Темперамент и профессия — Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень
Для правильного выбора профессии человеку необходимо представление не только о том, какие профессии существуют, но и о том, на что способен сам человек, какими психологическими качествами он должен обладать, чтобы добиться успеха в выбранном деле. Чтобы избежать ошибок в процессе выбора профессии, нужно хорошо знать свои личностные особенности, уровень подготовленности, интересы, склонности. Разговор о своих личностных особенностях мы начнём с понятия «Темперамент».
Темперамент влияет на скорость запоминания, быстроту восприятия новой информации, живость ума, длительность концентрации внимания, способность не отвлекаться, длительно хранить в памяти определенные сведения. Темперамент задает темп деятельности, ее ритм, характеристики реагирования на внешние воздействия.
Темперамент – качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций.
Не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера, которые не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от его темперамента, а от способностей, знаний, навыков и направленности личности.
В пятом веке до нашей эры в Греции жил великий ученый Гиппократ, в роду которого было 17 поколений врачей. Опыт и наблюдательность помогли ему описать ныне всем известные типы людей: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Четыре темперамента Гиппократ сравнивал с четырьмя стихиями: огонь, земля, вода, воздух. Гармония четырех стихий создает жизнь на земле, гармония четырех начал в человеке позволяет ему жить полноценной жизнью.
«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», — писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.Давайте сформулируем краткие характеристики для каждого типа темперамента:
- Флегматик – работоспособный, малоэмоциональный, серьёзный, надёжный, спокойный.
- Сангвиник – активный, энергичный, жизнерадостный, легкомысленный, беззаботный.
- Холерик – очень энергичный, вспыльчивый, эмоциональный, напористый, чувствительный.
- Меланхолик – замкнутый, ранимый, сдержанный, задумчивый, грустный.
Профессор А Векслеар предложил положить в основу деления людей по темпераменту их способность активно или пассивно относиться к окружающему миру. С этой точки зрения
Сангвиник тоже отличается активной жизненной позицией. Он легко приспосабливается почти ко всякой среде, к любым переменам, отличается оптимизмом и легко вступает в контакты с людьми. Сангвиник почти всегда инициатор в общении, немедленно откликается на подобные проявления со стороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивыми и непостоянными. Он, как рыба в воде чувствует себя в большой компании незнакомых людей, а новая необычная обстановка ему только в радость. В сангвинике всегда теплится надежда на лучшее будущее.
Меланхолики и флегматики – люди пассивные. Они успешно приспосабливаются лишь к узкой среде (семья, кружок друзей и единомышленников) и почти не нуждаются в широком круге общения. Флегматик, например, устанавливает социальные контакты очень медленно, свои чувства проявляет мало и долго может не замечать, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Зато он устойчив и постоянен в своём отношении к человеку. Флегматик любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их.
Чтобы узнать больше об особенностях разный типов темперамента и определить свой собственный тип, мы предлагаем вам выполнить следующий тест на определение темперамента.
Источник информации:
- Коломинский, Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с., ил.
- Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.
Темперамент это…
Темперамент — это совокупность психических и физиологических черт человека, которые определяют характер его реакций на внешние раздражители. К последним относится все окружающее: другие люди, животные, события, обстоятельства и прочее.
В ЕГЭ по обществознанию темперамент — это головная боль всех сдающих. Правда они этого не осознают, а понимают только уже после сдачи экзамена. Чтобы вам не снизили баллы по этой теме, надо четко себе представлять, что такое темперамент? В этой статье кратко и простыми словами как раз об этом как раз и поговорим!
Кстати, перед прочтением этой статьи рекомендую статьи: что такое личность и про понятия индивидуальность, личность человека.
Понятие
Перечитайте определение в начале его статьи. Далее мы его разберем на примерах.
Ну то есть: вот едете вы в переполненном автобусе, вас со всех сторон давят, наваливаются. Вас это бесит, и не только Вас, кстати! Других тоже. Но каждый на это реагирует по разному: кто-то начинает пререкаться с кондуктором, кто-то просит открыть форточку, кто-то просто уставился в одну точку и слушает музыку или аудиокнижку, а кто-то выйдя из автобуса вслух обматерит его и всех его пассажиров, так, что никто не услышал, но тем не менее вслух.
В этом и проявляется темперамент: характер реакции на внешние раздражители. То же самое и с любыми другими ситуациями.
В психологии темперамент понимается исключительно как «совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства».
Между тем в обществознании нам важно понять суть: чем обусловлен темперамент — биологическими или социальными чертами, врожденными или приобретенными? Разобраться в этом крайне важно, потому как многие вопросы на реальном экзамене проверяют именно это. Кстати, про соотношение природного и биологического в человеке детально тут.
Чем обусловлен темперамент
О темпераменте ученые задумались давненько. Одним из первых известных нам людей был Гиппократ — отец медицины. Он считал, что каждый человек реагирует на другого исходя из баланса четырех жидкостей в его организме. Если у тебя много желчи, то будешь холериком (ниже опишем эти виды), и так далее. Гиппократ положил начало гуморальной теории темперамента.
Что же дальше. Дальше был И.П. Павлов, известный физиолог. Проводя свои бесчисленные эксперименты над бедными собаками, он пришел к выводу, что характер рефлексов животных обусловлен не абы чем, а строением нервной системы каждой особи. Именно от нервной системы и зависит реакция животного или человека на внешние раздражители.
Схема «Типы темперамента»
Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые позже соотнесли с четырьмя типами темперамента:
- Сангвиники — люди с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Это реалисты, материалисты, «живчики», которым постоянно что-то надо от жизни.
- Холерики — люди сильный, неуравновешенный, подвижный. Возбуждение у таких преобладает над торможением. Такие люди будут скорее всего вечно что-то искать: смысл жизни, какую-то высшую цель, не понимая, что сами себе ее могут поставить.
- Флегматики — это люди сильной, уравновешенно и инертной нервной системой. Расшевелить флегматика практически невозможно. Он будет невозмутим даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Как правило это пофигисты.
- Меланхолики — это люди со слабой, неуравновешенной подвижной или инертной нервной системой. Это люди как правило интроверты, направленные в себя. Они могут быть буддистами, аскетами, людьми неординарными и очень интересными, но легко восприимчивыми и ранимыми.
Важно понимать, что в реальности чистых видов практически нет, преобладают смешанные виды.
«Ну так и что?», — спросите Вы. Чем же обусловлен темперамент: природой или социальными явлениями? Кстати, что такое социальное, смотрите здесь. Разумеется природой, биологией. Сами подумайте. Если каждый вид темперамента — это какой-то конкретный вид нервной системы. А чем обусловлена нервная система? Разумеется строением клетки ДНК, наследственностью. То есть если у вас, к примеру, оба родители были флегматиками, то и Вы скорее всего будете таким же. Но тут, понятно, что и у Ваших родителей были родители и как там наследственность повернется, бог его знает!
Но еще раз, темперамент — обусловлен биологически, это биологическое свойство личности. Запомните раз и навсегда. Нервная система — это биология, анатомия. Она не возникает под влиянием воспитания, социализации или в ходе получения обыденного опыта! Она наследуется от рождения и поэтому врожденный! Поэтому если видите в задании ЕГЭ выбрать биологически обусловленные в человеке явления и видите темперамент — смело его выбирайте!
Кстати, все ответы на Банк заданий ФИПИ ЕГЭ по обществу можно скачать отсюда. А ответы ФИПИ по ОГЭ есть тут.
Поделиться в соц. сетях
Что это такое и почему это важно?
Детская глухотаСлух и равновесие
Отзыв Кэтрин Кронин Каротта, Ed.
D. CCC-SLP«Мы потратили много времени, работая с логопедом и нашим специалистом по работе с родителями и детьми, чтобы помочь нашему сыну развить разговорную речь. Мы были так взволнованы, когда он выучил свои первые слова, что хотели показать нашей семье большие достижения нашего сына. К нашему большому разочарованию, когда мы просим его поговорить, он замыкается в себе и не решается общаться с другими. Как его мать, мне нравится находиться среди множества людей, но мне интересно, не будет ли мой общительный характер неудобным для моего сына». — Мать ребенка с кохлеарными имплантами
Это слишком распространенная история об общительном родителе, у которого есть ребенок, который склонен замыкаться в себе при знакомстве с новой социальной средой.
Понимание темперамента каждого ребенка и каждого родителя является важной частью планирования сеансов общения и включения учебного опыта в повседневную жизнь. Взгляд на темперамент может помочь родителям, врачам и педагогам осознать индивидуальные различия, понять, как темперамент может быть связан с поведением, и разработать стратегии для повышения
Темперамент определяется как «совокупность врожденных черт, определяющих уникальный стиль поведения ребенка, а также то, как он воспринимает мир и реагирует на него» (Kristal, 2005, стр. 8). На эту тему были проведены обширные исследования. Одно знаменательное исследование, проведенное Томасом, Чессом и Берчем (1956) следили за людьми от младенчества до взрослой жизни. Данные, собранные в ходе этого исследования, позволили Томасу и его коллегам определить следующие девять характеристик темперамента для описания стиля поведения ребенка:
- Сенсорный порог описывает уровень стимуляции, необходимый для того, чтобы вызвать реакцию у ребенка;
- Уровень активности описывает уровень двигательной активности ребенка;
- Интенсивность – уровень реактивной энергии реакции, уровень выраженности у ребенка счастья, печали, гнева;
- Ритмичность – это степень предсказуемости ребенком функций организма, таких как аппетит, циклы сна/бодрствования, модели выделения;
- Адаптивность описывает, насколько легко ребенок приспосабливается к изменениям или переходам;
- Настроение — это качество расположения ребенка, такое как счастливый, грустный, серьезный, капризный;
- Приближение/удаление
- Настойчивость описывает способность ребенка продолжать заниматься, когда возникают трудности; и
- Отвлекаемость — это легкость, с которой ребенок демонстрирует определенный уровень концентрации или внимания.
(Кристалл, 2005, с.15).
Изучение темперамента ребенка по отношению к темпераменту опекуна или воспитателя может дать ценную информацию о том, как ребенок реагирует на окружающую его среду. Например, если ребенок склонен не торопиться при переходе от одного вида деятельности к другому, а воспитатель быстро меняет занятия, не предупреждая ребенка, ребенок может демонстрировать сопротивление новому виду деятельности. Однако при достаточном предупреждении ребенок может с радостью перейти к новым видам деятельности. Принятие точки зрения темперамента облегчает совместное понимание того, как наилучшим образом удовлетворить эмоциональные, социальные и учебные потребности ребенка. Беседы о темпераменте также могут дать направление для выбора подходов к вмешательству или предложить родителям разные точки зрения на способности их ребенка. Следующий видеоклип демонстрирует позитивную стратегию матери в отношении ухода ребенка из социальных ситуаций.
Ссылки
Каган, Дж. (2010). Нить темперамента: как гены, культура, время и удача делают нас такими, какие мы есть. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фонд Даны.
Кристал, Дж. (2005). Перспектива темперамента: работа со стилями поведения детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Brookes Publishing Co.
Томас А. и Чесс С. (1986). Продольное исследование в Нью-Йорке: от младенчества до ранней взрослой жизни. В Р. Пломине и Дж. Данне (ред.),
Детская глухота Слух и равновесие
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript и повторите попытку.
Обзор темпераментаThe Center for Parenting Education
Темперамент, часть уникального ребенка, относится к индивидуальному плану, с которым рождается каждый ребенок и который определяет его реакцию на окружающий мир.
На основе тридцатилетнего исследования, начатого в 1956 году, темперамент объясняет, почему одни дети очень легкомысленны, а другие более требовательны к родителям. Иногда вы слышите, как этих трудных детей называют «трудными» или энергичными; часто это происходит потому, что у них есть черты темперамента, которые делают их более требовательными к родителям.
Исследования развития детей выявили 10 черт темперамента, которые в той или иной степени присущи каждому человеку. Это:
1. Интенсивность
Выражает ли ваш ребенок радость или разочарование сильно и драматично? Или ваш ребенок мягко выражает эти чувства?
2.
Уровень активности Трудно ли читать книгу с ребенком, потому что он всегда в пути? Или ваш ребенок предпочитает сидячие тихие занятия?
3. Регулярность
Ваш ребенок ест и спит в предсказуемое время? Или ваш ребенок непредсказуем в плане еды и сна?
4. Качество настроения
Ваш ребенок обычно в хорошем настроении? Или ваш ребенок кажется более серьезным?
5. Эмоциональная чувствительность
Сильно ли реагирует ваш ребенок на собственные или чужие чувства и эмоции? Или ваш ребенок, кажется, не осознает, что он или другие чувствуют?
6. Сенсорная чувствительность
Ваш ребенок положительно или отрицательно реагирует на звуки, вкусы и текстуры?
7. Адаптивность
Испытывает ли ваш ребенок трудности с изменением распорядка дня или с переходом от одного вида деятельности к другому? Или ваш ребенок справляется с ними гладко?
8.
Подход/уход Легко ли ваш ребенок подходит к новым ситуациям или людям? Или ваш ребенок, кажется, сдерживается, когда сталкивается с новыми ситуациями, людьми или вещами?
9. Отвлекаемость
Ваш ребенок легко отвлекается, когда пытается делать работу по дому? Или ваш ребенок остается на задании?
10. Настойчивость
Сильно ли реагирует ваш ребенок, когда ему говорят «нет»? Ваш ребенок с трудом отпускает идеи? Или ваш ребенок, кажется, сдается, не пытаясь изо всех сил?
Вы можете адаптировать свои стратегии воспитания так, чтобы они лучше соответствовали потребностям ваших детей.
Знание того, как реагируют ваши дети, поможет вам и вашим детям более успешно справляться с трудными ситуациями.
Вы можете научить своих детей управлять своими реакциями.
Тогда вы оба сможете оценить положительные стороны этой черты.
Например, детей, которых считают «упрямыми», можно рассматривать как настойчивых. Точно так же дети, которых называют «негативными», могут считаться серьезными.
Часто одни и те же характеристики, которые затрудняют воспитание детей, являются теми же качествами, которые хорошо служат им во взрослом возрасте.
Например, очень драматичный и напористый ребенок может быть очень интересным даже в детстве и может стать успешным актером, адвокатом или учителем. Очень разборчивый (проницательный) едок может стать главным шеф-поваром.
Вы можете повысить самооценку и построить более позитивные отношения.
Научившись работать со своим уникальным ребенком, а не против него, вы сможете оказывать сильное влияние на его развитие.
Чтобы определить темперамент ваших детей (и свой собственный), используйте Шкалы оценки темперамента. Ответьте на вопросы, предусмотренные для каждой черты, чтобы помочь вам определить, где находятся ваши дети по каждой шкале.