Гимнастика в домашних условиях: 13 упражнений для детей.
Содержание:
Школы и детские сады отпустили детей на каникулы, спортивные секции — тоже. Конечно, у продвинутых юных спортсменов есть спортивные лагеря, но что если ребенок занимается каким-то общеукрепляющим спортом «для здоровья», или еще слишком мал, чтобы ехать в лагерь? Как не растерять спортивную форму за каникулы? По аналогии со списком чтения на лето предлагаем комплекс упражнений для детей, которые можно добавить к ежедневной летней активности.
Зачем специальные упражнения, если летом дети и так все время в движении — катаются на велосипедах, роликах, самокатах, лазают по турникам на детских площадках, прыгают на батуте на даче или в детском парке, гоняют мяч или играют в баскетбол?
Да, дворы и спортивные площадки в крупных городах сегодня стимулируют двигательную активность детей, да и на даче многие родители считают необходимым установить спортивный комплекс канатом, кольцами, веревочной лестницей, батут, бассейн.
Но многое зависит от самого ребенка и от ситуации. Если он подвижным играм предпочитает тихие занятия, или на даче совсем не с кем бегать и играть, родителям стоит уделить время выполнению полезных гимнастических упражнений, которые помогут сохранить физическую форму, растяжку, улучшить силу и гибкость. Для этого потребуется не больше 30 минут два-три раза в день. Все эти упражнения можно выполнять на природе, положив на траву коврик, или в домашних условиях.
Упражнения для ног
Прыжки на скакалке — вперед/назад на двух ногах, на одной ноге. Первое время детям понадобится помощь родителей для того, чтобы понять суть прыжков через скакалку. Потом они смогут выполнять это упражнение самостоятельно.
Прыжки на двух ногах, вращая скакалку вперед, а затем назад выполняйте по 50 раз. Прыжки на одной ноге, вращая скакалку вперед, — по 20 раз на каждой. Если ребенок старше 10 лет и находится в хорошей спортивной форме, то количество прыжков на двух ногах вперед/назад можно увеличить до 100, а на одной ноге — по 30-40 раз на каждой.
Прыжки в обручи для детей в возрасте до 4 лет. Это упражнение хорошо поможет маленьким детям, начиная с 1,5 лет, обучиться прыжкам на двух ногах. Купите 5-7 штук цветных обручей среднего размера, положите их на тропинке друг за другом и покажите детям, как прыгать из одного колечка в другое.
Если дети не умеют прыгать, то родители должны им помогать, придерживая за талию. Если ребенок прыгает уже уверенно, то увеличьте расстояние между обручами, чтобы он прыгал в длину.
Прыжки из приседа («лягушки»). Исходное положение: упор присев — сед на корточках, колени держать вместе, упор на руки. Выпрыгнуть высоко вверх, при этом выпрямить спину и понять прямые руки вверх, затем сразу присесть в исходное положение и сразу повторить следующий прыжок. 2 подхода с отдыхом по 15 раз.
Упражнения для пресса
Опускание/поднимание спины из положения сидя. Исходное положение: сидя на полу, зафиксировать ноги под диваном или их должны держать родители, ладони скрещены на затылке. Медленно выполнить опускание на спину, держа все время голову на груди, а затем подняться в исходное положение без помощи рук. Выполнить по 2 подхода 15-20 раз с небольшим интервалом отдыха.
Поднимание ног в положении лежа на спине. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых ног вверх до вертикального положения и медленное опускание вниз. Ноги обязательно должны быть натянутыми и напряженными (2 подхода по 15 раз с небольшим интервалом отдыха).
Упражнение для спины
Поднимание спины наверх из положения лежа на животе. Исходное положение: лежа на полу на животе, ноги зафиксировать под диваном или их должны держать родители, ладони скрещены на затылке. Выполнить поднимание спины от пола до максимально возможного уровня, затем медленно опуститься в исходное положение и сразу повторить задание. При выполнении упражнения глаза должны смотреть вниз. 2 подхода по 15 раз с небольшим интервалом отдыха.
Упражнения для рук
Планка. Исходное положение: упор лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. 2 подхода по 20 секунд.
Планка на одной руке (сначала на правой, затем на левой). Исходное положение: упор лежа, прямую руку прижать к бедру вдоль туловища, плечи не разворачивать, ноги не разводить. 2 подхода по 20 секунд.
Упражнения на перекладине
Подтягивания на перекладине с внешней помощью — т.е. родитель держит ребенка за живот и помогает ему подтягиваться вверх. Постепенно снижать помощь. Важно, чтобы ребенок при подтягиваниях сохранял прямое положение тела, не сгибал ноги и подтягивался до подбородка (т.е. подбородок выше перекладины). Выполнять: 2 подхода по 10 раз.
Упор на прямых руках на низкой перекладине — это могут быть также параллельные брусья. Исходное положение: стоя на прямых руках на перекладине, плечи заведены чуть вперед, спина круглена, упор на бедра, ноги вместе. Выполнять 2 подхода по 10-20 секунд.
Передвижение на руках по перекладине в висе — найдите любые длинные высокие перекладины, лестницы (на детских площадках таких много), где ребенок сможет повиснуть на руках и двигаться в различные стороны без помощи ног.
Растяжка
В конце тренировки эти упражнения хорошо помогут расслабить мышцы и постепенно развить гибкость. Детям до 3 лет рекомендуется выполнять все задания, кроме шпагатов.
Складки ноги вместе и врозь при помощи родителей. Исходное положение: сидя на полу, ноги вместе, руки тянутся к ногам. Родители несильно давят на спину. 2 подхода по 10 раз.
«Колечко». Это упражнение направлено на растяжку мышц спины, плечевого пояса, передней поверхности бедра. Исходное положение: лежа на животе, упереться на прямые руки, которые стоят близко к животу, и потянуться головой наверх. Затем согнуть ноги и потянуться носочками к затылку, стараясь его коснуться. Продержаться в этом положении 10 секунд, затем отдохнуть и повторить еще раз.
Статья подготовлена клубом «Европейский Гимнастический Центр»
Гимнастические упражнения для детей 4-5, 6-7, 8-10 лет девочек, мальчиков. Как выполнять
Полноценное физическое развитие очень важно для детей. А гимнастические упражнения, направленные не только на физподготовку, но и на мелкую моторику, становление вестибулярного и речевого аппарата сильно помогают в этом. Заниматься необходимо в комплексе, чтобы вырастить здоровую и выносливую личность, как физически, так и эмоционально.
Содержание статьи:
Польза гимнастики для детей
В процессе занятий развивается:
- координация. Ребенок чувствует свое тело и знает, как им управлять;
- пластичность. Очень пригодится, если в будущем будет выбрана спортивная карьера;
- здоровый опорно-двигательный аппарат;
- борьба с лишним весом. Многие дети с раннего возраста страдают от такой проблемы.
Дополнительные преимущества появляются, если дети занимаются не дома, а в кружках. Там они смогут развиваться не только физически, но и совершенствовать свою коммуникабельность, находить новых друзей. А показательные выступления, если они будут проводиться хотя бы для родителей, помогают обретать уверенность в себе, не бояться публики.
Важно придерживаться правильного питания. Без режима и рациона гимнастика будет неэффективной, а иногда даже навредит (например, если заниматься сразу после плотного обеда).
Психологи утверждают, что гимнастика и постепенное развитие мышечной структуры, выносливости, пластики, позволяет ребенку понять, что ничего нельзя получить быстро и без труда. Дети формируют правильный взгляд на жизнь, осознают, что поставленные цели достигаются не сразу.
Особенности детской гимнастики
Гимнастические упражнения для детей в первую очередь должны подстраиваться под возрастную категорию. Малыши 3-4 лет не способны выполнять сложные и замысловатые движения, поскольку еще не научились управлять своим телом. И задачей тренировок является именно это обучение.
Разделяют упражнения и по половой принадлежности. Для мальчиков обычно подбирают гимнастику на выносливость, для девочек – на развитие пластики. При создании индивидуальной программы тренировок учитываются личные особенности ребенка. Некоторые дети в 3 года вполне способны выполнить упражнения 5-6-леток.
Для девочек и мальчиков
Совсем маленьким детям гимнастические упражнения не разделяют. Они меняются только с возрастом. Уже после 7-8 лет явно заметно, что девочки немного уступают по силе и выносливости мальчикам при одинаковых исходных данных. Последующие годы разница становится существенной.
Но есть несколько правил, одинаковых для всех:
- нельзя использовать домашние утяжелители, если они не рекомендованы тренером. Гантели или гири нужно применять знающим людям. Дети не понимают возможностей своего тела и не знакомы с правилами физических нагрузок. Они могут неправильно распределить вес, из-за чего получат травму на всю жизнь;
- чем младше ребенок, тем короче должна быть гимнастика. Лучше вводить несколько заходов в день, но не больше 5-10 мин. Иначе детям становится не интересно заниматься, и они перестанут стараться;
- нельзя брать тяжелый вес и делать приседания или другие упражнения с ними. Работать можно только с весом собственного тела. Такое правило продолжается до тех пор, пока не сформируется осанка.
Мальчикам обычно составляются упражнения, в которых нагрузка распределяется весом собственного тела.
К ним относятся:
- приседания;
- отжимания;
- подтягивания на турнике;
- отжимание на брусьях.
Девочкам эти упражнения тоже подходят, но лучше выбирать те, что формируют осанку и грацию в движениях:
- шпагат;
- мостик;
- наклоны в разные стороны;
- пряжки на прыгалке или в длину;
- тренировки с растяжкой разных групп мышц.
Растяжку нельзя делать в домашних условиях. Она должна контролироваться тренером, чтобы не травмировать мышцы и связки ребенка.
Для разных возрастных групп
Гимнастические упражнения для детей и рекомендации для построения тренировок можно просмотреть в таблице:
Возрастная группа | Основные правила | Время занятия | Работа с тренером | Рекомендации |
3-4 года | Отсутствие обуви иначе аппарат стопы будет развиваться неправильно; Постоянное повторение упражнений для развития физической памяти | 5-10 мин. | Зеркальная: дети повторяют движение за человеком, который их показывает | Музыкальное сопровождение, программа построенная на танце и подражании песенным персонажам |
5-7 лет | Внедрение сложных упражнений на координацию, неоднократное их посторенние | 10-15 мин. | Единичная демонстрация упражнения с последующим счетом | Сохраняется игровая форма выполнения упражнений, но без музыки, чтобы дети четко слышали счет и следовали инструкциям |
8-10 лет | Вводятся силовые и акробатические элементы тренировок, а для девочек – гимнастические | От 20-30 мин. | На уровне инструкций. Тренер объясняет действия, ребенок выполняет | Вводятся спортивные снаряды, например, можно лазать по канату, прыгать на батуте или выполнять упражнения на кольцах на резинках |
Физические упражнения требуются ребенку в любом возрасте. Когда они станут систематическими, повышается иммунитет. И дети болеют заметно реже своих сверстников.
Также от 8 лет формируются пропорции тела. Гимнастика помогает сохранить их в гармонии и задать здоровое направление в развитии. Поэтому до 8 лет заниматься тренировками можно дома, но после – лучше обратиться к профессиональным тренерам, чтобы не навредить ребенку.
Когда и сколько можно заниматься
Если речь идет об обычной зарядке, то делать ее нужно каждое утро до завтрака. Можно придумать развлекательный комплекс упражнений, который дети будут выполнять, параллельно заправляя кровать.
Если же разговор идет о большом профессиональном спорте, то расписание будет следующим:
- 1-3 года – 2 раза в неделю;
- 3-5 лет – 3 раза в неделю;
- от 5 лет – более 3 раз в неделю.
Также следует принять во внимание несколько общих правил:
- можно совмещать разные виды спорта, но учитывать общую физическую нагрузку на ребенка;
- 1 день обязательно должен быть выходным, полностью свободным от интенсивных занятий;
- нагрузка увеличивается постепенно. В ходе занятий ребенок улучшает физическую форму и показатели выносливости. Поэтому с каждым годом регулярность и интенсивность тренировок можно увеличивать.
Ежедневно физическим занятиям нужно уделять не меньше 60 мин. Чем младше ребенок, тем чаще делают зарядку. Она занимает 5-10 мин с перерывами по 1-3 часа.
Советы профессиональных детских тренеров по проведению гимнастики:
- воздух в комнате должен быть свежим. Если есть возможность, лучше выйти на улицу, либо хорошо проветрить комнату, и сами занятия проводить с открытыми форточками;
- удобная одежда. Важно, чтобы она не стесняла движения, а швы не натирали;
- правило 8ми. При каждом подходе, независимо от возраста, требуется делать 8 разных упражнений по 8 подходов каждое;
- дышать через нос. Во время физической активности дыхание учащается. Когда воздух проходит через нос, пыль и мелкий почти невидимый мусор оседают на оболочке слизистой и волосках. Также воздух прогревается, в легкие он поступает чистым и теплым. Если же дышать через рот, то от зарядки будет больше вреда, чем пользы, ведь частые вдохи будут загрязнять легкие намного быстрее.
Психологи говорят, что поведение детей зависит не от воспитания, а от примера родителей. Поэтому чтобы ребенок систематически делал зарядку, взрослые должны показать ему, насколько это важно.
Противопоказания
Гимнастические упражнения для детей, которые нужно выполнять каждое утро, почти не имеют противопоказаний. Если ребенок отлично себя чувствует, у него нет проблем с суставами или кровообращением, то можно смело начинать зарядку, причем постоянно добавлять новые комплексы, либо увеличивать продолжительность старых.
Осторожнее следует быть, если есть проблемы со здоровьем. Врачи рассматривают следующий список противопоказаний:
- простуда, любые другие временные инфекции. Во время борьбы с вирусом температура тела поднимается. А любые физические нагрузки поднимают ее дополнительно, что можно привести к осложнениям и хроническим заболеваниям;
- воспаления. Поднимается температура тела, и в областях воспаления могут развиться гангрены, гнойные инфекции, поскольку образуется благоприятная среда для роста бактерий;
- кровотечения. Физические упражнения ускоряют кровообращение, из-за чего течение становится еще сильнее;
- проблемы с давлением. Если они временные, то нужно до выздоровления прекратить утреннюю гимнастику. Когда давление постоянно не в норме, то следует проконсультироваться с лечащим врачом. Он расскажет, какие конкретно упражнения можно выполнять, и они не навредят здоровью;
- злокачественные опухоли. При таких серьезных заболеваниях организму не следует давать дополнительную нагрузку, поскольку ему приходится тратить много энергии на борьбу с болезнью.
Не рекомендованы физические нагрузки и на стадиях выздоровления. Нужно дать время организму, чтобы он окончательно окреп, и только после этого возобновлять гимнастику.
Как сделать занятия не скучными
Если ребенок с радостью берется за гимнастику без дополнительной мотивации, не нужно никаких развлечений. Зарядка – мероприятие полезное и обязательное. Со временем детей нужно приучать к ее выполнению, даже если отсутствует музыкальное сопровождение или другой элемент, без которого раньше занятия не начинали.
Чтобы разнообразить гимнастические упражнения, сделать их не скучными и интересными, можно:
- выделить спортивное место. Здесь ребенок может хранить свой спортивный инвентарь и заниматься;
- купить спортивный инвентарь. Дети работают с собственным весом, но все-таки некоторые вещи пригодятся – прыгалка, мяч, коврик для выполнения упражнений в положении лежа;
- музыкальный фон. Лучше всего подбирать композиции из любимых мультфильмов ребенка. Так у него складываются приятные ассоциации с занятиями.
Психологи рекомендуют вовсе отказываться от гимнастики, если у детей с самого утра плохое настроение. Если заставлять делать ее через силу, развивается негативное впечатление. Впоследствии ребенок будет искать разные способы не делать зарядку.
Специалисты из компании Nemours Foundations сообщают, что положительно на зарядке сказывается игра в персонажей. Каждый день придумываются различные герои для ребенка (например, охотник или спасатель). Он примеряет на себя роль, и словно выполняет упражнения за другого человека. Такой подход помогает справиться с ленью и преодолеть плохое настроение.
Подготовка к зарядке
Для подготовки к зарядке можно воспользоваться таблицей:
Нюансы | Правила | Для чего нужно |
Одежда | Обтягивающая, с минимумом швов. Закаленным детям можно и зимой работать в шортах и майке | Просторная и широкая одежда может зацепиться за спортивные снаряды или мешать нормальным движением суставов |
Обувь | Носки, гетры или специальные получешки (продаются в спортивных магазинах) | Не мешают нормальному развитию стопы, препятствуют появлению плоскостопия |
Инвентарь | Мячи, скакалки, обручи (обязательно должны подбираться по росту ребенка) | Способствуют выполнению упражнений с собственным весом |
Дополнительные предметы | Наколенники, коврики для упражнений в положении лежа | Не стирают колени, позволяют комфортно проводить занятие |
Для проведения зарядки выделяется свободное пространство. Обычно упражнения делают в гостиной около телевизора, на котором включают музыкальное мультипликационное сопровождение.
Перед началом зарядки обязательно делают разминку. Она увеличивает ритм сердца, дыхание и согревает мышцы, сухожилия.
Качественная разминка препятствует появлению травм в процессе гимнастики.
Разминка включает в себя следующие действия:
Примерные комплексы упражнений для детей в домашних условиях
Гимнастические упражнения для детей подбираются в полном соответствии с возрастом ребенка. В зависимости от его физических способностей формируется комплекс занятий.
Перед началом гимнастики обязательно выполняется разминка.
4-5 лет
Упражнения в возрасте 4-5 лет направлены на развитие мышц.
Отлично подойдет комплекс, выполняемый по инструкции:
- Принимается положение лежа на животе. Ребенку нужно поочередно поднимать руки и ноги наверх (насколько это возможно).
- Поддерживается положение лежа на животе. Ребенок поднимает 1 руку и ногу, при этом он учится тянуть носок на ступне.
- Ребенок переворачивается на спину. Сначала поднимают ноги, делают упражнение «велосипед». Затем меняется на «ножницы», когда ноги посменно скрещиваются.
- В положении лежа на спине выполняется упражнение «березка». Ноги поднимаются высоко вверх, носки вытягиваются. Далее поднимают бедра, помогают им руками. Упершись локтями в пол, туловище поднимается максимально высоко, и ноги при этом выдерживаются в ровном положении. Продержать такую стойку нужно 3-5 сек.
- Принимается положение стоя, ноги на ширине плеч. Выполняются приседания. Родителям нужно проследить, чтобы ребенок постоянно дышал, потому что многие задерживают дыхание до полного завершения упражнения.
- Принимается положение стоя на коленях. Руки вытягиваются вперед и ставятся на пол. Нужно потянуться, слегка раскачивая корпусом. Упражнение называется «кошка» из-за сходства в движениях.
Каждое упражнение выполняется по 8-15 раз, в зависимости от физической подготовки ребенка.
6-7 лет
Комплекс занятий для дошкольников меняется. Им требуется больше пространства, поскольку большинство упражнений построены на активности.
Комплекс разделяется на этапы:
- Бег. Контролировать, чтобы ребенок бежал по ровной линии или выдерживал определенный темп, не нужно. Он может вилять, разгоняться и переходить на быструю ходьбу. Время бега – 35-40 сек.
- Прыжки. Чередуются прыжки с выпадом вперед, на одной ноге, на месте и через скакалку. Каждый заход выполняется по 15-20 раз.
- Отжимания. Для начала используют поверхность примерно на 40-50 см выше уровня пола в качестве упора. Со временем планку постепенно снижают, пока она не дойдет до уровня пола. Выполняется по 10-15 раз.
Когда только осуществляется переход на активные упражнения, их продолжительность начинается с 3-5 раз (для бега – с 15-20 сек). Со временем количество увеличивается. Такое постепенный рост активности позволяет ребенку подстроиться под новый ритм без вреда здоровью.
К комплексу упражнений можно добавить игру с мячом. Его кидают в стену, затем ловят. Лучше, если ловят по очередь родители и дети, тогда активности в упражнении больше.
8-10 лет
Гимнастических упражнений для детей 8-10 лет очень много. Здесь ребенку предстоит концентрироваться, поскольку они включают в себя нагрузку на разные группы мышц. Нужно одновременно выполнять несколько действий, что требует сосредоточенности, которая отсутствует у дошкольников.
Стандартный комплекс упражнений:
- Исходное положение (далее ИП): руки вдоль туловища, ноги вместе. Выполняется ходьба на месте с высоким подниманием колен. Время: 1 мин.
- ИП: аналогичное. На вдохе руки поднимаются вверх, а левая нога отводится назад, вытягивается носок. На выдохе принимается ИП. Дальше процесс повторяется с правой ногой. Для каждой выполняют по 10 подходов.
- ИП: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, на поясе. Выполняются наклоны в стороны, поднимая и вытягивая руку (если наклон вправо, рука – левая). Для каждого наклона требуется по 10 подходов.
- ИП: ноги расставлены широко, руки на поясе. На выдохе нужно наклониться вперед, дотянуться левой рукой до носка правой ноги. Затем процесс повторяется с правой рукой, для каждой по 10 подходов.
- ИП: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и соединены ладонями перед грудью. Выполняются повороты корпуса в разные стороны. При этом локти раскидываются в стороны. Возвращаясь в ИП, локти нужно прижимать друг к другу. Для каждой стороны выполняется по 10 подходов.
- ИП: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняются неполные приседания (когда угол согнутых коленей равен примерно 90 градусам). При этом руки вытягиваются вперед, но при подъеме возвращаются в первоначальное положение. Приседания полезны для нормализации кровообращения, работы пищеварительных органов и тренировки выносливости. Поэтому подходов здесь должно быть столько, сколько сможет выполнить ребенок. Главное – выдерживать умеренный темп, не торопиться.
- ИП: на полу, упор делается на ладони и пальцы ног. Выполняются обычные отжимания 8-10 раз.
- ИП: стоя, руки на поясе, ноги слегка расставлены. Выполняется 30-40 прыжков в умеренном темпе. Для опытных и выносливых детей подойдут прыжки на скакалке.
- ИП: как при выполнении 1 упражнения. Выполняется ходьба на месте с постепенным замедлением темпа. Время: 1 мин.
После 10 лет к зарядке можно добавлять спортивные снаряды для увеличения нагрузки – гантели, гири. Лучше делать это после консультации с профессиональным тренером.
Обучение гимнастическим трюкам
Обучаться гимнастическим трюкам можно ребенку, физические способности которого достаточно хороши для этого.
Если отдавать детей в профессиональный спорт с раннего возраста, то наблюдается следующая статистика:
- 1,5-2 г. Ребенок осваивает простейшие навыки, развивающие его ловкость и умение группироваться при падении.
- 3 г. Упражнения построены на удержании равновесия, а также растягиваются мышцы, развивается гибкость.
- 4 г. Тренера постепенно вводят в программу простейшие трюки – кувырки, шпагаты, мостики, колеса.
- 5 лет. Изучение сложных координационных движений по отдельности, которые впоследствии будут собираться в серьезные трюки.
- 6 лет. Вводятся упражнения на гимнастических снарядах. Сложные трюки выполняются со страховкой и под пристальным наблюдением тренера.
Чтобы ребенок выполнил свой первый сложный трюк, ему нужно тренироваться 4-4,5 года. Чем позже дети приходят в профессиональный спорт, тем сложнее им развивать гибкость, ловкость, разрабатывать координацию. Поэтому подросткам времени на выполнение первого трюка потребуется намного больше.
Независимо от того, будут ли занятия профессиональными или домашними и любительскими, гимнастические упражнения приносят большую пользу для развития детей.
Они сказываются не только на их физической подготовке и выносливости. С помощью тренировок удается выработать дисциплину, стремления и желания работать над собой и своими навыками.
Видео-комплекс гимнастических упражнений для детей
Комплекс динамических гимнастических упражнений для детей 5-ти лет:
Комплекс гимнастических упражнений для детей 2-5 лет
Гимнастика важна для ребенка любого возраста, так как она закаляет организм, укрепляет мышцы тела, способствует развитию координации движений. Когда малышу исполнится два – три года можно начинать приучать его к ежедневному выполнению гимнастических упражнений. Для детей разных возрастов разработаны разные комплексы упражнений. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагается выполнять. Самым маленьким деткам будут интересны занятия в виде игры с воспитателем или родителем. Более взрослый ребенок может выполнять упражнения самостоятельно, следуя указаниям старших. После 5 лет ребенка можно водить в спортивную секцию. В этом возрасте можно заниматься спортивной или художественной гимнастикой, плаванием, карате, танцами, фигурным катанием или другим видом спорта, который понравится малышу.
Что надо знать, прежде чем приступать к занятиям гимнастикой
Заниматься гимнастикой и упражнениями для детей лучше всего на свежем воздухе. Это позволит организму ребенка лучше насытиться кислородом. Если же нет такой возможности или на улице плохая погода, например, дождь, то выполнять физические упражнения необходимо в просторном и хорошо проветриваемом помещении.
Форма одежды для занятий гимнастикой меняется в зависимости от времени года. К ней предъявляется всего лишь одно требование: одежда не должна стеснять движения и мешать выполнению упражнений. Зимой ребенку будет удобно выполнять упражнения в спортивном костюме, а летом в футболке и шортах.
Упражнения для гимнастики детям 2–3 лет
Малышей в возрасте 2–3 лет невозможно заставить выполнять гимнастические упражнения просто повторяя их за взрослыми. Им это будет не интересно. А вот если гимнастические упражнения для детей преподнести в виде игры, то малыши с удовольствием включатся в процесс. Длительность занятий для детей этого возраста не должна превышать 5-10 минут, так как ребенок еще не способен долго на чем-то сосредотачиваться. Обычно комплекс гимнастических упражнений для детей младше трех лет состоит из 2–3 игровых упражнений, которые необходимо повторять 4–5 раз. Начинается занятие с разминки. Во время разминки дети ходят, медленно бегают (секунд 10), прыгают (6–8 раз). Можно чередовать ходьбу и прыжки. Физические упражнения, входящие в комплекс, выполняются в следующей последовательности:
1. Укрепляем мышцы плечевого пояса и рук
- «Потянулись». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и опустить.
- «Солнышко». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и потянуться к солнышку, опустить руки.
- «Птички». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки развести в стороны, поднять их вверх, опустить вниз («помахать крылышками»), принять исходную позу.
2. Разрабатываем туловище
- «Поклонились». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги расставлены шире плеч. Выполнение: наклониться вперед, пальцами рук постараться достать до пола, выпрямиться.
- «Тук-тук». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Выполнение: наклониться вперед и ладошками постучать по коленкам, выпрямиться.
- «Окошко». Ребенок сидит на стуле, руки на коленях, ноги стоят на полу. Выполнение: наклониться вперед, повернуть голову вправо, влево («выглядываем в окошко»), принять исходное положение.
3. Укрепляем мышцы ног
- «Прыг-скок». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: прыжки на месте.
- «Прятки». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги чуть-чуть расставлены. Выполнение: необходимо спрятаться – присесть на корточки, а ладошки положить на коленки, встать.
- «Пружинки». Ребенок стоит. Выполнение: пружинистые полуприседания, чередуемые с ходьбой.
Гимнастические упражнения для детей 4–5 лет
Дети 4–5 лет уже более внимательны и сосредоточены, чем малыши трехлетнего возраста. Поэтому длительность комплекса гимнастических упражнений для детей можно увеличить до 15 минут. Занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка, развитие координации и гибкости. Рассмотрим примерный комплекс упражнений.
Тренируем мышцы рук
- «Катушечки». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения кистями рук вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
- «Колеса». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения руками вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
- «Силачи». Ребенок стоит, кисти рук лежат на плечах, ноги немного расставлены. Выполнение: локти свести вперед, чтобы они соприкоснулись, исходное положение. Сделать 5 повторений.
- «Ножницы». Ребенок стоит, руки впереди, подняты на уровень плеч, ноги немного расставлены. Выполнение: скрестить выпрямленные руки, исходное положение. Сделать 5 повторений.
Укрепляем мышцы спины
- «Кто там?». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: повернуть голову направо, исходное положение, повернуть голову налево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
- «Маятник». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: наклонить тело вправо, исходное положение, наклонить тело влево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
Укрепляем мышцы ног
- «Непоседа». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: руки развести в стороны, поднять вверх, развести в стороны, опустить. Сделать 3 повторения.
- «Приседания». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: присесть, руки поднять вперед (пятки не отрывать от пола, спина прямая), исходное положение. Сделать 7 повторений.
- «Прыжки». Ребенок стоит, руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: по 2 – 3 прыжка на каждой ноге. Сделать 4 повторения.
Развиваем гибкость
- «Наклоны к полу». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: наклониться и потянуться к носку правой ноги, исходное положение, наклониться и потянуться к носку левой ноги, исходное положение. При выполнении упражнения ноги не сгибать. Сделать 3 повторения.
- «Тянемся — потянемся». Ребенок сидит на полу, ноги разведены шире плеч. Выполнение: потянуться к носку правой ноги, исходное положение, потянуться к носку левой ноги, исходное положение. Сделать 4 повторения.
Весёлая гимнастика для детей от 1 до 3 лет. Гимнастика для малышей
В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.
Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.
Зарядка для самых маленьких
Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.
На носочках и на пяточках. Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.
Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.
Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»
Паровозик. Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.
Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».
Ножницы. Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!
Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!
Мишка косолапый. Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.
Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.
Профилактика плоскостопия
Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.
◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!
◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».
◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.
◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.
Двигаемся под песенки
При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:
А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)
Гимнастические упражнения для детей по физкультуре. Как выполнять, техника для начинающих
Сложно переоценить положительное влияние гимнастических упражнений на физическое и эмоциональное развитие детей. На начальном этапе важно вызвать у ребенка интерес к занятиям, не допуская переутомления начинающего спортсмена. В будущем это поможет ему быстрее адаптироваться к спортивным нагрузкам, полюбить тренировочный процесс.
Содержание статьи:
Чем полезна гимнастика?
Выполнение первых физических упражнений педиатры рекомендуют проводить с детьми уже со 2-й недели жизни. Благодаря движению ребенок знакомится с окружающим миром и возможностями своего тела.
ТОП-8 полезных свойств гимнастических упражнений для ребенка можно представить следующим образом:
- Полноценное физическое развитие, освоение необходимых двигательных навыков. В результате укрепляются мышцы всего тела, формируется координация движений.
- Развитие крупной и мелкой моторики. Физические упражнения улучшают восприятие информации сенсорным путем.
- Комплексное оздоровление организма. Занятия благотворно влияют на формирование стойкого иммунитета, развитие центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
- Интеллектуальное и эмоциональное становление. Гимнастика дает детям много новой интересной информации и ярких впечатлений.
- Формирование логики, мышления, укрепление памяти. Во время тренировок ребенок запоминает новые упражнения, осмысливает их.
- Полноценный здоровый сон, как результат двигательной активности и получения массы новых положительных впечатлений.
- Если занятия проходят дома, большим плюсом является взаимодействие с родителями, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние детей.
- В случае выполнения упражнений в группе сверстников происходит развитие навыков социализации. Ребенок учится адаптироваться в больших коллективах, знакомиться с новыми людьми.
Общеразвивающая детская гимнастика
Гимнастические упражнения для начинающих следует подбирать, опираясь на следующие принципы:
- Упражнения должны отвечать назначению комплекса.
- Комплекс необходимо составить так, чтобы он воздействовал на все группы мышц, обеспечивая всестороннее физическое развитие занимающихся.
- Упражнения должны соответствовать возрасту, полу и физической подготовленности детей.
Приемы обучения гимнастическим упражнениям меняются в зависимости от возраста детей. В 1-й год жизни занятия проводятся при помощи взрослого. К концу года самостоятельность ребенка возрастает. Часть упражнений он начинает выполнять, опираясь на предметы. В этом возрасте важно интересно и ярко изобразить действие, которое необходимо сделать, поддержать малыша словом и улыбкой.
В младшем и среднем дошкольном возрасте обучение технике упражнений сопровождается:
- Показом.
- Имитацией.
- Зрительными и слуховыми приемами.
- Словесными ориентирами.
В старших и подготовительных группах занятия чаще проводятся в соревновательной форме. Большую роль приобретают словесные команды и объяснения. Показ упражнений уходит на второй план, вместо этого используются различные наглядные пособия (плакаты, фотографии, видеофильмы).
Как начать заниматься?
Начав проводить тренировки с ребенком, важно постепенно превратить их в традицию, интересную игру. Нагрузку рекомендуется увеличивать медленными темпами. Переутомлять ребенка недопустимо. Упражнения должны выполнять свою основную задачу: помочь организму проснуться и получить заряд бодрости.
Со временем дети привыкают к физическим нагрузкам, с удовольствием занимаются спортом, становясь при этом более гибкими, здоровыми и жизнерадостными.
Подготовка к занятиям
Гимнастические упражнения для начинающих детей необходимо планировать заранее. Большое значение имеет выбор места для проведения тренировок. Это должно быть хорошо проветриваемое просторное помещение. Если позволяют погодные условия, занятия бегом, бросание мячей лучше всего проводить на свежем воздухе.
В дошкольных и школьных учреждениях важно иметь разнообразное физкультурное оборудование, стимулирующее детей к самостоятельной двигательной активности.
Это могут быть:
- гимнастические скамейки;
- бревна;
- лесенки для лазания;
- скат приставной с зацепами;
- подвесной канат и кольца.
В квартире, где проживает ребенок, также желательно установить спортивную стенку для занятий физическими упражнениями. Кроме этого для игр в домашних условиях можно использовать предметы мебели. К примеру, между ножками табурета можно прокатывать мячи или пролезать под рейкой, размещенной на стульях.
Спортивная одежда не должна стеснять движений во время занятий и должна быть изготовлена из натуральных «дышащих» материалов.
Гимнастические упражнения для начинающих детей дома, на физкультуре
Начиная заниматься с детьми физическими упражнениями, необходимо должное внимание уделить разогревающей мышцы разминке, правильному дыханию, изучить комплекс базовых упражнений. Занятия могут осуществляться как с применением спортивного инвентаря, так и без него.
Разминка
Разминочная часть гимнастики включает в себя такие упражнения, как:
- Потягивание руками вверх.
- Повороты головы.
- Круговые движения руками.
- Развороты корпуса в стороны.
- Ходьба на месте.
Такие упражнения необходимы для подготовки организма к последующим более интенсивным нагрузкам.
Дыхательные упражнения
Физические упражнения требуют усиленного притока кислорода к различным системам организма.
Вентиляцию легких помогут улучшить 3 основных дыхательных упражнения:
- Ноги нужно разместить на ширине плеч, руки развести в стороны, затем скрестить на груди. Кисти рук тянутся к спине. Ладонями совершается хлопок по лопаткам, в это же время делается усиленный выдох через рот. Затем руки плавно разводятся в стороны. Такими упражнениями в количестве 4-5 раз сопровождается ходьба после завершения бега.
- Потянувшись на носочках, направляя руки вверх, а затем в стороны, ребенок наклоняется вниз. Стопы при этом опускаются на пол, руки скрещиваются и прижимаются к груди. Осуществляется глубокий выдох. После этого необходимо вернуться к начальному положению, делая медленный вдох.
- Поставив ноги на ширине плеч, руки нужно сцепить на затылке. Выполняется глубокий наклон вперед с длительным выдохом. Руки тянутся к полу. На вдохе совершается возвращение в первоначальную позицию.
В финальной части тренировки выполняется 2-е или 3-е упражнение 5-7 раз подряд. Важно знать, что вдохом сопровождаются такие движения, как поднятие рук и разведение их в стороны, а также возвращение корпуса в исходное вертикальное положение.
На выдохе совершаются:
- приседания;
- наклоны;
- сведение рук;
- развороты тела.
Базовые упражнения
Гимнастические занятия для новичков базируются на таких упражнениях, как:
Название упражнения | Техника выполнения | Количество повторений |
Вращения головой | Осуществлять медленные вращения по часовой стрелке, затем в обратном направлении. | 3 круга в одну сторону, 3 – в другую |
Круговые движения плечами | Поставить пальцы рук на плечи и вращать руками вперед и назад. | 5 раз в каждую сторону |
Наклоны вниз и в стороны | При наклоне в сторону руки помещаются на пояс, при наклоне вперед ладони касаются пола. | 10 раз в каждом направлении |
Приседания | Выполнять с прямой спиной, не отрывая пяток от пола. | 5-10 раз |
Подпрыгивания | Встать прямо, руки поместить на пояс. На вдохе низко присесть, на выдохе резко подпрыгнуть, встав на носки и вытянув руки над головой. | 10-15 раз |
Подъем коленей | На выдохе поочередно поднимать колени к груди, сгибая ноги. Руки удерживать на поясе. | 5- 10 раз для каждой ноги |
Отжимания | Лежа на животе, руки поставить на ширине плеч. Подъем и опускание на руках должно происходить плавно. | От 3-х до 10 раз в зависимости от физической подготовки ребенка |
Упражнения на растяжку |
| 5 раз для каждого действия |
Упражнения без предметов
И в домашних условиях, и на занятиях физкультурой рекомендуется выполнять следующие упражнения без использования предметов:
- Ходьба, бег на месте и по кругу.
- Круговые («Мельница») и перекрестные («Ножницы») движения выпрямленными руками.
- Наклоны влево-вправо. Пальцы рук скрещиваются на затылке. Перед наклоном вправо делается шаг в ту же сторону. Аналогичные действия выполняются в противоположном направлении.
- Наклоны вперед с хлопком в ладоши за коленом. В исходном положении руки разведены в стороны, ноги расставлены на ширине плеч.
- Поднятие прямой ноги с хлопком под коленом. Начальная позиция – лежа на спине, носки натянуты, руки вытянуты вверх.
- Прыжки. В исходном положении ноги расположены вместе, руки смотрят в стороны. После прыжка ноги ставятся врозь, совершается хлопок над головой.
Тренировку рекомендуется завершить растяжкой.
Упражнения с палкой
Комплекс упражнений с применением гимнастической палки призван проработать все мышцы тела обеспечить гибкость позвоночника и суставов:
- Повороты корпуса. Гимнастический снаряд помещается на плечи. Руки согнуты. Совершаются плавные повороты в левую и правую стороны.
- Наклоны в стороны. Первоначальная позиция такая же, как в предыдущем упражнении. Корпус наклоняется вправо, затем влево.
- Наклоны вперед-назад. В том же начальном положении совершаются наклоны вперед (смотреть при этом следует прямо перед собой) и назад (спина не должна иметь прогибов).
- Приседания и выпады. Палка фиксируется на плечах с помощью согнутых рук. Одна нога стоит на месте, другая выдается максимально вперед. Выполняется медленное приседание. Затем ноги ставятся на ширине плеч, и опять осуществляется приседание. Далее совершается повтор с противоположной ногой.
- Упражнения в положении лежа на животе. Палку нужно вытянуть вперед, руки поднять максимально вверх. Затем следует поместить палку за голову. Грудная клетка и голова приподнимаются. В таком положении детям рекомендуется находиться в течение 15-40 сек. в зависимости от уровня подготовки.
- «Березка». Лежа на спине, ноги необходимо согнуть и подтянуть к груди. Палка, удерживаемая прямыми руками, помещается под ягодицы, руки упираются в пол. Ноги выпрямляются, носки тянутся вверх. Далее упражнение выполняется в обратном порядке.
Каждое упражнение – с использованием спортивных снарядов и без них – следует выполнять ребенку 5-6 раз (норма для начинающих детей). Со временем количество доводится до 10-12 раз.
Акробатические трюки для новичков. Техника выполнения дома, на физкультуре
Гимнастические упражнения для начинающих в виде акробатических трюков требуют подробного изучения техники выполнения и обязательной предварительной разминки.
Колесо
Освоение трюка, представляющего переворот тела в воздухе при помощи рук, поможет развить практически все мышцы тела, сформировать идеальную осанку, укрепить вестибулярный аппарат. Подготовительный этап включает в себя разогрев мышц рук, ног и пресса. Не менее 15 мин. следует уделить наклонам корпуса в разные стороны, вращению плечами, коленями и ступнями.
Также необходимо совершить 8-10 махов каждой ногой и сделать упражнения по растяжке мышц. Начать обучение рекомендуется со стойки на руках у стены. Затем из стойки выполняется переворот с опорой на стену. Далее можно выполнить упражнение с поддержкой партнера (родителя, педагога).
Взрослый помощник поначалу придерживает ребенка за икры, а в дальнейшем находится вблизи только с целью подстраховки.
Шаги выполнения «колеса»:
- Занимается начальная позиция: стоя с направленными в стороны руками, ноги при этом немного расставлены.
- Совершается разбег: 2-3 шага.
- Правая рука резко опускается и ставится на пол, одновременно производится взмах левой ногой.
- Левая рука ставится в одну линию с правой рукой. Правая нога при этом смотрит в потолок. Левая нога отклоняется в бок для дальнейшего движения.
- Левая нога ставится на пол первой, затем – правая нога. Руки практически одновременно отрываются от пола.
Одним из важнейших условий обучения является наличие свободного пространства, достаточного для того, чтобы ребенок не травмировался во время тренировки.
Мостик
Прежде чем приступить к выполнению основного упражнения, необходимо провести подготовительные занятия по растяжке и расслаблению мышц.
Они будут включать такие гимнастические элементы, как:
- «Лодочка». Ребенок ложится на живот, одновременно поднимает руки и ноги. Взявшись руками за ноги, следует потянуться вверх, затем покачаться вперед-назад.
- Фиксация через пятки, плечи и руки. Лежа на спине, дети вытягивают руки вдоль туловища ладошками вниз, ноги при этом согнуты в коленях. Таз нужно приподнять как можно выше, не отрывая рук от пола.
- Упражнение с мячом. Ребенок ложится спиной на большой гимнастический мяч, стараясь ногами и руками упереться в пол.
На первых порах на мостик можно встать, опускаясь ладошками по стене и так же возвращаясь обратно. В этом случае необходима поддержка взрослого напарника. После 2-3 таких попыток ребенок обычно выполняет трюк легко и без посторонней помощи. При выполнении упражнения ноги должны быть расставлены на ширине плеч, наклон назад происходит плавно, без резких движений.
Стойка на голове и на руках
Освоение упражнения рекомендуется начать со стойки на руках и укрепить при этом мышцы спины и плеч, так как стойка на голове дает гораздо большую нагрузку для спины.
Выполнение позиции на руках предполагает следующие действия:
- Нужно встать лицом к стене (примерно на расстоянии 1 м), поместить ладони на пол на уровне плеч, широко расставив пальцы.
- Далее совершается резкий мах вверх одной ногой, к которой подтягивается и другая нога. Корпус занимает вертикальное положение, стопы опираются на стену.
- Мышцы шеи должны быть расслаблены, живот подтянут, спина максимально выпрямлена.
Если ребенок почувствовал себя уверенней, он может попытаться удержать равновесие без опоры.
Стойка на голове выполняется следующим образом:
- Ладони помещаются на макушку, пальцы сцепляются между собой, локти разведены.
- Осуществляется наклон вперед, предплечья и голова опускаются на пол. Шея при этом максимально выпрямляется, плечи тянутся по направлению к бедрам.
- Голова должна оказаться как можно ближе к ногам. Затем нужно поднять одну ногу и подтянуть колено к груди, а пятку к ягодице.
- Далее рекомендуется таким способом чередовать ноги, пока у ребенка не появится уверенность. Тогда он уже сможет прижать к животу сразу обе ноги.
- Не следует торопиться выпрямлять ноги. Сначала важно научиться сохранять равновесие с согнутыми ногами.
- Следующий этап – аккуратное, плавное поднятие ног без резких махов. Тело должно образовать прямую вертикальную линию. Носки при этом направлены вверх, живот подтянут.
Для начала достаточно продержаться в стойке 20-30 сек., в дальнейшем время можно увеличить до 2-3 мин.
Полезные советы для детей и родителей
Гимнастические упражнения для начинающих будут восприниматься детьми с большим интересом и иметь больший оздоровительный эффект при соблюдении следующих рекомендаций.
Например:
- Разминка в начале занятий и завершающий этап – обязательные составляющие гимнастики, которые ни в коем случае нельзя игнорировать. Если мышцы и суставы не достаточно разогреты, выполнение упражнений может вызвать неприятные ощущения, привести к травме.
- Ребенок должен получать удовольствие от занятий. Если какое-то действие ему неприятно или причиняет ощутимую боль, не следует настаивать на дальнейшем выполнении упражнения.
- Важно применить фантазию и разнообразить зарядку настолько, чтобы дети всегда воспринимали занятия с удовольствием.
- Рекомендуется использовать интересные сравнения при объяснении упражнения, к примеру, с животными, птицами, различными предметами.
- Проводить занятия нужно через 15-20 мин. после подъема, до приема пищи.
- В теплое время года желательно проводить зарядку на улице, вдали от автомобильных дорог.
- Очень важно следить за тем, чтобы дети выполняли упражнения правильно. Если какое-то действие выполняется неверно, нужно помочь ребенку, направляя его либо отложить изучение на более поздний срок.
- До тех пор, пока ребенку не исполнится 2 года, не стоит вводить в программу занятий упражнения на растяжку.
- Упражнения выполняются, начиная с самого простого с переходом к более сложным элементам.
- Идеальным завершением утренней зарядки станут водные процедуры или обтирания.
Грамотно спланированная программа гимнастических упражнений для новичков благотворно влияет на растущий организм. Она дает толчок к гармоничному физическому развитию. Чтобы гимнастика приносила исключительно пользу, необходимо учитывать возраст ребенка, его предпочтения и уровень здоровья.
Автор: Ольга Лаврова
Видео о гимнастике для детей
Общеукрепляющие упражнения для детей:
Занятия гимнастикой с детьми дома
Результат не берется из ниоткуда, показатель даже самого незначительного прогресса гимнастки это долгий и кропотливый труд как в зале, так и вне его стен. Как в школе учитель даёт задания на дом, так и наш тренер даёт упражнения для повторений дома. На выполнение домашнего задания не должно уходить очень много времени. 40-45 минут это максимум. Очень важно начинать тренировку с разминки. Лучше потратить больше времени на разогрев связок и суставов, чем сразу садиться на шпагат. От таких занятий толку, к сожалению, не будет. Итак, как же правильно заниматься художественной гимнастикой дома начинающим спортсменкам? Будем разбираться.
Разминка для детей в домашних условиях
Дети, которые ходят на занятия в школу Balance, должны знать, какое упражнение и как делается, потому что тренер не только показывает, но и в теории рассказывает о правильном выполнении упражнения. Начинать тренировку следует с несложных упражнений, которые способствуют подготовке организма к нагрузкам. Такими упражнениями являются выходы на полупальцы, приседания, разнообразные наклоны (вправо, влево, назад). Так же следует посидеть на носочках перед началом выполнения гимнастических упражнений, чтобы девочка вспомнила, что на ногах есть пальчики, которые нельзя расслаблять ни на секунду во время занятия. После мини разминки можно приступать к тренировке.
Основная часть занятия гимнастикой детей дома
Подготавливающие детские упражнения
Первое упражнение должно продолжить разогрев мышц, и лучше всего если это будет складка. Складка делается с прямыми коленями и прямой спиной. В идеале живот должен лежать на бедрах. При выполнении данного упражнения растягиваются подколенные связки, что в дальнейшем повлияет на растяжку продольного шпагата (передней ноги). После складки следует упражнение «бабочка». Во время «бабочки» растягиваются как паховые связки, так и часть задней поверхности бедра. Пятки максимально прижаты к попе, живот лежит на стопах, а колени на полу. Упражнение так же подготавливает гимнастку к растяжке на шпагат. Растягивает переднюю поверхность бедра упражнение «курица». При выполнении данного упражнения держать колени вместе, а спину плотно прижимать к полу.
Следующим упражнением для разогрева и растяжки связок может являться «лягушка», во время которой тянутся пахи и готовят ноги к растяжке в поперечный шпагат. Важно, чтобы колени и попа были на одной линии. Когда «лягушка» более менее освоена, можно добавлять поочередное выпрямление ног (полупоперечный шпагат). Между ног так же одна линия.
Когда ноги разогреты, нужно размять спину. Разминать следует с простых упражнений. Например, «кошечка». После кошки следует лежа на животе прогибаться назад и в колечко. При качественном выполнении упражнения, носочки должны доставать до глаз, а то и подбородка. Но не следует забывать о физиологии. К сожалению, не все могут сделать настолько глубокое «кольцо», поэтому важно делать все осторожно, в меру своих возможностей, не повредив спину, ведь позвоночник — это наше все. После «колечка» можно сделать «корзинку». Упражнение не только развивает гибкость спины, но и развивает плечевые суставы.
Основные упражнения для домашних занятий
После растяжки нужно приступать к упражнениям, требующим мышечного напряжения. Это подкачки на пресс и спину. Для самых юных начинающих гимнасток упражнением на пресс будет являться уголок. Сидя на попе, поднять ноги носочками в потолок и зафиксировать данное положение минимум на 10 счетов. Для мышц спины следует делать лодочку: одновременное поднятие рук и ног с пола. Чем выше, тем лучше. Фиксация так же не менее 10 счетов.
После этих несложных упражнений на пресс и спину нужно сделать мост. Здесь следует проследить за тем, чтобы пальцы рук были направлены к пятками, а локти не смотрели в разные стороны. Главная задача в мостике: оторвать голову от пола как можно выше. Главная задача гимнастического мостика: максимально (до касания) приблизить пальцы рук к пяткам.
Следующим упражнением будет березка. Такое на первый взгляд незатейливое упражнение, зачастую вызывает трудности. Дети часто не могут найти баланс. Это упражнение позволяет почувствовать свое тело в пространстве и укрепить мышечный корсет.
Заканчиваем тренировку шпагатами. Шпагат тянем по одной линии и садимся на пол двумя ножками, а не попой (подъем передней ноги и пятка задней смотрят в потолок). Очень важно тянуть шпагаты в самом конце нагрузки. После шпагатов можно постоять в цапле (на одной ноге) или попрыгать, не забывая вытягивать ноги.
Комментарии к домашним занятиям
Данный комплекс рассчитан примерно на 30 минут. Он не займет много сил и времени, но выполняя его регулярно вы увидите результат. Девочке будет интереснее на занятиях, ей будет хотеться не остаться в стороне, быть увиденной тренером и получить похвалу, что только будет стимулировать ее на новые достижения и подвиги.
Но не стоит забывать, что вы ходите на занятия и постоянно учитесь чему-то новому, поэтому упражнения от месяца к месяцу будут меняться или усложняться, модернизироваться. Следите за тем, что приносит с занятия ребенок и корректируйте комплекс, опираясь на уже приобретенные умения и навыки юной гимнастки.
Для тех, кто к нам еще не присоединился, но очень хочет, этот комплекс подойдет как нельзя лучше. Если вашей девочке едва стукнуло 3 года, то можете смело заниматься с ней по этим упражнениям, тем самым готовя ее к нашим занятиям. Попав первый раз в зал, она уже не растеряется и не испугается странных заданий тренера, а будет активно демонстрировать успехи и получать от занятия положительные эмоции и море радости.
Развивающая гимнастика для детей разных возрастов
Развивающая гимнастика для детей приобретает все большую популярность.
Упражнения для тела, рук и ног гарантирует не только стройность и подтянутость: чем раньше формируется здоровый образ жизни у малыша, тем легче вырастить физически полноценного ребенка.
Польза развивающей гимнастики для детей – это:
- укрепление всех групп мышц, сердечно-сосудистой системы, кровообращения и дыхания;
- улучшение осанки и развитие гибкости;
- лечение и успокоение ребенка;
- закаление характера;
- обучение умению дружить и работать над собой.
Детская гимнастика значительно улучшает аппетит, облегчает пищеварение и развивает координацию движения.
Различные исследования показывают, что ребенок, регулярно занимающийся гимнастикой, обгоняет сверстников не только в силе и здоровье, но и в развитии речи и сообразительности. Увлекательное развлечение развивает осознанность малыша и сводит на нет детские капризы.
Регулярные занятия по гимнастике расширяют круг общения, позволяют научиться спортивным достижениям и дарят ребенку положительные эмоции.
Для чего нужна гимнастика?
- Ребенок, став взрослым, не будет попрекать родителей в том, что его не развивали в детстве.
- Выработанные с малых лет здоровые привычки станут неотъемлемой частью взрослой жизни.
- Большое «дитя» не будет ждать каждого понедельника, чтобы заняться физическими упражнениями.
Задатки, заложенные в детстве, позволяют уже взрослому человеку без особых трудностей освоить любой другой вид спорта.
Гимнастика спины, живота, рук, ног
Каждый возраст требует свой комплекс упражнений.
Гимнастику для детей лучше всего начинать до года. Педиатры считают, что упражнения следует выполнять с 5-го месяца, так как за этот период мышцы ребенка укрепляются и способны приносить пользу малышу без нанесения ему вреда и травм.
В грудном возрасте регулярные занятия по гимнастике подготавливают малыша к сидению, ползанию, стоянию и правильному дыханию. Продолжительность занятий не должна превышать 8 – 10 минут.
Упражнения: скрещивание и подъем рук, сгибание/разгибание ножек, перевороты со спинки на живот и наоборот, сгибание туловища.
Годовалые дети уже могут самостоятельно приседать, делать первые движения в ходьбе. Занятия можно увеличить до 10 – 12 минут в день.
Упражнения: соединения локтя с коленом, стоп и лба, прижимание ножек к животику, вращательные движения согнутых ножек по и против часовой стрелке, укладывания ребенка на живот, приподнятие ребенка за подмышки (имитация ходьбы) и др.
Гимнастика на мяче
Гимнастические упражнения для детей 1 – 3 лет имеют свои нюансы: все занятия должны быть разнообразными и выполняться в веселом ритме в форме какой-либо игры, истории или действия, увлекающих и заинтересовывающих малыша. Спортивные занятия выполняют две функции: помогают развиваться малышу физически и одновременно содействуют в формировании артистизма и улучшению фантазии.
Упражнения: перелезть через подушку, проползти под низким столом, подражать движениям животных, персонажам из сказок и др.
В 4 – 5 лет осанка ребенка уже сформирована, развито мышление и они могут концентрироваться. Упражнения выполняют для развития координации движений и гибкости. Гимнастику обычно дополняют с играми в мяч и с мягким эспандером. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.
Упражнения: ходьба по узкой дорожке, боком, задом наперед, бег в различном темпе, проползание под препятствием и др.
Развитие силы и ловкости у мальчиков
Гимнастика для детей 6 – 8 лет защищают от заболеваний опорно-двигательного аппарата и способствуют налаживанию организационных моментов ребенка. Главные цели: во-первых, малышу следует научиться быть ответственным за получение хороших результатов тренировок; во-вторых, развитие мускулатуры ребенка.
Гимнастические занятия следует проводить в определенное время. Можно дополнять соответствующим музыкальным фоном и ритмическими детскими песнями.
Упражнения: «мостик», шпагаты, стойка на лопатках и т.д.
Детская гимнастика для детей 8 – 10 лет чаще всего выполняется отдельно для девочек и мальчиков. Гармония души, тела, спорта и искусства – это сочетание упражнений с обручами, лентами, мячами, булавами и другим спортивным инвентарем. В этом возрасте у детей интенсивно формируются эстетические вкусы, развивается абстрактное мышление, музыкальный слух и вырабатывается чувство ритма; повышается атлетизм и развиваются физические силы, формируется уверенность, воля и твердость характера. В этом возрасте показаны ритмичные сольные и парные упражнения, правильная постановка ног и движения под музыку.
Упражнения: сложные прыжки, повороты, волны и т.д.
Художественная гимнастика для девочек
Гимнастические занятия от 11 до 16 лет – это танцевальные и атлетические упражнения, снимающие нервное напряжение ребенка и отвлекающие от школы. Дети учатся выполнять сложные гимнастические, акробатические и силовые элементы.
Упражнения: ходьба с перемещениями, прогибы спины, пируэты, рондаты, махи на брусьях, стойки на руках и т.д.
Комфортные занятия обеспечиваются благодаря хорошо проветриваемой комнате, одежде из натуральных тканей и хорошему настроению.
Блок 1
Гимнастика в воде
Этот вид упражнений относится к лечебным и положительно воздействует на детский организм: гидрокинезотерапия издавна считается эликсиром жизни для тела, кожи и души.
Преимущества водных процедур для детей:
- формирование осанки;
- улучшение кровообращения;
- увеличение жизненного объема легких;
- закаливание организма;
- увеличение сопротивляемости инфекциям;
- улучшение эмоционального фона.
Гимнастические упражнения, выполняемые в воде разнообразны: это и различные глубины погружения, занятия с гантелями, пенопластовыми плотиками, упражнения о стенку, ступени или поручни бассейна, многообразные виды ходьбы, приседания, повороты туловища и другие движения в воде, а также «поплавок», «кроль», «осанка балерины», «захлест» и т.д.
Гимнастические упражнения должны приносить детям удовольствие. Если ребенок боится воды, то лучше поменять разновидность гимнастики или вовсе отменить упражнения.
Гимнастика на мяче
Упражнения на фитболе (швейцарский мяч) прекрасно снимают мышечное напряжение, укрепляют позвоночник, улучшают осанку, развивают координацию и вестибулярный аппарат. Особую радость детям доставляет расцветка гимнастического снаряда. Яркие, матовые, нейтральные, блестящие, разноцветные или однотонные мячи положительно воздействуют на психику ребенка и стимулирует его интеллектуальное развитие.
Мяч в этом случае – и динамичный тренажер, и расслабляющий массажер.Колебания фитбола вынуждают детей контролировать равновесие и стимулируют работу внутренних органов.
В результате регулярных занятий у малышей вырабатывается самоконтроль и улучшается способность к самоанализу.
Упражнения: разминка, движения для бедер, ягодиц, груди и рук, а также различные покачивания и отталкивания («пружинка», «футбол», «тачка», «перетягивание» и др.).
Блок 2
Первые занятия на гимнастическом мяче должны быть не больше 5 минут. Постепенно их можно увеличить до 15 – 20 минут.
Вне зависимости от выбора разновидности развивающей гимнастики физические упражнения, с которых начинается здоровая жизнь, как нельзя лучше отражаются на состоянии ребенка. Хорошим тоном считаются занятия минимум 2-3 раза в неделю, так как спортивная семья – залог воспитания всесторонне развитого будущего поколения.