§ 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
§ 52-53 ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
Оценочные понятия морали. Моральные категории.
Моральный идеал.
Оценочные понятия морали. В качестве руководства в действиях человека используются определенные оценочные понятия — моральные категории. Моральных категорий множество. Основными из них являются добро, зло, долг, ответственность, честь, совесть, достоинство и др. Категория выражает некое качественное свойство, которое может быть положительным (хорошее свойство) или отрицательным (плохое свойство).
Добро и зло — основные оценочные понятия морали. Сущность оценочных понятий проявляется в их сравнительности. Например, как категории морали добро и зло равнозначны, а в качестве оценочных понятий они противоположны: добро — положительное свойство, зло — отрицательное. Посредством этих понятий все действия человека получают оценку — «хорошо” или «плохо”.
Сделать что-либо хорошее — добро, а сделать плохое — зло.
Добро и зло противоположны друг другу, но вместе с тем они органически неразрывны. Добро и зло так же, как день и ночь, свет и тьма, белое и черное,— вечные взаимодополняющие категории. Сущность каждой из них раскрывается в сопоставлении ее с противоположностью. С этой точки зрения они являются элементами всемирного равновесия и проявляются в единстве и борьбе противоположностей. «Чем темнее ночь, тем ярче звезды”— так же и сущность добра раскрывается существованием зла, и наоборот.
Люди, защищая какие-либо моральные ценности, отказываются от материальных выгод: жертвуют ради
Родины своей жизнью, ради любви жертвуют богатством. семьей, коллективом, группой, нацией, обществами возникает вследствие объективного развития общества. Понимание морального долга, подчинение ему своих действий определяют уровень морального сознания человека. Моральный долг — требования, которые ставит общество перед человеком. Эти требования изменяются в процессе исторического развития общества.
В жизни моральный долг и личные желания человека не всегда совпадают. Иногда человек бывает вынужден делать нечто, что он совершенно не желает делать. Выполнение человеком своего морального долга прежде всего необходимо обществу.
Долг, будучи совокупностью нравственных требований, обязывает человека соблюдать определенные нормы поведения. Моральный долг классифицируется так: гражданский долг, воинский долг, товарищеский долг, семейный долг и т.д. Честное и полное исполнение общественного долга высоко ценится в обществе. Еще лучше, если долг становится традицией или целью в жизни. В таком случае человек расценивает свои обязанности не как бремя, навязанное обществом, а как свою собственную волю, находит в них смысл и цель жизни.
Совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю. В отличие от мотива и долга, совесть включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), как, скажем, чувство чести и личного достоинства, но полностью отдавать себя служению обществу.
Совесть — общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. Как активная ответная реакция человека на требования общества и его прогрессивного развития, совесть является не только внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, но и стимулом ее деятельность но практического отношения к действительности. Совесть может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний (угрызения совести). Воспитание в каждом человеке совести — одна из важных сторон формирования нравственности.
Честь одно из широко распространенных понятий морального сознания. Как и совесть, честь относится к этическим категориям, она включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе понятие чести близко понятию достоинства. Будучи формой проявления отношения индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Но, в отличие от понятия достоинства, понятие чести основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке в зависимости от социального положения. Честь и возможности защиты чести у различных людей разные.
Пример
С точки зрения морали, общество не делает различий в достоинстве людей: академик и спортсмен, президент и рабочий, инженер и дворник — все имеют равное достоинство. Они имеют равные права, свободы и обязанности, точно так же личность каждого человека одинаково уважаема. А в отношении чести не может быть подобного равенства: честь связывается с личными возможностями человека, в основе которых лежат его реальные заслуги перед другими людьми или обществом.
Проявление чести может быть индивидуальным или коллективным (профессиональным, национальным). Критерии оценки и требования к человеку, связываемые с его честью, изменяются исторически. Честь отдельного человека связана с его стремлением сохранить и приумножить уважение к себе со стороны окружающих. Честь коллектива или общества определяется социальным положением и возможностями этого коллектива.
Главной особенностью чести является ее исключительный статус как высшей ценности — священность. Поэтому люди прилагают все усилия и возможности для ее защиты.
Достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. В стремлении не унизить своего достоинства человек старается строго выполнять требования, идущие от общества.
Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав.
Эгоизм (лат. ego — «я”) — жизненный принцип, выражающийся в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами общества и окружающих. Эгоизм оценивается как негативное качество, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального общества он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью.
С одной стороны, эгоизм выглядит как универсальная мера активности человека. Человек, придерживающийся такого принципа, ради собственного благополучия идет на любые поступки — ложь, предательство, клевету и т.д. Но, с другой стороны, он энергично защищает свою жизнь, свои интересы, умеет представить себя личностью, высоко ценит собственное достоинство. Сам себе помогает, создает условия для своей жизни и развития. Принимает на себя всю ответственность и только себе отдает отчет в своих действиях, уважает себя и не упускает ни одной удачной возможности. Хорошо знает свои возможности и развивает свои способности. Стремится к улучшению своего материального положения, практическими действиями достигает положения, должностей, званий. Если человек поступает подобным образом, то это не является чем-то предосудительным, напротив, такое поведение показывает жизненную активность человека. Однако эгоистам свойственны алчность, скупость, зависть. Они свое внутреннее «я” противопоставляют другим, стараются за счет интересов окружающих решать свои собственные проблемы.Альтруизм (фр. altruisme, лат. alter — «другой”) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. Альтруизм противоположен эгоизму.
Альтруизм основывается на идеях коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи; считается, что каждый человек должен в первую очередь заботиться об общественных интересах, а затем уже о личных. Альтруисты в жизни встречаются очень часто. Такой человек, как правило, полон достоинств: относится к окружающим только с добрыми намерениями, всегда готов оказать помощь. От альтруиста исходят доброжелательность и милосердие.
Моральный идеал. В сознании каждого человека существует некий совершенный образ, к которому он стремится, старается быть похожим на него. Молодежь, как правило, особенно подвержена таким стремлениям. Моральный идеал может представляться в виде образа реально существующей личности, с которой человек встречался, быть может, даже знаком с ней, а иногда идеал — это персонаж литературного произведения или образ, воплощенный в произведении искусства.
Моральный идеал (гр. idea — «вид, образ, представление, понятие”) — представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально- экономическое положение группы и соответствует его критерию нравственности и общественному идеалу.
Образ идеала в человеческом сознании порождают личности, придерживающиеся справедливости, чистоты, пожертвовавшие собой ради высших ценностей. Человек стремится достичь своего идеала. Общество тоже придерживается определенного идеала в своем развитии. Личный моральный идеал — стремление человека к внутреннему удовлетворению. Умение строить отношения с другими людьми, правильно выбирать характер общения— способы достижения идеала. Достижение идеала — это основное, главное направление в жизнедеятельности человека.
Идеал побуждает человека к достижению определенных целей, совершению хороших поступков. В обществе социально-политический идеал объединяет людей с близкими моральными позициями и нравственными устремлениями.
Идеал— явление общественное, с изменением общества меняются и идеалы. Например, нельзя сравнивать идеал женщины XVIII в. с идеалом современной женщины. Современная женщина — деловой, интеллигентный, целеустремленный человек. В настоящее время и человеческие качества оцениваются иначе — в каждом обществе существуют свои критерии оценки. Те требования, которые предъявлялись к средневековым рыцарям, ханам, батырам и биям, сегодня не актуальны, равно как и требования, предъявлявшиеся к аристократии, например, в эпоху Возрождения. Смена идеалов может происходить в сложных условиях и приводить к тяжелым социальным потрясениям.
Вопросы и задание
1. Назовите основные категории морали и дайте каждой из них краткую характеристику. 2. Что относится к оценочным понятиям морали? 3. Как вы думаете, много ли в нашей жизни альтруистов? Как вы относитесь к их бескорыстию?
2. Что мы называем культурой? Культура. Материальная и
духовная культура. Функции культуры в обществе.
Что такое мораль, ее категории и функции
Мораль — это совокупность общепринятых понятий о том, что такое хорошо или плохо, что есть зло, а что добро, а также нормы поведения, которые формируются исходя из этих понятий. Термин “мораль” может применяться не только в отношении всего общества. Также существуют отдельные категории для определенной части населения, например, бывает буржуазная, христианская мораль и т.п.
Содержание
- Общая характеристика
- Основные категории
- Добро
- Зло
- Долг
- Справедливость
- Достоинство
- Функции морали
- Связь культуры, права, религии с моралью
Общая характеристика
Понятие морали часто отождествляют с понятием “нравственность”. Они определяют систему норм поведения и общения, ценностей, оценочных суждений человека.
В ходе истории ученые оценивают мораль как:
Мораль включает следующие составляющие:
- принципы;
- идеалы;
- смысл жизни;
- критерии духовности;
- нравственные качества личности.
Рис. 1. Составляющие морали
Для морали характерны два признака:
Важно! Моральное сознание становится основой, на базе которой формируется отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выстраивает шкалу оценки добра и зла, убеждений, других людей.
Основные категории
Мораль всегда включает ряд категорий, понятия о которых становятся основополагающими в жизни той или иной группы людей:
- добро;
- зло;
- справедливость;
- долг;
- достоинство.
Рис. 2. Категории морали
Добро
Добро — это главная ценность, которая отождествляется с нравственным совершенством. Это залог целостности и гармонии как каждой отдельной личности, так и социума.
Добро по своей сути созидательно.
Зло
Зло — это все, что нарушает гармонию и целостность общества, а также то, что негативно меняет внутренний мир личности и окружающий порядок.
Долг
Определение долга — одно из основополагающих в формировании общества.
Важно! Моральный или нравственный долг — это выбор личности между тем, что она хочет, и тем, что должна сделать.
Например, родив ребенка, человек обязан заботиться о нем до достижения совершеннолетия. Но по факту он делает это намного дольше, считая это своим долгом.
Важно! Долг человека регулируется совестью — это личное осознание человеком собственного долга. То, следует он ему или нет, определяется моральным выбором. Этот выбор зачастую является самым сложным в жизни личности, особенно если варианты взаимоисключают друг друга.
Справедливость
Мораль рассматривает справедливость как соразмерность в распределении выгод и тягот в жизни членов общества. Она определяет, насколько совершенен способ ведения совместной деятельности.
Рис. 3. Категории морали
Справедливость предусматривает награду за добро и наказание за зло.
Достоинство
Относится к числу наивысших моральных категорий, которая определяет, как личность относится сама к себе, а также восприятие ее окружающими. Осознание собственного достоинства человеком, дает ему основы самопознания и контроля над своими действиями.
Достоинство определяет уровень ответственности личности за свои поступки перед самим собой. Оно заставляет ее совершать поступки во имя добра и вести себя соответственно нормам своей нравственности .
Функции морали
Мораль играет крайне важную роль в жизни социума и человека. Ее функции выделяют в 5 пунктов:
Аспекты морали и ее функции изучает наука этика. Она отличается от других наук тем, что предметом ее рассмотрения является не сам факт, а то, каким этот факт должен быть в идеале. Для того чтобы мораль успешно функционировала и развивалась, важно, чтобы все ее функции могли выполняться свободно и едино.
Рис. 4. Функции морали
Связь культуры, права, религии с моралью
Мораль прогрессирует и меняется с ходом истории. Она тесно связана с культурой каждого народа, переплетается с его традициями, обычаями, ценностями.
Важно! Нормы морали часто схожи с культурными обычаями общества, но все же имеют определенные отличия.
Обычаи предполагают, что правила будут выполняется бездумно и беспрекословно, тогда как мораль дает свободный выбор. Обычаи часто основываются на страхе перед осуждением социума, тогда как мораль руководит категориями “долга”, “стыда” и “совести”.
Нормы и правоведения, и морали созданы для регуляции и объединения социума. Они отличаются тем, что правовые принципы закреплены документами и то, как люди им следуют, контролируется государством. Мораль же использует личные суждения и выбор.
Важно! Правовые нормы обязательны, а моральные — желательны.
Определенные нормы морали схожи с правовыми. Примерами могут быть убийство, кража — это зло, и оно должно быть наказано. Часто они конфликтуют, если личные убеждения заставляют делать то, что карается законом. Например, человек решает, что украсть медикаменты, которые спасут родного, — правильно, тогда как право называет это преступлением.
В начале развития морали она была очень тесно связана с религией, и в определенном смысле это остается так до сих пор.
Важно! Мораль зачастую закрепляется верой и определяется для людей сводом заповедей.
Например, в православии источником моральных ценностей является Библия. Зло определяется как грех. Добро и желаемое поведение трактуется сводом правил (заповедей), которые есть в любой мировой религии. Интересно, что, вне зависимости от региона и различий религий, основные понятия в них схожи. Каждая из них считает недопустимым воровство, убийство, ложь, прелюбодеяние.
Мораль входит в каждую сферу жизни социума, так как дает оценку каждому ее аспекту: личному, политическому, экономическому и т.п. Она возникла и сформировалась для возможности сосуществования миллионов людей. Общие понятия и установленные нормы поведения позволяют человечеству развиваться и выстраивать продуктивные отношения.
Еще больше интересной информации о морали, а также нравственности, вы найдете в нижепредложенном видео.
Предыдущая
ФилософияБуддизм — кратко о религии (история возникновения, основные положения, священные книги)
Следующая
ФилософияМышление — определение, виды, функции, свойства
Как моральные категории связаны друг с другом?
Источник: VoltDriver/Wikimedia Commons (CC0)
У людей много разных моральных убеждений. Некоторые из этих верований широко распространены. Мы считаем, что воровать нехорошо. Убивать кого-то без причины неправильно. Порабощать другого человека неправильно. Другие убеждения могут отражать индивидуальные факторы. Некоторые люди считают, что есть животных аморально, а другие нет.
За последние несколько десятилетий исследователи объединили философские дискуссии о морали с психологическими исследованиями, чтобы попытаться понять, какие действия люди считают нарушением морали, и стратегии, которые они применяют, сталкиваясь с нарушением морали.
Трудно ответить на вопрос, как устроены моральные категории людей. Было проведено много работы над другими видами концепций, чтобы изучить, как они связаны друг с другом.
Многие категории организованы иерархически. Итак, гусь – это разновидность птицы, которая является разновидностью животного. Такая структура полезна, потому что свойства более абстрактных понятий могут быть унаследованы категориями, которые находятся под ними. Животные обычно двигаются, поэтому мы можем предположить, что птицы (представители категории животных) двигаются. Точно так же обычно летают и птицы, поэтому можно предположить, что гуси (как представители категории птиц), вероятно, летают.
Многие исследователи изучали взаимосвязь между структурой категорий людей и их готовностью делать предположения о том, обладает ли одна категория свойством при условии, что оно есть у другой. Эти предположения называются выводами на основе категорий .
В интересной статье Джастина Лэнди и Дэна Бартельса, опубликованной в выпуске Journal of Experimental Psychology: General за ноябрь 2018 года, эта техника применялась для изучения моральных категорий.
Эти исследователи попросили людей оценить, готов ли человек, совершивший одно моральное нарушение, совершить другое. В той мере, в какой люди предполагают, что одно нарушение предсказывает, совершит ли кто-то также другое нарушение, это может отражать лежащее в основе убеждение, что категории моральных нарушений схожи.
Например, предположим, что некто по имени Сэм назвал своего босса «идиотом». Это нарушение моральной ценности верности. Захочет ли этот человек встать в очередь перед другими людьми (нарушение справедливости) или заставить своего ребенка поступить в медицинскую школу после поступления в колледж (нарушение полномочий)?
Участники видели описания ряда различных нарушений, происходящих из моральных категорий, которые являются частью теории моральных основ, разработанной Джонатаном Хайдтом и его коллегами. Они также видели описания действий, которые нарушали социальные нормы, но на самом деле не были нарушениями морали (столкновение с кем-то на улице без слов «извините») и действий, которые не являются нарушениями (полеты на парашюте). В исследовании использовалось семь примеров каждого типа нарушения, и участники вынесли суждения о 64 парах поведения.
Исследователи старались сделать все действия плохими, но не настолько плохими, чтобы участники могли счесть их злыми людьми. То есть, если кто-то совершил действительно злое действие, участники могли просто предположить, что они готовы сделать что-то плохое.
Характер ответов был интересным. Во-первых, моральные категории, выделенные Теорией моральных основ, остались в силе. Люди обычно считали, что если человек совершил одно нарушение какой-либо категории (скажем, власти), он, вероятно, совершит еще одно нарушение той же категории.
Глядя на взаимосвязь между различными категориями, была группа нарушений, связанных друг с другом, которую исследователи обозначили как приличия . К ним относились нарушения лояльности, справедливости, авторитета, заботы о других, а также нарушения социальных норм. Нарушения чистоты (например, просмотр девиантной порнографии) и свободы рассматривались иначе, чем этот набор ценностей приличия.
Одна вещь, которая делает эту модель интересной, заключается в том, что она отличается от того, как теория моральных основ предполагает структурирование моральных категорий. Эта теория предполагает, что забота о других, справедливость и свобода связаны и отличны от лояльности, авторитета и чистоты. В нескольких последующих исследованиях этой серии сравнивались предсказания теории моральных основ и предсказания структуры, наблюдаемой в первом исследовании, и было обнаружено, что люди последовательно выносят свои суждения таким образом, который соответствует результатам первого исследования, в отличие от предсказаний первого исследования. Теория моральных основ.
В этих исследованиях есть два интересных аспекта. Во-первых, полезно использовать такого рода суждения, чтобы понять, как люди структурируют свои знания о категориях. Этот подход может также применяться к другим видам абстрактных категорий, которые трудно изучать другими способами.
Во-вторых, это говорит о том, что моральная психология людей сильно ориентирована на нарушения культурных норм. Люди не обязательно проводят различия, как это делают философы, когда оценивают моральные поступки других. Вместо этого они воспринимают то, что они обычно делают, как хорошее указание на то, что они должны делать. И кто-то, желающий совершить одно нарушение социальных норм, также будет признан готовым нарушить другие нормы.