов и т. д.
Примеры таких норм может видеть каждый: мы уступаем старикам и беременным в метро и трамвае, здороваемся со старшими, подаем руку выходящей из транспорта даме.
Во всем этом нет жизненной необходимости, но воспитанные люди, признающие действующие морально-этические нормы и воспитанные в их парадигме, делают это, чтобы выразить свою принадлежность к культурным людям.
Этика подразумевает, что человек уважает имеющиеся общественные устои и готов им подчиняться, часто даже против собственного желания и в не самых подходящих условиях (особенно актуально для детей).
Предел идеала в этом плане – если человек не отказывается от установленных правил даже в самых экстремальных ситуациях, таких как войны, нахождение в заключении и т. п.
Моральные принципы
Все действовавшие в любые времена жизни людей моральные принципы чем-то схожи между собой и ставили своей задачей достижение максимальной эффективности управления людьми.
Выглядят они следующим образом:
- Принцип талиона. Самый первый возникший принцип, который воплотился в виде кровной мести своим обидчикам. Если вам причинили зло, то вы получаете право причинить такое же зло обидчику. До того, как возникло государство и взяло на себя правоохранительную и судебную функции, правило талиона было актуально. Но со временем в нем отпала необходимость, и сейчас оно встречается все реже.
- Принцип нравственности. Особенности этого пункта в том, что он проповедует доброе отношение между людьми. Универсальное правило: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе», является его ярким воплощением.
- Принцип середины. Еще древний философ Аристотель призывал людей всегда соблюдать меру и ни в чем не впадать в крайности. Никогда не нужно допускать никаких перегибов, так как они в любом случае окажутся ошибочной стратегией поведения.
- Принцип наибольшего счастья. Универсальное правило, которое философия предложила в 17 веке, гласит, что каждый человек должен жить так, чтобы предоставить себе и окружающим наибольшее количество счастья и позитива. Важно поступать так, чтобы максимум окружающих получили от этого поступка плюсы.
- Принцип справедливости. Предложен относительно недавно, в 20 веке. Его суть сводится к тому, что общество должно быть устроено так, чтобы даже самые угнетенные его слои получали какое-то счастье и возможность нормально жить. Люди должны иметь доступ ко всем свободам, возможность продвигаться в социальных лифтах, право на хорошую работу и т. д.
Такие высокие принципы являются идеалом, к которому должен стремиться каждый человек.
Чем отличается мораль от нравственности
Понятия морали и нравственности очень близки и часто школьники, студенты и даже взрослые люди путаются в них.
Значение каждого термина уже упоминалось выше, пусть и кратко, а вот отличие здесь состоит в следующем: нравственность связана не с общественными устоями, как рассматриваемое понятие, а с внутренним настроем человека, его духовной сферой.
Мораль в обществе может изменяться прямо на глазах в зависимости от различных событий и обстоятельств, нравственность же составляет базовую характеристику личности, основные черты которой сохраняются в любых условиях, невзирая на пол, возраст и социальное положение.
Следует учесть: нередко нравственность воспринимается как синоним моральности, но это является ошибкой.
Соотношение понятий мораль и этика
Морализм и этика – также понятия достаточно разные и путать их нельзя.
Этика – это набор внешних правил поведения индивида в данном обществе.
Конечно, правила этики напрямую выходят из действующих в обществе моральных принципов и устоев, но это понятие более узкое и к нему выставляются существенно меньшие требования.
Некоторые исследователи даже считают, что главная функция рассматриваемого термина – именно генерация этических норм, но это довольно узкий взгляд.
В качестве заключения стоит отметить, что мораль, а также задачи, которые ставятся перед этим понятием – это сложные общественные и философские вопросы, которые занимают умы лучших людей в течение тысячелетий.
Разные виды сообществ, мировоззрений и психотипов людей могут смотреть на эти вещи по-разному, но все они стремятся к тому, чтобы объединиться в единую систему ценностей и дать человечеству более четкие ориентиры правильного поведения.
Мораль
Мораль – форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.
Структура морали строится на следующих составляющих:
- Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
- Личностные качества (благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
- Моральные ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
- Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)
Мораль берет начало из таких исторических форм, как:
- Табу (характерно для родоплеменного строя общества) – строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
- Обычай – принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
- Традиция – некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
- Нормы современной морали.
Центральные функции морали:
Функции | Объяснение | Примеры |
Регулятивная | Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества. | Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети – это цветы жизни и их нельзя обижать. |
Мотивационная | Служит побудительным условием к совершению поступков. | Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе — нельзя. |
Ценностно-ориентировочная | Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится. | Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам. |
Воспитательная | Формирует принципы и нормы поведения у человека. | Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте. |
Прогностическая (координационная) | Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей). | Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её. |
Основы социальной морали
Почему мы нуждаемся в социальной морали? Почему люди должны следовать социальная мораль, даже если они чувствуют себя моральными? Включи телевизор на местные новости, и вы увидите это. Мы не ладим и живем вместе как общество, на самом деле мы медленно разрываем общество на части. Почему это так, потому что мы не следуйте социальной морали.
Мы должны признать, что мы разумные разумные люди, и как разумные существа мы должны спросить себя: «Действуем ли мы морально?».Как у нас слились в глобальное общество, существует потребность в глобальной системе морали и ценности. Даже если вы считаете, что действуете морально, подумайте обо всех своих действиях в данный день: «Является ли каждое действие моральным?» Возможно ли, что ваша мораль может иметь стать слегка перекошенным? Как разумные существа мы обязаны следовать системе морали и ценности, но мы действительно думаем о наших моралях и ценностях.
Почему рациональное существо не хочет жить в обществе, где его ценят как неотъемлемый член, а не как средство для достижения цели.В нашем создании одноразовое общество, жизнь, мысли и эмоции людей также имеют стать одноразовым, как и все, что у нас в руках.
Во времена великой трагедии и страданий мы будем относиться друг к другу морально, и собраться вместе как сообщество, большое общество, чтобы помогать друг другу. Тем не менее, как общество, в опыте с теми, кого мы встречаем в течение дня, мы относимся друг к другу аморально. Мы относимся друг к другу как одноразовое средство для достижения корыстных целей.Большинство людей в некоторых отношениях «в этом для себя», спрашивая «как это выгодно я? «, не зная, что если это приносит пользу обществу, это приносит пользу каждому человеку.
Мы постоянно засыпаны изображениями СМИ, которые поддерживают общество с недостатком морали. Хотя есть первая поправка, человек должен быть моральным. «То, что вы можете это сказать, не означает, что вы должны это говорить». Даже в тумане негативных образов, мы все еще можем видеть примеры, когда общество требует социальная мораль.Это видно по песням, фильмам и другим средствам массовой информации.
Как глобальное общество, у нас нет морали и ценностей для управления нашими действиями, поэтому мы не могут жить в обществе, тем более в глобальном обществе. Со свободной волей, мы выбираем, к кому мы моральны, а к остальным мы относимся аморально. В настоящее время мы живем в обществе, движимом выживанием наиболее приспособленных, и обычно наиболее приспособленный имеет заканчивается на деньги. Общество стало, если оно делает человека счастливым, это морально право.Мы должны начать понимать, что то, что приносит пользу одному из нас, приносит пользу всем нам, так как мы все глобально связаны.
Посмотрите, куда мы пришли как общество и что оно делает с нашим обществом? Мы жить во времена, когда у людей больше нет системы морали, основанной на обществе, и как В глобальном обществе мы действуем аморально. Никто не живет в одиночестве, так каждый как часть этого глобального общества должен следовать той же системе морали и ценности.Каждый может признать, что мы глобально связаны, что происходит в одной части мира влияет на остальной мир, и как таковой мы на глобальном уровне связано. Как глобальное общество, мы должны вернуться к системе морали, которая каждое разумное существо может следовать социальной морали.
Большинство людей могут чувствовать, что они уже следуют системе морали и ценностей, но что это конечная мотивация? Большинство людей пойдет на пользу, если это принесет им пользу, вместо делать добро ради морали.Как рациональное разумное мышление человека существа, мы должны вести себя морально.
[Узнать больше]
,общественных наук | История, дисциплины и факты
Влияние богословия
Те же самые побуждения, которые побуждали людей в этом веке исследовать Землю, звездные регионы и природу материи, побуждали их также исследовать окружающие их институты: государство, экономику, религию, мораль и, прежде всего, саму человеческую природу. Именно фрагментация средневековой философии и теории и, вместе с этим, разрушение средневекового мировоззрения, которое глубоко задумалось примерно до 16-го века, стали непосредственной основой возникновения нескольких направлений специализированной мысли, которые были вовремя стать общественными науками.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняСредневековое богословие, особенно в том виде, в каком оно содержится в Summa theologiae (1265 / 66–1273) Св. Фомы Аквинского, содержало и вырабатывало синтез из идей о человечестве и обществе — идеи, которые на самом деле могут рассматриваться как политические, социальные, экономические, антропологические и географические по своему содержанию. Но отчасти именно эта тесная связь между теологией средневековья и идеями социальных наук объясняет, как долго эти идеи, по сравнению с идеями физических наук, требовали времени для достижения того, что сегодня называют научным характером.Со времен английского философа Роджера Бэкона в 13-м веке были, по крайней мере, некоторые зачатки физической науки, которые были в значительной степени независимы от средневекового богословия и философии. Историки физической науки без труда прослеживают продолжение этой экспериментальной традиции, примитивной и нерегулярной, хотя и по более поздним меркам, в течение всего средневековья. Рядом с экспериментами Бэкона были заметны значительные изменения в технологии в средневековье, а затем, в поразительной степени, в эпоху Возрождения.Усилия по повышению производительности сельского хозяйства; рост использования пороха с последующей разработкой оружия и проблемами, которые они представляли в баллистике; рост торговли, что ведет к расширению использования кораблей и совершенствованию навигационного искусства, включая использование телескопов; и весь спектр таких механических искусств в средние века и эпоху Возрождения, как архитектура, инженерия, оптика, а также конструирование часов и часов — все это придает большое значение прагматическому и практическому пониманию, по крайней мере, более простых принципов механики физика, астрономия и со временем химия.
Бэкон, Роджер Роджер Бэкон, английский ученый-экспериментатор, философ и францисканский монах. © Photos.com/ThinkstockКороче говоря, ко времени Коперника и Галилея в 16 веке существовал довольно широкий субстрат физической науки, в значительной степени эмпирический, но не без теоретических последствий, на которых могло бы строиться здание современной физической науки. Примечательно, что эмпирические основы физиологии были заложены в исследованиях человеческого тела, проводимых в средневековых медицинских школах, и, как блестяще иллюстрирует карьера Леонардо да Винчи, среди художников эпохи Возрождения, чей интерес к точности и Детали живописи и скульптуры привели к тщательному изучению их анатомии.
Совсем другое начало социальных наук. Во-первых, Римско-католическая церковь на протяжении всего Средневековья и даже в эпоху Возрождения и Реформации была гораздо более внимательной к тому, что ученые писали и думали о человеческом разуме и человеческом поведении в обществе, чем о том, что изучалось и написано в области физических наук. С точки зрения церкви, хотя, возможно, было бы важно проследить, чтобы мысли о физическом мире в максимально возможной степени соответствовали тому, что сказано в Писании — например, во время знаменитого опроса о Галилее, — гораздо важнее, чтобы такое соответствие существует в вопросах, затрагивающих человеческий разум, дух и душу.Почти все предметы и вопросы, которые сформировали бы основы социальных наук в более поздние века, были плотно вплетены в ткань средневекового схоластизма, и даже самым смелым умам было нелегко сломать эту ткань.
Эффекты классики и картезианства
Затем, когда власть схоластики начала ослабевать, на сцену вышли два новых влияния, одинаково мощных, чтобы предотвратить формирование чего-либо сравнимого с прагматическими и эмпирическими основами физических наук при изучении человечества и общества.Первой была огромная привлекательность греческих классиков во времена Ренессанса, особенно философов Платона и Аристотеля. В эпоху Ренессанса большая общественная мысль была всего лишь глянец или комментарий к греческой классике. Это можно увидеть на протяжении 15 и 16 веков.
Во-вторых, в 17 веке появилось мощное влияние философа Рене Декарта. Картезианство, как называли его философию, провозглашало, что правильный подход к пониманию мира, включая человечество и общество, заключается в нескольких простых, фундаментальных представлениях о реальности, а затем в строгом, почти геометрическом выводе более сложных идей и, в конечном счете, большие, охватывающие теории, из этих простых идей, все из которых, настаивал Декарт, были запасом здравого смысла — разума, который является общим для всех людей при рождении.Было бы трудно преувеличить влияние картезианства на общественно-политическую и моральную мысль в течение полутора столетий после публикации его « дискурса о методе » (1637 г.) и его « медитаций о первой философии» (1641 г.). В эпоху Просвещения в конце 18 века заклинание картезианства было наложено почти на всех тех, кто был обеспокоен проблемами человеческой природы и человеческого общества.
Рене Декарт Рене Декарт. Национальная медицинская библиотека, Бетесда, МэрилендОба эти великих влияния, почтение к классике и увлечение геометрическими дедуктивными процедурами, отстаиваемыми Декартом, должны рассматриваться с сегодняшней точки зрения как одно из основных влияний, тормозящих развитие науки об обществе, сравнимой с наукой физического Мир.Это не так, как если бы данные не были доступны в 17-м и 18-м веках. Появление национального государства сопровождалось растущей бюрократией, связанной со сбором информации, главным образом для целей налогообложения, переписи населения и торговли, которые могли использоваться почти так же, как физические ученые использовали свои данные. Многочисленные и широко публикуемые отчеты о великих путешествиях, которые начались в 15-м веке, о записях солдат, исследователей и миссионеров, которые выступали, часто находились в длительном и тесном контакте с коренными и другими незападными народами, предоставляя еще один большой запас данных, все из которых могли бы быть использованы научным путем, поскольку такие данные должны были использоваться столетие или два спустя в социальных науках.Таково было, однако, постоянное заклинание, наложенное текстами классиков и строго рационалистическими, в подавляющем большинстве дедуктивными процедурами картезианцев, согласно которым до начала 19-го века эти и другие эмпирические материалы использовались, если вообще были, исключительно для иллюстративных целей в трудах социальных философов.
Философов всегда интересовали вопросы морали, но социологи, как правило, более неохотно обсуждали мораль и мораль. Это действительно парадокс, так как вопрос о моральном измерении человеческой жизни и социальных действий был необходим для основания их дисциплин.
Ключ к этому парадоксу кроется в противоречии между описательными и предписывающими профессиями социальных наук: это ожидаемый результат изучения морали, лучшего понимания общественной жизни, или конечная цель науки морали, улучшение общества. ? В начале двадцатого века немецкий социолог Макс Вебер, следуя первой линии, умолял о беспристрастном изучении ценностных суждений, исследуя, например, роль, которую играет протестантская этика в формирующемся духе капитализма.Его французский современник Эмиль Дюркгейм, более чутко относящийся ко второму варианту, твердо верил, что исследование морали не будет стоить того труда, который ему необходим, если ученые останутся смиренными зрителями моральной реальности, и эта позиция не помешала ему предложить строгое объяснение. почему мы соблюдаем коллективные правила. Эта диалектика между изучением норм и их продвижением, между анализом того, что считается хорошим, и утверждением того, что хорошо, с тех пор лежит в основе социальных наук с момента их рождения.
Для антропологии проблема была еще более острой, поскольку конфронтация с другими культурами и, следовательно, с другими моралями привела к бесконечной дискуссии между универсализмом и релятивизмом. Учитывая разнообразие норм и ценностей во всем мире и их трансформацию с течением времени, следует ли утверждать, что некоторые из них превосходят или признают, что все они просто несоизмеримы? Большинство антропологов, от американского отца культурализма Франца Боаса до французского основателя структурализма Клода Леви-Стросса, приняли второй подход, безусловно подкрепленный открытием исторических катастроф, порожденных идеологиями, основанными на человеческой иерархии, служили ли они оправдать истребление в случае нацизма, эксплуатации для колониализма или сегрегации с апартеидом.Эта дискуссия была недавно возобновлена с такими вопросами, как обрезание у женщин (переименованное в калечащие операции на половых органах) и традиционными семейными стратегиями (переименованными в принудительные браки), когда многие феминистки выступали за нравственно вовлеченные исследования, когда дело касалось практики, которую они считали неприемлемой.
Учитывая эти трудности, как научные, так и политические и этические, тем более примечательно, что социальные науки реинвестировали в области морали и нравственности за последнее десятилетие.Эта эволюция отражает более широкую тенденцию в современных обществах, где моральные проблемы стали центральными в публичной сфере, так что большинство областей деятельности стали заниматься моральными оценками и оправданиями. Права человека вошли в пространство международных отношений, военные операции были представлены как гуманитарные войны, биоэтика пересмотрела границы медицинских исследований, жадность в финансах была осуждена как неэтичная, сострадание стало политической добродетелью, бедность оценивалась в соответствии с заслуга.В этих изменяющихся обстоятельствах растущее общественное присутствие моральных вопросов больше не могло быть проигнорировано социологами, опыт которых даже иногда запрашивался.
Здесь важно понимать глубокое теоретическое и методологическое различие между социальными науками и философией, а также все более эволюционные и когнитивные науки в их соответствующих подходах к моральным проблемам. Философы, биологи и психологи идут путем сокращения — как правило, к чисто моральным дилеммам, обычно приводящим к простым альтернативам, которые не отражают реальность, а формализуют ее, чтобы произвести концептуализацию.В этом ключе ученые-эволюционисты и когнитивисты недавно предложили универсальную моральную грамматику, которую можно рассматривать как элементарные формы моральных суждений и моральных настроений. Напротив, социологи, антропологи и историки имеют дело со сложными и нечистыми ситуациями, потому что это реальность человеческой жизни и социальных действий. Границы между моральными вопросами и политическими, экономическими, религиозными, правовыми, эстетическими и социальными вопросами часто размыты. Социологи знают из своих наблюдений, что нет универсальной морали.Даже убийство может быть осуждено или оценено в зависимости от культурной среды, исторических моментов и конкретных условий.
Чтобы понять эту сложность и нечистоту морали и нравственности в современных обществах, была задумана программа «На пути к критической моральной антропологии», финансируемая Европейским исследовательским советом. Этот совместный проект объединяет группу из двенадцати социологов, антропологов и политологов. Он разрабатывается по обе стороны Атлантики: в Париже, в Высшей школе естественных наук и в Принстоне, в Институте перспективных исследований, используя преимущества присутствия членов, одновременно изучающих похожие вопросы с помощью различных объектов.Оно имеет как теоретическое, так и эмпирическое измерение. С одной стороны, предлагается критическое исследование новой области антропологии морали и нравственности, соотнесение моральных вопросов с их историческим образованием и политическим фоном. С другой стороны, он включает в себя исследование того, как к иммигрантам и меньшинствам относятся такие институты, как полиция, юстиция, тюрьма, социальная работа и система охраны психического здоровья во Франции, и изложение моральной экономии этих вопросов на национальном уровне. и моральная работа социальных агентов в их соответствующих институтах.
Действительно, иммигранты и меньшинства во многих обществах являются наиболее маргинализованными, стигматизированными и дискриминируемыми. Учреждения, с которыми они имеют дело, являются частично репрессивными (полиция, юстиция, тюрьма) и частично реабилитационными (социальная работа, психическое здоровье). В обоих случаях технические вопросы каждой профессии (право, надзор, помощь, психиатрия) не полностью учитывают принятые решения или отношение к общественности: моральная оценка всегда подразумевается — прямо или косвенно.Сотрудники полиции, магистраты и охранники, а также социальные работники и работники здравоохранения используют моральные категории для дисквалификации или освобождения, создают моральные сообщества для исключения или включения, вырабатывают моральные оправдания для плохого обращения или уважения. Конечно, эти моральные разработки не рождаются из социальной пустоты. На самом деле, научная задача состоит в том, чтобы понять, как общественные дискурсы и государственная политика влияют на институциональную и профессиональную практику — и, в свою очередь, консолидируются или иногда переформулируются через последнюю.Другими словами, мы стремимся понять, как сформулированы макросоциальное (политика и политика) и микросоциальное (убеждения и практика), что является одним из основных теоретических вопросов, если не загадок, для социологов.
Рассмотрим, например, административный и судебный процесс, посредством которого оцениваются заявления лиц, ищущих убежища, чтобы определить, будет ли им предоставлен статус беженца. В Европе публичная дискуссия о так называемых «поддельных беженцах» постепенно проникает в повседневную работу офицеров и магистратов, отвечающих за оценку заявителей.Принимая во внимание, что доверие было обычным делом три десятилетия назад, когда девять из десяти просителей убежища получили драгоценный статус, подозрение стало правилом, что привело к все более низкому уровню признания, в настоящее время — до двух из десяти. В этом новом контексте, где очень трудно установить достоверность их отчетов, искренность заявителей в большей степени оценивается через симпатию, возникающую в ответ на проявление эмоций. Как это ни парадоксально, однако, чем более суровы суждения, тем больше убежденность судей в их справедливости.Для них потеря доверия к слову просителей убежища приводит к увеличению ценности убежища как абстрактного принципа — вплоть до того, что оно станет недоступным. В конечном счете, политики видят свои сомнения относительно достоверности счетов и искренности заявителей, подтвержденные низкими показателями признания. Поэтому нормы и ценности циркулируют между макросоциальным и микросоциальным, между национальными форумами, на которых обсуждаются вопросы иммиграции, и местной бюрократией, где принимаются жизненно важные решения.Таким образом, моральная экономика убежища глубоко укоренилась в политических вопросах и зависит от социальных вопросов.
Чтобы поймать такие взаимосвязанные масштабы и переплетенные области, метод выбора — этнография, то есть наблюдение за участниками в течение длительных периодов времени деятельности профессионалов в их соответствующих учреждениях: полиции на улицах, магистратов в суды, охранники в тюрьмах, социальные работники в их администрации, психиатры в их больнице.Это означает переориентацию традиционных полевых работ. Антропологи давно изучают далекие и изолированные этносы. Они обнаружили, что их место также находится дома, где определенные социальные миры, возможно, не менее экзотичны или не менее искажены, чем то, что они привыкли называть «примитивными обществами». В частности, исследование морали и морали дает возможность одновременно захватить общие нормы и ценности в социальных мирах и конкретные правила и чувства, которые выделяют каждый из них — удачное дополнение к тому, что Клиффорд Гирц, профессор-основатель Школы Института Обществознание, рассматриваемое как «этическое измерение антропологической полевой работы.”
Гуманитарный разум: моральная история современности
После цунами 2004 года в Юго-Восточной Азии Клиффорд Гирц высказал тоску. , , что «гибель в таких масштабах, разрушение не только отдельных жизней, но и целого их населения, угрожает убежденности в том, что, возможно, большинство из нас примиряет, в той мере, в какой это мир делает, с нашей собственной смертностью: что, хотя мы мы сами можем погибнуть, сообщество, в котором мы родились, и жизнь, которую он поддерживает, каким-то образом будут жить.Можно углубить это глубокое понимание, предположив, что значение такого фатального исхода касается не только нашего скорби о потерянном мире, все следы которого могут даже исчезнуть; это также касается нашего чувства принадлежности к более широкому моральному сообществу, существование которого проявляется в сострадании к жертвам. Для внимательного наблюдателя цунами впечатляющая величина потерь с десятками тысяч жертв была столь же значимой, как и беспрецедентное развертывание солидарности с миллиардами долларов помощи.Мы оплакивали их мертвых, но праздновали нашу щедрость. Сила этого события заключается в редкой комбинации трагедии разорения и пафоса помощи. , , , Изложенный таким образом нравственный ландшафт можно назвать гуманизмом. Хотя это обычно воспринимается как само собой разумеющееся как простое расширение предполагаемой естественной человечности, которая была бы неразрывно связана с нашим человеческим существованием, гуманизм является относительно недавним изобретением, которое поднимает сложные этические и политические проблемы. , , ,
2010 год начался с ужасного землетрясения на Гаити, которое вызвало значительную мобилизацию во всем мире, особенно во Франции и Соединенных Штатах.Фактически мы стали свидетелями соревнования между двумя странами, чьи правительства и население соперничали друг с другом в заботливости по отношению к жертвам, безрассудно отправляя войска, врачей, товары и деньги, в то же время вызывая подозрение в достижении целей, отличных от чистой доброжелательности, к нация, которая была последовательно угнетена первым и эксплуатировалась последним. Эта эмуляция, безусловно, была вызвана доброй волей, и не следует сводить к минимуму альтруистическое участие и благотворительные усилия отдельных лиц, организаций, церквей и даже правительств, вовлеченных в лечение раненых, а затем в усилия по восстановлению.И все же нельзя не думать о том, насколько полезной была эта щедрость. В течение мимолетного момента у нас была иллюзия, что мы разделяем общее человеческое состояние. Мы могли бы забыть, что только 6 процентов гаитянских просителей убежища получают статус беженца во Франции, что представляет собой один из самых низких национальных показателей, намного уступающий тем, кто прибывает из явно мирных стран, или что тридцать тысяч гаитян были в списках депортации США. Агентство иммиграции и таможенного контроля. Катаклизм, казалось, стер воспоминания о французской и последующей американской эксплуатации острова.Наш ответ на это означал обещание возмещения и надежду на примирение.
В современных обществах, где неравенство достигло беспрецедентного уровня, гуманизм вызывает фантазию глобального морального сообщества, которое все еще может быть жизнеспособным, и ожидание того, что солидарность может иметь искупающие силы. Это светское воображение общения и искупления подразумевает внезапное осознание принципиально неравного состояния человека и этической необходимости не оставаться пассивным по отношению к нему во имя солидарности — каким бы эфемерным оно ни было, и какое бы ограниченное влияние эта потребность ни оказывала.Гуманизм обладает этой замечательной способностью: он беспомощно и иллюзорно наводит мосты на противоречия нашего мира и делает невыносимость его несправедливости несколько терпимой. Следовательно, его консенсусная сила. Дидье Фассен в году Гуманитарная причина: моральная история современности (Университет Калифорнии Пресс, 2011)
Подробную информацию об этом исследовании можно найти на веб-сайте http://morals.ias.edu/, включая соответствующие публикации, программы семинаров и соответствующие библиографии.
Антропологи из Оксфордского университета обнаружили то, что они считают семью универсальными моральными правилами.
Правила: помогать своей семье, помогать группе, возвращать одолжения, быть смелыми, подчиняться начальству, справедливо делить ресурсы и уважать собственность других, были найдены в опросе 60 культур со всего мира.
Предыдущие исследования рассматривали некоторые из этих правил в некоторых местах, но никто не рассматривал их все в большой репрезентативной выборке обществ.Настоящее исследование, опубликованное в томе 60, отсутствует. 1 выпуск « Current Anthropology », подготовленный Оливером Скоттом Карри, Дэниелом Остином Маллинсом и Харви Уайтхаусом, является крупнейшим и наиболее полным межкультурным исследованием морали, которое когда-либо проводилось.
Команда из Оксфордского института когнитивной и эволюционной антропологии (входит в состав Школы антропологии и музейной этнографии) проанализировала этнографические отчеты об этике из 60 обществ, включающие более 600 000 слов из более чем 600 источников.
Доктор Оливер Скотт Карри, ведущий автор и старший научный сотрудник Института когнитивной и эволюционной антропологии, сказал: «Дискуссия между моральными универсалистами и моральными релятивистами бушевала веками, но теперь у нас есть некоторые ответы. Люди повсюду сталкиваются с подобным набором социальные проблемы и используют аналогичный набор моральных правил для их решения. Как и предсказывалось, эти семь моральных правил кажутся универсальными в разных культурах. Каждый человек придерживается общего морального кодекса. Все согласны с тем, что сотрудничество, продвижение общего блага, является правильным делать.»
Исследование проверило теорию, что мораль развивалась, чтобы продвинуть сотрудничество, и что — потому что есть много типов сотрудничества — есть много типов морали. В соответствии с этой теорией «мораль как сотрудничество», выбор родственников объясняет, почему мы чувствуем особую обязанность заботиться о своих семьях и почему мы ненавидим инцест. Мутуализм объясняет, почему мы формируем группы и коалиции (в численности есть сила и безопасность) и, следовательно, почему мы ценим единство, солидарность и лояльность. Социальный обмен объясняет, почему мы доверяем другим, отвечаем взаимностью, чувствуем вину и благодарность, исправляем и прощаем.Разрешение конфликтов объясняет, почему мы участвуем в дорогостоящих проявлениях доблести, таких как храбрость и щедрость, почему мы подчиняемся нашим руководителям, почему мы справедливо делим спорные ресурсы и почему мы признаем предшествующее владение.
Во-первых, исследование показало, что эти семь видов совместного поведения всегда считались нравственно хорошими. Во-вторых, примеры большинства из этих нравов были найдены в большинстве обществ. Важно отметить, что не было никаких контрпримеров — ни одного общества, в котором любое из этих поведений считалось бы морально плохим.И в-третьих, эти морали наблюдались с одинаковой частотой на разных континентах; они не были исключительным заповедником «Запада» или любого другого региона.
Среди амхарцев Эфиопии, «пренебрежение родственными обязательствами рассматривается как позорное отклонение, указывающее на злой характер». В Корее существует «равноправная общественная этика [взаимной помощи] и сотрудничества между соседями [и] сильная групповая солидарность». «Взаимность наблюдается на каждом этапе жизни Гаро [и] занимает очень высокое место в социальной структуре ценностей Гаро.«Среди масаев» те, кто цепляются за добродетели воина, по-прежнему пользуются большим уважением »и« бескомпромиссный идеал высшего воина [включает] аскетическую приверженность самопожертвованию … в пылу битвы, как высшее проявление мужественного лояльность. «Бемба проявляет« глубокое чувство уважения к авторитету старейшин ».« Идея справедливости Капауку »называется« Ута-ута, половина-половина … [значение которой] очень близко к тому, что мы называйте справедливость. «А среди Тараумара» уважение к чужой собственности является краеугольным камнем всех межличностных отношений.»
Исследование также выявило «вариации на тему» - хотя все общества, казалось, соглашались с семью основными моральными правилами, они различались в том, как они расставили приоритеты или оценили их. В настоящее время группа разработала новую анкету о моральных ценностях для сбора данных о современных моральных ценностях и изучает, отражает ли межкультурное изменение моральных ценностей различия в ценности сотрудничества в различных социальных условиях.
По словам соавтора профессора Харви Уайтхауса, антропологи имеют уникальную возможность ответить на давние вопросы о моральных универсалиях и моральном релятивизме.«Наше исследование было основано на исторических описаниях культур со всего мира; эти данные были собраны до и независимо от разработки теорий, которые мы тестировали. Будущая работа сможет проверить более детальные прогнозы теория, собирая новые данные, даже более систематически, на местах «.
«Мы надеемся, что это исследование поможет продвинуть взаимопонимание между людьми разных культур; понимание того, что у нас общего, и как и почему мы отличаемся», — добавил Карри.
,