Определение психологии как науки: Что такое психология?

Лекция на тему «Психология как наука. Определение психологии общения. Цели, задачи и типы общения»

Учебно-методическая карта (план) занятия

Дисциплина:            «Психология общения»                                                                 

Тема занятия: «Психология как наука. Определение психологии общения. Цели, задачи и типы общения»      

Вид занятия: лекция                                                                                                        

Цель занятия: 1. Образовательная: дать общее представление о психологии как науке и месте психологии в системе наук; определить основные цели и задачи и типы общения.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения; воспитывать у студентов ответственность, прилежание, интерес к    психологии и этике.

3. Развивающая: Формировать у студентов умение анализировать, сопоставлять излагаемый материал; развивать познавательные процессы и способности; развивать умения систематизировать необходимую информацию.

 

Междисциплинарные связи: основы философии, обществознание.

Методы обучения: словесный.

Место проведения: аудитория колледжа.

                                               ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.                                

Литература основная:

1.         Рогов Е.И. Психология общения. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. –336с.

2.         Немов Р.С. Общая психология. Учеб. Для студ. Образоват. Уреждений сред.

           Проф. Образования. – М.:Гуманит.изд.центр Владос, 2003. – 400с.

3.         Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2011.

Вспомогательная література

  1. Бодалев А.А.   Психология  общения  /  А.А.  Бодалев.  —  М.:  Издательство  «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.
    — 256 с.
  2. Волкова А.И. Психология  общения  /  А.И.  Волкова,  Серия:  Среднее  профессиональное образование. — М.: Издательский центр Феникс, 2011. — 448с.

Интернет ресурсы:

  1. http://psychology.net.ru/
  2. http://psy.rin.ru/
  3. http://psycheia.ru/
  4. http://progressman.ru/communication/
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Общение
  6. http://www.abe.com.ua/

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1.        Организационный момент                                                                                

Подготовить аудиторию к началу занятия. Заполнение документации. Настраивание студентов на учебный процесс.

2.      Подготовка к восприятию нового материала

2.1. Актуализация опорных знаний

·           Какова роль общения в жизни человека?

 

2.2. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели, плана лекции.

3. Формирование новых знаний, умений и навыков

         План лекции:

3.1. Определение психологии как науки.

3.2. Основные отрасли психологии.

3.3. Задачи и методы исследования в психологии.

3.4. Понятие общения, задачи общения.

3.5. Типы и стороны общения.

 

4. Обобщение и систематизация изученного материала.

4.1. Фронтальный опрос:

1. Дайте основную характеристику понятию «общение». Какие задачи общения вам известны?

2. В чем заключаются цели общения?

3. Охарактеризуйте основные типы и стороны общения

4.Раскройте разницу между микро и макросредой общения

5. Что вы понимаете под аттракцией?

6. Какие приемы формирования аттракции вам известны?

 

5. Подведение итогов занятия.

Оценивание индивидуальной и групповой работы студентов

Методические советы относительно дальнейшей обработки темы

 

6. Домашнее задание.

6. 1. Повторить изученный материал

6.2. Подготовить реферат по теме:

  1. Место психологии в системе наук
  2. Трансформация предмета психологии во временном контексте

3.      Роль и место общения в структуре деятельности.

 

 

 

 

Преподаватель                                                                            Орлова К.А.

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ»

 

 

 

 

 

Лекция

на тему «Психология как наука. Определение психологии общения. Цели, задачи и типы общения»

           

по дисциплине «Психология общения»

 

 

 

Разработал преподаватель                        Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

Орлова К.А.                                              общеобразовательных дисциплин

Протокол от «___»_____ 2019г. №____

Председатель цикловой комиссии

_____________М.Л. Берестовая

 

 

Луганск, 2019

План:

1. Определение психологии как науки.

2. Основные отрасли психологии.

3. Задачи и методы исследования в психологии.

4. Понятие общения, задачи общения.

5. Типы и стороны общения.

 

1.     Определение психологии как науки.

 

Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т.  д.

Истоки психологических теорий можно найти в пословицах, поговорках, сказках мира и даже частушках. Например, о личности говорят «В тихом омуте черти водятся» (предостережение тем, кто склонен судить о характере по внешности). У всех народов можно найти подобные житейские психологические описания и наблюдения. Та же пословица у французов звучит так: «В тихий ручей не погружай ни руки, ни даже пальца».

    Психология – наука своеобразная. Овладевание человеком знаниями происходило с древних времен. Однако долгое время психология развивалась в рамках философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля (трактат «О душе»), поэтому многие считают его основателем психологии. Несмотря на такую древнюю историю, психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась сравнительно недавно, лишь с середины XIX в.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов:» syhe» – «душа» и «logos» – «наука».

Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее, в XVII–XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Р. СНемов предлагает следующую схему основных явлений, изучаемые современной психологией

Как видно из схемы, психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи. Другие психические явления необходимы для того, чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния 

(особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Итак, психология – это наука, изучающая психические явления.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

 душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

 в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж.  Локка;

в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

 согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

 процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

 

2.     Основные отрасли психологии.

 

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4–5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Такая универсальность позволяет их иногда объединять под названием «общая психология».

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая продолжает активно развиваться.

 

3. Задачи и методы исследования в психологии.

 

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Методы научных исследований – это приемы и средства получения учеными достоверных сведений, которые затем используются для построения научных теорий и разработки рекомендаций для практической деятельности.

Для того чтобы получаемые сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидность – это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность – свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Существуют различные классификации методов психологии. Рассмотрим одну из них, согласно которой методы подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные методы: наблюдение и эксперимент; вспомогательные – опросы, анализ процесса и продуктов деятельности, тесты, близнецовый метод.

   Наблюдение – это метод, с помощью которого познаются индивидуальные особенности психики посредством изучения поведения человека. Может быть внешним и внутренним (самонаблюдение).

   Эксперимент – метод научного исследования, в ходе которого создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство проявляется и оценивается лучше всего.

Виды эксперимента

1. Лабораторный – проводится в специально оборудованных помещениях, часто с использованием специальной техники.

Отличается строгостью и точностью фиксации данных, что позволяет получать интересный научный материал.

2. Естественный эксперимент – искусственная ситуация создается в естественных условиях. Впервые был предложен А.Ф. Лазурским. Например, можно изучать особенности памяти дошкольников, играя с детьми в магазин, где им предстоит «сделать покупки» и тем самым воспроизвести заданный ряд слов.

  Опросы – вспомогательные методы исследования, содержащие вопросы. Вопросы должны удовлетворять следующим требованиям.

Перед опросом необходимо проводить с испытуемыми краткий инструктаж, создавать доброжелательную атмосферу; если можно получить сведения из других источников, то не следует спрашивать об этом.

Выделяют следующие методы опроса: беседа, анкетирование, интервью, социометрия.

  Беседа – метод опроса, при котором и исследователь, и испытуемый находятся в равных позициях.

Может применяться на различных этапах исследования.

  Анкетирование – метод, благодаря которому можно оперативно получить большое количество данных, зафиксированных в письменной форме.

  Интервью – метод, осуществляемый в процессе непосредственного общения, ответы даются в устной форме.

  Социометрия – метод, благодаря которому изучаются социальные отношения в группах. Позволяет определить положение человека в группе, предполагает выбор партнера по совместной деятельности.

  Анализ процесса и продуктов деятельности – изучаются продукты человеческой деятельности, на основании которых делаются выводы о психических особенностях человека.

Могут изучаться рисунки, поделки, сочинения, стихи и т. д.

  Близнецовый метод используется в возрастной генетической психологии.

Суть метода заключается в сопоставлении психического развития однояйцовых близнецов, силой обстоятельств воспитанных в различных жизненных условиях.

  Тесты – стандартизированная психологическая методика, предназначение которой – дать количественную оценку изучаемого психологического качества.

Итак, методы психологии разнообразны и их выбор определяется задачами исследования, особенностями испытуемого и ситуации.

 

4. Понятие общения, задачи общения.

   Общение – это форма деятельности, осуществляемая  между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

    Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, которому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родственниками и друг с другом.

         Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:

1.     познание собеседника;

2.      формирование доверительных отношений с ним;

3.     собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.).

     В последние годы в науке наряду с понятием общения используется понятие коммуникация. Но это не одно и то же.

         Общительность — склонность общаться.

         Коммуникабельность — способность общаться.

 

Задачи  (выступающие как цели общения):

1.Социальная — засвидетельствовать свое присутствие, поддержать взаимоотношения и т.д.

2. Информативная – обменяться информацией, фактическими сведениями, сообщить, выяснить факты, обстановку, намерения.

3. Экспрессивная – выразить чувства, мнения, недовольство.

4. Побудительная – попросить, заставить что-то предпринять, сделать и т.д.

 

5. Типы и стороны общения.

Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. К такому  типу общения нередко прибегают строгие родители, стремясь ограничить во всем своих детей. Они говорят, когда надо вставать с постели и когда лечь спать, что нужно есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать с их знакомыми и т.д.

При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушней объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. Например: «Немедленно убери за собой!». В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения в армии, где все определено воинским уставом; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждение и промедление может привести к непоправимым последствиям. Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно. Это отношения между друзьями, супругами, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

2. Манипулятивное общение сходно   императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Наиболее полно манипулятивное общение описано в работах Дейла Корнеги и его последователей. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды.

Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Вспомните, как школьники используют хорошие отметки. Свое обращение к родителям с просьбой, чтобы их отпустили подольше погулять, они начинают словами: «А я сегодня пять по русскому получил!».

Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определенный вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляций отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.

При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Вовой только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих.

Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подвержены манипулятивным отклонениям. Например, в ходе обучения учитель всегда использует элементы манипуляции (сделать урок интереснее, озадачить учащихся, привлечь их внимание и т.д.). Это часто приводит к появлению у педагогов необычно живучей потребности объяснять, учить, доказывать, проявляющийся даже тогда, когда этого не требуется.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается СА с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А.Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».

3. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами, попутчиками в поезде и пр.

Стороны общения

— информационную (или коммуникативную), которая заключается в обмене  информацией между общающимися людьми: мы узнаем что-то новое, интересное, поучительное, т.е. приобретаем знания;

— взаимодействия (или интерактивную), проявляющуюся в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Так, выходя из автобуса, мы молча протягиваем деньги за проезд водителю, а он, также молча берет их и отсчитывает нам сдачу. Никакой информации мы здесь не получим, а просто взаимодействуем – обмениваемся действиями.

— понимания (или перцептивную), представляющую собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общении друг друга.

                  

Преподаватель                                                                К.А. Орлова

Определение психологии, ее цели и задачи

14.05.2011

Дать определение любой науке — задача непростая. Например, наука об управлении имеет более 150 формулировок. Спорить об уровне объективности каждой из них — занятие бесплодное, ибо авторы рассматривают проблему управления с различных точек зрения. Нет полного единства по этому вопросу и в психологии. Причина не только в субъективном факторе, но и в специфике самой психологии. Действительно, психология:

  • имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорией — психикой;
  • поворачивает познание на себя, когда объект познания и его субъект выступают в одном лице (человек изучает… самого себя).

Одно из определений психологии как науки гласит: психология — это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека.

Попытка разобраться в самом слове «психика» наталкивается на терминологический барьер. Ведь свое название психология берет от греческих слов psiche (душа) и logos (учение). Значит, психология — это учение о душе! Так и считалось много веков подряд. И сейчас это слово в ходу у людей: «душевный человек», «душевный прием», «душа радуется». Так «душа» или «психика»?

В Священном писании говорится, что душа дается человеку Господом Богом во временное пользование, дескать, поноси, пока ходишь по земле. При этом душа есть нечто абсолютно непостижимое, недоступное для смертного человека. В житейской психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются людьми из повседневной жизни, эти слова — душа и психика — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются через теоретическое и экспериментальное изучение, употребляют слово «психика».

Итак, психолог-профессионал оперирует понятием «психика». Далее этому понятию будет дано более строгое определение. А сейчас под психикой будем понимать сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологическими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира. Раскрыть содержание этих элементов — в этом состоят основные задачи психологии.

В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.). Человек — самый таинственный объект.для психологии.

Цель изучения психологии — научиться понимать человека, во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Как «оседлать» бурную стихию собственных страстей? Как «прочитать» первого встречного, словно раскрытую книгу? Как обеспечить свою безопасность в условиях криминальных психических воздействий? Как провести презентацию своей работы перед строгими комиссиями? Как научиться управлять, а не править людьми? Все подобные вопросы находятся в компетенции психологии, науки, от которой мир ждет рекомендаций, как правильно жить, не мешая друг другу. Но ответы на них надо искать не в самой психологии, а с помощью психологии. Ибо психология не готовит варева для всех. Она готова оказать помощь каждому. Путь к цели начинается с самопознания, с овладения психологической культурой.

«Знание этой культуры — не краткий конспект психологии, — говорил В. А. Сухомлинский, — а азбука самопознания, культуры духовной жизни личности. Человек, не знающий себя, никогда не сумеет распознать другого».

Ключевые слова: Наука

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Материалы по теме

Возрастная психология как наука

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

О необходимости проведения научно-исследовательских работ

. ..

Виды и типовые задачи психологического исследования

Житейское и научное психологическое знание. Их соотношение и сравнительная характеристика.

Общая психология: Учебное пособие для студентов заочного отделения /Е.И. Горбачева, Е.Ю….

Методы современной психологии

Карпов А.В., Общая психология

Методы научного познания

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с….

Методология социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

1.1 Психология как наука – Психология – 1-е канадское издание

  1. Объясните, почему использование нашей интуиции в отношении повседневного поведения недостаточно для полного понимания причин поведения.
  2. Опишите разницу между ценностями и фактами и объясните, как научный метод используется для их разграничения.

Несмотря на различия в интересах, областях исследований и подходах, всех психологов объединяет одно: они опираются на научные методы. Психологи-исследователи используют научные методы для получения новых знаний о причинах поведения, тогда как психологи-практики , такие как клинические, консультационные, промышленно-организационные и школьные психологи, используют существующие исследования для улучшения повседневной жизни других. Наука психология важна как для исследователей, так и для практиков.

Из всех наук психология, вероятно, является той, о которой большинство людей, не являющихся учеными, считают, что они знают больше всего. Поскольку психология занимается людьми и тем, почему они делают то, что делают, мы все «интуитивные» или «наивные» психологи. Мы полагаемся на здравый смысл, опыт и интуицию в понимании того, почему люди делают то, что они делают. Мы все заинтересованы в том, чтобы задавать вопросы о нашем мире и отвечать на них, а также в том, чтобы понимать себя и других людей. Мы хотим знать, почему что-то происходит, когда и есть ли вероятность того, что это произойдет снова, и как их воспроизвести или изменить. Такое знание позволяет нам предсказывать собственное поведение и поведение других. Мы можем даже собрать данные  (т. е. любая информация, собранная посредством формального наблюдения или измерения), чтобы помочь нам в этом начинании. Утверждалось, что люди — это «обычные ученые», которые проводят исследовательские проекты, чтобы найти ответы на вопросы о поведении (Nisbett & Ross, 1980). Когда мы плохо справляемся с важным тестом, мы пытаемся понять, что послужило причиной нашей неспособности запомнить или понять материал и что может помочь нам добиться большего успеха в следующий раз. Когда наши хорошие друзья Мониша и Чарли расстаются, несмотря на то, что у них, казалось, были отношения, созданные на небесах, мы пытаемся определить, что произошло. Когда мы размышляем о росте террористических актов по всему миру, мы пытаемся исследовать причины этой проблемы, глядя на самих террористов, ситуацию вокруг них и реакцию других на них.

Проблема интуиции

Результаты этих «повседневных» исследовательских проектов учат нас человеческому поведению. На собственном опыте мы узнаем, что происходит, когда мы сообщаем кому-то плохие новости, что у некоторых людей развивается депрессия и что в нашем обществе часто встречается агрессивное поведение. Мы разрабатываем теории, объясняющие все эти явления; однако важно помнить, что опыт каждого в чем-то уникален. Моя теория о том, почему люди страдают от депрессии, может полностью отличаться от вашей, но мы оба считаем, что мы «правы». Очевидная проблема здесь заключается в том, что мы не можем обобщать опыт одного человека на людей в целом. Мы оба можем ошибаться!

Проблема с тем, как люди собирают и интерпретируют данные в своей повседневной жизни, заключается в том, что они не всегда особенно тщательны или точны. Часто, когда одно объяснение события кажется правильным, мы принимаем это объяснение за истину, даже если возможны и потенциально более точные другие объяснения. Кроме того, мы становимся жертвами предвзятости подтверждения; то есть мы склонны искать информацию, которая подтверждает наши убеждения, независимо от точности этих убеждений, и не принимать во внимание любые доказательства обратного. Психологи обнаружили множество когнитивных и мотивационных искажений, которые часто влияют на наше восприятие и приводят к ошибочным выводам (Fiske & Taylor, 2007; Hsee & Hastie, 2006; Kahneman, 2011). Даже чувство уверенности в своих убеждениях не является показателем их точности. Например, свидетели насильственных преступлений часто чрезвычайно уверены в своих опознаниях лиц, совершивших эти преступления, но исследования показывают, что очевидцы не менее уверены в своих опознаниях, когда они неверны, чем когда они верны (Cutler & Wells, 2009).; Уэллс и Хазел, 2008 г.). Таким образом, принятие объяснений без эмпирических данных может привести нас к ошибочному мышлению и ошибочным выводам. Наше ошибочное мышление не ограничивается настоящим; это также происходит, когда мы пытаемся осмыслить прошлое. У нас есть склонность говорить себе: «Я знал это все время», когда осмысляем прошлые события; это известно как предвзятость задним числом (Kahneman, 2011). Таким образом, одна из целей психологического образования состоит в том, чтобы научить людей лучше мыслить, лучше воспринимать идеи и лучше понимать, как наши собственные предубеждения мешают истинному знанию.

Почему психологи полагаются на эмпирические методы

Все ученые, будь то физики, химики, биологи, социологи или психологи, используют эмпирические методы для изучения интересующих их тем. Эмпирические методы включают в себя процессы сбора и организации данных и формулирования выводов об этих данных. Эмпирические методы, используемые учеными, разрабатывались в течение многих лет и обеспечивают основу для сбора, анализа и интерпретации данных в рамках общей структуры, в рамках которой можно обмениваться информацией. Мы можем обозначить научный метод  как набор допущений, правил и процедур, которые ученые используют для проведения эмпирических исследований.

Хотя научные исследования являются важным методом изучения человеческого поведения, не на все вопросы можно ответить, используя научные подходы. Утверждения, которые не могут быть объективно измерены или объективно определены как истинные или ложные, не входят в область научного исследования. Поэтому ученые проводят различие между ценностями и фактами. Ценности — это личные утверждения, такие как «Аборты не должны быть разрешены в этой стране», «Я попаду в рай, когда умру» или «Важно изучать психологию». Факты — это объективные утверждения, точность которых подтверждена эмпирическим исследованием. Примеры: «Уровень убийств в Канаде в целом снижается за последние 45 лет» или «Исследования показывают, что у людей, подвергающихся сильному стрессу в течение длительного периода времени, возникает больше проблем со здоровьем, чем у тех, кто этого не делает».

Когда мы пытаемся найти новые факты, мы выражаем наше предсказание относительно того, что мы считаем верным в гипотезе. Примером гипотезы может быть: «Люди, которые ежедневно едят фрукты и овощи, имеют лучшее здоровье, чем люди, которые никогда не едят фрукты и овощи». Чтобы это стало фактом, мы должны проверить эту гипотезу в исследованиях и показать доказательства, подтверждающие ее. Это проверяемая гипотеза, потому что можно было бы провести исследование. Это также поддается фальсификации, а это означает, что если наш прогноз неверен и ежедневное употребление фруктов и овощей делает , а не ведут к улучшению здоровья, у нас будут данные, показывающие, что мы ошибаемся.

Идеи или ценности не всегда можно проверить или опровергнуть: наука не может ни доказать, ни опровергнуть их. Например, известный венский невролог Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, считал, что бессознательная часть нашего разума в конечном счете ответственна за то, что мы испытываем тревогу, депрессию и другие негативные эмоции. Он считал, что эмоциональные конфликты и неблагоприятные детские переживания засели в бессознательном, потому что их сознательное признание угрожало нашему чувству благополучия. Эта теория построена на идее, в значительной степени не поддающейся проверке: существование бессознательного. Учитывая, что по определению мы не можем описать его, трудно понять, как мы можем доказать его существование или его роль в нашей жизни. Это не означает, что бессознательного не существует, но, как мы увидим, нам нужно найти способ искать его существование, используя проверяемые и фальсифицируемые гипотезы.

Хотя ученые используют исследования для установления фактов, различие между ценностями или мнениями и фактами не всегда четко очерчено. Иногда утверждения, которые ученые считают достоверными, впоследствии, на основе дальнейших исследований, оказываются частично или даже полностью неверными. Хотя научные процедуры не обязательно гарантируют, что ответы на вопросы будут объективными и непредвзятыми, наука по-прежнему остается лучшим методом для получения объективных выводов об окружающем нас мире. Когда старые факты отбрасываются, они заменяются новыми фактами, основанными на новых и правильных данных. Хотя наука несовершенна, требования эмпиризма и объективности дают гораздо больше шансов на точное понимание человеческого поведения, чем это возможно при использовании других подходов.

Уровни объяснения в психологии

Изучение психологии охватывает множество различных тем на многих различных уровнях объяснения . Более низкие уровни объяснения более тесно связаны с биологическими факторами, такими как гены, нейроны, нейротрансмиттеры и гормоны, тогда как средние уровни объяснения относятся к способностям и характеристикам отдельных людей, а самые высокие уровни объяснения относятся к социальным группам. организаций и культур (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000).

Одна и та же тема может изучаться в рамках психологии на разных уровнях объяснения, как показано в таблице ниже. Например, психологическое расстройство, известное как депрессия , затрагивает миллионы людей во всем мире и, как известно, вызывается биологическими, социальными и культурными факторами. Изучение и помощь в облегчении депрессии можно осуществить на низком уровне объяснения, исследуя, как химические вещества в мозге влияют на переживание депрессии. Этот подход позволил психологам разрабатывать и назначать лекарства, такие как прозак, которые могут уменьшать депрессию у многих людей (Williams, Simpson, Simpson, & Nahas, 2009).). На средних уровнях объяснения психологическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь людям справиться с негативным жизненным опытом, который может вызвать депрессию. На самом высоком уровне психологи изучают различия в распространенности депрессии между мужчинами и женщинами и в разных культурах. Распространенность психологических расстройств, включая депрессию, значительно выше у женщин, чем у мужчин, а также выше в западных культурах, таких как Канада, США и Европа, чем в восточных культурах, таких как Индия, Китай. и Японии (Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.).; Сидат и др., 2009). Эти половые и культурные различия дают представление о факторах, вызывающих депрессию. Изучение депрессии в психологии помогает напомнить нам, что ни один уровень объяснения не может объяснить все. Все уровни объяснения, от биологического до личного и культурного, необходимы для лучшего понимания человеческого поведения.

 

Таблица 1.1. Уровни объяснения
Уровень пояснения Основной процесс Примеры
Нижний Биологический
  • Депрессия частично обусловлена ​​генетически.
  • На депрессию влияет действие нейротрансмиттеров в головном мозге.
Средний Межличностное общение
  • Люди в депрессии могут слишком негативно интерпретировать происходящие с ними события.
  • Психотерапия может использоваться, чтобы помочь людям говорить о депрессии и бороться с ней.
Высшее Культурно-социальная
  • Женщины более подвержены депрессии, чем мужчины.
  • Распространенность депрессии варьируется в зависимости от культуры и исторического периода.

Критическое мышление в психологии

Рациональное, объективное мышление является отличительной чертой науки. Ученые должны быть в состоянии критически осмыслить проблему или вопрос с разных точек зрения, но не только ученые должны быть хорошими мыслителями. Навыки критического мышления позволяют вам быть хорошим потребителем идей. Прежде чем принять решение о покупке автомобиля, большинство людей потратили бы некоторое время на оценку того, что они хотят купить, сколько денег они должны потратить, какой автомобиль имеет хорошие показатели безопасности и так далее. Те же мыслительные процессы могут быть применены к идеям. Эти процессы критического мышления не обязательно являются интуитивными. Хорошо, что нас можно научить, что это такое и как их использовать. Таким образом, научиться мыслить критически — это навык, который мы можем приобрести с практикой. Кэрол Уэйд (1995) выделил восемь процессов, которые используются в критическом мышлении:

  1. Задавайте вопросы и будьте готовы удивляться  — Любопытство предшествует всем научным открытиям и является основой для приобретения знаний. Например, предположим, вас интересует, важны ли физические упражнения для настроения. Вопросы, которые могут вас заинтересовать, могут включать: Изменяет ли ваше настроение занятия спортом? Чувствуют ли люди, которые ежедневно занимаются спортом, более счастливыми, чем люди, которые не делают никаких упражнений? Имеет ли значение вид упражнений? Сколько упражнений имеет значение? Как вы вообще измеряете настроение?
  2. Определите проблему  — Нам нужно подумать о том, что именно мы хотим знать о связи между физическими упражнениями и настроением. Есть много способов определить упражнение: это может означать ежедневную ходьбу для одних, поднятие тяжестей или занятия йогой для других. Точно так же некоторые люди могут интерпретировать настроение как нечто довольно мимолетное, в то время как другие люди могут думать, что настроение относится к клинической депрессии. Нам нужно определить проблему или вопрос, который нас интересует.
  3. Изучите доказательства — Эмпирические данные — это та поддержка, которую ищут критические мыслители. Хотя вы, возможно, знаете, что друг или родственник почувствовал себя лучше, когда они начали бегать каждый день, такого рода свидетельства носят анекдотический характер — они относятся к одному человеку, и мы не знаем, применимы ли они к другим людям. Для поиска доказательств следует обратиться к правильно проведенным исследованиям. В психологии их легче всего найти в доступной для поиска базе данных под названием PsycINFO, доступной в университетских библиотеках. PsycINFO содержит обширный указатель всех научных работ, опубликованных в области психологии. Пользователи часто могут загружать оригинальные исследовательские статьи прямо с веб-сайта PsycINFO.
  4. Анализ предположений и предубеждений — Всякий раз, когда мы рассуждаем об идее, мы обязаны начинать с определенных предположений. Например, мы можем предположить, что физические упражнения полезны для настроения, потому что обычно считаем, что у упражнений нет недостатков. Помогает, если мы можем определить, что мы чувствуем или думаем об идее. Все люди в той или иной степени склонны к предвзятости подтверждения, т. е. склонности искать доказательства, подтверждающие вашу веру, и в то же время не принимать во внимание все, что ее опровергает. Этот тип предвзятости может отражаться в учетных записях в социальных сетях, за которыми мы следим — мы следим за людьми, которые думают так же, как и мы, и не следим за людьми, у которых могут быть противоположные, хотя, возможно, и обоснованные точки зрения.
  5. Избегайте эмоциональных рассуждений — Этот процесс связан с предыдущим. Трудно думать о чем-то совершенно объективно. Личный интерес к проблеме или личное знание о ней часто создает эмоциональную предвзятость, о которой мы можем даже не подозревать. Сильные чувства к чему-то не заставляют нас думать рационально; на самом деле, это может быть препятствием для рационального мышления. Подумайте о любой проблеме, которая вас сильно волнует. Насколько легко отделить свои эмоции от своей объективности?
  6. Избегайте чрезмерного упрощения — Простота удобна, но может быть неточна. Мы часто стремимся к простым объяснениям событий, потому что у нас нет доступа ко всей информации, необходимой для полного понимания проблемы. Этот процесс связан с необходимостью задавать вопросы. Мы должны спросить себя: «Чего я не знаю об этой проблеме?» Иногда проблемы настолько сложны, что мы можем решить только одну маленькую часть. Например, на настроение может влиять множество вещей; хотя мы могли бы понять связь с некоторыми видами физических упражнений, мы не обращаемся ни к одному из множества других социальных, когнитивных и биологических факторов, которые могут быть важны.
  7. Подумайте о других интерпретациях — Всякий раз, когда вы слышите новость о том, что что-то полезно для вас, будет мудро копнуть немного глубже. Например, во многих новостях сообщается об исследованиях воздействия алкоголя. Они могут сообщить, что небольшое количество алкоголя оказывает положительное влияние на здоровье, что полное воздержание от алкоголя вредно для вас и так далее. Критически мыслящий человек хотел бы узнать больше о том, как проводились эти исследования, и он мог бы предположить, что, возможно, люди, умеренно пьющие в обществе, отличаются от трезвенников различными привычками образа жизни. Возможно, существуют и другие интерпретации связи между употреблением алкоголя и здоровьем.
  8. Терпеть неопределенность — Неопределенность неудобна. Мы хотим знать, почему что-то происходит по уважительной причине. Мы всегда пытаемся понять мир и ищем объяснения. Однако иногда вещи сложны и неопределенны, или у нас еще нет объяснения этому. Иногда нам просто нужно признать, что у нас еще нет полной картины того, почему что-то происходит или что к чему приводит. Мы должны оставаться открытыми для получения дополнительной информации. Полезно иметь возможность указывать на то, чего мы не знаем, а также на то, что мы делаем.

Психология и лженаука

Важно понимать, что такое психология и чем она не является. Психология — это наука, потому что она использует и полагается на научный метод как на способ приобретения знаний. Наука — это открытая деятельность, а это означает, что результаты делятся и публикуются. Многие ученые проводят исследования по одной и той же теме, хотя, возможно, и под несколько разными углами. Вы можете думать о научном знании как о снежном коме: чем больше у нас знаний, тем больше снежный ком, и если он продолжает катиться, ученые продолжают проводить исследования по проблеме с разных точек зрения и точек зрения. Таким образом, наука, по сути, представляет собой совместный процесс, в котором все аспекты процесса и результатов открыты для рассмотрения и анализа более широким сообществом. В науке ваши выводы должны быть основаны на эмпирических данных, и достоинства выводов должны быть оценены коллегами, прежде чем они будут опубликованы. Этот процесс называется рецензирование , и гарантирует, что публикуемые материалы будут проверены на соответствие научным методам и точность выводов.

Время от времени мы можем читать новости или видеть рекламу, якобы содержащую информацию, которая изменит нашу жизнь. Такие истории часто ссылаются на доказательства, но не показывают, где их найти, или опираются на анекдотические, а не на эмпирические данные. Иногда они используют поддержку знаменитостей и заявляют, что если мы не будем действовать немедленно, чтобы купить их информацию или продукт, мы проиграем. Как правило, эти заявления нацелены на серьезные проблемы, такие как потеря веса, несчастье, неопределенная боль и тому подобное — часто те самые области, о которых психологи пытаются узнать больше. Термин «лженаука» часто используется для описания таких утверждений; эквивалентными терминами являются «плохая наука» или «мусорная наука». К счастью, мы можем использовать описанные выше процессы критического мышления, чтобы оценить правдивость утверждений, которые кажутся слишком хорошими, чтобы быть правдой.

 

 

Предупреждение лженауки: ваш почерк не раскрывает ваш характер

Одно из распространенных убеждений людей о личности состоит в том, что она раскрывается по почерку. Графология — это лженаука, цель которой — показать, что аспекты нашего почерка отражают аспекты нашего характера. Reader’s Digest (LaBianca & Gibson, 2020) утверждает, что объясняет значение характеристик почерка, таких как интервалы, размер символов и то, как вы пересекаете 9 букв.0041 т’ с. «Если вы ставите точки и вверху страницы, у вас, вероятно, активное воображение, считают эксперты по анализу почерка. Близкие точки и — признак организованного и внимательного к деталям ума. Если вы ставите точки над числами и слева, возможно, вы прокрастинатор, а если вы расставляете точки над числами и кружком, вы, вероятно, обладаете игривыми и детскими качествами» (LaBianca & Gibson, 2020, «How расставляете точки над своими и ?»).

Графология имеет долгую историю (например, Мюнстерберг, 1915; Downey, 1919) и связан со многими другими попытками объяснить характер людей на основе аспектов внешности, таких как форма лица, размер рук или шишки на голове (т. е. френология). Люди всегда интересовались личностью и тем, как ее измерить, описать и объяснить.

К сожалению, эта попытка понять личность человека или перспективы карьерного роста, читая их почерк, не имеет эмпирических данных, подтверждающих ее (Dazzi & Pedrabissi, 2009).; Лилиенфельд, Линн, Руссио и Бейерштейн, 2010 г.). Хотя графология была развенчана несколько десятилетий назад, статья Reader’s Digest на их веб-сайте в 2020 году показывает, что вера сохраняется.

 

 

  • Психология — это научное исследование разума и поведения.
  • Здравый смысл не всегда верен.
  • Мы не всегда осознаем ошибки в рассуждениях, которые делаем.
  • Люди часто не осознают причин своего поведения.
  • Психологи используют научный метод для сбора, анализа и интерпретации данных.
  • Использование научного метода позволяет ученому объективно собирать эмпирические данные, что способствует накоплению научных знаний.
  • Психологические явления сложны, и предсказывать их сложно из-за индивидуальных различий и из-за того, что они многократно детерминированы на разных уровнях объяснения.
  • Критическое мышление включает в себя ряд процессов, которые можно конкретизировать и применять на практике.
  • Псевдонаука часто включает в себя заявления о темах, которые интересуют психологов; учащиеся должны уметь оценивать псевдонаучные утверждения, используя критическое мышление.

 

 

  1. Можете ли вы вспомнить случай, когда вы использовали свою интуицию для анализа результата, а потом с удивлением обнаруживали, что ваше объяснение было совершенно неверным? Этот сюрприз помог вам понять, как интуиция иногда может подводить нас?
  2. Опишите научный метод так, чтобы его мог понять человек, ничего не смыслящий в науке.
  3. Рассмотрите поведение, которое вы считаете важным, и подумайте о его возможных причинах на разных уровнях объяснения. Как вы думаете, как психологи будут изучать такое поведение?
  4. Используя восемь процессов критического мышления, оцените распространенную пословицу или миф, например, «Отсутствие делает сердце более любящим» или «Мы используем только 10% нашего мозга».
  5. Найдите в Интернете заявку на таблетку для похудения и используйте процессы критического мышления, чтобы решить, является ли это примером лженауки.

Каталожные номера

Качиоппо, Дж. Т., Бернтсон, Г. Г., Шеридан, Дж. Ф., и МакКлинток, М. К. (2000). Многоуровневый интегративный анализ человеческого поведения: социальная нейронаука и дополняющий характер социальных и биологических подходов. Психологический бюллетень, 126 (6), 829–843.

Чен, П.-Ю., Ван, С.-К., Польша, Р.Э., и Лин, К.-М. (2009). Биологические различия в депрессии и тревоге между Востоком и Западом. Неврология и терапия ЦНС, 15 (3), 283–294.

Катлер, Б.Л., и Уэллс, Г.Л. (2009). Экспертные показания по опознанию очевидцев. В Дж. Л. Ским, С. О. Лилиенфельд и К. С. Дуглас (ред.), Психологическая наука в зале суда: консенсус и полемика (стр. 100–123). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Дацци, К., и Педрабисси, Л. (2009). Графология и личность: эмпирическое исследование достоверности анализа почерка. Психологические отчеты , 105 (3 ч. 2), 1255–1268.

Дауни, Дж. Э. (1919). Графология и психология почерка . Балтимор, Мэриленд: Уорик и Йорк.

Фиске, С.Т., и Тейлор, С.Е. (2007). Социальное познание: от мозга к культуре . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Хси, С.К., и Хасти, Р. (2006). Решение и опыт: почему мы не выбираем то, что делает нас счастливыми? Trends in Cognitive Sciences, 10 (1), 31–37.

Канеман, Д. (2011). Думать быстро и медленно . Торонто, Онтарио: Рэндом Хаус.

ЛаБьянка, Дж., и Гибсон, Б. (2020). Вот что говорит о вас ваш почерк. Ридерз Дайджест . Получено с https://www.rd.com/advice/work-career/handwriting-analysis

.

Лилиенфельд, С.О., Линн, С.Дж., Руссио, Дж., и Бейерштейн, Б.Л. (2010). 50 Великие мифы популярной психологии: разрушение широко распространенных заблуждений о человеческом поведении. Чичестер, Англия: Wiley-Blackwell.

Мюнстерберг, Х. (1915). Деловая психология . Чикаго, Иллинойс: Университет расширения LaSalle.

Нисбетт, Р. Э., и Росс, Л. (1980). Человеческий вывод: стратегии и недостатки социального суждения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.

Сидат, С., Скотт, К.М., Ангермейер, М.С., Берглунд, П., Бромет, Э.Дж., Бруга, Т.С., и Кесслер, Р.К. (2009). Межнациональные ассоциации между полом и психическими расстройствами в исследованиях Всемирной организации здравоохранения по вопросам психического здоровья. Архив общей психиатрии, 66 (7), 785–795.

Уэйд, К. (1995). Использование письма для развития и оценки критического мышления. Преподавание психологии, 22 (1), 24–28.

Уэллс, Г.Л., и Хазел, Л.Э. (2008). Идентификация очевидца: вопросы общеизвестности и обобщения. В E. Borgida & ST Fiske (Eds.), За гранью здравого смысла: психологическая наука в зале суда (стр. 159–176). Молден, Нью-Джерси: Блэквелл.

Уильямс, Н., Симпсон, А. Н., Симпсон, К., и Нахас, З. (2009). Частота рецидивов при длительной терапии антидепрессантами: метаанализ. Психофармакология человека: клиническая и экспериментальная, 24 (5), 401–408.

[решено] Кто определил психологию как науку с немедленным опытом

Этот вопрос ранее задавался в

HP TGT (Medical) TET 2021 Official Paper

View all HP TET Papers >

  1. E.B. Титчнер
  2. Уильям Джеймс
  3. Зигмунд Фрейд
  4. Вильгельм Вундт

Вариант 4: Вильгельм Вундт

Бесплатно

Официальный документ HP JBT TET 2021

9 0312 3,2 тыс. пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Психология i занимается практически всеми аспектами нашей жизни. Область психологии имеет дело с поведенческими аспектами человека.

Ключевые точки

Вильгельм Вундт (1832–1920) был немецким ученым, первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга под названием « Принципы физиологической психологии» была опубликована в 1873 году.

  • Он интересовался изучением сознательного опыта и хотел проанализировать составляющие или строительные блоки разума.
  • Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта и считал, что цель психологии состоит в том, чтобы 0009 определяют компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту.
  • Вундт описал свою психологию как науку о сознательном опыте , следовательно, метод научной психологии принимает во внимание наблюдения за этим сознательным опытом.
  • Поскольку наблюдать его может только тот, кто переживает такое переживание, Вундт пришел к выводу, что метод наблюдения обязательно должен включать интроспекцию — исследование собственного психического состояния и процессов.

Таким образом, делается вывод, что Вильгельм Вундт определил психологию как науку о непосредственном опыте, основным предметом изучения которой является сознание.

Подсказка

  • Уильям Джеймс разработал функционалистский подход к изучению человеческого разума. По его словам, «Психология — это изучение и наука о разуме».
  • Зигмунд Фрейд был отцом-основателем психоанализа, метода лечения психических заболеваний, а также теории, объясняющей человеческое поведение.
  • Эдвард Титченер был английским психологом, который считал, что индивидуальный разум состоит из структур точно так же, как книга состоит из ее различных элементов.
Скачать решение PDF Поделиться в WhatsApp

Последние обновления HP TET

Последнее обновление: 16 июня 2023 г.

Карточка допуска HP TET Out! Уведомление HP TET было выпущено для цикла в июне 2023 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *