Объект психологии как науки: Психология — Википедия – Тема 1.1. Психология как наука

Предмет и объект психологии

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, — это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?

Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной  (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.

С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми

определениями.

  • Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики.
  • Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
  • Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
  • Объектом психологии как науки выступает психика, предметом — основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
  • Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).

По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.

Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии — это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.

Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.

Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Общее — это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.

Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, — это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

  1. В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
  2. В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:

«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».

Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.

О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования. Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.

Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология — наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.

Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.

Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество — это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?

В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «

Человек как предмет познания», и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.

Итак, человек, общество — это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой — как объект изучения?

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:

«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно — это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».

Таким образом, объектная область психологии — это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.

Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта — стороны человека и различные области его жизнедеятельности.

Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:

«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек — великая, вечная и универсальная проблема».

В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.

Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» — понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.

При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).

В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.

Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.

Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.

Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).
соотношение между объектом и предметом науки
Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.

Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.

Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших — сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.

Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.

Читать книгу Методологические основы психологии В. В. Константинова : онлайн чтение

Глава 2 Психология как наука. Предмет и объект психологии

Темы

2.1. Психология как наука

2.2. Предмет и объект психологии

Исторический анализ психологических учений показывает, что в разные времена и под разным углом зрения за предмет психологии, психологического исследования принимались различные стороны и сущности психических явлений. Возникает вполне правомерный вопрос, какая же позиция соответствует истине или приведет к истинному пониманию и познанию сущности психических явлений?

Каково современное понимание психологии как науки, каковы ее предмет и объект?

Рассмотрим некоторые имеющиеся точки зрения, чтобы иметь возможность выделить общую позицию авторов и то, что в их подходах является специфическим.

2.1. Психология как наука

Первый термин для обозначения психологической реальности – психея — вводит древнегреческий философ Гераклит (IV в. до н. э.). Но первое письменное упоминание «термина «психология» относится примерно к 1520 г., когда его использовал в своих трудах сербохорватский философ Марулич [19, с. 10]. В этой связи следует отметить также работы немецких ученых-схоластов О. Кассмана и Р. Гоклениуса. Именно перу последнего принадлежит трактат «Психология», вышедший в 1590 г. [29]. Но только начиная с работ X. Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734) термин «психология» становится общеупотребительным для науки, изучающей психику человека. «Психология» в переводе на русский язык буквально означает «паука о душе» (греч. psyhe — душа, logos — учение).

Однако мы с вами уже поняли, что психология как наука о душе и душевных явлениях заканчивается в XVIII в. В последующие столетия это уже наука о сознании, о бессознательном, о поведении, о процессах целостного восприятия и мышления, о внутреннем Я человека и возможностях его самоактуализации и т. д. Каково же понимание психологии как науки в современной отечественной психологии? С целью анализа ознакомимся с некоторыми определениями.

• Психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития [39, с. 6].

• Психология в самом общем понимании – это наука о психике [там же, с. 5].

• Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни [69, с. 47].

• В самом общем виде психология человека – это наука о человеческой психике, закономерностях ее строения, функционирования, развития и изменения [59, с. 6].

• Психология – наука о строении и закономерностях возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения [88, с. 7, 116].

Видимо, достаточно дефиниций, чтобы можно было сделать определенные выводы. Следует отметить, что краткие определения хороши тем, что они без усилий запоминаются. Однако требуют дальнейших разъяснений. В то же время, одно из методологических требований и логических правил таково, что в дефиниции (определении) науки должен быть достаточно полно и четко определены ее предмет и объект исследования. Поэтому каждое из приведенных определений обладает известной неполнотой. Прежде чем попытаться ее устранить, видимо, необходимо выяснить: что же такое наука вообще и чем она отличается от других сфер человеческой деятельности?

Пример из истории

В Средние века во времена схоластических споров в 1432 г. в одном из крупных монастырей Италии возникла горячая дискуссия, которая привлекла выдающихся ученых того времени со всех концов Европы. На диспуте обсуждался вопрос: сколько зубов у лошади. Тринадцать дней продолжались бурные споры с утра до ночи. Было поднято все Священное Писание, сочинения Отцов Церкви и святых. Проявлена была грандиозная эрудиция, сталкивались противоположные мнения, но спорящие никак не могли прийти к какому-нибудь определенному выводу. А на четырнадцатый день один молодой монах внес неслыханное и чудовищное предложение. Он предложил привести лошадь, открыть ей рот и подсчитать, сколько у нее зубов. Предложение это вызвало яростный гнев всей высокоученой аудитории. Ученые мужи и монахи обрушились на молодого богохульника с воплями, что он предлагает невиданные, еретические, богохульственные способы исследования. Его избили и выбросили из аудитории. А высокий ученый совет принял решение, что вопрос о количестве зубов у лошади навеки останется для людей глубокой тайной, потому что, к сожалению, нигде в Писании Святых Отцов Церкви об этом не сказано [32].

В сущности, то, что предложил молодой монах, и было началом научного подхода. Ибо наука начинается там, где вместо того, чтобы опираться на чьи-то слова, на житейский опыт, мы стремимся к познанию сущности самих фактов. Или, иначе, наука начинается там, где вместо того, чтобы спрашивать мнение авторитетов, мы вопрошаем посредством научных методов (опыта и эксперимента) саму природу и пытаемся выявить сущностные и закономерные связи имеющих место явлений.

Наблюдая за явлениями природы, человек превращает их в научные факты, которые исследует с помощью определенных методов научного познания, пытаясь выявить закономерные, сущностные связи происходящего. Это главное отличие научного познания от житейского наблюдения и опыта.

Однако нет и не будет науки, которая бы занималась всем. Каждая наука исследует какую-либо область объективной реальности. Для психологии такой реальностью выступает психика и весь мир психических феноменов, с ней связанный.

Однако научная психология не может ограничиться описанием психических явлений (психических феноменов) и психологических фактов – их необходимо объяснить, т. е. раскрыть законы, которым эти факты и явления подчиняются.

Задача выявления законов психики, раскрытия тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, относится к числу сложнейших в науке. В 1970-1980-х гг. советские психологи на основе диалектико-материалистического метода подошли к конструктивному разрешению важнейшей проблемы психологии как науки – проблеме выявления законов психического, ибо, как отмечал Б. Ф. Ломов, «научное познание и состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями» [51, с. 105], т. е. законов. Была выявлена специфика законов, открываемых в психологии. Она характеризуется тем, что психологические законы не являются жесткими и однозначными абсолютами, а выступают как законы-тенденции.

Иными словами, законы психологии, во-первых, носят статистический характер, т. е. вероятностный, и выступают как законы-тенденции, поскольку любое психическое явление обусловлено множеством факторов, действие которых и силу влияния, а также постоянно меняющееся сочетание полностью учесть невозможно. Во-вторых, поведение и деятельность, все отношения человека с миром, с другими людьми и с собой, с одной стороны, подчинены как общим для психологии человека закономерностям, так и факторам индивидуальности данного конкретного человека; направляются всем содержанием внутреннего мира личности, хранящего личную историю человека. Они несут на себе отпечаток уникальности понимаемого, переживаемого и реализуемого личностного смысла каждого понятия, каждой вещи и событий окружающего мира. Эта уникальность принципиально непознаваема до конца, поэтому реакции, отношения, поступки, поведение человека всегда лишь относительно предсказуемы. По этим причинам психологические закономерности не всегда проявляются с желаемой точностью и постоянством, а действуют как тенденции. Почти каждое правило в психологии дополнено многими ограничениями, уточнениями и поправками.

Статистические и динамические закономерности являются двумя основными формами закономерной связи явлений объективного мира, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний.

В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер (таковы ряд законов механики, физики, химии и др. естественных наук). Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого числа элементов и в которых можно абстрагироваться от целого ряда случайных факторов.

В статистических законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, которые имеют место в статистических коллективах, группах или массовых событиях. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих группу, общность, и поэтому характеризует не столько поведение отдельного индивида, представителя множества, сколько популяции в целом.

Таким образом, психология вместе с изучением психики и мира психических феноменов выявляет психологические законы, имеющие свою специфику.

Но знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, посредством которых закономерность может проявиться. Поэтому в задачу психологии входит, наряду с исследованием психических явлений, психологических фактов и закономерностей, установление и выявление механизмов психической деятельности.

При этом любое явление, в том числе и психическое, когда-то возникает, имеет определенные этапы и закономерности развития и функционирует до тех пор, пока не прекратит свое существование. Следовательно, в область научных исследований входят и особенности генезиса предметной и объектной областей.

С учетом вышеизложенного можно дать следующее развернутое определение психологии как науки.

Психология – это наука о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям.

Под материальными носителями психики понимаются высшие животные, сообщества высших животных, человек и социальные группы, которые обладают психикой в развернутом ее понимании.

2.2. Предмет и объект психологии

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, – это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?

Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.

С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями.

• Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего… факты, закономерности и механизмы психики [86, с. 11-12].

• Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности [65, с. 3].

• Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности [35, с. 10].

• Объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности [22, с. 21].

• Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления [61, с. 9].

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).

По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.

Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии – это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.

Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.

Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Общее – это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.

Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, – это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

1. В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.

2. В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом: «Объект психологии… основным объектом психологии… является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «…Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты» [84, с. 20-21; 59 и др.]. «Объектом психологии как науки выступает психика» [22, с. 21 и др.].

Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.

О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования. Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.

Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология – наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.

Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.

Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество – это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?

В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания» [3], и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.

Итак, человек, общество — это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой – как объект изучения?

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» [86] писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».

Таким образом, объектная область психологии – это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.

Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта – стороны человека и различные области его жизнедеятельности.

Подчеркивая необходимость создания единой теории человекознания, Б. Г. Ананьев отмечает: «Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек – великая, вечная и универсальная проблема» [3, с. 11].

В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.

Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» – понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать [41, с. 12].

При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).

В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.

Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.

Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.

Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).


Рис. 2.1. Соотношение между предметом и объектом науки

Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.

Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это паше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.

Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших – сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.

Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как пауку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям. Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.

1. Объект, предмет и задачи психологии.

Объектом исследованияпсихологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической науки? Это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие;

3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь.

Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) интересы.

Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.

Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции;

4) склонности; 5) способности; 6) знания; 7) сознание; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.

Основными задачами психологииявляются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.

Предмет, объект и методы психологии. Психология. Полный курс

Предмет, объект и методы психологии

Предметом психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, содержащие в себе многие субъективные явления, конкретные факты психической жизни, которые могут быть охарактеризованы не только качественно, но и количественно.

Такие явления, как мышление, речь, внимание, память, ощущения, восприятие, воображение, открывают человеку возможность познавать мир, на основании чего их называют познавательными процессами. Другие явления регулируют общение человека с людьми, управляют его действиями и поступками; поэтому они получили название психических свойств и состояний личности. Эти процессы объединяют потребности, мотивы, цели, интересы, склонности, способности, знания и сознание, волю, чувства и эмоции. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, соответственно, обратную зависимость.

Следует отметить, что психология, как и любая другая наука, не может ограничиться только описанием фактов, в данном случае психологических. Научное познание диктует переход от описания к объяснению. Следовательно, предметом психологии являются и психологические законы. Например, некоторые психологические факты возникают всегда, когда для этого существуют соответствующие условия. Таким образом, речь может идти о закономерности психических процессов. К закономерным процессам можно отнести постоянство восприятия (цвета, величины, формы предмета).

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя они тесно связаны друг с другом и составляют единое неделимое, именуемое жизнедеятельностью человека.

Обобщая, можно дать следующее определение: «Предметом психологии являются закономерные связи объекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошев ский, В. А. Петровский).

Психическая организация человека существенно отличается от биологической. У человека вследствие социокультурного образа жизни сформировано сознание. В межличностных контактах индивид получает способность познавать себя в качестве субъекта психической деятельности, объяснять внутренний план своего поведения. Однако не все его элементы могут быть определены с помощью языка сознания. Непереводимые на язык сознания составляющие образуют сферу бессознательного, также включаясь в структуру предмета психологии.

История развития психологии как науки свидетельствует о том, что знание о предметной области психологии непосредственно связано с естественно-научными, социальными и техническими науками.

Отдельно следует сказать о теоретической психологии, предметом которой является категориальный аппарат науки – основные принципы, позволяющие объяснить процессы и закономерности, ключевые проблемы, которые пытались объяснить ученые-психологи на всех этапах развития психологического знания.

Психология призвана объяснить то или иное поведение человека (или любого другого носителя психики).

Объектом психологии выступает психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением, то есть внутренний мир личности, возникающий в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами и оценивается по таким параметрам, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика человека начинает проявляться на определенной ступени его эволюции и характеризуется как высшая форма (сознание).

Приемы и средства, благодаря которым могут быть получены достоверные данные, необходимые для дальнейшего построения научных теорий и выработки практических рекомендаций, называются методами научных исследований.

К основным методам психологии относятся:

1. Наблюдение (внешнее – наблюдение со стороны, внутреннее – самонаблюдение, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее).

Научное психологическое наблюдение отличается от житейского, поскольку предполагает переход от описания наблюдаемого факта к объяснению его внутренней психологической сущности. К одной из разновидностей наблюдения относится психологический анализ продуктов деятельности.

2. Опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный).

Опрос – это метод, при использовании которого человек должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При устном опросе, как правило, ведется наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы, чем и обусловлено его использование. Наиболее распространенная форма письменного опроса – анкета – позволяет охватить большее количество людей. При свободном опросе перечень задаваемых вопросов и вариантов ответов на них не ограничен. Такой тип опроса позволяет изменять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы.

3. Тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест).

Методы, позволяющие психологу выявить определенные психологические качества личности, называются тестами. Тест – это кратковременное задание, результаты выполнения которого могут показать совершенство или расстройство некоторых психических функций. Психологические тесты применяются для выяснения готовности к обучению, уровня усвоения знаний в группе и т. д. Диагностическая ценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, послужившего основой для теста.

4. Эксперимент (естественный, лабораторный).

Психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Лабораторный эксперимент проводят с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним проводят эксперимент. Естественный эксперимент должен быть перенесен в обычные условия, исключающие напряжение испытуемого, свойственное лабораторному эксперименту. Одна из его разновидностей – психолого-педагогический эксперимент, позволяющий изучить познавательные возможности учащихся различных возрастных групп и т. п.

5. Моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

Если исследование явления посредством простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно, применяется метод моделирования. В данном случае создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. Она позволяет детально исследовать явление и сделать выводы о его природе.

6. Интервью – это психологический вербально-коммуникативный метод, основанный на проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану. Выделяют стандартизированное (формализованное) интервью, в котором заранее определяются формулировки вопросов и их последовательность. При проведении нестандартизированного, свободного или ненаправленного интервью психолог следует общему плану исходя из целей исследования, задавая вопросы исходя из ситуации. Полустандартизированное, фокусированное интервью основано не только на строго необходимых, но и на возможных вопросах.

В зависимости от стадий исследования могут использоваться предварительное интервью (стадия пилотажного исследования), основное интервью (стадия сбора данных) и контрольное интервью (проверка спорных результатов и пополнение банка данных).

По количеству участников интервью подразделяются на индивидуальные (психолог и испытуемый), групповые (участвуют более двух человек) и массовые (от ста до нескольких тысяч опрашиваемых, обычно в социологии).

Психология обогащает фонд знаний с помощью объективных методов. Современная психология предъявляет к научному исследованию важное требование, которое состоит в том, что изучение психических фактов должно осуществляться с точки зрения генетического (исторического) принципа, сущность которого заключается в рассмотрении изучаемого психического явления как процесса. Исследователь должен стремиться восстановить все моменты развития последнего, увидеть и понять закономерности, причины смены ими друг друга, попытаться представить изучаемый факт в конкретной истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тема 1.Психология как наука. Предмет и методы психологии

1.1. Что изучает психология

1.2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологической науки

1.3. Методологические принципы психологии. Методы психологии

1.1. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными спо­собностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.

Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружаю­щая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с науч­ных позиций.

Современной наукой человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека; в-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного человека.

Психология изучает этот внутренний мир психических явлений чело­века, осознаваемых или не осознаваемых им.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos«понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Психология наука о закономерностях возникно­вения, функционирования и развития психики. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Следовательно, объектами отечественной психологии в настоящее время выступают система психических явлений живых существ (людей и животных), а также психология больших (общественных, этнических, религиозных и т.д.) и малых (корпоративных, производственных и т.д.) групп людей. В свою очередь, ее предметом являются закономерности формирования, функционирования и развития названных психических и психологических (социально-психологических) явлений.

Объекты и предмет психологии определяют перечень решаемых в ее рамках научных задач.

Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо построить классифика­цию психических явлений. Психические явления (конечно, на ином уровне организации) есть и у животных. Поэтому психология, изучая человека, интересуется и пси­хикой животных: как она возникает и изменяется в процессе эволюции животного мира, в чем причины отличия человеческой психики от пси­хики других живых существ.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, общаться с другими людьми, чтобы ориентироваться в окружающем мире, человеку прежде всего необходимо его познать. Психология изучает, какие свой­ства действительности познает человек посредством психических про­цессов — ощущений, восприятия, мышления, воображения и пр. Пси­хология рассматривает также психологические особенности различных видов деятельности и общения и их влияние на психику.

Хотя психические явления подчиняются общим закономерностям, для каждого человека они индивидуальны. Поэтому психология изучает ин­дивидуально-психологические особенности людей, их личности, моти­вы поведения, темперамента и характера. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли.

Система психических явлений, изучаемых современной психологией.

Психические явления — это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология, как наука.

1. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Они делятся на:познавательные, эмоциональные, волевые.

2. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер.

3.Психические состояния — это определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный в конкретный момент времени (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.и т.д.)

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

1.2. Так, долгое время, являясь одним из разделов философии, психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками — биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками (социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой. Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной. Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наук проявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис. 1. Классификация А. Кедрова

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

.

1.3. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

  • нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

  • стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны. Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

  • опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

  • тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века —интеллекта, творческих способностей и пр.;

  • изучение продуктов деятельности — количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

Предмет психологии как науки

Предмет психологии

Интерес к природе человеческого бытия лежит в основе развития психологии, предметом изучения которой являются конкретные факты психической жизни, имеющие качественные и количественные характеристики.

Любая наука, а психология тем более, не может ограничиться только описанием психологических фактов, потому что любое явление подчиняется законам и требует объяснения, а это значит, что в психологии предметом изучения являются психологические законы.

Задача, над которой работает психология, заключается в изучении законов психической деятельности в её развитии, выявление связей социальных и природных свойств человека. Психология как наука должна раскрывать сущность изучаемых явлений, в этом состоит её цель.

Главные категории психологии выдвинул Б.Ф. Ломов:

  • Отражение;
  • Деятельность;
  • Личность;
  • Общение;
  • Понятия «социальное» и «биологическое».

Для создания научной базы психологии, решения общественных задач большое значение имеет исследование системы психических явлений, которые направлены на раскрытие объективных законов.

Душа, как предмет психологии в разное историческое время имела разный смысл, и главное её назначение заключалось в придании телу активности. Душа считалась основой мира и первоосновой тела в эпоху Античности, а само тело, по представлениям ученых психологов, было инертной массой, которое необходимо приводить в движение.

В Средние века душа становится предметом богословия и областью исследования является изучение всех видов активности тела и всего чувственного познания мира. Не к материальной душе, а к прерогативе божественной воли относили волевое поведение, логическое мышление.

Предметом психологии в Новое время становится сознание, поэтому психология стремится стать объективной и рациональной, основанной на разуме и доказательствах, а не на вере. Научная психология свое официальное оформление получила сравнительно недавно, в 1879 г., когда немецкий психолог Вундт открыл первую лабораторию в Лейпциге. До появления психологии развивались две большие области знания: естественные науки и философия. Получается, что психология является наукой особого типа.

Интригующей для психологов была задача понять, чем определяются причины и закономерности поступков человека, его внутренний мир, законы поведения в обществе. Как у человека возникают мысленные образы, что такое сознание, творчество и каковы их механизмы. Психология, которая с момента своего возникновения должна найти ответы на многие и многие вопросы, балансирует между наукой, искусством и верой.

Трудности становления психологии

Эта разветвленная система наук прошла в своем становлении целый ряд трудностей:

  • Наука о душе, а душа – это самое сложное, что сегодня известно человеку;
  • Человек в психологии одновременно выступает как субъект и объект познания, в результате образуется уникальное явление – научное сознание человека становится научным самосознанием;
  • В психологии остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Исходя из этого, многие ученые отказывались признавать психологию объективной научной дисциплиной. В качестве аргумента был выдвинут тезис о том, что внутренний мир человека только ему одному непосредственно открыт для познания и объективно изучать субъективный мир невозможно.

Те методы в научной психологии, при помощи которых она получает знания, рациональны, осознанны, целенаправленны. Богатство этих методов дает ей обширный и разнообразный материал. Разрабатываются и организуются специальные эксперименты для проверки выдвигаемых гипотез.

Теория эволюции Ч. Дарвина, работы Г. Спенсера, развитие биологии дали возможность психологии отделиться от философии и соединиться с естественными дисциплинами. Кроме познавательных процессов к предмету психологии теперь относятся поведение и эмоциональные процессы.

Психология как наука

По сравнению с другими науками развитие психологической науки было более трудным. Это несложно понять, потому что объекты физики, химии, естественных наук, видимы, осязаемы, материальны. В отличие от них, психология имеет дело с субстанцией, которая обнаруживает себя и в то же время отличается от материальной реальности своей невидимостью, неосязаемостью, невещественностью. Зафиксировать психологические явления сложно, что с самого начала затрудняло развитие психологического знания и превращение его в самостоятельную науку, история которого насчитывает более 2000 лет.

Значение психологии значительно возросло на рубеже XX-XXI веков, потому что она все больше вовлекалась в различные виды практической деятельности. Своеобразие объекта психологической науки привело к появлению большого числа научных школ и теорий, которые дополняя друг друга, нередко друг другу и противоречили.

Психология – единственная наука, выделяющаяся среди других наук тем, что названа именем греческой богини Психеи. Греческий миф о любви Психеи и Эрота представляется несколько наивным для характеристики науки, но, тем не менее, содержит в себе глубокую догадку о нерасторжимом единстве духовного начала бытия души с материальным, телесным началом, которое выражает Эрот.

Основой представлений современной материалистической философии и психологии о сущности человеческой психики, как свойства высокоорганизованной материи, является глубокая мысль о целостности универсума, включающего в себя два главных начала – материальное и духовное.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер по причине того, что биологическую природу человека преобразуют социокультурные факторы. Благодаря этим факторам появляется сознание – обширный внутренний план жизнедеятельности, в результате чего человек становится личностью.

Нельзя не учитывать того, что на протяжении многих веков психика обозначалась термином «душа» и представлялась как бесплотная сущность. До наших дней сохранились религиозные вероучения, в которых история и судьба души зависит от внеземных, сверхприродных начал и недоступных нашему пониманию потусторонних сил. В основе всех современных мировых религий, включая христианство, лежит именно такое представление о сущности психического и поддерживается некоторыми направлениями современной психологической науки.

Психика, с точки зрения других психологических учений, является высшим продуктом процессов самоорганизации природы, выступая в качестве посредника между субъективным, человеческим и объективным внешним миром. Она обеспечивает грандиозный взлет эффективности человеческой деятельности по преобразованию окружающей природной и социальной среды.

Но как бы ни было, основу современной психологии составляют представления о соответствии психического и материального миров, субъективного и объективного бытия.

Общая психология — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2019; проверки требуют 4 правки.

Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.

Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.

Практическая часть обучения включает в себя освоение современных методов научно-исследовательской работы, преподавательской и практической деятельности.

Предметом общей психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах [1].

Задача общей психологии — исследование психических явлений.

Общая психология изучает следующие психические процессы[2]:

  1. ↑ Общая психология / под редакцией В. В. Богуславского. — Москва: Просвещение, 1981. — С. 3. — 383 с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — С. 3—7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *