Психология учения — это… Что такое Психология учения?
- Психология учения
- (синоним: психология обучения) — один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. П. у., таким образом, выявляет специфику функционирования всех познавательных процессов у учащихся в ходе приобретения знаний и умений в обучении как компонентов процесса учения. Главной задачей в исследовании учения является выявление состава и факторов учения, определяющих его основные свойства (результативность, длительность, напряженность и др.). Кроме исследования общих вопросов состава, свойств и факторов учения, проводится также изучение особенностей функционирования учения применительно к усвоению знаний и умений в конкретных учебных предметах. Это осуществляется в рамках прикладных отраслей П. у. — П. у. математике, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, литературе и искусству, языкам, спорту и др. Другим основанием выделения отраслей П. у. являются возрастные ступени учащихся. По этому основанию выделяются П. у. дошкольников, школьников различных уровней обучения и студентов. Помимо этого различают также П. у. в норме и патологии. Исследования учения осуществлялись в рамках психологии и дидактики задолго до появления П. у. и педагогической психологии в целом как специальной отрасли психологии. Достаточно развернутые описания и объяснения состава и факторов учения можно найти в трудах Коменского, Гербарта, Дистервега, Дьюи, Ушинского. С начала XX в. учение изучается многими представителями разных научных школ как проблема педагогической психологии, оформившейся в самостоятельную область психологической науки. Здесь приложили свои усилия поздние ассоцианисты (Эббингауз, Мюллер, Мейман, Лай, Циген, Нечаев, Каптерев, Румянцев и др.), бихевиористы (Торндайк, Уотсон, Газри, Халл, Скиннер, Бандура и др.), гештальтисты (Вертгаймер, Кофка, Дункер, Секкей), сторонники концепции взаимодействия субъекта с объектом (Пиаже и его последователи), когнитивисты (Осгуд, Осбел, Брунер, Ганье, Лингхарт, Глейзер, Резник, Андерсон, Стернберг и др.), представители теории социальной детерминации и деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин и их последователи). Для отражения характеристик учения применяются методы прямого и косвенного отражения изучаемых характеристик. К прямым методам относятся: вербальные отчеты испытуемых, ответы на вопросы в анкетах, в беседах и интервью. К косвенным методам отражения характеристик учения относятся: анализ результатов учения в обучении и в тестах обучаемости, анализ речевых данных при «рассуждении вслух» в ходе выполнения операций в составе учения и решения учебных задач, использование психофизиологических показателей (скрытых речевых артикуляций и др.). К настоящему времени получены довольно обширные эмпирические знания о составе учения, а также условиях и факторах учения, влияющих на характеристики его эффективности, (результативность, длительность, напряженность). В эмпирических описаниях состава и структуры процесса учения выделяются компоненты этого процесса разных уровней. На исходном макроуровне предлагается различать от двух до шести макрозвеньев учения (познание — запоминание, или: внимание — восприятие — осмысление — закрепление — применение — перенос). Указанные компоненты действительно сводятся к двум, но не просто к познанию и запоминанию, а к более широким функционально, которые включают в себя познание и запоминание, но также и другие процессы. Первым таким макрокомпонентом в составе учения является построение (получение, создание, возникновение в опыте, уяснение) знаний об объектах и действиях с ними, вторым — отработка (освоение, упрочение, закрепление) знаний и действий. Составляющими первого макрокомпонента — построения знании — являются познавательные процессы селективного восприятия, понимания сообщений, эмпирического и теоретического мышления, реализуемые на основе аналитико-синтетических операций (различение, разделение, абстрагирование, отождествление, обобщение, объединение), а также символические операции (кодирование и декодирование речевых, искусственно-знаковых, схематических и других сообщений). Составляющими второго макрокомпонента — упрочения знаний и умений — являются их интериоризация и автоматизация на основе непосредственных и опосредованных мнемических операций. Важной составляющей обоих макрокомпонентов могут быть рефлексивные акты регуляции всех познавательных и мнемических учебных действий на основе знания их результатов и способов осуществления. Указанные регулирующие акты делают учение активным и целесообразным процессом, т.е. деятельностью субъекта. Однако эмпирически наблюдается также учение, протекающее и как нерегулируемый процесс. В теориях учения делаются попытки объяснить свойства учения и выдвигаются гипотезы четырех видов: 1) О наличии различных необходимых компонентов в структуре учения, которые не наблюдаются непосредственно. 2) О сводимости тех или иных явно наблюдаемых компонентов учения к другим наблюдаемым его компонентам. 3) О необходимости некоторых наблюдаемых компонентов учения и необязательности других для того, чтобы учение вообще состоялось и дало результат — приобретение новых знаний и умений. 4) О необходимости (причинном характере) каких-либо явных внешних или внутренних условий также для достижения результатов учения (а не просто для его ускорения и облегчения, что обычно бесспорно относится к эмпирическому изучению учения, в отличие от установления причинных связей, которое чаще относят к теоретической работе, но иногда считают также эмпирическим исследованием). Часто указанные виды теоретических объяснений сочетаются в составе утверждений различных теорий учения. Кроме теорий учения психологического уровня, имеются также теории психофизиологического уровня, в которых делаются попытки объяснить характеристики компонентов учения через процессы высшей нервной деятельности и другие мозговые механизмы. И.И.Ильясов
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
- ПСИХОЛОГИЯ Я (ЭГОПСИХОЛОГИЯ)
Смотреть что такое «Психология учения» в других словарях:
ПСИХОЛОГИЯ — (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ — ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия
психология и философия — психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия
Психология с эмпирической точки зрения — «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
психология спорта — раздел психологии, изучающий закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. Специфика спортивной деятельности: 1) в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и… … Большая психологическая энциклопедия
Психология искусства (книга) — Психология искусства Автор: Л. С. Выготский Жанр: монография Язык оригинала … Википедия
психология обучения — раздел психологии педагогической, изучающий формирование деятельности познавательной. В ее основе лежит идея, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен проводиться с ориентировкой на тот уровень, который ими достижим в… … Большая психологическая энциклопедия
психология функциональная — психологическое направление, появившееся в США конца XIX в., характерное преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики, адаптивной роли сознания в поведении. Исследует процессы сознания с позиций их функции в… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ. Раздел педагогической психологии, изучающий психологическую деятельность в условиях обучения. Процесс учения в зависимости от содержания изучаемой дисциплины составляет основной предмет П. о. Подразделяется на общую и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Психология — наука о душе (греч. ψυκή душа и λόγος понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение О душе , в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Учение в психологии — это… Понятие, виды и основные теории учения в отечественной психологии
Научные деятели разработали ряд принципов для исследования постулатов обучения, чтобы связать внешнее и внутреннее состояние души. Процесс освоения умений занимает определенное время и требует регулярного повторения. Учение в психологии – это анализ взаимодействия морали, моторики в отношении приобретенных навыков, жизненного опыта и дальнейшего самосовершенствования.
Умственная работа
Одним из принципов исследования теории является рассмотрение способов задействования мышления в период обучения. Опыт научных деятелей таких, как Менчинская Е. Н. и Кабанова-Меллер, доказывает основные теории учения в отечественной психологии, которые определяются, как главные условия в принятии знаний.
Считается, что загруженность методологической литературой и преподаваемой программой, в совместной связке со школьником, активно принимающим участие в образовательной системе, благотворно влияет на процесс запоминания материала.
Важнейший постулат учения в психологии — это получение и закрепление информации, выдаваемой преподавателем, в виде популярных научных объяснений. Усвоенное и понятое знание ребенком не является простым запоминанием и зубрежкой. В первую очередь, это творческий акт работы мысли учащегося, выполнение интеллектуальных, обобщенно абстрагированных, аналитически синтезированных операций.
Этапы получения знаний
В современном мире информация распространяется повсеместно, в частности, в свободном доступе. Приобретение знаний – это движение повторяющегося процесса, от малого (неполного) понимания до полного усвоения объема принятого материала. Оно находится в целостной структуре и носит индивидуальный, личностный характер. Существует два варианта учения в психологии — это когда:
- Выдача данных производится постепенно, начиная с конкретных объясненных причин и величин, двигаясь до общего абстрактного.
- Усвоение начинается с движения от схематичного целостного в направлении частного, конкретного и лишь после к перспективе.
Так, при подаче учебных понятий, материала, при обзоре о представителях разных институтов, ученик рассматривает противопоставление и основные ориентиры этих общественных формаций. В дальнейшем, тот приобретенный школьником багаж знаний определений, получает соответствующее наполнение в качестве имеющегося смысла, содержания, предоставленных в книгах, так и в жизненных ситуациях.
Усвоенные догмы применимы лишь в связке теории-практики и абстракции-конкретики, вследствие чего появляется необходимость использования экстеризационных, и интериоризационных процессов, означающих переход в физический либо ментальный путь постижения истин, выполнение задачи или же работы ума, но уже в обратном порядке. Отсюда плавно вытекает пояснение, объясняющее, что учение в психологии — это, постоянно совершенствующаяся обучающая функция умственных операций. Именно они и необходимы для добычи и применения полученных умений.
Стремление к развитию
Мотивация учения в психологии и важность задействования методов передачи знаний, как вида деятельности, формируют предпосылки создания последующих шагов для решения преимущественных задач в поиске приобретения искомых навыков, необходимых в дальнейшем образовательном процессе.
Дети неусидчивы и склонны к постоянной активности, которая может стать препятствием к положительным оценкам. Потому следует преподносить материал так, чтобы он был интересным, доступным и вызывал меньше вопросов.
При грамотной постановке цели и применении понятия учения в психологии, происходит качественное формирование ума детей, развивающих и раскрывающих такие внутренние резервы, как:
- Активность ума.
- Продуктивность решения задач.
- Гибкость мышления.
- Самостоятельность суждения.
Во время проведения учебных занятий, закрепляется материал, а также расширяются границы принятых решений. Свободный выбор формирует умственные приемы работы мозговых систем, позволяет анализировать ход построенных операций и в будущем положительно сказаться на повышении мотивации и потребностях.
Разделение обучения
Современная система образования насчитывает свыше сотни методик в подаче материала наиболее доступным образом. Однако весь объем терминологии можно структурировать в несколько определений, поскольку виды учения в психологии — это:
- Разбор и объяснение простых ситуаций на подражательной основе. Происходит это при небольшой активации мозговых функциях учащегося, в движении к более сложному материалу, где ведущую роль мышления производит уже сам обучаемый, добывая и применяя полученные знания в решении новых.
- Подача программы детям и дальнейшее поэтапное теоретическое принятие. В данном случае действие ума следует рассматривать в связке с чередой понятий. Вид выделяет некоторые способы учения, включающие в себя уже заданный багаж знаний, обеспечивающий его применение в перспективе, в четко предоставленных параметрах.
Грамотно задействуя методики в школах, преподаватели быстро сокращают большой объем информации и выделяют наиболее важные факторы.
Поэтапный вид: авторский экскурс
Постепенная подача материала знакома всем не понаслышке, поскольку применяется повсеместно. Система мышления построена таким образом, что способна воспринимать часть информации, обрабатывая и анализируя наиболее удобным способом. С течением времени она закрепляется на сознательном уровне.
Поэтапное принятие качественного объема навыков и наработанных умений, в конечном итоге определяют содержание и характер сферы деятельности знания. Это поступательное движение вверх, к совершенствованию, нашло отражение в трудах Гальперина П. Я. и Талызиной Н. Ф. в 1985 и 1998 годах. Учение направлено на такие способы познания, которые бы включали в себя уже имеющиеся способности, обеспечивающие его применение в перспективе на заданных параметрах.
Авторы подчеркивают, что абсолютно любое свежее интеллектуальное достижение — форма материализованная, задающая функции реальным предметам, либо схематичным плоским данным начертательной геометрии (чертежи, эскизы).
Методика правильного решения
Психология — это наука, объясняющая положение в восприятии ученика во время процесса познания, акцентируя внимание на работе ума, его действий, определяемых конкретными параметрами имеющихся величин и поставленных задач.
Динамика управления в решении проблем с достижением цели, дает осознание и проникновение в смысл законов, по которым и происходит формирование последующих шагов, создающих качественно иные условия. Структура понимания условий задачи предполагает изучение внешних показателей с последующей интериоризацией, означающих переход к поиску данных, где процесс приобретает обобщенный, сознательный характер.
Ярким примером данной методики является порядок запоминания и изучения счета, вытекающего из складывания материальных предметов (палочек), далее переходящих к навыкам голосового суммирования и закреплению «в уме».
Применение на практике
В процессе обучения школьникам важно раскрыть потенциал и развить умения для дальнейшего совершенствования опыта и знаний. Приемы, связанные напрямую с механизмами получения навыков, подробно объяснены в психологическом образовании, разделяющееся на несколько видов:
- Научение — процесс получения личного опыта любым микро, либо сложным организмом.
- Учение в психологии – это научение индивида с помощью осознанного усвоения им передаваемого опыта. Применяется также метод формирования личностного индивидуального восприятия действительности.
- Обучение — трансляция навыков, передаваемых другому человеку в качестве целенаправленного преподавания в социокультурных условиях.
В психологической педагогике последний вид обозначен, как наполнение, формирование, закрепление знаний, стимулирование активной заинтересованности индивида.
Информация – эффективная структура подачи
Методика формирования субъектом индивидуальных поведенческих норм, и позиционирование себя, как личности в социальном мире и является научением. Применяя его к школьникам, путем объяснения актуальной информации реально сформировать мнение и научить смотреть на ситуации с разных сторон.
Образцы общественно-исторического бытия, нормы допустимого поведения, помогает сформировать в слушателе опыт, определяемый, как учение. В дальнейшем он и направляет человека на протяжении жизни, поскольку в нем остается целый запас знаний.
Учение в психологии — это… Понятие, виды и основные теории учения в отечественной психологии
Научные деятели разработали ряд принципов для исследования постулатов обучения, чтобы связать внешнее и внутреннее состояние души. Процесс освоения умений занимает определенное время и требует регулярного повторения. Учение в психологии – это анализ взаимодействия морали, моторики в отношении приобретенных навыков, жизненного опыта и дальнейшего самосовершенствования.
Умственная работа
Одним из принципов исследования теории является рассмотрение способов задействования мышления в период обучения. Опыт научных деятелей таких, как Менчинская Е.Н. и Кабанова-Меллер, доказывает основные теории учения в отечественной психологии, которые определяются, как главные условия в принятии знаний.
Считается, что загруженность методологической литературой и преподаваемой программой, в совместной связке со школьником, активно принимающим участие в образовательной системе, благотворно влияет на процесс запоминания материала.

Важнейший постулат учения в психологии — это получение и закрепление информации, выдаваемой преподавателем, в виде популярных научных объяснений. Усвоенное и понятое знание ребенком не является простым запоминанием и зубрежкой. В первую очередь, это творческий акт работы мысли учащегося, выполнение интеллектуальных, обобщенно абстрагированных, аналитически синтезированных операций.
Этапы получения знаний
В современном мире информация распространяется повсеместно, в частности, в свободном доступе. Приобретение знаний – это движение повторяющегося процесса, от малого (неполного) понимания до полного усвоения объема принятого материала. Оно находится в целостной структуре и носит индивидуальный, личностный характер. Существует два варианта учения в психологии — это когда:
- Выдача данных производится постепенно, начиная с конкретных объясненных причин и величин, двигаясь до общего абстрактного.
- Усвоение начинается с движения от схематичного целостного в направлении частного, конкретного и лишь после к перспективе.
Так, при подаче учебных понятий, материала, при обзоре о представителях разных институтов, ученик рассматривает противопоставление и основные ориентиры этих общественных формаций. В дальнейшем, тот приобретенный школьником багаж знаний определений, получает соответствующее наполнение в качестве имеющегося смысла, содержания, предоставленных в книгах, так и в жизненных ситуациях.

Усвоенные догмы применимы лишь в связке теории-практики и абстракции-конкретики, вследствие чего появляется необходимость использования экстеризационных, и интериоризационных процессов, означающих переход в физический либо ментальный путь постижения истин, выполнение задачи или же работы ума, но уже в обратном порядке. Отсюда плавно вытекает пояснение, объясняющее, что учение в психологии — это, постоянно совершенствующаяся обучающая функция умственных операций. Именно они и необходимы для добычи и применения полученных умений.
Стремление к развитию
Мотивация учения в психологии и важность задействования методов передачи знаний, как вида деятельности, формируют предпосылки создания последующих шагов для решения преимущественных задач в поиске приобретения искомых навыков, необходимых в дальнейшем образовательном процессе.

Дети неусидчивы и склонны к постоянной активности, которая может стать препятствием к положительным оценкам. Потому следует преподносить материал так, чтобы он был интересным, доступным и вызывал меньше вопросов.
При грамотной постановке цели и применении понятия учения в психологии, происходит качественное формирование ума детей, развивающих и раскрывающих такие внутренние резервы, как:
- Активность ума.
- Продуктивность решения задач.
- Гибкость мышления.
- Самостоятельность суждения.
Во время проведения учебных занятий, закрепляется материал, а также расширяются границы принятых решений. Свободный выбор формирует умственные приемы работы мозговых систем, позволяет анализировать ход построенных операций и в будущем положительно сказаться на повышении мотивации и потребностях.
Разделение обучения

Современная система образования насчитывает свыше сотни методик в подаче материала наиболее доступным образом. Однако весь объем терминологии можно структурировать в несколько определений, поскольку виды учения в психологии — это:
- Разбор и объяснение простых ситуаций на подражательной основе. Происходит это при небольшой активации мозговых функциях учащегося, в движении к более сложному материалу, где ведущую роль мышления производит уже сам обучаемый, добывая и применяя полученные знания в решении новых.
- Подача программы детям и дальнейшее поэтапное теоретическое принятие. В данном случае действие ума следует рассматривать в связке с чередой понятий. Вид выделяет некоторые способы учения, включающие в себя уже заданный багаж знаний, обеспечивающий его применение в перспективе, в четко предоставленных параметрах.
Грамотно задействуя методики в школах, преподаватели быстро сокращают большой объем информации и выделяют наиболее важные факторы.
Поэтапный вид: авторский экскурс
Постепенная подача материала знакома всем не понаслышке, поскольку применяется повсеместно. Система мышления построена таким образом, что способна воспринимать часть информации, обрабатывая и анализируя наиболее удобным способом. С течением времени она закрепляется на сознательном уровне.

Поэтапное принятие качественного объема навыков и наработанных умений, в конечном итоге определяют содержание и характер сферы деятельности знания. Это поступательное движение вверх, к совершенствованию, нашло отражение в трудах Гальперина П.Я. и Талызиной Н.Ф. в 1985 и 1998 годах. Учение направлено на такие способы познания, которые бы включали в себя уже имеющиеся способности, обеспечивающие его применение в перспективе на заданных параметрах.
Авторы подчеркивают, что абсолютно любое свежее интеллектуальное достижение — форма материализованная, задающая функции реальным предметам, либо схематичным плоским данным начертательной геометрии (чертежи, эскизы).
Методика правильного решения

Психология — это наука, объясняющая положение в восприятии ученика во время процесса познания, акцентируя внимание на работе ума, его действий, определяемых конкретными параметрами имеющихся величин и поставленных задач.
Динамика управления в решении проблем с достижением цели, дает осознание и проникновение в смысл законов, по которым и происходит формирование последующих шагов, создающих качественно иные условия. Структура понимания условий задачи предполагает изучение внешних показателей с последующей интериоризацией, означающих переход к поиску данных, где процесс приобретает обобщенный, сознательный характер.
Ярким примером данной методики является порядок запоминания и изучения счета, вытекающего из складывания материальных предметов (палочек), далее переходящих к навыкам голосового суммирования и закреплению «в уме».
Применение на практике
В процессе обучения школьникам важно раскрыть потенциал и развить умения для дальнейшего совершенствования опыта и знаний. Приемы, связанные напрямую с механизмами получения навыков, подробно объяснены в психологическом образовании, разделяющееся на несколько видов:
- Научение — процесс получения личного опыта любым микро, либо сложным организмом.
- Учение в психологии – это научение индивида с помощью осознанного усвоения им передаваемого опыта. Применяется также метод формирования личностного индивидуального восприятия действительности.
- Обучение — трансляция навыков, передаваемых другому человеку в качестве целенаправленного преподавания в социокультурных условиях.
В психологической педагогике последний вид обозначен, как наполнение, формирование, закрепление знаний, стимулирование активной заинтересованности индивида.
Информация – эффективная структура подачи
Методика формирования субъектом индивидуальных поведенческих норм, и позиционирование себя, как личности в социальном мире и является научением. Применяя его к школьникам, путем объяснения актуальной информации реально сформировать мнение и научить смотреть на ситуации с разных сторон.

Образцы общественно-исторического бытия, нормы допустимого поведения, помогает сформировать в слушателе опыт, определяемый, как учение. В дальнейшем он и направляет человека на протяжении жизни, поскольку в нем остается целый запас знаний.
Что такое психология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую, дорогие читатели!
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой. Психология изучает все психические процессы – как осознаваемые человеком, так и не осознаваемые. Основная цель данной науки – накопление знаний, представляющих практическую ценность для различных сфер жизни и профессиональной деятельности.
Психология – относительно молодая наука, появившаяся в 1879 году. Но «Учение о душе», послужившее её прообразом, существовало ещё в античные времена. На протяжении многих веков психические процессы человека изучались на стыке биологии, медицины, философии, педагогики и прочих наук. И только в конце XIX века сформировалось современное понимание того, что такое психология, и она стала полностью самостоятельной наукой. Её создателем принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта.
Что изучает психология?
Основным объектом изучения данной науки являются психические процессы человека – чувства, эмоции, цели, мотивация, воображение, мышление, принятие решений, темперамент и прочие особенности поведения и восприятия. Психология пытается ответить на вопрос,
В задачи современной психологии входит изучение и решение проблем в разных сферах человеческой жизни – как личной, так и профессиональной. Внутри этой науки существует большое количество отдельных прикладных направлений, изучающих отдельные аспекты деятельности человека. В качестве простых примеров можно назвать такие направления как:
- возрастная психология;
- социальная психология;
- семейная психология;
- психология спорта;
- психология религии.
Задачи каждого направления очевидны из названия. Так возрастная психология изучает особенности поведения человека на разных жизненных этапах. Объектом изучения социальной психологии является взаимодействие людей в обществе и особенности их поведения, продиктованные этим взаимодействием. Семейная психология занимается укреплением семьи и решением внутрисемейных противоречий. Существуют направления, изучающие поведение людей в спорте, в религии, на промышленном производстве, в учебе и прочих сферах.
История появления и развития психологии
О том, что психология является древней наукой, свидетельствует её название. Термин образован от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука). Также в древнегреческой мифологии описывается прекрасная принцесса Психея, являвшаяся олицетворением человеческой души. Она обладала мистическим влиянием на людей – сам Эрос (Амур) не смог противостоять её чарам и влюбился.
Первые научные труды, которые можно назвать психологическими, принадлежат Платону и Аристотелю (V и IV вв. до н.э.). Значительный вклад в развитие учения внёс Авиценна (X-XI вв.). Самостоятельное научное направление сформировалось в XVIII веке благодаря немецкому ученому Христиану Вольфу. А современной научной дисциплиной психология стала в 1879 году, когда Вильгельм Вундт создал свою психологическую лабораторию и начал проводить первые исследования.
В разные века люди по-разному понимали, что такое психология. В истории развития данной науки выделяют 4 этапа, на каждом из которых был собственный объект изучения:
- Душа. В античной греко-римской цивилизации считалось, что каждое живое существо имеет душу, которая полностью определяет его поведение. Данная концепция позволяла объяснять особенности темперамента связью с космосом, реинкарнацией и прочими мистическими явлениями.
- Сознание. В XVII веке французский ученый Рене Декарт описал рефлекторную природу поведения и ввёл понятие «сознания». Это был некий «жизненный компас», реагирующий на внешние воздействия и определяющий реакцию человека.
- Поведение. Данный подход использовался в начале XX века. Это был период, когда активно проводились эксперименты, позволявшие изучить реакцию людей на определенные события.
- Психика. По мере накопления знаний основным предметом изучения постепенно стала психика человека и определяющие её механизмы.
Сегодня психология представляет собой сложную многоотраслевую науку, включающую порядка 100 достаточно самостоятельных направлений.
Виды психологии
Помимо большого количества специализированных направлений психология делится на две большие составляющие части:
- Академическая. Это наука, ключевая задача которой – понять психику человека ради достижения объективного знания. Академическая психология изучает поведение людей и создаёт теоретический научный базис, призванный объяснить все психологические феномены и выявить взаимосвязи между ними.
- Прикладная. Данный раздел психологии направлен на получение практических результатов. Здесь исследуются способы влиять на психическое состояние человека с целью улучшения жизни, повышения его продуктивности и уровня счастья. Прикладную психологию используют в своей работе психотерапевты, психиатры, преподаватели, тренеры и прочие специалисты, помогающие людям развиваться, совершенствоваться и решать проблемы.
Чтобы лучше понять, чем отличаются академическая и прикладная психология, рассмотрим каждый раздел подробнее.
Академическая психология
Это фундаментальная наука, исследования которой носят чисто научный характер и изначально не направлены на получение практических результатов. При исследовании определенного психического процесса ставится задача изучить его и понять, найти взаимосвязь с другими процессами.
Академическая психология характеризуется тем, что:
- исследует и объясняет психические процессы, ищет закономерности;
- не ищет и не изучает способы воздействия на эти процессы;
- создаёт теоретическую базу для дальнейших исследований в рамках прикладной психологии.
Несмотря на эти особенности, академическая психология занимается некоторыми прикладными исследованиями, если они представляют теоретический интерес. Благодаря этому могут быть обнаружены способы влияния на психические процессы, которые в дальнейшем найдут практическое применение в других областях.
Прикладная психология
Поскольку прикладная психология направлена на получение практических результатов в различных сферах человеческой деятельности, она включает большое количество направлений. Её основными областями являются:
- Психодиагностика. Распознавание и анализ психологических особенностей человека.
- Психокоррекция. Воздействие на выявленные отклонения в психике для приведения её в соответствие с возрастными и иными нормами.
- Консультирование. Психологическая помощь здоровым людям, испытывающим временные трудности из-за жизненных обстоятельств.
- Психотерапия. Психологическая помощь здоровым людям с личностными расстройствами.
К прикладной психологии относятся области, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Обычно это люди, которые:
- оказались в сложной жизненной ситуации;
- планируют строить бизнес;
- испытывают сложности в общении;
- переживают кризис личных или семейных отношений;
- обеспокоены поведением собственных детей;
- испытывают упадок сил, депрессию, раздражительность;
- страдают от фобий и панических атак;
- пытаются избавиться от вредных привычек;
- желают сменить профессию.
Все перечисленные проблемы и жизненные ситуации находятся в компетенции прикладной психологии. В большинстве перечисленных случаев уместна консультация у психотерапевта.
Методы психологии
Все применяемые в психологии методы делятся на две большие группы:
- Эмпирические. Данная группа включает сбор и интерпретацию имеющихся фактов, статистический анализ больших объемов данных и поиск закономерностей.
- Экспериментальные. Эти методы основываются на искусственном моделировании различных ситуаций в исследовательских целях. В данную группу входят, например, социальные эксперименты.
С целью сбора данных, пригодных для исследования и анализа, применяются такие методы как:
- наблюдение – изучение эмоций и реакций человека;
- самонаблюдение – осмысленное изучение собственного восприятия, эмоций, реакций, желаний и прочих психических процессов;
- собеседование – беседа с человеком, позволяющая получить от него информацию, недоступную для наблюдения;
- эксперимент – целенаправленное моделирование ситуации, позволяющей получить необходимую информацию о психике испытуемого;
- опрос – выявление индивидуальных психологических особенностей испытуемого при помощи заранее сформулированных вопросов;
- тестирование – оценка психологических качеств при помощи заранее подготовленных тестов, для которых уже разработан механизм интерпретации реакций и ответов испытуемого;
- биографическое исследование – анализ жизненного пути человека, позволяющий определить особенности его психики, построить относительно точный прогноз на дальнейшую жизнь и дать рекомендации по её улучшению.
В прикладной психологии перечисленные методы обычно комбинируются, чтобы провести максимально точный и всесторонний анализ психики испытуемого. Например, практически каждый человек хотя бы однажды устраивался на работу и проходил при этом собеседование и тестирование. А психотерапевты комбинируют такие методы как собеседование, наблюдение и биографическое исследование, а также предлагают клиенту провести самонаблюдение в определенных ситуациях.
Заключение
Каждому человеку полезно знать, что такое психология и как её методы могут помочь ему в жизни и работе. Да, это сложная и многогранная наука, на изучение которой у специалистов уходят многие годы. Но даже базовые знания в психологии пригодятся каждому. Они позволяют быть эффективнее, лучше справляться с проблемами, улаживать конфликты с друзьями и родственниками. Любой взрослый человек, заинтересованный в саморазвитии, должен изучать психологию, чтобы определять мотивы чужих поступков, находить общий язык с окружающими, а также понимать природу собственных эмоций и переживаний.
это, определение слова, понятие. Что такое Учение, значение, словарь, энциклопедия
(научение) (англ. learning) — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. — необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои «абсолютные» законы У, выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается. Так, ряд теорий рассматривает У. как проявление аналитико-син-тетической деятельности мозга, что мало способствует выявлению собственно психологических закономерностей У, т. к. физиологическая деятельность мозга детерминирует У. вторично, будучи сама детерминирована деятельностью субъекта. Научное понимание У. возможно только в контексте предметной деятельности. С этих позиций теория У. разрабатывалась рядом сов. психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В.Давыдов и др.). Рассматриваемое как сторона предметной деятельности, У. выступает как развивающееся явление: вместе с изменением типа деятельности закономерно изменяются формы У. и его важнейшие характеристики.Усложнение в ходе эволюции деятельности животных ведет к появлению все более сложных форм и видов У. Тем не менее они составляют качественно однородную ступень в его развитии, поскольку включены в однотипную (приспособительную) деятельность, которая предопределяет общность существенных характеристик У. животных. Так, анализ и обобщение условий деятельности возможны только в отношении непосредственно воздействующих раздражителей, выполняющих сигнальную функцию; вырабатываемые в процессе У. акты поведения опираются на инстинктивные реакции; однотипным является отношение У. к его условно-рефлекторным механизмам: реализуя процесс У, сами они не претерпевают в нем существенных изменений. Т. о., У. у животных не изменяет типа жизнедеятельности индивида, его функция сводится к модификации наследственно закрепленных способов деятельности в соответствии с конкретными условиями ее осуществления.Перестройка У. на уровне человека обусловлена переходом к трудовой деятельности. Способы продуктивно-преобразовательной деятельности человека не фиксируются механизмами биологической наследственности и передаются новым поколениям в объективированной форме (через орудия и продукты труда, язык и т. д.). Тем самым У. начинает выступать как процесс усвоения индивидом исторически сформировавшихся способов деятельности. Поскольку они объективируются в неявной, свернутой форме, для усвоения их необходимо предварительно развернуть, обеспечив специфическое функционирование орудий, знаков и т. п. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения др. людьми составляет сущность обучения, которое является необходимым условием У. человека (У. животных может осуществляться вне обучения).Ориентировочные, исполнительные и контрольные компоненты принципиально нового для субъекта действия м. б. первоначально воспроизведены им только во внешней (материальной) форме. В дальнейшем все они (или их часть) с помощью языка переводятся на знаковый уровень и посредством речи переносятся в умственный (идеальный) план, подвергаясь обобщению, сокращению и автоматизации. На этом уровне освоения ориентировочные операции превращаются в механизм получения знания о предмете, выступающего в единстве со способами его реального или мысленного преобразования. Ингпериоризация (перенесение в идеальный план) материальных действий или их ориентировочно-контрольных компонентов — универсальный психологический механизм человеческого У, закономерности которого описаны в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (Гальперин). Конкретная форма их проявления определяется условиями, в которых осуществляется У. (особенностями усваиваемых способов, характером их развертывания в обучении, типом деятельности субъекта, в рамках которой осуществляется У, и т. д.). В наиболее полном и «чистом» виде закономерности У. проявляются в его формах, включенных в учебную деятельность.В процессе У. перестраиваются, формируются реализующие его психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида, в свою очередь, становящиеся важным фактором У. Т. о., У. составляет необходимое условие и основной механизм психического развития человека (у животных развивающая функция У. весьма ограничена). См. Педагогическая психология, Психология обучения.
Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера
Учение — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. — элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки). Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному…
Философский словарь
— какая-либо теория в совокупности с практикой ее применения. К теории в учении требование истинности не предъявляется, как правило, достаточно наличия последователей.
Философский словарь
— некоторая система взглядов, воззрений какого-либо ученого или мыслителя, индивидуальное отношение к которой — вопрос логического согласия или веры; доктрина, принцип или совокупность принципов, или теоретических положений в некотором разделе знания о какой-либо области…
Библейская энциклопедия Брокгауза
IУже в ВЗ возносится хвала У Божеств мудрости (Притч 4:2; 5:1)ЦарьИосафат посылал своих князей учить народ(2Пар 17:7) Всякое праведное У исходит от Бога, через него Он являет Свою святую волю, дарует людям благоразумие и мудрость У мудрого — это источник жизни (Притч 13:14)…
Психологический словарь
— овладение новыми психическими орудиями и действиями — , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
Психологическая энциклопедия
Категория. Форма деятельности. Специфика. Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
Поделиться:
Психология учения — это, определение слова, понятие. Что такое Психология учения, значение, словарь, энциклопедия
Психология учения (синоним: психология обучения) — один из двух основных разделов педагогической психологии, посвященный изучению процесса учения как познавательного процесса, сознательно направленного на приобретение знаний и умений (опыта деятельности) в различных предметных областях в ситуации организованного обучения. П. у., таким образом, выявляет специфику функционирования всех познавательных процессов у учащихся в ходе приобретения знаний и умений в обучении как компонентов процесса учения. Главной задачей в исследовании учения является выявление состава и факторов учения, определяющих его основные свойства (результативность, длительность, напряженность и др.). Кроме исследования общих вопросов состава, свойств и факторов учения, проводится также изучение особенностей функционирования учения применительно к усвоению знаний и умений в конкретных учебных предметах. Это осуществляется в рамках прикладных отраслей П. у. — П. у. математике, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, литературе и искусству, языкам, спорту и др. Другим основанием выделения отраслей П. у. являются возрастные ступени учащихся. По этому основанию выделяются П. у. дошкольников, школьников различных уровней обучения и студентов. Помимо этого различают также П. у. в норме и патологии.
Исследования учения осуществлялись в рамках психологии и дидактики задолго до появления П. у. и педагогической психологии в целом как специальной отрасли психологии. Достаточно развернутые описания и объяснения состава и факторов учения можно найти в трудах Коменского, Гербарта, Дистервега, Дьюи, Ушинского. С начала XX в. учение изучается многими представителями разных научных школ как проблема педагогической психологии, оформившейся в самостоятельную область психологической науки. Здесь приложили свои усилия поздние ассоцианисты (Эббингауз, Мюллер, Мейман, Лай, Циген, Нечаев, Каптерев, Румянцев и др.), бихевиористы (Торндайк, Уотсон, Газри, Халл, Скиннер, Бандура и др.), гештальтисты (Вертгаймер, Кофка, Дункер, Секкей), сторонники концепции взаимодействия субъекта с объектом (Пиаже и его последователи), когнитивисты (Осгуд, Осбел, Брунер, Ганье, Лингхарт, Глейзер, Резник, Андерсон, Стернберг и др.), представители теории социальной детерминации и деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Гальперин и их последователи).
Для отражения характеристик учения применяются методы прямого и косвенного отражения изучаемых характеристик. К прямым методам относятся: вербальные отчеты испытуемых, ответы на вопросы в анкетах, в беседах и интервью. К косвенным методам отражения характеристик учения относятся: анализ результатов учения в обучении и в тестах обучаемости, анализ речевых данных при «рассуждении вслух» в ходе выполнения операций в составе учения и решения учебных задач, использование психофизиологических показателей (скрытых речевых артикуляций и др.). К настоящему времени получены довольно обширные эмпирические знания о составе учения, а также условиях и факторах учения, влияющих на характеристики его эффективности. (результативность, длительность, напряженность). В эмпирических описаниях состава и структуры процесса учения выделяются компоненты этого процесса разных уровней. На исходном макроуровне предлагается различать от двух до шести макрозвеньев учения (познание — запоминание, или: внимание — восприятие — осмысление — закрепление — применение — перенос). Указанные компоненты действительно сводятся к двум, но не просто к познанию и запоминанию, а к более широким функционально, которые включают в себя познание и запоминание, но также и другие процессы. Первым таким макрокомпонентом в составе учения является построение (получение, создание, возникновение в опыте, уяснение) знаний об объектах и действиях с ними, вторым — отработка (освоение, упрочение, закрепление) знаний и действий. Составляющими первого макрокомпонента — построения знаний — являются познавательные процессы селективного восприятия, понимания сообщений, эмпирического и теоретического мышления, реализуемые на основе аналитико-синтетических операций (различение, разделение, абстрагирование, отождествление, обобщение, объединение), а также символические операции (кодирование и декодирование речевых, искусственно-знаковых, схематических и других сообщений). Составляющими второго макрокомпонента — упрочения знаний и умений — являются их интериоризация и автоматизация на основе непосредственных и опосредованных мнемических операций. Важной составляющей обоих макрокомпонентов могут быть рефлексивные акты регуляции всех познавательных и мнемических учебных действий на основе знания их результатов и способов осуществления. Указанные регулирующие акты делают учение активным и целесообразным процессом, т. е. деятельностью субъекта. Однако эмпирически наблюдается также учение, протекающее и как нерегулируемый процесс.
В теориях учения делаются попытки объяснить свойства учения и выдвигаются гипотезы четырех видов: 1) О наличии различных необходимых компонентов в структуре учения, которые не наблюдаются непосредственно. 2) О сводимости тех или иных явно наблюдаемых компонентов учения к другим наблюдаемым его компонентам. 3) О необходимости некоторых наблюдаемых компонентов учения и необязательности других для того, чтобы учение вообще состоялось и дало результат — приобретение новых знаний и умений. 4) О необходимости (причинном характере) каких-либо явных внешних или внутренних условий также для достижения результатов учения (а не просто для его ускорения и облегчения, что обычно бесспорно относится к эмпирическому изучению учения, в отличие от установления причинных связей, которое чаще относят к теоретической работе, но иногда считают также эмпирическим исследованием). Часто указанные виды теоретических объяснений сочетаются в составе утверждений различных теорий учения. Кроме теорий учения психологического уровня, имеются также теории психофизиологического уровня, в которых делаются попытки объяснить характеристики компонентов учения через процессы высшей нервной деятельности и другие мозговые механизмы.
И.И. Ильясов
Поделиться:
Психологический словарь — учение
Учение
учение
Категория. Форма деятельности.
Специфика. Овладение новыми психическими орудиями и действиями, за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром.
См. в других словарях
1.
(научение) (англ. learning) процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты У. элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).Любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Т. о., У. необходимый компонент любой деятельности и представляет процесс изменения ее субъекта, обусловленный ее предметным содержанием. Этим У. отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т. д.).Игнорирование деятельностной природы У. приводит к абсолютизации свойств, присущих его частным формам. Такой подход характерен, в частности, для бихевиористских теорий, каждая из которых постулирует свои «абсолютные» законы У, выводя их, как правило, из анализа изолированных от деятельности актов У. животных. Для преодоления такой односторонности недостаточно просто принять понятие деятельности, важно, какое содержание в него вкладывается….Большой психологический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):