Психология это определения разных авторов: ПСИХОЛОГИЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ: определение — Психология.НЭС – Психология — Википедия

ПСИХОЛОГИЯ это что такое ПСИХОЛОГИЯ: определение — Социология.НЭС

ПСИХОЛОГИЯ

англ. psychology; нем. Psychologie. 1. Наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, псих, процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных. 2. Совокупность псих, процессов, обусловливающих к.-л. род деятельности. 3. Особенности характера, душевный склад.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — 1. Наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики, о психич. процессах и свойствах, являющихся компонентами деятельности и общения людей, поведения животных. 2. Совокупность психич. процессов, обусловливающих к.-л. род деятельности. 3. Особенности характера, душевный склад.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЯ

psychology) — научное изучение поведения и людей, и животных (см. также Этология) с точки зрения проявления умственной деятельности, включая интроспекцию. Как отдельная дисциплина она существует только с конца 19-го столетия, но за это время возникло несколько влиятельных школ мысли: психоанализ, бихевиоризм, движение умственного тестирования и гуманистическое движение. Различия между ними опираются на идеологические, теоретические и методологические пристрастия. Но главное направление психологии более однородно и профессионализи-рованно, чем в социологии, поскольку имеется относительно высокая степень согласия о значении экспериментальных и статистических методов, отражающих различные аспекты. Однако в дисциплине, которая стоит между техническими и социальными науками и которая относится ко многим другим дисциплинам, признается пригодность различных подходов и методов. Основные ее темы — сравнительная психология (сравнения поведения человека и животного), психология развития, когнитивная психология (в том числе первостепенный интерес к восприятию, памяти, языку и решению задач), аномальная психология и социальная психология. Существует и множество специальных прикладных психологии (например, клиническая, образовательная, индустриальная). Разнообразны ее пересечения с социологией, особенно с социальной психологией, которая существует как подраздел обеих дисциплин, и с теми областями, где в центре внимания находятся «ценности» акторов и «естественно встречающиеся ситуации». См. также Психотерапия; Психиатрия. В последние годы в психологии произошла когнитивная революция благодаря развитию компьютеров, осмыслению мозга в качестве системы обработки информации и признанию неадекватности бихевиоризма как парадигмы. Эти достижения можно назвать когнитивной наукой, термином, который является одновременно и более широким, и более узким, чем психология, вбирая различные подходы к изучению человеческого разума, в том числе нейропсихологию, когнитивную психологию, интеллект, эпистемологию и лингвистику.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый социологический словарь

Психология

от греч. psyche – дыхание, душа и logos – наука) – наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

Психологические теории оказали заметное влияние на практику социальной работы. В результате специалисты стали лучше понимать себя и своих клиентов. В настоящее время психология является обязательной составляющей учебных программ в сфере социальной работы. Социальная психология, бихевиоризм, интерактивные подхо

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии. Психология

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии

1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает практически каждый человек, обладающий ощущениями, речью, эмоциями, образами памяти, мышления и воображения и т. д.

Термин «психология» впервые появился в научном мире в XVI в. Слово «психология» происходит от греческих слов: «syhe» – «душа» и «logos» – «наука». Таким образом, дословно психология – это наука о душе.

Уже позднее в XVII—XIX вв., психология значительно расширила сферу своих исследований и стала изучать деятельность человека, бессознательные процессы, сохранив при этом прежнее название. Рассмотрим подробнее, что же является предметом изучения современной психологии.

Психика включает в себя многие явления. С помощью одних происходит познание окружающей действительности – это познавательные процессы, которые состоят из ощущения и восприятия, внимания и памяти, мышления, воображения и речи.

Другие психические явления необходимы для того чтобы управлять поступками и действиями человека, регулировать процесс общения, – это психические состояния (особая характеристика психической деятельности за некоторый отрезок времени) и психические свойства (наиболее устойчивые и значимые психические качества человека, его особенности).

Современная психология – это достаточно разветвленный комплекс наук, который продолжает развиваться очень быстрыми темпами (каждые 4 – 5 лет возникает новое направление).

Тем не менее можно выделить фундаментальные отрасли психологической науки и специальные.

Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей.

Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в какой-либо узкой отрасли деятельности.

Обратимся к классификации, представленной Р. С. Немовым (1995).

Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний.

2. Психология личности.

3. Психология индивидуальных различий.

4. Возрастная психология.

5. Социальная психология.

6. Зоопсихология.

7. Психофизиология.

Некоторые специальные отрасли психологических исследований

1. Педагогическая психология.

2. Медицинская психология.

3. Военная психология.

4. Юридическая психология.

5. Космическая психология.

6. Инженерная психология.

7. Экономическая психология.

8. Психология управления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)

Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественноотличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течении столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считали предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологии. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках — педагогики, медицине.

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер. Гриншпун: Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (определение у Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями по­нимаются субъективные переживания или элементы внут­реннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятель­ности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме переживания, их особая познаваемость в виде самонаблюдения, их интимно-личностная ценность традиционно толковали ее религиозными и идеалистическими учениями как показатель их порождаемостью особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на редукцию психологии к естествознанию и изучению материального субстрата психики.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Гальперин П.Я. – Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, части­цы которой — круглые, гладкие и чрезвычайно активные — проникали между более крупными и менее подвижными ато­мами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «ду­шевные движения».

Критика: Принципиальный недостаток этого примитивного ма­териалистического представления о душе заключался в том, что душа признавалась особой причиной — первопричиной этих движений. А это значило: все воздействия на тело были для души лишь поводами, на которые она могла отвечать «как хотела». А почему она хотела так или иначе, это зави­село только от нее самой, от ее «природы» и далее не подле­жало объяснению.

Явления сознания как предмет психологии. Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, нахо­дим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душев­ную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д., которые каждый знает по личному опы­ту и которые, как факты этого внутреннего опыта, суть не­что несомненное. Джон Локк, которого можно считать ос­новоположником такого понимания предмета психологии, был прав, указывая на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически дан­ное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучае­мые прочими науками. Критика: невозможность объек­тивно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания, выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т. д. Величайшей исторической заслугой «физиологической психологии» остается введение эксперимента в психологию. Но в той форме, в какой он применялся в «физиологической психологии», эксперимент опирался на ложную идею пси­хофизического параллелизма и, естественно, не мог вывес­ти психологию из оков субъективизма.

Поведение как предмет психологии. с поведением как предметом психологии повтори­лось то же, что с явлениями сознания. Несостоятельность его обнаружилась по двум линиям.

Во-первых, хотя поведение, бесспорно, есть нечто объек­тивное, однако его психологическое содержание (психоло­гическое по тем критериям, которыми тогда располагала, да и теперь располагает психология) оказалось таким же недоступным объективной регистрации, как и в явлениях сознания. С помощью киносъемки, кинограммы, электроми-ограммы, электроэнцефалограммы и т. д. можно зарегист­рировать лишь физические и физиологические изменения: движения тела и его органов, сокращение мышцы, их био­токи, биотоки мозга, сосудистые и секреторные реакции и т. п. Но движения (а тем более другие изменения организ­ма) — это еще не поведение. Конечно, они как-то свиде­тельствуют о поведении, но это свидетельство непрямое.

Во-вторых, еще одна и, пожалуй, основная несостоятель­ность бихевиоризма обнаружилась в том, что, желая изучать поведение без явлений сознания (которые будто бы радикалъно нарушают объективность исследования), представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, даже бихевиористической, есть только физиология поведения; или изу­чать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классическо­го» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение челове­ка, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между дей­ствием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, которую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стиму­лы. Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим по­нятием «привходящих (или промежуточных) переменных»

и отменяется основное положение первоначального бихе­виоризма (который теперь нередко называют наивным). Словом, в качестве нового уче­ния о предмете психологии бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содер­жание поведения и не сумел объяснить поведение без помо­щи традиционных психологических «переменных».

Развитие взглядов на психическую деятельность в советской психологии Предмет психологии и психическая деятельность — не одно и то же, но представления о них тесно связаны. Пони­мание природы и проявлений психической деятельности, получившее теоретическое и экспериментальное развитие в работах советских психологов, в решающей степени спо­собствовало формированию той концепции предмета пси­хологии, которую мы пытаемся далее изложить в настоя­щем «Введении».

Ориентировочная деятельность как содержание психики. Ориентировочная деятельность заключается в том, что субъект производит обследование ситуации, содержа­щей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональные значения ее объектов, приме­ривает и видоизменяет свои действия, намечает для них но­вый или подновленный путь; далее, в процессе исполнения, приходится активно регулировать ход действий по этим не­сколько измененным и, следовательно, несколько обновлен­ным, но условно еще не закрепленным значениям объектов.

Когда такая ситуация, значения ее отдельных объектов и действия в этой ситуации получают подкрепление и за­крепляются, наступает автоматизация поведения: ситуация узнается по характерным признакам, действия вызываются пусковыми раздражителями, а контроль за ними осуществ­ляется по «чувству» того, как выполняется динамический стереотип и насколько исполнение «согласуется» с его не­рвной моделью, с «акцептором действия». Ориентировоч­ная деятельность резко сокращается, а ее остаточная часть так меняется, что внешне процесс ориентировки как бы со­всем угасает. И действительно, по мере стереотипизации (как распознавания обстановки, так и реакций в ней) управле­ние этими действиями в той или иной мере передается на готовое устройство, каким является или воспитанный условнорефлекторный механизм, или какое-нибудь техничес­кое устройство (например, автопилот, ведущий самолет по заданному курсу).

Субъект прибегает к ориентировочной деятельности именно в тех случаях, когда в наличной ситуации отсут­ствуют условия, которые автоматически обеспечивают ус­пех поведения, когда нужно обеспечить этот успех иным путем, иногда вопреки сбивающим влияниям внешней сре­ды или прежде усвоенных привычек.

Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от усло­вий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Все такие ситуации характеризуются одним об­щим признаком, точно указанным И. П. Павловым, призна­ком новизны. Этот признак, как своеобразный раздражи­тель, вызывает рассогласование с нервной моделью прошло­го опыта, рассогласование выключает механизмы автома­тического реагирования и включает механизмы деятельно­сти по ориентировке в ситуации на основе ее психического отражения.

Ориентировочная деятельность как предмет психологии Все формы психической деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные представ­ляют собой различные формы ориентировки субъекта в про­блемных ситуациях. Эти различные формы возникают пото­му, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним зада­чи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.

Если все формы душевной жизни представляют со­бой разные формы ориентировочной деятельности, то дру­гая сторона этого положения заключается в том, что психо­логия во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторо­ну. Это значит, что неправильно было бы сказать, что пси­хология изучает мышление, чувства, воображение, волю и т. д., неправильно прежде всего потому, что психология изу­чает вовсе не все стороны (аспекты) мышления, чувства, воли и других психических функций. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.

ПСИХИКА это что такое ПСИХИКА: определение — Философия.НЭС

Психика

греч. «psuchе», изначально «бабочка», позже «душа») — тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность, производную от биологической материальной реальности.

Оцените определение:

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

ПСИХИКА

от «душевный») — способность высокоразвитых живых существ и человека взаимодействовать с окружающем средой путем переработки информации в мозгу и выработки моделей поведения для ориентации в мире. У человека психика приобретает качественно новую форму — сознание, хотя поведение человека во многом определяется неосознаваемыми психическими процессами, включая бессознательное.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

Психика

от греч. psychikos — душевный) — совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е. это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма. Элементы психики: ощущения, восприятия, память, чувства, воля, мыслительный анализ, реакция. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп. Высшая форма психической деятельности — сознание — присуща только нормально развитому человеку.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий философских терминов

Психика

гр. душа) — понятие, характеризующее внутренний мир человека и высших животных. Психика человека отличается от психики животных способностью оперировать знаковыми структурами, имеющими социальную природу. Психика определяется как одна из форм отражения, возникающего в результате специфического взаимодействия высокоорганизованных биологических систем с окружающей средой. Психика способна перестраивать ряд физиологических процессов, что ярко выражается в таких явлениях как гипноз, внушение, самовнушение. Важнейшие функции психики: — ориентировка в пространственно-временных структурах; — сохранение прошлого опыта; — конструирование нового. Психика — более широкое понятие, чем сознание. Нельзя считать, что все психические процессы у челове­ка в каждый данный момент включа­ются в сознание. Ряд психических пережива­ний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания — феномены бессознательного.

Оцените определение:

Общая психология:

  1. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

  • Ощущения;

  • Восприятия;

  • Внимание;

  • Память;

  • Воображение;

  • Мышление;

  • Речь.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ:

  • Эмоции;

  • Способности;

  • Мотивация;

  • Темперамент;

  • Характер;

  • Воля.

Специальные отрасли психологии:

  1. Генетическая психология

  2. Психофизиология (нейропсихология)

  3. Дифференциальная психология

  4. Возрастная психология

  5. Социальная психология

  6. Педагогическая психология

  7. Медицинская психология

  8. Патопсихология

  9. Юридическая психология

  10. Психодиагностика

Психотерапия.

Определение психики. Понятие психического отражения Определение психики

Психология как научная система знаний начала оформ­ляться с середины XIX в. По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неодно­кратно изменялись. Некоторые из основных этапов измене­ния представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подра­зумевались) в различных донаучных направлениях и науч­ных «школах» психологии.

• Психика — это душа, не имеющая материальных основа­ний (донаучный период развития представлений о сущно­сти психического).

• Психика — это сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаб­людения (Р. Декарт).

• Психика есть система ассоциаций (связей), формирую­щихся в сознании человека: по мере знакомства с явлени­ями и событиями в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемы­ми (представляемыми) объектами, а также их свойства­ми по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности (ассоциативная психология).

• Психика представляет собой систему ассоциативных свя­зей и отношений между структурными элементами созна­ния: существуют некоторые исходные элементы психиче­ских явлений (элементарные ощущения и переживания), на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений (структурная пси­хология В. Вундта и Э. Титченера).

• Психика есть совокупность функций, сложившихся в про­цессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие фор­мы приспособления организма к условиям внешней среды (прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса).

• Психика представляет собой систему формирующихся пу­тем научения отношений и связей между внешней стиму­ляцией и поведением (бихевиоризм).

• Психика есть особое структурно организующееся и подчи­няющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологиче­ских процессов в мозге (гештальтпсихология).

• Психика представляет собой систему процессов и меха­низмов в центральной нервной системе, которые обеспе­чивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма (когни­тивная психология) (8).

Психика – это свойство мозга отражать окружающую действительность и адаптироваться к ней.

Содержание человеческой психики – это то, что его окружает с рождения. (лекция Макаровой)

Психика – свойство высокоорганизованной материи.

Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения; правильность отражения подтверждается практикой.

2 значения слова психика – первое психика как субстанция и второе — психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определе­ние можно отобразить в виде следующей системы: (Отражаемое (весь мир) →Отражающая система (психика) → Отраженное (психические явления)

Психике как субстрат встает проблема: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т.е. то из чего она состоит? На сегодняшний день поданному вопросу однозначного ответа нет!

Психику нельзя сводить к нервной системе, поскольку она является только частью психики. (5)

Психика отражательно-регуляционный механизм приспособительногоповедения живых организмов, на основе которого осуществляется их активное взаимодействие со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, обеспечивает избирательные контакты живых организмов с действительностью в зависимости от системы их потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности; внешние признаки явлений служат сигналом их зна­чения и смысла.

Психика человека отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая его активное взаимодействие с окружающим миром на ос­нове присвоения общечеловеческого опыта. Человеческая психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир че­ловека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, по­рождаемую общественным способом его существования. Однако созна­ние не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера при­жизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания) (1).

Высокоорганизованная живая материя (Не всякая живая материя обладает этим свойством. Формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств), обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем мире; эта информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т.е. способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окруж. среды. .(2)

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ это что такое ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ: определение — Психология.НЭС

(В.Н.Мясищев)

У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., — направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера «снятой» формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер — это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней,

Положения П. о. легли в основу разработанно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *