Психология методы изучения: Урок 2. Методы психологии – Тема 1.2. Методы психологии — Учебный курс «Психология»

Содержание

Основные методы исследования в психологии

Психология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, и свои методы исследования, то есть приемы и средства, что позволяют ей получить объективную интересующую информацию, оценить состояние психических процессов человека, и при необходимости, спланировать дальнейшую психологическую коррекционную или консультативную работу.

Психологические процессы человека имеют сложную природу, требуют внимательности и терпеливости в изучении. Еще, их проявления очень разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, каждый из которых нужно учесть.

методы исследования в психологии

Каждый метод имеет свои задачи и цели, объект, предмет и ситуацию, в процессе которой и будет проходить исследование. Важная деталь – способ фиксирования результатов (видеосъемка, конспектирование).

  • Наиболее прост и доступен каждому – метод наблюдения. По времени оно может быть кратким, называется срез, и длинным, охваченным временными рамками в несколько лет – люнгитюдинальное. Наблюдение, объектом которого становятся определенные особи или отдельные показатели называется выборочным, и есть, соответственно такой вид как сплошное. Исследователь может быть членом коллектива, который исследуется, в таком случае наблюдение будет включенным.
  • Следующий метод – беседа. Главное требование – непринужденность и доверительная атмосфера. В процессе общения психотерапевт получает интересуемые сведения о жизни, деятельности и взглядах испытуемого. В беседе вопросы, ответы и рассуждения исходят от обеих сторон. Разновидности беседы – интервью и анкетирование, здесь, в отличии от простой беседы структура такова: вопрос – ответ.
  • Эксперимент — требует создания определенной ситуации и условий. Его цель – выявить или опровергнуть психологический факт. Может проводиться в естественных для испытуемых условиях, человек не должен знать о том, что он является участником эксперимента. Некоторые предпочитают лабораторный, тогда вспомогательными средствами будут: аппаратура, инструктаж, подготовленное пространство. В этом случае человек понимает цель своего пребывания в созданной «лаборатории», но смысл эксперимента должен оставаться неизвестным.
  • Тестирование – популярный и оправдывающий себя метод. Для диагностики используются методики и тесты, целью которых является выявление состояния конкретных показателей (памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) и свойств личности. Они имеют задание, которые испытуемый выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы. Для этого метода следует подбирать тесты, которые апробированы и признаны в научном мире, как говорится «классика». Очень популярны тесты на оценку уровня интеллекта и всевозможных личностных аспектов.
  • Исследование продуктов деятельности – пожалуй, наиболее быстр и достаточно информативен метод, особенно в работе с детьми. Держа в руках поделки, рисунки, рабочие тетради, дневники, можно выяснить уровень развития человека, его жизненные предпочтения, особенности характера и другие важные характеристики.
  • Психологическое моделирование – не такой простой, да и не сто процентный метод. Помогает сконструировать привычные модели поведения человека.
  • Биографический метод – предполагает составление жизненного пути испытуемого и отметку на нем факторов, что повлияли на формирование его личности, кризисные моменты и важные изменения, особенности его поведенческих реакций в разные периоды. Составляют график жизни, по которому можно спрогнозировать будущее человека, а также выяснить какие периоды жизни стали формирующими или наоборот, деструктивными, для формирования тех или иных критериев.

Психологическая наука далеко шагнула, используя свои методы исследование, они точны и действенны, доступны каждому психологу.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов. Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств. Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.
Сбор эмпирических данных

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Практическая психология

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.
Сказкотерапия

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Появляются новые методы практической психологии

Видео

Методы исследования в психологии: основные понятия и схемы

Психология — многогранная наука, которая изучает человеческую психику, ее проявления, изменения.

Задачи психологической науки:

  • изучение, выявление психических явлений;
  • определение механизмов психических явлений;
  • помощь людям путем внедрения в их жизнь психологических учений;
  • анализ развития психических явлений.

Главные принципы

Методология в психологии — наука об инструментах получения новых данных, которые могут применяться только при соблюдении ряда требований:

Фото 1653

  1. Надежность — тесты должны обеспечивать надежные результаты. Качественные методы позволяют получить один и то же результат после многократного проведения теста.
  2. Валидность — тест должен быть адекватным.
  3. Объективность — метод должен объединять внутренние и внешние проявления психики.

Принципы проведения исследований:

  1. Основной принцип изучения психических явлений — детерминизм, который выдвинул Рубинштейн. Психическое явление возникает в результате воздействия внешних факторов. Внешние проявления сталкиваются с внутренними установками человека, в результате чего изменяются, проявляются по-другому.
  2. Психика начинает формироваться, развиваться только во время человеческой деятельности.
  3. Для получения достоверной информации необходимо изучить психические феномены, которые участвуют в развитии человека.

При изучении применяется системно-структурный подход. Субъект нужно исследовать не как набор отдельных характеристик, а как целостное образование.

Классификация

С развитием науки появлялись новые способы исследований. Это потребовало создания классификации методик. Первое развернутое, многоплановое разделение ввел Ананьев Б.Г. Он выделил методики в отдельные группы, последовательность которых соответствует этапам проведения исследований:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • коррекционные;
  • способы обработки, анализа полученных данных.

Каждая из групп включает несколько отдельных методов, которые тесно связаны между друг другом. Получаемая информация складывается в единую картину. Данные анализируются, полученные результаты становятся основой для создания новых теорий, учений.

Организационные

Группа организационных методов включает ряд практических способов исследования:

  1. Метод поперечных срезов. Набирается группа добровольцев, которые сравниваются по отдельным показателям.
  2. Сравнительно-генетический метод. Сравниваются психологические показатели разных видовых групп.
  3. Комплексная методология. Собираются ученые, представляющие разные науки. Они изучают субъект, чтобы получить интересующую информацию.
  4. Лонгитюдный метод — над одним испытуемым длительное время проводятся эксперименты.

Эмпирические

Группа эмпирических методов включает несколько практических техник:

Фото1677

  • самонаблюдение, наблюдение;
  • эксперименты — формирующие, естественные, лабораторные;
  • психодиагностические — к ним относятся тесты, беседы, опросы, интервью, анкетирование;
  • биографические;
  • анализ результатов деятельности.

Наблюдение — самый старый способ получения информации о других людях. Чаще эта методика получения данных проводится без вмешательства в жизнь наблюдаемого. Виды наблюдения:

  • лабораторное;
  • полевое;
  • включенное;
  • опосредованное;
  • невключенное;
  • непосредственное;
  • косвенное;
  • прямое;
  • выборочное;
  • сплошное;
  • несистематическое;
  • систематическое.

Факторы, которые нужно учитывать при наблюдении за субъектом:

  1. Эмоциональное состояние наблюдателя. Если он испытывает какие-либо чувства, эмоции, данные будут искажаться.
  2. Наличие связи между наблюдателем и объектом.
  3. Физическое состояние наблюдателя.

Правила наблюдения:

  • фиксация информации выполняется с помощью видеокамеры, фотоаппарата или ручки с блокнотом;
  • наблюдатель не должен влиять на процесс исследования;
  • нужно регистрировать только информацию, входящую в рамки проводимого наблюдения.
    Наблюдать может разговаривать с наблюдаемым, если он не знает о наблюдении.

Самонаблюдение — способ наблюдения за собственными эмоциями, изменением состояния. Этот метод позволяет фиксировать возникающие реакции, но не объясняет причины их появления. Из-за этого он не может считаться самостоятельным в рамках познания проявлений психики.

Чтобы самонаблюдение было результативным, нужно выполнять определенные действия:

  • записывать все данные в дневник или тетрадь;
  • интересоваться у окружающих о своем поведении, чтобы сопоставлять полученные данные с собственными наблюдениями;
  • повысить собственную самооценку, чтобы записи не были слишком драматичными;
  • регулярно посещать психологические тренинги, которые направлены на личностное развитие.

Психологический эксперимент — практическая методика получения интересующей информации.

Для этого исследователи вмешиваются в жизнь испытуемого, могут воздействовать на него различными способами.

Виды экспериментов:

  1. Естественный — условия вокруг испытуемого не изменяются. Исследователи могут не сообщать о проводимом эксперименте, чтобы получить достоверные данные.
  2. Лабораторный — ученые создают определенные условия, чтобы воздействовать на подопытного. При этом используется лабораторное оборудование.
  3. Пилотажный — микро-эксперимент, который проводят перед основным. На основе полученных данных выстраиваются этапы проведения исследования.
  4. Психолого-педагогический — ученые назначают методики, с помощью которых испытуемые начинают учиться новому.

По уровню безопасности эксперименты могут быть скрытыми и явными. Иногда испытуемому рассказывают про исследование, но не называют причины его проведения.

Психодиагностические техники — тесты, беседы, анкеты, интервью. Виды тестов:

  • на профориентацию — проводятся для выявления способностей субъекта;
  • личности — применяются для изучения эмоций, характера, способностей;
  • вербальные — изучение умений человека;
  • интеллекта — проводятся для изучения развития интеллекта;
  • достижений — оценка уровня знаний, навыков.

Биографический метод — способ, с помощью которого психолог проектирует жизненный путь субъекта. При этом личность изучается зависимо от индивидуального развития, истории. Основные данные получают на основе автобиографических методик.

Анализ продуктов деятельности — один из способов изучения личности. Чтобы провести анализ, получить результаты, собирается информация о жизни человека.

Эти практики относятся к методам исследования возрастной психологии.

Коррекционные

Чтобы помочь человеку справиться с психологическими отклонениями, наладить нормальную жизнь, применяют различные методы психокоррекции:

Фото 1685

  1. Аутотренинг — такие тренировки разработал немецкий психотерапевт Шульц. Их задача заключается в том, чтобы увеличить нагрузки на нервную систему. Такие тренировки применяют при подготовке спортсменов перед серьезными соревнованиями.
  2. Групповой тренинг — такие тренинги предназначены для обучения знаниям, помогающим в общении с социумом.
  3. Способы психотерапевтического воздействия. К ним относится индивидуальная, групповая психотерапия. Ученый интерпретирует связь между состоянием субъекта, его жизненной ситуацией, чтобы подобрать курс реабилитации.
  4. Внушение — подопытному внушают информацию, позволяющую изменить состояние психики. Внушение помогает справиться с внутренними психологическими проблемами, которые мешают индивиду развиваться дальше.

Способы обработки данных

Полученная информация должна пройти анализ, чтобы ученые смогли сделать вывод. Методы обработки данных:

  • количественный или статистический;
  • качественный.

Обработка информации производится сразу после исследования. Полученные результаты вносятся в документы, которые становятся теоретической базой для новых экспериментов.

Преимущества и недостатки

Преимущества наблюдения:

Фото 1762

  • можно узнать много сведений, не вступая в контакт с наблюдаемым, — поступки, привычки, общение с окружающими, выполняемые действия;
  • сохранение естественных условий;
  • наблюдателю доступны средства для фиксации данных;
  • не нужно посвящать человека в проводимое исследование, рассказывать о его целях.

Недостатки:

  • требуется много времени, средств;
  • результат будет зависеть от физического, морального состояния наблюдателя, наличия связей между ним и наблюдаемым;
  • отсутствие контроля над ситуацией.

Преимущества эксперимента:

  • высокая точность результатов;
  • контроль переменных;
  • наличие возможности проведения дополнительные исследования.

Недостатки:

  • условия, создаваемые при эксперименте, не соответствуют реальности;
  • испытуемый может нарочно препятствовать проведению исследования, что исказит полученные данные.

Для получения информации о психике, ее проявлениях, изменениях применяют разные методы исследований. Выбор методик зависит от того, что нужно узнать. После выполнения исследований, полученная информация обрабатывается, анализируется.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о самых интересных и безумных исследованиях психологии человека.

Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2 (продолжение)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.5–25)

Краткое содержание:

Основные отрасли психологии.
Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.

Методы исследования в психологии.
Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.

Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений,

а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.

Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.

Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Рис. 2. Структура общей психологии:

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию:

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Дифференциальная психология
выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.

В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.

Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.

Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.

Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.

С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.

В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Таблица 2 Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Основной методВариант основного метода
Наблюдение
Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
 
Опрос
Устный
Письменный
Свободный
Стандартизированный
 
Тесты
Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест
 
Эксперимент
Естественный
Лабораторный
 
Моделирование
Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое
 

Наблюдение имеет несколько вариантов.

Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на пр

Методы исследования современной психологии

Как любая другая наука, психология тоже имеет свои особые методы исследования. При выборе методов изучения психики людей отечественная психология исходит из принципов, которые были рассмотрены в предыдущих статьях. Выбор методов зависит от исходных позиций науки в понимании психики.

При использовании этого метода психолог целенаправленно воспринимает и фиксирует многообразные проявления психической деятельности изучаемых людей, условия её протекания, при этом, исследователь не может вмешаться в ход наблюдения.

Метод наблюдения должен отвечать ряду требований:

  • Личная подготовка исследователя к проведению наблюдения. Это знание научной литературы по теме, осознание собственной задачи, отбор объектов наблюдения, составление плана, разработка формы фиксации материала наблюдения;
  • Полная объективность исследователя, умелый отбор фактов для фиксации в соответствии с целью исследования, фиксирование не только того, что подтверждает его предположение, но и того, что противоречит;
  • Собранный материал подвергается тщательному психологическому анализу со всеми научными выводами, которые из него вытекают.
В практике научного исследования достоинство метода психологического наблюдения состоит в том, что непосредственно из жизни и деятельности личности, собирается богатый фактический материал. Но по ряду причин возможности метода ограничены:
  1. Исследователь не может вмешаться в естественный ход изучаемого психического явления, а это значит, не может его ускорить, замедлить, повторить нужное количество раз;
  2. Психические явления могут быть вызваны одновременно несколькими действующими причинами, поэтому определить какая из них основная, достаточно сложно. Помимо этого случайные обстоятельства могут маскировать истинные причины;
  3. Собранные методом наблюдения фактические данные точной количественной обработке поддаются с трудом, поэтому часто приходится ограничиваться только качественным анализом.

Метод эксперимента

Данный метод не имеет недостатков предыдущего метода. Используя эксперимент, исследователь при создании необходимых условий, может вызвать то явление психики, которое изучается. Также он может упростить условия, заменить их другими, ускорить или замедлить протекание психического процесса. В ходе эксперимента возможно многократное повторение изучаемого процесса и количественная обработка собранного материала. Выделяют два вида эксперимента:

  • Лабораторный эксперимент. Его проводят обычно в специально созданных лабораториях, оснащенных соответствующими техническими средствами. Можно его проводить и без психологической аппаратуры. Метод имеет свои недостатки, например, зная, что проводится какой-то опыт, а цель точно не известна, может вызвать у испытуемого излишнее нервное напряжение. Искусственными и необычными являются сами условия лабораторного эксперимента. Такие важные явления психики человека как чувства, волю, интересы, характер и др. методом лабораторного эксперимента изучать трудно. Во время эксперимента на поведение испытуемого оказывает влияние физическое и психическое состояние – усталость, рассеянность, напряженность, а также отношение к самому эксперименту, степень доверия к нему;
  • Естественный эксперимент. Проводится в условиях, привычных для испытуемого. Не подозревая, что является объектом исследования, испытуемый выполняет экспериментальные задания естественно, как и другие. Успешность его применения зависит от разработанности экспериментальных заданий, тщательности учета условий, точности и полноты фиксирования его хода.

Метод беседы

Суть метода заключается в том, что через анализ словесных реакций человека на специально сформулированные вопросы, исследователь изучает некоторые явления его психики. Успех исследования зависит от подготовленности исследователя, который заранее продумывает и составляет план беседы. Вопросы должны формулироваться точно, не допускаются трудные для понимания вопросы и вопросы сбивающего характера.

Беседа ведется в непринужденном тоне, спокойно и доброжелательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей испытуемого. Ответы на все вопросы точно регистрируются с помощью техники, например магнитофона. При помощи этого метода специалисты изучают представления и понятия человека об окружающем мире, интересы и склонности, мотивы действий и поступков. Беседа часто служит подсобным методом в соединении с наблюдением и экспериментом.

Метод анализа продуктов деятельности человека

Некоторые психические процессы и свойства личности изучаются по материальным результатам (продуктам) деятельности человека, т. е. опосредованно. Созданные человеком вещи обязательно носят на себе отпечаток творца, в этом заключается суть данного метода.

Произведения писателя, картины художника, конструкторские изобретения могут быть объектами психологического анализа. Особенную ценность в этом случае имеют черновые варианты, эскизы, чертежные наброски или, говоря другими словами, продукты творческой деятельности человека, дающие знания о процессе творчества. Психологическому анализу с этой же целью можно подвергнуть дневники, письма, воспоминания изучаемых лиц. Информация, полученная на основе анализа продуктов деятельности человека, обязательно должна быть проверена еще и другими методами исследования.

Метод анкетирования

Метод массового опроса. При анкетировании человеку предлагается лист с вопросами (анкета) в количестве от 5-25 и более вопросов. Анкеты для ответа могут быть предложены людям определенной категории – учащимся, рабочим, студентам и др. Исследователь, по ответам на предложенные вопросы, может судить о каких-либо сторонах психики опрошенных лиц. Можно узнать об их интересах, стремлениях, идеалах, суждениях и др.

Анкетирование обычно бывает анонимным и может охватить большое количество людей. Минусом анкетирования является неточность и неполнота ответов опрошенных, наличие заведомо неверных ответов, отсутствие ответов на некоторые вопросы, поэтому достоверность анкетирования всего лишь вероятная и дает исследователю только предварительную ориентировку в материале.

Метод тестов, биографический метод

Небольшие, специально подобранные вопросы и задания диагностического характера представляют собой тесты. Тесты могут быть разными, например, для определения профессиональной пригодности человека – машиниста, летчика, диспетчера и др. Тестовые здания составляются так, что по их выполнению можно судить об уровне знаний, умений и навыков человека, его личных качествах, необходимых для той или иной профессии. Метод широко используется в психодиагностических целях.

Биографический метод, как правило, используется в сочетании с другими методами исследования, но при этом психолог изучает человека на основании данных истории его жизни.

Моделирование психической деятельности

Это метод косвенного изучения объекта. При использовании метода исследуется его модель, т.е. объект, заменяющий оригинал. Такая замена оригинала его моделью применяется в тех случаях, когда затруднено или невозможно непосредственное исследование объекта.

К примерам использования данного метода можно отнести построение химиками моделей молекул и атомов, астрономами – моделей солнечной системы и космических явлений. Медики искусственно вызывают опасные болезни человека у животных, чтобы отработать на них способы лечения. Результаты, полученные при изучении модели, переносят на оригинал.

Чтобы, добытые таким образом, знания об оригинале были достоверны, модель должна отвечать определенным требованиям:

  • Сходство с оригиналом в целом или в каких-то свойствах;
  • Модель должна быть проста и удобна для исследования;
  • Возможность получения нового знания об оригинале.

Методы исследования в психологии — это… Что такое Методы исследования в психологии?

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Онтологические и гносеологические принципы психологического исследования

В. И. Мамсик рассматривает психологическое исследование как систему.

В качестве элементов системы исследования он выделяет: объект (S), предмет (Пси), метод (М), условия (иначе — среда Е) и результат (R — поведение, либо продукт деятельности). Метод можно определить как систему временных отношений на выделенном ранее множестве элементов или иначе: как взаимодействие исследователя с элементами, выделенными в ходе предыдущего анализа.

Отношения элементов психологического исследования образуют систему. При этом принципы и правила психологического исследования и составляют структуру системы. Они являются реализацией основного методологического принципа — принципа инвариантности результата.

Основные онтологические принципы психологического исследования:

  1. Принцип репрезентативности определяет отношения объекта с предметом, условиями, методом и результатом. Объект должен быть выбран в соответствии с задачей исследования.
  2. Принцип валидности характеризует отношения предмета с элементами системы исследования. Предмет исследования не должен подменяться в ходе исследования.
  3. Принцип надежности характеризует отношения метода с другими элементами системы и обеспечивает инвариантность результата, полученного данным методом.
  4. Принцип стандартизации условий: соответствие реальных условий исследования идеально предполагаемым следует охарактеризовать как экологическую валидность исследования. … Применительно к наблюдению стандартизация заменяется выбором ситуации наблюдения, соответствующей замыслу исследования
  5. Принцип инвариантности результата является результирующим, обеспечивается применением вышеперечисленных принципов и предполагает воспроизводимость экспериментального результата в других исследованиях и сопоставимость результата, полученного одним исследователем с результатами, полученными другим исследователями.

Т.о., принципы отражают соответствие замысла исследователя реальной системе, которую он реализует.

Каждому онтологическому элементу соответствует гносеологический элемент:

  1. Метод характеризуется дефектами, то есть функционально может быть непригодным для решения исследовательской задачи.
  2. Объект является источником фактов.
  3. Предмет (психика) характеризуется факторами-переменными, влияющими на нее в ходе исследования.
  4. Условия (среда) является источником артефактов.
  5. Эффект характеризует оценку результатов проведенного исследования: исследование может быть эффективным и неэффективным.

Соответственно В. И. Мамсик выделяет 5 основных гносеологических принципов:

  1. принцип регистрации фактов;
  2. принцип планирования факторов;
  3. принцип контроля дефектов;
  4. принцип элиминации артефактов;
  5. принцип контроля результата.

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 17—21

Основные понятия

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
    • Сравнительный метод
    • Лонгитюдный метод
    • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
  4. Интерпретационные методы
    • Генетический метод (анализ фаз развития)
    • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

См. также

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Изображение:Diagramma.jpg

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 21—25

См. также

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

По материалам: Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 42—43

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

См. также

Рекомендуемая литература

  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. ISBN 5-98032-770-3
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

5. Методы исследования в психологии

Методы научных исследований— это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

  • объективность— объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического;

  • валидностьгарантия того, что избранный способ изучения (метод) действительно способен измерить или оценить изучаемый объект;

  • надежность — качества метода, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном его использовании.

Таблица 3

Методы психологии

Методы

Определение

Виды

Интроспекция

Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним

нет

Наблюдение

Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе

Открытое, скрытое, включенное, не включенное

Опрос

Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности

Устный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный

Тест

Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом

Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты

Эксперимент

Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт

Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный

Анализ продуктов деятельности

Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.

Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др.

Интроспекциясамонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Наблюдение – целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.

Опрос представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос бывает устным и письменным. Устный опрос (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса. Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание вопросов и, исходя из этого, изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты. Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Эксперимент — целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Анализ продуктов деятельности — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Объясните происхождение слова «психология».

  2. Определите этапы развития психологического знания, как изменялся предмет психологии?

  3. Выделите предмет, объект и задачи психологии и дайте им характеристику.

  4. Укажите место психологии в системе наук и характер взаимосвязи с ними.

  5. Перечислите основные отрасли современной психологии.

  6. Назовите основные теории, научные школы и концепции психологии.

  7. Назовите представителей советской психологии, внесших вклад в развитие науки.

  8. Охарактеризуйте методы современной психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *