Стереотип это в психологии определение: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

СТЕРЕОТИП • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. Г. Подвойский

СТЕРЕОТИ́П (от сте­рео… и греч. τύπος – от­пе­ча­ток) в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ус­той­чи­вый, обыч­но уп­ро­щён­ный об­раз то­го или ино­го объ­ек­та (ин­ди­ви­да, груп­пы, со­бы­тия, фак­та и т. п.), вос­про­из­во­ди­мый в соз­на­нии че­ло­ве­ка и оп­ре­де­ляю­щий его от­но­ше­ние к дан­но­му объ­ек­ту. При­ня­то го­во­рить о С. вос­при­ятия и мыш­ле­ния, а так­же о со­от­вет­ст­вую­щих им фор­мах прак­тич. по­ве­де­ния.

Клас­сич. трак­тов­ка С. в рус­ле тра­ди­ции праг­ма­тиз­ма бы­ла пред­ло­же­на амер. пуб­ли­ци­стом У. Липп­ма­ном в кн. «Об­ще­ст­вен­ное мне­ние» («Public opinion», 1922, рус. пер. 2004): С. как «шаб­ло­ны», или «схе­мы», по­мо­гаю­щие ори­ен­ти­ро­вать­ся в ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти и вы­пол­няю­щие функ­ции «эко­но­мии мыш­ле­ния» и пси­хо­ло­гич. за­щи­ты, под­дер­жи­вая ус­той­чи­вость субъ­ек­тив­ной кар­ти­ны ми­ра ин­ди­ви­да.

С. мо­гут быть не­га­тив­ны­ми и по­зи­тив­ны­ми, яв­ны­ми и ла­тент­ны­ми, бо­лее или ме­нее яр­ко вы­ра­жен­ны­ми и осоз­на­вае­мы­ми их но­си­те­ля­ми. Ин­ди­вид обыч­но ус­ваи­ва­ет С. сво­его со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния, в фор­ми­ро­ва­нии С. уча­ст­ву­ют разл. аген­ты со­циа­ли­за­ции (се­мья, шко­ла, кон­фес­сио­наль­ные струк­ту­ры, по­ли­тич. пар­тии, проф. со­об­ще­ст­ва, сред­ст­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции и т. д.). С., как пра­ви­ло, ус­ваи­ва­ют­ся не­кри­ти­че­ски, при­ни­ма­ют­ся осн. мас­сой ин­ди­ви­дов на ве­ру, фор­ми­ро­ва­ние С. час­то пред­ше­ст­ву­ет лич­но­му опы­ту, ко­то­рый за­тем в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев «под­го­ня­ет­ся под сте­рео­тип». Из­ме­не­ние уко­ре­нив­ших­ся С. со­вер­ша­ет­ся очень мед­лен­но, оно за­труд­не­но дей­ст­ви­ем мно­го­числ. пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ных фак­то­ров (инер­ци­он­но­стью или ри­гид­но­стью пси­хи­ки ин­ди­ви­да, дав­ле­ни­ем до­ми­ни­рую­щих в об­ще­ст­ве кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний – ве­ро­ва­ний, убе­ж­де­ний, вку­сов и т.  д.).

Со­ци­аль­ные С. ока­зы­ва­ют зна­чит. влия­ние на ха­рак­тер меж­лич­но­ст­ных и осо­бен­но меж­груп­по­вых взаи­мо­дей­ст­вий. С., со­дер­жа­щий ис­ка­жён­ный и пред­взя­тый об­раз объ­ек­та, обыч­но име­ну­ет­ся пред­рас­суд­ком или пре­ду­бе­ж­де­ни­ем. В за­ви­си­мо­сти от на­прав­лен­но­сти С. на пред­ста­ви­те­лей «сво­ей» или «чу­жой» груп­пы раз­ли­ча­ют ав­то­сте­рео­ти­пы (час­то идеа­ли­зи­руе­мые) и ге­те­ро­сте­ре­о­ти­пы (не­ред­ко не­га­тив­ные). Край­ней фор­мой не­га­тив­ной сте­рео­ти­пи­за­ции «дру­го­го» яв­ля­ет­ся «об­раз вра­га». На­ча­ло изу­че­нию эт­нич. сте­рео­ти­пов бы­ло по­ло­же­но У. Сам­не­ром. В ген­дер­ной со­цио­ло­гии и ген­дер­ной пси­хо­ло­гии ис­сле­ду­ют­ся С. мас­ку­лин­но­сти и фе­ми­нин­но­сти – ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ные пред­став­ле­ния о «ти­пич­но муж­ском» и «ти­пич­но жен­ском» скла­де ха­рак­те­ра и мыш­ле­ния, об ожи­дае­мом от лиц оп­ре­де­лён­но­го по­ла по­ве­де­ния в кон­крет­ных си­туа­ци­ях.

С. как эле­мент об­ществ. на­строе­ний ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся или на­прав­лен­но фор­ми­ру­ют­ся в прак­ти­ках по­ли­тич. про­па­ган­ды, рек­ла­мы и т. п. Вы­яв­ле­ние С. мас­со­во­го соз­на­ния – важ­ная за­да­ча, ре­шае­мая при про­ве­де­нии оп­ро­сов об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. Роль про­це­дур сте­рео­ти­пи­за­ции в про­цес­се со­ци­аль­но­го кон­ст­руи­ро­ва­ния ре­аль­но­сти на уров­не по­все­днев­ной жиз­ни – од­на из центр. тем в фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской со­цио­ло­гии (А. Шюц, П. Бер­гер, Т. Лук­ман).

Стереотип | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

СТЕРЕОТИП

Стереотип — см. динамический стереотип, Социальный стереотип.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Стереотип — нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость.

Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН.

Стереотип (Stereotype) — мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Стереотип (стерео + греч. typos – отпечаток)

  1. в нейрофизиологии – фиксированный порядок осуществления условно-рефлекторных действий;
  2. в социальной психологии — устойчивое, привычное и обычно упрощенное Обобщение относительно какой-то группы или некоего класса людей. В таком понимании термин чаще применяется в негативном контексте. Например, эйджизм – неоправданная переценка молодости и дискриминация стариков. Между тем специальные исследования как будто не подтверждают теорию о том, что люди, в основной своей массе, считают жестокими и «неточными» всех других людей, которые принадлежат иным группам и классам;
  3. в культурологии – набор широко распространенных обощений относительно психологических характеристик группы или класса людей; 
  4. привычное отношение человека к какому-то явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего личного опыта.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Стереотип — термин происходит из полиграфии, где он означал твердую матрицу или «пластину», которую, если она уже набрана, трудно менять.

  1. Сохраняя эту этимологию, термин обычно использовался в социальных науках для обозначения набора довольно устойчивого, упрощенного обобщения относительно группы или класса людей. Здесь подчеркиваются отрицательные, неблагоприятные характеристики, хотя некоторые авторы рассматривают положительные, но предвзятые и неточные убеждения как компоненты стереотипа. При данной неоднозначности этого значения представляет интерес то, что эмпирические исследования установок людей по отношению к социальным группам и классам, отличным от их собственных, не подтвердили теорию, предполагаемую этим определением, особенно относительно представлений о жесткости и неточности.
  2. В культуре – набор широко распространенных обобщений относительно психологических характеристик группы или класса людей.
    Это значительно более нейтральное определение предпочтительнее, так как оно (а) предполагает, что стереотипы могут изменяться; мы знаем, что это так; (б) предполагает включение положительных и точных характеристик и (в) подчеркивает, что стереотипы должны быть широко распространенными наборами убеждений. Так или иначе, когда их придерживается только несколько человек, употребление этого термина едва ли кажется оправданным.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Стереотип

Стереотип, предубеждение, дискриминация — Учись и разучивайся: Справочное руководство по борьбе с расизмом

Урок 9: Стереотип, предубеждение, дискриминация

Исходное сообщение на @saic. maffairs, опубликованное 25 сентября 2020 г.

Основание: стереотип, предубеждение, дискриминация

Какая связь между стереотипом, предубеждением и дискриминацией?

Если мы хотим разрушить и исследовать расистское угнетение, мы должны понять его корни. Расизм можно определить как предубеждение + власть (см. Пост 8: Власть). Давайте обсудим предрассудки.

Стереотипы — это ненаучные сверхобобщения о социальной группе. Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, сознательными и бессознательными выводами о социальной группе.

Предубеждение – это неоправданное и негативное отношение к отдельному лицу или группе, основанное на усиленной дезинформации о социальной группе. Предрассудки культивируются стереотипами. 1
Предрассудки также отражают идеологические теории о расе (см. Пост 5: Раса как социальный конструкт)

Дискриминация – негативное, деструктивное, исключающее поведение и действие по отношению к отдельному лицу или группе людей на основе групп социальной идентичности (раса, пол, пол, этническая принадлежность, класс и т. д.) Дискриминация вредна и лишает отдельных лиц или группы доступа к власти.

Дискриминация широко распространена на индивидуальном, институциональном и структурном уровнях и проявляется в поведении, практике, культуре, политике и законах.

Quote

«Изменения означают рост, а рост может быть болезненным. Но мы обостряем самоопределение, раскрывая себя в работе и борясь вместе с теми, кого мы определяем как отличных от нас, хотя и разделяющих те же цели», — Одре Лорд 3

Для исследований
  • « Психология предрассудков «,  Понимание предубеждений , Сеть социальной психологии [Статья]
  • » Предубеждение , » Инструменты расового равенства Глоссарий [Определение]

Для прослушивания
  • Спросите переключатель кода: Кто может называть себя «Браун»? , специальная серия: Ты, я и они: дискриминация в Америке,
    Все учтено, 2017 [Подкаст]
  • Неожиданная семья , The Stoop: Истории из черной диаспоры, 2019 [Подкаст]

Смотреть
  • Разговор о расе: серия короткометражных фильмов об идентичности в Америке , The New York Times  [Серия видео]

Размышлять

Каким стереотипам или обобщениям вас учили в детстве?
Какие сообщения о себе вы получали? Какие сообщения вы получали о людях, которые отличаются от вас, подумайте о своем поле, поле, расе, этнической принадлежности, религии, других идентичностях?
Кто или как были доставлены эти сообщения?
Каков был состав вашего района? Ваша школа?

Действовать

Это может быть неудобно, но если не говорить о стереотипах, предрассудках и дискриминации, это не вызывает возражений. Расскажите себе и другим о своих собственных стереотипах, предрассудках и дискриминационных действиях.
Инвестируйте и жертвуйте таким иконам, как Рэйчел Каргл, которые используют Patreon для обучения сообществ.
Выкрикивайте комментарии и шутки, укрепляющие стереотипы. Оспаривайте представление о том, что шутки или комментарии, основанные на стереотипах, являются социально приемлемыми

  • Сеть социальной психологии, «Психология предрассудков», Понимание предубеждений , н.д.
  • Одре Лорд, Сестра-аутсайдер: очерки и речи (Трумансбург, Нью-Йорк: Crossing Press, 1984).
  • Другие источники

    • Институт демократического возрождения, Project Change Anti-Racism Initiative,  Набор инструментов сообщества: пособие для возрождения демократии с нуля , n.d.

    Понятия стереотипов в психологии

    Стереотип — это распространенное мнение об определенных социальных группах или типах людей. Понятия «стереотип» и «предубеждение» часто смешивают со многими другими значениями. Стереотипы — это стандартизированные и упрощенные концепции групп, основанные на некоторых предварительных предположениях.

     

    Этимология

    Термин «стереотип» происходит от греческих слов στερεός (стереос), «устойчивый, твердый» и τύπος (опечатки), «впечатление», отсюда «твердое впечатление».

    Он был изобретен Фирмином Дидо в мире печати; Первоначально это был дубликат оригинального типографского элемента, который использовался для печати вместо оригинала. Американский журналист Уолтер Липпманн придумал эту метафору, назвав стереотип «картинкой в ​​наших головах», говоря: «Правильное или неправильное (…) воображение формируется увиденными картинками (…) первоначально словами печатников и в их буквальных значениях печатников. были синонимами. В частности, клише было французским словом, обозначающим печатную поверхность стереотипа. Первое упоминание о «стереотипе» в его современном английском использовании было в 1850 году в существительном, означающем «образ, увековеченный без изменений».

    Термин в его современном психологическом смысле впервые был использован Уолтером Липпманном в его работе 1922 года «Общественное мнение», хотя в печатном смысле он впервые был введен в употребление в 1798 году. процесса, существуют понятия ингруппы и аутгруппы. Внутренние группы рассматриваются как нормальные и превосходящие, и обычно представляют собой группу, с которой человек ассоциируется или стремится присоединиться к ней. Аутгруппа — это просто все остальные группы. Их считают меньшими или ниже своих групп. Примером этого может быть: азиаты умнее американцев. В этом примере азиаты считаются умнее, потому что их системы образования более строгие, чем у американцев.

    Вторая точка зрения — автоматическая и явная или подсознательная и сознательная. Автоматическое или подсознательное стереотипирование — это то, что все делают, не замечая. Автоматическому формированию стереотипов быстро предшествует явная или сознательная проверка, которая дает время для любых необходимых исправлений.

    На автоматические стереотипы влияет явное стереотипирование, потому что частые сознательные мысли быстро перерастают в подсознательные стереотипы.

    Третий метод категоризации стереотипов — общие типы и подтипы. Стереотипы состоят из иерархических систем, состоящих из широких и специфических групп, являющихся общими типами и подтипами соответственно. Общий тип можно определить как широкий стереотип, обычно известный многим людям и обычно широко принятый, тогда как подгруппа может быть одной из нескольких групп, составляющих общую группу. Они будут более конкретными, и мнения этих групп будут различаться в зависимости от различных точек зрения.

    Определенные обстоятельства могут повлиять на стереотипы человека. Некоторые теоретики выступают за концептуальную связь и за то, что собственных субъективных мыслей о ком-то достаточно для того, чтобы делать предположения об этом человеке. Другие теоретики утверждают, что должна быть как минимум случайная связь между психическими состояниями и поведением, чтобы делать предположения или стереотипы.

    Таким образом, результаты и мнения могут различаться в зависимости от обстоятельств и теории. Примером распространенного неверного предположения является предположение об определенных внутренних характеристиках на основе внешнего вида. Объяснением действий человека является его или ее внутреннее состояние (цели, чувства, личность, черты, мотивы, ценности и импульсы), а не его или ее внешний вид.

    Социолог Чарльз Э. Херст: «Одной из причин стереотипов является отсутствие личного, конкретного знакомства людей с представителями других расовых или этнических групп. Недостаток фамильярности побуждает смешивать незнакомых людей».

    Стереотипы акцентируют внимание на различиях между группами и тем самым преувеличивают их. Конкуренция между группами сводит к минимуму сходства и увеличивает различия. Это создает впечатление, что группы очень разные, хотя на самом деле они могут быть скорее похожими, чем разными. Например, среди афроамериканцев идентичность американского гражданина более заметна, чем расовая принадлежность; то есть афроамериканцы больше американцы, чем африканцы.

     

    Теории стереотипов

    Различные дисциплины по-разному объясняют развитие стереотипов: Психологи могут сосредотачиваться на индивидуальном опыте взаимодействия с группами, моделях общения об этих группах и межгрупповых конфликтах. Психолог-первопроходец Уильям Джеймс предупредил самих психологов, чтобы они были осторожны с собственными стереотипами, в том, что он назвал ошибкой психолога. Социологи сосредотачиваются на отношениях между различными группами в социальной структуре. Психоаналитически ориентированные гуманисты (например, Сандер Гилман) утверждали, что стереотипы по определению являются неточными представлениями, а проекциями одного на другое.

    На основе социологических исследований стереотипов и предвзятого мышления был разработан ряд теорий. В ранних исследованиях считалось, что стереотипы используются только жесткими, подавленными и авторитарными людьми. Социологи пришли к выводу, что это было результатом конфликтов, плохого воспитания и неадекватного умственного и эмоционального развития. Эта идея была опровергнута; более поздние исследования пришли к выводу, что стереотипы являются обычным явлением.

    Одна из теорий, объясняющая, почему люди придерживаются стереотипов, заключается в том, что слишком сложно принять все сложности других людей как личностей. Несмотря на то, что стереотипирование неточно, это эффективный способ мысленно упорядочить большие блоки информации. Категоризация — важная человеческая способность, потому что она позволяет нам упрощать, предсказывать и организовывать наш мир. После того, как кто-то отсортировал и организовал всех в аккуратные категории, человек склонен избегать обработки новой или неожиданной информации о каждом человеке. Присвоение общих групповых характеристик членам этой группы экономит время и удовлетворяет потребность предсказывать социальный мир в общем смысле.

    Другая теория состоит в том, что люди создают стереотипы из-за потребности чувствовать себя хорошо. Стереотипы защищают от беспокойства и повышают самооценку. Обозначая свою собственную группу как стандартную или нормальную группу и относя других к группам, которые считаются низшими или ненормальными, это дает человеку чувство собственного достоинства.

    Некоторые психологи считают, что влияние детства является одним из самых сложных и влиятельных факторов в развитии стереотипов. Хотя они могут быть усвоены в любом возрасте, стереотипы обычно усваиваются в раннем детстве под влиянием родителей, учителей, сверстников и средств массовой информации. Как только стереотип усвоен, он часто становится самовоспроизводящимся.

    Другие теории предполагают, что восхваление интеллекта и способностей, а не усилий и трудолюбия, неизбежно меняет перспективу от податливого чувства собственного достоинства к определенному представлению о себе, как оно воспринимается человеком и окружающими.

     

    Эффекты, точность, терминология

    Стереотипы могут иметь как негативное, так и позитивное влияние на человека. Джошуа Аронсон и Клод М. Стил провели исследование психологических последствий стереотипов, особенно их влияния на афроамериканцев и женщин. Они утверждают, что психологические исследования показали, что компетентность очень чувствительна к ситуации и взаимодействию с другими. Они ссылаются, например, на исследование, в котором было обнаружено, что поддельные отзывы студентов колледжа резко влияли на их результаты теста IQ, и другое, в котором студентов либо хвалили как очень умных, либо хвалили за их тяжелую работу, либо говорили, что они набрали высокие баллы. Группа, которую оценили как умную, показала значительно худшие результаты, чем остальные. Они считают, что существует «предвзятость врожденных способностей». Эти эффекты не ограничиваются только группами меньшинств. Математически грамотных белых мужчин, в основном студентов-математиков и инженеров, попросили пройти сложный тест по математике. Одной группе сказали, что это делается для того, чтобы определить, почему азиаты набирают больше баллов. Эта группа работала значительно хуже, чем контрольная группа.:443

    Возможные пагубные последствия стереотипов:

    • Оправдание необоснованных предубеждений или невежества
    • Нежелание переосмыслить свое отношение и поведение по отношению к стереотипной группе

      Стереотипы позволяют людям делать более информированные оценки людей, о которых у них мало или совсем нет индивидуализирующей информации, и во многих, но не во всех случаях стереотипы помогают людям прийти к более точным выводам. Со временем некоторые жертвы негативных стереотипов демонстрируют поведение самосбывающихся пророчеств, в котором они предполагают, что стереотип представляет собой нормы для подражания. Негативные последствия могут включать формирование ошибочного мнения о людях, поиск козла отпущения, ошибочное суждение, предотвращение эмоциональной идентификации, дистресс и снижение производительности.

      Тем не менее, стереотип о том, что стереотипы неточны, устойчивы к изменениям, чрезмерно обобщены, преувеличены и разрушительны, не основан на эмпирических исследованиях в области социальных наук, которые вместо этого показывают, что стереотипы часто точны и что люди не полагаются на стереотипы, когда речь идет о важной личной информации. доступен. Действительно, Юссим и др. отметить, что этнические и гендерные стереотипы удивительно точны, в то время как стереотипы относительно политической принадлежности и национальности гораздо менее точны; Стереотипы, оцененные на предмет точности, касались интеллекта, поведения, личности и экономического положения. Точность стереотипов является растущей областью исследований, и Юэ-Тинг Ли и его коллеги создали модель EPA (оценка, эффективность, точность) для описания постоянно меняющихся переменных стереотипов.

       

      Роль в искусстве и культуре

      Стереотипы распространены в различных культурных СМИ, где они принимают форму драматических персонажей. Эти персонажи встречаются в произведениях драматургов Бертольта Брехта, Дарио Фо и Жака Лекока, которые характеризуют своих актеров как стереотипы театрального эффекта. В комедии дель арте это тоже обычное дело. Мгновенно узнаваемый характер стереотипов означает, что они эффективны в рекламе и комедии положений. Эти стереотипы меняются, и в наше время лишь несколько стереотипных персонажей, показанных в «Путешествии пилигрима» Джона Баньяна, будут узнаваемы.

      В литературе и искусстве стереотипы — это клишированные или предсказуемые персонажи или ситуации. На протяжении всей истории рассказчики черпали из стереотипных персонажей и ситуаций, чтобы немедленно познакомить аудиторию с новыми историями. Иногда такие стереотипы могут быть изощренными, как, например, шекспировский Шейлок в «Венецианском купце». Возможно, стереотип, который становится сложным и изощренным, перестает быть стереотипом как таковым благодаря своей уникальной характеристике. Таким образом, в то время как Шейлок остается политически нестабильным, будучи стереотипным евреем, предметом предвзятых насмешек в эпоху Шекспира, его многие другие детализированные черты возвышают его над простым стереотипом и превращают в уникального персонажа, достойного современного исполнения. Тот факт, что одна черта персонажа может быть отнесена к категории типичных, не делает весь характер стереотипным.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *