Тест по обществознанию (10 класс) по теме: итоговая тестовая работа за первое полугодие по обществознанию 10 класс (профиль)
Тема: Человек и общество
Часть I
A1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду
2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным
4)преобладание частной формы собственности
A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества,
знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями,
называется
1)наукой
2)искусством
3)образованием
4)творчеством
A4.Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верно А и Б
4) оба суждения неверны
A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
- верно только А
- верно только Б
- оба суждения верны
- оба суждения неверны
A8. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и
коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
- верно только А
- верно только Б
- верны и А, и Б
- оба суждения неверны
A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
- высших непознаваемых сил
- экономических процессов
- выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.
- изменений в культурной жизни обществ
A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:
- в экономической сфере
- в политической сфере
- в духовной сфере
- в социальной сфере
A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:
- на развитие всемирных религий
- на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
- на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
- на культурную среду
A12. Верны ли следующие суждения?
А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».
Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».
- верно только А
- верно только Б
- верны и А, и Б
- оба суждения неверны
A13. В отличие от природы, общество
1) является системой
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца культуры
4) развивается по собственным законам
A14. Для современного постиндустриального общества характерна
ведущая роль
1)добывающей промышленности
2)обрабатывающей промышленности
3)сельского хозяйства
4)информации и информационных технологий
A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1) Верно только А.
2) Верно только Б.
3) Верны оба суждения.
4) Оба суждения неверны.
A16.Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:
- конгломератом
- обществом
- системой
- очередью
А17. . А. Тойнби сформулировал закон:
- единства и борьбы противоположностей
- смены общественно-экономических формаций
- классовой борьбы
- «вызов — ответ»
A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был
- А. Камю
- Д. Белл
- О. Шпенглер
4) Г. Плеханов
A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?
1)национальное самосознание
2)федеративное государственное устройство
3)наличие национальной армии
4)разделение властей
A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий
2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений
4)интенсивное развитие информационных технологий
A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1) истощении природных ресурсов
2) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3) формировании сети международных террористических организаций
4) росте культурного многообразия
A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.
Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
Часть II
В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«… среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
Ответ: __________________________
В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятие м «прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».
Ответ: __ _________________________
В 3 .Установите соответствие между основными сферами жизни и общества и их учреждениями (организациями) : к каждой позиции. данной в первом столбце. подберите соответствующую позицию из второгo столбца
УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) парламент В) система здравоохранения В) общественные организации Г) правительство Д) коммунальные службы | 1) социальная сфера 2) политическая сфера |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 4. Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проблема образования парадных масс
2) демографическая проблема
3) продовольственная проблема
4) торговая проблема
5) проблема использования космоса
6) научная проблема
В 5. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организма ми и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят:
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд. разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _ _________(А). Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ______________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных_________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой ___________(Г), или все его поступки обусловлены внешней ____________(Д), под которой понимали предопределение. Божий промысел, ___________(Е), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) воля 5) индивид
2) необходимость 6) цель
3) смысл 7) судьба
4) индивидуальность 8) ответственность
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
В 7. Найдите в приведенном списке черты общества как динамичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обособление от природы,
2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов,
3) способность к самоорганизации и саморазвитию,
4) выделение из материального мира,
5) постоянные изменения,
6) возможность деградации отдельных элементов.
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания: _________________________
Часть 3.
Прочитайте текст и выполните задания С1–С4.
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них — само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественнонаучном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект — объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно — научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находится как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы . Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? это значит убить в нем самое главное — его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. …> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом — через понимание (а не абстрактно-общее_ объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом).
Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий»
(Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80-81.).
С1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
С2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?
С3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
С4.I Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых рас крыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, ш отраженные во фрагменте.
С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества.
С6. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.
С7. Страна X – унитарное государство. По согласованию с центральной властью в двух округах страны с компактным проживанием национальных меньшинств прошли референдумы, в ходе которых большинство граждан высказались за предоставление своим округам статуса автономных. Укажите любые три значимые изменения, которые необходимо внести в новую конституцию страны Х.
С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как форма совместной жизнедеятельности людей». Составьте сложный план, в соответствиии с которым вы будете освещать эту тему.
С9. Тема для эссе. «Человек немыслим вне контактов с окружающими его людьми (А.М. Яковлев)
Чем природа отличается от окружающей среды и как не перепутать ее с
Как правильно выбранное слово может изменить нашу жизнь. Природа, окружающая среда или биосфера? Выбрав из них правильное слово, мы сможем преодолеть нынешнюю экологическую нестабильность.
Начав знакомиться с материалами по экологии 3 года назад, я обратила внимание на одну смутившую меня деталь. Во всех этих текстах для обозначения окружающего нас мира использовались 3 понятия: природа, окружающая среда и биосфера.
Природа, окружающая среда и биосфера
Интуитивно я понимала, что это три разные вещи, но мне нужно было знать наверняка, чем они отличаются. Я зарылась в словари и вот, что там нашла.
Природа — ПРИРО́ДА, природы, мн. нет, жен.
Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы. Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности, а также совокупность её свойств как планеты, где создаются условия для развития биологических систем; глобальная экосистема Земли.
Вы думаете, мне это сильно помогло? Как бы не так. Но одно было ясно точно: эти понятия не являются синонимами. Самым общим из них является биосфера, т.к. она включает в себя и природу и окружающую среду.
Вооружившись этими результатами, я продолжила свои поиски и вот, что обнаружила. Природу любят, окружающую среду защищают на законодательной основе, а о биосфере никто слыхом не слыхивал.
Я обратилась за помощью к ученым. Рекомендованные ими научные труды подарили мне совершенно иной взгляд на мир, в котором мы, люди, появились на свет 300 тыс. лет назад.
Этот мир пленил меня своим совершенством. Помню, сравнила его тогда с филигранной работой мастера-ювелира. Так я познакомилась с биосферой.
Освоение научного подхода в изучении мира далось мне нелегко, но я справилась. Я выяснила, что природа, окружающая среда и биосфера – это три слова, которые отражают разные уровни знаний о мире, в котором мы живем.
Природа
Окружающая среда – более продвинутое понимание мира начала 70-х гг. XXв. Оно отражает взаимодействие человека с окружающим его пространством. Именно в начале 70-х годов XXв. знания об окружающей среде стараниями учёных стали достоянием широкой общественности. Экология перестала быть узкой академической наукой и стала частью мышления наиболее передовых людей.
Биосфера – это новейшее, научно обоснованное представление об окружающем мире первой четверти XXI в. Оно отражает системный и автономный характер этого мира; определяет точное положение человечества в нем.
Разобравшись со смыслами понятий «природа», «окружающая среда» и «биосфера», я решила посмотреть, как мы используем их в жизни; когда и по какому поводу мы употребляем эти слова.
Оказалось, что в быту мы наиболее часто употребляем слово «природа». На телевидении, во время публичных выступлений политиков и экономистов, в докладах и т.п. мы говорим об окружающей среде и совсем не употребляем слово «биосфера».
Получается, что наше обыденное сознание находится на первобытном уровне знаний об окружающем мире. Политическое, экономическое и общественное сознание находится на более высоком уровне – оно застряло «всего лишь» J на уровне 70-х годов прошлого века. Но этот уровень по-прежнему недостаточен, т.к. не содержит актуальных знаний об окружающем мире: не видит его системности, автономности и нашей от него зависимости.
Понятие «биосфера» известно в науке с начала XX в. В 1926 году с подачи великого русского ученого Владимира Ивановича Вернадского мир впервые узнал о биосфере как о единой системе, обладающей необычными свойствами. В первом очерке о биосфере Вернадский писал о роли Солнца, как источника энергии для жизни. Он отмечал: «Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений; она составляет планетный механизм, превращающий их в новые, разнообразные формы земной свободной энергии, которая в корне меняет историю и судьбу нашей планеты». [Вернадский В.И., 1926]
Именно Вернадский расширил понятие биосферы, как целостной глобальной экосистемы Земли, выполняющей роль дома для всего живого.
Изучив смыслы понятий «природа», «окружающая среда» и «биосфера» в теории и на практике, я поняла, чем они отличаются.
Природа – это всё, что окружает человека и не создано им. Природа может быть живая (деревья, грибы, кошки, амебы) и неживая (песок, вода, камень).
Окружающая среда – это преобразованная человеком природа, пространство, которое непосредственно окружает человека и с которым он взаимодействует. Это территория, находящаяся в зоне нашего воздействия. К примеру, для Ивана Иваныча Иванова окружающей средой будет город, в котором он живет, и его пригороды. Если это областной центр, то город + область. А амазонский лес — это уже окружающая среда для аборигенов Амазонии, а не для Ивана Иваныча.
Биосфера – это система взаимодействия органических и неорганических компонентов, направленная на сохранение и поддержание жизни на нашей планете. Биосфера является окружающей средой для всего живого, кроме человека.
Все три понятия содержат органические и неорганические компоненты. Но понятие природа не подразумевает связь между ними. Понятие окружающая среда также этого не видит. Кроме того, понятие окружающая среда носит ограниченный, локальный характер, т.к. подразумевает только непосредственное окружение и не видит системных взаимосвязей всех элементов.
Понятие биосфера таким образом дает наиболее полное и актуальное представление об окружающем нас мире. Здесь есть органические и неорганические элементы + их взаимосвязь + независимость от человека + наша полная зависимость от ее гармоничной работы и баланса.
Выводы
Проблема современного человечество не в том, что оно загрязняет окружающую среду. Замусоренный и загазованный город вполне можно привести в порядок, если сильно захотеть. Проблема в другом. Своей деятельностью (политической, экономической и др.) человечество нарушает баланс биосферы, не зная о том, что без этого баланса невозможно не только развитие, но и жизнь нашего вида. Кстати, климатический кризис, против которого выступает сейчас молодежь, говорит о том, что баланс биосферы уже нарушен.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Природа, окружающая среда и биосфера – это 3 понятия, представляющие разные уровни восприятия человеком окружающего мира.
Наиболее полным и актуальным из них является понятие биосфера. Оно отражает системный характер окружающего нас мира, его автономность и нашу от него полную зависимость.Наиболее ограниченным из этих слов представляется понятие окружающая среда. Оно носит локальный характер и не замечает системного характера мира. Однако именно это понятие закреплено сейчас в законодательных и международных актах. Другими словами, политики, общественные деятели, экономисты, экономисты, финансисты, предприниматели и журналисты «не в курсе» того, что в действительности представляет собой окружающий мир. Не это ли является причиной того, что у нас не решается ни одна экологическая проблема? опубликовано econet.ru
Автор Юлия Бацына
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Итоговый тест по разделу «Общество»
1. Обществом в широком смысле слова называют:
а) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
б) жителей той или иной страны
в) объединение людей по интересам
г) совокупность форм объединения людей.
2. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
а) верны оба суждения
б) верно только А
в) верно только Б
г) оба суждения неверны.
3. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:
а) на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
б) на культурную среду
в) на развитие всемирных религий
г) на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества.
4. Человек воздействует на природу:
а) его влияние не имеет последствий
б) благоприятно
в) неблагоприятно
г) и благоприятно, и неблагоприятно.
5. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
а) росте культурного многообразия
б) формировании сети международных террористических организаций
в) истощении природных ресурсов
г) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты.
6. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
а) образованием
б) творчеством
в) искусством
г) наукой.
7. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:
а) обществом
б) очередью
в) системой
г) конгломератом.
В 1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«….. среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
В 2. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
В 3. Свобода – это (отметьте правильное):
независимость в мыслях и суждениях
возможность делать всё, что хочется
возможность высказывать своё мнение
ответственное отношение к своим действиям и поступкам
право делать всё, что дозволено законами
опора на собственные силы
отсутствие каких-либо запретов
В 4. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.
Возникновение государства
Переход от присваивающего хозяйства к производящему
Изменение климата на планете
Формирование наций
Способность человека к чувственному познанию
Традиции и обычаи
Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.
Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:
В 5. Весь исторический путь человечества К.Маркс разделил на пять общественно-экономических формаций. Найдите в приведённом ниже списке их названия и обведите цифры, под которыми они были последовательно указаны К.Марксом:
капиталистическая
феодальная
первобытно-общинная
рабовладельческая
коммунистическая (социализм является её первой фазой).
Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
В6. Вставьте пропущенное слово:
«Промышленной революцией называется замена ………. труда машинным, мануфактуры фабрикой».
Весь материал — в архиве.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) по теме: Тест по теме «Общество» 2 вариант
Тест «Общество» В 2
А1. Обществом в широком смысле слова называют:
1) объединение людей по интересам
2) жителей той или иной страны
3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе
4) совокупность форм объединения людей
А2. Человек воздействует на природу:
- Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий
3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно
А3. К общественным отношениям не относятся:
1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем
3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и внутри них
А4. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:
1)экономического развития страны 2)политического развития страны
3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений
А5. Верны ли следующие суждения?
А. «Исторически общество первично, а государство — вторично».
Б. «Государство порождает общество».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А6. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:
1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере
А7. Характерной чертой западной цивилизации является:
- низкая социальная мобильность
- длительное сохранение традиционных правовых норм
- активное внедрение новых технологий
- слабость и неразвитость демократических ценностей
А8. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:
- революционный характер перемен
- скачкообразность
- насильственные методы
- постепенность
А9. К числу глобальных проблем не относится:
- угроза ядерной войны
- распространение наркомании
- дефицит природных ресурсов
- атеизм как противопоставление религиозной идеологии
А10. Демографические проблемы порождены:
- гонкой вооружения
- соперничеством СССР и США
- быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
- загрязнением окружающей среды
А11. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.
Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А12. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:
- эволюции человека как гармонично развитой личности
- улучшении нравов
- развитии науки и разума
- росте идеалов истины и справедливости
А13. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?
- любая последовательность событий
- живая память общества, народа, социальной группы
- прошлое, давно минувшее
- сущностная динамика общественного развития
А14. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — культура» верны?
А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды; культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе.
Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком).
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения?
Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):
А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.
Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие — для природы.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А16. Вопросы власти, государства решаются в:
1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере
А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:
1) динамичную систему
2) часть природы
3) весь окружающий материальный мир
4) взаимодействие людей в социальных группах
А18. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:
- возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
- строительство египетских пирамид
- распад империи Карла Великого
- объединение земель вокруг Москвы
А19. Природные условия России:
- были благоприятны для занятия земледелием
- позволяли тщательно обрабатывать землю
- требовали крайнего напряжения сил
- слабо влияли на жизнь людей
А20. Верны ли суждения?
Геополитическое положение России было
А. Благоприятным для развития страны.
Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?
1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики
3)экономики и социальных отношений 4)экономики и культуры
А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?
1)стремление к прогрессу 2)«непрерывность», плавность исторического процесса
3)высокая социальная мобильность 4)стремление максимально использовать природу в своих целях
А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:
1)личность подчинилась обществу 2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
3)усилилось внеэкономическое принуждение 4)возросла социальная мобильность
А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
А 25. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служит проявлением тенденции
- модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации
Часть В.
В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:
«… среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».
Ответ: _____________________________________________
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».
Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.
Ответ___________
В 3. Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА | ТИП ОБЩЕСТВА |
А) высокая социальная мобильность Б) деспотическое государство В) неразделенность административной власти Г) признание демократических прав и свобод личности Д) включенность всех в коллектив |
|
Ответ___________
В 4. Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества. Номера запишите в порядке возрастания.
- Преимущественное развитие тяжелой промышленности
- Медленные темпы социального развития
- Жесткая, иерархическая структура общества
- Развития система общественного разделения труда
- Высокая социальная мобильность населения
- Преобладание в экономике аграрного сектора
Ответ____________
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений
(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором — индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.
Ответ__________
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»
А) целостность Б) система В) общество | Г) социальные блага Д) сфера Е) производство | Ж) культура З) социальные институты И) деятельность |
Ответ________________
В 7.Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации. Номера запишите в порядке возрастания.
- Потребительское отношение к природе
- Уважение к традициям и законам
- Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
- Разнообразие норм социального поведения
- Разработка фундаментальных научных теорий
- Консерватизм
Ответ___________________
Ответы:
№ | |
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 3 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 4 |
7 | 3 |
8 | 4 |
9 | 4 |
10 | 3 |
11 | 3 |
12 | 1 |
13 | 4 |
14 | 3 |
15 | 2 |
16 | 4 |
17 | 1 |
18 | 1 |
19 | 3 |
20 | 3 |
21 | 3 |
22 | 2 |
23 | 4 |
24 | 3 |
25 | 2 |
В1 | Естественная или окружающая |
В2 | Автоматизация |
В3 | 21121 |
В4 | 236 |
В5 | 2212 |
В6 | БДАЗГИ |
В7 | 145 |
Тест по обществознанию (11 класс) по теме: Тест по теме «Общество», 10-11 кл
Тема : « Общество» В 1
A1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду
2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным
4)преобладание частной формы собственности
A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество. Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством
A4. . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз вития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере ворот, формируется массовое производство.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна родных контактов.
Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер ждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран ностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A8. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и
коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
- высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
- выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ
A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,
наций, религиозных сообществ осуществляется:
- в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4)в социальной сфере
A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:
- на развитие всемирных религий
- на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
- на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
- на культурную среду
A12. . Верны ли следующие суждения?
А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».
Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A13. В отличие от природы, общество
1)является системой 2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам
A14. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности
3)сельского хозяйства 4)информации и информационных технологий
A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?
А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A16. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:
- конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью
А17. А. Тойнби сформулировал закон:
1)единства и борьбы противоположностей 2)смены общественно-экономических формаций
- классовой борьбы 4)«вызов — ответ»
A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был
1)А. Камю 2) Д. Белл 3) О. Шпенглер 4)Г. Плеханов
A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?
1)национальное самосознание 2)федеративное государственное устройство
3)наличие национальной армии 4)разделение властей
A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий
A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия
A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах.
Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A23. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию
A24. К глобальным проблемам современного мира относится
1)возникновение новых межгосударственных объединений 2)завершение промышленного переворота
3)существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты 4)интенсивное развитие науки
A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
Часть В.
Общество
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме
традиционное
информационное
……….
В 2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс».
Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Ответ________________
В 3. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА |
А) разрушение основ существующего социального строя Б) активное политическое действие народных масс В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса Д) сохранение фундаментальных основ общества |
|
Ответ__________
В4. Найдите в приведенном списке черты восточной цивилизации. Номера запишите в порядке возрастания.
- Уход во внутреннюю духовную жизнь
- Приоритет экономики в решении общественных проблем
- Созерцательное отношение к природе
- Ускоренный темп жизни
- Строгость поведенческих регуляторов
- Разнообразие и быстрая смена художественных стилей
Ответ____________
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений
(А) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (Б) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Проведенные расчеты показывают, что это арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Г) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.
Ответ__________
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«______(1) современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы _______(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ______ (3). Глобализация — _______ (4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ______ (5) общества, с другой – обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ______ (6). »
А) диалог культур Б) разделение труда В) общество | Г) глобализация Д) противоречивый Е) массовая культура | Ж) сельское хозяйство З) информационное И) компьютер |
Ответ____________
В 7. Найдите в приведенном списке общественные явления. Номера запишите в порядке возрастания.
- Возникновение государства
- Генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
- Создание новых лекарственных препаратов
- Формирование наций
- Способность человека к чувственному восприятию мира
Ответ_______________
Тема Общество
Ответы:
№ | Вариант 1 |
1 | 4 |
2 | 1 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 3 |
8 | 4 |
9 | 2 |
10 | 4 |
11 | 3 |
12 | 4 |
13 | 3 |
14 | 4 |
15 | 1 |
16 | 2 |
17 | 4 |
18 | 3 |
19 | 1 |
20 | 1 |
21 | 2 |
22 | 2 |
23 | 1 |
24 | 3 |
25 | 1 |
В1 | Индустриальное |
В2 | Стагнация |
В3 | 22121 |
В4 | 135 |
В5 | 2112 |
В6 | ГБЕДЗА |
В7 | 134 |
Как естественная среда обитания меняется из-за вмешательства человека в природу
Доброго всем дня, сегодня друзья я хочу рассказать вам о том, как на такое созданное самой природой биологическое существо как разумный человек, во многом зависимый от окружающей его природы,
- откуда он вышел,
- кем он является
- и как на него действует естественная среда обитания.
Данная тема настолько сложна, что вам, конечно же, придется набраться терпения в ее обсуждении, чтобы вместе со мной понять и осмыслить, поразмыслив над теми изменениями в ареале экологической ниши, которые в ходе длительной эволюции мира внес человек как живой субъект, оказывающий действие на объекты живой природы.
Экологические факторы окружающей среды
Такая экологическая ниша как природная, то есть естественная среда обитания является совокупностью множества элементов природы, обитающих в определенных условиях ареала своего существования в состоянии естественной свободы.
Конечно же, любая природная популяция или биологический вид оказывает на среду своего обитания, в которой он существует прямое воздействие, получая из окружающей среды все то, что необходимо ему для нормальной жизни и выделяя в нее свои продукты обмена веществ.
Поэтому окружающая среда обитания человека слагается из множества различных элементов его жизнедеятельности, часто оказывающих на нее отрицательно и даже негативное воздействие.
Такое воздействие на естественную среду:
- наземную и воздушную,
- почвенную и водную
принято называть экологическими факторами, которые в свою очередь можно классифицировать тремя группами –
- Абиотический фактор среды, связанный с климатическим влиянием таких неорганических условий как: температура и влажность, воздух и свет, ветер и давление.
- Биотический фактор среды, где главным является совокупность влияния жизнедеятельности таких биологических организмов как растения и животные и таким примером может служить зависимость численности животных от урожайности тех или иных видов растений.
- Антропогенные факторы среды, достаточно сильно влияющие на состояние природы в целом, изменяя жизнь различных видов живых организмов и растительный покров земли в результате различных форм человеческой деятельности.
в связи с чем возникла не существующая ранее, то есть до возникновения человеческого общества, искусственно изолированная среда, где человек определенным образом противопоставляет себя живой природе.
Искусственная среда обитания человека
Из философии исторического материализма известно, что бытие определяет сознание, видимо, поэтому на протяжении многих тысячелетий человек осознанно преобразовывал по своему образу и подобию естественную среду своего обитания, которая постепенно начала разрушаться.
В результате такой жизнедеятельности он создал некую искусственную экологическую нишу в системе природной среды обитания, с непредсказуемыми связями между обменом веществ и природной энергией, где первым полем его трудовой деятельности стала не измененная, то есть первозданная живая природа.
Доисторический период развития человека был той естественной средой, в которой непосредственный контакт его с природой был ежедневным, так как первоначальные пещерные условия существования привели его на первых этапах своего развития:
- к собирательству пищи и созданию примитивных орудий труда,
- применению огня в приготовлении пищи и обогреву жилища.
Именно применение первых орудий труда стало той отправной точкой в начале социально-техногенной трансформации окружающего мира природы.
В большом интервале смены эпох человек создал себе все необходимые условия для более сносного существования, в результате чего эволюционировал не только окружающею среду, но и само существование в ней.
С развитием более современных орудий труда и появлением научных знаний и производственных отношений по отношению к окружающему миру изменился:
- способ воздействия ,
- скорость изменения
- и мощность воздействия на нее.
Ощутимым результатом, всего этого эволюционного развития стала реальная угроза дальнейшего существования не только всего человечества, под которую уже сегодня необходимо как то адаптироваться.
Влияние деятельности человека на природную среду
Современный уровень развития человека лишь увеличил антропогенное влияние на живые существа в природе, приведя к многочисленному загрязнению и истреблению, результатом которого стало вымирание крупных животных, являющихся постоянным и надежным источником пропитания.
Как известно для поддержания жизни человеку нужны:
- пищевые растения и домашние животные,
- свежий воздух и чистая вода,
а не лишенные саморазвития природные богатства с гибельными последствиями разрушения природы.
Каждый такой негативный процесс человеческой деятельности в использовании современных орудий труда и в особенности губительного огня стали активно влиять на общепланетарные масштабы, где недалекий умом человек при помощи обладания землей и владычества над животными подчинил на принципиально новой основе естественную среду.
С развитием технического прогресса возник эффект обратной связи, где уже человек существует в созданном им самим рукотворном мире, а сама его жизнь стала искусственной.
Эфирное состояние смерти живой природы, сформированное неразумным человечеством, является горестной констатацией нездорового состояния общества, попавшего так легко и быстро под воздействие враждебной технократии.
Технический демон превратил существование человека в нереальную абстракцию, где бесконтрольно-неуправляемые процессы искусственного интеллекта показали полную слабость и ужасающую беспомощность человеческого организма, в котором фантастическим образом человек безропотно подчинен техническим ритмам, где только благодаря обыденной потребности и заложенной норме существования исполняется всякая прихоть и подавляется любая самостоятельность.
Необратимые последствия вмешательства человека в природу
Человек уже давно ошибочно трансформировался от естественного окружения и как мог, обособился от живой природы, что незаметно для него привело к масштабным изменениям, необратимыми последствиями которых стали многочисленные стихийные бедствия с угрозой для жизни:
- не только обитающих на земле живых организмов,
- но и состояния здоровья самого человека,
где сотворенный руками человека искусственный мир принес всемирному человечеству различные чрезвычайные ситуации геофизического и геологического, метеорологического и гидрологического масштаба:
- подземные землетрясения и вулканические извержения,
- гигантские обвалы и сильнейшие оползни,
- стихийные лавины и губительные сели,
- разрушительные ураганы и частые смерчи,
- ураганные тайфуны и мощные циклоны,
- продолжительные ливни и серьезные снегопады,
- мощные наводнения и небывалые засухи,
- чудовищные шторма и глубинные цунами,
- пыльные бури и катастрофические пожары,
- внезапные выбросы опасного углекислого газа,
к которым еще добавляются – техногенные и экологические чрезвычайные ситуации со стихийными бедствиями и гидродинамическими авариями.
Все эти смертоносные ситуации обедняют наше разнообразие и ставят нас в рабскую зависимость от противоестественного существования человечества, делая наше мышление инертным, а окружающее пространство более урбанизированным, где в отрыве от природной среды измененное сознание человеческого общества неверно представляет полную картину мира.
Современное общество потребления, максимально расширив границы технического прогресса, создало для себя мифологему иллюзии независимости и всевластия над окружающим миром, превратив себя во всесильное божество.
Однако все эти представления настолько ошибочны, поскольку человек бессилен перед созданными им же самими техногенными катастрофами, не гарантирующими ему бесконечное существование, а сам он не может попасть в райский эдем поскольку не в состоянии достичь полной гармонии ни с самим собой, ни с окружающим миром.
Сложнейшее взаимодействие и ложное противопоставление естественного и искусственного говорит о том, что абсолютной независимости от сил природы человек так и не приобрел.
Зависимость человека от среды обитания
Несмотря на достаточно длительный процесс эволюции, человек по-прежнему напрямую зависит от сил природы, так как сам является его прямым представителем царства животных и поэтому ему как воздух нужны –
- свежая растительная пища и калорийные мясные продукты,
- широкие природные ландшафты и хвойные леса,
- чистейшие водоемы с рыбными запасами и необходимой природной водой,
которые в купе дают ему необходимые жизненные силы. Видимо поэтому сложные взаимосвязи и биологические условия в совокупности оказали существенное влияние на само существование человека в природной среде обитания.
Оказалось, что человек по-прежнему зависит от природы и ее окружения, а связан с нею неразрывными духовными узами, поскольку направленный процесс развития природы немыслим без человеческого вмешательства в глобальную экосистему биосферы земли.
Из-за чего границы жизненного пространства расширились в следующих пределах:
- в литосфере до десяти километров,
- в атмосфере до тридцати километров
- и в нижних слоях гидросферы до тринадцати километров,
в которой с ходом истории были накоплены химические соединения и полезные вещества, обеспечивающие динамическое равновесие и постоянство качественного состава целостной биосферы.
На определенном этапе эволюционного развития человечества и природной среды обитания рефлексивно возникла потребность в появлении ноосферы, где ведущим фактором становится человеческий разум.
Именно состояние разума обеспечило стабилизацию взаимозависимых и сбалансированных условий развития жизни на земле.
Возникла взаимозаменяемость жизненных процессов и сохранилось воспроизводство становления общей целостности качественного механизма самоорганизации.
Отсюда область бытия с контактирующим взаимодействием человеческого общества и природы получило название – среда обитания, которая включает в себя:
- земную почву,
- чистую воду
- и свежий воздух,
никаким образом не зависящие как от существования самого человека, так и от сфер его деятельности, которая представляет уже разветвленную сеть вещей и процессов.
Видимо поэтому искусственная среда очеловеченной природы, подчиняющаяся моральным законам людского социума получила название техносфера, где тесное единство совокупности живых веществ организма с помощью невиданной концентрации энергии человеческих знаний, культуры и труда стали глобальным фактором управляемого развития окружающего мира.
Возвращение человека к исконным ценностям мира
Стремление человека к полной свободе обернулось для него большей зависимостью, то есть сама среда обитания своей самоорганизацией оказала на человеческое общество обратное воздействие, придав не материальной, а духовной стороне общества большую ценность.
Эта парадоксальная ситуация сложных взаимоотношений человека с природой создала необходимые условия массового возвращения большинства населения к своим исконным ценностям и жизненным истокам, где на протяжении многих веков его древние предки находились в постоянном контакте с землей, ходя ежедневно по ней босиком.
Живя в согласии с природой, человек трудился под ярким солнцем и голубым небом, поскольку любое живое существо должно гармонично существовать в постоянной связи с естественной средой.
Уже многие века коренные народы не покидают свои исконные земли, на которых их предками были заложены жизненные истоки единственно возможного существовании.
Именно стремление быть ближе к природе заставило их остаться на родной земле.
А вот еще недавно в России опустевшие деревни вымирали, так как местное население русских деревень в массовом порядке переезжало в поисках счастья на постоянное место жительства в большие города, где на маленькой городской территории было сосредоточено огромное количество жителей.
Со временем многие крупные города за счет притока здоровой и свежей силы населения близлежащих деревень превратились в огромные мегаполисы со сросшейся городской агломерацией.
Такая форма расселения огромной группы людей, затравленных смогом создала неблагоприятную атмосферу с постоянной депрессией и хронической усталостью, превратив городских жителей в безумных потребителей, на которых легче всего зарабатывать и проще всего контролировать.
А ежедневное соприкосновение с мутагенными факторами –
- потребительской гонкой и агрессивной средой,
- плохой экологией и низким качеством пищи,
сделала их больными людьми. Многая часть населения городов стала ощущать внутреннюю опустошенность и удушающую замкнутость каменного пространства, впадая время от времени в душераздирающее отчаяние.
И вот уже человеческий разум с его многовековым инстинктом самосохранения заставил разумного человека сменить условия жизни, вернувшись обратно к древним истокам своих предков, которые долгое время жили огромными семьями в родовых поместьях, постоянно находясь на лоне природы.
Безвозвратное осознание возвращения на свою исконную землю сподвигло многие современные семьи покинуть каменные джунгли больших городов и купить себе на заработанные в городе деньги небольшой участок земли с уютным домиком в родовой деревне, где свое драгоценное время он тратит на общение с окружающим миром природы.
Живя рядом с землей человек постоянно:
- дышит чистым воздухом и слушает в тишине пение птиц,
- ухаживает за садовыми растениями и разводит домашнюю живность,
- наслаждается целебным ароматом цветочных растений и выращивает себе еду,
- расширяет личное пространство и занимается саморазвитием,
- полит грядки и ухаживает за фруктовым садом,
- облагораживает свое жилище и на утренней росе косит траву,
- питается свежевыращенными экологически чистыми овощами и фруктами,
- находит свободное время для глубокомысленных размышлений и приятных воспоминаний,
- ежедневно для пользы глаз смотрит на голубое небо и подставляет свое бренное тело теплому солнцу,
- поддерживает себя в постоянном тонусе, занимаясь ежедневно полезным физическим трудом,
- обменивается с землей своей энергией, ходя босиком по зеленой траве,
становясь здоровее и сильнее, выносливее и счастливее, принося своей душе и окружающему миру огромную пользу.
Живя по древним законам природы на своей земле, человек становится счастливым и душевно богатым, поскольку исполнение любой его мечты тут же воплощается в фантастическую реальность, а сама планета земля превращается в цветущий сказочный сад.
Поэтому мой вам совет – вернитесь как можно скорее к своим фамильным истокам и семейным ценностям, живя на родной земле, где вы непременно всегда будете здоровы и счастливы!
А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, как естественная среда обитания человека меняется из-за его вмешательства в природу. Напишите, пожалуйста, что вы думаете об этом и какие чувства она пробудила в вас, поделитесь ими с моими читателям в комментарии к статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.
2. Человек, общество, природа. ГДЗ 8 кл. Обществознание. Боголюбов
ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 8 кл. Боголюбов◄
§ 2. Человек, общество, природаВопрос 1. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе?
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.
Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования. Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.
Вопрос 2. Каковы основные значения понятия «природа»?
Природа — это естественная среда обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать некий искусственный подземный или инопланетный мир, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т. д., и жить в нём.
И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац… Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять, хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть… И вдруг… редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Природа — это огромная (до недавнего времени казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — всё это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, нефти, угля, и цивилизация рухнет.
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому, пытаясь разобраться в социальной сущности человека и его многообразных связях с обществом, мы не можем обойти вопросы о роли природы в становлении и развитии людей, об их месте среди других живых существ, населяющих нашу планету, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Вопрос 3. В чём выражается природное единство мира?
Научное знание говорит о единстве мира. Всё живое на Земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием.
Принцип природного единства мира исходит из признания общности всех явлений мира (природных и социальных) , отражаемых в человеческой психике и сознании.
Вопрос 4. Какова роль природы в жизни человека и общества?
Роль природы в жизни человека и общества играет значительную роль. Вся жизнь человечества в целом зависит от неё, и только человек губит её и истощает её ресурсы.
Природа: источник пищи; сырьё для промышленности и сельского хозяйства; источник различных видов энергии. Сырьё для энергетической промышленности; Земельные ресурсы; Почвенные ресурсы; Водные ресурсы; Лесные ресурсы; Объект исследования; Объект эстетический; Объект охраны и защиты; Объекты спортивной и любительской охоты, рыбалки; Среда обитания; Источник природных катаклизмов, стихийных бедствий; Рекреационный ресурс.
Вопрос 5. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
Великий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разумом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
Означает ли это, что в эпоху ноосферы человек станет безраздельно господствовать над природой, полностью подчинив её развитию цивилизации? Нет. Вступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества. Время покажет, возможно ли это.
Вопрос 6. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
- Человек наделён разумом. Это позволило ему сделать гигантский скачок в освоении мира. На уроках истории вы уже узнали, как много умел даже первобытный человек по сравнению с другими живыми существами на Земле: коллективно охотился, пользовался огнём, создавал искусственные орудия из дерева, кремня, кости.
- Умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М. Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».
- Возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества.
Вопрос 7. Присущ ли прогресс развитию природы?
Есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
- Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.
- Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.
- В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных, как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли загадочно быстро. Но жизнь не исчезла. Пришли новые хозяева — млекопитающие, и одна из ветвей вырастила человека. Изменялись условия, и победу одержали те группы организмов, которые лучше других могли приспособиться к этим переменам.
- В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Вопрос 8. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
Человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Это в первую очередь проявляется в его отношении к природе лишь как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать. За такое отношение уже сегодня приходится расплачиваться.
Вопрос 9. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя – как реалист.
Фантастика – путешествие во времени для охоты.
Реализм – показана связь между прошлым и будущим и то, как одно незначительное на первый взгляд событие может повлечь за собой глобальные перемены в дальнейшем.
Вопрос 10. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй.
Выживаемость зависит от: скорости размножения; численности потомства в каждом поколении; приспособляемости.
Человек за счет своего интеллекта создает условия для своего существования, тем самым не закрепляет генетически приспособительные признаки.
Вопрос 11. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»?
Природа в широком смысле слова – это весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений. В узком смысле слова – это весь материальный мир, за исключением общества, т.е. совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком. Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Эта взаимосвязь выглядит следующим образом: в обществе действуют люди, одаренные сознанием и имеющие цели, тогда как в природе действуют слепые, бессознательные силы. Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.
Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях:
- 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа;
- 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было.
По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами. Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая.
Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности.
В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира .Итак, человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека.
Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой — экологическому кризису.
В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей.
Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными. Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки — биосферы.
Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.
Природа тоже всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия — все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.