Человек как объект и психика как предмет изучения психологии
Тема 3. Человек как объект и психика как предмет изучения психологии (предварительное системное представление)
Несмотря на сложность проблемы соотношения объекта и предмета исследования для любой науки, в психологии, как говорилось выше, принято главным объектом изучения считать человека, а главным предметом — его психику. С целью облегчить понимание психологической сущности человека, раскрываемой в последующих главах, и соблюдая основные принципы познания, дадим общее предварительное представление о человеке и его психике как сложных системах, подлежащих научному изучению.
Уровни психологической организации (макрохарактеристики) человека
Человек как субъект психической деятельности имеет многоуровневую организацию, что определяет и разные уровни и аспекты его психологического изучения. На каждом из этих уровней проявляется один из вариантов его сущности, что дает право говорить о нескольких ипостасях человека, только совокупность которых может дать более или менее целостное и полное представление о нем. (Между прочим, аналогичный подход в понимании сущности Бога демонстрирует христианский догмат о Божественной Троице, т. е. о Боге, едином в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой.)
Научное оформление многоуровневости психологической организации человека придал Б. Г. Ананьев, представив ее как систему взаимосвязанных понятий: человек — индивид — субъект (деятельности) — личность — индивидуальность [18, 22]. Взаимосвязь между этими понятиями в первую очередь предстает как иерархические отношения между ними. Иерархия (субординация) этих понятий, отраженная в последовательности их положения в общем ряду, имеет двойной смысл: условно можно говорить о временном и пространственном смыслах. Первый смысл заключается в том, что человек в своем онтогенетическом развитии последовательно проходит стадии от индивида до индивидуальности. Во втором смысле каждая последующая ипостась как более совершенный уровень организации включает в себя качества предыдущей, т. е. они находятся в отношениях соподчинения и включения. К настоящему времени вызрела идея дополнить этот ряд еще одной категорией — «универсум» [744]. Человек в своей психической деятельности раскрывается во всех перечисленных понятиях, которые в современной психологии нередко именуют «макрохарактеристиками» человека [166, 501].
В зависимости от уровня рассмотрения изучению подлежат различные совокупности психических явлений, характерные для соответствующей ипостаси человека. Совокупности эти отличаются друг от друга и составом входящих в них психических феноменов, и структурой, т. е. взаимосвязью этих феноменов.
Итак, самым общим понятием в этой иерархической лестнице является понятие «человек». Существует масса его определений. Но, как обычно в таких случаях, каждое определение отражает какую-то одну сторону (иногда несколько) явления, но не может охватить все стороны одновременно. (Кстати, напомним, что именно поэтому в современной науке действует и используется освещенный выше принцип дополнительности.) Например, очень точно характеризует отличие человека от животных такое определение: «Человек — единственное животное, которое знает свою бабушку». Не менее точен был В. Шекспир, подметив, что человеку в отличие от животного нужно не только необходимое, но и лишнее. Осознав все трудности формулировки исчерпывающих определений человека, примем за наиболее адекватную следующую дефиницию: человек — это биосоциальное существо, воплощающее, с одной стороны, высшую ступень развития жизни на Земле, а с другой, главный активный элемент общественно исторического развития.
С первой точки зрения современный человек предстает как биологическое существо, принадлежащее к типу позвоночных, классу млекопитающих, роду Нomo, виду Homo Sapiens (человек разумный). Он характеризуется особой телесной организацией, главными признаками которой являются прямохождение, наличие руки, высокоразвитого мозга и речевого аппарата. С общественной точки зрения он социальное существо, принадлежащее человеческому обществу в целом, определенным народностям, нациям, социальным группам. В этом ракурсе он характеризуется способностью к общению, к познанию внешнего мира и самого себя, к труду (как целенаправленному производству материальных или духовных ценностей).
Индивид (от лат. individuum — неделимое < in — не + dividen dus — подлежащий разделу) — макрохарактеристика человека, отражающая его природно-биологическую сущность как представителя вида Homo Sapiens. В этом понятии отражается индивидуально-биологическая сторона каждого человека как результат его филогенетического и онтогенетического развития. Филогенез — это историческое развитие организмов в русле эволюции жизни на Земле. Онтогенез — это индивидуальное развитие организма в русле его жизненного пути. Основные признаки индивида: 1) целостность анатомической и психофизиологической организации; 2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; 3) активность. Целостность означает системный характер связей между многообразными механизмами и функциями организма, реализующими жизненные (витальные) отношения со средой. Устойчивость определяет сохранность основных отношений индивида с действительностью и предполагает их пластичность, гибкость, вариативность. Активность обеспечивает способность индивида к самоизменению, сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее воздействия на организм.
Понятие «индивид» применимо не только к человеку, но и к животным, когда они рассматриваются как отдельные особи в составе своих популяций. В качестве синонима термина «индивид» используют термин «индивидуум».
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — макрохарактеристика человека, отражающая его соотношение с объективной реальностью, указывающая на него как на 1) носителя внутреннего мира (в форме сознания) и 2) источник активного познания и преобразования действительности. Субъект, действующий в объективном мире, противостоит ему благодаря своей сознательной активности. Активность субъекта в психологии обычно увязывается с его деятельностью. Психологическая активность обусловлена спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия (в отличие от реактивности — обусловленной предшествующими состояниями). Она характеризуется произвольностью (действие субъекта по собственному почину), целенаправленностью (наличием цели действия субъекта), надситуативностью (выход за пределы исходных целей), устойчивостью деятельности по отношению к цели. Реализация человеком функций познания и преобразования действительности в контексте деятельности обусловила применение термина «субъект» обычно в связке с этим понятием: «субъект деятельности».
Личность (от русск. личина) — это макрохарактеристика человека, отражающая его социальную сущность, указывающая на него как на субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Принято говорить, что личностью не рождаются, а становятся в процессе общения, научившись сравнивать себя с другими и выделять собственное «Я». Огромное влияние на процесс формирования личности оказывают воспитание и образование. Основными обобщающими, интегральными свойствами личности (ее макрохарактеристиками) являются темперамент, характер, способности и направленность. Личность может изменяться: прогрессивно развиваться или деградировать. По сочетанию ее свойств и особенностей различают личности гармоничные или односторонние, прогрессивные или реакционные, нравственные или преступные, здоровые или больные, нормальные или патологичные. Личность — явление многогранное, она является объектом изучения всех гуманитарных наук. В психологии личность изучается в двух главных аспектах. Первый — общепсихологический, в рамках которого изучается структура и общие свойства личности; деятельность как форма существования и проявления личности. То есть это в определенном смысле — индивидуализированный подход. Второй подход — социально-психологический. Здесь личность изучается в контексте общения и взаимодействия людей и различных групп друг с другом.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — макрохарактеристика человека, отражающая его неповторимость со стороны социально значимых отличий от других людей. В этом понятии воплощена уникальность человека и как индивида, и как субъекта, и как личности. Индивидуальность (в психологическом смысле) проявляется в чертах характера и особенностях темперамента, специфике интересов, качествах психических процессов, особенностях интеллекта, своеобразии потребностей и способностей. Предпосылками формирования индивидуальности выступают анатомо-физиологические задатки, процессы образования и сознательного самовоспитания.
Универсум (от лат. universalis — общий, всеобщий) — макрохарактеристика человека, отражающая достижение им высшей степени духовного развития с ясным осознанием своего бытия и места в мире.
Субординационный характер представленных ипостасей человека не означает, что каждый конкретный человек находится на каком-то одном уровне своей психологической организации. Взрослому нормальному человеку (являющемуся объектом исследования общей психологии) одновременно присущи все указанные уровни. Тем самым следует признать, что рассматриваемые ипостаси человека находятся не только в иерархических отношениях, но и в отношениях сосуществования и взаимодействия, т. е. в координационных отношениях. Этот аспект психологической организации человека наглядно, компактно и в то же время с достаточной полнотой описывается с помощью нижеприводимой схемы (рис. 3.1). Такое описание человека было предложено В. А. Ганзеном, опиравшимся на разработанный им и уже упоминавшийся нами пентабазис СПВЭИ [166, с. 156].
Рис. 3.1. Координационная схема психологической организации человека
(по В. А. Ганзену [166, с. 159])
Компоненты правой стороны схемы (личность и индивидуальность) отражают преимущественно социальную сущность человека, а компоненты левой стороны (индивид и субъект) — его биологическую основу. Верхняя часть схемы (субъект и индивидуальность) отражает дифференцирующие, разделяющие отношения человека в окружающей среде, нижняя (индивид и личность) — интегрирующие, объединяющие. Действительно, индивид — наименьшая единица в системе биологического вида, объединяющая и сохраняющая всю информацию о виде во времени (отношения «предки — потомки»). Как личность, человек вступает в контакт с расположенными в физическом и социальном пространстве другими людьми и различными социальными группами. То есть эти две ипостаси выражают объединяющую со средой (природной и социальной) во времени и пространстве сторону (тенденцию) человека как биосоциальной единицы. В то же время человек как субъект противостоит объективному миру, который он познает и преобразует, а как индивидуальность, противопоставляется другим людям. То есть эти две категории выражают отделяющую от природной и социальной среды сторону (тенденцию) человека как биосоциальной единицы.
Функциональная структура психики человека
Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что психика является мощным адаптивным механизмом, а ее глобальной, стержневой функцией является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий особей в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основные функции психики : стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку ) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную (передача информации) составляющую, но и перцептивную (восприятие и понимание человека человеком), и интерактивную (обмен действиями) [24]..
Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая — активности и реактивности, вторая — познания (отождествляемого некоторыми исследователями с психическим отражением в целом) и регуляции, третья — взаимодействий и взаимоотношений. Специальных пояснений этим двуединствам здесь не приводим, поскольку все необходимые обоснования каждого из них представлены ниже в главе, посвященной общению и деятельности, и частично в заключительном разделе, а также в научной литературе [24, 79, 80, 166, 506]. Если каждую функцию представить в виде одной из ортогональных осей в трехмерном евклидовом пространстве, то получим каркас трехмерной модели функциональной структуры психики (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Основные оси пространственной модели функциональной структуры психики
Представленная модель имеет фронтальную плоскость, образованную осями «активность» и «психическое отражение», горизонтальную плоскость, образованную осями «психическое отражение» и «общение», и сагиттальную плоскость, образованную осями «активность» и «общение».
В контексте нашего дальнейшего изложения первоочередной интерес представляет фронтальная плоскость модели, идея и первая редакция которой были предложены в 80-х гг. В. А. Ганзеном [166]. Ее последующая модернизация осуществлена в наших работах [498, 506, 520 и др.].
Строгость и стройность модели Ганзена предопределились опорой на четыре принципиальных положения. Первое состоит в учете дихотомической организации мира, а следовательно, и психики. Единство противоположностей, заключенное в реальных объектах и обеспечивающее как их равновесие, так и развитие, позволяет при анализе объектов реальности раздваивать их на пары (диады), а при синтезе — объединять их в единое целое. Область пересечения членов этих пар дает третий промежуточный элемент, который чаще всего можно рассматривать как границу между ними. Взаимодействие человека со средой есть целостное явление. Дихотомический подход позволяет выделить в этом взаимодействии такие первичные пары, как субъект — объект, отражение — регуляция, активное — реактивное поведение и т. д.
Второе положение, по сути являющееся частным проявлением первого, заключается в том, что психика рассматривается как система с двумя фундаментальными противоположными свойствами, присущими всем объектам реальности: неоднородностью и целостностью. Неоднородность (и соответственно тенденция к дифференциации частей психики как целого) выражается в существовании различных психических функций и проявляется в различных психических явлениях. Это дает возможность использовать при изучении и описании психики метод системного анализа. Целостность психики (и соответственно тенденция к объединению ее частей) заключается в неразрывном единстве всех ее функций и проявлений, что обеспечивает интеграцию всей внутренней психической жизни индивида и его непрерывную взаимосвязь с окружающим миром. Это свойство психики дает возможность при ее изучении и описании применять системный синтез.
Таким образом, реализация указанных двух положений позволяет представить функциональную структуру психики как трехуровневое иерархическое образование, где уровнем наивысшей степени общности является уровень интеграции, раздвоение интегративной функции на психическое отражение и регуляцию дает второй субординационный уровень, а раздвоение функций отражения и регуляции на активные и реактивные формы дает третий уровень — уровень парциальных функций. Эта субординация может быть описана в общенаучных категориях, что представлено графически на рис. 3.3 а.
2 Факторы, влияющие на зрительное восприятие водителя в темное время суток — лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.
Рис. 3.3. Функциональная структура психики человека:
а) в общенаучных категориях; б) в психологических категориях.
(по В. А. Ганзену [167, с. 31])
Третье принципиальное положение — это использование базисного метода для структурирования информации, полученной при изучении психики. Идея метода состоит в соотнесении совокупности элементов описания объекта (в нашем случае психики) с совокупностью элементов выбранного базиса. Это соотнесение осуществляется путем выявления соответствия (или близости) характеристик описываемого явления компонентам базиса. Данный метод придает описаниям упорядоченность, устойчивость и относительную полноту. Важным качеством этого метода является «открытость» полученных с его помощью описаний, т. е. возможность внесения дополнений и коррекций без коренных изменений в целом. Именно это обстоятельство позволило в дальнейшем модернизировать рассматриваемую модель.
Четвертое важнейшее положение постулирует возможность исчерпывающего описания любого объекта действительности через пространственно временные и информационно энергетические показатели. Следуя дихотомическому принципу и опираясь на философский анализ категории «материя», пространство и время рассматриваются как диалектическая пара форм существования материи, а энергия и информация — как диалектическая пара условий способа существования материи, т. е. движения. Это позволяет ввести основополагающий для систематики свойств различных объектов базис, названный В. А. Ганзеном «пентабазисом СПВЭИ». Пентабазис включает в себя пять базовых частей: субстрат (С), пространство (П), время (В), энергия (Э), информация (И). Пространство, время, энергия и информация определяют неоднородность и многообразие проявлений (свойств) объектов, в том числе психики, что отмечалось при изложении принципа целостности. Субстрат символизирует синтез всех этих свойств в одном объекте, интеграцию частей в единое целое.
Целенаправленное применение перечисленных принципов позволило В. А. Ганзену представить функциональную структуру психики человека в наглядной форме в виде графической схемы, где каждая триада психологических понятий реализует какую-либо парциальную функцию психики на третьем уровне их конкретизации (реактивное познание, реактивную регуляцию, активное познание, активную регуляцию) и функцию интеграции.
Перцепция в форме ощущений и восприятий осуществляет реактивное отражение, так как эти процессы непроизвольны, безусловны, непосредственны, причинно-следственны. Иначе говоря, на этом уровне психического отражения инициатива во взаимодействии между субъектом и объектом принадлежит объекту как раздражителю, как причине возникновения психического процесса. Непосредственность означает прямое взаимодействие субъекта с объектом. Безусловность означает, что результат взаимодействия (ощущение) возникает независимо от воли субъекта; он не в состоянии его изменить или устранить. Причинно-следственность указывает на направление процесса — от объекта к субъекту: изменения в объективном мире вызывают изменения в субъективном мире, т. е. появление, изменение или исчезновение ощущения, но не наоборот (вспомним принципы объективности и детерминизма). Ощущения и восприятия позволяют ориентироваться в среде и отвечать на вопросы «что?» и «где?». Следовательно, они соотносятся с базисным понятием пространства. Мышление в образной (представления) и знаковой (речь) формах выполняет активное отражение, так как позволяет путем активных преобразований информации (в первую очередь путем логических рассуждений) проникнуть в сущность явлений, скрытую от непосредственного чувственного познания через ощущения и восприятия. Этот психический процесс сопоставим с информационной частью пентабазиса. Аффект реализует функцию реактивного приспособительного регулирования в форме эмоций и чувств. В них обобщен опыт индивида и предшествующих поколений, что позволяет соотнести аффект с базисным понятием времени. Воля выполняет активное регулирование через волевые действия, побудителями которых выступают мотивы. Воля как движущая сила сопоставима с понятием энергии. Интеграция производится сознанием и так называемыми «сквозными» процессами (память и внимание). Память объединяет информацию в одном хранилище, а внимание «связывает» субъекта с объектом психической деятельности. Сознание олицетворяет собой высшего интегратора, в котором объединены все психические функции. Психика в целом функционирует в некоторой среде. На «входе» расположены первичные психические процессы — ощущения и эмоции. На «выходе» — действие и речь как явления, результирующие внутреннюю работу психики.
Эту схему мы пока принимаем за исходную для системного изложения дальнейшего материала. Наложением на нее ряда дополнений и изменений можно получить более подробную схему функциональной структуры психики человека.
Объект, предмет и методы психологии | Учебно-методический материал на тему:
Объект, предмет и методы психологии
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
♦ душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.
В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.
Что является объектом изучения психологии
И Баррулл, 2000.
Когда он изучал психологию, раса научила меня тому, что психология возражать против поведения человека. Тогда эта идея показалась мне подходящей, и я никогда думал, что это могло быть неправильным или вводящим в заблуждение. В настоящее время, когда я спрашиваю их о моем студенты психологии, что определяет психологию, все отвечают мне единогласно, что психология изучает поведение человека (ЧП).
Под СН надо понимать не только внешне наблюдаемые факты, т.е. скажем, действия и действия, которые мы можем наблюдать и которые мы можем каким-то образом также измерять и количественно оценивать объективно, но факты субъективного опыт (эмоции, мысли, предубеждения, ценности и т. д.), которые в данный момент мы не может наблюдать их объективно. Причина основана на том, что оба типа Факты берут свое начало в электрической активности мозга.
Кажется, что все психологи согласны и, в основном, удовлетворены этим.
Наверняка читатель подумает, что его не существует, но минимум сомнений что психология изучает СН и я не собираюсь так противоречить большие доказательства. Да, психология изучает СН, но это то, что мы не должны забудьте, что экономика, педагогика, антропология и т. д. также изучают его. Что то есть все науки о человеческом поведении изучают, по-видимому, СН. Поэтому определить психологию как науку о СН — значит совершить элементарная ошибка определения.
Дать определение вещи — значит дать описание существенного признаки, позволяющие отличить его от всех остальных. Если мы хотим определить, что такое стол, мы будем говорить что-то, что поможет нам отличить его от карандаш, стул, самолет и т. д. Но если то, что мы говорим для определения, не служить нам, чтобы отличить ее от других организаций, то наше определение абсолютно не подходит. Поэтому определить психологию как науку о СН не помогает нам отличить ее от других гуманитарных наук, поскольку все исследования, также Ч.
Моим ученикам нетрудно понять, какая экономика изучает СН, тогда как он влияет на явления, связанные с деньгами. Предприятие по производству товаров, дистрибьюция, коммерциализация, организации, финансовые рынки и т. д. — явления, происходящие от СН. Все эти явления в которой человек преследует, в последнюю очередь, получение денег, в любом их выражении, являются объектом изучения экономики. Однако, при попытке заставить их увидеть, что подбор персонала для компании — это, поэтому, также объект экономии, то действительно сердится на меня. Хотя они признают, что цель любого отбора персонала состоит в том, чтобы получить большую экономическую отдачу от компании, то есть сделать больше деньги, всегда думал, что такая задача является собственным предметом психологии.
Они также не испытывают затруднений в понимании того, какое педагогическое образование СН, принимающая участие в явлениях научения. Но это только при первый момент. Сразу же они осознают варварство, которое кончает признавать. Что бывает с Павловым или Скиннером? они педагоги психологи или? К понимаете, у какого педагога нет другого объекта изучения, как человека росчерком пера узнавая их стаю, половину которой они до сих пор имели считается собственной психологией. На данный момент его безопасность, о которой психология начинает шататься, хотя еще им нужно худшее.
Его недоумение возрастает, когда я прошу их подумать над лингвистический. Действительно, сразу же они узнают, что лингвистическая непосредственно изучает СН, ответственный за человеческое общение, в том числе как большая невербальная вербальная коммуникация как.
То же самое происходит и с антропологией, изучающей КГ, относящуюся к человеческая культура; социология, изучающая СН, связанную с великими системами социальной организации; история, изучающая эволюцию СН в время или эпистемолог, изучающий СН, заложенный в производстве научные знания.
Хотя они не устроены, чтобы признать это, его мозг не может избежать incomodidad определить психологию просто как изучение CH. Любой может понимать, что это определение совершенно неполно, что ему недостает что-нибудь. Психология – это наука, изучающая СН, связанную с чем-то . и то будет чем это действительно отличает его от других наук СН.
Чтобы включить/понять характер проблемы, мы суммируем более графическим и обобщенным способом. Панель определений наук о CH можно выразить так:
Дисциплина… | это изучает… | относится к… |
Эконом | Поведение человека | Деньги |
Педагога | Поведение человека | Обучение |
лингвистический | Поведение человека | Коммуникация |
Антропология | Поведение человека | Культура |
Социология | Поведение человека | Социальные системы |
История | Поведение человека | Временная эволюция |
эпистемология | Поведение человека | Наука |
Психология | Поведение человека |
Если оставить пустым раздел «связанный с. ..» психологии, то мы бы сказали, что психология является фундаментальной наукой. СН, из которых вытекают все остальные. То есть все науки о CH будет субдисциплинами психологии. Мои ученики быстро понимают, что такая возможность не имеет никакого смысла.
Пожалуй, та наука, которая могла бы стать основой всех наук СН, это неврологии, если учесть тот факт, что вся СН является внешней проявление (объективное) и совершает (субъективное) электрохимическое деятельность головного мозга. Иными словами, как экономическое поведение, так и педагогическая, культурная и т. д. являются проявлениями физического деятельность головного мозга.
Таким образом, мы должны быть в состоянии уточнить, что является аспектом СН, определяющая определенным образом объект изучения психологии. Мы должны искать уникальный для психологии объект изучения, чтобы он отличал он других наук Ч.-м.
Кому-нибудь можно было бы сказать, что психология изучает субъективные аспекты СН, то есть эмоции, мысли, ценности, предубеждения к нему и т. д. Но это не служит нам поскольку субъективная деятельность также влияет и определяет нашу экономическую поведения, обучения, культуры, общения и т. д. Только на пинсезе во влиянии субъективизма на подъемы и спуски штока рынки, например.
В этот момент, когда доверие моих учеников к традиционным определение психологии уже не выдерживается, кто-то робко говорит: психология изучает патологию человека», или что-то подобное.
Фланг, но цель кто-то начинает осознавать ситуацию. Что могло остаться к психологии как к предмету собственного изучения, не связанного ни с какой другой наукой Ч? фундаментальная проблематика того, что в человеке не подходит к другому наук СН? Столь очевидный и элементарный ответ в том, что я всегда дрожу стыда, когда есть, что сформулировать: здоровье человека Нечто столь важное и фундаментальное для нашего существование.
Проблемы здоровья человека являются хорошим кандидатом для определения психологии, так как это позволяет четко отличать ее от других наук о Ч. Тем не менее, мы не могли найти другой предмет? Лично я не умею найти другой объект изучения, другой проблемный предмет или то, что он служит для отличают психологию от других наук СН. Очевидно, если кто-нибудь найдет его, с большим удовольствием перепроверил бы это предположение. я Я открыт для любых предложений в этом смысле, поскольку чрезвычайно важно, чтобы психологов мы с достаточной ясностью и точностью определяем объектом изучения нашей дисциплины.
За неимением других кандидатов, мы можем понять, кто на самом деле являются явлениями связанные со здоровьем человека те, которые определяют объект изучения психология специфическим образом и отличается от других наук СН. Нет другие науки КНР в приоритетном порядке заинтересованы в человеческом здоровье. Таким образом, психология – это наука, изучающая влияние СН на здоровье человека. Ясно, что это определение, разъясняющее что такое психология, вызывает недовольство многих психологов, но это не изменить вещи. Положение психологии проясняется, так и как мы можем проверить, завершили ли мы предыдущую панель:
Дисциплина… | это изучает… | относится к… |
Эконом | Поведение человека | Деньги |
Педагога | Поведение человека | Обучение |
лингвистический | Поведение человека | Коммуникация |
Антропология | Поведение человека | Культура |
Социология | Поведение человека | Социальные системы |
История | Поведение человека | Временная эволюция |
эпистемология | Поведение человека | Наука |
Психология | Поведение человека | Здоровье |
Теперь психология появляется на своем правильном месте (и различима) внутри ассамблея наук СН. Никакого конфликта между психологией не существует и другие науки СН. У каждого свое место и свое пространство. Кроме того, это то, на что люди улицы надеются психологии, то есть, что помогает им решить серьезные проблемы со здоровьем, от которых мы страдаем, и в что лекарство не доходит до действия.
Это не значит, что у психологов нам не нужно учиться у других наук СН, все наоборот. В проблемном здоровье, экономические, культурные, коммуникативные факторы, обучения и т. д. Мы должны нас интересуют все аспекты СН, которые имеют место для здоровья человека. Но сам факт изучения предметов обучения, общения, культуры и т. не означает, что они являются объектом психологии. Они являются объектом педагогики, лингвистический, антропологический и т. д. То есть часть формирования психолога должно основываться на изучении педагогики, лингвистики, экономики, социология, антропология и т. д. и наоборот.
СН бесконечно обширна и сложна, так как наша специализация находится в мозг. Он настолько сложен, что необходимо, чтобы наук было много, что подход к различным аспектам одного и того же. Психология является одним из них, и это специализируется на всем, что он говорит о аспектах поведения, которые влияют на здоровье человека. По этой причине психология очень близка к медицины, потому что они преследуют одну и ту же цель, хотя и приближаются к ней с различные и взаимодополняющие точки зрения. По этой причине психология также наука о здоровье.
Ничто не кажется мне более связным и проясняющим, чем это определение, и я не могу понять, как психологи продолжают настаивать на традиционное определение. Я могу думать только о профессиональных или экономических причинах включать/понимать свою позицию. Определить неоднозначный путь к психологии позволяет включать большое количество произведений, учитывая невостребованность психологи в области здоровья. Но не знать, как определить наши собственные дисциплина точно не способствует ни в чем, чтобы оставить нашу социальную потерю престижа.
Оставим раз и навсегда, вполне ясно, как это предмет психологии, как для нас самих, так и для остального научного сообщества и общественности в целом, и мы имеем дело с ней. Мы не хотим решать проблемы других наук о СН, когда нам еще многое предстоит сделать отношение к здоровью человека. Давайте направим наши немногочисленные силы, на которые никто другой наука СН будет лечить, а оставить их решать свои задачи. Мы — нет забудь тогда, что
Психология предназначена для изучения влияния поведение в здоровье человека |
Основная цель психологии – способствовать развитию человеческого здоровья, исследуя, в какой степени поведение человека может быть прямым или косвенная причина страданий всех типов проблемных заболеваний и что влияют на здоровье человека (см. Can быть аффективный дефицит причиной болезни. Преследовать любую другую цель значит вторгнуться в конкуренцию других наук о человеческом поведении, оставляя собственные обязанности психологии.
Что это такое и почему они важны
Подобно другим научным дисциплинам, психология направлена на достижение ряда целей в исследованиях и практике.
Психология — это научная дисциплина, посвященная пониманию человеческого поведения.
На протяжении всей истории изучение человеческого поведения изначально считалось исключительно философским занятием. Однако в 1879 году немецкий профессор Вильгельм Вундт внедрил науку и научный метод в дисциплину психологии, открыв первый психологический институт в Германии.
Психология включает в себя четыре основных цели или принципа, которые отражают ее цель и намерения: описывать, объяснять, предсказывать и изменять поведение.
Психология считается наукой, потому что она использует тот же научный подход, что и другие науки, такие как астрономия или химия, чтобы помочь нам понять поведение человека.
Подобно другим отраслям науки, психология направлена на достижение ряда целей в исследованиях и практике:
- описать поведение
- объяснить поведение
- предсказать поведение
- изменить/контролировать поведение
Первая цель психологии — описать поведение. Эта цель спрашивает: «Что происходит?» или «Что делает этот человек?»
Эта цель позволяет исследователям собирать информацию, а затем описывать, называть и/или классифицировать то, что они видят. Тщательно описывая явление или поведение, психологи могут различать типичное и нетипичное поведение. Описание является отправной точкой для понимания вещей.
Для достижения цели описания исследователи могут использовать различные подходы, включая естественное наблюдение, опросы, тематические исследования и самоотчетные тесты.
Например, в ходе одного исследования наблюдались интернет-привычки детей и подростков, определялись модели их использования и наблюдалось, делятся ли дети этой информацией со своими родителями.
Исследователи обнаружили, что дети и подростки тратили в среднем 3,1 часа в день на просмотр веб-страниц. Они также заметили, что дети неохотно рассказывали родителям, что они искали в Интернете.
После того, как поведение будет тщательно задокументировано и описано до мельчайших деталей, исследователи могут использовать эту информацию в качестве отправной точки для его объяснения.
Объяснение
После подробного описания поведения следующей целью является его объяснение. Объяснение поведения включает в себя попытку понять, как и почему оно происходит.
Цель объяснения помогает определить, почему мы ведем себя или реагируем определенным образом или как определенные раздражители могут повлиять на наше психическое здоровье, личность или отношения. Например, почему мы слушаем музыку или читаем книги? Является ли наша личность в основном результатом воспитания или природы? Что заставляет человека рисковать своей жизнью ради другого?
В исследовании 2022 года изучалось поведение детей, когда они делятся друг с другом, и выяснялось, могут ли определенные когнитивные навыки сделать обмен более вероятным. Исследователи обнаружили, что навыки счета ребенка на самом деле были самым важным предиктором справедливого поведения.
Таким образом, исследователи не только наблюдали за навыками обмена детьми, но и объяснили, почему некоторые дети, возможно, делились больше, чем другие, потому что с их навыками счета они, по сути, могли считать предметы для себя и своих сверстников.
ПредсказатьТретьей целью психологии является предсказание. Как только психологи описали определенное поведение и объяснили, почему оно происходит, они могут лучше предсказать, как и когда оно может повториться.
Цель предсказания спрашивает: «Когда такое поведение может повториться в будущем?» или «Что произойдет, если я отреагирую таким образом?»
Исследователи могут использовать данные, которые они собрали в ходе предыдущих исследований, чтобы предсказать, когда, почему и как определенное поведение будет происходить в будущем. Благодаря предсказанию психологи могут лучше понять основные причины наших действий.
Например, мы обычно понимаем, что алкоголь может сделать некоторых людей более агрессивными. Имея эту информацию, мы можем предсказать, что в алкогольных барах происходит больше драк, чем в кофейнях. Исследователи могут принять эту гипотезу и провести исследование, чтобы убедиться, что она верна.
Успешное предсказание важно для достижения конечной цели психологии: изменения поведения.
Изменить поведение
Четвертая цель психологии — изменить поведение, которое может быть вредным, непродуктивным или мешать повседневной жизни.
Цель изменения спрашивает: «Как я могу избавиться от этой привычки?» или «Что я могу сделать, чтобы стать более щедрым человеком?»
Психотерапия является примером этой цели в действии. Например, в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) вы выявляете и изменяете негативные и вредные модели мышления.
Эта конечная цель может помочь добиться позитивных изменений в жизни, таких как уменьшение аддиктивного поведения, уменьшение симптомов депрессии или улучшение общения.