Скептики это люди которые: Скептицизм — Википедия – кто это? Что за человек?

Содержание

Скептик: что это за человек

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что означает слово скептик. Вы узнаете, что такое скептицизм, какие его основные проявления. Вам станет известно, что данное качество может приобретать состояние патологии. Выясните, как у себя развить здоровый скептицизм.

Общие сведения

Мужчина с сомневающимся выражением лица

Скептик – это личность, которая не станет доверять слухам, непроверенной информации. Данное слово имеет греческие корни, произошло от «skeptikos». Философы из Греции рассматривали понятие скептицизма, как сомнения насчет возможностей человеческого мышления. Философы античности находили недочеты в теориях познания, выявляли уязвимости, ставили все под сомнение.

Если рассматривать современное видение, то скептик – это человек, который все время в чем-то не уверен, сомневается в надежности своего окружения, его отношение к людям наполнено недоверием. Он не станет заявлять о том, что ему известен ответ на тот или иной вопрос, не станет отвергать что-то с первой минуты, но и верить всему, что слышит, также не будет. Сперва, он тщательно разберет волнующий вопрос, проверит информацию, найдет доводы, если такие имеются. Только после того, как все проанализирует, скажет о своем мнении, поделиться суждениями. Конечно, один индивид не в силах изучить всю возможную информацию, рассмотреть все обстоятельства, но он в этом и не нуждается. Человеку необходим определенный запас знаний, которого будет достаточно, чтоб прийти к верному мнению, являющемуся, по сути, предварительным.

На мнение такой особы практически невозможно повлиять. Такая личность всегда использует взвешенный подход, не поддается никаким эмоциям. Именно поэтому скептику удается держать свою жизнь под контролем.

Иногда, как синоним скептицизма рассматривают понятие пессимизма. Из-за характерной мрачности скептика могут перепутать с пессимистом. Но, если последний во всем видит плохое, всегда ожидает только отрицательный результат, то скептик настроен найти истину, а она может быть, как негативной, так и позитивной.

Наличие скептика в коллективе может быть неоднозначно оцененным. Им восхищаются за то, что он всегда отстаивает свое мнение, не примыкает к чужому, его взгляды остаются независимыми, и недолюбливают за поведение, которое временами напоминает занудство.

Нередко скептики оказываются педантами. Если такая личность займет руководящую должность, то станет ожидать от своих сотрудников четкого выполнения задач.

Дети – это истинные скептики. Попробуйте убедить малыша в правдивости определенного явления, и у Вас это не получится. Он все должен увидеть собственными глазами или прочувствовать на себе. Например, ситуация, когда ребенка просят не прикасаться к горячему, чтоб не обжечься, он этого не поймет, пока не дотронется и не сможет ощутить на собственной шкуре, как это больно. Это пример основного положения в скептицизме – любое утверждение должно быть проверено опытным путем.

Портрет скептиков

Один мужчина что-то рассказывает другому. А тот смотрит на собеседника с сомнением

  1. У такой личности слабовыраженная эмоциональность. Скептик не поддастся эмоциям, он сумеет их подавить, займется холодным анализом.
  2. У скептической личности практически все время можно наблюдать сдержанное и серьезное лицо, а вот улыбку можно заметить очень редко.
  3. За областью непонимания такой личности находятся потусторонние силы и сверхъестественные события, представители других планет.
  4. Такой человек не может спокойно относиться к религиозным верованиям.
  5. Попав в экстремальную ситуацию, такая личность окажется в ступоре, потому как для того, чтобы принять какое-то решение, необходимо провести глубокий анализ, а времени на это нет.
  6. Качества скептика напрямую отпечатываются на его взаимоотношениях с людьми. На работе его считают занудой. Желание критиковать всех вокруг и ставить все под сомнение вызывает у коллег негативную реакцию. Это приводит к тому, что скептик становится одиноким.
  7. Может развиваться надменность, завышенная самооценка.
  8. Скептически настроенный человек не будет полагаться на мнение других людей, он не станет идти на компромисс.
  9. Построить романтические взаимоотношения с ярко выраженным скептиком очень проблематично. Личность, которая во всем сомневается, неоднократно проверит каждый поступок потенциального партнера. Скептику будет крайне сложно кому-то довериться и открыться.

К положительным чертам такого характера относят:

  • невозможность манипулирования таким человеком, против него неэффективны приемы внушения,
  • скептик практически никогда не станет жертвой мошенников, с легкостью сможет раскрыть любой обман,
  • отсутствие импульсивных поступков спасает от необдуманных решений,
  • такой индивид никогда не пойдет за толпой, чтобы не отличаться от основной массы, он сможет пойти наперекор устоявшемуся мнению,
  • необходимость обладать доказательствами позволяет развить исследовательскую натуру,
  • присутствует стремление к точности и исполнительность.

Патологическое состояние

Женщина в задумчивости, смотрит с недоверием

Такой индивид нередко страдает от того, что постоянно сомневается и находится в поисках аргументов. Со временем с близким окружением может обостриться конфликт. Яркое проявление скептицизма приводит к изолированности, излишней подозрительности, жалобам, формируется шизоидная личность.

Глубокое проявление скептицизма способно полностью поглотить индивида. Исчезают любые основания во что-то верить, человек не допускает даже возможности наличия какой-либо истины. Мораль, закон, этические нормы больше не выполняют свою роль, перестают быть ограничителем.

В реальной жизни полное подчинение человека скептицизму достаточно редкое психическое явление. Как правило, людям присущ здоровый скептицизм относительно непроверенной информации.

Как стать скептиком

Мужчина что-то рассказывает парочке

Чтобы развить в себе скептицизм, необходимо следовать определенным рекомендациям.

  1. Когда с Вами делятся какой-то информацией, необходимо ее перепроверять, находя определенные доводы, проверять все.
  2. Стоит учитывать тот факт, что в общении с любым человеком, можно наткнуться на сказки, люди могут что-то сочинять, фантазировать. Поэтому нужно научиться задавать дополнительные вопросы, которые позволят выйти на истину. Например, если Вам кто-то говорит о том, что где-то что-то услышал, то нужно уточнить, где именно и когда он об этом услышал, кто именно стал источником информации.
  3. Если сомнительный человек решил поделиться с Вами информацией, то не стоит доверять его словам. Обязательно все перепроверьте, уточните у людей, которые вызывают доверие, также можно обратиться к дополнительным источникам.
  4. Не нужно вестись на акции, скидки. Потом придет понимание ошибочности поступков. Если и хотите поучаствовать в каком-то розыгрыше, то соберите полную информацию об организаторе, о результатах прошлых акций, о том, какими были подарки.
  5. Для того, чтобы быть скептиком, нужно развивать скептическое мышление. Необходимо понять, что и научные теории могут признаваться неверными по прошествии какого-то времени. Скептик постоянно анализирует, проверяет то, что слышит. Это помогает быть осторожным, обнаружить дезинформацию. Нужно обдумывать все, что слышите.
  6. Проверять утверждения других людей на достоверность необходимо только тогда, когда в этом есть смысл. Если кто-то говорит о том, что невозможно выскочить с машины на ходу, а затем запрыгнуть назад, то не стоит проверять данное утверждение, попытавшись совершить эти действия. Существует много идей, которые могут быть странными или опасными. Скептицизм помогает уберечься от возможных негативов.

Теперь Вы знаете, кто такие скептики. Как видите, несмотря на некоторые недостатки, у такого качества есть много положительных моментов. Человек со здоровым скептицизмом может правильно оценить любую ситуацию, поступки, произошедшие в прошлом или в настоящем.

Мужчина что-то рассказывает парочке Загрузка…

Кто такой скептик? — Психология закономерностей

Скептик — это человек, который во всем сомневается. Его просто так не убедить ни в чем. Он ищет во всем логику, здравый смысл и убедительные доводы. Интуиция для него не существует — раз ее нельзя пощупать, увидеть и рационально объяснить. Значит само ее существование для него под большим вопросом. Это же относится к религии и Богу.

Только вот не надо путать скептика с пессимистом. Ведь он просто пытается с помощью логического мышления добраться до истины, а не просто видеть во всем плохое. Во многих профессиях эти качества на вес золота — например, аудитор, ревизор и так далее. Они не склонны предполагать — их интересуют только факты.

Эмоциональность для человека с такой организацией психики это роскошь. Как правило, он более замкнут, а потому одинок. Многие в коллективе считают его занудой, который ни чему на слово не верит — с таким разговор по душам не получится.

Некоторый скептицизм для общества выступает как благо — не стоит полностью доверять, например, рекламе. Перед выборами кандидаты тоже часто рассказывают «сказки» — поэтому верить им на слово просто легкомысленно. Как мы все слышали, со многими кандидатами работают группы профессиональных политтехнологов, поэтому жонглировать фактами и манипулировать чужим сознанием — для них не проблема.

Откуда берутся скептики?

Из детства. В этом возрасте малыш задает тысячи вопросов — А почему…? Для взрослого человека, это уже истина — в то время как ребенок ищет всему доказательства. Например, почему Земля круглая, а огонь горячий? И если с Землей у вас есть шанс неспешно разобраться, то с огнем все сложнее. Для того, чтобы проверить — он может сунуть свой палец в пламя. Однако такой способ познания мира довольно неплох. Например, скептичному следователю или адвокату вы будете безмерно рады за такую позицию. Или депутату, голосующему за новый закон. Ведь они должны быть выверены до последней запятой, а не просто приниматься с потолка.

Итак, мы пришли к выводу, что здоровый скептицизм не помешает каждому. А вот людям творческих профессий он будет только мешать. Невозможно представить себе творческого человека, который постоянно спорит с режиссером, рисует картину или создает музыкальный шедевр. Все таки скептики это больше наука (где все должно быть доказано, проверено и еще раз перепроверено). А также профессии связанные с анализом и достоверными фактами. Главное действовать без фанатизма — все хорошо в меру.

ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Скептицизм Скептик Скептичный | Что такое Скептицизм Скептик Скептичный

       Скептицизм как качество личности  – склонность ничему не верить, что с очевидностью не подтверждено и не доказано, критически относиться к голословным утверждениям, воздерживаться от высказывания категорических суждений.

      Как-то раз, в животе у одной беременной женщины росли и развивались два эмбриона. Одного звали Маленький Верующий, другого – Маленький Скептик. И вот однажды, Скептик спросил: “Послушай, а ты веришь в жизнь после родов?” Верующий: Естественно, я верю в жизнь после родов! Это же ясно – жизнь после родов продолжается. Наша жизнь здесь только для того, чтобы мы выросли и были готовы к жизни после родов, чтобы стали достаточно сильными перед тем, что нас ожидает.

Скептик: Да? По-моему, всё это глупость! На самом деле, никакой жизни после родов не существует! Ты хотя бы можешь представить, как бы вообще могла выглядеть эта жизнь? В:  Я не знаю это точно, но определённо будет больше света, чем здесь. А возможно мы будем есть ртом, и бегать, и… С: Это полная бессмыслица. Бегать вообще невозможно, а есть ртом – полностью смешное предположение. Мы имеем пуповину, которая нас кормит. Без этого невозможно даже представить, чтобы существовала жизнь после родов. Пуповина – это наша жизнь! К тому же, ты заметил, что уже сейчас пуповина становится нам всё более короткой? В: Нет! Это действительно возможно. Просто весь окружающий мир будет полностью другой, – не то, к чему мы привыкли. С: Но ведь ещё никто и никогда после родов не возвратился! Все знают, что жизнь кончается родами! А вообще жизнь – это большое страдание в темноте!
В:
Действительно, я точно не знаю, как будет выглядеть жизнь после родов. Но в любом случае мы увидим нашу Мамочку, и она о нас позаботится. Это точно. С: Маму?!? Ты – веришь в Маму? Ха-ха! А где бы Она могла быть? В: Но ведь Она везде возле нас. Мы находимся и живём в Ней. Без Неё мы не можем существовать. С: Это всё исключительная глупость. От этой мамы я не видел и кусочка, мне также ясно, что она в принципе не может существовать. Верующий: Иногда, когда мы очень спокойны, то можем услышать, как Она поёт или почувствовать, как Она поглаживает наш Мир. И я твёрдо верю, что наша действительная жизнь продолжится потом!

       Человеческий разум выполняет пять функций, первая из которых – способность понимать истину. Тем не менее, разум способен заблуждаться и сомневаться. Заблуждение и сомнение – вторая и третья функция разума, соответственно. Способность помнить и отдыхать – это четвертая и пятая функции разума. В контексте скептицизма разум человека – это не доверяющий, сомневающийся разум. Скептик говорит: «Может быть, это истина, но в данный момент мы не имеем оснований это категорически утверждать». Тогда разум его оппонента начинает анализировать, сопоставлять, проверять на практике, приводить аргументы и доказательства.

       Здоровый скептицизм может только приветствоваться, он удерживает людей от легковерности, чрезмерной доверчивости и предохраняет от обмана, манипуляций сознанием и мошенничества. Когда человек слепо, легковерно принимает новое знание и неосознанно идёт по непроверенному пути, значит, это в чистом виде фанатизм. Фанатику лень проверять входящую информацию. Для этого нужно включать разум, то есть анализировать и сопоставлять. Куда проще взять на веру первую попавшую информацию, чем ломать голову в поисках истины.

       Жирный минус скептицизма в том, что он только сомневается, но ничего не принимает, заявляя, что не существует объективных критериев истины. Скептицизм говорит: «Я буду сомневаться даже тогда, когда вы мне всё расскажите, покажите и докажите. Я всё понимаю, но не принимаю, несмотря на ваши убийственные доводы и несокрушимые аргументы». Вот такой образ мышления. Это другая крайность. Между фанатизмом и скептицизмом две полярные, антагонистичные функции разума – с одной стороны,  способность принимать истину, а с другой, полное сомнение во всём. Скептик не желает доверять ни одному слову без доказательств. Поэтому он не верит в Бога. Вера – это связь с Богом. Но скептику, чтобы поверить в Бога, нужно всё увидеть, услышать, словом, ощутить всеми своими чувствами. Любое умозаключение скептик посчитает фактом, если ещё захочет, только когда оно подтверждено практикой или опытным путём.

       Скептики востребованы обществом, которое усвоило, что из них выходят эталонные бюрократы и крючкотворы, привыкшие никому и ничему не верить, обкладываться подтверждающими документами, требовать от граждан доказательств, как в известной миниатюре про пана Гималайского, что они не верблюды. Благодаря скептикам ни один спорный документ или закон не проскользнёт в жизнь. Правда на творческой ниве скептикам прижиться трудно – отсутствует фантазийный ум, воображение и мечтательность. Чаще всего скептикам присущ педантизм, поэтому они являются хорошими исполнителями в решении любых производственных задач.

         Скептицизм – это ветка на стволе дерева под названием страх. Страшась совершить ошибку, допустить промах, оказаться легковерным лохом, скептик находит спасительную гавань в неверии всему и вся.  По сути дела скептик – это риск-менеджер, просчитывающий вероятность реализации различных сценариев жизни в условиях неопределенности. В уклонении от рисков жизни он находит покой.

         Александр Мень писал: «”Человека, который усомнился во всем, уже ничто не может слишком волновать в этом мире. Он проходит по жизни как гость, как посторонний; он безразличен к ее треволнениям и больше всего дорожит своим покоем. Он не даст втянуть себя в бесплодные споры, которые смущают душу. Ему хорошо в своей скорлупе. Он может снисходительно посмеиваться над бреднями “догматиков”. Правда, оберегая безмятежность души, скептик готов примириться и с “мнениями” людей. Так, Пиррон, хотя и считал, что о Боге ничего определенного сказать нельзя, все же не отказывался от звания жреца в своем родном городе. Рассказывают, что как-то, спасаясь от собаки, Пиррон залез на дерево, но потом говорил, что действовал импульсивно, а не повинуясь разуму. Однажды философ шел мимо болота со своим учителем Анаксархом, и тот провалился в воду. Пиррон, видя это, преспокойно ушел, считая, что лучше сохранить невозмутимость, нежели тревожить себя, помогая упавшему. Возможно, все это – анекдоты, вымышленные врагами философа, но они верно отражают характер и жизненные установки Пиррона. Но чаще всего скептицизм казался абсурдным. Ему противилось глубокое, хотя порой и смутное убеждение в том, что истина достижима. Путь Пиррона вел к тупику, между тем как человек искал выхода, искал решения коренных жизненных проблем”.

      Скептицизм – инвалид воли. А.О. Демин  в книге “Новая пирронида” пишет: “Для скептика нет ничего труднее, чем размышлять на свободную тему. Мысль его не имеет двигателя внутри себя. Ничто внутреннее не побуждает его высказываться о вещах, ибо высказывание по природе своей противоречит скептическому мировосприятию, поскольку выделяет из безразличного континуума действительности ту или иную часть, без достаточного на то основания. Скептик любит поспорить, посадить противника в лужу. Сам же в луже сидеть не любит, самолюбив, как сто чертей. Скептик не способен выбрать между добром и злом, а главное – совершать поступки, соответствующие такому выбору… Скептик, уставший от изнурительного эквилибра между идеологиями, есть потенциальный приверженец любого знамени, любого авторитета, лишь бы “не думать”. Скепсис – тоска об очевидном. О том, что убеждало бы до убеждения. Что было бы достаточным основанием для суждения, не требуя, в свою очередь, достаточно основания для себя. Что было бы одинаково приемлемо для любого рассуждающего о любом предмете. Это – пребывание разума вдали от догмата. Души – вдали от веры. Порог – не место для жилья. Для жилья нужен дом. Скептик не может его построить. Это – дело уверенных и убежденных, к которым он не относится по определению. Время выбирать между пустынию и храмом, скепсисом и догмой, – не за горами”.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

почему мы не можем во всём сомневаться — Нож

«Я ни в коей мере не вступлю в противоречие с разумом, если предпочту, чтобы весь мир был разрушен, тому, чтобы я поцарапал палец», — писал в XVIII веке философ Дэвид Юм.

Нет никаких разумных причин выбрать синюю, а не черную ручку, рубашку в клетку, а не в полоску. Разум может бесконечно перебирать аргументы в пользу того или иного решения. Но само решение, как показывает случай Эллиота, он может принять только вместе с телом и эмоциями.

Разум не может устранить всех сомнений — он лишь дает им новую пищу.

Задолго до современной нейробиологии этот факт хорошо поняли античные философы-скептики. Они утверждали, что познавательные способности человека несовершенны и ограниченны. Мы не можем доказать даже того, что мир существует — и уж тем более, что он обладает какими-то определенными характеристиками. Как бы странно это ни звучало, скептики сделали метод радикального сомнения способом достижения счастья. Ради счастья эпикурейцы предлагали уклониться от мира, стоики — войти в согласие с ним. Скептики отвергли и то и другое, сомневаясь во всем.

Скептицизм сделает вас счастливым (или нет)

Основоположник школы скептицизма Пиррон советовал всем, кто стремится к счастью, обратить внимание на три обстоятельства: во-первых, какова природа вещей; во-вторых, как следует к ним относиться; и в-третьих, к чему это должно привести.

Вещи сами по себе, пишет Секст Эмпирик, «безразличны, неопределенны и неподсудны». Мы не знаем, что они собой представляют, потому что видим не вещи, а лишь явления вещей.

Мед кажется сладким, а соль — соленой. Но каковы они сами по себе? Этого мы знать не можем. Следовательно, стоит воздержаться от суждений, следовать за ощущениями и не приписывать вещам дополнительных оценок.

Воздерживаясь от суждений, скептик достигает желанной невозмутимости — а для греков это и есть главное условие счастья.

Греческий культ невозмутимости кажется прямой противоположностью современных представлений о счастье. Но на самом деле скептики пытаются сообщить нам одну важную вещь: жить можно как угодно, но к философии и науке это не имеет никакого отношения.

Античный скептик может жить, как все остальные люди: есть, когда захочется; спать, когда возникнет потребность; надевать клетчатые рубашки, если ему нравится именно этот узор. Ни одно из этих действий невозможно обосновать, основываясь лишь на разуме. Теоретически можно доказать, что движения не существует, как это сделал Зенон в знаменитом парадоксе об Ахиллесе и черепахе. Но люди, пишет Секст Эмпирик, «предпринимают путешествия пешком и морем, строят корабли и дома и рожают детей, не обращая внимания на рассуждения против движения и возникновения».

Теоретически мы можем сомневаться во всем. Но на практике сделать это невозможно.

Антонио Дамасио называет чувства, которые направляют наши мысли и решения в ту или иную сторону, соматическими маркерами. Предвкушение удовольствия от хороших выходных, чувство голода, разочарования, гнева или удовлетворения — всё это выражается в определенных состояниях тела.

Человек следует не за вещами, а за феноменами, отражениями вещей, утверждают скептики. Он руководствуется не знаниями, а соматическими маркерами, мог бы добавить Дамасио.

В своем крайнем виде скептицизм всегда приводит к иррационализму. Если ничего нельзя доказать, то все абсурдно. А если все абсурдно, в реальность можно только верить. Неудивительно, что аргументы скептиков охотно использовали Отцы Церкви в полемике против древней философии и языческих верований.

В XVI веке в Европе впервые опубликовали немногие сохранившиеся сочинения скептиков. С этого началась мода на пирронизм, которая могла приобретать самые разные формы. Автор знаменитых «Опытов» Мишель Монтень, признавая слабость человеческих познаний, вовсе не отвергает веру. Не делает этого и Рене Декарт, который строит основу научной философии, пользуясь методом радикального сомнения.

Декарт говорит: предположим, что мир создан злым демоном, который контролирует все мои впечатления. Если даже у меня нет тела, даже если каждое мое воспоминание и ощущение — ложь и обман, я все-таки не могу усомниться в том, что тот, кто сомневается, действительно существует.

Немногие способны довести свой скептицизм так далеко, как Декарт. Но процедура радикального сомнения встречается даже в примитивных культурах, которым мы обычно отказываем в рациональности.

Индонезийцы с острова Були, которых исследовал антрополог Нильс Бубанд, приписывают все свои тяжелые несчастья ведьмам. Но нельзя сказать, что они верят в существование ведьм — скорее, они постоянно в этом сомневаются. Ведьмы могут принять любую форму и обитают где-то на границах познания, оставаясь неразрешимым противоречием. Никто не знает, верить в них или нет. В начале XX века индонезийцы приняли христианство — с помощью новой религии они надеялись раз и навсегда избавиться от злых духов. Но если тот, кто сомневается в существовании ведьм, может сам оказаться ведьмой, сделать это не так уж просто.

Всё не то, чем кажется

К 1939 году гипотеза о том, что мир действительно существует, всё еще оставалась недоказанной: в конце концов, всегда можно было предположить, что существует только Рене Декарт.

В этом году британский философ Джордж Эдвард Мур представил свою скандальную работу «Доказательство внешнего мира».

Вот одна рука, а вот другая, рассуждает Мур. Я знаю, что мои руки существуют — это эмпирически очевидный факт. А если существуют руки, то существует и вся Вселенная.

Людвига Витгенштейна, как и многих других, это доказательство не убедило. Когда мы говорим «я знаю», это утверждение можно подтвердить или опровергнуть. Но как мы можем подтвердить или опровергнуть существование рук Джорджа Эдварда Мура? Мы можем их потрогать, но это ничего не докажет: может быть, мы просто спим или бредим. В качестве обоснования того, что его руки (а, следовательно, и Вселенная) действительно существуют, Мур предлагает только одну причину — собственную убежденность в том, что его знание достоверно. Но эта убежденность и сама нуждается в обосновании.

На философском уровне радикальный скептицизм был опровергнут только в феноменологии восприятия Мориса Мерло-Понти. Если всё, что мы воспринимаем, — иллюзия, тогда должен быть некий неиллюзорный мир, хотя бы для сравнения. Иллюзия — это лишь эффект восприятия, она не может заменить его целиком. Если я — мозг в банке, на который воздействуют электрохимическими импульсами, то у меня нет возможности поделить восприятия на истинные (электрохимические импульсы) и ложные (весь мир и моя жизнь). Мир — это и есть то, что мы воспринимаем.

Научный скептицизм не претендует на открытие абсолютно достоверного знания. Наука стремится не к истине, а к согласованным, эффективным и функционально простым объяснениям.

Любая теория может оказаться неверной, если ее опровергнет лишь единственное доказательство. Если ученые найдут одного летающего единорога, многие физические и биологические законы придется подвергнуть ревизии. Но пока этого не произошло, разумнее считать существующие теории верными, а существование единорогов — маловероятным.

Как показал историк Стив Шейпин, ценности экспериментальной науки во многом были позаимствованы из джентльменской культуры XVII столетия. Джентльмен в отличие от купца или придворного обладает высоким статусом и материальной независимостью, и потому может себе позволить говорить правду. Пускай некоторые джентльмены и ученые лгут и прелюбодействуют, но честность остается идеалом и для тех, и для других. Поскольку джентльменская честь тесно соприкасалась с научной честностью, обвинения в подтасовке данных в некоторых случаях могли привести к вызову на дуэль.

Современный скептицизм имеет мало общего с античной традицией. Люди, которые сегодня называют себя скептиками, руководствуются познавательными принципами, которые еще не были знакомы древним грекам. Если античный скептик ничего не утверждал, то сегодня скептики постоянно занимаются опровержением популярных заблуждений. Они критикуют веру в телепатию и астрологию, веру в бесов и колдовство, в действенность гомеопатии и альтернативной медицины, новую хронологию и теорию плоской Земли. В то же время, как и в античности, скептики не ограничиваются теорией и порой претендуют на создание определенного образа жизни.

Скептик должен беспристрастно рассматривать доказательства в пользу той или иной теории, избавляться от когнитивных ошибок и руководствоваться в первую очередь фактами.

Принципы современного скептицизма хорошо суммировал Бертран Рассел:

1) если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
2) если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
3) когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Как ни странно, ближе всего к радикальному скептицизму сегодня находится не наука, а теории заговора. Как пишут исследователи Майк Вуд и Карен Дуглас, все конспирологические теории отталкиваются от предпосылки, что «существует два мира: один настоящий и в основном невидимый, а другой — вредная иллюзия, которая направлена на сокрытие правды». Какова эта правда — до конца остается неясным. Заговоры всегда что-то утаивают, окончательная истина всегда остается нераскрытой. Какие-то крайне могущественные силы управляют этим миром. Они не дадут нам выяснить всю правду.

Официальные объяснения событий и научные аргументы — всего лишь часть этого глобального господства. Поэтому теории заговоров зачастую оказываются сложнее реальности, которую они объясняют.

Психологам хорошо известен феномен избирательного скептицизма: мы чаще применяем критическое мышление к тем утверждениям, которые нам интуитивно не нравятся.

Как показали эксперименты Рольфа Ребера, чем короче и яснее изложена информация, тем чаще ее считают верной. Чем она сложнее и запутаннее, тем больше вызывает недоверия. В одном эксперименте участникам давали прочесть описание конспирологической теории, набранное двумя шрифтами: четким и неразборчивым. Люди, которые читали разборчивый шрифт, склонны были сильнее верить в написанное. Конечно, они при этом не думали: «Хм, это красивый шрифт, наверное, то, что здесь написано, — правда». Даже если само сомнение рационально, его основа находится за пределами сознания.

О чем бы мы ни говорили, у нас всегда останется почва для сомнений. Большинство из нас не сомневается в существовании внешнего мира, но в рамках философского спора это сомнение может оказаться вполне оправданным.

В теории Ахиллес никогда не догонит черепаху, а Джордж Эдвард Мур никогда не докажет существование Вселенной, указывая на свои руки. Но радикальный скептицизм сегодня можно реализовать только в стенах психиатрической клиники или на страницах философских журналов. В обыденной жизни нам остается довольствоваться умеренным сомнением.

В чем бы мы ни сомневались, мы не можем сомневаться во всем — это противоречит нашей врожденной склонности хотеть и верить. Без нее мы не смогли бы даже подняться с кровати. Действительно, есть ли для этого разумные основания?

Ответы Mail.ru: А кто такие скептики?

СКЕПТИЦЫЗМ – подлинная любовь к истине (не останавливающаяся ни на какой вере, признающая право за сомнением везде, где оно только оказывается возможным) . СКЕПТИЦЫЗМ – это как медицинское «не навреди» : не навреди истине. Вообще говоря, со скептицизма ничего не начинается. Чтобы забраться на крутую гору, надо взять с собою осторожность, которая с самого начала советует туда не лезть. Первый шаг познания – не сомнение, а гипотеза («вера») . И всё-таки познание в собственном смысле этого слова начинается тогда, когда в дело вступает скептицизм: систематическое отделение веры от достоверного. Радикальный (проще сказать глупый) скептицизм совпадает с радикальным эмпиризмом: с той идеей, что верить можно только наличному, или что в необходимости какого- то явления можно убедиться лишь тогда, когда оно уже наступило, — что достоверны лишь свершившиеся факты. Скажем, такой скептик должен бы мыслить так: во всех прямоугольных треугольниках, которые нам удалось изучить, квадрат гипотенузы до сих пор равнялся сумме квадратов катетов, а что будет с другими прямоугольными треугольниками, неизвестно. Доказательства ничего не доказывают. А значит (если додумать эту мысль за нашего скептика) , единственный признаваемый закон в мире — хаос; но раз полного хаоса всё-таки видимо в мире нет, тогда этот закон — чей — то, невидимого, произвол.. . Тут уж без Бога-промыслителя не обойтись.. . Если и этот скептицизм — трезвость, а эмпиризм — реализм, то нет ничего мистичнее этих трезвости и реализма! Крайний СКЕПСИС не желает ничего знать об истинах, но только – о фактах. А можно пойти ещё дальше. Предполагая не только истины, но и саму реальность, сами факты миражами, ещё дальше в скепсисе заходит солипсизм.. . Есть скепсис, который верит только в реальность, но не в суждения, – это эмпиризм. И есть ещё больший, что изо всей реальности признает лишь реальность Я, — это солипсизм. К тому и другому трудно не относиться скептически. Например, что невозможность прийти к другому выводу при данных посылках есть объективный факт, та самая неподатливая окончательная реальность. Ко второму потому, что игнорирование реальности и означает присвоение себе права выносить обо всём какие угодно суждения. Скептицизм — принцип, смотреть на который скептически он сам и велел. Если определить самое истину скромно, как всякое однозначное достоверное суждение, а скептицизм, соответственно, как отрицание возможности таких суждений, то наука такой скептицизм опровергает самим своим «эмпирическим» существованием; наука — «искусство достоверности» -это умение добывать однозначно достоверное при однозначно определённых условиях. Скептицизм хоронит веру и порождает науку, а наука, что удивительно и вдохновляюще, методично хоронит скептицизм. …А можно определить скептицизм, как саму научность или просвещённый здравый смысл, то есть как отрицание возможности однозначно достоверных суждений за пределами фактов или логики. (То есть отрицание возможности чего-либо достоверно знать о трансцендентном — в частности, значит, отрицание возможности религиозного знания. ) Сомневаться в доказанном — значит только допускать, что в доказательства вкралась ошибка. Из невозможности однозначных суждений в тех сферах, о которых нам ничего не говорят факты и логика, следует, вообще говоря и то, что такие суждения невозможно однозначно отрицать. Каждое таковое вполне может занимать свою собственную смысловую нишу, внутри которой истинно. Не однозначных суждений должен опасаться скептицизм, а идеи, что факты могут интерпретироваться лишь однозначно. Тут кто-нибудь непременно присвоит себе право на такую интерпретацию. Скептицизм – теория терпимости. Скептицизм гуманизм. СКЕПТИК не отрицает, он только не верит. Вера недобросовестна, когда обвиняет скептицизм в отрицании; а вот ей можно предъявить обвинение – в насилии над разумом. ЧЕЛОВЕК, во всем сомневающийся, ко всему относящийся с недоверием.)

Скептик — человек, относящийся ко всему с недоверием, во всем сомневающийся.

Скептик — Человек, который ко всему относится скептически, недоверчиво

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений…

Научный скептицизм — Википедия

Научный скептицизм (англ. scientific skepticism, rational skepticism, иногда skeptical inquiry) — философская позиция, согласно которой все утверждения, не имеющие эмпирических доказательств, должны быть подвергнуты сомнению, а также стоящее на этой позиции общественное движение, ставящее своей целью критическое изучение пара- и псевдонаучных учений[1][2].

Научный скептицизм — практика подвергать сомнению достоверность концепций, у которых отсутствуют экспериментальные доказательства и воспроизводимость результатов — является частью методологической научной нормы, призванной обеспечивать прирост проверенного знания. Научные скептики используют критическое мышление и дедуктивную логику для оценки заявлений, у которых отсутствует экспериментальное подтверждение. На практике термин «научный скептицизм» чаще применяется к проверке фактов, явлений и теорий, находящихся вне основных течений науки, чем к изучению общепринятых научных проблем. Чаще всего такой позиции придерживаются учёные в отношении новых псевдонаучных утверждений или теорий.

Научный скептицизм отличается от философского скептицизма — направления в философии, в рамках которого выражается сомнение в возможности достоверного знания, в существовании какого-либо надёжного критерия истины[3]. Термин «научный скептицизм» впервые был употреблён в работах Карла Сагана («Контакт», 1985[4] и «Миллиарды и миллиарды», 1998[5]). Пол Куртц в своих трудах использовал аналогичный термин — «Новый скептицизм»[6].

Научный скептицизм как общественное движение оформился в 1970-х годах в США на волне растущего интереса к паранормальным явлениям, уфологии, астрологии и т. п. проблемам. Научный скептицизм был тесно связан с гуманистическим движением[1]. В 1980-е годы общества научных скептиков появляются и в других странах[1][2].

Как всякий учёный, научный скептик пытается оценить гипотезу, основываясь на проверяемости и фальсифицируемости, а не принимает гипотезу на веру. Научные скептики часто направляют свою критику в адрес сомнительных или явно противоречащих общепринятой науке гипотез, теорий и учений. Популярными объектами критики научных скептиков являются НЛО, астрология, гомеопатия, парапсихология и прочие современные мифы и лженауки.

Многие научные скептики являются атеистами или агностиками, однако некоторые (например, Мартин Гарднер) верят в бога[1].

Наиболее известны такие научные скептики, как Айзек Азимов, Джеймс Рэнди, Мартин Гарднер, Карл Саган, Ричард Докинз, Лоуренс Краусс, Стивен Вайнберг и многие другие.

Средства распространения научного скептицизма[править | править код]

Научными скептиками издаётся ряд книг и журналов[1]. В их числе:

Телепередача «Разрушители легенд» рассматривается скептиками как «открывшая новый фронт в борьбе за научную грамотность»[7].

  • Слепой метод — процедура проведения исследования реакции людей на какое-либо воздействие, заключающаяся в том, что испытуемые не посвящаются в важные детали проводимого исследования. Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента.
  • Критерий Поппера
  • Бритва Оккама

Используемый многочисленными научными организациями, в том числе скептическими[9], термин «псевдонаука» зачастую характеризуется как носящий уничижительный характер[10]. Некоторые теоретики и философы науки ставят применимость этого термина под сомнение. Философ науки, критик позитивизма и научной монополии на знание Ларри Лаудан, а также социолог и критик GWUP Эдгар Вундер рассматривают этот термин как «пустой лозунг», носящий спекулятивный и эмоциональный характер без должного аналитического содержания.

Ряд авторов, среди которых и исследователи паранормальных явлений, и те, кого в научных кругах относят к сторонникам псевдонауки, подвергают критике ту часть сообщества скептиков, которая вместо нейтрального придерживается априори негативного отношения к новым вненаучным и неподтверждённым идеям и концепциям. Так, химик Эд Стормс, энтузиаст холодного ядерного синтеза, в ответ на заявления физиков, что эксперименты по холодному синтезу воспроизвести не удаётся, и что деятельность сторонников этой концепции носит описанные Ирвингом Ленгмюром[11] признаки патологической науки, называл эту критику «патологическим скептицизмом»[12].

Религиозный деятель Дэвид Лейтер критикует научный скептицизм за приверженность сциентизму и, ссылаясь на Стормса и Труцци, утверждает, что наука является философией неверия, что причиной научного скептицизма является разочарование в религии[13].

Внутри немецкой скептической организации GWUP в 1999 году произошла дискуссия, закончившаяся уходом одного из её основателей и редактора Эдгара Вундера. После выхода Вундер опубликовал ряд документов с критикой скептицизма, в которых использовал термин «скептический синдром»[14][15].

  1. 1 2 3 4 5 Hansen, G. P. CSICOP and the Skeptics: An Overview : [англ.] // The Journal of the American Society for Psychical Research. — January 1992. — Vol. 86, No. 1. — P. 19−63.
  2. 1 2 Grothe, D. J. Skepticism 2.0 // Skeptical Inquirer. — November/December 2009. — Vol. 33.6.
  3. Скептицизм — статья из Большой советской энциклопедии. 
  4. Саган К. Контакт (англ. Contact). Simon and Schuster, 1985; Переиздано в августе 1997 издательством Doubleday Books, ISBN 1-56865-424-3, 352 стр.
  5. Саган К., Друян Э. Миллиарды и миллиарды: Мысли о жизни и смерти на краю тысячелетия (англ. Billions and Billions : Thoughts on Life and Death at the Brink of the Millennium). Ballantine Books, 1998, ISBN 0-345-37918-7, 320 стр.
  6. Kurtz, P. The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge. — Prometheus Books. — 371 p. — ISBN 978-0-87975-766-3.
  7. ↑ Skeptic Magazine, Volume 12 Number 1
  8. ↑ См. Организационная структура Российской Академии Наук, раздел Научно-координационные организации
  9. ↑ Например, такими как Committee for Skeptical Inquiry и GWUP
  10. ↑ «Science and Pseudoscience» in. Stanford Encyclopedia of Philosophy; Laudan, Larry (1983). «The demise of the demarcation problem», in R.S. Cohan and L. Laudan (eds.), Physics, Philosophy, and Psychoanalysiss: Essays in Honor of Adolf Grünbaum, Boston Studies in the Philosophy of Science , 76, Dordrecht: D. Reidel, pp. 111—127. ISBN 90-277-1533-5
  11. Langmuir I. Pathological science. Physics Today 42 (Oct. 1989): 36-48. / transcribed and ed., Robert N. Hall.
  12. Storms, Edmund. The science of low energy nuclear reaction: a comprehensive compilation of evidence and explanations about cold fusion (англ.). — World Scientific, 2007. — P. 49—50. — ISBN 9789812706201.
  13. Leiter L. D. The Pathology of Organized Skepticism Архивная копия от 16 декабря 2011 на Wayback Machine // Journal of Scientific Exploration, 2002. Vol. 16, No. 1, pp. 125—128.
    «…PhACT members and, I suspect, members of all skeptical organizations, have an obvious and well-known bias toward disbelief. … Each one who has disclosed personal details of their formative years, say up until their early 20’s, has had an unfortunate experience with a faith-based philosophy, most often a conventional major religion. … Thus, they gravitate to what appears to them to be the ultimate non-faith-based philosophy, Science. Unfortunately, while they loudly proclaim their righteousness, based on their professed adherence to „hard science“, they do so with the one thing no true scientist can afford to possess, a closed mind. Instead of becoming scientifically minded, they become adherents of scientism, the belief system in which science and only science has all the answers to everything».
  14. Wunder E. Das Skeptiker-Syndrom
  15. Wunder E. Die «Skeptiker»-Bewegung in der kritischen Diskussion

Скептики — это… Что такое Скептики?

   Течение в греческой философии. Возникло в 4 в. до н. э.

   Скептики сомневались в возможности познания, выявив следующие противоречия:

   — противоречие элиатов: человек, находящийся в плену своих мнений, не может правильно судить о происходящем;

   — противоречие Демокрита: ощущения скрывают подлинную структуру бытия;

   — противоречие Гераклита: всеобщая текучесть препятствует любому определенному суждению.

   Философы-скептики: Пиррон, Тимой Флиунтский, философы Средней (Арнесилай) и Новой (Карнеад) Академий. Итогом скептической мысли являлись сочинения Секста Эмпирика.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   направление др.-гр. философии, основанное Пирроном в к. IV в. до н. э. Видными представителями философии С. были также: ученик Пиррона Тимон Флиунтский, философы Средней (Аркесилай) и Новой (Карнеад) Академии. После краха академ. скептицизма пирронизм был возрожден как самостоятельное направление Энесидемом и Агриппой. Итогом скептич. философии стали соч. Секста Эмпирика.    С. исходили из невозможности достоверного умозрит. знания, т. к. человек, находящийся в мире мнения, не в состоянии судить о мире истины (противоречие элеатов), а также из невозможности постичь истину путем чувственного восприятия, т. к. ощущения скрывают подлинную структуру бытия (противоречие Демокрита). С др. ст., всеобщая текучесть препятствует любому утвердительному и отрицательному суждению (противоречие Гераклита). Лишь в Академии скептицизм превратился в некое подобие филос. доктрины. Предметами философии С. стали: извлечение практической пользы из суждения (Аркесилай), разл. степени вероятности челов. мнения (Карнеад), видимые явления (кажимость) вещей и аргументированная критика т. н. догматических наук (Агриппа, Энесидем и Секст Эмпирик). Гл. положениями скептицизма были: воздержание от суждений или молчание и достижение полной невозмутимости по отношению к миру. Отдельные элементы позитивизма появились лишь у Секста Эмпирика и не получили развития.

   М.О.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *