Психика как предмет психологии: 1.1. Психика как предмет психологии

«Психология» («Общая психология»)

Параграф первый. Психика и мозг человека.

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга. Насколько необозримы, удивительны и неповторимы явления в окружающем нас мире, настолько не беспределен в своей сложности человеческий мозг. Он занимает в нашем организме особое место. Можно сказать, что мозг является органом познания. Австрийский анатом Ф. Галль в начале 19 века определил важную роль головного мозга. В истории науки Галль остался как создатель френологии, учения, согласно которому по конфигурации черепа можно было судить о характере человека. Позднее эту идею использовали расисты всех мастей. Тем не менее, взгляды ученого оказали плодотворное влияние па развитие науки о мозге.

Ученые полагают, что мозг — это центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. У позвоночных животных и человека анатомически различают спинной мозг, который находится в позвоночном канале, и головной мозг, который находится в черепной коробке. Мозг покрыт оболочками — твердой, паутинной и сосудистой. Ткань мозга состоит из серого и белого вещества.

Мозговые клетки отличаются друг от друга. Каждая группа клеток выполняет определенные функции. Так, например, одни клетки управляют дыханием, сном, другие клетки принимают участие в работе сердца. Такой участок мозга как гипоталамус сигнализирует о возникновении чувства голода, жажды. А затылочная часть мозга, именуемая мозжечком, координирует движения. Кора головного мозга представляет собой тонкий слой серого вещества, покрывающий переднюю и боковые поверхности головного мозга. Она напрямую связана с такими психическими процессами как мышление, память, речь и другими.

Параграф второй. Развитие психики животных.

В психологии существует множество идей относительно возникновения и развития психики человека и животных. Однако бесспорно то, что причиной совершенствования психики явилась существующая действительность, которая содействовала возникновению сложной нервной системы и высших уровней психического отражения.

Психологи выделяют несколько стадий развития психики. Каждая стадия характеризуется определенными элементами двигательной активности и формами психического отражения. Так, например, на низшей стадии элементарной сенсорной психики находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы. Они обладают раздражимостью, то есть способностью реагировать на биологически значимые воздействия среды посредством изменения своей активности. Следующий этап развития психики характеризуется наличием чувствительности как способности к научению методом условных рефлексов. Этой способностью обладают высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки) и некоторые беспозвоночные.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных связан с возникновением инстинктов. Это врожденная форма приспособительного поведения организма к условиям среды. Она характерна для рыб, насекомых, головоногих моллюсков и т.д.

Более высокий уровень развития психики обнаруживают птицы и некоторые млекопитающие. У них проявляются элементарные формы мышления, готовность к научению.

Наиболее высокого уровня достигают обезьяны и некоторые другие высшие позвоночные, такие как, например, собаки и дельфины. Для них характерны исследователь­ские способности с использованием приобретенных ранее знаний, умений и навыков.

Учеными доказано, что некоторым высшим животным, например, человекообразным обезьянам, свойственны интеллектуальные формы поведения, а также способность к изготовлению элементарных орудий.

Так, например, научные наблюдения за обезьянами свидетельствуют об их сообразительности. Более того, они также как человек выражают радость и печаль, гнев и любопытство. Хотя нельзя утверждать, что это проявление высокой степени интеллектуального развития, так как существуют принципиальные различия в развитии психики у человека и у животных.

Высшей ступенью развития психики, свойственной только человеку, является сознание.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Каково назначение мозга?

Второй вопрос. Какие функции мозг выполняет?

Третий вопрос. Как происходит развитие психики у животных?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Мозг, расположенный внутри позвоночного столба и представляющий собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани…

Ответ А: головной мозг

Ответ Б: спинной мозг

Ответ В: серое вещество головного мозга

Второй вопрос. Отдел головного мозга, регулирующий равновесие и обеспечивающий координацию произвольных движений?

 Ответ А: мозжечок

 Ответ Б: промежуточный мозг

 Ответ В: продолговатый мозг.

Третий вопрос. Врожденная форма приспособления организма к условиям среды?

Ответ А: инстинкт

Ответ Б: раздражимость

Ответ В: интеллектуальное поведение

Ответ Г: чувствительность

Четвертый вопрос. Способность реагировать на биологически значимые воздействия среды посредством изменения своей активности. ..

Ответ А: чувствительность

Ответ Б: раздражимость

Ответ В: инстинкт

Ответ Г: научение

Пятый вопрос. Способность к научению методом условных рефлексов…

Ответ А: интеллектуальное поведение

Ответ Б: чувствительность

Ответ В: инстинкт

Ответ Г: раздражимость

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — Б; вопрос второй — А; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый – Б

ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!

На заре своей истории люди пытались сравнивать себя с животными. Например, жители Таймырского полуострова думали, что животные совсем не отличаются от людей. Они считали волков и медведей превращенными людьми, приписывали им дар речи и мышление.

У якутов в 19 веке были такие же убеждения. Они считали,  что «медведь умен, как человек, даже умнее: он может все, все знает и понимает, и, если он не говорит, то только потому, что не хочет».

Очень много интересного в жизни муравьев. Исследователь Д. Хаксли, наблюдая за ними, пришел к выводу, что они тоже отдыхают, как и люди. Вот что он пишет: «Они выбирают в качестве постели небольшое углубление в земле и укладываются в нем, плотно прижав ножки к телу. А когда просыпаются (обычно после трех часов отдыха), то ведут себя примерно как люди: потягиваются, расправляя во всю длину шесть своих ног и голову, часто встряхивают ими. Челюсти широко раскрыты, словно муравьи зевают.

Тема Предмет психологии План лекции


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Тема 1.2. Предмет психологии
План лекции:

  1. Предмет современной психологии

  2. Понятие психики

  3. Классификация психических явлений

§ 1. Предмет современной психологии.
В целом под наукой понимают сферу человеческой деятельности, основная функция которой — выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов взаимодействия с миром (научно обоснованная практика).
Прежде всего, науки различаются по своему объекту. Под объектом той или иной науки понимается та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте в силу различных причин: познание бесконечно, как бесконечен мир, и ни один объект не может быть описан во всех отношениях; в связи с этим конкретная наука вынужденно ограничивает сферу своих интересов, в противном случае она оказывается в опасности «растечься» на области, которые не в состоянии охватить.

В связи с этим от объекта науки отличают ее предмет, т. е. то, какими сторонами представлен в науке изучаемый объект. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий.


Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение
с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Общение и деятельность также составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли,

которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединенияхбольших и малых группах, коллективах.


§ 2. Понятие психики
Психика (от греч. psychekos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Основными положениями отечественной психологии в понимании психики человека являются следующие:

1. Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – головного мозга.

а) не всякая материя обладает свойством психического, психика – это особое свойство только головного мозга;

б) психика неотделима от этой материи и не существует вне ее.

2. Сущность психики состоит в отражении. Отражение есть взаимодействие, при котором одни явления своими воздействиями представлены или отражены в других.

а) это отражение субъективно, индивидуально и своеобразно;

б) психическое отражение не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

в) избирательный характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность;

г) психическое отражение неодномоментно; это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике;

д) одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания закономерностей развития объективной реальности.

3. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности. Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и чувственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Низший уровень психики образует

бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека). К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на: экзопсихику (часть психики человека, отражающая внешнюю по отношению к организму реальность), эндопсихику (часть психической реальности, отражающая состояние организма человека) и

интропсихику (часть психики, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сны).


§ 3. Классификация психических явлений
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Все психические явления неразрывно связаны между собой, но традиционно подразделяются на четыре группы: психические процессы, психические состояния, психические образования и психические свойства.
Психические процессы – течение психического явления, имеющего начало, развитие и окончание, проявляющееся в виде реакции. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. В сложной психической деятельности все психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности.
Психические состояния
– временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением субъекта. Относительно статичный момент в психике индивида, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов.
Психические свойства – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичные для данного человека. Каждое психическое свойство формируется в процессе развития и закрепляется в практике. Свойства личности многообразны и их классифицируют в соответствии с психическими процессами, на основе которых они формируются.
Под психическими образованиями понимают психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Вопросы:

  1. Что такое предмет и объект науки? Что является предметом психологии?

  2. Дайте определение психики. Какие функции она выполняет?

  3. Какие виды психических явлений выделяют в психологии?

  4. Приведите пример психических процессов.

  5. Приведите пример психических состояний.

  6. Приведите пример психических свойств.

Рекомендуемая литература


  1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – Москва : Институт практической психологии, 1997. – URL: http://x-3us.ru/grinshpun_i_b_vvedenie_v-grinshpun_vvedenie. Дата обращения 16.12.2012

  2. Немов Р.М. Общая психология. В 3 т. / Юрайт-Издат, 2012 г.

  3. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя Тема занятия
content attach -> Программа утверждена на заседании кафедры психиатрии, неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики
content attach -> Преподаватель: кандидат психол. Наук, доцент кузнецова е. В
content attach -> Психологические и этические основы профессиональной деятельности
content attach -> Тема Медицинская психология План лекции
content attach -> Тема Возрастное развитие человека План лекции
content attach -> Лекция №2 Тема: Эмоции и воля. План: § Эмоциональные явления. § Стресс и фрустрация. § Воля
content attach -> § Понятие и структура общения. Категория «общение», проблема общения является одной из центральных в психологической науке, наряду с категорией


Скачать 61.95 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Как учиться эффективно | Psyche Guides

Послушайте это руководство.

0:01

0:01

Предоставлено вам

Курион, Психологический партнер

Необходимо знать

Не так много вещей, которых мы не знаем, вызывают у нас проблемы. Это то, что мы знаем, что это не так.
– цитата из 19-го века, вероятно, недостоверная.

Шел 1993 год, и мне было 16 лет, и я собирался сдавать экзамен GCSE по географии. Это был публичный экзамен в стиле «старой школы», который проводился в школьном спортзале. В воздухе тяжело витал удушающий запах воска и пыли. Одиночные столы викторианской эпохи с чернильницами, которые были совершенно ненужными в течение примерно трех поколений, были выстроены в ряды с безошибочной точностью. Тишина была настолько неестественной и гнетущей, что, казалось, обладала осязаемой плотностью.

Тем не менее, я готовился к этому экзамену как чемпион и чувствовал себя уверенно. Я глубоко вздохнул, открыл экзаменационный буклет и просмотрел первую страницу вопросов. Меня быстро осенило мучительное осознание, идеально запечатленное на единственном фрагменте граффити, выгравированном на изможденной поверхности моего стола. Он гласил: «О, черт! Впереди колледж, 1992 год».

Очевидно, я был не единственным, чья уверенность в их подготовке к экзаменам была неуместной. Однако только 12 лет спустя, когда я начал преподавать психологию, я полностью понял, почему. Плохая новость: исследования в области психологии показывают, что наша способность точно отслеживать и оценивать уровень своих знаний или навыков (так называемая метакогнитивная способность) часто имеет недостатки. Эти недостатки, как правило, дают нам преувеличенное представление о наших знаниях и понимании, побуждая нас упорствовать в неэффективных методах обучения, которые тихо, но настойчиво подрывают наши усилия учиться. Это легко продемонстрировать, изучив некоторые предпочтительные методы обучения и рассмотрев неправильные представления об обучении, которые они отражают. Давайте начнем с этого вечного фаворита: зубрежки.

Зубрежка направлена ​​на то, чтобы закрепить материал путем интенсивного применения непосредственно перед испытанием. Но узнанная таким образом вещь может вызвать лишь несколько ассоциаций.
– из Беседы с учителями психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899) Уильяма Джеймса

Наверное, все мы когда-то это делали. Накануне важного экзамена на столе развалились исходные материалы, запас энергетических напитков заменял внутривенную линию кофеина, которая была бы намного эффективнее (подана заявка на патент). В конце концов, продуктивность — это повестка дня; это время зубрежки. Конечно же, исследования подтверждают, что зубрежка является стратегией для многих студентов. Однако с конца 19В 20-м веке исследования в области психологии показали, что распределение учебного времени на несколько более коротких занятий работает лучше, чем втискивание всей работы в один марафонский сеанс. Это известно как «эффект интервала». Это одно из тех редких открытий в психологии, которое практически не оспаривается, что еще более озадачивает то, что многие из нас не используют его в своих интересах.

Еще один рутинный подход к обучению — многократное перечитывание источников. Нетрудно объяснить, почему студенты полагаются на такой подход. Если вы перечитываете фрагмент текста несколько раз, этот текст начинает казаться вам знакомым. Вы, вероятно, интерпретируете это ощущение знакомства как прогресс. К сожалению, такое восприятие прогресса часто бывает иллюзорным. Это отражает неспособность учесть жизненно важную разницу между условиями учебы и экзамена: все всегда кажется легким, когда у вас есть ответы перед вами. Неудобно, но большинство экзаменов не позволяют вам такой роскоши.

Полагаться на пассивное перечитывание материала при обучении также отражает более фундаментальное заблуждение о природе памяти. Мы часто рассматриваем память как ненадежную камеру; не столько SLR, сколько одна из тех викторианских профессий — таких, которым требовалось 30 минут выдержки, чтобы сделать портрет, в течение которых объекты должны были оставаться совершенно неподвижными, иначе фотография была бы испорчена. Это воспроизводящее понятие памяти убаюкивает нас, заставляя думать, что успешное запоминание источника сводится к степени экспозиции, которую мы ему подвергаем, и что взаимодействие с этим источником, скорее всего, только «помешает кадру». Однако представление о памяти, как о непокорной камере, может ввести в заблуждение и совершенно бесполезно при учебе.

Наша память не воспроизводит источник пассивно: она активно реконструирует его в соответствии с нашими предыдущими знаниями, опытом и ожиданиями. Чтобы придерживаться фотографической аналогии, работа памяти больше похожа на фильтры в наборе для редактирования фотографий, чем на камеру. Эффективное использование нашей памяти связано не столько с максимальным воздействием нового источника, сколько с выяснением того, как использовать наши предыдущие знания, опыт и фильтры ожиданий, чтобы интегрировать этот источник с тем, что мы уже знаем.

Не путайте деятельность с достижением.
любимое изречение тренера по баскетболу из США Джона Вудена

Как видите, наиболее распространенные подходы к обучению часто отличаются от тех, которые рекомендовали бы психологи. Я с болью осознаю, что даже столкнувшись с доказательствами того, что методы обучения, такие как зубрежка и перечитывание, относительно неэффективны, вы, вероятно, все равно будете питать склонность вернуться к этим привычкам. Вы можете возразить: «До сих пор зубрежка завела меня так далеко, что она не может быть совершенно неэффективной». Вы были бы правы; это не полностью безрезультатно. Тем не менее, есть намного лучшие альтернативы, особенно если ваша цель — сохранить то, что вы изучаете, в течение любого периода времени. Если бы я хорошо готовился к экзамену по географии все эти годы назад, я мог бы теперь помнить больше, чем просто названия четырех механизмов береговой эрозии. (Не то, чтобы это не доставляло мне удовольствия сидеть рядом за обедом, понимаете.)

Итак, определив несколько подходов к изучению, которые не являются тем, чем они хвастаются, давайте рассмотрим несколько более эффективных альтернативы. Подходы, которые я собираюсь отстаивать, являются хорошей практикой, независимо от того, какой предмет вы изучаете, и не требуют каких-либо предварительных знаний в области психологии для реализации. Внося довольно простые изменения в способ обучения, вы можете улучшить свое обучение, последовать примеру отличников и превратить процесс обучения из рутинной работы, которую необходимо терпеть, в занятие, которым можно наслаждаться.

Что делать

Распределяйте свои учебные сессии

Как отмечалось выше, лучше распределить время, которое у вас есть для учебы, на большее количество более коротких сессий, чем втискивать свое обучение в одну марафонскую сессию . Размышляя об использовании этого «эффекта интервала» в собственном обучении, вы можете задаться вопросом, существует ли оптимальный метод распределения учебных занятий. Существует ли идеальное количество сеансов? Существует ли оптимальный интервал между сеансами?

Хорошей новостью является то, что достаточно простых указаний по планированию учебных занятий. С точки зрения количества сеансов, которые вы используете, слишком мало — это большая проблема, чем слишком много. Если у вас есть 12 часов, чтобы посвятить теме, лучше изучить шесть двухчасовых занятий, чем пару шестичасовых занятий. Что касается продолжительности интервалов между вашими сессиями, исследования показывают, что более длинные интервалы, как правило, связаны (до определенного момента) с лучшим запоминанием. Однако, поскольку обучение часто проходит в ограниченные сроки, вам следует отдавать предпочтение количеству сессий, а не максимально длинным интервалам между сессиями.

Чередовать изучение похожих тем

Мы часто считаем, что лучше «заблокировать» темы при изучении — выделить период времени для одной темы и завершить ее обзор, прежде чем переходить к следующей. Однако современные исследования постоянно показывают, что чередование разных тем (называемое «чередованием») может быть более эффективным, особенно для тем, которые похожи по своей природе и в противном случае могут быть легко объединены.

Например, если вы изучаете психоактивные вещества (конечно, для друга), вы, вероятно, захотите изучить различные классы наркотиков: например, стимуляторы, депрессанты и галлюциногены. Вообще говоря, вы можете работать с этими темами одним из двух способов: блокированием или чередованием. Блокирующий подход будет включать последовательное изучение каждого класса наркотиков; вы завершите свой обзор стимуляторов в целом, прежде чем перейти к депрессантам, а затем к галлюциногенам. В качестве альтернативы вы можете чередовать классы наркотиков, организовав свое изучение по категориям информации внутри них. Например, их определения, примеры, механизм действия и профиль психологических эффектов. Чередование будет включать в себя сначала рассмотрение определения для каждого класса наркотиков, прежде чем переходить к примеру из каждого класса, затем их соответствующие механизмы действия и, наконец, их профили психологических эффектов.

Вот общее практическое правило, которому вы можете следовать, чтобы выяснить, лучше ли блокировать или чередовать ваши учебные усилия. Исследования показывают, что чередование, по-видимому, смещает ваше внимание к поиску различий между темами. Следовательно, это наиболее эффективно, когда вы изучаете темы, которые похожи (и требуют больше усилий, чтобы отличить друг от друга). Это также эффективно в условиях, когда вы можете по своему усмотрению относить информацию к категории, как это может быть в случае, если вы классифицируете произведения искусства. Напротив, блокировка, похоже, фокусирует ваше внимание на поиске сходств между темами. Поэтому его лучше всего использовать для тем, которые легко различить, и/или когда принадлежность к категории заранее определена, как в случае, если вы изучаете элементы периодической таблицы.

Сосредоточьтесь на построении собственного понимания темы, а не на воспроизведении чьего-либо

В разделе «Необходимо знать» выше мы отметили, что память по своей природе является реконструктивной, а не репродуктивной. Если вы полагаетесь на пассивное перечитывание материалов курса, вы склонны в конечном итоге использовать свою память, чтобы попытаться воспроизвести понимание предмета автором, а не создавать свое собственное. Итак, что является лучшим катализатором для собственного понимания прочитанного? Ответ заключается в том, чтобы задать вопрос о том, что вы читаете, когда читаете это. Отвечая на собственные вопросы, вы заставляете себя думать о том, как объяснить предмет своими словами и со ссылкой на свои предыдущие знания и опыт.

Вы можете использовать подход, называемый уточняющим опросом, чтобы систематически включать процесс опроса в свое чтение. Этот метод включает в себя аннотирование ваших источников вопросами, которые требуют от вас объяснительного ответа. Вы можете дать этот ответ в устной форме, первоначально используя свои источники для помощи. Делайте это итеративно, чтобы в конечном итоге вообще не обращаться к своим источникам в процессе ответа на ваши вопросы.

При использовании уточняющего опроса старайтесь максимально сосредоточиться на объяснении; ваша цель — сделать информацию максимально значимой для вас. Формулировка ваших вопросов так, чтобы они начинались со слов «почему» или «как», поможет вам в этом, как и размышление о конкретных примерах более абстрактных понятий. Например, вы можете аннотировать этот раздел вопросом: «Почему ответы на ваши собственные вопросы способствуют реконструктивному характеру памяти?»

Сделайте припоминание неотъемлемой частью вашего обучения

Учитывая, что люди часто учатся, чтобы подготовиться к какому-либо экзамену, по иронии судьбы мы предпочитаем такие подходы, как перечитывание, а не проверку нашей способности извлекать информацию из памяти ( приемная практика). Тестирование — это не просто способ измерения обучения; это также может быть мощным механизмом обучения . Это еще одно из тех открытий в психологии, которое настолько надежно, что теперь считается аксиомой. Это называется эффектом тестирования.

Вопреки тому, что может показаться, как успех, так и неудача в извлечении информации полезны для вашей памяти. Оба результата служат для калибровки уверенности в вашем восприятии ваших знаний. Это бесценная информация для ориентации вашего обучения, так как оно основано на доказательствах прогресса, а не на догадках! При обучении важно не то, что вы думаете, что знаете, а то, что вы можете доказать, что знаете. Странно, не правда ли? Вы, вероятно, всегда считали тесты своим заклятым врагом и старательно пытались их избегать. Тем не менее, все это время вы могли бы использовать их как инструмент обучения.

Вы не должны ошибаться, отвергая припоминание припоминания как циничное упражнение в «обучении тесту». Его полезность не ограничивается сценариями, когда вы знаете, какие вопросы будут представлены на предстоящем экзамене. Его эффективность также не зависит от соответствия между содержанием или форматом вашей практики припоминания и экзаменом, который вы в конечном итоге сдадите. Кроме того, преимущества практики поиска не ограничиваются просто фактами; они также распространяются на концепции и перенос знаний из одной области в другую.

Вы можете органично включить практику припоминания в свое обучение, используя подход «читай, повторяй, повторяй» (3R). Это включает в себя чтение короткого отрывка текста, откладывание источника в сторону и попытку вспомнить информацию своими словами, прежде чем сверять свое воспоминание с источником на предмет фактической точности. Вы повторяете эти шаги до тех пор, пока не будете удовлетворены своей способностью улавливать смысл (а не слова) рассматриваемого исходного материала. Если вы печатаете свои попытки воспроизвести информацию из своих источников, а не просто вспоминаете их в устной форме, вы будете органично создавать заметки, отражающие ваше понимание материала.

Не просто выделяйте материал, а думайте об этом

К этому моменту вы уже поняли, что взаимодействие с вашими источниками важно для эффективного обучения, но вы должны знать, что не все типы взаимодействия одинаковы. Например, выделение текста — это метод, который широко используется учащимися. На первый взгляд, это кажется вполне разумным занятием во время учебы. Явное определение наиболее важных частей источника должно помочь сосредоточить ваше внимание, отфильтровав менее релевантный материал и уменьшив нагрузку на вашу память.

Тем не менее, литература об эффективности выделения неприятна для чтения, особенно если у вас есть магазин канцелярских товаров. В тех редких случаях, когда исследование показало, что выделение цветом положительно влияет на обучение, за этим эффектом стоит не само выделение. Скорее, это размышления о том, что выделяется — почему выделенная информация важна — это имеет значение. Действительно, исследования показывают, что люди, которые сообщают о том, что чаще всего используют выделение, как правило, делают это наименее эффективно и получают наименьшую пользу от его использования. Я знаю, что приятно думать, что маркер работает как оптический сканер с прямой связью с вашей долговременной памятью, но он не заменяет мысленного взаимодействия с текстом.

Ключевые моменты – Как эффективно учиться

  • Вы не можете полагаться на интуицию в отношении того, насколько хорошо ваши методы обучения работают на вас. Интуитивные суждения об обучении часто неточны и имеют тенденцию к завышенному восприятию прогресса.
  • Избегайте привычных пассивных подходов к обучению, таких как перечитывание и выделение источников. Они не используют реконструктивную природу памяти и делают ее более утомительной и менее эффективной.
  • Систематическое изучение смысла вашего исходного материала является ключом к успешному обучению.
  • Вместо того, чтобы втискивать свое обучение в расширенную сессию перед экзаменом, гораздо эффективнее распределить время, которое у вас есть для учебы, на большее количество более коротких сессий.
  • Когда вы изучаете похожие темы, которые легко спутать, рекомендуется чередовать занятия — чередовать темы во время учебных занятий. Это может помочь вам определить различия между темами и уменьшить вероятность их объединения.
  • Вы должны рассматривать самопроверку как неотъемлемую часть вашего обучения. Один из способов сделать это — метод чтения, повторения и повторения (3П): прочитайте отрывок текста, отложите его в сторону, пытаясь вспомнить его содержание своими словами, а затем проверьте, насколько хорошо вы помните, повторяя при необходимости.

Узнать больше

Всегда пробовал. Когда-либо терпел неудачу. Независимо от того. Попробуйте еще раз. Снова провал. Проваливай лучше.
— из новеллы Сэмюэля Беккета Worstward Ho (1983)

Когда экзамены не за горами, понятно, что вы хотите получить быстрые и легкие результаты от своих усилий в учебе. Мы уже отмечали, что одна из причин, по которой относительно неэффективные подходы к обучению остаются популярными, заключается в том, что они часто просты в применении и создают благоприятное (хотя часто иллюзорное) впечатление об обучении.

Напротив, подходы, которые я отстаиваю в этом руководстве, требуют немного больше усилий и размышлений для реализации. Поначалу они также будут давать менее обнадеживающие признаки вашего прогресса. Ваши первоначальные усилия по припоминанию, скорее всего, указывают на то, что ваше понимание исходных материалов не так прочно, как вы думали. Вы, вероятно, найдете это довольно запутанным и даже можете воспринять это как доказательство того, что ваши усилия не работают. Но на самом деле верно как раз обратное: вы учитесь более эффективно и с большей вероятностью сохраните то, что изучаете, в долгосрочной перспективе.

У вас может возникнуть соблазн использовать технологии, такие как приложения для мобильных телефонов, чтобы облегчить себе бремя учебы. Я бы предложил осторожность в этом отношении. Само устройство, которое вы используете для доступа к этому приложению, также является порталом в мир онлайн-друзей, покупок, забавных видеороликов с кошками и множеством других моментально приятных способов откладывать дела на потом. Вы, вероятно, не сильно удивитесь, узнав, что мультимедийная многозадачность на самом деле не помогает вашим усилиям в учебе. Не волнуйтесь, я не собираюсь призывать вас отказаться от своего верного ПК и учиться с помощью каменной дощечки и долота. Тем не менее, я бы посоветовал вам отключить любые оповещения, которые вы обычно получаете от социальных сетей, электронной почты или любых установленных приложений во время учебы. Они будут служить только для того, чтобы отвлечь вас и отвлечь от текущей задачи.

Урок последних нескольких десятилетий исследований в области когнитивной психологии заключается в том, что обучение (и обучение в целом) немного похоже на посещение тренажерного зала: если вы хотите добиться наилучших результатов, вам придется немного попотеть. Методы, предложенные выше, создают «желательные трудности»; они обменивают небольшую краткосрочную боль на долгосрочную выгоду. Это ожидание того, что обучение должно быть легким и безошибочным, и смешение хороших краткосрочных результатов с долгосрочным обучением вредно.

Плоды эффективного обучения, возможно, достанутся с большим трудом, чем вам хотелось бы, но не думайте, что это означает, что на их получение неизменно уходит гораздо больше времени. Исследование привычек учащихся с высокими и низкими показателями успеваемости показывает, что первые не тратят намного больше времени на учебу как таковую. Скорее, они тратят больше времени на такие вещи, как организация и обдумывание исходного материала, в дополнение к тому, чтобы сформулировать его своими словами. Эффективность учебы зависит больше от того, как вы учитесь, чем от того, какую часть своей жизни вы этому посвящаете.

Ссылки и книги

Если вам интересно узнать больше о том, как исследования в области психологии могут помочь вам эффективно учиться, вы можете посетить и подписаться на мой канал YouTube, который предлагает бесплатные и доступные видео-советы по учебе.

Подкаст HippoCampus представляет собой регулярный источник разговоров с учеными и практиками об оптимизации обучения.

В лаборатории обучения и забывания Бьорк Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе есть обширный список загружаемых публикаций о применении когнитивной психологии в обучении.

The Effortful Educator предоставляет доступные записи в блогах о применении когнитивной психологии в классе, которые будут представлять особый интерес для учителей.

Если эта статья показалась вам интересной, я уверен, вам также понравится моя книга «Психология эффективного обучения: как добиться успеха в учебе » (2019). Он доступен в мягкой обложке или в электронной форме и подходит для студентов всех специальностей и всех, кто интересуется тем, как психология может помочь им учиться, общаться и сотрудничать более эффективно.

Педагоги, заинтересованные в том, чтобы узнать, как они могут использовать принципы когнитивной психологии при разработке своих онлайн-курсов, могут ознакомиться с книгой Стивена «Активное онлайн-обучение: пять принципов, благодаря которым онлайн-курсы оживают» (2020). Косслин, почетный профессор психологии Гарвардского университета.

Разум и его отношение к психике-соме | Собрание сочинений Д. В. Винникотта: том 3, 1946–1951 гг.

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Винникотт, Дональд В., «Разум и его отношение к психике-соме», в Лесли Колдуэлл и Хелен Тейлор Робинсон (редакторы), Собрание сочинений Д. В. Винникотта: Том 3, 1946-1951 (

Нью-Йорк , 2016 г., онлайн-издание, Oxford Academic, 1 декабря 2016 г. ), https://doi.org/10.1093/med:psych/97801

350.003.0047, по состоянию на 28 мая 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Собрание сочинений Д. В. Винникотта: том 3, 1946–1951 гг. Клиническая детская и подростковая психологияКлиническая психологияОксфордская клиническая психологияКнигиЖурналы Мобильный Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Собрание сочинений Д. В. Винникотта: том 3, 1946–1951 гг. Клиническая детская и подростковая психологияКлиническая психологияОксфордская клиническая психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

Винникотт изучает концепцию разума как часть изучения личности в целом с самого начала психосоматического существования. Если индивидуальная схема тела удовлетворительна на самых ранних стадиях развития, разум является не более чем частным случаем функционирования психосомы. Для здорового развития изначально необходима идеальная среда, чтобы не нарушалась непрерывность бытия. Определенные виды материнской неудачи вызывают чрезмерную активность ментального функционирования и психику ума, которые являются патологическими. Некоторые люди считают психическое функционирование своим врагом и ложно локализуют его в своей голове, так что пациенту кажется, что лейкотомия — это то, чего хочет пациент, а именно облегчение умственной деятельности. Это приравнивание пациентом ума и мозга. Истинное Я, непрерывность бытия, основано на росте психосомы. Психическая деятельность есть частный случай функционирования психосомы, а неповрежденное функционирование мозга является основой как бытия, так и психической деятельности.

Ключевые слова: Винникотт, истинное Я, разум, психосома, тело, психосоматика, мозг

Предмет

Клиническая психологияКлиническая детская и подростковая психология

Коллекция: Оксфордская клиническая психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *