Психология точная наука или нет: это наука или нет?» – Яндекс.Кью

Содержание

это наука или нет?» – Яндекс.Кью

Психологию принято вносить в число наук, однако такое включение, на мой взгляд, не столько делает чести психологии, сколько ударяет по сциентизму и научной картине мира.

Уже этимологически психо-логия обнаруживает свою беспомощность, все-таки понятие «душа», которое предполагалось исследовать изначально, теперь вовсе никем не принимается, как подлежащее научному изучению, и тут дело, конечно, в том, что согласно философии науки мы можем отнести к науке только то, что можно измерить. Никакая душа сюда, соответственно, не вписывается.

В этом случае возникают попытки выйти из сложившейся ситуации посредством выдумывания своего предмета исследования: сознание, психика, бессознательное, поведение, информация и т.д., но проблема в том, что все эти понятия не отображают объективной действительности, но являются скорее конструктами, поскольку экспериментальные данные в психологии (т.е. действительно научная область) подвергаются интерпретации и возгонке в какие угодно теории, вплоть до двух противоположных казалось бы (что, конечно, совсем не так просто как я это описал) в современности образов видения психики: телесного (т.е. само слово «телесность» сейчас включает в себя то, что некогда принадлежало душе, фактически исключая душу: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/527/%D0%A2%D0%95%D0%9B%D0%95%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC) и информационного, на что исследователей вдохновил цифровой контекст эпохи постмодерна. Так что все эти «сознания» и «психики» являются с точки зрения науки просто философскими формами для выпечки концептов, которые не имеют отношения к объективной действительности настолько, насколько были проинтерпретированы и интегрированы в теоретическую систему.

То есть все, что есть в психологии от науки — это экспериментальные данные, полученные на выходе из черного ящика «души», которые необходимо проинтерпретировать и вписать в какую-то теорию, так что с момента интерпретации научность психологии угасает. При этом все эти данные все равно основаны на таких сверхсложных и непознаваемых для современной науки (философских) явлениях как «мышление», «умственная деятельность», «здоровье» и т.п. И даже если мы впоследствии применяем теорию к человеку и она дает результаты — это отнюдь не значит, что подход правильный, поскольку из неправильных положений вполне могут быть правильные следствия, чему свидетелями являются множество противоположных теорий, каждая из которых гарантирует эффективность.

При всем при этом достаточно ясным становится то, почему же так много выходцев из психологии попадают в ряды антинауки: парапсихология, трансперсональная психология, популярные тренинги личностного роста, онтопсихология, психоанализ и т.п., можно даже сказать, что сейчас какой-нибуд

Почему психология — прежде всего наука? Объясняет Павел Зыгмантович
Белорусский семейный психолог Павел Зыгмантович умеет рассказать даже самые сложные вещи просто. Вот и сейчас он буквально на пальцах объяснил, почему психология – это наука, а не умение поддержать ближнего своего.

 

Для многих до сих пор новость, что психология всё-таки наука. Почему так?

Из-за слабого владения предметом.

Представлению о психологии у людей на уровне девятнадцатого века – дескать, сидит пожилой седоватый профессор в шикарном кожаном кресле, и высасывает всякую ерунду из сигары.

Разумеется, всё устроено совсем не так.

1. Что такое наука?

Наука – это деятельность человека, направленная на установление закономерностей в той или иной области. Закономерности важны, т.к. они позволяют нам использовать их в быту, улучшая тем самым свою жизнь.

Вот, например, выявил Луи Пастер, закономерность «гниение начинается из-за микроорганизмов», и все почти сразу все стали обеззараживать руки и инструменты врачей, чтобы не заносить заразу в больного (см. работы Игнаца Земмельвейса и Джозефа Листера). Смертность больных заметно уменьшилась. Полезно? Ещё как!

2. Закономерности чего изучает психология?

Ответ прост – закономерности работы психики. Ну и последствия этих закономерностей, конечно. Фундаментальная наука изучает сами закономерности, прикладная ищет способы использования этих закономерностей в быту.

3. Что такое психика?

Вот тут нас поджидает серьёзная проблема – никто не знает, что такое психика. Более того, сам этот термин – лишь дань традиции, и не более. Он лишь обозначает что-то в человеке. Это что-то позволяет нам думать, как-то относиться к происходящему, обращать на что-либо внимание и так далее. В общем, это такой чёрный ящик, который пока невозможно вскрыть и изучить напрямую.

4. Разве можно изучать то, что непонятно что?

Да, вполне. Психологи в этом не одиноки, кстати. Мы в этом не одиноки – у физиков такая же проблема. Они точно знают, что есть какая-то штука (они назвали её тёмной материей), которую невозможно наблюдать непосредственно. Как они выкручиваются? Изучают косвенные признаки, вроде разных гравитационных эффектов.

Так и психологи. Точно понятно, что психика находится где-то в человеке. Значит, изучая разные проявления человека, можно понять механизмы работы чёрного ящика психики. Психологи изучают психику по косвенным проявлениям. Это далеко не самый лучший способ, но он единственный, который у нас есть. Например, недавно появилось исследование, в котором показали, что наш взгляд привлекает не столько яркое, сколько важное. Мы смотрим на то, что наполнено для нас смыслом.

5. А разве нейронауки не изучают психику?

Не совсем. Нейронауки изучают мозг, и как раз в ходе этих исследований и стало понятно, что на текущем этапе прямое изучение мозга не помогает изучать психику. В будущем, скорее всего, всё-таки получится изучить психику напрямую, но пока мы довольствуемся малым – косвенными проявлениями. Впрочем, даже на этом скудном материале добыто уже достаточно много, чтобы не отчаиваться и работать дальше.

6. Как именно психологи изучают психику по косвенным проявлениям?

Самый любимый – экспериментальный. Психологи берут две группы людей, ставят их в одинаковые условия, а потом одной из групп изменяют одну (всего одну!) деталь в условиях.

Например, мы проверяем силу воли и одной группе мы рассказываем, что сила воли является ограниченным ресурсом. А второй – что безграничным. Потом участники каждой группы выполняют некую работу, а мы смотрим, что из этого получается. Если психики нет, а перед нами голая биология, то разница в представлениях о природе силы воли ничего не изменит. Однако нет, исследования показали , что разница есть. Люди, которые думали, что силы воли всегда много, уставали позднее и не реагировали на подкормку глюкозой.

Значит, разница в представлениях важна, значит, в чёрном ящике происходит что-то такое, что изменяет поведение человека просто из-за информации. Это и есть работа психики.

7. А чем измеряются изменения в поведении?

Способы очень разные, но всегда объективные. Это может быть количество ошибок в ходе работы, объём выпитого сока, количество ударов током, время удержания руки в холодной или горячей воде? скорость движения, электрическая активность кожи, замер диаметра зрачка (связано с нарастанием или спадом мозговой деятельности), движением глаз (окулография, eye-tracker) и так далее.

Показателей очень много, но они всегда – объективные. Субъективные показатели вроде самоотчётов тоже используются, но только как дополнительный материал.

8. Все люди разные, как быть с этим?

Это, пожалуй, самое простое в психологии. Нужно просто набрать побольше участников в эксперимент. Если у нас десять человек (по пять в каждой группе), то личностное разнообразие никуда не спрятать. А вот если у нас по сто пять человек в каждой группе и они вполне согласованно делают одно и то же, значит, дело не в личностном разнообразии, а в чём-то другом. В чём? В закономерностях работы психики, которые у всех одинаковы так же, как закономерности работы химии одинаковы по всему миру.

А если у нас тысяча человек, то результаты ещё точнее, ведь на такой большой выборке индивидуальные особенности стираются ещё сильнее. Поэтому психологи стараются сделать выборки максимально большими и разнообразными.

9. Можно ли доверять экспериментам психологов?

Относительно недавнее исследование показало, что воспроизвести получается менее сорока процентов психологических исследований. Это большая проблема, но это большая проблема всей науки. Не только в психологии, но и в физике, и в биологии такие проблемы тоже существуют.

Такого рода проблемы – норма для науки. И учёные борются с ними как могут. Каждый год качество исследований повышается, требования ужесточаются, халтуры всё меньше. Так и в психологии. Чем дальше, тем больше исследований, которые проверены неоднократно в разных лабораториях и везде показывают одинаковую воспроизводимость.

10. Если в науке нет математики, это не наука. Где математика в психологии?

Математика в психологии находится в части обработки экспериментальных данных. Психологов в обязательном порядке обучают высшей математике, т.к. без знаний матстатистики невозможно нормально обработать результаты эксперимента. Это ведь на не калькуляторе посчитать, там думать надо. Без математики психологии просто нет.

11. Откуда берутся теории в психологии?

Цикл таков – сначала учёный наблюдает некое явление. Например, при увеличении разнообразия товаров большинство людей покупают меньше. Затем учёный выдвигает гипотезу, чтобы на её основании сделать эксперимент. Если эксперимент удачный, есть шанс, что гипотеза была верной. Учёный проводит ещё несколько экспериментов (плюс заклятые друзья по цеху помогают) и, допустим, в каждом эксперименте подтверждает свою гипотезу. Тогда он берёт материалы экспериментов и начинает из них создавать теорию.

Другими словами, теория – это конечный итог научного поиска, а не его начало. У любой теории есть очень богатый экспериментальный материал, прочнейшее основание.

Если же что-то называют теорией, но никаких экспериментов за этим не стоит, перед вами не теория, а не более чем гипотеза.

Ссылки на упоминаемые исследования – в оригинальной статье Павла Зыгмантовича

Иллюстрация: Shutterstock

Читай также:

Как распознать плохого психолога до того, как он нагадит в мозг

Да нет, не “просто”! Любительские психологические советы, которые нам надоели

Звери на кушетке. Что бы они сказали психологу?

Психология – лженаука. Основные причины мифа.

Почему психология является лженаукой и почему люди так считают? В первую очередь нужно понять, что люди, оставляющие подобные комментарии, ни разу не были на психотерапии. Если человек хотя бы раз был на приеме у психолога, психиатра или психотерапевта, он прекрасно понимает, что это работает.

Почему психологическая помощь эффективна.

К сожалению, ни один человек, так или иначе занимающийся психологией, не сможет вам ответить на вопрос, почему это работа. У меня за плечами шесть лет психоанализа, я чувствую по себе, что это работает и по отзывам своих довольных клиентов. Многие люди приходят ко мне неоднократно. Если бы я не мог помочь людям, мои методы не работали, повторно ко мне бы никто не возвращался и не тратил деньги на мои услуги.

Предпосылки лженаучности

Мнение о том, что психология – это лженаука в свое время активно стал продвигать Александр Глебович Невзоров. Я рекомендую вам его книгу “Происхождение личности и интеллекта человека”, потому что она интересная и увлекательная. Помимо Невзорова в данный момент Савельев также занимается популяризациией мнения о том, что психологи сумасшедшие, их методы не работают и всего в таком ключе.

Чтобы сформировать свое мнение по отношению к данному вопросу, сначала вам нужно разобраться в сути проблемы. Люди, о которых я говорил – Савельев и Невзоров, не боги, а такие же люди, как мы с вами. Безусловно, они умные, начитанные, один из них является доктором наук, но это не означает, что их мнение по какому-либо вопросу является абсолютной истиной. Не забывайте первое правило научности: всегда нужно перепроверять то, что вы изучаете.

Для начала вам нужно прочитать хотя бы статью в википедии о том, что такое психология по определению. Это станет первым шагом к формированию вашего собственного мнения по данному вопросу. Ещё лучше будет, если вы хотя бы несколько раз сходите к психологу и посмотрите на его работу. Как-никак, но то, что я показываю вам на

YouTube и другие психологи вместе со мной НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ. В личной терапии компетентный психолог работает совершенно иначе.

Читайте по теме: Кому психолог не поможет?

Старый конфлик между психологами и психиатрами. 

Мнение о том, что психология – лженаука также любят распространять психиатры. Давайте немного окунёмся в историю, чтобы понять, с чего всё началось. По моему личному мнению, которое я никому не навязываю, психология берет свое начало из трудов Зигмунда Фрейда. Фактически можно говорить о том, что история психологии началась с Платона, но, на мой взгляд, наибольшую популярность психологии дал именно Зигмунд Фрейд.

На протяжении долгого времени психология и психиатрия работали вместе. В какой-то момент просто произошло разделение. Где-то в шестидесятых годах прошлого века этот раскол возник. Люди поняли, что у нас есть мозг, который как-то влияет на наше тело, существует также центральная нервная система, определённым образом воздействующая на наше мышление. Об этом, кстати говоря, и пишет Невзоров в книге, которую я посоветовал вам выше по тексту.

Психология и психиатрия разделились из-за имеющихся у них двух кардинально разных идей. Психиатрия говорит о том, что это тело влияет на наш мозг, а не наоборот. Если человек заболеет, у него будут проблемы с гормональным фоном, нейромедиаторами, и это в конечном счёте повлияет на наше сознание. Психология же говорит о том, что наш мозг влияет на наше тело, вследствие этого влияния возникают все недуги.

То есть, психиатрия говорит о том, что тело первично, а сознание вторично, психология же утверждает, что сознание первично, а тело вторично. Если вы говорите о какой-то научности, то вам будет ближе психиатрия. Однако если вы вникните в суть данного вопроса, то поймете, что современная психиатрия и научность – это два разных понятия. В доказательство этому вы можете посмотреть блог Данилина под названием “серебряные нити”.

Это бывший психиатр, профессор, который посвятил психиатрии всю свою жизнь. Он сможет вам лучше меня рассказать о том, почему психиатрия тоже лженаучна. Запомните то, что здесь было сказано, и к этому мы обязательно еще вернёмся.

Откуда у психологов берутся знания

Что касается психологии, то она тоже во многом лженаучна из-за того, что строится на понимании “я так вижу”. Чьё-либо “видение” в психологии продвигается, как некая истина. Зигмунд Фрейд в своей книге “Толкование сновидений” на 215-ой странице пишет об этом. Я его слова понимаю именно таким образом. У меня есть клиенты, проблемы которых я воспринимаю со своей субъективной точки зрения, поэтому даже могу дополнить слова Фрейда. В целом, вся работа психологов выстраивается на методах сферы, в которой они работают.

Существуют даже психологические журналы – ежегодники, в которых ведутся дискуссии на тот счёт, кто и как понимает различные цитаты знаменитых психологов. Там делятся личным опытом, историями о терапии различных клиентов, всё это приобщается это в цитатам и т.д. Подобными принципами развивается на сегодняшний день вся психология, то есть, те психологи, услугами которых вы будете пользоваться.

Каждый, кто становится психологом, начинает видеть полученные им знания в себе и в ком-либо другом. Проблема заключается в том, что одним психоанализом заработать себе на жизнь не получится, потому что этот труд банально не ценится. Я это говорю по своему опыту. Я не могу сказать, что я беден, могу позволить себе рекламу своей деятельности, взять кабинет в аренду, но эти деньги уходят в пустоту. Большую часть времени мой кабинет простаивает, я не работаю даже в ноль, а терплю убытки. Однако этот минус для меня значения большого не имеет, потому что у меня есть другие источники дохода, покрывающие мои убытки. Психология же не является для меня одним из источников денег. Я работаю для некой души с расчётом на перспективу и с надеждой на более благополучное будущее, в благополучии которого сильно сомневаюсь.

Из-за кого психология лженаучна

Моя проблема в том, что я не даю людям надежду на решение всех их проблем за один сеанс. Существует целая каста “психологов”, которые не проработали как следует себя, получили какие-то поверхностные знания о психологии, в целом, дающие им возможность вести приём. Есть нормы законодательства, которые позволяют им работать. За счёт этого они продвигают идею о том, что можно прийти, получить пару “советов” психолога, которые настоящий психолог вам никогда не даст и решить все проблемы.

Читайте по теме: Советы психолога – миф.

Стараниями этих людей продаются различные курсы о том, как стать счастливой женщиной или мужчиной. При этом мы все понимаем, что информация во всех подобных курсах – наглая ложь. Если в моей жизни станет всё намного хуже, чем сейчас, я тоже буду зарабатывать на продаже таких курсов. Женщина, которая покупает подобные курсы, быстро осознает, что это не работает. Счастья, как не было, так и нет. Для решения проблемы ее нужно, как минимум, исследовать, для этого нужно ходить к психологу и разбираться в своей проблеме.

За всем этим стоит капиталистическая идея о том, что всё продаётся и покупается. К сожалению, в нашем мире всё стало товаром, в том числе и ваше счастье, желание, эмоции и вы целиком. Безусловно, в этих условиях становится трудно говорить о том, что психология имеет хоть какую-то научность. В психиатрии вам хотя бы таблетки прописывают. У вас хотя бы есть иллюзия того, что были какие-то научные исследования, в результате которых появились эти таблетки, и они обязательно вам помогут. И да, в своей иллюзии вы будете правы. Эти таблетки вам действительно помогут, поскольку как-то повлияют на ваш мозг.

То, что антидепрессанты с 80-типроцентной вероятностью приведут к суициду, никого не волнует. Западное общество на сегодняшний день “подсело” на антидепрессанты, которые в некотором смысле являются легальным наркотиком. Но это всё ничего по сравнению с иллюзией купленного вами хоть какого-то товара. Когда вы покупаете услугу или курс у психолога, это сопровождается представлением о том, что необходима самостоятельная последующая работа над этим. Психолог не может выписать таблетки. Даже если психолог даст советы, как жить, эти советы придётся реализовывать самостоятельно.

Разумеется, в подобных условиях человек разочаровывается, сомневается в том, что психология может приносить благополучие, счастье и т.д. Самое печальное, что в какой-то мере эти разочарования – правда. На этой почве просто не может не появиться мнение о том, что психология – лженаука. Само собой здесь, к сожалению, ничего не разруливается.

В целом, психология не может строиться на научном эксперименте и научных данных. Безусловно, психологи и психиатры используют какие-то алгоритмы на научной основе, иначе бы ни психологии, ни психотерапии не было, как таковых. Хотя я и не поддерживаю расологию, но влияние менталитета определенной нации на людей я отрицать не могу. Японец может жить комфортно в помещении на 12 квадратных метров, платить за него тысячу долларов, и при этом не станет жаловаться. Я так не смогу.

Японцы – трудоголики, они могут работать целыми днями, это их особо не напрягает, мы бы уже давно покончили с собой, если бы это было у нас. Есть различие в менталитете, во всех людях в целом. По этой причине научный эксперимент в таких условиях невозможен. Более того, чтобы произвести какие-то исследования на психологическую тему, нужны статистические данные. Для сбора этих данных, необходимы люди, имеющие хотя бы одинаковый психотип. Это есть в научной психологии. Да, помимо психоанализа, есть ещё и научная психология, строящаяся на исследованиях и статистических данных.

Возможно, это кому-то и помогает. Только, например, когда я писал свою дипломную работу по теме “Профессиональная деформация сотрудников УВД”, я смухлевал со статистикой. Статистика – это такая вещь, которую можно подстраивать под себя. Я уверен, что и в научной психологии её подстраивает каждый, как ему удобно. К сожалению, ваше представление о психологах строится по видео на YouTube, где один психолог дублирует слова другого, и они вторят друг другу, как попугаи. Даже вы, кто сейчас читает эту статью, не имея знаний и дипломов, можете вести частный прием психолога. Для этого диплом не нужен, лицензия тоже. Вы можете брать деньги, платить налоги, и всё у вас будет прекрасно. Вот в такой вот дикости нам приходится жить. Когда-нибудь, я надеюсь, это исправится, и психология не будет лженаукой. С вами был Артём, канал “доступная психология”, подписывайтесь и познавайте себя.

Является ли психология лженаукой | stream.com.ru

     Введение

  Психология происходит от древнегреческих слов «Психея» — «душа» и «Логос» — «учение». Таким образом, это наука о душе человека, его мировоззрении, анализе поведения и психического состояния. Многие психологи и психиатры считают, что они могут объективно оценить состояние пациента, помочь ему.

Однако, можно поставить вопрос о понимании другого человека под вопрос. В этой статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с психологией как наукой.

Философия и Психология

В философии существует направление, именуемое Герменевтикой. Герменевтика – это наука о понимании, истолковании и интерпретации явлений. Также в философии существует направление – философия психологии. Два взгляда на психологию с точки зрения философии таковы:

1. Человека невозможно понять, не пройдя тот же путь, или, если хотите, не «побывав в его шкуре». Этот взгляд вполне понятен и многие согласны с таким суждением.

2. Человека можно понять теоретически, идейно. Это значит, что мы может оценить человеческие переживания объективно, без эмпирического знания.

Ещё одно понятие, которое следует различать для понимания следующего параграфа – мировоззрение. Мировоззрение – взгляд на мир, пропущенный через человеческую душу. Мировоззрение может быть обыденным, мифическим, религиозным и научно-философским.

Из художественной литературы

Многие, наверное, читали роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». В защитной речи адвоката Фетюковича была изложена следующая мысль: почему все присяжные были уверены в том, что подсудимый совершил отцеубийство? Из-за негативного предрасположения к нему.

Ведь можно посмотреть на то, что он слез с ограды и осмотрел старика Григория из жалости. С другой стороны, гораздо более убедительно звучит обвинение, что он это сделал, чтобы убедиться в смерти свидетеля, будучи предельно осторожным.

Последнее более убедительно звучит, несомненно, только для тех, кто изначально недолюбливает обвиняемого. Присяжные не оценивали ситуацию объективно и это понятно, ибо непредвзятая оценка преступления чересчур сложна.

Большинство испытывает сильнейшую антипатию к самым разным чертам того или иного человека, если им рассказывают о преступлениях последнего. Именно поэтому обвинить легче, чем оправдать.

Психология – не точная наука

Как и любая гуманитарная наука, психология не может точно описывать человеческие переживания, не существует математических закономерностей в поведении человека. Человек, будучи комплексным существом, может действовать спонтанно.

Отцы основатели психологического анализа, такие, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фромм, предлагали свои методы исследования человеческой психики. Зигмунд Фрейд предлагал человеку излагать все свои мысли в чистом виде. Это называется «метод свободных ассоциаций».

Фрейд и ряд других врачей считали, что не сдерживаемые ассоциации являются символическим или непосредственным отображением глубинного контента нашего сознания, даже если мы этого не осознаём. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов.

Иными словами, анализируются ассоциации человека с теми словами, которые говорит психиатр. Этот метод получил развитие в дальнейшем, и теперь психологи предлагают изобразить в форме рисунка то или иное словосочетание. После этого они просят восстановить словосочетание и разъяснить нарисованное.

Проблема может возникнуть при разъяснении нарисованной картинки, поскольку точно излагать свои мысли может только очень образованный человек или, наоборот, очень простой человек. Это всё равно, что объяснить своё впечатление после просмотра фильма, но не просто фильма, а каждого конкретного момента в фильме.

Чувственные восприятия или перцепции могут быть настолько насыщенными и сложными, что не найдётся элементарных слов в лексиконе, чтобы описать эти перцепции.

В математике считается, что любая, сколь угодно сложная функция может быть представлена в виде комбинации элементарных функций или бесконечных разложений элементарных функций.

В программировании считается, что любая, сколь угодно сложная программа может быть написана с использованием конечного числа операторов ( if, while, else) или их суперпозиций. Но выразить сложную мысль с использованием стандартного лексикона невозможно. Это и делает психологию неточной наукой.

Случаи из жизни пациентов

В психологии существует масса разных диагнозов, которыми оперируют психиатры. Гиперрелигиозность, биполярное расстройство личности, панические атаки, шизофрения во всех её проявлениях, маниакальных психоз и т.д.

Однако, как именно можно определить, к примеру, является ли человек гиперрелигиозным, если он религиозный?

Был случай, когда комиссия из трёх врачей психиатров вызвала на освидетельствование верующего православного христианина. Он прошёл курс лечения в психиатрической больнице и полностью восстановил психическое здоровье.

И вот его вызвали на комиссию. Вопросы, которые ему задавали, носили провокационный характер. Из рассказа самого пациента можно привести часть той беседы:

— Врач №1: Как Вы себя чувствуете?

— Пациент: Хорошо. Мне намного лучше.

— Врач №1: Вы хорошо спите?

— Пациент: Да, хорошо.

— Врач №1: Вы осознаете, где сейчас находитесь?

— Пациент: Да, я в психиатрической больнице А.

— Врач №1: Расскажите, как Вы сюда попали.

— Пациент: Я заводил разговоры на религиозные темы с посторонними людьми.

— Врач №1: Зачем Вы это делали?

— Пациент: Сдуру.

— Врач №1: Вы верите в бога?

— Пациент: Да.

— Врач №1: Вы с ним общаетесь как-то или что?

— Пациент: Только во время молитвы.

— Врач №1: Вот вы говорили, что станете богом после смерти. Вы всё еще так думаете?

— Пациент: Да, как и многие другие.

— Врач №1: Значит Вы – бог?

— Пациент: Нет пока.

— Врач №1: Можете нам что-нибудь пересказать из Ваших бесед с богом?

— Пациент: Каких бесед?

— Врач №1: Вы же сказали, что говорили с ним.

— Пациент: Вы коверкаете мои слова. Я не собираюсь отвечать на такие вопросы…

После этого пациент стал нервничать, потому что он понимал, что его загонят в угол. Он стал отвечать менее уверенно, и дошло до того, что он заплакал. Врачи поставили ему диагноз «шизоаффективное расстройство», а также ряд других добавок, в одной из которых числится «гиперрелигиозность».

Иные врачи утверждают, что религиозность не является критерием отклонений от нормы. Другой пример касается распространённого слуха, что психически-больные часто слышат голоса.

Когда пациенту задают подобный вопрос, он обычно задумывается над ответом, делая паузу, а она, эта пауза, истолковывается как «да», даже если пациент ответит отрицательно.

Заключение

Современные психологи и, в частности, психиатры очень часто привносят свое сугубо-личное мнение к объективной оценке состояния человека. Психология – это палка о двух концах, потому что можно рассматривать одно и то же действие человека с разных перспектив.

Не стоит придерживаться устоявшихся стереотипов, когда нужно принять решение, которое может навсегда изменить жизнь человека.

Смотрите так-же похожие записи

Покорные люди — психологические особенности
           Покорные люди, как правило, не переходят на крик, они держатся на втором месте и выполняю…

Протеиновые батончики — домашний рецепт
      Избегайте пустых калорий — сделайте свои собственные протеиновые батончики. Протеиновые батон…

Механизмы внушения
                        Внушение очень сильно отличается от убеждения, подражания всего двумя чертам…

Как не поддаваться на провокации?
           В настоящее время развития высоких технологий, нередко возникают ситуации коллективных во…

Симптомы сердечной недостаточности
            Эти общие симптомы сердечной недостаточности могут означать, что ваше сердце не функцион…

4 вопроса, которые помогут разгадать причину боли в колене
       Как врачи сортируют причины и виновников. Когда вы ходите, бегаете, катаетесь на лыжах, игра…

Народные средства от зуда кожи головы
               Зудящая кожа на голове вызывает непреодолимое желание чесаться снова и снова. Небольш…

Витамины и минералы для внутреннего уха
              Некоторые витамины и минералы могут уменьшить воспаление внутреннего уха. Жидкость в с…

Социализация человека в обществе
                На сегодняшний день доподлинно известно очень много случаев, так называемых детей «М…

Как социальные сети влияют на питание подростков
        Могут ли социальные медиа повлиять на то, что ест ваш ребенок? Исследование подтверждает, ч…

Анализ уходящего года
    Новый год: время подводить итоги и загадывать желания. Канун Нового года – время особенное, волш…

Что делать — травля на работе
     Наверное, каждый работающий человек в своей жизни сталкивался с таким неприятным явлением, как …

Как уговорить алкоголика закодироваться
   Алкоголизм — тяжкая зависимость, приносящая людям сплошные беды, неприятности и страдания. Когда …

Титрование дозы препарата — что это?
          Мой доктор прописал препарат, который нужно титровать. Что это значит и почему это необход…

Как интроверту жить среди людей
           Интроверт обычно определяется как человек замкнутый, с минимальными контактами и небольши…

Психология личности как точная наука?… Отклик участника конференции //Психологическая газета

Психология личности как точная наука?… (рассуждения «зрителя с галёрки»):

Пролог

17-18 декабря 2018 г. на  кафедре психологии личности Московского государственного университета им. Ломоносова  состоялась Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili». Хотелось бы поблагодарить организаторов конференции за высокопрофессиональный уровень организации и необычный для конференции подход к проведению данного мероприятия, которое было представлено как пьеса в 4-х действиях. Главная ценность данного «действия» в том, что оно «взбудоражило сознание», а именно —  заставило задуматься, на первый взгляд, над понятными вещами даже «зрителя с галёрки».

Действие 2. Сцена «Психология личности как точная наука?»
Мизансцена 1. Наука и точность.

Общеизвестно, что наука как область человеческой деятельности направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ. И на этой основе — синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Следовательно, целью психологии личности как науки является получение объективного знания о психологических  закономерностях жизни и деятельности человека, и «предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных феноменов в определенных условиях» (А.Г. Асмолов).

Говоря о точности, следует отметить, что ключевыми для характеристики данного понятия являются «средство измерения», «степень (мера) приближения истинного значения». В психодиагностике данное понятие используется как оценка качества методик,  «отражающее способность тонко реагировать на малые изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе обследования; ее способность достаточно точно оценивать степень развития у испытуемых тех психологических качеств, на диагностику коих она нацелена. Чем точнее методика, тем тоньше можно оценивать градации и оттенки измеряемого качества. Однако в практической диагностике не всегда нужна высокая точность оценок: практическая мера точности определяется задачей разделения испытуемых на группы — то есть, требуемая точность» (Психологическая энциклопедия). И здесь у «зрителя с галёрки» возникает вопрос: «А уместно ли использовать понятие «точность», в отношении к психологии личности как науки?».

Мизансцена 2. Психология как искусство?

Безусловно, многозначность термина «искусство», как  и вышеназванных понятий, затрудняет ответ на данный вопрос. Если же исходить из общепринятого определения дефиниции данного понятия, то искусство (от церк.- слав. искусьство, ст.? слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество. Другими словами, искусство — это процесс и итог творческого выражения художественного образа. В философской энциклопедии, искусство — это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

Когда же мы говорим об искусстве как одном из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира, то следует обратить внимание на следующее определение данного понятия: искусство – это одна из форм познания действительности, общественных отношений, внутреннего мира человека, природы. Оно обогащает наш личный опыт яркими картинками жизни, учит жить, правильно оценивать все, что происходит вокруг нас, помогает выбрать себе жизненный идеал. А учит ли жить и оценивать «правильно» психология личности?  Есть еще интересное определение: искусство — вид тренировки интеллекта, превратившийся в самоцель (можно сказать, самодостаточный вид тренировки). Полагаю, что искусство в отношении к психологии личности как науки, скорее всего, выступает как равноправный партнер, помогающий ей в реализации своих целей и задач.

Мизансцена 3. Психология как мистицизм?

Данную мизансцену хочется начать с молитвы старца: «Боже спасибо тебе, что открыл мне этот мир с его красотой и возможностями. Еще большее спасибо, за то, что скрыл от меня то, что я не должен видеть».

Когда из уст уважаемого мною ученого я услышала, что мистицизм, также как  и наука, использует экспериментальные методы, вспомнился случай из студенческой жизни. Мои годы учебы в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов совпали с периодом популярности экстрасенсорики в России. Некоторые студенты нашего университета, увлекались экстрасенсорикой и учились  на курсах Джуны Давиташвили.

Как-то утром, идя на занятия, я встретила однокурсников, которые возвращались с курсов Джуны.  Не знаю почему, но я спросила:  «Что летали?» — «Летали». – «Я тоже хочу! Давайте в общежитии полетаем». — «Ладно,  как-нибудь  организуем». Спустя некоторое время, где-то около часа ночи, я уже легла спать, постучала в дверь сокурсница и пригласила  «полетать». Но мне было лень вставать, и я отказалась. На следующий день, участники так называемого «эксперимента», рассказывали, как они летели по какому-то туннелю, потом: один общался с инопланетянами, другая, прилетев к любимому за тысячи километров, увидела его в постели с другой и т.д…. Но главное то, что одна из участниц «эксперимента», чуть не умерла.  Тогда я поняла, как хрупка человеческая душа. И как осторожно нужно обходиться с этим «божественным даром».

Мизансцена 4. Личность?

Начиная с зарождения наук о человеке, было предпринято множество попыток объяснения феномена личности. Столкновение мнений представителей различных направлений психологического анализа личности является закономерным следствием сложности данного феномена. Многомерность как существенная характеристика личности (А. Асмолов) не может дать единого представления о данном психологическом феномене, а также о методах и средствах исследования психологических характеристик личности. И здесь, выражаясь юридическим языком, возможны «все предусмотренные законом способы». Главное — в экспериментальных исследованиях   следовать принципу «Не навреди», а в обосновании своей концептуальной позиции следовать законам логики и не допускать такой логической ошибки как «подмена понятий».

Мизансцена 5. Неопределенность?

Бросить вызов неопределённости — довольно смелый поступок. Поскольку «зритель с галёрки» некомпетентен в этом вопросе, главное действующее лицо в данной мизансцене «уровень обыденного сознания».

Существование неопределенности — неоспоримый факт. В жизни  каждый человек так или иначе сталкивается с неопределенностью: «неопределенностью в  отношениях», «неопределенностью, когда врачи не могут, поставить диагноз больному» и т.д… и  чем дольше продолжается состояние неопределенности, неясности, тем больше возрастает степень беспокойства. Ведь в данной ситуации не знаешь, как поступить. А какую боль и страдания приносит состояние неопределенности матери, если она  длительное время не получает вестей от сына, особенно если его профессиональная деятельность, связана с риском для жизни и здоровья!

Здесь могут помочь лишь такие психологические феномены как вера, надежда, любовь, которым психология личности не уделят должного внимания.

В логике термин «неопределенность» используется как недостаточная точность и ясность в выражении мысли, которая в связи с этим допускает две или даже множество интерпретаций. Предпочитая последовательность, упорядоченность, системность, «уровень обыденного сознания» в данном вопросе доверяет «научному уровню сознания».

Эпилог

Всех с наступившим Новым Годом!
И следуя заявленному жанру

«С галёрки зритель»  приглашает…
Федора Михайловича Достоевского:

«Человек – есть тайна. Её надо разгадать. Я всю жизнь занимался только этим. Мой «Игрок» передаёт именно эту тайну человеческой души главного героя. Что он? Кто он? Что им движет? Что творится в тайниках его сердца? Это тайна. Попытайтесь разгадать и решить эту труднейшую задачу, возможно, Вам это и удастся…».  И помните, что только добро и красота спасут этот мир!

Ну и, конечно же, Уильяма Шекспира…

Быть или не быть? — вот в чём вопрос.
Конечно – быть! Ответят многие из вас
И будут правы. Коль скоро жизнь летит, как миг беспечный
Внушая нам терпеть невзгоды наши,
То воспоём мы славу жизни вечной – весёлой, чудной,
радостною песней.
Офелия в молитвах нас помянет
Корделия – теплом нас одарит
И добрый Лир пожалует богатством.
Прошу вас, воспевайте жизнь!
Берите от неё её красоты,
Как некогда Джульетта и Ромео внесли в глухую мглу
свою любовь.
Любите жизнь, сопротивляйтесь мраку,
Несите благородство на устах и зло — отступит…
С праздником Нового года и Рождеством, всех сэров,
пэров, мистеров, господ, леди и всех…»

Литература

Асмолов А.Г. «Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека». Академия, Смысл 2007.
И.Т. Касавин «Энциклопедия эпистемологии и философии науки». . 2009. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». С.Ю. Гловин Словарь практического психолога1998. Академик.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Онлайн словарь Р.Ф.Академик, 2000-2018
Валерьев «Писатели и классики поздравляют с Новым Годом и Рождеством»

лженаука. Опубликован полный отчет в журнале Science: minskblog — LiveJournal

Просматривая в интернете статьи психологов и особенно психологинь, часто ловил себя на мысли, что читаю полную ахинею, не имеющую ничего общего с реальностью. Иногда складывается впечатление, что заявления экстрасенсов и астрологов звучат логичнее и реалистичнее, чем заявления некоторых психологов. Теперь официально доказано, что реальность еще печальнее

Любая наука, созданная человеком, строится на экспериментах, исследованиях и поисках закономерностей. Чем точнее исследования и очевиднее закономерности, тем больше доверия к самой науке. Для того, чтобы исследование какого-либо ученого было признано научным, оно должно иметь низкий коэффициент вариаций — то есть другие ученые в большинстве случаев должны иметь возможность в точности воспроизвести его, соблюдая те же самые условия:

Для точных наук, таких как физика и химия, коэффициент вариаций обычно не превышает 1%, то есть 99% экспериментов дают одинаковые результаты:

Когда коэффициент вариаций превышает 33,3%, то есть эксперимент удается воспроизвести только в 66,7% случаев, он считается неточным, то есть ненаучным. При коэффициенте вариаций в 50% и выше говорят уже о случайности, тех самых 50 на 50 — или повезет или нет. В астрологии, например, эта цифра составляет около 55%, именно поэтому она считается лженаукой или верованием:

В 2015 году группа психологов из Центра Открытой Науки в штате Виргиния опубликовала отчет в авторитетном журнале Science, из которого становится видно, что коэффициент вариаций психологических исследований превышает 64%, это значит, что воспроизвести удалось только 36 экспериментов из 100:

Эта цифра на 14% ниже, чем обычная случайность, определенная методом научного тыка, и на 10% ниже, чем точность астрологических прогнозов. Все это говорит о том, что психология (не путать с психиатрией) — есть не более чем система лженаучных верований, не имеющих к реальности никакого отношения. Так что когда в следующий раз почувствуете депрессию или необходимость выговорится, лучше выбирайте астролога или гадалку, шанс, что они решат вашу проблему на 10% выше

Расскажите как вы относитесь к психологии и психологам? Ходили к ним когда-нибудь на прием? Помогало?

Еще немного ликбеза:

01. Гильотина, гаррота и человеческие зоопарки или чем отличились европейцы в XX веке
02. Устройство государства. Зри в корень
03. Чем бандит отличается от политика?
04. Чем террорист отличается от оппозиционера?
05. Дискриминация мужчин. Только факты
06. Почему государство разрушает семью?
07. Планируемое устаревание или лампочка, которая светит 100 лет
08. Оружие. Запрещать или разрешать? 18+
09. Плохая власть
10. Суть демократии или чем человек отличается от барашка?
11. Почему скрепы не работают или чем мы отличаемся от загнивающего Запада?
12. Величайшие мифы XXI века. Педофилия и терроризм
13. Политические убеждения
14. О пьянстве за рулем. Почему законы не действуют?
15. Почему Россия никак не догонит Запад

Подписаться на обновления

Психология как точная наука — Владимир Дараган — LiveJournal

Чем только люди не занимаются!
Хотя, это меня давно не удивляет.
Меня удивляет, что они при этом зарплату получают.

Психолог был суров и конкретен.
Для острастки он показал нам мозг, разделенный на части ножом патологоанатома.
– Левая половина – это способность складывать из букв слова и понимать цифры.
– Правая половина – это способность узнавать предметы и мыслить образами.
– Передняя часть – это мышление
– Задняя часть – это эмоции.

Все пощупали свои головы.
– Даже если у вас мозги целые, – сказал психолог, – это не означает, что они работают.
В комнате стало тихо.
– Компьютер проанализировал все ваши рабочие письма и тексты. Теперь нам ясно, что у вас в головах.
– А у меня секретов ни от кого нет! – сказала китаянка. – Я математик, у меня двое детей, какие тут секреты?
– Тем не менее! – загадочно сказал психолог и раздал нам листы бумаги.

На первом моем листочке был изображен цветной круг с загадочными линиями. Сверху сверкала надпись: «Сейчас пришло время, узнать про тебя!»
– Вопросы есть? – спросил психолог.
– Да, – сказали мы хором.
– Тогда смотрите следующую страницу, там все написано.
Зашелестело.

Следующая страница расставила все на места. Я выяснил, что правая половина мозга у меня недоразвита. Зато левой части (передней и задней) мог бы позавидовать сам Эйнштейн. Страница извещала что:
1. Я могу читать и писать. И то и другое получается неплохо, если не сравнивать с классиками.
2. Цифры меня не пугают, а доставляют удовольствие, сравнимое с сексуальным.
3. Могу решить любую задачу, если она правильно сформулирована. Особенно хорошо у меня получается решение неразрешимого.
4. Способен все разложить по полочкам и не забыть, где что лежит.
5. Могу работать в науке, экономике, инженерии, программировании, медицине, криминалистике. И даже зубным врачом. Но особенно мне подойдет быть банкиром!
6. Сам себя спрашиваю не «почему», а «как это сделать». Не факт, что сделаю, но вопросы появляются.
7. Избегаю пустословия и обсуждения абстрактных проблем. Не охаю при виде женских тел и кровавых закатов.

– Все так? – спросил меня психолог.
– А как вы угадали? – ответил я вопросом на вопрос.
– Сейчас психология – точная наука!
– Офигеть! – восхитился я. – Мне про банкира особенно понравилось! Я прямщас готов!

– А теперь о главном! – сказал психолог, когда все немного пришли в себя. – Как с вами надо общаться.
Он раздал еще по пачке листов. Из них я выяснил, что:
– Картинки меня не убеждают.
– Туманные намеки вызывают зубовный скрежет.
– Мне нужны проверенные числа, статистически достоверные эксперименты, оригинальные документы.
– Если собеседник не хочет быть покусанным, то со мной не надо говорить о волшебной гомеопатии, паранормальных явлениях в соседней квартире, тайных кознях мирового правительства, теории всего на свете и о способах заработать миллион, не вставая с дивана.

– Учти, – шепнул я ДФ. – Меня только числа убеждают.
– А меня наоборот – картинки. Так наука сказала. А ты слабак! Числа – это несколько байтов. А картинки – мегабайты! Меня не так-то просто и дешево убедить!

– А теперь – домашнее задание! – сказал психолог, выключая проектор. – Подумайте обо всем, что я сказал.
Вот я сижу и думаю. Домашнее задание выполняю.

90000 Science of Psychology 90001 90002 90003 The science of psychology benefits society and enhances our lives. Psychologists examine the relationships between brain function and behavior, and the environment and behavior, applying what they learn to illuminate our understanding and improve the world around us.90004 90005 The Go-To Science 90006 90003 Curiosity is part of human nature. One of the first questions children learn to ask is «why?» As adults, we continue to wonder. Using empirical methods, psychologists apply that universal curiosity to collect and interpret research data to better understand and solve some of society’s most challenging problems. 90004 90003 It’s difficult, if not impossible, to think of a facet of life where psychology is not involved.Psychologists employ the scientific method — stating the question, offering a theory and then constructing rigorous laboratory or field experiments to test the hypothesis. Psychologists apply the understanding gleaned through research to create evidence-based strategies that solve problems and improve lives. 90004 90003 The result is that psychological science unveils new and better ways for people to exist and thrive in a complex world. 90004 90005 Psychologists in Action 90006 90015 90003 Helping Businesses 90004 90018 90003 Improving Lives 90004 90021 90003 Promoting Health 90004 90024 90003 Helping Organizations 90004 90027 90003 Working in Schools 90004 .90000 Is Psychology a Science? | Novelguide 90001 90002 90003 90004 In order to answer this question it is important to understand the definitions of both psychology and science. The word ‘psychology’ comes from the Greek ‘psyche’ (or soul) and ‘logos’ (or study), which came to be known as the ‘study of the soul’. The American Heritage Dictionary defines psychology as: 1. the science dealing with the mind and with mental and emotional processes 2. the science of human and animal behavior.In its pure definition the dictionary has provided us with a clue to the answer, it describes science as: 1. systematized knowledge derived from observation, study, etc. 2. a branch of knowledge, esp. one that systematizes facts, principles, and methods 3. skill or technique In order to prove this claim we have to look at whether or not psychology can fill this definition above. Scientific study is a valid way of coming to an understanding of life, and can be very useful in every area of ​​life.Science develops theories based on what is observed. It examines each theory with rigorous and scrupulous tests to see if it describes reality. The scientific method works well in observing and recording physical data and in reaching conclusions which either confirm or nullify a theory. During the mid-19th century, scholars (although at that time probably termed philosophers) wanted to study human nature with the aim of applying the scientific method to observe, record, and treat human behavior that was deemed as unnatural.They believed that if people could be studied in a scientific manner, there would be a greater accuracy in understanding present behavior, in predicting future behavior, and, most controversially, in altering behavior through scientific intervention. There are many areas of psychology, each attempting to explain behavior from slightly different perspectives; Social psychology is concerned with the effects of social situations on human behavior. Personality theorists study individual behavior.Comparative psychologists study animal behaviors across the range of species Physiological psychologists are concerned with the biological basis of behavior. Developmental psychologists study principles and processes responsible for change throughout life. Cognitive psychologists investigate memory, thought, problem solving, and the psychological aspects of learning. Analysis of behavior studies the conditions under which a behavior can be learned and the situations that cause that behavior to occur.Learning is an area of ​​psychology exploring how new behaviors are learned and maintained. Clinical psychologists study ways to help individuals and groups of individuals change their behavior. Industrial and organizational psychologists are concerned with the physical and social aspects of people’s work environments as they affect work output. Community psychologists use scientific methods to study and solve social problems. As Western describes, the psychological paradigm is a collection of assumptions used to make sense of a subject area or experience, this can be applied to psychology itself.Psychology lacks one unified paradigm but has four perspectives that search for its understanding; The pyschodynamic perspective believes that behavior is a result of unconscious processes, personal motivation and early childhood experiences. It’s most famous advocate was Sigmund Freud. Its method of data collection rely heavily on interpreting discussion, dreams and fantasies, actions, case studies and a limited amount of experimentation. The behaviorist perspective believes that behavior is learned and selected by environmental consequences.Its method of data collection relies heavily on experimentation conducted in the scientific laboratory where the factors studied can be controlled; or it may take place in a real life setting where more natural behavior is studied and far more variables exist. The cognitive perspective believes that behavior is a result of information processing, storage in the brain, transformation and the retrieval of information. The methods of data collection used are again experimentation but with much use of computer modeling.The evolutionary perspective believes that psychological processes echo the evolutionary processes of natural selection. Its method of data collection includes the deduction of explanations for behavior, and comparisons between species and cultures. It also involves a limited amount of experimentation. Of these four perspectives all lend common similarities to the traditional sciences. All have elements of controlled experimentation, as does physics or chemistry. Cognitive perspectives use computer modeling, as does mathematics.There are similarities, but there are also differences to any other sciences, such as the study of dreams and fantasies. The methods of experimentation and research in psychology is completed on a scientific basis. Psychological experimental research would involve the manipulation of a situation to examine the way in which the subjects of an experiment react, in order to observe cause and effect. The experimenter manipulates independent variables and the subjects responses would prove the dependant variables.By measuring the subjects responses, the experimenter can tell if the manipulation has had an effect. Psychological hypotheses are sought to operationalise — to turn an abstract concept into a concrete argument. This process is scientific in its element. The hypothesis is framed, variables are operationalised separately, a standard procedure is developed that is maintained throughout the experiment, subjects are scientifically selected, results are tested and conclusions drawn. Control groups are often used, similar in essence to control chemicals used in chemistry.These control groups are not exposed to the manipulation but instead to neutral conditions, providing a standards to compare results. In some cases researchers carry out blind studies where subjects are kept unaware of the aspects of the study. Double blind studies have been used in the past where the researchers are kept blind too. A scientific subject knows its own limitations. Psychology attempts to study complex phenomena in laboratory and field situations where validity is called into question.Results contrast with differing personal understandings of researchers which will always differ to some extent. In a physical science a variance of error may be intolerable above 2%, in psychology 50% may be an acceptable level. Every psychological experiment and theory is evaluated with the same level of criticality as that of the traditional sciences. Questions are asked over the theoretical framework, the results validity and its relationship with the hypothesis, the quality and range of sample and if it is representative, the conclusions that can be drawn form the data and broader conclusions that may be apparent.Finally the studies are questioned on their meanings and ethics to operationalise the original hypothesis. Psychology has adopted the scientific mode. However, from a strictly scientific point of view, it has not been able to meet the requirements of true science. In attempting to evaluate the status of psychology as a scientific study, the American Psychological Association appointed Sigmund Koch to conduct a study, employing over eighty noted scholars in assessing the facts, hypotheses, and methods of psychology.In 1983, the results were published in a series entitled ‘Psychology: A Study of Science’. Koch describes what he believes to be the delusion in thinking of psychology as a science: The truth is that psychological statements which describe human behavior or which report results from tested research can be scientific. However, when there is a move from describing human behavior to explaining it there is also a move from science to opinion. Here it is important to make the distinction between psychology and psychiatry.Academic psychology is a scientific project, initiated by Wilhelm Wundt at the University of Leipzig at around 1885. His work was the study of the average adult human mind, and the scientific method used was introspection. His approaches have long since been abandoned, as have many of his ideals, but not the basic idea of ​​understanding and describing human functioning within a scientific context. Psychotherapy, on the other hand, is no more a science than that of civil engineering. Ideally, scientifically investigated therapeutic techniques and methods are used together with ethical and philosophical principles in order to achieve a desired outcome.Psychotherapy, then, is a mixture of a craft and an art and may not be called a science. Psychology breeds many conflicting explanations of man and his behavior. Psychologist Roger Mills, in his 1980 article, «Psychology Goes Insane, Botches Role as Science, «says: «The field of psychiatry today is literally a mess. There are as many techniques, methods and theories around as there are researchers and therapists. I have personally seen therapists convince their clients that all of their problems come from their mothers, the stars, their biochemical make-up, their diet, their lifestyle and even the «karma» from their past lives.» These opinions are describing psychotherapy and not psychology in its core. Remembering that psychology is the scientific study of the behavior of humans and animals, we should look at their methods of study. As we have seen, psychologists use scientific methods in an attempt to understand and predict behavior, to develop procedures for changing behavior, and to evaluate treatment strategies. Mitchell and Jolley discuss the question of whether psychology is a science in the first chapter of their text ‘Research Design Explained’ (3rd Edition).Their conclusions support the claim that psychology is a science. They discuss the facts that psychology produces objective evidence that can be replicated (replicated with the same success as physics and chemistry experiments). That it unearths observable, objective evidence that either supports or refutes existing beliefs and creates new knowledge. And that psychology is open-minded about claims, even those that go against common sense and sceptical about ideas that, even though they make sense, have not been supported by any research evidence.If we can define a science using subjective methods then Psychology is definitely a science. Psychology represents an empirical science, its methods demanding empirical testing of hypotheses. Many empirical results of psychology are subject to personal interpretation and intense dispute. This can be seen as a function of the phenomena that is psychology. But the key to resolving these disputes is to turn back to the empirical methods and pit alternative interpretations against each other. References The American Heritage Dictionary, 1996. Western, Psychology — Mind, Brain and Culture, 1997. Sigmund Koch, ‘Psychology: A Study of Science’, 1983 article Roger Mills, ‘Psychology Goes Insane, Botches Role as Science’, 1980 article Mitchell and Jolley, ‘Research Design Explained’ (3rd Edition), 1995 90005 90002 90003 .90000 Psychology 90001 90002 Psychology is both an academic and applied discipline involving the scientific study of mental processes and behavior. 90003 90002 Psychologists study such phenomena as perception, cognition, emotion, personality, behavior, and interpersonal relationships. 90003 90002 Psychology also refers to the application of such knowledge to various spheres of human activity, including issues related to daily life-e.g. family, education, and work-and the treatment of mental health problems.90003 90002 Psychology is one of the behavioral sciences — a broad field that spans the social and natural sciences. 90003 90002 Psychology attempts to understand the role human behavior plays in social dynamics while incorporating physiological and neurological processes into its conceptions of mental functioning. 90003 90002 Psychology includes many sub-fields of study and application concerned with such areas as human development, sports, health, industry, law, and spirituality. 90003 90002 Psychology describes and attempts to explain consciousness, behavior, and social interaction.90003 90002 Empirical psychology is primarily devoted to describing human experience and behavior as it actually occurs. 90003 90002 Since the 1980s, psychology has begun to examine the relationship between consciousness and the brain or nervous system. 90003 90002 It is still not clear how these interact: does consciousness determine brain states or do brain states determine consciousness — or are both going on in various ways? 90003 90002 There are several branches of psychology. 90003 90002 Comparative psychology refers to the study of the behavior and mental life of animals other than human beings.90003 90002 It is related to disciplines outside of psychology that study animal behavior, such as ethology. 90003 90002 Although the field of psychology is primarily concerned with humans, the behavior and mental processes of animals is also an important part of psychological research, either as a subject in its own right (eg, animal cognition and ethology), or with strong emphasis about evolutionary links, and somewhat more controversially, as a way of gaining an insight into human psychology by means of comparison or via animal models of emotional and behavior systems as seen in neuroscience of psychology.90003 90002 Personality psychology studies enduring psychological patterns of behavior, thought and emotion, commonly called an individual’s personality. 90003 90002 Mainly focusing on the development of the human mind through the life span, developmental psychology seeks to understand how people come to perceive, understand, and act within the world and how these processes change as they age. 90003 90002 This may focus on intellectual, cognitive, neural, social, or moral development. 90003 90002 Quantitative psychology involves the application of mathematical and statistical modeling in psychological research, and the development of statistical methods for analyzing and explaining behavioral data.90003 90002 Psychometrics is the field of psychology concerned with the theory and technique of psychological measurement, which includes the measurement of knowledge, abilities, attitudes, and personality traits. 90003 .90000 psychology | Definition, History, Fields, Methods, & Facts 90001 90002 90003 Psychology 90004, scientific discipline that studies mental states and processes and behaviour in humans and other animals. 90005 William James 90006 Courtesy of the Harvard University News Service 90007 90002 Britannica Quiz 90005 90002 Introduction to Psychology Quiz 90005 90002 What movement in psychology rejected behaviourism and psychoanalysis as being too deterministic and instead advocated treating the person as a free individual able to direct their own behaviour? 90005 90002 The discipline of psychology is broadly divisible into two parts: a large profession of practitioners and a smaller but growing science of mind, brain, and social behaviour.The two have distinctive goals, training, and practices, but some psychologists integrate the two. 90005 90016 Early history 90017 90002 In Western culture, contributors to the development of psychology came from many areas, beginning with philosophers such as Plato and Aristotle. Hippocrates philosophized about basic human temperaments (e.g., choleric, sanguine, melancholic) and their associated traits. Informed by the biology of his time, he speculated that physical qualities, such as yellow bile or too much blood, might underlie differences in temperament (90019 see also 90020 humour).Aristotle postulated the brain to be the seat of the rational human mind, and in the 17th century René Descartes argued that the mind gives people the capacities for thought and consciousness: the mind «decides» and the body carries out the decision-a dualistic mind -body split that modern psychological science is still working to overcome. Two figures who helped to found psychology as a formal discipline and science in the 19th century were Wilhelm Wundt in Germany and William James in the United States.James’s 90019 The Principles of Psychology 90020 (1890) defined psychology as the science of mental life and provided insightful discussions of topics and challenges that anticipated much of the field’s research agenda a century later. 90005 90002 During the first half of the 20th century, however, behaviourism dominated most of American academic psychology. In 1913 John B. Watson, one of the influential founders of behaviourism, urged reliance on only objectively measurable actions and conditions, effectively removing the study of consciousness from psychology.He argued that psychology as a science must deal exclusively with directly observable behaviour in lower animals as well as humans, emphasized the importance of rewarding only desired behaviours in child rearing, and drew on principles of learning through classical conditioning (based on studies with dogs by the Russian physiologist Ivan Pavlov and thus known as Pavlovian conditioning). In the United States most university psychology departments became devoted to turning psychology away from philosophy and into a rigorous empirical science.90005 90003 Ivan Petrovich Pavlov 90004 Ivan Petrovich Pavlov. 90006 Mansell Collection 90007 Get exclusive access to content from our тисяча сімсот шістьдесят вісім First Edition with your subscription. Subscribe today 90016 Behaviourism 90017 90002 Beginning in the 1930s, behaviourism flourished in the United States, with B.F. Skinner leading the way in demonstrating the power of operant conditioning through reinforcement. Behaviourists in university settings conducted experiments on the conditions controlling learning and «shaping» behaviour through reinforcement, usually working with laboratory animals such as rats and pigeons.Skinner and his followers explicitly excluded mental life, viewing the human mind as an impenetrable «black box,» open only to conjecture and speculative fictions. Their work showed that social behaviour is readily influenced by manipulating specific contingencies and by changing the consequences or reinforcement (rewards) to which behaviour leads in different situations. Changes in those consequences can modify behaviour in predictable stimulus-response (S-R) patterns. Likewise, a wide range of emotions, both positive and negative, may be acquired through processes of conditioning and can be modified by applying the same principles.90005 90016 Freud and his followers 90017 90002 Concurrently, in a curious juxtaposition, the psychoanalytic theories and therapeutic practices developed by the Vienna-trained physician Sigmund Freud and his many disciples-beginning early in the 20th century and enduring for many decades-were undermining the traditional view of human nature as essentially rational. Freudian theory made reason secondary: for Freud, the unconscious and its often socially unacceptable irrational motives and desires, particularly the sexual and aggressive, were the driving force underlying much of human behaviour and mental illness.Making the unconscious conscious became the therapeutic goal of clinicians working within this framework. 90005 Sigmund Freud. 90006 SuperStock 90007 90002 Freud proposed that much of what humans feel, think, and do is outside awareness, self-defensive in its motivations, and unconsciously determined. Much of it also reflects conflicts grounded in early childhood that play out in complex patterns of seemingly paradoxical behaviours and symptoms. His followers, the ego psychologists, emphasized the importance of the higher-order functions and cognitive processes (e.g., competence motivation, self-regulatory abilities) as well as the individual’s psychological defense mechanisms. They also shifted their focus to the roles of interpersonal relations and of secure attachment in mental health and adaptive functioning, and they pioneered the analysis of these processes in the clinical setting. 90005 90016 After World War II and Sputnik 90017 90002 After World War II, American psychology, particularly clinical psychology, grew into a substantial field in its own right, partly in response to the needs of returning veterans.The growth of psychology as a science was stimulated further by the launching of Sputnik in 1957 and the opening of the Russian-American space race to the Moon. As part of this race, the U.S. government fueled the growth of science. For the first time, massive federal funding became available, both to support behavioral research and to enable graduate training. Psychology became both a thriving profession of practitioners and a scientific discipline that investigated all aspects of human social behaviour, child development, and individual differences, as well as the areas of animal psychology, sensation, perception, memory, and learning.90005 90002 Training in clinical psychology was heavily influenced by Freudian psychology and its offshoots. But some clinical researchers, working with both normal and disturbed populations, began to develop and apply methods focusing on the learning conditions that influence and control social behaviour. This behaviour therapy movement analyzed problematic behaviours (e.g., aggressiveness, bizarre speech patterns, smoking, fear responses) in terms of the observable events and conditions that seemed to influence the person’s problematic behaviour.Behavioral approaches led to innovations for therapy by working to modify problematic behaviour not through insight, awareness, or the uncovering of unconscious motivations but by addressing the behaviour itself. Behaviourists attempted to modify the maladaptive behaviour directly, examining the conditions controlling the individual’s current problems, not their possible historical roots. They also intended to show that such efforts could be successful without the symptom substitution that Freudian theory predicted.Freudians believed that removing the troubling behaviour directly would be followed by new and worse problems. Behaviour therapists showed that this was not necessarily the case. 90005 90002 To begin exploring the role of genetics in personality and social development, psychologists compared the similarity in personality shown by people who share the same genes or the same environment. Twin studies compared monozygotic (identical) as opposed to dizygotic (fraternal) twins, raised either in the same or in different environments.Overall, these studies demonstrated the important role of heredity in a wide range of human characteristics and traits, such as those of the introvert and extravert, and indicated that the biological-genetic influence was far greater than early behaviourism had assumed. At the same time, it also became clear that how such dispositions are expressed in behaviour depends importantly on interactions with the environment in the course of development, beginning in utero. 90005 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *