Задатки. Что такое «Задатки»? Понятие и определение термина «Задатки» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Задатки – особенности нервной системы, которые выступают в качестве основы для дальнейшего формирования способностей. Любые способности, которыми владеет человек и которые необходимы для успешной жизнедеятельности, должны иметь некоторые предпосылки для их проявления (в виде задатков).
Согласно утверждению советского психолога Б.М. Теплова, способности – это задатки в развитии. В зависимости от способа образования задатки делятся на врожденные (природные) и приобретенные (социальные). Задатки первого типа есть у человека с момента его рождения — при этом, поскольку они связаны с особенностями формирования нервной системы, можно говорить об их генетической наследуемости.
В качестве примера врожденных задатков можно привести характеристики слухового восприятия. Такие задатки определяют индивидуальные различия между людьми. Второй тип задатков служит необходимой базой для развития более сложных способностей. Например, чтобы освоить высшую математику, необходимо понимать элементарную, поэтому эти знания сами по себе играют роль задатка (приобретенные навыки).
Задатки находятся в постоянном развитии, на каждом из этапов они приобретают новые свойства. Также характерной особенностью задатков выступает многозначность: на основе одинаковых задатков могут развиться разные способности. Здесь имеет место быть и механизм компенсации. Например, для развития музыкальных способностей нужен абсолютный слух, но его отсутствие может быть компенсировано хорошей памятью на музыкальные интервалы.
< Зависть
Заикание >
Популярные термины
Новости СМИ2
новое на сайте
- Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог?
- «Мама грозится проклясть меня, если разведусь с мужем»
- «Боюсь выражать эмоции при людях, жду осуждения.
Как с этим бороться?»
- Как научиться говорить о сексе без стыда и страха: 3 совета и 1 упражнение
- Feel & Touch: лимитированный бьюти-бокс Psychologies — разбор состава
- Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых
- Почему вы влюбляетесь в нарциссов: (не)приятная правда
- Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства
Сегодня читают
- «Муж орет, что я мало готовлю и вместе с дочкой его объедаю. А я приготовила 5 литров борща»
- «Я дочь четырех родителей»: откровенная история читательницы и комментарий психолога
- Свингеры: кто и почему меняется партнерами — разбор с психологами
- «Мне 48, нет ни мужа, ни любовника. Где найти нормального мужчину?»
- Как разговаривать с детьми, чтобы они чувствовали себя любимыми: 3 главных посыла — советы психолога
- В чем секрет мужского долголетия? Спойлер: дело не в еде и не в спорте
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Задатки и способности
Задатки и способности — Задатки в психологии — наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата. Они являются существенными предпосылками способностей человека, однако задатки лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям — в этом состоит важное направление развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются при этом функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент.
Одни и те же задатки могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Человек обладает способностью сознательно развивать свои способности и тем самым совершенствовать деятельность. Существует и обратная зависимость: сознательное улучшение деятельности обычно приводит к совершенствованию способностей.
Задатки бывают разных видов. Задатки первого вида не определяют ни содержания способностей, ни уровня возможных достижений.
При наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро, и даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако даже прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии хороших задатков (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиваться значительных успехов в соответствующей деятельности.
Интересно, что в истории психологии имелось представление, согласно которому способности это индивидуальные особенности человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов
общественно-полезной деятельности (С. Л. Рубинштейн). То есть, если речь вести о каких-либо общественно-бесполезных видах деятельности (например о компьютерных играх) или тем более об антиобщественной деятельности, готовность к ним будет рассматриваться не как способности, а как что-то иное. Соответственно задатки разовьются не в способности, а во что-то иное.
Самой распространённой ошибкой при рассмотрении природы способностей является отождествление задатков и способностей. Задатки, перефразируя вышесказанное, это врожденные «способности к способностям». Например, если у ребёнка идеально развит слух и в целом слуховой анализатор, то уже в раннем детстве задатки могут превратиться в способности, обучение музыке может сделать из ребёнка талантливого музыканта или композитора. Однако ребёнок не рождается музыкантом или композитором. Строго говоря, нельзя даже сказать, что у него есть задатки к музыке.
Б. М. Теплов считал задатки врожденными анатомо-физиологическими особенностями нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей. Он же обозначил несколько признаков способностей: они имеют индивидуально-психологические особенности, определяют успешность выполнения деятельности, но при этом не сводятся к ЗУНам, но обуславливают и быстроту обучения новым способам, и приемам деятельности.
Задатки влияют на формирование и развитие способностей. Способности влияют на образование ЗУНов. ЗУНы влияют на деятельность. Однако будет неверным утверждение, что задатки или способности влияют на деятельность лишь опосредованно, через ЗУНы. И задатки, и способности оказывают влияние на деятельность непосредственно. Например, врожденные особенности слухового анализатора и степень его развития непосредственно влияет на работу музыканта или переводчика.
Для понимания связи между задатками, способностями и ЗУНами уместно воспользоваться следующей аналогией. Предположим, гончар задумал создать новое творение. Он выбрал глину (задатки). Затем слепил горшок (сформировал способности), обжег его (развил и закрепил способности). Потом кто-то (сам гончар или покупатель) уже наполнил горшок водой, крупой или еще чем-то (образовались ЗУНы). Если глина плохая, не получится создать горшок большим или сложной формы. Если горшок маленький, в него не получится положить многого. Если он треснувший, он будет непригодным для хранения воды.
Способности, таким образом, отражают по большей мере физиологическую развитость мозга, функциональную его готовность к длительному выполнению какой-либо деятельности. Обывательское представление о способностях обычно ограничивается тем, что они представляются некоторым даром или даже сверхвезучестью: способного ученого Архимеда озарило во время принятия водных процедур, везунчику Ньютону повезло сесть под нужное дерево и т.д. На самом деле способности ученых кроются в функциональной готовности заниматься интеллектуальной деятельностью часами, неделями, годами.
Следует иметь в виду, что природные задатки могут проявляться, трансформироваться в способности в разные периоды жизни. Обычно, конечно, это происходит в молодые годы, однако те же музыкальные способности могут проявиться и в три года, и в восемнадцать лет. С. А. Маничев предложил ряд критериев для определения сформированности способностей:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация (склонности и способности довольно тесно и органично связаны).
2. Темп обучения каким-либо ЗУНам (любой здоровый ребенок, например, может изучить в полном объеме любой школьный предмет, если постарается, однако способный ребенок это сделает в разы быстрее).
3. Наличие границ способности (возможно, человек просто прилежен, и тогда его успехи будут разносторонни, у способного человека успехи очерчены довольно четкими границами).
4. Нестандартность результатов (способный человек не только усваивает учебный материал, но и находит в нем новые смыслы, скрытые связи, закономерности и т.д., что может приводить к новым, неожиданным для окружающих результатам).
5. Общественное признание (само слово «способности», хотя и не явно, но подразумевает хоть какую-то ценность, полезность для общества, если человек обладает единичной «способностью», например быстро сортировать речные камни по цвету, никто не назовет его «способным», потому что не соперников).
6. Помехоустойчивость (способность проявляется довольно устойчиво, мало зависит от обстоятельств).
7. Уровень обобщенности, перенос (способности, хотя и имеют довольно четкие границы, но при этом распространяются на довольно широкие сферы ЗУНов, при этом при некоторой «доработке» человек легко начинает проявлять способности в смежных сферах, там, где раньше способности не проявлялись).
На развитие из задатков способностей огромное влияние оказывает окружение. Под окружением здесь понимается не только социальное окружение: семья, друзья, школа и иные социальные институты. В окружение также входит и материальная среда: инструменты, технические возможности, источники информации и т.д. Известно, что Моцарт уже в три года проявил музыкальные способности. Однако, если бы в его окружении не имелось бы ни одного музыкального инструмента, этого бы не произошло.
При развитие способностей необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций. Важно поощрять любопытство и питать ребенка всей запрашиваемой информацией. Желательно, чтобы в любой момент времени деятельность ребенка находилась в зоне оптимальной трудности. Очень простая деятельность приводит к снижению интересов, потере смысла в предсказуемости. Очень сложная деятельность может надолго отложить получение результата и удовлетворения, что сильно снижает мотивацию.
Считается, что большинство очень способных людей имеют ярко выраженные природные задатки. Проявляется это в первую очередь в весьма раннем проявлении этих способностей у талантов и гениев. Талант — это способность к достижениям высшего порядка. Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое и очень важное.
Другие факторы, влияющие на развитие способностей:
— время выявления (раннее выявление способности способствует лучшему дальнейшему ее развитию),
— интерес (источником интереса может быть и сама деятельность, но имеет значение и изначальный интерес — жажда к получению новых знаний в определенной области),
— всестороннее развитие интересов и способностей (распространенная ошибка заключается в замыкании на одном виде деятельности: считается, что не надо тратить время на посторонние вещи; это может привести и к угасанию интереса, и к образованию слишком узкого специалиста; довольно типичный пример — музыкант, который всю жизнь оттачивает свои музыкальные умения и навыки, узость интересов и кругозора приводит к невозможности развиться в композитора, автора песен или музыкального продюсера),
— соперничество (большинство способных людей очень ревниво относятся к успеху других людей, особенно одноклассников и близких коллег, соперничество для них — вечный источник энергии),
— сотрудничество (соперничество часто порождает сотрудничество, а сотрудничество — соперничество, в общении, совместной работе, проектах, дискуссиях происходит становление очень многих талантливых людей — своего рода «обжиг»).
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976.
15 невероятных примеров того, как один человек изменил мир к лучшему
Раскрытие информации: как участник партнерских программ мы зарабатываем на соответствующих покупках, сделанных на нашем веб-сайте. Если вы совершите покупку по ссылкам с этого веб-сайта, мы можем получить небольшую долю от продаж по этим партнерским программам. Вы можете прочитать наш полный отказ от ответственности для более подробной информации.
Наверное, самый классический вопрос в гражданской активности: может ли один человек что-то изменить?
История ясно показывает, что один человек может изменить мир. Нередко один человек оказывает значительное влияние благодаря исключительным возможностям, действиям и/или ситуациям.
Хотя вопрос поставлен правильно, не должно быть никаких сомнений в том, может ли человек изменить мир к лучшему. Основной принцип причины и следствия предполагает, что простое существование изменяет форму вашего окружения.
Даже прочитав эту статью, например, вы предприняли небольшое действие (причина), которое может помочь сформировать вашу среду (следствие). Будь то эссе в классе или просто для вдохновения (причины), чтение статьи в Интернете меняет информационные потоки как в онлайн-, так и в офлайн-сообществах (эффекты).
Если вы затем поделитесь чем-то из статьи или измените свое поведение на основе того, что вы прочитали (больше причин), кто-то другой в вашем окружении также может изменить свое поведение и так далее (больше эффектов).
Хотя это может звучать философски, бесчисленные исследования показали, что на наше поведение влияют окружающие, даже когда мы этого не осознаем. Было доказано, что семья, друзья и партнеры влияют на решения человека во всем, от направлений путешествий до татуировок.
Итак, нет сомнений, что человек может изменить ситуацию. На самом деле возникает вопрос: как люди могут оказывать большее влияние на мир, чем обычно?
Ниже в этой статье рассматриваются примеры людей, «делающих мир лучше» — многие из них менее известны в истории. Однако я оставляю термин «изменение мира к лучшему» неопределенным, чтобы мы могли исследовать спектр причин и следствий.
Примеры разбиты на три категории по пять примеров в каждой. Каждая категория — это то, что кажется доминирующей причиной того, как человек смог оказать большее влияние, чем обычно. Категории включают 1) исключительные возможности, 2) чрезвычайные действия и 3) чрезвычайные ситуации. Как писал Шекспир,
[Некоторые]одни рождаются великими, некоторые достигают величия, а некоторым величие навязывается.
Чрезвычайные возможности
«Чрезвычайные возможности» — это свободная категория, предназначенная для тех, кто не обязательно намеревался изменить мир, но смог внести свой вклад, постоянно внося свой вклад в свою область. Это те люди, которые рассматривали профессиональные проблемы как возможности и посвятили свои усилия решению этих проблем. В конце концов, их усилия окупились, и они смогли оказать огромное влияние на мир.
Эту категорию можно примерно приравнять к шекспировской категории «прирожденных великих», поскольку это люди, которые использовали свои (врожденные или приобретенные) таланты так хорошо, что не могли не изменить мир к лучшему.
Марта Геллхорн
Марта Геллхорн была писателем и журналистом, которого считают одним из величайших военных корреспондентов всех времен. Она освещала практически все крупные конфликты за свою 60-летнюю карьеру. Она была безжалостна в своих репортажах и сумела найти творческие способы раскрытия суровой правды о мировых конфликтах.
Карьера Геллхорна была новаторской во многих отношениях, включая разрушение барьеров для женщин-репортеров, а также полное изменение способов подготовки военных репортажей. Один из ее первых прорывов произошел, когда она сообщила о гражданской войне в Испании.
Без официального задания газеты подделала документы, чтобы попасть в зону боевых действий. Оттуда она начала сосредотачивать свои истории на влиянии конфликта на человеческие жизни. Ее внимание к человеческим жертвам отличалось от обычных репортажей, в которых основное внимание уделялось стратегиям на поле боя, оценкам генералов, героизму солдат и общим условиям жизни гражданского населения.
Сегодня некоторые сетуют на то, что военные репортажи без нее уже не те, и что эта область скатилась к националистическому обелению конфликтов. Хотя трудно измерить влияние Геллхорн, ее репортажи помогли разоблачить некоторые из худших человеческих страданий и позволили многим стать свидетелями ужасов войны, которые до нее не были так ясно представлены публике.
Морис Хиллеман
Фото: Университет штата Монтана Морис Хиллеман — величайший микробиолог, когда-либо живший на земле. Хотя вы можете не знать его имени, на вашу жизнь, вероятно, повлияла его работа, поскольку он разработал более 40 вакцин — поистине геркулесов вклад в его область. Считается, что он спас больше жизней, чем любой другой ученый-медик 20 века.
У Хиллемана было скромное начало. Он вырос на ферме своего дяди в Монтане после того, как его сестра-близнец и мать умерли из-за осложнений при родах. Позже он приписал большую часть своего успеха тому факту, что провел так много времени, выращивая цыплят на ферме этого дяди — в то время куриные яйца использовались для выращивания вирусов для вакцин.
Он так умел разрабатывать вакцины, что, когда в 1963 году заболела его дочь, он взял мазок с задней стенки ее горла, отнес образец в свою лабораторию и к 19 годам67 он разработал вакцину от этой болезни. Хотя его методы больше не будут работать в сегодняшней нормативной среде, его работа и самоотверженность, несомненно, спасли миллионы жизней. Хиллеман действительно рассматривал каждую болезнь как возможность помочь людям, и к концу своей карьеры он навсегда изменил медицинский ландшафт к лучшему.