Человек и природа это одно целое! Ценность природы для человека
Мир, в котором нам приходится жить, имеет специфические особенности. Всё, что нас окружает является объектами, собранными по принципу конструктора из мельчайших элементарных частичек. Человек, в этом плане, тоже не исключение. Для своего существования людям необходимо постоянно удовлетворять свои базовые потребности (еда, вода, дыхание, защита, размножение).
Значение природы в жизни человека напрямую связано с вышесказанным. То есть всё, что человеку необходимо для жизни (своего существования) даёт ему окружающая среда. Наша планета (в большей части её поверхность) устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.
Проще говоря, мы всё с вами живём, потому что этому способствуют природные условия. Но, как известно, окружающая среда может иметь различные состояния, которые могут не подходить для нормального существования живности, и человека в том числе. Парадоксально, но значение природы в жизни человека, самими же людьми, сильно недооценивается, что порождает принцип — пилю сук, на котором сижу. Думаю, многие будут со мной согласны, что нынешнее экологическое состояния окружающей среды оставляет желать лучшего. Люди повсеместно начинают гадить и активно ухудшать условия природы, что, в первую очередь, пагубно сказывается на самом же человеке.
Значение природы в жизни человека хоть и имеет жизненноважный статус, но безрассудство человекообразного существа превыше всех сил, направленных на благополучие и развитие жизни. Далеко ходить не будет, возьмем пример из обычной жизни, большинство людей ежедневно приобретают материальные ценности, результатом которых становится ежеминутное увеличение городских свалок, выброс ядовитых отходов, загрязнение воздуха, воды и почвы.
Человек — часть природы, он живет и развивается по ее законам.
Человек появился на земле, как и все, что его окружает, благодаря при-родным силам, их многовековому раз-витию, Человек — частица природы.
Его окружает воздух, вода, без кото-рых не возможна жизнь на Земле.
Только в единении с природой человек может существовать — жить. Природа дает человеку воз-дух , без которого нельзя прожить больше 5 мин.; природа дает человеку воду , без которой нельзя прожить несколь-ко дней. Земля (её недра и почва — ее плодо-родный слой) дает человеку хлеб , тепло , одежду и много других вещей, без которых человек не сможет жить настоящей, полно-ценной жизнью. Но и в природе самого чело-века есть силы, которые развивались вместе с человеком. Эти силы закреплялись и про-граммировались в клетках человека. И эти силы продол-жают жизнь людей на Земле. Человек рождает подобного себе и так будет всегда. Семена под-солнечника рождают поле желтых фонариков, от коровы рождается теленок, курица дает жизнь цып-ленку, белочка вынашивает бель-чат. И так во всей природе: каждый вид создает себе подобных. И на Земле ничего вечного нет: одни жи-вут несколько часов (мотыльки), другие — столетия (дуб).
Не вечен на Земле и человек. Жизнь его длится, в среднем, 60-80 лет. Но человек — самое умное существо на Земле, поэтому он должен так строить свою жизнь, чтобы передать ее будущим потомкам.
Человек — хозяин природы. А поэтому должен вести себя как хозяин: быть внимательным ко всему живому, не причинять никому боль. За это он будет вознагражден.
Здоровье твоё и твоих близких зависит от здоровья природы.
Основных элементов природы, с которыми человек сталкивается в обычной жизни, несколько. Назови их, проанализировав схему:
Человеку необходима природа. Но если мы не можем существовать без воздуха, воды, пищи, то их должно быть в достаточном количестве и хорошего качества. Потому что, если человек дышит грязным воздухом , пьет грязную воду , ест недоброка-чественную пищу , он загрязняет свой организм. А та-кой организм плохо работает, начинает болеть. Чело-век должен заботиться о природе так, чтобы она дари-ла здоровье, без вреда для себя приносила людям свои плоды, которые человек, опять-таки, использует для укрепления и приумножения своего здоровья.
Природная среда — это условия, в которых живут и работают люди. От нее зависит не только состоя-ние здоровья населения Земли в данный момент, но и будущее всего человечества.
Экология — наука обо всем живом и о том, как все живое взаимодействует друг с другом.
На Земле существуют при-родные системы (биогеоцено- зы ). Они образовались в ре-зультате единения трех основ-ных оболочек Земли: атмос-феры (воздушная), гидросфе-ры (водная) и литосферы (твердая).
Природной системе присущ уникальный состав ее элементов — горных пород, грунта, рельефа, климата, подземных и наземных вод, животного и растительно-го мира. Каждый из этих элементов влияет на здоровье человека. В свою очередь, и человек влияет на состоя-ние природной системы.
Рассмотри схему. Материал с сайта
Чтобы природа была здоровой, ее надо охранять и заботиться о ней.
Охрана окружающей природной среды — сохране-ние безопасным мира, который тебя окружает.
На этой странице материал по темам:
Определение человека и его природы
В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле, человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.
§ Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».
§ Синтез позиций современной биологии (человек — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений») приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.
Душа и тело.
Согласно концепциям материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей. В эзотеризме же и многих религиях человек определяется как сущность, соединяющая в себе «тонкое» (душа, эфирное тело, монада) с «плотным» (тело) тела.
В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.
Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.
Человеческая душа в трудах Августина становится загадкой, тайной для самого человека.
Тело в философии Нового времени рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.
Согл
Что такое природа для человека. Что значит природа для человека
Что такое природа для человека. Что значит природа для человека
Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна. Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки. Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь. Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера. Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться. Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы. |
Понятия природа и сущность человека. Природа, сущность и предназначение человека
Хайдар Махмадиев : литературный дневник
Природа, сущность и предназначение человека
«Истина где-то рядом»
Проблема человека в философии всегда относилась к разряду «вечных» проблем, постоянных для всех времен. Философия, отмечал В.И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»1. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философская проблема человека «вечна» в том смысле, что «она всегда сохраняет свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы»2.
Вечность проблемы человека в философии не означает ее принципиальной нерешаемости. Она решаема, но только для каждого этапа развития общества и науки в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития области общества; да и в зависимости от способностей самих философов. Ведь философ — это не пророк, черпающий истину из откровения, а мыслитель, выходящий в определении принципов и образа своего поведения, жизни за пределы сложившихся верований как недоказанных предрассудков.
Мы реально ощутили всю остроту этой проблемы в современных условиях — условиях глубинного социального кризиса, поразившего наш мир в целом. Настоящий кризис — это не только кризис экономических и политических отношений, но и кризис понимания высших ценностей жизни, того места, которое занимает общество в мире. Это и духовный кризис человека, его жизненных ориентаций. Оба этих кризиса связаны друг с другом непосредственным образом. Подхлестываемый повседневным бытием человек сконцентрировал все свои усилия на производстве и потреблении вещей. В этом процессе он ощущает себя как вещь, которая манипулирует орудиями производства, а те, в свою очередь, манипулируют ею. Если его не эксплуатируют другие, то он эксплуатирует сам себя, он использует свою человеческую сущность как средство для обслуживания своего существования; свои человеческие способности как средство для удовлетворения своих постоянно растущих и во многом искусственных материальных потребностей. «Существует, таким образом, реальная опасность, что человек может забыть о том, что он человек»3. Следовательно, критический анализ традиционных представлений о природе человека никогда не был столь труден, но в тоже время столь необходим, как сейчас.
Сегодня возникает необходимость преодоления старых догм в истолковании сущности человека и его сознания, осмысления специфики самосознания и закономерностей его формирования, которые весьма плохо адаптированы к реальной действительности и особенно к перспективам ее развития в условиях исламской цивилизации, в мире которой, «несмотря на все зигзаги истории оставался и остается… народ Таджикистана»4. Можно сказать, что для нас — это совершенно новый теоретический пласт.
Вместе с тем, это и переосмысление учения К. Маркса, не использовать мировоззрение которого сегодня в философии в качестве основы для изучения природы, сущности и предназначения человека — это, в сущности, тоже самое, что игнорировать идеи Эйнштейна в современной физике или пренебрегать менделеевской таблицей элементов в химии. Именно под этим углом зрения и будет рассматриваться в настоящей работе проблема человека, его природа, сущность и предназначение.
Источник: https://zdorovkrasota.ru/novosti/chto-takoe-priroda-i-chelovek-chelovek-i-priroda
Связь человека с природой. Наши партнеры
Связь человека с природой
Человек — часть природы. Жизнь человека, как и жизнь других организмов, зависит от условий природы — достаточного количества пищи, воздуха, воды. Человек живет в окружении тел природы. Растения и животные обеспечивают ее продуктами питания.
Неодинаковое количество солнечного света и тепла в разных уголках земного шара сказалась на расселении людей. Так, в районах полюсов, где господствуют низкие температуры и лед, нет условий для роста и развития растений и животных, проживания людей. Вблизи экватора, где земная поверхность получает наибольшее количество тепла и влаги, никогда не бывает зимы и пышно развивается растительность. Однако и такие условия неблагоприятны для жизни людей. Скопления населения наблюдается на равнинных территориях с умеренным количеством тепла и влаги. Там наиболее комфортные условия для жизни человека.
В древние времена человек полностью зависел от природы. В природе она находила растения для питания, мясо добывала, охотясь на зверей и птиц, ловила рыбу. Впоследствии человек окультурила различные растения, то есть научился выращивать их на специально отведенных и обработанных участках земли (рис. 173). Сейчас человек разводит разнообразных домашних животных (рис. 174), поэтому постоянно имеет мясо, молоко, яйца для своего питания.
Природа обеспечивает человека водой. И хотя воды на Земле много, но пресной, пригодной для питья и хозяйственных нужд, совсем мало. Зато использование воды стремительно растет. Подсчитано, что за последние 40 лет оно выросло втрое. Больше пресной воды идет на орошение полей и потребности промышленных предприятий. На личные нужды человек использует ее значительно меньше (рис. 175). Если использование воды будет увеличиваться и в дальнейшем, то многие страны мира скоро чувствовать ее недостаток.
Вы уже знаете, что для существования человека необходим воздух, а точнее — имеющийся в нем кислород. Поставляемого природе зеленые растения. Без воздуха человек не проживет и нескольких минут.
Итак, человек является частью природы, и ее существование зависит от влияния природных факторов.
Человек — часть живой природы, она живет в естественной среде, берет с него необходимые для жизни пищу, воду, воздух. Человек и природа — одно целое.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Во времена, когда человек полностью зависел от природы, она принимала от нее столько, сколько ей нужно было для жизни. С развитием хозяйства произошло много изменений, которые отразились на среде. На больших территориях было вырублено леса, осушено болота, вызвано опустынивания земель (рис. 176). Большие площади заняли города с промышленными предприятиями, в различных направлениях пролегли пути с асфальта и бетона, мощные машины нарушают земную поверхность, добывая полезные ископаемые. Для своих нужд люди выплавляют металлы, изготавливают разнообразные бытовые приборы, строительные материалы, пластмассы, ткани, продукты питания.
Все это требует огромных затрат природного сырья, воды и воздуха. Зато в окружающую среду попадает большое количество вредных для живой и неживой природы веществ.
Создавая лучшие условия существования для себя, человек невольно ухудшает состав воды, воздуха, уничтожает растения и животных.
Активная деятельность человека ухудшает состав воздуха. Вместе растений становится меньше, и они не успевают образовывать кислород. Еще 6 тыс. лет назад леса покрывали большие площади на Земле. Теперь площади сократились в несколько раз. Рассмотрите на рис. 177 примеры негативного влияния человека на природу. Наведите собственные примеры.
Вследствие такой деятельности человека в воздухе увеличивается содержание углекислого газа, водяного пара и других веществ. Они больше задерживают отраженное от земной поверхности солнечное тепло. От этого на нашей планете становится теплее. Так, за последние 100 лет среднегодовая температура на Земле повысилась на полградуса. Для отдельного города или села такое потепление незаметно. Но для всей планеты в целом последствия ощутимы: начала таять многолетняя лед в полярных районах и горах. Вследствие этого повышается уровень воды в морях и океанах. Вода наступает на сушу, затопляя снижены территории.
Человек должен ответственно относиться к превращению природы на среду своего обитания. Безответственное вмешательства в природу никому не приносит пользы.
Копилка знаний
Влияние хозяйственной и других видов деятельности человека-а природу случаев оказывается нежелательным для отдельных видов организмов. Проследим это на примере самой большой птицы Украины дрофы. Дрофа — степная птица массой 10-15 кг. К 1975 дрофа гнездилась в 18 областях Украины, а с 1985 — только в 7. Сейчас в Украине насчитывается около 1000 особей. В Харьковской области есть питомник дроф, в котором проживает около 130 птиц. Так человек стремится увеличить численность этого вида птиц.
Человек и природа это. Что значит природа для человека
Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.
Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.
Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.
Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.
Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.
Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.
Значение природы в жизни человека. Краткий анализ
Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там – всего существования человечества. Человек – сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать!
Невозможность существования
Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья – вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров подводного плаванья и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.
Хозяйственное
Из недр природы люди черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время железная руда, уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность.
Научное
Окружающая природа – источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и происхождение Вселенной и многое другое.
Культурное и эстетическое
Велика роль природы в жизни человека и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.
Визуальная эстетика привлекает не только одаренных творцов. Обыкновенный обыватель, выезжая на выходные куда-либо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, получает настоящее и ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с природой. Так уж мы устроены, наверное, на генетическом уровне. Приятно походить босиком по свежей зеленой траве, искупаться в речке или озере, погулять в сосновом бору, подышать соленым морским воздухом. Отсюда вытекает еще одна роль природы в жизни человека – оздоровительная. Все мы замечаем, что, отдохнув в выходные (всего каких-то два-три дня) на лоне природы, возвращаемся к работе полными свежих сил и энергии, почерпнутой из такого общения. И все равно, где это происходит: в лесу, на море, на речке или в горах. Везде человек может почувствовать себя настоящим ребенком матери-Земли.
Итоги
Живая природа в жизни человека – неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа, ее финальная, завершающая стадия развития (согласно теории ноосферы Вернадского). И разделять человека и природу попросту не имеет смыла.
Природа это люди. Профессии типа «Человек — Природа»
Природа это люди. Профессии типа «Человек — Природа»
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.
Природа это красивое определение. Что такое природа
Природа — это внешний мир, подчиняющийся определенным законам, которые формировались на протяжении миллионов лет. Понятие слова «природа» ученые трактуют по-разному, однако его суть первична. Природа не может быть создана человеком, ее надо воспринимать как данность. Более узкий смысл подразумевает под собой окружающий мир или сущность чего-либо: природа чувств, природа отношений и т. д.
Природа — это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего слово «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он живет . Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д.Русский термин «природа» частично происходит от латинского слова natura (материальный мир). Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле. То есть, весь мир в многообразии его форм. Часто употребляется в одном ряду с понятиями: универсум, материя, Вселенная. Природа является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и человеком .Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга. Выразить словами понятие «природа» довольно сложно, так как это что-то неразгаданное и необъятное. С другой стороны, природа создала нас, она нас окружает. Природа — это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора и фауна , человек… Не секрет, что человек беспомощен перед природой, однако он способен ее разрушить. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная цивилизация, вольно или невольно, будет разрушать естественную гармонию в природе, то не стоит потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к природе, чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.
Как человек относится к природе. Каждый человек относится к природе по-своему
Каждый человек относится к природе по-своему: кто-то хорошо, а кто-то плохо. Последнее время человечество совершенно неэкономично и эгоистично относится к нашей планете и ее природе. Однако существует и множество природоохранных организаций, которые защищают и охраняют природные ресурсы нашей земли – высаживают деревья, создают заповедники и заказники, протестуют против незаконного отлова животных, браконьерства, использования изделий из кожи, норковых шуб и прочего.
Каждый человек должен стремиться сохранить природные богатства.
И донести их до будущих поколений. Охрана природы всегда должна быть в приоритете для человечества.
Я думаю, что очень часто встречается тема проблема взаимоотношений человека и природы. В наше время особенно в городах, происходит загрязнение человеком природы. Теперь чистый воздух-это большая редкость для городов.
Есть много различных заводов и фабрик, которые очень загрязняют природы, выбросами отходов, загрязнение воздуха. Также выхлопные газы от автомобилей. Или же, когда человек выбрасывает мусор в неположенных для этого местах, все это способствует сильному загрязнению природы.
Человек должен научиться защищать природу и быть с ней в мире. Для охраны природы созданы специализированные заповедники. Человек может помочь, природе выбросив мусор в положенных для этого местах, есть различные мероприятия, когда убирают мусор, сажают клумбы.
Если оглянуться вокруг, то можно увидеть на сколько все же прекрасна природы, все растения, животные.
Все с радостью ждут весны, когда начинают цвести сады, появляется весеннее солнышко, и от этого очень радостно становится на душе. Именно поэтому главная задача всех людей на планете ценить, то место, где ты живешь. Все это для того, что бы природа не утратила свое волшебство и красоту.
Природа-это наш друг, ее нужно беречь.
Профориентация старшеклассников | Азбука воспитания
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.
Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.
Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.
Психологическая классификация профессий (специальностей)
Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».
Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.
Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).
Карта мира профессий
Условное название типа профессий | Характеристика предмета труда | Профессионально-техническое образование | Среднее специальное образование | Высшее образование |
«Человек-Природа» | Живые организмы, биологические, микробиологические процессы | Плодоовощевод, животновод | Техник-лесовод,зоотехник, флорист | Зооинженер, агроном, ветеринарный врач |
«Человек-Техника» | Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы | Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик | Техник-технолог, техник-строитель | Инженер |
«Человек-Человек» | Люди, коллективы, группы, социальные процессы | Продавец, парикмахер | Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения | Учитель, инженер, менеджер |
«Человек-Знак» | Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) | Наборщик, чертежник, оператор ПК | Инспектор-финансист, экономист | Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик |
«Человек-Художественный образ» | Художественные образы, их свойства, элементы | Гравер, лепщик архитектурных деталей | Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель | Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер |
Профессии типа «Человек — Природа»
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.
Профессии типа «Человек — Техника»
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.
Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.
Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.
Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.
При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).
Профессии типа «Человек — Человек»
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.
Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.
Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;
2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Профессии типа «Человек — Знак» («Человек — Знаковая система»)
Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.
В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.
Профессии типа «Человек – Художественный образ»
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
- Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
- Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
- Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
- Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.
Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.
В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.
Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи де
Значение природы для человека
Определение 1
Понятие «Природа» включает весь материальный мир, точнее, ту его часть, которая сформировалась под влиянием естественных процессов, без человеческого вмешательства. Этот термин близок к понятию «окружающая природная среда». Значение природы для человека многообразно, само существование природы является необходимым условием для сохранения человеческого общества.
Природа как среда обитания
Человек существует в определенном диапазоне факторов природной среды, в первую очередь абиотических, определяющихся особенностями Земли как планеты. Это определенное атмосферное давление, показатели и амплитуды температур, химический состав растворенных в воде минералов, содержание в атмосфере кислорода и других газов и т.д. – все это параметры естественного состояния планеты, именно оно является нормальным для жизнедеятельности человека.
При отсутствии даже одного из ключевых абиотических факторов, или его значениях, сильно отличающихся от нормы, в условиях которой человек развивался как биологический вид, окружающая среда станет для человека летальной. Даже незначительные на первый взгляд изменения в природе могут стать причиной кардинальных изменений в жизни всего человечества. Таким образом, природа легко сможет нормально существовать без человека, но вот человек без нее – не сможет.
Готовые работы на аналогичную тему
Природа как источник ресурсов
Все потребности люди удовлетворяют за счет природы, либо непосредственно, либо опосредованно. Природная среда предоставляет человеку все необходимые для существования условия и ресурсы. Большинство отраслей хозяйства так или иначе основано на добыче или переработке природных ресурсов. Несмотря на то, что многое из того, чем человек пользуется в наши дни, он получает путем трансформации и существенной переработки природных ресурсов, они все же остаются основой хозяйства, и будут оставаться ею еще очень долго, вероятно, до конца существования человека как биологического вида.
Эстетическое и научно-культурное значение природы
В исторический период обычаи, особенности хозяйства, эстетические взгляды и менталитет населения различных стран формировались в условиях сильного влияния климата, рельефа, ресурсов. В настоящее время также природа играет важную роль в основе многих социальных процессов.
От особенностей погоды зависит состояние здоровья людей, которое может изменяться под влиянием:
- смены фаз луны,
- активности солнца,
- магнитных бурь,
- и других естественных явлений.
От состава, количества запасов и состояния природных ресурсов в государстве во многом зависит его экономика.
Природа служит в качестве источника различной информации, которая помогает взаимодействовать с окружающим миром, в частности, благодаря такой информации можно прогнозировать и частично предотвращать природные катастрофы.
Природа имеет большое научно-культурное, эстетическое, образовательное значение. Она служит объектом созерцания, любования, наслаждения, источником вдохновения писателей, художников и музыкантов, объектом многочисленных их творений.
Замечание 1
Уже доказано, что красота и гармония природы способны оказывать исцеляющее воздействие на человеческий организм. Духовная составляющая, во многом формируемая природой, играет важнейшую роль в существовании социума. Важную роль всего вышеперечисленного подчеркивают многочисленные термины, в избытке появившиеся в последние десятилетия, описывающие данный аспект взаимодействия человека и природы. В их числе эстетическое природопользование, рекреационное природопользование и др. Соответствующие виды деятельности стали для современного общества вполне естественными, они даже становятся отраслями специализации регионов и целых стран.