Иерархия пирамида маслоу, дополненная примерами 2023
Понять Потребностей пирамида маслоу – значит попытаться немного лучше понять сложность человеческого существа; его глубинные мотивы, его страхи и потребности.
Лучше понимая человека, находящегося перед нами, мы можем легче помочь ему удовлетворить потребность, ответив непосредственно на этот запрос.
Иерархия потребностей Маслоу: Определение
Пирамида Маслоу, также известная как иерархия потребностей Маслоу, – это теория мотивации, предложенная психологом Абрахамом Маслоу в 1940-х годах.
Эта теория предполагает, что у человека есть набор потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы полностью раскрыть свой потенциал, который он также называет “самоактуализацией”
Пирамида Маслоу представляет эти потребности в иерархической форме, где самые базовые потребности находятся внизу ⬇️ пирамиды, а более сложные и высокие потребности – наверху. ⬆️
Психолог пытается объяснить этим представлением, что до тех пор, пока не будут удовлетворены определенные жизненно важные потребности, человек не сможет удовлетворить другие потребности.
Каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу?
Уровень иерархии | Потребности | Описание | ||||||||||
1-й уровень | Физиологические или первичные потребности | "}»>Основные потребности, необходимые для выживания; пища, вода, сон, тепло и воздух. | ||||||||||
2-й уровень | Потребности в безопасности | Потребности чувствовать себя в безопасности и защищенным; физическая и личная безопасность, работа и финансовая безопасность, эмоциональная безопасность… | ||||||||||
3-й уровень | Социальные потребности или потребности в принадлежности | "}»>Потребности чувствовать связь с другими людьми, быть любимым и быть частью группы; дружба, семья, сообщество и членство в команде. | ||||||||||
4-й уровень | Потребности в самоуважении | Потребности чувствовать себя значимым, уважаемым и ценным; самоуважение, признание, социальный статус и уважение со стороны окружающих. | ||||||||||
5-й уровень | Потребности в самоактуализации | "}»>Потребности в полном раскрытии своего потенциала, личностном росте и достижении целей; творчество и созидание, самостоятельность, решение проблем, любознательность, эмоциональный и практический самоконтроль. |
Согласно Маслоу, потребности
низшего уровня должны быть удовлетворены до того, как начнут реализовываться потребности высшего уровня, также называемые “первичными потребностями” и “вторичными потребностями”.Таким образом, чтобы достичь уровня самоактуализации, человек должен сначала удовлетворить свои физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в самоуважении.
Каково объяснение иерархии потребностей Маслоу?
Как мы уже говорили, в пирамиде потребностей, которую также называют “треугольником Маслоу”, существует 5 уровней.
1-й уровень – физиологические потребности
Наличие физиологических потребностей характерно для всех живых существ. Даже растениям, которым хватает воды и солнечного света. 🌱
Физиологические потребности – это основные потребности, необходимые для выживания, такие как пища, вода, сон, тепло и воздух. Этот уровень является основанием пирамиды Маслоу и считается самым важным (мне не нужно объяснять почему😆).
По мнению теоретика, если эти потребности не удовлетворены, другие уровни не могут быть достигнуты. ❌
💡Например, если у вас есть висцеральная потребность во сне, вы совершенно не сможете сосредоточиться на потребности в принадлежности или творчестве. Базовые потребности имеют приоритет над высшими потребностями.
Чтобы удовлетворить физиологические потребности, человек должен иметь доступ к достаточному количеству пищи и воды, а также адекватное укрытие от стихии.
Когда эти потребности удовлетворены, можно переходить на следующий уровень.
уровень 2 – Потребности в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей важными становятся потребности в безопасности. Потребности в безопасности включают в себя личную безопасность, безопасность работы и финансовую безопасность. В некоторых случаях я бы добавил сюда и эмоциональную безопасность.
Чтобы продвигаться по пирамиде Маслоу, человек должен чувствовать себя в безопасности и защищенным от физических и эмоциональных опасностей.
Иногда эти потребности могут стоять на первом месте – особенно когда существует непосредственная опасность. Если перед фонтаном с водой стоит убийца, независимо от того, насколько вы хотите пить, вы не броситесь туда, чтобы набрать воды. 🚰 Люди умеют расставлять приоритеты своих потребностей в зависимости от ситуации. 😜
Чтобы удовлетворить потребности в безопасности, человек должен иметь надежное жилье, стабильную работу и достаточный доход, чтобы содержать себя. Удовлетворение этих потребностей позволяет человеку чувствовать себя в безопасности и, следовательно, стремиться к удовлетворению других потребностей.
Когда жилье получено, удовлетворение потребностей в безопасности может быть связано с утеплением окон, установкой сигнализации, работой на полный рабочий день и семейным автомобилем с камерой заднего вида.
уровень 3 – Социальные потребности или потребности принадлежности
Социальные потребности или потребности принадлежности включают потребность чувствовать связь с другими людьми и быть частью группы. 🤗 Так мы думаем о дружбе, семье, сообществе и принадлежности к команде.
Чтобы быть счастливым, человеку необходимо чувствовать, что его любят и принимают. 🌞
Более того, согласно самому длительному исследованию, когда-либо проводившемуся на тему счастья, это даже самый важный пункт, тот, на котором стоит настаивать “иметь хорошую жизнь”.
Для удовлетворения социальных потребностей или потребностей принадлежности, человек должен иметь значимые социальные отношения и сеть поддержки. Удовлетворение этих потребностей позволяет человеку чувствовать себя любимым и принятым и сосредоточиться на потребностях более высокого уровня. 🎈
4-й уровень – потребности в самооценке
Потребности в самоуважении включают потребность чувствовать себя ценным, уважаемым и оцененным. Это может включать самоуважение, признание, социальный статус и уважение со стороны других людей.🤓
Опять же, все относительно! Если вы не чувствуете уважения со стороны окружающих, то это отразится и на вашем чувстве принадлежности.
Все потребности сочетаются друг с другом и работают вместе, создавая гармонию.
Для достижения этой потребности в первую очередь необходимо иметь здоровую самооценку, признание своих достижений и уважение к другим.
Удовлетворение этих потребностей позволяет человеку чувствовать себя хорошо и уметь устанавливать границы (просить уважения у других, чувствовать себя комфортно) и сосредоточиться на 5-й ступени – самоактуализации, именно на ней.😎
5-я ступень – потребности самоактуализации
Потребности самоактуализации – это самый высокий уровень пирамиды Маслоу. ⛰️
Эти потребности связаны с полным раскрытием своего потенциала, личностным ростом и достижением целей, т. е. значимой карьеры, художественных или творческих начинаний, возможностью быть независимым, создавать и преследовать достижимые цели. Это также подразумевает ощущение автономности и контроля над своей жизнью и историей.
По мнению Маслоу, человеческая мотивация par excellence заключается в том, чтобы достичь себя, реализовать себя.
Важность пирамида потребностей маслоу в маркетинге
Пирамида Маслоу может быть полезна в маркетинге и продажах, поскольку позволяет лучше понять мотивы и потребности потребителей.
Используя эту теорию, вы можете адаптировать свой подход к удовлетворению конкретных потребностей ваших клиентов, находящихся на разных уровнях пирамиды. ⛰️
💡 Например, если физиологические потребности потребителя не удовлетворяются, он, скорее всего, не будет заинтересован в товарах класса люкс или товарах, не удовлетворяющих его основные потребности, такие как еда, вода и жилье. Поэтому вы можете создавать рекламные кампании, подчеркивающие преимущества таких товаров для удовлетворения этих потребностей.
⬇️ Вот пример рекламной кампании, направленной на удовлетворение физиологических потребностей (а также потребностей в комфорте, благодаря доставке).
Аналогично, если у потребителей есть неудовлетворенные потребности в безопасности, они могут быть обеспокоены своей личной и финансовой безопасностью или даже безопасностью для здоровья. 😨
Какие из потребностей Маслоу связаны с нашим экологическим здоровьем?
В случае экологического и личного здоровья, компании могут выделить гарантии безопасности, гарантийное обслуживание, политику возврата, безопасные системы оплаты и гарантии “отсутствия химикатов” для удовлетворения этих потребностей.
⬇️ Этот новый вид безопасности называется “экологической безопасностью” и становится все более распространенным.
Наконец, для потребителей, находящихся на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, таких как потребности в самоуважении и самоактуализации, компании могут создавать продукты и услуги, которые помогают потребителям чувствовать себя ценными, уважаемыми и реализованными. 🌞
⬇️ Например, вы можете подчеркнуть преимущества продуктов и услуг, которые помогают потребителям достичь их личных целей, таких как программы онлайн-обучения, приложения для здоровья и хорошего самочувствия или роскошные товары для образа жизни.
Одним словом, пирамида Маслоу может помочь вам лучше продавать и лучше понимать мотивы и потребности потребителей, что может помочь в разработке рекламных кампаний и продуктов, удовлетворяющих эти потребности, и повысить эффективность маркетинговых стратегий.
Конкретный пример использования иерархии потребностей Маслоу
Здесь приведены конкретные примеры каждой потребности в пирамиде Маслоу и пример компании, которая удовлетворяет эту потребность:
Определение и пример физиологических потребностей
Физиологические потребности – это базовые потребности выживания, такие как пища, вода, воздух, сон и кров.
💡 Пример: Mcdo удовлетворяет эту потребность, предоставляя дешевый фастфуд для людей, у которых нет времени или средств на приготовление еды.
Бренд разработал систему быстрого питания для удовлетворения потребностей своих клиентов. Предлагаемые блюда легко доступны.
Потребности в безопасности Маслоу
Потребности в безопасности – это потребности чувствовать себя в безопасности и защищенным от вреда.
💡 Пример: Verisure – французская охранная компания, которая удовлетворяет эту потребность, предлагая системы безопасности. Verisure использует самые современные технологии для защиты имущества своих клиентов и удаленного мониторинга их дома или бизнеса.
Определение Маслоу потребности в принадлежности
Потребность принадлежать – это потребность чувствовать себя принятым, любимым и понятым.
💡 Пример: Facebook удовлетворяет эту потребность, предоставляя платформу социальной сети, где люди могут общаться с друзьями и членами семьи. Платформа позволяет людям делиться фотографиями, видео и историями, оставаться на связи с друзьями и знакомиться с новыми людьми.
Потребности в самоуважении
Потребность в самоуважении – это потребность чувствовать себя ценным и уважаемым человеком.
💡 Пример: Adidas удовлетворяет эту потребность, предоставляя высококачественные спортивные товары, чтобы помочь людям достичь своих личных целей. Бренд также спонсирует профессиональных спортсменов, чтобы вдохновить людей стремиться к своей мечте и добиваться успеха.
Что такое потребность в самоактуализации?
Потребности в самоактуализации – это потребности в личных достижениях и самореализации. 🌞
💡 Пример: Google удовлетворяет эту потребность, предлагая поисковую систему, которая открывает двери к тысячам знаний, обеспечивая доступ к огромному количеству информации и образованию по различным темам. Google также предлагает программы онлайн-обучения, которые помогают людям развивать свои навыки и достигать личных целей. 🤗
Таким же образом компании, предлагающие обучение и коучинг для личных или профессиональных проектов, будут напрямую поддерживать потребность в самореализации.
Часто говорят, что пока не удовлетворены все остальные наши потребности, невозможно сосредоточиться на личном развитии, поэтому это 5-й и последний шаг.
Иерархия потребностей Маслоу, объясненная с помощью Patagonia
Я привожу здесь конкретный пример компании, которая пытается удовлетворить потребности потребителей, конечно, это не единственная компания, которая удовлетворяет несколько потребностей, основных и высших.
Компания Patagonia удовлетворяет все типы потребностей по пирамиде Маслоу.
🥵 С точки зрения физиологических потребностей, Patagonia предлагает высококачественную одежду для активного отдыха. Одежда предназначена для защиты от внешних факторов и, таким образом, сохраняет тепло тела.
🌳 С точки зрения потребностей в безопасности, компания предлагает продукцию этического и экологического производства, удовлетворяя тем самым потребность в “экологической безопасности”. Бренд использует устойчивые и переработанные материалы, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду и поддержать местные сообщества.
🤗 Чтобы удовлетворить потребность в принадлежности, Patagonia предлагает активное сообщество единомышленников. Бренд проводит мероприятия для людей, увлеченных активным отдыхом.
🥰 Что касается потребности в самоуважении, Patagonia продает высококачественную продукцию, которая позволяет клиентам чувствовать себя хорошо во время занятий активным отдыхом, компания также способствует улучшению самочувствия.
бренд удовлетворяет эту потребность , предлагая программы экологического просвещения и лоббируя защиту окружающей среды. Бренд призывает покупателей вести экологичный образ жизни и участвовать в мероприятиях на свежем воздухе, которые помогают защитить природу. Другими словами, он придает “цель”, “смысл” их действиям.
Заключение: какова цель иерархии потребностей Маслоу?
В заключение хочу сказать, что пирамида Маслоу – это широко признанная модель, которая помогает понять основные потребности людей, а значит, и потребителей. Она может использоваться в различных контекстах, включая психологию, управление человеческими ресурсами, маркетинг и продажи.
В ряде исследований изучалась обоснованность пирамиды Маслоу, а некоторые ставили под сомнение ее актуальность или универсальность применения.
🤓 Например, исследование Вахбы и Бридвелла (1976) показало, что потребности не всегда следуют строгой иерархии и могут различаться у разных людей, культур и контекстов. (Я бы поместил ссылку на исследование, но оно на немецком 😆)
💡 Что имеет смысл, связи переплетаются и могут меняться изо дня в день, человек, который очень богат, но только страдает бессонницей, может быть не заинтересован в своих личных достижениях, пока не устранит свою физиологическую проблему.
Несмотря на критику, пирамида Маслоу остается полезным инструментом для понимания основных человеческих потребностей. Она может помочь компаниям разрабатывать продукты и услуги, удовлетворяющие потребности клиентов, и мотивировать сотрудников, обеспечивая безопасные и удовлетворяющие условия труда.
Для этого мы настоятельно советуем вам создавать персоны, чтобы лучше понимать потребности потребителей.
Создайте мою маркетинговую персонуМожно сделать вывод, что пирамида Маслоу может быть использована как общее руководство для понимания человеческих потребностей, но ее не следует рассматривать как строгую или жесткую формулу.
У людей разные потребности и они могут найти разные способы их удовлетворения, поэтому важно рассматривать пирамиду Маслоу как отправную точку, а не как абсолютное правило.
Faq к иерархия потребностей маслоу
Как использовать Иерархию потребностей Маслоу для продаж?
Эта пирамида в первую очередь используется для определения :
- Какие потребности удовлетворяют ваши продукты или услуги?
- Каковы потребности ваших объектов продаж?
Прежде всего, эти две потребности должны совпадать. Если вы отвечаете на потребность в безопасности, но ваша цель в полной мере нуждается в социальной принадлежности, вы идете против его потребности…
В целом, понимание мотивации и потребностей клиентов с помощью пирамиды Маслоу может помочь продавцам персонализировать свой подход и выделить соответствующие преимущества своих продуктов для удовлетворения этих потребностей.
Существуют и другие виды подходов к продажам, такие как AIDA и CAP SONCAS.
Посмотреть другие методы продажПосле того, как вы попрактиковались в том, что называется “распознаванием потребностей”, вам остается только аргументированно объяснить вашему потенциальному покупателю, что ваши продукты или услуги, которые он определил.
Как понять Иерархию потребностей Маслоу в мотивации труда?
Пирамида Маслоу может быть использована для понимания трудовой мотивации как иерархии потребностей, которые сотрудники стремятся удовлетворить.
В этом случае предполагается, что одни люди имеют “пищевую” работу для удовлетворения своих физиологических потребностей, а другие – “страстную” работу, которая способствует их самоактуализации.
Понимание того, где члены команды (или кандидат) находятся на пирамиде потребностей, поможет лучше понять их мотивацию. Для того чтобы лучше удовлетворить их личные потребности, им будут предложены возможности карьерного роста, основанные на их мотивации.
💡 Например:
- Потребность в успехе = Увеличение обязанностей.
- Социальная потребность (потребность в принадлежности) = возможность работать в команде.
Иерархия потребностей Маслоу в PDF
Многие из вас хотят скачать пирамиду Маслоу в PDF, сегодня это возможно 🤓
Скачать пирамиду Маслоу в PDF бесплатноПостройте свою собственную иерархию потребностей
Теперь ваша очередь выполнить упражнение, заполнив свою пирамиду потребностями ваших потребителей, кандидатов или себя. 🥳
Вот и все, вы знаете все о различных этапах удовлетворения человеческих потребностей, от первых уровней до вершины пирамиды. 🏔️
Теперь вы можете использовать потребностей для понимания потребностей и мотивации ваших потребителей. 🥳
8 способов добраться до вершины пирамиды Маслоу
Мотивация 14 марта
Идеи из книги самого Абрахама Маслоу, которые помогут достичь самоактуализации.
Американский психолог Абрахам Маслоу представил свою концепцию иерархии потребностей в 1943 году. Психология того времени в основном была сосредоточена на помощи людям с ментальными проблемами. Но Маслоу больше интересовало, что мотивирует здоровую личность и что делает её счастливой на фундаментальном уровне.
Сам автор не использовал никакие геометрические фигуры, чтобы показать свою модель мотивации, тем не менее сегодня её обычно представляют в виде пирамиды. В её основании лежат физиологические потребности, затем следуют потребности в безопасности, в любви и принадлежности к некоему сообществу, в уважении и признании. И, наконец, на вершине находится потребность в самоактуализации — потребность раскрыть свой потенциал.
Согласно первоначальной идее, мы переходим на следующий уровень иерархии, только удовлетворив потребности предыдущего. Однако позже Маслоу отказался от строгой последовательности и разделил все потребности на два вида. Первый — потребности дефицита, например голод, когда мы чувствуем недостаток еды. Второй — потребности развития, например желание совершенствоваться в профессиональной сфере, когда мы чувствуем, что отстаём от коллег.
При этом самоактуализация остаётся главной в списке потребностей. И хотя Маслоу считал, что у неё нет универсальной формулы, в своей последней книге «Новые рубежи человеческой природы» он описал восемь моделей поведения, которые помогут каждому человеку найти подходящий вариант самореализации и достичь вершины пирамиды потребностей.
1. Присутствовать в настоящем
По мнению Маслоу, люди, достигшие самоактуализации, обладают бессознательной способностью погружаться в настоящий момент. Они целиком и полностью отдаются своим переживаниям, живо и самозабвенно, с глубокой концентрацией и вовлечённостью, без неуверенности в себе и смущения, свойственным подросткам.
В моменты таких переживаний, когда мы сосредоточены на настоящем, мы раскрываем свою человеческую сущность. И это те самые моменты самоактуализации, в которых наше внутреннее «я» проявляет себя.
Найдите подходящий вариант ⏰
- 10 способов всегда оставаться в настоящем
2. Осознавать свой выбор
В течение дня нам постоянно приходится выбирать. Маслоу считал, что в каждой точке выбор может быть прогрессивным или регрессивным. И вместо того, чтобы инстинктивно выбирать наименее пугающий вариант, продиктованный потребностью в безопасности, нам следует осознавать свои возможности и отдавать предпочтение тому варианту, что способствует личностному росту.
Самоактуализация — длительный непрерывный процесс. И он предполагает, что мы всё время должны делать выбор с позиции саморазвития, например соврать или остаться честным в определённый момент.
3. Узнавать себя
Самоактуализация невозможна без индивидуальности, которую нужно актуализировать. Человек, как считал Маслоу, это не кусок глины или пластилина, он уже существует, у него уже есть темперамент и некий внутренний мир.
Поэтому не нужно оглядываться на общество или семью, когда дело касается того, что вы должны думать и чувствовать. Изучайте своё «я», прислушивайтесь к собственному внутреннему голосу — он поможет вам найти себя.
Копните глубже 💡
- Как античный афоризм «Познай самого себя» помогает менять жизнь к лучшему
4. Быть честным
Не всё время. Иногда нам нужно проявлять вежливость и дипломатичность. Но быть честным, и особенно перед самим собой, — это значит брать на себя ответственность. Каждый раз, когда мы это делаем, мы актуализируем себя.
5. Не беспокоиться о традициях
Чем больше мы изучаем себя, тем чаще можем полагаться на собственное мнение, делая выводы. Общество нередко навязывает нам определённые ценности и вкусы. Именно поэтому очень важно понимать, что нам действительно нравится и подходит, а что — нет.
Маслоу подчёркивал, что такой путь может сделать человека непопулярным. Тем не менее понимание, что вы не будете всем нравиться, если будете полагаться на себя, и умение смириться с этим — часть самоактуализации.
6. Непрерывно работать над собой
Самоактуализация — это не конечная точка, а постоянный и сложный процесс реализации возможностей в любой момент времени и в любом объёме.
Стать посредственным музыкантом или учёным не означает достичь самоактуализации. Для этого нужно стремиться к тому, чтобы быть лучшим в своём деле или, по крайней мере, настолько хорошим, насколько возможно.
7. Замечать пиковые переживания
Маслоу называет их кратковременными переходными моментами самоактуализации. Каждый из нас время от времени испытывает нечто подобное, однако создать такие «магические» ситуации искусственно не получится.
Лучшее, что можно сделать — избавиться от ложных представлений и понять, для реализации каких возможностей у вас нет потенциала. А затем научиться распознавать моменты пиковых переживаний, потому что они помогают заметить истинные возможности и указывают верное направление для самоактуализации.
8. Работать над своими недостатками
Личностный рост невозможен без работы над своими слабостями. На пути к тому, чтобы стать лучше, мы сталкиваемся со множеством защитных механизмов, которые приходится разрушать. Это больно и сложно, но нужно делать. По словам Маслоу, если нас чему-то и научил психоанализ, так это тому, что вытеснение не лучший способ решения проблем.
Несмотря на то, что потребность в самоактуализации естественна для людей, для многих она не является приоритетом. И в таком случае погоня за совершенством (что не равняется самоактуализации) не принесёт ничего, кроме мучений. Возможно, если вы посоветуетесь с самим собой и прислушаетесь к своим потребностям, то поймёте, что такие тяжёлые и запутанные поиски себя вам не подходят. Но применение моделей поведения, предложенных Маслоу, в любом случае вряд ли помешает саморазвитию.
Читайте также 🧐
- 4 совета гуманистических психологов, которые помогут вам реализовать себя
- 10 способов раскрыть свой потенциал и начать жить интересно
- Чем опасна гонка за саморазвитием и как из неё выйти
Двухфакторная теория мотивации-гигиены Герцберга
Ключевые выводы
- Двухфакторная теория (известная также как теория мотивации-гигиены Герцберга) утверждает, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой существуют в двух разных континуумах, каждый из которых имеет свой собственный набор факторов. факторы. Это противоречит традиционному взгляду на удовлетворенность работой, согласно которому удовлетворенность и неудовлетворенность работой взаимозависимы.
- Герцберг и его сотрудники исследовали четырнадцать факторов, связанных с удовлетворенностью работой, в своем первоначальном исследовании, классифицируя их либо как гигиенические, либо как мотивационные факторы. Факторы мотивации повышают удовлетворенность работой, в то время как наличие гигиенических факторов предотвращает неудовлетворенность работой.
- Хотя теория двухфакторной мотивации в значительной степени вытеснена более новыми теориями мотивации в академических кругах, она по-прежнему продолжает оказывать влияние на популярную теорию управления и методологию исследований в некоторых регионах мира.
Содержание
Что такое двухфакторная теория?
Теория двухфакторной мотивации, также известная как теория мотивации и гигиены Герцберга или двухфакторная теория, утверждает, что на рабочем месте существуют отдельные наборы взаимоисключающих факторов, которые вызывают либо удовлетворение, либо неудовлетворенность работой (Herzberg, 19). 66; 1982 год; 1991 год; Герцберг, Мауснер и Снайдерман, 1959).
Как правило, эти факторы, способствующие удовлетворенности работой, связаны с саморазвитием и самореализацией.
Теория двухфакторной мотивации с тех пор стала одной из наиболее часто используемых теоретических основ в исследованиях удовлетворенности работой (Dion, 2006).
Для Герцберга мотиваторы обеспечивали удовлетворение от работы, в то время как отсутствие гигиенических факторов порождало неудовлетворенность работой.
Крупнейшие исследователи мотивации середины ХХ века — Маслоу (1954), Herzberg, Vroom (1964), Alderfer (1972), McCalland (1961) и Locke et al. (1981) — разработанное исследование, которое, по утверждению Бассет-Джонса и Ллойда, можно разделить на содержательную и процессную теории мотивации.
Теории содержания, такие как теория Герцберга и др. (1959), предполагают сложное взаимодействие между внутренними и внешними факторами и исследуют обстоятельства, при которых люди реагируют на различные внутренние и внешние раздражители.
Между тем теории процессов, такие как теория Врума (1964), рассмотрим, как внутренние факторы человека приводят к различному поведению.
Подход Герцберга
Фредерик Герцберг и два его сотрудника, Мауснер и Снайдерман, разработали теорию мотивации и гигиены в своей книге Мотивация к работе .
Под влиянием иерархии потребностей Маслоу (Jones, 2011) Герцберг пришел к выводу, что удовлетворение и неудовлетворение нельзя надежно измерить в одном и том же континууме, и провел серию исследований, в которых попытался определить, какие факторы рабочей среды вызывают удовлетворение или неудовлетворение.
Герцберг и его коллеги исследовали влияние четырнадцати факторов на удовлетворенность и неудовлетворенность работой с точки зрения их частоты и продолжительности воздействия (Бассетт-Джонс и Ллойд, 2005).
В первом из этих исследований Хейзберг попросил 13 рабочих, служащих, мастеров, заводских инженеров и бухгалтеров подробно описать ситуации, когда они чувствовали себя исключительно хорошо или плохо по поводу своей работы (Robbins and Judge, 2013).
Как правило, респонденты, описывая ситуации, когда они чувствовали себя хорошо на своей работе, ссылались на факторы, присущие их работе, тогда как те, кто описывал ситуации, когда они чувствовали себя плохо на своей работе, ссылались на внешние факторы.
Herzberg (1959) рассматривает два типа факторов, которые могут увеличивать или уменьшать удовлетворенность работой: факторы гигиены и факторы мотивации.
В то время как факторы гигиены связаны с «необходимостью избегать неприятностей», факторы мотивации более непосредственно ведут к удовлетворению работой из-за «потребности человека в саморазвитии и самореализации».
Традиционный взгляд на удовлетворенность работой подразумевает, что удовлетворенность работой и неудовлетворенность работой существуют в одном и том же континууме; сотрудники, у которых нет причин быть довольными своей работой, должны быть недовольны (Robbins and Judge, 2013).
Однако гигиенические и мотивационные факторы различны. Для Герцберга противоположностью удовлетворенности работой была не неудовлетворенность работой, а ее отсутствие. И наоборот, противоположностью неудовлетворенности работой является отсутствие неудовлетворенности работой (Kacel et al., 2005).
Эти два отдельных континуума удовлетворенности работой и удовлетворенности работой подтверждают возможность того, что кто-то может быть доволен одними аспектами своей работы, но неудовлетворен другими.
Возможно, более пессимистично, это также означает, что простое устранение «недовольных» не обязательно приведет к удовлетворению работой, а скорее к умиротворению (мотивационные концепции).
Эти так называемые «удовлетворяющие» (мотивационные факторы) и «неудовлетворяющие» (отсутствие гигиенических факторов) динамичны, постоянно взаимодействуют, сильно подвержены изменениям и связаны с работником (Misener and Cox, 2001).
Некоторые удовлетворенные или неудовлетворенные люди могут быть более важными, чем другие, в зависимости от личного и профессионального контекста.
Независимо от того, перевешивают ли неудовлетворенные люди удовлетворенных, по словам Герцберга, зависит, найдут ли сотрудники свою работу интересной и приятной, а также вероятность того, что они останутся на своих нынешних рабочих местах (Kacel et al., 2005).
Факторы мотивации
Herzberg et. др. (1959) утверждает, что факторы мотивации необходимы для повышения удовлетворенности работой. Эти мотиваторы, по Герцбергу, присущи работе и приводят к удовлетворению работой, поскольку удовлетворяют потребности в росте и самореализации (Herzberg, 1966).
В своей оригинальной статье Герцберг исследует 14 мотивационных и гигиенических факторов, среди которых можно выделить следующие:
- Развитие
Герцберг определял продвижение по службе как восходящий и положительный статус или положение кого-либо на рабочем месте. Между тем, отрицательный или нейтральный статус на работе означает негативное продвижение (Alshmemri et al. , 2017, 2017). - Сама работа
Само по себе содержание служебных заданий может иметь положительное или отрицательное влияние на сотрудников. Сложность работы и уровень вовлеченности могут существенно повлиять на удовлетворенность или неудовлетворенность на рабочем месте (Alshmemri et al., 2017, 2017). - Возможность роста
Возможности роста существуют в том же духе, что и самоактуализация Маслоу; это возможность для человека испытать личный рост и продвижение по службе. Личностный рост может привести к профессиональному росту, расширению возможностей для развития новых навыков и методов, а также к получению профессиональных знаний (Альшмемри и др., 2017, 2017). - Ответственность
Ответственность включает в себя как обязанности, возложенные на человека, так и полномочия, предоставленные человеку в его роли. Люди получают удовлетворение от того, что им дается ответственность и полномочия принимать решения. И наоборот, несоответствие между ответственностью и уровнем полномочий негативно влияет на удовлетворенность работой (Alshmemri et al., 2017, 2017). - Признание
Когда сотрудники получают похвалу или вознаграждение за достижение целей на работе или за выполнение высококачественной работы, они получают признание. Негативное признание предполагает критику или порицание за плохо выполненную работу (Alshmemri et al., 2017, 2017). - Достижение
Позитивное достижение может включать, например, выполнение сложной задачи вовремя, решение проблемы, связанной с работой, или получение положительных результатов от своей работы. Отрицательные достижения включают в себя неспособность добиться прогресса на работе или плохое принятие решений, связанных с работой (Alshmemri et al., 2017, 2017).
Гигиенические факторы
Гигиенические факторы снижают неудовлетворенность работой. Герцберг, Мауснер и Снайдерман использовали термин «гигиена» в отношении «медицинской гигиены… [которая] направлена на устранение опасностей для здоровья из окружающей среды» (1959; Alshmemri et al. , 2017).
Герцберг также утверждает, что гигиенические факторы не связаны с работой и функционируют в «необходимости избегать неприятностей» (Herzberg, 1966).
Гигиенические факторы относятся не только к содержанию самой работы, но и к контекстуальным факторам, таким как межличностные отношения, заработная плата, политика и администрация компании, отношения с руководителями и условия труда:
- Межличностные отношения
Межличностные отношения включают личные и рабочие отношения между работником и его начальниками, подчиненными и коллегами. Это может проявляться, например, во взаимодействиях, связанных с работой, а также в социальных дискуссиях как в рабочей среде, так и во время неформальных перерывов. - Заработная плата
Заработная плата включает повышение заработной платы или оклада и, что отрицательно, несбывшиеся ожидания относительно повышения заработной платы или заработной платы (Alshmemri et al. , 2017). - Политика и администрация компании
Политика и администрация компании включают в себя такие факторы, как степень ясности или неясности политики и руководящих принципов организации и управления компании. Например, отсутствие делегирования полномочий, расплывчатые политики и процедуры и коммуникация могут привести к неудовлетворенности работой (Alshmemri et al., 2017). - Надзор
Надзор включает в себя суждения работника о компетентности или некомпетентности, а также о справедливости или несправедливости руководителя или надзора. Например, это может включать готовность руководителя делегировать ответственность или помогать, а также его знание выполняемой работы. Плохое руководство и управление могут снизить неудовлетворенность работой (Alshmemri et al., 2017). - Условия труда
Наконец, условия труда включают физическое окружение работы и то, являются ли они хорошими или плохими. Факторы, приводящие к хорошему или плохому рабочему месту, могут включать объем работы, пространство, вентиляцию, инструменты, температуру и безопасность (Alshmemri et al. , 2017).
Примеры
Сестринское дело
Эмпирические исследования удовлетворенности работой медсестер, например исследования Kacel et al. (2005) и Jones (2011) поддерживают мотивационно-гигиеническую теорию Герцберга, утверждая, что гигиенические факторы менее важны для удовлетворенности работой, в то время как мотивационные факторы приводят к удовлетворенности работой (Alshmemri et al., 2017).
В одном из таких исследований Kacel et al. (2005) использовали теорию Герцберга в качестве основы для качественного изучения удовлетворенности работой среди 147 практикующих медсестер на Среднем Западе США.
Касель и др. заметил исследование Кельбеля, Фуллера и Мизенера (1991), в котором предполагалось, что медсестры часто становятся практикующими медсестрами из-за неудовлетворенности своим положением медперсонала и желания использовать свои способности в полной мере — для реализации того, что Герцберг назвал мотивационными факторами.
В частности, медсестры становятся практикующими медсестрами, по словам Каселя, из-за сложности и самостоятельности, которые дает эта роль (2005).
Исследователи разработали шкалу удовлетворенности работой практикующих медсестер Misener (Misner and Cox, 2001), которая представляет собой анкету из 44 пунктов, в которой основное внимание уделяется шести мотивационным и гигиеническим факторам Герцберга: коллегиальность; автономность профессионального, социального и общественного взаимодействия; профессиональный рост; время; льготы и компенсации (Kace et al., 2005).
В исследовании была предпринята попытка описать, какие из этих факторов наиболее тесно связаны с удовлетворенностью и неудовлетворенностью, и было обнаружено, что заработная плата и административная политика, в частности, влияют на неудовлетворенность работой медсестер (Kacel et al., 2005).
Удовлетворенность работой менеджера среднего звена в Индии
Несмотря на то, что теория мотивации и гигиены Герцберга подверглась резкой критике, она по-прежнему оказывает большое влияние на текущую методологию, особенно в ряде современных азиатских исследований рабочих мест (Robbins and Judge, 2013).
Vijayakumar and Saxena (2015) однажды провели такое исследование в Индии.
Пытаясь разрешить разногласия по поводу того, является ли денежная компенсация мотивирующим фактором плохой гигиены, исследователи использовали анкету, чтобы спросить 144 менеджеров среднего звена о том, какие факторы больше всего влияют на их удовлетворенность работой.
В конечном счете, исследователи пришли к выводу, что удовлетворенность работой на самом деле в большей степени определяется содержанием работы, организационным контекстом, а также вознаграждениями и условиями труда, при этом денежная компенсация выступает в качестве отдельного фактора (Vijayakumar and Saxena, 2015).
Эвристика ИГРЫ и теория Герцберга в применении к видеоиграм
Страат и Варпефельт (2015) попытались применить теорию Герцберга к эвристике ИГРЫ Десурвайра и Виберга (2009), пытаясь рассматривать гигиенические факторы как факторы, обеспечивающие функциональный и приятный игровой опыт. .
В целом Страат обнаружил, что видеоигры, признанные низкокачественными — с низкой средней оценкой на популярном веб-сайте с обзорами — как правило, имеют больше проблем с удобством использования; однако в своих обзорах пользователи, как правило, выражали больше мнений об эстетике игры, повествовании или сюжетной линии, чем о проблемах удобства использования (Straat and Verhageen, 2014).
Эвристика PLAY, разработанная Десурвиром и Вибергом (2009), перечисляет ряд факторов в таких категориях, как игровой процесс, эмоциональное погружение, удобство использования и игровая механика.
Эта эвристика включает в себя такие факторы, как «Игроки чувствуют себя под контролем», «Цели игры ясны» и «существует эмоциональная связь между игроком и игровым миром», которые аналогичны факторам рабочего места Герцберга.
Затем исследователи классифицировали каждый элемент этой эвристики как гигиенический или мотивационный фактор в соответствии с ответами участников (Straat and Warpefelt, 2015).
Критическая оценка
Теория двух факторов не получила должного подтверждения исследованиями. Как правило, критика теории сосредоточена на методологии и предположениях Герцберга.
Критики также отмечают, что если гигиена и мотивационные факторы одинаково важны для человека, то оба должны быть способны мотивировать сотрудников (Robbins and Judge, 2013).
Герцберг провел свое исследование теории формирующей мотивации в то время, когда организации были склонны к жесткости и бюрократии. По мере того, как организации отходили от массового производства к инновациям, развивались новые теории мотивации, основанные, например, на бихевиоризме (Bassett-Jones and Lloyd, 2005).
После результатов Герцберга появилось большое количество повторных исследований. Те, кто использовал методологию Герцберга — схему критических инцидентов — согласовывались с его первоначальными результатами, в то время как исследования, в которых использовались такие методы, как опросы, поддерживали традиционную идею о том, что удовлетворенность работой и неудовлетворенность существуют в одном и том же континууме (Bassett-Jones and Lloyd, 2005).
Вскоре после публикации «Мотивации на работе» Врум (1964) выступил с заметной критикой этого феномена: люди, естественно, склонны защищать свое эго, когда их просят вспомнить хорошие и плохие моменты работы, тем самым приписывая хорошие моменты своим личным достижениям и способностям. и плохие моменты для работы (Бассет-Джонс и Ллойд, 2005).
Таким образом, в оригинальном качественном исследовании Герцберга, в котором участвовало около 200 участников, участники могли быть предвзятыми, когда думали о временах в прошлом, когда они чувствовали себя хорошо или плохо в отношении своей работы.
Тем не менее, критики изо всех сил пытались понять, как методология Герцберга давала результаты с такой последовательностью. Тем не менее критики продолжали приписывать результаты Герцберга таким факторам, как предвзятость социальной желательности (Wall, 1973) и личность (Evans and McKee, 1970).
Ссылки
Alderfer, CP (1972). Существование, родство и рост: потребности человека в организационных условиях.
Альшмемри, М., Шахван-Акл, Л., и Мод, П. (2017). Двухфакторная теория Герцберга. Журнал наук о жизни, 14(5), 12-16.
Bassett-Jones, N., & Lloyd, G.C. (2005). Обладает ли теория мотивации Герцберга стойкостью? Журнал развития менеджмента.
Десурвир, Х., и Виберг, К. (2009). Эвристика удобства использования игр (PLAY) для оценки и разработки лучших игр: следующая итерация. Доклад представлен на Международной конференции по онлайн-сообществам и социальным вычислениям.
Дион, MJ (2006). Влияние невежливости на рабочем месте и профессионального стресса на удовлетворенность работой и намерение текучести медсестер неотложной помощи: Университет Коннектикута.
Эванс, М., и Макки, Д. (1970). Некоторые эффекты внутренней и внешней ориентации на отношения между различными аспектами удовлетворенности работой. J Appl Psychol, 2(1), 17-24.
Герцберг Ф.И. (1966). Работа и природа человека.
Герцберг Ф.И. (1970). Избегание боли в организации. Неделя индустрии. Декабрь, 7.
Герцберг Ф.И. (1971а). Подробнее о том, как избежать боли в организации. Неделя индустрии. 18 января.
Герцберг, Ф. И. (1974). Мудрый старый турок. Гарвардский бизнес-обзор, 54(5), 70-80.
Герцберг Ф.И. (1982). Управленческий выбор: быть эффективным и быть человечным (2-е изд., ред.). Солт-Лейк-Сити, Юта: Олимп.
Герцберг Ф.И. (1991). Счастье и несчастье: краткая автобиография Фредерика И. Герцберга. Неопубликованная рукопись, Университет Юты, Солт-Лейк-Сити.
Герцберг. Ф. И. и Хэмлин Р. М. (1961). Мотивационно-гигиеническая концепция психического здоровья. Психическая гигиена, 45 , 394-401.
Герцберг Ф.И., Мауснер Р., Петерсон Р. и Кепвелл Д. (1957). Отношение к работе: обзор исследований и мнений. Питтсбург, Пенсильвания: Психологические службы Питтсбурга.
Герцберг Ф.И., Мауснер Б. и Снайдерман Б. (1959). Мотивация к работе (2-е изд.). Нью-Йорк:
Джон Уайли.
Джонс, Т.Л. (2011). Влияние факторов мотивации и гигиены на удовлетворенность работой школьных медсестер. Уолденский университет.
Касель, Б., Миллер, М., и Норрис, Д. (2005). Измерение удовлетворенности работой практикующей медсестры в штате Среднего Запада. Журнал Американской академии практикующих медсестер, 17 (1), 27–32.
Кёльбель, П.В., Фуллер, С.Г., и Мизенер, Т.Р. (1991). Удовлетворенность работой практикующих медсестер: анализ с использованием теории Герцберга. The Nurse Practitioner, 16 (4), 43, 46-52, 55.
Локк, Э. А., Шоу, К. Н., Саари, Л. М., и Латам, Г. П. (1981). Постановка целей и выполнение задач: 1969–1980. Psychological Bulletin, 90 (1), 125.
Дополнительная литература
Возрождение теории мотивации и гигиены: Герцберг и движение позитивной психологии
Белинг О., Лабовиц Г. и Космо Р. (1968) . Противоречие Герцберга: критическая переоценка. Журнал Академии управления, 11(1), 99-108.
Гуманистический подход в психологии (гуманизм): определение и примеры
Гуманистический, гуманизм и гуманист — термины в психологии, относящиеся к подходу, который изучает человека в целом и уникальность каждого человека. По сути, эти термины относятся к одному и тому же подходу в психологии.
Гуманистическая психология — это точка зрения, которая делает упор на взгляд на человека в целом и на уникальность каждого человека. Гуманистическая психология начинается с экзистенциальных предположений о том, что люди обладают свободой воли и мотивированы на реализацию своего потенциала и самореализацию.
Гуманистический подход в психологии развился как бунт против того, что некоторые психологи считали ограничениями бихевиористской и психодинамической психологии.
Поэтому гуманистический подход часто называют «третьей силой» в психологии после психоанализа и бихевиоризма (Маслоу, 1968).
Гуманизм отверг предположения бихевиористской точки зрения, которая характеризуется как детерминистская, сосредоточенная на подкреплении поведения «стимул-реакция» и сильно зависящая от исследований на животных.
Гуманистическая психология отвергла психодинамический подход, потому что он также является детерминистским, с бессознательными иррациональными и инстинктивными силами, определяющими человеческое мышление и поведение.
И бихевиоризм, и психоанализ расцениваются психологами-гуманистами как бесчеловечные.
Гуманистическая психология расширила свое влияние на протяжении 1970-х и 1980-х годов. Его влияние можно понять по трем основным направлениям :
1) Он предложил новый набор ценностей для приближения к пониманию человеческой природы и человеческого состояния.
2) Он предложил расширенный горизонт методов исследования в изучении человеческого поведения.
3) Он предложил более широкий спектр более эффективных методов в профессиональной практике психотерапии.
Содержание
Сводная таблица
Основные характеристики |
---|
• Качественные исследования • Идеографический подход • Личная свобода воли • Самоактуализация • Субъективный опыт • Холизм |
Предположения |
---|
• Люди обладают свободой воли; это называется личным агентством. • Все люди уникальны и обладают врожденным (врожденным) стремлением максимально реализовать свой потенциал. • Правильное понимание человеческого поведения может быть достигнуто только путем изучения людей, а не животных. • Субъективная реальность является основным ориентиром человеческого поведения • Психология должна изучать индивидуальный случай (идиографический), а не средний результат группы (номотетический). • Следует изучать человека в целом в контексте его окружения. • цель психологии состоит в том, чтобы сформулировать полное описание того, что значит быть человеком (например, важность языка, эмоций и того, как люди стремятся найти смысл в своей жизни). |
Методология |
---|
• Качественное исследование • Кейс Исследования • Неформальные интервью • Метод Q-сортировки (для конгруэнтности) • Контент-анализ • Феноменологические рамки |
Сильные стороны |
---|
• Гуманистические идеи применялись в личностно-центрированной терапии студентоцентрированное обучение) • Иерархия потребностей Маслоу широко используется в здравоохранении и социальной работе в качестве основы для оценки потребностей клиентов. |
Ограничения |
---|
• Ненаучные – субъективные концепции • Этноцентрические (предвзятые к западной культуре) • Вера в свободную волю противоречит детерминистским законам науки • Субъективные объяснения будут искажены защитными механизмами Фрейда |
Основные предположения
Гуманистическая психология начинается с экзистенциального предположения, что люди обладают свободой воли:
Личная свобода воли — это гуманистический термин, обозначающий осуществление свободы воли. Свобода воли — это идея о том, что люди могут выбирать, как им действовать, и что они самоопределены.
Поведение не сдерживается ни прошлым опытом индивидуума, ни текущими обстоятельствами (детерминизм).
Личная свобода воли относится к выбору, который мы делаем в жизни, путям, по которым мы идем, и их последствиям. Люди свободны выбирать, когда они конгруэнтны (Роджерс) или самоактуализируются (Маслоу).
Хотя Роджерс гораздо больше верит в свободу воли, он признает, что детерминизм присутствует в случае обусловленной любви, потому что это может повлиять на самооценку человека. Таким образом, свобода воли и детерминизм до некоторой степени являются неотъемлемой частью гуманистической точки зрения.
Люди в своей основе хорошие, и у них есть врожденная потребность сделать себя и мир лучше:
Гуманистическая психология: более поздняя разработка в истории психологии, гуманистическая психология выросла из потребности в более позитивном взгляде на людей, чем это предлагалось психоанализом или бихевиоризмом.
Люди от природы добрые, а это значит, что в них (людях) нет ничего изначально отрицательного или злого.
Таким образом, гуманистическая точка зрения принимает оптимистический взгляд на человеческую природу, согласно которой люди рождаются хорошими, но в процессе своего роста они могут стать злыми.
Гуманистический подход подчеркивает личную ценность человека, центральное место человеческих ценностей и творческую, активную природу человека.
Подход оптимистичен и фокусируется на благородной способности человека преодолевать трудности, боль и отчаяние.
Люди мотивированы на самореализацию:
Крупнейшие психологи-гуманисты, такие как Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, считали, что люди рождаются с желанием расти, творить и любить и обладают способностью управлять своей собственной жизнью.
Самореализация касается психологического роста, самореализации и удовлетворения жизнью.
И Роджерс, и Маслоу считали личностный рост и удовлетворение в жизни основными человеческими мотивами. Это означает, что каждый человек по-разному стремится к психологическому росту и постоянному самосовершенствованию.
Однако и Роджерс, и Маслоу описывают разные способы достижения самоактуализации.
Согласно Маслоу, у людей также есть потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы самоактуализация стала возможной. Основные потребности, например. пища и вода должны быть удовлетворены прежде, чем высшие психологические и эмоциональные потребности. Это показано в иерархии потребностей Маслоу.
Согласно Роджерсу, люди могли самореализоваться только в том случае, если у них было положительное представление о себе (позитивное самоуважение). Это может произойти только в том случае, если они имеют безоговорочное положительное отношение со стороны других — если они чувствуют, что их безоговорочно ценят и уважают окружающие (особенно их родители, когда они были детьми).
Самоактуализация возможна только в том случае, если существует соответствие между тем, как человек видит себя, и своим идеальным «я» (каким он хочет быть или думает, что должен быть). Если между этими двумя понятиями существует большой разрыв, возникнет негативное чувство собственного достоинства, которое сделает невозможным самоактуализацию.
Окружающая среда, с которой человек сталкивается и с которой взаимодействует, может либо мешать, либо способствовать этому естественному предназначению. Если оно угнетает, оно расстраивает; если это благоприятно, это поможет.
Поведение следует понимать с точки зрения субъективного сознательного опыта индивидуума (феноменология):
Психологи-гуманисты также считают, что наиболее фундаментальным аспектом человеческого бытия является субъективный опыт. Это не может быть точным отражением реального мира, но человек может действовать только с точки зрения собственного частного опыта субъективного восприятия действительности.
Психологи-гуманисты утверждают, что физическая объективная реальность менее важна, чем субъективное (феноменологическое) восприятие и понимание человеком мира. Таким образом, то, как люди интерпретируют вещи внутренне, является (для них) единственной реальностью.
Иногда гуманистический подход называют феноменологическим. Это означает, что личность изучается с точки зрения субъективного опыта индивида. Смысл — это цель или ценность, которую человек придает своим действиям или переживаниям
По словам Роджерса, каждый из нас живет в мире, созданном нами самими и сформированном нашими процессами восприятия. Он называл уникальное восприятие реальности человеком его или ее феноменальным полем.
Как однажды сказал Роджерс: «Единственная реальность, которую я могу познать, — это мир, который я воспринимаю и ощущаю в данный конкретный момент. Единственная реальность, которую вы можете познать, — это мир, который вы воспринимаете и переживаете в данный момент. И единственная уверенность в том, что эти воспринимаемые реальности различны. «Настоящих миров» столько же, сколько людей! (Роджерс, 1980, с. 102).
Для Роджерса в центре внимания психологии находится не поведение (Скиннер), бессознательное (Фрейд), мышление (Пиаже) или человеческий мозг, а то, как люди воспринимают и интерпретируют события. Поэтому Роджерс важен, потому что он перенаправил психологию на изучение себя.
Гуманистические теоретики говорят, что эти индивидуальные субъективные реальности следует рассматривать в трех одновременных условиях.
Во-первых, их нужно рассматривать как единое целое и осмысленно, а не разбивать на мелкие компоненты информации, разрозненные или фрагментарные, как у психодинамических теоретиков. Роджерс сказал, что если эти индивидуальные восприятия реальности не сохранить в целости и разделить на элементы мысли, то они потеряют свой смысл.
Во-вторых, это должны быть сознательные переживания здесь и сейчас. Не следует предпринимать никаких усилий для извлечения бессознательных переживаний из прошлого.
Феноменологический означает «то, что проявляется», и в данном случае это означает то, что естественным образом появляется в сознании. Не пытаясь свести его к составным частям – без дальнейшего анализа.
Наконец, весь этот опыт следует рассматривать через самоанализ. Интроспекция — это тщательный поиск своих внутренних субъективных переживаний.
Гуманизм отвергает научную методологию:
Роджерс и Маслоу придавали мало значения научной психологии, особенно использованию психологической лаборатории для исследования поведения людей и животных.
Роджерс сказал, что объективное научное исследование, основанное на детерминистских предположениях о людях, имеет место в изучении людей (наука), но ограничено в том смысле, что не учитывает внутренние человеческие переживания (феноменология).
Изучение субъективного опыта человека является самой большой проблемой для научной психологии, которая подчеркивает необходимость того, чтобы ее предмет был публично наблюдаемым и поддающимся проверке. Субъективный опыт по определению сопротивляется таким процессам.
Гуманизм отвергает научную методологию, такую как эксперименты, и обычно использует качественные методы исследования. Например, дневниковые записи, открытые анкеты, неструктурированные интервью и наблюдения.
Качественные исследования полезны для исследований на индивидуальном уровне и для углубленного изучения способов мышления или чувств людей (например, тематические исследования).
Чтобы по-настоящему понять других людей, нужно сесть и поговорить с ними, поделиться своим опытом и быть открытым к их чувствам.
Гуманизм отверг сравнительную психологию (учение о животных), потому что она ничего не говорит нам об уникальных свойствах человека:
Гуманизм рассматривает людей как принципиально отличных от других животных, главным образом потому, что люди являются сознательными существами, способными мыслить, рассуждать и говорить.
Для психологов-гуманистов исследования животных, таких как крысы, голуби или обезьяны, не имели большого значения.
Исследования таких животных могут рассказать нам очень мало о человеческом мышлении, поведении и опыте.
Гуманистическая теория личности
Центральное место в теории личности Роджерса занимает понятие «я» или самооценка. Это определяется как «организованный, последовательный набор восприятий и убеждений о себе».
Самость — это гуманистический термин, обозначающий, кто мы на самом деле как личность. Самость — это наша внутренняя личность, и ее можно уподобить душе или психике Фрейда. На самость влияют переживания, которые человек имеет в своей жизни, и наши интерпретации этих переживаний. Два основных источника, влияющих на нашу самооценку, — это детский опыт и оценка другими.
Согласно Роджерсу (1959), мы хотим чувствовать, переживать и вести себя так, чтобы это соответствовало нашему представлению о себе и отражало то, чем мы хотели бы быть, наше идеальное Я. Чем ближе наш образ себя и идеальное я друг к другу, тем более последовательны или конгруэнтны мы и тем выше наше чувство собственного достоинства.
О человеке говорят, что он находится в состоянии неконгруэнтности, если некоторая совокупность его переживаний неприемлема для него и отрицается или искажается в представлении о себе.
Гуманистический подход утверждает, что личность состоит из понятий, уникальных для нас самих. Я-концепция включает в себя три компонента:
Самоценность
Самоценность (или самооценка) включает в себя то, что мы думаем о себе. Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивается в раннем детстве и формируется в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом.
Представление о себе
Как мы видим себя, что важно для хорошего психологического здоровья. Представление о себе включает в себя влияние образа нашего тела на внутреннюю личность.
На простом уровне мы можем воспринимать себя как хороших или плохих людей, красивых или уродливых. Представление о себе влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя в мире.
Идеальное Я
Это человек, которым мы хотели бы быть. Он состоит из наших целей и амбиций в жизни и является динамичным, то есть постоянно меняющимся.
Идеальное «я» в детстве — это не идеальное «я» в подростковом возрасте или в конце двадцатых годов и т. д.
Хронология истории
- Маслоу (1943) разработал иерархическую теорию мотивации человека.
- Карл Роджерс (1946) публикует Значимые аспекты клиент-центрированной терапии (также называемой личностно-центрированной терапией).
- В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте были проведены две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению.
- В 1962 году при спонсорской поддержке Университета Брандейса это движение было официально основано как Ассоциация гуманистической психологии.
- Весной 1961 года вышел первый номер Журнала гуманистической психологии.
- Кларк Халл (1943) Принципы поведения был опубликован.
- Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , в котором описал утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
Вопросы и дебаты
Свобода воли против детерминизма
Это единственный подход, прямо утверждающий, что у людей воля.
Однако, с другой стороны, он утверждает, что наше поведение определяется тем, как к нам относятся другие люди (чувствуем ли мы, что нас безоговорочно ценят и уважают окружающие).
Природа против воспитания
Подход признает как влияние природы, так и воспитания, воспитание – влияние опыта на способы восприятия и понимания мира человеком, природа – влияние биологических влечений и потребностей (иерархия Маслоу потребности).
Холизм против редукционизма
Этот подход является целостным, поскольку он не пытается разбить поведение на более простые компоненты.
Идиографический против номотетического
Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не пытается установить универсальные законы о причинах поведения; это идиографический подход.
Используемые методы исследования являются научными?
Поскольку этот подход рассматривает человека как уникального, он не считает, что научные измерения его поведения уместны.
Критическая оценка
Сильные стороны
Психологи-гуманисты отвергли строгий научный подход к психологии, потому что считали его бесчеловечным и неспособным уловить богатство сознательного опыта.
Как и следовало ожидать от «антинаучного» подхода, гуманистической психологии не хватает эмпирических данных. Подход включает в себя непроверяемые концепции, такие как «самоактуализация» и «конгруэнтность».
Однако Роджерс попытался внести больше строгости в свою работу, разработав Q-сортировку — объективную меру прогресса в терапии. Q-сортировка — это метод, используемый для сбора данных о результатах терапии на основе изменений в представлениях клиентов о себе до, во время и после терапии, поскольку он используется для измерения фактических изменений на основе различий между собой и идеальным я.
Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах был реакцией на доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии. Например, их вера в свободную волю прямо противоречит детерминистским законам науки.
Однако обратной стороной этого является то, что гуманизм может лучше понять поведение человека с помощью качественных методов, таких как неструктурированные интервью.
Этот подход также помог обеспечить более целостное представление о человеческом поведении, в отличие от редукционистской позиции науки.
Примеры
Гуманистический подход применялся к относительно небольшому количеству областей психологии по сравнению с другими подходами. Поэтому его вклад ограничен такими областями, как терапия, аномалии, мотивация, образование и личность.
Клиент-центрированная терапия широко используется в здравоохранении, социальной работе и промышленности. Эта терапия помогла многим людям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в жизни, что является значительным вкладом в улучшение качества жизни людей.
Гуманистическая терапия основана на идее о том, что психологические расстройства являются продуктом самообмана. Гуманистические терапевты помогают клиентам рассматривать себя и свои ситуации с большей проницательностью, точностью и принятием.
Основное убеждение в этом типе терапии состоит в том, что клиенты могут полностью реализовать свой человеческий потенциал, если они смогут достичь этих целей. Примеры гуманистической терапии включают клиентоцентрированную терапию и гештальт-терапию.
Терапия, ориентированная на клиента, направлена на повышение самооценки клиентов и уменьшение несоответствия между Я-концепцией и идеальным Я.
Это недирективная терапия, при которой клиенту предлагается найти собственные решения своих проблем в атмосфере поддержки, непредвзятости и безоговорочного положительного отношения.
Он фокусируется на настоящем, а не на прошлом, в отличие от психоанализа. Эта терапия широко используется, например. здравоохранение, образование и промышленность.
Взгляд Роджерса на образование рассматривал школы как в целом жесткие бюрократические институты, сопротивляющиеся изменениям. Применительно к образованию его подход становится «ориентированным на ученика обучением», в котором детям доверяют участвовать в развитии и брать на себя ответственность за свои собственные программы обучения. Его отношение к экзаменам, в частности, несомненно, найдет среди многих студентов самую восприимчивую аудиторию:
«Я считаю, что проверка достижений учащегося с целью увидеть, соответствует ли он какому-либо критерию, установленному учителем, прямо противоречит последствиям терапии для значимого обучения».
Гуманистические идеи были применены в образовании с открытыми классами. В открытых классах ученики сами решают, как должно проходить обучение (ориентация на ученика), они должны быть самостоятельными, они свободны выбирать, что изучать, а учитель просто выступает в качестве фасилитатора, который создает атмосферу. свободы и поддержки индивидуальных занятий.
Summerhill School в Великобритании, основанная А.С. Нил — одна из школ, которые с некоторым успехом полностью применили гуманистические идеи для повышения мотивации учащихся.
Школа имеет четкую структуру и правила, и ученики Саммерхилла очень творческие, самостоятельные (свободный выбор предметов, учебных материалов и т. д.), ответственные и терпимые.
Ограничения
Психоаналитическая критика утверждает, что люди не могут объяснить свое собственное поведение, потому что причины в значительной степени бессознательны. Следовательно, сознательные объяснения будут искажены рационализацией или другими средствами защиты.
Бихевиористы были самыми строгими критиками гуманистической психологии из-за феноменологического подхода, который они считают чисто субъективным и дуалистическим.
Таким образом, по мнению бихевиористов, теории лишены какой-либо эмпирической обоснованности, а научный метод отказывается в пользу самоанализа.
Возможная причина ограниченного влияния на академическую психологию, возможно, кроется в том факте, что гуманизм преднамеренно использует ненаучный подход к изучению человека.
Области, изучаемые гуманизмом, такие как сознание и эмоции, очень трудно поддаются научному изучению. Результат таких научных ограничений означает отсутствие эмпирических данных в поддержку ключевых теорий подхода.
Еще одним ограничением гуманистического подхода является то, что он этноцентричен. Многие идеи, занимающие центральное место в гуманистической психологии, такие как индивидуальная свобода, автономия и личностный рост, скорее ассоциируются с индивидуалистическими культурами западного мира, например, Соединенных Штатов.
Коллективистские культуры, такие как Индия, которые подчеркивают потребности группы и взаимозависимость, могут не так легко отождествляться с идеалами и ценностями гуманистической психологии.
Таким образом, возможно, что этот подход не будет хорошо распространяться и является продуктом культурного контекста, в котором он был разработан, и эмический подход является более подходящим.
Гуманизм предлагает позитивный взгляд на человеческую природу, однако можно утверждать, что это может быть не очень реалистично при рассмотрении повседневной реальности, такой как насилие в семье и геноцид.
Кроме того, подход, направленный на удовлетворение наших потребностей и реализацию нашего потенциала роста, отражает индивидуалистический, эгоцентричный взгляд, который является частью проблемы, с которой сталкивается наше общество, а не решением.
Ссылки
Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор , 50, 370-96.
Роджерс, Ч.