Психологии научной методы: Урок 2. Методы психологии

Содержание

Какие методы научного познания в психологии сегодня применяют

В детстве мы получаем много информации используя свои органы чувств: запах, внешний вид, звук, прикосновение. Так ребенок изучает, то есть познает объективный мир. Когда он подрастает, то начинает изображать полученные знания, опыт в виде рисунка, слова, музыки. Он делает это через образы, эмоции, чувства. Таким образом ребенок пропускает через себя, и усваивает полученную информацию. Этот способ познания называют ненаучным.

В этой статье:

Научное познание и его особенностиНаучное познание и субъективностьОбраз как ключ к решению    Основные методы научного познанияВсегда делай поправку на субъективность

Научное познание и его особенности

Фото Aideal Hwa on Unsplash

Ты вырастаешь, и вместе с тобой растет багаж твоих знаний. Ты изучаешь науки, получаешь теоретические знания в разных направлениях. Теперь, ты используешь полученные знания. Когда ты берешь в руки цветок, то определяешь его строение, фазы развития, семейство, к которому принадлежит растение, которое ты сорвала.

Ты обобщаешь, анализируешь, пытаешься найти закономерности. Если сталкиваешься с чем-то малознакомым, непонятным, то, прежде всего, объясняешь себе это с точки зрения известных законов, правил и тому подобное. Такое познание   называют научным.

Научное познание основывается на том, что любая внешняя информация, полученная тобой, может быть обобщена, доказана в рамках принятых законов, правил, норм. Для научного познания характерно:

  • понимание развития предмета или явления относительно прошлого, настоящего и будущего;
  • обобщение полученных фактов;
  • поиск закономерностей в случайном, и общего в единичном. Это основа предвидения событий.

В психологии твоя способность к умственному восприятию или обработке информации, полученной из объективного мира, называется когнитивностью.

Научное познание

Научное познание и субъективность

Существует целая отрасль, которая исследует принципы и механизмы научной деятельности, занимается повышением эффективности методов этой деятельности. Эта отрасль называется, психология науки. Если сказать простыми словами, то психология науки препарирует научное познание, вместе с тобой, как объектом, который осуществляет это познание.

Психология научного познания основывается на понимании того, что любое научное знание совершается человеком, мышление которого всегда субъективно, и подчиняется психологическим закономерностям. Если вернуться к нашей ботанике, то твое описание внешних характеристик цветка, растения будет во многом зависеть от органов твоего восприятия.

Если взять пример из системы взаимоотношений, конфликтов, то здесь результат твоего мышления будет напрямую зависеть от твоих внутренних принципов, установок, и мировоззрения. 

Но если все в области познания так предсказуемо и логично, как быть с открытиями и законами, которые были сделаны на интуиции, в состояниях неосознанности?  

Образ как ключ к решению    

Дело в том, что нельзя исключать творческое мышление из элементов, присущих научному познанию. Это еще одна из задач в психологии научного познания. Многие научные открытия совершаются неосознанно, на волне озарения.

Парадокс в том, что механизм творческого мышления принадлежит зоне бессознательного, но это не мешает ученым управлять этим видом мышления. Логика перестает работать, и уступает место зрительным образам.

Ум любит любые визуализации. Создание образов: это его любимое занятие. Если ты проследишь за тем, как формируется твоя мысль, то будешь удивлена: сначала возникнет образ. Этот   принцип справедлив и для научного познания.

Вспомни свое состояние, когда ты решаешь любую проблему или задачу. Ты пытаешься найти логическое решения, но это приводит к усталости ума, и, обычно, не дает решения. Вдруг, эврика, ты что- то увидела, нарисовала, и пришло решение, разгадка. Как это получилось невозможно объяснить, но принцип работает. Образ, является основным способом творческого мышления.   

Фото Andrew George on Unsplash

Из ярких примеров мировой науки, можно привести создание таблицы периодической системы химических элементов. Всем известный факт: она просто приснилась Менделееву, и он сначала увидел ее, а потом осознал.

Таким образом, логика оказывает на творческое мышление формальное влияние. Она вступает в свои права тогда, когда необходимо объяснить, систематизировать результат образного мышления на предмет его соответствия научным стандартам.

Психология научного познания рассматривает вопросы присутствия нелогичного мышления в формировании научных знаний, так как именно это дает развитие новому.

Основные методы научного познания

Как любой процесс, познание имеет свою цель, и научное познание не является исключением из этого правила. Путь к достижению цели: это метод.  Метод включает в себя набор последовательных, логически выстроенных действий, результатом выполнения которых является достижение заданной цели.

Фото автора Rodolfo Clix: Pexels

Методы научного познания в психологии можно разделить на три вида:

  • наблюдения;
  • эксперимент;
  • специальные методы.

Не будем вдаваться в детальное рассмотрение каждого вида. Остановимся на общих принципах организации каждого по очереди:

  • Наблюдения –это метод исследования.  Принцип этого метода заключается в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии явлений психики, с целью их изучения в определенных условиях. Недостатком метода считается то, что наблюдатель может влиять на поведения наблюдаемого при некорректной организации: если ты знаешь, что за тобой наблюдают, то ты неосознанно меняешь свое поведение.
  • Эксперимент проводится в специально созданных условиях с целью получения научных данных путем целенаправленного действия исследователя на испытуемого: что понять, как ты будешь вести себя в условиях повышенного стресса, для тебя будут специально созданы условия, при которых составляющая стресса будет максимальна.  Эксперимент создается с целью более детального проживания личного опыта испытуемым.
Фото: @skitterphoto
  • К специальным методам можно отнести социометрию, моделирование, близнецовый метод и так далее. Эти методы позволяют отслеживать поведение испытуемого в социальной, межличностной среде. Они все несут в себе элементы первых двух, и мы не будем детально останавливаться на их рассмотрении.

Всегда делай поправку на субъективность

В итоге делаем вывод, что любой метод познания не является изолированным. Так метод научного познания не может исключить из себя элементы творческого мышления, и несет в себе элементы субъективности, поэтому, часто, в психологии, на качестве результата отражаются не только черты испытуемого, но и наблюдателя.

Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2 (продолжение)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.5–25)

Краткое содержание:

Основные отрасли психологии.
Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.


Методы исследования в психологии.
Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук.

В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «

общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений,

а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Рис. 2. Структура общей психологии:

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию:

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Дифференциальная психология
выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.



МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук.

Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.

Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в. ), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 2 Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Основной методВариант основного метода
Наблюдение
Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
 
Опрос
Устный
Письменный
Свободный
Стандартизированный
 
Тесты
Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест
 
Эксперимент
Естественный
Лабораторный
 
Моделирование
Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое
 

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов – проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это – попытки построения перцептронов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.


Каковы шаги научного метода?

Наука — это не просто знание. Это также метод получения знаний. Научное понимание организовано в теории.

Научный метод — это пошаговый процесс, используемый исследователями и учеными для определения наличия связи между двумя или более переменными. Психологи используют этот метод для проведения психологических исследований, сбора данных, обработки информации и описания поведения.

Он включает в себя тщательное наблюдение, задавание вопросов, формулирование гипотез, экспериментальную проверку и уточнение гипотез на основе экспериментальных данных.

Содержание

Как это используется

Научный метод может широко применяться в науке во многих областях, таких как химия, физика, геология и психология. В типичном применении этого процесса исследователь разрабатывает гипотезу, проверяет эту гипотезу, а затем модифицирует гипотезу на основе результатов эксперимента.

Затем процесс повторяется с измененной гипотезой до тех пор, пока результаты не совпадут с наблюдаемыми явлениями. Подробные этапы научного метода описаны ниже.

Имейте в виду, что научный метод не обязательно должен следовать этой фиксированной последовательности шагов; скорее, эти шаги представляют собой набор общих принципов или руководств.

6 шагов научного метода

Психология использует эмпирический подход

Эмпиризм (основанный Джоном Локком) утверждает, что единственный источник знаний исходит от наших органов чувств, например, зрения, слуха, осязания и т. д.

Эмпирические данные не опираются на аргументы или убеждения. Таким образом, эмпиризм — это точка зрения, согласно которой все знания основаны на прямом наблюдении и опыте или могут быть получены из них.

Эмпирический подход к получению знаний через опыт быстро стал научным подходом и оказал большое влияние на развитие физики и химии в 17 и 18 веках.

Научный метод – это процесс, который включает в себя несколько этапов: Сначала возникает наблюдение или вопрос о явлении. Затем для объяснения явления формулируется гипотеза, которая используется для предсказания других связанных явлений или для количественного предсказания результатов новых наблюдений. Наконец, эти предсказания проверяются с помощью экспериментов или дальнейших наблюдений, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Шаг 1: Сделайте наблюдение (построение теории)

Каждый исследователь начинает с самого начала. Прежде чем погрузиться и исследовать что-то, нужно сначала определить, что они будут изучать — это кажется достаточно простым!

Проводя наблюдения, исследователи могут установить область интереса. После того, как эта тема исследования выбрана, исследователь должен просмотреть существующую литературу, чтобы получить представление о том, что уже было протестировано, и определить, какие вопросы остаются без ответа.

Эта оценка предоставит полезную информацию о том, что уже было понято по конкретной теме и какие вопросы остались, и можно ли пойти и ответить на них.

В частности, обзор литературы может подразумевать изучение значительного количества задокументированных материалов, от академических журналов до книг, датируемых десятилетиями. Наиболее подходящая информация, собранная исследователем, будет показана во введении или в реферате опубликованных результатов исследования.

Исходный материал и знания помогут исследователю сделать первый важный шаг в проведении психологического исследования, то есть сформулировать исследовательский вопрос.

Это индуктивная фаза научного процесса. Наблюдения дают информацию, которая используется для формулирования теорий в качестве объяснений. Теория — это хорошо развитый набор идей, предлагающих объяснение наблюдаемым явлениям.

Индуктивное рассуждение движется от конкретных предпосылок к общему заключению. Он начинается с наблюдений за явлениями в мире природы и выводит общий закон.

Шаг 2: Задайте вопрос

После того, как исследователь сделал наблюдения и провел предварительные исследования, следующим шагом будет задать научный вопрос. Научный вопрос должен быть определен, проверяем и измерим.

Полезный подход к разработке научного вопроса: «Каков эффект…?» или «Как X влияет на Y?»

Чтобы ответить на экспериментальный вопрос, исследователь должен определить две переменные: независимую переменную и зависимую переменную.

Независимая переменная — это управляемая переменная (причина), а зависимая переменная — измеряемая переменная (следствие).

Примером исследовательского вопроса может быть: «Являются ли почерк или печатный текст более эффективными для сохранения информации?» Ответ на исследовательский вопрос и предложение связи между двумя переменными обсуждается на следующем этапе.

Шаг 3. Сформулируйте гипотезу (сделайте прогнозы)

Гипотеза — это обоснованное предположение о связи между двумя или более переменными. Гипотеза — это попытка ответить на ваш исследовательский вопрос, основанный на предыдущем наблюдении и предварительных исследованиях. Теории, как правило, слишком сложны, чтобы их можно было проверить сразу; вместо этого исследователи создают гипотезы для проверки конкретных аспектов теории.

Например, исследователь может спросить о связи между сном и успеваемостью. Учащиеся, которые меньше спят, хуже справляются с тестами в школе?

Крайне важно подумать о различных вопросах, которые могут возникнуть по конкретной теме, чтобы сформулировать разумную гипотезу. Было бы полезно, если бы кто-то также подумал о том, как можно исследовать причинно-следственные связи.

Важно, чтобы гипотеза была и проверяемой против реальности, и фальсифицируемой. Это означает, что его можно проверить с помощью эксперимента, и он может оказаться неверным.

Принцип фальсификации, предложенный Карлом Поппером, является способом разграничения науки и не-науки. Он предполагает, что для того, чтобы теория считалась научной, она должна иметь возможность быть проверенной и предположительно ложной.

Чтобы проверить гипотезу, мы сначала предполагаем, что нет никакой разницы между популяциями, из которых были взяты образцы. Это известно как нулевая гипотеза и предсказывает, что независимая переменная не будет влиять на зависимую переменную.

Примеры «если…то…» Гипотезы:

  • Если человек спит менее 6 часов, то он хуже справляется с тестами, чем если он больше отдыхает.
  • Если перед сном выпить много воды, ночью придется часто ходить в туалет.
  • Если заниматься физическими упражнениями и гантелями, то тело начнет наращивать мышцы.

Исследовательская гипотеза часто называется альтернативной гипотезой и предсказывает, какие изменения произойдут в зависимой переменной при манипулировании независимой переменной.

В нем говорится, что результаты не случайны и что они важны с точки зрения поддержки исследуемой теории.

Хотя можно сформулировать и написать научную гипотезу многими способами, гипотезы обычно строятся как утверждения типа «если… то…».

Шаг 4. Проведение эксперимента (сбор данных)

Следующим шагом научного метода является проверка гипотезы и сбор данных. Исследователь разработает эксперимент для проверки гипотезы и сбора данных, которые либо подтвердят, либо опровергнут гипотезу.

Точные методы исследования, используемые для проверки гипотезы, зависят от того, что изучается. Психолог может использовать две основные формы исследования: экспериментальное исследование и описательное исследование.

Научный метод объективен в том смысле, что исследователи не позволяют предвзятым идеям или предубеждениям влиять на сбор данных, и является систематическим в том смысле, что эксперименты проводятся логически.

Экспериментальные исследования

Экспериментальные исследования используются для изучения причинно-следственных связей между двумя или более переменными. Этот тип исследования систематически контролирует независимую переменную и измеряет ее влияние на указанную зависимую переменную.

Экспериментальное исследование включает в себя манипулирование независимой переменной и измерение воздействия(й) на зависимую переменную. Повторение эксперимента несколько раз важно для подтверждения точности и согласованности результатов.

Одним из существенных преимуществ этого метода является то, что он позволяет исследователям определить, вызывают ли изменения одной переменной изменения друг друга.

В то время как эксперименты в психологии обычно состоят из множества движущихся частей (и могут быть относительно сложными), простое исследование является довольно фундаментальным. Тем не менее, он позволяет исследователям определять причинно-следственные связи между переменными.

В большинстве простых экспериментов используется контрольная группа, в которую входят те, кто не получает лечения, и экспериментальная группа, в которую входят те, кто получает лечение.

Примером экспериментального исследования может быть случай, когда фармацевтическая компания хочет протестировать новый препарат. Одной группе дают плацебо (контрольная группа), а другой — настоящую таблетку (экспериментальная группа).

Описательное исследование

Описательное исследование обычно используется, когда сложно или даже невозможно контролировать рассматриваемые переменные. Примеры описательного анализа включают натуралистическое наблюдение, тематические исследования и корреляционные исследования.

Одним из примеров описательного исследования являются телефонные опросы, которые часто используют маркетологи. Хотя они обычно не позволяют исследователям идентифицировать причину и следствие, корреляционные исследования довольно распространены в психологических исследованиях. Они позволяют выявить связи между отдельными переменными и измерить надежность этих отношений.

Этап 5: Анализ данных и выводы

После того, как исследователь спланировал и провел исследование и собрал достаточно данных, настало время изучить собранную информацию и оценить, что было найдено. Используя анализ и статистику, исследователи могут обобщать данные, интерпретировать результаты и делать выводы на основе этих данных.

По завершении эксперимента вы можете собрать свои измерения и проанализировать данные с помощью статистики. В зависимости от результатов вы либо отклоните, либо подтвердите свою гипотезу.

Анализ данных

Итак, как исследователь определяет, что означают результаты его исследования? Статистический анализ может либо подтвердить, либо опровергнуть гипотезу исследователя, а также может использоваться для определения того, являются ли выводы статистически значимыми.

Когда результаты считаются «статистически значимыми», маловероятно, что эти результаты обусловлены удачей или случайностью. Затем на основе этих наблюдений исследователи должны определить, что означают результаты.

Эксперимент подтвердит гипотезу в одних обстоятельствах, но иногда она неверна в других случаях.

Что произойдет, если результаты психологического исследования не подтверждают гипотезу исследователя? Это означает, что исследование было бесполезным. Тот факт, что результаты не подтверждают гипотезу исследователя, не означает, что исследование бесполезно или неинформативно.

Этот вид исследований играет жизненно важную роль в поддержке ученых в разработке неизученных вопросов и гипотез для изучения в будущем. После того, как решения приняты, следующим шагом является информирование о результатах остального научного сообщества.

Это неотъемлемая часть процесса, потому что он вносит вклад в общую базу знаний и может помочь другим ученым в поиске новых направлений исследований.

Если гипотеза не подтверждается, исследователь должен признать результаты эксперимента, сформулировать новую гипотезу и разработать новый эксперимент.

Мы должны избегать любых ссылок на результаты, подтверждающие теорию, так как это предполагает 100% уверенность, и всегда есть шанс, что могут существовать доказательства, которые могут опровергнуть теорию.

Сделать выводы и интерпретировать данные

Если эмпирические наблюдения расходятся с гипотезой, необходимо рассмотреть ряд возможностей. Возможно, теория неверна, и в этом случае ее нужно изменить, чтобы она полностью объясняла данные.

В качестве альтернативы, гипотеза могла быть плохо выведена из исходной теории, и в этом случае ученые ожидали, что произойдет что-то не то.

Также может быть, что исследование было проведено плохо, или использовался неподходящий метод, или были факторы, которые исследователи не учли. Это снова запустит процесс научного метода.

Если гипотеза подтверждается, исследователь может найти дополнительные доказательства в поддержку своей гипотезы или поискать контрдоказательства, чтобы еще больше укрепить свою гипотезу.

В любом случае исследователь должен поделиться своими результатами с большим научным сообществом.

Шаг 6. Поделитесь своими результатами

Одним из заключительных этапов исследовательского цикла является публикация результатов исследования. После написания отчета исследователь (исследователи) может представить работу для публикации в соответствующем журнале.

Обычно для этого составляется описание исследования и публикуется статья в профессиональном или академическом журнале. Исследования и выводы психологической работы можно увидеть в рецензируемых журналах, таких как Developmental Psychology , Psychological Bulletin, the Journal of Social Psychology, и многих других.

Ученые должны сообщить о своих открытиях, составив описание своего исследования и любых последующих результатов. Это позволяет другим исследователям опираться на настоящее исследование или воспроизводить результаты.

Согласно данным Американской психологической ассоциации (АПА), существует типичная структура журнальной статьи, которая следует определенному формату. В этих статьях исследователи:

  • Предоставьте краткий рассказ и предысторию предыдущего исследования
  • Предложите свою гипотезу
  • Укажите, кто участвовал в исследовании и как они были выбраны
  • Предоставьте рабочие определения для каждой переменной
  • Объясните меры и методы, используемые для сбора данных
  • Опишите, как интерпретировались собранные данные
  • Обсудите, что означают результаты

Подробный отчет о психологических исследованиях и всех научных исследованиях жизненно важен для четкого объяснения шагов и процедур, используемых на протяжении всего исследования. Чтобы другие исследователи тоже могли провести этот эксперимент и воспроизвести результаты.

Редакционный процесс, используемый академическими и профессиональными журналами, гарантирует, что каждая представленная статья проходит тщательную рецензирование, чтобы гарантировать научную обоснованность исследования. После публикации расследование становится еще одной частью текущей головоломки нашей «базы знаний» по этому вопросу.

Этот последний шаг важен, потому что все результаты, независимо от того, подтверждают они гипотезу или нет, могут внести свой вклад в научное сообщество. Публикация эмпирических наблюдений приводит к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее. В этом смысле научный процесс цикличен.

Подробный отчет о психологических исследованиях и всех научных исследованиях жизненно важен для четкого объяснения шагов и процедур, используемых на протяжении всего исследования. Чтобы другие исследователи тоже могли провести этот эксперимент и воспроизвести результаты.

Редакционный процесс, используемый академическими и профессиональными журналами, гарантирует, что каждая представленная статья проходит тщательную рецензирование, чтобы гарантировать научную обоснованность исследования.

После публикации расследование становится еще одной частью текущей головоломки нашей «базы знаний» по этому вопросу.

Повторяя исследования, психологи могут уменьшить количество ошибок, подтвердить теории и лучше понять конкретную тему.

Шаг 7: повторение научного метода (итерация)

Теперь, если ваша гипотеза окажется верной, найдите дополнительные доказательства или контрдоказательства. Если чья-то гипотеза ложна, создайте новую гипотезу или повторите попытку.

Кто-то может захотеть пересмотреть свою первую гипотезу, чтобы провести более узкоспециализированный эксперимент или проверить другой конкретный вопрос.

Удивительное свойство научного метода заключается в том, что это всеобъемлющий и простой процесс, который ученые и все могут использовать снова и снова.

Итак, делайте выводы и повторяйте, потому что научный метод бесконечен, и ни один результат никогда не считается идеальным.

Научный метод – это процесс:

  • Наблюдения.
  • Формирование гипотезы.
  • Предсказание.
  • Эксперименты для проверки гипотезы.

Процедура повторения научного метода имеет решающее значение для науки и всех областей человеческого знания.

Дополнительная информация

  • Карл Поппер – Фальсификация
  • Томас – Сдвиг Парадигмы Куна
  • Позитивизм в социологии: определение, теория и примеры
  • Является ли психология наукой?
  • Психология как наука (PDF)

Перечислите 6 шагов научных методов по порядку
  1. Сделайте наблюдение (построение теории)
  2. Задать вопрос. Научный вопрос должен быть определен, проверяем и измерим.
  3. Сформулировать гипотезу (сделать прогноз)
  4. Проведите эксперимент для проверки гипотезы (соберите данные)
  5. Проанализируйте данные и сделайте выводы
  6. Поделитесь своими результатами, чтобы другие исследователи могли выдвигать новые гипотезы

Научный процесс – общая психология

Перейти к содержанию

Психологические исследования

Цели обучения

  • Объяснить этапы научного метода
  • Различие между теориями и гипотезами
Научные исследования — важнейший инструмент для успешной навигации в нашем сложном мире. Без него мы были бы вынуждены полагаться исключительно на интуицию, авторитет других людей и слепую удачу. В то время как многие из нас уверены в своих способностях расшифровывать окружающий мир и взаимодействовать с ним, история полна примеров того, как сильно мы можем ошибаться, когда не осознаем необходимость доказательств в поддержку утверждений. В разное время в истории мы были бы уверены, что солнце вращается вокруг плоской земли, что земные континенты не двигаются и что психическое заболевание вызвано одержимостью (рис. 1). Именно благодаря систематическим научным исследованиям мы избавляемся от наших предвзятых представлений и суеверий и обретаем объективное понимание себя и нашего мира. Рисунок 1 . Некоторые из наших предков во всем мире и на протяжении веков считали, что трепанация — практика проделывания отверстия в черепе, как показано здесь, — позволяет злым духам покинуть тело, тем самым излечивая психические заболевания и другие расстройства. (кредит: «taiproject»/Flickr)

Цель всех ученых — лучше понять окружающий их мир. Психологи сосредотачивают свое внимание на понимании поведения, а также на когнитивных (психических) и физиологических (телесных) процессах, лежащих в основе поведения. В отличие от других методов, которые люди используют для понимания поведения других, таких как интуиция и личный опыт, отличительной чертой научного исследования является наличие доказательств в поддержку утверждения. Научное знание : Он основан на объективных, осязаемых доказательствах, которые можно наблюдать снова и снова, независимо от того, кто наблюдает.

Хотя поведение можно наблюдать, разум — нет. Если кто-то плачет, мы можем видеть его поведение. Однако причину такого поведения определить сложнее. Человек плачет из-за грусти, боли или счастья? Иногда мы можем узнать причину чьего-то поведения, просто задав вопрос, например: «Почему ты плачешь?» Однако бывают ситуации, когда человек либо чувствует себя некомфортно, либо не желает честно отвечать на вопрос, либо не в состоянии ответить. Например, младенцы не смогут объяснить, почему они плачут. В таких обстоятельствах психолог должен творчески подходить к поиску способов лучше понять поведение. Этот модуль исследует, как генерируются научные знания и насколько важны эти знания для принятия решений в нашей личной жизни и в общественной жизни.

Попробуйте

Процесс научных исследований

Рисунок 2 . Научный метод – это процесс сбора данных и обработки информации. Он обеспечивает четко определенные шаги для стандартизации того, как научные знания собираются с помощью логического, рационального метода решения проблем.

Научное знание продвигается посредством процесса, известного как научный метод. По сути, идеи (в форме теорий и гипотез) проверяются в реальном мире (в форме эмпирических наблюдений), и эти эмпирические наблюдения приводят к большему количеству идей, которые проверяются в реальном мире, и так далее.

Основные этапы научного метода:

  • Наблюдать за природным явлением и задать вопрос о нем
  • Предложите гипотезу или возможное решение вопроса
  • Проверка гипотезы
  • Если гипотеза верна, найдите дополнительные доказательства или найдите контрдоказательства
  • Если гипотеза неверна, создайте новую гипотезу или повторите попытку
  • Делайте выводы и повторяйте — научный метод бесконечен, и ни один результат не считается идеальным

Чтобы задать важный вопрос, который может улучшить наше понимание мира, исследователь должен сначала наблюдать за природными явлениями. Делая наблюдения, исследователь может определить полезный вопрос. Найдя вопрос, на который нужно ответить, исследователь может затем сделать прогноз (гипотезу) о том, каким, по его мнению, будет ответ. Этот прогноз обычно представляет собой утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными. После выдвижения гипотезы исследователь затем планирует эксперимент для проверки своей гипотезы и оценки собранных данных. Эти данные либо подтвердят, либо опровергнут гипотезу. Основываясь на выводах, сделанных на основе данных, исследователь затем находит дополнительные доказательства в поддержку гипотезы, ищет контрдоказательства для дальнейшего укрепления гипотезы, пересматривает гипотезу и создает новый эксперимент или продолжает использовать собранную информацию для ответа. исследовательский вопрос.

Основные принципы научного метода

Двумя ключевыми понятиями в научном подходе являются теория и гипотеза. — это хорошо проработанный набор идей, которые предлагают объяснение наблюдаемых явлений, которые можно использовать для прогнозирования будущих наблюдений. — это проверяемый прогноз, логически полученный из теории. Его часто формулируют как утверждение «если-то» (например, если я буду заниматься всю ночь, я получу проходной балл за тест). Гипотеза чрезвычайно важна, потому что она устраняет разрыв между царством идей и реальным миром. По мере проверки конкретных гипотез теории модифицируются и уточняются, чтобы отразить и включить результаты этих проверок.

Попробуйте

Рисунок 3 . Научный метод исследования включает выдвижение гипотез, проведение исследований и создание или изменение теорий на основе результатов.

Другими ключевыми компонентами следования научному методу являются проверяемость, предсказуемость, фальсифицируемость и справедливость. означает, что эксперимент должен быть воспроизведен другим исследователем. Чтобы добиться верифицируемости, исследователи должны документировать свои методы и четко объяснять, как устроен их эксперимент и почему он дает определенные результаты.

в научной теории подразумевает, что теория должна позволять нам делать предсказания о будущих событиях. Точность этих предсказаний является мерой силы теории.

относится к тому, может ли гипотеза быть опровергнута. Для того чтобы гипотеза была фальсифицируемой, должна быть логически возможна наблюдение или физический эксперимент, который показал бы, что гипотеза не подтверждается. Даже если нельзя доказать, что гипотеза ложна, это не обязательно означает, что она неверна. Будущие испытания могут опровергнуть эту гипотезу. Это не означает, что гипотеза имеет , чтобы показать, что оно ложно, просто чтобы его можно было проверить.

Чтобы определить, подтверждается или не подтверждается гипотеза, исследователи-психологи должны провести проверку гипотезы с использованием статистики. Проверка гипотезы — это тип статистики, который определяет вероятность того, что гипотеза верна или ложна. Если проверка гипотезы показывает, что результаты были «статистически значимыми», это означает, что гипотеза была подтверждена и что исследователи могут быть достаточно уверены в том, что их результат не был результатом случайности. Если результаты не являются статистически значимыми, это означает, что гипотеза исследователей не подтвердилась.

подразумевает, что при оценке гипотезы необходимо учитывать все данные. Исследователь не может выбирать, какие данные оставить, а какие отбросить, или сосредоточиться конкретно на данных, которые поддерживают или не поддерживают конкретную гипотезу. Все данные должны быть учтены, даже если они опровергают гипотезу.

Попробуйте

Применение научного метода

Чтобы увидеть, как работает этот процесс, давайте рассмотрим конкретную теорию и гипотезу, которая может быть порождена этой теорией. Как вы узнаете из следующего модуля, теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоциональный опыт зависит от физиологического возбуждения, связанного с эмоциональным состоянием. Если вы вышли из дома и обнаружили на пороге очень агрессивную змею, ваше сердце забилось быстрее, а желудок скрутило. Согласно теории Джеймса-Ланге, эти физиологические изменения приведут к чувству страха. Гипотеза, которая может быть выведена из этой теории, может заключаться в том, что человек, который не осознает физиологического возбуждения, которое вызывает вид змеи, не будет чувствовать страх.

Помните, что хорошую научную гипотезу можно опровергнуть или доказать, что она неверна. Вспомните из вводного модуля, что у Зигмунда Фрейда было много интересных идей для объяснения различных видов человеческого поведения (рис. 3). Однако основная критика теорий Фрейда заключается в том, что многие из его идей не поддаются фальсификации; например, невозможно представить эмпирические наблюдения, опровергающие существование Ид, Эго и Супер-Эго — трех элементов личности, описанных в теориях Фрейда. Несмотря на это, теории Фрейда широко преподаются во вводных текстах по психологии из-за их исторической значимости для психологии личности и психотерапии, и они остаются корнем всех современных форм терапии.

Рисунок 4 . Многие особенности (а) теорий Фрейда, такие как (б) его разделение разума на Ид, Эго и Супер-Эго, в последние десятилетия потеряли популярность, потому что они не поддаются фальсификации. В более широком смысле его взгляды заложили основу для большей части современного психологического мышления, например, в отношении бессознательного характера большинства психологических процессов.

Напротив, теория Джеймса-Ланге порождает фальсифицируемые гипотезы, такие как описанная выше. Некоторые люди, получившие серьезные травмы позвоночника, не могут ощущать телесные изменения, которые часто сопровождают эмоциональные переживания. Следовательно, мы могли бы проверить гипотезу, определив, как различаются эмоциональные переживания между людьми, способными обнаруживать эти изменения в своем физиологическом возбуждении, и теми, кто этого не делает. Фактически, это исследование было проведено, и хотя эмоциональные переживания людей, лишенных осознания своего физиологического возбуждения, могут быть менее интенсивными, они все же испытывают эмоции (Chwalisz, Diener, & Gallagher, 19). 88).

Попробуйте

Ссылка на обучение

Хотите принять участие в исследовании? Посетите веб-сайт «Психологические исследования в сети» и нажмите на ссылку, которая покажется вам интересной, чтобы принять участие в онлайн-исследовании.

Почему научный метод важен для психологии

Использование научного метода — одна из главных черт, отделяющих современную психологию от более ранних философских исследований разума. По сравнению с химией, физикой и другими «естественными науками» психология долгое время считалась одной из «социальных наук» из-за субъективного характера вещей, которые она изучает. Многие понятия, которыми интересуются психологи, такие как аспекты человеческого разума, поведения и эмоций, субъективны и не могут быть измерены напрямую. Вместо этого психологи часто полагаются на поведенческие наблюдения и данные, полученные от самих себя, которые некоторые считают незаконными или недостаточно методологически строгими. Таким образом, применение научного метода к психологии помогает стандартизировать подход к пониманию очень разных типов информации.

Научный метод позволяет воспроизвести и подтвердить психологические данные во многих случаях, при различных обстоятельствах и разными исследователями. Повторяя эксперименты, новые поколения психологов могут уменьшить количество ошибок и расширить применимость теорий. Это также позволяет проверять и подтверждать теории, а не просто догадки, которые невозможно ни проверить, ни опровергнуть. Все это позволяет психологам лучше понять, как работает человеческий разум.

Научные статьи, опубликованные в журналах, и статьи по психологии, написанные в стиле Американской психологической ассоциации (т. е. в «стиле АПА»), построены вокруг научного метода. Эти документы включают введение, в котором представлена ​​справочная информация и изложены гипотезы; раздел «Методы», в котором излагаются особенности того, как проводился эксперимент для проверки гипотезы; раздел «Результаты», который включает в себя статистику проверки гипотезы и указывает, была ли она подтверждена или нет, а также «Обсуждение и заключение», в которых излагаются последствия обнаружения поддержки или отсутствия поддержки гипотезы. Написание статей и документов, придерживающихся научного метода, позволяет будущим исследователям легко повторить исследование и попытаться воспроизвести результаты.

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Лицензионный контент CC, оригинал

  • Модификация и адаптация. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Почему важны исследования?. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/2-1-why-is-research-important. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Психология и научный метод: от теории к заключению, содержание принципов научного метода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *