Предмет психология в школе что именно он изучает: новый предмет или пустые обещания — Учёба.ру

Содержание

новый предмет или пустые обещания — Учёба.ру

Идея ввести психологию в школьную программу не нова. В 2010 году тогда еще исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, профессор Зураб Кекелидзе говорил о необходимости ввести всеобщее психологическое образование уже у младших школьников: «О гигиене полости рта, и какая паста лучше, нам каждый день говорят. А о том, что нам делать, как жить, чтобы не навредить своей психике, нам не рассказывают». Тогда же он рассказывал журналистам о том, что идея ввести в программу отдельный предмет с 3 по 11 класс получила поддержку у министра образования (в 2010 году министерство возглавлял Андрей Фурсенко), и о том, что первый учебник по психологии для 3 и 4 класса уже готовится.

первая любовь не может закончиться ничем хорошим

В следующий раз об обязательном предмете «психология», который вот-вот введут в российских школах, заговорили в 2014 году, после того, когда десятиклассник устроил стрельбу в столичной школе № 263. Тогда на специальном заседании комиссии Общественной палаты по безопасности Кекелидзе, уже успевший занять должность главного психиатра Минздрава, сказал: «С 3 класса в школе обязательно преподавание предмета „психология“. Именно потому, что уже с 4 класса детям предлагают алкоголь и наркотики. Если в школе преподается психология, то важнейшее значение должно придаваться переходному периоду. Детям необходимо знать о психологии человека, что такое подростковый возраст, что первая любовь не может закончиться ничем хорошим — в 13-14 лет рожать нельзя. Это вещи, которые знать необходимо, но, к сожалению, многие их не знают».

Эксперт также озвучил тревожные данные: у 40% школьников отмечается школьная дезадаптация, у 70% — пограничные психические расстройства, что нередко связано с социальными факторами.

Кекелидзе подтвердил тогда, что изучать психологию школьники будут с 3 класса и до самого выпуска, и снова подчеркнул, что черновые варианты материалов для третьеклассников уже готовы — но, как и в прошлый раз, это так и осталось на уровне заявлений.

Осенью 2016 года, после очередной громкой трагедии — самоубийства псковских подростков — идея внедрения психологии в школу снова стала актуальной. С той только разницей, что вместо отдельного курса, рассчитанного на девять лет, Минздрав предложил сделать психологию частью ОБЖ и отвести на нее 20 часов: предполагается, что урок будет проходить раз в неделю в течение 20 недель.

Одна из главных задач курса — обучение детей противостоянию манипуляциЯм со стороны взрослых

Одной из главных задач курса разработчики считают обучение детей противостоянию манипуляциям со стороны взрослых. Кроме того, из курса школьники почерпнут общие знания о любви и дружбе, в учебниках появятся материалы о нормах общения.

Например, им расскажут о том, как преодолевать конфликты или отвечать «нет». Недавно Зураб Кекелидзе снова сообщил, что команда специалистов для написания учебников уже подобрана. Однако никаких уточнений со стороны Министерства образования пока нет.

Будет ли это действительно часть курса ОБЖ, будут ли по нему контрольные или экзамены, и не останется ли это, как и раньше, лишь в виде заявлений, пока неизвестно. Эксперты же считают саму по себе идею донести до школьников базовые знания по психологии и привить им важные психологические навыки очень полезной. Но сомневаются, что это может быть обязательным образовательным курсом, и уж тем более частью ОБЖ.

Кирилл Хломов,

психолог, старший научный сотрудник

лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС

«Психология может быть вписана в школьную программу — это вполне обычная существующая практика. Я сам в конце 90-х преподавал психологию в двух школах. Где-то она преподается на факультативной основе, где-то является обязательным предметом.

Я не вижу никакого вреда в самой по себе идее давать детям знания о поведении человека, об устройстве личности, о межличностных отношениях. Управление собственными эмоциями, совладание со стрессом, развитие коммуникативной и социальной компетентности, а также противостояние манипуляциям и социальным рискам (наркотики, компьютерная зависимость, травля, агрессия и т. п.) — все эти навыки повышают безопасность ребенка и расширяют его возможности адаптироваться в социуме. Но у меня есть сомнения, что психологию следует вводить в школе в форме учебного предмета.

Если это организовано как обязательный общероссийский курс, значит, в него должны входить контрольные работы, экзамены, оценки или другие способы проверки знаний. Это помешает курсу быть эффективным: нельзя принуждать человека узнавать себя лучше, это может вызвать только противодействие.

топорное преподавание психологии может вызвать только отторжение

Мне не кажется корректной идея включения психологии в курс ОБЖ. Преподавание психологии, если мы говорим не о формальном, а о содержательном знании, требует достаточно высокого уровня квалификации, здесь важно умение выстроить особенный контакт с учениками, и этим должен заниматься педагог-психолог. Переложить психологию на преподавателей ОБЖ — все равно что предложить регистратуре в больнице вести первичный прием больных. Это не выглядит как эффективное организационное решение: не думаю, что отсутствие квалификации у преподавателя может скомпенсировать даже хороший учебник.

На сегодняшний день есть много разрозненного материала в виде методических пособий; есть университетские учебники с описанием основных психологических исследований и теорий. Однако чтобы запустить полезный курс психологии в школе, нужно провести анализ потребностей в системе образования и составить программу, концепцию работы психологической службы.

Главное, что нужно понять, — это что мы будем преподавать, чему будут учиться дети? Ответа на этот вопрос сейчас нет ни у психологического и педагогического сообщества, ни у Министерства здравоохранения, ни у родителей школьников. Актуальность и востребованность тех или иных психологических тем всегда зависит от запросов общества, от времени, от культурных установок. Надо понимать, что у нас многонациональная, многокультурная страна, и в разных регионах эти запросы могут быть разными. Здесь уместно провести аналогию с курсом основ религиозных культур и светской этики — вспомните, какие споры были в обществе, когда вводился этот предмет. Как и в случае с ОРКСЭ, топорное преподавание психологии может вызвать только отторжение».

Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 1

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.5–25)

Краткое содержание:

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.
Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.



ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что – приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека. Если в ходе эксперимента будет доказано, что интересующие исследователя качества в обучении и воспитании сформировать нельзя, а также будет установлено, что они появляются и развиваются по мере биологического созревания организма, то эти качества можно считать биологически обусловленными – задатками.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, – выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы), детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, – это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, – пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, – создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т.е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение – задача данного курса.

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв.
Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология
(рис. 1, табл. 1). На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления.

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии:

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.

Таблица 1
Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии:


 

Явления,
изучаемые психологией

 
Понятия, характеризующие эти явления
 1Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)

Воображение, воспоминание, восприятие, забывание, запоминание, идеомоторика, инсайт, интроспекция, мотивация, мышление, научение, обобщение, ощущение, память, персонализация, повторение, представление, привыкание, принятие решений, рефлексия, речь, самоактуализация, самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение, творчество, узнавание, умозаключение, усвоение.

 

2Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация, гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь, меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение, образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность, рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть, стремление, стресс, стыд, темперамент, тревожностъ, убежденность, уровень притязаний, усталость, установка, утомление, фрустрация, чувство, эйфория, эмоция.

 

3Свойства индивидуальные, внутренние (психические)

Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность, комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок, работоспособность, решительность, ригидность, совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.

 

4

Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)
 

Действие, деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.

 

5

Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

 
Готовность, интерес, установка.
6Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.

 

7Процессы: групповые, внутренние

Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формир

Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Педагогическая психология — отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. С одной стороны, педагогическую психологию представляют пограничной комплексной областью знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений [1]. С другой, — ориентируясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным, предмет педагогической психологии определяется как процесс учения, который включает в себя его структуры, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учащегося, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся [10]. В данном определении не представлены такие предметные области педагогической психологии, как психология воспитания и психология труда учителя.

А.В. Петровский, подчеркивая неразрывную связь возрастной и педагогической психологии, считает, что «предмет педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения и воспитания». С его точки зрения, педагогическая психология изучает вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых оно достигается, рассматривает взаимоотношения между учащимися, а также между преподавателем и учащимся.

В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом [3].

Педагогическая психология — это развивающаяся сфера профессионально-психологической деятельности, призванная решать актуальные проблемы образования. Психологическая служба образования начала формироваться в России с 1970 г. Используя современные достижения педагогической психологии, она повышает эффективность процесса обучения и воспитания. В 1999 г. разработано «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Российской Федерации». В качестве основной цели психологической службы образования Положение определяет содействие формированию развивающегося образа жизни обучающихся, развитию у них творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

Традиционно от педагогической психологии как науки ожидают изучения, объяснения и описания феноменов, происходящих в образовании. В то же время педагоги и психологи, непосредственно имеющие с дело с образовательной практикой, порой не находят в педагогической психологии ответов на сущностно важные для себя вопросы: каковы цели, смысл и предназначение педагога и психолога в современном обществе, как поступать в той или иной проблемной профессиональной ситуации. У представителей академической психологии и практиков разные предметы профессиональной деятельности, разные цели и средства ее реализации, разный профессиональный язык. Рекомендательный способ взаимодействия науки и практики, особенно такой сложной, как образовательная, оказывается недостаточно эффективным. Это обусловлено тем, что рекомендации отстают от динамично развивающейся по своим законам реальной ситуации. Кроме того, не всегда учитывается, кто будет ими пользоваться. В затруднительной ситуации действуют и практические психологи. С одной стороны, результаты научных исследований обогащают их представления о сущности образовательного процесса, с другой — они зачастую не находят в них ответа, в частности, на такие вопросы, как: в чем смысл работы практического психолога в образовании? Как соотносится деятельность психолога и педагога? Как выстраивать технологию психологической работы с субъектами образовательного процесса? Научным миром осознана необходимость осмысления психологии образования как социокультурной и практико-преобразующей науки. «Необходимо рассмотреть науку с точки зрения ее включенности в процессы творения человеком человеческого мира и самого себя в этом мире [8]. Методология, теория и методика образования сегодня и, в частности, психология образования «избавились от статуса низшего жанра, недостойного научной рефлексии, а сама практика образования стала полигоном обнаружения путей и средств новой антропотехники, склоняющейся не к воздействию на человека, а к системному изменению ситуаций его взаимодействия с людьми и с самим собой» [9].

Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.

Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.

Основными задачами педагогической психологии являются:

— исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;

— выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;

— создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;

— изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.

Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.

Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.

Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.

Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.

Перед педагогической психологией встают новые задачи: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы образования, обеспечение ее эффективными методами работы, создание научно обоснованной и практико-ориентированной системы подготовки психологов образования.

Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем:

— психолог — диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать путь развития, найти для него программу обучения с учетом индивидуальных особенностей;

— психолог — конфликтолог и психотерапевт;

— психолог — проектировщик ситуации развития ребенка и образовательный среды в целом;

— психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;

— психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей;

— психолог — консультант по управлению и Специалист по развитию школы как образовательного учреждения.

Функция психолога в образовании — это функция развития и самого образования, и всех его субъектов (ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения).

Вопросы и задания

  1. Что изучает педагогическая психология?

  2. Дайте характеристику связи педагогической психологии с философией, культурологией, возрастной психологией, общей психологией.

  3. Представьте, что вы разговариваете с учителем. Сформулируйте в понятной для него форме цели и задачи психологической службы школы.

Глава 1. Педагогическая психология как предмет изучения

Предмет, задачи и структура педагогической психологии

Педагогическая психология — отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки предмета педагогической психологии. С одной стороны, педагогическую психологию представляют пограничной комплексной областью знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений [1]. С другой, — ориентируясь на теорию поэтапного формирования умственных действий, разработанную П.Я. Гальпериным, предмет педагогической психологии определяется как процесс учения, который включает в себя его структуры, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учащегося, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся [10]. В данном определении не представлены такие предметные области педагогической психологии, как психология воспитания и психология труда учителя.

А.В. Петровский, подчеркивая неразрывную связь возрастной и педагогической психологии, считает, что «предмет педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения и воспитания». С его точки зрения, педагогическая психология изучает вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых оно достигается, рассматривает взаимоотношения между учащимися, а также между преподавателем и учащимся.

В связи со сложностью образовательного процесса существуют тенденции подчеркивать многоплановость предмета педагогической психологии, которая заключается в том, что с помощью фактов, механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта человека (ребенка) идет процесс изменения его интеллектуального и личностного развития как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом [3].

Педагогическая психология — это развивающаяся сфера профессионально-психологической деятельности, призванная решать актуальные проблемы образования. Психологическая служба образования начала формироваться в России с 1970 г. Используя современные достижения педагогической психологии, она повышает эффективность процесса обучения и воспитания. В 1999 г. разработано «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования в Российской Федерации». В качестве основной цели психологической службы образования Положение определяет содействие формированию развивающегося образа жизни обучающихся, развитию у них творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.

Традиционно от педагогической психологии как науки ожидают изучения, объяснения и описания феноменов, происходящих в образовании. В то же время педагоги и психологи, непосредственно имеющие с дело с образовательной практикой, порой не находят в педагогической психологии ответов на сущностно важные для себя вопросы: каковы цели, смысл и предназначение педагога и психолога в современном обществе, как поступать в той или иной проблемной профессиональной ситуации. У представителей академической психологии и практиков разные предметы профессиональной деятельности, разные цели и средства ее реализации, разный профессиональный язык. Рекомендательный способ взаимодействия науки и практики, особенно такой сложной, как образовательная, оказывается недостаточно эффективным. Это обусловлено тем, что рекомендации отстают от динамично развивающейся по своим законам реальной ситуации. Кроме того, не всегда учитывается, кто будет ими пользоваться. В затруднительной ситуации действуют и практические психологи. С одной стороны, результаты научных исследований обогащают их представления о сущности образовательного процесса, с другой — они зачастую не находят в них ответа, в частности, на такие вопросы, как: в чем смысл работы практического психолога в образовании? Как соотносится деятельность психолога и педагога? Как выстраивать технологию психологической работы с субъектами образовательного процесса? Научным миром осознана необходимость осмысления психологии образования как социокультурной и практико-преобразующей науки. «Необходимо рассмотреть науку с точки зрения ее включенности в процессы творения человеком человеческого мира и самого себя в этом мире [8]. Методология, теория и методика образования сегодня и, в частности, психология образования «избавились от статуса низшего жанра, недостойного научной рефлексии, а сама практика образования стала полигоном обнаружения путей и средств новой антропотехники, склоняющейся не к воздействию на человека, а к системному изменению ситуаций его взаимодействия с людьми и с самим собой» [9].

Таким образом, педагогическая психология не только исследует психологические механизмы и закономерности процессов, происходящих в образовании, но и стремится интегрировать их в современную образовательную практику. В связи с этим предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе. Педагогическая психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.

Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией.

Основными задачами педагогической психологии являются:

— исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;

— выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;

— создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;

— изучение психологических особенностей участников образовательного процесса (родители, учителя, администрация образовательного учреждения) и механизмов их влияния на ребенка.

Структура педагогической психологии включает в себя три раздела: психология педагогической деятельности, психология обучения и психология воспитания.

Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.

Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.

Психология воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения на развитие ребенка, выявляет и проектирует оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса.

Перед педагогической психологией встают новые задачи: разработка концептуальных подходов к деятельности психологической службы образования, обеспечение ее эффективными методами работы, создание научно обоснованной и практико-ориентированной системы подготовки психологов образования.

Наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании заключаются в следующем:

— психолог — диагност ситуации, помогающий ребенку выбрать путь развития, найти для него программу обучения с учетом индивидуальных особенностей;

— психолог — конфликтолог и психотерапевт;

— психолог — проектировщик ситуации развития ребенка и образовательный среды в целом;

— психолог, отвечающий за выстраивание коммуникаций в образовательной среде учреждения;

— психолог, отвечающий за сохранение психологического здоровья детей;

— психолог — консультант по управлению и Специалист по развитию школы как образовательного учреждения.

Функция психолога в образовании — это функция развития и самого образования, и всех его субъектов (ребенка и детского коллектива, педагогов, родителей, руководителей образовательного учреждения).

Вопросы и задания

  1. Что изучает педагогическая психология?

  2. Дайте характеристику связи педагогической психологии с философией, культурологией, возрастной психологией, общей психологией.

  3. Представьте, что вы разговариваете с учителем. Сформулируйте в понятной для него форме цели и задачи психологической службы школы.

1.1. Основные психологические школы

Рефлексология– данный подход к предмету психологии появился под воздействием работ И.П. Павлова (1859-1963) и В.М. Бехтерева (1857-1927). Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Она считала своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев изучали головной мозг – орган управления поведения целостного организма в окружающей среде. Это направление стало известным как рефлексология. Павловское учение о поведении в последующем стало называться учением о высшей нервной деятельности. Он ввёл новый термин – условный рефлекс (организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних). Внешние раздражители для организма становятся сигналами, имитирующими в среде, и реакция закрепляется, если её поддерживает внутренний фактор – потребность организма. Бехтерев в 1907 году в книге “Объективная психология” дал условным рефлексам другое название: но оба они стимулировали психологов на перестройку представлений о предмете психологии.

Фрейдизм– название психологического направления, связанное с именем австрийского психолога З. Фрейда. Формирование его учения относится к началу 20 века. Широкое распространение в буржуазном обществе фрейдизм приобрел в 20-е годы.

В структуре личности Фрейд обратил внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Фрейд отметил, что человек не всегда может объяснить мотивы своих поступков. Они не осознаны, их действительная причина может быть выявлена при изучении сновидений, оговорок, непроизвольных движений. Истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека и для психически больного (в целях его лечения) – задача психоанализа, метода, разработанного Фрейдом для исследования бессознательного.

Всё развитие личности Фрейд выводил из 2-х врожденных инстинктов: продолжение рода (половое удовольствие) и сохранение жизни (страх смерти). Живя в обществе, человек в какой-то степени подавляет эти силы, они вытесняются в сферу бессознательного и замещаются деятельностью. Например, все фрейдисты утверждают, что творчество – это неосознанное проявление стремлений к половому удовольствию. Полный отрыв личности от социальных условий её формирования, выдвижение на первый план бессознательного, биологического – в этом сущность фрейдистских теорий. Фрейдизм – одно из наиболее реакционных направлений в психологии личности.

Генетическая психология Ж. Пиаже. Швейцарский пси­холог Ж. Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится позна­вать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление.

Ж. Пиаже рассматривал развитие в процессе адаптации ребенка к окружающему миру. Центральным звеном этой адаптации, считал он, является умственное развитие, по­скольку только оно может дать правильное представлениео мире и понимание его. Адаптация – активный процесс взаимодействия ребенка с окружением. Развиваясь, ребе­нок постоянно сталкивается с новыми ситуациями, зада­чами, проблемами. Их решение нарушает некоторый име­ющийся у ребенка баланс, поэтому для того, чтобы вер­нуть чувство «уравновешенности», он начинает искать новые ответы на эти проблемы.

Развитие мышления ребенка проходит ряд стадий, каж­дая из которых качественно отличается от другой. Оно обес­печивается созреванием нервной системы, формировани­ем опыта общения с разными людьми и овладения пред­метами, объектами окружающего мира.

Теория Ж. Пиаже оказала громадное влияние на даль­нейшее развитие психологии, прежде всего детской.

Когнитивная психология. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitioзнание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным станов­лением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управле­ния и передачи информации. Когнитивная психология рас­сматривает зависимость поведения человека от имеющих­ся у него познавательных схем (когнитивных карт), кото­рые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это на­правление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психоло­гия возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, твор­ческие силы каждого человека, в то, что он способен со­знательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanusчеловечный. Наиболее известными представителями этого направления являются К.Роджерс (1902-1987) и А. Маслоу (1908-1970).

Каждая из теорий критиковала преимущественно какой-либо один аспект традиционной психологии. Например, Фрейд, создавший глубинную психологию, выступил против отождествления психики с сознанием, бихевиоризм – против субъективизма и интроспекции, французская социологическая школа – против индивидуализма, за учет социальной природы человека, гештальт-психология и описательная психология – против примитивного анализа, разрушающего целостность психики. Но ни одно из этих направлений подлинной общепсихологической теорией так и не стало, хотя каждое много дало. Взаимная критика привела к их распаду и взаимному проникновению к середине 30-х годов.

Классический бихевиоризм. Дж.Уотсон. (1878 -1958) – лидер радикального бихевиоризма. Предмет психологии по Уотсону состоит в изучении поведения объективным путем с конечной целью – служение практике. Поведение понимается как цепь врожденных и приобретенных реакций (R) в ответ на внешние стимулы (S), с помощью которых индивид приспосабливается к условиям внешней среды. Человек рассматривался как реагирующее существо, активная сознательная деятельность игнорировалась, психика практически отрицалась. Считалось, что человека от животного отличает только словесное поведение. Происходила дегуманизация психологии.

В последствии К.Халл изучал научение у животных в основном в лабиринтах. Он заменил формулу «S-R» на «стимул – организм – реакция» (предложена Вудвортсом в 1929г.) Основная детерминанта поведения по Халлу – потребность (драйв), вызванная недостатком чего-либо в организме (не обязательно просто пищи или воды, но и свободы или общения и т.п.). Потребность вызывает активность организма тем более сильную, чем она сильнее и чем ближе цель. Подкреплением служит стимул, снижающий потребность.

Б.Скиннер (1904 – 1990) создал оперантный бихевиоризм, весьма популярный до сих пор. Он выделял три вида поведения: безусловнорефлекторное, условнорефлекторное и оперантное. Рефлекторные виды поведения отвечающие, они вызываются непосредственно стимулами. Оперантные реакции – это активные пробы, они предпринимаются самим организмом, являются в принципе случайными, но могут приводить к полезным результатам и закрепляться. Главную роль в пробе играет не стимул, а подкрепление. Именно подкрепление последовательно «наводит» пробы на нужную реакцию. Такие реакции преобладают в адаптивном поведении.

Гештальтпсихология Эта теория выступала прежде всего против механицизма и «разрушающего» анализа, за идею целостности психики. Именно целостность объявлялась центральной проблемой психологии. При разработке гештальтпсихологии за основу была взята идея Маха о том, что восприятие мелодий и геометрических форм относительно независимо от составляющих их элементов. Слово «гештальт» означает образ, структура.

Сторонники гештальтпсихология считали, что в мозге под влиянием каждого стимула возникают электромагнитные поля, изоморфные (подобные по форме) образу стимула. Поля взаимодействуют между собой. Так решалась психофизическая проблема. У младенца есть готовые гештальты, но они не связаны между собой. Установление связей между гештальтами составляет суть развития человека.

Принцип изоморфизма для гештальтпсихологов представляет собой выражение структурного единства мира – физического, физиологического и психического. Такой подход они считали преодолением витализма. Новое понимание предмета и метода психологии, предложенное гештальтпсихологией состояло в том, чтобы изучать все психические явления как они есть, не подвергая анализу, сохраняя целостность, т.е. они выступали против аналитической интроспекции. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. оно перестает существовать.

В рамках гештальтпсихологии были получены многие важные экспериментальные данные, особенно в исследовании восприятия и личности. Эти идеи получили современное развитие и используются в прикладной психологии и психотерапии.

Глубинная психология. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач – психиатр, создал теорию и практику психоанализа, которая оказала огромное влияние не только на науку, но и на всю последующую европейскую культуру. Он сосредоточился на проблеме бессознательного и его болезненных проявлениях и создал систему проникновения в содержание бессознательного через толкование сновидений, свободных ассоциаций, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п. Эта система была названа психоанализом и стала новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа – учение о бессознательном и его взаимодействии с сознанием. В последствии, благодаря трудам многочисленных учеников и последователей Фрейда, психоанализ из метода психотерапии превратился в общепсихологическое учение о личности и ее развитии.

Описательная психология. В.Дильтей (1833-1911, Германия) в своей «философии жизни» критиковал все другие психологические теории за умозрительность. Жизнь, по его мнению, представляет собой единственную реальность, постигаемую через творческие инстинкты и интуицию. В книге «Описательная психология» утверждал, что все гуманитарные науки должны базироваться на психологии – подобно тому, как естественные науки базируются на математике. Дильтей считал, что психология, объясняющая психику исходя из естествознания, не объясняет подлинную жизнь души, а занимается незначительными явлениями и трактует их неправильно. Естественные науки объясняют природу, ищут причину явлений, пользуясь гипотезами и экспериментом.

У психологии иной предмет и метод – она имеет дело с сознанием, которое нужно описать, постичь его смысл, а не искать причины. Понимание не имеет ничего общего с интроспекцией. Понять значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить их в более широкие связи вне субъекта, в культуре, морали, религии, праве и т.п. Индивид является точкой пересечения систем культур и только через них, а не через себя самого может быть понят. Предмет психологии состоит в описании духовной жизни во всей ее полноте и целостности. Согласно В. Дильтею, «целостный человек – волящее, чувствующее и понимающее существо.По оценка С.Л.Рубинштейна – в противоположность глубинной психологии Фрейда, залезающей в «низшие» уровни личности, психология Дильтея вершинная, она стремиться познать личность в высших ее проявлениях.

Когнитивная психология. Когнитивная психология возникла в конце 50-х годов и является одним из ведущих направлений современной психологии. Сторонники когнитивной психологии критикуют другие психологические школы, особенно бихевиоризм и глубинную психологию, с интеллектуальной точки зрения. Центральным вопросом психологии как науки для данной школы является вопрос об организации знаний субъекта. Собственно, само название этого направления происходит от латинского словаcognito– знание. Большой вклад в развитие когнитивной психологии внесли психологи разных стран: У. Найсер, Ж. Пиаже. Дж. Брунер, Дж. Сперлинг, Дж. Келли, В.П. и Т.П. Зинчеко и др.

В рамках когнитивной психологии развивается информационный подход к психике – психические процессы исследуются как специфические способы переработки информации. В частности, строятся структурные информационные модели восприятия, внимания, памяти, эмоций, процесса принятия решения. Большое влияние на когнитивную психологию оказала «компьютерная метафора» – описание психических процессов по аналогии с функциями компьютера. Так, восприятие рассматривалось как ввод информации, память – как ее хранение, мышление – как переработка и т.п.

Первоначально предполагалось, что когнитивная психология сможет стать экспериментальной и методологической базой для объединения всех подходов к психике, но эти надежды не оправдались. Особенно большие трудности встретились при попытках объяснить наиболее сложные явления – сложные формы мышления и эмоций, речь и, тем более, личность. Однако, в рамках когнитивной психологии получили большое развитие экспериментальные методы и было получено много новых экспериментальных данных, особенно важных для таких новых прикладных областей, как инженерная психология, психология средств массовой информации и рекламы, психология обучения, разработка систем искусственного интеллекта и др.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психология – современное направление в психологии, имеющее большое число сторонников в разных странах, особенно среди психологов, занимающихся психологией личности, психотерапией, психологией творчества и т.п. Оно сформировалось в начале 60-х годов ХХ века как «третья сила» и объединила разных, прежде всего западноевропейских ученых, которые критиковали бихевиоризм за механистичность и пренебрежение сознанием и психоанализ – за переоценку роли неосознанных влечений и комплексов. Опыт поведения людей в особых условиях второй мировой войны показал этим ученым, что имеющиеся психологические теорий совершенно недостаточно для объяснения жизненных реалий.

Общей методологической основой стал экзистенциализм, или философия существования, В этой философии есть личность самоцель; общество – средство, обеспечивающее существование личностей. Общество должно быть призвано обеспечивать возможность свободного развития личности. Но в целом роль общества всегда негативна. В центре гуманистической психологии – проблемы личности. Каждая личность рассматривается как целостная и уникальная, применение общих и статистических закономерностей очень ограничено. Человек – активное, свободное, творческое существо, обладающее потенциалом к непрерывному развитию. Труды психологов этого направления (А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла, Ш.Бюлера и др.) посвящены описанию психически здоровой, полноценной личности, стремящейся к самореализации.

Основными практическими приложениями гуманистической психологии являются педагогика и психотерапия. В частности, К. Роджерс создал недирективную клиентоцентрированную психотерапию, а В. Франкл – логотерапию, которые относятся в настоящее время к числу наиболее популярных школ психотерапии.

1.3. Основные научные психологические школы

В психологии существуют несколько научных школ (направлений). Одной из основных является психоанализ. Психоанализ — учение о роли бессознательного в психике.

Создатель психоанализа австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939г.г.). На основе практики лечения больных неврозами З.Фрейд разработал концепцию бессознательного. Согласно ей, в основе деятельности личности лежит энергетический принцип. Психическая энергия вырабатывается в организме человека непрерывно благодаря биопсихологическим процессам. Энергия превращается в желания. Желания должны удовлетворяться через достижения удовольствия. Если энергия не превращается в удовольствие, происходит общее психологическое напряжение, поскольку в психике накапливается избыточная энергия. Возникает бессознательное состояние беспокойства, неудовлетворенности. В результате развивается невроз в виде тех или иных комплексов. Для их выявления З.Фрейд разработал ряд методов — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний.

Фрейд полагал, что психология человека обуславливается бессознательными, иррациональными силами – инстинктами (влечениями). Основными из них являются сексуальные влечения и влечение к смерти. Сознание человека подчинено бессознательному, поэтому именно бессознательное управляет поведением человека.

Бихевиоризм — как наука о поведении человека. Основателем бихевиоризма (от английского — поведение) стал американский психолог Дж. Уотсон (1873-1958г.г.). Предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Сознание из психологии исключалось, хотя его наличие у людей не отрицалось. Просто сознание не может служить предметом научного изучения, так как при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Дж. Уотсон рассматривал поведение людей как сумму реакций в ответ на раздражители внешней среды – стимулы. Все многообразие поведения человека можно описать формулой «стимул-реакция» (S — R).

В воззрениях бихевиористов человек становится похожим на животное, является биологической стимул-реактивной машиной, которую с помощью суммы стимулов можно научить чему угодно.

Гештальтпсихология — учение о целостности психических явлений. Ее видные представители М.Вертгеймер (1880-1943г.г.), В.Келлер (1887-1967г.г.), К.Левин (1890-1947г.г.).

Основным положением данного направления в психологии стало утверждение, что первичными элементами психологии являются целостные структуры (гештальты). Они влияют на сознание таким образом, что в нем сразу же формируется целостный образ. Например, когда человек решает какую-либо сложную интеллектуальную задачу, он на какое-то время задумывается, а затем наступает озарение (инсайт). В сознании «всплывает» целостный образ решения проблемы. Значит, готовые формы имеются в сознании всегда, нужно просто уметь их вызвать.

Главное для человека — реализовать свои гештальты и тогда он разрешит жизненные проблемы. Гештальтпсихология утверждает, что человек есть часть целого, особого «психологического» поля, но такая часть, которая сама характеризуется целостностью.

Самоактуализация личности в гуманистической психологии. В начале 60-х гг. 20 века в США возникла гуманистическая психология в противовес господствовавшим бихевиоризму и психоанализу, которые она оценивала как негуманные. Ее представители Г.Мерфи, К.Роджерс и А.Маслоу.

Концепция личности ориентируется на свободу выбора и открытость будущему. Человек — уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, сознающая свое значение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и считает его способным управлять собственным развитием.

Гуманистическая психология является мировоззренческой и практической основой педагогики и воспитания, исходящей из идеи раскрытия творческих возможностей каждого человека, использования творческих форм групповой работы на основе духовных ценностей, нацеливает на поиск смысла бытия.

Гуманистическая психология — одно из наиболее перспективных направлений современной науки о человеке.

Общественно-историческая и деятельностная концепция человеческой психики в советско-российской психологии. Советская психология исходила из утверждения общественно-исторической и социальной сущности человека и отстаивала обоснование деятельностного способа его существования.

Л.С.Выготский (1896-1934г.г.) создал культурно-историческую концепцию развития человека. Он считал, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне в социальной форме, а затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь.

С.Л.Рубинштейн (1889-1960г.г.) и А.Н.Леонтьев (1903-1979г.г.) поставили и успешно решали проблему единства сознания и деятельности. Изменяя окружающий мир, человек вместе с тем развивается сам, формируя собственную психологическую природу.

Положение о развитии психики в процессе деятельности реализовывалось в возрастной и педагогической психологии, поскольку считалось, что в становлении человеческой личности решающую роль играет обучение и воспитание, что не вполне учитывало индивидуальные различия психики.

Академические преимущества и преимущества изучения психологии в старшей школе

Структура моего класса

В течение многих лет я вела уроки психологии для наших старшеклассников. В одном семестре я сосредоточился на индивидуальной психологии, а в следующем — на социальной психологии. Студенты очень хотели понять самих себя. Они устали от того, что их воспринимают как «проблемы», и отчаянно хотели заняться изучением человеческого разума и поведения, чтобы лучше понять, как люди — включая самих себя — думают, принимают решения и ведут себя так, как они делают.

Семестр индивидуальной психологии начался с развития ребенка. Изучение развития младенцев, малышей и детей дало множество обучающих моментов. Общая тема «природа против воспитания» побудила студентов взглянуть на сложности генетики и окружающей среды и переместила их от черно-белых, жестких форм мышления к более серым и гибким перспективам. Это также дало им возможность увидеть, какой контроль они могут иметь над своим развитием.

Они внедрили уроки о методах исследования, чтобы опросить членов своих семей о развитии их детства, чтобы они могли анализировать себя в соответствии с различными теоретиками, о которых мы узнали — Фрейдом, Эриксоном, Пиаже и т. Д.Конечным результатом стала автобиография — в различных творческих форматах — в которую вошли их идеи и анализ различных подходов к психологии. Поощрение учащихся к общению со своими семьями таким образом также предоставило уникальную возможность для разговора, общения и воспоминаний в возрасте, когда многие подростки закрывают глаза от родителей.

Далее пришел блок по подростковому возрасту. После изучения гормонов, индивидуализации и развития личности мы перешли к изучению мозга.Изучение нейробиологии — это эффективный способ обсудить развитие управляющих функций, злоупотребление психоактивными веществами и различия в обучении, потому что оно делает преподавание меньше о проповеди и больше о расширении прав и возможностей подростков применять науку и исследования к их собственным предпочтениям, действиям и решениям.

Мои ученики узнали, почему они откладывают дела на потом, теряют вещи, принимают импульсивные решения и часто руководствуются своими эмоциями. Несмотря на все свои попытки оправдать употребление психоактивных веществ, они в конечном итоге признали, что было бы лучше подождать до 25 лет, когда их мозг будет более полно сформирован, и они узнали, что есть способы улучшить свои управленческие навыки функционирования — эти навыки не высечен в камне.

Раздел социальной психологии был, пожалуй, еще более увлекательным. Подростки социально движимы, но при этом совершенно не осознают динамику, такую ​​как групповое мышление, эффект стороннего наблюдателя, конформизм и менталитет толпы, а также индивидуальные действия, которые имеют социальные последствия, такие как отсрочка удовлетворения и привязанности. Моих студентов зацепили такие исследования, как Стэнфордский тюремный эксперимент, эксперимент Стэнли Милгрэма по подчинению властям и эксперимент в пещере грабителей.

Темы социальной психологии требуют обширного обсуждения, применения и размышлений.Мы изучали вербальное и невербальное общение, гендерные конструкции, динамику угнетения и власти, романтические отношения, а также риск и влияние сверстников на принятие решений.

Студенты разработали, провели и сообщили о социальном эксперименте, который придерживался этических принципов, ограничивая при этом предвзятость — удивительный опыт для студентов, позволяющий ориентироваться в этих серых зонах и применять объективные стандарты научных методов к очень субъективным темам.

Мы завершили наши исследования индивидуальными различиями и ненормальной психологией.Увидев, как «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам » изменилось с течением времени, многие студенты узнали о субъективном и культурно обусловленном характере диагностики и подходов к лечению. Студенты исследовали, что было нормальным или ненормальным в них самих, и заключительные проекты сформулировали их сильные стороны и проблемы таким образом, чтобы стимулировать творчество, новаторство и уверенность в принятии себя.

Преимущества изучения психологии

Психология — сложная область исследования, поэтому крайне важно подчеркнуть эволюционирующий характер исследований человеческого развития, представить несколько точек зрения и признать моральные и этические серые области.Если учащиеся чувствуют, что вы не навязываете им свою точку зрения, они искренне участвуют в дебатах и ​​приобретают ценные навыки критического мышления.

Мне кажется, что эта область обучения не менее важна, чем математика, естественные науки, английский язык и общественные науки.

Изучение психологии может помочь нашим ученикам стать отзывчивыми и отзывчивыми гражданами. Студенты хотят понимать себя и других, и мы, как преподаватели, имеем возможность помочь им обрести самосознание и понимание, изучить социальные и эмоциональные навыки, такие как сотрудничество и общение, и овладеть академическими навыками, такими как научные исследования.Мы можем помочь им развить гибкий, творческий образ мышления, основанный на различных точках зрения.

.

Школа Психологии Описание работы | Что вы будете делать

school-psychology-job-description

Люди, увлеченные психологией и здоровым развитием детей, обнаружат, что их интересы пересекаются в области школьной психологии. Учеба на школьного психолога, которую когда-то называли консультантом, также является удовлетворительным шагом в этом направлении. Отличие школьной психологии заключается в способности психологов диагностировать и лечить расстройства. Школьный консультант может направить учащихся к школьному психологу, который считает, что дальнейшее лечение поможет учащемуся.

У детей более загруженная жизнь и график, чем когда-либо. Некоторые из них сталкиваются с дополнительным стрессом дома, с друзьями или во время учебы. Ваш терпеливый, заботливый характер и интеллектуальное любопытство могут подготовить вас к успешной карьере школьного психолога. Ваша основная миссия: помочь учащимся уверенно и успешно справиться с неспокойными школьными годами.

Чем занимаются школьные психологи?

Школьные психологи помогают учащимся на всех уровнях, от начальной школы до колледжа.Они действуют вместе со школьными психологами как защитники благополучия учащихся и как ценные ресурсы для их обучения и личного развития. Как школьный психолог вы в первую очередь прислушиваетесь к мнению учеников.

Вы можете помогать студентам в решении таких вопросов, как издевательства, инвалидность, проблемы ЛГБТ, низкая самооценка, низкая успеваемость, социальная тревожность, проблемы с властью и проблемы дома.

На рабочем месте, школьные психологи:

  • Работа с детьми школьного возраста и молодыми людьми
  • Прислушиваться к вопросам, связанным с академическими, эмоциональными или социальными проблемами
  • Помогать ученикам решать свои проблемы и планировать цели и действия
  • Поощрять позитивное поведение
  • Встречайтесь с родителями и учителями для обсуждения обучения , поведенческие, семейные и социальные проблемы
  • Консультировать родителей по таким темам, как злоупотребление психоактивными веществами и общение
  • Изучать и применять методы поведенческого управления
  • Изучать и внедрять учебные программы
  • Оценивать и консультировать школьные дисциплинарные практики для проблемных учеников
  • Участвовать в специальном образовании путем проведения психологических тестов

Какое образование или сертификат мне потребуется, чтобы стать школьным психологом?

Получение четырехлетней степени бакалавра — это первый шаг в вашем образовании к тому, чтобы стать школьным консультантом.Бакалавр образования, психологии или социологии лучше всего подготовит вас к работе в аспирантуре, но если вы уже получили степень бакалавра в другой области, это нормально.

Затем вам потребуется степень специалиста или магистра в области школьной психологии, психологии или консультирования. Степень специалиста (EdS) в области школьной психологии можно получить примерно через три года обучения в аспирантуре в области образования и психологии с последующей годичной стажировкой. Узнайте больше о том, что вы будете изучать.

Каждый штат требует, чтобы школьные психологи были сертифицированы или лицензированы для практики.Национальная ассоциация школьных психологов предлагает национальную сертификацию, которая включает завершение вышеупомянутой магистерской программы (60 семестровых часов), 1200-часовую стажировку под наблюдением и сдачу национального школьного экзамена по психологии.

Руководства по лицензированию и сертификации психологов зависят от штата; обязательно ознакомьтесь с инструкциями для региона, в котором вы планируете учиться.

Какой карьерный путь я могу выбрать в школьной психологии?

Как школьный психолог, вы можете работать в различных школах, от начального до высшего.Вы можете работать в государственных, местных и частных школах, колледжах, университетах и ​​профессиональных школах и профессиональных училищах. Если вы предпочитаете работать с определенной группой населения, например с людьми с ограниченными возможностями, или с определенной возрастной группой, есть много возможностей для специализации.

Если вы хотите получить дополнительное образование после получения степени магистра и работы школьным психологом, вы можете получить докторскую степень по психологии, будь то докторская или психологическая. Это потребует дополнительных пяти-семи лет и расширит ваши возможности трудоустройства, включив в них академические исследования, консультации и многое другое.

Узнайте о прогнозах заработной платы и рабочих мест для школьных психологов.

Если вы хотите изучать человеческое поведение и работать с людьми в практической среде, но не уверены, что школьная психология вам подходит, есть много похожих карьерных путей. Они включают школьное консультирование, психологическое консультирование, психиатрию, социальную работу, социологию и преподавание.

.

Предметы, которые мы изучаем в школе

В школе мы изучаем многие предметы, такие как математика, украинский, английский, украинская литература, мировая литература, история, география, биология, информационные технологии, физкультура, искусство, музыка и некоторые другие. Все предметы обязательны.

В математике мы работаем с числами. Мы делаем всевозможные математические расчеты. Мы складываем числа (десять плюс пять — пятнадцать), вычитаем числа (восемь минус четыре — четыре), умножаем числа (дважды шесть — двенадцать) или делим числа (десять, деленные на два, равны пяти).

На украинском языке мы изучаем правила грамматики и выполняем множество грамматических упражнений, пишем диктанты и сочинения.

На уроках Литература мы читаем и обсуждаем интересные книги и читаем стихи.

В History мы узнаем о вещах и людях из прошлого. Мы можем услышать увлекательные истории о том, какой была жизнь раньше. Читаем о героях и битвах. Но проблема в том, что мы должны запоминать много дат.

В География мы узнаем о нашей планете, о других планетах и ​​звездах. Мы узнаем о реках, озерах, горах, континентах, океанах, странах и городах со всего мира. Нам нужна карта и глобус.

В Biology мы узнаем интересные факты о природе: обо всем живом на нашей планете — растениях, животных, людях. Узнаем, что они едят, где живут, как растут. Иногда мы проводим эксперименты. Мы читаем об исчезающих видах и о том, как им помочь, о загрязнении окружающей среды и о том, как обезопасить нашу планету.

На наших уроках иностранных языков мы развиваем навыки разговорной речи, чтения, аудирования и письма, а также узнаем об обычаях и традициях. Мы учим слова и фразы, а также правила грамматики.

В IT мы узнаем все о компьютерах и о том, как ими пользоваться. Нас учат печатать и хранить информацию, выходить в Интернет, делать презентации, загружать информацию, изображения и музыку. Это весело, потому что мы иногда играем в игры.

В PE мы действительно развлекаемся, потому что занимаемся разными видами спорта.У нас есть занятия в тренажерном зале или на спортивной площадке. Нужен полиэтиленовый комплект: кроссовки и спецодежда.

В Music рассказывается о композиторах и стилях музыки. Мы весело поем песни.

В Craft мы делаем разные вещи. Мальчики могут работать по дереву, покеру или по металлу. Девочек учат кулинарии, вышивке, шитью и вязанию.

В классах Art нам рассказывают об известных художниках, учат рисовать и раскрашивать.

Мой любимый урок — английский. Я люблю заниматься проектами и узнавать об англоязычных странах. На уроках английского языка мы можем говорить о животных и растениях, о Земле и ее проблемах, о странах и исторических событиях. Поем песни и проводим презентации. Здорово, что английский помогает мне познавать мир.

.

Что я могу делать со степенью психолога?

Диплом психолога — отличная отправная точка для карьеры как в науке, так и в искусстве, поскольку она дает вам ряд навыков и открывает возможности для различных работодателей

Варианты работы

Работа, напрямую связанная с вашей степенью include:

Вакансии, где ваша степень будет полезна, включают:

Помните, что многие работодатели принимают заявления от выпускников с любым предметом, поэтому не ограничивайте свое мышление вакансиями, перечисленными здесь.

Потратьте несколько минут, чтобы ответить на викторину о подборе вакансий и выяснить, какая карьера вам подойдет.

Попробуйте подобрать работу

Опыт работы

Для того, чтобы стать дипломированным психологом, необходимо пройти последипломное обучение и учебу. Из-за требований к поступающим на курсы многие выпускники психологических факультетов тратят год или более на получение опыта работы перед поступлением в аспирантуру.

Хорошей идеей будет как можно скорее накопить опыт работы. Обычно вам нужно сначала работать на добровольной основе, чтобы получить достаточный опыт для подачи заявления на оплачиваемую работу.

Тип необходимого опыта зависит от интересующей вас области психологии. Работа в качестве помощника психолога или в таких областях, как медсестра, социальная работа, психиатрическая работа, услуги для людей с ограниченными возможностями, наставничество для молодых правонарушителей и работа в тюрьмы, испытательный срок или социальные услуги жизненно важны.

Опыт работы в качестве научного сотрудника также актуален.

Для педагогической психологии требуется опыт работы с детьми в образовательных учреждениях, учреждениях по уходу за детьми или в общественных местах.Хотя это и не обязательно, опыт преподавания полезен.

Опыт работы с персоналом или человеческими ресурсами, бизнесом и менеджментом необходим тем, кто интересуется психологией труда.

Многие выпускники факультетов психологии выбирают другие области карьеры. Опять же, важна работа или волонтерский опыт в выбранной вами сфере. Это может включать неполный рабочий день во время получения степени, летние стажировки и стажировки, а также добровольную работу и слежку за работой.

Найдите места для работы и узнайте больше об опыте работы и стажировках.

Типичные работодатели

Хотя некоторые выпускники факультетов психологии становятся профессиональными психологами, многие продолжают работать в смежных областях.

Диплом по психологии обеспечивает полезную основу для множества профессий и работодателей.

Основными работодателями выпускников факультетов психологии являются:

  • коммерческие и промышленные компании
  • финансовые организации
  • отделы кадров
  • местное и национальное правительство
  • маркетинговые компании
  • СМИ
  • NHS
  • полицейские силы, национальные Служба пробации и тюрьмы
  • школы, шестиклассники и колледжи дополнительного образования
  • социальные службы.

Найдите информацию о работодателях в сфере здравоохранения, обучения и образования, маркетинга, рекламы и PR, а также в других сферах занятости.

Навыки для вашего резюме

Передаваемые навыки включают:

  • письменное и устное общение, включая написание и представление отчетов
  • информационные технологии
  • обработка данных и статистика
  • аналитическое исследование
  • решение проблем
  • умение работать в командах.

Научные аспекты вашего курса психологии, включая применение аргументированного подхода, решение проблем и манипулирование данными, предоставляют полезные инструменты для карьеры в сфере здравоохранения, правоохранительных органов, финансов, информационных технологий и исследований.

Ваши знания о человеческом поведении и мотивации, способность критически анализировать проблему, формулировать взвешенный ответ, выдвигать аргументы и генерировать новые идеи хорошо подходят для карьеры в творческих отраслях, юридическом секторе, государственном управлении и образовании.

Дальнейшее обучение

Последипломное обучение и подготовка необходимы, если вы хотите стать дипломированным психологом и зарегистрироваться в качестве практикующего психолога в Совете специалистов в области здравоохранения и здравоохранения (HCPC).

Аспирантура доступна в таких областях, как клиническая, консультативная, образовательная, профессиональная, спортивная, физическая или судебная психология.

Некоторые выпускники получают квалификацию учителей как путь к педагогической психологии. Квалификация преподавателя не является требованием для этой профессии, но она все же дает полезный соответствующий опыт.

Выпускники факультета психологии, которые не хотят быть психологом, могут выбрать получение последипломного образования в выбранной ими области карьеры, например, в рекламе, маркетинге, преподавании или управлении персоналом.

Некоторые выпускники продолжают исследования на уровне магистров и докторов наук, чтобы сделать академическую карьеру, сочетающую исследования и преподавание.

Чтобы получить дополнительную информацию о дальнейшем обучении и найти интересующий вас курс, см. Степени магистра и выполните поиск курсов для аспирантов.

Чем занимаются выпускники факультета психологии?

Более половины выпускников факультетов психологии трудоустроены в Великобритании через шесть месяцев после выпуска, в то время как почти треть продолжает обучение или совмещает дальнейшее обучение с работой.

Пункт назначения Процент
Занятые 56,7
Дальнейшее обучение 22,7
Прочие 5,2
Направления выпускников по психологии Типы работ, заявленных в Великобритании

Для получения подробной информации о том, чем выпускники факультета психологии занимаются через шесть месяцев после выпуска, см. Чем занимаются выпускники?

Данные о направлениях для выпускников из Агентства статистики высшего образования.

Узнать больше

AGCAS

Написано редакторами AGCAS

Март 2019

© Copyright AGCAS & Graduate Prospects Ltd · Заявление об ограничении ответственности

Вам также может понравиться…

Dunbia

Программа для выпускников

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Посмотреть вакансию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2007 - 2024 Андрей Антонов

Тип работы В процентах
Розничная торговля, общественное питание и работа в барах 15.9
Правовые, социальные и социальные 15,3
Работа по уходу за детьми, здравоохранение и образование 14,8
Бизнес, управление персоналом и финансы 9,5