Как самоидентифицироваться россиянам? — Российская газета
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Власть
13.05.2005 01:00
Поделиться
Как россияне должны понимать себя
Елена Яковлева
— Наш клуб редко касается столь идеологически напряженных вопросов, — объявил тему президент «Никитского клуба» академик Сергей Капица, обратив внимание как на обнаруженные недавними праздниками «пустоты» в толковании истории, так и на сегодняшнюю дезориентацию: «Информации сколько угодно, а понимания нет», в том числе и понимания, кто мы такие.
Лев Аннинский напомнил, как в начале XX века прогрессивное человечество пыталось отменить национальность как «рутину природы» в пользу «всечеловека», государство как сковывающую человека форму — в пользу свободы и экономический уклад страны — в пользу всемирного хозяйства. Похоже, что сбывается только последнее под именем глобализации, все остальное рухнуло. Что делать на развалинах, куда себя девать? К чему сводить государство Российское?
Только к восточным славянам? Побрить голову, свалиться в «нациобесие», скукожив «чистую Россию» до уезда или губернии, потому что ее больше не наберется? Писать отдельные истории Кубани и Сибири? Или быть страной со множеством национальных образований внутри, каждое из которых имеет свою почву? Но где тогда найти общую почву и что это за почва? Сказать, что мы «все из Киева», уже нельзя, раз Киев за границей. Лев Аннинский считает, что самоидентификация -это прежде всего дело личности. «Я сын двух народов — казаков и евреев, говорю о себе «я — русский», следуя Льву Гумилеву, утверждавшему, что главная самоидентификация — культурная. И все зависит от того, как человек сам себя назвал».
Известный культуролог Григорий Померанц напомнил, что нация — недавнее явление, возникшее в эпоху французской революции, и рассказал о том, как идентифицировали себя эльзасские немцы, которые в течение одной жизни были то немцами, то французами и воевали то за Германию, то за Францию. Наша идентификация, конечно же, загадывает нам загадки. Однажды русская женщина, родившаяся на палубе корабля, увозившего ее мать в эмиграцию, воспитанная в европейских приютах и не знавшая родного языка, но твердо называвшая себя русской, столь же твердо к русским отнесла Григория Померанца и его жену, а их коллеге по конференции куда более славянской внешности в этом отказала, отнеся его к советским. Впрочем, советским посчитала того же Померанца коллега из Литвы, когда он подчеркнул, что не одни литовцы сидели в лагерях, но и он, например, тоже. «Но ведь вы были господствующей нацией», — отпарировала та.
Удивительную формулу собственной самоидентификации вывел в конце концов известный культуролог: я понял, что останусь и буду действовать именно в этой культуре, потому что мне за нее бывает стыдно. Процитировал знаменитое высказывание о том, что у нас святого встретить легче, чем честного, стихи славянофила Хомякова о «неправде черной» и «лени мертвой», вспомнил золотых розановских рыбок, плавающих в лужицах грязи, и окончательно определил для себя критерий: чувство стыда как знак собственной страны. «Однажды я был в Израиле, слушал Шарона и поймал себя на мысли, что мне за него не стыдно, хотя стыдиться есть чего».
Известный экономист Николай Шмелев напомнил об актуальности демографических проблем и миграционного притока в Россию: вот когда вопрос об идентичности станет заново и остро.
По мнению Дениса Драгунского, ситуация не выглядит драматичной: национальная идентичность как многослойный пирог начинается с духовной общности, единых модусов переживания, а заканчивается дорогами, почтой, банкоматами, делающими страну, а стало быть, и самосознание единым. При этом общий язык от Смоленска до Владивостока, по мнению Дениса Драгунского, соединяет всех нас достаточно крепко.
Режиссер Андрей Михалков-Кончаловский говорил об ущербности русского, по сути крестьянского (по его мнению), сознания и низком уровне доверия, который не дает развернуться эффективному бизнесу и эффективной гражданственности. Он считает, что нам нужна реформа национального сознания. Странам-соседям легко с объединяющими идеями, с иронией подчеркнул он, они не любят Россию и русских, «а нам некого не любить, кроме самих себя». Академик Капица похвалил Кончаловского за афористичность, но обратил внимание на наше уникальное самобичевание и самоуничижение, никогда не перестававшее его удивлять, поскольку детство он провел в Англии, был воспитан по формуле «наше — лучшее» и видел, как эффективно она срабатывает. Он также напомнил об удачном опыте самоидентификации в странах Британского Содружества: их объединяли общий язык и открытость лучших английских университетов для элиты из бывших колоний.
Российская газета — Федеральный выпуск:
Поделиться
Позиция
Самоидентификация русского народа — Политика (Вера Надежда) — NewsLand
Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа. Как оказалось, ни в прежние века, ни теперь практически ни один русский на вопрос «Кто ты?» не отвечает: «Я — русский«. Это, по мнению ученых, связано со скромностью. «Пусть великим русским народом нас считают другие, самим себя так называть негоже», — говорили на Руси.
Сыграло роль также и то, что в переписях и документах царской России было запрещено указывать национальность, писали: православный. Это, по мнению ученых, и есть истинно имперский подход. Однако, невзирая на это, большинство представителей других национальностей, проживавших в царской империи, на вопрос «Кто ты?» отвечают: «Я — чеченец», «Я — татарин» и так далее. И только русский пишет: «Я — бухгалтер», «Я — инженер» и прочее. То есть национальная самоидентификация не стоит у русских на первом месте.
Обсуждение русского вопроса на круглом столе чуть не переросло в драку. Активный мужчина из зала кричал, что русские — это четыре составляющие: собственно русские, украинцы, белорусы и даже казахи. Один из участников круглого стола категорически возражал, указывая, что это четыре разные национальности, невзирая на Киевскую Русь.
— Ничего ты не знаешь! Академик! Тьфу! — кипятился активный мужчина. Тем временем представитель Института этнологии и антропологии РАН Василий Тишков пытался защитить честь академии, доказывая, что в РАН существует очень много интересных исследований о русских, просто они не попадают к широкой публике — академики печатают их тиражом 100 экземпляров и дарят своим коллегам-академикам. Затем Василий Тишков высказал, действительно, неоднозначную теорию: по его словам, русских как общности нет вообще. Возьмите русских из Архангельской области, из Ставропольского края и с Камчатки, к примеру, и вы получите три совершенно разных «народа», общим у которых будет только язык, и, если они верующие, то православие.
«Я воспринимаю это как плюс.
Русский народ не является гомогенным, он очень разнообразен. Образованному русскому проще найти язык с образованным чеченцем или с татарином, чем с русским не из своей среды», — заметил Василий Тишков. Однако другие ученые такой постановкой вопроса оказались недовольны. По их словам, «русских долго разъединяли, уже пора объединять», «происходит распад культурного кода» и так далее.
Заместитель декана истфака МГУ Алексей Власов напомнил, что на Кавказе молодежь в рамках специальной программы на несколько дней выезжает в аулы, где ходит в традиционной одежде. Мы же, русские, ничего подобного не делаем.
Или, например, Кадыров приказал всем девушкам выходить замуж в национальной одежде — и, конечно, выходят. А у нас прикажи что-нибудь подобное какой-нибудь губернатор — и выполнять приказ не будут, еще и засмеют.
Наши села, в отличие от кавказских аулов, спиваются: «Мы не получим от наших сел того этнокультурного возрождения, которого мы ждем. Люди в селах неграмотные, некультурные, сильно пьющие», — заметил Василий Тишков.
По его словам, чтобы спасти национальную культуру, надо интегрировать деревню «в общую жизнь». А так получается, что у нас нормальная жизнь в стране только в пределах МКАД.
«Русская деревня погибает или уже погибла. Скорее, второе. В Архангельской области реки обмелели, рыбы нет, дорог нет, тайга, это здесь еще можно по полю пройти. Жалко северные деревни, рушится уникальное зодчество», — рассказал член Международной федерации художников, собиратель традиционного русского костюма Сергей Глебушкин.
Сам Глебушкин собрал 260 костюмных комплексов из разных регионов России. Но государство даже не предоставляет условий для их хранения. «Мне приходится хранить их дедовским методом: зимой промораживать от моли, летом прожаривать», — посетовал он.
Часть выступления
Источник: http://www.utro.ru/articles/2013/07/04/1129111.shtml?utm_source=newsmail&utm_medium=news&utm_campaign=news_mail1
16
2695
опросов показывают, что российское вторжение меняет украинскую самоидентификацию идти на любые территориальные уступки Москве.
Брифинг в прямом эфире: вторжение России в Украину
Брифинг RFE/RL Live Briefing дает вам все последние события о полномасштабном вторжении России, контрнаступлениях Киева, военной помощи Запада, глобальной реакции и бедственном положении мирных жителей . Чтобы посмотреть все репортажи RFE/RL о войне, нажмите здесь .
«Украинцы едины, как никогда раньше, но это единство, добытое с большим трудом», — заявил Радио Свобода заместитель директора Киевского международного института социологии (КМИС) Антон Грушецкий.
Согласно опросу, проведенному КМИС в июле, исторические 85 процентов украинцев идентифицируют себя прежде всего как граждан Украины, а не жителей своего региона, представителей национального меньшинства или какого-то другого идентификатора.
Этот так называемый показатель гражданской идентичности, рассматриваемый как важнейший показатель сплоченности в исторически разнообразном и разделенном украинском обществе, всего полгода назад составлял 64,4 процента.
«Идеи о том, что такой вещи, как украинская нация, не существует, и что украинское государство — это несостоявшееся государство, были ключевыми для российской пропаганды», — сказал Грушецкий. «Ничто не могло иметь такого объединяющего эффекта, как война, которую ведет Путин, и его циничное оправдание».
Исследования показывают, что аналогичные всплески можно наблюдать во взглядах на другие важные вопросы.
Целых 96 процентов украинцев поддерживают вступление своей страны в Европейский Союз, а 91 процент теперь выступают за вступление в НАТО. Около 92% исповедуют «плохое» отношение к России, и только 2% — «хорошее».Грушецкий считает, что эти изменения окажутся устойчивыми, потому что единство вокруг них постепенно развивалось с тех пор, как Украина обрела независимость от советской власти в 1991 году. позитивных настроений по отношению к России – были заметными чертами Оранжевой революции 2004-2005 годов и Революции Достоинства 2014 года, отметил он.
Через полгода после неудачного штурма Киева Москвой Вооруженные силы Украины и президент Владимир Зеленский пользуются рекордно высоким доверием общества.
Опросы показывают, что президенту Украины Владимиру Зеленскому доверяют более трех четвертей населения.Согласно опросу, проведенному КМИС и Национальным демократическим институтом (НДИ), первым доверяют или полностью доверяют 97% украинцев, вторым — 85%.
Грушецкий отмечает, что украинское общество переживает известный эффект «сплочения вокруг флага». Исследования политических предпочтений показывают, что явное большинство украинцев предпочитает сильное государство и не считает своевременные демократические выборы приоритетом после отмены военного положения, говорит он.
Большинство против уступок
Согласно исследованию КМИС, 84% украинцев отвергают какие-либо территориальные уступки России, и этот показатель увеличился в период с мая по июль, когда проводились два отдельных опроса.
Даже среди жителей юга (Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Одесская и Херсонская области) 77 процентов против концессий. Среди жителей востока (Харьков и подконтрольные Киеву части Донецкой и Луганской областей) — 82 процента не идут на уступки.
Более того, данные показывают, что целых 61 процент украинцев поддерживают противодействие российской агрессии до тех пор, пока вся Украина, включая Черноморский полуостров Крым, который Москва незаконно аннексировала в 2014 году, не окажется под контролем Киева.
Около 12,2% были готовы согласиться с продолжающейся оккупацией Крыма Москвой, а 8,6% высказались за возвращение всей территории, захваченной Россией с 24 февраля. Чуть менее 15% были готовы согласиться на немедленное прекращение огня вдоль нынешних линий конфликта с обе стороны обещают начать долгосрочные мирные переговоры.СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Война за независимость: через шесть месяцев после вторжения России украинский историк подводит итоги
Однако Грушецкий подчеркивает, что военный опыт имеет значение. Чем большее чувство незащищенности испытывает человек к себе и своей семье, тем больше вероятность того, что он примет немедленное прекращение огня и подразумеваемые территориальные уступки.
Около 75 процентов тех, кто чувствует себя наиболее уверенно в личной жизни, хотят продолжать сражаться до тех пор, пока не будет отвоевана вся Украина. Около 46% тех, кто чувствует себя наименее защищенным, поддерживают это мнение.
Почти 30 процентов тех, кто говорит, что они чувствуют себя «крайне неуверенно», и более 10 процентов тех, кто чувствует себя «неуверенно», заявили, что выступают за немедленное прекращение огня.
Через шесть месяцев после начала широкомасштабной войны с Россией 40 процентов украинцев считают, что ситуация в Украине «улучшается». Около 29 процентов считают, что «в чем-то ситуация улучшается, а в чем-то ухудшается», а 22 процента считают, что ситуация ухудшается.
Борьба за украинское самоопределение и идентичность
Этот краткий обзор является частью нашей серии Crisis Crossroads , в которой освещается своевременный анализ учеными CSIS развития ситуации в Украине и ее последствий для безопасности, экономики, энергетики и гуманитарной помощи.Украина — жизнестойкая нация, оккупированная и порабощенная на протяжении поколений. Каждая попытка украинского самоопределения систематически и насильственно подавлялась. Двадцатый век был особенно травматичным. Российская империя запретила говорить по-украински и принудительно обратилась в русское православие. С 19Революция 17 Октября и устранение русских имперских сил, украинцы попытались создать независимое государство.
Последовала украинская война за независимость (также известная как советско-украинская война), серия конфликтов, в ходе которых была создана Украинская Народная Республика, которая была захвачена большевиками в 1919 году и полностью подчинена Советскому Союзу в 1921 году. Новообразованная Украинская Советская Социалистическая Республика, марионетка Советской России, была замешана в стремлении насильственно стереть украинскую культуру и заменить ее российской идентичностью. Сталин стал причиной гибели миллионов украинцев из-за коллективизации и голода. Его решение демографического кризиса (которое он создал) заключалось в том, чтобы отправить русских — многих — быстро «заселить» Донбасс. Особенно пострадали украинские женщины. Отрицание языка и веры, сексуальное насилие и голод — вот инструменты подавления и уничтожения. Создание свободной и независимой Украины в 1991 давно пора.Что будет, если России снова удастся подчинить себе Украину? Международному сообществу не следует ожидать ничего отличного от того, что произошло с 2014 года в Крыму и некоторых частях Донбасса. Украинцы, находящиеся под российской оккупацией, вновь столкнутся со стиранием своей культуры и национальной идентичности и будут жить в условиях подавления и страха. В очередной раз украинцы были вынуждены отказаться от своего гражданства или потерять свое имущество, доступ к основным услугам и даже работу. Любое сопротивление встречает силой. Путин снова пытается стереть Украину.
Но история учит нас, что стремления Путина — глупость. Это стойкий народ, который, несмотря на варварство и насилие, никогда не потеряет чувство собственного достоинства — свою идентичность. Украина выдержит.
Николь Анандаль — старший вице-президент по персоналу и культуре Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия. частное, освобожденное от налогов учреждение, занимающееся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).