«Противоположности притягиваются» — мы часто слышим эту фразу, когда разговор заходит об отношениях. Однако, когда дело касается секса и близости, противоположные взгляды партнеров могут стать причиной конфликтов и недопонимания. Разбираемся, что делать, если в вашей паре разные представления о том, «как, когда и сколько», и как сгладить разницу сексуальных темпераментов.
Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет
Сексуальный темперамент vs либидо
Когда речь идет о сексе, одним из основных понятий становится «либидо» (lĭbīdo — «похоть, желание, страсть, стремление»). Термин был разработан Зигмундом Фрейдом в теории психоанализа для описания различных проявлений сексуальности. В современной сексологии «либидо» используется именно в контексте полового влечения, когда мы говорим о желании человека заниматься сексом.
Сексуальный темперамент — это относительно новое понятие, о нем можно прочитать во второй главе «Как хочет женщина» Эмили Нагоски. С помощью этого словосочетания Нагоски описывает человеческое поведение и отношение к сексу в большей степени со стороны психологии и культуры. В сексуальный темперамент входят социальные установки, традиции и нормы. Влияет на его формирование и характер самого человека, и то, как о сексе говорят в его семье, окружении, медиа. Важную роль играет и менталитет. От сексуального темперамента человека зависит, как он демонстрирует партнеру желание, какие сексуальные практики считает приемлемыми, а какие вызывают отторжение. Также от этого будет зависеть, как человек проявляет чувства к партнеру, находясь в отношениях. На сегодняшний день определить свой сексуальный темперамент предлагают самые разные онлайн-тесты, а СМИ предлагают «народные» методы — потенциал человека предлагают определять по размеру носа или ноги. Впрочем, и тот, и другой подход должны подвергаться сомнению в равной степени.
Обычно выделяют три типа сексуального темперамента:
Сильный, или гиперсексуальный, темперамент, обладатели которого легко возбуждаются, а внешние раздражители или стресс едва ли могут снизить их желание заниматься сексом. Такому человеку все равно, как он выглядит во время секса, что на нем/ней/партнере надето, используется ли средство контрацепции и так далее.
Средним темпераментом, согласно статистике, обладает преобладающее большинство людей (около 80% мужчин и женщин), которое наделено умеренным сексуальным аппетитом. При этом внешние и внутренние раздражители могут в некоторой степени влиять на желание и возможность заниматься сексом.
Обладатели слабого сексуального темперамента легко отказываются от секса. При этом они могут испытывать сексуальное желание, но слишком много посторонних факторов способны ограничить их в получении удовольствия от процесса.
«Как практикующий психотерапевт и сексотерапевт, в начале я бы сказала, что любая классификация — как дает нам больше понимания о вопросе, но так и упрощает «личность» человека, кого мы в эту классификацию записываем. Классификация не учитывает, что каждый человек имеет свою личную историю, свои эмоциональные травмы (характер которых будет напрямую влиять и на сексуальную сферу жизни), свои ключевые эмоциональные потребности (в том числе те, которые с детства могут находиться в дефиците, а значит во взрослой жизни человек будет стремится закрыть их любой ценой; чаще всего с помощью других людей), свои цели в жизни, свои убеждения и внутренние ограничения.
Сексуальность и сексуальный желание — вопросы очень объемные и зависят от многих факторов. Когда мы говорим о сексуальном темпераменте — это звучит как константа. Однако, сексуальное желание у одного человека может существенно меняться в разные жизненные периоды и при личностной проработке (когда человек решает свои внутренние конфликты, становится более зрелым и самодостаточным, работает с уровнем своей тревожности и тд).», — комментирует Кристина Костикова психолог, психоаналитический психотерапевт, сексотерапевт и бизнес-коуч, член Ассоциации психоаналитического коучинга и бизнес-консультирования, автор и эксперт Psychologies, Lifehacker.
Когда темпераменты разные
«Например, женщина, воспитанная в восточной традиции, не будет проявлять инициативу в постели. За двадцать лет брака она этого не сделала, и в результате ее супруг с более западным воспитанием выступил инициатором похода к психологу, просто чтобы разобраться, остался ли еще в их отношениях какой-то интерес, хочет ли его жена интимной близости», — рассказывает психолог Михаил Лабковский в интервью RTVI.
Разница в сексуальных темпераментах партнеров может касаться не только того, кто проявляет инициативу или сколько раз в неделю пара занимается сексом. Она также может затрагивать куда более глубокие и болезненные места в отношениях:
вопросы личных границ и ответственности в отношениях;
вопросы полигамии и моногамии;
гендерные стереотипы и роли.
Нередко на почве этих различий случаются конфликты, удовлетворенность отношениями падает, и пары оказываются либо в кабинете у психолога, либо на грани расставания. Но что, если различие сексуальных темпераментов — не приговор и не «несовместимость»?
Разные темпераменты не обязательно конфликтуют, с тем же успехом они могут дополнять друг друга, но, конечно, для этого партнерам придется приложить некоторые усилия.
Что делать, когда разница сексуальных темпераментов дает о себе знать
Подумайте, что могло стать причиной изменений, если они появились внезапно
Желание партнера заниматься сексом может снизиться или повыситься по самым разным причинам: из-за стресса на работе, проблем со здоровьем, конфликтов с близкими людьми, появления ребенка, начала нового проекта. Найдя отправную точку, вы сможете изменить обстоятельства или свое отношение к ним.
Просто поговорите
Когда вас что-то не устраивает, замалчивать проблему не имеет смысла, равно как и решать ее радикально. Если для вас приоритетны отношения с определенным человеком, а не регулярность секса и набор используемых в процессе поз, вам стоит сесть за стол переговоров, где вы сможете договориться, например, о периодичности секса, табу или стоп-словах.
Смените обстановку
Устройте себе и партнеру свидание, квест с пикантными заданиями или партию в настольную игру для взрослых. Можете добавить что-то новое и в сам процесс близости: от ролевых игр до использования игрушек.
«Если у партнеров есть несовпадение в теме сексуального желания — прежде всего, это нужно обсуждать в паре — спокойно, без претензий друг к другу и с уважением к отличиям другого человека. Можно обсудить: «Всегда ли так было? Если нет, то с чем это может быть связано? Что беспокоит каждого из партнеров? О чем фантазирует в сексуальном плане каждый? Как вы можете помочь друг другу?»
Нужно искать компромиссы (например, самоудовлетворение), если отношения важны для обоих. Ключевое — не врать себе, что партнер должен измениться ради вас. Да, это может произойти, но только если он сам этого захочет», — комментирует Кристина Костикова.
Иногда бывают ситуации, когда партнеры не готовы обсуждать различия и делать шаги навстречу друг другу. В таких обстоятельствах могут пострадать не только отношения, но и сами их участники. Партнеры могут чувствовать себя виноватыми или «неправильными», и в такой ситуации важно помнить, что несовпадение сексуальных темпераментов — это нормально.
Серьезной ошибкой будет начать заниматься сексом с партнером без обоюдного желания сторон (по принуждению или из чувства долга), проявлять агрессию к партнеру или позволять партнеру проявлять агрессию к вам, а также считать, что с вами что-то не так. Различие сексуальных темпераментов — не приговор, если только партнеры сами не решат иначе.
Темперамент малыша
Статьи
Темперамент малыша
Холерик
Темперамент – это основа характера. Это совокупность душевных, психических компонентов, характеризующих поведение человека, его отношение к окружающим. Когда мы встречаем личность с похожим темпераментом, нам комфортно вместе. Но природа удивительна, и у энергичной мамы запросто может родиться флегматичный ребёнок. Или наоборот.
Холерик очень подвижный, активный, эмоциональный. Такой малыш не сидит на месте, он не усидчив, легко – возбудим, и ему тяжело даются спокойные, требующие повышенного внимания задания. Таких деток не надо тормозить, не ругайте их за то, что они «шилопопы». У них энергия льётся через край и её обязательно нужно правильно направлять. Один из способов – это спорт. Именно у холериков, спорт – это отличная возможность повысить усидчивость.
А ещё таких детей надо учить успокаиваться. Им необходимо найти не только активное, но и спокойное хобби конструирование, рисование, игры с песком и водой.
Младенцы-холерики очень резко на всё реагируют, они начинают кричать даже при небольших раздражителях. Громкий крик может вызвать что угодно, от чувства голода до прикосновения. Такие детки особенно нуждаются в спокойном и бережном обращении, чтобы снять внутреннюю напряжённость.
Рекомендуем для занятий: «Мои первые шедевры» для развития усидчивости, «Умница.Эмоции» для навыков расслабления. А для активных игр отлично подойдёт «Умница.Skylark English».
Меланхолик
Такой малыш очень раним. Он тяжело переносит разные изменения в окружении, тяжело привыкает к новому, он сильнее привязан к маме и неохотно участвует в групповых играх. Эти детки тонко чувствуют мир и очень усидчивы. Для такого малыша важно поддерживать спокойную, добрую атмосферу, хвалить за любые старания и преподносить все в позитивном ключе. Не ругайте меланхоликов, это занижает их самооценку.
Младенец-меланхолик часто чем-то недоволен, капризничает, не может уснуть. Это вызывает у родителей тревогу – вы источаете любовь, а малыш как будто этого «не ценит». Маленьким меланхоликам требуется больше времени, чтобы привыкнуть к миру во вне и принять что-то новое. Они любят быть на ручках у мамы и тревожатся, когда её нет в поле зрения. Родителям может пригодиться слинг или эрго-рюкзак, пелёнки на липучках и вообще все способы обеспечить тесный контакт с ребёнком.
Рекомендуем для занятий: Серия «Воспитание характера сказкой» («Воля»,«Лидерство» — для развития решительности), «Уроки общения» (для подготовки к общению в новом коллективе, например, в садике).
Флегматик
Эти малыши аккуратные, терпеливые, дисциплинированные. Не любят шумных игр, им спокойнее дома. Такой малыш легко может отказаться от прогулки в пользу домашних игр. Они так же, как и меланхолики тяжело идут на контакт с новыми людьми. Такой ребенок все делает медленно, осторожно, но добросовестно. Главное не торопить и не стараться сделать что-либо за него, а дать ему столько времени сколько понадобится. Тише едешь — дальше будешь – это девиз флегматиков. Подгоняя и торопя такого малыша, вы только больше его раздражаете, не даёте сосредоточиться, поэтому он всё делает ещё медленнее.
Младенцы-флегматики любят спать. Таких деток порой приходится будить, чтобы покормить – настолько они погружены в себя. Малыш может подолгу лежать в кроватке и рассматривать, скажем, собственные руки. Им самим как будто бы ничего особо не надо, поэтому вызывать у него интерес к окружающему миру и родственникам стоит родителям, только очень бережно и ненавязчиво.
Рекомендуем для занятий: математические игры («Умные драконы», Домино «Считаю легко»), «Шедевры для самых маленьких».
Сангвиник
Энергия через край. Очень позитивные, добродушные и общительные малыши. Любят шумные групповые игры, смену деятельности и динамику. Сангвиник любознателен и быстро приспосабливается к новым изменениям. Правда, частенько бросает дело, не доведя до конца. Его интересы непостоянны, хватается за все и сразу. Не ограничивайте малыша в выборе игр и занятий. Что бы помочь сангвинику завершить дело, придумайте интересную цель, «а давай, нарисуем там много кружочков, что бы заполнить весь лист» это подогревает их интерес.
Младенцы-сангвиники спят меньше других детей, они как будто хотят «всё успеть». Таким деткам нужны впечатления – например, открытая коляска, чтобы смотреть на мир. Они не любят сидеть на месте и раньше других учатся ходить, открывать ящики, общаться с другими детьми. Сангвиники оценят новые игрушки, интересные задания, походы в гости.
Рекомендуем для занятий: «Умница. Интеллект» (учим достигать поставленных целей), «Мир на ладошке» (для удовлетворения потребности в разнообразии при обучении).
«Чистые» темпераменты встречаются очень редко. Вы можете увидеть все черты в своём ребёнке, по чуть-чуть. Обычно есть один ведущий темперамент, а остальные виды проявляются в зависимости от обстоятельств. Темперамент не изменить, но можно работать с конкретными чертами, сглаживать их или наоборот развивать.
Задатки темперамента можно заметить уже у самых маленьких детей, а вообще с относительной уверенностью о чертах характера ребёнка можно говорить в возрасте около 2 лет.
Темперамент: что это такое и почему это важно
Темперамент: что это такое?
Темперамент — это то, как дети реагируют на мир.
Вы можете судить о темпераменте вашего ребенка с точки зрения того, насколько много или мало он проявляет этих трех качеств:
Реактивность: это то, насколько сильно дети реагируют на такие вещи, как захватывающие события или нежелание добиваться своего. Реактивные дети склонны сильно чувствовать вещи.
Саморегуляция: насколько дети могут контролировать свое поведение, в том числе то, как они выражают свои чувства. Также важно, насколько дети могут контролировать свое внимание и насколько они настойчивы.
Общительность: так комфортно чувствуют себя дети, когда знакомятся с новыми людьми или получают новый опыт.
Дети рождаются со своим темпераментом, и вы, вероятно, могли описать темперамент вашего ребенка с тех пор, как он был младенцем. Например, «Джейд очень покладистая» или «Лука любит рутину».
Различия в темпераментах объясняют, почему ваши дети могут сильно отличаться друг от друга. Например, ваши дети могут быть более или менее реактивными, более или менее саморегулирующимися и более или менее общительными.
Адаптация вашего воспитания к темпераменту вашего ребенка
Вы не можете изменить темперамент вашего ребенка. Ваш ребенок такой, какой он есть, и это здорово.
Но вы можете способствовать развитию своего ребенка, адаптируя свое воспитание к темпераменту вашего ребенка . Вы можете помочь своему ребенку развить положительные стороны его темперамента. И вы можете понять ситуации, которые вашему ребенку могут показаться трудными из-за его темперамента, и помочь ему научиться справляться с такими ситуациями.
Вот несколько идей, как адаптировать воспитание к темпераменту вашего ребенка.
Воспитание более и менее реактивных темпераментов
Более реактивный Если у вас очень реактивный ребенок, ваш ребенок, вероятно, будет очень веселиться, когда происходит что-то хорошее. Но ваш ребенок также может быть громким и драматичным, когда он чем-то недоволен, например, не добивается своего. Возможно, вам придется помочь ребенку научиться реагировать более спокойно, например, расслабляясь и используя слова для выражения гнева.
Реактивные дети часто также очень физически активны и им может потребоваться много времени на свежем воздухе. Вы можете помочь своему ребенку развиваться, поощряя его, например, пробовать новые виды спорта. Но вашему ребенку также может понадобиться помощь, чтобы успокоиться, поэтому отдых перед сном может быть хорошей идеей.
Менее реактивный С менее реактивным ребенком обычно легко ладить, но он может быть менее напористым. Возможно, вам придется помочь ребенку научиться постоять за себя. Например, если вы заметили ситуации, в которых ваш ребенок мог бы быть более настойчивым, вы можете научить его по-другому справляться с такими ситуациями.
Также важно следить за тем, чтобы менее реактивные дети не оставались за рамками семейных дискуссий. Например: «Харпер, ты мало что сказала. Вы довольны таким выбором фильма?»
Дети, которые менее реактивны, также могут быть менее физически активными . Вашему менее активному ребенку больше всего понравится множество возможностей использовать свои навыки мелкой моторики, например, заниматься рукоделием или рисовать. Но вам, возможно, придется поощрять физическую активность. Например, сходите в парк, чтобы собрать листья для коллажа. Или убедитесь, что вы оба идете в библиотеку, если можете, вместо того, чтобы ехать за рулем.
Воспитание людей с более или менее саморегулирующимся темпераментом
Более саморегулирующийся Дети, которым легче контролировать себя, хорошо сохраняют спокойствие, когда испытывают такие эмоции, как разочарование или волнение. Они могут быстрее успокоиться после чего-то захватывающего или расстраивающего, и они менее импульсивны.
Ребенок, который очень саморегулируется, также может лучше управлять своим вниманием. Например, они могут продолжать что-то делать, пока это не станет правильным. Они также могут хорошо справляться с неудачами и выполнять такие задачи, как домашняя работа, без особого надзора. Но они могут быть немного перфекционистами, поэтому убедитесь, что они знают, что делать ошибки — это нормально.
Менее самостоятельный Если вашему ребенку трудно контролировать свое внимание, ему потребуется много поощрения, чтобы продолжать выполнять сложные задачи. Эти дети могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Они также могут быть очень творческими. Чтобы помочь ребенку сосредоточиться, вы можете попробовать вознаградить его или развлечь, используя игры и творческие занятия.
Воспитание более и менее общительного темперамента
Более общительный Если вашему ребенку 9 лет0010 очень общительны , им нравится быть среди других людей, играть на свиданиях и заниматься групповыми делами. Но вам не нужно постоянно организовывать игры и занятия для вашего ребенка, потому что для вашего ребенка также важно научиться занимать себя.
Дети с более общительным темпераментом также обычно очень легко адаптируются и легко справляются с изменениями в распорядке дня. Замечательно, если вы можете подарить своему легко адаптирующемуся ребенку много новых впечатлений, но убедитесь, что ваш ребенок по-прежнему проводит с вами время один на один.
Менее общительный Если ваш ребенок не очень общительный, он, вероятно, довольно хорошо играет сам по себе и, возможно, не нуждается в помощи, чтобы найти себе занятие. Но вам, возможно, придется помочь этому ребенку завести друзей. Если ваш ребенок не чувствует себя комфортно в компании или на вечеринках, например, вы можете попробовать пригласить одного или двух друзей на свидание к вам домой или в парк.
Если ваш менее общительный ребенок плохо адаптируется , ему понравится регулярный распорядок, и он может не справиться с изменениями. Это может облегчить вам планирование вещей в соответствии с распорядком дня вашего ребенка, но вашему ребенку также может понадобиться помощь, чтобы справиться с изменениями или переходами.
Темперамент вашего ребенка может отличаться от вашего. Некоторые родители считают, что легче понять и заботиться о ребенке, чей темперамент похож на их собственный. Например, если вам нравится предсказуемость, вам может быть легко ухаживать за ребенком, который нуждается в регулярном сне. Но если вам нравится иметь возможность делать что-то в любое время, вам может потребоваться некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что ваш ребенок любит рутину.
Как может измениться темперамент
Темперамент вашего ребенка может измениться по мере взросления. Это происходит потому, что опыт вашего ребенка влияет на то, как он ведет себя в различных ситуациях.
Например, ребенок, который раньше был очень рассеянным в школе, может стать взрослым, способным хорошо концентрироваться на деловых встречах. Это может быть связано с тем, что у них появилось больше мотивации по мере взросления, или потому, что они научились управлять своим отвлечением.
Темпераменты: определение, примеры и типы
Темпераменты: определение, примеры и типы
Эсер Йылмаз, магистр наук, доктор философии. Отзыв предоставлен Чики Дэвис, магистром искусств, доктором философии.
Что такое темпераменты? Откройте для себя значение и происхождение этой концепции и изучите ее значение для развития ребенка и нашего поведения.
*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.
Мы, люди, бывают разных форм и размеров, как физических, так и психологических. Некоторые из нас быстро раздражаются, а других ничто не может беспокоить. Некоторые из нас ищут возможность поболтать с незнакомцем, сидящим рядом с нами во время долгого перелета. Тем не менее, некоторые из нас притворяются спящими, чтобы не разговаривать с соседями. Все, что вы считаете естественным поведением, может показаться совершенно странным или неприятным для кого-то другого.
Как правило, наши поведенческие и эмоциональные наклонности проявляются даже в младенчестве. Возможно, вы замечали это явление у самых маленьких в своей жизни или слышали, как другие называют своих детей, братьев и сестер или других молодых родственников застенчивыми, чувствительными, легкими или трудными. Эти ярлыки — всего лишь несколько примеров темпераментов. В этой статье мы дадим определение темпераментам, обсудим их развитие и исследуем различные типы темпераментов.
Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.
Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?
Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как
Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!
✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее ✓ Повысьте доверие к себе ✓ Предоставьте высокоэффективный контент
Что такое темперамент? (Определение)
Темперамент — один из многих факторов, влияющих на наше поведение.
Грубо говоря, мы можем определить темперамент как совокупность наших поведенческих тенденций, определяющих наши эмоциональные и поведенческие реакции на то, что происходит вокруг нас. Короче говоря, темперамент — это уникальный склад характера человека.
Итак, что мы подразумеваем под совокупностью тенденций или диспозиционным составом? Наши темпераменты многомерны, состоят из нескольких самостоятельных поведенческих черт, таких как общительность, эмоциональность, реактивность, внимание, настойчивость. У всех нас есть различные склонности к каждой черте, и общая комбинация наших склонностей составляет наш уникальный темперамент.
Возьмем, к примеру, общительность и эмоциональность. Человек может быть застенчивым или общительным, что не зависит от того, чувствительный он или бесстрастный. Как вы понимаете, застенчивый и чувствительный человек может воспринимать ситуацию и реагировать на нее иначе, чем ее застенчивый и бесчувственный друг или общительный и чувствительный кузен.
Таким образом, уникальные комбинации наших личностных черт обеспечивают нюансы наших эмоциональных и поведенческих реакций.
Четыре темперамента
В концепции темпераментов нет ничего нового. Фактически, это было впервые предложено отцом медицины Гиппократом в четвертом веке до нашей эры, предполагая, что человеческие поведенческие тенденции и настроения связаны с четырьмя юморами. Конечно, в этом контексте не было ничего смешного в «гуморах», которые для Гиппократа просто обозначали четыре различных типа телесных жидкостей: кровь, желтую желчь, черную желчь и флегму (Меренда, 1987).
Вера Гиппократа в то, что изменения в телесных жидкостях вызывают наше настроение и предрасположенность, может показаться вам смешным. Однако его попытка физиологического объяснения поведенческих различий была шагом в правильном направлении, когда все остальные думали, что наши психические состояния, креативность и неверные решения контролируются или вызываются олимпийскими богами, музами и злыми духами.
Хотя Гиппократ был первым, кто догадался о связи между телесными жидкостями и поведением, именно врач по имени Гален из Пергама во втором веке нашей эры развил и популяризировал концепцию темпераментов. Согласно Галену, оптимальные пропорции этих четырех телесных жидкостей приводят к сбалансированному характеру и внешнему виду (Меренда, 1987). Ведь слово темперамент происходит от латинского слова Temperamentum, что означает смесь правильных пропорций элементов. Тем не менее, Гален считал, что любой дисбаланс этих жидкостей является основной причиной различных эмоций, настроений, поведения и конкретных физических характеристик (Меренда, 19).87). Следовательно, на основе предполагаемого избытка каждой телесной жидкости он развил четыре классических темперамента. Давайте обсудим их.
Темперамент 1: Сангвиник Сангвиник означает кровь на латыни. Таким образом, как вы уже догадались, сангвинический темперамент был связан с избытком крови. Гален описал людей с сангвиническим темпераментом как оптимистичных, общительных и живых (Dammeyer & Zettler, 2018). Другими словами, люди с сангвиническим темпераментом, как правило, разговорчивы, дружелюбны и беззаботны. Люди также приписывают склонность к творчеству и творческое воображение сангвиническому темпераменту, а также склонность к неорганизованности и склонности к скуке.
Темперамент 2: Флегматик Флегматичный темперамент ассоциируется, ну, с мокротой — вроде липкой слизи, которую вы кашляете при простуде. Тем не менее, в отличие от того, насколько напряженными и беспокойными вы можете себя чувствовать, когда ваши легкие покрыты мокротой, флегматический темперамент символизирует удовлетворенность, миролюбие и расслабленность (Dammeyer & Zettler, 2018). А поскольку мокрота относительно густая, медленная и липкая, люди думали, что флегматики медленно адаптируются к социальным ситуациям, склонны придерживаться своего распорядка и не желают приветствовать радикальные изменения в своем образе жизни.
Темперамент 3: Холерик Слово холерик происходит от греческого holerikos, что означает желчь или желтовато-зеленая желчь. Таким образом, холерический темперамент связан с этой блестящей жидкостью, менее плотной, чем кровь. Что это означало для мыслителей древности? По их мнению, люди с холерическим темпераментом были вспыльчивы, раздражительны и быстро реагировали (Dammeyer & Zettler, 2018). Более того, холерики также считались возбудимыми и импульсивными деятелями, которые были более амбициозны, чем другие.
Темперамент 4: Меланхолик Даже если вы никогда не слышали о трех темпераментах, которые мы обсуждали до сих пор, вы можете быть знакомы с названием четвертого. На самом деле, многие люди используют слова «меланхолик» или «меланхолик», когда говорят о чувстве грусти или мрачности. Тем не менее, меланхоличный темперамент не ограничивается тем, чтобы тихо сидеть в углу и лелеять свои печали.
Меланхолик происходит от греческих слов melan (черный) и khole (желчь), что означает просто черная желчь. В древности люди называли темную и вязкую жидкость, находящуюся в почках и селезенке, черной желчью. Учитывая, что эти органы богаты кровью, они, вероятно, наблюдали темный осадок крови в этих органах после их извлечения из тела животного. Несмотря на это, мыслители того времени приписывали этой неуловимой телесной жидкости такие черты, как сдержанность, тишина, осторожность и аналитический склад ума.
Темпераменты в современной психологии
Мы по-прежнему используем темпераменты для описания поведенческих и эмоциональных склонностей людей. Тем не менее, наше понимание темпераментов прошло долгий путь со времен античности. Психологи определяют темпераменты как «психологические тенденции с внутренними путями развития», которые отражают черты личности пятифакторной модели (McCrae et al., 2000).
Итак, если темпераменты отражают черты «большой пятерки черт личности» или других моделей личности, то взаимозаменяемы ли тогда понятия личность и темперамент? Хотя некоторые отождествляют их или считают темперамент элементом личности, другие признают эти два термина связанными (но разными) понятиями (Strelau, 19). 87).
Проще говоря, темперамент — это наши врожденные склонности или наши естественные способы чувствовать и вести себя. Другими словами, темперамент — это совокупность черт, с которыми мы рождаемся. Поэтому мы мало что можем сделать, чтобы изменить свой темперамент. Личность, однако, включает в себя характерные модели поведения и мышления человека, которые могут быть сформированы и сформированы нашими социальными взаимодействиями, образованием, экономическим статусом и другими обстоятельствами и основными событиями на протяжении всей нашей жизни. Следовательно, можно думать, что темперамент отражает «природное» происхождение нашего поведения, тогда как личность включает «воспитание» в то, как мы действуем и думаем. Вот короткое видео, которое объясняет темперамент и личность.
Видео: Темперамент и личность
Является ли темперамент генетическим?
Теперь, когда мы упомянули, что темперамент — это наши врожденные поведенческие качества, вам может быть интересно, существует ли генетическая основа нашего поведения. Действительно, я довольно часто задавал себе этот вопрос, когда рос. Я был одним из тех застенчивых детей, которых обычно называли «тихими, как мышь», в то время как мой брат был энергичным, общительным и популярным ребенком. Хотя мы были братьями и сестрами, наши темпераменты были полностью противоположны друг другу во всех аспектах. Однако мой стоический характер в сочетании с медлительностью движений часто глубоко расстраивал мою мать, которая была взрослой версией моего брата. — Ты прямо как твоя бабушка! говорила она мне в те минуты гнева и досады, имея в виду свою свекровь.
Как вы могли догадаться, размышления о различиях темпераментов между мной и моим братом заставили меня поверить, что наши поведенческие тенденции не могут быть генетическими. Потому что, если бы они были, у нас были бы схожие характеры, я бы сказал. Итак, я пытался подражать действиям моего брата, чтобы быть больше похожим на него, и в конечном итоге чувствовал себя истощенным и перевозбужденным. Затем я смотрел на сходство между моей матерью и братом и размышлял, действительно ли я похож на свою бабушку. На этот раз я убедился, что темпераменты должны передаваться по наследству. Наконец, став взрослым, я лучше понимаю.
Некоторые ученые утверждают, что генетика отвечает за до 60 процентов наших темпераментных черт, например, в модели личности Большой пятерки. Например, исследования, сравнивающие поведение близнецов, показали, что от 40 до 60 процентов их поведенческих черт были общими (Power & Pluess, 2015). Однако до недавнего времени лежащая в основе генетическая архитектура оставалась в основном неуловимой. Это связано с тем, что гены содержат наследственную информацию о белках (и других физических структурах) в наших клетках и тканях, и связать определенную поведенческую тенденцию с функцией одного или двух белков — непростая задача. Тем не менее, это начало меняться.
Любознательность и открытость опыту — черты, биологическая основа которых заинтересовала группу исследователей. Таким образом, они предположили, что за это могут быть ответственны гены, экспрессирующиеся в префронтальной коре — центре когнитивного контроля в мозге. Неотъемлемой частью сигнального пути для правильного функционирования этой области мозга является дофаминовый путь, также известный как схема мотивации. Проанализировав генетические вариации более чем 800 человек, они определили два гена, участвующих в передаче сигналов дофамина: дофаминовый рецептор типа 4 (DDR4) и фермент, расщепляющий дофамин, известный как COMT. Определенные вариации этих генов были связаны с исследовательскими тенденциями и открытостью опыту (DeYoung et al., 2011).
Аналогичные исследования были проведены для характеристики генетических вариаций, лежащих в основе других поведенческих черт, таких как интроверсия и агрессия (Godar et al., 2016). Тем не менее, биологическая основа темперамента не ограничивается наличием уникальных вариантов генов. Биологи уже давно знают, что влияние окружающей среды (например, недоедание, жестокое обращение с детьми, превосходное воспитание и т. д.) может действовать как выключатели света, которые могут включать или выключать определенные гены. Если эти изменения сохраняются в жизни человека, они могут вызывать полупостоянные изменения состояний активации этих генов, которые мы называем эпигенетическими модификациями. Другими словами, факторы окружающей среды также могут оказывать длительное влияние на черты темперамента. Действительно, были выявлены эпигенетические модификации склонности к риску (Kaminsky et al., 2008).
Если вы хотите узнать немного больше об этой теме, вам может понравиться это видео.
Видео: темперамент, наследственность и гены
Темперамент в развитии ребенка
Если вы уже узнали что-то из этой статьи, возможно, темперамент — это поведенческие черты, с которыми мы рождаемся. Это означает, что мы должны уметь различать разные темпераменты даже у самых молодых людей. На самом деле, если бы вы посетили любой детский сад и какое-то время наблюдали за младенцами и малышами, вы, вероятно, заметили бы разнообразие темпераментов. Некоторые малыши подползут к вам и начнут тыкать вам в ноги, а некоторые будут улыбаться и радостно махать руками с того места, где они сидят, некоторые будут плакать и прятаться за своими воспитателями, как только вы войдете в комнату, а некоторые будут игнорировать ваше присутствие, как будто вы невидимы. Но что означают темпераменты в развитии ребенка?
Каждый ребенок обладает уникальным темпераментом, состоящим из определенной комбинации поведенческих черт. Поэтому у каждого ребенка свой способ взаимодействия с другими людьми и реакция на события и обстоятельства в их окружении. Понимание темперамента ребенка может помочь родителям, учителям и другим опекунам понять сильные и слабые стороны ребенка и его особые потребности, а также позволить взрослым оказать ему соответствующую поддержку. Более того, знание темперамента ребенка также позволяет вам установить реалистичные поведенческие ожидания. Например, если ваш малыш сдержан и медленно привыкает к незнакомцам, он может не захотеть сесть на колени Санты или обнять невестку вашей тети, а принуждение его к другим действиям может вызвать стресс у вас обоих.
Темперамент в развитии ребенка находится в центре внимания исследований с середины двадцатого века. Классическое исследование, проведенное психологами Томасом и Чессом, исследовало несколько качеств темперамента младенцев и наблюдало влияние этих качеств на протяжении многих лет (Thomas & Chess, 1986). В результате они придумали девять основных черт темперамента, которыми до сих пор пользуются детские психологи и педагоги. Давайте обсудим эти девять черт темперамента на примерах.
Примеры темпераментов
Уровень активности: Этот темперамент показывает, насколько человек активен. Например, некоторые люди испытывают потребность постоянно двигаться. Эти высокоактивные люди склонны переходить от одной физической активности к другой. В детстве им может быть трудно усидеть на месте в классе и ерзать с карандашами. Напротив, люди с низкой активностью, как правило, наслаждаются более спокойной деятельностью.
Биологические ритмы: Этот темперамент связан с регулярностью удовлетворения биологических потребностей, таких как прием пищи и сон. Люди с регулярными ритмами, как правило, придерживаются рутины и имеют предсказуемый распорядок дня. С другой стороны, люди с нерегулярным ритмом могут забыть поесть, почувствовать сонливость в течение дня или не чувствовать сонливости после отхода ко сну.
Чувствительность: Чувствительность относится к интенсивности восприятия определенных раздражителей. Например, высокочувствительных людей могут беспокоить многие звуки, текстуры и яркий свет, которые другие даже не замечают.
Интенсивность реакции: Этот темперамент связан с тем, насколько сильно человек реагирует на что-либо. Люди с высокой интенсивностью, как правило, сильно реагируют даже на малейшие ситуации и создают драму. Напротив, люди с низкой интенсивностью реагируют даже на важное событие так, как будто оно не имеет большого значения.
Адаптивность: Адаптивность показывает, может ли человек легко приспособиться к изменениям в окружающей среде. Легко приспосабливаемые люди легко справляются с неожиданными изменениями. Однако медленно адаптирующимся людям может потребоваться дополнительное время, чтобы почувствовать себя комфортно при тех же изменениях.
Приближение/отстранение: Подобно приспособляемости, этот темперамент относится к тому, как люди склонны относиться к новым ситуациям или изменениям. Люди с подходящим стилем могут легко знакомиться с новыми людьми или пробовать новые вещи. Тем не менее, отстраняющиеся люди могут оставаться в стороне, наблюдать и оценивать новую ситуацию или людей, прежде чем присоединиться к ней или начать действовать.
Настойчивость: Эта черта показывает, как долго кто-то готов пытаться выполнять задачу. Настойчивые люди склонны делать все возможное, чтобы добраться до финиша. Люди с низкой настойчивостью могут быть ошеломлены малейшим вызовом и легко сдаются.
Отвлекаемость: Эта черта указывает на то, легко ли человек отвлекается. Люди с высокой отвлекаемостью испытывают трудности с концентрацией внимания на задаче в течение длительного времени. Им также может быть сложно сосредоточиться на задаче, когда вокруг есть отвлекающие факторы. С другой стороны, люди с низкой отвлекаемостью могут быть поглощены тем, что они делают, даже в самых шумных местах.
Настроение: Настроение указывает направление наших чувств. Люди с позитивным настроением, как правило, видят вещи с более яркой точки зрения и в целом кажутся жизнерадостными. Напротив, люди с плохим настроением могут иметь более мрачное отношение.
Статьи о темпераменте
Книги о темпераменте
Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Нарушения темперамента и поведения у детей
Пол и темперамент: в трех первобытных обществах
Личность не постоянна: освободитесь от самоограничивающих убеждений и перепишите свою историю
5 моделей личности: руководство по пониманию себя и других и развитию эмоциональной зрелости
Заключительные мысли о темпераменте
Темперамент — это важная поведенческая характеристика, которая делает нас такими, какие мы есть. Поскольку темпераменты — это поведенческие наклонности, с которыми мы рождаемся, мы мало что можем сделать, чтобы изменить их. Тем не менее, знание своего темперамента может помочь нам лучше понять свои сильные и слабые стороны. Точно так же понимание темпераментов наших близких может помочь нам установить реалистичные поведенческие ожидания.
Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как
Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!
Ссылки
Даммейер, Дж., и Зеттлер, И. (2018). Краткий исторический обзор связей между личностью и здоровьем. В личности и болезни (стр. 1-16). Академическая пресса.
ДеЯнг, К.Г., Чиккетти, Д., Рогош, Ф.А., Грей, Дж.Р., Истман, М., и Григоренко, Е.Л. (2011). Источники когнитивного исследования: генетическая изменчивость префронтальной дофаминовой системы предсказывает открытость/интеллектуальность. Журнал исследований личности, 45(4)
Годар, С.К., Файт, П.Дж. , Макфарлин, К.М., и Бортолато, М. (2016). Роль моноаминоксидазы А в агрессии: текущие трансляционные разработки и будущие проблемы. Прогресс в нейропсихофармакологии и биологической психиатрии, 69, 90–100.
Каминский З., Петронис А., Ван С. К., Левин Б., Гаффар О., Флоден Д. и Файнштейн А. (2008). Эпигенетика личностных черт: иллюстративное исследование однояйцевых близнецов, диссонирующих по рискованному поведению. Исследование близнецов и генетика человека, 11(1), 1-11.
МакКрей, Р. Р., Коста, П. Т., младший, Остендорф, Ф., Англейтнер, А., Хржебичкова, М., Авиа, доктор медицинских наук, Санс, Дж., Санчес-Бернардос, М. Л., Кусдил, М. Э., Вудфилд, Р. ., Сондерс, П.Р., и Смит, П.Б. (2000). Природа важнее воспитания: развитие темперамента, личности и продолжительности жизни. Журнал личности и социальной психологии, 78 (1), 173–186.
Меренда, П.Ф. (1987). К четырехфакторной теории темперамента и/или личности. Журнал оценки личности, 51(3), 367-374.