Кластер здоровья «Культура Движения»
Управление образования Администрации города Ижевска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов» | Ижкар Администрациысь дышетонъя кивалтонни «Нимаз предметъёсты муромытыса тодытонэн 69-тй номеро огъядышетонъя шоръёзо школа» огъядышетонъя коньдэтэн возиськись муниципал ужъюрт |
__________________________________________________________________
ул. Дзержинского, д. 71 , г. Ижевск, 426039, тел. /факс 45-14-12
E-mail: [email protected]; http://ciur.ru/izh/s69_izh/
Кластер здоровья
2015-2016 учебный год
Обоснование и целевые установки кластера
Для своего кластера мы выбрали тему «Культура движения». С детства каждый слышал аксиому «Движение-это жизнь». «Формула здоровой жизни – это 30 минут движения каждый день» — считает директор Европейского регионального бюро ВОЗ доктор Марк Данзон.(1). По данным В. Пекелиса (член Союза писателей СССР), сто лет назад 96% всей работы на Земле человек выполнял сам с помощью только своих мускулов. А теперь? Всюду автоматика и машины. Гиподинамия — недостаток движения — подтачивает организм, начинает сокращать жизнь. А ведь исследованиями не только медиков, но и биологов, физиологов и самой жизненной практикой доказано, что разумная физическая нагрузка способствует сохранению здоровья и работоспособности на долгие годы. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, болеют и обращаются к врачу намного реже, чем те, которые занимаются ими нерегулярно. Физические упражнения оказывают влияние и на психические функции, обеспечивая умственную работоспособность. Аристотель проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. «Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой», — говорил он. (1) Многие великие ученые, деятели искусства, писатели любили обдумывать свои мысли во время пешеходных прогулок. Корней Чуковский рассказал, что Маяковский, создавая некоторые поэмы, ежедневно проходил по берегу моря по 10 километров, а иногда пускался вскачь с камня на камень, но чаще шагал как лунатик. Движение — это жизнь, а жизнь — движение. Молекулы, клетки, системы нашего организма (сердце, легкие, выделительная система, сокращение мышц и т.д.) существуют только благодаря физическим нагрузкам.
При проведении анкетирования в 4 «А» классе 80% учеников отметили, что движение – необходимая составляющая здорового образа жизни. пользу занятий физической культурой и спортом, хореографией. 50% учащихся выразили желание получить теоретические знания по данной теме, 20% учащихся предложили свои формы двигательной активности в школе (ежедневная зарядка по утрам, разнообразие физминуток, совместные прогулки, активный отдых на переменах, встречи в спортзале в каникулы и т.д.)
Цель кластера: формирование потребности в здоровом образе жизни и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у младших школьников.
Задачи кластера: расширить представление детей о здоровом образе жизни; формировать позитивное отношение к активному образу жизни, к занятиям физической культурой; побуждать детей к двигательной активности, саморазвитию, самосовершенствованию, к занятиям в спортивных кружках.
2. Содержание кластера:
В плане реализации кластера дети изучили следующие теоретические вопросы:
Движение-основа здоровья;
Польза режима дня;
Польза утренней зарядки;
Подвижные игры разных народов;
Подвижные игры – устаревшие и современные;
Движение в повседневной жизни;
Посещение музея Спорта;
Из истории танца;
Роль спорта в жизни моих родителей
Овладели практическими приемами:
Проект «Мой комплекс утренней зарядки»;
Проект «Поиграем с друзьями на улице»;
Создание собственного режима дня с учетом норм двигательной активности;
Участие в социальной акции «Новогодний концерт» ( песни, танцы, флеш-моб)
Проект игр на переменах «Поиграем с первоклассником»
Участники реализации кластера сделали:
Создали комплекс утренней зарядки и проводили его ежедневно в классе;
Изучили различные игры для улицы и на прогулках учат своих одноклассников в них играть;
Создали собственный режим дня, где учли нормы собственной двигательной активности;
Создавали собственные танцы, придумывали движения к песням для участия в концертах;
Изучили подвижные игры для помещения и на переменах обучают в них играть первоклассников школы;
Родители учеников класса участвовали в Спартакиаде родителей
4. Результаты:
Реализуя данный кластер, учащиеся 4 «А» класса сделали огромный шаг к здоровому образу жизни. При повторном тестировании 100% учеников отмечали необходимость ежедневных двигательных нагрузок и могли привести примеры, как двигаться всегда, даже на уроках, даже в повседневной жизни. Ребята так увлеклись, что придумывали все новые и новые способы разнообразить свои движения в школьной и повседневной жизни.
Играя, танцуя, активно двигаясь, ребята сделали очень важный вывод – движение помогает подружиться и может помочь в трудной ситуации другому человеку. Мышечная активность позволяет проявить свои творческие способности, снимает агрессию и стресс. За период работы над кластером снизилось количество конфликтов в классе.За период с сентября по январь ученики класса активно участвовали в интеллектуальных играх различного уровня. В классе увеличилось количество призеров. «1» мест-4, «2»мест- 4, «3» мест-6, лауреат-1. Следовательно, двигательные нагрузки улучшают работу мозга и познавательную активность.
За истекший период в классе снизилось количество пропусков по болезни в сравнении с тем периодом прошлого года. Во втором триместре (ноябрь – февраль), когда наибольшая заболеваемость, в прошлом году было пропущено по болезни учениками нашего класса 402 урока, в этом году – 278 уроков. Следовательно, активный образ жизни помогает укрепить здоровье.
За время реализации нашего кластера здоровья м ы заметили, что повысилось качество обученности ребят нашего класса. В первом триместре отличников было – 1 человек, ударников – 14 человек, во втором триместре: отличников – 2 человека, ударников – 15 человек. Можно сделать вывод, что снизилось количество пропущенных уроков, увеличилось качество обученности, т.е. систематическая двигательная активность помогает хорошо учиться.
Какой бы современной ни была медицина, она не может избавить от всех болезней. Человек сам должен бороться за свое здоровье, а активный образ жизни поможет ему в этой борьбе. 25000 шагов!.. Их нужно делать каждый день, чтобы сохранить хорошую физическую форму. Но часто бывает, нужно сделать первый шаг… Сделайте первый шаг к своему здоровью!
Приложение 1
Количество пропусков уроков по болезни за 2 года (уроков)
- Качество обучения за период реализации кластера здоровья (%)
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10
Из опыта работы
учителя ОБЖ
Писклова Андрея Васильевича
п. Ерик
Мастер – класс
учителя ОБЖ МБОУСОШ № 10, пос.Ерик, Апшеронского района
Писклова Андрея Васильевича
по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» (слайд 1)
Цель: развитие мотивации педагогов к применению в своей деятельности новых педагогических приёмов – кластера, синквейна.
Задачи:
создать условия для восприятия опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни;
познакомить с педагогическими приемами, предоставить возможность для оценки их эффективности;
показать возможности технологии в осуществлении личностно ориентированного подхода в воспитании, в развитии интеллектуальных, творческих способностей;
содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.
(слайд 2) Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
Я рад видеть Вас сегодня на моем мастер — классе, тема которого «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Моя методическая тема самообразования «Формирование культуры здорового образа жизни у учащихся». Изучая ее, рассматриваю использование новых технологий при формировании здорового образа жизни школьников.
Я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер-классе. Но предупреждаю, что сегодня речь пойдет больше не об использовании физических практических технологий, а о развитии теоретических знаний школьников.
Хочу, чтобы вы заранее определились, что вы ждете от этого мастер-класса, какие цели при его посещении для себя поставили. В конце занятия мы к этому вернемся.
Цель мероприятия для детей: формирование навыков здорового образа жизни.
Основные задачи:
научить детей формировать основные социально – полезные качества;
формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
научить учащихся заботится о своём здоровье и творчески относится к возникающим проблемам.
Предлагаю вам разделиться на две группы. Каждая группа будет работать самостоятельно. А затем мы вместе выработаем определение понятия «Здоровый Образ Жизни» его составляющие! Какие факторы входят в понятие «ЗОЖ»?
Цель этого задания, выявить знания воспитанников о здоровом образе жизни.
Итак, начнем. Перед вами два листа ватмана. В течение нескольких минут вам требуется написать на нем созвучные с выражением «здоровый образ жизни » слова, словосочетания.
Цель данной работы, формирование коммуникативных УУД.
Посмотрите те факторы, которые указывают воспитанники объединения (слайд 3)
Перед детьми я ставлю проблемные вопросы:
Какие вредные привычки вы знаете?
Почему говорят, что капля никотина убивает лошадь?
Чем опасен алкоголь?
К чему приведёт употребление наркотиков?
Поговорим об основных составляющих понятия, которые вы указали.
(слайд 4)
Правило №1. Здоровое питание
От нашего питания зависит очень многое.
Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (слайд 5):
— хочешь, чтоб тебя уважали, не говори много;
— хочешь быть здоровым – не ешь много;
— умеренность — лучший врач;
— не в меру еда-болезнь и беда.
Правило №2. Отдых и сон
(слайд 6)
Продолжаем заканчивать пословицы:
— сон – лучшее лекарство;
— от хорошего сна – молодеешь;
— выспался – будто на свет народился.
Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек
Запишите все те, вредные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека
Все вредные привычки вы выделили на листах.
— Послушайте поучительную легенду, которая возможно изменит ваше отношение к предостерегающим советам об отказе от вредных привычек ваших родных, знакомых.
(слайд 7)
Легенда
Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вас познакомлю с одной легендой, а вы сделайте для себя выводы.
«Жил некогда великий повелитель. И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан. Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду. Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом. Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан. Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда, которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».
Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей!
Цель знакомства с легендой, сделать выводы, о тех, кто нас предостерегает от опасностей. Дети называют чаще всего своих близких и родных людей
Правило №4. Активный образ жизни
(слайд 8)
— Наконец мы подошли к самому основному правилу — активный образ жизни.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век,
Подвержен всем изъянам.
Мы с вами сейчас сделаем небольшую зарядку. Она поможет не только размяться, но и тренирует координацию и память.
А, ну-ка попробуй!
Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижмите к ладони мизинец, остальные пальцы ладони должны быть развернуты. Получилось? Не тут-то было!
Послушай, поверь и себя проверь
Положить руки на колени, хлопнуть в ладоши, потом левой рукой взяться за нос, а правой за левое ухо. Опять хлопнуть в ладоши и поменять руки.
Делай одновременно
Одновременно отбивайте одной ногой два удара, а другой три.
Тот педагогический прием, с которым я знакомил вас сегодня, называется кластер. Он очень хорошо воспринимается ребятами, способствует формированию мышления.
(слайд 9)
На слайде вы видите рекомендации педагогам при использовании этого приема. Ведь как говорил Конфуций:
«Хороший педагог настаивает, но не тянет за собой,
Побуждает, но не заставляет,
Показывает путь, но не доводит до конца».
Дети с удовольствием выполняют творческие задания.
(слайд 10)
Синквейн – педагогическая технология, развивающая творческие способности учащихся.
Методика построения синквейна. Стихотворение из пяти строк!
1 строка – существительное, отображает главную идею!
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль!
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы!
4 строка – фраза из нескольких слов, выражающее отношение к теме!
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним, чаще всего существительное, эмоциональное отношение к идеи)
(практическая работа педагогов и предоставление результатов работы)
В конце мероприятий о ЗОЖ воспитанники делают для себя выводы, что каждый человек должен помнить, что его здоровье во многом зависит от него самого. Нужно уметь владеть собой, иметь силу духа. И только тогда человек будет здоровым, если он сможет сказать нет вредным привычкам.
Ведь быть здоровым человеком – это важно!
И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией. Посмотрите на свой лист ожидания и цели, которые вы определили в начале мастер-класса. Тот прием, который я предлагаю, называется «Дерево чувств и чудес». Вы видите перед собой необычное дерево.
Рядом лежат яблоки трех цветов:
— если чувствуете себя хорошо, комфортно, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, то вешайте на дерево яблоко красного цвета;
— если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то вешайте на дерево яблоко желтого цвета;
— если настроение ухудшилось, потому что занятие не понравилось, то вешайте на дерево яблоко зелёного цвета. Выберите нужного цвета яблоко и поместите на дерево!
Спасибо всем за работу! (слайд 11)
Кластер «Самый здоровый класс»
— Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
— А что такое «Здравствуй»?
— ВСЕ: Лучшее из слов
— Потому что «Здравствуй!»
— Значит (все): «Будь здоров!»
Проблема актуальная – здоровое питание! (хором)
Должны найти мы в зале сегодня понимание! (хором)
Чтоб нам расти здоровыми и быстро развиваться,
Нам нужно с юных лет всем правильно питаться! (хором)
Знать правила питания совсем, совсем несложно.
Они ведь к человеку прекрасно расположены.
Мы верим, эти правила навек с тобой запомним,
В стихах и песнях круто мы их сейчас исполним.
Фонограмма № 1 (на мотив “Фабрика Звёзд”) или без неё.
РЕП:
Каждый вечер у экрана собирается страна:
Здесь такие приключенья, здесь такая глубина.
Ведь здоровье для народа – вот задача из задач
Для ток-шоу, сериалов и научных передач.
Если правила запомним, к докторам не попадём.
Значит, есть какой-то смысл в том, что мы сейчас поём.
Если ты нам подпеваешь, если хлопает нам зал,
То не зря мы выступаем – значит, в точку я попал!
Поём:
Круто не попасть к докторам, не грусти –
Лучше ты на свете долго живи!
Ты не попадай к докторам никогда!
Подрастай, тогда и будешь звезда!
Учить уроки, чтоб на «пять»,
И спортом заниматься,
Чтоб мозг и мышцы укреплять,
Нам надо правильно питаться.
Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.
Только надо знать, как здоровым стать.
Сегодня мы идём в здоровую страну,
И пишем всем классом
Книгу кулинарную свою.
В нашей книге пока 5 страниц (показываем, называем)
Полезные продукты, это такие, в которых есть необходимые организму витамины.
Стихи про витамины
Витамин А
Помни истину простую — лучше видит только тот.
Кто жуёт морковь сырую или пьёт морковный сок.
Витамин В
Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку,
Чёрный хлеб полезен нам — и не только по утрам.
Витамин С
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон, хоть и кислый он.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней, хоть противный — надо пить.
Он спасает от болезней, без болезней — лучше жить.
Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины АВС.
Витамин А
Где же витамин «А» найти, чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы витамин «А» в себе носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Витамин В
Свёкла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор:
Витамины «В» имеют и отдать нам их сумеют.
«В» в наружной части злаков, хоть он там не одинаков,
Это вовсе не беда, группа «В» там есть всегда.
Витамин С
А вот «С» едим со щами, и с плодами, овощами.
Он в капусте и в шпинате, в шиповнике, в томате.
Поищите на земле — и в салате, и в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква
И укроп, петрушка, клюква, и лимон, и апельсин,
Ну, во всём мы «С» едим!
«С» — витамин в цветной капусте, в укропе, свежих овощах.
Он снова в действие запустит уставших клеток бодрый ряд!
Если хочешь быть здоров,
Правильно питайся!
Позабудь про докторов,
Живи и улыбайся!
Вариант 2: вместо стихов про витамины спеть частушки
(см. на следующем листе)
Частушки.
— Посидим у самовара и частушки сочиним
Про здоровое питанье рассказать мы вам хотим.
— Если хочешь быть здоровым, бодрым, умным и весёлым,
Ешь побольше овощей, фруктов, кашек и борщей!
— Лучше лука и морковки нет на свете овощей.
Мы добавили их в гречку, ешь скорей и не болей.
— Лук зеленый — объеденье! Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зеленый: он полезен людям.
— А морковочка-подружка дорога и люба.
Ешьте, дети, все морковь, очищайте зубы.
— Ешьте, дети, помидоры, пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный и на вкус приятный.
— Наша желтенькая репка уж засела в землю крепко.
И кто репку ту добудет, тот здоровым, сильным будет.
— Превосходный огурец лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы, будет все в порядке!
— Вы не пейте газировки, не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб — вот хороший вам обед.
— Кока-кола — это вред, нам сказал об этом Глеб.
И теперь команда наша пьёт кефир и простоквашу.
— Чипсы, кола — ерунда! Каша, зелень — вот еда!
Как зайдём мы в огород — витаминов полон рот.
— Пейте, дети, молоко, ешьте, дети, кашу,
Думать будете легко, выглядеть всё краше!
— Ешьте кашу на здоровье — много в ней белочка,
А ещё поешьте хлеба и попейте молочка.
— Таня вместо газировки утром выпила компот.
И теперь у нашей Тани не болит весь день живот.
— Ходит Соня как Кощей каш не ест, не ест и щей,
Падает от слабости, любит только сладости.
— Мы частушки сочинили и представили на суд.
Про здоровое питанье наши вам стихи не врут.
Презентация на тему «Здоровый образ жизни»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
2 слайд Описание слайда:Здоровье – это бесценный дар, он дан увы не навечно , его надо беречь! И.И. Павлов
3 слайд Описание слайда:Правильное питание; Занятие физкультурой и спортом; Правильное распределение режима дня; Закаливание; Личная гигиена; Отказ от вредных привычек И др.
4 слайд Описание слайда:Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда:Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани
11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-166050
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийКлассный час «Будь здоров»; 5 класс — Классные часы о здоровье — Классные часы
Апаласова Н.М.,
классный руководитель 5 т класса
МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
Классный час «Будь здоров»
Цель: пропаганда здорового образа жизни.
Задачи: 1. Формировать у учащихся представления о положительных и отрицательных факторах влияющих на организм человека; дать разъяснение понятию «здоровье».
2. Развивать и коррегировать мыслительную деятельность, память, воображение, связную устную речь; расширять кругозор учащихся.
3. Формирование потребности в здоровом образе жизни, духовном и нравственном совершенствовании.
Технологии: критического мышления, исследовательского обучения,технология игрового обучения, проблемное обучение.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, продукты, жетоны, листы бумаги
1.Вступительная
часть.
Классный
руководитель:
—
Здравствуйте, дорогие ребята!
—
Сегодня мы виделись несколько раз и уже
приветствовали друг друга. Как Вы
думаете, почему я опять говорю:
«Здравствуйте»
(ответ:
желаете здоровья)
—
Вы совершенно правы, я желаю, чтобы Вы
были здоровыми и болели как можно реже,
поэтому и говорить, мы, сегодня будем о
здоровье.
2. Актуальность темы. Тема для нашего класса очень актуальная. Давайте сначала определим уровень своего здоровья. У вас на столах лежат разноцветные жетоны. Русский врач Николай Михайлович Амосов предложил определять уровень здоровья следующим образом:
если Вы не болели в течение всего учебного года — у Вас самый высокий уровень здоровья( зелёный цвет).
Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов – средний уровень здоровья (синий цвет)
Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень здоровья самый низкий (красный цвет)
3. Основная часть.
3.1 Определение понятия «здоровье».
Прежде
чем начать говорить о том, как быть
здоровым, нужно выяснить , что такое
здоровье.- Что такое здоровье? Каждая
группа должна составить свое определение
здоровья (учащиеся высказывают свое
мнение и предлагают разные варианты
ответов)
—
По ответам групп можно сделать вывод,
что Вы имеете общее представление о
том, что такое здоровье
Определений
понятия «Здоровье» много, но более общим
является определение, принятое Всемирной
организацией здравоохранения
(ВОЗ).
«Здоровье
– это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезни и
физических дефектов»
А
теперь давайте попробуем разобрать это
определение, для этого Вам нужно будет
составить кластер (учащимся раздаются
памятки о том, что такое кластер)
Кластер-графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом;
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Каждая
группа составляет кластер.
Группы
представляют кластеры и делают вывод.
3.2
Определение факторов, влияющих на
здоровье
—
Ребята, а как Вы думаете, что нужно, чтобы
сохранить здоровье?
Физическое
благополучие: хороший иммунитет,
правильное питание, отказ от вредных
привычек
Душевное
благополучие: душевное спокойствие,
отсутствие стресса и депрессии, хорошее
настроение, доброжелательное отношение
к окружающим людям
Социальное
благополучие: наличие жилплощади,
комфортные домашние условия, соблюдение
гигиены, необходимые материальные
средство для нормального образа жизни
—
Каким понятием можно обобщить все эти
условия (Здоровый образ жизни)
—
Чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый
образ жизни.
—
Какие факторы влияют на здоровье
человека? Что такое фактор? (фактор –
существенное обстоятельство, которое
оказывает положительное или отрицательное
воздействие)
—
Давайте проверим, насколько хорошо Вы
разбираетесь в факторах
здоровья.
Викторина:
1.Согласны
ли вы, что зарядка — это источник бодрости
и здоровья? (да)
2.
Верно ли, что жевательная резинка
сохраняет зубы? (нет)
3.
Верно ли, что от курения ежегодно погибает
более 10000 человек? (да)
4.
Верно ли, что бананы поднимают настроение?
(да)
5.
Верно ли, что морковь замедляет старение
организма? (да)
6.
Правда ли, что есть безвредные наркотики?
(нет)
7.
Отказаться от курения легко? (нет)
8.
Правда ли, что недостаток солнца вызывает
депрессию? (да)
9.
Правда ли, что ребёнку достаточно спать
ночью 5 часов? (нет)
Молодцы
ребята! Хорошо справились с заданием
3.3 Составление формулы здоровья.
-Предлагаю
начать выводить формулу здоровья
(использую кластер)
На
доске: Формула здоровья
1)
рациональное питание. Что значит
рациональное питание? (сбалансированное,
богатое витаминами
Выступление
с сообщением о здоровом питании
(опережающее задание)
Здоровое питание школьника
Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день. Причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр. Кисломолочные продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше есть не картошку и макароны, а тушеные и вареные капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту. Один-два раза желательно есть рыбу, один раз в неделю – красное мясо, один-два раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи, в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.
Необходимо заметить, что необходимо есть продукты всех пищевых групп. Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на хлеб, другие злаковые и картофель. Готовя еду, необходимо отдать предпочтение муке грубого помола, здоровое питание предполагает , 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.
Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно. Одной порцией может считаться:
1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;
2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;
1столовая ложка сухих фруктов — таких, как изюм или курага;
1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно считается, как одна порция).
Также детям нужны 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть одна упаковка йогурта, один стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку.
Мясо, рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.
Жирная рыба – такая, как, сардины, анчоусы, лосось – очень богаты омега-3 жирными кислотами. Эти кислоты нужны для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечнососудистой систем ребенка. Детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы в неделю.
Жирные или сладкие продукты – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли — можно употреблять только в небольшом количестве.
В качестве полезных напитков школьникам следует пить молоко и воду — поскольку они не разрушают зубы. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки лучше пить во время еды – в противном случае, желательно разбавлять их водой.
Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития.
2)Выступление
с сообщением….
—
Перед сегодняшним занятием было дано
задание узнать как можно больше об
одном из ваших любимых продуктов –
чипсов.
Вывод: Очень вредный продукт, нужно стараться как можно меньше употреблять в пищу.
3)Режим дня.
— Помимо питания, на наше здоровье влияет режим дня. Послушайте лекцию врача и постарайтесь запомнить, о чем он говорит (Просмотр видео о режиме дня).
— А теперь попробуйте расставить виды деятельности в правильном порядке ( учащиеся расставляют виды деятельности на рисунке по порядку, затем сверяются со слайдом).
4) Продукты без вредных добавок.
-Покупая продукты в магазине, мы должны быть внимательными. Помнить, что есть еще такие компоненты в еде, которые могут разрушить здоровье человеа. Это пищевые добавки, самыми распространенными среди которых являются ингредиенты с индексом Е.
Так ли безопасно потребление таких продуктов? Е-стандарты
Буква «Е» на этикетке состава того или иного продукта питания обозначает соответствие европейскому стандарту питания, а цифровой индекс – сам вид добавки. Некогда, названия этих химических веществ указывались в составе продуктов полностью, но по причине объёмности названий была произведена замена на буквенно-цифирный код.
На сегодняшний день не только на территории РФ, но и в Европе использование Е-добавок в производстве продуктов питания запрещено. Но только некоторых. Все еще разрешены и опасны для здоровья:
Е-добавки | Какую опасность представляют | Где содержатся |
Е951 | Истощение запасов серотонина в коре головного мозга, развитее маниакальной депрессии, припадков паники, насилия | Газированные напитки |
Е171,Е320-322 | Болезни печени и почек | |
Е414,Е171 Е330, Е296, Е322, Е321, Е903, Е420, У965, Е422, Е951 | Жевательные резинки | |
Е951,Е471, Е621,Е627, Е631, Е551,Е100 | Чипсы и сухарики | |
Е1442 | Кисломолочные продукты | |
Е250 | Пищевые отравления, онкологические заболевания | Колбасные изделия |
Е102 | Пищевая аллергия | Мороженое |
Е133, Е407, Е410, Е412, Е466, Е471 | Мороженое | |
Е476, Е124 | Шоколад | |
Е400-499 | Заболевания пищеварительного тракта | |
Е500-599 | Диарея, сбои в работе печени | |
Е105, Е126, Е130, Е131, Е143, Е152, Е210, Е211, Е330, Е447 | Онкологические заболевания | |
Запрещены на территории РФ | Е103, Е107 ,Е125, Е127, Е128, Е213-219, Е140 ,Е153-155, Е166, Е173-175, Е180, Е182, Е209, Е 213-219, Е225-228,Е230—233,Е237, еЕ238, Е240, Е241, Е252, Е253, E264, E281–283, E302, E303, E305, E308–314, E317, E318, E323–325, E328, E329, E343–345, E349, E350–352, E355–357, E359, E365–368, E370, E375, E381, E384, E387–390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429–436, E441–444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476–480, E482–489, E491–496, E505, E512, E519–523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554–557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622–625, E628, E629, E632–635, E640, E641, E906, E908–911, E913, E916–919, E922–926, E929, E942–946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521. |
— Давайте определим, можно ли употреблять эти продукты, не опасаясь за свое здоровье ( шоколад “Alpen Gold”, йогурт «Активиа», сухарики «Кириешки», жевательная резинка “Orbit”). Учащиеся определяют состав продуктов, опираясь на таблицу.
5) Правила приема пищи.
— Для того, что бы от пищи получать максимальную пользу — нужно следовать некоторым правилам приема пищи. Давайте рассмотрим их.
Основные правила приема пищи:
Начинайте есть только при ощущении голода. Следует различать голод и аппетит. Проверьте себя: если сухую корочку хлеба вы съели бы сейчас с удовольствием — значит вы голодны. Это основное правило приводит к двух-трех разовому приему пищи в день, и также исключает перекусывание между основными приемами пищи, т.к. это серьезнейшим образом нарушает работу пищеварительной системы.
Употребление воды. Употребляйте 2-3 литра воды на протяжении дня. Прекращайте прием воды за 20-30 минут до еды и возобновляйте его не менее, чем через 30 минут после приема фруктов, через 1 час после крахмалистой пищи и через 2 часа после белковой.
Тщательно пережевывайте и смачивайте слюной пищу. В еде должны преобладать овощи, фрукты, орехи, злаковые, бобовые, зелень. Рекомендуется включать в свой рацион хрустящие овощи и фрукты, и употреблять сырые овощи. Сделанно это для того, что бы приучать себя тщательно пережевывать пищу. Во-первых этим вы тренируете свои зубы и десна, во-вторых углеводная пища начинает перевариваться еще во рту. Поэтому идеальная для этого пища это хрустящие фрукты и овощи. При приеме пищи следите за тем, что бы тщательно пережевывать, и вскоре это закрепиться у вас на подсознательном уровне.
Обязательно отдыхайте до и после еды.
За обеденным столом не должно возникать ни одной недоброй мысли. Чем же недобрая мысль так опасна? Как мы знаем, негативные мысли вызывают негативные эмоции, далее негативные эмоции влияют на нервную систему и всё это вместе негативно влияет на работу органов при приеме пищи. Если затрагивать энергетику, то на энергетическом уровне при приеме пищи вы можете себе даже навредить. Потому что все ваши мысли влияют на окружающий вас мир. Например, если вы выпьете воды при хороших мыслях, то вода подействует на вас как лечебное средство, а если же наоборот, то не принесет ни какой пользы или даже может навредить вашему здоровью. Поэтому, прежде чем приступать к трапезе, расслабьтесь и подумайте о чем-то хорошем, уберите все недобрые мысли прочь.
Важную роль играет температура пищи. Холодные блюда должны иметь температуру не ниже комнатной, а горячие не обжигать губы и рот, чтобы не возникла необходимость подуть на ложку.
Не переедайте. Всегда после правильного приема пищи у вас должно быть легкой ощущение голода. Желудок должен быть наполнен не более, чем на 2/3 объема (это примерно объем сложенных пригоршней ваших ладоней). Если же у вас легкого ощущения голода нет, то следует пересмотреть свой рацион или уменьшить количество принимаемой пищи.
Старайтесь оставаться в том весе, который для вашего возраста идеален. Давайте теперь попробуем рассчитать каждый для себя. Существуют несколько способов. По одной из них
вы можете сами проверить соответствие вашего веса и роста по формуле
Масса тела (в кг) = 50+0,75 * (Т-150) + (А-20):4;Т — рост в см; А — возраст в годах.
6) Отказ от вредных привычек.
— Говоря о вредных привычках, следует сказать, что курение – одно из самых вредных. Есть такой анекдот.
Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.»
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца.
-А почему стариком не буду?
-Потому что до старости не доживешь.
-А почему собака не укусит?
-Так с палкой ведь будешь ходить.
-А почему вор в дом не залезет?
-Потому что всю ночь будешь кашлять.
-Обсуждение сюжета рисунка. Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор этого рисунка? Демонстрируется рисунок:
7) Закаливание.
— Закаливание помогает не болеть, помогает защитить наш организм от простудных заболеваний. Посмотрите ролик и скажите, какие самые простые способы закаливания организма (просмотр ролика).
8) Занятия физкультурой, спортом.
— Движение – это жизнь. Если Вы не нагружаете свои мышцы физической нагрузкой, то о здоровье можете только мечтать. Малоподвижный образ жизни ведет к застою лимфы, которая движется только под действием мышечных сокращений, к зашлакованности организма, к нарушению функции внутренних органов и, как следствие, к появлению болезней. Человек, которому не хватает движения, не может быть здоровым. Постоянно отдыхающие мышцы не позволяют нормально работать капиллярам, ноги и руки постоянно мерзнут из-за того, что теплая кровь не может достичь в необходимом количестве удаленных участков тела. Нарушая важнейший закон природы – закон движения – мы расплачиваемся за это болезнями. Чтобы быть здоровым надо начинать день с зарядки. Можно делать ее под музыку, как предлагают ребята (Демонстрация комплекса упражнений для зарядки учащимися под музыку).
9) Хорошее настроение.
— Важно для здоровья также узнавать каждый день что-то новое, иметь хорошее настроение, встречать день с улыбкой, делать добрые дела, как, к примеру, герои мультфильма про крошку Енота..
—
Вывод: Таким образом, получилась формула
здоровья
здоровье
= рациональное питание + закаливание
+режим дня +здоровый сон +активный образ
жизни, спорт + отказ от вредных привычек
+ хорошее настроение.
4. Рефлексия. Составьте синквейн по теме: Здоровье. (Правила составления синквейна:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Здоровье —
Бесценное, дорогое.
Заниматься, беречь, закаляться.
Я люблю свое здоровье!
Жизнь!
Источники материалов:
Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений и преподавателей-организаторов курса “ОБЖ”. М., 1997.
Васильев В. Здоровье и стресс. М., 1992.
Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас… О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
Классному руководителю. М., 1999.
Лоранский Д.Н., Лукьянов В.С. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М., 1990.
Интернет-ресурсы
Здоровый образ жизни
Протокол проведения исследования
Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.
Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов —возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:
Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;
Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;
Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;
Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;
Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;
Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;
Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.
Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?
В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них — это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие — сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.
Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее — призывают ученые.
Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?
Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ, в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.
В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ у школьников и студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.
Установка на здоровый образ жизни
Самые энергичные усилия врачей и педагогов не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки и сигареты. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ жизни. Чтобы заставить себя вести здоровый образ жизни, необходимо создать установку на здоровый образ жизни.
Установка — это готовность человека к определенному действию или к определенному восприятию окружающей действительности. Установка — более высокая психологическая инстанция, чем мотивация, — формируется на основе мотивации и непосредственно корректируется системой ценностей, поэтому одни и те же мотивы у разных людей могут дать начало различным установкам, зависящим от системы ценностей индивида.
Побудить людей вести ЗОЖ — трудная, можно сказать, непосильная задача. Можно объяснить человеку необходимость каких-то действий, но очень трудно заставить его действовать. С этим постоянно сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и наркологи, и педагоги. Согласно законам психологии, мы склонны повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие, и избегаем поступков, влекущих за собой неприятности. К сожалению, последствия здорового или нездорового поведения часто считаются не связанными с ним. Более того, вредные для здоровья действия могут давать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу ЗОЖ требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Как можно создать эту заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни?
В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить по крайней мере четыре фактора, существенных для установки на здоровый образ жизни:
- знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
- желание быть хозяином своей жизни — вера в то, что здоровое поведение в действительности даст положительные результаты;
- положительное отношение к жизни — взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться;
- развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить жизнь.
Создать установку (готовность) на ЗОЖ еще недостаточно. Главное — реализовать ее. Это одна из важнейших целей жизни человека (и, конечно, студента), ибо она определяет здоровое поведение на многие годы. Однако побудить себя вести здоровый образ жизни может оказаться сложной задачей, потому что вредные привычки глубоко укореняются и от них бывает трудно отказаться.
Справиться с этими трудностями поможет следование простым рекомендациям:
Ставьте перед собой конкретные, реальные цели. Прежде всего определите, чего именно в отношении вашего здоровья вы хотели бы добиться. Поставьте перед собой реальную цель. Ее достижение придаст вам уверенность, необходимую в дальнейшем. Не стремитесь сразу решить какую-нибудь серьезную задачу. Если, например, вам нужно сбросить вес, постарайтесь сначала похудеть на 1 кг, чего добиться не слишком трудно. Когда у вас это получится, поставьте следующую цель — сбросить еще 3 кг и т.д. Как и во всех человеческих начинаниях, успех порождает успех.
Будьте готовы к тому, что достижение цели требует времени. Вы должны понимать, что достижение стоящей цели всегда сопряжено с определенными трудностями. Если на этом пути вы делаете два шага вперед и один назад, вы все же движетесь в нужном направлении. Но если этот вынужденный шаг излишне драматизировать, вряд ли вы достигнете своей цели. Лишь очень немногим удается в жизни решить какую-то важную задачу, ни разу не отступая назад. Будьте оптимистами, помните, что совершенство — в принципе недостижимая цель.
Вознаграждайте себя. Один из важнейших законов психологии гласит, что закрепляется лишь тот вид поведения, за которым следует подкрепление. Конечно, крепкое здоровье — лучшая награда для человека за отказ от вредных привычек, но эта награда, как правило, слишком далеко отстоит во времени от хорошего поступка, чтобы служить ему подкреплением. То, что вы не заболели раком через 10 лет после того, как бросили курить, безусловно, замечательно, но это не тот вид вознаграждения, который может укрепить ваше намерение не курить. Делайте себе приятное, вознаграждайте себя за самые скромные успехи: за избавление от 2 кг лишнего веса, за неделю регулярных занятий физкультурой, за месяц без алкоголя. Наградой должно служить то, что доставляет вам удовольствие. Это может быть новый компакт-диск, книга, джемпер или что-то совсем другое, что вам действительно нравится. Для более крупных достижений на пути к здоровому образу жизни можно придумать и более существенную награду.
Сделайте готовность к здоровому образу жизни устойчивой. Все мы знаем людей, которые, стремясь укрепить здоровье, ненадолго меняли поведение, а затем возвращались к старым привычкам. Чтобы поддерживать в себе настрой на достижение благополучия в течение длительного времени, следует, во-первых, сконцентрироваться на ощущении хорошего настроения, т.е. чаще думать о том, насколько вы стали здоровее теперь, когда вы делаете зарядку, правильно питаетесь, не курите и т.д., и во-вторых, использовать положительные примеры (подкрепление). Известно, что многие наши вредные привычки — результат влияния окружающих. Редко кто в одиночестве выпивает свою первую рюмку, выкуривает первую сигарету или впервые пробует наркотик. Почти всегда эти виды поведения спровоцированы поведением других. Поощрение и поддержка друзей, семьи могут обеспечить эффективное подкрепление желательного результата. Хорошо бы найти среди ваших однокашников, друзей, сослуживцев тех, кто тоже желает, например, бросить курить, похудеть или заниматься физкультурой. Совместными усилиями это делать легче, поскольку в группе вы поддерживаете друг друга.
Классный час по ЗОЖ на тему: Внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни»
Внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни»
Цели:
- раскрыть понятие здоровый образ жизни,
- определить условия сохранения здоровья,
- формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
Этапы занятия:
- Вступительная часть. Определение понятия здоровый образ жизни.
- Основная часть занятия. Раскрытие понятия здоровый образ жизни.
- Режим дня.
- Гигиена тела.
- Гигиена зрения.
- Правильное питание.
- Занятия физкультурой и спортом.
- Итоговая часть.
Ход занятия
1. Вступительная часть.
– 7 апреля – День здоровья. О здоровье мы сегодня поговорим с вами.
– Какого человека называют здоровым? (Сильного, крепкого, он не болеет, физически и психически благополучен.)
– Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни.
– По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни? (Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается.)
– Поговорим о некоторых составляющих здорового образа жизни человека. (В ходе вступительной беседы учитель на доске выставляет карточки, на которых записаны условия здорового образа жизни.)
2. Основная часть занятия.
А) Режим дня.
– Как понимаете это выражение: «режим дня»?
– Расскажите о своем распорядке дня.
– Как самому составить распорядок дня?
(Составить список дел, указать время, соблюдать это расписание.)
– Используя карточки, составим примерный распорядок дня.
(Дети делятся на 2-3 группы, каждая группа получает карточки. Ученики выстраиваются в определенном порядке. Затем выбирается наиболее оптимальный вариант режима дня.)
– Главное правило при составлении режима дня – чередовать труд и отдых.
– Зачем нужен режим дня? (Чтобы все успевать, делать планомерно, без спешки, суеты, чтобы было хорошее настроение.)
Б) Гигиена тела.
– Воспользуемся словарём, выясним значение слова «гигиена».
(Гигиена – раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а так же система действий, направленная на поддержание чистоты.)
– Почему в режиме дня обязательны водные процедуры? (Вода очищает наше тело, контрастное обливание помогает закалить организм.)
– Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки)
– С чем это связано?
– Как нужно мыть руки? (1 ученик показывает, как правильно мыть руки)
– Почему руки необходимо мыть с мылом?
– Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними!
В) Гигиена зрения.
– Почему человеку важно сохранять хорошее зрение?
– Как сохранить хорошее зрение? (Соблюдать правильное расстояние от тетради, книги до глаз при чтении, письме, необходимо правильное освещение, просмотр телевизора – с соблюдением мер безопасности.)
– Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные упражнения. Какие из них вы используете? (Ученики показывают упражнения, объясняют правила выполнения и объясняют их назначение.)
Игра «Весёлые человечки».
– Проверим ваше зрение. Я показываю карточки с фигурками человечков, повторите их движения.
(Для данной игры учитель готовит карточки, на которых схематично изображены фигурки человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения: наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседание и т.п. Размер изображения 1 – 2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а потом повторить его движения).
Г) Правильное питание.
– В режиме дня необходимо планировать питание. Сколько раз необходимо есть? (Не менее 3 раз.)
– Самый важный прием пищи – утренний. Древние говорили: «Завтрак съешь сам». Почему?
– Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак? (Врачи рекомендуют на завтрак есть молочные блюда, омлет, чай с бутербродом.)
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».
– Из списка выберите полезные, вредные продукты. Объясните свой выбор.
(Детям предложен набор продуктов: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, торты, сникерс, яблоки, чипсы, фанта, лук.)
Д) Занятия физкультурой и спортом.
– Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. О своем спортивном увлечении расскажет ваш одноклассник Зубанов Слава. (Мальчик занимается футболом, участвует в соревнования, имеет награды: медали и грамоты.)
– Что дает занятие спортом? (Ученик не болеет, всегда бодрый, энергичный, спорт помогает в учебе.)
3. Итоговая часть.
– Какой теме был посвящёно занятие?
– Как понять значение слов здоровый образ жизни?
– Пожелание:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Использованная литература
- Романенко В. М. Классный час «Здоровый образ жизни» // Завуч. 2013. № 7. С. 125, 128.
- Уфимцева Л. П. Для профилактики близорукости // Начальная школа.2011. №2. С.67 – 69.