Темперамент в психологии это: Темперамент. Что такое «Темперамент»? Понятие и определение термина «Темперамент» – Глоссарий

Содержание

характеристика и определение темперамента человека

Темперамент — это определённый набор свойств психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности. Он выражается в поведении, интенсивности проявления чувств, в отношениях к окружающей реальности. Психологический темперамент выступает основой в формировании характера личности. Он обуславливает особенности динамики психической деятельности, а именно скорость реакций, интенсивность, темп, ритмичность, стремительность, амплитуду, с одной стороны, а с другой – силу эмоциональных проявлений личности, ее впечатлительность, лабильность, длительность, скорость возникновения чувств и их прекращения.

Теории темперамента

Выделяют конституциональные и факторные теории о темпераменте.

Конституциональные теории направлены на обнаружение взаимосвязи между психическими свойствами строением тела субъекта.

Э. Кречмер полагал, что индивиды обладают определенным телосложением вследствие наследственной предрасположенности к некоторым психическим заболеваниям. Поэтому он выделял 4 типа телосложения: пикник, диспластик, лептосоматик, астеник. Согласно такой типологии он описал три типа темперамента: иксотимик, шизотимик, цикломатик.

В 40-х годах, в США, Шелдон сформулировал свою концепцию темперамента, которая заключалась в видении тела и темперамента, в качестве параметров одного объекта – личности. Строение тела обуславливает темперамент, который представляет из себя его функцию. Шелдон основывался на существовании определенного соматотипа, то есть типа телосложения, и определял его при помощи трех главных признаков: эктоморфия, эндоморфия, мезоморфия. В соответствии с перечисленными параметрами он выделял три типа телосложения: церебротоники, висцеротоники, соматотоники.

Со временем большинство конституциональных теорий темперамента в психологии поддались острой критике. Главным недостатком подобных теорий считается недооценка, а иногда и открытое игнорирование роли среды и условий социума в образовании психологических свойств личности.

На рубеже 19 – 20 веков появились изыскания, которые сводились к изображению проявлений свойств темперамента субъектов в повседневной обстановке. Так появились факторные теории.

К. Юнг разделил всех индивидов в зависимости причин активности психики, которые могут быть внешними или внутренними, на интровертов и экстравертов. А Нидерландские ученые Э. Вирсма и Г. Хейманс создали опросник, при помощи которого стремились определить основные свойства темперамента, обнаруживающиеся в поведении субъектов. Они считали, что к таким параметрам темперамента нужно отнести три биполярные характеристики: эмоциональность-отсутствие эмоциональности, активность-пассивность, первичная-вторичная функции.

Эмоциональность или отсутствие эмоциональности определяется частотой и интенсивностью проявления эмоциональных реакций в отношении ситуаций, которые вызвали такие реакции. Активность или пассивность проявляются в активности или наоборот в отсутствии активности в труде, обучении, дома, отдыхе. Субъекты с первичной функцией интенсивно и быстро реагируют на посылы окружающего мира, однако эффект быстро гаснет. Субъекты с вторичной функцией характеризуются слабой первичной реакцией на определенный раздражитель, которая постепенно увеличивается и сохраняется на более длительный промежуток времени.

Айзенк определял людей с первичной функцией к экстравертам, а с вторичной – к интровертам. Субъекты с первичной функцией проявляют себя импульсивными, легко мирящимися с обстоятельствами, находящимися в движении, веселыми, шутливыми, легкомысленными, с легкостью идущими на контакт с социумом личностями. Индивиды, у которых преобладает вторичная функция, более серьезные, они в основном педанты, характеризуются спокойствием, выдержкой, замкнутостью, добросовестностью, склонностью к депрессивным состояниям. При комбинировании перечисленных характеристик можно получить восемь типов темперамента.

Итак, понятие темперамента подразумевает под собой совокупность психических свойств, которые являются составной частью личности, характерных для конкретного индивида и определяют его поведение и взаимодействие со средой. Определить тип темперамента можно при помощи разнообразных методик, специально разработанных опросников и тестов.

Темпераменты человека

Давно установлен факт, что человеческая психика неповторима. Ее уникальность имеет тесную взаимосвязь со специфичностью биологической и физиологической структуры, развития организма, уникальной композиции социальных взаимодействий и контактов. Понятие темперамента содержит в себе различия в психических проявлениях между индивидами. Эти различия заключаются в глубине, силе, стабильности эмоциональных реакций, впечатлительности, активности, темпе реакций и других подвижных, индивидуально-устойчивых психических свойств, поведения и деятельности.

Сегодня ученые признали тот факт, что темперамент является своеобразным биологическим базисом, на котором основывается развитие индивида в качестве социальной личности. Темперамент воспроизводит динамические стороны поведения, главным образом, врожденного характера. Собственно поэтому свойства темперамента являют собой наиболее неизменными и константными в сравнении с прочими психическими особенностями личности. К наиболее неординарным особенностям темперамента можно отнести закономерность сочетания различных свойств темперамента конкретного индивида. Все свойства динамической характеристики, присущие конкретному индивиду, взаимосвязаны между собой и образуют определенный союз.

Психологический темперамент – это специфический набор индивидуально-своеобразных проявлений психики, которые обуславливают динамичность психической деятельности личности. Они характеризуются одинаковым проявлением в различных видах деятельности, однако они не подвластны содержанию такой деятельности, ее целям, мотивациям и остаются неизменными в зрелом возрасте. В зависимости от взаимосвязей, психические свойства характеризуют типы темпераментов.

Ученые давно установили подчиненность течения психических процессов и поведенческих характеристик человека функционированию нервной системы, которая выполняет доминирующую и контролирующую роль в организме личности. Теория взаимосвязи отдельных общих свойств процессов психики с темпераментом была предложена Павловым.

Павлов сделал вывод, что виды нервной системы проявляют себя в качестве врожденных компонентов и сравнительно слабо подвержены модификациям под влиянием среды и воспитательных процессов. Он полагал, что параметры нервной системы создают физиологический фундамент темперамента, являющийся психической реакцией универсального типа нервной системы. И. Павлов внес предложение распространить на людей типы нервной системы, выявленные в ходе исследований животных.

Можно выделить следующие важнейшие свойства темперамента, которые обуславливают определенные типы темперамента человека: реактивность, активность и соотношение между ними, сензитивность, ригидность и пластичность, темп реакций, интроверсия-экстраверсия, эмоциональная возбудимость.

Сензитивность выражается в наименьшей силе внешних влияний, необходимой для возникновения любой психологической реакции.

Реактивность определяется степенью непреднамеренности реакций либо на внутренние, либо на внешние раздражители равной силы, например, критические высказывания или обидные слова.

Активность демонстрирует, насколько сильно (интенсивно) субъект влияет на окружающую внешнюю среду и преодолевает преграды в решении задач, достижении собственных целей, намерений, например, настойчивость, целеустремленность, концентрация внимания.

Соотношение активности и реактивности обуславливает зависимость деятельности субъектов, начиная от случайных внутренних или внешних условий, например, настроения, или от намерений, взглядов, целей.

Пластичность и ригидность проявляется в простоте и гибкости адаптации индивида к воздействиям внешнего характера (пластичность) или в инертности его поведения.

Темп реакций обуславливает быстроту протекания всевозможных психических процессов, например, скорость ума, темп речи, динамичность жестов.

Экстраверсия-интроверсия характеризует подвластность реакций и деятельности индивидов внешним впечатлениям, которые возникают в данное конкретное мгновение (экстраверсия), или от представлений, образов и мыслей, которые связаны с минувшим и будущим (интроверсия).

Эмоциональная возбудимость обуславливается тем, насколько слабо выражено необходимое воздействие для появления эмоциональных реакций, с какой быстротой они возникают.

Основываясь на вышеперечисленных свойствах, выделяют 4 типа темперамента – это сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Гиппократ и темперамент

Творцом теории о типах темпераментов можно по праву назвать Гиппократа – древнегреческого врача. Он утверждал, что индивиды разделяются в зависимости от соотношения 4-х главных жидкостей, находящихся в теле субъектов: флегмы, крови, желтой и черной желчи, вмещающихся в его организме. Описание темпераментов Гиппократом является первой типологической теорией.

Темперамент холерик по теории Гиппократа характеризуется превалированием желтой желчи, что делает субъекта импульсивным.

Флегматик темперамент характеризуется доминированием лимфы, что делает субъекта медлительным и спокойным.

Темперамент сангвиник обуславливается преобладанием крови, что делает личность подвижной и веселой.

Меланхолик темперамент определяется преобладанием черной желчи, что делает индивида боязливым и грустным.

Каждый темперамент характеризуется наличием и положительных, и отрицательных качеств. При помощи воспитательного процесса, контроля и самосовершенствования можно дать возможность каждому типу темперамента проявлять себя с лучших сторон.

Меланхолик темперамент, например, может обнаружить себя человеком впечатлительным, с глубочайшими переживаниями, волнениями и эмоциями.

Флегматик темперамент – выдержанной и ответственной личностью, человеком, не предрасположенным к принятию поспешных и необдуманных решений.

Темперамент сангвиник может проявиться в качестве энергичности и гибкости, умении быстро справляться с любым видом деятельности, а темперамент холерик может выражаться в страстном энтузиазме.

Меланхолик является замкнутой и довольно застенчивой личностью, что может мешать ей в процессе налаживания социальных контактов. Флегматик характеризуется выраженным безразличием к окружающим людям, что тоже не способствует социальным контактам. Сангвиник отличается своей поверхностью, непостоянством, некоторым легкомыслием и разбросанностью, что ведет к быстрой смене интересов и безразличию. Беда холерика лежит в его поспешности в принятии решений, что ведет к неправильным решениям.

Виды темперамента

Сегодня наиболее распространена типология, которая включает в себя 4 темперамента.

Индивид с сангвиническим типом темперамента выделяется сравнительно слабой интенсивностью процессов психики и быстротой сменой одних процессов другими. Сангвинику присущи легкость и скорость возникновения новых состояний эмоционального характера, которые вследствие быстрой смены одного состояния на другое, не оставляют глубокого следа в его сознании.

Часто сангвинический индивид отличается довольно богатой мимикой, а его эмоциональным волнениям сопутствуют разнообразные выразительные жесты и движениями. В принципе, сангвиника можно назвать жизнерадостным субъектом, отличающимся высокой подвижностью. Внешняя подвижность связана с быстротой психических процессов. Поэтому он довольно впечатлителен, менее сконцентрирован, быстро откликается на внешние раздражители и устремлен в собственные персональные переживания.

Сангвиники довольно легко справляются с порученными задачами, которым необходима быстрота мышления при условии, что такие задачи не будут чрезмерно трудными или серьезными. Сангвинический субъект легко берется за выполнение различной деятельности, однако вместе с тем также легко забывает о ней вследствие появления заинтересованности новым делом. В принятии решений он часто поспешен и редко их долго обдумывает. Он характеризуется легкостью в коммуникационном взаимодействии с окружающим социумом. Вместе с тем, его отношение к людям можно охарактеризовать как поверхностное, так как он легко и просто расстается со всеми привязанностями, очень быстро забывает неприятности и радости, разочарования и обиды.

Холерический индивид характеризуется большой силой и ярким проявлением эмоциональных реакций и скоростью их протекания, что демонстрируется в горячности и отходчивости, которая следует сразу за бурными переживаниями. Холерик характеризуется вспыльчивостью, страстностью и отличается резкой сменой эмоциональных состояний и чувств. У холерика все чувства очень глубоки, что и обуславливает то, что они могут захватить его целиком. Он всегда глубоко и сильно переживает все горести и радости, что проявляется в его мимике, жестах и действиях. Индивиды холерического типа выделяются высокой подвижностью, но природа их подвижности немного другая, чем у сангвиников. Сангвиник характеризуется быстротой, плавностью и ловкостью в движениях, а холерик – резкостью и стремительностью. Для холерического типа свойственна высокая активность и энергичность.

Меланхолическому индивиду свойственно довольно медленное протекание процессов. Эмоциональные переживания у людей с этим типом отличаются значительной глубиной, что накладывает отпечаток на всю структуру его личности. Эмоции, настроения и чувства меланхолика отличаются однообразностью, но вместе с тем и устойчивостью. Нередко они имеют астенический характер. Меланхолические индивиды нередко довольно болезненно реагируют на внешние обстоятельства, довольно легкоранимые, тяжело переживают жизненные трудности. Часто среди них можно встретить замкнутых и необщительных людей. Внешний облик меланхолика характеризуется медлительностью движений, однообразностью и сдержанностью. Психологическая характеристика темперамента меланхолика выражается в упадничестве, отсутствии бодрости и твердости в своих поступках, постоянными сомнениями, а в более резких проявлениях и пассивности, вялости, незаинтересованности доверенным индивиду делом.

Внешне флегматический субъект отличается, главным образом, малой подвижностью, медлительностью и вялостью движений, не энергичностью. От такого человека не следует ожидать быстроты реакций и действий. Его характеризует низкая эмоциональная возбудимость. Чувства и настроения флегматика отличаются ровностью и медленной изменчивостью. Такой человек характеризуется невозмутимостью и размеренностью действий. Мимика и жесты флегматика довольно однообразны и бледны, речь неторопливая, лишенная живости, ее не сопровождают выразительные движения. Перед любой деятельностью флегматичная личность будет долго и основательно обдумывать грядущие действия. Однако наряду с этим, принятые решения флегматик будет выполнять спокойно, и следовать им неотступно. Он характеризуется привязанностью к привычной работе, и плохим переключением на новые виды деятельности.

Однако не стоит думать, что личность можно отнести только к одному из представленных выше видов темперамента. Чистые сангвиники или флегматики, холерики или меланхолики в реальной жизни практически не встречаются. Характер любого индивида обычно неординарно объединяет в себе черты, свойственные разным темпераментам. Также не существует типов высшей нервной деятельности, которые бы идеально подходили для выполнения той или иной деятельности, так как любой ее вид предъявляет психике индивида и ее динамическим свойствам определенные требования. Поэтому можно сделать вывод, что темперамент и деятельность между собой тесно взаимосвязаны. Деятельность может способствовать развитию тех или иных качеств темперамента.

Определение темперамента

Типом нервной системы обуславливается психологическая характеристика темперамента, которая выражает, главным образом, врожденные характерные черты поведения. Именно посредством темперамента индивид проявляет свое отношение к происходящим событиям. Нужно понимать, что в мире не существует более хороших или совсем уж плохих типов высшей нервной деятельности. Каждый тип обладает своими особенностями. Типы темперамента человека представлены четырьмя, однако в чистом виде встретить у человека тот или иной темперамент практически невозможно.

Определение типа темперамента может помочь не только определить свой персональный тип, но и понять, какие качества присущи субъектам с другими видами темперамента. Для более эффективного взаимодействия с окружающим социумом и научению сглаживания «острых углов» в конфликтных ситуациях человеку следует знать, к какому из типов темперамента он может отнести себя и других. Зная свой темперамент, он сможет не только понимать свою реакцию на конкретный раздражитель и знать ее мотивы, но и предсказывать собственные поведенческие реакции в разнообразных ситуациях, что позволит более ясно, четко представлять персональные цели, строить детальный план поступков для их реализации. Это все в целом приведет к успешности и самоэффективности.

Определение типа темперамента окружающих людей поможет человеку выбрать верный стиль взаимодействия с определенными людьми. Так, например, с флегматическими или меланхолическими индивидами следует вести себя уравновешенно и спокойно, а с сангвиническими и холерическими типами, наоборот, более активно. Знание темперамента позволит улучшить отношения с окружающим социумом.

Определить тип темперамента можно при помощи теста Айзенка, который сегодня является наиболее распространенной методикой. Айзенк в своей методике использовал разработанную К. Юнгом шкалу, определяющую экстраверсию-интроверсию, на основе которой выстроил классификацию типов характеров, в зависимости от устойчивости нервной системы. Диагностика темперамента также может проводиться при помощи личностных опросников, разработанных такими известными личностями, как Стреляу, Русалов.

Характер и темперамент

Основными свойствами личности являются характер и темперамент. Темперамент не бывает плохим или хорошим. Он придает неординарность поведению личности, но ни при каких обстоятельствах не обуславливает мотивы, поступки, убеждения и моральные устои. Темперамент и личность тесно взаимосвязаны между собой. Он является общей основой множества личностных свойств и в первую очередь характера.

Человек может проявлять одинаковые динамические особенности в совершенно разных ситуациях, но при этом темперамент воздействует только лишь на форму выражения либо проявления характера. Так, например, настойчивость холерика обнаруживается в его бурливой деятельности, флегматика – в глубокой концентрированности. Каждый темперамент обладает своими собственными положительными или отрицательными акцентами. Примерами позитивных свойств холерика могут быть страстность, энергичность, активность, сангвиника – подвижность, оживленность, участливость, меланхолика – глубина и постоянство чувств, высокая эмоциональность, флегматика – уравновешенность и отсутствие торопливости.

Однако при этом не каждый холерик будет энергичным и не каждый сангвиник отзывчивым. Эти качества следует вырабатывать в себе, а темперамент может лишь облегчить или затруднить такую задачу.

Б. Теплов считал, что при любом типе темперамента появляется опасность формирования нежелательных черт характера. Холерический тип темперамента может провоцировать индивида на несдержанность, резкость, склонность к вспыльчивости. Сангвинический тип может привести индивида к легкомысленности, склонности разбрасываться, недостаточной устойчивости. При меланхолическом типе у индивидуума может сформироваться чрезмерная необщительность, замкнутость, склонность всецело погружаться в личные переживания, излишняя стеснительность и застенчивость. Флегматический тип может содействовать тому, что индивид будет апатичным, вялым, безынициативным, инертным, равнодушным к происходящим с ним и вокруг него событиям.

Некоторые свойства темперамента вырабатываются в деятельности личности и во многом обусловливаются ее направленностью.

Темперамент и деятельность тесно взаимосвязаны, ведь от типа темперамента зависит продуктивность деятельности. Характер также как и ценные качества личности формируются на основе выраженных свойств каждого типа высшей нервной деятельности.

Характеристика темпераментов

Характеристика типов темперамента основана на протекании нервных процессов, проявлении в деятельности, моторики.

Базисом темперамента сангвиника является тип нервной системы, характеризующийся подвижностью, силой и уравновешенностью. Сангвинику присуща высокая психическая активность, реактивность, скорость протекания психических процессов, живость, пластичность, быстрота движений и темпа речи. Он характеризуется легкой приспособляемостью к быстро меняющимся условиям среды и высокой сопротивляемостью жизненным трудностям. В деятельности он отличается энергичностью, продуктивностью и работоспособностью. В общении легко устанавливает социальные контакты, отзывчивый, коммуникабельный, непостоянен и изменчив.

Базисом темперамента холерика является тип нервной системы, характеризующийся силой, неуравновешенностью и подвижностью. Холерику присущ высокий уровень психической активности, реактивности, лабильность. Он характеризуется сильными и энергичными движениями, резкостью и стремительностью жестов, выразительностью мимики, быстротой речи. У холерика повышенный уровень эмоциональной возбудимости. В деятельности он характеризуется увлеченностью. В общении холерик бывает вспыльчивым, необузданным, нетерпеливым, несдержанным, лаконичным. У него превалирует деловой стиль общения.

Базисом темперамента флегматика является тип нервной системы, характеризующийся силой, уравновешенностью и инертностью. Такие люди всегда спокойные, настойчивые и уравновешенные.

Флегматики характеризуются низкой степенью психической активности, медлительностью протекания психических процессов. Им присуща невысокая реактивность и эмоциональная возбудимость. Движения у них медленные, невыразительные и немногочисленные. Мимика и жесты довольно однообразны. Речь равномерная и мало эмоциональная. Флегматики – это невозмутимые люди с неизменным настроением и устремлениями. В деятельности они склонны проявлять упорство и продуманность. Стараются доводить начатое дело до логического завершения. Флегматик с опасением относится к переменам. Им трудно привыкать к новым индивидам, поэтому отличаются постоянством общения. Они с трудом сближаются с новыми людьми.

Базисом темперамента меланхолика является тип нервной системы, характеризующийся слабостью, повышенной чувствительностью. Он характеризуется низкой стадией психической активности, замедленным протеканием всех психических процессов, сравнительно быстрой утомляемостью. Ему присущи медленные, сдержанные движения, слабо выраженные жесты, приглушенная речь, выразительная мимика, повышенная утомляемость. В общении меланхолики избирательны, устойчивы и постоянны в привязанностях, надежны и замкнуты.

Для того чтобы иметь возможность в общении, обучении, совместной деятельности, учитывать собственные особенности или характерные проявления других людей, нужно знать, как определить темперамент.

Особенности темперамента

Сегодня описание темпераментов представляет собой описание совокупности природных свойств, обусловливающих динамические особенности человеческой психики, например, интенсивность, быстрота, ритм процессов психики, которые в равной степени обнаруживаются в разной деятельности вне зависимости от ее мотивов, содержания и целей.

Тип высшей нервной деятельности не отражает мотивационную сторону личности, морально-ценностные ориентиры, мировоззрение и не определяет ее содержательные характеристики. Он всего лишь задает конфигурацию, в которой выражаются все остальные черты. Наряду с этим некоторые особенности типов высшей нервной деятельности могут противостоять или способствовать формированию определенных качеств личности.

Темперамент существенно видоизменяет все внешние воздействия, которые влияют на развитие личности. Он отличается от прочих явлений, которые делают психику динамичной (настроение, мотивы, социальное давление) комплексом только ему свойственных особенностей. Первая особенность – это онтогенетическая первичность, которая заключается в том, что если просматриваемая у взрослого индивида динамическая особенность была ранее ему присуща, то она, естественно, имеет отношение к свойствам темперамента. Вторая особенность – устойчивость, которая заключается в том, что качества типов высшей нервной деятельности на протяжении длительного промежутка времени не изменяют свою относительную величину, ранговые места в системе качеств личности. К темпераменту имеют отношения только лишь определенные особенности динамического характера, которые при рядовых жизненных условиях выражаются особенно часто и более типичны данному индивиду. Это является третьей особенностью. Четвертая заключается в том, что все свойственные качества темперамента обнаруживаются даже при неблагоприятных, сдерживающих их факторах.

Темперамент ребенка

Все индивиды на планете разные и обладают уникальным набором качеств, черт. Каждый субъект в жизни выбирает свою дорогу и близкую ему роль. Так, например, если присмотреться, то в любой группе людей можно выделить лидеров, у которых стопроцентно будет превалировать сангвинический темперамент.

Движущей силой любого коллектива являются индивиды с преобладанием холерического темперамента. Также и дети, какими бы они не казались похожими, обладают индивидуальным набором черт и качеств, свойств нервной системы, присущих конкретному малышу. Для того чтобы правильно воспитывать ребенка, эффективно с ним взаимодействовать и обучать его, нужно знать, как определить тип высшей нервной деятельности. Ведь он в будущем предопределит развитие его психики, формирование характера, склонностей и способностей к какому-нибудь виду деятельности, способа проявления эмоций и т.д.

Темперамент и личность ребенка между собой тесно взаимосвязаны. Ведь темперамент является природным фундаментом для проявления личностных психологических качеств. Но не стоит забывать, что при любом типе высшей нервной деятельности можно сформировать у ребенка качества, которые не будут присущи данному темпераменту. Для того чтобы знать каким качествам стоит уделить большее внимание при воспитании малышей, для лучшего их понимания, развития всесторонней личности, нужно определить, какой именно тип преобладает у них.

Диагностика темперамента у детей проводится при помощи наблюдения за их поведением и специально адаптированных личностных опросников. Наиболее быстро можно определить тип темперамента при помощи опросника, разработанного Айзенком. Недостатком его является то, что с его помощью невозможно диагностировать детей дошкольного возраста. Для изучения темперамента у малышей дошкольного возраста лучше использовать методику, предложенную Кашаповым. Она заключается в направленном наблюдении за детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

психолог объяснил, как использовать темперамент и характер для достижения целей

Общество

От природы все люди, действительно, особенные. Эти особенности заложены в психике человека, которая формирует темперамент и характер.

Индивидуальность человека не просто красивое выражение. От природы все люди, действительно, особенные. Эти особенности заложены в психике человека, которая формирует темперамент и характер.

Что же представляют собой эти свойства личности, о которых так часто говорят психологи и советуют принимать во внимание при выборе профессии и жизненного пути? Как использовать знания об особенностях темперамента и характера во благо, для достижения успеха? И как определить свой тип темперамента и доминирующие черты характера и при необходимости скорректировать их? На эти вопросы журналисту ФАН ответила психолог-коуч Мария Рощина.

Что такое темперамент и характер

Наука считает, что в формировании индивидуальных особенностей личности первичную роль играет темперамент. Именно его называют «биологическим фундаментом», на котором строятся личностные черты: устойчивость эмоций, впечатлительность, энергичность, приверженность определенному темпу жизни, реакция на внешние факторы.

Темперамент можно считать врожденной склонностью — с течением жизни он не меняется. Он же определяет особенности поведения и реакций человека, независимо от того, какой деятельностью он занят.

Среди свойств темперамента выделяют: реактивность — степень реакции человека на внешний раздражитель, будь то событие или брошенное в его адрес обидное слово; активность — энергичность, которая показывает, насколько интенсивно человек стремится воздействовать на внешний мир; пластичность — способность приспосабливаться к внешним условиям, подчиняться им; ригидность — инертность поведения в той или иной ситуации; эмоциональную возбудимость — силу эмоциональной реакции и скорость ее возникновения.

На основе этих черт психики строится характер — система особенностей человека, которая показывает или позволяет спрогнозировать его действия и поведение в конкретной ситуации. Говоря о характере, подразумевают совокупность черт, которые заметны в поведении человека больше всего, например: легкомыслие или вдумчивость; смелость или трусость; добросовестность или несерьезность при выполнении работы.

«Характер нужен человеку для того, чтобы выжить в мире и обществе, — комментирует психолог-коуч Мария Рощина. — Одним из частых его проявлений становится героизм. Человек стремится быть героем, и это естественно, так как это приносит удовлетворение. Но так как в повседневной жизни немного возможностей для героизма, людям свойственно создавать такие ситуации. Примером тому — мода, телевидение, религия, поддержка любимой спортивной команды. Приобщаясь к одному из «течений», человек может ощущать себя героем, не совершая ничего героического».

Чем отличается характер от темперамента

Впервые о различиях между людьми, заложенными глубоко в их природе, говорил древнегреческий врач Гиппократ. Еще в V веке до нашей эры он предложил классификацию, которая в легла в основу общепризнанной сегодня типологии темпераментов.

В зависимости от комплекса психических свойств личности выделяют четыре типа темперамента человека. Сангвиник. Для таких людей характерна исключительная активность. Они быстро отзываются на происходящие вокруг события, стремятся к частой смене впечатлений. Постигающие их неудачи преодолевают легко: просто перешагивают и идут дальше. Их жизнь насыщенна, мимика выразительна, в общении они стремятся к лидерству, а их реакция часто зависит от внешних, так называемых ситуативных впечатлений. Флегматик. Для людей с такой психической организацией характерна невозмутимость. Они постоянны во всем, начиная от манеры общения и преобладающего настроения, заканчивая жизненными установками и приоритетами. Они настойчивы, устойчивы к стрессу, не склонны проявлять эмоции, в разговоре сдержанны. Внешние воздействия редко способны вывести флегматиков из себя. Они не склонны откликаться на новые впечатления и трудно сходятся с новыми людьми. Холерик. Энергичность и желание объять необъятное характеризуют людей с этим типом темперамента. Они склонны к бурному выражению эмоций, быстрые и порывистые, их настроение часто меняется, а новому делу они отдаются целиком и с настоящей страстью, при этом нередко быстро остывают и теряют интерес. Внешне отличить холерика можно по стремительным движениям, эмоциональной речи. Меланхолик. Их душевная организация — тонкая и ранимая. Это впечатлительные, глубоко переживающие, склонные к состраданию люди, которые с трудом находят общий язык с коллегами и сверстниками. Общению они предпочитают одиночество, неудачи воспринимают тяжело, долго анализируют, пытаясь определить свои ошибки. На внешние факторы реагируют с учетом прошлого опыта. В поведении спокойны, сдержанны, их речь тихая, приглушенная.

«Люди, склонные к состраданию и самопожертвованию, часто подвергаются травле в обществе, — отметила психолог-коуч Мария Рощина. — Они не дают сдачу, а если испытывают негативные эмоции, показывают их огорчением, плачем. Это становится побуждающим фактором для «садиста». Поэтому в детских коллективах те дети, которые быстрее других начинают плакать, чаще страдают от агрессии окружающих».

Влияние темперамента на характер 

Особенности темперамента с течением жизни не меняются, становясь основой характера. То, что дано человеку природой, определяет основу его поведения, его склонности, вещи, которые даются ему легко и, напротив, тяжело.

Например, живой и общительный сангвиник спокойно находит общий язык с любыми людьми, но при этом ему трудно довести до конца монотонный проект. В этом случае можно говорить о неусидчивости, как о черте характера.

Холерик как человек дела с головой погрузится в интересную ему работу, но от него едва ли можно требовать внимания к близким, то есть заботливости. Флегматику значительно сложнее проявлять инициативность и решительность по сравнению с уверенным в себе сангвиником. А меланхолик склонен к робости и тревожности, которые ему очень сложно преодолеть.

Роль темперамента в характере

Безусловно, люди разных темпераментов могут обладать сходными чертами характера. Но их поведение даже в близких по смыслу ситуациях будет разным. Например, и холерик, и меланхолик могут испытывать подозрительность по отношению к окружающим людям. Но если меланхолик попытается полностью пресечь общение с подозрительным человеком, отгородиться от него, то холерик попробует дать ему шанс, если это необходимо для дела.

Настойчивость тоже проявляется по-разному у людей различных темпераментов. Если флегматик будет медленно, но упорно и методично работать над достижением цели, то холерик попробует действовать энергично, агрессивно, нередко нахально, при необходимости пойдет по головам.

При этом склонность к определенной модели поведения вовсе не означает, что человек не может скорректировать особенности своей личности — как раз наоборот.

Факт. Способность управлять проявлениями темперамента становится показателем социальной зрелости личности. В этом случае выработанная с годами система черт характера, наполненная жизненными устремлениями, подчиняет себе те проявления темперамента, которые мешают в достижении целей.

Типы темперамента и характера в психологии и бизнесе

Кроме классической системы деления темпераментов существует другая, которая нередко используется в бизнесе. С ее помощью можно сформировать команду, которая будет успешно добиваться целей.

«В зависимости от темперамента людям присваивают определенный цвет, — отмечает Мария Рощина. — Исходя из вашего цвета, можно судить о том, какой вид деятельности вам идеально подходит». Желтые. Людей этого цвета называют интересующимися. Они добрые, дружелюбные, заботливые. Для них нередко характерны эпатажность, склонность к творчеству. В коллективе они становятся «солнышком», к которому тянутся все остальные. Синие. Такие люди умеют работать и отдыхать. У них отменно развиты аналитические способности, поэтому они быстро находят ошибки и могут направить работу по проекту в верное русло. В свободное время они — истинные тусовщики, легко переключают свое внимание с офисных будней на отдых и умеют расслабляться. Красные. Это прирожденные лидеры, готовые идти по головам и двигать любой проект вперед как мощный локомотив. Они агрессивны в работе и решениях, часто не склонны слышать чужое мнение, так как всегда знают, как лучше, как правильно и что делать дальше. Зеленые. В коллективе их могут считать ботаниками и тихонько над ними посмеиваться. Но никто не будет сомневаться в их ценности как сотрудников. Это отличные исполнители, усидчивые, всегда и все доводящие до конца. При этом они неконфликтны, добры и отзывчивы, а потому способны расположить к себе кого угодно.
«Создавая команду, поставьте во главу «красного», — советует психолог-коуч Мария Рощина. — Он будет идти вперед как паровоз и вытащит команду на новый уровень. Затем — очередь «синих». Несколько таких сотрудников проанализируют и найдут ошибки, допущенные «красным» и не позволят проекту сойти с намеченных «рельсов». «Желтый» тоже нужен, это «светлячок» в коллективе, к которому все тянутся. Он выполняет роль мотиватора. И наберите как можно больше «зеленых» — усидчивых исполнителей. Таким образом, ваша команда будет правильно укомплектована и будет давать плоды».

Черты характера и свойства темперамента

Первые черты характера, основанные на темпераменте, проявляются уже в младенчестве, а к подростковому возрасту многие из них становятся устойчивыми. При этом взаимосвязь характера и темперамента проявляется во всех аспектах жизни человека, формирует принципы его поведения, диктует интересы, желания и поступки.

Проявления характера могут выражаться по отношению к самому себе и окружающим людям. Тактичность или грубость, стремление помогать близким или нежелание видеть чужих трудностей, устойчивая привязанность или способность легко расставаться с людьми определяют особенности общения человека.

Другие проявления характера показывают его отношение: к себе — уверенность в своих силах или склонность к самобичеванию; к делу — добросовестность и ответственность или склонность не вдаваться в детали и всегда спешить; к вещам — аккуратность или небрежность, уважительное или не очень отношение к чужой собственности и культурным ценностям.

Черты характера закладывают программы поведения. И если программа сформирована, именно так человек и будет действовать в типичных ситуациях. При этом в детском, подростковом возрасте эти «программы» поддаются внешней корректировке — посредством усилий воспитателей, учителей, родителей, психологов. Во взрослом же возрасте человек, как правило, склонен соблюдать принятые программы действий и менять их только в том случае, если понимает, что они мешают в достижении поставленных целей.

Темперамент и акцентуации характера

Акцентуациями называют ситуации, когда та или иная черта в характере человека преобладает над другими — например, склонность к самокритике, самопожертвованию или выраженная небрежность. Такой перекос характера не признается в психологии расстройством, однако он может создавать массу проблем для человека и окружающих его людей. С ним становится трудно общаться, работать, в то же время акцентуация мешает человеку правильно оценивать себя, лишает возможностей для гармоничного развития.

От типа темперамента акцентуации не зависят и могут проявляться как у общительных сангвиников, так и закрытых меланхоликов. Обычно они не диктуют правила поведения и проявляются не постоянно, а лишь время от времени, в связи с конкретной ситуацией или обстановкой. Как правило, акцентуации развиваются в подростковом возрасте и по мере взросления человека сглаживаются.

Тест на темперамент характера

Существует несколько тестов, которые помогают определить тип темперамента и спрогнозировать особенности характера и поведения человека в будущем. Чаще всего психологи используют такие опросники. Личностный опросник Айзенка. Был составлен британским психологом Гансом Айзенком в середине прошлого века, но не только не утратил актуальности, но и остается самым часто используемым тестом в этой области. Он включает 57 вопросов, отвечая на которые человек указывает характерные для него принципы поведения в конкретных ситуациях. На заполнение отводится 10 минут. При определении результата руководствуются шкалами экстраверсии и нейротизма. Формула темперамента Белова. Включает четыре таблицы с вопросами, на которые нужно отвечать «да» или «нет». В зависимости от общего количества плюсов (положительных ответов) в каждой из таблиц, можно определить доминирующий тип темперамента. Опросник Стреляу. Составлен польским психологом Яном Стреляу для определения особенностей работы нервной системы испытуемого: склонности к возбуждению и торможению. Он разработал собственную систему темпераментов, которая отличается от общепринятой, но позволяет определить, является ли человек экстравертом или интровертом. В опроснике 134 вопроса, отвечать на них нужно «да» или «нет».

Направленность личности, характер и темперамент

Учитывая личностные особенности человека, можно помочь ему достичь успеха в жизни, добиться лучшего результата, стать успешным в учебе и работе. В основе направленности личности лежит мотивация, которая подразумевает удовлетворение потребностей.

Одних людей вполне устраивает удовлетворение лишь физиологических потребностей. Для них характерны инертность, нежелание ничего менять в жизни. Такой образ поведения может сформировать меланхолик.

Других людей интересует реализация собственного творческого потенциала, удовлетворение социальных потребностей в общении, социальном росте, что характерно для сангвиников и холериков. Но направленность личности можно скоординировать, независимо от исходного темперамента. Только действовать в каждом случае нужно по-разному.

Сангвиник — «доверяй, но проверяй»

Сангвиники склонны увлекаться и всегда с радостью откликаются на все новое в жизни. Их отзывчивость и общительность становятся для них основой успеха. Но ровно до того момента, как они не переходят в легкомыслие, сверхобщительность и ненадежность.

Принцип работы с сангвиником — контроль и проверка, так как далеко не всегда он выполняет то, что обещает. Легкомыслие может вредить, поэтому сангвинику важно прививать усидчивость и привычку доводить начатое до конца.

Холерик — «ни минуты покоя»

Лучший вариант развития личности холерика — использование его бурной энергичности в полной мере. Такой человек должен быть все время занят. Его энергии хватит на все: учебу, занятия спортом, встречи с друзьями, работу.

Пока он увлечен, он жизнерадостен, достигает поставленных целей и они, что самое важное, даются ему легко. Если же холерик оказывается «не у дел», он начинает демонстрировать вспыльчивость, агрессию, несдержанность, конфликтность. В коллективе он вполне может направить свою энергию в опасное русло — на разрушение построенной системы, поэтому загрузив его несколькими проектами, можно избежать такой опасности.

Флегматик — «не торопи»

Флегматичные люди кажутся медлительными и «толстокожими», но при этом они постоянны, терпеливы, а главное — надежны. Чтобы помочь флегматику проявить его положительные качества, его нельзя торопить. В условиях дефицита времени такой человек работать не может. А если его не подгонять, а дать возможность работать в своем темпе, он выполнит работу идеально.

Меланхолик — «не навреди»

Доброжелательностью и способностью к сочувствию меланхоликов так и стремятся пользоваться окружающие. Их мягкость и человечность хороши внутри семьи, но в обществе они часто становятся жертвами агрессии или подчиняются чужим требованиям. Их ранимость и застенчивость мешают в достижении успеха, поэтому при формировании направленности личности меланхолика нужно соблюдать деликатность.

Кричать, давить, ставить жесткие рамки — это не для них. Отношение должно быть мягким, а в общении с меланхоликом важно сохранять позитивный настрой, так как он чувствителен даже к интонации речи.

«Обратитесь к психологу, чтобы тот проанализировал вашу команду, — советует Мария Рощина, — и распределил задачи так, чтобы все ее участники бежали на работу и хотели показывать результаты».

Поделиться:

Подписаться

Темперамент – Культура и психология

В психологии темперамент в широком смысле относится к устойчивым индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства.

Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность.

Были обнаружены повторения между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн (Thomas & Chess, 1977) обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп:

  • Легкий
  • Трудно
  • Медленный прогрев

Их исследование показало, что легкие младенцы легко адаптируются к новому опыту, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна.

Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Медленно согревающиеся Новорожденные имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. Важным аспектом исследования Thomas & Chess (1977) относится к взаимодействию детского темперамента с личностью опекуна и стилем воспитания. Они предположили, что «соответствие» между потребностями детского темперамента и родительской заботой будет способствовать здоровому развитию саморегуляции и самоощущения ребенка. Этот важный баланс известен как соответствие

.

Темперамент и культура

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие паттерны качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах. Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет.

Де Врис (1974) наблюдал за младенцами и матерями масаи (племя в Восточной Африке) в течение нескольких лет во время периода голода. Исследователь обнаружил, что дети масаи, которые были более требовательны, с большей вероятностью выживали в периоды экологического стресса, чем младенцы, которые были более послушными. Исследователь предположил, что младенцы, которые были более агрессивными и требовательными — или, с точки зрения темперамента, более трудными — с большей вероятностью были накормлены и их потребности были удовлетворены, чем послушные младенцы, которых, возможно, было легче игнорировать. Результаты этих кросс-культурных исследований темперамента демонстрируют, что взаимодействие между экологией, темпераментом и культурой может влиять на человека.

Темперамент | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |

Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Личность: Я-концепция · Тестирование личности · Теории · Проблема разума и тела


В психологии темперамент относится к тем аспектам личности человека, таким как интроверсия или экстраверсия, которые часто считаются врожденными, а не приобретенными. Было разработано очень много классификационных схем темперамента; однако ни один из них не достиг общего консенсуса в академических кругах. [1]

Исторически понятие темперамента было частью теории четырех соков с соответствующими им четырьмя темпераментами. Эта концепция играла важную роль в досовременной психологии и исследовалась такими философами, как Иммануил Кант и Герман Лотце. Дэвид В. Кейрси также опирался на ранние модели темперамента при разработке сортировщика темперамента Кейрси. Совсем недавно ученые, ищущие доказательства биологической основы личности, дополнительно изучили взаимосвязь между темпераментом и характером (определяемую в данном контексте как

изучил аспектов личности). Однако оказалось, что биологические корреляции трудно подтвердить. [1]

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Факторы темперамента
  • 3 Младенцы, дети и взрослые
  • 4 Девять характеристик темперамента Томаса и Чесс
    • 4.1 Деятельность
    • 4.2 Регулярность
    • 4.3 Начальная реакция
    • 4.4 Адаптивность
    • 4,5 Интенсивность
    • 4.6 Настроение
    • 4.7 Отвлекаемость
    • 4.8 Настойчивость и концентрация внимания
    • 4.
      9 Чувствительность
  • 5 «Легкий», «сложный» и «медленно разогревающийся»
  • 6 Семейная жизнь
    • 6.1 Влияния
    • 6.2 Понимание для улучшения
  • 7 История
    • 7.1 Четыре темперамента Рудольфа Штайнера
  • 8 См. также
  • 9 Ключевые тексты
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Документы
  • 10 Дополнительный материал
    • 10.1 Книги
    • 10.2 Документы
  • 11 Внешние ссылки

Обзор

Темперамент определяется через конкретные поведенческие профили, обычно сосредотачиваясь на тех, которые легко измерить и проверить в раннем детстве. Обычно проверяемые факторы включают раздражительность, активность, частоту улыбок и приближение или избегание незнакомых событий. [1] Как правило, существует низкая корреляция между описаниями учителями и поведенческими наблюдениями ученых за чертами, используемыми для определения темперамента. [2]

Предполагается, что темперамент связан с биологическими факторами, но оказалось, что их трудно проверить напрямую. [1]

Факторы темперамента

Личностные факторы, которые могут быть связаны с темпераментом, включают:

  • Животная эмоциональность
  • Эмоциональная нестабильность
  • Эмоциональная стабильность
  • Эмоциональность (личность)
  • Невротизм

Младенцы, дети и взрослые

Александр Томас, Стелла Чесс, Герберт Г. Берч, Маргарет Херциг и Сэм Корн в начале 1950-х годов начали классическое нью-йоркское лонгитюдное исследование детского темперамента (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Чесс, Томас и др. оценивали младенцев по девяти характеристикам темперамента, каждая из которых сама по себе или в связи с другой влияет на то, насколько хорошо ребенок вписывается в школу, с друзьями и дома. Поведение для каждой из этих черт находится в континууме. Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему пределу шкалы, это может быть причиной для беспокойства. Конкретными видами поведения являются: уровень активности, регулярность режима сна и приема пищи, начальная реакция, приспособляемость, интенсивность эмоций, настроение, отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания, а также сенсорная чувствительность. Были обнаружены дублирования между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. [3]

Джером Каган и его коллеги сосредоточили эмпирические исследования на категории темперамента, называемой «реактивность». Четырехмесячных младенцев, которые становились «моторно возбужденными и расстроенными» при предъявлении новых стимулов, называли высокореактивными . Тех, кто оставался «моторно расслабленным и не плакал и не беспокоился по поводу одного и того же набора незнакомых событий», назвали низкореактивными . [1] Эти дети с высокой и низкой реактивностью были повторно протестированы в возрасте 14 и 21 месяца «в различных незнакомых лабораторных условиях». Высокореактивные младенцы преимущественно характеризовались профилем сильного страха перед незнакомыми событиями, который Каган назвал заторможенным. Напротив, низкореактивные дети минимально боялись новых ситуаций и характеризовались раскованным профилем (Каган). Однако при повторном наблюдении в возрасте 4,5 лет лишь небольшая часть детей сохранила свой ожидаемый профиль из-за опосредующих факторов, таких как семейный опыт. Те, кто оставался сильно заторможенным или раскрепощенным после 4,5 лет, подвергались более высокому риску развития тревожности и расстройств поведения соответственно. [1]

Каган также использовал две дополнительные классификации: одну для малоподвижных, но часто плачущих младенцев (депрессивные) и одну для тех, кто проявлял активную активность, но мало плакал (возбужденные). В возрасте 14–17 лет эти группы детей показали разные результаты, в том числе некоторые различия в активности центральной нервной системы. Подростки, которые были классифицированы как высокореактивные, когда они были младенцами, с большей вероятностью были «сдержанными в незнакомых ситуациях, сообщали о мрачном настроении и беспокойстве о будущем [и] были более религиозными». [4]

Соломон Даймонд описал темпераменты, основанные на характеристиках, присущих животному миру: боязливость, агрессивность, аффилиативность и импульсивность. Его работа была продолжена Бассом и Пломином, которые разработали два показателя темперамента: Опись детского темперамента Колорадо, которая включает аспекты схемы Томаса и Чесса, и Опрос детей EAS. [3]

Х. Хилл Голдсмит и Джозеф Кампос использовали эмоциональные характеристики для определения темперамента, первоначально анализируя пять эмоциональных качеств: двигательную активность, гнев, страх, удовольствие/радость и интерес/настойчивость, но позже расширив их, чтобы включить другие эмоции . Они разработали несколько показателей темперамента: Lab-TAB и TBAQ. [3]

Другие системы темперамента включают системы, основанные на теориях темперамента взрослых (например, Батарея оценки темперамента Грея и Мартина для детей).

Девять характеристик темперамента Томаса и Чесса

В исследовании Томаса и Чесса использовались следующие девять черт темперамента у детей по схеме классификации, разработанной доктором Гербертом Берчем: [10]

Активность

Активность относится к физической энергии ребенка. Ребенок постоянно движется или у него есть расслабляющий подход? Ребенку с высокой энергией может быть трудно усидеть на месте в классе, в то время как ребенок с низкой энергией может терпеть очень структурированную среду. Первые могут чаще использовать такие навыки крупной моторики, как бег и прыжки. И наоборот, ребенок с более низким уровнем активности может больше полагаться на навыки мелкой моторики, такие как рисование и сборка пазлов. Эта черта может также относиться к умственной деятельности, такой как глубокое мышление или чтение, — деятельности, которая становится более значимой по мере взросления человека.

Регулярность

Регулярность, также известная как Ритмичность , относится к уровню предсказуемости биологических функций ребенка, таких как пробуждение, утомление, чувство голода и дефекация. Есть ли у ребенка рутинные привычки в еде и сне, или эти события более случайны? Например, ребенок с высокой оценкой регулярности может хотеть есть в 14:00. каждый день, в то время как ребенок с более низкой шкалой регулярности может есть время от времени в течение дня.

Начальная реакция

Начальная реакция также известна как Приближение или Отступление . Это относится к тому, как ребенок реагирует (положительно или отрицательно) на новых людей или окружающую среду. Подходит ли ребенок к людям или вещам в окружающей среде без колебаний, или ребенок уклоняется? Смелый ребенок склонен подходить к делу быстро, как бы не задумываясь, в то время как осторожный ребенок обычно предпочитает некоторое время понаблюдать, прежде чем приступить к новому опыту.

Адаптивность

Адаптивность означает, сколько времени требуется ребенку, чтобы приспособиться к изменениям с течением времени (в отличие от первоначальной реакции). Легко ли ребенок приспосабливается к изменениям в окружающей среде или сопротивляется? Ребенок, который легко приспосабливается, может быстро привыкнуть к новому распорядку, тогда как сопротивляющемуся ребенку может потребоваться много времени, чтобы приспособиться к ситуации.

Интенсивность

Интенсивность относится к уровню энергии положительного или отрицательного ответа. Реагирует ли ребенок на ситуацию интенсивно или реагирует спокойно и тихо? Более активный ребенок может прыгать вверх и вниз, крича от возбуждения, в то время как ребенок с мягкими манерами может улыбаться или не проявлять никаких эмоций.

Настроение

Под настроением понимается общая склонность ребенка к радостному или недовольному поведению. Все дети имеют разнообразные эмоции и реакции, такие как веселые и бурные, счастливые и несчастные. Тем не менее, каждый ребенок биологически склонен иметь в целом положительное или отрицательное мировоззрение. Младенца, который часто улыбается и воркует, можно считать жизнерадостным, тогда как ребенка, который часто плачет или суетится, можно считать буйным.

Отвлекаемость

Отвлекаемость относится к склонности ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг него. Легко ли ребенок отвлекается на то, что происходит вокруг, или ребенок может сосредоточиться, несмотря на то, что его отвлекают? Легко отвлекающийся ребенок занят внешними событиями и с трудом возвращается к текущей задаче, в то время как редко отвлекающийся ребенок остается сосредоточенным и выполняет поставленную задачу.

Настойчивость и продолжительность концентрации внимания

Настойчивость и продолжительность концентрации внимания относятся к продолжительности времени, в течение которого ребенок занимается заданием, и к его способности продолжать выполнение задания в условиях разочарования, независимо от того, продолжает ли ребенок заниматься делом в течение длительного периода времени или быстро теряет интерес.

Чувствительность

Чувствительность относится к тому, насколько легко ребенка беспокоят изменения в окружающей среде. Это также называется сенсорным порогом или порогом чувствительности . Беспокоят ли ребенка внешние раздражители, такие как шумы, текстуры или свет, или он их игнорирует? Чувствительный ребенок может потерять концентрацию, когда захлопнется дверь, в то время как ребенок, менее чувствительный к внешним шумам, сможет сохранить концентрацию.

«Легко», «трудно» и «медленно разогревается»

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что многих детей можно разделить на одну из трех групп: легкие , трудные и с медленным разогревом (Thomas & Chess 1977). [5] Не всех детей можно поместить в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкой схеме, 10% попали в сложную схему, а 15% медленно разогревались. Каждая категория имеет свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую.

Thomas, Chess, Birch, Hertzig и Korn показали, что дети Easy легко адаптируются к новым впечатлениям, в целом проявляют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные младенцы, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. Они также склонны к нерегулярному питанию и сну. Младенцы медленно согреваются, имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после многократного воздействия.

Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие модели качеств темперамента удивительно стабильны в детстве. Эти черты также встречаются у детей во всех культурах.

Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из семей белого среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей рабочего класса Пуэрто-Рико. Они нашли несколько отличий. Среди них были: [5]

  • Родители детей из среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, и у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети начинают дошкольное образование в возрасте от трех до четырех лет. Пуэрто-риканские дети в возрасте до пяти лет демонстрировали редкие признаки проблем со сном, однако проблемы со сном стали более распространенными в возрасте шести лет.
  • Родители из среднего класса также придавали большое значение раннему развитию ребенка, полагая, что проблемы в раннем возрасте свидетельствуют о более поздних проблемах в психологическом развитии, в то время как родители Пуэрто-Рико считали, что их дети перерастут любые проблемы.
  • В возрасте девяти лет количество сообщений о новых проблемах у детей из среднего класса снизилось, но у пуэрториканских детей они увеличились, возможно, из-за требований школы.

Семейная жизнь

Влияния

Большинство экспертов согласны с тем, что темперамент имеет генетическую и биологическую основу, хотя факторы окружающей среды и взросление изменяют способы выражения личности ребенка. [11] Различия темперамента или стилей поведения у каждого человека имеют важное значение в семейной жизни. Они влияют на взаимодействие между членами семьи. В то время как некоторые дети могут быстро и легко адаптироваться к семейному распорядку и ладить с братьями и сестрами, другим, более активным или активным, может быть трудно приспособиться. Взаимодействия между этими детьми и их родителями и/или братьями и сестрами входят в число факторов, которые могут привести к стрессу и трениям в семейной жизни.

Родители тоже могут различаться по темпераменту. Взаимодействие родителей и детей также влияет на семейную жизнь. Термин «хорошее соответствие» относится к совпадению или несоответствию между детьми и другими членами семьи. Например, медлительный родитель может быть раздражен очень активным ребенком, или, если и родитель, и ребенок очень активны и интенсивны, это может привести к большому конфликту. Это может быть полезно родителям для выяснения того, как темпераменты влияют на семейные отношения. То, что может показаться поведенческой проблемой, на самом деле может быть несоответствием темперамента родителей и их ребенка. Более внимательно изучив девять черт характера, которые Томас и Чесс выявили в ходе своего исследования, родители могут лучше понять темперамент своего ребенка и свой собственный. Родители также могут заметить, что ситуационные факторы делают темперамент ребенка проблемным; например, ребенок с низкой ритмичностью может вызвать трудности у семьи с сильно расписанным бытом, а ребенок с высоким уровнем активности может быть трудно справиться, если семья живет в тесной квартире наверху от чувствительных соседей.

Родители могут поощрять новое поведение своих детей, и при достаточной поддержке медленно согревающийся ребенок может стать менее застенчивым, а с трудным ребенком станет легче обращаться. Совсем недавно младенцев и детей с проблемами темперамента называли «горячими», чтобы избежать негативных коннотаций « трудный » и « медленный, чтобы согреться ». Написано множество книг, в которых родителям советуют, как воспитывать энергичных детей.

Понимание для улучшения

Понимание темперамента ребенка может помочь переосмыслить то, как родители интерпретируют поведение детей и как родители думают о причинах поведения. Благодаря тому, что родители, имеющие доступ к этим знаниям, теперь помогают им направлять своего ребенка таким образом, чтобы уважать индивидуальные различия ребенка. Понимание детского темперамента и своего собственного помогает взрослым работать с ними, а не пытаться их изменить. Это возможность предвидеть и понять реакцию ребенка. Также важно знать, что темперамент не оправдывает неприемлемое поведение ребенка, но указывает, как родители могут на него реагировать. Внесение небольших и разумных приспособлений к рутине может уменьшить напряжение. Например, ребенку, который ходит медленно по утрам, может потребоваться дополнительные полчаса, чтобы собраться. Знание того, кто или что может повлиять на поведение ребенка, может помочь смягчить потенциальные проблемы. Хотя дети приобретают свой темперамент врожденным поведением, большая часть того, что помогает определить способность ребенка развиваться и действовать определенным образом, определяется родителями. Когда родитель тратит время на выявление и, что более важно, позитивную реакцию на темпераменты, с которыми они сталкиваются, это поможет им направить своего ребенка в попытках понять мир.

Очень важно распознать темперамент ребенка и помочь ему понять, как он влияет на его/ее жизнь и других людей. Не менее важно для родителей распознавать собственный темперамент. Признание темперамента каждого человека поможет предотвратить и решить проблемы, которые могут возникнуть из-за различий между членами семьи.

Темперамент сохраняется во взрослой жизни, и более поздние исследования Чесса и Томаса показали, что эти характеристики продолжают влиять на поведение и приспособление на протяжении всей жизни.

В дополнение к первоначальным клиническим исследованиям академические психологи проявили интерес к этой области, а такие исследователи, как Бейтс, Басс и Пломин, Каган и Ротбарт, провели большое количество исследований в области личности, нейронауки и поведенческой генетики. .

История

См. также: Четыре сока

Во втором веке нашей эры врач Гален описал четыре темперамента — меланхолический, флегматический, сангвинический и холерический — основанные на четырех соках или телесных жидкостях. Они стали известны как четыре классических темперамента.

Четыре темперамента Рудольфа Штайнера

Рудольф Штайнер подчеркивал важность четырех классических темпераментов в начальном образовании, когда он считал влияние темперамента на личность наиболее сильным. [12] [13] Он предположил, что значение темперамента уменьшается по мере того, как личность становится более развитой после полового созревания; что темперамент человека может меняться, особенно в предпубертатный период; и этот темперамент не является исключительным: люди могут сочетать аспекты нескольких или даже, в редких случаях, всех их. Он также предположил, что люди способны трансформировать свой темперамент.

Для каждого темперамента Штайнер описал все более и более зрелые формы: интроспективный и чувствительный меланхолик может быть угрюмым и погруженным в себя, но может также стать сочувствующим помощником или глубоким мыслителем. Темпераменты Штайнера часто используются в качестве основы для описания и понимания детей в начальной школе в вальдорфских школах.

См. также

  • Четыре темперамента
  • Пять темпераментов
  • Сортировщик темперамента Кейрси
  • Индикатор типа Майерс-Бриггс == Ссылки и библиография ==

Ключевые тексты

Книги

  • Каган, Дж. и Снидман Н., (2004) Длинная тень темперамента, Belknap Press.

ISBN 0674015517

  • Keirsey, D Пожалуйста, поймите меня II

Документы

Дополнительные материалы

Книги

  • Anschütz, Marieke, Дети и их темперамент . ISBN 0-86315-175-2.
  • Кэри, Уильям Б., 9 лет0058 Понимание темперамента вашего ребенка . ISBN 1-4134-7028-9.
  • Даймонд, С. (1957). Личность и темперамент Нью-Йорк: Harper
  • Каган Дж. Пророчество Галена: темперамент в человеческой природе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги; 1994.
  • Каган Дж., Снидман, Северная Каролина. Длинная тень темперамента . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 2004.
  • Конштамм Г.А., Бейтс Дж.Е., Ротбарт М.К., ред. Темперамент в детстве Оксфорд, Соединенное Королевство: John Wiley and Sons; 1989: 59-73.
  • Невилл, Хелен Ф. и Дайан Кларк Джонсон, «Инструменты управления темпераментом: работа с врожденными чертами вашего ребенка». ISBN 1-884734-34-0.
  • Шик, Линдалл, «Понимание темперамента: стратегии создания семейной гармонии». ISBN 1884734-32-4.
  • Сейфер Р.А., Самерофф А.Дж., Барретт Л.С., Крафчук Э. «Темперамент младенца, измеренный с помощью множественных наблюдений и отчета матери». Развитие ребенка 1994;65(5):1478-1490.
  • Томас, Чесс и Берч (1968). Нарушения темперамента и поведения у детей. New York, New York University Press

Papers

Внешние ссылки

На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Jerome kagan, «Demprament», 1,5 Jerome kagan, «Demperment», 1,5 Jerome kagan, «Demperment», 1,5 .0059 2005 Ошибка цитирования: недопустимый тег ; имя «Каган» определено несколько раз с разным содержанием
  2. ↑ Бишип Г.С., Спенс С.Х., Макдональд К. Могут ли родители и учителя предоставить надежный и достоверный отчет о подавленном поведении? Развитие ребенка 2003; 74 (6): 1899–1917.
  3. 3.0 3.1 3.2 Марсель Зентнер и Джон Э. Бейтс, «Детский темперамент: комплексный обзор концепций, исследовательских программ и мер». Европейский журнал науки о развитии [EJDS]. 2008, Том. 2, № 1/2, 7–37
  4. ↑ Каган, Дж., Снидман, Н., Кан, В., и Таусли, С. (2007). Сохранение двух детских темпераментов в подростковом возрасте. Монографии Общества исследований детского развития, Серийный № 287, 72 (2), стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *