Стереотипы в психологии: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Стереотипы о психологах | Статьи psy-a.com

Стереотипы о психологах

Существует много стереотипов о психологов. Часто эти стереотипы имеют основание. Некоторые же из них созданы воображением. Порой неподготовленному человеку сложно отличить мифы от действительности. Но знающий человек можно легко понять, какие из утверждений о психологии являются правдой, а какие мифами. Эта статья расскажет, как отличить мифы о психологах от действительности.

Существующие стереотипы о психологах

Стереотип 1 

Многие идут к психологу, ожидая, что нужно будет рассказывать о себе абсолютно всё. Но на первой встрече с психологом теряются, и не могут найти тему для разговора. Не нужно выкладывать всё на первых занятиях. Важно найти понимание, разобраться в себе. Осознать, куда лучше двигаться. На первом этапе работы с психологом нужно обговорить все условия психологической помощи и консультирования.

Стереотип 2

Психолог является врачом, лечащим психику

Есть мнение, что психолог просто определяет проблему, и даёт рекомендации.

Это не совсем так. Дело в том, что при разговоре с психологом клиенту дают не только высказаться, но и самостоятельно продумать решение проблемы. Психолог только помогает разобраться клиенту в своих чувствах, подсказывает верную дорогу. Он ни в коем случае не даёт приказаний о том, как клиенту нужно решать свои проблемы. Психолог и клиент общаются на равных. Психолог может предложить различные техники на выбор, которые помогут избавиться от мучающих психологических проблем. Но работать над собой нужно в первую очередь самому клиенту.

Стереотип 3

Психолог — это человек, обладающий большим влиянием на психику человека. После посещения психолога откроются новые возможности, появятся успехи и жизненная сила.

Этого стереотипа придерживаются люди, которые склонны видеть реальность в упрощённом варианте.

Случается так, что психолог имеет положительное влияние на человека. И помогает ему выбраться из сложных жизненных ситуаций. Но психолог не шаман и не волшебник. Решить проблемы человека за него самого он не сможет. Повлиять на социальную обстановку, уровень благополучия, и душу человека психолог не может. Он может только помочь человеку подобрать решение психологических проблем. И решая самостоятельно эти проблемы, человек может улучшить свою жизнь.

Стереотип 4

Психолог манипулирует клиентом, гипнотизирует его, заставляет приходить на приём и тому подобное.

У этого мифа есть реальные основания. Часто для преодоления психологических травм требуются глубокие изменения. Работа с людьми, получившими травму, занимает очень много времени. Их направляют к психотерапевту. И работа с клиентом требует немалых усилий со стороны психотерапевта. Тогда спешить действительно не стоит. Но если человек хочет решить какую-то конкретную проблему, ему лучше ходить к психологу.

И в этом случае быстрое решение проблем человека может оцениваться окружающими как гипноз или внушение. На самом же деле человек просто использует психологические техники, которые ему рекомендовал психолог.

Казалось бы, о психологах уже известно всё. Но вместе со знаниями о психологии есть ещё множество мифов. Эти заблуждения порождают люди, знакомые с психологией лишь поверхностно. То есть те, кто не изучали эту науку, и не имеют практических или теоретических знаний. Поэтому их воображение дополняют реальные явления, и получаются стереотипы.

Специалисты

Бакалинская Марина Михайловна


Опыт работы с 2007 года

Психоаналитический психотерапевт, психолог, психоаналитик

Подробнее

Попова Елена Германовна


Опыт работы более 25 лет

Психолог, кандидат философских наук, доцент

Подробнее

Сконина Ольга Борисовна


Опыт работы более 25 лет

Психолог-психоаналитик

Подробнее

Полозов Андрей Анатольевич


Опыт работы более 30 лет

Психолог, педагог

Подробнее

Катырева Светлана Юрьевна


Опыт работы с 2009 года

Психолог-психоаналитик, педагог

Подробнее

Ильина Ксения Сергеевна


Опыт работы более 5 лет

Клинический психолог, психоаналитик

Подробнее

Рубцова (Попкова) Елена Борисовна


Опыт работы с 2008 года

Психолог-психоаналитик, психотерапевт, семейный психолог

Подробнее

Клименко Наталья Николаевна


Опыт работы с 2010 года

Психолог-психоаналитик, психотерапевт, семейный психолог

Подробнее

Хахова Валентина Владимировна


Опыт работы более 5 лет

Психоаналитический психотерапевт, психолог, психоаналитик

Подробнее

Храмко Светлана Леонидовна


Опыт работы более 5 лет

Психолог-психоаналитик

Подробнее

Колосов Сергей Григорьевич


Опыт работы с 1994 года

Клинический (медицинский) психолог

Подробнее

Крохина Ирина Анатольевна


Опыт работы более 15 лет

Психолог-психоаналитик

Подробнее

Шевелева Ольга Николаевна


Опыт работы с 2008 года

Аналитический психолог (юнгианский аналитик)

Подробнее

Кадинова Елена Леонидовна


Опыт работы более 5 лет

Гуманистический психолог, психолог – консультант, арт-терапевт

Подробнее

Кошеленко Андрей Геннадьевич


Опыт работы с 1995 года

Врач, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, психоаналитик

Подробнее

Стереотипы

Что такое стереотипы

Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Когда появился этот термин?

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.

Аспекты стереотипов по Липману

  1. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
  2. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
  3. Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.
  4. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Стереотипы в массовой культуре

Стереотипы являются частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и т.д.

Можно ли победить стереотипы?

Сегрегация между группами может только способствовать закреплению стереотипов, а сближение групп, наоборот, приводит к изменению стереотипов, а иногда – к их полному уничтожению. Например, был проведен эксперимент, в ходе которого представителей разных рас поселили в одном здании на разных этажах. В результате их стереотипы сохранились и даже укрепились. И наоборот, многие стереотипы в этих группах разрушились, когда они стали занимать один этаж, сталкиваясь с одними и теми же бытовыми трудностями и совместно решая проблемы.

Стереотип не равен истине

Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью. Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Источники

  • de la Barrera Cardozo M., Chiba de Castro WA., Aguiar LM. Stress behaviors in captive robust capuchins: Effects of humidity, visitors, management and sex. // Am J Primatol — 2021 — Vol — NNULL — p.e23265; PMID:33899942
  • Snow NM., Radatz D., Rhodes T. The Marketing of Female Escorts: A Gendered Perspective of Online Companionship Advertisements. // Int J Offender Ther Comp Criminol — 2021 — Vol — NNULL — p.306624X211010284; PMID:33899530
  • Uebelacker LA., Wolff JC., Guo J., Feltus S., Caviness CM., Tremont G., Conte K., Rosen RK., Yen S. Teens’ perspectives on yoga as a treatment for stress and depression. // Complement Ther Med — 2021 — Vol — NNULL — p.102723; PMID:33895267
  • Dhawan N., Carnes M., Byars-Winston A., Duma N. Videoconferencing Etiquette: Promoting Gender Equity During Virtual Meetings. // J Womens Health (Larchmt) — 2021 — Vol30 — N4 — p.460-465; PMID:33885346
  • Mannheim I., Wouters EJM., van Boekel LC., van Zaalen Y. Attitudes of Health Care Professionals Toward Older Adults’ Abilities to Use Digital Technology: Questionnaire Study. // J Med Internet Res — 2021 — Vol23 — N4 — p.e26232; PMID:33881408
  • Heikkilä M., Isaksson A., Stranne F. Differentiations in Visibility-Male Advantages and Female Disadvantages in Gender-Segregated Programmes. // Front Sociol — 2020 — Vol5 — NNULL — p.563204; PMID:33869497
  • Bartsch F., Rulofs B. Intersections of Forced Migration and Gender in Physical Education. // Front Sociol — 2020 — Vol5 — NNULL — p.539020; PMID:33869488
  • Zvi L. Police Perceptions of Sex-worker Rape Victims and Their Offenders: A Vignette Study. // J Interpers Violence — 2021 — Vol — NNULL — p.8862605211005140; PMID:33866831
  • Vincent JL., Juffermans NP., Burns KEA., Ranieri VM., Pourzitaki C., Rubulotta F. Addressing gender imbalance in intensive care. // Crit Care — 2021 — Vol25 — N1 — p.147; PMID:33863353
  • Boyle SC., LaBrie JW. A Gamified, Social Media-Inspired, Web-Based Personalized Normative Feedback Alcohol Intervention for Lesbian, Bisexual, and Queer-Identified Women: Protocol for a Hybrid Trial. // JMIR Res Protoc — 2021 — Vol10 — N4 — p.e24647; PMID:33861212

20/20 | Журналистские расследования и новостной журнал

Пятница в 21:00 по восточному поясному времени

Пятница в 21:00 по восточному поясному времени

  • Исповедь?

  • Убийства в семье Мурдо

  • Модельное убийство

  • 01:20:29

    Список убийств

  • Новый год

    7

    Horror in Idaho in Idaho in Idaho in Idaho in Idaho in Idaho.

    Доктор Обман

  • Холод на ощупь

  • Божественное вмешательство

  • Убийства девочек-скаутов

  • 01:19:34

    С поличным

  • 01:19:59

    Босоногий свидетель

01

«20/19» убийства.

10 марта

02

«20/20» рассмотрит убийства Анжелики и Вонды Гойены в 2007 году.

16 февраля

03

«20/20» рассказывает о почти 25-летнем уголовном расследовании смерти Джули Дженсен.

10 февраля

04

Осужденная мать размышляет об убийстве 2017 года с Джуджу Чанг из ABC News.

03 февраля

05

Дин Файелло похоронил тело Марии Крус под бетонной плитой в своем гараже.

08 декабря

  • Исповедь?

  • Убийства в семье Мурдо

  • Модель убийства

  • 01:20:29

    Список убийств

  • Злой

  • Horror in Idaho: The Student Murders

  • Doctor Deceit

  • Cold to the Touch

  • Divine Intervention

  • Girl Scout Murders

  • 01:19:34

    Red Handed

  • 01:19:59

    Босой свидетель

Глава 11.

Стереотипы, предрассудки и дискриминация – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P
  1. Социальная категоризация и стереотипизация
    • Опишите фундаментальный процесс социальной категоризации и его влияние на мысли, чувства и поведение.
    • Дайте определение стереотипам и опишите способы измерения стереотипов.
    • Узнайте, как стереотипы влияют на наше поведение.
  2. Внутригрупповой фаворитизм и предубеждение
    • Рассмотрите причины и результаты внутригруппового фаворитизма.
    • Обобщите результаты исследований Анри Тайфеля о минимальных группах.
    • Опишите личностные и культурные переменные, влияющие на внутригрупповой фаворитизм.
  3. Снижение дискриминации
    • Ознакомьтесь с причинами дискриминации и способами ее уменьшения.
    • Обобщите условия, при которых межгрупповые контакты уменьшают или не уменьшают предрассудки и дискриминацию.

Гомофобия, санкционированная государством

Рисунок 11. 1 Нападение на ЛГБТ-активистов во время акции «День поцелуев» против гомофобного законопроекта в Москве.

В последние годы российское правительство приняло ряд законов, направленных против представителей сообщества ЛГБТ (лесбиянки-геи-бисексуалы-трансгендеры). К ним относятся принуждение ЛГБТ-организаций к регистрации в качестве «иностранных агентов», запрет изображений гомосексуализма (включая ношение радужных флагов) перед молодежью и отказ в разрешении ЛГБТ-группам, желающим организовать гей-парады.

К сожалению, гомофобные настроения и даже насилие не редкость в российском обществе. Например, известно, что такие группы, как Occupy Gerontilyaj, заманивают, а затем избивают и пытают подростков-геев. В 2012 году в Интернете появилось видео, на котором шесть членов другой ультраправой организации пытали молодого человека, который позже скончался.

Тон некоторых российских СМИ отражает это отношение. Например, ЛГБТ-сообщество изображается как «агрессивное меньшинство», чьи дети болеют венерическими заболеваниями, а в 2012 году известный ведущий новостей рекомендовал в эфире, чтобы сердца жертв автомобильных аварий, оказавшихся гомосексуалистами, «должны быть закапывают или сжигают как непригодных для продления чьей-либо жизни».

В последние годы несколько комментаторов проводили параллели между преследованием ЛГБТ-сообщества в России и обращением еврейской общины со стороны нацистского режима в годы, предшествовавшие Холокосту.

В 2014 году общественные деятели со всего мира призвали к бойкоту (безуспешно) зимних Олимпийских игр в Сочи, утверждая, что язык Олимпийской хартии прямо осуждает все формы дискриминации. В конечном итоге Зимние Олимпийские игры прошли, как и планировалось, хотя спортсменов и олимпийских туристов предостерегали от пропаганды «нетрадиционных сексуальных отношений».

Источники: Гомофобия распространяется в российских СМИ

Гомофобия в России принимает кафкианский оборот

Россия: следующий Третий Рейх?

Современный рост глобализации и иммиграции приводит к увеличению культурного разнообразия населения во многих странах. Эти изменения создадут много преимуществ для общества и для отдельных лиц в нем. Пол, культура, сексуальная ориентация и этническое разнообразие могут улучшить креативность и эффективность группы, способствовать новым взглядам на проблемы и позволить принимать решения с разных точек зрения (Cunningham, 2011; Mannix & Neale, 2005; van Knippenberg & Schippers, 2007). С другой стороны, как мы видели во многих местах этой книги, воспринимаемое сходство является чрезвычайно важным фактором, определяющим симпатию. Члены культурно разнообразных групп могут испытывать меньше влечения друг к другу, чем члены более однородных групп, могут испытывать большие трудности в общении друг с другом, а в некоторых случаях могут активно не любить друг друга и даже вести себя агрессивно по отношению друг к другу.

Принципы социальной психологии, включая азбуки — аффект, поведение и познание — применимы к изучению стереотипов, предубеждений и дискриминации, и социальные психологи приложили значительные усилия для изучения этих концепций (рис. 11.2). Когнитивный компонент в нашем восприятии членов группы — это положительные или отрицательные убеждения, которых мы придерживаемся в отношении характеристик социальной группы. Мы можем решить, что «французы романтичны», что «старики некомпетентны» или что «профессора колледжей рассеяны». И мы можем использовать эти убеждения, чтобы направлять наши действия по отношению к людям из этих групп. В дополнение к нашим стереотипам, мы также можем развить — неоправданное негативное отношение к чужой группе или членам этой чужой группы . Предубеждение может принимать форму неприязни, гнева, страха, отвращения, дискомфорта и даже ненависти — тех аффективных состояний, которые могут привести к такому поведению, как избиение геев, о котором вы только что прочитали. Наши стереотипы и наши предубеждения проблематичны, потому что они могут создавать — неоправданное негативное поведение по отношению к членам чужих групп на основании их принадлежности к группе .

Хотя насилие в отношении членов чужих групп, к счастью, встречается редко, тем не менее стереотипы, предрассудки и дискриминация по-разному влияют на жизнь людей. Стереотипы влияют на нашу успеваемость (Шапиро и Нойберг, 2007 г.), на выбор карьеры (Чжан, Шмадер и Форбс, 2009 г.).), наш опыт работы (Fiske & Lee, 2008) и сумма, которую нам платят за работу, которую мы делаем (Jackson, 2011; Wood & Eagly, 2010).

Рисунок 11.2. Отношения между социальными группами находятся под влиянием азбуки социальной психологии.

Стереотипы и предубеждения оказывают всепроникающее и часто пагубное влияние на нашу реакцию на других, а также в некоторых случаях на наше собственное поведение. Возьмем, к примеру, социально-психологические исследования, которые показали, что наши стереотипы в некоторых случаях могут привести к — снижение производительности, вызванное знанием культурных стереотипов . Спенсер, Стил и Куинн (1999) обнаружили, что когда женщинам напоминали о (ложном) стереотипе о том, что «женщины плохо разбираются в математике», они хуже справлялись с математическими тестами, чем когда им не напоминали об этом стереотипе, и другие исследования обнаружил угрозу стереотипов и во многих других областях. Позже в этой главе мы более подробно рассмотрим роль угрозы стереотипам.

В одном особенно тревожном направлении исследования влияния предубеждений на поведение Джошуа Коррелл и его коллеги предложили белым участникам принять участие в эксперименте, в котором они просматривали фотографии белых и черных людей на экране компьютера. Во время эксперимента на фотографиях были изображены люди, держащие либо пистолет, либо что-то безобидное, например, мобильный телефон. Участников просили решить как можно быстрее нажать кнопку, чтобы «выстрелить», если цель держала оружие, и «не стрелять», если человек не держал оружия. В целом белые участники стреляли чаще, когда человек, держащий предмет, был черным, чем когда человек, держащий предмет, был белым, и это происходило даже при отсутствии оружия (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2007; Коррелл и др., 2007).

Дискриминация является серьезной социальной проблемой, потому что она широко распространена, принимает множество форм и оказывает негативное воздействие на множество людей. Даже люди, которым платят за беспристрастность, могут проявлять дискриминацию. Прайс и Вулферс (2007) обнаружили, что белые игроки в играх Национальной баскетбольной ассоциации получали меньше фолов, когда в игре присутствовало больше судей, и черные игроки получали меньше фолов, когда в игре присутствовало больше судей, чем черные. Подразумевается, знают они это или нет, что судьи дискриминировали по расовому признаку.

Возможно, у вас были случаи, когда вы обнаруживали, что отвечаете другому человеку на основе стереотипа или предубеждения, и, возможно, тот факт, что вы это сделали, удивил вас. Возможно, вы тогда пытались преодолеть эти убеждения и больше реагировать на человека на основе его или ее индивидуальных особенностей. Нам нравятся одни люди и не нравятся другие — это естественно, — но мы не должны позволять цвету кожи, полу, возрасту, религии, сексуальной ориентации или этническому происхождению человека определять за нас. И все же, несмотря на наши самые лучшие намерения, мы можем в конечном итоге завести друзей только с людьми, которые похожи на нас, и, возможно, даже избегать людей, которых мы считаем другими.

В этой главе мы изучим процессы, посредством которых мы развиваем, поддерживаем и используем наши стереотипы и наши предубеждения. Мы рассмотрим негативные последствия этих убеждений для целей нашего восприятия и рассмотрим способы, с помощью которых мы могли бы изменить эти убеждения или, по крайней мере, помочь нам перестать действовать в соответствии с ними. Давайте начнем с рассмотрения когнитивной стороны наших групповых убеждений, сосредоточив внимание в первую очередь на стереотипах, прежде чем перейти к важной роли чувств в предрассудках.

Рис. 11.3 Есть ли у вас стереотипы о ком-либо из этих людей?

Ссылки

Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2007). Влияние стереотипов на решения снимать. Европейский журнал социальной психологии, 37 (6), 1102–1117.

Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., Виттенбринк, Б., Сэдлер, М.С., и Кизи, Т. (2007). Через тонкую синюю линию: полицейские и расовая предвзятость в решении стрелять. Журнал личности и социальной психологии, 92 (6), 1006–1023.

Каннингем, Великобритания (2011). Преимущество ЛГБТ: изучение взаимосвязи между разнообразием сексуальной ориентации, стратегией разнообразия и производительностью. Sport Management Review, 14 (4), 453-461.

Фиске, С.Т., и Ли, Т.Л. (2008). Стереотипы и предубеждения создают дискриминацию на рабочем месте. В AP Brief (Ed.), Разнообразие на работе (стр. 13–52). Джексон, Л. М. (2011). Психология предрассудков: от отношения к социальному действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Джексон, Л. М. (2011). Психология предрассудков: От отношения к социальному действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация

Манникс, Э., и Нил, Массачусетс (2005). Какие различия имеют значение? Обещание и реальность различных команд в организациях. Психологическая наука в интересах общества, 6 (2), 31–55.

Прайс, Дж., и Вулферс, Дж. (2007). Расовая дискриминация среди судей НБА . Рабочий документ NBER № 13206. Кембридж, Массачусетс: Национальное бюро экономических исследований.

Шапиро, Дж. Р., и Нойберг, С. Л. (2007). От угрозы стереотипа к угрозе стереотипа: последствия системы множественных угроз для причин, модераторов, посредников, последствий и вмешательств. Обзор личности и социальной психологии, 11 (2), 107–130. дои: 10.1177/1088868306294790.

Спенсер, С.Дж., Стил, К.М., и Куинн, Д.М. (1999). Угроза стереотипов и женская успеваемость по математике. Журнал экспериментальной социальной психологии, 35 , 4–28.

ван Книппенберг, Д., и Шипперс, М.К. (2007). Разнообразие рабочей группы. Ежегодный обзор психологии, 58 (1), 515–541.

Вуд, В., и Игли, А. Х. (2010). Пол. В С. Т. Фиске, Д. Т. Гилберте и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., том 1, стр. 629–667). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Чжан, С., Шмадер, Т., и Форбс, К. (2009). Влияние гендерных стереотипов на выбор карьеры женщинами: открывая стеклянную дверь. В М. Баррето, М. К. Райан и М. Т. Шмитт (ред.), Стеклянный потолок в 21 веке: понимание барьеров на пути к гендерному равенству  (стр. 125–150).

Атрибуция СМИ

  • «ЛГБТ-активисты подверглись нападению во время акции «День поцелуев» против гомофобного законопроекта в Москве» Ромы Яндолина под лицензией CC BY-SA 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *