Здоровый образ жизни и его составляющие 10 класс обж: Презентация по ОБЖ на тему «Здоровый образ жизни и его составляющие» (10 класс)

Содержание

Тест: Здоровый образ жизни и его составляющие

Тест: Здоровый образ жизни и его составляющие — ОБЖ 10 класс

Английский язык

Астрономия

Белорусский язык

Биология

География

ИЗО

Информатика

История

Итальянский язык

Краеведение

Литература

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ

Русский язык

Технология

Физика

Физкультура

Химия

Черчение

Для учителей

Дошкольникам

VIP — доступ

  • Предметы
  • »
  • ОБЖ
  • »
  • 10 класс
  • »
  • Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни и его составляющие

правильный ответ на вопрос — 1 балл

ОБЖ 10 класс | Автор: Лысик И.А. | ID: 7191 | Дата: 25.1.2016

Помещать страницу в закладки могут только зарегистрированные пользователи
Зарегистрироваться

Вопрос № 1

Здоровый образ жизни — это

мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
индивидуальная система поведения и привычек человека, направленная на обеспечение определённого уровня здоровья
система жизнедеятельности человека, в которой главным составляющим является отказ от курения, алкоголя и диетическое питание
это установленный человеком режим физической культурой и спортом, а также профилактика заболеваний

Вопрос № 2

Режим жизнедеятельности человека — это

установленный порядок работы, отдыха, питания и сна
система деятельности человека в быту и на производстве
индивидуальная форма существоаниячеловека в условиях среды обитания
соблюдение этических правил поведения в обществе и культура безопасности человека в окружающей среде

Вопрос № 3

Какие основные функции выполняет питание в жизни челоека?

снижает психологические и физиологические нагрузки
осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем
поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает постоянный обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой
позволяет успешно преодолевать физические и психологические нагрузки в процессе повседневной деятельности

Вопрос № 4

Основной причной умственного утомления является (-ются)

длительная и интенсивная умственная деятельность
длительная и интенсивная деятельность опорно-двигательного аппарата
нарушение деятельности системы кровообращения

недостаточное питание, возможные конфликты со сверстниками

Вопрос № 5

Двигательная активность — это

ежедневная система физической тренировки организма
периодические физические нагрузки на опорно-двигательный аппарат
сумма движений, выполняемая человеком в процессе своей жизнедеятельности
способность человеческого организма длительное время выполнять какую-либо работу

Показать ответы

Получение сертификата
о прохождении теста

Доступно только зарегистрированным пользователям

© TestEdu. ru 2013-2022

E-mail администратора: [email protected]

Здоровый образ жизни и его составляющие

Похожие презентации:

Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика

Врожденные пороки сердца у детей

Цирроз печени

Приобретенные пороки сердца

Пиелонефрит

Анафилактический шок

Лучевая диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта

Ревматоидный артрит

Инфекции Передаваемые Половым Путем

Бюгельные протезы

1. 9 класс ОБЖ Тема урока: «Здоровый образ жизни и его составляющие»

2. Здоровье

— это характеристика состояния человека, которая
показывает отсутствие заболеваний и состояние
благополучия человека, то есть состояние его души, тела и
условий жизни. Здоровье это самая важная и ничем
незаменимая ценность, которая позволяет человеку быть
активным членом коллектива и общества в целом.
По мнению эксперта ВОЗ В.А Тутельяна: «Здоровье
максимальная реализация генетического потенциала
человека, заложенного в его организме, но часто не
реализуемого адаптационного потенциала позволяющего
организму сопротивляться любым серьезным нагрузкам
физической, химической, биологической природы».

3. Факторы влияющие на здоровье

1.Генетические факторы — 15-20% (20%)
2.Состояние окружающей среды —20-25% (20%)
3.Медицинское обеспечение –10-15% (7-8%)
4.Условия и образ жизни людей –50-55%

4. Наследственность 20%

20 %

5. 2.Экологическая обстановка 20%

20 %

6. 3.Медицинское обслуживание 10%

10 %

7. 4.Образ жизни человека 50%

50 %

8. Образ жизни

Культура потребления различных социальных
благ, отличающаяся у различных народов
Каким может быть образ жизни?
Приведите примеры.
Здоровый образ жизни – это образ жизни
человека, его поведение и мышление, которые
обеспечивают охрану и укрепление здоровья
Что ,по-вашему, включает в себя здоровый
образ жизни?

10. Составляющие здорового образа жизни

1.Умеренное и сбалансированное питание
2.Режим дня
3.Достаточная двигательная активность
4.Закаливание
5.Личная гигиена
6.Грамотное экологическое поведение
7. Психогигиена и умение управлять своими
эмоциями
8.Сексуальное воспитание
9.Отказ от вредных привычек
10.Безопасное поведение в быту, на улице, в школе

11. Здоровое питание

— это ограничение жиров и соли, значительное
увеличение в рационе доли фруктов и овощей,
круп, изделий из муки грубого помола

12. Здоровое питание

Умеренность
Сбалансированность
Основные
принципы
рационального
питания
Четырехразовый
прием пищи
Разнообразие
Биологическая
полноценность
Высокая работоспособность и хорошее самочувствие
могут быть достигнуты только в том случае, если
соблюдается постоянный распорядок дня

14. Чтобы быть здоровым, необходимо помнить:

15. Психогигиена

— это отрасль науки о гигиене,
которая отвечает за сохранение поддержание и
укрепление психического здоровья человека.
В рамках психогигиены разработаны
мероприятия и рекомендации,
способствующие сохранению психического
здоровья человека, поддержанию душевного
равновесия и нормализации межличностного
и общественного взаимодействия.
Соблюдение норм и требований
психогигиены труда — залог успешного,
результативного и эффективного труда.
Последствия не соблюдения правил и норм
психогигиены:
1.Неправильная организация учебного и трудового процесса, может
вызывать психическую перегрузку.
2.Постоянное присутствие травмирующих факторов приведет к тому,
что у человека могут развиваться неврозы, а в худшем случае и
психозы.

17. Последствия не соблюдения правил и норм психогигиены:

3. У человека развивается синдром хронической усталости, и более
сложная форма «синдром выгорания», который не редко
сопровождается тяжелыми психосоматическими заболеваниями.
Если трудовая деятельность не соответствует склонностям и
возможностям человека, а также не соблюдаются
психогигиенические требования:
— у человека не редко возникает «чувство мозгового дефицита» постоянное эмоциональное напряжение;
-снижение потенциальных возможностей и работоспособности;
— неуверенность в себе, снижение объема внимания и ухудшение памяти

18.

Экологическое поведение — компонент экологического сознания, характеризующийся не только наличием экологических знаний, но и

19.  — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей , детей , подростков и молодежи правильного отношения к

Половое воспитание

21. Отказ от вредных привычек

Вредные привычки
1.Алкоголь
2.Курение
3.Техномании
4.Ругательства
5.Наркотики

23. Рассмотрим более подробно некоторые из них

Личная
гигиена
Закаливание
Двигательная
активность

24. Закаливание

26. Статистика

2/3 населения страны — не
занимаются спортом
До 30 % населения имеют
избыточный вес
Около 70 млн человек — курят

27. Итог : Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества

28. Задания на выбор:

Придумайте
эмблему здоровья
девиз здоровья
формулу здоровья

English     Русский Правила

Нормативные требования и оценка научных исследований врача-психиатра при рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории врача рекомендательный, а не обязательный характер, с другой стороны, для него очень ярко характерен интерес к анализу результатов собственного труда, творчества и научной деятельности[52,53].

Первым показателем любого анализа являются, конечно же, количественные результаты. И в этом случае они достаточно убедительны для ученого любой квалификации, тем более для практического врача. Общий персональный объем работ составил 197,85 условных авторских страницы (по 40 000 знаков каждая). Качественный анализ работ, прежде всего, определяет соотношение работ, опубликованных в научных изданиях (141): монографии, научно-практические и научно-методические журналы, сборники трудов научно-практических съездов, съездов, конференций, в том числе международных, учебно-методические издания (143). Следующий вопрос, на который нужно ответить, что пишет автор: многочисленные рефераты по 3 абзаца на 12-18, а то и 25 авторов (так называемые «братские могилы») или научные монографии и журнальные статьи. Интегральный показатель личного участия врача-психиатра в каждой публикации объемом 0,70 условных печатных листов характеризует солидный объем личного вклада в научные исследования.

Серьезная работа над двумя учебниками за 10 лет, их актуальность, выразившаяся в 4-х кратном переиздании, была оценена не только пользователями (студентами, курсантами), но и научной общественностью: в 2004 г. оба издания были отмечены грифом Министерства образования Российской Федерации. Публикации практикующего врача представлены в национальных библиотеках. Их можно найти на страницах 13 различных отечественных и зарубежных научно-практических журналов.

Как оценить эти результаты? По материалам электронной библиотеки трое ведущих ученых Российской Федерации (РФ) опубликовали в среднем (№ 1 = 24215 + № 2 = 5575 + № 3 = 5438): 3 = 11742,7 научных статей каждый. Если принять, что средняя продолжительность научной деятельности современного ученого составляет 50 календарных лет (от 22-25 до 72-75 лет), то руководители научных исследований ежегодно публикуют 234,9работ (не только статей, но и монографий и учебников) в течение 290-300 рабочих дней (две работы за 3 дня). Если взять результаты трех ведущих ученых медицинских специальностей, то результаты будут скромнее (№ 2 = 5575 + № 28 = 1484 + № 43 = 1313): 3 = 2790,6 — 55,8 рабочих мест в год, 4,7 рабочих мест в месяц, 1 задание в неделю, но все же вне досягаемости практикующего врача.

Современная наука стала измерять ценность публикаций научными метрическими показателями, в том числе количеством цитирований. Индикатор важный, но не очень объективный и в какой-то мере достаточно «хитрый». В современном мире научных журналов издается огромное количество научных журналов (в том числе и в электронном виде), но их доступность резко ограничена из-за очень малых тиражей, а также оплаты электронных копий, если они предоставляются редакцией, издательства или интернет-библиотеки. В настоящее время трудно представить себя провинциальным врачом, самостоятельно выписывающим одновременно два-три профессиональных журнала (как правило, издаваемых ведущими научно-исследовательскими центрами или институтами психиатрии в Москве и Санкт-Петербурге, плюс еще что-то из Европе или США на общепринятом английском языке). Но такая ситуация была довольно распространена в каждом отделении любой советской больницы 25-30 лет назад (были международные журналы из дружественных стран Восточной Европы на русском языке). С тех пор писать и публиковаться стало во много раз больше, а результаты исследований стали гораздо меньше читать и применять на практике, в основном из-за финансовой недоступности научных периодических изданий и недостаточной информированности об их результатах. И, тем не менее, есть электронная библиотека (www.e-library.ru) и Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), которые проводят комплексный анализ публикаций автора в режиме онлайн, рассчитывают всевозможные индексы и показатели. Оказалось, что в РИНЦ представлены только 13,90% обсуждаемых научных и учебно-методических публикаций практического врача. Это значительно снижает научный рейтинг, что не всегда оправдывается большинством современных ученых. Причина кроется в ограниченной доступности РИНЦ для практических самостоятельных пользователей, так как это обычный коммерческий проект. За размещение публикаций ученых, опубликованных в журналах, расходы несет Интернет-портал, а за внедрение и исправление личных печатных работ вне периодических изданий — научное учреждение. На какую-то оплату от практических врачей ненаучных и неучебных государственных медицинских учреждений РИНЦ рассчитывать не приходится. Таким образом, научное цитирование осуществляется объективно только для зарегистрированных ученых, научных и образовательных учреждений, оплачивающих эти услуги.

Для объективности оценки научной работы важно понимать, как работает исследователь: на постоянной основе или время от времени. Для этого важно знать показатели научной метрики научных публикаций исследователя за последние 3-5 лет. Они могут быть низкими, в том числе среди профессиональных научных работников, или, наоборот, пользоваться уважением, как в данном конкретном случае.

Во главу практической значимости любой научной публикации в настоящее время, с точки зрения кураторов научных метрических проектов и порталов, ставится абсолютное количество ее цитирований другими авторами. И в этом важном показателе может быть некоторая доля лукавства. Как часто читатели научных изданий и изданий, находящихся в свободном доступе в библиотеках или Интернете, цитируют прочитанный ими текст? Судите сами: три статьи авторов, опубликованные в 2013 году в одном из международных электронных журналов OA Publishing London, на момент написания статьи (через 6 лет) по данным автоматизированной программы портала имеют соответственно 14303, 14146 и 11676 просмотров. и — ни одного цитирования, например, в Web of Science. Исследователи и пользователи смотрят, возможно, читают и даже копируют находящиеся в свободном доступе pdf-файлы, но не считают нужным цитировать литературные источники (непредсказуемый Интернет!). С другой стороны, 40 125 читателей проявили интерес к произведениям из России. Это тоже очень важный результат. Однако просмотры не являются цитатами, и научное сообщество относится к ним как к «смайликам» — заинтересованным смайлам из Интернета и не более того.

Следует отметить, что исключительно тщательно (скрупулезно) и добросовестно цитируют только авторы диссертаций на соискание ученой степени кандидатов и докторов наук, так как им необходимо набрать 150-200-300 авторов-предшественников для солидности исследования. И в таких работах стараются цитировать всех авторов, опубликовавших работы на эту тему. В России существует специальный сайт Научной электронной библиотеки диссертаций и авторефератов (Pubmed: https://www.dissercat. com/), фонд которой составляет более 740 тысяч научных работ – свыше 440 тысяч диссертаций (386 тысяч кандидатских и 54 тысячи докторских работ) и 300 тысяч авторефератов и отражает всю современную науку страны и ее развитие. Список цитирований каждой диссертации находится в свободном доступе, то есть востребованы научные труды предшественников и современников автора. Целесообразно размещать эти результаты цитирования в РИНЦ, но правообладатель Dissercat.com и возможный правопреемник этого почему-то до сих пор не делают. И только в том случае, если диссертанты самостоятельно размещают свои работы в РИНЦ, можно узнать авторов цитируемых научных работ и объективно оценить их индекс Хирша.

В обычной журнальной (не диссертационной) статье задача комплексного цитирования не стоит. Редакция строго ограничивает количество цитирований статей до 10-15 источников, литературных обзоров — 30-45 в условиях для авторов. И таким образом, многие исследования не упоминаются и остаются за пределами основного научного показателя. Иногда авторы не упоминаются намеренно, так как они работают в одном научном направлении или упоминаются обязательно и неоднократно, так как они могут быть (или стать) наиболее вероятными рецензентами статьи, работодателями, научными руководителями автора, рецензентами диссертационная работа или ее оппоненты.

Для того чтобы статья начала «жить» в современной научной жизни, она должна быть не только написана и опубликована, но и внесена в электронные базы библиотек и мировых авторитетных поисковых платформ Scopus, Web of Science и других. Как это сделать, если ваша организация не является абонентом РИНЦ, и у нее нет уполномоченного лица для этого. Выход только один — само цитирование в соседней статье, если оно попадает в научную систему автоматически. Но это цитирование не будет учитываться как равное цитирование в научном профиле для расчета индекса Хирша и будет отнесено к довольно унизительной и не уважаемой категории — «само цитирование».

Авторы часто самостоятельно находят в Интернете публикации, цитирующие их работы коллег, работающих в параллельных научных областях, но если с этими публикациями не заключен договор, не оплачиваются услуги, то цитирования нет. Обладатели авторских лицензий должны сами вносить всю информацию о публикации и цитировании, в том числе в РИНЦ. Нет оплаты — нет отзыва.

Часто исследователи допускают ошибки не только в именах авторов, но даже в названиях журналов, поэтому упомянутая научная работа никогда не будет включена в список их цитирования. Например, в одном российском научном издании при ссылке на Дальневосточный медицинский журнал он назван Морским медицинским журналом. Сама цитата не находится в РИНЦ, но работа размещена на Mendeley.com, дочерней платформе Scopus. Для исправления неточностей необходимо вступить в правоотношения с цитирующей площадкой, что для практика представляет длительные непредсказуемые трудности, которые обычно исключаются за ненадобностью.

Таким образом, за последние 20 лет с благими намерениями создавались системы отечественного и международного цитирования научных публикаций, что требует комплексного правового и финансового регулирования отношений между учеными, научными центрами и цитирующей организацией.

Понимая даже малую часть приведенных аргументов, люди, способные эффективно заниматься научными исследованиями, не вступают на этот тернистый путь и не сворачивают уже начатую деятельность. Мотивация, как правило, сводится к формулировке: «Время и деньги огромные — практические результаты сомнительны». Зачем продолжать это?

Поэтому в настоящее время практика показывает, что практические работники в большинстве случаев все чаще воздерживаются от обсуждения результатов своей работы и публикации их не только в научной печати, но и от представления их в аттестационные комиссии из-за больших затрат личных время на оформление работы и низкая финансовая мотивация. в случае успешного прохождения аттестации и присвоения медицинской квалификационной категории. Приняв по записи после основного рабочего приема двух-трех больных в месяц на платной основе, они легко компенсируют заработную плату при отсутствии квалификационной категории.

Нормативная база показателей и требований к оформлению отчета также далека от совершенства. Судебная экспертиза (юрист, действительный государственный советник 3 класса Республики Коми Шаповалова П.К.) отмечает отсутствие синхронизации в повседневной работе практического врача, его должностных обязанностей с формулировкой Положения. При заключении трудового договора с работодателем в нем не упоминается, что врач должен заниматься научной работой, и она является неотъемлемой частью его функциональных обязанностей и квалификационных требований. Научная деятельность не упоминается в действующем Приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификация» характеристика должностей работников сферы здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. N 18247). А вот Приказ Минздрава № 240н от 23.04.2013 «О порядке и сроках аттестации медицинских работников и работников фармацевтики на получение квалификационной категории» одинаково трактует квалификационные требования на вторую, первую и высшую категории врача в контексте научной деятельности (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2013 г. ): специалист должен ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее в своей профессиональной деятельности, но ориентироваться не означает заниматься исследовательской работой и публиковать ее результаты.

В большинстве медицинских учреждений на уровне сельских, районных и отдельных городских больниц научная работа вообще не ведется, так как для этого нет материальной базы, нет административно-методического и научного руководства. И только во время выезда на повышение квалификации в центральные вузы заинтересованные врачи могут подключиться к научным исследованиям, а некоторые из них находят научного руководителя, определяют тему, выполняют и успешно защищают диссертации. Если в должностной инструкции врача нет требований заниматься научной работой, и они не входят в его функциональные обязанности, то в большинстве случаев не может быть научных результатов и их публикаций. Поэтому нет оснований требовать от врача обязательного отчета о научном исследовании, тем более вводить в Положение о квалификационной работе самостоятельный раздел. Врачи находят выход из ситуации по-разному. Чаще всего в большинстве квалификационных работ избегают нумерации разделов в соответствии с требованиями, и раздел 6 автоматически исчезает. Научная работа. Но если с первого дня работы врача должностные обязанности обязывали его заниматься научной работой, то через 3, 5, 7 лет (минимальный стаж работы по специальности для присуждения второй, первой и высшей квалификационных категорий, соответственно) она, несомненно, была бы представлена.

Нормативная база показателей и требований к оформлению отчета также далека от совершенства. Судебная экспертиза (юрист, действительный государственный советник 3 класса Республики Коми Шаповалова П.К.) отмечает отсутствие синхронизации в повседневной работе практического врача, его должностных обязанностей с формулировкой Положения. При заключении трудового договора с работодателем в нем не упоминается, что врач должен заниматься научной работой, и она является неотъемлемой частью его функциональных обязанностей и квалификационных требований. Научная деятельность не упоминается в действующем Приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификация» характеристика должностей работников сферы здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. N 18247). А вот Приказ Минздрава № 240н от 23.04.2013 «О порядке и сроках аттестации медицинских работников и работников фармацевтики на получение квалификационной категории» одинаково трактует квалификационные требования на вторую, первую и высшую категории врача в контексте научной деятельности (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2013 г.): специалист должен ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее в своей профессиональной деятельности, но ориентироваться не означает заниматься исследовательской работой и публиковать ее результаты. Второй важный аспект этой проблемы заключается в том, что работодатель в лице главного врача не мотивирует сотрудников заниматься научными исследованиями. Что следует за выполнением работы — ее докладом на научной конференции, как правило, с выездом в областной, а чаще — центральный город. Путь от Петропавловска-Камчатского до Петербурга неблизкий и очень дорогой. Необходимо оплатить организационные расходы и проезд, что в условиях хозрасчета медицинских учреждений не всегда возможно, особенно в больших количествах. Публикация в научном журнале становится непомерным бременем для врачей и исследователей. Редакторы устанавливают самые разные тарифы от щадящих 8 тысяч рублей за статью до 5 тысяч рублей за страницу. Электронные почтовые ящики переполнены предложениями публикаций в зарубежных журналах, но стоимость в некоторых из них превышает 2000-2500 условных единиц, и даже обещание последующего цитирования в системе Scopus не вызывает желания столь «дорогого» научного сотрудничества. Поэтому Раздел 11.2. Перечень публикаций, заверенных в научных журналах и сборниках, тезисы докладов является серьезным испытанием для практического врача и требует гарантий финансовой поддержки со стороны работодателя, предъявляющего к нему такие серьезные требования. Хотя сложно представить, чтобы государственное учреждение здравоохранения платило значительные суммы за публикации врачей, особенно массовые. В настоящее время относительно хорошим показателем считается, если более половины врачей медицинского учреждения имеют квалификационные категории. То есть каждый второй специалист медицинского учреждения потенциально не только может, но и должен быть автором научного исследования.

Третья проблема сформулирована в п. 11.3. Список выступлений на международных, всероссийских и республиканских конференциях. Для современного практикующего специалиста подготовка и представление своего отчета по материалам раздела собственных результатов аттестационной работы не представляются трудоемким процессом. Подача заявки и получение положительного отзыва от анонимного рецензента – это уже большая удача для практикующего врача. Что дальше? Какое решение примет работодатель? Отправит ли он работника в оплачиваемую командировку, которая станет примером и стимулом для остального медицинского коллектива. Вопрос в цене. Всероссийская конференция, конгресс обойдутся в 25-30 000 рублей, а международная, где только регистрационный взнос составляет 500-600 условных единиц, не менее 1800-2000 долларов США. И тут администрация, пожалуй, только улыбнется в ответ и предложит поискать другие варианты оплаты, в том числе научные гранты, получить которые бывает крайне сложно (а практикующему из провинции просто невозможно) или использовать личные средств (с формулировкой «за счет очередного трудового отпуска»). Но, обратите внимание, что квалификационное заключение врача не будет полным, если вышеуказанный пункт не будет заполнен.

Крайне редко, но также возможно манипулирование научным разделом со стороны администрации и (или) квалификационной комиссии, когда врач задерживается, откладывается или понижается в квалификации из-за отсутствия, «недостаточного» или «некачественного» научных публикаций в рассматриваемый квалификационный 3-летний период.

С ростом квалификационных требований объем работ, а также финансовые затраты на ее оформление и техническое сопровождение значительно вырастают. Если первые квалификационные работы разрешалось представлять шрифтом 12 кегля с 1 межстрочным интервалом, то в настоящее время — 14 кеглем с 1,5 межстрочным интервалом, что значительно увеличивает объем аттестационной работы в страницах. А это влечет за собой увеличение стоимости технического обеспечения квалификационной работы врача: бумага, принтер и т. д.

Венскович Д.А. The history of the evolution of motor culture

Download the article in pdf format

Publication date: 1.03.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_17

UDC 796.012.1

THE HISTORY OF THE EVOLUTION МОТОРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Д.А. Венскович

Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск, Республика Беларусь

Ключевые слова: двигательная культура, культура движения, культура двигательных действий, культура двигательной деятельности, личность.

Аннотация.

В статье представлен исторический анализ развития «мотокультуры» от первых упоминаний до настоящего времени. Мнения таких известных ученых, как Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.К. Гастева, Марсель Мосс, Андре Леруа-Гуран, Л.С. Выготский, В.М. Выдрина и В.И. Столярова, Е.В. Бондаренко, Н.А. Бернштейн, Е.С. Медведева, Ж.С. Горбачев, Г.А. Кучеренко, В.Б. Коренберг, Е.В. Фадеева, И.Е. Сироткина и др. были представлены. Проведен анализ между такими терминами, как «двигательная культура», «культура движения», «культура двигательных действий», «культура двигательной активности» и «контркультура».

Введение. В настоящее время многие авторы исследуют термин «двигательная культура». Однако единого мнения по этому вопросу нет. Мы собираемся изучить мнения ученых разных периодов и проследить историю эволюции двигательной культуры.

Движение всегда интересовало многих ученых не только в области педагогики, но и в области математики, механики, анатомии, физиологии и других.

Однако прорыв произошел ближе к XX веку, когда появилась возможность с помощью фотографии запечатлеть движение, которое исследовали многие дисциплины, такие как биомеханика, физиология, кинезиология. Все вышеперечисленные дисциплины изучают движение как физический процесс. Удивительно, что двигательной культурой интересовались многие ученые разных периодов. Этот факт послужил основой теоретического анализа данной статьи.

Целью данного исследования является теоретический анализ истории развития двигательной культуры.

Методы и организация. Использовались методы анализа и синтеза, теоретические методы исследования.

Результаты и обсуждение. Говоря о движении, Платон отмечал, что они являются «лечебной частью медицины», Плутарх называл их «кладовой жизни». Аристотель отмечал, что «человеческий организм становится не только сильнее, но и симметричнее и красивее, если деятельность его органов пробуждается движением» [1].

В своих педагогических работах Я. А. Коменский (1669 г.) и Я.Я. Руссо (1778) определял двигательную культуру как средство познания окружающего мира [1].

П.Ф. Лесгафт (1887) понимал движение как развитие тела при интеллектуальном, нравственном и эстетическом совершенствовании личности на протяжении всей жизни.

Такие теоретики, как П.Ф. Лесгафт (1887), А.К. Гастев (1925) [1] утверждал, что физическое развитие должно быть неразрывно связано с интеллектуальным.

Также в 1925 г. А.К. Под двигательной культурой Гастев понимал двигательные навыки и умения людей, включающие в себя движения тела на протяжении всей жизни.

Французский социолог и антрополог Марсель Мосс (1936) [1] называл двигательную культуру телесной техникой. Он определил технику тела как культурный и специфический способ выполнения физических действий. Он также утверждал, что техника тела может измениться. При этом создается новая двигательная культура, которая также может изменяться и развиваться.

Исследования антропогенеза позволили предположить, что начало двигательной культуры могло быть отмечено двуногой локомоцией.

Один из основоположников отечественной системы физического воспитания Е.А. Аркин и В.В. Гориневский (1948) называл двигательную культуру средством не только физического, но и нравственного и интеллектуального воспитания [1].

Палеонтолог и антрополог Андре Леруа-Гуран (1980) [1] предположил, что уровень интеллектуального развития человека может определяться двигательной культурой.

Мысли Л.С. Выготского (1983) [2] сводились к тому, что двигательная культура тесно связана со всеми их структурными компонентами. Под этими составляющими он имел в виду не только физическое совершенствование, но и творческое отношение к собственному духовному росту.

Тим Ингольд (1988) [1] предположил, что движение формируется с опытом.

По данным В.М. Выдрина (1988) [3], под двигательной культурой он понимал достижения человека по развитию физических возможностей при повышении уровня своего самочувствия помимо естественного фона, реализуемого двигательной активностью человека.

При проведении дальнейших исследований был сделан вывод, что физическая культура в настоящее время рассматривается как культура тела, культура физического здоровья и двигательная культура (культура движения) [4].

Рассматривая двигательную культуру как культуру движения, В.И. Столяров полагал (1991) [4], что это в первую очередь связано с двигательной активностью. Э.В. Бондаренко (2008) также поддержал это мнение [5].

Э.В. Бондаренко (2008) [5] также рассматривал двигательную культуру как культуру движения, указывая при этом на два основных элемента: технику выполнения движения и художественную ценность.

Э.В. Бондаренко (2008) [5] к технике исполнения движений относил хореографию и школу движения, к художественным достоинствам – разнообразие, гармонию, музыкальность, зрелищность и артистичность.

По его мнению, хореография техники выполнения движений должна включать:

– правильную осанку;

– правильное положение рук и ног;

– правильное положение тела в пространстве.

Школа движения включает:

– точное движение тела и отдельных его частей;

– правильное и точное движение ноги на завершающем этапе двигательного действия;

– полные и точные действия;

– оптимальная амплитуда движения;

– устойчивое положение тела;

– свободное выполнение двигательного действия;

– отсутствие лишнего компенсаторного движения.

К художественным достоинствам двигательного действия относятся такие элементы, как:

– разнообразие;

– гармония;

– музыкальность;

– внешняя привлекательность;

– артистизм.

  1. Ю. Шумаков (1991) [6] включает в культуру движения такие элементы, как:

– выражение;

– ритмичность;

– целостность;

– натуральность.

Н.А. Бернштейн (1991) [7] рассматривал двигательную культуру как специфическую локомоцию, осуществляемую человеком в обычной жизни.

Э.С. Медведева (2000) [8] назвала двигательную культуру процессом оздоровления населения.

Г.Г. Наталов (2000) дал очень интересное определение «культуры двигательного действия». Данные явления он видел во взаимосвязи со спортом, который является «системой ценностей культуры двигательной деятельности и социальным институтом ее развития, расширения и освоения» [9].

Ж.С. Горбачева (2000) в своих работах показала, что двигательная культура может формироваться средствами художественной гимнастики [10].

Содержание термина «двигательная культура» рассматривалось такими учеными, как Т.Н. Журина (2000), В.Л. Круткин (2001), В.Л. Малахова (2000) и Н.Т. Трофимова (2001) [11]. По их мнению, это прежде всего «осознание человеком смысла движения, понимание характера выполняемого движения, а также наличие специфических двигательных способностей». Во-вторых, это рассматривается как «самосовершенствование и самообогащение».

По данным Ю.М. Николаева (2001), двигательное действие является мотивационным звеном и уровнем познания [12].

Г.А. Кучеренко (2005) [14], например, охарактеризовал двигательную культуру как «интегративное создание черт личности, выражающееся в мотивации человека к реализации собственных задатков и возможностей проявления двигательного и поведенческого потенциала».

Она также указывает, что Э.Н. Фокина и А.Т. Щука (1995) рассматривал двигательную культуру как уровень развития двигательных качеств [13].

В.Б. Коренберг (2008) [14] предложил определять моторную культуру как «область культуры, связанную с осуществлением какой-либо двигательной деятельности, оцениваемой с точки зрения целесообразности и эстетики, а также с обучением эффективному осуществлению этой деятельности». Он также имел в виду, что двигательная активность и активность движения — разные явления. Однако его перевод также подразумевал, что культура движения является компонентом двигательной культуры.

Э.В. Фадеева (2009) рассматривала двигательную культуру как культуру движения, культуру двигательных действий и культуру двигательной деятельности [15].

Многие ученые, такие как Ю.П. Кобяков (2003) [16], О.Ю. Джамалеева (2003) [17], Е.В. Бондаренко (2008) [5], Ю.В., Науменко (2011, 2015) [18, 19] делают акцент на тренировке моторики и пластичности в структуре двигательной культуры.

В свою очередь двигательно-пластическая тренировка включает в себя такие элементы, как:

– разнообразное разнообразие двигательных способностей;

— совершенное выполнение двигательных действий, в том числе простота выполнения, точность и полнота двигательного действия;

– развитие физических качеств. Уровни развития: высокий, средний, низкий;

– чувство ритма выполнения двигательного действия;

– красота и пластичность выполненного двигательного действия;

– воплощение художественных образов посредством выполнения двигательного действия;

– воображение, творчество в выполнении элементов двигательного действия.

Взятие И.Е. Сироткиной (2018) [20], двигательная культура – ​​это одно из направлений социальной деятельности, в которое входят культура движений, двигательных действий и двигательная активность, заключающая в себе совершенство движений, результативность и практичность. Под двигательной культурой понимается совершенство двигательной деятельности, включающей в себя движения и телодвижения, направленные на познание и самоценность.

Двигательная активность в педагогике определяется как результат собственного теоретического восприятия и личного опыта, который приобретается на протяжении всей жизни.

 Наукой также установлено положительное влияние двигательной культуры на:

– органы дыхания;

– сердечно-сосудистая система;

– опорно-двигательный аппарат;

– нервная система (Ю.Ф. Змановский, 1988) [21].

Как видно из теоретического анализа дефиниции термина «двигательная культура», в настоящее время нет однозначного определения и точной терминологии.

Двигательная культура, на наш взгляд, сочетается как с духовным богатством, нравственными принципами, так и с физическим совершенствованием, то есть внутренней и внешней красотой.

Духовное богатство человека включает в себя основные ценности, лежащие в основе его существования. Общечеловеческие ценности служат критерием степени духовного роста. Прежде всего, здоровье относится к ценностям, обеспечивающим жизнь человека. Таким образом, использование двигательной культуры является средством сохранения, укрепления и улучшения состояния здоровья. Нравственные принципы личности проявляются в сознательном бережном отношении к собственному здоровью.

Методы, служащие укреплению, сохранению и повышению уровня здоровья, повышению работоспособности, приобретению специальных знаний, формированию двигательных навыков и умений, воспитанию физических качеств, способствуют физическому совершенствованию личности.

Как показывает историческое исследование, в последние годы увеличивается заболеваемость всех категорий населения и смертность, снижается рождаемость, мы постепенно теряем резерв физического здоровья населения [18, 19].].

Двигательная активность людей снижается до нуля. Это видно из исследований, проведенных в период обучения в школе, вузе и т. д. Двигательная активность человека снижается до 50 % [5, 15, 18, 20]. Известно, что активная двигательная деятельность является основным фактором формирования здоровья человека.

При использовании термина «двигательная культура» также используется термин «культура двигательной активности». Существует также еще один термин – «телесно-двигательная культура» [4].

Принимая во внимание мнения ученых разных периодов, важно также отметить, что рассматриваемая культура представляет собой ценностное отношение личности к собственным двигательным действиям и двигательной активности в целом.

Таково мнение большинства ученых о характеристиках двигательной культуры.

Как выяснилось, основными показателями «двигательной культуры» являются:

— интересы;

— идеалы;

— значения;

— модели поведения;

— потребности.

В научно-методической литературе встречается еще один термин, который называется «моторная контркультура» и выступает как в качестве противоположности термину «моторная культура», так и в качестве дисцензии.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному , имеем необходимость отметить, что, на наш взгляд, «двигательная культура» всегда должна включать в себя знаниевой компонент о движении, двигательных действиях и двигательной активности личности на протяжении всей жизни, принимая возрастные с учетом пола, свое представление о значении и необходимости использования двигательной культуры для каждого человека. Также необходимо стремление личности добиться положительного эффекта от выполняемого действия при постоянном увеличении арсенала различных движений. Нельзя забывать и о положительных эмоциях, получаемых человеком на занятиях двигательной активностью.

Таким образом, педагогическая концепция формирования двигательной культуры личности заключается в организации деятельности по выполнению движений, реализации собственного смысла движения через реализацию потенциала личности. На наш взгляд, изучение, развитие и использование двигательной культуры на современном этапе является одним из основных направлений современного образования. Нельзя однозначно говорить о конкретном периоде развития двигательной культуры, так как развитие двигательной культуры длится почти всю жизнь

Литература

  1. Корбин А. История тела // А. Корбин, Ж.-Ж. Кортин, Дж. Вигарелло // М: НЛО. – 2012. – Т.2: От Великой революции до Первой мировой войны. – Часть 3: Кузов, коррекция и упражнения – 438 стр.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский // Педагогика: М. – 1983. – Вып. 3. – Санкт-Петербург. – 285 с.
  3. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект) / Выдрин В.М. // Л. – 1988. – 328 с.
  4. Столяров В.И. Современная теория физического воспитания (проблемы, решения, инновационная концепция) / В.И. Столяров // Физическая культура и спорт: Минск. – 1991. – С. 56-63.
  5. Бондаренко Е.В. Формирование культуры движения студенток средствами аэробики / Е.В. Бондаренко // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 7. – С. 33.
  6. Шумаков Н.Ю. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания / Н.Ю. Шумаков // Физическая культура и спорт: Минск. – 1991. – С. 36-39.
  7. Бернштейн Н.А. Об аджилити и ее развитии / Н.А. Бернштейн // Физическая культура и спорт: Минск. – 1991. – С. 34-36.
  8. Медведева Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: дис. реферат … канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.С. Медведева // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафт: СПб. – 1998. – 21 с.
  9. Наталов Г.Г. Формирование оптимальной двигательной активности / Г.Г. Наталов // Просвещение. – 2000. – № 6. – С. 30-37.
  10. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: дис. реферат… канд. пед. наук: 13.00.04 / Ж.С. Горбачева // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафт: СПб. – 2000. – 24 с.
  11. Журина Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей / Т.Н. Журина / Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 3. – С. 10-11
  12. .
  13. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2001 – № 8. – С. 2-10.
  14. Кучеренко Г.А. Двигательная культура младших школьников и ее влияние на развитие личности в учебной деятельности: дис. реферат… канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Кучеренко // Воронежский государственный педагогический университет: Воронеж. – 2005. – 23 с.
  15. Коренберг В.Б. О некоторых основных понятиях в нашей области / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 2. – С. 11-12.
  16. Фадеева, Е.В. Двигательная культура будущего учителя физической культуры / Е.В. Фадеева // Теория и практика физической культуры. – 2009 г.. – № 10. – С. 39-40.
  17. Кобяков Ю.П. Понятие о нормах двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11. – С. 20-23.
  18. Джамалеева О.Ю. Педагогические технологии мыслительно-педагогического моделирования двигательных действий студентов на уроках физической культуры / О.Ю. Джамалеева // М. – 2003. – С. 34-36.
  19. Науменко Ю.В. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Ю.В. Науменко, В.Н. Анненков // HS. Здоровье и безопасность. – 2011. – № 10. – С. 39-45.
  20. Науменко Ю.В. Здоровье, здоровый образ жизни и индивидуальная физическая культура / Ю.В. Науменко // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 92-100.
  21. Сироткина И.Е. Двигательная культура как объект науки / И.Е. Сироткина // Этнографическое обозрение. – 2018. – С. 23-27.
  22. Змановский Ю.В. Ф. Двигательная активность и холодовая тренировка – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 45-51.

Список литературы

  1. Корбин А. История тела // Корбин А., Ж.-Ж. Кортин, Дж. Вигарелло // М: НЛО. – 2012. – Т.2: От Великой революции до Первой мировой войны. – Чясть 3: Работа над телом, коррекция и управление – 438 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Проблемы развития психики. / Л.С. Выготский // Педагогика: М. – 1983. – Т. 3. – 285 с.
  3. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект)/ Выдрин В. М. // Л. – 1988. – 328 с.
  4. Столяров В.И. Современная теория физического воспитания (проблемы, пути решения, инновационная концепция) / В.И. Столяров // Физкультура и спорт: Минск. – 1991. – С. 56-63.
  5. Бондаренко Е.В. Формирование культуры движения студентов средствами аэробики / Е.В. Бондаренко // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 7. – С. 33.
  6. Шумаков Н.Ю. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания / Н.Ю. Шумаков // Физкультура и спорт: Минск. – 1991. – С. 36-39.
  7. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн // Физкультура и спорт: Минск. – 1991. – С. 34-36.
  8. Медведева Е.С. Формирование культуры движений у студентов высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.С. Медведева // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта: СПб. – 1998. – 21 с.
  9. Наталов Г.Г. Формирование оптимальной двигательной активности / Г. Г. Наталов // Воспитание. – 2000. – № 6. – С. 30-37.
  10. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ж.С. Горбачева // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта: СПб. – 2000. – 24 с.
  11. Журина Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей / Т.Н. Журина / Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 3. – С. 10-11
  12. .
  13. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2001 – № 8. – С. 2-10.
  14. Кучеренко Г.А. Двигательная культура младшего школьника и ее влияние на личностное развитие в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Кучеренко // Воронежский государственный педагогический университет: Воронеж. – 2005. – 23 с.
  15. Коренберг В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере / В. Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 11-12.
  16. Фадеева Е.В. Двигательная культура будущего педагога по физической культуре / Е.В. Фадеева // Теория и практика физической культуры. – 2009 г.. – № 10. – С. 39-40.
  17. Кобяков Ю.П. Концепция нормы двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11.
    – С. 20-23.
  18. Джамалеева О.Ю. Педагогические технологии мыслительно-образовательного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре / О.Ю. Джамалеева // М. – 2003. – С. 34-36.
  19. Науменко Ю.В. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Ю.В. Науменко, В.Н. Анненков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 10. –С. 39-45.
  20. Науменко Ю.В. Здоровье, здоровый образ жизни и индивидуальная физическая культура / Ю.В. Науменко // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 92-100.
  21. Сироткина И.Е. Двигательная культура, как объект науки / И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *