Психология как наука: предмет, структура, задачи, методы.
Психология — наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология как целостная научная дисциплина предполагает фундаментальный, прикладной и практический уровень.
Еще одним принципом классификации отраслей психологии служит принцип развития психики в деятельности.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, и также психологии дополняется встречным процессом интеграции
в качестве предмета психологиикак самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
· научиться управлять ими;
· использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
· быть теоретической основой практики психологической службы.
Сознание и бессознательное как уровни психики.
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.
Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врожденную инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — самосохранение организма и вида (продолжение рода).
Сознание вооружено понятиями, подсознание— эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании.
Сфера сознания — сфера знаний, культурной социализации личности. Она в значительной мере контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки.
Сознание человека — механизм понятийной регуляции его деятельности и поведения.
Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом.
Ощущение как психический познавательный процесс: виды, свойства.
Ощущение
Виды ощущений:
Зрительные ощущения явл. отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза.
Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие—низкие), Обонятельные ощущения являются отражением запахов.
Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ,
Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе.
Ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными.
По времени возникновения ощущения бывают: — актуальными и — неактуальными.
Свойства ощущений:
— качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных),
— интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя
— продолжительность— временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств.
Восприятие как психический познавательный процесс: виды, свойства.
Восприятие— это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
Свойства восприятия:
Целостность — внутренняя взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется:
а) объединение разных элементов в целом;
б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
Предметность — объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.
Константность — относительное постоянство восприятии.
Осмысленность — связь с пониманием через процесс мышления.
Избирательность — преимущественное выделение одних объектов перед другими.
Восприятие подразделяется на следующие виды:
Восприятие предметов и явлений окружающего мира; Восприятие человека человеком; Восприятие времени; Восприятие движений;
Восприятие пространства;
Восприятие вида деятельности.
По времени возникновения восприятия бывают:
— актуальными и — неактуальными.
Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности.
Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.
Внимание, виды и свойства внимания.
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность сознания на определенных объектах при отвлечении от всего остального.
основные виды внимания.
В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание.
Непроизвольное
Произвольное внимание — целенаправленное сосредоточение сознания.
постпроизвольное — оно наступает после произвольного, но от него отличается.
По характеру направленности
—внешненаправленное внимание направлено на окружающие объекты и явления,
— внутреннее — на собственные мысли и переживания.
По происхождению
Природное внимание — врожденная способность человека реагировать.
Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни,в результате обучения и воспитания.
По механизму регуляциивыделяют непосредственное и опосредованное внимание.
Непосредственное внимание не управляется ничем.
Опосредованное внимание
регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.По своей направленности на объектразличают следующие формы внимания:
— сенсорное (направлено на восприятие),
— интеллектуальное (направлено на мышление, работу памяти),
— моторное (направлено на движение).
Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.
Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального
Устойчивость внимания — это длительность сосредоточения на объекте или явлении.
Объем внимания определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание.
Распределение внимания — возможность одновременного выполнения двух или более видов деятельности.
Переключаемость внимания — способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые.
Психология как наука: предмет, структура, задачи, методы.
Психология — наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология как целостная научная дисциплина предполагает фундаментальный, прикладной и практический уровень.
Еще одним принципом классификации отраслей психологии служит принцип развития психики в деятельности.
Для современной психологии характерен процесс дифференциации, и также психологии дополняется встречным процессом интеграции
в качестве предмета психологиикак самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека, т.е. его психика.
Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
· научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
· научиться управлять ими;
· использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
· быть теоретической основой практики психологической службы.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.
Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа
Отметим основные этапы развития психологии как науки.
I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).
II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).
III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.
На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.
Таким образом, сформировались основные принципы психологии:
1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;
2) изучение психических явлений в развитии;
3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим:
1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
2) научиться управлять ими;
3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;
5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Предмет и задачи общей психологии
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно-отличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течение столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считались предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологией. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках – педагогике, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер.
Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.
Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.
Задачи психологии: 1. Изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Общая психология:
предмет, объект, задачи и методы — Студопедия
Психология — наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей и барьеры на пути их общения.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, сознаваемых или неосознаваемых процессов или состояний самим человеком.
Психологию определяют как научное исследование поведения человека и внутренних психических процессов с практическим применением полученных знаний. Понять психику и поведение человека возможно, зная его природную и социальную сущность. Психология прошла длинный путь развития — от психологии как науки о душе до психологии как науки, изучающей объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Сущность сознания человека, законы его действия и та роль, которую оно выполняет в различных аспектах жизни людей, составляют предмет изучения психологии. Психическое (бессознательное и сознательное) отражение деятельности обусловлено работой мозга.
Общая психология — специальный термин, используемый для характеристики наиболее общих закономерностей, методов изучения, теоретических принципов, основных научных понятий. Психология широко использует в своих исследованиях метод познания, что придаёт ей черты гуманитарной дисциплины. Наблюдение, измерение, эксперимент характеризуют её как естественную науку. Синтез этих черт придаёт психологии специфичность и уникальность.
Ключевые понятия психологии можно выделить в три основные группы: психические процессы, состояния, свойства или особенности личности.
Психический процесс — динамическая система различных форм психических явлений, проявляющаяся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец. Психическая деятельность человека вызвана постоянной сменой психических процессов. Другими словами, конец одного психического процесса является началом другого.
К данной категории психических явлений относятся познавательные (когнитивные) процессы — ощущения и восприятия, представление и память, мышление и воображение. Мотивационные процессы психической регуляции определяют напряжённость, быстроту и направленность поведения.
Потребность (субъективно — нужда) в чём-либо приводит к изменению интенсивности мотивации и является основной составляющей этого процесса.
Эмоциональные процессы определяют отношение индивида к воздействиям, исходящим, как от окружающей действительности, так и внутренней среды человека, проявляющееся в форме активных или пассивных переживаний.
Также можно выделить коммуникативные процессы, которые обеспечивают общение, выражение и понимание мыслей и чувств. Здесь в свою очередь выделяется невербальное общение, которое посредством поз, мимики. Используя тембр, определённую интонацию, модулируя тональность голоса, относящихся к невербальной части речи, можно выражать эмоции. Это позволяет понять эмоциональный настрой говорящего и смысл сказанного им.
Психическое состояние характеризуют уровень психической деятельности человека в определенное время. Своим разнообразием они позволяют узнать интенсивность психического напряжения и эмоционального фона, выделить наличие физиологического фактора и психологического ресурса, определить алгоритм работы, времени и силу воздействия слов (порицание, похвала и т.п.).
К психическим состояниям относятся проявление чувств (настроение, аффекты), внимание (сосредоточенность, рассеянность), воля (уверенность, неуверенность), мышление (колебание), творческое состояние (вдохновение) и т.д.
Психические свойства являются устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями человека.
К ним относятся качества ума, мышления, волевые навыки, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях, а также устоявшееся и вновь возникающее желание действовать привычным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность, чуткость, аффективность) и т.д.
Психические свойства довольно постоянны, но могут изменяться, испытывая влияние биологических и возрастных изменений, смены сферы деятельности и других условий жизни. Многообразие и многомерность сочетаний психических свойств позволяют выделить такие образующиеся сложные системы личности, как жизненную позицию личности, темперамент, способности и характер.
Указанные группы довольно условны в разграничении проявлений психики. Понятие «психический процесс» показывает протекание процесса, развитие факта, его укоренение и повторяемость в структуре личности. Гнев (кратковременная эмоциональная вспышка)- психический факт, но может быть описан и как психический процесс (динамика развития чувств выражена, сменяющие последовательно друг друга стадии выявлены), и как психическое состояние (возможность описания психической деятельности за определённый отрезок времени), и как проявление психических особенностей человека (здесь выявляются такие черты личности, как вспыльчивость, несдержанность).
Психические действия направлены на внешние окружающие человека обстоятельства (отражение внешних событий и отношение к ним) и внутрь, в область изменений, протекающих в самом организме.
Сосредоточенные внутри психические процессы могут быть отнесены к сфере физических, в том числе висцеральных, изменений систем органов или к сложным явлениям и постоянно изменяющимся психическим процессам. Итогом такой направленности является то, что все сферы становятся объектом отражения в сознании.
В своей практике Вернике вывел концепцию о трёх видах ориентировки человека. Аллопсихическая — ориентировка в окружающих предметах и событиях; соматопсихическая — в изменениях состояниях собственного организма и аутопсихическая — ориентировка в своём Я, собственных психических процессах.
Внешние и внутренние влияния составляют единое целое и взаимодействуют. Психика, синтезируя и интегрируя эти влияния, определяет самоощущение и самочувствие человека. В результате человек, имеющий сформировавшуюся психику, любые внешние (физические, биологические и общественные) воздействия проводит непосредственно через свои внутренние особенности, «опыт» организма и психику, сознание.
Интересы общей психологии лежат в области исследования общих закономерностей возникновения, работы и развития психики, и на эти знания опираются все другие отрасли психологии. Её важнейшей задачей является раскрытие психологических функций с точки зрения формирования человека как личности.
Изучение рефлекторной природы психики вообще и сознания человека в частности также составляет сферу интересов общей психологии.
Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности.
Психология ставит и другие задачи:
Изучение истории психологии, проблем методологии, теории и методов исследования;
Анализирование принципов возникновения, развития и существования психических процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями и деятельностью человека;
Изучение познания и практики различных сфер жизнедеятельности каждого отдельного человека и общества в целом;
Исследование общих закономерностей ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологической саморегуляции;
Изучение законов протекания индивидуального и группового поведения; природы характера, темперамента и потребностей и т.д.
Фундаментом развития всех отраслей и разделов психологии, её методов и основных научных понятий являются результаты исследований именно в области общей психологии.
Задачи психологии: 1) изучение возникновения и изменения сознания человеческого общества и отдельно взятого индивидуума в течение его жизни в зависимости от условий воспитания; 2) изучение развития психики у животных в зависимости от изменения природных и климатических условий.
Так как сознание человека имеет сложное строение, перед психологией стоит специальная задача — выяснить структуру сознания, детально изучив все грани форм психических явлений, тем самым, раскрывая психологические законы, закономерности, механизмы.
Деятельность человека в различных видах, её психологическая сторона ставят перед психологией не менее важные задачи.
Предмет, задачи и отрасли психологии.
Психология – это наука, изучающая психическую деятельность и психические явления; наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, изучающая мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемым самим человеком или неосознаваемым им.
Предмет психологии — психика в закономерностях ее развития, т.е. психические процессы (психического, внутренний мир человека, его душевная жизнь). Предметом изучения психологии являются психика и психические явления.
Основными задачами психологии являются:
1) выявление законов психики;
2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные;
3) установление механизмов психической деятельности;
4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.
Отрасли
*ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах
психической жизни.
1. Общая психология — изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В рамках общей психологии изучаются общие закономерности
познавательных, эмоциональных процессов и процессов регуляции деятельности, а также психические состояния человека.
2. Психология личности — занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания.
3. Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) — изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности,
личностные свойства.
4. Психофизиология — изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы.
5. Нейропсихология — занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.
6. Социальная психология — изучает психические явления, возникающие в про цессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, меж личностные отношения и
воздействие людей друг на друга.
7. Психология развития (или возрастная психология) — изучает общие закономерности развития различных психических процессов и личностных качеств человека.
8. Психология аномального развития (или специальная психология) — изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития.
9. Сравнительная психология — занимается сопоставлением психики животных и человека. И зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения.
*ПРИКЛАДНАЯ изучает психологические проблемы, характерные дли определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей.
К отраслям прикладной психологии относятся:
Методы психологической науки.
Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
Метод – путь, способ познания современной науки. Метод– это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. В зависимости от характера взаимодействия: включенное (исследователь становится участником событий) и стороннее (наблюдение без взаимодействия и установления каких-либо контактов) От позиции наблюдателя: открытое, (окружающим людям известны ответы на вопросы: за кем и за чем исследователь наблюдает) и скрытое (исследователь) и цели наблюдателя не раскрываются). От характера: непосредственное(наблюдатель и объект находятся в контакте) и опосредованное (привлечение результатов наблюдений (фотографий, видеосъемок, воспоминаний) других людей). От условий: полевое(в условиях повседневной жизни) и лабораторное(искусственные условия). От целей: целенаправленное и случайное. От временной организации: сплошное и выборочное.
Метод опроса представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Письменный опроспозволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание. Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.
Тесты. Данный метод используется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. Проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние.
Объективные данные можно получить с помощью эксперимента — метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Лабораторныйэксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, Методы моделирования следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
ПСИХОАНАЛИЗ
ФРЕЙДИЗМ
Представители: Зигмунд Фрейд (1856–1939)
Предмет изучения. Бессознательные психические процессы.
Психическая жизнь состоит из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Карл-Густав Юнг
Предмет изучения. Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).
Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями. Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Альфред Адлер
Предмет изучения. Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее
поведение. Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.
тенденциям.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать
информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
Предмет изучения. Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие
вершины личностного развития, вершины «самоантуализации». .
Базируется на иерархии потребностей человека.
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу,
Предмет изучения. Уделение большого внимания бессознательному и его динамике. Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном
обмене между ними. Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Представители: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт
Предмет изучения. Психические процессы … – это свойство высокоорганизованной материи.
Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)
Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.
Развитие направлений таких как:
психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …
Так, М. Вертгеймер, исследуя зрительное восприятие, вводит понятие психического поля, заимствованное из физики. Подобно тому, как в физическом поле элементы выстраиваются в целостные системы, психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких свойств как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Позже Вертгеймер занимался изучением мышления, выделив механизмы творческого мышления.
К. Коффка представлял психическое развитие как процесс дифференциации гештальтов. Изучая развитие восприятия в детском возрасте, он доказывал, что поведение ребенка зависит от того, как он воспринимает мир. Сформулированная Коффкой теория восприятия не потеряла значения и в настоящее время.
В. Келер, изучавший интеллект шимпанзе, подверг критике бихевиористскую формулу «проб и ошибок». Результаты опытов привели его к выводу о возможности переструктурирования поля, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи — инсайту.
К. Левин, в отличие от своих коллег, сосредоточился на изучении личности. В своей теории личности он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности. После переезда в США Левин занимался проблемами социальных групп. По аналогии с психологическим полем личности он предложил понятие социального поля. Левину принадлежит заслуга в создании оригинальной типологии лидерства. Идеи гештальтпсихологии сыграли большую роль в разработке ряда важных проблем психологии — от познавательных процессов до активности личности. Если кратко: в исследованиях этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия. Такова краткая характеристика гештальтпсихологии.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.
Когнитивные теории:
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance – несоответствие) — социально–психологическая теория, созданная американским психологом Л. Фестингером, в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок.
2) Когнитивные теории памяти: Р.Аткинсон в качестве методологических оснований ориентировался на „компьютерную метафору“, проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. С.Стернберг известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов.
Теории личностных конструктов Г. Келли(1905-1967). Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Точка зрения Г.Келли, который рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир, во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.
В последнее время когнитивная психология, как и другие школы, все больше ориентируется на достижения смежных направлений. В современной (особенно европейской) вариации когнитивной психологии распространенными стали символический и коннекциональный подходы.Символический подход рассматривает преимущественно способы оперирования символами как единицами информации (например, в речи), а коннекционализм изучает виды взаимосвязи элементов в когнитивной системе.
Результаты, полученные учеными этой школы, проникают и в работы по возрастной психологии, психологии эмоций и личности (особенно труды Келли). В социальной психологии все большее распространение получает изучение социальных когницийи их роли в межгрупповом взаимодействии, о чем упоминалось выше. Работы Найссера и других ученых способствовали появлению большого числа исследований по экологии восприятия. Можно утверждать, что эти труды, так же как и исследования Гибсона, привели к тому, что экологический подход является в настоящее время одним из наиболее распространенных направлений в современной психологии, реальной альтернативой информационному подходу во многих сферах когнитивной психологии.
Концепция Б.Г.Ананьева.
По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур. Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида. Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики. Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Предмет — индивидуальность, включающая индивида, личность и субъект
Основные задачи, решаемые данной концепцией:
Исследование человека как целого, как индивидуальности;
Исследование структуры личности;
Исследование онтогенеза индивидуальности
Индивид, индивидуум — отдельный организм, который существует самостоятельно в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.
Личность — составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса.
Человек, как открытая система, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность.
Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»).
Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие.
Индивидуальность — это продукт слияния социального и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.
Ядро личности — это ее направленность. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.
Онтогенез индивидуальности — внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.
Интериндивид — В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности.
Интраиндивид— или интраиндивидная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни.
Осознание человеком своего места в окружающем мире (с помощью высшей формы психики – сознания, человек осознает себя как личность, находящуюся с другими людьми в своеобразных межличностных отношениях и наделенную определенными индивидуальными особенностями).
Ощущения боли
III. Проприоцептивные — рецепторы в мышцах. Информация о движении и положении тела
1)Ощущение равновесия
Ощущение движения
Характеристика основных видов ощущений. Кожные ощущения. Наше знакомство с основными видами ощущений мы начнем с ощущений, которые мы получаем от воздействия разнообразных раздражителей на рецепторы, находящиеся на поверхности кожи человека. (ощущения прикосновения, или тактильные ощущения; ощущения холода; ощущения тепла; ощущения боли). Вкусовые и обонятельные ощущения. Раздражителями для вкусовых рецепторов служат растворенные вкусовые вещества. Раздражителями для рецепторов обоняния служат различные пахучие вещества, проникающие в нос вместе с воздухом. Слуховые ощущения. Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны. Зрительные ощущения. Раздражителем для органа зрения является свет. Все, что мы видим, имеет цвет, поэтому зрительные ощущения — это ощущения цвета.Осязание. Необходимо также отметить, что взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более детального изучения предмета. Этот процесс — процесс сочетания кожных и двигательных ощущений.Проприоцептивные ощущения. Как вы помните, к ним относятся ощущения движения и равновесия. Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе.
Пороги ощущений. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Верхним абсолютным ПО называют величину раздражителя, при котором ощущение либо исчезает, либо превращается в болевое.
Относительный порог ощущений-это величина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины, то ощущения, что температура изменилась, появятся.
Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).
Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.
Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.
Дифференциальный порог — наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.
Закон Бугера-Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.
Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности — гиперестезии, повышение — гипостезии, полную утрату — анестезии и извращение — сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).
Гипостезия — понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.
Гипералгезия — повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных («алгическая меланхолия» (Петрилович, 1970).
Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.
Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного(воспринятие) действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние — к опознавательным действиям.
Обнаружение— исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия — различение,или собственно восприятие. Конечный результат ее — формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения ипрактики.
Свойства
Предметность восприятия —это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
Целостность — объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Избирательность — свойство восприятия, благодаря которому из бесчисленного количества окружающх человека предметов и явлений он выделяет лишь некоторые из них. Это
зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.
Структурность — восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически
абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные
ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.
Осмысленность — перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Связь мышления и восприятия выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это
значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.
Апперцепция — зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни. Существенное место — установки и эмоции.
Предметность — отражения предмета как пространственно обособленного, отдельного.
Константность — относительное постоянство свойств воспринимаемых предметов.
Свойства
Представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее. Следующей характеристикой представлении является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа. Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;
неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;
изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
Виды воображения
· Пассивное. Самый простой вариант, который возникает просто так, без желаний со стороны человека. Чаще всего оно появляется во сне, и изменяется самостоятельно.
· Активное. Этим видом человек пользуется в определенной деятельности для построения конкретных образов. Использует его человек еще с самого детства во время игры.
· Преднамеренное (Воссоздающее. Применяют его для мысленного восприятия какого-либо предмета по описанию, например, во время чтения книги.
· Творческое. Используют его во время творческой деятельности для создания новых образов)
· Непреднамеренное
Свойства:
— Воссоздающее. Оно присуще художникам, скульпторам, учёным и другим людям творческих профессий. Данный тип базируется на естественном опыте и накопленных знаниях человека, когда человек представляет себе готовый предмет, ранее никем не созданный, наделяет его различными свойствами и представляет какие действия он будет производить, как выглядит, что умеет и прочее…
· — Мечта. Такой тип воображения тесно связан с реальностью и жизнью человека. Яркий пример — когда представляешь себе на рабочем месте как будет проведён отпуск. На островах в тёплом климате, дома на кухне или на рыбалке в компании друзей. Мечта делится в свою очередь на два подтипа — активные, при которых формируется образ человека в процессе воплощения, и пассивные, куда входят сновидения и грёзы, не контролируемые человеком.
· — Творческое. В зависимости от создателя человек берёт от мира по частице от всего что у него находится вокруг, чтобы затем красиво соединить их в единственный целый образ. Так рождаются гениальные изобретения, фантастические произведения о будущем, сказки и мистические истории.
Функции 1. Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.
Виды
· Произвольное (регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем),
· Непроизвольное (включается, функционирует, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия сознания и воли человека)
· Послепроизвольное (внимание связано с сознательно поставленной целью)
Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.
Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.
Характеристики
· Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объект
Предмет и задачи психологии
Психология является специализированной областью науки, занимающейся изучением возникновения, закономерностей проявления и эволюции психических действий и процессов, всех состояний, характерных свойств человека и животных.
Прежде чем мы начнем рассматривать проблемы психологии, необходимо определить терминологию. Психические процессы включают восприятие, ощущение, воображение, память, мышление. Они означают разочарование (состояние, которое возникает, когда невозможно удовлетворить потребности), эмоции, мотивации и т. Д.Психические свойства — это темперамент, способности, черты характера.
Определение психологии разработано в древней Греции. Буквально термин означает «познание души».
На сегодняшний день наука изучает много разных направлений. У каждого из них есть свои особенности, методы, задачи.
Общая психология — это территория конкретных научных определений и знаний, специализирующихся на изучении развития и функционирования психики в целом.
Предмет и задачи психологии (общие) определяются основными, ведущими закономерностями развития психической реальности.Предметом психологии является психика, а сама наука в итоге разделилась на множество узкоспециализированных отраслей и направлений. Точнее, структура психологии передает образ дерева. Ствол или основа его — общая психология, которая изучает особенности взрослого, устоявшегося, здорового человека. Эта часть науки является основой для разработки оставшихся разделов. Он дает определения основных понятий, изучает и определяет общие закономерности.
Ветви психологии — это ветви условного дерева. Их много:
• Там, где общая психология сталкивается с техническими науками, возникает психология труда и техники. Предмет и задачи психологии такого рода направлены на изучение изменений психики человека в процессе производства. Они определяют мотивацию, изучают изменения, возникающие в процессе труда.
• На стыке с медициной несколько отраслей.Предмет и задачи медицинской психологии оказались настолько разнообразными, что из них возникла целая серия более узких ветвей: патопсихология, психотерапия, медицинская психология.
• Одним из важнейших подвидов, формирующихся в процессе развития общей психологии, является педагогический. Предметом педагогической психологии являются инструменты, методы и модели обучения и познания социокультурного опыта, который человек приобретает в процессе обучения. Здесь мы изучаем закономерности личностного и интеллектуального развития ребенка.Педагогическая психология воспринимает ребенка как субъект учебно-педагогической деятельности, который организует и организует педагог в зависимости от условий, в которых может происходить учебный процесс. Изучение этого процесса является основной, главной задачей педагогической психологии.
Эта наука в свою очередь также распалась на несколько более специализированных разделов. Первая — это психология образовательной деятельности, которая изучает процессы педагогической деятельности и обучения в единстве.Второй рассматривает предметы образовательной деятельности, третий — предметы педагогической деятельности (учителя). Четвертый раздел — психология учебно-педагогического сотрудничества, является объединяющим звеном в области педагогической психологии.
Существует также социальная и военная психология, возраст и юридическая отрасль, психология искусства, менеджмента, спорта и т. Д.
Предмет и задачи психологии каждого вида определяются типом отношений (например, «человек-машина», «человек-произведение искусства» и т. д.), предмет психологической деятельности.
Сегодня без знания этой науки не может обойтись ни одна сторона жизни. Знание ее постулатов помогает находить правильные мотивы, обучать детей, максимизировать работоспособность, улучшать качество жизни. Вы можете стать профессионалом в этой области после окончания факультетов психологии, которые доступны во многих высших учебных заведениях страны.
р >> ,Введение в психологию
Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии
После изучения этой главы студент должен:
знать
• как и почему изменились предметы и предмет психологии;
• этапы развития и школы психологии в истории;
• отрасли психологии;
быть в состоянии
• Анализировать понятия «душа», «психика», предмет и объекты науки;
собственные
• умение охарактеризовать науку, определить место психологии в ряде других наук.
Форма развития естествознания, как она считает, является гипотезой.
Ф. Энгельс
Наука подтверждает наши заблуждения.
с. Э. Лия,
Если идея верна, то она способна к развитию, а если она способна к развитию, то неизбежно следует уступить место другой идее, из которой она публикуется, дополняя ее.
Ф. М. Достоевский
Что характеризует науку?
Начинаем изучать основную психологическую дисциплину — Общая психология. В высшем психологическом образовании изучение этого предмета является центральным. Для профессиональной подготовки психолога общая психология является основой, на которой закреплены все другие профессиональные знания и навыки.
Изучение этого предмета имеет свои особенности: это совместное изучение с преподавателем того, что было сделано в истории психологии, так что без самостоятельного изучения в учебных лабораториях, без анализа текстов первоисточников По рекомендации преподавателя понимание основного содержания предмета невозможно.>
Обычно изучение любой науки начинается с ее определения. Начнем с этого и мы. В учебниках по психологии вы найдете много определений психологии, но основная идея обычно состоит в том, что психология — это наука о душе (от греческого ήυχή — душа, λόγος — знание) или психика, ее происхождение, развитие, законы функционирования, патологии и др.
Самое интересное, что когда студенты слышат и пишут это определение, обычно лектор ничего не спрашивает.Из этого я делаю вывод, что они знают, что такое душа или психика, или, по крайней мере, понимают, что я сказал. И действительно, если я спрашиваю студентов, есть ли у них психика, каждый всегда отвечает утвердительно. Иногда даже место психики указывается в голове человека. Крутая вещь! Наука не знает ответа на вопрос о критериях психики и ее природе, и люди без тени сомнения говорят, что они у них есть, они, кажется, знают, что это такое.
Почему это происходит, мы обсудим, и теперь мы попытаемся сформулировать вопросы, ответы на которые позволят нам понять, что такое любая наука, что она делает и какие ответы она нам дает.
Первый вопрос — это вопрос объектов и явлений , который интересует наука и который она исследует. Но один и тот же объект может быть интересен для разных наук. Поэтому, чтобы охарактеризовать науку, простое указание объекта мало.
Например, возьмите такой предмет, как железо. Это объект изучения физики, но это также объект химии. Железо интересуется как биологией, так и медициной.Но эти науки изучают железо по-разному, изучают его различные качества. Химия интересуется атомным весом железа, его валентностью, способностью вступать в реакции и другими качествами, и, например, биология и медицина изучают роль железа в обеспечении организма кислородом. Технические науки заинтересованы в пластичности железа, стрессоустойчивости и т. Д.
Для характеристики науки необходимо задать второй вопрос — о предмете о пауке, около о том, что изучается в этом предмете у каждой науки.
>Поскольку различные качества объекта могут быть исследованы только их методами, третий вопрос, , характеризующий науку, — это вопрос о его методах . И хотя методы разных наук могут пересекаться, специфические качества объектов могут быть исследованы только соответствующими методами.
Четвертый вопрос, на который мы должны ответить, это вопрос языка науки , который должен соответствовать изучаемой реальности, адекватно отражать изучаемые качества объектов.Жизнь человека может быть описана через его движения и физиологические реакции, и это описание будет правдой. Но это описание не расскажет нам ничего о жизненных целях человека, содержании его деятельности, его личных качествах. Это требует другого языка. Поэтому каждая наука имеет свой концептуальный набор, адекватный исследуемой реальности, создавая в сознании возможные варианты изучаемой реальности. Ясно, что вы можете изучать мир только путем создания сознательных сознательных гипотез о том, как устроен мир, и проверки их, то есть путем создания образов мира.
Каждая наука на своем языке описывает фактов и законов и объясняет их действие. Поэтому знание научных фактов необходимо, чтобы понять, что такое
.это психология наука | SNHU
Хотя многие люди, изучавшие психологию, могут работать на работах, которые, на первый взгляд, не кажутся «научными», практика и образование в области психологии основываются на результатах исследований, которые прочно основаны на научном методе. В психологии есть некоторые дисциплины, которые еще более соответствуют естественным наукам, такие как нейропсихология, которая изучает влияние мозга на поведение. Психология является общепризнанной социальной наукой и включена в реестр признанных дисциплин STEM Национального научного фонда.
Научное обоснование
Многие программы по психологии для студентов формируются в соответствии с целями, изложенными в «Руководстве для специалиста по психологии» Американской ассоциации психологии, говорит доктор Мишель Хилл, старший заместитель декана программ по психологии в Университете Южного Нью-Гемпшира. Целью 2 руководящих принципов Американской ассоциации психологии версии 2.0 является «Научное расследование и критическое мышление», которое включает в себя следующие подзадачи: использование научных рассуждений для интерпретации психологических явлений, демонстрации информационной грамотности в психологии, а также для интерпретации, разработки и проведения базовых психологических исследований.
Более широкое признание психологии как науки является одним из основных моментов в руководящих принципах АПА, сказал Хилл.
Научная Дисциплина
«Специалисты в области, которые« занимаются психологией »(например, исследования, преподавание, психотерапия) понимают, что психология является научной дисциплиной», — сказал Николас Х. Доминелло, доктор философии. , ведущий профессорско-преподавательский состав для факультета психологии SNHU.
Статус психологии как науки основан на использовании научного метода, сказал Доминелло.Психологи основывают свою профессиональную практику на знаниях, которые получены с помощью проверяемых доказательств поведения человека и психических процессов. Психологические исследования очень похожи на исследования в других научных областях. Именно благодаря этим исследованиям психологи вносят вклад в основную массу исследований в своей области.
Умение планировать эти исследования и интерпретировать полученные данные является важной частью психологического образования. Студенты бакалавриата учатся разрабатывать вопрос исследования и выбирать метод сбора данных, а также имеют возможность спроектировать и уточнить гипотетическое исследование, говорит Доминелло.
Психология всегда растет и всегда строится на себе, сказал он. «Предмет психологической науки, поведения и психических процессов огромен и сложен», — сказал Доминелло. «Поэтому создание убедительных доказательств является сложной задачей. Психологические исследования носят циклический характер, и опубликованные результаты исследований часто порождают дополнительные запросы. Каждый« кирпичик »знаний вносит вклад в общую структуру знаний для конкретного явления».
Итак, если психологи согласны с тем, что психология является наукой, откуда берется путаница? Что побуждает некоторых людей думать о психологии как о мягкой науке?
«Я чувствую, что отчасти это искажение психологии проистекает из разнообразия в этой области (т.е.е. различные подполя) и тот факт, что результаты психологических исследований часто приводят к большему количеству вопросов и направлений будущих исследований. Это контрастирует с некоторыми из более традиционных наук, которые ищут только конкретные, окончательные ответы », — сказал Доминелло.
Методы исследования
Психология также использует более широкий спектр качественных методов, чем некоторые традиционные науки.
«Хотя качественные исследования обеспечивают иной путь к пониманию, чем традиционные количественные методы, я чувствую, что это также« научный », основанный только на разных философских принципах», — сказал Доминелло.
Методы исследования могут быть классифицированы как количественные или качественные. Количественные результаты исследований в числовых данных, которые могут быть проанализированы. В качественных исследованиях используются такие методы, как вопросники, интервью и наблюдения. Качественные исследования можно проанализировать, сгруппировав ответы по широким темам. Это сочетание количественных и качественных методов необходимо для понимания человеческого фактора, присущего психологии.
«Психология как наука охватывает эту более широкую исследовательскую перспективу, чтобы лучше понять человеческие явления.При объединении качественные данные могут вдохнуть жизнь в количественные данные », — сказал Доминелло.
«Психология уникальна тем, что она добавляет широту и глубину знаний в сочетании со многими другими дисциплинами, потому что нам всем любопытно до некоторой степени понимать поведение человека, будь то его собственное поведение или поведение других», — сказал Хилл.
Это богатое сочетание качественных и количественных навыков делает психологию хорошей степенью бакалавра, которая может подготовить студентов к широкому кругу профессий.По словам Доминелло, люди со степенью бакалавра в области психологии могут заниматься карьерой в сфере социальных услуг, образования, людских ресурсов и медицины, используя свое образование и навыки в качестве основы для понимания и работы с другими.
Где наука психологии может быть применена
Хилл сказал, что программа бакалавриата по психологии нацелена на эффективное общение, информационную грамотность и понимание поведения человека, может быть полезна во многих областях вне психологии, включая продажи, маркетинг и многие другие.
Те, кто хочет практиковать в качестве психологов или заниматься академическими исследованиями, должны получить дополнительное образование после получения степени бакалавра, часто доктора философии. По словам Доминелло, это продвинутое образование в области психологии часто предполагает укрепление исследовательских навыков и уделение большего внимания научному методу и дизайну исследовательских исследований.
Является ли психология наукой? Короткий ответ — да, но длинный ответ гораздо более обширный и гибкий. Психология начинается с научного метода, и исследователи применяют многие из тех же методов, что и их коллеги в естественных и физических науках, но психология также требует глубокого понимания человеческого поведения, которое выходит за рамки одной только науки.
Пит Дэвис — директор по маркетингу и коммуникациям в сфере высшего образования. Подписывайтесь на него в Твиттере @daviespete или подключайтесь в LinkedIn.
,Психология как область исследований значительно изменилась за последние несколько лет с различными точками зрения, подходами и исследовательскими интересами психологов и исследователей. Но у всех них есть одна общая черта — использование научных методов. Область психологии как научной области исследования важна как для практиков, так и для исследователей. Психологи, занимающиеся исследовательской деятельностью, фокусируются на раскрытии новых взглядов на причины человеческого поведения с использованием научных методов.С другой стороны, практикующие психологи, такие как клинические психологи, консультанты, промышленно-организационные психологи и школьные психологи, используют имеющиеся исследовательские знания для улучшения или улучшения жизни людей.
Как и другие общественные науки, психология также является наукой, поскольку она пытается предсказать причины человеческого поведения, опираясь на сбор данных, эмпирические доказательства и предоставляя интерпретации, анализируя факты и доказательства, связанные с различными поведенческими принципами.Большая часть исследовательской работы по психологии основана на научном исследовании повседневного поведения человека (Heider, 1958; Kelley, 1967). Применяя научные методы, психологи систематически и объективно объясняют причину различий в поведении человека.
Психологи изучают и анализируют поведение человека, предоставляя различные уровни объяснения, которые варьируются от биологического уровня до социального уровня и культурного уровня. Эти уровни объяснения также называются перспективами, используемыми для понимания и объяснения человеческого поведения.Биологические факторы, такие как гены, нейротрансмиттеры, нейроны и гормоны, интегрированы с более низкими уровнями объяснения. С другой стороны, объяснения средних уровней относятся к характеристикам и способностям человека, тогда как объяснения высших уровней относятся к социальным структурам, организациям и культурным факторам (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000). , Эти три уровня объяснения могут быть точно объяснены с помощью примера. Депрессия очень распространена в наши дни, что вызвано всеми тремя факторами: биологическим, индивидуальным отношением и социокультурными факторами.
Депрессию можно лечить на более низких уровнях, исследуя химические изменения в мозге, которые вызывают депрессию, и могут лечиться клиническими психологами с помощью лекарств. На среднем уровне людям, страдающим от депрессии, можно помочь с помощью терапии или сеансов, помогающих им преодолеть негативные жизненные переживания. На самом высоком уровне психологи пытаются проанализировать причину депрессии между мужчинами и женщинами или между культурами.Результаты исследований показывают, что депрессия поражает женщин гораздо чаще, чем мужчин, и она тревожно высока в западных культурах (США, Европа и Канада), чем в восточных культурах (Япония, Китай и Индия, Чен, Ван, Польша и Лин, 2009 г.). ; Seedat et al., 2009. Все уровни объяснения помогают нам понять причину депрессии с разных точек зрения. Все уровни объяснения помогают понять причины депрессии с более широкой точки зрения.
Причины использования эмпирических методов в психологии
Все социальные исследователи используют эмпирические методы для обмена знаниями по своим научным дисциплинам.Эмпирические методы включают сбор данных, организацию данных и предоставление выводов о данных. Ученые применяют научные методы для проведения эмпирических исследований. Научные методы могут быть определены как комбинация правил, допущений и процедур, которые используются для проведения научных исследований учеными в области социальных и научных исследований.
Хотя методы научных исследований могут не гарантировать объективного и беспристрастного решения различных вопросов, все же научные методы считаются лучшими для получения точных выводов о людях и их поведении в мире.Старые факты или исследовательские идеи отбрасываются или заменяются новыми фактами и результатами исследований. Эмпиризм и объективность в социальных исследованиях дают гораздо более точное понимание различных оттенков человеческого поведения по сравнению с другими подходами.
Психологические процессы сложны, и прогнозировать психологическое явление очень сложно из-за индивидуальных различий и различных факторов, которые влияют на их поведение в связи с различными уровнями объяснения.Методы научных исследований должны быть свободны от личных предубеждений или предрассудков ученых. Цель научных исследований — дать содержательную интерпретацию информации, собранной для ее применения в аналогичных ситуациях, следуя определенным принципам, которые могут быть обобщены для таких ситуаций, которые называются законами. В психологии существуют определенные общепризнанные законы, которые приняты во всем мире, такие как законы Вебера и Закон эффекта. Но поскольку эти законы имеют доказанную силу и уже приняты в качестве общих принципов, эти законы должны подвергаться любому научному испытанию.
Теория также взаимосвязана с законами в иерархии обобщенных принципов. Теория может быть определена как интегрированная комбинация принципов, которая предсказывает наблюдаемые закономерности в отношениях в данной области исследования. Давайте проанализируем основные характеристики хороших теорий:
- Надлежащая теория должна быть общей, что означает, что хорошая теория должна быть в состоянии суммировать различные результаты.
- Хорошие теории должны быть скупыми.
- Хорошие теории должны обеспечить широкие возможности для будущих исследований и исследований в данной области исследований.
- Хорошие теории можно сфальсифицировать
Уже существующие теории могут быть подвергнуты сомнению или изменены на основе сбора данных и собранной информации, затем новые модифицированные теории подвергаются дальнейшим испытаниям для составления важных прогнозов на основе новых собранных данных.
Психологические исследования
Основная цель психологического исследования — проанализировать поведение человека и предоставить эффективные решения таких проблем, как память и проблемы обучения, агрессия и депрессия, проблемы, связанные с различными психологическими расстройствами и используемые в широком спектре исследовательской деятельности для дальнейших исследований и расследований.Психологические исследования можно разделить на фундаментальные исследования и прикладные исследования. Фундаментальное исследование пытается понять основные вопросы, связанные с поведением человека. С другой стороны, прикладные исследования исследуют те проблемы, которые имеют повседневное значение для нашей повседневной жизни, и обеспечивают корректирующие решения для решения наших повседневных проблем.
Психологи разрабатывают инструменты тестирования для тестирования и исследования своих исследовательских вопросов для измерения чувств, мыслей и поведенческих процессов людей, а также анализируют и интерпретируют собранные данные.Изучая принципы и ключевые процессы психологического исследования, можно критически оценить собранные данные и принять соответствующее решение.
Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)
Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам.Мы — сертифицированный образовательный поставщик ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.
,